Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс самореализации подростков характеризуется изменением ценностных ориентаций подростков, личностными изменениями, отношением подростков к своим сверстникам и педагогам. Этому способствовали такие особенности детского объединения, как: наличие общества сверстниковудовлетворение интересов и потребностей подростковвыбор личностно-значимых видов деятельностипозитивное отношение со стороны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
    • 1. Психолого-педагогическое и социально-нравственное содержание эмпатии
    • 2. Особенности процесса развития эмпатии подростков
    • 3. Роль детского общественного объединения в развитии эмпатии подростков
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
    • 1. Программирование деятельности детского объединения
    • 2. Реализация социально-педагогического потенциала детского общественного объединения в условиях летнего отдыха подростков
    • 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию эмпатии подростков

Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Помощь в решении проблем общения, понимания друг друга является важнейшей задачей социального воспитания подростков. Одним из условий успешности общения человека с другими людьми является воспитанность его эмоциональной сферы, проявляющаяся в способности сопереживать другим людям: прежде всего, чувствовать их боль как свою, их радости и горе как свои. Проявление этой способности в значительной мере связано с тем, каков круг людей, включаемых человеком в категорию «мы», каково окружение людей, значимых для него.

Эмпатия в педагогике рассматривается в связи с воспитанием нравственных чувств, нравственно-эмоциональной отзывчивости. Функции эмпатии — способности сочувствовать, сопереживать — состоят в гуманистическом опосредовании межличностных отношений: в обеспечении адекватного познания, восприятия и понимания человека человеком (Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова) — в выработке мотивов альтруистического поведения личности (А.В. Петровский, А. Н. Лутошкин, Л.И. Уманский).

Подростковый возраст является критическим в становлении личности, не составляет исключения и феномен эмпатии как психологического личностного образования: достигнув явно выраженного уровня в подростковом периоде, она стимулирует социальное поведение в дальнейшей жизни. Особенности развития эмоциональной сферы подростков вызывают необходимость социально-педагогической деятельности, специально направленной на развитие нравственных чувств: сами подростки проявляют эмпатию избирательно, не всегда явно. В их потребностно-мотивационной и эмоциональной сферах мотивы самоутверждения и самореализации становятся главными, остальные же отходят на второй план (Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн).

Как объект социальной работы подростки нуждаются в помощисоциальной адаптации, создании условий для социализации. Усвоение социального опыта, готовность к его обогащению формируется через включение подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством. Одновременно подростки являются и субъектами социальной работы, что предполагает реализацию возможностей решения ребенком своих социальных проблем.

Педагогические исследования современного детского движения (А.В. Волохов, М. Б. Коваль, В. Н. Кочергин, М. Е. Кульпединова, М. И. Рожков, Е. Н. Сорочинская, Е.В. Титова) позволяют сделать вывод о значимости детских объединений в создании благоприятных условий воспитания, социализации детей и подростков, о возможности рассмотрения этих объединений как значимых средств развития эмпатии подростков.

Среди всего многообразия ныне существующих детских сообществ мы выделяем детское общественное объединение — самостоятельное, на добровольной основе общественное формирование детей и взрослых, созданное для совместной деятельности, направленной на удовлетворение и развитие социальных потребностей и интересов подростков. В таких сообществах возникают условия для удовлетворения детьми потребности в общении и в социально-значимой деятельности, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, для развития социального творчества. Сознательное участие в деятельности объединений предопределяет выполнение подростком роли субъекта общения, права, творчества, саморазвития.

Практика показывает, что существует ряд противоречий: между важностью формирования эмпатии — и реальным вниманием к этому процессу со стороны как педагогической теории, так и массовой практикимежду возможностями детского общественного объединения в решении задач нравственно-психологического развития подростков — и использованием этих возможностеймежду значительным воспитательным, социализирующим потенциалом социальной работы с подростками — и ограничением его реализации преимущественно организационным к аспектом, к тому же связанным главным образом .лишь с деятельностью Р.

Jf г jl школы в социуме.

В конечном счете, все эти противоречия отрицательно сказываются на деятельности детских общественных объединений, а главное — на формировании духовно-нравственного облика подростков, особенно в социально-экономических условиях, сложных для государства и общества, для школы и семьи, но в первую очередь для современного детства. Поэтому актуальна разработка и научное обоснование средств его социальной защиты.

В то же время накоплен определенный положительный опыт, свидетельствующий о принципиальной возможности и реальности успешного преодоления названных противоречий. Каковы же научно-методические основы этого процесса? Каковы содержание и условия социальной работы с детским^ общественными объединениями, способствующие развитию в них эмпатии подростков? Совокупность этих взаимосвязанных вопросов, составив проблему нашего исследования, детерминировала его тему: «Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении».

Объектом исследования стали подростки, входящие в детское общественное объединение, а предметом — процесс развития их эмпатии.

Целью исследования является разработка социально-педагогических основ развития эмпатии подростков в детском общественном объединении.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическое и социально-нравственное содержание эмпатии, ее взаимосвязь с процессом самореа.

• Ш last Л.

II лизации личности подростка. lii ж ж 2. Выявить социально-педагогические особенности процесса развития эмпатии подростков в деятельности детского общественного объе-Jj динения.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить социI.

I ально-педагогические условия эффективности данного процесса.

Гипотеза. Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что процесс развития эмпатии подростков в деятельности детского общественного объединения оказывается эффективным, если: ш.

— эта деятельность обеспечивает позитивную самореализацию подг ri jj ш в fir if-'.

111 «fflSiil уЖгш.

111 шш ростка, обусловленную его положительной «Я — концепцией», правом и возможностью выбора личностно-значимых видов деятельности, удовлетворенности своим социальным статусом;

— при этом создается ситуация успеха в достижении общих и индивидуальных целейг <' - расширяется круг взаимодействия и сотрудничества подростков и взрослых;

Ч&

— гуманная среда отношений и общения позволяет удовлетворить потребности в дружбе и товариществе, сопереживании, взаимопонимании с членами сообщества, в их сочувствии и поддержке.

Методологическую базу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте деятельности и отношений, о личностно-деятельностном подходе к организации жизни детей, об общечеловеческих ценностях как основе социально-нравственного становления личности.

Теоретическая база исследований сложилась из психологических концепций личности, деятельности, общения, творчества (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Божович, А.В. Бруш-линский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, Д.Б. Эльконин), концептуальных положений о роли эмпатии в развитии личности и ее функциональных особенностях (А.А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, Т. И. Пашукова, Л.П. Стрелкова), о социализации личности подростка в детских организациях (А.В. Воло-хов, М.И. Рожков), из социально-педагогической концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (В.Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, С. Т. Шацкий, Г. Н. Филонов, Т.Ф. Яркина).

Сложность предмета и задач исследования потребовали обращения к комплексу взаимодополняемых методов: теоретических (анализ и синтезаналогия, моделирование) и эмпирических (опытно-экспериментальная работа, а также наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение документации).

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом — подготовительном (1989;1993 гг.) — в ходе работы во Всероссийском детском лагере «Орленок» происходило изучение теоретического и накопление фактического материала по проблемам общения подростков в детском объединении.

Таким образом был подготовлен второй этап исследования — опытный (1993;1997 гг.), охвативший опытно-экспериментальную работу по созданию детских общественных объединений в г. Томске, разработку и реализацию обновленного содержания их деятельности в изменившейся социально-экономической ситуации при частичной потере духовно-нравственных ценностей, когда резко актуализировалась проблема развития эмпатии подростков как механизма их просоциального поведения, в том числе с использованием возможностей детских общественных объединений.

Третий этап — обобщающий (1997;1998 гг.) — включил корректировку опытно-экспериментальной работы, систематизацию, обобщение и оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования в том, что в нем.

— уточнены и конкретизированы сущность и содержание процесса развития эмпатии подростков, его взаимосвязь с процессом их самореализацииопределены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития эмпатии подростков в детском общественном объединении;

— обосновано и апробировано содержание подготовки педагогов к профессиональной социально-педагогической деятельности по реализации изучаемого процесса.

Практическое значение исследования в том, что в нем разработаны.

— методика развития эмпатии подростков в деятельности детского общественного объединения, позволяющая повысить эффективность социализации подростка;

— программы деятельности детского общественного объединения в условиях летнего отдыха подростков (на базе загородных лагерей), направленной на активизацию развития эмпатии подростков;

— методические рекомендации по названным выше аспектам деятельности детских общественных объединений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание психолого-педагогического анализа сущности эмпатии подростка включает в себя определение понятия, обоснование причин и сущности взаимозависимости эмпатии подростков и их самореализации в связи с особенностями развития мотивационной сферы подростка.

2. Детское общественное объединение выступает благоприятной средой самореализации подростка при ряде необходимых условий, среди которых: общие и значимые для всего объединения гуманистические ценностисуществование неформального круга общения, позволяющего быть полноправным членом объединения и сглаживающего возникающие у подростка чувства незащищенности и одиночестваналичие микрокультуры, выражающейся в традициях, законах, ритуалах жизнедеятельности, которые являются проявлением товарищеской заботы, поддержки, сотрудничества и взаимопомощи.

3. Эффективность процесса развития эмпатии в детском общественном объединении обеспечивается рядом условий:

— созданием ситуаций успеха и развития через обширное поле деятельностиналичием гуманной среды общения и отношенийрасширением круга взаимодействия подростка с другими людьми на основе сотрудничества детей и взрослых.

Основные положения и выводы исследования прошли апробацию:

— в выступлениях автора на семинарах руководителей детских общественных объединений г. Томска и Томской области, на курсах старших вожатых и социальных педагогов школ, организованных областным управлением образования;

— в курсе «Социальная педагогика» в Томском государственном педагогическом университете;

— в тезисах и выступлениях на региональных и всероссийских научных семинарах и конференциях, IV Международном Конгрессе содружества лагерей в г. Санкт-Петербурге.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по данному параграфу следующие: е Процесс социализации индивида продолжается до тех пор, пока не завершится его социальное существование. Отсюда лишь можно говорить об интенсивности социализации в различные периоды жизни человека.

9 Социализация, как личностное свойство, возникает в процессе деятельности. Исследователи выделяют три основных блока мотивов социальной деятельности. Для нашего исследования представляет интерес блок мотивов самовыражения и самоутверждения. У подростков он проявляется в стремлении заявить о себе посредством поступков, заслуживающих признание и поощрение друзей, знакомых. Стремление к самовыражению и самоутверждению как бы интегрирует все остальное, поскольку все сводится к самореализации личности. Именно на этом этапе возрастного развития важно воспитывать положительные, общественно значимые мотивы самоутверждения и самовыражения.

• Эту задачу могут решить подростковые общественные объединения, являющиеся одним из институтов социализации подростка. Они призваны обеспечить включение подростков в социальные отно.

76 шения окружающей среды, функции которых направлены на создание условий для реализации детских потребностей и интересов. е По обобщенным результатам целого ряда психолого-педагогических исследований зафиксирована особенность хорошего педагога — его стремление, прежде всего, понять и прочувствовать другого человека, а только затем действовать на основе этого понимания. Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы социального педагога, и, если по какой-либо причине механизм обратной связи начинает «работать» с перебоями, человек, взаимодействуя с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответственно, неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие нарушается.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ.

Особенностью нашей опытно-экспериментальной работы стало исследование развития эмпатии подростков из детских организаций в условиях летнего отдыха.

В рамках деятельности Союза детских организаций Томской области возникла необходимость в создании такой формы работы, которая позволяла бы на небольшой период собирать детей из детских организаций и их руководителей с целью получения целостной картины состояния детского движения в области и определения его перспектив, а также оказания методической помощи детским организациям. Для решения этой цели был создан Лагерь Союза детских организаций, работающих в летний и зимний период, соответственно 21 и 14 9 дней.

Создание долговременной программы Лагеря явилось задачей первого этапа нашей опытно-экспериментальной работы. Относительно детского объединения, программирование — это способ определения верной цели, эффективных методов и форм деятельности детского объединения по достижению поставленной цели. Воспитательную цель данной программы мы видели в создании условий для самореализации личности подростка в каникулярное время, а развитие эмпа-тийных отношений среди подростков являлось наиболее важным, так как решало ряд других задач, таких как: привлечение новых ребят в деятельность детских общественных объединений и популяризация идей детского общественного движения среди подростков области. Участниками данного этапа опытно-экспериментальной работы стали педагогический отряд и методисты Союза детских организаций. Разработка программы помогла педагогам осмыслить сущность своей деятельности, свою педагогическую позицию в роли лидера детей на основе принципов сотрудничества.

К созданию программ Лагеря детских организаций привлечены на партнерских началах государственные и муниципальные учреждения, объединения различных организационно-правовых форм и всевозможных направлений деятельности в зависимости от содержания каждой смены (Федерация профсоюзов, Комитет по делам молодежи, Фонд социального страхования, Управление социальной защиты населения, Центр занятости населения Томской области и другие), что позволяет преодолеть ведомственную разобщенность в социальной работе с детьми из детских общественных объединений.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы в период с 1995;1997 гг. шла апробация социально-педагогических программ, которые создали основу деятельности детских организаций области: определили их роль и место в социальном воспитании детей и подростковсоздали новые формы работы детских организацийобозначили роль самоуправления и самоопределения детских организацийпоказали развитие индивидуальных способностей и личностный рост детей в условиях детской организации. Второй этап включал в себя и проведение диагностической работы по определению эффективности реализации программ в создании условий для самореализации подростков, в связи с этим исследование изменений эмпатийного потенциала личности подростка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Эмпатия — основополагающая характеристика понимания другого человека и самопознания, фундаментальное условие развития личности, неразрывно связанная с межличностным общением, и, собственно, возникающая в последнем.

Эмпатия берется как сложное образование в структуре личности, порождаемое, с одной стороны, степенью эмоциональной сензитивно-сти и соответственно способности дифференцировать тончайшие оттенки гаммы переживаний, чувств и состояний в другом человеке и в самом себе, с другой стороны, эмпатия выступает как итог положительного эмоционального опыта индивида, тесно связанного с рядом важнейших характеристик интеллектуального и поведенческого плана, в частности, с критичностью мышления, опознанием внутренних смыслов эмоций и чувств, переживаемых другим человеком и самим собой и, наконец, действенностью и конструктивностью поступков при оказании помощи другому.

Развитие врожденного эмпатийного потенциала в начальный, школьный и маргинальный периоды социализации личности определяется совокупностью факторов, в частности: этнокультурными традициями, развитостью эмпатийного взаимоотношения между членами семьи, интенсивностью коммуникативных связей ребенка, широтой круга его общения.

Эмпатия, достигнув своей явной выраженности в подростковом возрасте, стимулирует просоциальное поведение в дальнейшей жизни. Но есть свои особенности развития эмпатии в этом возрасте: она не всегда явно выражена, так как мотивы самоутверждения и самореализации становятся главными для подростка, отодвигая мотивы сочувствия и сопереживания на второй план.

2. Значителен педагогический потенциала детских общественных организаций, который является средством формирования мотивации саморазвития и самореализации подростков. Сущностной чертой детских общественных объединений является преобладание активности детей и подростков. Сама возможность их существования связана с самоорганизацией самодеятельности детей. Во время пребывания подростка в детской общественной организации неисчерпаемы возможности создания для каждого:

1) ситуации успеха;

2) ситуации развития;

3) особой среды общения и отношений;

4) обширного поля деятельностикоторые благотворно сказываются на воспитании, оздоровлении и укреплении личностного достоинства подростка, способствуют его самоутверждению и самореализации. О.

На основе современных научных взглядов важнейшими функциями социального педагога в детском объединении являются:

— функция носителя духовной культуры;

— функция увлеченного участника общей с детьми деятельности;

— функция организатора общения (коммуникативная), ядром которой становится гуманизация отношений в детском коллективе.

Определяющее значение в успешном осуществлении этих важнейших функций имеют эмпатийные качества, умения и навыки педа-0 гога. Они реализуются прежде всего в стиле общения. Согласно критериям эмпатийности, эти особенности должны способствовать установлению оптимального эмоционально-смыслового контакта с детьми. Этой цели прежде всего соответствует стиль «совместное творчество» .

3. В создании условий для самореализации личности, с целью развития эмпатийного потенциала, целесообразно использовать метод программирования деятельности детского объединения.

Программы включают в себя реализацию нескольких функций:

9 Творческой -. способствует раскрытию природных талантов, помогает самовыражению и саморазвитию личности через свободно выбранную деятельность.

• Коммуникативной — установление эмоциональный связей, дружеских взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

• Оздоровление — снятие эмоциональной напряженности, вызванной нагрузкой на нервную систему за период учебного года. е Обучающей — совместный поиск новых моделей и содержания деятельности детских объединений.

В программу включены такие педагогические средства, формы и методы, которые бы ставили подростка в позицию, требующую самостоятельных решений, проявления творчества, инициативы. К ним относятся:

— коллективно-творческие дела различного уровня как имитационные ситуации для самореализации подростка;

— чередование круга общения и содержания деятельности как гарантия психологического комфорта;

— изменение социального статуса подростка и качества межличностных отношений в группе через включение в работу органов самоуправления;

— обучение навыкам совместной работы микрогрупп через использование различных методов подготовки дел;

— удовлетворение и расширение познавательных интересов;

— развитие игровой культуры.

4. Апробация социально-педагогических программ деятельности детского объединения проходит эффективно во время общего сбора представителей детских общественных объединений области. Формой такого сбора стал Лагерь детских организаций, который проводится дважды в год во время школьных каникул. Педагогикой отношений наполнен Лагерь детских организаций. Каждый осознает свою ответственность за микроклимат в лагере, чистоту нравственных отношений. Педагогически целесообразно использование социально-педагогического потенциала загородного лагеря для развития эмпатии подростков. Среди условий загородного лагеря, способствующих развитию эмпатии, следует выделить:

— широту и интенсивность общения;

— высокий темп и разнообразие деятельности;

— эмоционально насыщенную среду.

Процесс самореализации подростков характеризуется изменением ценностных ориентаций подростков, личностными изменениями, отношением подростков к своим сверстникам и педагогам. Этому способствовали такие особенности детского объединения, как: наличие общества сверстниковудовлетворение интересов и потребностей подростковвыбор личностно-значимых видов деятельностипозитивное отношение со стороны окружающих. В свою очередь, критериями эмпатии подростков выступает наличие у них понимания значимости гуманистических качеств и свойств личности, альтруистическая линия поведения. Очевидно, что процесс самореализации способствует развитию эмпатии подростков, это было подтверждено данными опытно-экспериментальной работы в ходе нашего исследования.

5. Материалы настоящего исследования использовались при подготовке студентов — социальных педагогов Томского педагогического университета к работе в детских организациях на базе школ и детских центров в микрорайонах, в условиях летних загородных лагерей.

Выполненное исследование, естественно, не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Изыскания в этой области, как показали наши материалы, целесообразно продолжить, прежде всего, в следующих направлениях: обоснование и создание системы целостной индивидуально-творческой подготовки социальных педагогов к развитию эмпатии в детских объединенияхразработка личностно-ориентированных технологий развития эмпатии в детском объединениипоиск и нахождение альтернативных системных диагностик развития эмпатии в детском объединении.

Огромную благодарность мы выражаем Союзу детских организаций Томской области, его председателю Нине Анатольевне Кончев-ской и педагогическому отряду за помощь в организации опытно-экспериментальной работы.

Особая признательность Светлане Александровне Смирновой, методисту Союза детских организаций — коллеге и соавтору наших программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 27 -48.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. -448 с.
  3. Н.А., Морозова Н. А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. // Социальная работа, выпуск № 2, 1992. С. 45 69.
  4. . Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли // Избранные психологические труды. Т. 2. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, И. В. Кузьмина. М., 1980. — С. 82 — 90.
  5. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.2. О человеке как объекте и субъекте воспитания. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  6. Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания //Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  7. Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект ПРЕСС, 1997. -238 с.
  8. Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. -М., 1977.
  9. А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. М.: Грааль, 1997. — 328 с.
  10. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростков в условиях быстрых социальных изменений. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1996. — 21 с.
  11. Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии 1987, № 2.-С. 54 — 66.
  12. Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии, 1987, № 2.
  13. Н. В. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар, 1993. — 34 с.
  14. С. А. Этот «опасный возраст». М., 1982 — 94 с.
  15. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакци-онно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 221 с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986. — 276 с.
  17. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994.
  18. .П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования. — 1996. — 141 с.
  19. П. П. Педология. М., 1934.
  20. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 695 с.
  21. Е.М. Понимание. М.: Политиздат, 1986. — 359 с.
  22. Е.Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 1983. — 16 с.
  23. О. С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979. — 111 с.
  24. А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.
  25. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  26. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 324 с.
  27. А.А. Субъектная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1985, № 2.
  28. А.А., Малькова З. А., Новикова Л. И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. М., 1991. — 98 с.
  29. Л. И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С. 98 — 107.
  30. Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 257 — 283.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности. /Изб. психологические труды. М.-Воронеж, 1995. — 349 с.
  33. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  34. С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Автореферат дисс. канд. пед. наук Л., 1988 — 16 с.
  35. В. Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR — Аргус, 1994. — 207 с.
  36. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективы, альтернатива. М.: Изд-во ВНИК «Школа-микрорайон», 1991. -32с.
  37. А. В. Проблемы психологии субъекта / Ин-т психологии РАН. М., 1994. 153 с.
  38. А. В. Российская ментальность и психологическая наука // Материалы Международной научно-практической конференции «Человек современной социально-культурной ситуации». СПб. /Гуманитарный Ин-т профсоюзов, 1994. С. 65 — 66.
  39. Будем работать вместе! (Программы деятельности детских и подростковых организаций). М.: СПО ФДО, 1996. — 146 с.
  40. Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений /Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой. М., 1972.
  41. Введение в новую профессию: социально исторический контекст, (методическое письмо) // Социальная работа. -1994.-№¼.-С. 11−17.
  42. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. -268 с.
  43. А.В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций. Казань, 1992.
  44. ., Хозе С., Иванов В. Идеалы и «идеалы»: О нравственном воспитании школьников. // Воспитание школьников. 1991. -№ 2.-С. 36 — 38.
  45. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 80 с.
  46. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности. М.-Тула, 1993.
  47. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М.: Новая школа, 1993. -160с.
  48. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  49. Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 55 с.
  50. Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1982, т.4.
  51. Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 224 с.
  52. JT.C. История развития высших психических функций.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983.-Т.З.-С.6−328.
  53. Л.С. Педология подростка: // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С. 5 — 243.
  54. Т. П. Что мешает людям слышать друг друга: Заметки психолога. // Магистр. — 1993. — № 1. — С. 2 — 8.
  55. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям.: Автореферат дисс. доктор пед. наук. -М., 1991 С. 5 — 10.
  56. О. С. Роль игры в формировании личности ребенка. // Сов. педагогика. 1982. — № 9. — С. 60 — 64.
  57. О. С. Социально-педагогические аспекты развития (личности школьника) // Сов. педагогика. 1988. — № 5. — С. 70 — 75.
  58. О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. -М., 1982.-96 с.
  59. О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  60. О.С. Гуманизация воспитания в современных условиях. -М., 1995.
  61. .Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1976. — 21 с.
  62. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлов Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии: //Вопросы психологии, 1993. № 4. С. 61 — 68.
  63. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  64. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М., 1989. 159 с.
  65. Государство и дети: Реальности России / Материалы Международной научно-практической конференции. М., 1995. — 279 с.
  66. Л.Н., Гуслякова Л. Г. Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы. М.: Наука, 1994. — 185 с.
  67. Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. — 214 с.
  68. В. В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Сов. педагогика. 1991.-№ 7.-С. 3−14.
  69. В. В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал 1992. — Т. 13, № 2. — С. 3 — 13.
  70. B.C. Чувства, влечение, эмоции. Л., 1974.
  71. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. — 266 с.
  72. JI.H. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. Ереван, 1984. — 118 с.
  73. JI.H. Психологические корни эмпатии: Учеб.-вспом. пособие для студентов вузов. Ереван, 1987. — 102 с.
  74. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М., 1994. — 127 с.
  75. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  76. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96 с.
  77. В.Д. Формирование активной жизненной позиции старшего школьника в условиях временного комсомольского коллектива: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1979.
  78. И. П. Воспитывать коллективистов. М., 1982. — 80 с.
  79. И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982. — 107 с.
  80. И.П. Формирование юных общественников и организаторов. JL: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969. — 73 с.
  81. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  82. Г. М., Кульпединова М. Е. Детские общественные объединения как социально педагогическое явление. / Несторонний взгляд, выпуск 1. Сост. Трухачева Т. Е., Кульпединова М. Е. — Москва, 1992.
  83. Из опыта работы педагогического коллектива детского лагеря «Стремительный» (Сборник научно-методических материалов). Часть I / ВДЦ «Орленок», 1997. 59 с.
  84. А.З. Развитие самодеятельных начал в детских и подростковых объединениях как путь гражданского становления личности. / Несторонний взгляд, выпуск 2. Сост. Трухачева Т. Е., Кульпединова М. Е. -Москва, 1992.
  85. История зарубежной психологии: Тексты. М., МГУ, 1986.
  86. В.Т. Характер гуманистического воспитательного процесса. // Проблемы школьного воспитания. 1996. — № 4. — С. 21−27.
  87. Е. И. Педагогика каникул в программах Успеха // Философия и педагогика каникул. М.: Инноватор, 1998 — С. 100−104.
  88. Кан-Калик В. А. Основы профессионально педагогического общения: Учебное пособие. — Грозный, 1979. — 138 с.
  89. В. Воспитание в обществе социальных перемен //Мир образования, 1996, № 1. С. 25.
  90. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.
  91. Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная заруб, социальная психология. Тексты. М., 1984.
  92. М. Б. Рационально использовать досуг учащихся городских и сельских школ. // Сов. педагогика. 1986.-№ 5. — С. 16−18.
  93. Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 204 с.
  94. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. -М., 1980. 192 с.
  95. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
  96. В. Н. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры подростков в деяетльности детских организаций. Атореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 18 с.
  97. В.Н. Познай себя. М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1993. -78 с. (в соавторстве).
  98. В.Н. Прошу слова! М.: Молодая гвардия, 1988. — 24с.
  99. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 430 с.
  100. А.Т. Среда как объект системного исследования. / В сб.: Воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности. М., 1980.
  101. Ю2.Леванова Е. А. Готовясь работать с подростками. М., 1993. -152 с.
  102. А. Н. Избранные психологические труды. Т. 2. — М., 1983. — 284 с.
  103. А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардо-ва. 2-е изд. перераб. и дополн. — М. — Нальчик, 1996. — 96с.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977. — 304 с.
  105. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. -М.: Наука, 1971. 193 с.
  106. В.Т. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 11 — 17.
  107. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990. — 190 с.
  108. В.Т. Самодеятельные любительские объединения молодежи. Методическое пособие. Л., 1988.
  109. В. Г. Место жительства социально-педагогическая Среда деятельности детских общественных организаций. / Несторонний взгляд, выпуск 2. Сост. Трухачева Т. Е., Кульпединова М. Е. — Москва, 1992.
  110. Ш. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: Изд-во СИУ, 1997. -85с.
  111. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983. 256 с.
  112. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  113. . Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека: Психол.-пед. пробл. Психол. журн., 1985, т: 6, № 6, С. 8−28.
  114. . Ф. Система наук о человеке // Психологический журнал 1987. — т. 8, № 1. -С. 3 — 13.
  115. А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  116. А.Н. Эмоциональная жизнь коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 168 с.
  117. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
  118. А. С. Воспитание гражданина: Сборник. М.: Просвещение, 1988. — 301 с.
  119. А. С. Коллектив и воспитание личности: Составитель и автор вступительной статьи, с. 5 22, В. В. Кумарин. М., Педагогика, 1972. — 334 с.
  120. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — Т.5.
  121. Т.И. Социальная активность старшеклассников. М., 1988. — 143 с.
  122. А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
  123. Материалы Ассоциации исследователей детского движения. / -Москва.: Пресс соло, 1995. — 126 с.
  124. А. Детской социальной инициативе зеленый свет! // Социальная работа. — 1994. -№ 3−4/6.-С. 47−49.
  125. А.В. Введение в социальную педагогику. 4.1. — Пенза, 1994. — 171 с.
  126. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  127. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1989. — 40 с.
  128. М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. М., Р60 1994. — 184 с.
  129. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Институт практической психологии, 1995. 356 с.
  130. Л. С. Гуманизм и целесообразность в развитии детского движения. / Несторонний взгляд, выпуск 1. Сост. Трухачева Т. Б., Кульпединова М. Е. Москва, 1992.
  131. Л.Л. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1994. — 16 с.
  132. А.Н. Содержание и методы формирования эмпати-ческой культуры у студентов педвуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань: 1994. — 17 с.
  133. . М. Эмоционально-образное познание в развитии человека //Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 9 — 16.
  134. Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
  135. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995. 360 с. 137.0лыпанникова А.Е., Рябинович JI.A. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии 1974 — № 3 — с. 65 — 73.
  136. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого /Под ред. В. Н. Шацкой, Л. И. Скаткина. М.: Педагогика, 1976.139.0разаева Л. И. Время больших проблем: О переход, возрасте. -Нальчик: Эльбрус, 1990. 91 с.
  137. Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. — С. 89 — 92.
  138. Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Сборник научных трудов Кубанского Гос. Ун-та -Краснодар, 1983 С. 89 — 92.
  139. Т.И. Гражданское образование: сущность и критерии содержания //Гражданское общество и региональное развитие. Томск, 1994. С.110−111.
  140. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  141. Л.А. Социально-психологический тренинг в подготовке социального работника. // Социальная работа, выпуск № 5, М., 1992. С. 112 — 121.
  142. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  143. А.В., Шпалинский В. В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. — 187 с.
  144. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Педагогика, 1978. — 179 с.
  145. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти: Учеб. пособие для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 239с.
  146. Познай себя. Авторский коллектив под рук. Рожкова М. И., Воло-хова А.В., Научно-практич. центр Совета СПО ФДО, 1993. — 70с.
  147. Приоритеты современной педагогики: Мир Экология — Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е. — М., 1993. — 160 с.
  148. Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Автореф. дис. .канд. псих, наук Киев: 1980. — 19 с.
  149. А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка: К изуч. психологии школьника. // Воспитание школьников. 1991.-№ 5. — С. 8 — 12.
  150. A.M. Психологические проблемы нравственного воеtпитания школьников. М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1980.- 113с.
  151. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — 245 с.
  152. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Г. А. Берулава, Е. М. Борисова и др. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
  153. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — ПРЕСС, 1998. — 438 с.
  154. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. 304 с.
  155. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. 106 с.
  156. Развитие личности в детском общественном объединении (концепция). М.: Ассоциация исследователей детского движения, 1994.- 24 с.
  157. К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс — Универс. 1994. — 479 с.
  158. К. К науке о личности. // История зарубежной психологии: Тексты. М., МГУ, 1986. С. 200 — 230.
  159. М. И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 63 с.
  160. М. И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. / Методическое пособие для организаторов детского движения, М.: 1996. 111 с.
  161. Л.И. Нравственное воспитание подростков. Киев, 1980.- 139 с.
  162. Руководитель детского объединения: подходы к исследованию позиции (Материалы конференции). Кострома, 1993. — 45 с.
  163. В. С. Педагог организатор: стратег и тактик досуга детей и подростков / Социальный педагог: подготовка и деятельность. Челябинск, 1994.
  164. Н. А. Крестьянский ребенок. М., 1930.
  165. В.В. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов: Автореферат дисс. канд. пед. наук М., 1991 — 18 с.
  166. Салют, «Орленок»!, или Путешествие в педагогику боевой, звонкой, многокрасочной пионерской жизни. / Сост. В. Яковлев- Пре-дисл. Л. Тимофеевой. М.: Мол. гвардия, 1987. — 159 с.
  167. К.Д. Идеи Шацкого о взаимоотношении школы с окружающей средой //Советская педагогика, 1978, № 6. С.29−31.
  168. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. — 140 с.
  169. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
  170. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
  171. Е. Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов н/Д: Изд-во Рост, пед. ун-та, 1996.
  172. Социальная работа и проблемы подготовки кадров / ответ. Редактор Зимняя И. А., М., 1992. 104 с.
  173. Социальная роль и позиция взрослых в детском движении. Кострома: Ассоц. исследователей дет. движения, 1994. — 84 с.
  174. Социология / Г. В. Осипов (руководитель авт. кол.), Ю. П. Коваленко, Н, И. Щипанов, Р. Г. Яновский. М.: Мысль, 1990.
  175. В. А. «Не только разумом, но и сердцем.»: Сборник статей и фрагментов из работ/Составитель и автор предисловия JI. В. Голованов. [2-е изд.]. — М.: Мол. Гвардия, 1990.—141с.
  176. В. А. Духовный мир школьника: подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  177. В. А. Как воспитывать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания/: Пед. наследие. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
  178. В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  179. В. А. Потребность человека в человеке. 2-е изд. -М.: Сов. Россия, 1981. — 93 с.
  180. В.А. Сердце отдаш детям //Изб. пед. соч.: В 5-ти т. Киев, 1979. — Т.З. — С.7−300.
  181. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1997.
  182. Е.В., Трухачева Т. В. Они и мы (о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций). М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  183. Н. Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста
  184. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
  185. К. Н. Социально-педагогические особенности детского временного объединения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 195?- 21 с.
  186. Т. В. К борьбе за дело детского движения будем готовы?. // Проблемы школьного воспитания. 1995. — № 2.- С. 20−27.
  187. JI. И. Психология организаторской деятельности f школьников: Учебное пособие для педагогических институтов.
  188. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  189. Фантазия + творчество = каникулы (методические и практические рекомендации в помощь организаторам оздор. отдыха детей и подростков). М.: СПО ФДО, 1994. — 190 с.
  190. Д. И. Психологические закономерности социального становления ребенка. // Советская педагогика. 1989. — № 5. -С. 71−77.
  191. В. Парадоксы эмпатии // В кн.: Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. — С. 176 — 195.
  192. Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции. // Педагогика. 1994. -№ 6.-С. 37 — 42.
  193. Г. Н. Социальная педагогика: содержание наук о человеке // Педагогика. 1996. № 6. — С. 35 — 40.
  194. Философия и педагогика каникул / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1998. — 218 с.
  195. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверин-цев, Э. А. Араб Оглы, JL Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  196. А. У. Человек рынка// Общественные науки и современность. 1992. № 5. — С. 28. — 38.
  197. К. Собрание сочинений. В 3 т. М.: Смысл, 1997.
  198. С.Т. Избранные педагогические сочинения /Под ред. Н. П. Кузьмина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкого. М.: Педагогика, 1980. -Т.1−2.
  199. Т.Д. О личностной характеристике социального работника.//Социальная работа, выпуск № 5, М., 1992. С. 50−55
  200. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: МПА, 1995. -219с.
  201. Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. / Избранные психологические труды. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1995.
  202. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
  203. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1993.
  204. И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Метод, руководство для студентов и психологов нар. образования. Казань: КГПИ, 1992. — 30 с.
  205. Т.Ф. Радуйся жизни и помоги жизни. // Социальная работа. -1992.-№ 1.-С. 65−69.
Заполнить форму текущей работой