Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнопедагогические формы содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучался опыт работы центров детско-юношеского туризма г. Александрова, г. Суздаля, станции юных туристов г. Кольчугино. Проводились самоанализ и экспертиза деятельности областного центра туристско-краеведческой и экскурсионной работы Владимирской области, Центра детско-юношеского туризма и экскурсий г. Суздаля и станции юных туристов г. Кольчугино, в ходе которых изучалась эффективность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Этнопедагогические формы деятельности образовательных учреждений
    • 1. 1. Этнопедагогика как объект философских и педагогических исследований
    • 1. 2. Этнопедагогические аспекты туристской деятельности
    • 1. 3. Детский туризм как процесс овладения этнопедагогическими формами деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические аспекты дополнительного образования в сфере детского туризма. VI
    • 2. 1. Педагогические особенности этнопедагогических форм туристской образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей
    • 2. 2. Туристско-краеведческая деятельность — средство мотивации личности к саморазвитию и самопознанию
    • 2. 3. Показатели и критерии эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению
  • Выводы по второй главе.. ИЗ

Этнопедагогические формы содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Россия — исторически сложившееся многонациональное, полиэтническое и поликультурное государство с глубокими интернациональными традициями.

Стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентации, жизненных устремлений и другим не менее существенным последствиям.

Вместе с тем нельзя не учитывать наметавшийся в последнее время крен в сторону агрессивного национализма и массового антипатриотизма.

Наш нынешний кризис многие специалисты и мы оцениваем как кризис, прежде всего, ментальный.

В современной социально-экономической ситуации особо возрастает значение неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов, форм деятельности, выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности.

Использование учреждениями дополнительного образования детей в своем содержании деятельности этнопедагогических форм рассматривается нами как одно из эффективных в формировании у детей и подростков чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и несущих ответственность за них.

Необходимость поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению определяется:

— во-первых, осознанием обществом необходимости выработки общенациональных духовных ориентиров жизни и, в тоже время, недостаточностью теоретических разработок и практических форм их реализации в образовательных учреждениях;

— во-вторых, тем, что Программа туристско-краеведческого движения Российской Федерации «Отечество», определяющая содержание деятельности учреждений дополнительного образования, лишь в декларативном порядке обозначает формы образовательной деятельности учреждений, не раскрывая их сущность и значение в формировании целостной личности;

— в-третьих, недостаточным уровнем разработки предмета дополнительного образования — «детско-юношеский туризм» и повышением требовательности родителей (законных представителей детей), детей и государства к результатам и качеству дополнительного образования.

Неразработанность обозначенных аспектов в теории и их актуальность для практической деятельности, определили проблему исследования, состоящую в определении места, роли и эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по тури стс кокрае вед ч е с ко м у направлению.

Теоретические подходы к анализу современных проблем дополнительного образования могут быть найдены в ставших классическими работах В, П. Вахтеров a, JI.C. Выготского, К. П. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, исследовавших феномен социального воспитания как систему целенаправленно созданных материальных, духовных, организационных условий для развитая ребенка.

Проблемы национального воспитания и образования изучены учеными педагогами и психологами: ГШ. Блонским, Т. Н. Петровой, Т. С. Стефаненко, И. Я. Яковлевым.

Существенный вклад в разработку концептуальных основ дополнительного образования внесли современные исследователи: Н. Л. Антонова, А. К. Бруднов, О. С. Газман, А. Ю. Гордон, И. П. Иванов, Н.Г. Крылова^.

Научная разработка вопросов детской туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования всегда опиралась на гуманистическое направление в российской педагогике.

В 60-ые годы И. Н. Бескаравайный, К. Н. Волков, И. П. Иванов, В. Г. Липинак, И. Н. Пилат, Н. В. Рубанова, А. П. Сидеяьковский, А. Д. Солдатенков заложили концепции непрерывности туризма и краеведения, начали исследование влияния детско-юношеского туризма на формирование личности.

В 70-ые годы Ю. Т. Бородкина, П. И. Истомин, А. А, Останец-Свешников, М. Н. Ямницкий исследовали различные аспекты воспитательно-образовательного процесса в условиях туристско-краеведческой деятельности.

В 80−90-ые годы В. А. Квартальное, Ю. С. Константинов, С. О. Шмидт, А.А. Остапец-Свешников исследовали предмет туризма.

Теоретические разработки ученых педагогов по проблеме критериев и показателей оценки эффективности учебно-воспитательного процесса, принципов, условий и факторов применения тех или иных методик имеют место в трудах Ю. К. Бабанского, 5. С Гершунского, В. А. Горского, В. А. Кальней, С. Е. Шишова.

В основу нашего исследования положен этнопедагогический подход, разработанный советским, русским ученым педагогом Г. Н.

Волковым. Использование этнопедагогического подхода в исследовании деятельности учреждений дополнительного образования детей только в последнее время входит в научный контекст.

Концептуальный подход Г. Н. Волкова мы принимаем в качестве базового при разработке проблемы в диссертационном исследовании.

Названные обстоятельства определили выбор темы исследования: «Этнопедагогические формы содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристе кокрае ведче с ком у направлению».

Цель исследования — выявить и научно обосновать эффективность использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по программе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», разработать критерии оценки эффективности использования этнопедагогических форм деятельности учреждений дополнительного образования и методики их использования в оценке результативности деятельности учреждения.

Объект исследования — содержание деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению.

Предмет исследования — этнопедагогические формы содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению.

Задачи исследования:

— проанализировать исторический и современный педагогический опыт использования этнопедагогических форм содержания деятельности образовательных учреждений;

— выявить и обосновать педагогические особенности использования этнопедагогических форм в туристской образовательной деятельности учреждениями дополнительного образования детей;

— проанализировать роль и место этнопедагогических форм туристско-краеведческого образования в формировании качеств личности;

— выделить, обосновать и экспериментально проверить показатели и критерии эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей, их использование в процессе самоанализа и экспертизы деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: мы предположили: если использовать этноледагогические формы реализации программы туристско-краеведческого движения «Отечество» на этапах обучения детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей, то можно успешнее способствовать преодолению стихийной социализации личности и, в свою очередь, оказать положительное влияние на формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семьевоспитать уважение к национальной культуре, языку, традициям страны.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных целям и задачам, опорой на эмпирические данные.

Методологической основой исследования являются:

— философская концепция человека как социально мыслящего, социально действующего и социально чувствующего существа, где заданы общие рамки видения процессов социализации человека. Концепция этого положения находится в исследованиях философов (А.С. Арсентьев, Э. В. Бесчеремных, М. С, Каган, И. С. Кон, Т. Ф. Михайлов, Э.Г. Юдин) — психологов-теоретиков (А.Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина) — педагогов (В.М. Блинов, М. А. Данилов, B.C. Леднев);

— положения гуманистической психологии о том, что живой реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а представляет собой уникальное интегральное единство телесного, душевного и духовного опыта (А.Г. Асмолов, А. Маслоу, М. Мид, А. В. Петровский, К. Роджерс и др.);

— основные положения концепции детского коллектива, в которых детский коллектив рассматривается как единство организации и психологической общности (М.В. Виноградова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Профессиональный аспект представляют работы теоретиков туризма Г. А. Архандеевой, В.А. Квартальной®-, Ю. С. Константинова, А.А. Останца-Свешниковафилософской базой исследования являются труды Е. А. Бородиной, С. А. Козловой, К. В. Кулаева, И. Г. Хан гильдиевой, Б. П. Юсова.

Исследование строилось в русле личностно-деятельного и этнопедагогического, сущностного, количественного и качественного подходов.

Методы исследования. В работе используются теоретические методы исследования: анализ философской, культурологической, педагогической, психологической лншратурысинтез, абстрагирование и конкретизация, методы эмп/>фическ (c)го исследования (анкетирование, тестирование, включенное и невключенное наблюдение, анализ педагогических, ситуаций, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа).

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1995 — 1996 гг.) была сформулирована проблема, осуществлен анализ научной литературы, разработана авторская программа курса «Семейное краеведение».

На втором этапе (1996;1999г.) осуществлена систематизация опыта этнопедагогической деятельности во Владимирском областном центре туристе ко-краеведческой и экскурсионной работы. В ходе формирующего эксперимента проверялась гипотеза исследования.

Изучался опыт работы центров детско-юношеского туризма г. Александрова, г. Суздаля, станции юных туристов г. Кольчугино. Проводились самоанализ и экспертиза деятельности областного центра туристско-краеведческой и экскурсионной работы Владимирской области, Центра детско-юношеского туризма и экскурсий г. Суздаля и станции юных туристов г. Кольчугино, в ходе которых изучалась эффективность использования этнопедагогических форм содержания их деятельности в ходе экспериментальной аттестации учреждений, проводимой Минобразованием РФ. Велась апробация курса «Семейное краеведение» в ОЦТКиЭр и Дворце творчества юных г. Владимира.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) осуществлялись анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах работы.

Организация и база исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Владимирского областного центра туристско-краеведческой и экскурсионной работы, где в течение 15 лет диссертантка работала директором и педагогом дополнительного образования, а также в департаменте образования администрации Владимирской области, работая в качестве ведущего специалиста по дополнительному образованию детей.

На защиту выносятся:

— методически обоснованная совокупность этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по программе Всероссийского тур истс ко-крае вед чес кого движения «Отечество»;

— совокупность критериев оценки эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей;

— методика использования структурно-содержательной модели самообследования и экспертизы деятельности учреждения дополнительного образования на основе «Технологической карты».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснована эффективность использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению в рамках реализации программы Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»;

— выявлены критерии оценки эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей;

— разработана методика использования «Технологической карты самоанализа и экспертизы» деятельности учреждения дополнительного образования детей с целью выявления результативности деятельности учреждения;

— раскрыты мотивационные возможности этнопедагогических форм туристско-краеведческой деятельности в формировании личности обучающихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей и оценке их эффективности в реализации программы Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», Методика использования «Технологической карты» самоанализа и экспертизы деятельности учреждения дополнительного образования может быть применена при изучении результатов деятельности учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого вида, в процессе аттестации учреждений дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в областном центре туристско-краеведческой и экскурсионной работы департамента образования администрации Владимирской области с 1996 по 1999 годы, на областных и Всероссийских конференциях участников туристско-краеведческого движения школьников «Отечество» (1996, 1997,1999гг.), на Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию спортивного туризма в России (Москва, 1999 г.), на проблемных курсах и семинарах педагогических работников и руководителей органов управления образованием на базе областного института усовершенствования учителей (1998,1999,2000 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось системой публикаций, чтением лекций, проведением практических занятий с педагогами дополнительного образования детей, с руководителями" заместителями руководителей образовательных учреждений г. Владимира и области, специалистами муниципальных органов управления образованием.

Материалы диссертации нашли отражение в методических разработках для педагогов дополнительного образования, в статьях, в коллективных сборниках научных трудов.

Положения диссертации реализованы в программно-методическом обеспечении объединений туристско-краеведческого профиля, использованы при разработке практических мер по реализации основных направлений развития дополнительного образования детей во Владимирской области на период 2000;2003 годы. А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

и ВЫВОДЫ.

Никакая созидательная модернизация образования и воспитания немыслима без опоры на вековые традиции. Этнопедагогический подход в дополнительном образовании позволяет формировать педагогический процесс как «процесс естественно-исторический» (Г.Н.Волков).

Опыт показывает, что эффективность дополнительного образования немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Анализ современных педагогических исследований об этнопедагогических формах содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей позволил выделить следующие этнопедагогические аспекты туристской образовательной деятельности: эстетическое совершенство продукта туристской деятельности, нормы национально — этических ценностей, традиции, создание новой системы специалистов в сфере туризма.

Проведенное изучение этнопедагогических форм туристской деятельности и процесса овладения личностью этнопедагогическими формами деятельности в учреждениях дополнительного образования туристского вида Владимирской области (областного центра туристско-краеведчес!#й и экскурсионной д) абохы, центров детско-юношеского туризма гг. Александрова и Суздаля, станции юных туристов г. Кольчугино), позволил сделать вывод, что именно игра, слово, труд, общение, преемственность поколений, события-символы наиболее результативны в процессе формирования личности, способной принимать самостоятельные решения в ситуации социальной неопределенности, что способствует преодолению стихийной социализации детей и подростков в обществе. Обозначенные ранее, этнопедагогические формы содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей, эффективнее других форм.

6 100 603 081 006 050 533 944 054 934 222 389 177 894 927 909 548 330 804 034 776 779 419 382 258 406 492 188 938 772 516 043 676 572 792 136 323 197 954 549 776 404 936 135 270 353 802 473 775 443 157 311 541 732 502 066 915 441 690 149 661 521 320 810 120 738 907 006 421 115 605 674 829 445 495 123 290 694 153 487 014 090 894 932 524 900 366 155 776 в рамках реализации Всероссийской программы «Отечество», позволяют готовить обучающихся к позитивной самореализации в основных сферах жизнедеятельности (познавательной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической).

Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенного эксперимента, в основном, подтвердили выдвинутую нами гипотезу и дают сформулировать выводы:

1. Анализ философских и психолого-педагогических исследований в области этнопедагогики показал, что процесс овладения личностью этнопедагогическими формами деятельности представляет собой образование и воспитание на общечеловеческих ценностях и на национальных традициях.

Мы выяснили, что:

— в учреждениях дополнительного образования детей содержание их деятельности представляет собой интеграцию педагогических возможностей с развитием личности ребенка, в результате которой формируются индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной конкретной деятельности, поведении, общении. Это происходит в таких одновозрастных и разновозрастных объединениях как кружок, клуб, группа, секция, экспедиция, лагерь и др.

2. В туристских походах, путешествиях и экспедициях соблюдение нравственных норм, таких как взаимопомощь, коллективизм позволяют формировать атмосферу нравственно-психологической близости, совершенствовать и корректировать коммуникативные черты характера, эмоционально-нравственные отношения у школьников, осознанное отношение человека и группы людей к природным, общественным явлениям, что можно отсЩествить с формированием ментальности.

3. Рассматривая детский туризм с точки зрения результата, фиксирующего сЬакт поисвоения личностью тех ценностей, которые так важны для г 1 нравственного, интеллектуального развития личности, мы подтвердили, что именно на основе передачи из поколения в поколение объективно-субъективных ценностей и проявлений менталитета осуществляется связь времен, спиралевидное восхождение ко все новым и новым вершинам человеческой духовности, происходит наследование социальной памяти народа.

4. Нами выяснено, что этнопедагогические формы содержания деятельности выступают одним из условий формирования социальных норм поведения, отношения к миру, к окружающей действительности, оказывают положительное влияние на формирование познавательного интереса.

5. Благоприятными условиями успешного использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей по туристско-краеведческому направлению являются:

— организация профессиональной среды, построенной на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанникам;

— детско-юношеский туризм как образовательный процесс служит психолого-педагогической поддержкой личности ребенка, при условии выбора программ и удовлетворенности занятий по ним;

— наличие творческой инициативной группы в сообществе взрослых, являющейся носителем гуманистических ценностей, традиций учреждения, культуры взаимоотношений;

— творческий характер педагогической деятельности.

6. В качестве ведущих показателей эффективности использования этнопедагогических форм организации детского туризма, показателей приближенности детей к цели в дополнительном образовании мы выделили следующие:

— удовлетворенность воспитанников и их родителей выбранной образовательной программой;

— добровольность выбора ребенком вида занятий;

— творческий характер педагогической деятельности.

Основными критериями эффективности использования этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования выделены следующие:

— достижение воспитанниками уровня информированности по изучаемым курсам;

— достижение всеми воспитанниками уровня функциональной грамотности;

— достижение выпускниками уровня компетентности (общекультурной, допрофессиональной, методологической);

— наличие положительной динамики ресурсного, кадрового, лрограммно-методического обеспечения;

— психологический микроклимат в коллективе;

— характер взаимоотношений в учреждении;

— рейтинг образовательного учреждения у родителей;

— наличие системы диагностики способностей воспитанников:

— наличие органов ученического самоуправления.

Основные направления деятельности образовательного учреждения, подлежащие изучению и анализу, критерии их оценки, а также диагностические методики и объекты изучения систематизированы нами в «Технологическую карту самоанализа и экспертизы».

Способность к самооценке, самоанализу форм содержания деятельности учреждения способствует объективной оценке себя и принятия реальных путей развития.

Наше исследование не исчерпывает проблему этнопедагогических форм содержания деятельности учреждений дополнительного образования по тур и с тс кокр, а е ведч ее кому направлению. Дальнейшая разработка проблемы предполагает изучение непрерывности этнопедагогического образования индивидов, прежде всего через язык, историю, культуру, традиции и формирование на этой основе регионального образовательного пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автономия образовательного учреждения: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» / под ред. Литвиновой Н. Г1. — С-Пб. — 1999. — 218 с
  2. Андреева В В., Гаврилин А. В., Гурбатов Н. Д., Копачкова Г. С. Аттестация образовательных учреждений: рекомендации по подготовке и проведению. Владимир. -1998. 150 с.
  3. Г. А. Учебно-исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании: теория и практика. Кемерово. -1999. — 111 с.
  4. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. -105 с.
  5. Ю.К. Избранные педагогические труды. -М: Педагогика. -1989. -560 с.
  6. Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. С-Пб., 1996. 122 с.
  7. В.Г. ПСС в 7-ми т. Т.7.- С. 163.
  8. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение. — 1991. -176с.
  9. И.Н. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки учащихся. Дис.. канд. пед. наук Таганрог. -1961. 207 с.
  10. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М, 1983. — 271 с.
  11. П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. 1915. -№ 4. — С. 6−40.
  12. Большая советская энциклопедия изд.6. С. 128.
  13. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М: Юн вес. — 1998.
  14. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. С-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1994. — С. 35.
  15. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник, 1996. № 1 .С. 2−5.
  16. Т.А. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. -гЪ?>&.
  17. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия». -1999, -168 с.
  18. В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. -С.226.
  19. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.62−77.
  20. А.В. Отеческие гуманистические воспитательные системы. -Владимир: Владимирская школа, 1998. 208 с.
  21. Газман О С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (на материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря): Автореферат дис.. канд. пед. наук. — М, 1974. 26 с.
  22. Газман О С. Роль игры в формировании личности школьника /У Советская педагогика. 1982. — № 9. — С. 60−64,
  23. Газман О С Проблема формирования личности школьника в игре // Педагогика и психология игры. Новосибирск. — 1985. — С. 14−28.
  24. ОС., Вейсс P.M., Крылова Н. В. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 103 с.
  25. О.С., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: забота, поддержка, консультирование. М.: Инновэтор. — 1996. — 196 с.
  26. О.С., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». — М.: Педагогика, 1982. — 96 с.
  27. О.С., Харитонова Н. Е. В ипсолу с игрой. — М.: Просвещение, 1991. -96 с.
  28. А.К. Наши задачи. М., ЦИГ, 1921. — С. 10.
  29. И.Г. Избранные сочинения. М. -Л.: Гослитиздат, 1959. -С. 267−274.
  30. Геродот. История в девяти книгах. JL: Наука, 1972.-С. 91.
  31. .С. Философия образования для XXI века (В поисках поактико-ооиентиоованных образовательных концепций). М.:i A. i
  32. Совершенство. 1998. — 608 с.
  33. В.А. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник, 1996. № 1. — С. 6−11.
  34. М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности. -Философские науки, 1983. № 2 -С. 54−61.
  35. Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство. 1956. С. 78.
  36. И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 3993. — № 5. С. 20−29.
  37. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Дис. .канд. пед. наук. М., 1966. — 156 с.
  38. РФ. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 1996.
  39. Закон РФ «Об образовании"Л996.
  40. Л. Жил на свете учитель. М.: Знание, 1970. 96с.
  41. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. -319с.
  42. М.С. Человеческая деятельность / Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1988. -319 с.
  43. И. Сочинения: в 6-ти т. -Т.4. 4.1. -М., 1965. -С. 490−491.
  44. И. Сочинения: в 6-ти т. -Т.4.1. М., 1965 -С. 497−498.
  45. И. Сочинения : в 6-ти т. Т. 6. — М., 1965. -С. 351.
  46. И. Сочинения: в 6-ти т. -Т. 6. М., 1965. -С. 578.
  47. author>Кантор В. ».Есть великая держава" Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. -М., 1997. С. 7.
  48. П.Ф. Дидактические очерки. -СПб., 1915.-С. 258.
  49. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 354.
  50. К. О русском национальном характере. М., 1994. — С.43−45.
  51. В.А. Становление системы образования для целей туризма. -М.: — 1997 .-75 с.
  52. В. А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М., 1997. — 212 с.
  53. М.А. Историческое сознание и нравственность. М.: Знание. 1990. -С.2.
  54. Ю.С. Детский Туризм в России. М.: ЦДЮТур, 1998. — 176 с.
  55. Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999, 21с.
  56. С.В. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. -М., 1997. С.13−16.
  57. Т.В. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма в системе дополнительного образования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999, 21с.
  58. А.М. Педагогические основы деятельности центра детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М, 1999. — 23 с.
  59. Н.В., Григорьева ЕЛ., Якунин В. А. и др. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ. -1980.156 с.
  60. КВ. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 49−54.
  61. Л .В. Коллективная игра в воспитательной системе школы: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999. -181с.
  62. Н.М. введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: Старый сад. 1998. — С. 13−17.
  63. Леонтьев, А Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  64. АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  65. В.Г. Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Киев. 1969. — 197 с.
  66. А.А. Манипуляции в общении. Владимир: ВГПУ, 1997. — 81 с.
  67. А.А. Педагогам и родителям об общении со школьниками. -Владимир: ВГПУ, 1996. 150 с.
  68. А.А. Педагогика общения. Владимир: Владимирский педувиверснтет. — 1995. — 150 с.
  69. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования. М.: Гуманитарно- издательский центр Владос. — 1999. — 240 с.
  70. Ю.М. О метофизике типологических описаний культуры // Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра. 1992. Ti, Статьи по семиотике и типологии культуры. — С. 386−406.
  71. С.В. Метаморфозы современного сознания. Опыты разработки основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического материала, СПб., 1994.-С. 23−35.
  72. Д.С. Образ новой России истоки формирования I философии, 1998. — № 4. — С. 24−27.
  73. Макаренко, А С. Лекции о воспитании детей // Соч. в 7-ми т. М., 1957. V1. Т.4.-С. 243−386.
  74. А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Соч. в 7-ми т. М., 1957. — Т.5. — 197 -215.
  75. М.К. Современная европейская философия. Логос. 1991. -№ 2.-С. 113−114.
  76. К., Энгельс Ф. Сочинения. T.l. -М., 1964. -СЛ.л. 7
  77. К., Энгельс Ф. Сочинения. -Т.З. -М., 1964. -С.253.
  78. К., Энгельс Ф. Сочинения. -Т.З. -М., 1964. -С. 19.
  79. В.М. О национальной идее // Вопросы философии, 1998. -№ 4.1. С.34−36.
  80. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / под ред. Л И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В А.
  81. Каоаковского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. -240 с.
  82. Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М., 1995. — 144 с.
  83. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988, — С. 58.
  84. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. -М.: Знание. 1977. — 63 с.
  85. Л.Е., Тетерский С. В. Психолого-педагогическое обеспечение экспериментальной аттестации и государственной аккредитации учреждения дополнительного образования. М., 1997. — 66 с.
  86. И.А. Формирование нового содержания дополнительного образования: опыт и перспективы управления процессом. / Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. / Под ред. Крыловой Н. Б -М.: Инноватор. 1998. — 218 с.
  87. С.й. Словарь русского языка. М.: Энциклопедия, 1991 -917 с.
  88. Г. В. Россия: национальная идея и рациональная стратегия // Вопросы философии, 1997 № 10. — С. 47−53.
  89. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: Дис.. канд. пед. наук. М., 1974.-153 с.
  90. Остапец-Свешников Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1989. — 390 с.
  91. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1968.
  92. Т.Н. Просвещение и педагогическая мысль Чувашии XVIII века: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991.- 146 с.
  93. Пироженко 11.Т. Педагогические и гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров туризма. Дис.. канд. Пед. Наук. М., 1998. -¦- 138 с.
  94. Ю.В., Почубеев Л. Г. Этническая социальная психология. С-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. 1993, — 169 с.
  95. Поташник ММ, Лазарева B.C. Управление развитием школой. М: Новая школа, — 1995. — 464 с.
  96. Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии, 1997. №Ю. — С. 39−41.
  97. Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1994. № 1. — С. 43−47.
  98. Н.В. Краеведение как средство связи воспитания с жизнью: Дис. .канд. пед. наук. М., 1965. 173 с.
  99. Л.Я. Этическое и эстетическое. Учу. Зам. Уральск. Гос. Ун-та. Свердловск. 1970 .№ 110.-Вып.2 .-С.64.
  100. А.Е. Проблемы краеведения в теории и практике образовательной школы РСФСР (1917−1931): Дис.. канд. пед. наук. М., 1965. -148 с.
  101. А.П. Процесс формирования эстетического воспитания средствами природы и его влияние на личность школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1967. 193 с.
  102. В.Л. Формирование профессиональной культуры учителя. -М., 1993, — С. 15.
  103. В.Д., Подымова J 1С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр. — М.: Магистр. — 1997. — 224 с.
  104. А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков: Дис. .канд. пед. наук. М., 1969. -С. 231 с.
  105. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН. Академический проект. — 1999. — 320 с.
  106. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1979, — 560 с.
  107. В.И. Хаос и порядок социально-художественная диагностика. М., Знание, 1990.- С. 56.
  108. Теория и практика гуманистических воспитательных систем: Материалы Всероссийской науч. практич. конф. (Владимир, 12−16 октября 1997 г.)/ Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. Владимир: ВОИУУ, 1997. — 216 с.
  109. В.И. Место и роль игрового феномена в культуре И Философские науки. 1980. — № 2. С. 69−77.
  110. V шине кий К. Д. Избранные педагогические сочинения в 11-ти т. -Т. 1 ,-М., 1952.-С.163.
  111. К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. -М.1953. -Т.1 .-С.312.
  112. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии, 1995. № 12 — С.7−11.
  113. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  114. Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности. С-Пб.: Питер. 1999. — 608 с.
  115. В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. — Киев: Осв1та. -1992.-220 с.
  116. З.Б. Афористические жанры осетинского фольклора (Поэтика и историко-этнографические основы): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1980. С. 158 .
  117. Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. ПСС в 15-ти Т.-Т.2.М., 1949.-С.7.
  118. С.Т. Педагогические сочинения. -Т.1. М., 1963. — СЛ25
  119. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство. 1998. — 354 с.
  120. В.А. Историческая психология. Ростов н/Дону, 1996.-212 с.
  121. Г. Грамматика, логика и психология // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М.: Гос. уч-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1960.4.1. -С. 115.
  122. Щедровицкий Г. Г1. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.-С. 92−132.
  123. В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии, 1995. № 4. С. 15.
  124. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г. В. -М., 1995.-935с.
  125. А.Г. Роль общения в развитии детей в лагере./новые ценности образования: философия и педагогика каникул. М.: Инноватор. -1998. -С.218
Заполнить форму текущей работой