Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие математической культуры студентов технических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогические условия в тесной взаимосвязи между собой реализовывались в следующей деятельности: применение активных форм обучения (дидактические игры, деловые игры) — «задачного» метода обучения (решение задач общетехнического и общепрофессионального содержания, решение разноуровневых, а также нестандартных задач) — традиционных форм обучениясамостоятельной работы студентов, которая оформлялась… Читать ещё >

Содержание

  • СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 1. 1. Развитие математической культуры студентов техническ специальностей как педагогическая проблема
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы развития математическ культуры студентов
    • 1. 3. Модель развития математической культуры студентов техническ специальностей

Развитие математической культуры студентов технических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие изменения в экономической жизни российского общества затрагивают все сферы социокультурной деятельности, в том числе систему подготовки инженерных кадров. Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и креативных способностей студентов является важнейшей тенденцией современного высшего образования.

О соответствии инженера требованиям науки и практики в определенной области можно говорить в том случае, если он сочетает глубокие специальные знания с широко развитым интеллектом, поскольку только в таком сочетании он имеет возможности хорошо ориентироваться в быстро меняющихся ситуациях, характерных для современного состояния нашего общества, развития науки и техники.

Стать специалистом высокой квалификации сегодняшний студент сможет, если овладеет наряду со специальными знаниями наиболее рациональными и эффективными приемами умственного труда, приемами самостоятельного добывания знаний, другими словами, научится учиться на протяжении всей своей трудовой деятельности.

Важнейшая роль в подготовке высококвалифицированного инженера принадлежит математике. Это следует из того, что именно математика является главным средством познания закономерностей окружающего мира и раскрытия путей использования этих закономерностей в практической деятельности людей. А также, только математика, используя обобщенные понятия, термины и символы, позволяет исследовать самые разнородные явления и процессы, применяя для этой цели одни и те же методы и формулы.

Умение правильно применять математические методы для решения практических задач — одно из важнейших качеств профессиональной культуры современного инженера. Его можно формировать в процессе обучения математике только в условиях развития математической культуры, в которой объединены высокий профессионализм, интеллектуальность, социальная зрелость и творческое начало.

Однако для успешного развития математической культуры будущего инженера необходимо привести в соответствие цели и содержание математического образовательного процесса, методы преподавания данной дисциплины. Математическое образование должно гармонически сочетаться со всем процессом образования в целом.

Теоретическим проблемам содержания профессионального образования посвящены исследования С .Я. Батышева, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. Вопросам совершенствования математического образования и профессиональной направленности образования посвящены работы О. В. Артебякиной, Г. М. Булдык, Б. В. Гнеденко, А. И. Маркушевича, И. Г. Михайловой.

Методы обучения в высшей школе рассмотрены в работах С. И. Архангельского, А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, Ю. М. Колягина, М. И. Махмутова.

Особенности организации самостоятельной учебной деятельности отражены в трудах А. Ф. Меняева, П. И. Пидкасистого, Г. Н. Серикова, Н. Н. Тулькибаевой, А. В. Усовой.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблемам математического образования, в том числе, касающихся профессиональной направленности преподавания математики, далеко не все стороны данной проблемы разработаны с достаточной полнотой. Как правило, основное внимание уделяется проблеме математического образования школьников, учащихся колледжей, студентов педагогических вузов. Вопросы качественного совершенствования подходов к отбору содержания математической дисциплины при обучении студентов технических специальностей, конкретизации целей и задач преподавания данной дисциплины, уточнения методики проведения занятий еще не стали предметом широкого научно-педагогического изучения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью и потребностью решения вышеизложенной проблемы, с одной стороны, и недостаточной разработкой стратегий и условий достижения столь значимой цели в системе подготовки инженерных кадров, с другой стороны.

Теоретический анализ данной проблемы и обобщение педагогического опыта послужили основанием выбора темы нашего исследования «Развитие математической культуры студентов технических специальностей».

Цель исследования: выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий развития математической культуры студентов технических специальностей в системе высшего профессионального образования.

Объект исследования: развитие математической культуры студентов технических специальностей.

Предмет исследования: процесс развития математической культуры студентов технических специальностей.

Гипотеза исследования: развитие математической культуры студентов технических специальностей будет проходить эффективнее, если:

— в учебный процесс внедрено применение личностно-развивающих методик;

— организация образовательного процесса способствует формированию мотивации студентов к изучению математики;

— осуществлено программирование содержания обучения студентов по развитию математической культуры.

Исходя из цели, предмета и гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:

1. Уточнить структуру и содержание математической культуры студентов технических специальностей.

2. Выявить критерии и уровневые показатели развития математической культуры студентов технических специальностей.

3. Обосновать и экспериментально проверить модель развития математической культуры студентов технических специальностей.

4. Разработать научно-методические рекомендации по развитию математической культуры студентов технических специальностей.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— философское обоснование культуры (Н.Г. Багдасарьян, М. С. Каган, В. П. Казарян, Н. Б. Крылова, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Е.М. Скворцова);

— концепция личностно-деятельностного подхода к образовательным процессам (В.П. Беспалько, В. А. Леднев, A.M. Новиков, И.А. Зимняя);

— психологическая теория развития в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман);

— концепции вузовской дидактики и профессиональной подготовки студентов (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, П. И. Пидкасистый, М. П. Скаткин, В.А. Сластенин);

— положения личностно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин);

— идеи профессионально направленного обучения математике в вузах (Г.М. Булдык, Б. В. Гнеденко, И. П. Егорова, И. Костенко, Е. Плотникова, Т. В. Рыбакова, В.Н. Худяков).

Методы исследования: логика исследовательской работы обусловила применение системы методов, дополняющих друг друга: изучение философской, психологической, педагогической, методической, математической и специальной литературыизучение и обобщение педагогического опытаанкетирование, наблюдениебеседы, устный и письменный опрос, тестированиепедагогический экспериментмоделированиестатистическая обработка материалов исследованияанализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

База исследования: автотранспортный факультет Оренбургского государственного университета.

Логика и этапы исследования: теоретико-экспериментальное исследование проводилось в период с 2000 года по 2004 год и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2000;2001 гг.) — организационно-подготовительномпроводился анализ состояния математической культуры студентов технических специальностей на базе транспортного факультетаизучалась философская, психолого-педагогическая, методическая и специальная литература, а также диссертационные исследования по проблеме, анализировались существующие концептуальные подходы. Результатом этого этапа явилось построение гипотезы и определение стратегии педагогического исследования.

На втором этапе (2001;2003 гг.) — организационно-практическомосуществлялось уточнение гипотезы исследования, проводился поиск новых концептуальных подходов к решению проблемы. Разрабатывалась модель развития математической культуры, выявлялись условия ее функционирования. Проводился формирующий эксперимент, апробация и корректировка предложенной организации учебной деятельности.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) — обобщающем — проводился анализ, систематизация и обобщение результатов, уточнение положений и выводов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

— математическая культура студентов технических специальностей — это личностное качество, представляющее собой совокупность взаимосвязанных базовых компонентов: математические знания, умения и навыкиматематическое мышлениематематический языкматематическое самообразование;

— модель развития математической культуры студентов технических специальностей, логика и содержание, методы и организационные формы которой соответствуют принципам личностно-деятельностного подхода;

— педагогические условия развития математической культуры: а) применение личностно-развивающих методикб) формирование мотивации к изучению математикив) программирование содержания обучения студентов технических специальностей по развитию математической культуры;

Научная новизна исследования:

— уточнена сущность понятия «математической культуры студентов технических специальностей», что способствует осмыслению места математической культуры в процессе обучения профессиональной деятельности будущих инженеров;

— разработана и апробирована модель развития математической культуры студентов технических специальностей;

— определены критерии и уровневые показатели развития математической культуры студентов технических специальностей: объем и качество математических знаний и уменийкачество математического мышлениястепень владения математическим языкомкачество умений математического самообразования;

— сформулированы педагогические условия развития математической культуры студентов технических специальностей, соответствующие содержанию и специфике модели, позволяющие развивать математическую культуру студентов.

Теоретическая значимость исследования: результаты проведенного исследования способствуют развитию элементов теории и методики высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования: разработано научно-методическое обеспечение развития математической культуры студентов технических специальностей, которое может быть использовано в сфере повышения квалификации преподавателей, в методической работе вуза;

— разработан и апробирован спецкурс «Развитие математической культуры студентов технических специальностей» для студентов автотранспортного факультетаобоснована методика выявления уровней развития математической культуры, что позволяет преподавателю целенаправленно строить процесс развития математической культуры студентов технических специальностей.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивалась: применением методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследованияметодологической обоснованностью исходных позицийиспользованием совокупности методов исследования адекватных его задачам и логикеразнообразными источниками информациистатистической значимостью экспериментальных данныхличным участием автора в экспериментальной работепроверкой модели и соотнесением полученных результатов с данными психолого-педагогических исследований.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты доложены и одобрены на всероссийских научно-практических конференциях «Качество профессионального образования» (Оренбург, 2003), «Модернизация образования» (Оренбург, 2004), «Самостоятельная работа студента» (Оренбург, 2005), а также опубликованы в научных статьях и методических указаниях.

Результаты исследования используются в учебном процессе Оренбургского государственного университета, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Уфимского государственного института сервиса, Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета.

Личный вклад автора состоит:

— в осуществлении историко-педагогического анализа проблемы развития математической культуры студентов технических специальностей;

— в разработке модели развития математической культуры студентов технических специальностей на основе личностно-деятельностного подходав организации и проведении экспериментальной работы, систематизации полученных данных;

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

1. При проведении опытноэкспериментальной. работы по развитию математической культуры студентов автотранспортного факультета в процессе реализации вышеуказанной модели ставились следующие задачи:

— изучить опыт работы преподавателей высшей математики;

— определить начальный уровень математической культуры студентов, участвующих в эксперименте;

— внедрить модель развития математической культуры студентов автотранспортных специальностей и осуществить экспериментальную проверку эффективности ее функционирования.

— разработать методические рекомендации по развитию математической культуры.

2. В процессе опытно-констатирующего этапа эксперимента было установлено, что начальный уровень математической культуры студентов, участвующих в эксперименте крайне низок. Это отражает результаты методической работы по математике, свидетельствующие ' о том, что преподавание данной дисциплины не направлено на развитие математической культуры. В связи с этим, разработка и внедрение модели развития математической культуры студентов технических специальностей (на примере транспортного факультета) является важной и актуальной задачей практической педагогики.

3. Второй этап эксперимента, опытно-формирующий, показал, что развитие математической культуры студентов автотранспортного факультета идет успешнее привнедрении разработанной модели, педагогическими условиями которой являются формирование устойчивой мотивации студентов при изучении математики, применение личностно-развивающих методик, программирование содержания обучения студентов технических специальностей по развитию математической культуры.

4. Научно-методическое обеспечение модели осуществлялось в ходе применения следующих средств, методов и форм работы:

— использование структурных, алгоритмических схем, обобщающих тот или иной теоретический материал;

— обучение умениям четкого и грамотного оформления математических записей с использованием математического языка;

— обучение решению задач, способствующих развитию каждого из компонентов математической культуры в отдельности и вместе взятых;

— решение разноуровневых задач, а также задач общетехнического и общепрофессионального содержания;

— использование дополнительной математической и специальной литературы при изучении высшей математики;

— включение сведений исторического характера в содержание лекционного материала;

— написание рефератов и их защита на практических занятиях, с целью формирования умений выступать перед аудиторией, делать сообщения по самостоятельно изученному материалу;

— использование активных методов обучения, в том числе, которые учат работать в коллективе;

— применение метода взаимоконтроля и взаимопомощи;

— включение спецкурсов по развитию математической культуры, как дополнение к вузовскому курсу обучения математике.

5. По итогам опытно-экспериментальной работы можно утверждать, что развитие математической культуры проходит эффективнее при внедрении разработанной в данном исследовании модели. Положительная динамика f критериальных показателей развития математической культуры подтвердила необходимость и достаточность выделенных педагогических условий, доказывающих обоснованность цели диссертационного исследования.

Заключение

.

Теоретико-экспериментальное исследование, проведенное по теме «Развитие математической культуры студентов технических специальностей», показало значимость и актуальность выбранной проблемы. Это связано с изменениями в социально: экономическом положении страны, возрастанием уровня математизации образования, воспитанием качественно нового типа инженера, обладающего современными математическими знаниями и умеющего применять их в своей профессиональной деятельности.

Осмысление выявленной проблемы потребовало теоретического анализа и раскрытия следующих вопросов: развитие математической культуры студентов технических специальностей как педагогической проблемыпсихолого-педагогических основ развития математической культуры студентовуточнения структуры математической культуры студентов технических специальностей и выявления педагогических условий, способствующих эффективной математической подготовке, которая ведет к развитию математической культуры в процессе обучения.

Модель развития математической культуры студентов технических специальностей, разработанная в теоретической главе исследования, является педагогической моделью, которая основывается на принципах целесообразности, целостности, дифференцированности и этапности. Она предусматривает взаимодействие подготовительного, основного и завершающего этапов математической подготовки студентов технических специальностей. Каждый из этапов предполагает применение специфических задач, условий, методов, форм организации, доминирующих видов деятельности, направленных на развитие математических знаний и умений, математического мышления, языка, профессионального математического самообразования, образующих в совокупности математическую культуру студентов.

Педагогическими условиями развития математической культуры студентов технических специальностей являются: формирование устойчивой мотивации к изучению математики, применение личностно-развивающих методик, программирование содержания обучения студентов технических специальностей по развитию математической культуры. В качестве теоретико-методологической стратегии развития математической культуры был обоснован выбор личностно-деятельностного подхода к обучению.

Поэтапная математическая подготовка предполагала, в свою очередь, поэтапное применение педагогических условий, выделенных в модели.

Подготовительный этап был направлен на определение начального уровня математической культуры, его коррекции и закладку теоретических основ для дальнейшего развития математической культуры студентов автотранспортных специальностей, для этого важно было, в первую очередь, формировать положительную мотивацию студентов при изучении математики. Поэтому доминирующим педагогическим условием этого этапа явилось формирование мотивации к изучению математики. Выбор средств, методов и форм организации обучения был подчинен выделенному условию.

На основном этапе осуществляется, непосредственно, процесс развития математической культуры студентов. Доминирует применение личностно-развивающих методик, которые ориентированы на личность, ее индивидуальность, способствующие развитию интеллекта каждого обучающегося. В тоже время, выбор этих методов обусловлен первым дидактическим условием, а именно, формированием устойчивой мотивации к изучению математики.

Педагогические условия в тесной взаимосвязи между собой реализовывались в следующей деятельности: применение активных форм обучения (дидактические игры, деловые игры) — «задачного» метода обучения (решение задач общетехнического и общепрофессионального содержания, решение разноуровневых, а также нестандартных задач) — традиционных форм обучениясамостоятельной работы студентов, которая оформлялась в виде докладов, рефератов, типовых расчетовколлективных, парных методов работыприменение метода взаимоконтроля, взаимопомощи и самоконтроля.

Завершающий этап ставил своей целью совершенствование и закрепление теоретических знаний в решении прикладных задач, что в итоге привело к развитию высокой математической культуры будущего инженера. На этом этапе проводилась работа, которая характеризуется стремлением будущего инженера к самостоятельной деятельности, критическому анализу собственных знаний и умений, стремлением к усовершенствованию своей деятельности, наличием знаний и умений самообразования.

Последний этап определяется третьим педагогическим условием — программированием содержания обучения студентов технических специальностей по развитию математической культуры, отраженное в разработанном спецкурсе «Развитие математической культуры студентов автотранспортных специальностей». Методы и формы работы спецкурса подчинены первым дидактическим условиям. Тематика спецкурса позволяет активно внедрять деловые игры с созданием обстановки максимально приближенной к профессиональной деятельности.

Исследование показало, что наша модель развития математической культуры успешно действует и развивается при использовании совокупности педагогических условий, вместе с тем, оно раскрывает далеко не все направления развития математической культуры студентов технических специальностей. Дальнейшая разработка проблемы может вестись в следующих направлениях:

— развитие и формирование математической культуры в процессе всего периода обучения будущих инженеров;

— изучение влияния специальных и общепрофессиональных дисциплин на развитие математической культуры студентов технических специальностей;

— дальнейшее исследование педагогических условий успешного развития математической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.- 335 с.
  2. JI.K., Андрюшина Т. В. Психология и педагогика: Учебное пособие.- М.: ИНФРА, 1999.- 175 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980.- Т. 1.-230 е.- Т. 2.-287 с.
  4. В.И. Динамика воспитания творческой личности: основы педагогики творчества Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988 — 230 с.
  5. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992.- 208 с.
  6. О.С. Методологический словарь для управленцев.- М., 2002.- 95с.
  7. С.А. Организационно-педагогические условия реализации идей социально-личностно ориентированного образования (на примере педколледжа). Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Новосибирск, 2002.- 24 с.
  8. И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России, 2002.-№ 4.- С. 115.
  9. О.В. Формирование математической культуры у студентов педагогических вузов: Дисс.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1999.- 196 с.
  10. С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований.- М.: Знание, 1975.- 43 с.
  11. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1974.- 384 с.
  12. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1976.- 200 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие.- М.: Высшая школа, 1980.- 368 с.
  14. Н.М. Личностно-деятельностный подход к контекстному обучению социального педагога // Педагогика, 2003.- № 5.- С.55−60.
  15. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  16. Н.Г. Профессиональная инженерная культура: структура, динамика, механизмы освоения: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук.- М., 1998.- 28 с.
  17. Г. А. Теория учебных задач.- М.: Педагогика, 1990.- 184с.
  18. А.Г. Динамика развития математического знания.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1983, — 166 с.
  19. С .Я. Блочно-модульное обучение.- М., 1977.- 258 с.
  20. М.И. Теория и практика продуктивного обучения: Коллективная монография.- М.: Народное образование, 2000.- 248 с.
  21. Н. Ф. Повышение качества знаний школьников.- Челябинск, 1976.- 107 с.
  22. Е.А., Перминов В. Я. Философские и методологические проблемы математики.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1981.- 217 с.
  23. А.П. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России, 2003.- № 6.- С. 105−109.
  24. Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002, — 386с.
  25. М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы // Педагогика, 1996.- № 4.- С 23−27.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  27. В.П. Теория учебника: дидактический аспект.- М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
  28. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие.- М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
  29. П.П. Память и мышление, — M.-JL: Соцэкгиз, 1935.- 173 с.
  30. П. П. Избранные психологические произведения— М.: Просвещение, 1964.-547 с.
  31. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 347 с.
  32. Г., Подрейко А. Использование математических моделей в изучении педагогических процессов // Alma mater. Вестник высшей школы, 2002.-№ 7.- С. 18−20.
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 1997.- № 4.- С. 11−17.
  34. Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Ростов-на-Дону, 1999.- 560 с.
  35. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 304 с.
  36. А.Д. Организация и методика педагогического исследования: Рекомендации и материалы.- М.: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1981.- 43 с.
  37. Э.К. Обучение математике в личностно-ориентированной модели образования // Педагогика, 2000.- № 10.- С. 45.
  38. А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.- 96 с.
  39. Г. М. Формирование математической культуры экономиста в вузе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: (13.00.02) / Белорус, гос. пед. ун-т им. М. Танка.-Минск, 1997.-35 с.
  40. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для вузов / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова.- М.: Академия, 2002.- 208 с.
  41. Г. Математическое мышление.- М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит., 1989.- 400 с.
  42. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Советская высшая школа, 1982.- № 3.- С. 129−141.
  43. А.А., Башхаев Н. А. Развитие мотивации в контекстном обучении // Альма матер, 1998.- № 1−2.- С. 47.
  44. А.А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Сред. проф. образование, 1998.- № 1.- С. 24−34.
  45. .Ф. К вопросу о профессиональной культуре инженера // Формирование профессиональной культуры специалиста 21 века в техническом университете: Тезисы докл. конф.- СПб: Изд-во СПбГТУ, 2001.- С. 367−369.
  46. Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадигмы // Высшее образование в России, 2003.- № 5.- С. 48−51.
  47. В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России, 2000.- № 2.- С. 40.
  48. С.М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Словарь.- М.: НМЦ СПО, 1999.- 538 с.
  49. И.Г. Проводится педагогическая игра // Вестник высшей школы, 1982.- № 1.- С. 27−28.
  50. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования.- М.: НИИВО, 1996.- 43 с.
  51. Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» / Математическое просвещение. Третья серия, вып. 5.- М.: МЦНМО, 2001.- С. 5−11.
  52. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов.- М.: Изд-во АПН, I960.- 500 с.
  53. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, т.1.- М., 1959.- С. 441−469.
  54. .С. Философия образования для XXI века.- М.: Совершенство, 1998.- 608 с.
  55. .С. Образование как религия третьего тысячелетия.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
  56. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. — 6-е изд., доп.- М.: Высшая школа, 2002.- 405 с.
  57. .В. Архитектура математики М.: Знание, 1972 — 32 с.
  58. .В. Математическое образование в вузах: Учеб.-метод. пособие.- М.: Высш. школа, 1981.- 174 с.
  59. .В. О спецкурсах и семинарах естественнонаучного и прикладного характера / Сб. научно-метод. статей по математике.- Вып. 15 — М.: Высш. школа, 1988.-С.4.
  60. В.Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре.-М.: Знание, 1987.- 176 с.
  61. В.Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учебное пособие.- М.: ИНФРА М, 1998.- 224 с.
  62. Государственный образовательный стандарт1 высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 653 300 «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования». Квалификация выпускника — инженер.- М., 2000.
  63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. К минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 150 200 «Автомобили и автомобильное хозяйство».- М., 1994.
  64. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 415 с.
  65. И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического вуза средствами дидактических игр: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2002.- 19 с.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  67. В.В. Виды обобщения в обучении / Логико-психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Педагогика, 1972.- 423 с.
  68. Т.П. Проектирование педагогической подсистемы дополнительной подготовки инженера как фактор расширения его профессиональной мобильности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1996.- 23 с.
  69. С.Ф., Дмитриева Л. М. Естественные и технические науки в мире культуры: Учебное пособие.- Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997 448 с.
  70. М.Г. Творческая самореализация личности инженера в профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. филос. наук.-Новосибирск, 1995.- 17 с.
  71. М.Г. Факторы формирования духовной культуры инженера.-М.: Б.и., 1996.- 110 с.
  72. В.Н. Экспериментальная психология.- СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 320с.
  73. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов.- 2-е изд.- Минск: БГУ, 1981.-383 с.
  74. И.П. Математическое образование инженера // Теория и методика непрерывного профессионального образования: Тезисы докл. конф.- Самара, 2002.-С. 119−121.
  75. ЕровенкоВ.А., Мартон М. В. Вера и знание в математическом образовании // Педагогика, 2002.- № 1.- С. 41−45.
  76. Еровенко-Риттер В.А. Философско-образовательное значение математики // Педагогика, 2004.- № 5.- С. 35−39.
  77. Ю.В. Решение задач автомобильного транспорта с помощью математических моделей: Учебное пособие для слушателей ФПК.- М.: Изд-во МАДИ, 1980.- 84 с.
  78. В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
  79. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.
  80. Л.В. О видах обобщения в обучении // Вопросы психологии, 1974.-№ 2.- С. 174−179.
  81. Г., Шуклина Е. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России, 2003.- № 5.- С.25−32.
  82. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика, 2002.- № З.-С. 16−21.
  83. . На основе курса математики // Высшее образование в России, 1998.-№ 4.- С. 99−101.
  84. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-ое, доп., испр. и перераб.- М.: Логос, 2001 384 с.
  85. С.И. Учебный процесс в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1975.-314 с.
  86. Ф.А. Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженерно-педагогических специальностей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1998.- 18 с.
  87. О.А. Обучение поиску решения задач: (Фантазии в манере Пойа) // Математика в школе, 1997.- № 6.- с. 47−51.
  88. Г. Деятельностное содержание образования: современная дискуссия // Высшее образование в России, 2003.- № 5.- С. 74−81.
  89. Дж. Развитие математической культуры школьников (языковой аспект): Дисс. д-ра пед. наук.- Сырдарья, 1983.-330 с.
  90. B.C. Формирование личности школьника / Целостный процесс /.М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
  91. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школы, 1976, — № 12.- С. 39−49.
  92. Инженер философия — вуз / Лебедев С. А., Медведев В. И., Семенов О. П. и др.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990 — 128 с.
  93. Инженерная психология, психофизиология труда и подготовка водителя автомобиля: Учебное пособие / Игнатов Н. А., Иларионов В. А., Мишурин В.М.- М.: МАДИ, 1997. 4.1. 88 е.- ч. 2.- 96 с.
  94. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2002.-208 с.
  95. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.-Владимир: Изд-во Владимирского пед. ин-та, 1972.- 264с.
  96. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 376 с.
  97. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М.: Просвещение, 1968.- 288 с.
  98. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.-М.: Знание, 1981.-96 с.
  99. В. От усилий памяти к усилиям мысли (Из педагогических воспоминаний) // Высшее образование в России, 2000.-№ 6.- С. 55−59.
  100. М.С. Философия культуры СПб.: Петрополис, 1996.- 416 с.
  101. В.П., Лолаев Т. П. Математика и культура: Учеб. пособие / Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова.- Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999.-240 с.
  102. И.Я. Гуманизация обучения математике: некоторые подходы //Педагогика, 1999.-№ 1.- С. 44−50.
  103. И.Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании // Математика в школе, 1998.-№ 5.-С. 45−48.
  104. П.В. Математическое познание как особый способ репрезентации реальности: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук: (09.00.01) / Ин-т философии и права нац. АН Беларуси.- Минск, 1999.- 36 с.
  105. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей — Оренбург, 1996 188 с.
  106. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта.- Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995.- 176 с.
  107. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели.- М.: Наука, 1997.- 222 с.
  108. Т.В. Профессиональная ориентация курса «высшая математика» // Теория и методика непрерывного профессионального образования: Тезисы докл. конф.- Самара, 2002.- С. 164−165.
  109. Ю.М. Методические проблемы применения задач в обучении математике / Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей / Сост. О. А. Боковнев.- М.: Просвещение, 1977.- С. 116−123.
  110. Ю.М. Задачи в обучении математике (Обучение математике через задачи и обучение решению задач).- М.: Просвещение, 1977.- 144 с.
  111. И. Преподавание математики: смена парадигмы? // Высшее образование в России, № 4, 2001.- с. 159.
  112. А.Н. О математических задачах и задачах обучения математике: Психологический аспект // Вопросы психологии, 1999.- № 1.- С. 32−41.
  113. В.А. Психология математических способностей школьников.— М.: Просвещение, 1968.-432 с.
  114. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие-М.: Высшая школа, 1990.- 142 с.
  115. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении — М.: Наука, 1977.- 112 с.
  116. Т.Н. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач).- М.: Педагогика, 1975- 304 с.
  117. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др.- М.: Наука, 1995 279 с.
  118. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин.- М.: Центр, 1999 304 с.
  119. B.JI. Дидактические условия общенаучной подготовки специалистов в техническом вузе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- М., 1994.- 32с.
  120. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе.- Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1993.- 112 с.
  121. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2001.- 272 с.
  122. B.C. Содержание общего среднего образования.- М.: Педагогика, 1980.-246 с.
  123. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.- 224 с.
  124. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.- М., 1983. Т. 1.- Т. 2.
  125. Н.А. Инженерная педагогика: Учебное пособие.-Новосибирск: Б.и., 1998.- 263 с.
  126. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  127. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.- 64 с.
  128. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.96 с.
  129. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
  130. Р.Е. Формирование готовности студентов электротехнических специальностей к проведению инженерного эксперимента: Дисс.. канд. пед. наук Оренбург, 2002.- 196 с.
  131. О.И. Индивидуально-личностные модели математического знания: опыт педагогической рефлексии // Magister, 1996.- № 1.- С. 74−85.
  132. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ-М.: Мысль, 1983.-284 с.
  133. А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе // На путях обновления школьного курса математики: Сб. ст. и мат.- М.: Просвещение, 1978-С. 29−48.
  134. В.И. Познавательные задачи в учебном процессе / Вопросы методики преподавания математики в вузе: Сб. статей / Под ред. Л. И. Магазинникова.-Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980.-С. 126−128.
  135. A.M. Проблемы ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
  136. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации.- М.: Просвещение, 1983.-129 с.
  137. М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1977.-240 с.
  138. В.М. Проблемы философии и культуры.- М.: Мысль, 1984.- 325с.
  139. Н.А. Проблемы обучения и развития (к вопросу о теории обучения) // Советская педагогика, 1979.- № 8.- С. 35−42.
  140. Н.А. Психология усвоения понятия // Известия АПН РСФСР, вып. 28.- М., 1950.- 78 с.
  141. А.Ф. Активизация самостоятельной работы студентов на практических занятиях // Разработка форм и методов активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения.- Петрозаводск, 1982.- С. 23−30.
  142. А.Ф. Взаимосвязь преподавания и учения в учебном процессе технического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- М., 1995.- 32 с.
  143. И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Тобольск, 1998.- 18 с.
  144. В. Новый общенаучный курс // Высшее образование в России, 2002.-№ 5.-С. 111−113.
  145. В.М. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике.- М.: Педагогика, 1978.- 94 с.
  146. А.В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие.- М.: Академический проект, 2004.- 560 с.
  147. Г. Е. Проектирование технологий обучения: Учебное пособие.-Иваново: ИПК и ППК, 2001.- 124с.
  148. А.З. О логическом и творческом в обучении математике / Сб. научно-метод. статей по математике / Под ред. В. А. Ильина.- Вып. 17, — М.: Изд-во МПИ, 1991.-С. 12−21.
  149. Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. 4-е изд.- М.: Владос, 2001.-Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
  150. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика, 2000.- № 9.- С. 3−10.
  151. Ю.О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения: Учебное пособие.- М., 1976.- 125 с.
  152. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999 — 944с.
  153. Организация и методика проведения педагогических игр: Методические рекомендаци / В. В. Кузнецов, Т. А. Губайловская, Т. Л. Левина.- М.: ВИНИТИ, 1983.87 с.
  154. В.И. Учебная задача как дидактическое средство формирования умений коллективной самостоятельной деятельности / Сб. научно-метод. статей по математике / Под ред. В. А. Ильина.- Вып. 17.- М.: Изд-во МПИ, 1991.-С. 22−26.
  155. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агенство, 1995.- 167 с.
  156. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова.- 4-е изд., испр.- М: Академия, 2003.- 512 с.
  157. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. редактор М.В. Буланова-Топоркова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 544 с.
  158. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2004.- 368 с.
  159. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушкина.- Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.- 320 с.
  160. П.И., Фридман JI.M. Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 354 с.
  161. П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Межвуз. сб. научн. тр.- Пермь: Пермский ун-т, 1979.- С. 23−24.
  162. Е. Как профилировать обучение математике в вузе // Alma mater. Вестник высшей школы, 2002.- № 7.- С. 54−55.
  163. Д. Как решать задачу / Пер. с англ.- М.: Учпедгиз, 1961.- 207 с.
  164. А.И. Основы инженерного творчества: Учебное пособие для студентов втузов.- М.: Машиностроение, 1988.- 368 с.
  165. Р.П. Примеры создания проблемных ситуаций на практическом занятии по высшей математике / Вопросы методики преподавания математики в вузе: Сб. статей / Под ред. Л. И. Магазинникова.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980.- С. 138−143.
  166. Я.А. Психология творчества.- М., 1976.- 303 с.
  167. Профессиональная педагогика / Под ред. С. А. Батышева.- М.: Профессиональное образование, 1999.- 904 с.
  168. А. Наука и гипотеза.- Спб., 1906.- С. 30.
  169. В.И., Рассоха Е. Н. Автомобильный транспорт: взаимосвязь структурных изменений в отрасли и подготовки специалистов с высшим образованием // Вестник Оренбургского государственного университета, 2001.- № 4.-С. 76−80.
  170. Е.Н. Формирование математической культуры инженера как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета, 2002.-№ 7.-С. 134−137.
  171. Е.Н. Проблема повышения качества математической подготовки инженеров // Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление: Материалы всерос. науч.-практ. конф.- Оренбург, ОГУ, 2003.- С. 369 370.
  172. Е.Н., Кузнецов В. В. Формирование математической культуры студентов (опыт высшей школы) // Специалист, 2003.- № 12.- С. 15−16.
  173. Е.Н. Средства формирования математической культуры инженеров // Модернизация образования: проблемы, поиски, решения: Материалы всерос. науч.-практ. конф.- Оренбург, ОГУ, 2004.- С. 304.
  174. Е.Н., Архирейский А. А. Статистическая обработка данных о надежности: Методические указания к выполнению расчетно-графической работы.-Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.- 35 с.
  175. Е.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов технических специальностей // Самостоятельная работа студента: Материалы всерос. науч.-практ. конф. (электронная книга).- Оренбург, ОГУ, 2005.
  176. С.А. Оценка качества фундаментального математического и естественно-научного образования в высших учебных заведениях различного профиля.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.- 41с.
  177. А.Н. Автотранспортная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224 с.
  178. СЛ. О мышлении и путях его исследования —М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 147 с.
  179. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии-М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
  180. Г. И. Математизация научного знания.- М.: Мысль, 1984.- 207 с.
  181. Э.А. Инженерно-математический стиль мышлеция в современной науке / Под ред. Н. И. Жукова.- Минск: Вышэйшая школа, 1978.- 152 с.
  182. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов.- Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1992.- 227 с.
  183. В. Д., Демидчик В. Г. Профессии промышленного производства: Профессиограммы.- Киев: Рад. шк., 1983.- 175 с.
  184. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.- 200 с.
  185. Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 1999.-406 с.
  186. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2003.- 192 с.
  187. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.- 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2003.- 576 с.
  188. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 1995.- 225 с.
  189. Н. Проблема мотивации: концептуальные основания // Высшее образование в России, 2003.- № 6.- С. 96−98.
  190. О. Алгебра: логика и интуиция // Высшее образование в России, 2003.- № 2.- С. 155−156.
  191. A.M. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе.- JL, 1973.- 194 с.
  192. A.M. Логическая структура учебного материала.- М., 1974.- 192 с.
  193. А.А. Педагогика математики.- Минск, 1986.- 414 с.
  194. Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1997.17 с.
  195. А.К. Философия в математическом познании.- Томск, 1977.-78 с.
  196. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий II Народное образование, 1967.- № 7.- С.37−42.
  197. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 344 с.
  198. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста// Вестник высшей школы, 1986.-№ 3.- С. 10−14.
  199. Теория и практика развивающего обучения / Сборник статей преподавателей, директоров и учителей школ Уральского региона. Вып. 6.-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.- 123 с.
  200. Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики.-М.: Просвещение, 1990 96 с.
  201. Теория вероятностей: Учебник для вузов. 2-е изд. / А. В. Печинкин, О. И. Тескин, Г. М. Цветкова и др.- Под ред. B.C. Зарубина, А. П. Крищенко.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.- 456 с.
  202. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова.-М.: НПО «Информ-система», 1995.-408 с.
  203. Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи: Учебное пособие к спецкурсу.- Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1981.- 87 с.
  204. Х.Г. Учитель и культура: проблема подготовки педагогических кадров//Педагогика, 1998.-№ 1.-е. 12−13.
  205. А.И. Логические основы метода моделирования.- М.: Мысль, 1971.-311 с.
  206. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь / Глав, ред. Е. А. Хлебалина, отв. ред. Д. И. Люри.- М.: Аванта +, 2003.- 688 с.
  207. А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе.- Челябинск, 1979. С. 156−157.
  208. И. О концепции инженерного образования // Высшее образование в России, 1999. № 5.- С. 3−9.
  209. Т.А. Коммуникативная игра: теория и практика обучения. Учебное пособие.- Новокузнецк: РИО Куз. ГПА, 2002.- 91 с.
  210. В.М. Техническое знание: особенности возникновения и функционирования.- Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1979.- 192 с.
  211. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, М. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской.- СПб.: Изд-во «Лань», 1998.- 448 с.
  212. Философский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1983.- 839 с.
  213. В.В. О прикладной ориентации курса математики // Углубленное изучение алгебры и начал анализа.- М.: Просвещение, 1977.- С. 13−90.
  214. Г. П. Системы и модели массового обслуживания в коммерческой деятельности: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 144 с.
  215. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе-М.: Просвещение, 1983 160 с.
  216. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач-М.: Педагогика, 1977.-207 с.
  217. Р. А. Организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике // О совершенствованииметодов обучения математике: Сб. статей / Сост. B.C. Крамор. М.: Просвещение, 1978.- С. 122−137.
  218. A.M. Педагогические статьи М., АПН РСФСР, 1963- 204 с.
  219. В.Н. Формирование политехнических знаний и умений у студентов педвуза при изучении дисциплин естественно-математического цикла: Дисс.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1985.- 176 с.
  220. А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб: Питер, 2004.- 541 с.
  221. Н., Каган В. Основа развития современной высшей школы // Высшее образование в России, 1998.- № 2.- С. 17−22.
  222. А.А. Виктор Львович Кирпичев.- М.: Наука, 1982.- 218 с.
  223. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.
  224. Ю.К., Крылова С. А. Математическая культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под научн. ред. В. В. Щипанова.- Тольятти: ТолПИ, 2001.- 172с.
  225. В.А., Голев Р. В. Методы научно-технического творчества в преподавании математических дисциплин для инженеров // Методы научно-технического творчества: Межвузовский сборник научных трудов.- Волгоград, 1989.- С. 16.
  226. Чугин-Русов А. И. Образование и культура // Педагогика, 1998.- № 1.-С. 31−33.
  227. Т.И. Активизация умений школьников.- М., 1979.- 96 с.
  228. С. Игротехнологии и социализация // Высшее образование в России, 2003.- № 5.- с.74−81.
  229. В.А. Моделирование и познание.- Минск: Изд-во «Наука и техника», 1974.- 211 с.
  230. Е.А. Профессиональная культура инженера в современном обществе: Автореф. дисс.. канд. филос. наук.- Томск, 1989.- 16 с.
  231. Д.Б. Психология игры.- М.: ВЛАДОС, 1999.-360 с.
  232. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989.- 554^с.
  233. .П. Тенденция развития математического образования // Советская педагогика, 1990.- № 3.- С. 34−37.
  234. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.
  235. Ф. Технология обучения в системе высшего образования.- М.: Высшая школа, 1986.- 135 с.
  236. Tenbruk F.N. Reprasentative kultur // Sozia struktur und kultur / Hrsq. Von H. Haferkamp / Frankfurt am Main: suhrkamp, 1990.
Заполнить форму текущей работой