Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Отклоняющееся поведение. 
Отклоняющееся поведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипертимный тип акцентуаций характера дает 36% случаев отклоняющегося поведения. Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительность, склонностью к озорству. При поступлении в школу за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность, нов то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. У них хорошее настроение, стремление к свободе… Читать ещё >

Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения.

Так выделяют четыре варианта:

первый — отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм (например, подросток любит играть с игрушками);

второй — нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (например, жадность, эгоизм);

третий — правонарушения, то есть поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

четвертый — отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями (оно может быть у невротиков, психически больных людей).

Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять.

Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения подростков?

С одной стороны это поступки, обусловленные причинами социально-педагогического характера, наиболее заметные для окружающих. Они могут быть обусловлены низким уровнем общей культуры семейных взаимоотношений, ошибками семейного воспитания, издержками учебно-воспитательного процесса, недостатком внимания со стороны учителей к ребенку, безразличием к его интересам, запросам и потребностям, как со стороны школы, так и со стороны семьи.

Неблагополучная семья — эта та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию — воспитание полноценного человека, достойного гражданина своего отечества. Ни материальные, ни бытовые показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи — только отношение к ребенку.

Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практику взаимосвязей со взрослыми людьми (особенно с мужчинами).

Как показывает практика 20−30% педагогически запущенных подростков воспитывались в неполной семье.

Выделяются несколько видов неправильного воспитания:

гипопротекция проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителей;

доминирующая гиперпротекция проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка;

эмоциональное отвержение — воспитание по типу «Золушки» — создает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка в семье;

противоречивое воспитание возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой — по типу эмоционального отвержения.

Выделяют:

Первый тип семей, педагогически несостоятельные (48% семей), характеризуется тем, что родители проявляют определенную активность в воспитании детей, но делают это неумело. Родители воспитывают детей так, как когда-то их самих воспитывали: обстановка авторитаризма или обстановка вседозволенности. Общеобразовательный и нравственно-культурный уровень такой семьи невысокий.

Второй тип семьи — педагогически пассивные (34% семей), их педагогическая несостоятельность заключается в том, что родители не проявляют необходимой социальной активности. Они по разным причинам не могут должным образом обеспечить правильное воспитание. Семейное отношение носит эпизодический характер, в семье взаимоотношения между родителями напряжены, конфликтны.

Третий тип семей — антипедагогические (18% семей), которые своим поведением, отношением к общественным нормам формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей. Родители своим поведением (накопительство, иногда пьянство, разврат) создают в семье антипедагогическую обстановку. Семейное общение имеет асоциальную направленность.

Итак, манера и характер отношений и семейного общения, независимо от желания и воли ребенка, становятся той базой, на основе которой строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

С другой стороны, это могут быть поступки, в основе которых лежат причины психофизического или психобиологического характера, которые возникают в определенный период возрастного развития или проявляются как следствие каких-либо нарушений в физическом или психическом развитии ребенка. Многочисленные исследования (Л.И. Божович, Т. В. Драгунова, А.Н. Леонтьев) свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие ребенка, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами.

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии становления личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер: закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне духовного становления.

Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общепринятых правил.

Для подросткового возраста характерно неравномерное развитие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной массы от темпов роста костной системы. Для детей одного и того же возраста рост и вес имеют довольно существенные различия. Этому способствует процессы акселерации — ускорения темпов физического и полового развития детей.

В связи с неравномерность роста и развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений (неуклюжесть, угловатость). Это вызывает у них определенный дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе.

Несоответствия в развитии сердечнососудистой системы (головокружение, неприятные ощущения в области сердца). Не понимая свое состояние подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движении, резкой сменой поведения.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка оказывает процесс полового созревания, который сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.

Вышеперечисленные физиологические особенности подросткового возраста у одних проходят — спокойно, у других — ярко, всплесками.

Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность приобщения к миру взрослых.

Взросление подростка может происходить по-разному:

— на первом этапе развития противоречий отмечается расхождение во мнениях между взрослыми и подростком; претензии подростка на большую самостоятельность воспринимаются взрослыми как нереальные;

Полный отказ в понимании вызывает у подростка агрессивную реакцию, снижение авторитета взрослого.

  • — на втором этапе: взрослые вынуждены иногда идти на уступки требованиям подростка, разрешать, что не разрешали раньше;
  • — на третьем этапе противоречия постепенно исчезают, так как взрослые осознают тенденцию взросления со стороны подростков.

Сделаем вывод: в зависимости от того, какой вариант во взаимоотношениях превалирует, складывается характер вхождения подростка во взрослую жизнь, а следовательно, его поведения.

Подростковый период — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность осознать свое собственное Я заставляет оценить свои способности и возможности. Если самооценка подростка занижена, то и его поведение будет сдержанным со сверстниками. Если самооценка завышена, тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными.

С процессом самосознания тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение (драки со сверстниками; утверждение с помощью лжи, обмана; использование атрибутов взрослой жизни: употребление спиртных напитков, сексуальные связи).

Самоутверждение происходит с формированием качеств личности, то есть самовоспитания. Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки могут создавать какой-то идеальный образ.

Если идеал имеет положительную направленность, то подросток будет формировать у себя самокритичность, уверенность в себе, положительные нравственные качества (честность, порядочность, доброту). Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у подростка есть желание воспитать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды.

В самооценке наибольшую роль играют друзья, сверстники, их мнения и оценки. Потребность в общении является одной из ведущей, определяющих в подростковом возрасте. В общении подросток становится членом классного коллектива, группы сверстников, которые являются для него все наиболее авторитетными.

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. Снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или к школе вообще, пропуски и опоздания на уроки — все это ведет к неуспеваемости, что является показателем педагогической запущенности школьников.

Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определении его причин, являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены.

Ряд типов акцентуации характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников.

Гипертимный тип акцентуаций характера дает 36% случаев отклоняющегося поведения. Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительность, склонностью к озорству. При поступлении в школу за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность, нов то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. У них хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, если их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки гнева, агрессии. Если такой подросток окажется в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем каких-либо правонарушений.

Циклоидный тип как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового состояния после завершения в рамках полового созревания. Для него характерны резкая смена общего психического состояния, упадок сил, апатия, раздражительность. Такие подростки стремятся скрыться от общества. Учебные занятия для них теряют интерес, на замечания могут отреагировать агрессией, настроение приобретает писсимистическую окраску. На этой почве возможны тенденции к суициду.

Еще одной разновидность гипертимного типа акцентуации характера является лабильный тип — сверхподвижный, неустойчивый в эмоциональной сфере: крайняя изменчивость настроения от чрезмерной веселости до глубокой печали. Такие подростки на замечания реагируют также как на похвалу. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции.

Истероидный тип отмечен у 52% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерны: эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, которое может проявляться как восхищение или на худой конец — ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки идут на крайние меры. Они прогуливают уроки, отказываются от поручения. Для ореола «славы» могут выбрать объект для подражания с негативной направленностью. Девиантное поведение чаще всего имеет высокий уровень асоциальной опастности (мошенничество, кражи, подделки документов).

Шизоидный тип акцентуации наблюдается у 44% подростков с девиантным поведением. Для них характерны: замкнутость, отгороженность, они любят проводить время одни, живут в придуманном мире фантазий. Исследователи отмечают у данной категории подростков сочетание противоречивых черт характера: настороженности и легковерия; застенчивости и бестактности. Все это делает их поступки неожиданными для общества.

Эпилептоидный тип проявляется у 61% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерна склонность к дисфории — злобно-тоскливому, подавленному настроению, с крайней раздражительностью, доходящей до гнева и агрессии. В детстве эти дети — капризны, себялюбивы. У них рано обнаруживаются садистские наклонности — мучить животных. В кругу сверстников они не просто претендуют на лидерство, а стремятся занять место властелина. Идут на конфликт, если не справляются с обидчиком, то, затаив обиду, ждут случая отомстить. Им присуща склонность к пиромании, азартным играм.

Неустойчивый тип дает до 76% частоты девиантного поведения подростков, поскольку им свойственны слабоволие, неустойчивость интересов, огромная тяга к безделью. Все дурное слово липнет к ним. Пытаются все попробовать: никотин, алкоголь, наркотики.

Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска, так как при случайном стечении обстоятельств или непреднамеренном «ударе» (ловом, отношением) по слабому месту представителя того или иного типа акцентуации, возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или же непсихопатические детские неспецифические подростковые реакции.

Детские поведенческие реакции:

  • а) реакция отказа (от пищи, деятельности) — реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обстановку (при разводе родителей, при смене ученического коллектива в школе);
  • б) реакция оппозиции (сопротивление, невосприятие требований) — желание вернуть утраченные условия (требование отлично учиться, заниматься в музыкальной школе);
  • в) реакция имитации — стремление подражать кому-либо;
  • г) реакция компенсации — желание восполнить неудачи (неуспеваемость — физической силой, бравадой);
  • д) реакция гиперкомпенсации — отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка (при физическом недостатке — занятие борьбой, при заикании — художественным чтением).

В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавляется так называемый подростковый комплекс — специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействие окружающей социальной среды:

реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под опеки (крайняя мера — побеги, бродяжничество);

реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле самоутверждения;

реакция увлечения (хобби-реакция) проявляется через интересы и потребности подростков (интеллектуально-эстетические или эгоцентрические накопительные, азартнее);

сексуальные влечения-реакции, связанные с половым созреванием несовершеннолетних, при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии (отклонения).

Итак, за каждым действием и поступком подростка необходимо видеть не только желание сделать что-то неприятное, но и обычную реакцию ребенка, связанную с желанием защитить себя, обратить на себя внимание, найти опору и поддержку среди сверстников.

Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе.

Неуспеваемость — суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащихся, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения.

Опираясь на результаты диагностики, строится образовательно-коррекционная работа с подростками:

  • — устранение пробелов в знаниях (проявляется в даче посильных индивидуальных заданий, в совместном выполнении образцов заданий);
  • — оперативная помощь направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения;
  • — дифферецированная (повторение объяснения материала в максимально расчлененном виде);
  • — создание ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала;
  • — необходимо задействовать еще одно направление — овладение учащимися познавательными умениями (специальный подбор содержания учебного материала);
  • — для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением необходимо систематично и последовательно отработать каждое умение.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспитание у школьников стремления и умений вносить элементы прекрасного во все стороны жизни. Участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах, развивает отношение к другим людям, к труду, природе, формирует основы культуры поведения ребенка.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности (А.И. Кочетов):

методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

  • а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
  • б) переориентировка самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;

методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения;

в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;

метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников:

  • — созидающие приемы: улучшение взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками (проявление доброты, заботы, поощрение); вовлечение воспитанника в совершение морально ценных поступков.
  • — тормозящие приемы: в которых открыто проявляется власть педагога (наказание, осуждение); с открытым воздействием (ласковый упрек, намек).
  • — вспомогательные приемы: организация внешней опоры правильного поведения; отказ от фиксирования отдельных поступков.

Вывод: все эти приемы и методы помогают сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным.

Понятие, причины асоциального поведения. Виды асоциального поведения, характеристика. Коррекция асоциального поведения. Профилактика курения, алкоголизма, наркомании (разработка внеклассного занятия).

Все социальное поведение целесообразно делить на нормальное и девиантное. Отклонение от нормы может быть положительным (творческая одаренность) и отрицательным.

Отрицательное девиантное поведение:

  • — аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали);
  • — противоправное или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного);
  • — преступное или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).

В зарубежной психологии избегают термина «девиантное поведение» и предпочитают говорить о так называемом проблемном поведении.

Проблемное поведение подразделяют на два вида:

  • а) интернализованное (направленное на себя);
  • б) экстернализованное (направленное на других).

Асоциальное поведение оказывается крайним случаем экстернализованного поведения.

Исследователи выделяют следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

потребность в престиже, в самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12−13 лет, причем она развита сильнее, чем у законопослушных сверстников);

потребность в риске;

наличие так называемых искусственных потребностей;

эмоциональная неустойчивость;

агрессивность;

наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную, эмоционально-лабильную акцентуации);

отклонения в психическом развитии;

низкое самоуважение;

неадекватная самооценка и др.

Каждый из факторов требует объяснения истоков происхождения:

М. Аптер считает, что потребность в риске проявляется ярко у тех людей, которые характеризуются доминированием процессуальной мотивации, которая связана с такими свойствами нервной системы, как сила, высокая активность и низкая реактивность.

И.Ю. Борисов предлагает теорию «гедонистического риска»: подросток или юноша реализует свою потребность в риске просто и быстро — провоцируя угрозу своему физическому благополучию (например, участвуя в драках) или своей самооценке (для этого необходимо услышать «пусковой» вопрос: «А тебе слабо…»).

Ю.Е. Алешина и Е. В. Лекторская пришли к выводу: проявления отклоняющегося поведения подростков мужского пола связаны со сложностями становления половой идентичности. Отсутствие сфер деятельности для воспитания истинно мужских качеств, как инициативность, смелость — все это приводит к поиску альтернативных сфер проявления мужественности — уходу в асоциальное поведение.

Анализ всех этих гипотез делает очевидным тот факт, что каким бы «испорченным» или жестоким ни казалось со стороны отклоняющееся поведение подростков и юношей, оно практически всегда выполняет важную функцию для самого подростка — способствует (конечно, в извращенной форме) его самореализации.

Для практического психолога полезно и знание социальных факторов, которые могут приводить к правонарушениям у несовершеннолетних.

К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка: семью, школу, референтную группу сверстников (иногда говорят о «группе досуга»).

В сфере семейного воспитания психологи указывают на возможные неблагоприятные последствия таких стилей воспитания, как гипери гипоопека. Причем гиперопека оказывается особенно опасной для подростков с неустойчивым типом акцентуации характера с истероидными и гипертимными чертами (в связи с ярко выраженной реакцией эмансипации), а гипоопека — для шизоидного и эмоционально-лабильного типов.

Подробно обсуждается два «фрустрационных» типа делинквентности: агрессивно-защитный тип делинквентности характеризует подростков и юношей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером. Они драчливы, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины в школе, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации. В силу тех или иных причин рождение ребенка было нежелательно, поэтому можно сказать, что эмоциональное отвержение являлось не следствием его поведения, а предшествовало его рождению. Ребенка не хотели, и он осознает это. Отвержение ребенка проявляется в различных формах: от затаенного, часто не осознаваемого родителями неприятия до открытой враждебности и в крайних случаях до жестокого обращения с ними. Часто это происходит в недружной семье, полной конфликтов. Постоянное нервное напряжение формирует у подростка агрессивно-защитную установку. В такой атмосфере стимулируется развитие эгоизма, грубости, жадности, недоброжелательности. Позиция «один против всех», постоянная готовность к самозащите фиксируется и сохраняется за пределами семьи.

Однако для формирования агрессивно-защитного типа делинквентности недостаточно одного фактора неправильного воспитания, а нужен определенный фон. Таким фоном является акцентуация характера эпилептоидного, истероэпилептоидного или шизоэпилептоидного типа, поскольку фиксации агрессивно-защитной установки способствуют такие качестваэпилептоидной психики, как торпидность, склонность к застреваниям, чрезмерный эгоизм.

Оппозиционный тип наблюдается, как правило, при воспитании по типу «кумира семьи». Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение любых его капризов формируют у ребенка превратное отношение о себе, о своих правах и обязанностях. Это приводит к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения, это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими. Учителей обвиняют в занижении оценок, к одноклассникам относятся такие подростки как к соперникам, постоянно пытаются выделиться. Не удовлетворив своих амбиций, начинают дерзить учителям, срывать уроки и так далее. Основную массу в этой группе составляют акцентуированные и психопатические личности истероидного типа. Суицидальный шантаж, прием наркотиков — эти формы нарушения поведения являются протестными реакциями подростка в ответ на жесткий диктат родителей и преследуют цель обратить на себя внимание родителей.

Коррекционная работа с подростками и юношами с агрессивно-защитным типом делинквентности:

  • — психотерапия сводится к разъяснению родителям того, какую роль они играют в формировании самооценки ребенка. Родители должны признать необходимость учитывать интересы ребенка, его право на признание, заботу, эмоциональную теплоту;
  • — групповая личностно-ориентированная психотерапия. В этом случае важную роль играет позиция психотерапевта, как «старшего товарища», настроенность на «юношескую волну» в работе с трудным подростком.

Коррекционная работа с подростками, характеризующимися оппозиционным типом делинквентности, строится таким же образом, что и предыдущая, но с некоторым отличием:

  • — психотерапия сводится к разъяснению родителям психологических особенностей поведения их ребенка, необходимо довести до сознания подростка и его родителей связь неправильного поведения с реакцией эмансипации;
  • — полезна групповая личностно-ориентированная психотерапия. В процессе группового взаимодействия благодаря оптимальному соотношению конфронтации и поддержки чувство обиды, уверенность в несправедливости оценок, отношения со стороны других людей — весь этот комплекс психологической защиты, ограждающий от болезненных для личности переживаний и позволяющий сохранять удовлетворяющую самооценку, постепенно редуцируется.

В результате подростки с оппозиционным типом поведения постепенно отказываются от необоснованных претензий, они начинают осознавать, что трудности во взаимоотношениях с окружающими кроются в них самих.

Если перейти к микросоциальным факторам, влияющим на поведение подростка (школа и группа сверстников), то можно сказать, что недостатками воспитательного процесса считаются дидактогении (изменения в психике ученика под влиянием ошибок учителя).

Поэтому не надо забывать, что школьный психолог может сыграть важную роль в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, прежде всего, за счет положительного влияния на процесс обретения идентичности, самоопределения личности — в раннем юношеском возрасте.

Борьба с курением.

Существует несколько побуждающих причин к курению: генетическая склонность, социальное наследование, стремление отрегулировать с помощью сигареты внутреннее равновесие. Одни курят, чтобы пережить новый опыт, связанный с риском или угрозой для жизни. Другие ищут в табаке спасение от напряженной работы. Третьи вообще не знают, зачем курят. Дети начинают курить, подражая взрослым. Большинство курильщиков пристрастились к курению в школе. Через сигарету ребенок пытается самоутвердиться, почувствовать свое «Я». Отсюда есть главное направление борьбы с курением: не запрещать, не наказывать, а предоставить возможность для самореализации, самоутверждения без сигарет. Но есть случаи, когда наказание и контроль помогают в борьбе с табакокурением.

Заметив, что некоторые школьники курят, учитель должен провести ряд воспитательных мер:

беседы на антиникотиновую тему для всех детей с иллюстрацией лошади;

для юных рационалистов учитель может предложить компьютерную программу «Закурим, старик» из серии воспитательных тестов;

для любопытных детей, которые пробуют курить из желания попробовать, учитель может предложить игру — полизать хрен, понюхать дурно растущие растения, кислые плоды;

учитель должен объяснить, что курение — это не проявление независимости, а наоборот, зависимость от никотина и другие.

Борьба с алкоголизмом и наркоманией.

Те, кто, глотает таблетки или колется, называют наркоманами; те, кто получает кайф от вдыхания ядовитых веществ, — токсикоманами.

Учителю необходимо проводить беседы с учениками о страшной наркотической зависимости, также показывать фильмы о наркоманах и о людях, которые смогли справиться с этой зависимостью. Также учитель обязан знать все о семьях, в которых живут ученики. Если есть наркозависимые семьи, то следует больше внимания уделить ребенку из такой семьи. Необходимо заинтересовать детей в том или ином внеклассном занятии, факультативах. Также проследить за тем, какое хобби есть у учеников, занимаются ли они спортом в свободное время. Попытаться заинтересовать тех, кто еще не определился в выборе любимого занятия.

Алкоголизм — другой не менее опасный враг. Во всем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. Потребление алкоголя подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Даже «эпизодическое» баловство алкоголем оказывает пагубное влияние на растущий организм несовершеннолетнего.

Профилактические действия:

запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных мероприятиях (чаепития, походы, школьные дискотеки);

необходимо проводить групповую антиалкогольную терапию;

объяснять детям, что есть масса других способов проведения досуга, отдыха.

Со стороны учителя действенным способом борьбы с вышеуказанными пристрастиями является, главным образом, организованное внеклассное занятие, на котором не только объясняются вред и последствия алкоголизма, курения, наркомании, но приводятся яркие примеры людей, которых погубили такие привычки (показ документальных фильмов, иллюстраций).

  • 1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Академия, 2002.
  • 2. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/под ред. Кумариной Г. Ф. — М.: Академия, 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой