Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимодействие школьников малочисленной сельской школы как фактор их социального становления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследуемый процесс в условиях МСШ приобретает ряд специфических особенностей, главными среди которых будут являться естественные разновозрастные связи школьников в учебной и внеучебной деятельностиограниченный круг субъектов взаимодействиястереотипизированный характер приемов и стилей взаимодействия, используемых школьникамидлительный период включения учащихся в процесс в новых, непривычных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Взаимодействие учащихся малочисленной сельской школы как педагогическая проблема
    • 1. Проблема социального становления в психологопедагогической литературе
    • 2. Сущность взаимодействия как фактора социального становления личности
    • 3. Особенности взаимодействия учащихся в условиях малочисленной школы
    • 4. Критерии и показатели эффективнсфт^лзаимодействия учащихся малочисленной сельскоилрксшь^ак фактора их социального становления
  • Выводы по главе
  • Глава II. Реализация комплекса педагогических условий взаимодействия сельских школьников как фактора их социального становления
    • 1. Подготовка учащихся к взаимодействию в условиях малочисленной сельской школы
    • 2. Обогащение содержания и форм взаимодействия учащихся малочисленной сельской школы
    • 3. Развитие разновозрастного взаимодействия сельских школьников
    • 4. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе

Взаимодействие школьников малочисленной сельской школы как фактор их социального становления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократизация социальных отношений в обществе, меняющиеся социально-экономические реалии, преобразования в государственном устройстве и общественном сознании усложняют процесс социализации детей и ставят перед педагогами новые задачи в воспитании подрастающего поколения. Особую остроту проблема социального становления приобретает в условиях малочисленной сельской школы (МСШ).

Преобразование школьниками общественных норм и стандартов в собственные ценностные установки, мотивы деятельности, их перенос из внешней во внутреннюю, личностную сферу возможен лишь на основе взаимодействия учащихся с другими людьми и социальными институтами. Школа призвана помочь ребенку приобрести опыт взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, доверия, согласия.

Последние годы активно разрабатывается теория взаимодействия в педагогическом процессе (Л.В. Байбородова, Б. З. Вульфов, В. К. Горшкова, Н. Ф. Радионова и др.). Однако эта проблема в условиях малочисленной сельской школы специально не исследовалась. Возникающее противоречие между необходимостью повышения эффективности процесса социального становления учащихся МСШ и недостаточной изученностью специфических черт, присущих взаимодействию в учебных заведениях подобного типа, существенно затрудняет решение воспитательных задач, препятствует созданию благоприятных условий для стимулирования социального становления школьников, снижает эффективность педагогического процесса.

Развитие взаимодействия школьников требует использования комплекса педагогических средств, технологий, учитывающих специфику МСШ. Выполнен ряд работ, рассматривающих пути и средства повышения эффективности учебно-воспитательной работы в условиях МСШ (П.А. Жильцов, М. И. Зайкин, А. Е. Кондратенков, Г. Ф. Суворова и др.). Исследователями отмечаются широкие возможности для развития разновозрастных контактов учащихся, интеграции средств учебного и воспитательного процессов, обогащения связей с окружающим социумом. Используемые сегодня педагогические средства, формы и методы работы несомненно способствуют и развитию взаимодействия учащихся, однако отсутствуют исследования, которые бы комплексно и системно рассматривают процесс организации взаимодействия в МСШ.

В то же время анализ практики подтвердил, что большинство учителей, работающих в МСШ, используют эпизодически и фрагментарно сложившиеся в массовой практике формы взаимодействия учащихся, не учитывая при этом особенностей и возможностей МСШ.

Противоречие между необходимостью развития взаимодействия учащихся МСШ как фактора их социального становления и отсутствием разработанного комплекса педагогических средств ведет к негативным последствиям в ходе практической работы педагогов, снижает уровень готовности учеников и ч выпускников к социальному взаимодействию с окружающими их людьми и общественными институтами.

Вышеизложенное определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия и средства организации взаимодействия учащихся сельской малочисленной школы как фактора их социального становления?

Наличие данной проблемы позволило сформулировать цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий и средств организации взаимодействия учащихся малочисленной сельской школы как фактора их социального становления.

Объект исследования: взаимодействие сельских школьников в учебной и внеучебной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия и средства организации взаимодействия учащихся малочисленной сельской школы как фактора их социального становления.

Гипотеза исследования. Взаимодействие учащихся малочисленной сельской школы будет способствовать повышению эффективности их социального становления, если:

— в ходе учебно-воспитательной работы создаются условия для освоения учащимися опыта организаторской деятельности в процессе взаимодействия с окружающими людьми и оценки его эффективности;

— осуществляется подготовка учащихся к противостоянию негативным влияниям социальной среды;

— происходит обогащение содержания и форм взаимодействия учащихся с помощью средств стимулирования совместной деятельности детей разного возраста, через расширение сферы социальных контактов участников взаимодействия, обеспечивается возможность апробации ранее недоступных социальных ролей, позиций, контактов;

— создаются условия для развития мотивации участников взаимодействия.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— выявить особенности взаимодействия учащихся МСШ;

— дополнить и систематизировать критерии и показатели взаимодействия учащихся МСШ как фактора их социального становления;

— выявить педагогические условия организации взаимодействия учащихся в МСШ;

— определить педагогические средства организации взаимодействия учащихся МСШ.

Методологическая основа исследования: антропоцентрический подход, определяющий примат интересов личности в социальных отношениях и их значимость в любом педагогическом исследованииклассические и новейшие положения философии, психологии, педагогики о развитии и социализации человека, их детерминированности содержанием и характером взаимодействия и отношений с окружающим миром.

Исходные теоретические позиции базируются на:

• гуманистических идеях отечественных и зарубежных ученых о воспитательной ценности социального взаимодействия для развития личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, И. П. Иванов, Я. Корчак, Н. Дж. Смелзер, A.B. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Э. Эриксон и др.);

• системном подходе как методологическом основании исследований любого социального процесса или явления с точки зрения его общности, целостности и взаимосвязи его отдельных элементов, подсистем (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Л. И. Новикова, E.H. Степанов, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин, и др.);

• идеях социализации учащихся, рассматривающих процесс включения ребенка в систему реально существующих отношений, ценностей окружающего мира (A.A. Бодалев, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, И. С. Кон, A.B. Мудрик и др.);

• концепции регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах школьников на основе личностно-ориентированного подхода (JI.B. Байбородова);

• концепции социальных проб, основу которой составляет создание условий для самостоятельного выбора, оценки и реализации социальных ролей, способов поведения (М.И. Рожков);

• теоретико-методических основах организации учебно-воспитательного процесса в условиях малочисленной сельской школы (П.А. Жильцов, М. И. Зайкин, А. Е. Кондратенков, Г. Ф. Суворова и др.).

В ходе работы нами использовались теоретические методы (анализ и синтез, моделирование и проектирование, экстраполяция и ретроспекция), эмпирические методы (опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, анкетирование, диагностическая беседа, изучение документации), а также осуществлялась математическая обработка данных, полученных в ходе исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Плещеевской школы Гаврилов-Ямского района Ярославской области и муниципального детского оздоровительно-образовательного лагеря «Орленок» пос. Борисоглебский Ярославской области), где более 80% отдыхающих составляют дети, проживающие в сельской местности и являющиеся учениками МСШ. Для проведения диагностики привлекались ученики и учителя 15 малочисленных сельских школ из Гаврилов — Ямского, Первомайского, Ярославского районов Ярославской области. В исследовании участвовало 56 педагогов и 452 школьника МСШ.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе (1995 — 1997 гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы работы, анализировались основные исследования, посвященные проблеме социального становления учащихся малочисленных сельских школ в научной литературеизучался опыт организации педагогического процесса МСШ в стране и областиосуществлялся комплексный анализ информациисоздавалась научно-методическая и диагностическая основа для проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1997 — 1998 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации комплекса педагогических условий и средств, повышающих эффективность процесса социального становления учащихся в условиях малочисленной сельской школы и временного детского коллектива оздоровительного лагеря.

На третьем этапе (1998 — 1999 гг.) обобщался теоретический и экспериментальный материал, обосновывались педагогические выводы, разрабатывались научно-методические рекомендации, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена глубоким анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов исследования, взаимодополняющих друг другаколичественно и качественно репрезентативной выборкой учащихся и учителей МСШ, участвовавших в диагностическом обследовании и опытно-экспериментальной работевысокой степенью универсальности разработанных методических рекомендаций, которые могут использоваться в различных педагогических системах (малочисленная сельская школа, детский оздоровительный лагерь, высшее учебное заведение).

Научная новизна исследования состоит в том, что: ^.

— определены особенности взаимодействия учащихся в условиях МСШ;

— выявлен комплекс педагогических условий организации взаимодействия учащихся в условиях малочисленной сельской школы, способствующий повышению эффективности процесса социального становления учащихся;

— разработана совокупность педагогических средств, обеспечивающих высокую эффективность процесса взаимодействия как фактора социального становления учащихся сельских школ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснована роль взаимодействия как фактора социального становления учащихся;

— дополнена характеристика мотивационного поля взаимодействия;

— определены факторы, влияющие на процесс взаимодействия учащихся в условиях МСШ;

— дополнены и систематизированы критерии и показатели эффективности взаимодействия в условиях малочисленной сельской школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что реализация комплекса условий и средств, выявленных в ходе исследования, позволяет повысить эффективность взаимодействия сельских школьников как фактора их социального становления. Адаптированы и разработаны диагностические методики для определения уровня развития взаимодействия учащихся сельской малочисленной школы и уровня их социального становления, подготовлены методические рекомендации для учителей по организации взаимодействия детей в учебных заведениях такого типа, разработана программа социально-психологической поддержки учащихся МСШ «Ты не один», программа спецкурса по организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе для студентов педагогических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты исследования, результаты диагностики сельских школ области и научно-практические рекомендации ежегодно обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Материалы исследования представлялись на областных конференциях работников сельских школ (Ярославль, 1996, 1997, 1998), научных конференциях преподавателей Ярославского педагогического университета (1996, 1997), Международных чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (Ярославль, 1997). Основные теоретические положения исследования нашли отражение в статьях, опубликованных в «Ярославском педагогическом вестнике», сборниках тезисов различных научно-практических конференций.

Внедрение результатов проводилось при организации семинаров на базе МСШ для педагогов Ярославской области, в детских оздоровительных центрах для сельских школьников.

На защиту выносятся:

1. Характеристика особенностей взаимодействия учащихся малочисленной сельской школы, для которого свойственна ограниченность сферы социальных контактов, естественность разновозрастных связей и отношений, стереотипизированный характер приемов, способов, стилей взаимодействия, предпочтение учащимися позиции «ведомого» партнера по взаимодействию, длительный характер включения школьников в процесс взаимодействия в новых ситуациях.

2. Комплекс педагогических условий взаимодействия учащихся МСШ, обеспечивающих эффективность социального становления школьников: создание условий для усвоения учащимися опыта организаторской деятельности в процессе взаимодействия, осуществление подготовки школьников к противостоянию негативным влияниям окружающей среды, обогащение содержания и форм взаимодействия учащихся, развитие мотивации школьников в совместной деятельности.

3. Совокупность педагогических средств, позволяющих реализовать условия повышения эффективности взаимодействия как фактора социального становления, которая включает в себя различные виды игр, тренинги, групповые занятия, коллективные дела в процессе реализации программ: «Я — лидер», «Ты не один».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, таблиц, схем.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1 .Комплекс педагогических условий повышения эффективности взаимодействия учащихся МСШ включает в себя положения, которые предусматривают развитие мотивации участников процесса, подготовку учащихся к противостоянию негативным влияниям окружающей среды, освоение учащимися в ходе взаимодействия опыта организаторской работы, обогащение содержания и форм взаимодействия школьников МСШ.

2.Развитие мотивации участников взаимодействия предполагает разъяснение важности совместных действий и стимулирования интереса учащихся к совместной работе на основе предварительной диагностики личностных особенностей участников взаимодействияпоощрение сотруднического стиля отношенийпоощрение инициативы при организации и реализации совместной деятельности в ходе специально организованных ситуаций, предполагающих самостоятельную оценку и выбор школьниками содержания, форм, позиций во взаимодействии.

3.Подготовка учащихся к противостоянию негативным влияниями среды включает в себя развитие адекватной самооценки школьника путем создания ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности, использования дуалистичного подхода в ходе анализа результатов деятельностиразвития критичности восприятия внешних норм, стандартов в ходе организации комплексных игр, проведения индивидуальных и групповых беседразвития умений сформировать свою точку зрения, аргументировать и доказать ее через систему групповых занятий и игр дискуссионного характера.

4.0своение школьниками опыта организаторской деятельности наиболее эффективно в ходе групповых занятий в объединении клубного типа. Также реализация условия предполагает организацию совместной деятельности педагогов и школьников в процессе планирования, проведения и анализа общешкольных дел, игрмоделирование в ходе игровой деятельности ситуаций, предполагающих самостоятельное принятие учениками совместных решений и их реализациюактивное использование коллективных, групповых, индивидуальных форм аналитической работы для развития у учащихся умений и навыков рефлексии.

5.Обогащение содержания и форм взаимодействия школьников может осуществляться за счет расширения числа субъектов взаимодействия путем включения всех педагогов и школьников в совместную деятельность, привлечения ресурсов ближнего и дальнего социального окружения, а также с помощью преобразования, обновления содержания, способов организации, оформления совместной деятельности учащихся. Дополнительным требованием при реализации условия становится интеграция средств, форм, методов учебной и внеучебной деятельности, что может достигаться путем создания новых интегративных форм работы, совершенствования форм учебной работы и включение в урок элементов, свойственных внеучебной деятельности, привлечения к организации учебного процесса представителей сельского социума.

6.Особую важность для обогащения содержания и форм взаимодействия школьников МСШ приобретает развитие разновозрастного взаимодействия. Основными требованиями при реализации этого положения будут создание и использование эффективной системы стимулов, организация подготовки старшеклассников к реализации позиции «старшего» партнера по взаимодействию в ходе индивидуальных бесед и групповых занятий, расширение связей школы с социумом.

7. Реализации комплекса условий, необходимых для повышения эффективности взаимодействия как фактора социального становления, способствует совокупность педагогических средств, включающая в себя различные виды игртренинговые и групповые занятиягрупповой, коллективный анализ делбеседыработу разновозрастных объединений клубного типасоздание воспитывающих ситуацийразновозрастные уроки.

8. Реализация комплекса педагогических условий и средств организации взаимодействия учащихся МСШ в ходе опытно-экспериментальной работы дала положительные результаты, что было зафиксировано с помощью начальной и итоговой диагностики с использованием различных методов (анкетирование, социометрическое исследование, тестирование). Отдельные показатели уровня развития взаимодействия и социального становления увеличились на 10−25%.

ЗАЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу, позволило решить поставленные задачи, подтвердить теоретические положения с помощью результатов опытно-экспериментальной работы и дало возможность сделать ряд выводов, которые мы представили в завершении нашей работы.

В ходе теоретического анализа проблемы была определена сущность социального становления человека, обосновано его место в более глобальном процессе социализации. В силу своих особенностей (невысокая критичность к внешним нормам, значимость внешних агентов социализации, преобладание процессов усвоения и присвоения общественных стандартов) социальное становление должно рассматриваться как начальный этап интеграции индивида в общество, результатом которого является появление сформированного комплекса установок, ценностей, приоритетов, наличие готовности и потребности к активному участию в общественной жизни, обретение человеком интегративного социального статуса.

Эффективность социального становления человека зависит от целого комплекса факторов, где одно из важных мест занимает социальное взаимодействие. Оно является не только средством реализации влияния других факторов и психологических механизмов усвоения человеком общественных стандартов, но и самостоятельным социальным процессом, который позволяет повысить степень успешности социального становления, придать ему более оптимальный характер.

Движущей силой взаимодействия является мотивационное поле процесса, состояние которого может диагностироваться с помощью интегративного критерия — вектора мотивационного поля взаимодействия. Такой критерий позволяет комплексно зафиксировать направленность, динамичность, интенсивность мотивационного поля, графически отразить полученные результаты и способствует прогнозированию дальнейших действий, направленных на его развитие.

Среди факторов, придающих специфику взаимодействию в конкретных условиях учебного заведения, можно выделить три больших группы. Первая из них включает в себя факторы, связанные с особенностями окружающего социума, которые во многом будут определять специфику взаимодействия внутри школьного коллектива. Вторая группа объединяет факторы, связанные с условиями организации процесса, то есть в первую очередь с условиями организации учебной и внеучебной деятельности в школе данного типа. Третья группа факторов связана с личностными особенностями субъектов взаимодействия, которые во многом определяются спецификой среды и учебного заведения. Комплексный анализ всех групп факторов позволяет выделить характерные черты, свойственные взаимодействию учащихся в конкретных условиях.

Исследуемый процесс в условиях МСШ приобретает ряд специфических особенностей, главными среди которых будут являться естественные разновозрастные связи школьников в учебной и внеучебной деятельностиограниченный круг субъектов взаимодействиястереотипизированный характер приемов и стилей взаимодействия, используемых школьникамидлительный период включения учащихся в процесс в новых, непривычных ситуациях и использование «стратегии выжидания" — предпочтение учащимися позиции «ведомого» партнера по взаимодействию. Выделенные особенности носят и позитивный, и негативный характер, что требует разработки специального комплекса педагогических условий и средств, способствующих повышению эффективности процесса и учитывающих специфику его протекания в условиях МСШ.

Одним из главных условий интенсификации взаимодействия школьников МСШ является развитие мотивации участников процесса, которое предполагает разъяснение учащимся важности совместной деятельностипоказ | привлекательных сторон процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьниковподдержку инициативы и поощрение партнерских отношений, сотруднического стиля взаимодействиявключение учащихся в коллективный анализ совместной деятельности как основы для повышения ее привлекательности и значимости.

Немаловажную роль в условиях МСШ играет подготовка учащихся к противостоянию негативному влиянию среды. Реализация данного условия требует развития адекватной самооценки школьников и повышение степени критичности восприятия ими внешних норм, требований, правилсоздания ситуаций, требующих от школьников формирования и декларации собственной точки зрения, стимулирующих развитие умений доказать и аргументировать свою позицию.

Третье условие, способствующее повышению эффективности взаимодействия учащихся МСШ, декларирует необходимость освоения школьниками опыта организаторской деятельности. Это условие реализуется с | I помощью организации целенаправленной передачи комплекса организаторских знаний, умений и навыков в объединении клубного типаорганизации совместной работы педагогов и учащихся по планированию, проведению и — анализу школьных делсоздания ситуаций, стимулирующих поиск самостоятельных решений на основе группового обсуждения и групповой работыиспользования различных форм аналитической работы для развития умений и навыков рефлексии у учащихся.

Особую значимость в условиях МСШ приобретает положение, предполагающее обогащение содержания и форм взаимодействия учащихся МСШ. Совокупность требований по его реализации включает в себя расширение числа субъектов взаимодействия за счет внутрии внешкольных ресурсовинтеграцию средств, форм, методов, используемых в учебной и внеучебной деятельностистимулирование разновозрастного характера взаимодействияапробацию школьниками ранее недоступных в силу объективных, субъективных причин социальных ролей и позиций.

В ходе анализа практического опыта учителей МСШ и организации опытно-экспериментальной работы был выявлен комплекс педагогических средств, который способствует реализации условий, отмеченных выше, и включает в себя разновозрастные уроки, создание объединений клубного типа, совместную групповую работу учащихся с педагогами и другими участниками взаимодействия, комплексные игры, создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности, тренинговые занятия, коллективный и групповой анализ результатов деятельности, индивидуальные и групповые беседы.

Эффективность реализации комплекса педагогических условий и средств может фиксироваться с помощью системы критериев и показателей, систематизированных и дополненных в ходе исследования. В качестве главного критерия уровня развития социального становления выступает уровень социальной активности учащихся. Критериями эффективности взаимодействия являются уровни развития ключевых процессов, которые реализуются при совместной деятельности субъектов взаимодействия. К ним относятся взаимопознание, взаимпонимание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние. Существование объективной зависимости между уровнями развития обоих процессов было доказано в ходе опытно-экспериментальной работы.

Система критериев и показателей позволила зафиксировать изменения в уровне развития взаимодействия и социального становления школьников при реализации комплекса условий и средств в ходе опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты подтвердили их высокую эффективность.

В ходе исследования был разработан и апробирован комплекс диагностических методик, учитывающих особенности МСШ, разработаны программы развития лидерского потенциала школьников «Я-лидер» и социально-психологической помощи учащимся «Ты не один», создан ряд разработок комплексных игр, способствующих повышению эффективности взаимодействия учащихся МСШ.

Исследование показало целесообразность дальнейшего изучения проблемы в следующих аспектах: условия повышения конкурентоспособности учеников сельских школ, средства оказания социально-психологической помощи школьникам МСШ, подготовка педагогов к организации взаимодействия малочисленной сельской школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. О природе взаимодействия. М.: Знание, 1984. 64 с.
  2. B.C. Межвозрастное взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.
  3. А. Наука жить: Пер. с англ и нем. Киев: Port-Royal, 1997. -287 с.
  4. Н.В. Проблемы сельской школы // Веч. сред, школа, 1995, № 2.-С. 9−10.
  5. А., Якобсон В. Большие возможности «малой» школы // Народное образование, 1.985, № 1. С. 3−7
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. 167 с.
  7. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 185 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. 340 с.
  9. Ю.Анисин Н. М. Большие заботы малокомплектной школы. М.:
  10. Просвещение, 1986.- 112 с.
  11. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. -560 с.
  12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в -начала XX века / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
  13. И. И. Возрождение главного предмета, или о том, как в обычной сельской школе учат русскому языку //Народное образование, 1989, № 8. С. 60 — 70.
  14. В. Г. Опыт перспективного планирования сетиучреждений народного образования // Советская педагогика, 1979, | № 1.- С. 63−66. |
  15. В. Г. Сельская общеобразовательная школа сегодня // Советская педагогика, 1979, № 1. С. 22 — 28. 1I
  16. А. И. О школе, земле и хлебе. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  17. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и обработке данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974.- 48 с.
  18. М. Для малокомплектной школы // Народное образование, 1986, № 10. С.32−36.
  19. В.Г. Системность и общество. М.: Знание, 1980. 124 с.
  20. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах. 2-е изд, перераб. и доп. Киев, Рад. школа, 1983. — 287 с.
  21. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  22. Н.В. Сельские малокомплектные школы: проблемы и резервы // Начальная школа, 1983, № 5. С. 59−61.
  23. Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1991. 111 с.
  24. Л.В. Концепция развития малочисленной сельской школы // Ярославский педагогический вестник, 1996, № 1 (4). -С. 59−61.
  25. Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. -Автореф. дисс. д-ра пед.наук. Казань, 1994. 36 с.
  26. Л.В. Педагоги, учащиеся, родители: сотрудничество в игре // Ярославский педагогический вестник, 1995, № 1. С.26−31.
  27. JI.В. Проблемы организации межвозрастных занятий в малочисленной сельской школе //Ярославский пед. вестник, 1988. С. (4−10. !
  28. JI.B., Рожков М. И. Социальное взаимодействие в, разновозрастных группах школьников: педагогический аспект // |I
  29. Ярославский педагогический вестник, 1994, № 1. С. 29−35. i
  30. JI.B., Рожков. М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯЛТУ, 1997.- 380 с.
  31. А. А. Из опыта ориентации сельских школьников на профессии прикладного искусства И Советская педагогика, 1979, № 1. С. 59−62.
  32. H.A. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал, 1987, № 3.- С. 87−94.
  33. A.C. Ситуация успеха: как ее создать. М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  34. Ю.Н. Воспитательные функции педагогического коллектива сельской средней общеобразовательной школы. -Автореф. дисс.канд.пед.наук. М. Д986. 15 с.
  35. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.-214 с.
  36. Бестужев Лада И. В. К школе XXI века: размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
  37. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
  38. A.A. Личность и общение: Избр. психолог, труды. 2-е изд., перераб. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 326 с.
  39. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
  40. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-465с.
  41. Л.И., Славина Л. С. Психология развития школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96 с.
  42. Л.П., Трушнева М. В. Интеграция учебной и внеучебной деятельности в Ананьинской неполной средней школе //Ярославский педагогический вестник, 1996, № 1 (4). С. 107−114.
  43. Л.А. Большая жизнь маленькой школы //Малочисленная сельская школа: проблемы, поиска, решения. Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ, 1997. С 73−75.
  44. Болыная российская энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 1456 с.
  45. Л. Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1978.-48 с.
  46. Е.П. Педагогические условия социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда. Автореф. дис. .канд пед. наук. Ярославль, 1998. 17 с.
  47. А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Знание, 1987. -132 с.
  48. В., Плоткин М. О разновозрастных отрядах по месту жительства //Воспитание школьников, 1998, № 2. С. 29 — 32.
  49. В.Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. М.: Знание, 1996.-79 с.
  50. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
  51. Г. Сельская школа, комплексное исследование // Советская педагогика, 1990, № 11.- С. 145−147.
  52. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
  53. Венгер A. JL, Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии, 1995, № 1. С.25−33.
  54. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов школы: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1989. 111 с.
  55. А.К., Зайкин М. И. Феномены малокомплектных школ. Горький: Волго-Вятское изд-во, 1990. 178 с.
  56. О. Малокомплектным школам внимание и помощь // Народное образование, 1982, № 7. — с. 47−51.
  57. О. Малокомплектная сельская школа: проблемы и опыт // Народное образование, 1982, № 10. с. 24−28.
  58. Воспитание сельских школьников. Из опыта работы школ РСФСР / Под ред. JT. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. 128 с.
  59. Воспитатели и дети: источники роста: Пособие для дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1994. 155 с.
  60. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -78 с.
  61. .З. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981.-95 с.
  62. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков. М.: Новая школа, 1993. 160 с.
  63. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995.-112 с.
  64. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. -220 с.
  65. JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. 140 с.
  66. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  67. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 43−53.
  68. Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996. 336 с.
  69. У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 184 с.
  70. П. Г. Забота колхоза об улучшении трудового обучения и воспитания учащихся // Советская педагогика, 1979, № 1. С. 42 — 46.
  71. Л. Проблемы малокомплектной // Народное образование, 1989, № 4.-С. 46−52.
  72. Е.И. Экспериментальное исследование взаимодействия подростков в разновозрастной группе. Автореф. дисс. канд.психол.наук. Рязань- 1976. 19 с.
  73. В. Сельская школа: нужен крутой поворот // Народное образование, 1989, № 2. С. 3−12.
  74. Н. А. Сельская школа: перспективы становления // Биология в школе, 1990, № 2. С. 27 — 31.
  75. Жизнь сельской школы // Советская педагогика, 1989, № 12. -С. 64−72.
  76. Л.А. Краеведение как средства повышения эффективности обучения и воспитания школьников //Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ, 1998. С. 24 — 26.
  77. П. А. Роль сельской школы в социальном развитии учащихся // Советская педагогика, 1979, № 1. С. 29 — 38.
  78. П. А. Воспитательная работа в сельской школе. М.: Просвещение, 1980. -175 с.
  79. Л.И. Трудовая подготовка сельских школьников // Ярославский педагогический вестник, 1996, № 1 (4). С. 85−90.91.3еленова Т. Г. Педагогизация среды в условиях села. Автореф. дис.. кандпед. наук. Ярославль, 1998.-22 с.
  80. А.Ф. Сельская школа. М.: Просвещение, 1987. 128 с.
  81. А. Ф. Сельская школа: состояние и перспективы // Советская педагогика, 1990, № 10. С. 14−21.
  82. И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -143 с.
  83. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: | Педагогика, 1989. 206 с. |
  84. Л.И. Специфические особенности сельской среды и учет их ! в учебно-воспитательном процессе школы. Учебное пособие. Иркутск: ИЛИ, 1981. 87 с.
  85. К. А., Раздымарин И. Ф. Формирование готовности к труду в сельском хозяйстве // Советская педагогика, 1979, № 1. -С. 34−38.
  86. Из опыта создания социально-педагогического комплекса поселка Ишня Ростовского района Ярославской области //Ярославский педагогический вестник, 1996, № 1 (4). С. 71 — 84.
  87. Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования // Вопросы психологии, 1992, № 3−4.-С. 26−39.
  88. . Школа, потерявшая уважение? // Народное образование, 1989, № 5. С.65−67.
  89. История буржуазной социологии XIX начала XX века. М.: Наука, 1979. — 356 с.
  90. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992. 86 с.
  91. В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Просвещение, 1979. 210 с.
  92. С. В., Полькина Л. Ф. Урок биологии в малокомплектной школе // Биология в школе, 1990, № 2. С. 31 — 36.
  93. E.H. Межвозрастное общение как фактор личностного развития школьников. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1995. -18 с.
  94. Г. К. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии, 1993, № 1. С. 52 — 63.
  95. Л. Село начинается со школы // Начальное образование, 1983, № 10.-С. 16−21.
  96. М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. 317 с.
  97. . Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история. М.: Просвещение, 1969. — 311 с.
  98. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  99. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987.-80 с.
  100. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1969. 325 с.
  101. А. Е. Опыт и перспективы организации внеклассной работы в сельской школе // Советская педагогика, 1979, № 1.- С. 51−55.
  102. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе (Вопросы трудового воспитания учащихся). М.: Педагогика, 1978. 160 с.
  103. А. Е. Сельская школа: проблемы и перспективы // Советская педагогика, 1984, № 10. С. 23 — 28.
  104. А. Е. Педагогический вуз и учительские кадры сельской общеобразовательной школы // Советская педагогика, 1979, № 3.-С. 88−91.
  105. Л.Л. Деятельность и ее субъект // Психологический журнал, 1987, № 2. С. 48 — 58.
  106. Е.В. Психология общения. Ярославль: ЯГУ, 1992. 110 с.
  107. Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области. Ярославль, 1995. -43 с.
  108. Я. Избранные произведения. М.: Педагогика, 1979.
  109. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: Философско-социологический анализ. М.: Наука, 1980. 176 с.
  110. Краеведение: Пособие для учителей / A.B. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В.К. Луканенкова- Под. ред A.B. Даринского. М.: Просвещение, 1987. 158 с.
  111. Краткий справочник по педагогической технологии /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. 64 с.
  112. М.Ф. Малокомплектная школа: планирование и управление // Народное образование, 1987, № 7. С. 83−89.
  113. М. Ф. Сельской школе всеобщее внимание // Начальная школа, 1989, № 6. — С. 2 — 10.
  114. Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. М.: Знание, 1978. 64 с.
  115. Г. А. Совершенствовать деятельность малокомплектных школ // Народное образование, 1982, № 9. -С.12−15.
  116. Г. Д. Сельская школа России // Начальная школа, 1983, № 9.-с. 2−7.
  117. Г. В. Природоохранная деятельность в воспитательной системе сельской малочисленной школы. Автореф. дисс.. канд пед. наук. Яославль, 1999. 24 с.
  118. И.Г. Сельская молодежь. Социологический очерк. М.: Советская Россия, 1970. — 160 с.
  119. Е. Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1998. 18 с.
  120. А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  121. Х.И. О месте категории «взаимодействие» в педагогике // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин: ТЛИ, 1979. С. 16−20.и
  122. X. И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -64 с.
  123. В. А. Повседневная связь с колхозом // Сельская школа: Из опыта работы лучших учителей (сост. М. М. Дейнеко, О. В. Челканова). М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948. С. 38.
  124. А.Р. Мозг человека и психологические процессы. В 2 т. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. Т. 1 479 е.- т. 2 — 495 с.
  125. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославский педагогический вестник / Под. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. Ярославль: ЯГПУ, 1997. 110 с.
  126. Малочисленная сельская школа: региональные концепции развития / Авт.-сост. Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. 36 с.
  127. Т. Н. Социальная активность школьников. Л.: Знание, 1978. 36 с.
  128. С. Сельская малокомплектная заботы и радости // Народное образование, 1986, № 2. — С. 40−43.
  129. В. С. Воспитание духовности учащихся в малочисленной сельской школе //Ярославский педагогический вестник, 1996, № 1(4). С. 94 — 96
  130. . Ф., Синявский В. В., Федоришин Б. А. Об опыте работы по ориентации учащихся на выбор сельскохозяйственных профессий // Советская педагогика, 1979, № 1. С. 39 — 42.
  131. Методы педагогических исследований / Под. ред А. И. Пискунова, Т. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  132. Е. Ю. Все труднее стать взрослым // Социс, 1990, № 1. С. 141−147.
  133. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 275 с.
  134. Н.Е. Воспитание школьников на социалистических традициях сельских труженников. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
  135. A.B. Время поисков и решений. М.: Новая школа, 1990. -96 с.
  136. A.B. Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  137. A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-80 с.
  138. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  139. И.А. Одновременные занятия с двумя классами /сб. Сельская школа: Из опыта работы лучших учителей. Сост. М. М. Дейнеко, О.В. Челпакова) М.: Государственное учебно -педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948. -64 с.
  140. Н.П. В сельской школе после звонка: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 96 с.
  141. В.А., Ермаков A.B. Повысить эффективность работы сельской школы // Советская педагогика, 1986, № 8. С. 41−45.
  142. P.C. Психология. М.: Просвещение, 1990. 250 с.
  143. JI.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. 143 с.
  144. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 79 с.
  145. H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. 152 с.
  146. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под. ред A.A. Бодалева. М.: Просвещение, 1991. С. 80−82.
  147. С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994.-907 с.
  148. Особенности педагогического процесса в малочисленной школе. Книга для учителя / Под. ред П. Т. Фролова. М.: Просвещение, 1991. -160 с.
  149. Г. Л. Человек в современном мире: Сборник. М.: Прогресс, 1985. 428 с.
  150. . Избранные психологические труды. Л.: Прогресс, 1969. -659 с.
  151. H.A. Особенности работы по развитию речи учащихся малокомлектной школы // Русский язык в школе, 1985, № 2. -С. 25−30.
  152. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М.: Знание, 1984. 80 с.
  153. М.М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Просвещение, 1980. 178 с.
  154. Психология. Словарь / Под. ред A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 284 с.
  155. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, С. М. Борисова и др.- под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  156. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. Автореферат дис. доктора пед.наук. Ленинград, 1991. 32 с.
  157. A.A., Радугин А. К. Социология: курс лекций. М.: Изд-во Центр, 1996. 208 с.
  158. Разновозрастное обучение на уроках биологии в малочисленной сельской школе. /Сост. Т. В. Лаптева. Ярославль: !ГПУ, 1999. 45 с.
  159. Разновозрастные объединения в малокомплектной школе. Ярославль: ЯГПИ, 1990. 24 с.
  160. С.А. Сельская школа. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  161. Л. Воспитательные возможности сельской школы // Воспитание школьников, 1987, № 5. с.78−79.
  162. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Автореферат дис. канд.пед.наук. Ярославль: ЯГТТУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 16 с.
  163. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. 479 с.
  164. K.P. О групповой психотерапии. М., 1993. 220 с.
  165. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник, 1994, № 1. -С. 16−18.
  166. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ, 1994. 63 с.
  167. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 980 с.
  168. В.В. Традиционная народная культура и современность. // В сб. Среда и культура в условиях общественных трансформаций /Под ред. Г. Бордюгова, П. Гобла, В. Тишкова. М.: АИРО XX, 1995. — 264 с.
  169. Руководство сельской восьмилетней школой. Пособие для директора школы / Под. ред. Т. И. Шамовой. М.: Просвещение, 1978. -247 с.
  170. М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М.: просвещение, 1991. 115 с.
  171. И. Как перестраивается сельская школа // Народное образование, 1993, № 6. С.70−72.
  172. В. Как развивать сельских школьников // Народное образование, 1988, № 5. С. 35−38.
  173. Сельская малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития / Отв. ред. С. А. Пискунов. Орел: ОГПИ, 1992. 96 с.
  174. Сельская малокомплектная школа: проблемы подготовки учителя / Отв. ред С. А. Пискунов. Орел: ОГПИ, 1992. 143 с.
  175. Сельская школа на рубеже веков (социологический портрет). Автор, коллектив В. Т. Лисовский, М. П. Гурьянова, Г. В. Пичугина и др. Псков: ПОИПКРО, 1999. 48 с.
  176. Сельская школа: от проблемы перестройки к программе перестройки // Народное образование, 1985, № 5. С. 138−143.
  177. В.Д. Взаимодейстиве школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. 112 с.
  178. В.И. Особенности становления и развития воспитательной системы сельской малочисленной школы. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1998. 19 с.
  179. A.M. Пособие для начинающих Робеспьеров. М.: Знание, 1990. 80 с.
  180. А.Н. Экологическое воспитание школьников // Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения.
  181. Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ, 1997. С. 40−50.
  182. Система воспитательной работы в малокомплектной школе (Методические рекомендации). Псков: ИУУ, 1990. 75 с.
  183. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.
  184. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в малокомплектной восьмилетней и средней сельской школе // Начальная школа, 1982, № 9. С. 68−72.
  185. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с.
  186. Современная западная философия. М.: Наука, 1991. 274 с.
  187. О.В. Взаимодействие детей разного возраста в игре как фактор их социального развития. Дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1997.- 175 с.
  188. Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград: ВМИ, 1980. 157 с.
  189. Социальная педагогика. Свердловск, 1989. 148 с.
  190. Социальная психология. М.: Наука, 1979. 344 с.
  191. Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования / Под.ред. Е. С, Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. 285 с.
  192. Социальное становление учащихся / Под. ред М. И. Рожкова, Ярославль: ЯГПУ, 1996. 72 с.
  193. Социологические проблемы личности. М.: МГУ, 1967. 314 с.
  194. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 175 с.
  195. Л.Д. Основы психологии. Ростов на — Дону: Феникс, 1997. — 736 с.
  196. Н.А. Детская организация в малочисленной сельской школе // Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ, 1998.-С. 61−64.
  197. Г. Ф. Некоторые проблемы сельской малокомплектной школы // Советская педагогика, 1981, № 2. С.48−50.
  198. Г. Ф. Совершенствовать работу сельской малокомплектной школы // Советская педагогика, 1986, № 2. -С. 32−35.
  199. В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 400 с.
  200. В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Киев.: Рад. школа, 1985. 557с.
  201. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. Дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1995. 189 с.
  202. Е.В. Сельская школа: проблема и перспективы // Регионология, 1995, № 3. С. 51−62.
  203. A.B. Возрасты жизни. М.: Знание, 1989. 130 с.
  204. Труд и игры сельского школьника (Рязанский государственный педагогический университет. Ученые записки. Том 53). М.: Просвещение, 1965. 84 с.
  205. К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. / Редкол.: М. И. Кондаков (гл.ред.) и др. М.: Педагогика, 1988.
  206. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-224 с.
  207. Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989. -168 с.
  208. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993. 140 с.
  209. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Коммент М. Г Ярошевского. М.: Наука, 1989. 455 с.
  210. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб.произведений. М.: Просвещение, 1990. 447 с.
  211. Фрейд 3. «Я» и «Оно». М.: МПО «МЭТТЭМ», 1990. 56 с.
  212. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 330 с.
  213. Э. Психоаналимз и этика: Сборник. М.: Республика, 1993. -414 с.
  214. .И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии, 1995, № 3. С. 32 -39.
  215. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997. -720 с.
  216. Т.К. Особенности формирования учебных умений младших школьников в условиях малокомплектной школы // Советская педагогика, 1978, № 1. С. 67 — 72.
  217. В.И., Миронюк В. Г. Совместная работа школы и клуба по музыкально эстетическому воспитанию школьников // Советская педагогика, 1979, № 1. — С. 46 — 51.
  218. В.Ф. Натуралистическая работа в сельских школах / Сельская школа: Из опыта работы лучших учителей. Сост. М. М. Дейнеко, О.В. Челпакова) М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948.-64 с.
  219. Школа и жизнь. Из опыта учебно-воспитательной работы сельских школ Ленинградской области. Л.: Лениздат, 1964. 254 с.
  220. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1991. 154 с.
  221. Н. Лицом к малокомплектной школе // Народное образование, 1984, № 7. С. 26−30.
  222. Г. П. Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995. 760 с.
  223. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, № 3−4. С. 10 — 22.
  224. Э. Детство и общество. Обнинск: ОГУ, 1993. 65 с.
  225. Э.Г. Методологая науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  226. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. -391 с.
  227. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНКИТ «Кентавр», 1994.-136 с.
  228. Юнг К. Г. Конфликты детской души: Сборник. М.: Канон, 1995. -333 с.
  229. М.У. Организация и содержание повышения квалификации и научно методического обслуживания сельского учителя // Советская педагогика, 1979, № 3. — С. 92 — 96.
  230. В.А. Операционная концепция Ж. Пиаже // Вестник МГУ, 1976, № 1. С. 54 — 67.
  231. Методика исследования мотивов участия школьников в совместной деятельности.
  232. Цель: данная методика позволяет выявить наиболее значимые мотивы, побуждающие школьников участвовать в совместной деятельности, с помощью моделирования ситуации свободного выбора.
  233. Время проведения'. 25 40минут.
  234. Возраст и количество обследуемых ограничены лишь возможностями и уровнем подготовки исследователя.
  235. Проведение методики: на предварительном собрании всех обследуемых дается инструкция, объясняющая содержание предстоящей работы.
  236. Работа продолжается определенный временной отрезок, одинаковый для всех групп. Необходимым и обязательным является подведение итогов работы внутри каждой группы (выявление победителей, наличие составленного сценария, плана конкретных дел помощи и т. д.)
  237. Фиксация результатов: фиксируется количество учащихся, выбравших каждое из презентированных направлений работы.
  238. Ф.ИО. Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 41 Петров А. + 2 Иванов С. +
  239. Особо выделяется группа учащихся, испытывающих наибольшие сложности с выбором вида деятельности или отказавшихся от такого выбора.
  240. В качестве дополнительного диагностического материала могут быть зафиксированы результаты вводной беседы в группах «Почему я пришел в эту группу?».
  241. Группа 1 преобладает установка «на себя».
  242. Группа 2 «на объект» взаимодействия.
  243. Группы 3,4 преобладает установка «на других».
  244. Модифицированный вариант теста «Три планеты"1. Й. Шванцар)
  245. Авторы: Б. И. Хасан, Ю. И. Тюменева.
  246. Время проведения: работа по времени не ограничивается.
  247. Цель: диагностика отношения школьников к социальным нормам.
  248. Фиксация результатов: дети дают письменные описания ситуаций в свободной форме.
  249. В итоге ответы подразделяются на две группы: 1) ответы, подходящие под первый и/или второй критерий- 2) ответы, подходящие под третий критерий. Ответы также могут группироваться по эмоциональному принятию непринятию «мира без норм».1. Опросник Ж. Тейлор
  250. Цель: диагностика уровня беспокойства, тревоги.
  251. Проведение методики: учащимся предлагается оценить ряд утверждений, выбрав среди предлагаемых вариантов ответа наиболее приемлимый для себя.
  252. Обычно я работаю с большим напряжением.2. Ночью я засыпаю с трудом.
  253. Для меня неприятны неожиданные изменения в привычной обстановке.
  254. Мне нередко снятся кошмарные сны.
  255. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или работе.
  256. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  257. Я хотел бы быть таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливы другие.
  258. Безусловно, мне не хватает уверенности в себе.
  259. Мое здоровье сильно беспокоит меня.
  260. По временам я чувствую себя совершенно бесполезным.11 .Я часто плачу, у меня «глаза на мокром месте».
  261. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-нибудь трудное или опасное.
  262. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, и это чрезвычайно беспокоит и смущает меня.
  263. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  264. Нередко думаю о таких вещах, о которых не хотелось бы говорить.
  265. Даже в холодные дни я легко потею.
  266. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
  267. Жизнь для меня почти всегда связана с необычным напряжением.
  268. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
  269. Я легко прихожу в замешательство.21 .Мое положение среди окружающих сильно беспокоит меня.
  270. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо.
  271. Почти все время я испытываю тревогу за кого-нибудь или из-за чего-нибудь.
  272. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
  273. Я склонен принимать все слишком всерьез.
  274. Мне приходилось испытывать страх даже в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
  275. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
  276. Я почти все время чувствую неуверенность в своих силах.
  277. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  278. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 31. Ожидание всегда нервирует меня.
  279. Бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
  280. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
  281. Я человек легко возбудимый.
  282. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  283. У меня хватает духа вынести все предстоящие трудности.
  284. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из строя.38,Обычно мои ноги и руки достаточно теплые.
  285. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
  286. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.41 .Когда нужно чего-либо долго ждать, я могу это делать спокойно.
  287. У меня редко болит голова после пережитых волнений или неприятностей.
  288. У меня не бывает сердцебиения при ожидании чего-либо нового или трудного.
  289. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.45.Я уверен в себе.
  290. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым.
  291. Я застенчив не более, чем другие.48.0бычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
  292. Практически я никогда не краснею.
  293. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
  294. Фиксация результатов производится в специальном бланке.
  295. Обработка результатов: с использованием специального ключа подсчитываетсясреднее количество баллов, набранных каждым испытуемым.
  296. Методика «Ряды самооценки»
  297. Цель: диагностика самооценки учащихся.
  298. Проведение методики: школьникам предлагается оценить несколько личных качеств и характеристик, выбрав один из предложенных вариантов.
  299. Инструкция: «Оцените, пожалуйста, ряд своих качеств, выбрав один из предложенных вариантов и отметив его в бланке».
  300. Бланк обследования, где производится фиксация результатов: здоровьеум характер счастье
  301. Самые здоровые Самые умные С прекрасным характером Чрезвычайно счастливые
  302. Очень здоровые Очень умные С хорошим характером Очень счастливые
  303. Здоровые Умные С более или менее хорошим характером Счастливые
  304. Более или менее здоровые Более или менее умные С неплохим характером Более или менее счастливые
  305. Среднего здоровья Среднего ума С обычным характером Не очень счастливые
  306. Более или менее больные Более или менее неумные С неважным характером Мало счастливые
  307. Больные Неумные С плохим характером Несчастливые
  308. Очень больные Глупые С очень плохим характером Очень несчастливые
  309. Самые больные Самые глупые С тяжелым характером Самые несчастливые
  310. Цель: исследование системы групповых взаимоотношений.
  311. Проведение методики: в ходе исследования моделируется ситуация выбора учащимися предпочитаемых партнеров по взаимодействию.
  312. Время проведения: 15−20 минут.
  313. Бланк обследования, где фиксируются результаты выбора учащихся:1. Ф. И. Школа Класс
  314. Ф.И. О. Кто этот человек Почему ты его выбрал1.
Заполнить форму текущей работой