Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная педагогика идет разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании ребенкапрорывами к перспективным образовательным ценностям и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребенка. Разрешение проблем школа пытается искать и на путях гуманизации образования. По нашему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие творческого воображения учащихся начальных классов как философская и психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы творчества в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Основные проблемы развития творческого воображения
    • 1. 3. Педагогические инновации в области воспитания творчеством
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Пути и средства развития творческого воображения, учащихся начальных классов
    • 2. 1. Совершенствование содержания и создание педагогических условий развития творческого воображения младших школьников
    • 2. 2. Модель педагогического управления развитием творческого воображения младших школьников
    • 2. 3. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента
  • Выводы по главе 2

Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние экономики в нашей стране привело к необходимости переосмысления основных целей и задач отечественной педагогики. Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Как отмечается во многих исследованиях творческой деятельности учащихся, развитие творческих способностей, в том числе творческого воображения, требует особого внимания и специальной работы. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей учащихся (М.Н. Скаткин, С. Т. Шацкий и др.). Развитие этих способностей следует начинать на ранних стадиях становления личности, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

Современная педагогика идет разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании ребенкапрорывами к перспективным образовательным ценностям и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребенка. Разрешение проблем школа пытается искать и на путях гуманизации образования. По нашему мнению, суть гуманизации образования заключается в том, что в центре всех образовательных процессов должен стоять конкретный человек со своей индивидуальностью, со своим отношением к знаниям, к процессу образования. Суть гуманизации образованияэто обеспечение личностной включенности каждого ребенка в образовательный процесс. Лишь тогда, когда ребенок не только интеллектуально, но и эмоционально реагирует на происходящее, привлекает свой жизненный опыт, можно говорить о его личностной включенности. Гуманизация образования заключается и в том, что подчеркивается не только ценность знания, но в первую очередь — ценность человека, которая воплощена, прежде всего, в его уникальности. Человеческая уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т. е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышленияготовность к самоизменению. Творчество — это привнесение в мир чего-то нового. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности — это появление чего-то новогореализация этой неповторимости, уникальности — это и есть творческий акт. Мы полагаем, что, способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческих способностей, и в первую очередь творческого воображения как основу творческой личности.

Формирование культуры мышления как результата «целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций» в учебном процессе будет происходить тогда, когда учебный материал будет водиться не как описательный, а как содержащий реальную проблемуно при этом необходима методология решения проблем. Это положение является опорой для проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.). /129, 139, 140/.

Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы JI.C. Выготского, P.M. Грановской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина,.

A.Я. Дудецкого, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса и др. /50, 63, 66, 72, 74, 90, 127, 138, 187, 192, 260, 271/.

Физиологические и нейрофизиологические основы творчества изучали И. П. Павлов, П. В. Симонов, B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко, П. И. Деннисон и др. /69, 158, 191, 201/.

Неразрывную связь творческого мышления с произвольным творческим воображением доказали A.B. Брушлинский, A.M. Василевская, А. Н. Лук, A.B. Петровский, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев и др. /30, 131, 162, 166, 173/.

Важность проблемы активизации творческих ресурсов личности в трудовой подготовке, в процессе «кристаллизации», или перехода воображения в действительность, обоснована в исследованиях П. Н. Андрианова, П. Р. Атутова, Л. С. Выготского,.

B.А. Полякова, Г. В. Пичугиной, С. Н. Чистяковой и др. /10, 13, 50, 165, 172, 232/.

Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий, активизирующих творческий потенциал ребенка доказана в работах Г. С. Альтшуллера, Д. Б. Богоявленской, И. П. Волкова, В. А. Горского, М. М. Зиновкиной, В. М. Казакевича, И. А. Сасовой и др. /7, 26, 45, 89, 102, 130, 197/.

Вопросы профессиональной подготовки учителей, студентов в учебном процессе педвуза рассмотрены в работах С.И.

Вершинина, Э. А. Манушина, В. Д. Симоненко, H.A. Шайденко и др. /39, 137, 200, 237/.

Исследования психолого-педагогического характера JI.A. Венгера, Л. Ю. Субботиной, H.A. Менчинской и др. касаются возрастной периодизации развития личности ребенка. /36, 142, 210/ Важнейшим этапом становления и развития творческой личности, пропедевтической подготовкой ребенка к жизненному самоопределению является младший школьный возраст. А. К. Бешенков, Т. Н. Желязкова, Г. Н. Котельникова, И. И. Колисниченко, Е. В. Леонова, Е. А. Стародубова, И. М. Фадеева и др. теоретически обосновали и экспериментально проверили пути и средства развития творческих способностей учащихся начальных классов в различных областях деятельности. /23, 79, 110, 116, 126, 207, 222/.

Разработанная М. М. Зиновкиной система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов (НФТМ), позволяющая создавать новые технологии креативного образования, включает в качестве педагогических средств инструменты и механизмы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач, автор Г. С. Альтшуллер). Разработкам ТРИЗ на различных образовательных уровнях посвятили свои исследования И. Л. Викентьев, Р. Т. Гареев, Л. А. Григорович, Б. Л. Злотин, И. Н. Курявая, Н. В. Рубина, Т. А. Сидорчук, A.M. Страунинг и др. /92, 1 18, 119, 198/.

Важными для нашего исследования представляются работы, посвященные универсальным методам психологической активации творчества: «мозговому штурму», методу фокальных объектов, ассоциативным методам генерирования идей (Г.Я. Буш, Ч. Вайтинг, У. Гордон, Дж. Диксон, Э. Кунце, А. Осборн и др). /32, 59, 264/.

Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Но этот аспект учения не нашел достаточного отражения в системе обучения учащихся начальных классов, в частности, не разработаны педагогические условия для развития творческого воображения младших школьников. А ведь именно младший школьный возраст является сензитивным для творческого развития личности. Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, педагогические условия для эффективного развития творческого воображения младших школьников еще недостаточно разработаны педагогической наукой. Исходя из этого, проблема разработки педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого воображения младших школьников, является актуальной.

Цель исследования — разработать педагогические условия развития творческого воображения учащихся начальных классов в учебном процессе.

Объект исследования — процесс развития творческого воображения младших школьников в учебном процессе.

Предмет исследования — процесс непрерывного развития творческого воображения младших школьников, учитывающий его этапность и преемственность.

Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения младших школьников в учебном процессе будет эффективным, если:

• управление развитием творческого воображения младших школьников как подсистемы целостной креативной педагогической системы будет ориентировано на преемственность в развитии творческого воображения дошкольников и младших школьников;

• реализация комплекса личностно-ориентированных творческих заданий и технология развития творческого воображения учащихся 1−4 классов, учитывающая поэтапность развития творческого воображения, будет обеспечена необходимыми педагогическими условиями;

• в процессе развития творческого воображения будут использованы современные активные методы и средства развития творческого воображения, адаптированные к психологическим особенностям младших школьников, базирующиеся на основе существующей методологии ТРИЗ;

• будет разработан курс развития творческого воображения младших школьников и его научно-методическое обеспечение.

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования: >

1. Разработать модель педагогического управления развитием творческого воображения, ориентированную на создание педагогических условий развития творческого воображения младших школьников.

2. Определить содержание этапов развития творческого воображения младших школьников. Выявить критерии оценки уровня развития творческого воображения младших школьников.

3. Выявить педагогические условия, определяющие направления преемственности в развитии творческого воображения дошкольников и младших школьников.

4. Разработать комплекс личностно-ориентированных творческих заданий и технологию развития творческого воображения учащихся 1−4 классов.

5. Обосновать отбор современных активных методов и средств развития творческого воображения младших школьников в учебном процессе.

6. Разработать программу факультативного курса «Развитие творческого воображения» (РТВ) для младших школьников, базирующуюся на современной методологии творчества, методические рекомендации для ведения данного курса.

Методологической основой исследования является диалектика как метод познанияфундаментальные философские, психологические, педагогические исследования о развитии творческого воображения и мышления, периодизации психического развитиятеоретические положения об активной природе человека в познании жизни и самого себя, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ребенканаучные положения гуманистической педагогики о сущности образования школьниковтеория проблемного обученияа также комплексный, системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию. Исследование опиралось на основы следующих современных теорий: психологическую теорию личности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — /51, 66, 127, 192/ теорию развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин (развитие теоретического мышления), Л. В. Занков (целостность и максимальная эффективность обучения), В. В. Репкин (формирование субъекта учения с опорой на синергетику) и др., которые базируются на положении Л.С.

Выготского о ведущей роли обучения в развитии психики ребенка- /51, 67, 84, 190, 240/ теоретические основы активности обучения и развития творческого воображения и мышления (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. М. Зиновкина, Т. В. Кудрявцев, Н. Ф. Талызина и др.) — /51, 56, 87, 124, 212/ теорию проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.). /129, 140, 141/.

Данные теории базируются на положении Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии психики ребенка.

В диссертации использовались следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследованияизучение педагогического опытаанализ имеющихся программ обучения детей младшего школьного возрастапедагогические наблюдения, беседыпедагогический эксперимент, направленный на выявление исходного уровня развития детей и фиксацию результатов, достигнутых после формирования выделенных компонентов творческого воображенияанализ содержательных компонентов деятельности учащихся, обучавшихся по инновационной и традиционной программампедагогическая коррекция.

Экспериментальной базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 578 ЮАО г. Москвы.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1996;1997 г. г.) — поисково-эмпирический, на котором выявлялись особенности деятельности учащихся при многоуровневой подготовке, творческие способности, необходимые для выполнения творческой деятельности.

Второй этап (1997;1999 г. г.) — теоретический, включающий анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблеме, изучение и накопление педагогического опыта работы с целью определения и обоснования исходной методологической базыразработка содержания и программы факультативного курса РТВ, определение педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого воображения учащихся начальных классов, разработка модели педагогического управления процессом развития творческого воображения младших школьников в учебном процессе.

Третий этап (1999;2001 г. г.) — опытно-экспериментальный, в ходе которого проводилась проверка разработанных учебных программ, учебных пособий и комплекса творческих задач с целью создания педагогических условий для развития творческого воображения учащихся начальных классов, проведение формирующего этапа эксперимента, обработка и анализ его результатовкоррекция содержания и способов развития творческого воображения младших школьниковразработка методических рекомендаций, оформление исследования.

Научная новизна исследования: • разработана модель педагогического управления развитием творческого воображения младших школьников, включающая: дидактические принципы (непрерывности, преемственности, активности и т. д.), подходы к обучению (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, уровневый, проблемный), педагогические условия развития творческого воображения младших школьников (диагностика развития творческого воображения, создание мотивации по включению младших школьников в урок и психологическая разгрузка в течение урока, этапность развития творческого воображения, формы, методы и средства развития творческого воображения, комплекс личностно-ориентированных творческих заданий) и ступени развития воображения (созерцательное, воссоздающее, познавательное и творческое воображение) — определены направления преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой в области непрерывного развития творческого воображения: мотивация, углубление и расширение информации, развитие мыслительной деятельности, развитие памяти, внимания, моторики, креативных качеств личности, пропедевтика творчества, выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческого воображения младших школьников: диагностика развития творческого воображения, создание мотивации по включению младших школьников в урок и психологическая разгрузка в течение урока, этапность развития творческого воображения, формы, методы и средства развития творческого воображения, комплекс личностно-ориентированных творческих заданий. Теоретическая значимость исследования: разработано содержание этапов развития творческого воображения младших школьников (пропедевтический, репродуктивный и творческий) опирающихся на современную методологию развития творческого воображения и связанных со ступенями развития воображенияотобраны критерии оценки уровня развития творческого воображения младших школьников (новизна, убедительность, гуманность, художественная ценность на доступном уровне) — произведен и обоснован отбор современных активных методов (типовые приемы фантазирования, «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов» и др.) и средств развивающие игры, головоломки, конструкторы, оригами, ниткография и др.) развития творческого воображения на базе современной методологии творчества ТРИЗ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: •разработана программа факультативного курса «Развитие творческого воображения» (РТВ) для младших школьников, базирующаяся на современной методологии творчества ТРИЗ, предложены методические рекомендации для ведения данного курса;

• разработан комплекс личностно-ориентированных усложняющихся творческих заданий, обеспечивающий реализацию направлений преемственности в развитии творческого воображения дошкольников и младших школьников (последовательное усложнение предъявляемых проблемных ситуаций, сочинение загадок, сказок и т. д.) и технология развития творческого воображения учащихся 1−4 классов (алгоритм построения и проведения уроков).

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций: научным подходом к проблеме исследования с помощью применения разработок и методов, адекватных целям, задачам исследованиявсесторонним анализом полученных данных, результатами опроса родителей и экспертными оценками педагоговвнедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования представлены в 8 публикациях, комплексом учебно-программной документации, результаты исследования докладывались на Международных и Российских научных и научно-практических конференциях, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Инженерное творчество и педагогические инновации» Московского государственного индустриального университета. Основные положения исследования обсуждались на педагогических советах средней общеобразовательной школы № 578 ЮАО г. Москвы, частной общеобразовательной школы «Наследник» ЮАО г. Москвы, средней общеобразовательной школы № 630 ЮАО г. Москвы, на совещаниях-семинарах по проблеме развития творческих способностей учащихся, на 1-ой Международной научно-практической конференции «Креативная педагогика ХХ1 В.: Педагогическая деятельность как процесс непрерывного развития творческого потенциала личности» (1999г.), на научно-методической конференции «Формирование нового качества высшего образования г. Сочи в современных условиях» (2000г.), Межрегиональной научно-практической конференции в г. Рославле (2000г.). Внедрение программы факультативного курса РТВ и обучение педагогического состава осуществлялось в средней общеобразовательной школе № 630 ЮАО г. Москвы и частной общеобразовательной школе «Наследник» ЮАО г. Москвы.

На защиту выносятся:

• Модель педагогического управления развитием творческого воображения младших школьников.

• Педагогические условия, обеспечивающие реализацию, преемственность и поэтапность развития творческого воображения (РТВ) младших школьников.

Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Но в рассмотренных работах этот компонент учения не нашел достаточного отражения в системе обучения учащихся начальных классов. Названная проблема является актуальной. Таким образом, перед нами стоит цель — разработать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого воображения учащихся начальных классов в процессе учебной деятельности.

Выводы по 2 главе.

Проблема, которая решалась в теоретическом и практическом плане в настоящем исследовании, заключалась в поиске путей развития творческого воображения.

При работе с младшими школьниками по представленной программе, индивидуализация осуществляется на основе собственных интересов детей. Обращение к эмоциональным реакциям и состояниям детей на уроках курса РТВ раскрывает их творческие возможностииспользуя адаптированные современные активные методы, учителя стремятся раскрыть их творческие возможности на своих уроках. При этом педагог и сам начинает чувствовать себя иначе.

На уроках курса РТВ дети много говорят, выражают собственное мнение, и их при этом поддерживают. Это дает сильный эффект для развития речи.

Следует также отметить, что у детей, занимающихся по нашей программе, раскрывается дополнительный потенциал работоспособности, повышается поведенческая свобода (общение со сверстниками, со взрослыми, основанное на уважительности).

Одним из основных изменений, происшедших в личностной сфере, является возросшее самоуважение детей. У них появилось чувство собственного достоинства, они стали с большим уважением относиться к себе.

Итак. В результате занятий по программе «Развитие творческого воображения» (РТВ) у учащихся младших классов развиваются творческие и познавательные способности, углубляются интересы, расширяется диапазон средств самовыражения, а также происходит ряд личностных изменений, которые можно обозначить как повышение поведенческой свободы.

К.Д. Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» /220/, рассматривал творчество как мыслительную способность, присущую человеку от природы. Однако эта способность должна иметь практическое применение. Необходимо воспитывать у учащихся естественное стремление к активному и сознательному восприятию сообщаемых знаний, овладению приобретаемых умений и навыков.

Мотивы могут обладать различной побудительной силой. Они оказывают решающее влияние на обучение учащихся. Поэтому изучение мотивов деятельности учащихся, их интересов, склонностей, имеет исключительно важное значение.

Воспитание творческой личности, характерное для нового времени, неразрывно связано с организацией и целенаправленным педагогическим руководством учащихся, которое рассматривается в качестве наиболее эффективного средства развития таких его компонентов, как творческое системное мышление, творческое воображение, умение применять знания в конкретной проблемной ситуации и др.

По мнению С. Л. Рубинштейна, в процессе творческой деятельности у человека постепенно вырабатывается тенденция обдумывания вопроса, где, что нужно изменить, улучшить, усовершенствовать. Эта тенденция актуализирует имеющиеся знания, способствует сопоставлению наблюдений, соотносит их с задачами, возникающими в процессе творчества, учит мысленно представлять предполагаемый объект. Это, в свою очередь, связано с активной деятельностью воображения и с интеллектуальной работой, требующей конкретного выражения найденных решений. В процессе творческого труда не только создаются какие-то изделия, но и наглядно проявляются оригинальные особенности, привносимые самой личностью. Следовательно, именно творческая деятельность выступает как важный фактор формирования и развития творческих черт и качеств личности.

Возникновение и развитие творческого воображения учащихся осуществляется отнюдь не стихийно, а в определенных педагогических условиях.

Метод использования на занятиях заданий творческого характера, согласно исследованиям И. Я. Лернера, способствует развитию творческого воображения учащихся и активизирует их творческую деятельность.

Резюмируя вышесказанное, разрабатывая педагогические условия развития творческого воображения младших школьников, был осуществлен отход от привычных методов и форм обучения.

Так, в преподавании русского языка и чтения учителя экспериментального класса М. В. Данилиной сделана попытка вести занятия по развитию творческого воображения учащихся с использованием приемов фантазирования (сочинение сказок, рассказов), а также умению использовать пословицы и поговорки. Непосредственно анализ линии сказочных сюжетов позволяют младшим школьникам оценивать и сопоставлять удачные и ошибочные действия героев в различных «проблемных» ситуациях и служит наглядным примером, как нужно поступать в одних случаях и чего не нужно делать в других. На этом материале младшие школьники учатся правильному выбору жизненных целей, коррекции своих дальнейших действий, анализу меняющейся обстановки, достигнутого результата.

Учащиеся экспериментального класса на основе выявленных в народных сказках фантастических идей сочиняют свои сказки, учитель использует методику введения «досказки», развития предложенного сюжета, объединение сюжетных линий нескольких сказок, опираясь на знания, полученные детьми на уроках «Развитие творческого воображения».

В своей работе мы также опирались на общие способы стимулирования творческой активности, выдвинутые Л. Ю. Субботиной./210/.

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления.

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям.

5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Таким образом, главной особенностью нашей работы: 1. Развитие творческого воображения, вооружение учащихся инструментами творчества для развития способности генерировать нестандартные идеи и решать творческие задачи.

2. Формирование основ, присущих творческой личности: целеустремленность, работоспособность, самостоятельность, самооценка и т. д.

3. Формирование духовно-нравственного и культурного потенциала личности учащихся.

Объединяющая цель всех учебных программ должна заключаться в нахождении эффективных условий формирования творческой личности и ее главного компонента — творческого воображения. Эту цель можно осуществить при последовательном проведении принципа межпредметных связей, т.к. многомерное освещение будет способствовать выработке всеохватывающего творческого принципа. Включение такого учебного материала, который будет способствовать формированию качеств творческой личности учащихся начальных классов, творческого воображения.

В заключении мы перечислим принципы развития творческого воображения, на которые мы опирались в нашем исследовании:

1. Сформировать необходимые речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводится только в знакомом содержании.

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Заключение

.

В заключении следует отметить, что в ходе экспериментального теоретического и практического исследования была достигнута поставленная цель по разработке педагогических условий развития творческого воображения младших школьников и подтверждена гипотеза исследования. А именно: развитие творческого воображения младших школьников в учебном процессе будет эффективным, если:

1. Разработана модель педагогического управления развитием творческого воображения младших школьников, включающая следующие подходы к обучению: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, уровневый, проблемныйдидактические принципы (непрерывность, преемственность, активность и т. д.) — педагогические условия развития творческого воображения младших школьников и ступени развития воображения (созерцательное, воссоздающее, познавательное и творческое воображение).

2. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития творческого воображения учащихся начальных классов, обеспечивающие реализацию модели педагогического управления развитием творческого воображения младших школьников (диагностика развития творческого воображения, создание мотивации по включению учащихся в урок и психологическая разгрузка в течение урока, этапность развития творческого воображения, формы, методы и средства развития творческого воображения, комплекс личностно-ориентированных творческих заданий).

3. Определено содержание этапов и доказана эффективность поэтапного развития творческого воображения младших школьников (пропедевтический, репродуктивный и творческий).

4. Выявлены критерии и произведен отбор современных адаптированных активных методов (типовые приемы фантазирования, «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов» и др.) и средств (развивающие игры, головоломки, конструкторы, оригами, ниткография и др.) развития творческого воображения из существующей современной методологии творчества на базе ТРИЗ.

5. Предложен и апробирован комплекс личностно-ориентированных усложняющихся творческих заданий, обеспечивающих преемственность в развитии творческого воображения дошкольников и младших школьников (последовательное усложнение предъявляемых проблемных ситуаций, сочинение загадок, сказок и т. д.), технология развития творческого воображения учащихся 1−4 классов (алгоритм построения и проведения уроков).

6. Доказана необходимость и эффективность преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой в области непрерывного развития творческого воображения по следующим направлениям: мотивация, углубление и расширение информации, развитие мыслительной деятельности, развитие памяти, внимания, моторики, креативных качеств личности, пропедевтика творчества.

7. Разработано содержание курса развития творческого воображения младших школьников, базирующегося на современной методологии творчества ТРИЗ.

8. В школах № 630 и «Наследник» ЮАО г. Москвы внедрена программа факультативного курса «Развитие творческого воображения» (РТВ) для младших школьников, базирующаяся на современной методологии творчества ТРИЗ.

9. Подготовлен педагогический состав и предложены методические рекомендации для ведения факультативного курса «Развитие творческого воображения» (РТВ).

Успешность формирования креативности во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческих способностей, в частности, творческого воображения. М. М. Зиновкина впервые разработала методологические основы целостной креативной педагогической системы НФТМ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей) на всех уровнях образования. При анализе литературы основное значение было уделено изучению специфики развития творческого воображения и мышления детей. Проведенное теоретическое исследование показало, что развитие творческого воображения учащихся затруднено без изучения и применения методологии развития творческого воображения (РТВ).

Творческое воображение и творческое мышление человека взаимосвязаны: образы дают материал для мысли и служат ее проверкой. В образе можно видеть то, что получится конкретно, если будет реализована идея. Образы объектов сопоставляются, анализируются, ассоциируются, диссоциируются, меняются размеры и качество деталей образцов. Чем больше развито у человека творческое мышление, тем сильнее оно стимулирует деятельность воображениячем активнее деятельность творческого воображения, тем сильнее потребность человека в пополнении необходимых для творчества знаний, умений и навыков, в овладении новыми способами методологии творчества.

Творческое воображение в процессе творческой деятельности имеет свою специфику. Творческое воображение — это такое состояние психики человека, в процессе которого на основе прошлого опыта целенаправленно создаются новые, оригинальные идеи и образы, практическое воплощение которых имеет общественную ценность. Причем, в процессе создания такого целостного образа возникают образы промежуточных продуктов деятельности, стимулирующие предметное воплощение конечного образа нового решения.

Как показывают исследования, успешнее развивается воображение в школьные годы, в частности, в начальной школетогда и надо добиваться, чтобы ребенок не только ставил неожиданные оригинальные задачи, но и предлагал свое конструктивное решение, не только сочинял оригинальные сюжеты, но и использовал в них новые элементы и неожиданные связи между ними. По мнению специалистов-психологов, формировать культуру мышления, творческое мышление и развивать творческое воображение лучше всего до 11лет. А начинать раньше, с детского сада.

Следует учитывать физиологические основы развития творческого воображения, т.к. оба полушария являются связанными между собой частями одного рабочего органа, и самые большие достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полушарий. /158, 191, 201/.

Данные, представленные в нашем исследовании, свидетельствуют о том, что уровень развития воображения ребенка определяется богатством его личного опыта и степенью сформированности у него навыков к перекомбинированию элементов этого опыта. Еще Л. С. Выготский указывал на ведущую роль обучения в процессе развития. С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности — игры, труда, учения и общения, т. е. деятельность — основной способ существования психики /Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн/. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса, в том числе и воображения, является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, в предметно — практическую деятельность. По мнению С. Л. Рубинштейна, в процессе творческой деятельности у человека постепенно вырабатывается тенденция обдумывания вопроса, где, что нужно изменить, улучшить, усовершенствовать. Эта тенденция актуализирует имеющиеся знания, способствует сопоставлению наблюдений, соотносит их с задачами, возникающими в процессе творчества, учит мысленно представлять предполагаемый объект. Это, в свою очередь, связано с активной деятельностью воображения и с интеллектуальной работой, требующей конкретного выражения найденных решений. В процессе творческого труда не только создаются какие-то изделия, но и наглядно проявляются оригинальные особенности, привносимые самой личностью. Следовательно, именно творческая деятельность выступает как важный фактор формирования и развития творческих черт и качеств личности.

Эффективность деятельности человека определяется не только актуальными и потенциальными его способностями, но и силой его мотивации, побуждающей к деятельности, придающей субъективно-смысловую окраску. Мотивы могут обладать различной побудительной силой. Они оказывают решающее влияние на обучение учащихся. Поэтому изучение мотивов деятельности учащихся, их интересов, склонностей, имеет исключительно важное значение. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенку необходимо испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. В ходе обучения необходимо установить доброжелательные отношения между педагогом и детьми, заинтересовать их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности, поддержки любых конструктивных предложений, поступающих от детей. Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны учителя, обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, широкое использование вопросов открытого, вооружение современными активными методами, использование личного примера творческого подхода к решению проблем — вот принципы, которыми должен руководствоваться учитель в совей работе. Большое внимание следует уделять созданию и решению проблемных ситуаций, постановке логических задач, предполагающих неоднозначность выполнения, предоставлять детям определенную самостоятельность при решении задач, что способствует созданию у них внутренней мотивации к учебной деятельности. Обращение к эмоциональным реакциям и состояниям детей на уроках по развивающей программе раскрывает их творческие возможностииспользуя адаптированные современные активные методы, учителя стремятся раскрыть их творческие возможности.

Следует отметить, как показало исследование, что у детей занимающихся по нашей программе, раскрывается дополнительный потенциал работоспособности, повышается поведенческая свобода (общение со сверстниками, со взрослыми, основанное на уважительности), дети много говорят, выражают собственное мнение, и их при этом поддерживают. Это дает сильный эффект для развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.

Одним из изменений, происшедших в личностной сфере, является возросшее самоуважение детей. У них появилось чувство собственного достоинства, они стали с большим уважением относиться к себе и окружающим.

Данным исследованием не исчерпывается комплекс проблем, касающихся развития творческого воображения младших школьников. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. В первую очередь, это разработка интегративных курсов, базирующихся на современной методологии развития творческого воображения.

Так, в преподавании русского языка и чтения учителя экспериментального класса М. В. Данилиной сделана попытка вести занятия по развитию творческого воображения учащихся с использованием приемов фантазирования (сочинение сказок, рассказов), а также умению использовать пословицы и поговорки. Непосредственно анализ линии сказочных сюжетов позволяют младшим школьникам оценивать и сопоставлять удачные и ошибочные действия героев в различных «проблемных» ситуациях и служит наглядным примером, как нужно поступать в одних случаях и чего не нужно делать в других. На этом материале младшие школьники учатся правильному выбору жизненных целей, коррекции своих дальнейших действий, анализу меняющейся обстановки, достигнутого результата.

Учащиеся экспериментального класса на основе выявленных в народных сказках фантастических идей сочиняют свои сказки, учитель использует методику введения «досказки», развития предложенного сюжета, объединение сюжетных линий нескольких сказок, опираясь на знания, полученные детьми на уроках «Развитие творческого воображения» (РТВ).

Объединяющая цель интегрированных учебных программ должна заключаться в нахождении эффективных условий формирования творческой личности и ее главного компонентатворческого воображения. Эту цель можно осуществить при последовательном проведении принципа интеграции, т.к. многомерное освещение будет способствовать выработке всеохватывающего творческого принципа. Включение такого учебного материала, который будет способствовать формированию качеств творческой личности учащихся начальных классов, творческого воображения.

Итак. В результате занятий по программе факультативного курса «Развитие творческого воображения» (РТВ) у учащихся младших классов, как было доказано, развиваются творческие и познавательные способности, углубляются интересы, расширяется диапазон средств самовыражения, а также происходит ряд личностных изменений, которые можно обозначить как повышение поведенческой свободы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Творчество: системный подход, законыразвития, принятия решений. Серия «Информатизация Россиина пороге 21 века». М.: СИНТЕГ, 1998. 312с.
  2. А.Г. Детское творчество и народная сказка: / Для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. М.: Рус. Раритет, 1998. — 91с.
  3. А. Избранное: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 524с.
  4. Дж. Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений. СПб. и др.: Питер, 1997. 340с.
  5. М.К., Козлова В. Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: Пособие для учителей, школьных психологов и родителей / РАО, Психологический институт. Обнинск: Принтер, 1993. — 20с.
  6. Г. С. Алгоритм изобретения. М., «Московский рабочий», 1973 270с.
  7. Г., Селюцкий А. Крылья для Икара. -Петрозаводск, «Карелия», 1980.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Основы педагогического творчества -Казань, Изд-во Казан.ун-та., 1988.-236с.
  9. П.Н., Галагузова М. А., Каюкова JI.A. и др. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя / Под ред. П. Н. Андрианова. М.: Просвещение, 1998 — 110с.
  10. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ:
  11. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук М., 1985 -40с.
  12. Н.П. Воспитание игрой: (Книга для учителя) -Новосибирск: АПИ «Момент истины», 1994 143с.
  13. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., Педагогика, 1977 254с.
  15. Баранчикова J1.A. Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1999 — 20с.
  16. К.Г. Политехническое образование младших школьников в процессе изучения природоведения как средство развития их познавательной активности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1996 — 22с.
  17. С.Я. Творчество в научном познании. / Под ред. Д. И. Широканова и Ю. А. Харина. Минск, 1976 — 312с.
  18. H.A. Философия свободы- Смысл творчества. М.: Правда, 1989 607с.
  19. В.Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб: Изд-во Буковского, 1995 — 60с.
  20. Н.И. и др. Ассоциации детей от 6 до 10 лет: (Ассоциативное значение слова в онтогенезе) / Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, И. Г. Овчинникова. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995 — 254с.
  21. М.Б., Петровский A.B. Фантазия и реальность. М., Политиздат, 1968 128с.
  22. А.К. Дидатические основы трудового обучения учащихся 1−7 классов (Технический труд): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук М., 1988 — 42с.
  23. B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) М.: Знание, 1990 — 612с. — (Новое в жизни, науке, технике. Этика — 4 / 1990)
  24. П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т.Д.Марцинковской- Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт -М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 574с.
  25. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та. 1983 173с.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981 -96с, (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» № 18)
  27. Де Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Издательство «Прогресс», 1976 143с.
  28. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М. — Воронеж. — 1996 — 387с.
  29. A.B. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1967 С.17−22.
  30. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989 — 207с.
  31. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976 — 76с.
  32. Г. М., Петрова Е. Э. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация / Новосибирский институт повышения и переподготовки работников образования, Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии. Новосибирск- ИИПК и ПРО, 1997 — 62с.
  33. Л.А., Мухина B.C. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». М.: Просвещение, 1988 — 336с.
  34. Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно.- М.: Знание, 1992−127с.
  35. М. Продуктивное мышление. М., 1987 — 336с.
  36. С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук М., 1997. — 43с.
  37. Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей: Учебное пособие. М.: Импето, 1995 — 96с.
  38. Н.Ф. Креативная психодиагностика. Монография. 4.1 Минск. 1995 — 240с.
  39. Возможные миры или создание практики творческого мышления: Пособие по педагогике для преподавателей / В. С. Ефимов, А. В. Лаптева, С. В. Ермаков и др. М.: Интерпракс, 1994 — 124с.
  40. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (И.С.Якиманская, В. С. Столетнев, И. Я. Каплунович и др.) — Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989 — 221с.
  41. И.П. Художественная студия в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993 — 125с. — (Библиотека учителя изобразительного искусства).
  42. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982 — 144с.
  43. М.Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха / НИИ проблем высшей школы, Межшкольный Учебно-производственный комбинат. Калинин. РУНО г. Москвы -М.: НИИВШ, 1989 — 120с.
  44. Вопросы педагогической психодиагностики / Под ред. В. Лубовского и Д.Богоявленской. Таллин — 1976 — 250с.
  45. Т. Как создать идею. СПб и др.: Питер, 1997 286с.
  46. В. Фантазия как основа искусства. СПб М., 1914 -37с.
  47. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: СПб.: Союз, 1997 — 96с.
  48. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика — Пресс, 1996 — 533с.
  49. В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения / Шадринский государственный педагогический институт. Кафедра возрастной и педагогической психологии. Шадринск: Исеть, 1996 — 89с.
  50. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование: Учебное пособие. Л., 1982 — 101с.
  51. А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды.- Новосибирск: Кн. изд-во, 1989 126с.
  52. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. // Вопросы психологии. 1967 -№ 6.
  53. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие:
  54. Для студентов вузов, обучающихся по гуманитарнымспециальностям 3-е изд. — М.: Кн. дом «Университет»: ЮРАИТ, 2000 — 329с.
  55. М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе ТРИЗ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1996- 22с.
  56. Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991- 79с.
  57. Гин А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1999, — 88с.
  58. Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования: Учебное пособие / Уральскийгосударственный университет им. А. М. Горького Екатеринбург: УрГУ, 1992 — 127с.
  59. И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995 — 16с.
  60. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., «Педагогика», 1977 136с.
  61. P.M., Никольская И. М. Защита личности (Психологические механизмы). Изд-во «Знание», 1999 — 347с.
  62. P.M. Элементы практической психологии. 3-е издание с изменениями и дополнениями. СПб: Свет, 1997 — 608с.
  63. A.B. Педагогические основы формирования и становления творческой личности младшего школьника: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995 — 18с.
  64. В.В. Теория развивающего обучения / Российская академия образования, Психологический институт, Международная ассоциация «Развивающее обучение» М.: ИНТОР, 1996 — 542с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования М.: Педагогика, 1986 — 240с.
  66. В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания // Вопросы психологии. 1998 — № 5 — С.11−29.
  67. Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. -М.: Современник, 1989 — 555с.
  68. В.Н. Психология общих способностей: (Проект «Индивидуализация обучения на основе личностно-ориентированного учебного плана общеобразовательной школы») М.: Латерна: Вита, 1995 — 149с.
  69. А.Я. Воображение. Смоленск, 1969 94с.
  70. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Цикл лекций спецкурса для студентов педагогического вуза и учителей общеобразовательной школы. Смоленск, 1974 -153с.
  71. А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии) / Смоленский гуманитарный университет, Кафедра психологии. М.- Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1997 — 82с.
  72. Дж. Психология и педагогика мышления. / Перевод с английского Н. М. Никольской, под ред. Н. Д. Виноградова М.: Совершенство, 1997 — 203с.
  73. О.И. Развитие воображения дошкольника М.: Международный образовательный и психологический колледж: Психологический институт РАО, 1996 — 197с.
  74. О., Кириллова А. Что можно сделать из квадрата. // Знание сила. — 1981 — № 6.
  75. Т.Н. Трудовое обучение как средство эстетического воспитания младших школьников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1994 — 16с.
  76. Р.И. Развитие творческого воображения младших школьников в ходе наблюдений в природе: (Упражнения по развитию творческого воображения на уроках природоведения) // Школа. 2000 — № 5 — С.63−64.
  77. С.Р. От диагностики к развитию: Материалы для психолого педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школы — М.: Новая школа, 199. — 63с.
  78. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение: Владос, 1994 — 320с.
  79. Закон Российской Федерации об образовании / Учительская газета, 1992 № 28.
  80. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990 — 418с.
  81. Зденек Мэрили Развитие правого полушария: (Углубленная программа высвобождения сил вашего воображения: Перевод с английского). Минск: Попурри, 1997 — 314с.
  82. Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников: (Опыт школы искусств г. Орехово-Зуево) // Начальная школа 1995 — № 10 — С.4−7.
  83. М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): Монография. М.: МГИУ, 1996 — 283с.
  84. М.М., Гареев Р. Т., Юрасов А. Б. Творческое воображение и фантазия (методы развития). Учебное пособие. -М.: МГИУ, 1997 58с.
  85. М.М. Проблемно-алгоритмическая система активного обучения (Теоретические основы) М., 1987 — 25с.
  86. В.П. Образ и деятельность / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 — 608с.
  87. .Л., Зусман A.B. Месяц под звездами фантазии. -Кишинев, «Лумина», 1988 271с.
  88. .Л., Зусман A.B. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, «Лумина», 1990 246с.
  89. Г. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1994 — 208с.
  90. Е.И. Воображение и развитие в творческой деятельности человека. М., «Знание», 1968 32с.
  91. A.B. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1999 — 16с.
  92. В.В., Орлова С. Н. Педагогика духовно-творческого развития личности: (Монография) / Красноярская государственная технологическая академия Красноярск: КГТА. 1996 — 123с.
  93. Э.В. Философия и культура: (Сборник) М.: Политиздат, 1991 — 462с. — (Мыслители 20 века).
  94. Э.В. О воображении. // Народное образование.-1968- № 3 С.7−9
  95. Э.В. Школа должна учить мыслить. // Наука и жизнь 1984 — № 8 — С.14−20.
  96. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал 1987 — № 2 — с.37−47.
  97. В.М. Теоретико-методические основы информационного технологического моделирования процесса обучения учащихся труду: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, докт. пед наук. -М, 1997. 46с.
  98. В.П. Основы общей валеологии: Учебное пособие / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 — 46с. — (Библиотека педагога-практика).
  99. .М. День одного великого открытия. (Об открытии периодического закона Менделеевым. М., Соцэкгиз, 1958 — 560с.
  100. Ф. Воображение и различные формы его у ребенка. СПб, 1912 103с.
  101. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин. Валуо, 1980 324с.
  102. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / Научно-методический центр Пензенского городскогоотдела образования Пенза: Научно-методический центр отдела образования городской администрации, 1994 — 338с.
  103. И.И., Лутцева Е. А. Методические рекомендации по использованию дидактического материала «Учимся работать самостоятельно на уроках труда в 1 классе». -М.: Аркти, 2001 43с.
  104. И.И., Лутцева Е. А. Методические рекомендации по использованию дидактического материала «Учимся работать самостоятельно на уроках труда во 2классе» -М.: Аркти, 2001 46с.
  105. Я.А. Великая дидактика. // Избранные сочинения, М. 1983. 4.1. 342с.
  106. Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) / Российская академия образования- В. А. Поляков, П. Р. Атутов, В. Д. Симоненко и др. // Школа и производство. 2000- № 3.- С.10−18.
  107. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения. (Воображение в норме и патологии). Новосибирск, «Наука», 1975- 209с.
  108. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979 145с.
  109. Г. Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения проф. проб: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук М., 1996 — 19с.
  110. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов / Институтт развития одаренности- (Адаптированный, ред. пер. с английского и общ. ред.: Е.И.Щебланова). М.: ИНТОР, 1995 — 46с.
  111. Креативная педагогика: Сборник научных трудов / Под ред. М. М. Зиновкиной. М.: МГИУ, 1998.- 186с.
  112. Креативная педагогика ХХГвека. Педагогическая деятельность как процесс непрерывного развития творческого потенциала личности: Тезисы докладов. / Под научной редакцией М. М. Зиновкиной. М.: МГИУ, 1999 — 142с.
  113. Г. И., Симоненко В. Д. Технология творчества: Книга для учащихся. Курск: Изд-во Курского государственного педагогического университета, 1995, — 181с.
  114. В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. 2-е издание, переработанное и дополненное — М.: Просвещение, 1986 — 336с.
  115. JI.M. Программы уроков психологической разгрузки: Для l-x-3-x классов начальной школы / Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Тверской государственный университет, Тверь: Б. и., 1993 — 37с.
  116. О.С., Сасова И. А. Программа по курсу «Экономика» для учащихся начальной школы: (1−4) // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999 — № 6 — С.24−28 -(Двенадцатилетняя школа).
  117. Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973 -С.10−29.
  118. Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук -М., 2000, — 22с.
  119. E.B. Психолого-педагогические условия развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. // Дополнительное образование. 2000 -№ 1 — С.17−18
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ИПЛ, 1975 — 304с.
  121. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 — 185с.
  122. И.Я. Проблемное обучение. М.: «Знание», 1974 -64с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» № 7).
  123. Личность: развитие и реализация в творчестве: Сборник научных трудов / Академия гуманитарных наук, Курский государственный технический университет Курск: Курский государственный технический университет, 1996 — 170с.
  124. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978 127с.
  125. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977 -183с.
  126. Т.Н. Труд как средство формирования познавательной активности младших школьников (на примере труда по выращиванию растений): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук М., 1990 — 18с.
  127. В.Я. Память в процессе развития. М.: МГУ. — 1976 — 256с.
  128. С.И. Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце 19начале 20веков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1999 — 21с.
  129. Э.А. Международный центр системных исследований проблем высшего образования и науки: роль в изучении насущных проблем образования // Magister. 1998 — № 3 — С.30−37.
  130. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа — Пресс, 1993 — 127с.
  131. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., «Педагогика», 1972 208с.
  132. A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева,
  133. A.М.Матюшкина М.: Советская Россия, 1973 — с.30−56.
  134. М.И. Проблемное обучение. (Основные вопросы теории). М., Педагогика, 1975 — 367с.
  135. H.A. Проблемы учения и развития. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред.
  136. B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1978 — 288с.
  137. И.Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке) СПб.: Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995 — 39с.
  138. С.Й., Удальцова Э. Д. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия: Методические рекомендации по развитию творческой фантазии у детей Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1992 — 27с.
  139. В.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, 1998 172с.
  140. Р.Г. Воображение как фактор поведения (Экспериментальное исследование). Тбилиси, «Мицниереба», 1972 184с.
  141. A.A. Страна загадок. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. — 1993 — 32с.
  142. Г. Что происходит при развитии творческого мышления и творческой деятельности в системе образования? // Резерв успеха творчество / Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна: Перевод с немецкого М.: Педагогика, 1989, — 41с.
  143. Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Кафедра возрастной психологии. М.: Изд-во Московского университета, 1994 — 79с.
  144. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика. — 1975 — 440с.
  145. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский, AB. Брушлинский, В. П. Зинченко идр.- Под ред. А. В. Петровского. 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Просвещение, 1986 — 464с.
  146. Г. В. Развитие творческих способностей: Фантазируем, сочиняем, рисуем. / РАН, Институт психологии. -М.: Институт психологии РАН, 1995 37с.
  147. А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: (4−5 классов). Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985 — 128с.
  148. И.П. Мозг и психика / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 320с.
  149. H.H. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования / Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997 — 135с.
  150. Педагогика+ТРИЗ- Сборник статей для учителей, воспитателей, менеджеров образования / Материалы образовательных технологий А.Гина. М.: Вита-Пресс. Выпуск5.- 2000 69с.
  151. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1974- 253с.
  152. A.B. Роль фантазии в развитии личности. М., «Знание», 1961 47с.
  153. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969- 659с.
  154. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980 — 238с.
  155. Г. В. Дидактические основы адаптивной системы технологической подготовки школьников к сельскохозяйственному труду: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук М., 2000 — 41с.
  156. К.К. Занимательная психология. 4-е издание, исправленное — СПб. и др.: Питер Пресс, 1997 — 284с. (Азбука психологии)
  157. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. 2-е издание, переработанное и дополненное М.: Высшая школа, 1984 174с.
  158. H.H. Закономерности психического развития ребенка / Университет «МЭГУ-Краснодар», Краснодар: Университет «МЭГУ-Краснодар». — 1997 — 55с.
  159. H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Волгоградский государственный педагогический университет. — Волгоград: Перемена, 1994 — 47с.
  160. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996 — 432с.
  161. В.Л. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средней образовательной школы: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. М.: 1979- 31с.
  162. Я.А. Психология творчества. М.: Наука. — 1976- 303с.
  163. Программы образовательных учреждений. Начальные классы (1−4). М.: Просвещение, 1998 624с.
  164. П.А., Семиченко В. А. Психология творчества: Учебное пособие / Научный ред. М.И.Дьяченко- Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. М.: Прометей, 1989 — 82с.
  165. Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого мышления учащихся. / Министерство просвещения РСФСР. Башкирский государственный педагогический институт, 1988 35с.
  166. Психология познавательной деятельности: Сборник научных трудов / Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена- (Ред. коллегия: доктор психологических наук, проф. П. А. Сорокун (отв. ред.) и др.). Л.: ЛГПИ, 1975 — 84с.
  167. Психология познавательной деятельности: (Сборник статей) / МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии- /Редколегия: А. Н. Леонтьев М.: Изд-во МГУ, 1978 — 151с.
  168. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983 448с.
  169. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / (Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др.) — Отв. ред. Я. А. Пономарев, АН СССР, институт психологии. -М.: Наука, 1990 222с.
  170. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР М.: Педагогика, 1991 — 160с.
  171. Развитие творческой активности школьников / (А.М.Матюшкин, И. С. Аверина, и др.) — Под ред. А.М.Матюшкина- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1991 — 155с.
  172. Е.М. Уроки развития творческого воображения: Учебное пособие / Вятский государственный педагогический университет Киров: Изд-во ВГПУ, 1998 — 74с.
  173. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-методическое пособие. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 — 128с.
  174. Т.Рибо. Опыт исследования творческого воображения. СПб.: Изд. Пантелеева, 1901 232с.
  175. Родари Джанни Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итальянского Ю.А.Добровольской- (Предисловие А.Г.Алексина) 2-е изд. — М.: Прогресс, 1990 — 191с.
  176. И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности Минск: Изд. БГУ, 1977 -312с.
  177. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1 -608с.
  178. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989 — 239с. (Психологическая наука — школе).
  179. C.JT. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 704с.
  180. C.JI. Психологические воззрения И.М.Сеченова и советская психологическая наука. // Вопросы психологии 1955- № 5-С.34.
  181. .Ж. Эмиль или о воспитании. Перевод с французского М. А. Энгельгардта. СПб.: «Школа и жизнь», 1915 -491с.
  182. М.В. От наглядных образов к научным понятиям. -Киев: Рад. школа, 1987 80с.
  183. Н.В. Развитие воображения у детей. М.: Наслед. Салаевых, 1923 — 116с.
  184. И.А. Экономика для младших школьников: Пособие для учителя / И. А. Сасова, И. И. Нагуманова. М.: Вита-Пресс, 2000- 55с.
  185. Т.А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников Ульяновск, 1997 — 44с.
  186. А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 — 188с.
  187. В.Д., Кругликов Г. И. Технология творчества: Книга для учащихся. —Курск: Изд-во Кур. гос. пед. ун-та, 1995. -181с.
  188. П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества / РАН, Отделение физиологии, институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии М.: Наука, 1993 -108с.
  189. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1997 511с.
  190. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989 — 784с.
  191. E.H. Восприятие в свете учения И.П.Павлова о временных связях. / Советская педагогика 1951 № 7 С. 32.
  192. Социометрический анализ: Методические указания к практическим занятиям по теме: «Методы исследования в социальной психологии» курса «Психология»: Для студентов кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности. -Таганрог: ТГПУ, 1995 12с.
  193. Е.А. Формирование умений коллективной деятельности у учащихся начальных классов на уроках трудовогообучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1990 — 19с.
  194. И.В. Психология воображения. (Пособие для студентов педагогических институтов). Саратов, 1971 78с.
  195. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония: (Этюды креативной онтологии) / М.: Логос, 1992 202с.
  196. Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акад. развития, 1996 — 235с.
  197. В. А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). М.: Молодая гвардия, 1975 — 239с.
  198. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 — 175с.
  199. Творчество и педагогика: Материалы всесоюзной научно-практической конференции / (Редколлегия: Л. П. Буева (отв. ред.) и др.). М.: Б.и., 1988 — 269с.
  200. К.А. Сочинения. Предисловие академика В. И. Комарова, биография Е. А. Новикова. Ответственный редактор В. И Комаров. М., Сельхозгиз, 1937. Т.1 — 498с., Т.2 — 499с.
  201. O.K. и др. Психологические исследования творческой деятельности. (Отв. ред. О.К.Тихомиров). М., «Наука», 1975 — 253с.
  202. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996 220с.
  203. Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Собрание сочинений Т.15. М., 1964 — 35с.
  204. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, Факультет психологии. -СПб- Спб ГУ, 1997 34с.
  205. К.Д. Человек как предмет воспитания. Т.1, изд.13, СПб, 1913 495с.
  206. К.Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика. 1974 — 639с.
  207. И.М. Содержание и методы обучения младших школьников декоративно-прикладным видам работ (на материале Мордовии): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук М., 1994 — 19с.
  208. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987 568с.
  209. Философский энциклопедический словарь. / С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989 815с.
  210. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник научных трудов / Свердловский инженерно- педагогический институт- (Редколлегия: С. З. Гончаров (отв. ред.) и др.). Свердловск: СИПИ, 1990 — 153с.
  211. В. Человек в поисках смысла: (Сборник): Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева М.: Прогресс, 1990 — 366с.
  212. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990 — 447с.229. .Фромм А. Азбука для родителей // Перевод И. Г. Константиновой Л.: Лениздат, 1991 319с.
  213. А.Д. Учение и игра: творческие возможности игры на уроке. //Magister. 1995 — № 4 — С.40−47.
  214. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Сост. В.В.Мироненко- Под ред. А. В. Петровского. 2-е издание, переработанное и дополненное — М.: Просвещение, 1987 — 446с.
  215. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. -2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995 — 157с.
  216. Чурбанов В В чьих ранцах маршальские жезлы или несколько правил развития способностей. И., 1980 — 160с.
  217. В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е издание, переработанное и дополненное — М.: Логос, 1996 — 318с.
  218. В.Д., Дружинин В. Н. Системный подход к диагностике способностей // Диагностика познавательных ипрофессиональных способностей. Сборник научных трудов. М.: ИПАН СССР. — 1988- С.5−26.
  219. H.A. Дидактическая подготовка студентов в учебном процессе педвуза: (На примере индустриально-педагогического факультета): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, докт. пед. наук М., 1994 — 33с.
  220. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М, 1971 — 48с.
  221. Эйнон Дороти Творческая игра: От рождения до десяти лет / Д. Эйнон- (Перевод с английского Е. В. Бодрова, М.Б.Ушакова). -М.: Педагогика Пресс, 1995 — 190с.
  222. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии М.: Международная педагогическая академия, 1995 — 219с.
  223. Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7лет) М.: Учпедгиз, 1960 — 328с.
  224. Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольников. М.: Просвещение, 1966.
  225. П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910 208с.
  226. Энциклопедия психологических тестов для детей: Интеллект. Психика. Способности. М.: Арнадия, 1998 — 255с.
  227. А.Ф. Психология решения задач. М., «Высшая школа», 1972 — 216с.
  228. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии 1995 № 2 -С.18−22.
  229. П.М. Психология сценических чувств актера. М., Госполитиздат, 1936 212с.
  230. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности М.: Московский психолого-соц. ин-т: Флинта — 1997 -222с.
  231. Adcock L.J. Fundamentals of Psychology. Penguins Books, 1964.
  232. Barreau H. La vie et 1 individu // Le Meme et 1 autre. Recherches sur 1 individualit dans les sciences de la vie. Paris: Editions du centre national de la recherche scintifique, 1986 — P.9−29
  233. Barrou F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity / Sternberg R. J. (Ed.) Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988 — P.76−98.
  234. Berlyne D.E. Structure and Direction in Thinking. New York: John Wiley, 1965.
  235. Bleuler E. Das autistiche Denken. Jahrbuch fur psychoana litische und psychopathologische Forschungen, 1972, № 4.
  236. Coleridge S. Biographia Literaria. Everyman’s Library ed. London, J. Dent, 1949.
  237. Galton F. Hereditary genius. An inquiry in to its laws and concequences. 2-d ed L., N.Y.: Macmillan, 1892.
  238. Getzels J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. L.N.Y., 1961.
  239. Gordon W.J. Synectics: The Development of Creative Capacity. Harper, 1961.
  240. Graumann C.F. Psychology Humanistic or Human? // Humanistic psychology/ Concept and Criticism / Royce J.R., Mos L.P. (Eds.). N.Y.L.: Plenum Press, 1981 — P.3−18.
  241. Guilford J.P. Creativity. Amer. Journal of Psychol., 1950, v.5.
  242. Guillaume P. Podrecznik psychologii. Warszawa, 1959.
  243. Hudson L. Intelligence: Convergent and Divergent. In Renguin Science Survey B., 1965.
  244. Mace C. The Psychology of Study, Penguin Books, 1962.
  245. Osborn A. Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Thinking, Scribner, 1953.
  246. Richards I.A. Principles of Literary Criticism Rout ladge and K.Paul. London, 1967.
  247. Rorschach H. Psychodiagnostics: A Diagnostic Test Based on Perception. Berne, H. Huber, 1921.
  248. Sartre J. L’imaginaire. Ed. Gullimard, 1940.
  249. Taylor C.W. Various Approaches to and Pefinitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.) -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988 — P.99−124.
  250. Taylor C.W. The nature of the creative process // Creativity / Smith P. (Ed.) IVY: Hastings House, 1959 — P.51−82.
  251. Trojanowska-Kaczmarska A. Dziecko i tworczosc. Wyd. PAN, 1971.
  252. Torrance E.P. Causes for Concern. Chapter / Guiding Creative Talant, Prentice-Hall, 1962.
  253. Wilson Colin. The Philosopher s Stone. London, 1968.
Заполнить форму текущей работой