Результаты диагностики.
Особенности формирования личности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Таблица 2. Статистический анализ результатов исследования навыков общения «Собери картинки». Рисунок 1. Статистический анализ результатов исследования самооценки по методике «Лесенка». Таблица 3. Результаты социометрического исследования. Случаи проявления инициативы, кооперация. Случаи проявления агрессии. Детей с ЗПР в группе. Всего детей в группе. Пассивное поведение. Из них дети с ЗПР… Читать ещё >
Результаты диагностики. Особенности формирования личности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данной главе представлены результаты исследования самооценки, навыков общения и авторитетности детей с ЗПР среди сверстников с целью выявления уровня самооценки детей с ЗПР по отношению к самооценке нормально развивающихся детей — методика «Лесенка» по исследованию В. Г. Щур [53, 69].
Рисунок 1. Статистический анализ результатов исследования самооценки по методике «Лесенка» .
Статистический анализ результатов исследования самооценки по методике «Лесенка» показал, что среди детей с задержкой психического развития преобладает необоснованно завышенная самооценка по всем параметрам исследования. Их нормально развивающиеся сверстники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Также можно заметить, что в целом по группе дети затрудняются в адекватной оценке таких своих качеств, как популярности и послушности (приложение 1,2, 3, 4).
Таблица 2. Статистический анализ результатов исследования навыков общения «Собери картинки» .
Параметры. | Александра К. | Алеся Х. | Вова Л. | Диана Ю. | Дима М. | Коля Т. | Лиза Д. | Настя М. |
Случаи проявления инициативы, кооперация. | Х. | Х. | ||||||
Случаи проявления агрессии. | Х. | Х. | Х. | Х. | ||||
Пассивное поведение. | Х. | Х. | Х. | Х. |
Статистический анализ результатов исследования навыков общения «Собери картинки» показал, что у детей с задержкой психического развития несформированы навыки кооперации, дети не владеют адекватными способами сотрудничества, проявляя при решении поставленной задачи либо агрессию, либо пассивность. Это говорит о необходимости проведения с этими детьми работы по формированию и закреплению социально приемлемых способов общения. О создании условий на развитие пониманий себя и других, преодоление барьеров в общении, расширении опыта позитивного взаимодействия.
Рисунок 2. Статистический анализ результатов социометрического исследования В социограмме в жирные квадраты обведены номера детей, имеющих задержку в развитии. Остальные квадратики НРД — нормально развивающиеся. В социоматрице жирным шрифтом выделены имена детей, имеющих задержку в развитии. Серым цветом выделены дети (по столбику), выбранные ребёнком в строчке. Крестиком в серой клетке выделены дети (по столбику), отвергаемые ребёнком по строчке.
Таблица 3. Результаты социометрического исследования.
группа. | баллы. | название группы. | всего детей в группе. | из них НРД. | из них дети с ЗПР. | % детей с ЗПР в группе. |
5−8. | " звёзды" . | |||||
3−4. | " предпочитаемые" . | 13%. | ||||
1−2. | " пренебрегаемые" . | 20%. | ||||
0 и менее. | " изолированные" . | 67%. | ||||
Итого. |
Из анализа социограммы, видно, что дети с задержкой психического развития непопулярны среди сверстников. Значительное число детей с ЗПР (67%) оказались в неблагоприятных группах «изолированных». Не было детей с ЗПР в социометрической структуре среди «звёзд» (приложении 7).
Таким образом, изучаемая сфера психики имеет у дошкольников с ЗПР специфические качественные особенности формирования, без изучения которых организация целенаправленной психолого-педагогической помощи этим детям невозможна.
Все выявленные особенности личности детей с ЗПР способствует развитию и закреплению у детей негативных личностных качеств, вырастая в антисоциальное поведение в подростковом возрасте.