Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Игра как средство формирования профессиональных умений у студентов педколледжа на занятиях по предметам математического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогической процесс, построенный на игровой основе определяется спецификой взаимодействий субъектов этого процесса: учителя — объекта математического знания — студента, где объект познания выступает одновременно как предмет этих взаимодействий. Психолого-педагогическими и методическими основами формирования профессиональных навыков студентов в ходе осуществления такого процесса являются… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава I. Психолого-педагогические основы использования игровых технологий в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа
    • 1. 1. Анализ существующих подходов и психолого — педагогических определений мева учителя
    • 1. 2. Теоретичие екты развития игровой деятельниЗО 1.3. Мо и роль игровой технологии в проектировании учебной деятельности. с
  • Глава II. Методическая система развития профессиональных навыков студентов педагогического колледжа через использование игровых форм и методов обучения математике
    • 2. 1. Методичие екты и профиональная направленнь уроков математики в едивевнеклной работой
    • 2. 2. Развитие профиональных навыковудентов на уроках теоретичих ов начального ку математики, методике преподавания математики и во внеклной работе
    • 2. 3. Результаты педагогичого эеримента

Игра как средство формирования профессиональных умений у студентов педколледжа на занятиях по предметам математического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях перехода к рыночной экономике, в связи с усилением роли конкуренции в системе производственных отношений, естественно возрастает роль личности, участвующей в процессе производства. На пути личности к успеху первостепенное значение приобретают профессиональные знания и умения, что и определяет актуальность проблемы реформирования системы подготовки кадров с опорой на демократизацию, гуманизацию этой системы, на культуру, традиции отечественной педагогической мысли, на профессиональное мастерство.

Нынешняя ситуация сформировала устойчивый и долговременный запрос на свободного и критически мыслящего, инициативного учителя. Вариативность содержания школьного математического образования побуждает педагога к моделированию преподаваемой им дисциплины. При проектировании своей педагогической деятельности учитель становится перед выбором образовательной технологии, в наибольшей степени соответствующей целям и содержанию обучения.

Смена приоритетов в системе педагогических ценностей образования влечет за собой концептуальную перестройку профессиональной подготовки будущих учителей. Особенно значима проблема педагогического мастерства в колледже как первой ступени профессионального педагогического образования, где закладываются основы профессионализма будущих педагогов.

На воспитание новой личности должна быть направлена вся педагогическая мысль — ориентированная на развитие творческих способностей, обучаемых на основе органического единства школы и педагогических учебных заведений.

В настоящее время педагогика уделяет все большее внимание перестройке познавательных действий обучаемых, выявлению и активизации неиспользованных возможностей, скрытых резервов психологоической деятельности, определению на этой основе оптимальных средств педагогического воздействия, одним из которых может являться игра.

Игра всегда предполагает поиск и принятие решения — как поступить, как ответить, как выиграть? Это обостряет мыслительную деятельность играющих, требует напряжения эмоциональных и умственных сил, творческих способностей, в игре все равны, она посильна даже слабым ученикам более того, слабый по подготовке ученик может стать первым в игренаходчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания предмета. Многие отечественные ученые: П. Я. Гальперин [52], В. В. Давыдов [66], JI.B. Занков [80], С. Д. Неверкович[67. 146. 147. 148], П. И. Пидкасистый [155], А.С. Прут-ченков [160], Г. К. Селевко [172] и другие — в своих трудах подчеркивали, что повышению эффективности процесса обучения способствуют игровые методы, игровое обучение достаточно эффективно при правильном определении мотивации. Дидактические возможности игры раскрывали такие авторы как Ю. С. Арутюнов [15], Н. В. Борисова [37], А. А. Вербицкий [40], С. А. Габрусевич [51], О. Ю. Грезнева [60], В. В. Давыдов [67], С. Д. Неверкович [146. 147], Р. И. Жуковская [75], В. Г. Коваленко [100], Р. И. Кознякова [103], Ю. Д. Красовский [108], В. А. Кривова [109], В. С. Лазарев [70], Л. Н. Матросова [139, 140], Г. К. Селевко [172], А. С. Прутченков [159, 160], Т. Т. Пониманская [110], П. И. Пидкасистый [155], Д. Б. Эльконин [208,209].

Игра на уроке помогает решать многие педагогические задачи. Вот некоторые:

— создание психологической готовности студентов к восприятию учебного материала, речевому общению;

— обеспечение естественной необходимости узнавания нового, закрепления, многократного повторения материала;

— формирование образного мышления, памяти, прочных знаний, умений и навыков;

— создание атмосферы сотворчества и сотрудничества, что особенно актуально в свете гуманизации образования;

— средство фафилитации процесса обучения и мощное средство педагогической поддержки.

Давно назрела необходимость разработки таких форм и методов обучения, которые помогут эффективно осуществить гуманизацию на всех уровнях обучения.

Учитывая, что одним из важнейших качеств педагога является его умение, общаться с детьми и руководить их деятельностью, следует говорить о коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности, содействовать воспитанию навыков коммуникации.

Современная школа предъявляет к учителю новые требования, так как он вынужден работать в условиях различных типов школ, различных альтернативных программ. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует не только владение традиционными методиками, но и создания учителем собственных творческих подходов. Последнее заставляет пересматривать отношения к профессиональной подготовке студентов педагогических учебных заведений.

В связи с этим на современном этапе реформирования образования необходимо широкое применение творческих форм и методов обучения. Развитию профессионально творческих навыков студентов, как аспекту их гуманитарной подготовки, способствует внедрение игровых форм и методов ведения урока.

Подготовке учителя к самостоятельной педагогической деятельности, обучению его педагогическому мастерству должна способствовать вся постановка учебно-воспитательного процесса в педагогическом учебном заведении. Достаточная отработка необходимых профессиональных навыков, в том числе и педагогических, формируется под влиянием изучения всех научных дисциплин.

На деле в педагогическом колледже процесс приобщения студентов к педагогическому труду обычно начинается с ознакомления с профессиональной деятельностью на пробных уроках и во время проведения внеклассных мероприятий. Необходимо начать формирование педагогического мастерства студентов с первых дней пребывания в педагогическом колледже на всех уроках. Сегодня проблему формирования профессиональных навыков студентов в педагогическом колледже нельзя успешно решить, обходя применение игровых форм и методов ведения любого урока в частности математики.

Экспериментальные данные специалистов в области педагогической психологии свидетельствуют о том, что ведущей причиной выбора абитуриентами педагогической специальности выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности [157, 153]. Это же касается реальной практики подготовки специалистов, то здесь лишь незначительное число субъектов педагогического процесса (менее 30%) ориентируется на творческие методы обучения [162].

Таким образом, имеются явные противоречия в позициях участников учебного процесса: с одной стороны — намерение заниматься творческой педагогической деятельностью, с другой — приобретение профессионального мастерства преимущественно в результате репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане это несовместимо, так как творческие стимулы могут сформироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной.

Отсюда возникает проблема профессионального становления учителя в курсе математических дисциплин учебными средствами адекватными творческому характеру его будущей педагогической деятельности и применение игровых технологий как одного из них.

Все выше сказанное опредилило актуальность нашего исследования. Несоответствие той ролью, которую играют игровые формы и методы ведения урока и недостаточным вниманием, которое уделяется им в процессе подготовки специалиста в педагогическом учебном заведении обусловили выбор темы нашего исследования.

Объектом исследования является процесс формирования профессиональных умений студентов педагогического колледжа на предметах математического цикла.

Предметом — игровые формы и методы ведения урока математики как средство профессионального роста будущего учителя.

В процессе нашего исследования мы руководствовались следующей гипотезой: разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа методики формирования профессиональных умений, основанной на игровых формах и методах ведения математических занятий, позволит добиться положительного эффекта как в формировании профессиональных навыков студентов, так и в решении комплекса общедидактических и воспитательных задач.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику формирования профессиональных умений студентов с помощью применения игровых форм и методов ведения урока математики в педагогическом колледже.

Реализация постановленной цели потребовала решения ряда конкретных задач:

— определить психолого-педагогические и методические основы формирования профессиональных навыков студентов с помощью применения игровых форм и методов ведения урока математики в педагогическом колледже;

— разработать методику формирования профессиональных умений студентов с помощью применяя игровых форм и методов ведения урока математики в педагогическом колледже;

— проверить в ходе педагогического эксперимента эффективность предложенной методики.

Решение поставленных задач потребовало привлечение различных методов исследования, в число которых входили: анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературыизучение отечественного и зарубежного опыта работы по проблеме развития профессиональных умений посредством применения игровых форм и методов в обученииобобщение собственного опыта работы автора в педагогическом колледже, интервьюирование, анкетированиеприменение экспертных оценок полученных результатовпроведения педагогического эксперимента по проверке разработанной методики.

Методологической основой исследования является: диалектическая теория познания, психологические концепции личностно-деятельного подхода к развитию личности (Б.Г.Ананьев, В. А. Зинченко, И. С. Кон В.А.Крутецкий и другие [8, 82, 107 165, 166,], структурно — системный подход к анализу педагогических явлений (Ю.К.Бабанский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, И .Я. Лернер, Н. Ф. Талызина и другие) [87, 88, 110, 113, 128, 129, 130, 182], концепция лично-стно ориентированного подхода к образовательной деятельности (Ш.А.Амонашвили, В. А. Андреев, В. Б. Бондаревская, И. Ф. Исаев,.

П.Е.Решетников, В. А. Сластенин, Г. Б. Скок и другие [7, 9, 35, 40, 90, 161, 175], концепция развивающего обучения (Л.В.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и другие [46, 66, 80, 176, 208, 210]. Базу исследования составили: студенты Ейского педагогического колледжа 1995 — 2000 г. г. Всего выборочная совокупность составила 350 человек, преподаватели математики, методики преподавания математики, теоретических основ начального курса математики, методисты практики Ейского педагогического колледжа, учителя началных классов школ города Ейска (№ 4, № 7, № 14, № 20) всего 100 человек.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях в АГУ (1999, 2000), ХУШ Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов (Брянск, 1999), семинаре для преподавателей математики ССУЗов Краснодарского края (Ейск, 1997), на заседании кафедры математического анализа и методики преподавания математики АГУ (1998, 1999, 2000), на заседаниях предметно-цикловой комиссии естественно-математического цикла Ейского педагогического колледжа (1996;1999), научно-практической конференции по итогам краевого конкурса преподавателей ССУЗов на лучший инновационный проект (Краснодар, 1997), на городском семинаре преподавателей математических дисциплин (1998), на методическом объединении преподавателей естественно-математических дисциплин ССУЗов, проведенного в рамках Ассоциации учебных заведений города (Ейск, 1999), краевом семинаре «Опыт инновационной, научно-исследовательской работы в условиях колледжа» (Ейск, 2000).

Научная новизна исследования состоит в том, что в практике разработана и внедрена методика формирования профессиональных навыков студентов с помощью применения игровых форм и методов ведения урока математики в условиях педагогического колледжа, основанная на согласовании дидактических, личностно и профессионально развивающих целей.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе со студентами педагогических колледжей для совершенствования различных элементов педагогического мастерства, процесса овладения педагогической техникой.

Знакомство учителей математики общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений с данными педагогическими технологиями поможет рациональной организации учебной деятельности студентов, будет способствовать творческому труду и реализации скрытых возможностей каждого субъекта педагогического процесса.

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы и при организации проблемно-исследовательской и других форм самостоятельной работы студентов педагогических колледжей и педвузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактическая игра — продуктивная форма обучения на уроках математического цикла, психолого-педагогические основы и возможности, которой позволяют эффективно формировать профессиональные навыки студентов.

2. Модель развития профессиональных математических навыков студентов средствами игры, представляющая собой специально организованную педагогическую деятельность, как основу комплексного решения задачи предметно-дидактического и профессионально — личностного становления студентов.

3. Методика проведения занятий с помощью игровых форм по предметам математического цикла как эффективное средство формирования профессиональных умений и навыков студентов педагогического колледжа.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 6 приложений.

6. Результаты исследования могут быть использованы и уже реализуются в образовательном процессе педагогического колледжа, способствуют дальнейшей разработке проблем становления педагогического мастерства будущих учителей начальных классов. Разработанная модель педагогической деятельности по профессиональному развитию учителя средствами игры на предметах математического цикла может найти применение при подготовке педагогов других специальностей.

7. Являясь продуктивным способом обучения на этапе среднего-специального педагогического образования, игра требует дальнейшего внимания исследователей. В число наиболее проблемных участков его применения на занятиях математического цикла следует назвать методику введения новых знаний и создания проблемно-поисковых ситуаций игровыми средствами, учебно-игровую деятельность студентов на основе применения информационно компьютерных технологий.

Заключение

.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать ряд основных выводов:

1. Значительные резервы для повышения качества обучения имеют методы, позволяющие поставить будущих специалистов в позицию педагога. Создать обстановку, приближающую к реальной педагогической ситуации, адаптации студентов к ней.

2.Игровые технологии при обучении будущего учителя дисциплинам математического цикла в условиях педагогического колледжа являются средством, обеспечивающим инновационный тип процесса обучения, так как реализуют характерные для такого типа особенности: обучение использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования профессиональной деятельностивовлеченность учащегося в сотрудничество и процесс принятия решений.

3.Педагогической процесс, построенный на игровой основе определяется спецификой взаимодействий субъектов этого процесса: учителя — объекта математического знания — студента, где объект познания выступает одновременно как предмет этих взаимодействий. Психолого-педагогическими и методическими основами формирования профессиональных навыков студентов в ходе осуществления такого процесса являются: совмещение собственно предметных, воспитательных, личностных и профессиональных целей образованиянаправленность процесса на осуществление саморегуляции студентов (адекватность самооценки и уровня притязаний, интеллектуальную активность, целенаправленность, коммуникативность, эмпатийность) — создание ситуаций, повышающих мотивацию учения и придающих значимость изучаемому материалу, обеспечивающих развитие гибкости проявления статусно-позиционных качеств будущего учителя младших школьников и его способности к смене социальных ролей.

4. Разработанная методическая система формирования профессиональных навыков студентов средствами игры представляет собой: модель педагогической деятельности по подготовке и проведению занятий в форме сюжетно-ролевых, предметных, состязательных игркомплекс игровых форм и методов обучения, поэтапно реализуемый в процессе изучения дисциплин математического цикла при подготовке учителя начальных классов в условиях педагогического колледжаперечень методических рекомендаций по организации и проведению игровой деятельности студентов при изучении математических дисциплин и проведении математических занятий во время практики в начальной школе.

5. Разработанная методическая система способствует комплексному решению образовательных, профессиональных, воспитательных и развивающих задач обучения. Не подменяя, а дополняя традиционные методы обучения, игра расширяет методический арсенал учителя, позволяя более эффективно достигать цели и задач конкретного занятия и всего учебного курса, способствует созданию творческой обстановки на уроках и проявлению у студентов максимума активности и самостоятельности. Занятия с использованием игровых форм и методов ведения урока способствуют оптимальному применению средств обучения, создают условия для сохранения оптимальной работоспособности студентов, уменьшают утомление и тем самым способствуют созданию устойчивого динамического стереотипа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. В.А. // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72.
  3. А. Креативная метапедагогика: время «ч» // Вестник высшей «школы. 1992.-№ 1.-С.37.
  4. Т.Н. О разработке дидактических материалов по математике с профессиональной направленностью // Математика в школе. 1990. — № 4. -С. 44−49.
  5. Т.Н. Уроки математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью: Методические пособие для преподавателей ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. — 64 с.
  6. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.-208 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-315 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания (Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т.1). — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 566 с. ft Ю. Андреева Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Современная социальнаяпсихология на Западе. М.: МГУ, 1978.
  10. П.Аникеева Н. В. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994. — 144 с.
  11. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Новосибирск, 1994. — 144 с.
  12. Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя: методическое пособие. Омск, 199. — С. 17.
  13. B.B. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 207 с.
  14. Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез.докл.научно-техн. школы-семинара. JL, 1987.-С.85.
  15. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. -С.48.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997. -254 с.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону, 1972. -290 с.
  19. B.JI. Деловые игры по экономической и социальной географии: Кн. tiдля учителя. М.: Просвещение, 1995. — 143 с.
  20. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. Ленинград, 1991. — 36 с.
  21. А.Г. Будущее математики: Методологические аспекты прогнозирования. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 157, (1) е.: ил.
  22. Я.М. Деловые игры // Наука и техника. 1984. — № 5. — С. 46−54.
  23. Я.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. — 304 с.
  24. Е.А., Кисилев H.A., Перминов В. Я. Некоторые особенности развития математического знания. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 112 с.
  25. Е.А., Перминов В. Я. Философские и методологические проблемы математики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 217 с.
  26. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.: Лениздат, 1992. — 400 с
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: педагогика, 1989.- 190 с.
  28. П.П. Избр.пед. и психол.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1979. — Т.1. -С.39.
  29. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. -С.112.
  30. В.А. Некоторые проблемы современной методики преподавания математики. Майкоп, 1999. — 215 с.
  31. A.B. Система работы пединститута по подготовке будущих учителей к воспитательной работе в школе // Подготовка будущего учителя к воспитательной работе. Гродно, 1977. — 27 с.
  32. .В. Очерки по истории математики / Под.ред. канд.
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  34. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
  35. С.М. Урок творчество учителя // Педагогика и психология. -1974.-№ 3.
  36. Н.И. Как обучать математике: Учитель математики учит учиться. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
  37. А.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М., 1993.-34 с.
  38. Ваграменко Я. А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. -М., 1994.
  39. A.A., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М., 1990. — 32 с.
  40. С.И., Столярова H.H. Развитие познавательных способностей на уроках математики // Начальная школа. 1993. — № 37. — С.53−60.
  41. М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М.: Linka-Press, 1995. — 278 с.
  42. A.A. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов // Начальная школа. 1994. -№ 11.- С. 79.
  43. Вопросы перестройки обучения математике в школе: Сб. статей / Под ред. И. А. Гимба. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. — 310 с.
  44. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя. М.:1. Просвещение, 1991. 239 с.
  45. JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.75.
  46. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  47. JI.C. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.-519 с.
  48. JI.C. Мышление и речь. М.: Просвещение, 1982. — 345 с.
  49. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 456 с. 51 .Габрусевич С. А., Зорин Г. А. От деловой игры к профессиональному творчеству: Учеб.-метод.пособие. — Минск: Университетское, 1988. — 123с.
  50. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. Ред. сост. Г. В. Алексеев. М.: «Школа-пресс», 1995. — 448 с.
  51. С.Г., Сыроежкин И. М. Игровое имитационное моделирование экономических процессов (Деловые игры). М.: Экономика, 1986. — 116 с.
  52. A.A. Дидактические средства гуманитаризации технического образования // Специалист. 1997. — № 10. — С.23.
  53. .В. О призвании учителя // Математика в школе. 1982. — № 5. -С. 5−11.
  54. З.С. О межпредметных связях // Специалист. 1997. — № 7. -С.21.
  55. Т.А., Королева И. Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981. — 96 с.
  56. О.Ю. Организационно-педагогические игры в профессиональной подготовке учителя: Дис. на соиск учен степ. канд. пед. наук. Казань, 1995.- 186 с.
  57. Н.Г. Творческая деятельность педагога и студента // Специалист.- 1998.-№ 12.-С.14.
  58. З.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов-на-Дону, 1970. — 258 с.
  59. Н.Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа: Дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. — 166 с.
  60. В.А., Смирнова И. М. Магистральная диссертация по методике преподавания математики. Методические рекомендации. М., 1996. — 107 с.
  61. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 542 с.
  62. В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования игровых методов подготовки руководителей // Психологический журнал. 1989. — № 1. — Т. 10, С.24−29.
  63. В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. К проблеме развития рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. -1990.-№ 3.-С. 76−84.
  64. А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика.- 1997. № 4. — С.7.
  65. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. — 385 с.
  66. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. 1990 — № 6. — С. 2−5.
  67. A.B. Гуманизация преподавания (в школе) // Математика в школе. 1990. — № 6. — С.12−13.
  68. М.В. Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения музыкальных дисциплин: Дис. на соиск учен степ. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999. — 167 с.
  69. В.Г. Влияние личности преподавателя на формирование профессионально-педагогических качеств у студентов: Автореф.дис.на соиск. учен.степ. канд.пед.наук. М., 1977. — 18 с.
  70. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  71. Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. -180 с.
  72. М.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Л., 1983. — 198 с.
  73. В.И. Модели содержательного стандарта университетских учебных дисциплин: Автореф дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед.наук. М., 1996. — 40с.78.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  74. T.B. Формирование педагогической культуры будущего учителя (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. — 18 с.
  75. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.-368 с.
  76. E.H. Искусство общения // Педагогический поиск. М., 1987. — 205 с.
  77. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  78. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — Вып.1. — 72 с.
  79. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. М., Белгород, 1992. — 100 с.
  80. Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. -288с.
  81. М.И. Какой нам нужен учитель. В кн.: О воспитании и обучении. -М.: Учпедгиз, 1957. — 344 с.
  82. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  83. Кан-Калик В. А. Педагогика как культура // Магистр. 1991. — Июнь. — С.8.
  84. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1976. 286 с.
  85. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  86. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  87. П.Ф. Педагогический процесс / Избр. педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1982. 312 с.
  88. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 17−22.
  89. A.B. Формирование профессиональной направленности личности учителя в системе среднего педагогического образования. М., 1977. — 186 с.
  90. В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  91. Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Автореф.дис. на соиск. учен степ. канд. пед. наук. Майкоп, 1996. — 24 с.
  92. Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — 656 с. — 576 с.
  93. Ю.Н., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике// М.Ш.-1990 № 4, — С.21−27.
  94. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. — С.92.
  95. Л.М. Преподавание систематического курса арифметики. ВИНИТИ, 2000, — 153 с.
  96. Короткова Л. М. Теория и методика обучения арифметике в гимназии Диссертация в виде научного доклада М., 2000.-57 с.
  97. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. -159 с.
  98. Ю.Д. Мир деловой игры. М., 1989. — 166 с.
  99. В.А. Применение учебных деловых игр при обучении математике в основной школе: (на примере изучения геометрического материала): Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1999. — 231 с.
  100. В.А. Основы педагогический психологии. М., 1972. — 254с.
  101. Л.Н. Организационно-обучающие игры и их роль в формировании профессионально-значимых качеств у старшеклассников -будущих педагогов: Автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Майкоп, 1997. 19 с.
  102. Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М., 1997. — 302 с.
  103. В.П. Активизация познавательной деятельности учащихся (на уроках математики) // Математика в школе. 1996. — № 4. — С. 15−16.
  104. Н.В. Закономерности педагогической деятельности. В сб.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.4. -Л.: ЛГУ, 1978.
  105. Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 63 с.
  106. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУЮ, 1970.- 114 с.
  107. Н.В. Основы вузовской педагогики. И., 1972. — 311 с.
  108. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183 с.
  109. Н.В. Педагогическая теория и научный факт. В кн.: Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. — Л., 1976. — С.3−9.
  110. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. — 32 с.
  111. Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. — Краснодар, 1975. — С.251−253.
  112. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  113. Ю.Н. Технократия и гуманизм // Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования: Педагогические кадры. СПб., Новгород, Псков. — 1995. — № 4. — С.8−14.
  114. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. — № 5. — С.24.
  115. K.M. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 168 с.
  116. Т.С. Эстетический компонент в структуре личности и профессиональной деятельности учителя // Формирование социально активной личности учителя. М., 1984. — С. 121−123.
  117. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая Школа, 1991.-224 с.
  118. A.A. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979. — С. 16.
  119. И .Я. Дидактика средней школы/ Под ред.М. Н. Скаткина. 2-е изд.-М., 1982.-286 с.
  120. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183 с.
  121. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть. Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 1. М.: Знание, 1978. -47 с.
  122. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук в форме научного доклада.- Л., 1989.- 59 с.
  123. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составная часть математического образования младших школьников // Начальная школа.- 1999.- № 4.- С. 84−86.
  124. Г. Л. О некоторых проблемах подготовки педкадров в ВУЗах России на рубеже XXI века.- Тр. Международной славянской научной конф. «Высшая школа на пороге 111 тысячелетия.- М.: Изд-во УРАО, 2000.- С. 2126.
  125. A.C. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -191 с.
  126. В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителя (в условиях педагогического колледжа): Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1994.- 130 с.
  127. С.Г. Теория и практика современного урока математики: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. Армавир, 1997. — 352 с.
  128. A.M. Если вы учитель. М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  129. JI.H. Деловая игра в подготовке учителя. М., Магистр, 1996. -134 с.
  130. JT.H. Деловая игра в процессе подготовки будущего учителя к + профессиональной деятельности: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1994. 177 с.
  131. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат.спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 е.: ил.
  132. Методы педагогических исследований. Под ред. А. И. Пискуновой,
  133. Г. В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 254 с.
  134. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1987. — 355 с.
  135. В.М. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя.- Волгоград-Москва-Михайловка: Перемена, 1998.- 54 с.
  136. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  137. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. — 207 с.
  138. С.Д. Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования // Игровое моделирование. Новосибирск, 1987. — С.35−41.
  139. С.Д., Палихов А. Г., Тюков A.A. Об оценке эффективности обучающих игр. В сб. тезисов научн.конф. — Новосибирск, 1983. — С. 11−14.
  140. А.И. Теория и практика проектирования методической системы подготовки современного учителя математики: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук.- М., 2000.
  141. О.И. Приемы активизации познавательной деятельности // Математика в школе. 1993. — № 5. — С.8−9.
  142. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  143. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  144. Педагогические игры: Учебное пособие. Пермь: ПГПИ, 1991. — 101 с.
  145. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т.1.-334 е., Т.2.-416 с.
  146. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие.- М., 1996.- 268 с.
  147. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: профиздат, 1991. — 192 с.
  148. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1980. — 166с.
  149. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1982. — 163 с.
  150. A.C. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 121−126.
  151. A.C. Школа деловой игры // Школьные технологии. 1998. -№ 4. — С. 76−85.
  152. П.Е. Личностно-ориентированный образовательный процесс // Специалист. 1995. — № 10. — С.39.
  153. П.Е. Нетрадиционная система подготовки учителей: Рождение мастера. Кн. для преподавателей высших и средних пед. учебных заведений. М.: Владос, 2000. — 304 с.
  154. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.-529 с.
  155. М.М. Проблема учителя. M.-JL, 1927.
  156. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-С.44.
  157. С.П. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.423 с.
  158. В.П. Проблема формирования педагогической культуры и педагогического мастерства студентов: Методическое пособие. Майкоп, 1997.- 16 с.
  159. В.П. Формирование педагогического мастерства в системе становления профессиональной культуры учителя: Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Майкоп, 1998. — 195 с.
  160. Н.Г., Козлова Л. П. Формирование креативности у будущего «школьного учителя» // Специалист. 1998. — № 10. — С. 11−12.
  161. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996. — 112 с.
  162. Н.В. Практический психолог в школе. М.: ИНТОР, 1997. -192 с.
  163. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  164. Ф4 173. Сендер А. Н. Формирование профессиональной направленности учащихсяпедучилищ: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Минск, 1990. — 166 с.
  165. И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.: Педагогика, 1983. — 246 с.
  166. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие. М., 1998. — 100 с.
  167. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9. -С.З.
  168. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  169. П.П. Математика: Учебное пособие для студ.сред.пед. учеб.заведений. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 1998. — 464с.
  170. Д.Я. Краткие очерки истории математики / Пер. с нем. И. Б. Погребского. 5-е изд., испр. — М.: Наука, 1990. — 256 с.
  171. В.А. Педагогический коллектив средней школы. М., Учпедгиз, 1958. — 207 с.
  172. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  173. Теория и практика педагогического эксперимента / А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев, В. С. Ильин и др. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  174. Технология игровой деятельности: Учебное пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина. Рязань: РГНУ, 1994. — 120 с.
  175. М.З., Тимошенко A.M. Атлас по педагогике: Учебное пособие / Под ред. академика Академии педагогических и социальных наук Э. Г. Малиночки. Краснодар, 1996. — 50 с.
  176. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 544с.
  177. К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. М.: АПН РСФСР, 1948. -Т.1. — С.167- Т.2. — С.482.
  178. Федеральная программа развития образования // Российская газета. -2000. 15 и 18 апреля.
  179. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / Сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. Минск: ООО «Понурри», 1997. — 606 с.
  180. А.Д. Учение и игра: творческие возможности игры на уроке // Магистр. 1995. — № 4. — С. 40−47.
  181. .Г. Согласование целей математического и профессионального образования как проблема современной профессиональной педагогики: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 261 с.
  182. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
  183. Д.В., Филатов А. К. Инновационные подходы к организации обучения // Специалист. 1997. — № 5. — С.26.
  184. С.Ю. // Специалист. 1998. — № 8. — С. 29−32.
  185. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Сборник ролевых игр. М., 1991. — 101 с.
  186. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  187. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. — 336 е.: ил.
  188. С.Т. Общие вопросы трудовой школы. // Известия Академии педагогических наук РСФСР, отделение педагогики. М., Л., 1947. -Вып.Х1. -С.11−38.
  189. Г. Г., Булатова Н. Ф. // Начальная школа. 1998. — № 3. — С. 103.
  190. P.M. Профессиональное становление учителя средней школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологический аспект): Дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 349с.
  191. С.Л., Чугунова A.A. Психодиагностические возможности использования деловых игр // Методические разработки и рекомендации по деловым играм. М., 1984. — Вып.З. — С. 47−48.
  192. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240 с.
  193. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. 1966. — С. 45.
  194. А.Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист. — 1998. — № 3. -С. 68.
  195. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя. Вып.1. Л., 1976. — С. 3−29.
  196. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. Л., 1968. — 36 с.
  197. Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981. — С.63.
  198. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 301 с.
  199. Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения: В сб. Научных трудов АПН СССР, НИИ общей педагогики Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. М., 1980. — 166 с.
  200. Allen L.E., Jackson G., Ross J., White S. What counts is how the game is scored: one way to inkrease achieyement in learning mathematics // Simulation and Games. 1988. — Vol. 9. — № 4.
  201. Frank L. Play in personality development. In G. Landreth (Ed). Play therapy: Dynamics of the process of counseling with children (P. 19−32)/ Springfied, IL: Charles C. Thomas, 1982.
  202. Greenblatt C. S., Duke R.D. Gaming Simulation. Rational, Design and Applications. New York: Sage Publ., 1975.
  203. Simulation and Games. Editor: David Groockal. SAGE, ISNN 1046−8781.
Заполнить форму текущей работой