Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное alter ego Анны Павловой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В развитии английского и отечественного балета обозначено следующее включение наследия Анны Павловой: а) Выявлено художественное alter ego Павловой в творчестве Роберта Хслпмеиа как взаимодополняемость танца и мимики, популяризация балета посредством кинематографа, трагическое миропониманиев творчестве Фредерика Аштона как приоритет танца как средства балетной образности, пластическая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО КАК СФЕРА ПРОЯВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
    • 1. 1. Исполнительство как теоретическая проблема
    • 1. 2. Художественная интерпретация в процессе творчества исполнителя-танцора
    • 1. 3. Судьба и личность Анны Павловой
    • 1. 4. Историко-культурный контекст серебряного века и творчество Анны Павловой
  • ГЛАВА 2. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО «Я» АННЫ ПАВЛОВОЙ
    • 2. 1. Художественное «Я» Анны Павловой
    • 2. 2. Проекция творчества Анны Павловой на зарубежное хореографическое искусство
    • 2. 3. Традиции Анны Павловой в отечественной исполнительской культуре

Художественное alter ego Анны Павловой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В современных условиях, когда происходит создание новой парадигмы мышления, основанной на повороте к духовности, усилении этических и эстетических тенденций в становлении личности, можно утверждать, что новые поколения людей с изумлением открывают для себя подлинный смысл комплекса идей и ценностей творчества, судьбы и личности одной из крупнейших представительниц русского балета начала XX века Анны Павловой (1881−1931). Исследователи России и зарубежья, возвращаясь к художественному наследию балерины, стремятся актуализировать его содержание, обнаружить новое, раскрыть малоизвестные ипостаси ее личности и судьбы, выявить «диалог» с настоящим.

Представляется актуальным возродить истоки творчества Анны Павловой в теоретико-историческом контексте через художественную интерпретацию и вписать его в контекст современной культуры. М. М. Фокин справедливо усматривал «. в ее славе, в любви к Павловой — залог будущего развития балета» (182. 390). Есть основания осознать значимость фигуры артистки для отечественного и зарубежного балета, выявить художественное alter ego Анны Павловойкак сходное с павловским миропонимание и творческое сознание ее последователей: деятелей английского балета Фредерика Аштона, Роберта Хелпмена и представительниц отечественного балета Галины Улановой, Юлии Махалииой, Анастасии Волочковой, воспринявших язык танцевального искусства балерины. Это позволяет понять самобытность личности Павловой в контексте временного континуума, выявить разнообразные модификации ее искусства, объяснить преемственность ее наследия.

Обоснованием понятия «художественное alter ego» как сходной концепции миропонимания и творческого сознания художников, составляющих культурный диалог внутри искусства одной эпохи или современного искусства с прошлым, послужили перевод с латинского: «второе я, близкий друг и единомышленник» и идея А. Шюца о том, что во взаимном восприятии друг друга каждый из нас переживает мысли и действия другого в настоящем, тогда как собственные действия и мысли он схватывает лишь как прошлое посредством рефлексии" (197. 174), а также концепция коммуникативной интерпретации «Я» М. М. Бахтина и утверждение художественных взаимодействий Ю. Б. Борева.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ детерминирована фактом проведения исследования на стыке нескольких научных дисциплин, что позволяет выделить три уровня данной работы: 1) культурфилософский- 2) исторический- 3) искусствоведческий.

Культурфилософский уровень дает обоснование природы искусства в целом и рассматривает исполнительство как теоретическую проблему.

Следуя принципу С. П. Мамонтова, мы выделили различные подходы к пониманию природы искусства: 1) историко-культурное направление, представленное ИЛэном, О. В. Дивненко, В. Л. Дранковым, А. Ф. Еремеевым, М. С. Каганом, Д. С. Лихачевым, А.Ф.Лосевым- 2) теории искусства «субъективного» характера И. Гете, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, З. Фрейда, КЛОнга, Б. Кроче, Й. Хейзинги и Л. С. Выготского, О. А. Кривцуна.

Проблематика исполнительского искусства рассмотрена в отечественной науке в соответствии с различными подходами: философский представлен в трудах Н. И. Ворониной, М. С. Кагана, Л. Н. Столовичасемиотический изложен в исследованиях Е. В. Волковой, Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотмана, Б.А.Успенскогоструктурно-функциональный — в монографиях Г. И. Гильбурда, Е. Г. Гуренко, Б. Я. Землянского, Н. П. Корыхаловойсемантический — в исследованиях Б. В. Асафьева, Е. С. Громова, Г. М. Когана, Г. Г. Нейгауза, А. А. Фарбштейнапсихологический — в работах Д. Б. Богоявленской и А.А.Мелик-Пашаева.

Среди исследований проблематики художественной интерпретации в творчестве исполнителя-танцора правомерно выделить работы О. А. Астаховой, Н. В. Атитановой, Г. Н. Добровольской, Р. В. Захарова,.

П.М.Карпа, Е. КЛуговой, И. И. Соллертинскогопроблема художественного образа в хореографии представлена в трудах Н. Е. Аркиной, Р. Вагнера, В. В. Ванслова, В. Л. Варковицкого, Ю. И. Слонимского, И. В. Смирнова, В. В. Чистяковой.

Исторический срез работы представлен исследованием историко-культурного контекста России на рубеже XIX—XX вв.еков и ментальности русской и английской нации. В работе использованы труды отечественных исследователей П. И. Милюкова, Ф. А. Степуна, П. Б. Струве, современных историков П. Н. Зырянова, В^А.Нардовой, А. В. Ушакова, К. Ф. Шацилло, мемуары посла Франции в России в 1914;1917 годах М.Палеолога.

Становление культурного сознания серебряного века и русской ментальности исследуется в работах представителен русского символизма А. Белого и.

A.А.Блока, отечественных философов Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского, историка.

B.О.Ключевского, современных историков культуры С. С. Дмитриева и И. В. Кондакова. Истории балетного театра посвящены труды искусствоведов Ю. А. Бахрушина, Л. Д. Блок, В. М. Красовской, Ю. И. Слонимского, Е. Я. Суриц.

Источниками аналитического исследования творчества Павловой послужили портреты и фотографии, изданные в Голландии и малоизвестные в России, документальная кинохроника ее выступлений.

Искусствоведческий уровень включает критическое осмысление творчества балерины, которое началось с рецензий балетных критиков начала XX века (в газетах «Биржевые ведомости», «Новое время», «Петербургская газета» и др., переизданных в сборнике О. А. Петрова «Русская балетная критика конца второй половины XIX века» (1995)) АЛ. Волынского, Н. М. Безобразова, К. Кудрина, А. ЯЛевинсона, А. А. Плещеева, А. Б. Потемкина, ВЛ. Светлова, А. А. Черепнина, театрального критика Ю. В. Соболева, писателя Ю. Д. Беляева, выделявших превосходное владение приемами пластической драмы и символикой классического танца, психологическую содержательность образов, стремление выразить современно значительное. А. А. Черепнин писал: «Онабалет. Та перпая страница нового канона балетного искусства, которое еще только идет.» (188.37).

Профессиональное становление Анны Павловой как классической танцовщицы отражено в монографии A.JI. Волынского «Книга ликований» (1924, переизд.1992), сборнике статей и писем М. М. Фокина «Против течения» (1962), мемуарах Ф. ВЛопухова «Шестьдесят лет в балете» (1966).

Специфика творчества Павловой изложена в соответствии с различными подходами: эмоционально-эстетический содержится в очерке.

A.Фрэнкса, причисляющего танец балерины к шедеврам бессмертной красоты. Сравнительно-исторический и синтетический подходы представлены в исследованиях периода 2-й половины XX пека авторов Н. Е. Аркиной,.

B.М.Гаевского, Р. В. Захарова, В. МЛСрасовской, Ю. И. Слонимского, Н. И. Эльяша, связывающих творчество Павловой с противоречиями реформ русского балета начала XX века.

К современным источникам относятся энциклопедия «Британника» (1994), публикации авторов С. Бестужевой-Лада, С. Н. Коробкова, А.А.Соколова-Каминского, которые характеризуют Павлову как гуманистку и новатора, явившуюся великим символом русского искусства начала XX века. Современные исследователи В. М. Гаевский и Т. В. Портнова обращаются к облику Павловой в изобразительном искусстве начала XX века, выявляя тематические доминанты ее балетных образов.

Творчество преемников Павловой Фредерика Аштона и Роберта Хел-пмена представлено в энциклопедиях «Балет» (1981) и «Британника» (1994), монографии Н. П. Рославлевой «Английский балет» (1959), в которой автор подчеркивает, что «творчество Павловой имеет непреходящее значение для судеб английского балета.» (153. 11).

Избирая для сопоставительного анализаТалину Уланову, Юлию Маха-лину, Аиастасшо Волочкову как последовательниц Анны Павловой, воспринявших образец ее искусства, мы обращаемся к монографиям Б. А. Львова.

Анохина и НЛО. Черновой, публикациям Н. Лловерт, А. Андрсева, И. Андроникова, Н. Беловой, Ю. Большаковой, В. Васильева, А. Галайды,.

A.Золотова, С. Ильченко, Л. Колесникова, М. Корец, В. Майниеце, Е. Петровой, М. Прицкер, А. Симонова, А. Ульяновой, В.Уральской.

В работе использовалась также мемуарная литература самой Анны Павловой, ее друзей и коллег Р. Бакла, Р. Глинде, Р. Гопала, Т. П. Карсавиной, К. Крофтон, С. Кэркуайт, С. М. Лифаря, Ф. ВЛопухова, Л. Л. Новикова, К. Норди, Л. Соколовой, М. Стюарт, Н. В. Трухановой, Дж. ван Уорт, С. Юрока, критиков Ф. Ричардсона и А.Хаскелла.

В 1960;80-е годы XX столетия к фигуре Анны Павловой, в основном, обращаются отечественные биографы И. Долгополов, В. М. Красовская,.

B.В.Носова, Н. И. Эльяш, которые не выходят за рамки сложившихся представлений. К биографическим материалам данного периода относится художественный фильм «Анна Павлова» (1983) режиссера Э. В. Лотяну, рассказывающий о драме эмиграционной жизни русской балерины.

Период рубежа XX—XXI вв.еков характеризуется активным обращением отечественных исследователей И. Изгаршева, Н. Шадриной, Е. Шмаковой к фигуре Павловой. Особый интерес в этом отношении представляет материал на сайтах интернета SMENARU — Архив Петербургской газеты, Страницы московской театральной жизни, а также статья В. Волкова, раскрывающая содержание книги современного голландского художника Ж. Томассена «Анна Павлова. 1881−1931. Триумф и трагедия сверхзвезды», в которой как бы «исправляется» история жизни и творчества Павловой.

ОБЪЕКТИССЛЕДОВАНИЯ — жизнь и творчество Анны Павловой.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — культурфилософский и искусствоведческий анализ проявления художественного «Я» Анны Павловой в творчестве представителей английского и отечественного балета Ф. Лгатона, Р. Хелпмена, Г. Улановой, Ю. Махалиной, А.Волочковой.

ЦЕЛЬ определена объектом и предметом диссертационного исследования. Способами ее достижения выступают конкретные задачи:

— рассмотреть исполнительское искусство как теоретическую проблему;

— выявить особенности художественной интерпретации в творчестве исполнителя-танцора;

— рассмотреть становление личности и судьбы, творчества Анны Павловой в историко-культурном контексте серебряного века;

— обосновать художественное «Я» Анны Павловой;

— актуализировать творчество Анны Павловой в развитии зарубежного балетного театра первой половины XX века и отечественной исполнительской культуры XX столетия и начала XXI века.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ДИССЕРТАЦИИ. Работа выполнена в русле междисциплинарного подхода. В ее основу положен отражающий методологию гуманитарного знания принцип комплексности, включающий как историко-философские направления, так и социально-культурные реалии. На его основе реализуется понимание судьбы и личности, концепции творчества, преемственности наследия Павловой в теоретико-историческом контексте. Опора на данный принцип определила набор соответствующих методов исследования:

— сравнительно-исторический, способствующий соотнесению личности Павловой с контекстом серебряного века, русской ментальностью и сопоставлению принципов художественного сознания Павловой и ее преемников;

— метод реконструкции, позволяющий на основе многочисленных документальных источников и публикаций обосновать творческое кредо Анны Павловой.

Предпринятые в данной работе теоретический и аналитический подходы определили ее НАУЧНУЮ НОВИЗНУ.

1. Впервые дается комплексное представление о личности Анны Павловой в хореографическом контексте эпохи серебряного века и русской менталь-ности.

2. Художественное «Я» и личность Анны Павловой рассматриваются в проекции на английский балет первой половины XX века и современный отечественный балетный театр XX столетия и начала XXI века.

Определены ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Осмыслена специфика исполнительского искусства как вторичной относительно самостоятельной художественной деятельности и выявлена его творческая сторона в форме художественной интерпретации как индивидуальной исполнительской трактовки продукта первичной (авторской) художественной деятельности.

2. Представлена художественная интерпретация в деятельности исполнителя-танцора как индивидуальная трактовка хореографического образа и наложение выразительного смысла движения, заданного автором-постановщиком, и смысла, создаваемого исполнителем, в результате чего возникает новый смысловой вариант на основе прежнего.

3. Выявлено соответствие судьбы Павловойконстантам жизненного пути художника рубежа XIX—XX вв.еков и определены особенности предметной фактуры (нетипичный семейный статус, разнообразный круг общения, сложная житейская обстановка), динамизм, противоречие триумфа великой танцовщицы и трагедии эмиграционной жизни, реализация таких тенденций, как коммерциализация балетного искусства и зарождение на Западе индустрии «звезд» .

Установлена адекватность личности Павловой русской ментальности в характеристиках религиозности, свободолюбия, высокого развития нравственного опыта, любви к России и российской природе, многосторонности интересов, презрения к мещанству, меценатства, гражданской активности, гуманизма и неприятия национализма, в антиномиях сочетания доброты и жестокости, соединения протеста против насилия власти и преклонения перед титулованным сословием.

Доказано положение о том, что творчество Павловой, при всей субъективности, выражало объективную суть русской действительности н культурного сознания серебряного века, что позволяет вписать его в историко-культурный контекст России рубежа XIX—XX вв.еков.

4. В художественном «Я» Анны Павловой выявлено романтическое и трагическое восприятие личности, положенное в основу тематических доминант творчества, — воплощения романтического идеала и трагедии личности, погибающей при столкновении с жестокой реальностью негармоничного мира. Показана самобытность Павловой в истории балетного театра, заключающаяся в том, что в эпоху изживающего себя академизма она вернула танцу одухотворенную выразительность эпохи романтизма и привнесла трагизм и духовный мятеж, выраженные средствами психологизированной пантомимной пластики и характеризующие дух времени артистки. Выявлена широта творческого диапазона Павловой, включающего принципы классической школы хореографии XIX века и элементы реформированного русского балета начала XX века.

5. В развитии английского и отечественного балета обозначено следующее включение наследия Анны Павловой: а) Выявлено художественное alter ego Павловой в творчестве Роберта Хслпмеиа как взаимодополняемость танца и мимики, популяризация балета посредством кинематографа, трагическое миропониманиев творчестве Фредерика Аштона как приоритет танца как средства балетной образности, пластическая выразительность, поэтическое мировосприятие. б) Представлено художественное alter ego Анны Павловой в творчестве Галииы Улановой, включающее лирико-романтическую направленность искусства, выраэ/сение философско-нравственных идей эпохи, утверждение красоты и свободы в духовной сфере, «бестелесность» и «кантиленность» танца, приверженность эстетике классического танца. в) Обозначено художественное alter ego Павловой в творчестве Юлии Махалиной, основанное на таких сходных чертах, как гуманистическое миропонимание, конфликтность реальности и духовной сферы, соединение трагизма и жизнеутверждающего начала. г) Показана общность творческого пути и художественного сознания Анны Павловой и Анастасии Волочкопойвыраженная в утверждении нового статуса артистки балета через индивидуальную гастрольную деятельность, миссии пропаганды красоты танца в широких массах зрителей, разно-тановости пластических стилей, воплощении идеала женственности, образующих форму личностного и творческого диалога. Доказано, что современное проявление интереса к художественному наследию, судьбе и личности Анны Павловой, выявленное в творчестве Ю. Махалиной и А. Волочковой, свидетельствует об актуальности содержательной ценности ее искусства, подтверждает его значимость для современной исполнительской культуры и определяет статус Павловой как артистки, перешагнувгиейрубеж третьего тысячелетия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, философии, искусствознанию, балетоведению, при разработке курсов по теории и истории культуры и искусства.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные теоретические положения и выводы диссертации излагались автором в публикациях и выступлениях на Межвузовских научно-методических конференциях (Пенза, 2001, 2003), на II Международных Эрьзинских чтениях (Саранск, 2001), в межвузовских сборниках научных трудов (Саранск, 2001,. 2003), в ежегоднике кафедры культурологии «Феникс» (Саранск, 2001) и в материалах аспирантского семинара Diskursus (Саранск, 2002,2003).

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Содержание работы изложено на 165 страницах.

Список литературы

включает 210 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования определена специфика исполнительского искусства, заключающаяся в воссоздании продукта авторской деятельности, и выявлен его интерпретационный характер как один из сущностных признаков. Функционирование художественной интерпретации в деятельности исполнителя-танцора зафиксировано в случае отсутствия-собственного выразительного смысла движений и связано с воплощением в пределах замысла постановщика хореографического образа.

В результате исследования создана комплексная концепция жизненного пути Анны Павловой в историко-культурном контексте серебряного века, что позволило зафиксировать в биографии Павловой как сознательное жиз-нетворчество, так и обусловленность судьбы доминантами социального и обгцекультурного процесса исторической эпохи начала XX века.

Комплексный взгляд на саморазвитие и мировоззрение Анны Павловой в контексте русской национальной ментальности дает основание рассматривать ее личность как отражение фундаментальных нравственно-психологических особенностей русского народа (религиозность, способность к высшим формам опыта, сила воли, народничество, даровитость) и бинарного строения русской ментальности (доброта и жестокость, свободолюбие и «склонность к рабству» (Н.А.Бердяев)).

Устремленность к высоким духовно-нравственным идеалам Вечной женственности, свободной личности и значимости личного чувства, борьбы за счастье и бессмертие прекрасного, характеризующая философское содержание искусства Анны Павловой, позволяет вписать ее творчество в контекст художественной проблематики эпохи серебряного века.

Особое место Павловой в хореографическом контексте серебряного века определяет творческое амплуа классической танцовщицы невиртуозного типа, не вписывающейся в полной мере в каноны академической школы, искусство которой включало воздушность и порывистость танца, а также приемы пластической драмы. Творческое кредо Павловой детерминировано рамками балетного романтизма, а также характеризуется выражением трагического надлома и стихийного порыва духа, присущих атмосфере времени артистки.

В ходе обоснования художественного «Я» Анны Павловой выявлено обостренное сознание личности, определившее гуманистическую направленность смыслового уровня искусства балерины. Культурфилософское значение творчества Павловой состоит в создании нового духовного мира и возвращении человеку его духовной глубины, что позволяет причислить ее творчество к значительному антропологическому открытию.

Данное исследование дает основание утверждать феноменальность фигуры Павловой, которая проявилась в соединении черт: а) выдающейся танцовщицы, явившей пример содержательности и осмысленности хореографииб) гуманистки, выделившей тему судьбы личностив) эстетика, провозгласившего идеи нравственного совершенства, духовной и пластической красотыг) новатора, воплотившего в реальность новые подходы в искусстве балетад) педагога, пропагандировавшего значительную роль танца в формировании личности и выдвинувшего комплекс интересных идей относительно обучения танцевальному искусству. В ходе диссертационного исследования нами выявлена также значимость содержания творчества балерины в теоретико-историческом контексте через художественную интерпретацию.

Рассмотрена актуальность художественного наследия Анны Павловой в истории зарубежного и отечественного танцевального искусства и определена бесспорная роль Павловой в возрождении интереса к балету в Австралии, Аргентине, Бразилии, Великобритании, Голландии, Мексике, США, Франции, Японии, вклад в возрождение интереса к национальному mamfy в Индии, значительное влияние на развитие английского и русского балета.

Значение фигуры Анны Павловой велико и выходит за рамки узко национального явления. Она принадлежит всему миру как великая русская балерина.

Обобщая результаты исследования, следует утверждать, что проблема художественного alter ego Анны Павловой имеет самостоятельное, исключительное значение в изучении кулыурфилософских вопросов становления творческой личности.

В результате культурологического дискурса было выяснено, что Анна Павлова — не только танцовщица, она как личность вместила в это понятие разные времена и вошла в зарубежную культуру первой половины XX века полноценной школой танца, в современный мир отечественной культуры — образцом танцевального искусства, многоуровневыми теоретическими положениями в области пластики, духовным осмыслением противоречий внутреннего мира человека. Это доказывает преемственность ее наследия и является объяснением факта вневременной значимости и актуальности художественных идей и личности Анны Павловой.

Несмотря на обширный материал, различные точки зрения, тема не исчерпана, возможны разнообразные ракурсы заявленной темы, что является основанием для дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Русские за океаном сегодня // Балет. — 2000. — № 5. — С.25—26.
  2. Н. Юлия Махалина // Балет. 2001. — № 3. — С.30−35.
  3. А.Л. Из воспоминаний (Об Улановой) // Балет. 1999. — № 2. -С.26−27.
  4. И. Уланова // Балет. — 1999. № 5. — С.19.
  5. Н.Е. Анна Павлова: К 100-летию со дня рождения. М.: Знание, 1981.-56с.
  6. Аркина Н. Е Артисты балета: Время, роли, стиль. М.: Знание, 1984. -56с.
  7. Н.Е. Языком танца. — М.: Знание, 1975. — 56с.
  8. .В. Музыкальная форма как процесс. — Кн. 1 и 2. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1971.-375с.
  9. Д., Мейсон Ф. Сто один рассказ о большом балете / Пер. с англ. У. Сапциной. М.: Крон-Пресс, 2000. — 494с.
  10. И. Бахрушин Ю. А. История русского балета. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1973.-255с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. — 2-е изд. М.: Искусство, 1986.-444с.
  12. Н., Ульянова А. Художественная премия «Петрополь» — 2001 вручена Анастасии Волочковой // Балет. 2002. — № 1. — С.25.
  13. А. Между двух революций / Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М.: Худож. лит., 1990. — 670с.
  14. А. Революция и культура // Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994. С.296−308.
  15. А. Стихотворения. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. — 176с.
  16. Ю.Д. Балетное П Петербургская газета. — 1905. 29 сентября.
  17. Ю.Д. Театральные заметки // Новое время. — 1909. 4 марта.
  18. Н.А. В защиту Блока // Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. — М.: Искусство, 1994. — С.483−487.
  19. Н.А. Кризис искусства // Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. — М.: Искусство, 1994. — С.399−419.
  20. Н.А. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. — М.: Искусство, 1994. — С.81−50.
  21. Н.А. О назначении человека // Мир философии. В 2 ч. 4.2. Человек. Общество. Культура. — М: Политиздат, 1991. — С.256−262.
  22. Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь»: К десятилетию пути // Философия творчества, культуры, искусства. — В 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1994. — С.301−322.
  23. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: Сварог и К, 1997. — 541с.
  24. Н.А. Философия свободы- Смысл творчества / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова. М.: Правда, 1989. — 607с.
  25. Бестужева-Лада С. Неумирающий лебедь // Смена. — 2001.—№ 1. С. 99 -105.
  26. B.C. Культура: Диалог культур (Опыт определения) Н Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.31- 42.
  27. А.А. Безвременье // Александр Блок, Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции / Сост. М. Ф. Пьяных. — М.: Высш. шк., 1990. С. 364 -378.
  28. А.А. Избранное. Стихотворения и поэмы / Сост., предисл. и прим. В.Орлова. 7-е изд.- М.: Дет. Лит., 1978. — 192с.
  29. А.А. Интеллигенция и Революция // Александр Блок, Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции / Сост. М. Ф. Пьяных — М.: Высш. шк., 1990. С.415−425.
  30. Блок Л. Д: Классический танец: История и современность. — М.: Искусство, 1987. 556с.
  31. Богданов-Березовский В. Н. Статьи о балете. Л.: Сов. композитор, 1962. — 207с.
  32. Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−41.
  33. Ю. Век Улановой // Балет. 2000. — № 4. — С.55−57.
  34. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. — 5-е изд., доп. — Смоленск: Русич, 1997. —
  35. Т.1.- 1997.-576с. Т. 2.-1997.-640с.
  36. Р. Произведение искусства будущего // Избранные работы / Сост. И. Абарсова и С. А. Ошеров. — М.: Искусство, 1978. — С. 142- 261.
  37. В.В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2. — Л.: Музыка, 1977. С.5−32.
  38. В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1977. 302с.
  39. В.В. Статьи о балете: Муз.- эстетич. проблемы балета. Л.: Музыка, 1980. — 192с.
  40. В.А. Танец // Балет: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. М. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 503−504.
  41. В.В. Заглядывая в будущее // Советский балет. 1984. — № 3. -С.26−28.
  42. В.Б. «Хорошее общество», модернизация и традиция // Философские науки. 2001. — № 4. — С.35−48.
  43. В. Легенда и жизнь Анны Павловой // Эхо планеты. 1996. — № 4. — С.26−31.
  44. Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М.: Искусство, 1988. 240с.
  45. А.Л. А.П. Павлова: по поводу «Баядерки» // Биржевые ведомости, 1911. 26 сентября.
  46. А.Л. Баядерка // Биржевые ведомости. 1911. — 22 сентября.
  47. А.Л. Жизель // Биржевые новости. — 1914. — 14 января.
  48. А.Л. Книга ликований: Азбука классического танца. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 305с.
  49. А.Л. Красота показа («Жизель») // Биржевые ведомости. -1914. -13 ноября.
  50. А.Л. Орлица// Биржевые ведомости. 1911.- 3 октября.
  51. А.Л. Умаление техники танца // Биржевые новости. — 1913. -2 декабря.51а. Воронина Н. И. О многомерности философского текста // М. М. Бахтин и время. — Саранск: Типография «Красный октябрь», 1998. С.122−124.
  52. Н.И. Презумпции современной культуры//Феникс. Ежегодник каф. культурологии МГУ им. Н. П. Огарева. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003.- С. 11−14.
  53. Л.С. Психология искусства.— 2-е изд., исп., доп. М.: Искусство, 1968.-576с.
  54. В.М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. — М.: Искусство, 1981.- 383с.
  55. В.М. Дом Петипа. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. — 432с.
  56. В.М. Портрет Жизели // Балет. — 1999. № 5. — С.3−5.
  57. А. Имперские замашки // Культура. 2002. — 28 февраля — 6 марта.
  58. Г. Энциклопедия философских наук / Отв. ред. Е.П.Ситковский- АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1977. — Т. З. Философия духа. -471с.
  59. И. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 623с.
  60. Г. И. Исполнительское искусство — сфера проявления художественной идеи. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 196с.
  61. М. О театре и кино // Современный театр. — 1928. № 18. -С.372.
  62. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-239с.
  63. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: Философский анализ / Отв. ред. М. Ф. Овсянников, В. В. Целшцев. Новосибирск: Наука, 1982.-256с.
  64. О.В. Эстетика. М.: Аз, 1995. — 279с.
  65. В.Д. Искусство и философия. М. Знание, 1986. — 64с.
  66. С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М.: Просвещение, 1985.-256с.
  67. Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. — Л.: Искусство, 1975. — 125с.
  68. И. Анна Павлова: К 100-летию со дня рождения балерины. 1881−1981 // Огонек. 1981. — № 6. — С.28−29.
  69. B.JI. Психология художественного творчества. — JI.: Ленинград, 1991.-77с.
  70. К.В., Манчха Г. П. Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 640с.
  71. А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. М.: Искусство, 1987. — 317с.
  72. А.Ф. Происхождение искусства: Теоретические очерки. — М.: Молодая гвардия, 1970. 272с.
  73. Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. — 224с.
  74. БЛ. О музыкальной педагогике / Сост. О. Дворниченко. М.: Музыка, 1987. — 143с.
  75. А. Лебединый плен, или энергия заблуждения // Искусство. -2001.-1−15 мая.
  76. П.Н. Крестьянская община европейской России. 1907−1914гг. — М.: Наука, 1992.-256с.
  77. И. А.Павлова монахиня искусства? // Аргументы и факты. — 2001. — № 6. — февраль.
  78. С. Юлия Махалина: балерина может быть только примой // Невское время. — 2002. — 19 июля.
  79. Интерпретация // Краткий словарь по эстетике / Под. ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. — С.55.
  80. М.С. Морфология искусства: Ист.- теор. исследование внутр. строения мира искусств. Ч. I, II, III. — JL: Искусство, 1972. — 440с.
  81. М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. — 210с.
  82. М.С., Холостова Т. В. Культура — философия искусство: (Диалог). — М.: Знание, 1988. — 63с.
  83. П.М. Балет и драма. JL: Искусство, 1972. — 246с.
  84. П.М. О балете. М-: Искусство, 1967. — 227с.
  85. Т.П. Театральная улица: Воспоминания / Пер. с англ., предисл.
  86. B.М.Красовской. JL: Искусство, 1971.- 247с.
  87. В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. — Кн. 1. М.: Мысль, 1993. — 572с.
  88. Г. С. Семиотика культуры // Искусство. 2001. — 1−15 января.
  89. Г. М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианист, работы. 4-е изд., доп. — М.: Сов. композитор, 1977. — 200с.
  90. А. Анастасия Волочкова как она есть // Балет. 2001. — № 5.1. C.30−31.
  91. А. Участь танца // Балет. 2001. — № 3. — С.4−10.
  92. И.В. Введение в историю русской культуры. — М.: Аспект Пресс, 1997. 687с.
  93. Ю.А. Тело без плоти: к вопросу о пластической выразительности танца // Феникс. Ежегодник каф. культурологии МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. — С.70 -77.
  94. М. Анастасия Волочкова: После «Лебединого озера» так хочется мороженого // Труд. 2001. — 28 июля.
  95. С.Н. Линия Павловой // Балет. 1996−97. — № 6. — С.46−48.
  96. Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. — 208с.
  97. В.М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. -Л.- М.: Искусство, 1964. 220с.
  98. В.М. Павлова, Нижинский, Ваганова: Три балетные повести. — М.: Аграф, 1999. 576с.
  99. В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л.-М.: Искусство, 1963. 551с.
  100. В.М. Русский балетный театр начала XX века. — В 2-х т. Т.1 .Хореографы. Л.: Искусство, 1971. — 526с.
  101. В.М. Русский балетный театр начала XX века. — В 2-х т. Т.2. Танцовщики. — Л.: Искусство, 1972. — 454с.
  102. Ю.А. Камиль Сен-Санс. М.: Сов. композитор, 1970. — 327с.
  103. О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М.: Наука, 1992. — 299с.
  104. . Антология сочинений по философии: История. Экономика. Право. Этика. Поэзия / Пер., сост. и коллект. С.Мальцевой. СПб.: Пневма, 1999.-480с.
  105. К. Театральный курьер // Петроградский листок. — 1916. — 8 ноября.
  106. К. Хореографический вечер в зале Музыкальной драмы // Петроградский листок. -1916.-16 декабря.
  107. А.Я. А.П.Павлова в «Жизели» // Аполлон. 1911. — № 15. -С.237−238.
  108. А.Я. Первый выход г-жи Павловой: «Баядерка» в Мариинском театре // Апполон. -1911. -№ 13.- С.4−6.
  109. В.А. Я Н Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / На-уч.ред. М. С. Ковалева, Е. И. Лакирева, Л. В. Литвинова и др.- Ин-т философии Рос. акад. наук. — М.: Мысль, 2001. — Т.4: Т-Я. — С.497−502.
  110. Е. Танцы по Анне // Невское время. — 1998. — 17 февраля.
  111. С.М. Дягилев. Спб.: Композитор: ТОО «Яна принт», 1993. -350с.
  112. Д.С. Очерки по философии художественного творчества. — 2-е изд., доп. СПб.: БЛИЦ, 1999. — 191с.
  113. Ф.В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера / Лит. ред. и вступ. статья Ю.Слонимского. М.: Искусство, 1966.-367с.
  114. А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 524с.
  115. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. -М.: Политиздат, 1991. 368с.
  116. Ю.М. Текст и функция // Избранные статьи. — В 3-х т. — Таллин: Александра, 1992. Т. 1. Статьи о семиотике и типологии культуры. -С.133−141.
  117. Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления 1962−1993. СПб.: Искусство, 1998. — 704с.
  118. Е.К. Проблема способа бытия и записи произведения исполнительского искусства (на примере хореографического искусства) // Смыслы культуры. СПб.: Наука, 1996. — С.317−319.
  119. Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. — М.: Искусство, 1970. 279с.
  120. Львов-Анохин Б. А. Уланова Галина Сергеевна // Русский балет: Энциклопедия. М.: Большая Росс-ая энц-я, 1997. — С.476−469.
  121. В. Он отразился в нем, как в зеркале // Культура. — 2001. — 8−14 марта.
  122. С.П. Основы культурологии. — М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. — 208с.
  123. . Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. — С.171−203.
  124. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С.76−82.
  125. П.Н. Очерки по истории русской культуры. Часть 1. Население, экономический, государственный и сословный строй. — 6-е изд. — СПб.: Типография М. А. Александрова, 1909. — 316с.
  126. П.Н. Введение // Очерки по истории русской культуры. — В 3-х т. М.: Прогресс, 1993. — Т.1: Земля. Население. Экономика. Сословие. Государство. — С.36−37.
  127. Е. Н., Эльяш Н. И. Большой балет. М.: Знание, 1964. — 86с.
  128. В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX- начале XX века. СПб.: Наука, 1994. — 160с.
  129. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. — М.: Музыка, 1988. — 240с.
  130. А.И. Русская культура во времени и в пространстве // Русская культура: традиции и современность. СПб.: Наука. — 1993. — С.4−15.
  131. В.В. Балерины: об А. Павловой и Е.Гельцер. — М.: Молодая гвардия, 1983.-286с.
  132. В.В. Корни дуба // Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах. М.: Сов. Россия, 1983. — С.205−432.
  133. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. — С.230−261.
  134. М. Царская Россия накануне революции / Пер. с фр. Репринт, воспроизведение изд. 1923 г. — М.: Политиздат, 1991. — 494с.
  135. О.А. Русская балетная критика конца XVIII первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1982. — 319с.
  136. О.Л. Русская балетная критика конца второй половины XIX века. Петербург. Екатеринбург: Сфера, 1995. — 416с.
  137. Е. Юлия Махалина: «Боюсь непонимания и предательства» // Аргументы и Факты. Петербург. — 2001. 18 апреля-
  138. А.А. Балет // Петербургская газета. — 1902. — 29 апреля.
  139. А.А. Московский балет // Вечернее время. -1916.-1 апреля.
  140. Т.В. В поисках красоты и гармонии // Балет. — 2000. № 7. -С. 23−28.
  141. Т.В. Портреты Анны Павловой // Человек. 1994. — № 4. -С.128 -145.
  142. А. Б. Десять лет на сцене: Беседа с балериной А. П. Павловой // Петербургская газета. 1909. — 12 ноября.
  143. А.Б. У А.П. Павловой // Биржевые ведомости. 1913. — 10 января.
  144. М. Стилем должно дышать все и каждый шаг, и каждый взгляд // Культура. — 2002.- 27 июня — 3 июля.
  145. В.В. Иная земля, иное небо.: Полное собрание путевых очерков 1899—1913 it. Под ред. В. Г. Сукача.-М.: Танаис, 1994. 735с.
  146. Н.П. Английский балет. -М.: Музгиз, 1959. 170с.
  147. Н.П. Аштон, Энггон (Ashton) Фредерик // Балет: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С.36−37.
  148. Н.П. Хелпмен (Helpmen) Роберт // Балет: Энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 560.
  149. В.Я. Балет // Биржевые ведомости. 1903. — 3 октября.
  150. В.Я. «Жизель» Павлова 2-я Н Биржевые ведомости. — 1905- - 11 ноября.
  151. А. Галина Сергеевна: «Мир Улановой и миф Улановой» // Знамя. 1999. — № 6. — С. 135−147.
  152. Ю.И. В честь танца. — М.: Искусство, 1968. 371с.
  153. Ю.И. Чудесное было рядом с нами: Заметки о петроградском балете 20-х гг. — JI.: Сов. композитор, 1984- 264с.
  154. И.В. Искусство балетмейстера. М.: Просвещение, 1986. — 192с.
  155. Соболев Ю. В: Вечно женственное // Рампа и жизнь. 1914. — № 23. — С.9.
  156. Соколов-Каминский А. А. Павлова Анна Павловна (Матвеевна) // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. М.: Росспэн, 1997. — С.483−486.
  157. И. И. Статьи о балете. — JL: Музыка, 1973. 206с.165- Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 9 т. Т.1. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство, 1988. — 622с.
  158. Ф.А. Мысли о России. Национально-религиозные основы большевизма: пейзажи, крестьянство, философия, интеллигенция // Чаемая Россия / Сост. и послесл. А. А. Ермичева. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитар, ин-та, 1999. — С. 5−33.
  159. JI.H. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. — 415с.
  160. П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952. — 386с.
  161. М. С Павловой в Айви Хауз // Анна Павлова 1881−1931 / Редак-тор-сост. А.Г. Фрэнке- Ред., предисл. и примеч. Е.Я.Суриц- Пер. с англ.
  162. Е.Я. Создавшая английский балет// Балет. 1998. — № 7−8. — С.38.
  163. Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов: Тенденции развития. М.: Искусство, 1979. — 360с.
  164. В. Истоки импрессионизма в балете // Музыка и хореография современного балета. Вып. 5. — Л.: Музыка, 1987. С.59−76.
  165. Тэн И. Философия искусства / Подгот. к изд., общ. ред. и послесл. А. М. Микиши. М.: Республика, 1996. — 351с.
  166. В. Заметки о сегодняшнем балете // Балет. 1997. — № 1. -С.3−4.
  167. .А. История и семиотика // Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. — М.: Гнозис, 1994. С.9−49.
  168. .А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995.-360с.
  169. А.В. Демократическая интеллигенция периода трех революций в России. М.: Просвещение, 1985. — 159с.
  170. А.А. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. — 208с.
  171. М.М. Против течения: Воспоминания балетмейстера, статьи, письма. -JI.- М.: Искусство, 1962. 639с.
  172. М.М. Умирающий лебедь / Вступит, статья, пуб. и примеч. Г. Добровольской. JL: Музгиз, 1961. — 32с.
  173. Хейзинга И. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильверстова. -М.: Прогресс Традиция, 1997. — С.19−202 .
  174. А.А. Балетные символы // Балет. — 2001. № 4. — С.37.
  175. Н.Ю. От Гельцер до Улановой. — М.: Искусство, 1979. 192с.
  176. АЛ. Дом с мезонином и другие рассказы / Вступит, статья ЭА.Полоцкой. Л.: Дет. лит., 1981. — 192с.
  177. В.В. В мире танца: Беседы о балете. JI.-M.: Искусство. — 1964.- 130с.
  178. Н. Прах Анны Павловой остался недвижим // Культура. — 2001.- 15−21 марта.
  179. К.Ф. Первая Государственная дума // Отечественная история. — 1996. № 4. — С.60−71.
  180. Ф. Философия искусства / Пер., вступит, статьи П. С. Попова и М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. — 496с.
  181. Е. Письмо Льва Дандре: кто его адресат: Неизвестные штрихи к биографии Анны Павловой // Балет. 1998. — № 5. — С.48−49.
  182. А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы / Пер. с нем. Ю. Айхенвальд, Ф. Черниговец, РЛСресин. — Минск: Современный литератор, 1999. 1406с.
  183. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Пер. с англ. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 334с.
  184. Эккерман И. П- Разговоры с Гете в последние годы жизни / Пер. с нем. -Ереван: Айастан, 1988. 672с.
  185. Н.И. Русская Терпсихора. М.: Сов. Россия, 1970. — 144с.
  186. Н.И. Образы танца. М.: Знание, 1970. — 239с.
  187. М. Прото -, или Конец постмодернизма / Знамя. 1996. — № 3. -С. 196−209.
  188. Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. С. Лорие.- Под ред. В. Зеленского. М.: Университетская книга, 1998. — 720с.
  189. Ashton, Sir Frederick (William Mallandaine) // The New Encyclopedia Britan-nica. Vol. 1: Micropedia. 15THED. — Chicago et al.: Encyclopedia Britan-nica, 1994. — P.627.
  190. Buckle R. Diagilev. — London: A Hamish Hamilton Paperback, 1984. 616p.
  191. Helpmann, Sir Robert (Murry) // The New Encyclopedia Britannica. Vol. 5: Micropedia. 15THED. — Chicago et al.: Encyclopedia Britannica, 1994. -P.819- 820.
  192. Ninette de Valois // The New Encyclopedia Britannica. Vol. 3: Micropedia. -15THED. Chicago et al.: Encyclopedia Britannica, 1994. — P.935−936.
  193. Pavlova Anna // The New Encyclopedia Britannica. Vol. 9: Micropedia. -15THED. Chicago et al.: Encyclopedia Britannica, 1994. — P.216.
  194. Sokolova L. Dancing for Diagilev / L.Sokolova. San-Francisco: Nercury house, incorporated, 1989. — 287p.
  195. Thomassen J. Anna Pavlova 1881−1931. Triomf en tragedie van een mega-ster / J. Thomassen. Amsterdam: Van Soeren, 1995. — 256 p.
Заполнить форму текущей работой