Предания о Кузьме Рощине в фольклоре, литературе и лубке
Не все темы и мотивы в равной степени сохранили свое положение в преданиях. Тема происхождения атамана Рощина, изобиловавшая деталями в записях XIX в., и, вероятно, связанная с реальными историческими фактами, к настоящему времени практически исчезла из преданий, в то время как тема гибели Рощина или поисков кладов, представленные в ранних записях практически единичными мотивами, к настоящему… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Народные предания об атамане разбойников Кузьме Рощине: обзор источников, текстологический анализ
- 1. 1. Историческая основа преданий
- 1. 2. История собирания преданий о Рощине
- 1. 2. 1. Фольклорные источники
- 1. 2. 2. Текстологический анализ фольклорных источников
- 2. 1. Систематизация преданий о Рощине
- 2. 2. Основные мотивы преданий об атамане Рощине
- 3. 1. Атаман Кузьма Рощин в литературе первой половины XIX в
- 3. 2. Атаман Кузьма Рощин в лубке и народной драме второй половины XIX — начала XX вв
- 3. 3. Атаман Рощин в литературе второй половины XX в
- 3. 4. Влияние лубочных и литературных произведений об атамане
Предания о Кузьме Рощине в фольклоре, литературе и лубке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Изучение народной исторической прозы, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных проблематике жанра, продолжает привлекать к себе пристальное внимание исследователей. Предания о разбойниках, как отдельный вид народной прозы, в этом плане являются наименее исследованными, особенно в рамках региональных циклов. В полной мере это относится и к народным преданиям об окском атамане разбойников Кузьме Рощине, бытующим в некоторых районах Нижнего Поочья. Несмотря на свою достаточно давнюю известность — первые экспедиционные записи были опубликованы Н. Д. Комовской в издании «Предания и сказки Горьковской области» еще в 1951 г., предания об атамане Рощине предметом специального изучения до сих пор не становились. Между тем их изучение позволяет выйти на ряд актуальных проблем, таких как:
1) специфика отражения в преданиях исторической действительности;
2) проблемы региональное&tradeпреданий;
3) эволюция фольклорных мотивов;
4) литературное влияние на народную историческую прозу.
Кроме того, многочисленные записи преданий, сделанные в различное время (и особенно опубликованные, цитируемые и переиздаваемые) нуждаются в проведении их текстологического анализа.
Мотивы преданий, представленные в записях XIX — начала XXI вв., требуют их систематизации, как на базе уже имеющихся подобных опытов, так и с учетом их региональных особенностей.
Предлагаемое в данной работе комплексное исследование народных преданий об окском атамане Кузьме Рощине проводится впервые и позволяет вновь рассмотреть обозначенные проблемы на основе конкретных региональных материалов.
Предметом исследования в данной диссертации являются записи народных преданий об атамане разбойников Кузьме Рощине. Разыскания, проведенные в различных центральных архивах (АРГО, АРЭМ, РГАДА, РГАЛИ), фондах (БРАН, ГТБ, РГБ, РНБ) и местных музеях (Выксунский, Елатомский, Касимовский и Муромский краеведческие музеи), позволили нам выявить обширный исторический, фольклорный и литературный материал, нашедший отражение в настоящем исследовании. В диссертации рассматриваются исторические документы, подтверждающие существование реального прототипа атамана Рощина, и литературные и лубочные произведения об атамане Рощине.
Экспедиционные исследования, проведенные в 2004 — 2005 гг. в Нижнем Поочье — на территории Вачского, Выксу некого и Наваш и некого р-нов Нижегородской обл., Меленковского и Муромского р-нов Владимирской обл. и Касимовского р-на Рязанской обл., позволили установить современный ареал рощинских преданий и определить зону исследования: приокские регионы Выксунского р-на Нижегородской обл., Муромского и Меленковского р-нов Владимирской обл. и Касимовского р-на Рязанской обл.
Цель диссертационной работы — изучение всего цикла преданий об атамане Рощине, известных к настоящему времени.
Задачами исследования являются:
1) поиск архивных фольклорных материалов об атамане Рощине, записанных в XIX — XX вв.;
2) вовлечение их, а также современных экспедиционных записей преданий в научный оборот;
3) текстологический анализ записей и публикаций фольклорных материалов;
4) систематизация тем и мотивов преданий;
5) исследование основных мотивов в их эволюции;
6) определение региональных и локальных особенностей преданий;
7) выявление влияния на народную традицию литературных и лубочных произведений о разбойнике Кузьме Рощине;
8) исследование литературных и лубочных произведений о Рощине в их отношении к фольклорной традиции.
Методология и методы исследования.
В основу изучения народных преданий об атамане Рощине положен комплексный метод, включающий в себя следующие методы исследования: структурно-типологический (вычленение мотивов преданий), историко-типологический (сравнительный анализ текстов преданий, выявление типологических параллелей в разбойничьих преданиях других регионов), сравнительно-исторический (сопоставительный анализ мотивов в историческом плане).
Степень изученности.
Народные разбойничьи предания неоднократно становились предметом научных исследований.
Начало публикациям текстов было положено во второй половине XIX в. в книгах известных собирателей русского фольклора С. В. Максимова «Сибирь и каторга» (1871), Д. Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884), П. И. Якушкина «Путевые письма» (1884) и др., а также в различных заметках и статьях в местной прессе (чаще всего в неофициальной части губернских «Ведомостей»).
Кроме того, в середине и конце XIX в. большое количество материала было собрано в составе прочих записей для Русского географического общества и этнографического бюро В. Н. Тенишева. Тогда же, во вт. пол. XIX в., были опубликованы и первые работы по изучению разбойничьих преданий (например, статьи И. Беллюстина «Разбойники прошедших веков» (1853), Н. Я. Аристова «Предания о разбойниках» (1864) и др.).
В XX в. предания о разбойниках неоднократно становились предметом специальных исследований многих отечественных фольклористов, особенно в составе наиболее распространенных циклов о Кудеяре — работы Л. С. Шептаева (1974), А. А. Крупп (1975) и др., Ермаке — работы А. И. Лазарева (1968), В. В. Блажес (1969), Т. И. Тумилевич (1969, 1972), Л. И. Гридневой (1971) и др., Разине — работы Л. С. Шептаева (1965, 1966, 1968, 1975), Ф. В. Тумилевич (1969) и др., Пугачеве — работы Г. И. Площук (1970, 1971, 1973, 1977), Л. Г. Бараг (1975), В. П. Кругляшовой (1975) и др.
Комплексное исследование разбойничьих преданий было предпринято в монографии В. К. Соколовой «Русские исторические предания» (1970), где предания о среднерусских разбойниках были рассмотрены в рамках цикла о «благородных» разбойниках.
Наиболее подробно основная проблематика разбойничьих преданий была освещена в ряде работ Н. А. Криничной. В монографии «Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры» (1987) рассматриваются основные циклы русских преданий, их историко-этнографические истоки, выделяются важнейшие сюжетообразующие мотивы преданий, прослеживается их взаимодействие и зависимость от социально-экономических и исторических условий. В работе «Персонажи преданий: становление и эволюция образа» (1988) исследуются проблемы изображения персонажей, начиная с образов мифических первопредков и кончая образами поздних исторических преданий, раскрываются различные этапы и тенденции в становлении и эволюции образов, раскрываются реминисценции предшествующего персонажа в последующих образах. В изданиях «Северные предания (Беломорско-Обонежский региои)» (1978) и «Предания Русского Севера» (1991) представлен опыт отбора систематизации и комментирования севернорусских, в том числе и разбойничьих, преданий.
Предложенное В. К. Соколовой выделение цикла преданий о «благородных» разбойниках, поддержанное затем Н. А. Криничной разделением разбойничьих преданий на две группы — о среднерусских «благородных» и севернорусских «собственно» разбойниках [Криничная 1987: 171], на основе наиболее характерных мотивов, отражающих социальную направленность действий пресонажей, до настоящего времени являются в отечественной фольклористике доминирующими критериями при изучении разбойничьих преданий. И несмотря на критику данного подхода со стороны некоторых исследователей (см., например: [Новичкова 1991: 251], именно с учетом данной классификации осуществляется большинство современных исследований преданий региональных разбойничьих циклов (см., например, работы Л. И. Гридневой (1971), Я. Р. Кошелева (1985), В. Панькиной (1985), М. Р. Ульяновой (1985) и др.).
В настоящей работе предпринимается исследование народных преданий без ориентировки на устоявшиеся положения, на конкретном фольклорном материале.
Во второй половине XX в. достаточно большое внимание исследователями уделялось проблеме взаимодействия фольклора и действительности (работы С. Н. Азбелева (1965), Л. С. Шептаева (1972), В. Я. Проппа (1976), В. К. Соколовой (1981), Б. Н. Путилова (1988), С. 10. Неклюдова (1998) и др., (см. библиографию работ: [Мельц 1981], [Тимонипа 2004]).
Значительная литература имеется по исследованию циклов преданий в отдельных регионах (работы Л. Г. Бараг (1965, 1975), В. В. Блажес (1969), В. В. Дмитриева (1972), Т. И. Тумилевич (1972), Л. С. Шептаева (1973), А. А. Крупп (1975), Т. А. Бернштам (1981), Н. А. Криничной (1981), В. П. Аникина (1990), Ю. А. Новикова (1998) и др.).
Одной из наиболее актуальных проблем жанра народной исторической прозы вплоть до настоящего времени продолжает оставаться текстология преданий. Вопросы текстологии фольклора наиболее остро в отечественной фольклористике были поставлены в конце 1950;1960;х гг. в целом ряде научных статей (работы В. Я. Проппа (1956), К. В. Чистова (1963), Б. М. Добровольского (1963, 1966), Л. В. Домановского (1966), Б. Н. Путилова (1966) и др.).
Эта проблематика касается преданий и требует дальнейшей разработки.
Систематическое собирание фольклора в Нижегородской обл. началось в середине 1950;х гг. и с тех пор планомерно производится ежегодными фольклорными экспедициями кафедры русской литературы ННГУ. Хотя к концу XIX в. скопились значительные материалы о Рощине, в исследованиях нижегородских фольклористов они освещения не получили.
Предания о Рощине, в основном из сборника Н. Д. Комовской, нашли отражение в исследованиях народной исторической прозы В. К. Соколовой и Н. А. Криничной, использовавших их только в качестве иллюстративного материала.
Источники.
Материалы о Рощине представлены в различных источниках:
1)опубликованные в составе фольклорных сборников;
2)неопубликованные, находящиеся в архивах;
3)литературные и лубочные произведения.
Основной источниковой базой исследования стали рукописные и опубликованные материалы, собранные в XIX в. в Меленковском уезде Владимирской губернии, тексты из издания Н. Д. Комовской «Предания и сказки Горьковской области», а также архивные материалы фольклорных экспедиций ННГУ второй половины XX в. и материалы экспедиций ННГУ 2004;2005 гг. под руководством автора.
Научная новизна исследования состоит в привлечении и введении в научный оборот значительного числа материалов, во-первых, находящихся в архивах, во-вторых, записанных самим автором. Рассмотрению материала предшествует его текстологический анализ. Народные предания рассматриваются в их взаимодействии с литературными и лубочными произведениями.
Практическая значимость настоящего исследования заключается во введении в научный оборот фольклорного материала, дающего представление о характере бытования как различных мотивов, так и всего цикла разбойничьих преданий в отдельном регионе.
Некоторые положения и выводы настоящей работы могут быть использованы при исследовании других региональных разбойничьих циклов. Исторические и литературные (лубочные) материалы привлеченные из различных архивов и введенные в научный оборот в настоящем исследовании, могут найти применение в смежных областях знанияистории, литературоведении, культурологии.
Структура. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения. Библиографический список содержит 221 источник, из них 40 — текстовых.
Заключение
.
Исследование исторических, фольклорных и литературных источников позволило установить следующее.
Народные предания об окском атамане разбойников Кузьме Рощине имеют под собой реальную основу: деятельность братьев Василия, Елисея и Петра Рощиных, организовавших в 1760 — 1770-х гг. несколько крупных вооруженных отрядов, совершавших разбойные нападения на реках Оке (между Муромом и Касимовым) и Мокше, на лесных дорогах в Рожновом бору, а также на муромские и касимовские деревни и села.
Разбойные нападения отрядов братьев Рощиных и легли частично в основу народных преданий об атамане Кузьме Рощине.
Народные предания о Рощине записывались па протяжении XIX — XXI вв. Текстологический анализ фольклорных источников показывает, что наиболее достоверными из них являются записи XIX в. и экспедиционные, неопубликованные материалы фольклорных экспедиций второй половины XX — начала XXI вв.
Публикации, осуществленные в XX в., и особенно в советский период, по большей части содержат обработанные составителями фольклорные тексты, либо их фальсификацию.
Характерными особенностями литературной обработки текстов, не затрагивающей их содержание, являются:
1) стилизация под сказочную и былинно-песенную речь;
2) присутствие книжной лексики и фразеологии;
3) наличие архаизмов, не соответствующих быту рассказчиков;
4) неуместное использование диалектной лексики, не соответствующей говору места записи;
5) ошибки и путаница в географических названиях;
6) неправильное обозначение предметов сельского обихода и быта.
Признаками фальсификации являются:
1) создание мотивов, противоречащих особенностям жанра и фольклора;
2) искажение типологических мотивов;
3) построение текста по законам литературного произведения многогеройность, многосюжетность и т. д.).
Настоящее исследование позволило установить следующее.
Уже в самых ранних записях преданий об атамане Рощине отмечается присутствие многих типологических для разбойничьих преданий мотивов: о магических способностях Рощина, его чрезвычайной физической силе, противодействии ему со стороны более сильного местного колдуна, благодаря вмешательству которого удалось атамана Рощина и его шайку ликвидировать.
В то же время, наряду с типологическими, в их составе присутствуют мотивы, появление которых обусловлено региональной спецификой их возникновения и бытования: например, мотивы пропажи Рощина без вести, его гибели на озере, ухода с места нападения по подземному ходу под рекой и др.
Не все темы и мотивы в равной степени сохранили свое положение в преданиях. Тема происхождения атамана Рощина, изобиловавшая деталями в записях XIX в., и, вероятно, связанная с реальными историческими фактами, к настоящему времени практически исчезла из преданий, в то время как тема гибели Рощина или поисков кладов, представленные в ранних записях практически единичными мотивами, к настоящему времени представлены большим количеством самых разнообразных (в том числе и типологических) мотивов, что свидетельствует о постепенном угасании в рощинских преданиях исторической составляющей, и усилении общефольклорной. В то же время большое количество вариантов этих мотивов свидетельствует об их живучести в фольклоре и об интересе к ним со стороны рассказчиков.
Не все мотивы, зафиксированные в ранних записях, сохранили в преданиях первоначальный вид. Существенные изменения в процессе эволюции претерпел мотив гибели Рощина: первоначально главная причина его смерти, связанная с противодействием местного колдуна, сменилась участием любовницы атамана, выдавшей его колдуну, а затем основным мотивом гибели Рощина стало убийство его медной пулей (пуговицей). Тема поисков клада также в ранних преданиях была представлена, в основном, мотивом их недосягаемости из-за нахождения в труднодоступных местах, к концу же XIX в. главной причиной недоступности кладов стал называться мотив их «заклятья» — наличие духов-«сторожей», охраняющих их, который к концу XX в. практически исчез из преданий.
В целом же, эволюция многих мотивов имеет в преданиях циклический характер: реалистические элементы, преобладающие в их составе в ранних записях первой половины XIX в. и восходящие к действительности, постепенно во второй половине (и особенно в конце) XIX в. все более заменяются магическими элементами, которые затем в свою очередь претерпевают постепенное угасание и к концу XX в. практически исчезают из преданий, вновь уступив место реалистическим объяснениям, причиной чему могут являться общие тенденции развития народного творчества.
Самые кардинальные изменения коснулись мотивов, раскрывающих тему взаимоотношений атамана Рощина с местными жителями. Первоначально заняв в оппозиции «свой/чужой» место антагоииста, «чужака», Рощин с течением времени «переместился» в положение «своего», что выразилось в изменении мотивов, раскрывающих как его действия, так и отношение к нему местных жителей: если в самых ранних преданиях говорится исключительно о страхе крестьян перед атаманом, вызванном его непредсказуемой жестокостью, выражавшейся в пытках огнем и убийствах, то уже в преданиях второй половины XIX в. утверждается, что Рощин местных жителей, т. е. «своих», не трогал, одаривая их за гостеприимство подарками, в благодарность за что те его укрывали и предупреждали об опасности.
Именно в это время в преданиях стал развиваться образ «справедливого» атамана, в результате чего в дальнейшем в преданиях получили развитие мотивы исключительного нападения Рощина на богатых и его помощи бедным, реализовавшихся в формуле «богатых — грабил, бедным — отдавал», и получивших наибольшее распространение в первой половине XX в., чему в немалой степени способствовала, по нашему мнению, новая идеологическая ситуация, возникшая после 1917 г., когда началось пропагандирование героев классовой борьбы. Мотив «благородного» разбоя не вытеснил ранние мотивы о жестокости Рощина и страхе людей перед ним, и вплоть до настоящего времени продолжается их совместное бытование.
В процессе бытования преданий наблюдается постепенное сужение ареала преданий об атамане Рощине и уменьшение к периферии ареала количества воспроизводимых рассказчиками мотивов.
Внутри ареала предания рощинского цикла имеют локальные особенности, основной из которых является практически полное отсутствие во владимирских преданиях мотивов «благородного» разбоя Рощина и его помощи бедным, характерных для записей нижегородских преданий XXначала XXI вв.
Наличие в окских преданиях об атамане Рощине мотивов жестокого обращения с жертвами (и, в частности, сжигание на вениках), до сих пор считавшимися исключительной особенностью северорусских разбойничьих преданий свидетельствует, на наш взгляд, о том, что деление русских разбойничьих преданий на два различных типа — среднерусских о «благородных» разбойниках, и севернорусских о «собственно разбойниках», не совсем корректно.
Другим результатом данного исследования является установление факта влияния на предания об атамане Рощине литературных произведений повести М. Н. Загоскина «Кузьма Рощин» и восходящих к нему лубочных повестей. Сюжеты из многочисленных лубочных повестей о разбойнике Кузьме Рощине, получившие в конце XIX — начале XX вв. массовое распространение во многих регионах России, нашли свое отражение в рощипских преданиях и заняли в них настолько прочное положение, что продолжали фиксироваться еще в 1960;х гг., и даже вызвали появление преданий о Рощине в тех регионах, которые не имеют к местам действий «окского» атамана никакого отношения (Белозерский край, Ветлужский р-н Нижегородской обл.). Появление же в 1960 — 1980;х гг. повести Н. П. Ключарева «Железная роза» (дилогии «Работные люди») вызвало в местах распространения повести почти полную замену традиционных мотивов рощинских преданий литературными, но в то же время именно появление данной повести помогло сохранить народный интерес к преданиям о Рощине и, тем самым, продлить период существования многих других мотивов, в то время как совершенное отсутствие литературной «подпитки» (лубочной и современной) привело к полному исчезновению имени атамана Рощипа из разбойничьих преданий на периферии их былого ареала.
В целом же, приходится констатировать, что литературное влияние на народную историческую прозу (а особенно лубочное влияние второй половины XIX — начала XX вв.) недостаточно исследовано, и полномасштабное исследование мотивов народных преданий возможно лишь в комплексном изучении с литературной традицией.
Исследование народных преданий об атамане Кузьме Рощине позволило выйти на ряд актуальных проблем и открывает перспективы их дальнейшего изучения: выявление сходства мотивики среднеи севернорусских разбойничьих преданий на более широком региональном материалеисследование эволюции образа разбойника в преданиях (в контексте взаимоотношений персонажа с местными жителями и их представлений о социальных, экономических и правовых функциях власти/государства) — исследование литературного влияния на народную историческую прозу на уровне текстов произведенийрассмотрение разбойничьих лубочных повестей с позиции существования особого «гипертекста» с набором «постоянных мест», определенных замен и т. п.- подготовка научного сборника нижегородских преданий.
Список экспедиционных материалов.
1, 1958, 316] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 3, № 316. Зап. в д. Н. Верея Выксунского р-на Нижегородской обл. от Чернобродовой С. в 1958 г. Беспалова Э. М.
2, 1964, 48] - ФА ННГУ, колл. 27, ед. хр. 1, № 48. Зап. в с. Виля Выксунского р-на Нижегородской обл. от Горелова И. М., 1901 г. р., в 1964 г. Белова Г. и Капитанова А.
3, 1964, 222−226] - ФА ННГУ, колл. 27, ед. хр. 6, № 222−226. Зап. в с. Сноведь Выксунского р-на Нижегородской обл. от старика-пастуха, оставшегося неизвестным в 1964 г. Половинкин 10.
4, 1964, 207−214] - ФА ННГУ, колл. 27, ед. хр. 7, № 207−214. Зап. в с. В. Верея Выксунского р-на Нижегородской обл. от Суслова П. И., 1893 г. р., в 1964 г. Белкина Г. и Некоркина Л.
5, 1964, 215−217] - ФА ННГУ, колл. 27, ед. хр. 7, № 215−217. Зап. в с. В. Верея Выксунского р-на Нижегородской обл. от Сибирова Е. М., 1883 г. р., в 1964 г. Белкина Г. и Некоркина Л.
6, 1964, 219] - ФА ННГУ, колл. 27, ед. хр. 7, № 219. Зап. в с. В. Верея Выксунского р-на Нижегородской обл. от Калининой Е. Г., 1913 г. р., в 1964 г. Белкина Г. и Некоркина Л.
7, 1965, 7] - ФА ННГУ, колл. 29, ед. хр. 7, № 7. Зап. в д. Горелая Ветлужского р-на Нижегородской обл. от Смирнова В. М., 1881 г. р., в 1965 г. Зноев Н. и Моисеев Н.
8, 1972, 4] - ФФ КЭО, ед. хр. 1972, № 4. Зап. в с. Новодмитриевка Выксунского р-на Нижегородской обл. от Мочалина П. Ф. в 1972 г. [9, 1981, 4(3)] - ФФ КЭО, ед. хр. 1981;4, № 4(3). Зап. в с. Виля Выксунского р-на Нижегородской обл. от Канаевой М. И. в 1981 г.
10,1981, 8(5)] -ФФКЭО, ед.хр. 1981;4, № 8(5). Зап. в с. Виля Выксунского р-на Нижегородской обл. от Бордачевой Т. Е. в 1981 г.
11, 1981, 49(4)] - ФФ КЭО, ед. хр. 1981;4, № 49(4). Зап. в с. Виля.
Выксунского р-на Нижегородской обл. от Юшеровой М. П. в 1981 г.
12, 1985, 19(4)] - ФФ КЭО, ед. хр. 1985;7, № 19(4). Зап. в с. Сноведь.
Выксунского р-на Нижегородской обл. от Табашникова А. Ф. в 1985 г.
13, 1985, 31(1)] - ФФ КЭО, ед. хр. 1985;7, № 31(1). Зап. в с. Норковка.
Выксунского р-на Нижегородской обл. от Маслихиной П. И. в 1985 г.
14, 1985, 43(3)] - ФФ КЭО, ед. хр. 1985;3, № 43(3). Зап. в с. Семилово.
Выксунского р-на Нижегородской обл. от Бурлакова М. В. в 1985 г.
15, 1985, 70(8)] - ФФ КЭО, ед. хр. 1985;7, № 19(4). Зап. в с. Сноведь.
Выксунского р-на Нижегородской обл. от Морозова М. Н. в 1985 г.
16, 2004, 1] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 1. Зап. в с. Проволочное.
Выксунского р-на Нижегородской обл. от Шишкина Б. Н., 1955 г. р., в 2004 г.
Канашина А. и Новикова Л.
17, 2004, 5] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 5. Зап. в с. Сноведь Выксунского р-на Нижегородской обл. от Шиморяновой А. П., 1939 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
18, 2004, 8] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 8. Зап. в пос. Внутренний Выксунского р-на Нижегородской обл. от Сальникова П. А., 1926 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
19, 2004, 9] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 9. Зап. в д. Тамболес Выксунского р-на Нижегородской обл. от Кузьминой А. А., 1932 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
20, 2004, 10] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 10. Зап. в пос. Борковка Выксунского р-на Нижегородской обл. от Маслова В. И., 1927 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
21, 2004, 12] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 12. Зап. в пос. Борковка Выксунского р-на Нижегородской обл. от Седова М. В., 1952 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
22, 2004, 13] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 13. Зап. в пос. Борковка Выксунского р-на Нижегородской обл. от Пантелеева В. Д., 1927 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
23, 2004, 14] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 14. Зап. в с. Виля Выксунского р-на Нижегородской обл. от Москальчука А. Д., 1957 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
24, 2004, 15] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 15. Зап. в д. Н. Верея Выксунского р-на Нижегородской обл. от Киселева В. В., 1951 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
25, 2004, 16] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 16. Зап. в пос. Борковка Выксунского р-на Нижегородской обл. от Фролова В. Г., 1941 г. р., в 2004 г. Канашина А. и Новикова Л.
26, 2004, 19] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 19. Зап. в с. Сноведь Выксунского р-на Нижегородской обл. от Титовой В. А., 1942 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
27, 2004, 20] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 20. Зап. в с. Сноведь Выксунского р-на Нижегородской обл. от Кадружина А. А., 1981 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
28, 2004, 22] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 22. Зап. в г. Выкса Нижегородской обл. от Закоречкина Е. И., 1954 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
29, 2004, 23] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 23. Зап. в пос. Стрелка Выксунского р-на Нижегородской обл. от Тобейкина В. Е., 1923 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
30, 2004, 27] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 27. Зап. в д. Тамболес Выксунского р-на Нижегородской обл, от Денежкиной Н. П., 1934 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
31, 2004, 28] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 28. Зап. в д. Тамболес Выксунского р-на Нижегородской обл. от Скороделова М. А., 1935 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
32, 2004, 29] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 29. Зап. в д. Тамболес Выксунского р-на Нижегородской обл. от Курова В., 1949 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
33, 2004, 31] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 31. Зап. в пос. Борковка Выксунского р-на Нижегородской обл. от Витушкина С. В., 1930 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
34, 2004, 32] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 32. Зап. в р. п. Шиморское Выксунского р-на Нижегородской обл. от Голубева Б. А., 1927 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
35, 2004, 35] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 35. Зап. в д. Н. Верея Выксунского р-на Нижегородской обл. от Сибирова В. А., 1935 г. р., в 2004 г. Кирьянова О. и Туманова Е.
36, 2004, 40] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 40. Зап. в с. Сноведь Выксунского р-на Нижегородской обл. от Бабиной В. И., 1935 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
37, 2004, 41] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 41. Зап. в с. Сноведь Выксунского р-на Нижегородской обл. от Афониной В. В., 1949 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
38, 2004, 43] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 43. Зап. в с. Сноведь Выксунского р-на Нижегородской обл. от Степанова А. П., 1956 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
39, 2004, 45] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 45. Зап. в д. Тамболес Выксунского р-на Нижегородской обл. от Пальцевой Е. А. в 2004 г. Турусов И. В.
40, 2004, 52] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 52. Зап. в д. Н. Верея Выксунского р-на Нижегородской обл. от Ивановой А. Н., 1936 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
41, 2004, 55] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 55. Зап. в г. Выкса Нижегородской обл. от Пантелеева А. С., 1949 г. р., в 2004 г. Турусов И. В. [42, 2004, 57] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 57. Зап. в с. Казпево Меленковского р-на Владимирской обл. от Степанова Ф. М., 1913 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
43, 2004, 58] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 58. Зап. в с. Воютипо Меленковского р-на Владимирской обл. от Пугачева В. И., 1953 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
44, 2004, 60] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 60. Зап. в с. Воютино Меленковского р-на Владимирской обл. от Кузнецова П. А., 1925 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
45, 2004, 62] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 62. Зап. в с. Воютино Меленковского р-на Владимирской обл. от Масленникова А. И., 1925 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
46, 2004, 63] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 63. Зап. в с. Дмитриевы Горы Меленковского р-на Владимирской обл. от Осипова В. А., 1925 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
47, 2004, 67] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 67. Зап. в с. Дмитриевы Горы Меленковского р-на Владимирской обл. от Есина Е. Г., 1960 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
48, 2004, 68] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 68. Зап. в с. Дмитриевы Горы Меленковского р-на Владимирской обл. от Залехина Н. Н., 1923 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
49, 2004, 70] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 70. Зап. в с. Урваново Меленковского р-на Владимирской обл. от Рычковой А. И., 1923 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
50, 2004, 71] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 71. Зап. в с. Урваново Меленковского р-на Владимирской обл. от Рычкова Е. И., 1921 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
51, 2004, 73] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 73. Зап. в с. Урваново Меленковского р-на Владимирской обл. от Разина В. Н., 1960 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
52, 2004, 75] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 75. Зап. в с. Урваново Меленковского р-на Владимирской обл. от Бачиной В. И., 1961 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
53, 2004, 76] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 76. Зап. в д. Высоково Меленковского р-на Владимирской обл. от Илюхина Л. И., 1937 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
54, 2004, 79] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 1, № 79. зап. в р. п. Елатьма Касимовского р-на Рязанской обл. от Политова Е. Д., 1913 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
55, 2004, 30] - ФА ННГУ, колл. 68, ед. хр. 30. Зап. в с. Пустынь Арзамасского р-на Нижегородской обл. от Соболевой М. Л., 1928 г. р., в 2004 г. Храмова Н. Б.
56, 2005, 15] - ФА ННГУ, колл. 71, ед. хр. 1, № 15. Зап. в с. Панфилово Муромского р-на Владимирской обл. от Ядрова Н. И., 1940 г. р., в 2005 г. Турусов И. В.
57, 2005, 24] - ФА ННГУ, колл. 71, ед. хр. 1, № 24. Зап. в с. Окшово Меленковского р-на Владимирской обл. от Привалова В. И., 1919 г. р., в 2004 г. Турусов И. В.
Список литературы
- Источники.1. А. Фольклорные тексты.
- Добрынкин, Н. Г. Муромская округа (вторая половина XVIII столетия) / Н. Г. Добрынкин // Владимирские губернские ведомости. 1895.-№№ 26, 32−38.
- Комовская, Н. Д. Предания и сказки Горьковской области (Зап. и ред. текстов, коммент. Н. Д. Комовской) / Н. Д. Комовская. -Горький: Обл. изд., 1951. 326 с.
- Легенды и предания Волги-реки: Нижегородские были / Сост. В. Н. Морохин. Подг. текст Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов. Н. Новгород: Ниж. ярмарка, 1998. — 543 с. — ISBN 5−8793−027−7.
- Легенды и предания Волги-реки / Сост. В. Н. Морохин. Подг. f екст Н. В. Морохин и Д. Г. Павлов. Изд. 2-е. Н. Новгород: Книги, 2002. -542 с.- ISBN 5−947 060−05−1.
- Легенды и предания земли нижегородской: учеб. пособие / Сост. М. П. Шустов. Н. Новгород: НГПУ, 2001.- 183 с.
- Мешков, А. Деревня колдунов / А. Мешков, Ю. Снегирев // Комсомольская правда. 2004. — № 58. — 30 марта.
- Нижегородские предания и легенды / Сост. В. Н. Морохин. -Горький: Волго-Вят. кн. изд., 1971. 240 с.
- Максимов, С. В. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила / С. В. Максимов. М.: Книга, 1989. — 175 с. — ISBN 5−212−381−4.
- Осипов, В. А. СПК «Дмитриевы Горы»: вчера, сегодня, завтра / В. А. Осипов // Коммунар. Меленки. — 2004. — № 40. — 19 мая.
- Рогов, М. Из Выксуни к Емельяну Пугачеву / М. Рогов // Выксунский рабочий. — 1985. — № 91. — 8 июня.
- Рогов, М. В глуши муромских лесов / М. Рогов // Выксунский рабочий. 1986. — № 3. -4 января.
- Титов, А. А. Историческое обозрение города Мурома / А. А. Титов. Муром: Муром, отд. Всерос. фонда культуры, 1991. — 99 с.
- Бахтурин, К. А. Козьма Рощин, рязанский разбойник. Драма в трех действиях в стихах / А. К. Бахтурин // Репертуар русского театра. -СПб, 1839.-№ 9.-23 с.
- Загоскин, М. Н. Кузьма Рощин / М. Н. Загоскин. СПб.: М.: А. Смердин, 1857. — 213 с.
- Загоскин, М. Н. Сочинения (Сост., вступ. ст., коммент. А. М. Пескова). -В 2-х т. Т. 1. / М. Н. Загоскин. -М.: Худ. лит., 1987. -731 с.
- Ключарев, Н. П. Железная роза / Н. П. Ключарев. Горький: Волго-Вят. кн. изд., 1966.-200 с.
- Ключарев, Н. П. Работные люди / Н. П. Ключарев. Горький: Волго-Вят. кн. изд., 1984.-381 с.
- Чиркин, Н. В. Смерть или позор!. Драма в 5-ти дейст. и 6-ти карт. / Чиркин, Н. В. //Родина, т. III. СПб, 1897. — № 9. — С. 45−65, 81−92.1. C. Лубочные произведения.
- Атаман Кузьма Рощин. М.: И. Д. Сытин, 1900. — 108 с.
- Атаман Кузьма Рощин или Перст Божий. М.: И. Д. Сытин, 1900. -108 с.22