Мода на Японию как социокультурный феномен современного российского общества
Научная новизна определяется тем, что до настоящего времени элементы материальной и духовной культуры Японии, проникшие на уровень бытовой культуры современной России, изучались отдельно, вне их взаимосвязи. Традиционно исследования посвящались рассмотрению истории и смысла таких элементов культуры Японии, как, например, оригами, икэбана, нэцкэ, а также описанию различных ритуалов: чайной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Мода на национальную культуру как социокультурный феномен в контексте глобализации
- 1. 1. Мода как социокультурный феномен
- 1. 1. 1. Эволюция теории моды
- 1. 1. 2. О содержании термина «мода»
- 1. 1. 3. Сущность феномена моды
- 1. 1. 4. Функции моды
- 1. 1. 5. Сферы, в которых реализуется понятие «модности»
- 1. 1. 6. Культура как макрообъект моды
- 1. 2. Феномен культуры, его значение, сущность, виды
- 1. 2. 1. Конкретизация термина «культура»
- 1. 2. 2. Культура и цивилизация
- 1. 2. 3. Восточный и западный типы цивилизации
- 1. 2. 4. Различные понимания сущности культуры на Западе и Востоке
- 1. 2. 5. Морфология культуры
- 1. 2. 6. Различные типологии культур
- 1. 2. 7. Массовая и элитарная культуры
- 1. 3. Феномен моды на чужие самобытные культуры в контексте глобализации
- 1. 3. 1. Массовая культура как способ существования современного общества в условиях глобализации
- 1. 3. 2. Глобализация как культурная модернизация и культурная универсализация
- 1. 3. 3. Глобализация культуры и глобальная культура
- 1. 3. 4. Глобализация и этнические, национальные культуры
- 1. 3. 5. Кризис западной цивилизации и интерес к Востоку
- 1. 1. Мода как социокультурный феномен
- 2. 1. Феномен интереса к японской культуре в Европе
- 2. 1. 1. Открытие Японии Западом и первые представления об этой стране
- 2. 1. 2. Зарождение интереса к культуре Японии на Западе и появление мифа о «сказочной Японии»
- 2. 1. 3. Зарождение «японизма»
- 2. 1. 4. Япония импрессионистов и постимпрессионистов
- 2. 1. 5. «Японизм» конца XIX — начала XX века
- 2. 1. 6. Образ Японии и роль самих японцев в его формировании
- 2. 1. 7. Миф о «желтой опасности»
- 2. 2. Феномен интереса к японской культуре в России
- 2. 2. 1. Первые контакты русских и японцев
- 2. 2. 2. Налаживание государственных отношений между Россией и Японией
- 2. 2. 3. «Япония» Серебряного века русской культуры
- 2. 2. 4. Исследования Японии в России и судьба русских японоведов
- 2. 2. 5. Образ Японии в России после Второй мировой войны
- 2. 2. 6. Интерес к Японии после распада СССР
- 3. 1. Результаты опросов
- 3. 1. 1. Результаты опроса, проведенного на сайте www.overview.ru в 2007 году
- 3. 1. 2. Результаты опроса, проведенного на сайте www.animeblog.ru в 2010 году
- 3. 2. Описание составных элементов феномена моды на Японию
- 3. 2. 1. Боевые искусства
- 3. 2. 2. Литература
- 3. 2. 3. Кинематограф
- 3. 2. 4. Японская комикс-культура, анимэ
- 3. 2. 5. Кухня
- 3. 2. 6. Оригами
- 3. 2. 7. Икэбана
- 3. 2. 8. Бонсай
- 3. 2. 9. Нэцкэ
- 3. 2. 10. Одежда и аксессуары
- 3. 2. 11. Интерьер и дизайн
- 3. 2. 12. Музыка и караокэ
- 4. 1. Образ Японии в современной России
- 4. 1. 1. Образ сказочной Японии
- 4. 1. 2. Образ традиционной и современной Японии
- 4. 1. 3. Уровни проникновения японской культуры
- 4. 2. Россия и Япония в парадигме параметров измерения культур
- 4. 2. 1. Общие культурологические типологии культур по П. Сорокину и Ю.М. Лотману
- 4. 2. 2. Сравнение русской и японской культур на основе параметров, относящихся к религиозно-философскому мировоззрению
- 4. 2. 3. Сравнение русской и японской культур на основе параметров, относящихся к роли и месту личности в обществе
- 4. 3. Причины и оценка феномена моды на Японию
- 4. 3. 1. Особенности японской культуры
- 4. 3. 2. Культура Японии как объект стереотипизации
- 4. 3. 3. Оценка феномена моды на Японию в современной России
Мода на Японию как социокультурный феномен современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Во всем мире в настоящее время происходят процессы глобализации, которые несут принципиальные изменения как во внутриполитическом устройстве практически каждой страны, так и в экономике и культуре. В культуре это проявляется интенсификацией контактов. Сегодня ни одно, даже самое экономически сильное государство, не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.
С одной стороны, процесс открытия культурных границ, интенсификация культурных контактов, заимствование новых ценностей и шедевров, общение между представителями разных культур способствуют взаимному обогащению. С другой — чрезмерное, насильственное заимствование чуждых ценностей может быть угрозой самой культуре, ее самобытности.
В духовной жизни России, которая благодаря географическому положению находится на стыке западной и восточной культур, исторически заложены две основные тенденции: интерес к Востоку и интерес к Западу. Ценностные ориентиры, предлагаемые западной цивилизацией, не способны полностью удовлетворить духовные запросы современного российского общества, о чем было впервые в новейшей истории России заявлено с трибуны X Всемирного русского народного собора. По мнению многих исследователей, Запад сегодня переживает цивилизационный кризис, причина которого — утрата духовной основы, а именно христианства. Своего рода реакцией массового сознания на это стал повышенный интерес к Востоку, на фоне которого особенно выделяется интерес к Японии, который даже приобрел терминологические обозначения: «японофилия», «японизм», «жапонизм». Этим фактом и обуславливается актуальность работы.
Объектом данного диссертационного исследования является сам феномен интереса современного российского общества к японской культуре, которому дано название «мода на Японию».
Предметом исследования послужили элементы духовной и материальной культуры Японии, трансформированные русской культурой в процессе их заимствования.
Вопрос о русско-японских культурных взаимоотношениях довольно скудно освещен в отечественной и зарубежной науке. Связано это с тем, что Япония на протяжении почти всего XX века находилась с Россией в геополитическом противостоянии, а исследования в области культуры, философии, истории и менталитета японцев вызывали значительные трудности. Тем не менее такие исследования проводились. Наиболее детально в российском японоведении описаны русско-японские литературные связи. Приоритет в разработке этой тематики принадлежит Н. И. Конраду, который возглавил советское японоведение, воспитал целую плеяду ученых, сохранил и опубликовал труды своих коллег. Его легендарная работа «Японская литература в образцах и очерках», впервые опубликованная в 1927 году, до сих пор считается классическим исследованием взаимоотношений России и Японии. Способствовала изучению истории взаимоотношений Запада и Востока другая его известная книга — «Запад и Восток», вышедшая в 1966 году.
Большой вклад в изучение взаимоотношений России и Японии в области культуры внесла Т. П. Григорьева, автор ряда работ о Японии и японской культуре: «Дао и логос (встреча культур)», «Движение красоты: Размышления о японской культуре», «Красотой Японии рожденный», «Япония: путь сердца», «Японская литература XX века: Размышления о традиции и современности», «Японская художественная традиция» и др.
В настоящее время проблемы русско-японского культурного взаимодействия плодотворно изучаются учеными Ассоциации японоведов, среди которых можно отметить А. Н. Мещерякова, автора многих книг, например, «Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма)», 7.
Древняя Япония: культура и текст", «Книга японских символов. Книга японских обыкновений» и др.- Э. В. Молодякову, которая уже многие годы является главным редактором Ежегодника «Япония», выпускаемого при поддержке Японского фондаА.Е. Куланова, интересы которого в большей степени сосредоточены на современной Японииа также В. Э. Молодякова, автора многочисленных монографий о взаимоотношениях России и Японии («Россия и Япония: Золотой век», «Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений» и др.). Его книга «» Образ Японии" в Европе и России второй половины XIX — начала XX века" явилась для настоящего исследования бесценным подарком.
Научно-теоретическую базу для данного диссертационного исследования составили труды, ставшие уже классическими для современной культурологии: «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского, «Судьба России» H.A. Бердяева, «Закат Европы» О. Шпенглера, «Цивилизация перед судом истории» А.Дж. Тойнби, «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Русская культура» Д. С. Лихачева, «Человек. Цивилизация. Общество» П. А. Сорокина, «Культура и взрыв» Ю. М. Лотмана, «Смерть Запада» П. Бьюкенена и многие другие.
Научная новизна определяется тем, что до настоящего времени элементы материальной и духовной культуры Японии, проникшие на уровень бытовой культуры современной России, изучались отдельно, вне их взаимосвязи. Традиционно исследования посвящались рассмотрению истории и смысла таких элементов культуры Японии, как, например, оригами, икэбана, нэцкэ, а также описанию различных ритуалов: чайной церемонии, синтоистских обрядов, боевых искусств. Много трудов описывают Японию в целом или ее историю. Существует значительное число исследований о Японии, в которых изложены личные взгляды на ее культуру, биографические заметки, общие впечатления и т. д.
В данном диссертационном исследовании впервые предпринята попытка рассмотреть проникающие в российское культурное пространство элементы 8 духовной и материальной культуры Японии в рамках двух структурированных целостностей. Первая из них — «мода на Японию», как целостный социокультурный феномен, являющийся одной из реализаций общекультурной универсалии — возникновения в том или ином обществе повышенного интереса к какой-либо чужой культуре в ее целостности. Вторая — «инокультура как макрообъект моды». Новизна работы обусловлена и ее междисциплинарным характером, так как изучение вышеназванных категорий потребовало обращения к данным ряда смежных областей знания: психологии, социологии, теории моды, истории и др.
Цель исследования видится автором в комплексном описании и анализе социокультурного феномена моды на японскую культуру в современной России, его истории, которую мы проследили на фоне взаимоотношений обеих стран, а также в попытке объяснения причин появления данного феномена и оценке его последствий для развития российской культуры.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• доказать наличие повышенного интереса к японской культуре в современной России, а также, что этот повышенный интерес может быть терминологически определен как «мода»;
• выяснить, является ли феномен моды на японскую культуру в России явлением исключительно российским или это некая социокультурная универсалия, для чего видится необходимым проследить развитие этого феномена по двум осям координат — временной и пространственной (в Европе с середины XIX века до начала XX векав России с момента его зарождения в конце XIX века до наших дней);
• провести социологическое исследование с целью выявления основных элементов материальной и духовной культуры Японии, к которым проявляется наибольший интерес в современном российском обществе, а также кратко описать эти элементы;
• охарактеризовать современный образ Японии в России и объяснить причины появления именно такого образа;
• провести типологическое сравнение русской и японской культур с использованием параметров измерения культур и ценностных ориентаций с целью обнаружения возможных причин глубинного интереса русских к японской культуре;
• произвести оценку феномена моды на Японию в современной России и описать возможные варианты его последствий.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: историко-описателъный метод (использовался при описании феномена повышенного интереса к японской культуре в Европе и России) — структурно-фунщионалъный метод (с помощью него культура представляется целостной системой, а ее предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи и с точки зрения выполняемых ими функций) — метод культурологической интерпретации (заключается в описании того или * иного исторического факта, социального или психологического феномена с позиций культурологической науки) — а также метод ассоциативного анкетирования (респондентам было предложено написать десять слов, которые для них наилучшим образом характеризуют Японию).
Общую структуру работы определил сравнительно-исторический подход к анализу материала (как в сопоставлении интереса к Японии в России и Европе, так и в анализе развития феномена моды на Японию в России).
Материалом для исследования послужили следующие источники:
• архивные документы (первые записки путешественников и исследования Японии, сборники статей в журналах и др.);
• книги, посвященные культуре Японии, выпущенные в России за период с XIX века до наших дней;
• данные двух опросов, проведенных нами на новостных сайтах www.overview.ru и www.animeblog.ru в 2007 и 2010 годах соответственно;
• информация, собранная на мероприятиях, посвященных культуре Японии в Москве (выставки японского искусства, показы японских фильмов и др.);
• тексты современных СМИ, включающие в себя как печатные издания, так и интернет-ресурсы.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что рассматриваемая проблема представлена в нем как в значительной мере универсальная (мода на инокультуру как феномен), и применяемый в нем подход может быть использован при анализе взаимодействия других культур. Кроме того, настоящая научная работа может служить теоретической основой для осмысления и прогнозирования динамики культурного взаимодействия России и Японии.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут найти применение в учебных дисциплинах вузов, быть внедрены в курсы по теории и практике межкультурной коммуникации, культурной антропологии, этнологии, культурологии, спецкурсы и семинары, а также использоваться при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.
Достоверность полученных результатов диссертационного исследования определяется анализом конкретного фактического материала, который учитывает теоретические данные, накопленные в разных отраслях современной культурологии.
В ходе исследования сформулированы и выносятся на защиту следующие положения.
1. Современное российское общество переживает всплеск интереса к японской культуре, что позволяет говорить о таком социокультурном явлении, как «мода на Японию».
2. Феномен моды на Японию не является уникальным российским явлением и имеет историческую традицию, как в России, так и в странах Европы.
3. Динамика интереса к культуре Японии в России детерминирована исторически и в значительной степени отражает характер культурных, политических и экономических отношений этих стран. Кратко она может быть.
11 представлена следующим образом: возникновение в конце XIX века повышенного интереса к Японии (мода на все «японское» пришла из Европы) — устойчивый интерес до Первой мировой войны, подогреваемый интересом к соперникуспад интереса после образования СССР вплоть до конца Второй мировой войныновый этап интереса в 60-е годы, который развивался по нарастающей до распада СССРмода на Японию с конца XX века до наших дней.
4. В современном массовом сознании россиян существует образ Японии, основанный на стереотипах о «сказочной Японии» и Японии как страны, «гармонично сочетающей новацию и традицию». Вместе с тем прослеживается тенденция к постижению «настоящей» Японии, что отражает качественные изменения в культурных запросах россиян.
5. Интерес к Японии в России — явление закономерное. Он проистекает из типологических особенностей двух культур, выявляемых с помощью различных измерений культур и так называемого сканирования их культурных парадигм.
6. Данный феномен моды на Японию следует оценивать исключительно положительно, поскольку он стимулирует поиск новой русской национальной идеи и места России в современном глобальном мире.
Структура диссертации. Диссертация общим объемом в 240 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 292 наименования, и приложений, содержащих материалы, использовавшиеся при проведении исследования: репродукции картин, поэтические тексты, результаты социологических опросов и т. д.
1. Громовская JI.JI., Долин A.A. Японская литература в СССР// Япония 1982. Ежегодник. M., 1983. С.
2. Лауреаты Нобелевской премии по литературе http://n-t.ru/nl/lt/.
3. Григорьева Т. П. Японская литература XX века: размышления о традиции и современности. М., 1983.С. 7−8.
4. Катасонова Е. Л. Японское общество в мире аннмэ и манга II Портрет современного японского общества. М., 2006. С. 257. ,.
5. Мир Корлисс Почему японцы помешаны на манга? // НИППОНИЯ. 2003. № 25. С. 17.267Катасонова Е. Л. Японское общество. С. 267.
6. Пронников В А. Икэбана, или Вселенная, запечатленная в цветке. М., 1985.
7. Подробнее см: http://wvw. squareenixtnusic.com/composers/matsueda/bioeraphy shtml.
8. См. сайт: Ьйр'/Муууу.опетакгауеКгиЛоиге аяр? соиШгу ¡-с≠8 .
9. См. сайт: Ьир://уууу.ог1еги-Ггауе1.ги/|арапЛигя/.
10. Куланов А,., Стоноггта Ю. Образ Японии в России: правда и вымысел // Новый журнал. 2003. № 231. Электронная версия: http://magazines.russ.rii/ni/2003/231 /kulanov.html.
11. Пильняк Б. Корни японского солнца. М., 2004. С. 120−121.
12. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Макарьян С. Б. История Японии. XX век. М., 2009. С. 476.
13. Овчинников Вс. Сакура и дуб. С. 20.
14. Гуревич Т. М. Почему нам бывает трудно понять японцев // Россия и Запад: диалог культур. М., 2004. Вып. 12. 4.1. С. 225.
15. Куланов А., Стоногина Ю. Образ Японии в России: http://magazines.russ.ru/ni/2003/231 /kulanov.html.
16. Корнилов М. Н. От «поисков национальной идентичности» к «интернационализации» (эволюциянационалистической идеологии в современной Японии) // «Дух Ямато» в прошлом и настоящем. М., 1989. С. 27.
17. Клакхон Клайд Кей Мгг<�бе//.Зеркало для человека: введение в антропологию. СПб., 1998.310 Там же. С. 321−322.
18. Kluckhohn F.R., Stroclbeck F.L. Variations in value orientations. P. 15−17.
19. Григорьева Т. П. Япония: путь сердца. М., 2008. С. 38.
20. Овчинников Вс. Сакура и дуб. С. 57.334 Там же.
21. Овчинников Вс. Сакура и дуб. С. 27−28.337 Там же. С. 29.
22. Овчинников Вс. Сакура и дуб. С. 37.
23. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Макарьяи С. Б. История Японии. XX век. С. 468.349 Там же. С. 476.
24. Куланов А., Стоногина Ю. Образ Японии в России. Ьар7/таца7тея.гичч ги/т/2003/231/kulanov.html352ЛещенкоН. Ф. Исторические корни японской философии бизнеса. С. 210.
25. Малявин В. В. Яд чужой культуры // Малявин В. В. Восток, Запад и Россия. М., 2005. С. 149.
26. Григорьева Т. П. Движение красоты. С. 373.
27. Киплинг Р. Баллада о Востоке и Западе: http://klassikpoez.boom.ru/zarubein/kipIing.htm.
28. Овчинников Вс. Сакура и дуб. С. 6. Выводы к главе 4Анализ причин моды на Японию в современной России позволил прийти к ряду важных выводов.
29. В современном российском обществе наблюдается повышенный интерес к культуре Японии, который может быть охарактеризован как «мода на Японию».
30. Феномен моды на Японию в России имеет историческую традицию, он пришел в Россию с Запада в конце XIX века и на всем протяжении XX века неоднократно наблюдался всплеск интереса к японской культуре.
31. Авсеенко НА. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие для специалистов в области мировой политики. М.: МАКС Пресс, 2005. 208 с.
32. Азадовский K.M., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1991.
33. Алпатов В. М. Япония. Язык и общество. М.: Наука, 1988.
34. Алпатов В. М. Японский язык в России во второй половине XIX в. к столетию со дня первой русской грамматики японского языка) // Япония 1989: Ежегодник. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1991.
35. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.
36. Анилионис Г. П., Зотова H.A. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. М.: Междунар. отношения, 2005.
37. Анучин Д. Н. Япония и японцы: географический, антропологический и этнографический очерк. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1907.
38. Арутюнов С. А. Народы и, культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.
39. Арутюнов С. А., Жуковская H.JI. Бон-синтоистские параллели (из истории взаимоотношений буддизма с местными религиями) // Мифология и верования народов Восточной Южной Азии. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1973. С. 3−15.
40. Барановский А. И. Липавская П.А. Мода: формирование и проблемы. Киев: О-во Знание, УССР, 1989.
41. Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.
42. Барт Р. Система моды: ст. по семиотике культуры / сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. М: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
43. Бек У. Что такое глобализация / пер. с нем. А. Григорьева иВ. Седельникаобщ. ред. и послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
44. Белый А. Петербург: роман. Стихотворения. М.: Эксмо, 2008. 800 с.
45. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. СПб.: Наука, 2004. 360 с.
46. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
47. Берндт Ю. Лики Японии: пер. с нем. М.: Наука, 1988.
48. Библер B.C. На гранях логики культуры: кн. избр. очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 449 с.
49. Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: РеспубликаКультурная революция, 2006. 269 с.
50. Боевые искусства: Китай, Япония / сост. В. В. Малявин. М.: Астрель, 2002.
51. Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. М., 1998.
52. Братимов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000. 344 с.
53. Буяновская С. М. Переводы И. Хаммера-Пургшталя и их роль в пробуждении интереса к Востоку // Культурные и литературные процессы в странах Востока: сб. ст. / ред.: К. И. Голыгина, H.H. Зарубина, Д. Ф. Ибрагимов. М.: Наука, 1987. С. 10−31.
54. Бьюкенен П. Дэ/с. Смерть Запада / пер. с англ. А. Башкирова. М: ACT, 2007.
55. Bada Харуки. Представления о России в Японии: учитель, враг, собрат по страданиям // Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых: сб. ст. / отв. ред. И. А. Латышев. М.: Наука, 1986.
56. Ван Гог В. Письма к брату Тео / пер. П. Мелковой. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. 384 с.
57. Вардаман Джегтс М., Вардаман Митико С. Япония от, А до Я: раскрытые тайны повседневной жизни / пер. с англ. A.M. Лазарева. М.: ACT: Астрель, 2005.
58. Венюков М. И. Обозрение японского архипелага в современном его состоянии. СПб., 1871.
59. Венюков М. И. Очерки Японии. СПб.: Тип. Императ. АН, 1869.
60. Вербицкий С. И. Формирование представлений о Японии в России и СССР //Япония 1989. Ежегодник. М.: Наука, 1991. С. 129−149.
61. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.
62. Войеков А. И. Очерки из путешествия по Индии и Японии. СПб.: Императ. Рус. геогр. о-во, 1878.
63. Воробьева П. Ф. Стереотипные образы России и Японии (по материалам социологического опроса и обзорного анализа литературы) // Япония 2008. Ежегодник. М.: АИРО-ХХ1, 2008. С. 162−181.
64. Востокова А. Страна Восходящего Солнца. От древности до наших дней. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 256 с.
65. Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца: история и культура Японии. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 249 с.
66. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1993.
67. Генон Р. Восток и Запад = Orient et Occident / пер. с фр. Т. Б. Любимова. М.: Беловодье, 2005. 240 с.
68. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. 784 с.
69. Герасимова М. П. В поисках духовных ценностей // Япония 19 911 992. Ежегодник. М.: Вост. лит., 1994, С. 250−253.
70. Гончаров И. А. Фрегат Паллада: очерки путешествия: в 2 т. СПб.: А. И. Глазунов, 1858.
71. Головнин В. М. Записки Василий Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах, и жизнеописание автора. СПб.: Тип. Н. Греча, 1851.
72. Горегляд В. Н. Классическая культура Японии: очерки духовной жизни. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 352 с.
73. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с.
74. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004. 120 с.
75. Главева Д. Г, Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М.: Вост. лит, 2003. 264 с.
76. Грабарь И. Э. Японская цветная гравюра на дереве: очерк Игоря Грабаря. СПб.: Изд. кн. С. А. Щербатова и В.В. ф. Мекк, ценз., 1903. 25 с.
77. Гривнин B.C. Акутагава Рюноскэ. Жизнь. Творчество. Идеи. М.: Изд-во МГУ, 1980.
78. Григорьева Т. П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1992. 424 с.
79. Григорьева Т. П. Движение красоты: Размышления о японской культуре / Ин-т востоковедения. М.: Вост. лит., 2005. 440 с.
80. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.
81. Григорьева Т. П. Япония: путь сердца. М.: Новый Акрополь, 2008. 392 с.
82. Григорьева Т. П. Японская литература XX века: размышления о традиции и современности / ред. Н. Т. Федоренко. М.: Худож. лит., 1983.
83. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979.
84. Гришаева Т. А. Мода как феномен современной культуры: дис.канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2008.
85. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной ьсультуры. М., 1986.
86. Гришелева Л. Д., Чегодаръ Н. И. Японская культура нового времени. Эпоха Мэйдзи. М.: Вост. лит., 1998.
87. Громковская JI.JI. Сто первый взгляд на Японию. М.: Наука. Глав, ред. вост. лит., 1990. 263 с.
88. Громовская Л. Л., Долин A.A. Японская литература в СССР// Япония 1982. Ежегодник. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1983.
89. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология: учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 687 с.
90. Гуревич Т. М. Почему нам бывает трудно понять японцев // Россия и Запад: диалог культур. М.: 2004. Вып. 12. Ч. 1. С. 221 227.
91. Гуревич Т. М. Человек в японском лингвокультурном пространстве. М.: МГИМО-Университет, 2005. 201 с.
92. Гуревич Т. М. Японский язык и японцы. Лингвокультурологическое пособие по японскому языку на материале фразеологических единиц. М.: МГИМО-Университет, 2003. 128 с.
93. Гюмбер Э. Живописная Япония. СПб.: Ред. журн. «Всемирный •путешественник», 1870.
94. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ: в 4 т. М.: Цитадель, 1998. Т. 2. 1024 с.
95. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
96. Данн Ч. Традиционная Япония: быт, религия, культура / пер. с англ. О. Д. Сидоровой. М.: Центрполиграф, 2006. 222 с.
97. Де Воллан Г. А. В стране восходящего солнца: очерки и заметки о Японии. СПб.: Тип. A.C. Суворина, 1903.
98. Дергунова JJ.A. Мода в условиях массовой культуры: дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1998.
99. Доброхотова И. А. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет. Алма-Ата: Энер, 1991. 176 с.
100. Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация / пер. с фр. И. Эдьфонд. Екатеринбург: У-ФакторияМ.: ACT, 2008. 528 с.
101. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука, 1990. 205 с.
102. Ерасов B.C. Цивилизации: Универсалии и самобытность / отв. ред. H.H. Зарубина. М.: Наука, 2002. 524 с.
103. Ефимов А. Н. Из истории великих русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1950.
104. Ефимов М. Б. Японские вертикали. М.: АПН, 1987. 240 с.
105. Жирмунский А. Г. Вокруг Азии: путевые очерки, эскизы, заметки: Япония. Бирма. Индия. Египет / под ред. и с примеч. Д. Н. Анучина. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1914.
106. Жирмунский В. М. Фольклор Запада и Востока: сравнительно-исторические очерки. М.: ОГИ, 2004. 464 с.
107. Журнал «Весы» (1904;1909): указ. содерж. / М-во образования РФНовгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрогосост.: Т. В. Игошева, Г. В. Петрова. Великий Новгород, 2002.
108. Зиммелъ Г. Избранное: в 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1. Философия культуры. 671 с.
109. Згшмелъ Г. Избранное: в 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2. Созерцание жизни. 607 с.
110. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования / пер. с нем. С.Г. Киев-Харьков: Южнорусское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1898.
111. Игауэ Нахо. Взаимные образы русских и японцев (по фольклорным материалам) // Вестник Евразии. 2004. № 1. Эл. версия: http://www.eavest.ru/magasin/artikelen/2004;liga.htm.
112. Илышев A.B., Саплин В. И. Миссия Е.В. Путянина. К 150-летию установления российско-японских отношений // Япония 2004;2005. Ежегодник. М.: АИРО-ХХ1, 2005.
113. Иноземцев B.JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / Вопросы философии. 2004. № 4. Эл. версия: http://www.ec-deiavu.net/g/Globalization.html.
114. История и культура Японии: сб. / отв. ред. В. М. Алпатов. М.: Ин-т востоковедения РАН, Крафт+, 2001.
115. Иэнага Сабуро. История японской культуры / пер. с япон. Б. В. Поспелова. М.: Прогресс, 1972.
116. Кадзи С., Хама И., Райе Д. Эти странные японцы. М.: Эгмонт Россия, 2000.
117. Карибэ Ёсихито. Традиционная японская идентичность (с древних времен до эпохи глобализации): автореф. канд. истор. наук. М., 2004.
118. Карташева Н. В. Роль православной миссии в ознакомлении Японии с русской культурой // Россия и Запад: диалог культур. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. Вып. 13. Ч. 1. С. 372−381.
119. Катасоноеа E.JJ. Открытие миру японского кино: Куросава Акира // Япония второй половины XX века: проблемы и судьбы / отв. ред. Э. В .Молодякова, С. Б. Маркарьян. М.: Вост. лит., 2003. С. 164−180.
120. Катасонова E.JI. Последние пленники Второй мировой войны: малоизвестные страницы российско-японских отношений. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2005. 256 с.
121. Катасонова E.JI. Японская комикс-культура: на пути к покорению мира // Япония, открытая миру / рук. проекта Э. В. Молодякова. М.: АИРО-ХХ1, 2007. С. 282−304.
122. Киддер Дж.Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами / пер. с англ. О. И. Миловой. М.: Центрполиграф, 2003. 286 с.
123. Кшошенко М. И. Психология моды: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. М.: Оникс, 2006. 320 с.
124. Кин Д. Японцы открывают Европу. М., 1972.
125. Коевенская Т., Панкратов В. Цветочная аранжировка. М.: Агропромиздат, 1988.
126. Коммерсант Власть. 2003. 25 маяспец. прил. о Японии.
127. Конрад Н. И. Неопубликованные работы: письма^ / отв. ред.: В. М. Алпатов, А. И. Клибановпредисл. В. М. Алпатова. М.: РОССПЭН, 1996:
128. Конрад НИ. Японская литература в образцах и очерках. М., 1991.
129. Корнилов М. И. От «поисков национальной идентичности» к «интернационализации» (эволюция националистической идеологии в современной Японии) // «Дух Ямато» в прошлом и настоящем. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1989. С. 27−41.
130. Корнилов O.A. Доминанты национальной ментальности в зеркале фразеологии // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2. С. 53−66.
131. Корнилов O.A. Runa simi язык инков: экспериментальное учеб. пособие по языку и культуре кечуа. М., 2009. 268 с.
132. Клакхон Клайд Кей Мейбен. Зеркало для человека: Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998. 352 с. •.
133. Клод Фаррер. Душа Востока / пер. А. Койранский. М.: Издательский Дом «Гелеос», 2004. 320 с.
134. Кравченко А. И. Культурология: словарь. М.: Академический проект, 2000. 671 с.
135. Кравченко А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов. 7-е изд. М.: Академический ПроектТрикста, 2007. 496 с.
136. Краснов А. Н. Чайные округи субтропических областей Азии: Культ-географ: очерки Дальнего Востока (Отчет Гл. упр. уделов, проф. А.Н. Краснова). СПб.: Тип. Гл. пр. уделов, 1897−1898.
137. Крестовский В. В. В дальних водах и странах. М.: Центрполиграф, 2002.111. 109. Крёбер А. Л. Избранное: природа культуры / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 1008с.
138. Крупянко М. И. Япония 90-х: в поисках модели отношений с новой Россией. М.: Вост. лит., 1997. 135с.
139. Куланов А. Обратная сторона Японии. М.: ACT: Астрель, 2008. 350 с.
140. Куланов А?.Роль боевых искусств в формировании имиджа Япониив России // Япония 2006. Ежегодник. М.: АИРО-ХХ1, 2006, С. 128−142.
141. Куланов А. Е., Молодяков В. Э. Россия и Япония: имиджевые войны. М.: ACT, 2007.
142. Куланов А., Стоногина Ю. Образ Японии в России: правда и вымысел // Новый журнал. 2003. № 231. Эл. версия: http://magazines.russ.ru/nj/2003/231/kulanov.html.
143. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. М.: Альфа-МИНФРА-М, 2006. 413 с.
144. Культурология. XX век: словарь / глав, ред., сост. и авт. проекта А. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997.
145. Кутаков Л. Н. Россия и Япония. М.: Наука, 1988.
146. Лаптев C.B. Очерки по археологии и истории Японии / Ин-т практического востоковедения. М.: МГУЛ, 2007.
147. Латышев И. А. Япония, японцы и японоведы. М.: Алгоритм, 2001. 832 с.
148. Лебедева И. П., Маркаръян С. Б., Молодякова Э. В. и др. Японский феномен / науч. и отв. ред К.О. СаркисовРАН, Ин-т востоковедения, Центр по изучению соврем. Японии, Япон. фонд. М.: Упрполиграфиздат, 1996.
149. Левин ИД. Сочинения: в 2 т. М.: Радикс, 1994. Т.2. 560 с.
150. Леви-Строс К. Путь масок / пер. с фр., вступит, ст. и примеч. А. Б. Островского. М.: Республика, 2000.
151. Лещенко Н. Ф. Голландский след в истории Японии // Япония 19 981 999. Ежегодник. М., 1999.
152. Лещенко Н. Ф. Исторические корни японской философии бизнеса // Япония 2000: консерватизм и традиционализм. Japan 2000: Conservatism and Traditionalism. M.: Вост. лит., 2000. С. 193−210.
153. Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
154. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: пер. с нем. / под ред. А. В. Гладкогосост. А. В. Гладкого, А. И. Федоровапослесл. А. И. Федорова. М.: Республика, 1998. 393с.
155. Лосский И. О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990.
156. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История литературы и культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002.
157. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
158. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. М.: Академический проектФонд «Мир», 2005. 496 с.
159. Мак-Клейн Джеймс Л. Япония. От сёгуната Токугавы в XXI век. М.: ACTАстрель, 2006.
160. Малявин В. Восток, Запад и Россия: избр. ст. М.: Журнал «Эксперт». 2005. 320 с.
161. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография" — ACTАстрель, 2001. 632 с.
162. Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М.: Знание, 1987. 64 с.
163. Мамонова М. А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991. 120 с.
164. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. A.M. Татлыбаева. СПб.: Евразия, 2001.
165. Маркаръян С. Б., Молодякова Э. В. Японский тип питания. // Япония 1989. Ежегодник. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1991. С. 257−271.
166. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / примеч. A.A. Юдинасост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М.: ACT, 2002. 526 с.
167. Мережковский Д. С. Грядущий хам. М.: Республика, 2004.
168. Мечников Л. И. Мей-Дзи: эра просвещения Японии. Казань: Типо-лит. Окр. штаба, 1905.
169. Мещеряков А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М.: Наука, 1987.
170. Мещеряков А. Н. Древняя Япония: культура и текст. М.: Наука, 1991.
171. Мещеряков А. Н. Император Мэйдзи и его Япония. 2-е изд. М.: Наталис, 2009. 736 с.
172. Мещеряков А. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. М.: Наталис, 2007. 556 с.
173. Mud М. Культура и мир детства: избр. произведения / пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеевасост. и послесловие И. С. Кона. М.: Наука. Глав, ред. вост. лит., 1988. 429 с.
174. Мир Корлисс. Почему японцы помешаны на манга? // НИППОНИЯ. 2003. № 25 (15 июня).
175. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера и С. Хантингтонапер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
176. Молодякова Э. В. Вклад культуры Японии в программу «Культура мира» //Япония 1998;1999. Ежегодник. М., 1999. С. 181−201.
177. Молодякова Э. В. Японское общество: пути перемен // Московское востоковедение. Очерки, исследования, разработки. Памяти H.A. Иванова / отв. ред. А. М Петров. М.: Вост. лит., 1997. С. 179−216.
178. Молодяков В. Э. Загадки Серебряного века. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. 430 с.
179. Молодяков В. Э. «Образ Японии» в Европе и России второй половины XIX начала XX века. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1996. 184 с.
180. Молодяков В. Э. Россия и Япония: Золотой век (1905;1916). М.: Просвещение, 2008. 176 с.
181. Молодяков В. Э. Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1899−1929). М.: ACT: Астрель, 2005.
182. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Макаръян С. Б. История Японии. XX век. 2-е изд. М.: Ин-т востоковедения РАН, Крафт +, 2009. 528 с.
183. Мотяшов В. П. Мода, престиж, личность. М.: Педагогика, 1986. 128 с.
184. Муравлёва Н. В. Понимание и интерпретация фактов чужой культуры // Россия и Запад: диалог культур. М., 1999. С. 233−240.
185. Накамура Ёсикадзу. Мнение японского поэта Исикава Такубоку о России // Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых: сб. ст. / отв. ред. И. А. Латышев. М.: Наука, 1986.
186. Накамуро Синтаро. Японцы и русские: из истории контактов. М.: Прогресс, 1983.
187. Нешина Е. Б. Феномен моды в условиях социокультурных трансформаций: от XVIII к XXI веку: дис. канд. культурологии. Саранск, 2007.
188. Николаева Н. С. Образы Японии: очерки и заметки. М.: Вост. лит., 2009. 206 с.
189. Николаева Н. С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI начало XX века. М.: Изобраз. искусство, 1996. 400с.: ил.
190. Николаенко Н. П. Композиции из цветов (икэбана). Ташкент, 1988. Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1988.
191. Нитобэ Инадзо. Бусидо. Душа Японии. Классическое эссе о самурайской этике / пер. с англ. К. Семенова. М.: Издательский Дом «София», 2004. 208 с.
192. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г. А. Рачинского. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2005.
193. Новаковский С. И. К вопросу о русско-японских торговых сношениях: Отчет о заграничных командировках студентов киевского коммерческого института. Киев, 1915. Вып. IV.
194. Носов М. Япония и внешний мир: вступая в мировое сообщество // Япония: в поисках новых рубежей. М.: Вост. лит., 1998. С. 191 227.
195. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Пер. с нем./ Общ. ред. и предисл. Н. С. Мансурова М.: Прогресс-АкадемияВесь Мир, 1996. 352с.
196. Нумано Мицуёси. Не только гейша и самурай, 2000. Эл. версия лекции: http://www.21ib.ru/getbook/8203.html.
197. Овчинников Вс. Сакура и дуб: Ветка сакуры. Корни дуба. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
198. Советская Россия. 2006. 11 мая. № 53 (12 827).
199. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 тыс. слов / под.ред. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. 797 с.
200. Ольденбург С. Ф. Буддийские легенды и буддизм. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1895.
201. Орлова JI.B. Мы и мода. М.: Знание, 1982. 64 с.
202. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания: пер. с исп. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. 347 с.
203. Оэ Кэндзабуро. Многосмысленностью Японии рожденный. (Нобелевская лекция 1994 г.) // Иностранная литература. 1995. № 6.
204. Панарин A.C. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М., 2005. 188 с.
205. Панарин С. А. Восток глазами русских // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1993. Ч. 1. С. 62 74.
206. Панов А. Н. Россия и Япония: становление и развитие отношений в конце XX начале XXI века (достижения, проблемы, перспективы). М.: Известия, 2007. 312 с:
207. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога: пер. с фр. М.: Радуга, 1987. 383.С.
208. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека: пер. с фр. / послесл-. О. Мамонтовой. М.: Радуга, 1990. 284 с.
209. Пильняк Б. Корни японского солнца. М.: Три квадрата, 2004.
210. Подалко П. Э. Япония в судьбах Россиян: очерки истории царской дипломатии и росссийской диаспоры в Японии в конце XIX начале XX века. М.: Ин-т востоковедения РАН, Крафт +, 2004. 352 с.
211. Подпалова Г. И. Русское японоведениев XVIII начале XX в. (библиографический очерк) // Япония 1991;1992. Ежегодник. М.: Вост. лит., 1994. С. 209−231.
212. Попов К. М. Япония: Очерки развития национальной культуры и географической мысли. М.: Мысль, 1964.
213. Портрет современного японского общества / рук. проекта Э. В. Молодякова. М.: АИРО-ХХ1, 2006. 288 с.
214. Постмодернизм: энциклопедия / Мн.: ИнтерпрессервисКнижный Дом, 2001. 1040 с. Эл. версия: http://slovari.yandex.ru/dict/postmodernism/article/pml/pml-0285.htm?text=%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0&-stpar3=1.3.
215. Почему существует мода? М.: Центр Благо, 2001. 128 с.
216. Прасол А. Ф. Япония. Лики времени = Japan. The changing face of the time: менталитет и традиции в современном интерьере. М.: Наталис, 2008. 360 с.
217. Пронников В. А. Икэбана, или Вселенная, запечатленная в цветке. М.: Наука, 1985.
218. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1985. 348 с.
219. Прошлое и будущее российско-японских отношений: по следам Кацуро Tapo, Гото Симпэй, Нитобэ Инадзо: материалы симп. (Москва, 4 окт. 2004 г.) / под ред. Г. Бордюгова и В. Молодякова. М.: АИРО-ХХ, 2005.
220. Рассказы о Японии: по Гриффису, Астону, Гессе-фон-Вартегу и др. / сост. Л. Б. Хавкина. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1904.
221. Рачинский Г. А. Японская поэзия. М.: Мусагет, 1914.
222. Рейхель КГ. История о Японском государстве, из достоверных известий собранная. М.: Тип. Пономарева, 1789.
223. Рехо К. Грани массовой литературы // Общественные науки исовременность. 1991. № 5. С. 127 133.: Эл. версия: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/282 053.html.
224. Рехо К. Русская классика и японская литература. М., Худож. лит., 1987.
225. Рехо К. Современный японский роман. М., 1977.
226. Российская газета. 2004. 30 апр. Эл. версия: http://www.rg.ru/2004/04/30/iaponci.html.
227. Российские востоковеды: страницы памяти: сб. / сост. и авт. предисл. Н. Ф. Лещенко. М.: Муравей: Языки стран Азии и Африки, 1998.
228. Россия и Восток: проблемы взаимодействия: в 2 ч. / ред. С. А. Панарин. М.: Ин-т Востоковедения: Науч.-информ. фирма «Туран», 1993. 4.1.
229. Россия Япония: На путях взаимопонимания культур / ред. сост. С.Н. Соколов-Ремизов. М.: Изд-во ЖИ, 2009. 192 с.
230. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2007. 624 с.
231. Сакаия Таити. Что такое Япония? / пер. с япон., коммент. B.C. Гривнина. М.: 1992.
232. Светлов Г. (Т.Е. Комаровский). Колыбель японской цивилизации: Нара. История, религия, культура. М.: Искусство, 1994. 271с.
233. Смит А. Теория нравственных чувств / вступ. ст. Б. В. Мееровскогоподгот. текста, коммент. А. Ф:Грязнова. М.: Республика, 1997. 351с.
234. Сибрук Д. Nowbrow. Культура маркетинга и маркетинг культуры. М.: Ад Маргинем, 2005.
235. Социальная психология: словарь / под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. JI.A. Карпенкопод общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
236. Стиглиц Д. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003. 300 с.
237. Судзуки Дайзетцу. Восток и Запад: лекции о дзен-буддизме // Э. Фромм, Д. Судзуки, Р. де Мартино. Дзен — буддизм и психоанализ / пер. с англ. М.: Весь мир, 1997. С. 6−18.
238. ТавадовГ.Т. Этнология: учеб. для вузов. М.: Проект, 2004.
239. Тавроеский Ю. В. Двухэтажная Япония: две тысячи дней на Японских островах. М.: Политиздат, 1989. 287 с.
240. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / пер. с англ. Д. А. Коропчевского. М.: Политиздат, 1989.
241. Тард Ж. Законы подражания: пер. с фр. СПб: Издание Ф. Павленкова, 1892. 370 с.
242. Тер-Минасова С. ЛЯзык и межкультурная коммуникация. М., 2000. 624 с.
243. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики: учеб. пособие. М.: ACTАстрельХранитель, 2007. 286 с.
244. Тогава Цугу о. Взгляд японцев на Россию: точка зрения Утимура Кэндзо // Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых: сб. ст. / отв. ред. И. А. Латышев. М.: Наука, 1986.
245. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: сб. / пер. с англ. И. Е. Киселевой, М. Ф. Носовой. М.: ПрогрессСПб.: Культура, 1995.
246. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. Эл. версия: http://ushakovdictionary.ru/.
247. Топалое М. Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация: информационные материалы. М.: АН СССР. Ин-т социологии, 1991.
248. Фатющенко В. И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: курс лекций. М.: Гнозис, 2009. 320 с.
249. Фаррер К. Душа Востока. М.: Гелиос, 2004.
250. Федоренко Н. Т. Японские записи. М.: Советский писатель, 1974.
251. Федоров А. А.
Введение
в теорию и историю культуры: словарь. М.: Флинта: МПСИ, 2005. 464 с.
252. Фишман Р. Б. Мода как социальное явление. Автореф.канд. филос. наук. Свердловск, 1990.
253. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ACT: ACT МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. 588 с.
254. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. А.Башкирова. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008.-635 с.
255. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003.
256. Херн Л. Душа Японии: Кокоро / пер. Е. Маурина. М.: Издательский Дом «Муравей», 1997.
257. Хироаки Сато. Самураи: история и легенды / пер. Р. В. Котенко. СПб.: Евразия, 1999. 416 с.
258. Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёанзи. 3-е изд., дораб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
259. Чегодаръ Н. И. Человек и общество в послевоенной литературе Японии. М., 1985.
260. Чегодаръ Н. Й. Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами / Ин-т востоковедения. М.: Вост. лит., 2004. 222 с.
261. Черевко К. Е. Зарождение русско-японских отношений. XVII" XIX века. М.: Наука, 1999. 156 с.
262. Чешков М. А. Глобалистика: поиски предмета: сб. ст. М.: ИМЭМО РАН, 2002. 144 с.
263. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А Свасьяна. М.: Эксмо, 2009. 800 с.
264. Штейнер Е. С. Без Фудзиямы: японские образы и воображения. М.: Наталис, 2005. 400 с.
265. Штейнер Е, С. Картинки быстротечного мира // Новый мир. 2010. № 2. С. 127−143.
266. Штейнер Е. С. Письма из пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 616 с.
267. Шубин Г. Г. Мода и эстетическая культура. М.: Знание, 1987. 64 с.
268. Шумилов М. М. Концептуальные основы глобализации // Credo New теоретический журнал. 2005. № 1. Эл. версия: http://gzvon.pyramid.volia.ua/biblioteka/kafedra filosofii/libph/sb/credo/cre donew/01 05/9.htm.
269. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890−1907. Эл. версия: http://www.vehi.net/brokgauz/.
270. Якобашвили H.A. Вопросы истории русско-японских отношений в работах советских историков // Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых: сб. ст. / отв. ред. H.A. Латышев. М.: Наука, 1986.
271. Япония: идеология, культура, литература: сб. ст. / АН СССР, Ин-т востоковеденияотв. ред.: В. Н. Горегляд, B.C. Гривнин. М.: Наука, 1989.
272. Япония: справочник / под общ. ред. Г. Ф. Кима и др.- сост. В. Н. Еремин и др. М.: Республика, 1992. 543 с.
273. Япония и ее обитатели: сб. очерков русских исследователей П. Ю. Шмидта, B.JI. Ранцова, Д. М. Бурова, Г. Востокова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1904.
274. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры / ред.: Роджер Дж. Дэвис, Осаму Икэнопер. с англ. Ю. Е. Бугаева. М.: ACTАстрель, 2008. 317 с.
275. Япония наших дней: справ, изд.) /отв. ред. И. И. Коваленко. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1983.
276. Япония, открытая миру / рук. проекта Э. В. Молодякова. М.: АИРО-XXI, 2007. 308 с.
277. Япония-2000: консерватизм и традиционализм. Japan-2000: Conservatism and traditionalism. M.: Вост. лит., 2000. 303 с.
278. Benedict R. Patterns of culture. N. Y.: Mariner book, 2005.
279. De Mente B. Discovering cultural Japan. Lincolnwood: Passport books, 1990.
280. De Mente B, The Japanese influence on America: The impact, challenge & opportunity. Lincolnwood: Passport books, 1989.
281. Gugykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with strangers: An approach to Intercultural communication. N.Y.: Mc GrawHill, 1997.
282. Hall E. T. Beyond Culture. N.Y.: Anchor books, 1989.
283. Hall E.T., Hall M.R. Hidden differences. Doing business with the Japanese. N.Y.: Anchor books, 1987.
284. Hall E. T. The Dance of Life. N. Y.: Anchor books, 1982.
285. Hall E. T. The Hidden Dimensions. N.Y.: Anchor books, 1990.
286. Hall E. T. The Silent Language. N.Y.: Anchor books, 1990.
287. Hofstede G. Cultures consequences: comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. 2nd ed. L.: Sage publications, 2000.
288. Kluckhohn F.R., Strodbeck F.L. Variations in value orientations. N.Y.: Row: Peterson and Company, 1961.
289. Mead M. Blackberry winter: my earlier years. N.Y., 1972.
290. Ono Ayako. Japonisme in Britain: Whistler, Menpes, Henry, Hornel, and 19th century Japan. London, NY: RoutledgeCurzon, 2003.
291. Samovar, L., Porter R. (Eds.): Intercultural Communication: A Reader. 7th ed. Belmont: Wadsworth, 1994. Электронные ресурсы.
292. Википедия: http://ru.wikipedia.org2. Социологический словарь: http://mirslovarei.com/content soc/GLOBALIZACIJA-11 548.html/.
293. Новейший философский словарь: http://slovari.yandex.ru/dict/phil dict/article/fflo/filo-479.htm/.
294. Официальный сайт издательства «Фабрика комиксов»: http://comics-factory.ru/.
295. Официальный сайт Издательского Дома «Сакура-пресс»: http://www.sakura-press.ru/.
296. Образ Японии: правда и вымысел: http://magazines.russ.ru/nj/2003/231 /kulanov.html/13. http://www.iapon.ru/?TextArchivePrint&ID=6614. http://www.geert-hofstede.com/.