Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре XIX века: истоки, сущность и значение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования вносят вклад в теорию и историю культуры обобщением подходов западных и отечественных мыслителей Х1Х-ХХ веков в понимании сущностных характеристик импрессионизма как универсального явления культуры, а также способствуют осознанию значимости импрессионистического мировоззрения в ряду ключевых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИМПРЕССИОНИЗМ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Импрессионистическое видение как особый способ мировосприятия
    • 1. 2. Импрессионистическое мировоззрение как выражение кризиса рационалистической картины мира в западноевропейской культуре Нового времени
    • 1. 3. Импрессионизм в традициях Запада и Востока: мировоззренческие параллели
  • ГЛАВА 2. ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПАРАДИГМА ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
    • 2. 1. Импрессионистическое понимание пространства и времени
    • 2. 2. Гармония и созерцательность как атрибуты импрессионистического мировоззрения
    • 2. 3. Импрессионистическое «понимание» как способ постижения и освоения мира

Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре XIX века: истоки, сущность и значение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Диссертационное исследование посвящено феномену импрессионизма, определению его мировоззренческого статуса. Импрессионизм рассматривается как специфический тип художественного мышления, обладающий вневременными характеристиками, способный проявляться скрыто или явно на различных этапах развития культуры и искусства. Дело в том, что определение импрессионизма не может быть однозначным, поскольку он не представляет собой монолитного целого. По мнению Л. Г. Андреева, отечественного эстетика, литературоведа, этот феномен западноевропейской культуры часто оценивается вполне «импрессионистически», то есть, вне мировоззрения, философии, эстетики, времени, социального и художественного контекста. Между тем, по нашему мнению, импрессионизм как особый способ мирочувствования, мировидения — явление универсальное. В связи с чем, особый интерес представляет исследование импрессионизма не только как художественного направления в культуре и живописи Франции XIX века, но как конкретного воплощения некой культурной универсалии, имевшей место в истории и занимающей определенную нишу в современности.

Импрессионизм, возникнув во французской живописи, очень скоро распространился и на другие виды искусства — музыку, литературу, скульптуру. Однако следует отметить, что ни в одном из этих видов искусства импрессионизм не оформился в цельное стилистическое течение. Импрессионистический характер творчества был выражен через некоторые отдельные черты, сложившиеся в стремлении скульпторов, поэтов, писателей, композиторов, как бы «состязаться» с живописью. Признание импрессионизма во французской живописи повлекло за собой интерес к явлениям культуры, в основе которых лежали подобные основания — попытка отражения современностиособое отношение к природе, созерцательность и способность видеть единство, цельность бытия за мельчайшими деталями и фрагментами его проявленийпредполагаемая активность зрителя, читателя, слушателядвойственность природы художественного творчества, заключающаяся в желании объективного отражения субъективного видения, — что привело к дискуссиям о существовании во французской культуре импрессионистической музыки, литературы, скульптуры.

Ретроспективный анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о сходстве мнений различных авторов в том, что, начиная с глубокой древности, импрессионистический тип художественного мышления проявлял себя инвариантно, с разной степенью интенсивности, пробиваясь сквозь устоявшиеся формы, в качестве определенной тенденции развития. Актуальность данной тематики, ее недостаточная разработанность, насущная потребность пересмотра традиционных подходов при определении сущности и специфики проявления импрессионистических тенденций в культуре и искусстве обусловили направленность исследовательских задач диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной культурологической, философской, искусствоведческой литературе накоплен обширный исследовательский материал. Необходимо отметить, что, несмотря на большое количество источников, проблема изучения феномена импрессионизма именно в широком культурологическом смысле, как своеобразной формы отражения мировоззренческих оснований культуры, остается нерешенной, так как большинство работ затрагивают отдельные аспекты проявления данного явления и носят в основном историографический, описательный характер. Современные отечественные и зарубежные разработки темы представляют часто лишь искусствоведческий анализ, и, следовательно, не могут дать достаточно широкого и исчерпывающего теоретического, философско-культурологического освещения проблемы, что вновь подтверждает актуальность данной темы и побуждает перейти от описания к объяснению.

Отсутствие теоретических манифестов импрессионизма делает необходимым обращение непосредственно к самим художественным произведениям, при анализе которых возникает возможность воссоздания культурной атмосферы Западной Европы Нового времени и, таким образом, определения значения импрессионистического мировоззрения для эпохи перехода от Нового времени к современности. Несомненную ценность в этом смысле представляют письма, дневники, мемуары, статьи самих импрессионистов и их современников — Ш. Бодлера, П. Валери, В. Ван Гога, П. Верлена, А. Воллара, Э. и Ж. Гонкуров, Э. Дега, П. Дюран-Рюэля, Э. Золя, И. Крамского, К. Писсарро, Ж. Ренуарапредшественников — Л. да Винчи, Э. Делакруа, К. Коро, Г. Курбеа также тех деятелей искусства, на творчество которых импрессионизм оказал существенное влияние — В. Кандинского, М. Ларионова, А. Матисса, Ж. Сёра, П. Синьяка, В. Петрова-Водкина и др.

История становления и развития импрессионизма как художественного течения во французском изобразительном искусстве исследуется в работах Л. Вентури, Дж. Ревалда, О. Рейтерсверда и др. Различные подходы к проблеме рефлексии импрессионизма как культурного явления можно встретить в трудах О. Вальцеля, Р. Гамана, Г. Марцинского, К. Моклера, Б. Христиансена, О. Шпенглера и др.

В отечественной науке начала XX века рефлексия импрессионизма была представлена4 работами А. Бенуа, Э. Голлербаха, И. Грабаря, С. Маковского, В. Никольского, Я. Тугендхольда и др. В 1930;е годы в официальной советской критике усилились негативные оценки импрессионизма — этой позиции придерживались В. Варшавский, М. Герман, Ю. Герчук, А. Зотов, И. Иоффе, А. Кантор, П. Лебедев, В. Турчин, В. М. Фриче. Новая волна интереса к импрессионизму приходится на 60−70-е годыВ. Круглов, В. Леняшин, В.Филлипов. Следующее поколение советских искусствоведов 1970;1980;х годов «реабилитировало» импрессионизм в отношении несправедливой критики, связав его с реалистическими традициями искусства — Б. Зернов, А. Изергина, В. Прокофьев, А. Чегодаев,.

Н.Яворская. Анализу литературного импрессионизма посвящены работы Л. Андреева,. Е. Евниной, И. Корецкой, Л. Усенкоимпрессионистической скульптуре и живописи — В. Леняшина, НЛворской, АЛегодаева и др. Музыкальный импрессионизм исследовали В. Конен, Р.Куницкая.

При этом хотелось бы отметить, что подавляющее большинство исследований как отечественных, так и западных, в сущности, не выходят за рамки проблематики отдельных научных дисциплин. Тем не менее, можно выделить ряд авторов, которые относили импрессионизм к ' ряду надхудожественных явлений — Р. Гаман, Б. Христиансен, О. Шпенглер, но как уже было отмечено, эти начинания поддержки и развития не получили.

Объектом исследования является культура Западной Европы XIX века в состоянии смены культурной парадигмы.

Предметом исследования выступает импрессионизм как феномен западноевропейской культуры, его содержательные характеристики, истоки и значение.

Цель диссертационной работы состоит в определении сущности и значения импрессионизма как универсальной мировоззренческой тенденции, нашедшей конкретное воплощение в культуре Западной Европы XIX века.

Задачи исследования:

1. выявить истоки формирования импрессионистического мировоззрения в художественной культуре Западной Европы посредством анализа феномена импрессионистического видения;

2. определить значение импрессионизма как культурного явления, выходящего за рамки изобразительного искусства, отражающего мировоззренческие противоречия западноевропейской культуры Нового времени и формирующего основы современной культуры;

3. показать проявления импрессионистического мировоззрения как универсальной культурной тенденции на интеркультурном уровне посредством выявления мировоззренческих параллелей в художественных, эстетических, философских традициях Запада и Востока;

4. осуществить содержательный анализ онтологических и гносеологических концепций, детерминирующих импрессионистический подход в решении мировоззренческих проблем;

5. раскрыть аксиологические аспекты импрессионистического мировоззрения.

Источниковая база. В исследовании использовались культурологические концепции кризиса культуры, предложенные Г. Зиммелем, Ф. Ницше, Ж.-Ж.Руссо, Х. Ортега-и-Гассетом, П. Сорокиным, а так же теоретические разработки данной проблемы О. Ю. Астаховым, А.А.Мелик-Пашаевым, Т. А. Семилет, Р. Тарнасом и др. Теоретико-методологическоий аспект разрабатывался на основе трудов В. Дильтея, С.Лангер. Философско-эстетический, художественно-эстетический анализ феномена импрессионизма основывался на идеях как отечественных исследователей — В. И. Божовича, Ю. Б. Борева, В. П. Бранского, Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой, С. Даниэля, О. А. Кривцуна, П. А. Флоренского, так и западных — Г. Вельфлина, М. Дворжака, Э. Панофского, С. Яроциньского и др. Выявление специфики восточных философско-эстетических, художественных традиций, их влияния на западноевропейское искусство (главным образом, импрессионистическое) осуществлялось на основе исследований Т. И. Бреславца, В. Е. Бродского, Т. П. Григорьевой, Е. В. Завадской, А. Н. Мещерякова, Н. С. Николаевой, Г. Померанца и др. При обращении к проблеме рефлексии импрессионизма как культурной тенденции, реализующейся в различных сферах культуры, были использованы работы М. В. Алпатова, Л. Г. Андреева, Н. Бродской, Н. А. Дмитриевой, В. Т. Захаровой, И. В. Корецкой, В. Круглова, В. А. Леняшина, В. Н. Прокофьева, Л. В. Усенко, В. А. Филиппова и др. Вышеперечисленные источники позволили обеспечить необходимую для исследования репрезентативность и достоверность, решить поставленные в диссертации задачи.

Методологическую основу исследования составляет культурологический подход, поскольку все художественные, философские, научные явления культуры рассматривались в культурно-историческом контексте эпохи, с точки зрения их культурной значимости. Эстетический, искусствоведческий анализ и элементы герменевтического метода использовались для определения особенностей художественного видения, образного языка импрессионистического искусства. Описательный и компаративистский методы, системный анализ применялись для выявления специфики, общих и «конфликтных» тенденций эпохи в искусстве, науке и других сферах культуры. Использование системного подхода позволило наиболее полно выявить характерные особенности и многообразие проявлений изучаемого явления.

Научная новизна исследования состоит в применении комплексного подхода к рассмотрению феномена импрессионизма, позволившем системно, с привлечением междисциплинарного инструментария обозначить его сущностьв переоценке традиционных подходов в осмыслении специфики мировоззренческих оснований западноевропейской культурной парадигмы второй половины XIX века, что позволило показать представленность импрессионизма как универсальной, культурно-парадигмальной, мировоззренческой тенденции. Содержательный анализ импрессионистического мировоззрения позволил раскрыть его онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования вносят вклад в теорию и историю культуры обобщением подходов западных и отечественных мыслителей Х1Х-ХХ веков в понимании сущностных характеристик импрессионизма как универсального явления культуры, а также способствуют осознанию значимости импрессионистического мировоззрения в ряду ключевых культурологических проблем. Прослеженный в диссертации процесс формирования импрессионистических тенденций в западноевропейской культуре открывает новые возможности для культурологической: теории и практики. Сформулированные в исследовании теоретические положения, обобщения^ и выводы могут быть использованы в ходе дальнейших разработок вопросов функционирования культуры в условиях мировоззренческих трансформаций. Материалы диссертационного исследования: также могут быть использованы при подготовке учебных курсов по теории и истории культурыфилософии культуры и искусства, эстетике, истории искусства.

Апробация-работыМатериалы диссертационного исследования были Г — • ' представлены в публикациях, отдельные положения обсуждались на I и II Международных научных конференциях «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 17−18 декабря 2003 г.- 23−24 декабря 2004 г.), научно-практической межвузовской конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (г.Нижневартовск, 26 марта 2005 г.), X межвузовской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретацйи» (г. Бийск, 16−17 мая 2005 г.), научно-практической конференции «Синтез и художественное творчество» (г. Нижневартовск, 15 марта 2007 г.), методологических семинарах кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Положения, выносимые на защиту:

I. Импрессионизм как культурное явление формируется, в рамках художественной культуры, Франции XIX века. и является не только художественным методом, стилистическимнаправлениемв искусстве определенного исторического периода, но, прежде всего — своеобразной вневременной формой художественного видения. Основные особенности импрессионистического видения состоят в. синтетичности, субъективности, непосредственности, стремлении к. целостности и обобщению, отсутствии центральной точки зрения. Проявления импрессионистического видения можно обнаружить в творчестве: Д. Веласкеса, Х. Рембрандта и других художников. Очевидно, что импрессионистическое видение, будучи не только своеобразной художественной тенденцией, но и особого рода мировосприятием, определяет формирование специфической системы отношения человека к миру.

2. Импрессионизм является последним целостным направлением в художественной культуре Нового времени и согласно западноевропейской научной традиции, он, по сути, открывает эпоху модернизма. Переходный характер импрессионистического мировоззрения наиболее ярко проявляется, когда предпринимаются попытки однозначного его определения и нахождения «генетических» связей с идеалистической или материалистической философией. Импрессионистическое мировоззрение в полной мере проявляет всю сложность культурной атмосферы своего времени, в концентрированной форме выражает противоречия эпохи и предлагает возможный вариант выхода из состояния кризиса.

3. Становление импрессионистического мировоззрения во многом связано с влиянием художественных и философских традиций Востока. Художники-импрессионисты применяли живописные приемы японского искусства, органично соединив их с европейскими принципами живописи. Параллелизм этих явлений — от выбора выразительных средств до особенностей построения художественного образа — свидетельствует о единстве более высокого порядка, единстве мировосприятия, общих ценностных установках. Непротиворечивость системы отношений «человекприрода», стремление к эстетизации окружающего мира, обыденных фрагментов бытия — все это внутренне роднит культурные миры Запада и Востока, является показателем общности мировоззренческих основ культуры.

4. Онтологическая проблематика импрессионистического мировоззрения реализуется в особом понимании категорий пространства и времени. Анализ художественных произведений позволяет рассматривать импрессионизм как явление, преодолевающее ренессансные традиции в ю понимании пространственно-временных отношений и, одновременно, через доминирование категории времени в ряду других атрибутов импрессионистической картины мира, формирующее новую художественную парадигму — уже XX века. Гносеологическая парадигма импрессионистического мировоззрения определяется как импрессионистическое понимание". Фундаментальное различие между «пониманием» и «познанием» (западноевропейской гносеологической парадигмой) заключается в позиции человека, осваивающего мир.

5. Художественный язык, созданный импрессионистами, стал выражением, с одной стороны, деструкции западноевропейской культуры, а с другой — формирования новой системы ценностей в европейской культуре рубежа XIX—XX вв.еков. В отношении аксиологических приоритетов импрессионистическое мировоззрение реализуется в гармоничном, равновесном восприятии внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, единстве и взаимопроникновении макрои микромира, оптимистичном и созерцательном осуществлении человека в культуре.

Структура и объем диссертации

обусловлены последовательностью решения поставленных задач исследования. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографию, общий объем работы — 156 страниц, библиографический список составляет 186 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, подводя итоги диссертационного исследования, отметим, что предпосылки формирования импрессионистического мировоззрения можно обнаружить на четырех уровнях культуры:

1) живопись Франции последней трети XIX века;

2) художественная культура Франции XIX века;

3) западноевропейская культура Нового времени;

4) интеркультурный уровень.

Оформление импрессионизма как целостного культурного феномена происходит в живописи — актуальном для данного времени виде искусства, одном из наиболее чутко реагирующих на трансформации культуры и общественного сознания. Сами импрессионисты неоднократно заявляли, что, несмотря на уверения критиков, целью их творческой деятельности не было ниспровержение складывавшейся веками западноевропейской художественной традиции, напротив — ее развитие посредством расширения спектра живописных тем и сюжетов, обогащения изобразительного языка искусства, включения в творческую деятельность принципиально новых средств и методов создания картины. Камиль Писсарро утверждал: «Наши учителя — Это Клуэ, Николя Пуссен, Клод Лоррен, XVIII век с Шарденом и группа 1830-х годов с Коро"1. Для творчества импрессионистов характерно не слепое подражание великим живописцам прошлого в технике и стиле, не механическое заимствование художественных открытий предшественников, но — качественная переработка, синтез лучших в истории искусства достижений и претворение их в жизнь актуальными для эпохи художественными средствами.

Если обратиться к истокам формирования импрессионистического мировоззрения в контексте художественной культуры Франции, то становится очевидным факт не всегда осознаваемого предчувствия деятелями искусства грядущих существенных перемен в выборе приоритетов.

1 Мастера искусства об искусстве. Т.5. М., 1969. С. 85.

136 современного им и будущего искусства. Однако эпатаж и провокации публики к скандалам в отношении импрессионистов свидетельствуют о мобилизации ресурсов, внутренней готовности и стремлению художников к преобразованиям. Творчество живописцев, поэтов и прозаиков, композиторов свидетельствует не только о стилистической неоднородности художественной среды Франции XIX века (классицизм, романтизм, реализм, символизм), но и о глубоких культурных противоречиях, подготовивших почву для становления импрессионистического видения и мировоззрения. С другой стороны, революционные изменения в изобразительных искусствах, и прежде всего, конечно в живописи, запустили механизм разрушения традиционного художественного языка и распространились на поэзию, прозу, музыку. Со всеми основаниями можно говорить о том, что импрессионизм является не последним стилистическим направлением Нового времени, но первым модернистским, и открывает историю уже современного искусства.

Проведенный анализ импрессионистического видения свидетельствует об универсальном характере его проявлений в отдельных сферах культуры Франции, европейской культуры в целом, а также иных культурах и в разные исторические периоды. Закономерно возникает вопрос: почему импрессионистическое видение преобразовалось в систему мировоззрения и что способствовало формированию импрессионизма как единого направления в искусстве именно в условиях западноевропейской культуры Нового времени?

По нашему мнению, решающим фактором, способствовавшим возникновению импрессионизма, является кризисный характер западноевропейской культуры данного периода. Разработка и принятие рационалистической и эмпирической методологии познания мира как единственно целесообразной имело для европейской культуры далеко идущие последствия — полную трансформацию системы социальных, политических, экономических отношений. Развитие системы капиталистических отношений, урбанизация, индустриализация* сопровождались унификацией и стандартизацией образа жизни, крайний индивидуализм — отчуждением и все возрастающим чувством одиночества человека в мире. Импрессионизм явился выражением кризиса рационалистической картины мира, своеобразным протестом против принятой в западноевропейской культуре системы ценностей, и одновременно открыл возможность преодоления кризиса, посредством устранения дисбаланса и асимметрии отношений «человек — природа», «человек — общество».

В истории культуры известен еще один тип импрессионистического мировоззрения — он представлен японской культурой. Важнейшим отличием функционирования импрессионистического мировоззрения (и в его восточном варианте, в том числе) от западноевропейского, на напг взгляд, является присущее первому гармоничное, непротиворечивое осуществление человека в мире. Итак, определять импрессионизм исключительно как направление во французской^ живописи последней трети XIX века — значит искусственно обеднять понятие, сужать спектр его смысловых значений. Импрессионизм может быть понят, как культурная универсалия, тенденция, своеобразно проявлявшая себя в различные эпохи и в сферах, не ограниченных исключительно живописью. Однако на каком бы уровне не рассматривалось проявление импрессионистического мировоззрения — как узко-художественного явления или как универсальной межкультурной тенденции, при его реконструкции неизбежно встает проблема определения его сущностных характеристик.

Изучение формальных элементов произведений художников-импрессионистов позволяют осуществить анализ содержательной стороны их творчества и выйти, таким образом, на уровень импрессионистического мировоззрения. Сущность импрессионистического мировоззрения, по нашему мнению, кроется в оригинальном решении комплекса онтологических, гносеологических и аксиологических проблем бытия человека в культуре.

О формировании нового онтологического понимания пространственно-временных отношений свидетельствовало, прежде всего, применение художниками принципиально новых изобразительно-выразительных средств. От традиционного уже с эпохи Возрождения отображения действительности в ее одновременности, линейности и с единым композиционным центром, импрессионисты перешли «к объективации действительности в ее пространственной и временной многомерности"1. Художники-импрессионисты отказались от утверждения средствами изобразительного искусства чувственно постигаемого и интеллектуально осмысляемого мира, как относительно стабильного предметно-пространственного бытия, в пользу понимания мира как процесса всеобщих переформирований и беспрерывного взаимодействия пространства и времени.

Осознанное переживание онтологического единства человека с миром (а не любование им, как внешним объектом), составляет основу созерцательного отношения художника-импрессиониста к природе. Это отношение основано на гармоничном, подвижном двуединстве субъективного и объективного, внешнего и внутреннего. Импрессионистическое мировосприятие эмоционально, оптимистично, что находит непосредственное выражение в тотальной эстетизации жизни и творчества.

Обозначенный выше комплекс онтологических и аксиологических аспектов импрессионистического мировоззрения определяет специфику осуществления гносеологических установок. Осмысление мира как единого, целостного и неделимого не позволяет человеку противопоставлять себя предмету изучения. Культурное пространство импрессионистического «понимания» многомерно, что обусловлено гетерогенностью содержаний, стягиваемых в акте понимания в одно целое. Следствием этого является то, что человек, находящийся в культурном пространстве, может «понимать», не.

1 Прокофьев, В. Н. Живопись Эдуарда Мане // Прокофьев В. Н. Статьи разных лет. М., 1985. С.117−118.

139 вычленяя ничего из сложного целого. При этом сам акт «понимания» осуществляется не последовательно, а одновременно — посредством импрессионистического видения. Основой понимающей гносеологической парадигмы в культуре Запада выступает импрессионистическое видение, а в восточной культуре — иероглифическое мышление.

Основное значение импрессионистического мировоззрения заключается в интуитивном постижении глобального культурного кризиса западноевропейской цивилизации и выведении его, посредством применения специфически художественных средств, на уровень общественного сознания, а так же в декларации возможных путей его преодоления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.В. Этюды по всеобщей истории искусств / М. В. Алпатов. -М.: Просвещение, 1979. -413с.
  2. , Л.Г. Импрессионизм = ХтргезБЮптзте: Видеть. Чувствовать. Выражать / Л. Андреев. М.: Гелиос, 2005. — 320с.
  3. , Н. Выставка французской живописи из Вашингтона / Н. Апчинская // Пространство картины: сб. статей / сост. Н. О. Тамручи. -М.: Сов. художник, 1989. 368с.
  4. , В.Г. Западное искусствознание XX века / В. Г. Арсланов. -М.: Академический проект- Традиция, 2005. 864с.
  5. , О.Ю. Особенности самоидентификации личности в процессе художественного освоения мира в период культурного кризиса России конца XIX начала XX века: автореферат диссертации /О. Ю. Астахов. — Кемерово, 2000. — 18с.
  6. Бальзак об искусстве: статьи, письма, рецензии и отрывки / сост. В. Р. Гриб. М.-Л.: Искусство, 1941. — 527с.
  7. , Д.В. Языки культуры в художественном произведении как семиотической системе: автореферат дис.. кандидата философских наук: 24.00.01 / Д. В. Барышникова. М., 2005. — 30с.
  8. Ю.Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый- сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. — 528с.
  9. П.Бергсон, А. Творческая эволюция / А.Бергсон. СПб.: б. и., 1914.
  10. , Ш. Об искусстве / Ш. Бодлер- сост. Ю. Н. Стефанова, А. Д. Чегодаева, вступ. ст. В. В. Левика. М.: Искусство, 1986. — 421с.
  11. , В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция: конец XIX начало XX века / В. И. Божович. — М.: Наука, 1987. — 320с.
  12. М.Бореев, Ю. Б. Эстетика: в 2 т. Т. 1./ Ю. Б. Бореев. Смоленск: Русич, 1997.-627с.
  13. , В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 1999.-704с.
  14. , Н. Импрессионизм: открытие света и цвета / Н. Бродская. -СПб.: Аврора, 2002. 256с.
  15. , В.Е. Японское классическое искусство. Живопись. Графика: очерки / В. Е. Бродский. М.: Искусство, 1969. — 287с.
  16. , Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста / Д. Бурлюк. -СПб.: Питер, 1994. 387с.
  17. , П. Об искусстве / П. Валерии. М.: Искусство, 1976. — 622с.
  18. , О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890 1920гг.) / О. Вальцель- пер. с нем. О. М. Котельниковой, — под ред. В. М. Жирмунского. — Пг.: Academia, 1922. -94с.
  19. Ван Гог, В. Письма к брату Тео / В. Ван Гог- пер П. Мелковой. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 384с.
  20. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский. М.: Искусство, 1988. — С.231.
  21. , Г. Истолкование искусства / Г. Вельфлин. М.: б. и., 1922. -[214 с].
  22. , Г. Основные понятия истории искусств: проблемы эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. — 290с.
  23. , К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних времен до XIX столетия): в 3 т. Т.1. / К. Вёрман. -М.: ACT, 2000.-944 с.
  24. , Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. М.: Издательство В. Шевчук, 2004. — 368с.
  25. , В.Г. Стили в искусстве: словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). В 3 т. Т.1 / В. Г. Власов. СПб: АОЗТ «Кольна», 1995. — 680 с.
  26. , А. Ренуар / А. Воллар, пер. с франц. Н. Тырсы- предисл. A.B. Луначарского СПб.: Аврора, 1992. — 238с.
  27. , В.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике: монография / В. А. Волобуев. М.: МГУКИ, 2001. — 296с.
  28. , М. Лики творчества / М. Волошин. Л.: Наука, 1988. — 421с.
  29. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-350с.
  30. , Е.М. Роль Коро в становлении французского пейзажа XIX века: автореферат диссертации / Е. М. Гайдукевич. М., 1964. — 20с.
  31. , Р. Импрессионизм в искусстве и жизни / Р. Гаман. М.: Изогиз, Фабрика книги «Красный пролетарий», 1935. — 180с.
  32. , A.B. О двух толкованиях понятия «настроение» в русском символизме / A.B. Геворкян // Вестник Московского университета. — 1998. № 6 — С. 24−33. — (Сер. 9- Филологи).
  33. , Э. и Ж. Дневник. В 2-х тт. Т.1. / Э. и Ж. Гонкур- М.: Худлит, 1964.-711с.
  34. , Э. и Ж. Дневник. В 2-х тт. Т.2. / Э. и Ж. Гонкур М.: Худлит, 1964.-750с.
  35. , Э. и Ж. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. / Э. и Ж. Гонкур. М.: б. и., 1972. — 489с.
  36. , Г. Э. К проблеме интерпретации категорий традиционной китайской философии / Г. Э. Горохова // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. — С.27−53.
  37. И. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М.: б. и., 1914.
  38. , Ю.А. Эпистемологические основания художественного творчества: На материале мифологии импрессионизма: автореферат диссертации. кандидата философских наук: 09.00.01 / Ю. А. Грибер -Смоленск, 2004. 24 с.
  39. , Т.П. Дао и логос / Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1992. -367с.
  40. Гришин, Михаил Владимирович. Взаимодействие художественных культур Японии и стран Запада во второй половине XIX—XX вв.еках: автореферат диссертации. кандидата культурологии: 24.00.01 / М. В. Гришин. Москва, 2003. — 24с.
  41. , И.Е. Судьба картины в европейской живописи / И. Е. Данилова. СПб.: Искусство — СПБ, 2005. — 294с.
  42. , С.М. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве / С. Даниэль. СПб.: Искусство, 2002. -304с.
  43. , С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. — 223с.
  44. , М. История искусства как история духа / М. Дворжак- пер. с немец. A.C. Сидорова, B.C. Сидоровой, А.К. Лепорка- под общ. ред. А. К. Лепорка. СПб.: Академический проект, 2001. — 336с.
  45. , Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках /
  46. Э.Делакруа. М.: Изд-во Академии художеств, 1960. — 381с.
  47. , Н.С. Генезис русского импрессионизма: автореферат диссертации. кандидата искусствоведения: 17.00.04. / Н.С.
  48. . М., 2007. — 24с.
  49. , H.A. Передвижники и импрессионисты / H.A. Дмитриева // Из истории русского искусства 2-й п. XIX — н. XX века: сб. исследований и публикаций / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания Министерства культуры СССР. М., 1978. — С. 18−39.
  50. , М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм / М. А. Дрюк // Вопросы философии. 2004. — № 10. -С.102−113.
  51. , М.Г. Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре: автореферат диссертации / М. Г. Дьякова. Саранск, 1998. -19с.
  52. , B.C. Искусство и картина мира / B.C. Жидков, К. Б. Соколов. -СПб.: Алетейя, 2003. 464с.
  53. Э. Живопись и реальность / Э. Жильсон- Пер. с франц. Н. Б. Маньковская. М.: РОССПЭН, 2004. — 367с.
  54. , Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская. М.: Искусство, 1975. — 440с.
  55. Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. В. Даниловой.-М.: Искусство, 1975. 207с.
  56. , Э. Эдуард Манэ / Э. Золя- пер. с франц. В.Н. Аникеевой- Предисловие М. К. Клеман. Л.: Изд-во Ленинградского обл. союза советских художников, 1935.- 39с.
  57. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы / пер. с франц. П. В. Мелковой. Л.: Искусство, 1996. -227с.
  58. Импрессионисты, их современники, их соратники / под ред. А. Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1975. — 313с.
  59. Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа / отв. ред. O.A. Кривцун. СПб.: Алетейя, 2000. — 307с.
  60. История китайской философии / общ. ред. и послесловие МЛТитаренко. -М.: Прогресс, 1989. 552с.
  61. , H.H. Французский портрет ХГХ века / H.H. Калитина. М.: Искусство. — 279с.
  62. Камиль Писсарро: Письма. Критика. Воспоминания современников / авт. вступит, статьи и примеч., сост. К.Богемская. М.: Искусство, 1974.-316с.
  63. , В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб.: Азбука, 2001.-560с.
  64. Кантор- А. «Старые мастера» Фромантена и французское искусство-второй половины XIX века / А. Кантор // Западноевропейское искусство- второй половины XIX века: сб. статей' / под ред. Б. Р. Виппера, И. В. Даниловой. -М., 1975. С. 77−91.
  65. , Л.Б. Взаимодействие философии и искусства как предмет теоретического осмысления в западной культуре: автореферат дис.. доктора философских наук: 09.00.13 / Л. Б. Капустина / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2004. — 30с.
  66. , К. Пейзаж в искусстве / К. Кларк- пер. с англ. H.H. Тихонова. -СПб.: Азбука-классика, 2004. 304с.
  67. Коро художник, человек. Документы. Воспоминания / сост. Е.М. Гайдукевич- пер. с франц. З. К. Манакиной. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 184с.
  68. , О. Импрессионизм / О. Кочик // Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой. М.: Искусство, 1975. — С. 17−37.
  69. , И.Н. Письма, статьи: в 2 т. Т.1. / И. Н. Крамской. М.: Изд-во Академии художеств, 1965. — 315с.
  70. Креспель, Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов / Ж.-П! • Креспель. М.: Молодая гвардия, 1999. — 301с.
  71. , O.A. Влияние культурно-исторического процесса на неравномерное развитие видов искусств / O.A. Кривцун // Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа / отв. ред. O.A. Кривцун. СПб.: Алетейя, 2000. — С.28−69.
  72. , O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994.-С. 29−51.
  73. , O.A. Ценности культуры и судьбы искусства / O.A. Кривцун. -М.: Знание, 1989.-64 с.
  74. , O.A. Эстетика: учеб. / O.A. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 1998.-430с.
  75. , В. Импрессионизм в России / В. Круглов // Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея / авторы-сост. каталога и биографий В. Круглов, А. Низамутдинова. СПб.: б. и., 2002. С. 7−40.
  76. , Е.А. Эстетика импрессионизма / Е. А. Кузнецова // Вестник Московского университета- 2000. № 2. — С.83−90. — (Серия 9. Философия).
  77. , А. История искусства как археология визуальности / А. Курбановский // Искусствознание. 2005. -№ 2. — С.252−273.
  78. , С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер- пер. с англ. С.П. Евтушенко- общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. М.: Республика, 2000. — 287с. -(Мыслители XX века).
  79. , М. Лучизм / М.Ларионов. М.: б. и., 1913. — 21с.
  80. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Леонардо да Винчи. СПб.: Азбука, 2001. — 704с.
  81. , Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. — 223 с.
  82. , C.B. Импрессионизм в поэзии Поля Верлена: автореферат диссертации / C.B. Логиш. М., 1987. — 24с.
  83. , С.К. Силуэты русских художников / С. К. Маковский. М.: Республика, 1999. — 383с.
  84. , Г. Метод экспрессионизма в живописи / Г. Марцинский- под ред. Н.Э. Радлова- пер. Б. Казанского. Петроград: Academia, 1923.-65с.
  85. Мастера искусства об искусстве. Т.5 (1). М.: Искусство, 1969. — 874с.
  86. , А. Пространство и материя в пластике Родена / А. Матвеева // Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой. М.: Искусство, 1975. — С.53−64.
  87. , А. Заметки живописца / А. Матисс- пер. с фр., англ. СПб.: Азбука, 2001.-640с.
  88. , В.А. Принципы концептуализации субъектом познания своих теоретико-методологических оснований / В. А. Медведев // Известия Уральского государственного университета. 2007. — № 54. -С. 9−23.
  89. Мелик-Пашаев, A.A. Эстетическое отношение к природе как источник творчества / A.A. Мелик-Пашаев // Человек. 1991. — № 6. -С.23−29.
  90. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника / A.A. Мелик-Пашаев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 271с.
  91. , А.Н. Культурные функции японских топонимов / А. Н. Мещеряков // Вестник РГТУ. 2000. — № 2. — С.53−76.
  92. , К. Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера / К.Моклер. -М.: б. и. 1909. 144с.
  93. ЮЗ.Наливайко, Д. С. Искусство: направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. — 240 с.
  94. , Е. Тернер / Е. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1976. — 208с.
  95. , P.C. Психологический словарь / P.C. Немов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560с.
  96. , Н.С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI — начало XX в.: автореферат диссертации/ Н. С. Николаева. — М., 1998. -50с.
  97. , Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения / Ф.Ницше. М.:
  98. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 1056с.
  99. , Е.В. Китайский сад модель взаимоотношений Человека и Природы / Е. В. Новикова // Человек и Природа в духовной культуре Востока / ред.-сост. Н. И. Фомина. — М., 2004- С. 396−417.
  100. , М.М. История культуры и история искусства / М. М. Новикова // Вопросы культурологии: сб. науч. тр., посвященный 60-летниму юбилею профессора В. И. Полищука / отв. ред. JI.A. Полищук, Г. Т. Тухтиева. Нижневартовск, 2005 — С.126−178.
  101. , М.М. Обновление художественного языка как эстетическая проблема / М. М. Новикова // Вопросы этики и эстетики: сб. науч. тр. / отв. ред. Р. А. Бурханов, В. И. Полишук. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. С. 80−85.
  102. ПЗ.Нордау, М. Вырождение / М. Нордау- пер. с нем. и предисл. Р.И. Сементковского- Современные французы / пер. с нем. A.B. Перелыгиной, послесл. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1995. -400с.
  103. Ортега-и-Гассет, X. Веласкес. Гойя. / X. Ортега-и-Гассет- пер. с исп., вступ. статья И. В. Ершовой, М. Б. Смирновой, комментарий и указ. имен В. М. Володарского. М.: Республика, 1997. — 351с.
  104. Ортега-и-Гассет, X. О точке зрения в искусстве/ X. Ортега-и-Гассет // X. Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — С. 35
  105. , Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Э. Панофский- пер. с англ. А.Г.Габричевского- общ. ред. и послесл. В. Д. Дажиной. М.: Искусство, 1998. — 362с.
  106. , С. Моне / С. Патен- пер. с франц. М.: Астрель, Изд-во ACT, 2002.- 176с.
  107. , К. Письма. Критика. Воспоминания современников / К. Писсарро- авт. вступит, статьи и примеч., сост. К.Богемская. М.: Искусство, 1974. — 316с.
  108. По лишу к, В. И. Культура: мир познания и жизни / В. И. Полищук, М. М. Новикова, Б. В. Емельянов Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008. — 380 с.
  109. , Г. Две модели познания / Г. Померанц // Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1996. — С.41−53.
  110. , В.Н. Постимпрессионизм / В. Н. Прокофьев. М.: Искусство, 1973.-216с.
  111. , В.Н. Статьи разных лет / В. Н. Прокофьев. М.: Республика, 1985. — 178с.
  112. , H.H. Импрессионистический период в творчестве М.Ф. Ларионова / Н. Н. Пунин // Пунин, H.H. Русское и советское искусство. -М.: Советский художник, 1975. С.132−135.
  113. , Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. СПб.: Азбука-классика, 2001. — 320с.
  114. , Дж. История импрессионизма / Дж. Ревалд- пер. с англ. В. П. Мелковой- вступ. ст. и общ. ред. М. А. Бессоновой. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 2002. — 416с.
  115. , Дж. Постимпрессионизм / Дж. Ревалд. М.: Республика, 1996.-465с.
  116. , О. Импрессионисты перед публикой и критикой / О.Рейтерсверд. М.: Искусство, 1974. — 299с.
  117. , Ж. Огюст Ренуар / Ж. Ренуар. М.: Изд-во Академии художеств, 1970. — 314с.
  118. Руссо, Ж.-Ж. Избранные произведения: в 3 т. Т.З. / Ж.-Ж. Руссо. М.: Просвещение, 1961.-426с.
  119. , И. Эстетические принципы импрессионизма / И. Сапего // Искусство. 1974. — № 5. — С.55−83.
  120. , В.Р. Цивилизационное взаимодействие «Запад-Восток»: философско-методологический анализ: автореферат дис.. кандидата философских наук: 09.00.11 / В. Р. Свечкарева Волгоград, 2008. — 24 с.
  121. , Т.А. Проблема кризиса культуры в новоевропейском сознании: автореферат диссертации /Т. А. Семилет.- СПб.: Питер, 1997. -40с.
  122. , Т.Н. К вопросу о специфике организации японского культурного пространства / Т. Н. Снитко // История и культура Японии / отв. ред. В. М. Алпатов. М., 2002. — С.252−270.
  123. , П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1992.- 542с.
  124. , Р. История западного мышления / Р. Тарнас. М.: Крон-Пресс, 1995.-448с.
  125. , Л. Импрессионизм в русской скульптуре / Л. Трифонова. СПб.: Петербург — XX век, 2002. — 56с.
  126. , Я.А. Проблемы и характеристики: сб. художественнокритических ст. / Я. А. Тугендхольд. — Пг.: Аполлон, 1915. 108с.
  127. , Я.А. Эдгар Дега и его искусство / Я. А. Тугендхольд. -М.: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. 90с.
  128. , В. Судьба пейзажа в эпоху пленэра / В. Турчин // Искусствознание. 1999. — № 2. — С.249−270.
  129. Тэн, И. Философия искусства / И. Тэн.- М.: Республика, 1996 351с.
  130. , А.Р. Чудесный век. Положительные и отрицательные итоги XIX столетия / А.Р. Уоллес- пер. с англ. JI. Лакиера. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1900. — 115с.
  131. , Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века / Л. В. Усенко. — Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. 240с.
  132. Федоров-Давыдов, A.A. Русский пейзаж XVIII н. ХХ века: Исследования. Очерки. История. Проблемы. Художники / A.A. Федоров-Давыдов. — М.: Советский художник, 1986. — 300с.
  133. Федоров-Давыдов, A.A. У истоков русского «импрессионизма"/А. А. Федоров-Давыдов // Русская живопись XIX века: сб.ст. / под ред. В. М. Фриче.-М., 1929.-С. 116−131.
  134. , В.Е. Становление импрессионизма в поэзии Поля Верлена: автореферат диссертации. кандидата филологических наук: 10.01.03. /
  135. B.Е. Федотова. Б.м., 2004. — 24с.
  136. , Е.Л. Секреты живописи старых мастеров / Е. Л. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 317с.
  137. , В.А. Импрессионизм в русской живописи / В. А. Филиппов. М.: Белый город, 2003. — 320с.
  138. , P.E. Искусство буддизма / Р. Е. Фишер. М.: СЛОВО, 2001.224 с.
  139. , П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П.А. Флоренский- сост. игумена Андроника (А.С.Трубачева). М.: Мысль, 2000. — 446с.
  140. Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. М.: Советский художник, 1972. — 205с.
  141. , В.М. Социология искусства / В. М. Фриче. М.: Едиториал УРСС, 2003.-208с.
  142. , Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в изучении художественной культуры: автореферат диссертации. кандидата философских наук: 09.00.04. / Е. Г. Хилтухина. Л., 1984. — 24с.
  143. , Б. Импрессионизм в изобразительном искусстве /Б.Христансен // Христиансен, Б. Философия искусства. СПб., 1911. — С.255−278.
  144. , А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М., 1992. -364с.
  145. , О. Закат Европы / О. Шпенглер- Вступит, ст. и комм, д.ф.н., проф. Г. В. Драча. -Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 640с.
  146. , О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 ч. 4.1 / О. Шпенглер- пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. -М., 1998.-215с.
  147. , Г. К. Эстетическая мысль и традиционная художественная культура Японии / Г. К. Щедрина // Культура и мировоззрение: методологические и методические вопросы: сб. науч. тр. / ред.-сост. В. И. Смирнов. СПб.: б. и., 1994. — С.62−76.
  148. Эдгар Дега: Письма. Воспоминанья современников / пер. с франц. М. Казениной, пер. с англ. Т. Полевой, Ю. Полева- сост. и примеч. В. Прокофьева- вступит, статья Я. Тугендхольда. М.: Искусство, 1971. -304с.
  149. Эдуард Манэ: Письма. Воспоминания. Критика современников. М.: Искусство, 1965. — 296с.
  150. , М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Академический проект, 2001.-240с.
  151. Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. 305с.
  152. , А.Е. Диалог восток-запад как проблема философии культуры: На примере развития диалога культуры Японии и Европы XVIII—XX вв.еков: автореферат диссертации. кандидата философских наук: 09.00.13. / А. Е. Юнак. Ростов-н/Д., 2006. — 24с.
  153. , Н.В. Пейзаж барбизонской школы / Н. В. Яворская. М.: Искусство, 1962. — 347с.
  154. , А. О построении пространства в современной картине / А. Якимович // Пространство картины: сб. ст. / сост. Н. О. Тамручи. М.: Советский художник, 1989. — 368с.
  155. , Е.А. Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX веке / Е. А. Якимович. М.: Макс-Пресс, 2001. — 72с.
  156. , С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С. Яроциньский- пер. с польского С. С. Попковой М.: Прогресс, 1978. — 232с.
  157. Bazin, G. L’epoque impressionniste/ G. Bazin Paris: Editions Pierre Tisne, 1947.-95p.
  158. Caurthion, et Cailler. Manet raconte par lui-meme et par ses amis/ Caurthion et Cailler. Geneve: Skira, 1945. — 165p.
  159. Cogniat Raymond. Le siecle des Impressionnistes / R. Cogniat. Paris: Flammarion, 1959. — 207p.
  160. Compagnon Antoine. Les cinq paradoxes de la modernite / A. Compagnon. -Paris: Seuil, 1990.- 191p.
  161. Daix, Pierre. L’Aveuglement devant la peinture/ P. Daix. Paris: Gallimard, 1971.-268p.
  162. Durand, Pascal. Crises Mallarme via Manet (De «The Impressionists and Eduard Manet» a «Crise de vers»)/ P. Durand. Leuven (?): Peeters Vrin, 1998.-271p.
  163. Francastel, P. L’Impressionisme /P. Francastel. Paris: Gallimard, 1974. — 218p.
  164. Francastel, P. Peinture et Societe. Naissance et destruction d’un espace plastique de la Renaissance au /P. Francastel. Paris: Gallimard, 1965.-247p.
  165. Histoire de la France: des origines a nos jours / Sous la direction de Georges Duby. Paris: Larousse, 2000. — 1208p.
  166. Huyghe Rene. La releve du reel. Impressionisme, symbolisme. La peinture francaise au 19 siecle/ R. Huyghe. Paris: Flammarion, 1974. — 478p.
  167. Jullian, Rene. Le mouvement des arts du romantisme au symbolisme: Arts visuals, musique, litterature / R. Jullian. Paris: Albin Michel, 1979. — 589p.
  168. Larquet, Paul. L’art et l’histoire/ P. Larquet. Paris: Payot, 1922. — 302p.
  169. Mouton, Jean. Du silence au mutisme dans la peinture/ J. Mouton. Paris: Desclee de Brouwer, 1959. — 182p.
  170. Picon Gaetan. 1863: naissance de la peinture moderne/ Picon Gaetan. -Geneve: Skira, 1974. 169p.
  171. Roberts-Jones Philippe. L’alphabet des circonstantes. Essais sur l’art des 19 et 20 siecles / Roberts-Jones Philippe. Bruxelles: Palais des academies, 1981.-458p.
  172. Roger-Marx C. Les impressionnistes / C. Roger-Marx. Paris: Payot?., 1956.-213p.
  173. Serullaz M. Les peintres impressionnistes / M. Serullaz. Paris: Payot?., 1959.- 147p.
Заполнить форму текущей работой