Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Единое и универсальное Музыкальное бытие А.Н. Скрябина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании показано, что такие взгляды А. Н. Скрябина не являются случайными и наследуют представления о бытийственности музыки в мировоззрении многих мыслителей разных эпох. Понятие Музыкального бытия, или «первомузыки», лежащее в основе философии и эстетики Скрябина, выражает гармонию и ритмы многообразной человеческой жизни, зарождения и движения Вселенной. Оно тесно связано, как это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философия и музыка в творчестве А. Н. Скрябина и бытие музыки в истории эстетики
    • 1. 1. Философия и музыка в творчестве А.Н.Скрябина
    • 1. 2. Онтология музыки в эстетике как отражение Музыкального бытия
    • 1. 3. Учения о Всеединстве и Всеискусстве, о значении музыки и Мистерии в эволюции космоса и человечества (В.С.Соловьев, Е. П. Блаватская, младосимволисты)
  • Глава 2. Эстетика и философия Музыкального бытия
  • А.Н.Скрябина
    • 2. 1. Понятие Музыкального бытия
    • 2. 2. Красота Музыкального бытия А.Н.Скрябина
      • 2. 2. 1. Красота музыки. Мистика и возрождение. «Мистерия».g у
      • 2. 2. 2. Красота природы, человека, Вселенной
      • 2. 2. 3. Искусство, синтез искусств, Всеискусство. Ю
  • Глава 3. Эволюция Музыкального бытия и его преобразование в мировоззрении А.Н. Скрябина
    • 3. 1. Музыкальное бытие в Первоедином хаосе большого
    • 3. 2. Универсальное множество Музыкального бытия
    • 3. 3. Экстаз — Orgiaque и «вновь абсолютный покой»

Единое и универсальное Музыкальное бытие А.Н. Скрябина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение к ценностям русской культуры рубежа Х1Х-ХХ столетий и формирование отношения к ним — неотъемлемая часть духовного развития современного российского общества. Взгляд на многогранное творчество художников и мыслителей эпохи Серебряного века дает возможность глубже понять русскую культуру и искусство, сложившиеся на рубеже двух новых веков и двух новых тысячелетий, и преодолеть современный кризис философско-эстетических взглядов, опираясь на путь русской интеллигенции, по которому она шла 100 лет назад.

Исследование творчества создателей русского Ренессанса показывает разнообразные и многочисленные грани яркого и сложного мировоззрения. Перед нами раскрывается переплетение философских взглядов с глубоким эстетическим переживанием жизни и человека, воплощенное в художественных и философских произведениях, формулируются обширные задачи преобразования мира, которые авторы ставят перед своим творчеством. Следуя за Н. В. Гоголем и Ф. М. Достоевским, П. Т. Чайковским и М. П. Мусоргским и другими классиками «золотого века» русской литературы и искусства, В. С. Соловьев и С. Н. Булгаков, Д. Мережковский и С. Рахманинов, многие другие великие россияне сформировали глубокие философские и религиозные взгляды, которые были неразрывно слиты с художественным видением мира и стремлением к его изменению по законам нравственности и красоты.

В истории русской культуры уникальна личность и творчество А. Н. Скрябина (1872−1915). Он был гениальным композитором и неповторимым исполнителем своих произведений и вместе с тем обладал своеобразными философскими и эстетическими взглядами. Это не только великий музыкант, но и глубокий мыслитель. Крупные симфонические замыслы возникли у него одновременно с формированием философского стиля мышления и понимания мира (900-е годы) и воплотили в себе философию преобразования человека и Вселенной, в котором главную роль играет искусство. Его мировоззрение выросло из музыки и стало насыщено глубоким философским содержанием, которое органически вошло в его художественное творчество.

Предметом философских размышлений А. Н. Скрябина был творческий процесс, в котором он видел суть Бытия, и в котором перед ним раскрывался Универсум — всеобщность мира и Первоединый хаос, движущий его творческий Дух и собственное скрябинское «Я», Универсум, где Всё проникнуто музыкой, обретающей онтологическое содержание, где Всё есть Музыкальное бытие. Воплощенные в музыкальных произведениях, эти размышления привели к формированию взглядов о Боге и религии, человеке и человечестве, искусстве и Всеискусстве, мире и Космосе. Создание гениальных сонат и поэм в его представлении служило ему средством для того, чтобы сделать людей счастливыми на вершинах гармонии божественного мира. Этому А. Н. Скрябин посвятил всю свою жизнь и творчество, что даёт основания поставить его рядом не только с великими музыкантами, но и с мыслителями и деятелями культуры.

Степень разработанности проблемы.

Музыкально-философская концепция Скрябина имеет богатую исследовательскую традицию. Она была объектом пристального внимания современников, принадлежащих к самым различным философским, религиозным и художественным направлениям и школам. С позиций символизма его творчество глубоко исследовали Бальмонт и Вяч. Ивановединомышленники А.Н.Скрябина1.

Солидарными в неприятии творчества Скрябина стали несхожие по.

1 К. Д. Бальмонт. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. — М., 1917; Иванов Вяч. Лик и личины.

России. Эстетика и литературная теория — М., 1995 (Взгляд Скрябина на искусство) — Иванов Вяч.И. Скрябин как национальный композитор / Памятники культуры. Новые открытия: 1983 — Л., 1985 УТОЧНИТЬ 4 своим убеждениям о. П. Флоренский и о. Г. Флоровский: первый не принимал его музыку за «иллюзорность» и идею Мистерии считал «грешной попыткой вырваться из своей тварной ограниченности», второй же обвинял его в сатанизме. Глубокие и разносторонние характеристики философские взгляды А. Н. Скрябина получили у его современников-биографов Б. Ф. Шлёцера и Л. Л. Сабанеева.4 Эстетика А. Н. Скрябина затрагивается в теоретико-музыковедческих исследованиях Б. Асафьева, который подчеркивал значение философии с музыки Скрябина: в философских текстах композитора, писал он, «каждый музыкант найдет отзвуки психического процесса, лежащего в основе музыкального творчества». В то же время, каждый человек, изучающий философию, впредь должен будет знать и музыку.5.

К настоящему времени в российской науке исследовано главным образом музыкальное творчество А. Н. Скрябина. В значительной мере изучены его философские взгляды, что было сделано, прежде всего, А. Ф. Лосевым, написавшим в 1919;1921 гг. глубокую статью «Мировоззрение Скрябина"6. А. Ф. Лосев показал философские источники и содержание мировоззрения великого композитора и сформулировал положение о том, что Скрябин воплотил в своем творчестве языческие начала мира, где личность растворена в Бытии, где необходимо растворение в его Первобытно-Едином источнике. Скрябин, по Лосеву, следовал демонизму в язычестве, где этот демонизм выступает началом религии и красоты, а верующие вступают в интимный союз с ним. И Скрябин с его демонизмом видит в зле свою силу и красоту, видит в нем божественную стихию. Создавая свою Мистерию, ведущую к преобразованию человека и Вселенной, Скрябин, пишет Лосев, следует апокалиптике истории, мистической драме Мира. В его творчестве.

2 Флоренский П. У водоразделов мысли — М., 1990 — С. 418.

3 Флоровский Г. Пути русского богословия — Вильнюс, 1991 — С. 487.

4 Б. А. Шлёцер Скрябин. Т. 1: Личность. Мистерия. Берлин, 1923; Л. Л. Сабанеев. Воспоминания о СкрябинеПг., 1925.

5 Б.Асафьев. А. Н. Скрябин: опыт характеристики — Пг., 1921 — С. 18.

6 А. Ф. Лосев. Мировоззрение Скрябина / Алексей Федорович Лосев. Форма. Стиль. Выражение — М.: Мысль, 1995. руководящий Бог истории и руководимая история сливаются в единое целое, и христианский историзм наделяется «языческим радованием божественной плоти», а спасение и конец истории заключается в личном и всепокоряющем демонизме и героизме самого Скрябина-мессии, Скрябине-Боге, в личности которого был достигнут предел западноевропейского индивидуализма.

В современные исследования философского и музыкального мировоззрения А. Н. Скрябина наиболее значительный вклад внес А. Бандура, который показал всю глубину проникновения великого композитора в запредельные мистические тайны Бытия.7 Этот исследователь считает, что А. Н. Скрябин своим гениальным творческим мышлением и чувством открыл иную Реальность, «тонкие миры», которые взаимодействуют с нашим миром, определяя в нем ход событий на столетия вперед. «.Чудовищная концентрация духовной энергии. пробудила, сделала реальными (по крайней мере, для самого Скрябина) разнообразные одухотворенные сущности, проникшие сюда из других планов бытия».8.

В.А.Апрелева исследовала одну из сторон философско-музыкального творчества А. Н. Скрябина — концепцию времени, как составную часть его символистской концепции универсальности искусства9. Она показывает неразрывную связь времени в музыке Скрябина с символистким пониманием Вечности и пространства, раскрывает многие черты эволюции космического бытия в понимании композитора.

Ряд ценных характеристик философского содержания музыкального.

7 А. Бандура. А. Н. Скрябин — Мистерия жизни и огненное небытие / Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый — М.: Издательское объединение «Композитор», 1993; А.Бандура. О «Предварительном действии» А. Н. Скрябина / Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый — М.: Издательское объединение «Композитор», 1993; Бандура А. И. Иные миры Александра Скрябина. — М.: «ИРИС-ПРЕСС», 1993; А. Бандура. А. Н. Скрябин и Е. П. Блаватская / Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. Выпуск второйМ.: Издательское объединение «Композитор», 1995 и др.

8 А.Бандура. О «Предварительном действии» А. Н. Скрябина / Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый — М.: Издательское объединение «Композитор», 1993 -С.120.

В. А. Апрелева. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 1999.-С.327 творчества А. Н. Скрябина дает его дочь М. Скрябина, 10 которая рассматривает это творчество как свободную деятельность человека, хорошо понимающего ее значение и строгую логику и берущего на себя ответственность за эту свободу перед человечеством, подчиняющего свой яркий эмоциональный вихреобразный поток чувств музыканта глубоко продуманной идее взаимосвязи звуков между собой и с познанной им реальностью. В интересной полемической форме написана статья Т. Б. Сидневой, которая резко возражает против высказываний А. Ф. Лосева о язычестве творчества Скрябина и раскрывает глубокую связь его философии и музыки одновременно и с православным, и с языческим мировоззрением.11 Основные идеи философского мировоззрения и некоторые эстетические вопросы раскрывает в своих работах Т. Н. Леваяв русле музыковедческого исследования ей удается показать тесную взаимосвязь философии и эстетики Скрябина с его музыкальными произведениями. А. И. Мазаев, исследуя проблему синтеза искусств, проанализировал особенности и глубину понимания этой проблемы в творчестве Скрябина. Вопросы мировоззрения и философии музыки А. Н. Скрябина в русле искусствознания и музыковедения исследовались так же в работах Альшванга А. А., Беляева В. М., Бараса К., Ванечкиной И. Р.,.

Галеева Б.М., Гаккеля Л., Гервера В., Дельсона В., Житомирского Д., Мыльниковой И., Поспеловой Н. И., Полупан Е. В., Рубцовой В. В., Холопова Ю., Шахрая В. Д. и других авторов.

Однако, диссертант полагает, что видение А. Н. Скрябиным музыки, музыкальной Вселенной, Музыкального бытия исследовано в современной российской философской и эстетической науке недостаточно. Необходим такой же целостный и многосторонний взгляд на А. Н. Скрябина, какой была его личность с ее гениальностью композитора и исполнителя, с ее глубокими.

10 М.Скрябина. Кто был Александр Скрябин? / Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995.

11 Т. Б. Сиднева. Христос или Дионис? (Духовный облик Скрябина с позиции христианской догматики) / Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995. переживаниями и своеобразными воззрениями, личность, в которой сконцентрирован и оформлен стиль мышления, творчества и отношения к жизни и искусству русской художественной интеллигенции той эпохи. Более того, диссертант полагает, что исследование музыкально-эстетического, музыкально-философского мировоззрения Скрябина может послужить его пониманию как создателя культуры Серебряного века.

Цель диссертационного исследования — раскрыть философско-эстетическое видение музыки А. Н. Скрябиным как подлинного универсального Бытия, вновь и вновь рождаемого из музыкального Хаоса Небытия, в музыке прошедшего свою эволюцию и дематериализованного, завершенного и вновь созданного в ней, Бытия, которое представляет собой исключительно Музыкальное бытие. Задачи исследования:

• обосновать понятие Музыкального бытия в творчестве А. Н. Скрябина и универсальность мира его творческой деятельности;

• раскрыть взаимопроникновение музыкального и философского видения Бытия А. Н. Скрябиным;

• выявить приемственность философско-эстетического мировоззрения.

A.Н.Скрябина с онтологическим пониманием музыки в истории эстетики;

• раскрыть влияние философии всеединства и эстетики всеискусства.

B.С.Соловьева и символистов и теософии Е. П. Блаватской на мировоззрение А. Н. Скрябина;

• проследить и проанализировать эволюцию скрябинского мира от Хаоса и Небытия к материализации бесконечного множества элементов Вселенной, к экстазу и к ее дематериализации.

Методологической основой диссертации послужили философско-эстетические исследования проблем музыкального творчества российских ученых.

Источниками сведений для проведения исследования являются музыкальные произведения А. Н. Скрябина, его личные (дневниковые и другие) записи и письма-12 воспоминания современников и исследования биографов (Б.Ф.Шлецер, Б. Фохт, Ю. А. Энгель, В. Г. Каратыгин, Л. Л. Сабанеев и др. 13), музыковедческие исследования творчества А. Н. Скрябина.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертантом в систематической форме представлено и проанализировано философско-эстетическое мировоззрение А. Н. Скрябина в неразрывном единстве с его музыкальным творчеством как отражение процесса создания и выражения Музыкального бытия и его эволюции в музыкальных произведениях композитора.

Основные научные результаты (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблем, вынесенных на защиту) заключаются в следующем:

• раскрыто понятие универсального Музыкального бытия А. Н. Скрябина как процесса творческой деятельности художника — создателя этого Бытия;

• доказано, что скрябинское видение Бытия и Вселенной, природы и человека носит мистический и вместе с тем многозначный характер: в нем утверждается мрак и радость, жизнь и смерть, гибель и возрождение, и потому оно глубоко противоречиво и вместе с тем цельно в своей сути;

• проанализировано взаимопроникновение музыкального и философского видения бытия Скрябиным и мировоззренческий механизм связи между ними;

• выявлено своеобразие восприятия красоты вообще, красоты природы, Вселенной и человека, красоты в искусстве, свойственное А. Н. Скрябину, и в контексте общего мировоззрения изучены его эстетические взгляды;

12 А. Н. Скрябин. Письма. — М., 1965; Записи А. Н. Скрябина / Русские пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал и подготовил к печати М.Гершензон. — М.: Издание М. и С. Шабашниковых, 1919 — Том 6.

13 Б. А. Шлёцер Скрябин. Т. 1: Личность. Мистерия. Берлин, 1923; Ю. А. Энгель Н. Скрябин. Биографический очерк / Музыкальный современник, 1916, Кн. 4—5- Б.Фохт. Философия музыки А. Н. Скрябина / А. Н. Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель — М., Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина, 1994; ЛЛ.Сабанеев. Воспоминания о Скрябине — Пг., 1925; В. Г. Каратыгин. Скрябин. Очерк. — Петроград. Б/г.

• раскрыто понятие синтеза искусств и Всеискусства у А. Н. Скрябина и его роль в преобразовании Музыкального бытия;

• обосновано, что скрябинское понимание музыки закономерно включено в онтологическое видение музыки в истории мировой культуры и тесно связано с пониманием искусства и музыки в учении о всеединстве и всеискусстве В. С. Соловьева и взглядами младосимволистов и с теософическим учением Е. П. Блаватской;

• представлена эволюция скрябинского Музыкального бытия от первозданного Хаоса и Небытия к материализации бесконечного множества элементов Вселенной, затем к экстазу и дематериализации.

Апробация исследования проведена на V международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова в виде сообщений:

• Музыкальное бытие в творчестве А. Н. Скрябина;

• Синтез искусств и творчество А. Н. Скрябина в контексте художественной культуре Серебряного века.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, восьми параграфов и трех подпараграфов, заключения, библиографии.

Заключение

.

Проведенное фнлософско-эстетическое исследование творчества А. Н. Скрябина показывает, что оно пронизано глубоким философским пониманием и вместе с тем чувственно-художественным видением мира. В нем слились восприятие бытия как музыки с мышлением, объемлющем Вселенную и движущий ее Дух как нераздельное целое. Отношение Скрябина к красоте пронизано осмыслением Музыкального бытия, первоначальный Хаос которого разворачивается в многообразное универсальное содержание Вселенной и человечества и завершается экстазом и рождением нового Бытия. Музыка и Бытие тождественны, и само Бытие есть музыка, а музыка есть Бытие, каждая часть которого стремится к гармонии и ритму, которые поглощают собой все существующее. Это стремление порождает эволюцию Вселенной к своему идеалу, образованному музыкально, и каждая реализация этого идеала в физическом и духовном мире, в человеке порождает для Скрябина самый феномен красоты.

В исследовании показано, что такие взгляды А. Н. Скрябина не являются случайными и наследуют представления о бытийственности музыки в мировоззрении многих мыслителей разных эпох. Понятие Музыкального бытия, или «первомузыки», лежащее в основе философии и эстетики Скрябина, выражает гармонию и ритмы многообразной человеческой жизни, зарождения и движения Вселенной. Оно тесно связано, как это показано в диссертации, и с учениями В. С. Соловьева и Е. П. Блаватской, взглядами младосимволистов и других творцов Серебряного века на мироздание и человека, искусство и музыку. Скрябин следует представлениям о всеединстве Вселенной и человечества, о едином Всеискусстве на основе синтеза искусств и о музыке как синтетическом искусстве, которое способно преобразовать мир и человека и своей всемогущей силой принести людям божественное счастье и свободу. При этом в собственной музыке, как показано в диссертации, Скрябин видел себя творцом, обладателем большого «Я», творящим мир, видел себя Мессией, способным привести человечество к счастью, видел себя Богом.

Творчество и эстетика А. Н. Скрябина воплотили в себе сущностные характеристики художественно-музыкальной культуры Серебряного века, став вместе с тем источником, содержанием и результатом творчества русских мыслителей и художников этой эпохи. В диссертации всесторонне обосновано, что красота музыки у Скрябина, как и у многих творцов русского искусства и философии, — это порождение мистического сознания, которое становится началом новой, светлой и радостной, праздничной человеческой жизни, началом божественно-человеческого возрождения. Сама же сущность скрябинской философии и эстетики заключена в скрябинском «Я», которое само есть Творческий Дух, воссоздающий Музыкальное бытие. Его философия глубоко противоречива, ибо соединяет мистериальный и возрожденческий, мрачный и радостный характер, историзм которого охватывает сокровенные судьбы мира и Бога. Это «Я» — мировое и Божественное, а жизнь его становится мистерией, мистериальной историей, мистической эволюцией Музыкального бытия.

Опираясь на учение А. Ф. Лосева о музыке, диссертант выделил ряд сущностных характеристик Музыкального бытия, опираясь на которые изучено его видение А. Н. Скрябиным. Чистое Музыкальное бытие и живая ткань его Формы — музыкального произведения — это бесформенное единство и множество взаимопроникающих энергий частей-звуков, слитых в Одно и противоположных по высоте, силе и пр. Поэтому сущность музыки — в потоке сменяющих друг друга противоречий, вызывающих чувство красоты, особенно — между своей строго логической формой, вступающей в область философии, и иррациональным содержанием, неопределенным значением музыки, соприкасающимся с религией. Здесь субъектная индивидуальность сливается с объективным бытием субъекта, в чем и заключается мистический характер сущности Музыкального бытия. Его понятие позволяет сделать решающий шаг на пути понимания прекрасного у А. Н. Скрябина.

В диссертации раскрыт специфический характер философско-эстетического мировоззрения великого композитора, его стремление познать бытие, сливаясь с ним в прекрасной музыке. В исследовании обосновано, что прекрасным как таковым у Скрябина является его «Мистерия», обладающая многогранной сутью и смыслами и содержащая в себе красоту человека, природы, Вселенной и красоту искусства. «Мистерия», как прекрасное, непосредственно должна была быть воплощена в художественном музыкальном произведении, это идеальный живой звук и мелодия, гармония и ритм как таковые. Это то, в чем существует природа, человеческая жизнь и движение Вселенной, являющиеся объективно мелодичными и гармоничными в своем Музыкальном бытии, и то, что должно в полной мере воплотиться в музыкальной Реальности, создаваемой Скрябиным, существующей безотноси-тельно к человеку и так, как в этом Бытии существует он сам, Творец, его большое «Я».

Диссертант вместе с тем стремится показать, что Мистерия — это не только и не столько художественное произведение, сколько священнодействие, литургия, в которой «посвященные» в тайны универсального Бытия ведут за собой все человечество, все живое и все неживое. В Мистерии, в противоположность с ее собственным мистическим существом, сочетается внутреннее радостно светлое и праздничное содержание, ибо ее дух является живым звуком и мелодией, которые свойственны живым людям, и вместе с тем этот дух является божественным, всеобъемлющим и конкретным. Носители этого существа, этого духовного начала Мистерии — ее «посвященные», участники мистериального процесса, почти что боги, идеальные существа, которые существуют, однако, в виде людей со всеми их порочными качествами. В итоге они предстают как нечто среднее между людьми и богами — как демоны, наполняющие собой жизнь Вселенной, природы и человека, заменяющие собой гармонию и ритмы красоты как таковой и естественную красоту людей и природы. На протяжении диссертационного исследования автор стремился показать, что скрябинское творчество движется противоречием непосредственной мистики с жизнеутверждающим мировоззрением. Оно предстает, по выражению самого А. Н. Скрябина, как «мистический материализм», а по определению А. Ф. Лосева, как мистический и эротический историзм, в котором «не только все движется, но и все вожделеет движением», и который осуществляется в большом универсальном скрябинском «Я».

В создании «Мистерии», подчеркивает автор исследования, главная роль отводится синтезу искусств, в котором рождается Всеискусство, синтезированное музыкой. Поэтому «Мистерия», как совершеннейшее художественное произведение, выходит за пределы самого себя. В ней охватывается Всё и всякое Бытие и осуществляется универсальное очищение. Эстетическое чувство тут всегда деятельностно-бытийственное полновесное преобразующее жизненное чувство. Именно потому, не закончив «Мистерию», Скрябин хотел в «Предварительном действии» подготовить человечество к заключительному очищению и начать преображение.

Именно осуществляемый композитором синтез искусств и создание Всеискусства стало скрябинским путем к Мистерии, подчеркивает диссертант. Оно послужило воспроизведению исторического мистического движения Вселенной и человечества к своему завершению и новому бытию, божественного процесса Творческого духа, Богочеловека, самого Скрябина-мессии. Вместе с тем, в нем воспроизведен индивидуальный человеческий творческий процесс создания мира гармонии и ритма людей, Бога и природы, начала и конца Всего, а вслед за этим — и нового начала. В создании Мистерии А. Н. Скрябин видел суть Музыкального бытия и смысл своей жизни и творчества, путь которого — от эмоционально-теоретических философских и эстетических размышлений к практическому воплощению идей духовного катарсиса. Скрябинская эстетика, приходит к выводу автор, является, в своей основе, мистическим концом, а в другой не менее важной основе — столь же мистическим началом теперь уже светлой человеческой истории.

В диссертации раскрывается эволюция Музыкального бытия А. Н. Скрябина и три ее ступени. Сначала — Первоединый Хаос, изначально данное Всеединое, то есть универсальное Сознание вообще, Творящий дух. Это — высший принцип, объединяющий отдельные факты опыта в единый мир, принцип для возникновения и эволюции Вселенной, это Абсолютное начало, Бытие-Небытие, Музыкальное бытие, в котором воплощена Вечность и бесконечность, содержащие возможность времени и пространства. Это начало скрябинского большого «Я», вечно творящее и движущееся, вечно страстно желающее единство всего и — ничто. Это — Музыка, которая еще не возникла и не стала Бытием.

Затем, показано в исследовании, из Первоединого следует индивидуальность, возникающая силой творящего Сознания в его бытийственных проявлениях времени и пространства, в творчестве скрябинского «Я», тождественном с его же творениями, с многообразием Вселенной и человека. Это божественная игра Абсолюта с самим собой, в танце создающего из вечного Единого многообразный мир человеческих сознаний. Творящее Сознание осознает и различает еще неопознанный Хаос и тем самым создает историю Вселенной, пространство и время, прошлое, настоящее и будущее, создает мгновение и вечность, «бытье в целом», которое само есть множественность Универсума. Скрябинское «Я», показывает диссертант, осознает в себе Вселенную и тем самым вершит божественную эволюцию, в которой мир сохраняет «единораздельную единомножественность», единство «Я» через созерцание, погружение в мгновение, в котором сохраняется гармония и которое полноценно и неразложимо. А по форме протекания божественно-всемирная Мистерия представляет собой ритм и гармонию, что только и может быть формой протекания Музыкального бытия.

Историю Вселенной А. Н. Скрябин рассматривает как стремление к абсолютному Бытию и вместе с ним — к экстазу, порожденному жизнью в отрицании и самопротиворечии. Вся вторая стадия эволюции Музыкального бытия происходит вполне логично, соответствует требованиям чистой логики, и в то же время есть чистый эрос. Мысль и страсть у Скрябина — одно и то же. Экстаз же всемирен, всебожественен и всечеловечен. Он несёт последнее спасение во вселенском «Я». Через экстаз Творящий Дух преодолевает мир и чувственность и приходит к абсолютной дифференциации множественного мира и к абсолютному единству, избавляя человечество от власти материи, уничтожая ее в пламени Музыкального бытия. Всеискусство должно пробудить спящие в каждом человеке искры экстаза, сделать каждого богом. Объединенная энергетика человеческих душ, слившихся в последнем экстазе, приводит к преобразованию мира и его освобождению от объективного, материального, рока. Экстаз — цель развития Вселенной, выступающей в виде универсальной гармонии, прошедшей бытийственную эволюцию и вошедшей в индивидуальность единого, Одного сознания, Духа, Бога-Человека-Творца. Абсолютное «Я» от нерасчлененной Бездны идет через расчленение и оформление к новому Единству, т. е. опять к небытию, и вновь к новому творчеству, к новой жизни, к новой истории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н.Скрябин. Собрание сочинений
  2. Скрябин.АН Письма.-М., 1965.
  3. А. А. Избранные сочинения в двух томах М.: Музыка, 1964
  4. В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 1999. — 327 с.
  5. .В. А.Н.Скрябин: опыт характеристики Петербург — Берлин: Святозар 1923
  6. . В. Русская музыка. XIX и начало XX века.2 изд.- Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1979 341 с.
  7. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. — 304 с.
  8. Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект Новосибирск 1995 372 с.
  9. Ю.Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина -М., 1917.11 .Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина -М.5 1995
  10. В.М. «Поэма экстаза» А.Н.Скрябина / Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский М.1972 — С.55−86
  11. З.Бобровский В. О драматургии скрябинских сочинений. К 100-летию со дня рождения / Советская музыка М., 1972, № 1 — С. 114−119
  12. Н.Бугаев Б. Формы искусства / Мир искусства 1902, № 12
  13. А. А.Н.Скрябин Мистерия жизни и огненное небытие / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый — М.: Издательское объединение «Композитор», 1993.
  14. . А. О «Предварительном действии» А.Н.Скрябина / Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый М.: Издательское объединение «Композитор», 1993.
  15. А. И. Иные миры Александра Скрябина. — М.: «ИРИС-ПРЕСС», 1993.
  16. . А. А. Н. Скрябин и Е. П. Блаватская / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск второй -М.: Издательское объединение «Композитор», 1995 и др.
  17. А.И. Легенда о Девятой сонате М., 1996
  18. Ю.Берман В. Цвет и музыка Скрябина.— «Советский экран», 1973, № 15.
  19. К. Эзотерика «Прометея» / Нижегородский скрябинский альманах. Нижний Новгород, 1995.
  20. Р. Проблема целостности в произведениях Скрябина последнего периода / Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Отв. Ред. Л. Н. Раабен Л., 1981
  21. Благой Т. Д. Этюды Скрябина М Музгиз, 1963
  22. В.Г. Современная музыкальная система как самовыражение организации бессознательного М., 1975
  23. В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки -Ленинград: Художник РСФСР, 1977 229 с
  24. И.Р., Галеев Б. М. «Поэма огня». Концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина Казань: Издательство Казанского университета, 1981 — 168 с.
  25. Взаимодействие и синтез искусств. Л., «Наука», 1978.
  26. Видение мира в духе музыки (Поэзия Блока) / Блок и музыка Л., 1972.
  27. Гарпушкин В Е, Л. Е. Неведомская, Л. П. Шиповская. Звучащий дух бытия. Очерки по философии музыки М., 1997
  28. Л. А.Н.Скрябин «Поэма экстаза» / Гаккель Л. Исполнителю. Педагогу. Слушателю Л. 1988 — С 28−34
  29. В. Скрябин и Хлебников. «Божественная поэма» и поэма «Ангелы» / Музыкальная академия М., 1993 № 4 — С. 185−190
  30. В.Е. Духовность универсальность — музыкальность / Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук — М., 1996 — 4.1
  31. Л.И. Космическое и земное. Размышления о месте и судьбе музыкальной классики в современном обществе М., 1989
  32. Л. О лирике Л., 1974
  33. И. .В.Асафьев). Мысли и думы. Ч. 3 / Советская музыка М., 1983, № 2 С. 20—29.
  34. В. Скрябин.- М., «Музыка», 1971.
  35. В.П. Гармония Скрябина. М.-Л., «Музыка», 1968.
  36. В.П. Последние прелюдии А.Н.Скрябина М.:Музыка, 1988 -93 с.
  37. Л.С. Гармония в музыке XX века М.: Музыка, 1994
  38. А. Цветомузыка. М., «Знание», 1973.
  39. Древнекитайская философия — М.: Наука, 1973 — Т. 2.43 .Жаворонкова Т. П. Музыка и философское осмысление мира. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии -СПб, 2001
  40. Д. Скрябин / Музыка XX века. М., 1977. Ч. 1. Кн. 2.45.3еньковский В. В. История русской философии. Т.2. 4.1 Ленинград: «Эго», 1991
  41. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Издательство «Республика», 1994
  42. Иванов Вяч.И. Скрябин как национальный композитор / Памятники культуры. Новые открытия: 1983 Л., 1985
  43. Л.А. Русский символизм М.: Издательство Московского университета, 2000 — 296 с.
  44. С.Г. Музыкальное мышление в аспекте проблемы онтологии музыки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук М., 199 351. Кржимовская Е. К. Скрябин и русский символизм / Советская музыка — М., 1985, № 2 С.82−86
  45. . В. Г. Скрябин. Очерк. Петроград. Б/г
  46. А. Ф. Мировоззрение Скрябина / А. Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение -М.: «Мысль», 1995
  47. А.Ф. Музыка как предмет логики / Лосев А. Ф. Форма Стиль -Выражение — М.: Мысль, 1995 — С.405−602
  48. А.Ф. Очерк о музыке / Лосев А. Ф. Форма Стиль — Выражение -М.: Мысль, 1995 -С.637−666
  49. И. Заветные думы Скрябина Пг, Издательство «Мысль», 1922.
  50. Ланкин В. Г. Своеобразие художественного мышления в музыке Диссертация кандидата философских наук М 1994
  51. Т.Н. А.Н.Скрябин / История русской музыки: В 10-ти т. — М.: Музыка, 1997. — Т. 10 А— Конец XIX — начало XX века (1890−1917-е годы) / А. А. Баева, С. Г. Зверева, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Левая, М. П. Рахманова, A.M. Соколова, М. Е. Тараканов. 542 е., нот.
  52. Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи М., 1991
  53. А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. -М.: Наука, 1992
  54. A.C. От синестезии к синтезу искусств / Многогранный мир Кандинского. М., 1999
  55. A.C. Истоки постмодернистского синтеза искусств / Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. Сборник статей по материалам научной конференции. 21−22 января 1991. М. Издательство МГУ, 1992
  56. A.C. Между вымыслом и реальностью (от мимесиса и артефакта к симулякру и интерфейсу) / Новые технологии в культуре и искусстве. Региональный научно-практический семинар. Тезисы докладов. 6−7 июня 1995. Казань: НИИ «Прометей», 1995
  57. A.C. Хеппенинг пяти человеческих чувств (театр в синтезе искусств) / Светомузыка в театре и на эстраде. Научно-практический семинар. Тезисы докладов. 4−6 апреля 1992. Казань: КАИ, 1992
  58. A.C. Цвет, звук, архитектура / Свет и звук в архитектуре. Научно-практический семинар. Тезисы докладов. 27−29 октября 1990. -Казань, 1990
  59. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
  60. Музыкальная эстетика стран Востока. — М., 1967.
  61. И. О «Мистерии» Скрябина / Музыкальная классика и современность JL, 1983
  62. М. Над могилой А.Н.Скрябина / Рампа и жизнь. СПб, 1915. № 16
  63. JI.A. Статьи по теории и анализу музыки М.: Советский композитор, 1982 — 328 с.
  64. JI. Проблемы классической гармонии М., «Музыка», 1972.
  65. А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт М.: Лабиринт, 1993 — 127 с.
  66. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Сборник текстов М.: Музыка, 1966
  67. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков М., Музыка, 1971 — 688 с.
  68. М.А. О гармонии как закономерности / Материалы конференции «Свет и музыка» М., 1975
  69. М. А. Н. Скрябин. M.-JL, «Музыка», 1971
  70. Э.Р. История отечественной музыкальной культуры. Курс лекций М., 1998 — Ч. 1, 111с- Ч. 2, 110 с.
  71. Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше Ф. Соч. в 2-х т. -М., 1990. —Т. 1
  72. В.Ф. Русские ночи Л., 1975.
  73. Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований М.: Музыка, 197 382 302 с.
  74. С.Э. Произведения Скрябина позднего периода. Мелодическое и ладогармоническое развитие М.: Музыка, 1969
  75. . Люди и положения / Новый мир М., 1967, № 1.
  76. Н.И. А.Н.Скрябин и символизм. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. Ростов-на-Дону, 1997
  77. Е. В. Образная система А.Н.Скрябина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук -Ростов-на-Дону, 2000
  78. Е. Эстетическая природа жанра фортепианной поэмы Скрябина / Из истории русской и советской музыки М., 1978 — Вып.З. С.182−194.
  79. Т.С. Музыка и мировоззрение (эстетический аспект) -Ташкинт ФАН 1990 118 с.
  80. Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». / М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 -384 с.
  81. В.В. Александр Николаевич Скрябин М.: Музыка, 1989 — 448 с.
  82. Л.Н. Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 2000
  83. . В. С. Сочинения. В двух томах М., 1988−1989.
  84. B.C. Сочинения. В двух томах М., 1989−1990.
  85. , Вл. О христианском единстве М.: Рудомино, 1994 — 335 с.
  86. А.Н.Скрябин. Сборник статей. К 100-летию со дня рождения М.: Советский композитор, 1973
  87. М. Кто был Александр Скрябин? / Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995
  88. JI. Скрябин. М., Госиздат, 1923 (2-е изд.).
  89. Сабанеев J1. Воспоминания о Скрябине М., Музсектор, Госиздат -1925.
  90. О. О гармонии Скрябина. М., «Музыка», 1965.
  91. ОО.Старовойтова H.A. Музыкальное творчество как объект эстетического анализа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Киев 1988
  92. Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши Чуньцю». — М., 1990.
  93. Ю. Скрябин и гармония XX века / Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый М.: Издательское объединение «Композитор», 1993
  94. В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века М.: Музыка, 1971
  95. В.Н. Музыка как вид искусства СПб.: Лань, 2000 — 319 с.
  96. Юб.Хан, Хазрат Инайят. Мистицизм звука. М., 1997.
  97. Р. О музыке и музыкантах. М., 1975. — Т.1.
  98. Ф. И. Искусство: Основные проблемы теории и истории. — Л., 1925.
  99. В.Д. Скрябин и индийская философия религии / Религия -культура библиотека. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. — Челябинск, 1993.
  100. Ю.Шеллинг Г. В. Философия искусства. M 1966
  101. И.Г. Музыка, которую мы видим М.: Советский композитор, 1989 255 с.
  102. А. Мир как воля и представление. В 2 томах М., 1993
  103. . А. Скрябин. Т. 1: Личность. Мистерия. Берлин, 1923.
  104. В.В. Музыкальное мышление А.Н.Скрябина в период 19 091 915 гг. (фортепианные произведения ор. 58−74). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук Л., 1985
  105. Флоровский Г. Пути русского богословия Вильнюс, 1991
  106. П. У водоразделов мысли М., 1990
  107. С.К. Природа эстетического в музыке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук М., 2000
  108. Фохт.Б Философия музыки А. Н. Скрябина / А. Н. Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель М., Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина, 1994
  109. Т.В. Философия музыки А.Ф.Лосева. Онто-гноселогические основы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. M 1998
  110. Эстетика немецких романтиков. М., 1987 — 74 с.
  111. Ю. А Н. Скрябин. Биографический очерк / Музыкальный современник, 1916, Кн. 4—5.
  112. Ф. Музыка света.- Киев, «Музична Украина», 1971.
  113. . Воспоминания, статьи и письма. Т. 1. М.: Советский композитор, 1964.
  114. . Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. М.: Советский композитор, 1972.
  115. В. А.Н.Скрябин. М.-Л.: Государственное издательство, 1925
  116. С. Дебюсси. Импрессионизм и символизм М., 1978.1. На европейских языках
  117. Bajer J. Alexander Nikolaevic Skrjabin. Praha: Horisont, 1975 — 105 p.
  118. Bogart W. Scriabin and bio-art. — International journal of paraphysics,. 1975, vol.9, № 6.
  119. Bowers F. The new Scriabin. Enigmas and answers — Newton Abbot/ David & Charles, 1974 — XIV, 210 p.
  120. Bowers F. Scriabin: a biography of the russian composer. In 2 vol.— Tokyo and Palo Alto: Kodansha, 1969 — V. I. — 342 p. V. 2. — 304 p.
  121. Bowers F. Scriabin, mascot of the cosmonauts —High Fideliti (Musical America), June 1973.
  122. Brumaru A. Scriabin, poetul extazului — Contemporanul, 1972, Apr., Nr. 16, p. 6.
  123. Blaukopf K. Schonberg, Skrjabin und Yasser — 100 Jahre Staatsoper — Wiener Schule, 1969, S. 103—104.
  124. Brent—Smith A. Some reflections on the work of Scrriabin —Musical Times, 1926, LXVII, p.593−597, 692−694.
  125. Chominski J. Kolorystyka dzwiekowa Skriabina — Muzyka, 1959, Nr.2, s.65−85.
  126. Chominski J. Koordynanty trytonowe i poltonowe w’akordyce Skriabi-na
  127. Muzyka, 1959, Nr.2, s.102−114.
  128. Cooper M. Aleksander Skryabin and the Russian Renaissance — Studi Musicali, 1972, Nr. 1, s.327−356.
  129. Dabek St. Syrnpozjum poswiecone muzyce Alexandra Skriabina w. Grazu
  130. Ruch muzyczny, 1979, Nr. 1, s. 13.
  131. Dahlhaus C. Alexander Skrjabin. Aus der Vorgeschichte der atonalen Musik
  132. Deutsche Uniiversitatszeitung, 1957, H. 21, S. 18—20.
  133. H.Dahlhaus C. Struktur und Expression bei Alexander Skrjabin — Musik des Ostens, 1971, Nr. 6, S. 197−203.
  134. Dikman R. Alexander Skrjabin — Beschluss und Vollendung —
  135. Schweizerische Musikzeitung, 1969, Sept.-Okt., S. 266−269. lo. Dickmann P. Die Entwicklung der Harmonik bei A. Scrjabin — Bern — Zurich, 1935.
  136. Eberle G. Alexander Skrjabin — Wandlungen in der Bewertung des musikalischen Werks. Zum 100. Geburtstag des Komponisten — Neue Zeitschrift fur Musik, 1972, H. 1, S. 8−11.
  137. Eberle G. Zwischen Tonalitat und Atonaldtat — Munchen, Salzburg, 1978.
  138. Eeden H. van Alexander Skrjabin, componist en profeet —Mens en melodie, 1958, Nr. 13, S. 148−150.
  139. Eeden H. van. Een proefschrift over het symfonische oeuvre van Alexander Skrjabine — Mens en melodie, 1964, Nr. 19, S. 240−242.21 .Evrard W. Scriabine. Essai — Paris: Millas—Martin, 1972 — 165 p.
  140. Forchert A. Bemerkungen zum Schaffen Alexander Skriabins. Ordnung und Ausdruck an den Grenzen der Tonalitat — In: Festschrift Ernst Pepping
  141. Berlin: Merseburger, 1971. S. 298−311.
  142. Forchert A. Mystiker und Avantgardist. Zur Musik von Alexander Skri-abin — FonoForum, 1969, Sept., S. 564−569.
  143. Franke K. Skriabin. Anmerkungen zu einem Umstrittenen. — FonoForum, 1973, Jan., H. 1, S. 16−18.
  144. Garvelmann D. Youthful and early works of Alexander and Julian Scriabin
  145. Bronx, N. Y.: Muzic Treasure Publications, 1970 — 158 p.
  146. Gleich C. S. Ch. Die sinfonischen. Werke von Alexander N. Skriabin — Bilthoven: Creyghton, 1963 — 136 S.
  147. Grande H.L. de la. Prometheus unbound — Music and musicians, 1972, Jan., Nr.5, p.34−43.
  148. Haack H. Graz: Verfallene Gefuhre: Der Komponist Alexander Scriabin (1872—1915) stand im musicalischen Mittelpunkt des Festivals «Steirischer Herbst» — FonoForum, 1978, Dez., H. 12, S. 1358−1360.
  149. Hambreus B. Mest om Alexander Skrjabin — Nutida musik, 1967, Nr. 7
  150. Hoffman—Erbrecht L. Alexander Skriabin and der russische Symbolismus — Musik des Ostens, 1971, Nr.6, S.185−196.
  151. Hoffman—Erbrecht L. Skrjabins «Klangzentrenharmonik» und die Atonalitat — In: Bericht fiber den International Musikwissenschaft-lichen Kongress. Bonn 1970 — Kassel, 1973. S. 438−444.
  152. Hughes M. Tonal orientation in Skriabin’s preludes — an analysis on the basis of information theory — Current Muskology, 1966, Nr. 2, p. 82−86.
  153. Hull A. Great russian Tone—Poet Scriabin. New York: AMS, 1970. — 304 p.
  154. И. Александър Николаевич Скрябин В защита на мира, 1972, № 3, С.42−45
  155. Jaroszewicz J. Muzyka gorejaca. W 50 rocznice Smierci Alexandra Skriabina — Ruch musyczny, 1965, Nr. 8, s. 3−4.
  156. Keikel M. Les esquisses musicales de l’acte prealable de Scriabine — Revue de musikologie, 1971, Nr. 57, s. 40−48.
  157. Keikel M. Alexandre Scriabine, elements biographtques, I’esoterisme et le langage musical dans les derniires oeuvres, dfipuis Prometliee. 2 vol.— Paris, 1974, V. 1, 242 p. V. 2, 232 p.
  158. Koch G. Musik fur das Mysterium. Zum Werk Alexander Skrjabins — HiFi — Stereophonie 1972, Jan., s. 8−12.
  159. Lange A. En «psykedelick» mediapionyar — Dagens nyheter, 1968, VII, s.3.
  160. Lichtenfeld M. Graz: Skrjabin — Retrospektive beim Steirischen Herbst 1978 — Schweizerische Musikzeitung. 1979, Jan.-Febr., Mr. l, S. 3133.
  161. Lissa Z. Do genesy «akordu prometejskiego» A.N.Skriabina — Muzyca, 1959, Nr. 2, s. 86−101.
  162. Z. О harmonice Alexandra Skriabina — Kwartalnik muzyczny, 1930, Nr. 8.
  163. Lissa Z. Zur Genesis des «Promethedschen Akkords» bei A.N.Skrjabin
  164. Musik des Ostens, 1963, Nr. 2, S. 170−183.
  165. Lucas C. Scriabim’s «Prometheus» — The musical courier, March, 1915.
  166. Lyle W. Alexander Scriabin, innovator of sound and color — Musical Opinion, 1965, April, vol. 88.
  167. Macdonald H. Words and music by A. Skryabin — Musical Times, 1972, Jan, Vol. 113, p. 22−27.
  168. Meeks J. The preludes of Scriabin — Baltimore, 1975.
  169. Michailov M. Skriabin. Trad, din limba rusa de I. Efrernov.-Bucurecti, 1972. — 146 p.
  170. Montagu-Nathan M. Handbook of the piano works of A. Scriabin — London, 1916.
  171. Myers R. Scriabin. A reassessment — The musical Times, 1972- Nr. 38, p. 17−18.
  172. Neuwirth G. Zur Alexander — Skrjabin — Renaissahse — Osterfeichische Musikzeitschrift, 1978, H. 9, S. 421−435.
  173. Nussgruber W. Uber das sinfonische Werk von Alexander Skrjabin -Musikerzieung, Nov. 1972 — Jan. 1973, S. 59−64.
  174. Palmer Ch. A note on Skryabin and Pasternak — The musical Times, 1972, Jan., Vol. 113, Nr. 1547, p. 28−30.
  175. Pasternak A. Skryabin: summer 1903, and after — The musfcal Times, 1972, Dec, Vol. 113, Nr. 1558, p. 1169−1174.
  176. Pecaud D. Essai: le temps d’un espace-Scriabine-Kandinsky. (Chroniques) — Musique en jeu, 1977, fevr., Nr., 26, 109−113.
  177. С. Гений на руската музика (А.Н.Скрябин) Булгарско-светска дружба, 1972, № 5,C.l 1
  178. Pociej В. Swiadectwo drogi. Wokol 3. Symfonii Alexandra Skriabina
  179. Ruch muzyczny. 1972, grud., Nr. 23, s. 14−16.
  180. Popovici A. Sonatele pentru pian de Alexander Skriabin — Musica 1967 H. 11, s. 30−32.
  181. Prieberg F. Skriabin und die Sowjetmusik. Ein Oberblick uber die Wandlung der offiziellen Sowjetmeinung hinsdchtlich Skriabin und dessen Musik — HiFi — Stereophonie 1972, Jan., S. 14−16.
  182. Randlett S. Elements of Skriabin’s keyboard style — Piano quarterly, 1970−1971 winter, p. 20−25.l.Ratiu A. Sistemul armonic al lui Skriabin — Muzica, 1972, feb. Nr. 2, p. 17−23- mar. Nr.3, p. 15−20.
  183. Ratiu A. Le systeme harmonique de Skriabine — Muzica, 1973, jan. Nr. l, p. 41−48- febr. Nr.2, p.43−49.
  184. Riesemann O. Das Lichtklavier von Skrjabin — Musikbeilage der Leip-zigef neusten Nachrichten, 1925,22 Jan.
  185. Rinnger R. Mystiker und Prophet (A. Skriabin) — Weitwoche, 1974, Nr. 30, S. 27.
  186. Rflger Ch. Alexander Skrjabin: Humanistas oder Mystik? Zum 100. Geburtstag des Komponisten — Musik und Gesellschaft, 1972, Nr. 9, S. 536−544.
  187. Ruppel K. Skrjabin heute: Einige Gedanken zu diesem Thema — Musica, 1972, Jan.-Febr., H. 1, S. 13−16.
  188. Samson J. Scriabin: the evolution of a method — Soundings, 1974, Nr.4, s. 64−75.
  189. Savinelli M. In simbolismo nell’Opera di Scriabin — Chigiana, 1965. Nr. 22, s. 133−146.
  190. Schlbezer B. Alexandra Scriabine/Trad. du russe — Paris, 1975. — 222 s.
  191. Schibli S. Skrjabin spricht — sieben Stichworte zu einem Problem
  192. Neue Zeitschrift fur Musik, 1982, Nr. 3, S. 22−26.71 .Schreuder F. Sternienwole belagungstelling voor Alexander Scriabin — Mens en melodie, 1973, Nr. 2, biz. 47−49.
  193. Shitomirskij D. Die Harmonik Skrjabins — In: Covivium musicorum — Berlin, 1974, S. 344−358.
  194. Sjoberg L. Alexander Skrjabin — den storste pianoartisten — Musikrevy, 1972, Nr. 27, S. 115−118.
  195. Sjostrand O. Fantasins nodvandighef. Essaer — Goteborg, Forfattarfort, 1971.
  196. Skriabine A. Notes et reflexions. Par Marine Scriabine — Paris, 1979 (XXVIII), 121 p.
  197. Skrjabin A. N, Prometeische Phantasien. Obers, und eingel. von Oskar von Riesemann — Munchen — Grafelfing, Wollenweber, 1968 —III, VIII S.
  198. Smirnov M. O narodnim charakteru klavirni tvorby Alexandra Skjabina — Hudebni rozhledy, 1972, Nr. 2, s. 77−79.
  199. Steger H. Grundzflge der musikalischen Prinzipen Alexander Skrjabins — Neue Zeitschrift fur Musik, 1972, H. 1, S. 11−15.
  200. Swan A. Scriabin — N. Y.: Da Capo, 1969. — 136 p.
  201. Truscott H. Alexander Scriabin (1872—1915) — The Chesterian, 1961, Nr. 35, p. 81−89.
  202. Vieru N. Scriabin si arta seculului XX. — Secolul 20, 1972, Nr. 2, p. 123−132.
  203. Vogel W. Alexander Skriabine — «.eine unbewattigte Vergangenheit» — Osterreichische Musikzeitschrift, 1971, H. 12, S. 706−708.
  204. Vogel W. Zur Idee des «Prometheus» von Skrjabin — Schvireizerische Musikzeitung, 1972, Nr. 6, S. 339−344.
  205. Wellek A. Farbenmusik — In: Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd. 3. Kassel, 1954, S. 1811−1822.
  206. Westphal K. Die Harmonik Scrjabins — Anbruch, 1929, H. 2. W
  207. Wicke G. Markowski L. Musik von Skriabin und Rachmaninow in Melodia — Eterna — Gemeinschaftsausgaben (Schallplattenmosaik) — Musik Und Gesellschaft, 1976, Nr. 10, S. 623−626.
  208. Wood R. Skryabin and his critics — Monthly Musical Record, 1956, Nr.86, p.222—225.1. На корейском языке
  209. Кан Дэ-Сок. Основание, логика и равитие Эстетики. Изд-во «Сокванса». Сеул. 1990 / 7. и
  210. Кан Ион-Кие. Ницше и Искусство. Изд-во «Ханкил». Сеул. 2000/ ^я}
  211. Кан Сон-Вон. Изучение Эстетики. Изд-во «Сакьеджол». Сеул.2000/ ты
  212. Ким Ин-Хван. Интродукция Эстетики и Культурологии. Изд-во «Мисул-мунхвавон». Сеул. 1995 /
  213. Ким Мун-Хван. Исследование современной эстетики (1). Изд-во Сеулского Университета. Сеул. 1988 / ^чг^,
  214. Ким Мун-Хван. Понимание Эстетики. Изд-во «Мунье-чулпханса». 1989/ 0Й),
  215. Ким Сан-Те. Музыкальная эстетика. Изд-во «Секван». Сеул. 1989 / ^Н^К
  216. Ким Сан-Хван. Метафизика для художников. Изд-во «Минымса». 1999 / ^
  217. Ким Чун-Ми. Истоки музыковедения. Изд. «Ымак чу нчу са». Сеул, 1997 /
  218. Ким Юн~Хи. Шаманская коммуникация художественным миром. Изд-во «Чексесан». Сеул. 2000 / Ц^Щ-Щ
  219. Ким Ю-Тон. Мысль Адорно. Изд-во «Мунье-чулпханса». Сеул. 1992 /
  220. Ли Чин-У. Изучение Философии Постмодернизма. Изд-во «Сокванса». Сеул. 1993 / Ж^НЯХ-Щ^
  221. Пак И-Мун. Философия культуры. Изд-во «Мунхаква-чисонса». Сеул. 1990/
  222. Пак Ми-Кён (перевод на корейский язык и комментарий). Музыковедение внеевропейской музыки Теория и методология Этномузыковедения — 1. Изд-во. «Дон Азия». Сеул, 2000 /1.
  223. Пэк Ки-Су. Эстетика. Изд-во Сеулского уиверситета. Сеул. 1989 / АЦ-^Ж
  224. Ха Хе-Сон. Театральное искусство и Эстетика. Изд-во «Пхурун С асан». Сеул. 2001 / Ч^К
  225. Чин Джун-Квон. Танец смерти Эстетика смерти в Европейском искусстве. Изд-во «Седжон-соджок». Сеул. 1997
  226. Чо Ио-Хван. Философия Искусств. Изд-во «Кьонмунса». Сеул. 1974 / Ь
  227. Ю Хьон-Сик. Исследование Эстетики Германии XX века. Изд-во «Микро». Сеул. 1999/ тг^Н,
  228. Юн Хён-Соп. Психология искусств. Изд-во «Ырю». Сеул.1 751 995 / alldem, -ir-frS-SH1. Ресурсы Интернета
  229. Scriabin Society of America www.scriabinsociety.com/
  230. AN Scriabin www.geocities.com/Vienna/1077/
  231. Alexander Scriabin www.newmillguitar.com/scriabin.html
  232. Scriabin, Alexander (1872=1915)www.hnh.com/composer/scriabin.htm
  233. Was Scriabin a Svnaesthete? prometheus.kai.ru/skriabe.htm
  234. Lynn Harvey’s Alexander Nicholaivich Scriabin: www.anthemion.com/scriabin/
  235. Amazon.com: Books: Scriabin, a Biography www.amazon.com/exec/obidos/ tg/detail/-/486 288 978?v=glance
  236. The Scriabin page members.bellatiantic.net/ -restemey/Scriabin/Scriabin.html
  237. Scriabin, Alexander www.stevenestrella.com/composers/ composerfiles/scriabinl 915. html10. scriabin-videolist www. the-rice-brothers.us/scriabin-videolist.htm
  238. About Alexander Scriabin www.vanallensecstasy.com/aboutscriabin.html
  239. Alexander Scriabin encyclopedia article about Alexander Scriabin. — encyclopedia.thefreedictionary.com/Alexander%20Scriabin
  240. Scriabin blog.naver.com/scriabin
  241. Scriabin and Fin de Siecle Symposium www-personal. umich.edu/~agreene/symposium. html
  242. Alexander Scriabin Precursor of the Future Synthetic Art. www.khaldea.com/rudhyar/scriabinprecursor.html
  243. Lia Tomas, Scriabin users.unimi.it/~gpiana/dm4/dm4scrlt.htm
  244. The Scriabin Webring Homepage www.gmiiie.com/scriabin/
  245. ClassicalPlus Composer Alexander Nikolayievich Scriabin classicalplus.gmn.com/composers/composer.asp?id=85
  246. Alexander Scriabin Pictures www. music-with-ease.com/scriabin-pictures.html
  247. Preparation for the Final Mystery — Scriabinkleescds.homestead.com/Scriabin.html21. scriabin classicalpiano.com/scriabin.html
  248. The Scriabin Project home.snafu.de/jeff/skriabin.htm!
  249. Scriabin. Aleksandr — Britannica Student Encyclopedia www.britannica.com/ebi/article?tocld=9 335 980& query=Lebed%2C%20Aleksandr%20lvanovich&ct=ebi
  250. ON CLASSICAL. Alexander Scriabin biography www.kunstderfuge.com/bios/scriabin.html
  251. Light Symphony of Alexander Scriabin. www. a-art.com/avantgarde/Articles/ScriabinSymphony.htm26. ?Classics www.?classics.com/productDetail?contentld=1913
  252. Classical Net Master Review Index by Composer — Scriabin www.classical.net/music/ recs/reviews/master/scriabin.html
  253. Alexander Scriabin home.uchicago.edu/~nat222/viktor/scriabin.htmi
  254. Scriabin House-Museum in Moscow, Russia www. moscow-taxi.com/museums/scriabin-museum.html
  255. MSN Encarta Scriabin encarta.msn.com/encyclopedia761576218/Scriabin.html
  256. Alexander Skriabin www. classical-composers.org/ cgi-bin/ccd.cgi?comp=scriabin
  257. Scriabin yourDictionary.com — American Heritage Dictionary www.yourdictionary.com/ahd/s/s0169900.html
  258. The Early Scriabin www. hyperion-records.co.uk/detaiIs/67 149.asp
  259. A free essay on Scriabin essays www.essaycrawler.com/viewpaper/46 533.html
  260. Scriabin, Aleksandr Nikolayevich on Encyclopedia.com www.encyclopedia.com/html/S/Scriabin.asp
  261. Scriabin Videos www.fattvideos.com/videosanddvdsby/29 143/SCRIABIN
  262. Scriabin’s «Poem of Fire» visualized in 3D digital colour space www.hoise.com/CEC/LV-PR-12−98−3.html
  263. VGMix.com View Release — Scriabin’s Long Librarywww.vgmix.com/songview.php?songjd=141
  264. CvberWorld Khaldea Alexander Scriabin — Natal Horoscopewww.khaldea.com/charts/scriabin.shtml
  265. H ^ A CO tztbCD^? U V — b* > CO i? www2s.biglobe.ne.jp/~hatapy/
  266. Scriabin, Alexander Nikolaievich usuarios.iycos.es/guiaudicion/ compositores75/scriabin.htm
  267. Alexander Scriabin www.epdip.com/compciasico.php?id=i 132
Заполнить форму текущей работой