Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение студентов-филологов приёмам интерпретации научного текста в целях учебного общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагала постановку и решение следующих задач: установить методологическую и теоретическую базу исследуемой проблемы и на основании этого описать интерпретацию научного текста в целях учебного общения, а также охарактеризовать приёмы педагогической интерпретации научного текста, фиксирующиеся в преобразованных текстахустановить… Читать ещё >

Содержание

  • Название раздела С. ф
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕ ГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИЁМАМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА В ЦЕЛЯХ УЧЕБНОГО ОБЩЕНИЯ
    • 1. Философские аспекты интерпретации научного текста
    • 2. Филологические аспекты интерпретации научного
  • Ф текста
    • 3. Психолингвистические аспекты педагогической интерпретации научного текста
    • 4. Методические аспекты интерпретации учителем научного текста при подготовке к уроку сообщения нового материала
    • 5. Приемы педагогической интерпретации научного тек-Суь ста при подготовке к уроку сообщения нового материала
  • Глава II. ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ В ЦЕЛЯХ УЧЕБНОГО ОБЩЕНИЯ
    • 1. Задача, исходные положения, организация констатирующего эксперимента
    • 2. Результаты констатирующего эксперимента
  • Глава III. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПРИЕМАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НА* УЧНОГО ТЕКСТА
    • 1. Принципы, задачи, организация и программа опытного обучения
    • 2. Содержание и приемы обучения студентов-филологов ф приемам интерпретации научного текста в целях учебного общения
    • 3. Результаты опытного обучения

Обучение студентов-филологов приёмам интерпретации научного текста в целях учебного общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общеизвестно, что основой коммуникативной компетентности учителя является владение профессиональной речью, задачи совершенствования которой решаются сегодня высшей педагогической школой (Ладыженская Т. А., Ипполитова H.A., Десяева Н. Д., Тумина JI.E., Филиппова О. В., Хаймо-вич JI.B., Салькова JI.B., Ембулаева Т. Е., Зюкина З. С. и другие исследователи).

В рамках данного направления высшего педагогического образования ставится и вопрос об особенностях формирования у будущего специалиста умений использовать те результаты исследований, которые, являясь достоверными, общепризнанными в науке, пока не используются активно в школьной практике. Подобные умения (особенно актуальные в ситуации изменения содержания обучения тому или иному предмету в школе, сосуществования вариативных учебников и программ) предполагают обязательное систематическое обращение педагога к научным текстам и их интерпретацию в целях учебного общения.

В системе действий учителя русского языка по планированию и продуцированию научно-учебной речи как средства организации эффективной познавательной деятельности школьников приёмы педагогической интерпретации научного текста занимают особое место. Это обусловлено, с одной стороны, спецификой осознания самого процесса интерпретации текста, предполагающего наличие специальных филологических знаний, с другой — современной ситуацией обучения русскому языку, часто требующей от учителя обращения к различным научным лингвистическим источникам содержания обучения.

Наблюдения показывают, что в практике обучения русскому языку имеются определенные проблемы коммуникации. Учителям сложно ориентироваться в содержании вариативных программ, соотносить содержание учебников с итоговыми формами контроля знаний и умений учащихся. В результате речь педагогов, с помощью которой раскрываются особенности языковых явлений, не отличается доступностью, определения многих лингвистических понятий заучиваются школьниками механически.

Данные проблемы могут быть, на наш взгляд, решены при условии развития у студентов педагогического вуза умений использовать в целях учебного общения специальные приёмы интерпретации научного текста, комбинация которых в речевой деятельности учителя позволяет обеспечивать управление процессом активного усвоения школьниками интерпретируемых на уроке сообщения нового материала лингвистических понятий, закономерностей, фактов.

Подобный подход может быть осуществлен в контексте педагогического речеведения с опорой на теорию и практику обучения студентов-филологов анализу и продуцированию различных жанров педагогической речи: объяснительной речи как разновидности информационной речи (объяснительный монолог, объяснительная речь сравнительного характера и другие разновидности) (Салькова Л.В., Хаймович Л. В., Якимова Н. Б. и другие ученые), информативно-учебного диалога (педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала, педагогический диалог в ситуации опроса и другие разновидности) (Грудцына Н.Г., Гусейнова В. М., Зюкина З. С., Тумина Л. Е. и другие исследователи), обобщающей речи (Усанова О.Г.), лингвистической сказки (Шеменева E.H.), педагогического дневника (Антонова Л.Г.) и других.

Лингвистическими основаниями решения проблемы являются различные концепции текста. Текст как объект интерпретации, приёмы и языковые средства его интерпретации, а также другие вопросы рассматриваются в трудах Бахтина М. М., Богина Г. И., Васильевой В. В., Демьянкова В. З., Долинина К. А., Домащенко A.B. и других авторов.

Обучение интерпретации требует опоры на философские положения, где раскрываются наиболее общие закономерности данного процесса: истолкование, понимание, смыслообразование и т. п. (Шлейермахер Ф., Дильтей В., Хайдеггер М., Гадамер Г., Рикер П.- Кохановский В. П., Кузнецов В. Г.,.

Пазельский В.В., Поляков И. В., Тульчинский Г. Л., Шехтман H.A. и другие ученые).

Понимание текста в ходе его интерпретации изучается психолингвистикой. При этом рассматриваются вопросы деятельностной основы интерпретации, смыслового восприятия текста, механизмов речевой деятельности и другие (Выготский J1.C., Жинкин Н. И., Леонтьев А. Н., Леонтьев A.A., Зимняя И. А., Залевская A.A., Дридзе М. Т., Брудный A.A. и другие ученые).

Объектом диссертационного исследования является практика интерпретации научного текста в целях учебного общенияпредметом исследования — система обучения будущих специалистов приемам педагогической интерпретации научного текста в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов в высших педагогических учебных заведениях.

Цель диссертационного исследования — разработка и экспериментальная проверка методики обучения будущих учителей русского языка приёмам интерпретации научного текста в целях учебного общения.

Гипотеза диссертационного исследования: эффективность обучения будущих учителей-филологов педагогической интерпретации научного текста достигается при условии:

1) характеристики приёмов педагогической интерпретации научного текста как системы мыслительно-речевых действий педагога, включающих у школьников основные механизмы рецептивной речи;

2) рассмотрения приёмов педагогической интерпретации научного текста с позиций философского, филологического, психолингвистического и методического аспектов;

3) выполнения системы заданий, отражающих собственно интерпретационный и конструктивный компоненты профессиональной деятельности учителя.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагала постановку и решение следующих задач: установить методологическую и теоретическую базу исследуемой проблемы и на основании этого описать интерпретацию научного текста в целях учебного общения, а также охарактеризовать приёмы педагогической интерпретации научного текста, фиксирующиеся в преобразованных текстахустановить исходный уровень знаний студентов-филологов о закономерностях преобразования научного текста в целях учебного общения, о приёмах, позволяющих осуществить педагогическую интерпретацию научного текста, а также выявить уровень умений применять приёмы педагогической интерпретации научного текстаразработать программу обучения будущих учителей русского языка приёмам интерпретации научного текста в целях учебного общенияэкспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Характер цели и задач исследования определил его методологию: диссертационное исследование основывается на фундаментальных положениях философской, филологической, психолингвистической и методической науки, позволивших раскрыть сущность и функции педагогической интерпретации научного текста в процессе обучения русскому языку, её приёмов, определить условия результативного осуществления интерпретации научного текста в целях учебного общения учителем русского языка.

При решении указанных задач и обосновании гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, филологической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследованияанализ научных текстов как объектов их предстоящей педагогической интерпретации с позиции выявления пластов его содержанияанализ учебных текстов как результата интерпретации исходного научного текста в целях учебного общения с позиций выявления преобразований содержания текста-источника, использованных приёмов педагогической интерпретации научного текста и определения степени эффективности преобразованных текстовнаблюдение за речевой деятельностью студентов-филологов при подготовке к уроку сообщения нового материала на занятиях по курсу «Теория и методика обучения русскому языку" — педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение);

— количественный и качественный анализ полученных результатов.

Экспериментальной базой исследования был Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, филологический факультет.

Исследование осуществлялось четыре года и проводилось в четыре этапа: первый этап (2000 — 2001 г. г.) — изучение философской, филологической, психолингвистической, методической литературы по проблеме диссертационного исследованиявторой этап (2001 — 2002 г. г.) — подготовка, проведение и обработка констатирующего этапа экспериментатретий этап (2004 — 2005 г. г.) — характеристика и систематизация приёмов интерпретации научного текста в целях учебного общенияподготовка программы опытного обучениячетвертый этап (2005 — 2006 г. г.) — проведение опытного обучения, обработка и обобщение полученных результатов, корректировка программы обучения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— описана интерпретация научного текста в целях учебного общения как поэтапная (направленная на понимание и объяснение) профессиональная деятельность учителя при подготовке к уроку сообщения нового материала, осуществляемая с помощью специальных приёмов;

— охарактеризованы фиксирующиеся в преобразованных текстах приёмы педагогической интерпретации научного текста (с позиций их содержания, функций, уместности включения в ход толкования научного текста, языковых средств реализации) как способы интеллектуально-речевых действий учителя по передаче учащимся новых знаний;

— создана классификация приёмов педагогической интерпретации научного текста на основании учета особенностей смыслового восприятия учащимися интерпретируемого текста (приёмы, приводящие в действие механизм эквивалентных смысловых заменприёмы, приводящие в действие механизм памятиприёмы, приводящие в действие механизм антиципацииприёмы, приводящие в действие механизм компрессии);

— разработана, апробирована и подтверждена эффективность предложенной методики обучения будущих учителей русского языка приёмам интерпретации научного текста в целях учебного общения.

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют круг научных представлений о содержании феномена педагогической интерпретации научного текста, осуществляющейся с помощью специальных приёмов.

Практическая значимость: разработана и экспериментально проверена программа занятий по формированию у будущего учителя русского языка профессионально значимого коммуникативного умения использовать приёмы педагогической интерпретации научного текстаподготовлен дидактический материал, который может быть использован в практике преподавания курсов «Теория и методика обучения русскому языку», «Педагогическая риторика», а также курсов по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин в вузе.

Обоснованность и достоверность исследования подтверждается соответствием применяемых методов цели и задачам исследования, результатами экспериментального исследования (констатирующего среза и опытного обучения), данными анализа философской, филологической, психолингвистической, методической литературы, продолжительностью исследования, положительными результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.

Апробация исследования.

Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ имени М. Е. Евсевьева (1999, 2000, 2001, 2002, 2005, 2006 г. г.), на научно-практическом семинаре «Взаимодействие вуза и школы. Вуз для школы» (Саранск — 2005), на заседаниях аспирантских объединений кафедры русского языка МГПИ имени М. Е. Евсевьева и кафедры стилистики и культуры речи МГУ имени Н. П. Огарёва, отражены в семи публикациях по теме диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интерпретация научного текста в целях учебного общения является особым видом мыслительно-речевой деятельности учителя, представляющим собой единство смыслового восприятия педагогом исходного научного текста, планирования его объяснения учащимся, преобразования его в новое научно-учебное речевое произведение.

2. Интерпретация научного текста в целях учебного общения осуществляется с помощью особых интеллектуально-речевых действий учителяприёмов, основанных на механизмах рецептивной речи (эквивалентных смысловых замен, памяти, антиципации, компрессии) и фиксирующихся в преобразованном учебном тексте.

3. Умения осуществлять педагогическую интерпретацию научного текста целесообразно формировать у студентов-филологов на основе знаний из области не только методики преподавания русского языка, но и знаний стилистики (об особенностях экстралингвистической основы научно-учебной речи, ее стилевых чертах и языковых средствах), последние становятся таким образом методически значимыми.

ВЫВОДЫ к,.

1. Разработанная методика направлена на выработку у студентов комму-Ф никативных умений использования приемов интерпретации научного текста в целях учебного общения (при подготовке к уроку сообщения нового материала).

2. Поставленная задача нашла отражение в программе опытного обучения и системе упражнений. Для формирования коммуникативно-речевых умений студентов использовать приемы педагогической интерпретации научат ного текста необходима работа над следующими понятиями: интерпретация научного текста в целях учебного общения как особый вид поэтапной мыслительно-речевой профессиональной деятельности учителя при подф готовке к уроку сообщения нового материала, представляющей собой единство смыслового восприятия педагогом исходного научного текста, планирования его объяснения учащимся и преобразования его в новое научно-учебное речевое произведение, доступное усвоению учащихсяприемы педагогической интерпретации научного текста как особые интеллектуально-речевые действия по передаче учащимся знаний, заключенных в интерпретируемом научном тексте, в результате чего исходный собственно научный текст преобразуется в новое научно-учебное произведение, доступное усвоению учащихсясмысловое восприятие учащимися учебных текстов как контекст эффективной педагогической интерпретациизависимость приемов педагогической интерпретации научного текста от особенностей действия механизмов речи.

3. В результате опытного обучения будущих учителей-филологов:

— систематизированы знания о процессе педагогической интерпретации научного текста, о приемах интерпретации научного текста в целях учебного общения, их эффективной комбинации и соответствии действию основных механизмов речи;

— сформированы первоначальные профессиональные коммуникативные умения по использованию приемов педагогической интерпретации научного текста.

Л'.

4. Сопоставительный анализ исходного и итогового уровня знаний и умений студентов, участвующих в эксперименте, по приемам интерпретации научного текста в целях учебного общения свидетельствует о том, что применение разработанной методики обеспечивает эффективность обучения студентов-филологов приемам педагогической интерпретации научного текста при подготовке к уроку сообщения нового материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено решению важной методической проблемы, связанной с формированием у будущих учителей-филологов профессионально-коммуникативных умений по использованию приемов интерпретации научного текста в целях учебного общения.

Итоги проведенного констатирующего среза позволили сделать вывод о том, что у студентов, участвующих в эксперименте, отсутствуют специальные знания и умения по педагогической интерпретации научного текста, наиболее востребованные в ситуации подготовки к этапу урока сообщения нового материала — объяснению нового материала. Констатирующее исследование показало, что эффективность созданных студентами учебных текстов в результате педагогической интерпретации исходного научного текста — усвоение учащимися объясняемого лингвистического явления — маловероятна, что связано с недостаточно полной внутренней интерпретацией испытуемыми научного текста, с малым количеством использованных приемов педагогической интерпретации научного текста, с неумением их комбинирования и другими факторами, показывающими наличие самого общего понимания педагогической интерпретации научного текста.

Рассмотренная совокупность факторов свидетельствует об отсутствии готовности студентов-филологов интерпретировать научные тексты в целях учебного общения.

Это обстоятельство определило необходимость разработки методики обучения студентов-филологов умению истолкования учащимся при подготовке к уроку сообщения нового материала исходного научного текста — источника будущего учебного общения с помощью специальных приемов педагогической интерпретации научного текста. Интерпретация научного текста в целях учебного общения рассматривается как особый поэтапный мыслительно-речевой вид профессиональной деятельности учителя, представляющей собой единство смыслового восприятия педагогом исходного научного текста, планирования его объяснения учащимся и преобразования его в новое научно-учебное речевое произведение, доступное усвоению учащихся. Интерпретация научного текста в целях учебного общения осуществляется в ходе составления письменного варианта учебного текста с помощью специальных приемов педагогической интерпретации научного текста — особых интеллектуально-речевых действий учителя по передаче учащимся новых знаний (содержащихся в интерпретируемом тексте), основанных на механизмах речи (эквивалентных смысловых заменахпамяти, антиципации, компрессии) и фиксирующихся в преобразованном тексте, который получает жанровые особенности объяснительного монолога.

Результаты проведенного опытного обучения подтвердили верность поставленной гипотезы, согласно которой эффективность обучения будущих учителей-филологов осуществлять педагогическую интерпретацию исходного научного текста, в ходе которой учитель преобразовывает его с помощью определенной комбинации приемов, с целью повышения усвоения школьниками учебных текстов в результате приведения в действие основных механизмов речи учащихся, достигается при условии характеристики приемов педагогической интерпретации с позиции философского, филологического, психолингвистического и методического аспектов в процессе подготовки студентов, а также выполнения системы заданий, отражающих аналитический, интерпретационный и конструктивный компоненты профессиональной деятельности учителя.

В результате опытного обучения повысился уровень знаний студентов:

— о процессе педагогической интерпретации научного текста;

— о приемах интерпретации научного текста в целях учебного общения, их содержании, функциях, уместности включения в ход толкования, средствах реализации, комбинации в ходе толкования, о соответствии действию основных механизмов речи учащихся, включающихся в процессе смыслового восприятии учебных текстов.

Значительно возрос уровень владения следующими профессионально-значимыми коммуникативными умениями:

— умением определять особенности содержания исходного научного текста в процессе восприятия преобразованного на его основе научно-учебного речевого произведения.

— умением осуществлять внутреннюю интерпретацию научного текста при подготовке к уроку сообщения нового материала.

— умением видеть и характеризовать приемы педагогической интерпретации научного текста, фиксирующиеся в преобразованном на его основе учебном тексте.

— умением использовать конкретные приемы педагогической интерпретации научного текста в соответствии с особенностями содержания обучения, уровня обученности школьников, этапа изучения материала.

— умением предвидеть и учитывать в ходе педагогической интерпретации научного текста особенности процесса восприятия учащимися учебного текста, созданного на основе исходного.

— умением классифицировать приемы педагогической интерпретации научного текста с учетом их соответствия действию основных механизмов речевой деятельности учащихся.

— умением продуцировать учебный текст как результат педагогической интерпретации исходного научного текста.

Проблемы, затронутые в настоящем исследовании, требуют дальнейшего изучения по следующим направлениям:

— выяснение особенностей использования приемов педагогической интерпретации научного текста в ходе объяснения нового материала на уроке сообщения нового материала;

— выяснение зависимости комбинации приемов педагогической интерпретации научного текста от того, какой материал по содержанию интерпретируется на уроке.

Кроме того, в качестве перспективы исследования целесообразно использовать разработанную методику обучения студентов-филологов приемам педагогической интерпретации научного текста на занятиях в рамках спецкурса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. М. Некоторые закономерности речи в зависимости от си-ф туации общения Текст. / В. М. Аврасин // Культура, общение, текст. М.:1. Наука, 1986.-С. 91−106.
  2. , Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. Текст. / Н. С. Автономова. -М.: Наука, 1988. 153 с.
  3. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации- под ред. А. А. Бондалетова, Г. А. Ковалева. М.: АПН СССР, 1983.1. Л 98 с.
  4. Актуальные проблемы развития речи учащихся. Текст. -М.: Просвещение, 1980.- 151 с.
  5. , А. Д. Очерки из жизни языка (Введение в методику родногоязыка) Текст. / А. Д. Алферов. М., 1899.
  6. , А. Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) Текст. / А. Д. Алферов. М., 1916.
  7. , Г. А. Понимание в структуре гуманитарного исследования Текст. / Г. А. Антипов // Проблемы методологии науки- под. ред. А. Н. Ко-чергин, В. П. Фофанов. Новосибирск: Наука, 1985. С. 154−169.
  8. , Л. Г. Ведение дневниковых записей как элемент профессиональной подготовки будущих учителей Текст. / Л. Г. Антонова // Русский язык в школе, 1988, № 6, С. 86 89.
  9. , А. Р. Коммуникативное обучение и современные учебники ® Текст. / А. Р. Арутюнов. М.: Русский язык, 1983. — 43 с.
  10. , Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса Текст. / Т. В. Ахутина. М., Просвещение, 1989 — 74 с.
  11. , М. Т. Обучение русскому языку в 4 классе Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Методические указания к учебнику: пособие для учителей- под ред. М. Т. Баранова, 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985.
  12. М. Т. Обучение русскому языку в 6 классе Текст. / М. Т. Ба-®- ранов, / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Методические указания к учебнику: пособие для учителей- 3-е изд. — М.: Просвещение, 1990.-206 с.
  13. , М. Т.Русский язык: 5 кл. Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Учеб. для общеобразоват. учреждений. 21-е изд.-М.: Просвещение, 1994.-319 с.
  14. М. Т. Русский язык Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Учеб для 6 кл. средн. шк. 16-е изд. — М.: Просвещение, 1992.-224 с.
  15. М. Т. Русский язык Текст. / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. Учеб для 7 кл. средн. шк. 14-е изд. — М.: Просвещение, 1989.- 191 с.
  16. , М. Т. Методика преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914−1994) Текст. / М. Т. Баранов // Русский язык в школе, 2002. № 5. — С. 60−68.
  17. , Л. Г. Русский язык. Стилистика. Текст. / Л. Г. Барлас. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — 255 с.
  18. , В. К. Проблемы изучения жанров устной научной речи Текст. / В. К. Барнет- под ред. О. А. Лаптевой. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985, — Т. 1 Общие свойства и фонетические особенности. — С. 80−125.
  19. , А. В. Устные сочинения. Практические приемы. Для 1−4 классов Текст. / А. В. Барсов. Тифлис, 1901.
  20. , К. Б. Культура слова. Текст. / К. Б. Бархин. Методическое пособие для преподавателей II ступени. -М., 1929.
  21. , К. Б. Методика русского языка в средней школе Текст. / К. Б. Бархин, Е. С. Истрина.-М., 1937.
  22. С. Г. Русский язык Текст. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. Учеб для 8 кл. средн. шк. 16-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  23. С. Г. Русский язык Текст. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. Учеб для 9 кл. средн. шк. 15-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 114 с.
  24. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин.-М.: Искусство, 1979.- С. 350.
  25. , Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста Текст. / Г. И. Богин. Учеб. пособие. Калинин: КГУ, 1989 — 70 с.
  26. , Г. И. Типология понимания текста Текст. / Г. И. Богин Калинин: КГУ, 1986.-87 с.
  27. , Г. И. Филологическая герменевтика Текст. / Г. И. Богин. Учеб, пособие Калинин: КГУ, 1982 — 107 с.
  28. , А. Ф. Оптимизация коммуникативной деятельности учителя на уроке Текст. / А. Ф. Бондаренко. Киев, 1978. — 83 с.
  29. , А. А. Понимание как философско-психологическая проблема Текст. / А. А. Брудный // Вопросы философии 1975 — № 1- С. 112−129.
  30. , А. А. Психологическая герменевтика Текст. / А. А. Брудный.- М., 1998.-354 с.
  31. , Р. А. Что такое научный стиль Текст. / Р. А. Будагов // Язык, история и современность. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. — С. 143 168.
  32. , Н. Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы Текст. / Н. Д. Бурвикова. М.: Просвещение, 1988 — 153 с.
  33. , Ф. И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф. И. Буслаев // Преподавание отечественного языка. М., 1992 — 124 с.
  34. , Н. С. Знаки препинания как средство выражения смысла в тексте / Н. С. Валгина // Филологические науки.- 2004 № 1- С. 16−26.
  35. , С. С. Стиль научной речи Текст. / С. С. Вартапетова // Русский язык в школе. 1998. — № 6. — С. 65−74.
  36. , А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль Текст. / А. Н. Васильева. М.: Русский язык, 1976. — 189 с.
  37. , В. В. В поисках механизмов понимания текста Текст. / В. В. Васильева // Вестник Омского университета- Омск, 1998 № 3 — С. 65−68.
  38. , А. Метатекст в тексте Текст. / А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. — Вып.8. — С. 407−409.
  39. , А. Речевые акты Текст. /А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике.-М.: Прогресс, 1985.-Вып.16. -С. 251−247.
  40. , А. В. Пособие по обучению монологической речи студентов-филологов Текст. / А. В. Величко, Н. В. Лебедева, Л. П. Юдина. М.: МГУ, 1981.- 115с.
  41. , Л. В. Пособие по обучению монологической речи студентов-филологов Текст. / Л. В. Величко. М.: МГУ, 1988. — 152 с.
  42. , В. В. Проблемы русской стилистики Текст. / В. В. Виноградов. -М.: Высш. школа, 1981. 320 с.
  43. , Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц Текст. / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1980. — 237 с.
  44. , Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения Текст. / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993. — 172 с.
  45. , А. И. Развивающее обучение русскому языку (1У-УШ кл.) Текст. / А. И. Власенков. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. -208 с.
  46. , Т. И. Педагогический диалог на этапе объяснения нового учебного материала: Содержание и методика обучения Текст. / Т. И. Вострикова. Дисс. к. пед. н. М., 1995. — 283 с.
  47. , Л. С. Антология гуманной педагогики Текст. / Л. С. Выготский. М., 1996. — 264 с.
  48. , Л. Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка Текст. / Л. Н. Вьюшкова // Русский язык в школе 1998 — № 1.- С. 3.
  49. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод Текст. / Х.-Г. Гадамер- М., 1988.
  50. , Г. Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г. Г. Гадамер. М., 1991.
  51. , И. Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М., 1981. — 184 с.
  52. , А. Н. Очерки по стилистике русского языка Текст. / А. Н. Гвоздев. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1965. — 408 с.
  53. , Г. Принципы теоретической лингвистики Текст. / Г. Гийом.-М.: Русский язык, 1992. С. 64.
  54. , Б. Н. Основы культуры речи Текст. / Б. Н. Головин. М.: Высшая школа, 1980. — 335 с.
  55. , С. И. Психолингвистические особенности механизма порождения речи по данным речевых ошибок Текст. / С. И. Горохова. Автореф. дис. на соиск. степ. канд. филол. наук М — 1986. — 284 с.
  56. , Н. Г. Педагогический диалог в различных ситуациях урока Текст. / Н. Г. Грудцына // Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. -М.: МПГУ, 2001. С. 278−301.
  57. , С. С. Проблема понимания в философии Текст. / С. С. Гусев, Г. JI. Тульчинский. М.: Прогресс, 1985. — 250 с.
  58. Дейк ван, Т. А. Стратегии понимания связного текста Текст. / Т. А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка.-М.: Прогресс, 1988.-Вып. 23.-С. 93−152.
  59. , А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка Текст. / А. Д. Дейкина М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  60. , В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В. 3. Демьянков // Вопросы языкознания. -1994.-№ 4.-С. 17-33.
  61. , Н. Д. Речь учителя русского языка в контексте урока Текст. / Н. Д. Десяева. Учебное пособие по спец. курсу. М.: Прометей, 1995. — 112 с.
  62. , Н. Д. Категория стилевых черт и коммуникативные качества речи Текст. / Н. Д. Десяева // Проблемы гуманитарного образования: Меж-вуз. сб. науч. тр. Вып. 1- под ред. Н. Д. Десяевой. — Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та. — 2000. — С. 27−30.
  63. , Н. Д. Основы педагогической риторики.Текст. / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова и др. Учеб. пособие для студентов фак. истории и права. Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та. 2000. — 181 с.
  64. , Н. Д. Интенция жанров научно-учебной речи Текст. / Н. Д. Десяева // Теоретичекие и прикладные проблемы педагогического общения: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1- под ред. Н. Д. Десяевой. — Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та. -2001. — С. 3−12.
  65. , Н. Д. Научный текста как объект педагогической интерпретации Текст. / Н. Д. Десяева // Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения- под ред. Н. Д. Десяевой. Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-т. — 2002 — С. 5−29.
  66. , С. Р. Обучение педагогическому диалогу студентов русистов иноязычных групп Текст. / С. Р. Джуманиязова. Дисс.. к. пед. н. -М., 1993.-221 с.
  67. , Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания Текст. / Л. П. Доблаев. -М.: Педагогика, 1982. 176 с.
  68. , Л. П. Анализ и понимание текста Текст. / Л. П. Доблаев. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 72 с.
  69. , К. А. Интерпретация текста Текст. / К. А. Долинин. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
  70. , А. В. Еще раз об интерпретации и толковании Текст. / А. В. Домащенко // Филологические науки. 2005. -№ 3. — С. 16−21.
  71. , Е. В. Анализ урока как речевой педагогический жанр: обучение студентов-филологов Текст. / Е. В. Евдокимова. Дисс.. к. пед. н. -М., 1996.- 178 с.
  72. , Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания Текст. / Г. В. Егер. Харьков. — 1990. — 176 с.
  73. . Н. Г. Антиципация в процессе восприятия сообщения Текст. / Н. Г. Елина // Теория и практика разговорной речи. -Горький: Изд-во Горь-ковск. гос. пед. ин-та ин. яз., 1974. — Вып. 5.- С. 26−37.
  74. , Т. Е. Работа с учебными лингвистическими текстами Текст. / Т. Е. Ембулаева // Русский язык в школе. 1990. — № 3. — С. 3−9.
  75. , Т. Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте Текст. / Т. Е. Ембулаева // Русский язык в школе. 1999. — № 4. — С. 12−22.
  76. , Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во Академии пед. наук, — 1958. — 463 с.
  77. , Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи Текст. / Н. И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 12−24.
  78. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Прогресс, 1982. — 92 с.
  79. , Н.И. Психологические основы развития мышления и речи Текст. / Н. И. Жинкин // Русский язык в школе, 1985. № 1. — С. 47−54.
  80. , А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование Текст. / А. А. Залевская. Воронеж.- 1990. — 187 с.
  81. , А. А. Введение в психолингвистику Текст. / А. А. Залевская. Учеб. для вузов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т. — 2000. — 382 с.
  82. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. Учебник для вузов. М.: Логос, 2004. — 384 с.
  83. , И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения Текст. / И. А. Зимняя // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). -М.: Наука. 1976. -24−63 с.
  84. , Л. И. Местоимение как часть речи Текст. / Л. И. Зубцова // Русский язык в школе. 2002. — № 4. — С. 41−44.
  85. , В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы Текст. / В. В. Ильин. М.: Наука. — 1993. — 203 с.
  86. Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения Текст.- под ред Н. Д. Десяевой. Саранск: Изд-во Мордов. гос.пед. ин-та. 2002. — 134 с.
  87. , Н. А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение Текст. / Н. А. Ипполитова // Русский язык в школе.- 1999. -№ 1.-С. 3−12.
  88. , Н. А. Чтение в профессиональной деятельности учителя Текст. / Н. А. Ипполитова / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. -М.: МПГУ, 2001. С. 211−230.
  89. , Е. С. Учебная книга по русскому языку для производственно-политехнических курсов Текст. / Е. С. Истрина, Н. И. Спасская, Г. И. Горба-ченко. М.-Л. — 1932. — 237 с.
  90. , О. Л. Текст и коммуникация Текст. / О. Л. Каменская. -М.: Высшая школа, 1990. 152 с.
  91. Канн-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В. А. Канн-Калик. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  92. Клинберг Лотар. Проблемы теории обучения Текст. / Лотар Клинберг- пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  93. , Л. А. Вопросы теории речевого воздействия Текст. / Л. А. Киселева. Л.: ЛГУ, 1978. — 160 с.
  94. , М. Н. Стилистика русского языка Текст. / М. Н. Кожина. -М.: Просвещение, 1983. -223 с.
  95. , Е. В. Техника активного чтения Текст. / Е. В. Коротаева, Т. А. Сутырина//Русский язык в школе. 2000. — № 1.-С. 12−17.
  96. , В. П. Философия и методология науки Текст. / В. П. Ко-хановский. Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-576 с.
  97. , Ю. В. Алгоритмы порождения речи Текст. / Ю. В. Красиков.- Орджоникидзе: Ир, 1990. 240 с.
  98. , М. И. Эффективные методы и приемы организации урока Текст. / М. И. Крупенникова // Русский язык в школе. 1997. — № 4. -С. 16−19.
  99. Кузьменко-Наумова, О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения Текст. / О. Д. Кузьменко- Наумова. Куйбышев. -1980.- 119 с.
  100. Кузьменко-Наумова, О. Д. Психолингвистика в свете теории отражения. Куйбышев. — 1984. — 142 с.
  101. Кузьменко-Наумова, О. Д. Семиотика речевого воздействия. Отражение и смысл Текст. / О. Д. Кузьменко-Наумова. Куйбышев. — 1986. — 94 с.
  102. , Н. В. Методика обучения студентов-филологов устному рассказу как педагогическому речевому жанру Текст. / Н. В. Кузнецова. Дисс. к. пед. н. М., 1994. — 230 с.
  103. , Н. Вступительная лекция к курсу методики словесности, читанная на высших женских курсах 3 октября 1903 года Текст. / Н. Кульман. -СПб.- 1903.- 74 с.
  104. , А. Ю. О подготовке первого урока по новой теме Текст. / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе.- 1985. № 3. — С. 24−27.
  105. , В. А. Интерпретация текста Текст. / В. А. Кухаренко. Учеб. пособие для судентов пед. ин-тов по спец. № 2103, «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1988 — 192 с.
  106. , Т. А. Методические указания к спецкурсу «Живое слово (устная речь как средство и предмет обучения)» Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 75 с.
  107. , Т. А Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Т. А. Ладыженская. -М.: Просвещение, 1986. 124 с.
  108. , Т.А. Практическая методика русского языка: 5 класс Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1992. — 286 с.
  109. , Т. А., Практическая методика русского языка: 5 класс ф Текст. / Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 288 с.
  110. , Т. А Устная речь как средство и предмет обучения Текст. / Т. А. Ладыженская. Учебное пособие для студентов. М.:Флинта, 1998.- 138 с.
  111. , Т. А. Педагогическое говорение Текст. / Т. А. Лады-f женская // Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: МПГУ, 2001. — С. 169−179.
  112. , О. А. Об устной научной речи Текст. / О. А. Лаптева // Русекая речь, 1995.-№ 5.-С. 13−17.
  113. , А. В. Система, структура и функционирование научного терми-^ на (на материале русской лингвистической терминологии) Текст. / А. В. Лемов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 192 с.
  114. , А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания Текст. / А. А. Леонтьев. М. — 1969. — 264 с.
  115. , А. А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев.- М.- 1969.- 188 с.
  116. , А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи Текст. / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии, 1974. № 5. -С. 4−12.
  117. , А. А. Психологические проблемы массовой коммуникации Текст. / А. А. Леонтьев М.: Знание, 1974. — 208 с. г 127. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. • М.: Знание, 1979. 47 с. .
  118. , А. А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. Основы психолингвистики. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005 — 288 с.
  119. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  120. , А. И. Учебный текст как объект восприятия и усвоения Текст. / А. И. Луньков. Автореф. дисс.. к. пед н. -М., 1986. 17 с.
  121. , М. Р. Риторика Текст. / М. Р. Львов. Учебное пособие для учащихся 10−11 кл. -М.: Академия, 1995. 256 с.
  122. , М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка Текст. / М. Р. Львов. М.: РОСТ СКРИН, 1997. — 256 с.
  123. , Л. К. Логический анализ содержания учебника как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения // Русский язык в школе. -1987.-№ 5.- С. 25−32.
  124. , Л. М. Речевая интенция и типология вторичных текстов Текст. / Л. М. Майданова / В кн.: Человек текст — культура. — Екатеринбург. — 1994.-36−49 с.
  125. , М. Как я понимаю философию Текст. / М. Мамарда-швили- сост. и предисл. Ю. П. Сенокосова. -М.: Прогресс. 1990. — 344 с.
  126. Маньковская, 3. В. Интерпретация текста Текст. / 3. В. Маньковская. Учебное пособие для подготовки к семинарским занятиям студентов 5-го курса специальности 22 900. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. — 88 с.
  127. Мастерство устной речи Текст. / Пособие для учителя- под ред. В. В. Голубнова. М.: Просвещение, 1965. — 200 с.
  128. , Н. А. Психология Текст. / Н. А. Менчинская. Учеб. для пед. ин-тов- под ред. А. А. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1962. — 559 с.
  129. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  130. Н. А., Структура научного текста в обучении монологической речи Текст. / Н. А. Мете, О. Д. Митрофанова, Т. Б. Одинцова. М.: Русский язык., 1981.-141 с.
  131. , О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения Текст. /
  132. Д. Митрофанова. 2-е изд. — М.: Русский язык, 1985. — 231 с.
  133. , А. К. Педагогическая риторика. Теория и история Текст. / А. К. Михальская. М., Педагогика, 1998. — 186 с.
  134. , Л. Н.,. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. Свердловск: изд-во Ур-ГУ, 1991. — 172 с.
  135. , Л. Н. Язык, текст и культура Текст. / Л. Н. Мурзин // Человек текст — культура: Коллект. монография- под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. — Екатеринбург. — 1994. — 43−80 с.
  136. , Б. С. О некоторых общих закономерностях первоначального восприятия текста Текст. / Б. С. Мучник // Вопросы психологии, 1977. № 1.-74−85.
  137. , Б. С. Первоначальное и окончательное восприятие текста Текст. / Б. С. Мучник // Русская речь, 1968. -№ 4. 73−88.
  138. , Б. С. Практическая стилистика в ее отношении к психологии Текст. / Б. С. Мучник // Вопросы психологии, 1973. № 5. — 85−96.
  139. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат Текст.- под ред. Н. Ю. Колюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990, — 104 с.
  140. , А. П. К информационному анализу понимания текста Текст. / А. П. Назарян // Научно-техническая информация, 1972. -№ 2. С. 3−7.
  141. Педагогическая риторика Текст. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: МПГУ, 2001. — 387 с.
  142. Педагогическое речеведение Текст. Словарь справочник- под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. A.A. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.-312 с.
  143. , А. М. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / А. М. Пешковский. М.: Русский язык. — 1914. — 436 с.
  144. , А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики Текст. / А. М. Пешковский. М.-Л.: Госиздат, 1930.- 176 с.
  145. , А. Н. Язык, мышление, сознание: психолингвистические аспекты Текст. / А. Н. Портнов. Иваново. — 1988. -194 с.
  146. , А. А. Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня /Эстетика и поэтика. М. — 1976. — 24−56 с.
  147. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили Текст. Под ред. Т. Г. Винокур, Д. Н. Шмелева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1997. — 63 с.
  148. , Н. Б. Риторические фигуры как средство усиления выразительности научно-учебной речи учителя русского языка Текст. / Н. Б. Преснухина. Учебное пособие к спецкурсу. Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та. — 2002. — 81 с.
  149. , Н. Б. Средства педагогической интерпретации научного текста Текст. / Н. Б. Преснухина / Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения- под ред. Н. Д. Десяевой. Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та. — 2002. — С. 48−65, 134 с.
  150. Психология Текст. Словарь- под общ. ред. А. В. Петровского, М. П. Ярошевского. М., 1990. — 346 с.
  151. , И. В. Обучение устной монологической речи студентов в учебно-профессиональной сфере общения Текст. / И. В. Родионова. Л.: ЛГУ, 1988.- 168 с.
  152. , П. Конфликт интерпретации: Очерки о герменевтике Текст. / П. Рикер. М.: Наука, 1994. — 296 с.
  153. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М. — 358 с.
  154. , Л. В. Учитель как коммуникативный лидер Текст. / Л. В. Салькова / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Иппо-литовой. М.: МПГУ, 2001. — С. 130−148.
  155. , Л. В. Сравнение в объяснительной речи учителя Текст. / Л. В. Салькова / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ип-политовой. М.: МПГУ, 2001. — С. 253−266.
  156. , Л. В. Введение в психолингвистику Текст. / Л. В. Сахарный. Курс лекций. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 184 с.
  157. , К. Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции Текст. / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
  158. , М. П. Научные стили Текст. / М. П. Сенкевич. Учебное пособие по курсу «Стили русского языка». М.: Моск. полиграф, ин-т, 1967. -54 с.
  159. , В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприя-тия на уроке русского языка Текст. / В. А. Сидоренков // Русский язык в школе. 1997.-№ 2.-С.8−12.
  160. , В. А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования Текст. / В. А. Сидоренков // Русский язык в школе. 1997. — № 6. — С. 11−16.
  161. Смелкова, 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности Текст. / 3. С. Смелкова. М.: Флинта: Наука, 1999.-232 с.
  162. Смелкова, 3. С. Специфика педагогического общения Текст. / 3. С. Смелкова / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Иппо-литовой. -М.: МПГУ, 2001.-С. 9−29.
  163. , А. А. Проблемы психологии памяти Текст. / А. А. Смирнов. -М.- 1966.-376 с.
  164. , Л. Н. Обучение устной научной монологической речи Текст. / Л. Н. Смирнова, И. Б. Менина // Язык и стиль научного изложения- отв. ред. М. Я. Цвиллинг. М.: Наука. 1983. — С. 242−263.
  165. Совершенствование методов обучения русскому языку Текст. Пособие для учителей. Сборник статей- сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, Л 1981.- 160с.
  166. Ф 176. Сорокин, Ю. А., Теоретические и прикладные проблемы речевого общения Текст. / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1979.-326 с.
  167. , А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа Текст. / А. М. Сохор. М.: Педагогика. — 1974. — 134 с.
  168. , В. И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности Текст. / В. И. Стативка // Русский язык в школе. 2004. — № 5. — С. 3−7.
  169. , Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения Текст. / Э. Стоуне- пер. с англ.- под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984.-472 с.
  170. Су сов, И. П. Прагматическая структура высказывания Текст. / И. П. Сусов // Языковое общение и его единицы: Межвуз. сб. научн. трудов. Ка• линин, 1986.-С. 7−11.
  171. , А. В. Методика русского языка в средней школе Текст. / А. Текучев, изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  172. Теория и практика обучения русскому языку Текст. / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений- под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 320 с.
  173. Т 186. Теория речевой деятельности: Проблемы психолингвистики Текст.-• отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1968. — 271 с.
  174. , И. П. Эмоциональность в речи Текст. / И. П. Торсуева //Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой комму-Л никации). -М.: Наука, 1976. С. 228−233.
  175. Ф 188. Тульчинский, Г. JI. Интерпретация и смысл Текст. / Г. JI. Тульчинский
  176. , JI. Е. Обучение слушанию на уроках риторики в V классе Текст. / Л. Е. Тумина//Русская словесность. 1996.-№ 3.-С. 12−16.
  177. , JI. Е. Обучение восприятию информационной речи (Уроки ри-у- торики в VI классе) Текст. / Л. Е. Тумина // Русская словесность. 1997. — № 5.-С. 4−9.
  178. , JI. Е. Слышать, слушать, понимать Текст. / Л. Е. Тумина / Пе-ф дагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. М.:1. МПГУ, 2001.-С. 179−211.
  179. , О. Г. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока как педагогический речевой жанр: содержание и методы обучения Текст. / О. Г. Усанова. Дисс.к. пед. н. М., 1997. — 147 с.
  180. , О. Г. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока Текст. / О. Г. Усанова / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: МПГУ, 2001. — С. 310−323.7″
  181. , JI. П Принципы и методы обучения русскому языку Текст. / JL П. Федоренко. М.: Просвещение, 1964. — 255 с.
  182. , О. В. Индивидуальный стиль речи учителя как категория • педагогической риторики Текст. / О. В. Филиппова. М.: Прометей, 2001.148 с.
  183. , О. В. Приемы популяризации объяснительной речи учителя Текст. / О. В. Филиппова / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. -М.: МПГУ, 2001. С. 266−278.
  184. , С. Г. Наклонения глагола (разработка урока русского языка в 6 классе) Текст. / С. Г. Фомина // Русский язык в школе. 1997. — № 5. — С.1. Т ' 44−45.
  185. , М. Время и бытие Текст. / М. Хайдеггер. М., 1993. — 432 с.
  186. , Л. В. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр Текст. / Л. В. Хаймович / Педагогическая риторика. Учебное пособие- под ред. Н. А. Ипполитовой. -М.: МПГУ, 2001. С. 230−253.
  187. , Л. В. Интерпретация научного текста как результат авторского изложения Текст. / Л. В. Хаймович / Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения- под ред. Н. Д. Десяевой. -Саранск: Изд-во Мор-дов. гос. пед. ин-та, 2002. С. 88−110.
  188. , Е. И. Внутренняя организация текста Текст. / Е. В. Шен-дельс // Иностранные языки в школе. 1987. — № 7. — С. 9−12.
  189. , Е. Н. Обучение студентов-филологов жанру лингвистической сказки Текст. / Е. Н. Шеменева. Дисс.к. пед. н. -М., 2001. 254 с.
  190. , Н. А. Лингво-культурные аспекты понимания Текст. / Н. А. Шехтман // Филологические науки. 2002. — № 3. — С. 50−58.
  191. , Т. В. Кодекс речевого поведения Текст. / Т. В. Шмелева // Русский язык за рубежом, 1983. — № 1. — С.72−76.
  192. , Т. В. Речевой жанр: Возможности использования в преподавании русского языка Текст. / Т. В. Шмелева. Берлин: Русистика, 1990. -С. 22−28.
  193. , А. С. Перцептивный аспект речевой деятельности Текст. / А. С. Штерн. СПб. — 1992. — 142 с.
  194. , Н. М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю Текст. / Н. М. Яковлев, А. М. Сохор. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  195. Долин Ю Т. Об одном функциональном свойстве первообразных предлогов в русской речи.
  196. Эта традиционная точка зрения на предлоги была положена в основу всех без исключения школьных учебников русского языка.
  197. Таким функциональным свойством, по нашим наблюдениям, обладают первообразные предлоги за, без, через, кроме, перед, под, над, от, до.
  198. Покажем это на конкретных примерах.
  199. Нельзя не заметить, что в последнем примере синтаксическая функция предлога за и глагольной формы воздержался одинакова: оба слова выступают в роли сказуемого. При этом предлог за образует с подлежащим кто своеобразное предикативное сочетание.
  200. Речевые обороты с самостоятельным употреблением этого предлога нередко встречаются и в газетных заголовках, что создает экспрессивную окраску и привлекает к себе внимание читателя:
  201. Билеты с начинкой и без. (Коме, правда) — С пудрой и без. (Правда) — С сахаром или без? (Там же) — Отдых с пользой и без. (Ленинабадская правда).
  202. В последнем примере из романа Ю. Семенова «Горение» первообразный предлог до функционирует в составе диалогической речи как словопредложение, что лишний раз говорит о его полном отрыве от именной падежной словоформы.
  203. Приведем еще примеры с другими первообразными предлогами, употребленными отдельно от своих именных падежных словоформ и выполняющими функцию члена предложения:
  204. Ср. также примеры рекламы и заголовка газетной статьи с предлогом кроме: Нигде кроме, как в Моссельпроме. (Маяковский) — Нигде кроме, как на ипподроме. (Южный Урал).
  205. Деньги, и немалые, Джордж получал через благотворительные фонды, именно через, а не от. (Огонек).
  206. Алгоритм осуществления внутренней интерпретации текста.
  207. Готовлюсь к уроку сообщения нового материала по конкретной теме.
  208. На основе анализа и осмысления внетекстовых признаков имеющихся письменных собственно научных текстов (см. H.A. Ипполитова, 2001, С. 213), предугадываю объект предстоящей педагогической внутренней интерпретации, источник будущего учебного общения.
  209. Осмысливаю название (заголовок) текста, эпиграф (если есть) идр.
  210. Определяю автора текста (знаком или нет? хорошо ли знаком? по каким работам? вызывали ли интерес его труды в прошлом? и т. п.).
  211. Знакомлюсь с выходными данными текста (когда написан? где издан? и т. п.).
  212. Определяю, чему в целом посвящен данный текст, для кого предназначен и т. п.
  213. Просматриваю рисунки, иллюстрации, схемы и т. п.
  214. Осуществляю ознакомительное чтение выбранного источника и его дальнейшее предпонимание (о чём говорится в выбранном источнике, насколько он важен при подготовке к уроку и т. п.):
  215. Выбираю в тексте ключевые слова.
  216. Соотношу ключевые слова с предварительными предположениями о характере выбранного источника.
  217. Анализирую структуру текста (из каких частей состоит, сколько частей и т. п.).
  218. Осуществляю изучающее чтение собственно научного текста:
  219. Выявляю скрытые вопросы по содержанию текста.
  220. Формулирую ответы на возникающие вопросы или нахожу в тексте ответы на них.
  221. Выделяю главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятноеи т. п.
  222. Основываясь на механизмах памяти по компрессии интерпретируемого текста, представляю содержание текста в виде схемы, таблицы, рисунка и т. п.
  223. Вскрываю (внутренне интерпретирую) все пласты содержания собственно научного текста, опираясь на анализ многоуровневой организации его содержания, (см. Н. Д. Десяева, 2002, С. 7.
  224. Соотношу содержание собственно научного текста с темой урока, его местом в изучении данной темы.
  225. Планирую внешнюю интерпретацию в ходе методического чтения («дать как вступление», «преобразовать эту часть в проблемную ситуацию», «предложить эту часть в качестве дополнительной, для ознакомления» и т. п.).
Заполнить форму текущей работой