Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в теории и практике профессионального образования имеются предпосылки для разработки различных аспектов формирования творческой самостоятельности студентов. Изучению творческой деятельности, творческого мышления и творческой одаренности посвящены работы отечественных и зарубежных психологов (Г.С. Альтшуллера, В. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе
    • 1. 1. Проблема творческой самостоятельности студентов в контексте личностно развивающего образования
    • 1. 2. Формирование творческой самостоятельности студентов художественных специальностей как педагогическая проблема
    • 1. 3. Конкурсы модельеров как средство формирования творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Экспериментальная оценка эффективности формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе на примере подготовки к студенческим конкурсам модельеров
    • 2. 1. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе
    • 2. 2. Методика формирования творческой самостоятельности студентов -будущих художников-стилистов (на примере подготовки к студенческим конкурсам модельеров)

    2.3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов на примере подготовки к студенческим конкурсам модельеров.

    Выводы по II главе.

Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация отечественной системы высшего образования, ее интеграция в международное образовательное пространство предопределяют кардинальный пересмотр целей, содержания и методов профессиональной подготовки, приведение их в соответствие с реальными запросами современного общества. Динамичная конъюнктура рынка труда требует повышения профессиональной мобильности выпускников и тем самым делает востребованным ряд профессионально важных личностных качеств, таких, как самостоятельность в стратегически важных видах жизнедеятельности, совершенствование своих личностных особенностей, интеллектуально-творческая активность.

Необходимость формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки обусловлена самой спецификой данной профессии. Основным видом их профессиональной деятельности является эффективное использование новых методов художественного проектирования, стратегий исследования проектных ситуаций, поиска новых идей, исследования структуры проблемы и ее оценки. В контексте идей личностно ориентированного образования развитие творческой самостоятельности у будущих художников-стилистов предполагает широкий взгляд на процесс и результат профессиональной подготовки студентов: это не только усвоение знаний, умений и навыков, но и становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала.

Для формирования в процессе вузовской подготовки творческой самостоятельности будущих художников-стилистов огромное значение имеет формирование целостного, ценностно-смыслового отношения личности субъекта к изучаемым объектам, процессам, явлениям в контексте профессиональной деятельности. Достижению этой цели, безусловно, способствуют студенческие конкурсы модельеров. По форме учебно-познавательной деятельности студентов подготовка к участию в конкурсе может быть отнесена к квазипрофессиональной деятельности (A.A. Вербицкий), поскольку в этом процессе воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание реального профессионального труда специалиста. Кроме того, конкурсы развивают и закрепляют у будущих художников-стилистов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, принимать решения и организовывать их выполнение. Также конкурсы обладают широкими дидактическими возможностями. С их помощью можно формировать чрезвычайно широкий спектр профессиональных компетенций будущего художника-стилиста.

Таким образом, выбор темы данного диссертационного исследования обусловлен актуальной потребностью выявить и изучить педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе на примере их подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров.

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме показал, что в теории и практике профессионального образования имеются предпосылки для разработки различных аспектов формирования творческой самостоятельности студентов. Изучению творческой деятельности, творческого мышления и творческой одаренности посвящены работы отечественных и зарубежных психологов (Г.С. Альтшуллера, В. Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Я. А. Пономарева, C. J1. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора и др.). На сегодняшний день имеются серьезные исследования в области понимания индивидуальных различий творческой одаренности (Б.Г. Ананьев, Б. М. Теплов, E. J1. Яковлева и др.), осмысления творчества как механизма развития личности (B.C. Библер, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Лук и др.), актуализации творческого потенциала личности (Л.Н. Седова). Становление творческой индивидуальности, превращение ее в социально ценные качества освящается в исследованиях В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова и др.

Понятие «творческая самостоятельность учащихся» раскрывается в работах В. И. Андреева, В. Б. Бондаревского, М. Г. Гарунова, П. Ф. Кравчука,.

A.A. Леонтьева, В. И. Орлова, П. И. Пидкасистого, C.B. Рыжовой и др.

В исследованиях последних лет наметился интерес к проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Н.Ю. Ермилова,.

B.С.Макеева, Н. В. Манерко, И. В. Назарова, В. Н. Правдюк, И. А. Шаршов и др.). Этот вопрос частично освещался и в ряде работ, посвященных вопросам профессиональной подготовки студентов творческих специальностей (E.H. Ковешникова, Т. В. Костогриз, Е. В. Ладыгин, И. А. Львова, М. С. Мышинская, Р. В. Пилюгин, H.H. Соловьева, И. Б. Торшина и др.). Однако применительно к студентам — будущим художникам-стилистам этот вопрос специально не рассматривался. Анализ диссертационных исследований по проблемам теории и методики профессиональной подготовки художников-стилистов (С.А. Карпеева, Л. В. Матвеева, Л.М. Тухбатуллина) свидетельствует о недостаточной изученности педагогических условий формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки.

В связи с этим можно выделить ряд объективно существующих противоречий:

— между потребностью в профессионалах в области художественного проектирования костюма с высоким уровнем творческой самостоятельности и недостаточной изученностью педагогических условий формирования данного качества у студентов — будущих художников-стилистов в процессе вузовской подготовки;

— между осознанием важности профессионально ориентированной творческой самостоятельной деятельности студентов — будущих художников-стилистов и невозможностью полноценного воссоздания предметного, социального и психологического содержания реального профессионального труда художника-стилиста в традиционных условиях обучения в высшей школе;

— между актуальностью развития творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессионального образования и недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования готовности к художественно-проектной деятельности.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы данного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования творческой самостоятельности студентовбудущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Разрешение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентовбудущих художников-стилистов в вузе.

Предмет исследования — формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе (на примере подготовки к участию в студенческих конкурсах модельеров).

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе станет более эффективным, если:

— будут приняты во внимание сущностные характеристики этого качества, включающие мотивационно-ценностный, когнитивный и креативно-деятельностный компоненты;

— будут выявлены критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности студентовбудущих художников-стилистов в вузе;

— формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе будет осуществляться на основе разработанной модели, включающей в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки;

— эффективность реализации разработанной модели будет определяться комплексом педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. На основе анализа научно-педагогических исследований конкретизировать сущностные характеристики творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов как профессионально значимого качества личности.

2. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

3. Разработать структурно-содержательную модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе.

Методологическую основу исследования составили:

— идеи системного (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Ю. П. Сокольников и др.) и субъектно-деятельностного (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, Е. А. Климов и др.) подходов;

— идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.), исследования по фундаментальным проблемам дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, М. Г. Гарунов, А. Д. Гонеев, И. Ф. Исаев, A.B. Коржуев, П. И. Образцов, А. Г. Пашков, П. И. Пидкасистый, В. А. Попков, В. А. Сластенин, JI.M. Фридман, E.H. Шиянов и др.).

Теоретической основой исследования являются:

— личностно ориентированный подход к образованию (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, JIM. Фридман, И. С. Якиманская и др.) — компетентностный подход к образованию (В.И. Байденко, A.A. Вербицкий, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, A.B. Хуторской и др.);

— исследования в области применения педагогических технологий развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов), контекстного обучения (A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова), профессионально-ориентированного обучения (М.Я. Виленский, П. И. Образцов, В. И. Правдюк, В. А. Сластенин,.

A.И. Уман);

— работы, рассматривающие психолого-педагогические аспекты творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, В. Б. Бондаревский, Л. С. Выготский, Е. А. Климов, Я. А. Пономарев и др.);

— исследования сущности, видов, условий организации самостоятельной деятельности студентов в системе высшего образования (Е.Я. Голант,.

B.И.Загвязинский, И. И. Ильясов, П. И. Пидкасистый, Е. С. Полат, A.A. Пономарева, И. Э. Унт, М. А. Федорова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов, адекватных природе изучаемых явлений: теоретических (анализ, обобщение, систематизация, сравнительно-сопоставительный метод, метод аналогии, метод теоретического моделирования), диагностических (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, экспертное оценивание) и экспериментальных (констатирующий и формирующий эксперименты).

Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 160 человек: из них 80 студентов кафедры «Моделирование, конструирование и дизайн» Технологического факультета Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и 80 студентов Кавминводского института сервиса (филиала) ЮРГУЭС. В мае 2013 г. ЮРГУЭС реорганизован в Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области.

Этапы исследования. На первом этапе (2006 — 2007 гг.) определялась научная проблема и теоретико-методологические основы исследования, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, составлялся план опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2007 — 2011 гг.) осуществлялась разработка модели формирования творческой самостоятельности студентов, обосновывались педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели на практике. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень творческой самостоятельности учащихся, в ходе формирующегоапробировались педагогические условия реализации предложенной модели.

На третьем этапе (2011 — 2013 гг.) оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе подготовки к студенческим конкурсам модельеров. Внедрялись в практику научно-методические рекомендациисистематизировались результаты исследованияуточнялись положения, выносимые на защитуоформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— дефиниция понятия «творческая самостоятельность» конкретизирована с учетом специфики профессионального становления будущих художников-стилистов в вузевыявлены компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов в вузеразработана структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит: в выявлении сущностных характеристик творческой самостоятельности студентов применительно к профессиональному образованию художников-стилистов, что развивает современные представления об особенностях профессионального и творческого становления профессионала в области художественного проектированияв теоретическом обосновании комплекса педагогических условий, необходимых для формирования творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нем теоретический и эмпирический материал позволяет использовать полученные результаты для дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Дизайн» и «Искусство костюма и текстиля». Выявленная совокупность педагогических условий эффективного формирования творческой самостоятельности студентов может учитываться при разработке учебных планов, программ и учебно-методических комплексов. Методические разработки по организации внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы студентов могут быть использованы в практике подготовки по различным специализациям и профилям. Методика организации и функционирования Студенческого дома моделей может применяться в работе профильных факультетов и кафедр.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены аргументированностью, целостностью и непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позицийприменением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачамрепрезентативностью экспериментальных данных, их количественным и качественным анализомсовокупностью результатов, подтверждающих выдвинутую гипотезу.

Личный вклад соискателя заключается в разработке общей концепции исследования, анализе и обобщении теоретического материала по проблеме формирования творческой самостоятельности студентовв разработке критериев и уровней оценки сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистовв разработке структурно-содержательной модели формирования творческой самостоятельности студентовв разработке спецкурса «Архитектоника" — в организации и проведении опытно-экспериментальной работыв разработке методического обеспечения процесса формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе в ходе подготовки к международным конкурсам молодых модельеров, включающего организацию внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов в Студенческом доме моделей ЮРГУЭС.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческая самостоятельность — основное личностное качество студентов — будущих художников-стилистов в процессе их профессионального становления. Она проявляется в эффективном использовании общенаучных и профессиональных компетенций при решении профессиональных творческих проектных задач: выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых художественных идей, реализации художественных проектов. Сформированное в ходе процесса обучения в вузе это качество обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию выпускника вуза в профессиональной деятельности.

Творческая самостоятельность будущих художников-стилистов является целостной системой его личностных и профессиональных качеств, структура которой представлена мотивационно-ценностным, когнитивным и креативно-деятельностным компонентами.

2. Сформированность творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов определяется следующими критериями и раскрывающими их показателями: личностно-профессиональные мотивы и потребности (устойчивый интерес к профессиональной художественно-проектной деятельностипотребность в наиболее полном и глубоком освоении знаний, в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерствомпотребность в саморазвитии и творческой самореализации) — системное владение общенаучными и профессиональными знаниями (их глубина, полнота, качество, а также знание содержания художественно-проектной деятельности со специализацией в области дизайна костюма, т. е. профессиональная грамотность) — индивидуальный творческий почерк (эффективное использование накопленного опыта, умение творчески применять полученные знания в новых условияхспособность к художественно-проектной творческой деятельности, предполагающая разработку проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических и прочих параметров, и демонстрирующая целесообразность, оригинальность и культуру исполнения проектов);

Сочетание этих критериев и показателей характеризуют уровни творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов: низкий, средний и высокий.

3. Структурно-содержательная модель формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе опирается на ряд теоретических подходов (системный, личностно ориентированный, компетентностный) и включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный и результативный блоки, различные по содержанию и функциям.

Целевой блок определяется социальным заказом на подготовку квалифицированного конкурентоспособного профессионала, готового применять профессиональные компетенции и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Содержательный блок представлен совокупностью следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и креативно-деятельностного. Организационно-деятелъностный блок представлен методами, формами и средствами, направленными на формирование структурных компонентов творческой самостоятельности. Критериально-оценочный блок представлен критериями, показателями и оценками уровня сформированности творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов. Результативный блок характеризует достигнутый результат формирования творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов.

4. Формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе обеспечивается соблюдением ряда педагогических условий. К ним относятся: усиление профессионально-творческой направленности профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале" — методическое обеспечение и четкое структурирование содержания внеаудиторной самостоятельной профессионально ориентированной работы (ВСПОР) студентовиспользование методов активного обучения и инновационных педагогических технологий в соответствии с формами учебной деятельности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Студенческом доме моделей ЮРГУЭС, а также при подготовке, организации и проведении ежегодного Международного конкурса молодых дизайнеров и модельеров «Подиум». Текущие результаты исследования заслушивались на заседаниях кафедры психологии и педагогики ЮРГУЭС.

Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на международных научно-практических конференциях «Текстиль — одежда — обувь — средства индивидуальной защиты — XXI век» (Шахты, 2010), «Градостроительство, архитектура, искусство и дизайн» (Ростов-на-Дону, 2009), «Этносервис в моде, дизайне, истории» (Владивосток, 2007), на Корейско-Российской научно-практической конференции «Grand Fashion» (Москва, 2011), межрегиональной научно-практической конференции «Губернский стиль» (Воронеж, 2009), научно-практической конференции «Проблемы дизайна в социальном контексте современности» (Ставрополь, 2010) — на семинарах «Академии индустрии моды», Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки в XXI веке» (Тамбов, 2013).

Основные теоретические и практические результаты исследования получили отражение в 24 публикациях автора, из них 4, включенные в перечень ВАК, общим объемом 13 п. л.

Выводы по II главе.

Реализация компетентиостного подхода в профессиональном образовании предопределяет усиление роли самостоятельной работы студентов (СРС), которая, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Структурно СРС можно разделить на: самостоятельную работу в рамках выполнения учебного плана и внеаудиторную самостоятельную работу, выходящую за пределы освоения учебной программы. Предметно и содержательно эти виды СРС определяются государственными стандартами, однако в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли, особенно возрастает значение внеаудиторной СРС. Под внеаудиторной самостоятельной работой студентов мы понимаем форму осуществления познавательной деятельности, организуемую по личной инициативе и в удобное время и направленную на формирование ключевых компетенций специалиста, определяющих степень освоения содержания образования.

Эти условия созданы в ЮРГУЭС в рамках Студенческого дома моделей (СДМ), где будущие художники-стилисты проходят подготовку к участию в конкурсах молодых модельеров. Педагогической «сверхзадачей» СДМ является формирование у студента такого личностно и профессионально значимого качества, как творческая самостоятельность. Квазипрофессиональная деятельность, осуществляемая студентами в ходе профессионально ориентированной внеаудиторной самостоятельной работы, организованной в рамках СДМ, способствует решению этой задачи: оставаясь формой организации учебной деятельности, она воссоздает предметное, социальное и психологическое содержание реального профессионального труда специалиста, задает целостный контекст его деятельности.

При выборе методики формирования творческой самостоятельности будущего художника-стилиста была учтена специфика профессиональной подготовки специалистов дизайнерского профиля. Наиболее эффективной для решения поставленной задачи является проектная методика, которая предполагает реализацию личностного потенциала учащегося в процессе художественно-проектной деятельности, а также субъектно-субъектные отношения педагога и студента с консультационно-координирующей функцией преподавателя. Несомненную значимость в процессе формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов приобретают также методы проблемного обучения.

Использование активных методов обучения в СДМ опирается на принцип соотношения уровней самостоятельной деятельности студентов с выполняемыми заданиями. Очень большое значение приобретает и определение способов контроля внеаудиторной профессионально ориентированной СРС — будущих художников-стилистов, адекватных специфике художественно-проектной деятельности. Такой формой контроля являются просмотры.

Для оценки эффективности разработанной методики формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы (на примере подготовки к студенческим конкурсам модельеров) экспериментальная работа проводилась в три этапа.

На констатирующем этапе эксперимента при выявлении исходного уровня творческой самостоятельности студентов был проведен анализ сформированности каждого из выделенных структурных компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, креативно-деятельностного). Результаты исследования продемонстрировали, что профессиональная подготовка, ограниченная только аудиторными занятиями, не позволяет сформировать творческую самостоятельность будущих художников-стилистов на должном уровне.

С целью устранения данного пробела на формирующем этапе эксперимента в образовательном процессе профессиональной подготовки была апробирована разработанная методика, направленная на развитие творческой самостоятельности студентов в ходе внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы по подготовке к конкурсам молодых модельеров в Студенческом доме моделей. Проверка эффективности методики осуществлялась в рамках контрольного этапа эксперимента.

Комплексный анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил произвести количественную и качественную оценку изменений в мотивационно-ценностной, когнитивной и креативно-деятельностной сферах. Достоверность полученных результатов была подтверждена методами математической статистики.

Апробация разработанной структурно-содержательной модели позволила выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе обучения в вузе. Таковыми являются:

1. Усиление профессионально-творческой направленности профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале», что способствует усвоению закономерностей творческой художественно-проектной деятельности, ее нормативных основ.

2. Методическое обеспечение и четкое структурирование содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Процесс ВСРС при подготовке к участию в конкурсах молодых модельеров в рамках студенческого дома моделей определяется преподавателем и включает в себя следующие этапы:

— входной контроль знаний, умений и навыков (анализ успеваемости, собеседование, экспертная оценка проектных решений);

— составление поэтапного плана самостоятельной работы;

— разработка и выдача заданий для самостоятельной творческой профессионально-ориентированной работы;

— организация регулярных консультаций по выполнению заданий;

— самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентом в процессе выполнения творческой профессионально-ориентированной работы;

— итоговый контроль — просмотры (осуществляются большим или малым Творческим (Художественным) советом вуза или кафедры).

3. Использование методов активного обучения и инновационных педагогических технологий в соответствии с формами учебной деятельности студентов. В учебной деятельности использовались следующие методы: проблемная лекция, проблемный семинар, тренинг, дискуссия, проектный метод, технология проблемного обучения. В квазипрофессиональной деятельности: технология контекстного обучения, сущность которой состоит в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование было предпринято с целью разрешения противоречий между потребностью в специалистах с высоким уровнем творческой самостоятельности и недостаточной изученностью условий формирования данного качества у студентов в процессе вузовской подготовкимежду необходимостью организации профессионально ориентированной творческой самостоятельной деятельности учащихся и отсутствием креативной образовательной среды в традиционных условиях обучения в высшей школемежду актуальностью развития творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессионального образования и недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования готовности к художественно-проектной деятельности.

Предварительно было сформулировано следующее предположение: формирование творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе станет более эффективным, если будут приняты во внимание сущностные характеристики этого качества, включающие мотивационно-ценностный, когнитивный и креативно-деятельностный компонентыформирование творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов в вузе будет осуществляться на основе разработанной моделиэффективность реализации разработанной модели будет определяться комплексом педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности студентовбудущих художников-стилистов.

Концепция настоящего исследования строилась на положениях личностно ориентированного образования, компетентностного подхода к определению целей и содержания образования, а также идеях контекстного обучения. Среди них можно выделить такие, наиболее актуальные и значимые, как приоритетность развития творческой личности, ее способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а также овладение опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям и самому себе.

Первой задачей явилось выявление сущностных характеристик творческой самостоятельности будущих художников-стилистов. Было установлено, что она представляет собой основное личностное качество студентов — будущих художников-стилистов в процессе их профессионального становления. Она проявляется в эффективном использовании общенаучных и профессиональных компетенций при решении профессиональных творческих проектных задач: выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых художественных идей, реализации художественных проектов. Это качество обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию выпускника вуза в профессиональной деятельности.

Творческая самостоятельность будущих художников-стилистов является целостной системой его личностных и профессиональных качеств, структура которой представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, и креативно-деятелъностным компонентами.

На основании этого определения были выделены критерии, показатели и уровни сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов, что позволило решить вторую задачу исследования. Мы выделяем три критерия сформированности творческой самостоятельности будущего художника-стилиста: 1) личностно-профессионалъные мотивы и потребности, 2) системное владение общенаучными и профессиональными знаниями, 3) индивидуальный творческий почерк.

Показателями первого критерия являются: устойчивый интерес к профессиональной художественно-проектной деятельностипотребность в наиболее полном и глубоком освоении знаний, в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерствомпотребность в саморазвитии и творческой самореализации. Для второго критерия мы выделяем следующие показатели: знание закономерностей дизайнерского проектированияумение формулировать и решать художественно-проектные задачиумение пользоваться средствами художественной выразительности. Показатели третьего критерия: эффективное использование традиционных и новых методов художественного проектированияразработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров.

Сочетание этих критериев и показателей характеризуют уровни творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов: низкий, средний и высокий.

Третью задачу исследования составила разработка на основании полученных данных структурно-содержательной модели формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Основными принципами построения данной модели являлось выделение целевого, содержательного, организационно-деятельностного, критериально-оценочного и результативного блоков.

Целевой блок определяется социальным заказом на подготовку квалифицированного конкурентоспособного специалиста, готового применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Содержательный блок предполагает развитие мотивационно-ценностного, когнитивного и креативного-деятельностного компонентов творческой самостоятельности студентов — будущих художников-стилистов. Данный блок представлен дисциплиной «Выполнение проекта в материале» и авторским спецкурсом «Архитектоника». Практическая подготовка осуществляется в ходе разработки коллекции моделей одежды для участия в студенческих конкурсах модельеров. Очевидно, что при оборе содержания образования необходимо учитывать формы, методы и педагогические технологии передачи материала, уровни его усвоения и смысловую обусловленность действий. Кроме того, замечено, что качественное изменение содержательного блока, как правило, приводит к изменению в блоке организационно-деятельностном. Речь идет о комплексе используемых методов, форм и средств обучения. Критериально-оценочный блок обеспечивает качественную объективную оценку формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов. Он содержит критерии, показатели и уровни сформированности данного качества у студентов. Результативный блок отражает результат формирования творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Четвертая задача исследования заключалась в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в вузе. Таковыми являются:

1. Усиление профессионально-творческой направленности профилирующей дисциплины «Выполнение проекта в материале, что способствует усвоению закономерностей творческой художественно-проектной деятельности, ее нормативных основ.

2. Методическое обеспечение и четкое структурирование содержания внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Процесс ВСРС при подготовке к участию в международных конкурсах молодых модельеров в рамках студенческого дома моделей определяется преподавателем и включает в себя следующие этапы:

— входной контроль знаний, умений и навыков (анализ успеваемости, собеседование, экспертная оценка проектных решений);

— составление поэтапного плана самостоятельной работы;

— разработка и выдача заданий для самостоятельной творческой профессионально-ориентированной работы;

— организация регулярных консультаций по выполнению заданий;

— самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентом в процессе выполнения творческой профессионально-ориентированной работы;

— итоговый контроль — просмотры (осуществляются большим или малым Творческим (Художественным) советом вуза или кафедры).

3. Использование методов активного обучения и инновационных педагогических технологий в соответствии с формами учебной деятельности студентов. В учебной деятельности использовались следующие методы: проблемная лекция, проблемный семинар, тренинг, дискуссия, проектный метод, технология проблемного обучения. В квазипрофессиональной деятельности: технология контекстного обучения, сущность которой состоит в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Педагогические условия формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в процессе обучения в вузе были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Студенческого дома моделей «Подиум» ЮРГУЭС.

Комплексный анализ результатов, статистическая проверка достоверности полученных данных позволили выявить существенные положительные изменения уровня сформированности творческой самостоятельности будущих художников-стилистов, достигнутые посредством организации их внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы по подготовке к конкурсам молодых модельеров в Студенческом доме моделей ЮРГУЭС. Полученный результат позволяет констатировать эффективность разработанной модели и успешность ее реализации посредством специальной методики.

Основные положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, дают основание считать, что сформулированная гипотеза исследования в целом подтвердилась, а задачи исследования решены. Апробация и внедрение результатов исследования позволяют утверждать, что проведенное исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую значимость.

В то же время проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении более глубокого изучения закономерностей, принципов, условий формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в образовательном пространстве вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , А. Н. Системное познание мира. Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. , В. Г. Мотивирующие факторы в подготовке студентов / В. Г. Айнштейн // Высшее образование в России. 1993 — № 2. — С. 96 — 98.
  4. Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. — 216 с.
  5. В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В. Г. Алексеева // Советская педагогика. 1981. — № 8.-С. 61 -71.
  6. , Г. С. Алгоритм решения изобретательских задач. Проблемы научного и технического творчества / Г. С. Альтшуллер. М.: Искусство, 1967. — 206 с.
  7. , Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. / Г. С. Альтшуллер. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — 208 с.
  8. , Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  9. , А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория / А. Л. Андреев. -М.: Знание, 1981. -64 с.
  10. , А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства / А. Л. Андреев. М.: Наука, 1981. — 192 с.
  11. И. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.
  12. , В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  13. , В. И. Педагогика саморазвития. Инновационный курс /
  14. B. И. Андреев. Казань, 1998.-318 с.
  15. , Е. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль / Е. Андросюк // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 59 -63.
  16. , И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арановская // Высшее образование в России. 2000. — № 4. -С. 115−119.
  17. , С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе /
  18. C. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  19. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1980. — 218 с.
  20. , А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  21. , В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  22. , Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  23. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактические аспекты / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 251 с.
  24. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
  25. , В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие
  26. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с.
  27. , В. И. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3 — 14.
  28. , Е. П. Образование. Историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. М.: Юридический центр Пресс, 2004. — 704 с.
  29. , Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-304 с.
  30. , Т. О. Дизайн костюма / Т. О. Бердник, Т. П. Неклюдова. -Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. 448 с.
  31. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  32. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  33. , В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 499 с.
  34. , В. JI. Проектная методика как способ реализации принципов контекстного обучения / В. Л. Битюк // Вестник АГТУ 2009. — № 1 (48). — С. 173 — 175.
  35. Благотворительный фонд «Русский Силуэт». Международный конкурс молодых дизайнеров «Русский Силуэт» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.russian-siluet.ru/
  36. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  37. , Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002.-320 с.
  38. , Д. Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью человека / Д. Б. Богоявленская. М.: Педагогика, 1975.-238 с.
  39. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8 -14.
  40. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. -М, 1956.-Т. 42.
  41. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
  42. B. Зинченко. СПб, 2004. — 672 с.
  43. , В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  44. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11 — 17.
  45. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов / Е. В. Бондаревская,
  46. C.В.Кульневич. Ростов на/Д.: Феникс, 1999. — 560 с.
  47. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1- С. 17 — 24.
  48. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. -С. 29−36.
  49. , Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб: Питер, 2000. — 304 с.
  50. , А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1994. — 109 с.
  51. , Б. А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Б. А. Бузов. М.: Издательский центр Академия, 2004. — 448 с.
  52. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  53. , А. А. О контекстном обучении / А. А. Вербицкий // Вестник высшей школы. 1985. — № 8. — С. 27 — 30.
  54. , М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004.-192 с.
  55. , В. Образованию профессиональную ориентацию / В. Власов, Н. Ямщикова // Высшее образование в России. — 2000. — № 4. — С. 29 — 32.
  56. , Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 160 — 164.
  57. , М. Г. Влияние методов обучения на формирование у студентов творческой самостоятельности / М. Г. Гарунов / О некоторых психолого-дидактических основах формирования самостоятельности студентов в учебном процессе. М.: НИИВШ, 1976. — С. 3 — 10.
  58. , Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю. Б. Гатанов // Психологическая наука и образование. 1998. -№ 1.-С. 93- 100.
  59. , Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 605 с.
  60. , Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления / Дж.Гилфорд. М.: Прогресс, 1965. — С. 434 — 437.
  61. , И. В. Созидатели красоты: О модельерах и дизайнерах / И. В. Глан. М.: Знание, 1991.-47 с.
  62. , Н. JI. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. JI. Гончарова / Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. — № 5.
  63. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности- Учебное пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  64. , Ю. В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности студентов-дизайнеров / Ю. В. Даськова // Молодой ученый. -2011.-№ 7. Т. 2.-С. 98- 100.
  65. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. М.: «Архитектура-С», 2004. — 286 с.
  66. , Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы / Т. А. Дмитренко // Педагогика. 2004. — № 2. — С. 54 — 59.
  67. , Т. А. Профессионально ориентированные технологии / Т. А. Дмитренко //Высшее образование в России. 2003. -№ 3. — С. 159−161.
  68. , О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2000. 560 с.
  69. , В. В. Моделирование и художественное оформление одежды /В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. М.: Мастерство- Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 184 с.
  70. , Д. Ю. История домов моды: Учеб. пособие. / Д. Ю. Ермилова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  71. , Н. Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ермилова Наталья Юрьевна. -Волгоград, 2000.-210 с.
  72. , О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. М: МПСИ- Флинта, 2004. — 336 с.
  73. , Л. П. Основы дизайнерского искусства. Учебное пособие / JI. П. Ермолаева. -М.: Архитектура-С, 2009. 152 с.
  74. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / JI. Б. Ермолаева-Томина. М.: Академический Проект, 2003.-304 с.
  75. , Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. -М.: Учпедгиз, 1961. 126 с.
  76. , С. Н. Формирование эталона модного костюма: Учеб.-метод. комплекс по спец. 05.24: Конспект лекций / С. Н. Жученкова. М.: МГТА им. А. Н. Косыгина, 1993. — 19 с.
  77. , В. И. К вопросу об элементарной единице («клеточке») учебного процесса / В. И. Загвязинский / Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Вып.1. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1974. — С. 15−25.
  78. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский. М.: «Академия», 2001. — 192 с.
  79. , В. М. Этот многоликий мир моды / Лит. запись А. Васильева, М. Кранса / В. М. Зайцев. М.: Советская Россия, 1982. — 77 с.
  80. , Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 176 с.
  81. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2004. — № 3 (27).
  82. , Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2009. — 240 с.
  83. , Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев//Педагогика. 2002 -№ 3.-С. 16−21.
  84. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону, 1997.-398 с.
  85. , В. Деятельность. Знание. Духовность / В. Зинченко // Высшее образование в России. 2003 .-№ 5.-С.81−91.
  86. , Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика / Г. И. Ибрагимов. Казань: Матбугат йорты, 1998. — 224 с.
  87. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1987. — 209 с.
  88. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  89. , Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  90. , Т. И. Методика «Изучение мотивации в вузе» / Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Под ред. JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко / Т. И. Ильина. СПб.: Речь, 2002. — С. 491 — 493.
  91. , М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. Д.: Искусство, 1972.-440 с.
  92. , М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  93. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  94. , С. А. Дидактические особенности подготовки художников-стилистов на занятиях художественным конструированием текстильных изделий: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Карпеева Светлана Александровна. -Орел, 2009. 28 с.
  95. , Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Кассина Раиса Алексеевна. Нижний Новгород, 2006 -22 с.
  96. , Е. А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды: Учеб. Пособие / Е. А. Кесарева. Д.: ЛИСИ, 1978. — 81 с.
  97. , М. И. Психология моды: Учеб. пособие для вузов / М. И. Килошенко. 2-е изд., испр. М.: Оникс, 2006. — 320 с.
  98. , Г. И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества / Г. И. Кирилова, О. Н. Волик // Инновации в образовании. 2006. — № 1. — С. 70 — 85.
  99. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. Пособие / Е. А. Климов. M.: МГУ, 1995. — 224 с.
  100. , Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  101. , Е. Н. Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ковешникова Елена Николаевна. М., 2000. — 299 с.
  102. , О. В. Костюм как знакомая система: Конспект лекций / О. В. Козлова. М.: МТИ, 1980. — 68 с.
  103. , Т. В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / Т. В. Козлова, Л. Б. Рытвинская, 3. Н. Тимашева. -М.: Легпромбытиздат, 1990. 320 с.
  104. , Т. В. Основная терминология в теории костюма: Учеб. Пособие / Т. В. Козлова. М.: МТИ, 1979. — 39 с.
  105. , Т. В. Теоретические основы проектирования костюма в условиях промышленного производства: Конспект лекций / Т. В. Козлова. М.: МТИ, 1982.-55 с.
  106. Композиция костюма / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова и др. М.: Издательский центр: Академия, 2003. — 432 с.
  107. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 3. — С. 25 — 39.
  108. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  109. , Г. Б. История образования и педагогики / Г. Б. Корнетов. -М.: УРАО, 2001.- 131 с.
  110. , И. Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 112 с.
  111. , П. Ф. Творчески развитая личность и высшее образование / П. Ф. Кравчук // Вестник высшей школы. 1992. — № 4 — 6. — С. 18−21.
  112. , К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кречетников Константин Геннадьевич. Ярославль, 2003. — 40 с.
  113. Крылова, 3. Г. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие / 3. Г. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 141 с.
  114. , JI. Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды: Учеб. пособие для студентов спец. 2227, специализация «Моделирование одежды» / Л. Н. Кудимова. Л.: ЛИСИ, 1983. — 101 с.
  115. , О. Б. Профессиональное самосознание специалистов художественно-промышленного профиля / О. Б. Кузьмина. М.: УРАО, 2007. -138 с.
  116. , Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов / Г. М. Курдюмов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С. 103 — 105.
  117. , А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  118. , А. А. «Научите человека фантазии.» (творчество и развивающее образование) / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. — № 5. -С. 82−85.
  119. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  120. , Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. -Самара: Изд-во СИУ, 1998. 200 с.
  121. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
  122. , В. Я. Структура ситуации совместной учебной деятельности и формы учебных взаимодействий // Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — С. 106 — 114.
  123. Малышев, Е. Smirnoff fashion awards 1999 Электронный ресурс. / Е. Малышев // Академия Успеха. 1999. — № 1. — Режим доступа: http://artel.narod.ru/au/magazines/01 13 .htm
  124. , Н. В. Формирование творческой самостоятельности студентов в системе высшего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Манерко Наталья Владимировна. Ставрополь, 2006. — 210 с.
  125. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-308 с.
  126. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  127. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2011.-352 с.
  128. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и общении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  129. , М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  130. , О. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) / О. Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России. -2000.-№ 5.-С. 19−25.
  131. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М.: ВНИИТЭ, 1987.
  132. Методологические проблемы творчества / Под ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. М.: РФО, 2003. — 158 с.
  133. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28 — 38.
  134. , Н. А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие / Н. А. Морева. М.: Academia, 2005. — 432 с.
  135. , А. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. М.: Академический проект, 2004. — 560 с.
  136. , И. В. Самостоятельная работа как средство профессионально-творческого саморазвития студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Назарова Ирина Владимировна. Саратов, 2011. — 23 с.
  137. , Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20 — 27.
  138. , И. В. Изменение национальных традиций высшего образования в современных условиях / И. В. Налетова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. — T. VIII, № 4. — С. 82 — 90.
  139. , А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. -М.: Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.
  140. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000. — 272 с.
  141. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-384 с.
  142. , В. И. Активность и самостоятельность учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 44 — 48.
  143. , JI. В. Азбука моды / J1. В. Орлова. М.: Просвещение, 1989.175 с.
  144. Основы моделирования и художественного оформления одежды: Для спец. учеб. заведений лег. пром-ти / Т. В. Козлова, J1. Б. Рытвинская, З. Н. Тимашева. -М.: Лег. индустрия, 1979. 167 с.
  145. Официальный сайт Volvo-Неделя Моды в Москве Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fashionweek.ru/missiya.html
  146. , В. А. К исследованию педагогических ситуаций с трудовым содержанием / В. А. Павлов, Н. К. Сергеев / Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Волгоград: Изд-во ВГПУ, 1984.-С. 22−24.
  147. , Ф. М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары: Учеб. для вузов / Ф. М. Пармон. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Легпромбытиздат, 1997. — 316 с.
  148. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  149. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
  150. Педагогика и психология высшей школы / Под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  151. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
  152. , Л. М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии / Л. М. Перминова. СПб.: СПбАППО, 2004. — 388 с.
  153. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 340 с.
  154. Положение о международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» Электронный ресурс. Режим доступа: http://igladesign.ru/okonkurse.html
  155. , М. Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Полтавская Марина Дмитриевна. Ставрополь, 2007. — 181 с.
  156. , Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-304 с.
  157. , А. И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе / А. И. Попов, Н. П. Пучков. Тамбов: Йзд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. — 212 с.
  158. Проблемы дизайна в костюме: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГТА им.
  159. A. Н. Косыгина, 1992. 80 с.
  160. Проблемы дизайна костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. каф. «Дизайн костюма» / Под общ. ред. Г. М. Гусейнова. М.: ГАСБУ, 1997. -168 с.
  161. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 589 с.
  162. , И. И. Педагогика. Избранные лекции: Учеб. пособие. В 3 ч. Ч. З Дидактика / И. И. Прокопьев. — Гродно: ГрГУ, 2000. — 138 с.
  163. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.
  164. B.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  165. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 2002. — 385 с.
  166. , А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 120- 124.
  167. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  168. , С. В. Развитие творческой самостоятельности учителя на курсах повышения квалификации в ИУУ: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Рыжова Светлана Васильевна. Нижний Новгород, 1992. — 16 с.
  169. , Н. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели / Н. Сальников // Высшее образование в России. 2008. -№ 2. — С. 3 — 11.
  170. , Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Седова Любовь Николаевна. Балашов, 2000. — 376 с.
  171. , П. Креативность как личностное качество и фактор профессиональной компетентности композитора / П. Сергиенко // General and Professional Education. 2011. — № 3. — PP. 40 — 44.
  172. , B.B. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы / В. В. Сериков. Волгоград: ВГПУ, 2005. — 72 с.
  173. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
  174. , Н. П. Проектирование педагогических технологий / Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / Под ред. С. А. Батышева / Н. П. Сибирская. -М.: Профессиональное образование, 1999. Т. 2. — 383 с.
  175. , В. Ф. Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ / Дизайн в общеобразовательной системе. Библиотека дизайнера. Серия «Дизайнерское образование» / В. Ф. Сидоренко, А. Г. Устинов. М.: ВНИИТЭ, 1994.-С. 212−222.
  176. , В. А. Дидактика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина / В. А. Ситаров. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 368 с.
  177. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1975.- 159 с.
  178. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие / С. Д. Смирнов. М, 2003.
  179. , Ю. П. О системном понимании воспитания / Ю. П. Сокольников // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 54 — 58.
  180. , Р. А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения: Конспект лекций / Р. А. Степучев. М.: МГТА им. А. Н. Косыгина, 1991. — 68 с.
  181. Столяренко, J1. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д, 1996.-736 с.
  182. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001.
  183. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  184. , Г. Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов / Г. Ю. Титова // Вестник ТГПУ. 2010. — Выпуск 1 (91). — С. 123 — 126.
  185. , M. Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация / М. Н. Топалов. М.: ИС, 1991. — 46 с.
  186. , И. Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму: На материале художественного проектированияшкольной одежды: дне.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Торшина Ирина Борисовна.- Курск, 2002. 246 с.
  187. , Н. М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н. М. Трофимова, Е. И. Еремина // Педагогика. 2003. -№ 2.-С. 42−47.
  188. , Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник // Школьный психолог. 2000. — № 47. — С. 8 — 9.
  189. , Л. М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Тухбатуллина Лейсан Марселевна. -Казань, 2009.- 16 с.
  190. , X. Г. О новой парадигме образования / X. Г. Тхагопсоев // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 105 — 109.
  191. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт.- М.: Педагогика, 1990. 190 с.
  192. , М. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы / М. Федорова, Л. Якушкина // Высшее образование в России. 2007. — № 10.-С. 88- 90.
  193. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2002. 23 апреля. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .
  194. , И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  195. , В. Д. Философия образования и образовательные политики /В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993. 181 с.
  196. , И. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шаршов Игорь Алексеевич. Белгород, 2000. — 24 с.
  197. , Л. Ф. Рабочая книга профориентатора и профконсультанта (Психограммы 269 профессий). Методическое пособие / Л. Ф. Шеховцова, Е. И. Тютюнник. СПб, 1997. — 320 с.
  198. , Т. Методика «Изучение мотивации к успеху» / Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко /
  199. Т. Элерс. СПб.: Речь, 2002. — С. 505 — 506.
  200. , Е. Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования / Е. Л. Яковлева// Мир психологии. 1996. -№ 2. — С. 145 — 151.
  201. , Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности: учебно-методическое пособие / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. -224 с.
Заполнить форму текущей работой