Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание профессиональной ответственности личности: на примере сотрудников таможенных органов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём положения и выводы содействуют совершенствованию педагогической деятельности руководителей таможенных подразделений и педагогов ВУЗов, занимающихся профессиональной подготовкой таможенников. Аналитические материалы и выводы исследования используются при подготовке нормативных документов Южного таможенного управления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
    • 1. 1. Проблема профессиональной ответственности в структуре профессиональной деятельности у сотрудников таможенных органов
    • 1. 2. Педагогическая сущность, критерии содержания и структуры воспитания профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов
    • 1. 3. Изучение уровня сформированности профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
    • 2. 1. Подготовка руководителей подразделений таможенных органов к педагогической работе по воспитанию профессиональной ответственности у подчиненных
    • 2. 2. Роль института наставников в воспитании профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов
    • 2. 3. Особенности воспитания профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов в процессе стажировки
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Воспитание профессиональной ответственности личности: на примере сотрудников таможенных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и постановка проблемы. На современном этапе развития России обеспечение политической, экономической, экологической, социальной безопасности страны во многом зависит от кадрового потенциала таможенных органов, т.к. профессиональная деятельность сотрудника таможенного органа связана с включением его в сложные правовые, экономические, социальные отношения. Сложным характером профессиональной деятельности таможенников обусловлены их экономическая компетентность, глубокие знания таможенного законодательства, навыки и умения осуществления таможенных процедур, способность предвидеть действия лиц, нарушающих таможенные правила, т. е. их профессиональная ответственность.

В последнее десятилетие появились исследования, посвященные воспитанию и развитию профессионально значимых качеств личности таможенников, подготовки и переподготовки, повышению их квалификации и совершенствованию профессионализма. Это работы А. В. Авдонина, М. М. Баландина, Н. М. Блинова, Ю. Г. Кисловского, В. М. Крашенинникова, Ю. Б. Кубанина, Л. П. Курпаковой, В. Б. Кухаренко, А. И. Лутовинова, Е. Н. Махова, Ю. Н. Самолаева, С. И. Съедина, В. Т. Тимофеева, С. И. Чернышова, Н. А. Чибрякова, М. Ю. Шейнис и др. В них рассматриваются различные аспекты профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов и их профессиональной подготовки: повышение психологической устойчивости, таможенный менеджмент, деятельность в чрезвычайных ситуациях, развитие кадрового потенциала таможенной системы, обучение и переподготовка кадров таможенных органов, организация учебного процесса и другие теоретические и методические проблемы подготовки таможенников.

Однако проблемы совершенствования профессионально значимых качеств личности действующих сотрудников таможенных органов в работах 3 выше названных авторов не затрагиваются, не исследуется проблема профессиональной ответственности, в то время как в процессе профессиональной деятельности эти качества существенным образом влияют на её результативность.

Актуальность выбора темы исследования обусловлена острой необходимостью определения объединяющего, профессионально значимого качества личности таможенного служащего — профессиональной ответственности, которая неизбежно приводит к развитию личности и совершенствованию других профессиональных качеств: обязательности, организованности, аккуратности.

Вместе с тем, педагогических исследований, связанных с определением сущности, содержания, структуры такого феномена, факторов, влияющих на его развитие и воспитание в процессе профессиональной деятельности не выявлено.

Изложенное выше обнаруживает явное противоречие между возрастающими требованиями к личностному и профессиональному развитию сотрудников таможенных органов, в частности, к их профессиональной ответственности и неразработанностью этих вопросов в педагогической науке. Поиски путей разрешения данного противоречия выдвигают теоретическую и практическую проблемы.

Теоретическая проблема заключается в выявлении сущности, содержания и структуры профессиональной ответственности сотрудника таможенного органа и факторов, влияющих на её становление.

Практическая проблема состоит в определении совокупности психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание профессиональной ответственности личности сотрудника таможенного органа в процессе его профессиональной деятельности.

Решение этих взаимосвязанных проблем составило цель нашего исследования.

Объектом исследования избран процесс формирования личности сотрудников таможенных. органов, а его предметом выступают педагогические условия воспитания профессиональной ответственности в структуре личности таможенного служащего.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Определить сущностные характеристики профессиональной ответственности в профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов, её содержание и структуру.

2. Изучить уровень развития профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов и выделить факторы ее воспитания.

3. Обозначить и обосновать педагогические условия воспитания профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов в процессе профессиональной деятельности.

4. Разработать научно-практические рекомендации по воспитанию профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов в процессе профессиональной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза о том, что профессиональная ответственность в структуре личности сотрудника таможенного органа представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, проявляющихся в деятельности, общении и поведении. Её воспитание предполагает соблюдение целого ряда психолого-педагогических условий, в том числе:

• научно-обоснованный отбор содержания воспитательной работы в таможенных органах;

• адекватный подбор средств, методов и приёмов, использование современных психологических и педагогических технологий в процессе воспитания профессиональной ответственности рядовых сотрудников;

• подготовка руководителей подразделений таможенных органов к педагогической работе по воспитанию профессиональной ответственности;

• моделирование отношений сотрудничества в совместной деятельности руководителей и сотрудников таможенных органов в воспитательном процессевключение института наставников-в процесс воспитания профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов.

Методологической основой исследования" выступает ряд научных подходов: системный, личностно-деятельностный, рефлексивный, мотиваци-онный, философская трактовка всеобщей связи и обусловленности явлений и процессов, теория управления социальными процессами.

Теоретическукгоснову составили современные теории личности и мотивации, субъекта деятельности, общения и отношений личности, культуры, усвоения духовных ценностей, педагогические теории, теории систем, теории педагогических систем, развитие личности в профессиональной деятельности, а также исследования по проблемам государственной службы, развития кадрового потенциала таможенной.службы.

Для решения, поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы использовались • следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, методической и специальной литературыизучение документальных источников, нормативно-правового обеспечения таможенной* службыанкетирование и метод экспертных оценокбеседа, наблюдениеанализ результатов деятельностирейтингпсихологическое тестирование, моделирование и проектированиепедагогический экспериментстатистическая обработка результатовсистематизация и обобщение опыта.

Этапы и база^диссертационного исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2007 гг. и включало несколько этапов.

Первый' этап — поисково-теоретический (1998;2000 гг.). На данном этапе разрабатывалась общая концепция исследования на основе анализа философской, социологической, педагогической, психологической, методической и специальной литературыанализировался опыт воспитательной работы в таможенных органах Южного федерального округа. Определялись цель, задачи и методы исследования, была сформулирована гипотеза, изучены основные программные средства и методы исследования.

Второй этап — экспериментальный (2001;2005 гг.). Разрабатывалась педагогическая система воспитания профессиональной ответственности. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования, модель управления воспитательным процессом в таможенном органе, модель воспитания профессиональной ответственности таможенника.

Третий этап — обобщающий (2006;2007 гг.). Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы первого и второго этапа исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные. Были разработаны методические рекомендации по внедрению педагогической-системы воспитания профессиональной ответственности таможенника.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации определены сущность, содержание и структура феномена «профессиональная ответственность сотрудников таможенных органов», определены критерии, показатели и уровни профессиональной ответственности, выявлены профессионально-значимые качества, необходимые для её воспитания в контексте педагогической деятельности со стажёрамиопределены и экспериментально проверены педагогические условия, включающие технологии воспитания профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов в процессе их стажировки и профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и рассмотрении процесса воспитания профессиональной ответственности личности. Представленная работа также вносит определённый вклад в теорию организации образовательного процесса по профессиональной подготовке таможенников в высших учебных заведениях России. В ней акцентируется внимание на совместной деятельности в ходе подготовки таможенников обучающего и обучаемого и представлены теоретические основы организации процесса формирования специальных знаний, умений и навыков таможенной деятельности в рамках целостного педагогического процесса, что способствует формированию профессиональной ответственности таможенников в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём положения и выводы содействуют совершенствованию педагогической деятельности руководителей таможенных подразделений и педагогов ВУЗов, занимающихся профессиональной подготовкой таможенников. Аналитические материалы и выводы исследования используются при подготовке нормативных документов Южного таможенного управления о мерах по формированию профессиональных качеств сотрудников таможенной службы, в учебном процессе Российской таможенной академии. Научно-методические рекомендации использовались также в системе дополнительного профессионального образования таможенных кадров Государственного таможенного комитета России. На материалах исследования разработаны научно-методические рекомендации по организации воспитательной работы в таможенных органах, включающих принципы научно-обоснованного отбора содержанияадекватный подбор средств, методов и приёмов, современные психологические и педагогические технологии. Обобщённые материалы исследования и методические рекомендации используются в образовательном процессе ВУЗов таможенной службы России, и могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей таможенной службы.

Экспериментальной базой исследования явились структуры Южного таможенного управления. Исследованием охвачено 293 сотрудника таможенных органов, в том числе 49 руководителей таможенных органов, их заместителей и начальников структурных подразделений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная ответственность сотрудника таможенного органа представляет собой совокупность значимых качеств, которые проявляются в общении, и в мотивационно — ценностном отношении к профессиональной деятельности в эмоциональной устойчивости, в адаптивности, в направленности на укрепление законности и правопорядка в стране.

2. Для решения задач воспитания профессиональной ответственности личности сотрудника таможенного органа в профессиональной деятельности необходимо создание педагогических условий, которые представлены, систематизированы и обобщены в авторской модели педагогической системы.

3. Педагогическая система воспитания профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов построена на основе специфических особенностей развития личности и профессиональной деятельности таможенников и включает в себя: научно-обоснованный отбор содержания воспитательной работы в таможенном органеадекватный подбор средств, методов и приемов, использование современных педагогических и психологических технологий в процессе воспитания.

4. Реализация задач по разработанной модели требует: подготовки руководителей подразделений таможенных органов к педагогической работеорганизации стажировок, моделирование отношений сотрудничества в совместной деятельности руководителей и сотрудников таможенных органов в воспитательном процессевключение института наставников в процесс воспитания профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов.

5. Разработанная педагогическая система инициирует позитивную форму развития, профессиональной ответственности личности в процессе профессиональной деятельности, профессиональной рефлексии, расширение представлений о диапазоне стратегий и тактик профессионального поведения, оптимизацию взаимоотношений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов, представленных в исследовании, обеспечиваются методологической обоснованностью логики научного поиска, всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, достаточностью базы опытно-экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений в ходе апробации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования обсуждены и получили одобрение на заседаниях кафедр: педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, управления и психологии Российской таможенной академии, таможенного дела Пятигорского государственного технологического университета, педагогики и психологии Минераловодского филиала Московского открытого социального университета.

Положения и выводы диссертационного исследования обсуждены и стали предметом научных докладов на конференциях различного уровня: научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования таможенного дела в Российской Федерации» в Российской таможенной Академии (г. Люберцы, РТА, 1999) — научно-практический семинар «Адаптация* предприятий региона к новым условиям внешнеэкономической деятельности с учётом нового таможенного кодекса и вступления России во Всемирную торговую организацию» (г. Пятигорск, ПГТУ, 2004) — научно-практическая конференция «Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование» (г. Минеральные Воды, МФ МОСУ, 2006) — конференция «Личность как субъект управленческого труда» (г. Пятигорск, ПГЛУ, 2007) — научно-практическая конференция «Дни науки» (г. Пятигорск, ПГТУ, 2007).

Структура и основное содержание диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Результаты исследования позволили построить модель воспитания профессиональной ответственности в процессе профессиональной деятельности, представляющую собой основу педагогической системы. Ключевым моментом при организации и проведении мероприятий в рамках предлагаемой педагогической системы является эффективная мотивация руководителей подразделений и наставников.

Разнообразие форм воспитательной деятельности обеспечивает реализацию обучающей и развивающей функций и повышает интерес в системе субъект-субъектных отношений между руководителями и подчиненными. Положительное психологическое и стимулирующее воздействие имеют индивидуальные и групповые беседы, практические занятия, деловые и имитационные ролевые игры, тренинги, психотехнические игры, психологические консультации по вопросам профессиональной деятельности, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие эмоциональной устойчивости, интеллектуально-волевых процессов, а также физическая подготовка.

Для оценки эффективности предлагаемой педагогической системы воспитания профессиональной ответственности в профессиональной деятельности был проведен контрольный эксперимент.

Сравнение полученных результатов с данными констатирующего эксперимента, показывает заметное и статистически достоверное повышение уровня развития сотрудников таможенных органов и, следовательно, эффективность педагогической системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Совокупность задач, связанных с формированием кадрового потенциала таможенной службы России, можно разделить на стратегические, тактические и оперативные, требующие своего решения, и выполнения в настоящее время.

К стратегическим следует отнести, прежде всего, подготовку высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного, нравственно и психологически устойчивого кадрового корпуса таможенных органов. Государству и обществу нужны такие таможенники, которые наиболее полно соответствуют социально-политическим, экономическим, криминогенным условиям, способны эффективно решать задачи, поставленные перед Федеральной таможенной службой России.

К оперативным задачам относится решение проблемы совершенствования профессиональных качеств действующих сотрудников таможенных органов, т.к. в самом процессе профессиональной деятельности эти качества раскрываются и активным образом влияют на результативность деятельности. Особую важность в деятельности сотрудника таможенного органа занимает профессиональная ответственность.

Деятельность сотрудников таможенных органов протекает в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряженности. Ее главными особенностями являются: государственный и политический характерправовая регламентацияналичие властных полномочий и элементов принуждениясохранение служебной тайныпроцессуальная самостоятельностьнестандартный характерразнообразие решаемых задачналичие дефицита времени, неравномерность нагрузокналичиестрессовых ситуаций, повышенная степень риска, сочетание коллегиального и индивидуального начала в работе. В связи с этим именно профессиональная ответственность составляет основу профессионально важных качеств сотрудников таможенных органов.

2. Поиск путей эффективного воспитания профессиональной ответственности у сотрудников таможенных органов, таким образом, является чрезвычайно актуальным и практически значимым.

Профессиональная, ответственность в структуре личности сотрудников таможенного органа представляет собой совокупность профессионально значимых качеств, которые проявляются в общениив мотивационно-ценностном отношении к профессиональной деятельности, в эмоциональной устойчивости, в интеллектуально-волевой сфере и поведенческих качеств, в направленности на укрепление законности и правопорядка в стране.

В результате теоретического анализа-изученной литературы нами была выявлена сущность профессиональной ответственности сотрудника таможенного органа, её содержание и структура.

Сущность профессиональной ответственности сотрудника таможенного органа является его интегральной’профессиональной характеристикой, которая объединяет все профессионально значимые качества личности и проявляется? в мотивационно-ценностном отношении, к профессиональной деятельности, стремлении таможенника к применению всех своих сил: знаний, умений, навыков, способностей, эмоциональной-устойчивости, интеллекта и воли, поведения в укреплении законности и правопорядка в стране. Это единство объективного и субъективного, где объективное положение личности таможенника является-основой его стремления к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Содержание профессиональной ответственности обусловлено особенностями профессиональной деятельности таможенника. В содержание этой ответственности включается: защита прав. и свобод человекаосуществление своей деятельности в рамках установленной законамистрогое соблюдение дисциплины, норм служебной, профессиональной этикикорректное поведение и избегание конфликтных ситуацийпрофессиональное сотрудничество с коллегамиподдержание общественного имиджа своей профессии.

Профессиональная ответственность таможенника проявляется в осознании им общественной и государственной значимости своей профессиональной деятельности и её роли в обеспечении экономической и политической безопасности государства и прав граждан, признании защиты государственных и общественных интересов целью и смыслом своей профессиональной деятельности, принятию профессии как высокого общественного долга.

Системно-структурный подход к изучению содержания профессиональной ответственности таможенника позволил выделить структурные компоненты исследуемого феномена: когнитивный, эмоциональный, интеллектуально-волевой, конативный.

3. Для изучения уровня сформированности профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов была разработана комплексная методика с учетом содержания и структуры данной ответственности.

Суть методики состоит том, что она позволяет измерить уровень развития каждого структурного компонента исследуемого феномена и предполагает использование целого ряда методов: наблюдения за деятельностью таможенников в процессе несения службы, анкетирование, опрос, индивидуальные и коллективные беседы с сотрудниками, руководителями подразделений таможенного органа, психологами, изучение отчетов о состоянии служебной дисциплины, рейтинг, самооценка, карта личности, психологическое тестирование.

Применение комплексной методики дало возможность выявить достаточный уровень профессиональной ответственности и недостаточный уровень развитости этой ответственности у испытуемых в процессе констатирующего эксперимента. Испытуемых с высоким уровнем профессиональной ответственности не выявлено.

Констатировано, что неразработанность проблемы воспитания профессиональной ответственности у сотрудников таможенных органов в теоретическом, методическом и практическом плане не позволяет руководителям подразделений таможенной службы осуществлять работу в данном направлении. Выявлено, что эта работа осложняется недостаточной подготовленностью руководителей и наставников к воспитательной деятельности.

Как показало исследование, около половины руководителей владеют на уровне ниже среднего теми качествами, которые являются необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками: знание направлений и проблем’воспитательной работыкомпетентность, опытность в работеумение планировать воспитательную работуумение анализировать результаты своего труда. Исследование также показало наличие высокой потребности в. совершенствовании педагогического мастерства управленческих кадров.

Исследование в основном подтвердило первоначальную гипотезу о том, что воспитание профессиональной1 ответственности возможно, если руководители подразделений таможенного органа будут подготовлены к педагогической работе. Такая подготовка предполагает выявление уровня-педагогической подготовленности, индивидуально-психологических особенностей, возможностей и готовности к педагогической деятельности руководителей подразделений.

Доказано, что разработка педагогической системы на принципах системного, уровневого, вариативного, интегративного, индивидуального, лич-ностно-ориентированного и деятельностного подходов^ позволяет развивать профессионально-педагогическое мышление, умения самореализации в воспитательной’деятельности.

Педагогическая, система по овладению руководителями подразделений педагогическими знаниями и умениями, обучение основам проектирования педагогических систем и технологий, формирование умений разрабатывать планы и программы, отбирать содержание и выбирать характер педагогических действий, позволяет раскрыть их педагогический потенциал, информационную культуру, стремление к самообразованию.

Организация повышения педагогической квалификации руководителей подразделений должна учитывать особенности работы со взрослыми людьми, которые отличаются не только своей психологической индивидуальностью, опытом, возрастом, должностью, но и образованием.

Частными условиями, обеспечивающими функционирование общих условий, является применение личностно-ориентированных педагогических технологий. Включение руководителей подразделений и наставников в совместную разработку и реализацию педагогической системы по воспитанию профессиональной ответственности стажеров и других должностных лиц таможенного органа выступает как организованная совместная деятельность и является моделью субъектного взаимодействия самих руководителей со стажерами в процессе воспитания. Совместная разработка модели управления воспитательным процессом базируется на принципах теории управления.

4. Эмпирическое исследование показало, что наиболее эффективными педагогическими условиями воспитания профессиональной ответственности выступает построение субъект-субъектных отношений между начальниками и подчиненными, между наставниками и молодыми специалистами, между руководителями и подчиненными.

Изучение профессиональной ответственности сотрудников таможенных органов свидетельствует о том, что воспитание ее высокого уровня обеспечивается овладением системой профессиональных, гуманитарных и правовых знаний, навыков и умений, применением их в работе с гражданами.

Оптимальный выбор объема содержания и последовательности профессионального совершенствования, рациональное соотношение теоретических и практических занятий, имитационных, деловых игр, тренингов, психотехнических игр и других активных методов обучения позволяет решить комплекс задач воспитания профессиональной ответственности стажёров.

5. Модель организации воспитания профессиональной ответственности разработана на основе методологии системно-структурного, субъектно-личностного и деятельностного подходов. Она складывается из диагностического, корректирующего и реализующего компонентов.

Организация воспитательного процесса в таможенных органах — это систематический и целенаправленный процесс формирования высокого уровняпрофессиональной ответственности специалистов разного профиля: руководителей различных звеньев, наставников, стажеров, специалистов со стажем и молодых сотрудников.

Исследование позволило установить тот факт, что оптимальным условием, обеспечивающим воспитание профессиональнойответственности, является непосредственное включение таможенников в. профессиональную"деятельность под руководством опытных наставников. В этом процессе вырабатываются и постоянно используются^ критерии оценки профессиональных, порой’экстремальных ситуацийобеспечивается единство логического анализа и эмоциональной оценки.-данных явлений, происходит не только развитие профессионально значимых качеств, но и интериоризации, профессиональной ответственности. Именно1 наставничество> позволяет развивать у молодых специалистов гражданственность, ответственность за выполнение служебного долга как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формировать профессиональные знания и уменияих активное проявление в государственной службе.

6. К числу наиболее эффективных педагогических средств, при организации воспитательной работы в таможне относят психологическое изучение биографических данных, ситуационные задачи, проблемные беседы, анкетирование, опросы, деловые, ролевые, имитационные игры, обучающие программы, анализ профессиональных задач и проблемных ситуаций, контроль, оценка, самооценка.

Наиболее эффективными формами организации воспитательной работы в таможенных органах являются стажировки, организациясовместной продуктивной деятельности с наставниками, консультации психолога, тренинги, плановые занятия по спортивной и специальной подготовке.

Институт наставников решает задачи не только обучения знаниям, умениям и навыкам профессиональной деятельности, но и развивает значимые профессиональные качества, воспитывает патриотизм, являющийся одним из главных компонентов профессиональной ответственности.

Своеобразие профессиональной деятельности таможенникаспецифика служебных задач делает насущно шеобходимымпсихологинескуюг и-физичег скуюподготовку для развития готовности действовать, не только в обычной, повседневной: обстановкено и в экстремальных ситуациях.

Результаты, исследования свидетельствуют о том, чтоиспользование методики оценки" профессиональной? ответственностиимеющей комплексный характер, а также практическая реализация модели её воспитания в процессе деятельности^ повысило уровень профессиональной ответственности сотрудников Минераловодской таможни. Таким образом, можно констатировать, что. основныеположения выдвинутой: гипотезы нашли своё подтверждение: ,." '" .

Вместе с тем, необходимо отметить, что остаетсяцелый ряд существенных аспектов воспитанияпрофессиональной ответственности сотрудни-. ков таможенных органов, актуальных для использования достиженийспедаго-гической наукив области развития профессиональнозначимых: качеств в процессе профессиональной деятельностиТак, требует специального исследования проблема подготовки ^ кадров таможенной службы. Нуждается в. специальном, рассмотрениипроблема профессионального самопознания^ саморазвития, самовоспитания, в"целом5проблемасамосовершенствованиятаможенниковвсех уровней. Научная разработка этихи ряда других проблем в педагогическом аспектебудет способствовать решению развитию кадрового потенциала Федеральной таможенной службы.России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 333с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности в социальной психологии Текст. / К.А.Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — 214с.
  3. , Ю.Ф. Правовое регулирование службы в таможенных органах Текст.: курс лекций / Ю. Ф. Азаров, Ю. А. Кожанков, В. Г. Шипков, С. И. Истомин // Таможенное право. В 2-х ч. — М.: Экономика, 1999. — Общая часть. — 425с.
  4. , В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров Текст. / В. Г. Айнштейн // Высшее образование в России. — 1993. № 2. — С.15−18.
  5. , Р. Тест структуры интеллекта Текст. / Р.Амтхауэр. -Обнинск: Принтер, 1993. 26с.
  6. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 248с.
  7. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания Текст. / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 287с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет исследования Текст. / Б. Г. Ананьев. Л: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1968. — 338с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1969. — 332с.
  10. Андреева- Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416с.
  11. Анциферова- М. М: Личность и деятельностью проблемы развития личности"Текст. / М. М. Анциферова. М.: Наука, 1969. — 158с.
  12. Асеев, ВЛ7. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 258с.
  13. Асеев- В. Г. Мотивация учебной1 деятельности^ и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. М., 1976. — 156с.
  14. , В.Г. Соотношение значимого^ незначимого в формировании личности Текст. / В. К Асеев-// Психология личности и образ жизни. -М., 1987.-148с.
  15. Байденко, B. Ht Образовательный стандарт: Опыт системного исследования / В: И. Байденко." Новгород, 1999. — 440с.
  16. Баландин, М. М: Методика повышения психологической устойчивости’как профессионально-значимого качества сотрудника таможенных органов Текст.,/ М. М. Баландин // Форум: методический сб. Вып. 9.' - М.: РИО РТА, 2001. — С.58−60.
  17. Барамзин, О. В- Управление качеством таможенной" деятельности Текст. / С. В. Барамзин. М.: Книга и бизнес, 2001. — 304с.
  18. , Б. Проблемы психологии устойчивости Текст. / Б.Басаров. Ашхабад: Ылым, 1981. — 247с.
  19. , Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип Текст. / Г. С. Батищев // Человек в социалистическом и буржуазном-" обществе. М, 1966. — 205с.
  20. , С.Я. : Содержание труда и подготовка рабочих кадров Электронный ресурс. / С. Я. Батышев. Режим доступа: http: www.voppsy.ru/authos/BATYSHSY.htm
  21. , В.В. Что определяет облик специалиста? Текст. / В: В. Безлепкин, В. В. Власов // Вестник высшей школы. 1989 — № 2. — С.26−28.
  22. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода
  23. Текст. /И.В.Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 69с.
  24. , Н. М. Деятельность таможенных органов в чрезвычайных ситуациях Текст. / Н. М. Блинов, Ю. И. Бочорадзе, Ю. Г. Кисловский. М., 1997.-302с.
  25. , Н.М. От культа таможни к таможенной культуре Текст. / Н. М. Блинов, В. П. Иванов, В. Б. Кухаренко. М.: Книга и бизнес, 2001. — 228с.
  26. , Н.М. Проектирование таможенной политики Текст. / Н. М. Блинов, В. П. Иванов, В. Б. Кухаренко, А. Г. Пашинский. М.: Книга и бизнес. 2001. — 328с.
  27. , Н.М. Таможенный менеджмент Текст.: учебное пособие / Б Н.М.линов, С. И. Съедин. М.: РИО РТА, 1996. — 224с.
  28. , М.И. Социальные нормы и регуляция поведения Текст. / М. И. Бобнева. М., 1978. — 258с.
  29. , А. Очерки организационной науки Электронный ресурс. / А. Богданов // Что такое организационная наука. Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/magister/library/revolt/bogdaOO 1 .htm
  30. , A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука Текст. / А. А. Богданов. В 2-х кн. — М.: Экономика, 1989. — Кн.2. — 257с.
  31. , В.А. Причинный и целевой подходы в развитии теорий личности Электронный ресурс. / В. А. Богданов. Режим доступа: http: www.voppsy.ru/authos/BOGDANVA.htm
  32. , A.A. Психология межличностного общения Текст. / А. А. Бодалев. Рязань, 1994. — 271с.
  33. , Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования Текст. / Л. И. Божович. М.: Мысль, 1966. — 271с.
  34. , Н.В. Педагогика Текст.: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Серия «Учебник нового века». СПб: Питер, 2000. — 304с.
  35. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: методическое пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высшаяшкола, 1991.-204с.
  36. , JI.C. Психика, сознание, бессознательное Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6-ти т. — М., 1982−1984. — Т.1. — 204с.
  37. , Л.С. Собр. соч. в 6 т Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 247с.
  38. , Ф. Психология управления Текст. / Ф.Генов. М.: Прогресс, 1982. -422с.
  39. , Д. Статистические методы в психологии и педагогике Текст. / Д. Гласс, Д.Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 298с.
  40. , И.Ф. Методы социологического исследования Текст.: учебное пособие / И. Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. -208с.
  41. , А. Культурно свободный тест интеллекта Кеттелла. Руководство по использованию Текст. / А. Денисов, Е.Дорофеев. 1996. — 56с.
  42. , Б.И. «Здравый смысл» и наука о воспитании Текст. / Б. И. Додонов // Советская педагогика. 1968. — № 1. — С.132−141.
  43. , Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности Электронный ресурс. / Б. И. Додонов. Режим доступа: www.voppsy.ru/authos/DODONOBI.htm
  44. , Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
  45. В.Г. Основы таможенного дела Текст.: учебник / В.Г.Драганов- под общей ред. В. Г. Драганова. М.: Экономика, 1998. — 196с.
  46. , О.П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2004. -211с.
  47. , В.И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В. И. Журавлёв. М-: Педагогика, 19 901- 197с.
  48. , Г. М. Психофизиологическое содержание деятельности оператора Текст. / Г. М. Зараковский, В. И. Медведев // Инженерная психология. М., 1977. — 89с.
  49. , О.С. Процесс обучения и его функции в развитии воспитательной системы школы Текст.: дис.. д-ра пед. наук / О. С. Заславская. -М., 1997.-287с.
  50. , Ю.И. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения- квалификации управленческих кадров Текст.' / Ю. И. Иванов. -Вып. 3. М1: РАУ, 1994. — 274с.
  51. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: Изд-во Московского Университета- 1997.-213с.
  52. , К. Эмоции^ человека Текст. / К.Изард. М. г Изд-во Моск. ун-та, 1980: — 439с.
  53. , Э.В. Диалектическая логика Текст. / Э. В. Ильенков. М., 1984.-402с.
  54. , Э.В. Учитесь мыслить смолоду Текст. / Э. В. Ильенков. -М., 1977.-357с.
  55. Ильенков, Э. В: Философия и культура Текст. / Э. В. Ильенков. -М., 1991.-387с.
  56. , М.С. Синергетика и культурология Текст. / М. С. Каган // Синергетика и методы науки- под ред. М. А. Басина. С.-Пб., 1998. — 247с.
  57. , М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М-.: Политиздат, 1974. — 304с.60: Кисловская, В. Р. Некоторые аспекты психолого-педагогические аспекты наставничества Текст. / В1Р.Кисловская. Алма-Ата, 1982. -271с.
  58. , Ю.А. Комментарий к Дисциплинарному Уставу таможенной службы РФ Текст. / Ю. А. Кожанков. М.: РИО РТА, 1999. — 65с.
  59. , И.Н. Психология управления Текст.: курс~ лекций, / И. Н. Колобова. М.': РИОРТА, 1996. — 304с.
  60. Концепция кадровой политики таможенных органов Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vch.ru
  61. Копнин, П. В1 Проблемы-диалектики как логики и теории познания Текст.: изб. филос. работы / П. В. Копнин. М.: Наука, 1982. — 369с.
  62. , A.M., Познание и деятельность Текст. / А. М. Коршунов. М., 1967. — 298с.
  63. , И.И. Международное гуманитарное право о понятии «вооруженные силы» Текст. / И. И:Котляров // Московский журнал международного права. М.: Междунар. отношения, 2008, № 1 (69). — С.35−57.
  64. , Bf.M. Кадровый потенциал — основа динамичного развития таможенной системы Текст. / В. М. Крашенинников, А. В. Авдонин // Проблемы теории и практики таможенного-дела: сб. научных трудов. В 2-х ч. — М.: РИО РТА, 1997. — Ч: Г. — 189с.
  65. , Ю.Б. Проблемы организации учебного процесса таможенных органов Текст. / Ю. Б. Кубанин // Форум: методический сб. Вып.9. М.: РИО РТА, 2001. — С.59−63.
  66. , С.Г. Таможенная хроника Юга Российского Текст. / С. Г. Курдюмов, Е. М. Некрасов. Ростов н/Д: Папирус, 2003. — 632с.
  67. , Л.П. Методические рекомендации по подготовке и проведению основных видов учебных занятий Текст. / Л. П. Курпакова, Ю. Н. Самолаев, Н. А. Чибряков. №.: РИО РТА, 1998. — 78с.
  68. , Л.П. Самостоятельная работа слушателей Текст. / Л. П. Курпакова, Н. А. Чибряков: методические рекомендации по научной организации учебного труда. М.: РИО РТА, 2002. — 48с.
  69. , В.Б. Качество персонала — приоритет модернизации Текст. / В. Б. Кухаренко // Форум: методический сб. Вып.4. — М.: РИО РТА, 1998. — С.89−92.
  70. Кухаренко, В. Б. Управление модернизацией таможенной службы
  71. Текст.: монография / В. Б. Кухаренко. М.: Классика, 2000. — 305с.
  72. , В. А. Субъект, объект, познание Текст. / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980. — 396с.
  73. , A.A. Проблемы развития психики Текст. / А. А. Леонтьев. М: МГУ. 1981. — 146с.
  74. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1975. — 304с.
  75. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185с.
  76. , Л.В. Педагог как объект научной психологии Текст. / Л. В. Лидак. Ставрополь: Кн. изд-во, 2000. — 289с.
  77. , Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1998. № 5. — Т. 2. — С.3−22.
  78. Ломов, Б: Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений Текст. / Б. Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. — 396с.
  79. , A.C. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко // Библиотека семейного чтения М.: Политиздат, 1990. — 287с.
  80. , A.C. Педагогические сочинения Текст. / А. С. Макаренко. В*8 т. — М., 1983−1986. — Т.5. — 259с.
  81. , H.H. Особенности мотивации при обучении сотрудников таможенных органов Текст. / Н. Н. Макаров // Форум. Вып. 10. — М.:2002.-С.99−103.
  82. , A.A. Тренинг партнерского общения важный методразвития коммуникативных способностей у сотрудников, таможенных органов Текст. / А.А.Максимов// Форума Вып. 10: — Mi, 2003. — G.100−103.
  83. , E.H. Проблемы оценки кадрового института системы таможенных органов Российской Федерации Текст. / Е. Н. Махов. М.: РИО РТА, 2000. — 258с.
  84. , E.H. Управленческая деятельность кадров Федеральной таможенной службы Российской Федерации Текст. / Е. Н. Махов. М.: РИО* РТА, 1995. — 224с.
  85. Махов, E.H.3 Управленческий потенциал таможни России Текст.: монография4/ Е. Н. Махов: М.: РИО РТА, 2000. — 247с.
  86. , Б.С. Лекции по психологии мотивов человека Текст.: учебное пособие для спецкурса [Текст]/ Б. С. Мерлин. Пермь, 1971. — 253с.
  87. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 353с.
  88. , В.Н. Проблема потребностей в системе психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Ученые записки ЛГУ. Вып. 11. — Л., 1957. — 225с.
  89. , H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности Текст. / Н. Н. Нечаев. М.: Изд-во Московского Университета, 1988. — 184с.
  90. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы / Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 года № 442 Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  91. О кадровой политике таможенной службы Российской Федерации» / Решение коллегии ГТК РФ от 16 марта 1994 года Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  92. О кодексе чести таможенника Российской Федерации Электронный ресурс. / Приказ ГТК РФ № 530 от 03.09.1997 года. Режим доступа: www.customs.ru
  93. О наставничестве в таможенных органах Российской Федерации Электронный ресурс. / Приказ ГТК РФ № 416 от 27.06.1995 года. Режим доступа: www.customs.ru
  94. О решении коллегии «О состоянии работы с кадрами и основных направлениях кадровой политики таможенных органов Российской Федерации на 2000 2005 гг. Электронный ресурс. / Приказ ГТК РФ № 699 от 11.08.2000 года. — Режим доступа: www.customs.ru
  95. О решении Коллегии «О целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 2003' годы Электронный ресурс. / Приказ ГТК РФ № 1231 от 29.12.2000 года. — Режим доступа: www.customs.ru
  96. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Электронный ресурс. / Указ Президента РФ от 09.03.2004 года № 314. СПС ГАРАНТ.
  97. О службе в таможенных органах Российской Федерации Электронный ресурс. / Федеральный закон от 21.07.1997 года № 114-ФЗ. СПС ГАРАНТ.
  98. О Федеральной таможенной службе / Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 года № 429 Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  99. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы РФ Электронный ресурс. / Указ Президента РФ от 16.11.1998 года № 1396. -СПС ТАРАНТ».
  100. Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации Электронный ресурс. / Приказ ФТС РФ N 612 от 03.07.2006 года. Режим доступа: www.customs.ru
  101. Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытанияшри приёме на службу в таможенные органы Российской’Федера-цишЭлектронный ресурс. / Приказ ГТК РФ № 279 от 30.04.1998 года. Режим доступа: www.customs.rui
  102. Об утверждении- Методических рекомендаций начальникам- таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы Электронный ресурс. / Распоряжение ФТС России от 23.01.2005 года № 21-р. Режим доступа: www.customs.ru
  103. Об утверждении Положений о таможенных органах Российской Федерации Электронный/ресурс. / Приказ ГТК"РФ-от 10:01.1996 года № 12. Режим доступа: www.customs.ru
  104. , А.П. Деятельность Текст. / А. П:Огурцов- ЭЖ. Юдин-// Большая советская энциклопедия. — М., 1972. Т. 8. — С.180−181.
  105. , В .П. Школа и качество: выбор будущего Текст. / В. П. Панасюк. — И1: Каро, 2003:.- 254с.
  106. Петровский- A.B. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. /
  107. А.В.Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  108. Письмо ГТК РФ № 09−84/50 674 от 21.12.2001 года «О направлении методических рекомендаций по психологическому сопровождению аттестационной работы в таможенных органах» Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  109. Письмо ГТК РФ от 04.07.2003 года № 02−49/26 860 «О направлении проекта Целевой программы развития таможенной службы на 2004−2008 годы» Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  110. Письмо ГТК РФ от 17.01.2003 № 01−06/24 258 «О направлении Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  111. Письмо СКТУ № 34−03/4293 от 18.06.1997 года «Об использовании в работе с личным составом таможни методических рекомендаций по проведению воспитательной работы в подразделениях таможенных органов СКТУ» Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  112. Письмо ФТС России от 13.04.2006 года № 01−06/12 542 «Об итогах выполнения Ведомственной подпрограммы ГТК России о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации на 2001−2005г.г.» Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  113. Письмо Южного таможенного управления № 44−11/921 от 29.01.2002 года «О состоянии дисциплины, законности и правопорядка за 2001 год в таможенных органах ЮТУ» Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  114. , В.Я. Деловая игра как метод активного обучения Текст.: учебное пособие / В. Я. Платов, В. В. Подиновский. М.: Педагогика, 1989. -201с.
  115. , В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение Текст.: учебник / В. Я. Платов. М.: Профиздат, 1991. — 158с.
  116. , В.Я. Проблема оценивания деятельности участников деловых игр Текст. / В. Я. Платов, В. В. Подиновский // Тезисы докладов. Вильнюс, 1985. С.68−71.
  117. По итогам работы таможенных органов России за 1997 год // Материалы Коллегии ГТК РФ от 03 февраля 1998 года Текст. М.: РИО РТА, 1998.-64с.
  118. Приказ Государственного таможенного комитета № 1164 от 14 декабря 2000 года Электронный ресурс. Режим доступа: www.customs.ru
  119. Профессионализм и профессионально важное качество сотрудников таможенных органов Текст. // Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности: сб. научных трудов. В 2-х ч.- под научной ред. проф. Н. М. Блинова. — М.: РИО РТА, 1999. — 245с.
  120. Психология индивидуальных различий Текст.: Тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 320с.
  121. Роджерс, К. К науке о личности Текст.: пер. с англ. / К. К. Роджерс // История зарубежной психологии. Тексты: под ред. П. Я. Гальперина,
  122. A.Н. Ждан. М.: МГУ, 1986. — С.200−231.
  123. , В.Ф. Индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками таможенных органов Текст.: учебно-методическое пособие /
  124. B.Ф.Родин. М.: РИО РТА, 1996. -271с.
  125. , М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / М. В. Ромм. Новосибирск, 1995. — 21с.
  126. , С.Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: МГУ, 1957.-328с.
  127. , С.Л. Основы общей психологии Текст. /
  128. C.Л.Рубинштейн. М., 1946. — 720с.
  129. , Ю.Н. Модельное обучение в системе дополнительного профессионального образования сотрудников таможенных органов Текст. / // Форум: методический сб. Вып.8. — М.: РИО РТА, 2000. — С.130−132.
  130. , Ю.Н. Организационно-методические аспекты формирования и углубления профессионально важных качеств сотрудников таможенных органов Текст. / Ю. Н. Самолаев,// Форум. Вып. 10. — М., 2006. -С.125−127.
  131. , Г. Н. Самообразование и совершенствование подготовки, студентов Текст. / Г. Н. Сериков. Иркутск: ИИГУ, 1992. — 232с.
  132. , A.M. Системологические основы образовательных систем Текст. / А. М. Суббето. В 2-х.ч. — М., 1994. — 4.1 — 284с.- Ч.П. — 332с.
  133. , С.И. «Основы управления» Текст.: курс лекций / С. И. Съедин. Mr. РИО РТА, 1996. — 267с.
  134. , С.И. Психологический практикум Текст.: учебно-методическое пособие / С. И. Съедин. М.: РИО РТА, 1996. — 124с.141'. Таможенный кодекс РФ Текст. М.: ЭКМОС, 2003. — 58с.
  135. Таможня' Текст., // Информационно-аналитическое обозрение. Официальное издание Федеральной таможенной службы России, октябрь 2006 № 19 (162) с. 2−4, 8−9, 24−25. 67с.
  136. Таможня. Информационно-аналитическое обозрение Текст. /. Официальное издание Федеральной таможенной службы России, июль 2006 № 13 (156).-59с.
  137. Таможня. Информационно-аналитическое обозрение Текст. /. Официальное издание Федеральной таможенной службы России, февраль 2005 № 3 (122).-49с.
  138. Таможня. Информационно-аналитическое обозрение Текст. /. Официальное издание Федеральной таможенной службы России, март 2005 № 5 (124).-87с:
  139. , В.Т. Некоторые вопросы совершенствования профессионального образования сотрудников таможенных органов Текст. / В. Т. Тимофеев // Форум: методический сб. Вып.9. — М.: РИО РТА, 2001. -187. — 190с.
  140. , В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях Текст. / В. Ю. Урбах.- М., 1975. — 389с.
  141. , К.Д. Избранные педагогические произведения Текст.
  142. К.Д.Ушинский. M.: Просвещение, 1968. — 297с.
  143. , К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии Текст. / К. Д. Ушинский //Собр. соч. Т. 3. — М.-Л., 1948. — 304с.
  144. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Пед. соч. В 6 т. — Т.5. — М.: Педагогика, 1990. — 280с.
  145. , П.А. Догматизм и догматики Текст. / П. А. Флоренский // Соч. в 4 тт. М., 1994. — Т.1. — 279с.
  146. , П.А. Космологические антиномии Иммануила Канта Текст. / П. А. Флоренский // Соч. в 4 тт. М.: Мысль, 1996. — 397с.
  147. , П.А. Столп и утверждение истины Текст. / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. — Кн.2. — 358с.
  148. , П.А. У водоразделов мысли Текст. / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. — 398с.
  149. , К. Теории личности Текст. / К. Холл, Г. Линдсей. М.: Прогресс, 1997. — 719с.
  150. , Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение Текст. / Л. Хьелл, Д.Зиглер. СПб.: Питер, 1997. — 606с.
  151. , Г. А. Психология саморазвития Текст. / Г. А. Цукерман. М.: Интерфакс, 1995. — 228с.
  152. , С.И. Кадровый потенциал в развитии таможенной службы Текст. / С. И. Чернышов, В. Т. Тимофеев // Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечение экономической безопасности: тезисы докладов. М., 2001. — 247с.
  153. , С.И. Об основных принципах обучения и переподготовки кадров таможенных органов РФ Текст. / С. И. Чернышов, Ю. Н. Самолаев // Форум: методический сб. Вып.8. — М.: РИО РТА, 2000. -158−161с.
  154. , В.Д. Психологический анализ деятельности как система Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1980 — Т.1. — № 3.1. С. 157−162.
  155. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учебное пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996.-320с.
  156. , В.Д. Формирование психологической системы деятельности Текст. / В. Д. Шадриков // Проблемы системогенеза деятельности: сб. научных трудов. Ярославль: ЯГУ, 1980. — 289с.
  157. , B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории Текст. / В. С. Швырев / Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. 154с.
  158. , М.Ю. Проведение первичного собеседования с кандидатами на работу в таможенных органах Текст. / М. Ю. Шейнис // Форум: методический сб. Вып. 7. — М.: РИО РТА, 1999. — С.145−148.
  159. Шибутани, Т. Социальная психология Текст.: пер. с англ. / Т.Шибутани. М.: Прогресс, 1969. — 458с.
  160. , П.Г. Очерки по философии образования Текст. / П. Г. Щедровицкий. -М.: Эксперимент, 1993. 154с.
  161. , Э.Г. Методологическая природа системного подхода Текст. / Э. Г. Юдин // Системные исследования. Ежегодник 1973. М.: Наука, 1973.-268с.
  162. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М., 1978. — 389с.
  163. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов. М.: Мысль, 1967. — 247с.
  164. , В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное Текст. / В. А. Ядов // Социологические исследования. 1985. -№ 3. — 398с.
  165. , П.М. Психологические компоненты и критерии становление зрелой личности Текст. / П. М. Якобсон // Психологический журнал. -1981. -Т.2. № 6. — С. 187−190.
  166. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведениячеловека Текст. / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 316с.
  167. Hill, Reuben. Cross-National Family Research: Attempts and Prospects Text. / Reuben Hill. NY.: Free press, 1962. — P. 425−451.
  168. Masloy, A. Motivation and Personality Text. / A.Masloy. N.Y.: Harper and Brothers, 1954. — 332 p.
Заполнить форму текущей работой