Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие и совершенствование системы стратегического управления организаций гостиничного бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период структурных преобразований в экономике, формирования ее многоукладное&trade-, связанной с этим ликвидации государственных гарантий от рисков при осуществлении хозяйственной деятельности большинство гостиничных предприятий сосредоточило свои усилия на выживании, на том, чтобы посредством тех или иных в подавляющем большинстве тактических мероприятий компенсировать негативные последствия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние и тенденции развития гостиничного хозяйства на современном этапе
    • 1. 1. Гостиничное хозяйство как элемент индустрии туризма
    • 1. 2. Мировой опыт развития гостиничного хозяйства
    • 1. 3. Развитие гостиничного хозяйства в современной России
  • Глава 2. Разработка системы стратегического управления гостиничным хозяйством на основе развития гостиничных объединений
    • 2. 1. Механизм формирования и реализации стратегии устойчивого развития гостиничного хозяйства
    • 2. 2. Экономико-организационные модели формирования объединений гостиничных предприятий
    • 2. 3. Развитие гостиничных объединений как фактор повышения конкурентоспособности гостиничного хозяйства
  • Глава 3. Методические рекомендации совершенствования системы стратегического управления гостиничным хозяйством на основе развития объединений
    • 3. 1. Модель принятия решения и алгоритм выбора гостиничным предприятием объединения-партнера
    • 3. 2. Оценка эффективности управления гостиничным предприятием со стороны объединения

Развитие и совершенствование системы стратегического управления организаций гостиничного бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость устойчивого развития гостиничного хозяйства определяется тем, что оно представляет собой стержневой элемент индустрии туризма. По состоянию на 2009 г. по данным Росстата на долю гостиниц и аналогичных средств размещения приходилось 44,23% от общей стоимости платных услуг, связанных с туризмом. При этом гостиницы обеспечили в составе данной группы средств размещения 82,39% от общего количества ночевок.

В том же году в качестве пожеланий для улучшения отдыха (исследование проводилось в г. Сочи) туристами назывались необходимость сделать его болеедоступным, повысить качество сервиса и осуществить ряд других мероприятий, напрямую затрагивающих функционирование средств размещения и гостиничного хозяйства как их неотъемлемой части.

Основываясь на приведенной статистике и сформулированных пожеланиях, можно заключить, что совершенствование функционирования и устойчивое развитие гостиничного хозяйства превращается сегодня в ключевой фактор повышения конкурентоспособности индустрии туризма: без него оказывается невозможным привлечь сюда дополнительные туристские потоки, обеспечить на основе этого рост доходов хозяйствующих субъектов, населения, местного, регионального и федерального бюджетов, социальное развитие территории.

В условиях административно-командной экономики управление гостиничными предприятиями было полностью лишено стратегической составляющей: при практически неограниченном спросе целевой установкой было наращивание количества предоставляемых услуг, основным ограничением для которого были имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы, глобальный дефицит ресурсов и, как следствие, предлагаемого гостиничного обслуживания диктовал отказ от любой конкуренции за потребителя. Государство как собственник гостиничных предприятий принимало на себя риски, связанные с их функционированием, превращая данные предприятия в технических исполнителей работ.

В период структурных преобразований в экономике, формирования ее многоукладное&trade-, связанной с этим ликвидации государственных гарантий от рисков при осуществлении хозяйственной деятельности большинство гостиничных предприятий сосредоточило свои усилия на выживании, на том, чтобы посредством тех или иных в подавляющем большинстве тактических мероприятий компенсировать негативные последствия падения объемов спроса и платежеспособности потребителей гостиничных услуг. Стратегическая составляющая в управлении ими так и не получила своего развития, чему, не в последнюю очередь, способствовало отсутствие достаточного количества специалистов, квалифицированных в данной области. В значительной части случаев инерция развития «старых» гостиничных предприятий и моделей управления ими сохранились и сегодня.

Практически единственным исключением в рассматриваемом контексте являются не столь многочисленные новые гостиничные предприятия, созданные в последние годы, а также гостиничные предприятия, вошедшие в состав специализированных объединений, привнесших в их деятельность собственные наработки в области стратегического управления. Вместе с тем, их удельный вес в общем количестве предприятий гостиничной отрасли остается достаточно невысоким.

В результате, несмотря на актуальность поставленной задачи, ее очевидную значимость не только с точки зрения конкретной группы субъектов хозяйственной деятельности, но и с точки зрения социально-экономического развития туристских территорий, предпосылок для ее ускоренного решения в современной России не наблюдается.

Степень изученности проблемы. Многочисленные авторы в своих работах развивают теорию и методику экономики и управления в туризме. В частности, среди них необходимо отметить работы Александровой А. Ю.,.

Амирханова М.М., Биржакова М. Б., Браймера Р., Гуляева В. Г., Кабушкина 4.

Н.И., Карповой Г. А., Квартальнова В. А., Котлера Ф., Овчарова А. О., Романовой Г. М., Уокера Дж., Чудновского А. Д. и др.

Проблемам функционирования гостиничных предприятий посвящены работы Азара В. И., Волкова Ю. Ф., Ван Дер Ваген Л., Исмаева Д. К., Кускова.

A.C., Лесника А. Л., Лойко О. Т., Скобкина С. С., Чудновского А. Д. и др. Концепция устойчивого развития разрабатывается в работах Глазьева.

С.Ю., Данилова-Данильяна В.И., Евсюкова B.C., Коптюг В. А., Моисеева H.H., Пирса Д., Позднякова A.B., Розенберга Г. С., Тернера К., Юшманова.

B.В, Хартвика Д. и др.

Однако, в работах перечисленных авторов, равно как и ряда других, проблематика устойчивого развития гостиничного хозяйства практически не затрагивается. В частности до сих пор не определены понятие гостиничного хозяйства, его существенные характеристики как подсистемы территориальной экономики и объекта управления, не сформулированы для него, как и для других отраслевых подсистем, принципы устойчивого развития, не определена роль в данном процессе специализированных объединений гостиничных предприятий.

Цель и задачи исследования

Целью исследования выступает разработка теоретических и методических аспектов решения проблемы обеспечения устойчивости развития гостиничного хозяйства на основе развития объединений гостиничных предприятий. Формулировка цели исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Определения роли и места гостиничной отрасли в современной индустрии туризма, анализа и сопоставления современных тенденций развития гостиничной отрасли за рубежом и в России.

2. Исследования содержания понятия «гостиничное хозяйство», его отличительных особенностей и характеристик в качестве подсистемы территориальной экономики, объекта стратегического управления, а также исследования используемых в современности понятия и принципов устойчивого развития, адаптации их к функционированию гостинич5 ного хозяйства для использования в процессе стратегического управления его развитием.

3. Проведения анализа используемых в практике функционирования гостиничной отрасли экономико-организационных моделей объединения гостиничных предприятий, формулировки предпосылок, отличительных черт и прогноза результатов использования конкретных моделей объединения.

4. Выявления влияния развития объединений гостиничных предприятий на индивидуальную конкурентоспособность их участников, а также в целом на конкурентоспособность гостиничного хозяйства территории.

5. Разработки методических положений по принятию решения, выбору и оценке экономического и организационного эффекта участия гостиничного предприятия в их объединении.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступают экономико-организационные отношения в процессе развития различных видов объединений гостиничных предприятий в целях обеспечения устойчивого развития гостиничного хозяйства. Объект исследования — совокупность гостиничных предприятий, функционирующих на территории Российской: Федерации.

Теоретическая, методическая и эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование базируется на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных ученых в области экономики и организации туризма, экономики и управления гостиничными предприятиями, устойчивого развития. В ходе работы над диссертацией использованы методические рекомендации и информационные материалы Организации объединенных наций, Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму, нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Эмпирической базой исследования выступили статистические данные Росстата, а также результаты социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, Левада-Центра, собственных исследований, обобщений и расчетов автора.

Диссертационное исследование выполнено по специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: «рекреация и туризм», по пунктам 15.30 — «Управление процессом формирования и развития гостиничных цепей на рынке туристских услуг», п. 15.2 — «Совершенствование организационных форм управления в сфере рекреации и туризма в условиях рынка на федеральном, региональном и местном уровнях» и п. 15.14 — «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере рекреации и туризма».

Методы исследования. Методологической базой исследования выступил системный подход. В ходе исследования были использованы такие общие и специальные методы как анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение, классификация, моделирование, прогнозирование, методы экономического, статистического и социологического анализа и моделирования.

Научная новизна проведенного исследования обуславливается получением следующих результатов:

1. Определены организационные границы и содержание гостиничного хозяйства как отраслевой подсистемы в составе индустрии туризма, предложена система критериев для классификации гостиничного хозяйства, включая критерии территориального охвата, специализации, абсолютной и относительной мощности, уровня концентрации, темпа развития, модели организации. На основе принципов устойчивого развития локальных сообществ и туризма синтезированы принципы устойчивого развития гостиничного хозяйства территории, обосновано, что ускоренное внедрение данных принципов в практику функционирования гостиничных предприятий в современных условиях целесообразнее всего обеспечивать за счет развития их объединений.

2. Обоснованы классификационные критерии субъекта и степени свободы управления, операционной и инвестиционной деятельности гостинич7 ного предприятия при членстве в объединении, участия объединения в имуществе и финансовых результатах функционирования предприятия-члена, формы пользования технологиями и стандартами объединения, по данным критериям произведено ранжирование совокупности экономико-организационных моделей объединения гостиничных’предприятий.

3. Разработана модель принятия решения относительно участия гостиничного предприятия в специализированных объединениях в целях повышения его конкурентоспособности, в том числе выявлен основополагающий конфликт интересов между собственниками и «топменед-жментом» гостиничного предприятия, определены ключевые индикативные характеристики внутренней и внешней среды, формируемые на их основе информационные потоки, выступающие в качестве базы для принятия решения.

4. Сформирован алгоритм выбора формы объединения (объединений) и конкретных объединений-контрагентов для участия гостиничного предприятия, основанный на структуре предложения данными объединениями услуг своим членам, критериях комплексности реорганизации внешней и внутренней среды, степени контроля собственником управленческой, операционной и инвестиционной деятельности, участия объединения в финансовых результатах, а также ожидаемой доходности функционирования гостиничного предприятия.

5. Обоснована модель оценки, совокупность и методика расчета экономических показателей, характеризующих эффективность управления гостиничным предприятием, основанная на структуре интересов его собственников, позволяющая проводить сравнение эффективности управления предприятием с эффективностью управления иными предприятиями-членами объединений и предприятиями, не входящими в состав объединений гостиничных предприятий.

Практическая значимость исследования. Прикладная значимость результатов исследования обуславливается тем, что ряд из них, прежде всего, принципы устойчивого развития гостиничного хозяйства, алгоритм выбора объединений гостиничных предприятий, система финансовых показателей оценки эффективности системы управления и порядок его реорганизации, могут быть использованы в практике функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, отдельных гостиничных предприятий и их объединений при стратегическом управлении развитием гостиничного хозяйства и отдельных хозяйствующих субъектов.

Результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе при разработке программ и учебных курсов по дисциплинам «Экономика предприятия туризма», «Экономика отрасли», «Организация производства на предприятиях туризма».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе на Пятой Российской научно-методической конференции «Наука и образование в условиях глобализации» (Сочи, 2004), Шестой Российской научно-методической конференции «Стратегия социального развития России в условиях глобализации» (Сочи, 2005), Восьмой всероссийской научно-методической конференции «Россия в условиях глобализации: перспективы национального развития» (Сочи,.

2008), IX международной научно-практической конференции «Наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития» (Сочи,.

2009).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 9 публикациях общим объемом 4 п.л., в том числе автора 4 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержит 17 таблиц и 11 рисунков, ее структура соответствует постановке целей и задач исследования.

Заключение

.

За прошедший достаточно длительный период реформирования национальной экономики, несмотря на позитивные достижения по целому ряду направлений, говорить о решении всех или даже большинства проблем является явно преждевременным. Одной из сфер, где наблюдается подобная ситуация, остается туризм.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается явное превышение объемов импорта туристских услуг по сравнению с объемами их экспорта, причем разрыв между данными показателями неуклонно растет. Фактически, это означает собой ухудшение показателя сальдо платежного баланса, недополучение доходов отдельными хозяйствующими субъектами, гражданами, бюджетами всех уровней, сохранение неиспользуемых ресурсов, способных использоваться в процессе обслуживания туристов.

Не в последнюю очередь имеющаяся картина определяется низкой конкурентоспособностью отечественной туристской индустрии по сравнению с ее иностранными конкурентами. Да и с самой России уровень развития туристской индустрии является крайне неравномерным, дифференцируется от высокой насыщенности и концентрации туристских предприятий до практически полного их отсутствия в ряде субъектов Федерации. Заметим при этом, что высокие концентрация и насыщенность не являются синонимом благополучия территории с туристской точки зрения: часто, если не чаще всего, имеющиеся предприятия не способны удовлетворить предъявляемые им требования потребителей услуг, вызывают справедливые нарекания, нежелание вновь пользоваться своими услугами и вообще возвращаться на данную территорию.

Гостиничная отрасль является системообразующей составляющей современной отечественной туристской индустрии. На долю гостиничных предприятий приходится основной объем предоставления услуг размещения, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. При этом на этапе переходного периода отечественное гостиничное хозяйство пережило глубокий кризис. Он выразился как в падании объемов предоставления услуг (на уровень 1995 г. данный показатель вышел только в 2007;2008 гг.), так и в колебаниях численности самих гостиничных предприятий: в период с 2000 г. по 2004;2005 гг. здесь наблюдался провал, только в последние годы наблюдается рост, который, вероятнее всего, замедлится, или сойдет на нет из-за кризисных явлений в мировой и отечественной экономике 2009;2010 гг.

Во многом происходящее в отрасли объясняется неспособностью менеджмента гостиничных предприятий сформулировать фундаментальные ориентиры их развития в новых условиях: в большинстве своем на вооружение была взята по умолчанию проигрышная стратегия выживания, да ее реализовать удалось далеко не всем. Среди достаточно большого количества причин, обусловивших данную ситуацию, особняком стоит недостаток квалифицированных топменеджеров, способных к эффективному стратегическому управлению в условиях высококонкурентного рынка.

Вместе с тем, конкурентоспособность отдельного гостиничного предприятия не может рассматриваться как частная характеристика, актуальная исключительно для самого предприятия: по совокупности гостиничных предприятий, локализованных на конкретной территории, она формирует конкурентоспособность ее гостиничного хозяйства, от которой, в конечном счете, зависит объем туристского потока по посещению данной территории. Таким образом, конкурентоспособность гостиничного предприятия и гостиничного хозяйства превращаются в фактор формирования конкурентоспособности туристской территории, что делает их объектом интересов не только собственников гостиничных предприятий, но и органов государственной власти, местного самоуправления, смежного бизнеса, локального сообщества. Соответственно повышается роль стратегического управления развитием гостиничного хозяйства.

Данное управление требует формулировки целей и концепции развития, отвечающих современным требованиям и всему многообразию интересов, с ним связанных. Очевидно, что широко распространенная до сих пор при некоторой смене формулировок стратегия выживания ни в коей мере не отвечает такого рота требованиям и интересам. Действенной альтернативой использующейся модели стратегического управления представляется модель, использующая концепцию устойчивого развития в его понимании, предлагаемом научно-практическими и методическими материалами ООН, ВТО и других международных организаций. При этом, однако, надо заметить, что если для территориальных образований различной размерности вплоть до локальных сообществ, а также для туризма в целом эта концепция является достаточно разработанной, то для туристской индустрии и отдельных ее составляющих такая разработка отсутствует. Попытка восполнить данный пробел была предпринята автором в виде предлагаемых принципов устойчивого развития гостиничного хозяйства.

Сформулированные принципы требуют своего внедрения в большой массе гостиничных предприятий, что является весьма ресурсоемким, длительным и сложным процессом. Прежде всего, для его обеспечения в отечественном гостиничном хозяйстве не хватает сегодня квалифицированных управленцев высшего звена, свободных от догм и моделей поведения, сформированных специфичным и во многом деструктивным по своей сути переходным периодом. Соответственно, напрашивается вывод о необходимости своеобразного централизованного внедрения данных принципов в практику функционирования гостиничных предприятий, причем такое внедрение не может быть насильственным, оно должно быть выгодно и желаться самим предприятием. Единственным вариантом такого внедрения представляется сегодня развитие практики объединений гостиничных предприятий (прежде всего на основе давно функционирующих гостиничных брендов), которые, во-первых, эмпирически выработали для себя и используют такие принципы в практике своей деятельности и, во-вторых, предлагают своим членам оче.

141 видные выгоды от участия в виде повышения их конкурентоспособности по одному или комплексу направлений их деятельности.

В контексте развития практики объединения гостиничных предприятий необходимо отметить, что на сегодняшний день теоретические разработки в области экономики и организации гостиничного дела страдают описательно-стью: ими не проводится четкого разделения между различными экономико-организационными моделями объединения, отсутствуют классификационные критерии, призванные обеспечить такое разделение. Решению данного вопроса призвана способствовать предлагаемая в настоящем исследовании классификация объединений гостиничных предприятий, оценка и сопоставление существующих моделей объединения с точки зрения предлагаемых критериев, выявление отличительных особенностей различных форм объединения.

Предложенные инструменты позволили формализовать процесс выбора формы объединения, наиболее желательной для гостиничного предприятий с точки зрения особенностей его функционирования, довести его до логической точки в виде определения одного или нескольких конечных контрагентов из числа функционирующих объединений гостиничных предприятий. При этом на основе разработанной модели принятия решений и выявленного базового конфликта интересов в его процессе нами было доказано, что основную роль в нем должны иметь собственники гостиничного предприятия.

Логическим завершением работы стала разработка модели и методики оценки того, насколько эффективно управление гостиничным предприятием со стороны объединения с точки зрения соответствия интересам его собственников (в том числе в сопоставлении между объединениями гостиничных предприятий и в сравнении их с автономными предприятиями, не являющимися членами объединений).

Отличительной особенностью предлагаемой модели является то, что она доказывает необоснованность для рассматриваемого случая предлагаемой некоторыми авторами оценки степени достижения независимости всех и.

142 или) отдельных собственников, достигаемой в процессе управленческой деятельности. Также и в части экономических показателей, на которых базируется оценка, нами доказывается необходимость использования не относительных показателей дивидендной доходности, а показателей доходности капитала гостиничного предприятия.

Результатом использования предлагаемой методики является получение двух типов интегральных показателей, первый из которых позволяет сопоставлять эффективность управленческой деятельности конкретного объединения с остальными, а второй — определять собственно эффект, возникающий в результате вступления в конкретное объединение. Сопоставление на основе предложенной методики различных вариантов развития управления гостиничным предприятием, в том числе вариантов сохранения автономии и вхождения в различные объединения, позволит, как мы полагаем сделать принимаемые решения максимально обоснованными с использованием четкой, понятной и прозрачной экономико-математической базы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.И. Перспективы устойчивого развития туризма на курорте Геленджик. — Краснодар: TAC1., 2000 г.
  2. Н.Т., Исляев P.A. Основные положения проекта концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 1995. — № 1 — 2. -С. 47−52.
  3. В. Вспомнить о стандартизации услуг гостиниц // Отель. 2004. -№ 3. — с. 36.
  4. В.И. Гостиничные объединения: динамика развития //Индустрия гостеприимства, 2008 г., № 1 с. 14.
  5. В.И. Экономика и организация туризма. Методологические вопросы. -М.: Экономика, 1972. 184 с.
  6. А. Большой бухгалтерский словарь. Источник: http://vocable.ru/dictionary/98/
  7. А.Ю. Туризм в контексте устойчивого развития // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Томск: Изд-во ТГУ, 2003. — С. 8−10.
  8. А.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2006. -384 с.
  9. М. М. Татаринов A.A. Эколого-экономические проблемы развития рекреационных комплексов // Экономика и математические методы. Т.26, вып. 6, 1990. С. 132−135.
  10. М. М. Проблемы и перспективы развития регионов с рекреа-ционно-ориентированной экономикой: Автореф. дис. д-ра экон. наук. 08.00.05. М.: ЦЭМИ РАН, 1998. — 40 с.
  11. И. Стратегическое планирование. М.: Экономика, 1989.12.
Заполнить форму текущей работой