Организационно-экономические основы функционирования и развития сферы услуг в малых городах России
Плановая координация с применением системы индикаторов способствует выходу на новый уровень управления — от эмпирических действий, сиюминутных реактивных мер на складывающуюся ситуацию (пассивной адаптации) к научно продуманной политике предвидения и реакции на «опережение», чему способствует консолидация ряда разрозненных блоков управления в одном взаимоувязанном плане. Поскольку в процессе… Читать ещё >
Содержание
- 1. Формирование и развитие сервисной экономики в Российской Федерации
- 1. 1. Сущность и основные признаки (черты) сервисной экономики
- 1. 2. Развитие сферы услуг в транзитивной экономике России
- 1. 3. Особенности формирования и развития сервисной экономики в малых городах России
- 2. Анализ состояния и перспектив развития сервисной экономики в малых городах России
- 2. 1. Оценка систем жизнеобеспечения малых городов как продуцентов и потребителей муниципальных услуг
- 2. 2. Характеристика управления системами жизнеобеспечения малых городов (в сфере услуг)
- 2. 3. Государственная поддержка и регулирование формирования и развития систем жизнеобеспечения малых городов
- 3. Организационно-экономические условия и методы формирования и развития регионального рынка услуг в малых городах
- 3. 1. Развитие рыночной инфраструктуры с использованием индикативного управления
- 3. 2. Создание логистического и маркетингового потенциала в системах жизнеобеспечения малых городов
- 3. 3. Применение современных информационных технологий и средств вычислительной техники для эффективного развития сферы услуг в малых городах
Организационно-экономические основы функционирования и развития сферы услуг в малых городах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Процессы демократизации в обществе и укрепления рыночных отношений в экономике страны в целом ставят новые задачи на уровне органов местного самоуправления и определения широкого круга их самостоятельных функций.
Масштабные институциональные преобразования и реформирование различных отраслей экономики всего государства ставят перед муниципалитетами малых городов России задачи такой организации территориальной хозяйственной деятельности, которая могла бы реально способствовать росту качества жизни населения. Местная экономическая политика, ориентированная на новые технологии, инновации, совершенствование коммуникативных и информационных связей, способна в динамично изменяющихся условиях макроэкономического развития и даже обособленности крупных градообразующих структур, формировать такие системы жизнеобеспечения малых городов, которые могли бы реально влиять на повышение качества жизни населения.
Настоящая работа посвящена организационно-экономическим основам функционирования и развития сферы услуг в малых городах России.
Сфера услуг любого территориально-административного образования представлена стандартным набором, без которого функционирование города было бы невозможным в современных условиях. К их числу относятся бытовые, транспортные, медицинские услуги, услуги связи и услуги в системах образования, культуры, спорта и ряда других. Однако обособленно по значимости стоят услуги жилищно-коммунального хозяйства. Причины их значимости:
1. Услуги жилищно-коммунального комплекса составляют основу системы жизнеобеспечения любого города или поселения.
2. По удельному весу в структуре платных услуг населению они занимают наибольшую часть, по ряду территорий Российской.
Федерации от 30 до 60 процентов. По удельному весу в совокупном доходе граждан в целом по РФ 11,4%.
3. От потребления этих услуг человечество уже не может отказаться, так как застройка городов предполагает использование комплексных систем жизнеобеспечения, а не локальных.
Актуальность выбранной темы с акцентом на развитие систем жизнеобеспечения обусловлена следующим:
Несмотря на то, что реформирование экономики страны в начале 1990;х годов началось именно с отрасли жилищно-коммунального хозяйства, и под проведение реформ в данной отрасли была подведена четкая идеологическая и практическая база, все изменения и нововведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства оформлены документально и отражают направления проводимой государственной политики, положение в жилищно-коммунальном комплексе в последнее время стало едва ли не главным препятствием для нормализации социально-экономического климата в стране.
Не решены проблемы отмены так называемого «перекрестного субсидирования», т. е. применения разных тарифов для разных категорий потребителейне завершен (а во многих территориях и весьма далек от завершения) переход к рыночным отношениям в отрасли ЖКХ, призванным не только повысить эффективность производства услуг, но и сделать отрасль инвестиционно привлекательной.
Внедрение новых экономических моделей реформирования и модернизации жизнеобеспечивающих инфраструктур городов носит не повсеместный, а «пилотный» характер, при этом результаты пилотных экспериментов не всегда обнадеживают.
И, тем не менее, реальная оценка потенциала, возможностей жилищно-коммунального комплекса и необходимости технологической модернизации отрасли в сочетании с гибкой тарифной и социальной политикой в отношении как производителей так и потребителей услуг, открывают широкие возможности для внедрения передовых методов планирования, организации, методологических инноваций. Существенный разрыв меду теорией развития сферы услуг жизнеобеспечения городов и потребностями хозяйственной практики, муниципальной и региональной экономической политики, требующих адаптивного использования новых управленческих, аналитических и методологических инструментариев, обусловили выбор автором темы настоящего исследования и определили его цель. Степень изученности проблемы. Поскольку данное исследование посвящено формированию, функционированию и развитию сферы услуг в малых городах России, следует подчеркнуть, что спектр услуг жизнеобеспечения в мегаполисах и крупных городах по многим параметрам отличается от набора и качества аналогичных услуг в малых городах.
Причиной имеющихся различий является сложившийся баланс спроса и предложения в городах с разным уровнем развития систем жизнеобеспечения. Следствием сложившегося баланса является качество жизни населения в различных регионах Российской Федерации.
Различия в уровне развития сервисной экономики в разных регионах страны свидетельствует не только о том, что все системы жизнеобеспечения функционируют по разному, в зависимости от уровня обеспеченности ресурсами, управленческого фактора, платежеспособного спроса потребителей, уровня развития производительных сил и их востребованности на рынке услуг, но и о том, что проблема развития сферы услуг, несмотря на ее значимость, является недостаточно изученной.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка организационно-экономических подходов и предложений по развитию систем жизнеобеспечения в сфере услуг малых городов России с использованием принципов рыночной экономики.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить анализ состояния и перспектив развития сервисной экономики на примере небольшого провинциального города;
2. Дать оценку ретроспективы формирования системы жизнеобеспечения в сфере услуг на примере того же города;
3. Выявить факторы объективного исторического развития территории в сфере оказания сервисных услуг и провести факторный анализ допущенных ошибок в сфере производства и оказания услуг жизнеобеспечения на начальном этапе реформирования;
4. Выявить соотношения экономических интересов производителей и потребителей услуг с учетом платежеспособной возможности последних;
5. Определить роль государственных структур и органов местного самоуправления в регулировании процессов формирования и развития систем жизнеобеспечения на примере малых городов;
6. Определить возможные направления модернизации ЖКХ с привлечением инвестиционных ресурсов, применением программно-целевых методов решения проблем и использованием систем индикативного анализа и прогнозирования при развитии регионального рынка услуг жизнеобеспечения;
7. Сформировать логистический и маркетинговый потенциал систем жизнеобеспечения города с применением современных информационных технологий;
8. Определить дальнейшие направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, производителей услуг жизнеобеспечения по совершенствованию технологических и экономических механизмов функционирования.
Предмет и объекты исследования. Предметом исследования является совокупность организационных взаимоотношений органов местного самоуправления, предприятий — производителей услуг жизнеобеспечения и потребителей этих услуг в период реформирования и модернизации отрасли и реорганизации местного самоуправления. Объектом исследования выступают организации, производящие жилищно-коммунальные услуги, и потребители этих услуг на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Методологическая основа исследований. Теоретической основой работы послужили научные исследования в области управления и формирования систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях, нашедшие отражение в современной литературе: труды известных российских ученых, монографии, материалы периодической печати, как научной так и прикладной направленности.
При моделировании методологических предпосылок использованы соответствующие нормативные документы (кодексы, законы, Указы Президента и Постановления правительства, инструкции и методические рекомендации). В работе использовался анализ статистической отчетности, материалы прогнозов социально-экономического развития территорий, данные об исполнении бюджетов ряда малых городов Уральского федерального округа, комплексный анализ бюджета муниципального образования города Мегиона, городов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Применялись методы факторного анализа, экспертных оценок и группировок, приемы моделирования процессов, аспекты формальной логики.
Благодаря многолетней практике в проведении различных аналитических исследований, автор настоящей работы принимает непосредственное участие в обосновании основных концептуальных принципов тарифной и социальной политики органов местного самоуправления и разрабатывает методологию решения поставленных задач посредством введения системы индикаторов оценки и прогнозирования отраслей жизнеобеспечения малых городов.
Научная новизна работы. Степень научной новизны диссертации определяется предметом исследования, его анализом, изложенными автором выводами и предположениями.
В теоретическом плане определена роль государственных и муниципальных органов по регулированию деятельности предприятий-производителей услуг жизнеобеспечения в условиях транзитивной экономики на примере малых городов Среднего Приобья. Сформулированы основные принципы стратегии экономического развития малых городов, исходя из сочетания социально-экономических интересов хозяйствующих субъектов, потребителей услуг, органов государственной власти и местного самоуправления в разрезе муниципальных образований и в целом. Сформирована система индикаторов для индикативного планирования и мониторинга экономических процессов при производстве услуг жизнеобеспечения в малых городах России. В работе обоснованы организационные и экономические перспективы по созданию логистического и маркетингового потенциала в системах жизнеобеспечения малых городов. Представлена модель эффективного функционирования сферы услуг в малых городах на основе внедрения логистических информационных систем.
В результате проведенного исследования разработаны методологические рекомендации по формированию систем взаимодействия и организационных структур управления, призванных содействовать развитию сферы услуг жизнеобеспечения в малых городах Российской Федерации.
Практическая ценность работы. Практическая значимость результатов исследования имеет прикладной характер. Научнопрактические разработки по проблемам формирования тарифной и социальной политики органов местного самоуправления, изложенные в диссертации, могут быть использованы в процессе реформирования систем управления отраслями жизнеобеспечения в городах Ханты-Мансийского автономного округа,.
Уральского федерального округа и других субъектов России. Разработанные рекомендации способствуют повышению эффективности деятельности предприятий, производящих услуги жизнеобеспечения, позволяют достичь более высоких темпов развития уровня жизни в муниципальных образованиях, создавать благоприятный инвестиционный климат для дальнейшей модернизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В работе обоснована целесообразность основных подходов к формированию системы индикаторов в муниципальной и региональной схеме мониторинга и среднесрочного прогнозирования. Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические выводы и рекомендации будут способствовать повышению эффективности управления в процессе формирования и исполнения индикативных планов, а также совершенствованию системы индикаторов на всех уровнях планирования. Основные положения, теоретические и практические аспекты диссертационного исследования были использованы в хозяйственной практике предприятий ЖКХ города Мегиона в 2003;2005 годах и продолжают апробирование на среднесрочную перспективу в городах автономного округа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Организационно-экономические основы функционирования и развития сферы услуг в малых городах России базируются на особенностях социально-экономической структуры малых городов, являющихся наследием прежних условий советского периода, усугбленных реализацией непродуманных программ конверсии, деструктивной приватизации, а также самоустранением государства от решения муниципальных проблем. Исходя из этих базовых условий, в диссертационной работе обосновывается большая роль инфраструктурных услуг в системах жизнеобеспечения городов и раскрываются проблемы развития инфраструктурного комплекса муниципалитета и инфраструктурной обеспеченности его населения на примере г. Мегиона и других городов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с нефтедобывающей моноструктурой экономики.
Формирование инфраструктурного комплекса муниципалитета, адекватного требованиям рыночной экономики и нуждам людей, не возможно без реалистичной оценки его современного состояния. Многолетний опыт организации работы городского хозяйства дает нам основание заключить, что необходим мониторинг состояния и основных тенденций развития инфраструктурного комплекса муниципалитета. В работе обосновывается необходимость ведения непрерывного мониторинга инфраструктурного комплекса муниципалитета и комплексной оценки обеспеченности муниципалитета услугами отраслей инфраструктурного комплекса в современных условиях. Основная цель мониторинга инфраструктурного комплекса муниципалитета — обеспечить органы местного самоуправления оперативной и точной информацией о состоянии и тенденциях изменений, происходящих в инфраструктурном комплексе муниципалитета под влиянием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов. Исследование факторов, влияющих на развитие инфраструктурного комплекса муниципалитета, позволяет выявить причинно-следственные связи между инфраструктурным комплексом муниципалитета и факторами, его определяющими (см. рис. 1.З.З.).
Определение влияния факторов эндогенного и экзогенного характера на развитие инфраструктурного комплекса муниципалитета позволяет решать конкретные задачи по оценке инфраструктурной обеспеченности населения и соответствия сложившейся обеспеченности требованиям минимальных социальных стандартов.
Поскольку на сегодняшний день не создана комплексная теория организации экономики в системе местного самоуправления, но уже накоплен значительный потенциал повышения деловой и инвестиционной активности в реальном и общественном секторах экономики, комплексная оценка систем жизнеобеспечения малых городов, как продуцентов и потребителей муниципальных услуг, позволяет автору в условиях практической реализации сформировать методологические основы анализа инфраструктуры муниципальной экономики в качестве прикладных разработок. Степень прикладной достоверности предлагаемой методологии определяется в целеполагании аналитических процедур. Автором учтена многокомпонентность и специфика исследуемых категорий, обоснована относительность понятий инфраструктурных и базовых отраслей муниципальной экономики, определено доминирующее значение целевой ориентации анализа и мониторинга, обеспечивающей выработку стратегии социально-экономического развития муниципальной экономики как системы. Проведение развернутого анализа, охватывающего технологические, экономические и организационные аспекты функционирования и развития инфраструктурных отраслей, позволило автору не только дать оценку состояния имеющихся мощностей и выявить проблемные участки для выработки приоритетных направлений дальнейшего развития, но и оценить результативность проводимой работы на территории отдельно взятого муниципального образования. Итогом проведенной работы может стать утверждение: муниципалитеты, наиболее подготовленные к реформе и желающие ее проводить, начавшие первыми экспериментировать с направлениями и методами реформирования, на сегодняшний день уже имеют определенный накопленный опыт и полученные уроки, на основе которых дальнейшее продвижение по пути реформирования может проходить лучше и с меньшими издержками.
В процессе практической реализации авторской методики и концепции перспективного развития создана модель эффективно работающей рыночной экономики в сфере производства услуг жилищно-коммунального комплекса. В процессе реализации принятой модели происходит поэтапный переход от комплексного дотирования отрасли к полному возмещению производственных издержек производителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей с учетом их платежеспособной возможности. Бюджетная политика органов местного самоуправления переориентируется от стратегии поддержки отраслей жизнеобеспечения к стратегии усиления социальной ориентации муниципальной экономики. Смена ориентиров социально — экономического развития сопровождается перестройкой системы управления в соответствии с новыми задачами, а это в свою очередь позволяет увеличивать затраты на формирование адекватной системы муниципального управления. Показатели эффективности проводимой работы наглядно отражены в таблицах 2.1.4 и 2.1.5 настоящей работы.
В процессе практической реализации авторских подходов реально подтверждается один из основополагающих принципов тарифной политики: принцип полного возмещения затрат всем участникам процесса производства работ и предоставления услуг конечным потребителям. С экономической точки этот принцип достаточно очевиден — регулируемое производство должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек.
Приведенные в работе показатели дают представление о соотношении установленной предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг для всей территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, и сложившейся фактической стоимости жилищно-коммунальных услуг по г. Мегиону. При более высоком предельном уровне платежей реальная стоимость услуг гораздо ниже предельных окружных значений, что свидетельствует об эффективности проводимой тарифной политики. Тот факт, что реальная стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в несколько раз ниже платежеспособной возможности населения, позволяет сделать вывод о возможности реализации стратегии создания эффективно работающей рыночной экономики в отраслях жизнеобеспечения одного отдельно взятого муниципального образования.
В работе дана развернутая характеристика управления системами жизнеобеспечения в сфере услуг малых городов в целом и города Мегиона, в частности. Оценка динамики индикаторов деятельности жилищно-коммунального хозяйства города Мегиона по этапам реформирования отрасли позволяет автору выявить как позитивные факторы проводимых мероприятий, так и допущенные ошибки в процессе работы. Полученные результаты вызывают необходимость разработки новой стратегии по созданию эффективно работающей рыночной экономики в отраслях жизнеобеспечения муниципального образования. Стратегия заключается в том, что создание эффективно работающей рыночной экономики в отраслях жизнеобеспечения муниципального образования должно осуществляться посредством реализации комплекса взаимосвязанных направлений.
Во-первых, запуск рыночных механизмов в жилищно-коммунальной отрасли возможен лишь при условии стопроцентного возмещения населением производственных экономически обоснованных затрат предприятий и полный отказ от бюджетного дотирования отрасли.
Во-вторых, в условиях самоокупаемости отрасли для защиты семей с низкими доходами должна быть создана гибкая и адресная система жилищных субсидий. Необходимо учитывать, что существуют две противоположные грани, между которыми следует постоянно балансировать для достижения соответствия между необходимым количеством средств для надежного обслуживания жилья, с одной стороны, и существующим уровнем доходов семей — с другой.
В-третьих, эффективность деятельности систем жизнеобеспечения во многом определяется техническим переоснащением отрасли. Системы жизнеобеспечения малых городов России являются, как правило, локальными монополиями и техническое переоснащение может осуществляться посредством внедрения новых и ресурсосберегающих технологий, автоматизации и т. п.
В-четвертых, техническое переоснащение возможно лишь при активно инвестировании в отрасль с использованием программно-целевых методов формирования инвестиционных проектов с применением различных источников финансирования инвестиций.
Комплексная реализация указанных взаимосвязанных направлений будет иметь успех в зависимости от структуры взаимоотношений в отрасли, системы межбюджетных отношений в соответствии с действующим законодательством, проведения взвешенной и сбалансированной тарифно-ценовой политики.
Развитие сервисной экономики на муниципальном уровне малых городов основывается на региональном и местном аспектах и призвано индивидуально преодолевать диспропорцию между затратами предприятий этой сферы, доходами населения и субсидиями, установленными государством.
Поскольку одной из основных целей деятельности органов местного самоуправления является обеспечение комфортных условий проживания населения на территории муниципального образования, для достижения указанной цели органы местного самоуправления наделены определенными административными полномочиями, соответствующим имуществом и бюджетом. В работе дана развернутая характеристика взаимосвязи понятий по предметам ведения, полномочиям и компетенции органов местного самоуправления. Детализация оценок и подходов при характеристике понятийных категорий позволяют практически не только устранять недостатки стратегического планирования отрасли, но и более четко определять механизмы государственной поддержки и регулирования межбюджетных отношений, социальной политики, инвестиционного климата в жилищно-коммунальном комплексе муниципальных образований конкретно и в сфере услуг жизнеобеспечения в целом.
Плановая координация с применением системы индикаторов способствует выходу на новый уровень управления — от эмпирических действий, сиюминутных реактивных мер на складывающуюся ситуацию (пассивной адаптации) к научно продуманной политике предвидения и реакции на «опережение», чему способствует консолидация ряда разрозненных блоков управления в одном взаимоувязанном плане. Поскольку в процессе планирования меняется не только объект планирования, но и субъект планирования, подстраиваясь под новый, возросший уровень требований управления, автором предложено применение системы индикаторов не только в качестве инструментария при проведении мониторинга и анализа показателей, но и в качестве критериев перспективного развития на прогнозируемый период и целевых индикаторов программных методов планирования. В результате исследования выделена система функций, последовательно взаимосвязанных и сопряженных между собой (см. таблицу 3.1.4). Индикативный план должен быть сбалансированным по материальным, трудовым и финансовым ресурсам. Отсутствие реальных ресурсов в данное время обусловливает необходимый расчет их получения в будущем временном периоде. Обеспечение совместимости целей с ресурсами составляет суть программно-целевого метода. При разработке стратегии реализации плана, органы местного самоуправления муниципальных образований определяют главные приоритеты развития отраслевой или муниципальной экономики, которые приобретают статус целевых программ. Практическое применение системы индикаторов услуг жизнеобеспечения в малых городах Ханты-Мансийского автономного округа отражено в приложениях 4 и 5 настоящей работы.
Логистический потенциал, являясь одной из важнейших составляющих экономического потенциала фирмы, отрасли, региона, расценивается как степень готовности последних обеспечивать достаточно эффективную организацию управления потоковыми процессами с целью максимального удовлетворения запросов и требований потребителей к продукции и услугам, обоснованных маркетинговыми структурами. Маркетинг, ориентируясь на платежеспособный спрос на профилирующие для данного поставщика товары и услуги определенной цены и качества, дает установку, что производить и поставлять на тот или иной рынок, т. е., формирует систему целей продуцента товаров и услуг. Логистика используется в качестве наиболее эффективного средства для достижения этих целей. В такой интерпретации формы и методы логистической деятельности фирмы, равно как и сама программа основной деятельности, являются производными от функции целеполагания, закрепленной за маркетингом.
Речь идет о формировании логистического потенциала бизнеса как системы реагирования на любые, а не только вероятные состояния будущего рынка услуг. Это достигается на базе информационных компьютерных технологий, электронной логистики, когда поиск оптимального или близкого к нему варианта рационализации управления потоковыми процессами осуществляется с помощью специализированного или унифицированного программного обеспечения. К ним относятся системы управления ресурсами, системы управления отношениями с клиентами, системы бизнес-планирования в хозяйственных структурах и др.
Исходя из современного уровня развития информационных систем в стране, для эффективного функционирования сферы услуг в малых городах России, наиболее приемлемым и результативным в самое ближайшее время является, по мнению автора, внедрение логистических информационных систем (ЛИС) и региональной системы социальных карт (РССК).
Список литературы
- Абалкин JL Назревшие перемены.// ВЭ., № 6,1998.
- Аганбегян А., Багриновский К., Гранберг А. Система моделей народнохозяйственного планирования. М.: Мысль, 1972.
- Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия)//ВЭ., № 9, 1997.
- Аникин Б.А. Эволюция логистической цепи // «Бизнес и логистика-2002»: Сборник материалов IV Московского международного логистического форума, М., 6−9 февраля 2002 г.
- Афанасьева Н. Логистические системы и российские реформы. СПб.: СПбУЭФ, 1995.
- Беденков А. Методы оценки региональной и социальной ассиметрии. Региональная социально-экономическая ассиметрия и механизмы ее выравнивания. М.: ИНСАН, 1998.
- Бережнов Г. В. Стратегия развития предприятия в многопрофильной конкурентной среде.-М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2002.
- Борисов А. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2001.
- Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное М.: ЭКСМО -Пресс, 2001
- Ю.Генлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
- Гордон М., Карнаухов С. Логистика товародвижения. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
- Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52 617−2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» (принят постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст, с изменениями от 22 июля 2003 г.).
- Гранберг А. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Гуртов В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса.// Экономист, № 7,2004.
- Демидова JI. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // мировая экономика и международные отношения. № 2, 1999.
- Дмитриева О. Региональная экономическая диагностика. СПб: СПб УЭФ, 1992.
- П.Домнина И. Разработка и использование социальных нормативов //Экономист, № 1, 1997.
- Дудкин В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии // РЭЖ, № 4, 1997.
- Дудкин В., Петров Ю. Индикативное управление механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой //РЭЖ, № 7−8, 1998.
- Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Перевод с английского. М.: Бук. 1992.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения// пер. с англ. М.: Фаир — Пресс, 1998.
- Жильцов Е. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. Учеб. Пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 28 декабря 2004 года № 188-ФЗ.24.3олотарев В., Наливайский В. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики. Ростов: РГЭА, 1999.
- Иванов Е. Индикативное планирование развития экономики //Экономист, № 9, 1993.
- Иванченко В. К новой парадигме государственного регулирования // ВЭ, № 9, 1993.
- Иванченко В. Реформы и противоречия системы управления //Экономист, № 9, 1993.
- Игнатов В., Кузнецов С., Колесников В. Муниципальная реформа и актуальные проблемы ее проведения. Учебно-практическое пособие // Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004.
- Индикативное планирование: теория и пути совершенствования //монография. СПб.: Знание, 2000.
- Иноземцев В. Пределы догоняющего развития. М.: Экономика, 2000.
- Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация: Научное издание. М.: «Academia» — «Наука», 1999.
- Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1982.
- Каплан Д., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей.//пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп -Бизнес», 2004.
- Карнаухов С. Логистические системы в экономике России. М.: ООО Фирма «Благовест — В», 2001.
- Капелюшников Р. Где начало того конца? (к вопросу об окончании переходного периода в России) //ВЭ, № 1, 2001.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М.: Прогресс, 1982.
- Ковалева Г., ПешинаЭ. Реформа федеративных отношений и местного самоуправления. Екатеринбург.: УрО РАН, 2004.
- Коков В. Возрастающая ответственность государства.//РЭЖ, № 3,1998.
- Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления //Экономист, № 1,1998.
- Котлер Ф. Основы маркетинга //пер. с англ. М.: Прогресс, 1998.
- Лебедева Л. США: государство и социальное обеспечение. М.: Наука, 2000.
- Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения.//РЭЖ, № 9, 1993.
- Лексин В., Швецов А. Программные методы регулирования территориального развития.//РЭЖ, № 2,2000.
- Логинов В. Условия инновационного развития экономики.// Экономист, № 3,2001.
- Логистика: терминологический словарь. -М.:Экономика, 1995.
- Любимцев Ю. Финансово-экономическая политика преодоления трансформационного кризиса.// Экономист, № 12, 2000.
- Маршалова А., Новоселов А. Основы теории регионального воспроизводства. -М.: Экономика, 1998.
- Матрусов Н. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. -М.: Наука, 1995.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992.
- Миротин Л., Ташбаев Э. Логистика: основные понятия и положения. Учебно-методическое и справочное пособие. 6-ое изд. М.: Техполиграфцентр, 2001.
- Могилевский В. Методология систем: вербальный подход / отделение экон. РАН- научно-редакционный совет изд-ва «Экономика». М.: ООО «Издательство «Экономика», 1999.
- Мильнер Б. Управление: пути преодоления кризиса //ВЭ, № 8,1998.
- Моделирование взаимодействия комплексов в системе народного хозяйства / под ред. Рогозина Б. Новосибирск: Наука, сиб.отд., 1992.
- Мониторинг модернизации жилищно-коммунальной отрасли г. Мегиона за 2000−2004 годы. / под ред. Ермолаевой Н. Мегион, 2005.
- Нестеренко А. Экономический рост на основе институциональных изменений // ВЭ, № 2, 1996.
- Николаев М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист, № 3,2000.
- Новиков Д., Гарнов А. Логистические системы: их значение и эффективность.// Логистика и бизнес / под ред. Миротина Л. М.: Брандес, 1997.
- Новиков Д., Проценко И., Голосков В., Магомедов Ш. Логистика и маркетинг в экономике России переходного периода. М. ж. Маркетинг в России и за рубежом. №№ 2,3.4. 1998.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М.: Наука, 1997.
- Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа.// ВЭ., № 3,1997.
- Павлов К. Разработка системы показателей, характеризующих межрегиональные экономические отношения . //Проблемы региональной экономики, № 3−4. 1997.
- Панорама экономической мысли конца XX столетия //под ред. Гринэуэя Д., Блини М., Стюарта И.: в 2-х томах /пер. с англ. -СПб.: Экономическая школа. 2002.
- Петров А., Демидова Л., Климов С. Индикативное планирование : теория и пути совершенствования. СПб.: СПб ГУ ЭФ, 2000.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
- Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099 «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».
- Постановление Госстроя РФ от 21 мая 1999 г. № 39 «Об утверждении порядка проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
- Проблемы региональной и муниципальной логистики: материалы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону., РГСУ, 1999.
- Пурлик В. Рынок инвестиционных товаров и логистика. Монография. -М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
- Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / рук. Авт.колл. Львов Д., отд.экон. РАН- науч.- ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
- Радченко А. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001.
- Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики (рекомендации международной научно-практической конференции, проведенной Советом Федерации и Институтом экономики РАН) //РЭЖ, № 4, 1997.
- Савченко П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России // ВЭ, № 7, 2000.
- Сазонов С. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и решения // Финансы, № 1, 2006.
- Семашкевич Л. Производству необходимы ориентиры индикативного плана // Экономист, № 1,1997.81 .Симоненко Н. Балансовый метод в рамках индикативного планирования // Экономист, № 10, 1993.
- Сосунова JI. Услуги в логистике. Учебное пособие. СПб, СПб ГУЭФ, 1998.
- Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности, /пер. с англ. М., ИНФРА-М, 1999.
- Семенов В., Васильева О. Сервис промышленных товаров. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
- Санин И., Котилко В. Стратегия развития сферы услуг. М.: Сатурн-С, 2003.
- Сосунова JI. Услуги и их инфраструктурная сущность. Материалы международной научно-практической конференции. Самара, СГЭА, 2001.
- Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? (к десятилетию начала переходных процессов) // ВЭ, № 7,2000.
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / под общ. Ред. Абалкина JI. М.: издательство «Экзамен», 2004.
- Тельнов Ю. Управление знаниями ключевой фактор экономического развития // Логинфо, № 3, 2004.
- Тыртышов Ю. О состоянии и проблемах жилищно-коммунального хозяйства России. //ж.УрФО «Строительство. ЖКХ», № 5,2004.
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с изменениями от 26 декабря 2005 года.
- Цихан Т. Кластерная теория экономического развития // ж. Теория и практика управления, № 5,2003.
- Чернышев М.А. Муниципальная экономика: логистическая концепция. -Ростов-на-Дону, РГСУ, 1998.
- Шаккум М. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария //РЭЖ, № 7, 1999.
- Шепелин В. Тарифная политика в сфере ЖКХ // ВЭ, № 10,2004.
- Шерр А.В. Моделирование бизнес-процессов. Изд. 2-е, переработанное и дополненное, пер. с англ., М. Издательство «Серебряные нити», 2000.
- Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика, учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М.: Инфра-М. 1997.