Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация мониторинга экономического и социального развития региона на уровне муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе новейших кардинальных общественных преобразований и трансформаций города, в связи с принятием нового Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в связи с этим возросшей ролью местного самоуправления в решении вопросов местного значения городской сектор экономики занял особое место в системе национальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
    • 1. 1. Муниципальные образования как региональные системы
    • 1. 2. Методические особенности проведения мониторинга социально-экономического развития на уровне муниципального образования
    • 1. 3. Определение направлений совершенствования мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ, СОСТОЯНИЕ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Организационные аспекты мониторинга социально-экономических тенденций на территории муниципальных образований различных субъектов РФ
    • 2. 2. Исследование вопроса организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Мурманской области
    • 2. 3. Оценка социально-экономического развития муниципальных образований Мурманской области посредством применения
  • Унифицированной системы статистических показателей
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА КАК
  • ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 3. 1. Основные направления проведения мониторинга на территории муниципальных образований
    • 3. 2. Модель муниципальной информационно-аналитической службы
    • 3. 3. Оценка эффективности организации мониторинга на территории муниципальных образований Мурманской области

Организация мониторинга экономического и социального развития региона на уровне муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе новейших кардинальных общественных преобразований и трансформаций города, в связи с принятием нового Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в связи с этим возросшей ролью местного самоуправления в решении вопросов местного значения городской сектор экономики занял особое место в системе национальной экономики. Получив достаточно прав и возможностей для самостоятельного хозяйствования и развития, органы местного самоуправления столкнулись с проблемой разработки и осуществления контроля за реализуемыми стратегиями и программами социально-экономического развития муниципальных образований. Эффективность проводимой на муниципальном уровне политики, ее своевременная корректировка, объективно зависят от оперативности и достоверности поступающей информации, которая должна реально отражать все изменения, происходящие в экономической и социальной сферах муниципальных образований. Наличие полной, своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности муниципального образования, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. Решение данной проблемы обеспечивает организация в муниципальном образовании системы мониторинга социально-экономического развития. Ситуация осложняется тем, что в большинстве регионов РФ мониторинг на уровне муниципальных образований носит поверхностный характер и не удовлетворяет в полной мере потребности органов местного самоуправления в информации о ходе социально-экономических процессов. В современных условиях исследования в области организации мониторинга экономического и социального развития в сфере региональной экономики являются важными и своевременными, поскольку проблемы оценки экономической деятельности муниципальных образований решаются в России выборочно (в лучшем случае на отраслевом уровне). В связи с этим методологическое и организационно-методическое обеспечение мониторинга на муниципальном уровне по существу отсутствует.

Актуальность работы состоит в том, что в исследовании предлагаются методологическая основа и основные направления организации мониторинга экономического и социального развития региона на уровне муниципальных образований для реализации положений Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года на уровне городских округов и муниципальных районов.

Актуальность темы

определяет цель исследования.

Целью исследования является разработка научных подходов к организации мониторинга экономического и социального развития муниципальных образований.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

1. Изучение методологических подходов к организации муниципальных образований и определение специфики их развития.

2. Исследование теоретических и методологических основ мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований.

3. Определение возможностей применения Унифицированной системы статистических показателей в процессе организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований.

4. Проведение типологизации муниципальных образований, расчет уровня социально-экономического развития групп муниципалитетов при использовании индекса локализации и определение показателей в большей степени влияющих на изменение уровня развития этих групп.

5. Разработка рекомендаций к организации мониторинга на уровне муниципальных образований на базе определения специфических особенностей развития муниципальных образований и выделения специальных (локальных) муниципальных показателей.

Объектом исследования является совокупность муниципальных образований в процессе социально-экономического развития региона.

Предметом исследования является организация мониторинга экономического и социального развития муниципальных образований на региональном уровне.

Исследование выполнено в соответствии с п. 5.13. Паспорта специальностей ВАК «Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня».

Степень разработанности проблемы. В целях исследования были изучены и использованы работы российских и зарубежных ученых по следующим направлениям:

Исследования организации городского мониторинга, который входит в состав функциональных подсистем системы местного самоуправления: А.Е. Когут[36,37], B.C. Рохчин [81,82,83,84].

Исследования организации регионального мониторинга: А. И. Шишкин [118], В. Н. Лексин [40,41], В. Е. Селиверстов [40], А. Н. Швецов [40,41]. Авторы сходятся во мнении, что решение региональных проблем начинается на муниципальном уровне, и система постоянного, хорошо организованного в регионе мониторинга на уровне муниципальных образований позволяет определять приоритетные направления развития и следить за результатами принимаемых решений.

Исследования проблемы разработки системы социально-экономических показателей: М. Д. Флекс [127], Д. Ж. Стюарт [129], Р. Д. Хьюз [130], В Кон [128].

Исследования специфики социально-экономического развития регионов и частично муниципальных образований Севера: В. Н. Лаженцев.

38], Г. П. Лузин [44,111], А. В. Истомин [31], B.C. Селин [90,91], А. И. Шишкин, Г. Н. Шиян [119].

Тем не менее, анализ литературы показал, что, несмотря на интерес исследователей к вопросам организации мониторинга в настоящее время решение проблемы социально-экономического мониторинга на уровне муниципальных образований находится в начальной стадии. Слабо разработаны теоретические проблемы социально-экономического мониторинга, рекомендации носят фрагментарный характер и не доведены до уровня практического применения.

Методология исследования основывается на базовых принципах системного подхода к исследованию процессов регионального развития и организации мониторинга экономического и социального развития муниципальных образований, функционирующих как составляющие региональной социально-экономической системы.

Теоретические исследования посвящены проблемам научной организации мониторинга экономического и социального развития региона на уровне муниципальных образований для целей формирования региональной социально-экономической системы.

Аналитические разработки диссертации основываются на методах социального, экономического и статистического анализа.

К защите предлагаются следующие научные положения, составляющие стратегическую идею диссертации.

1. Система организации мониторинга экономического и социального развития региональных хозяйственных систем (на уровне субъекта РФ) не учитывает местную специфику развития муниципальных образований, которая проявляется в меньшей инертности социальных и экономических процессов на территории муниципалитетов, а также более быстрой реакции на динамику внешней среды. Отсутствие учета специфики развития муниципальных образований в процессе организации мониторинга препятствует эффективному выполнению региональных стратегий и программ на муниципальном уровне и реализации управленческих решений в сфере муниципального хозяйства.

2. Социально-экономическое содержание выделения муниципальных образований как основы реализации стратегического выбора региона, предполагает организацию непрерывного мониторинга уровня экономического и социального развития муниципальных образований с учетом особенностей их социально-экономического развития.

3. Тенденции и особенности локального характера, выявленные в результате непрерывного мониторинга уровня экономического и социального развития муниципальных образований, предполагают определение социально-экономического потенциала их развития, разработку показателей, характеризующих специфические особенности развития муниципалитетов и дополняющих «Унифицированную систему показателей», что позволит диверсифицировать региональную социально-экономическую политику в отношении муниципальных образований.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами теоретического и прикладного характера:

1. Выявлена специфика функционирования муниципальных экономических систем в аспекте реализации стратегического выбора региона, которая зависит от приоритетов в обеспечении жизнедеятельности населения в сферах социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, владения и управления муниципальной собственностью.

2. Предложена типология муниципальных образований северного субъекта РФ по основным функциональным направлениям развития, обеспечивающим жизнедеятельность населения на муниципальном уровне, состоящая из пяти групп.

3. На основании предложенной типологии муниципальных образований выполнена группировка (ранжирование) показателей муниципального развития для каждой группыэкономическое содержание ранжирования состоит в выделении наиболее и наименее значимых показателей для конкретных групп.

4. Разработаны рекомендации к организации мониторинга на уровне муниципальных образований. Сущность этих рекомендаций состоит в определении социально-экономического потенциала развития муниципальных образований, разработке показателей, характеризующих специфические особенности развития городов и дополняющих «Унифицированную систему показателей», что позволит учесть муниципальную специфику при реализации региональной социально-экономической политики.

Элементы новизны содержатся в обосновании базовых подходов к организации мониторинга в муниципальных образованиях в целях улучшения информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления.

Апробация работы и практическая значимость исследования.

Результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Темпы и пропорции социальноэкономических процессов в регионах Севера» (Апатиты, 2005) и VI Региональной аспирантско-студенческой конференции (Апатиты, 2006), а также использовались в лекциях на предприятиях и в организациях.

Основные положения и выводы диссертации докладывались в Администрациях Мурманской области, в исследовательских подразделениях Кольского научного центра РАН.

Предложенные в работе методы и оценки нашли применение при подготовке нормативных документов по обеспечению экономической политики в части реализации стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года на уровне муниципальных образований.

Практические рекомендации автора использованы в Администрации Мурманской области при организации информационно-аналитического обеспечения органов местного самоуправления субъекта РФ в целях учета местной специфики экономического и социального развития муниципальных образований при реализации и разработке Программы социально-экономического развития Мурманской области на период 2005 — 2008 гг.

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ с авторским участием 2,5 п.л., одна работа опубликована в журнале, рекомендуемом ВАК РФ.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 130 наименований, 2 приложения, содержит 145 страниц, в том числе 9 рисунков и 17 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении представлены основные выводы и результаты проведенного исследования. В диссертационной работе произведено исследование организации мониторинга экономического и социального развития региона на уровне муниципальных образований. На основании проведенного исследования получены следующие результаты работы.

1. Изучены методологические подходы к организации муниципальных образований, и определена специфика их развития, заключающаяся в функциях и круге компетенций органов местного самоуправления, а также в меньшей степени инертности социально-экономических процессов на муниципальном уровне, значительно активнее реагирующих на динамику внешней среды. Последнее обусловлено как меньшими масштабами территории, так и меньшей численностью населения, в связи, с чем значимость оценки социально-экономических процессов в муниципальных образованиях, «как обратной связи» значительно выше для муниципалитетов, чем для органов власти более высокого иерархического уровня.

2. Исследованы теоретические и методологические основы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. На базе исследования определено, что: при осуществлении мониторинга на муниципальном уровне периодичность срезов информации, характеризующей происходящие социально-экономические процессы, должна быть значительно выше, чем при осуществлении мониторинга на уровне субъектов РФкруг показателей, используемых при осуществлении мониторинга на муниципальном уровне, должен быть отличен от круга показателей используемого при осуществлении мониторинга на уровне субъекта РФ. Определены основные направления проведения социально-экономического мониторинга на уровне муниципальных образований.

3. Определены возможности применения Унифицированной системы статистических показателей в процессе организации мониторинга социальноэкономического развития муниципальных образований. Статистическая информация, формируемая отделами сводной и территориальной статистики в соответствии с Унифицированной системой статистических показателей, может удовлетворять потребностям органов государственной власти в процессе проведения сравнительного анализа развития субъектов РФ и муниципальных образований на их территориях. Однако не позволяет выработать объективную оценку социально-экономических процессов, проходящих непосредственно в рамках муниципального образования, также как и не позволяет учесть специфические направления развития муниципалитетов.

4. Проведена типологизация муниципальных образований Мурманской области. Типологизация муниципальных образований была проведена на базе определения основных функциональных направлений их развития, обеспечивающих жизнедеятельность населения на муниципальном уровне. Результатом типологизации явилось выделение следующих групп муниципальных образований: I — моногорода, II — ЗАТОIII — муниципальные образования, имеющие развитую транспортную инфраструктуру и крупные предприятияIV — муниципальные образования, характеризующиеся высоким уровнем развития малого бизнеса и высоким научным потенциаломV группа — муниципальные образования, сельские поселения и места проживания коренных народов, имеющие выраженную сельскохозяйственную направленность в развитии. Проведен анализ уровня социально-экономического развития муниципальных образований: уровень развития выше среднего имеют муниципальные образования III группысредний уровень развития — муниципальные образования I группыниже среднего — муниципальные образования IV и V группанализ уровня социально-экономического развития муниципальных образований II группы — ЗАТО по объективным причинам произвести не удалось, в связи с тем, что статистическая информация по ним является закрытой. На основании произведенного анализа были определены показатели, в большей степени, влияющие на уровень развития каждой из выделенных групп муниципальных образований.

5. Разработаны рекомендации к организации мониторинга на уровне муниципальных образований. С целью определения перспективных направлений в развитии муниципальных образований необходимо определение стартового социально-экономического потенциала каждого муниципального образования, что позволит выделить проблемные «зоны» и специфические особенности в развитии муниципальных образований (в работе определены приоритетные направления развития, проблемные «зоны», а также специфические особенности развития выделенных групп муниципальных образований Мурманской области). Кроме того, меньшая инертность социально-экономических процессов на уровне муниципальных образований требует повышения периодичности срезов информации, и расширения круга показателей, характеризующих изменения в развитии. Для учета выделенных направлений и специфических особенностей в развитии целесообразна разработка муниципальных показателей (в работе предложены показатели, учитывающие специфические особенности развития каждой из выделенных групп муниципальных образований Мурманской области). Таким образом, предложенные рекомендации по организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований могут быть использованы как основа при формировании системы информационной поддержки управленческих решений на муниципальном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Не пренебрегайте статистикой. В ней ключ к успеху // Муниципальная власть, март-апрель, 1999. с.74−75.
  2. А.Г. Оценка результатов экономических реформ М.: Акад. народ, хоз-ва при Правительстве РФ, 2001.
  3. , С.А. Прикладная статистика и основы эконометрики: учеб. для вузов / С. А. Айвазян, B.C. Мхитрян. М.: ЮНИТИ, 1998.-1022 с.
  4. Актуальные проблемы экономического развития региона: Сб. науч. тр. Вып. 2/ Ред. Колл.: д.э.н., проф. Рохчин В. Е., д.э.н., проф. Васильева Н. В., к.э.н., доц. Знаменская К. Н., СПб: УНЦ ГМУ, 2003. — 136 с.
  5. , В.Б. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / В. Б. Акулов Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1990. 144 с.
  6. А. Информационная политика органов местного самоуправления (на примере г. Пушкина)// Демократизация муниципальной власти. Опыт г. Пушкина. СПб: 2000. — с.46−61.
  7. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М.: ИНФРА — М.2000. — 208 с.
  8. И.В. «О некоторых актуальных вопросах муниципального права и местного самоуправления» /И.В. Бабичев// Муниципальная власть. -2007.-№ 1.-с. 54−57.
  9. А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления// Вопросы экономики. 1999. — № 3. с. 33−42.
  10. М.А. Мировой опыт становления и развития систем муниципального управления //Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный вестник. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. -Вып. 3.
  11. М.А. Муниципальная собственность как институт в системе отношений региональной экономики. Таганрог. Изд-во ТРТУ 2003.
  12. , В.И. Основы региональной экономики: учеб. пособие / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. Ростов н/Д.: 2000. — 448 с.
  13. Возрождение и развитие малых городов России. М.: АО «Панас-Аэро», 1994.
  14. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  15. , А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с.
  16. , A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город / АЛ. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2001.- 224с.
  17. Города и районы Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области / Мурманск, 2006. 165 с.
  18. , А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. 4-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 495 с.
  19. , В., Рябова, JI. Десятилетие рыночных реформ: обзор социально-экономических процессов в Мурманской области / В. Дидык, Л. Рябова // Север и рынок. 2002. — № 3. — С. 4−16.
  20. Е. «Методические подходы к решению проблемы согласования региональных и муниципальных стратегий и программ развития» // Муниципальная власть. 2007. -№ 5. — с. 26−39.
  21. .С. «Локальная экономическая политика: основы, содержание, методы реализации. Л.: Майнор-Нева, ИСЭГТ РАН, 1991.
  22. Е.С. Основы региональной статистики: учебник / Е. С. Заварина, К.Г. Чобану- по редакцией Е. С. Завариной. М.: Финансы и статистика, 2006.-416 с.
  23. В.Б., Манашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 279с.
  24. С.А., Е.В. Тишин. Стандарты качества жизни в системе социального управления.- СПб.:ИПРЭ, 1998.
  25. JI.B. Создание и развитие муниципальной информационной службы в Санкт-Петербурге. Северо-Западный филиал РНЦ ГМУ.- Спб.: УНЦГМУ, 2002.-103с.
  26. В.Г. «Экономика муниципальных образований» Серия экономика и право. Изд-во МарТ 2005.- 544 с.
  27. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-416 с.
  28. В.Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Учебное пособие. Издательство 3-е, переработанное и дополненное М.: ИНЦ «МарТ" — Ростов н/Дону: Изд. центр «МарТ», 2007.-368с.
  29. В.А., Якуничева А. С. Стратегия управления муниципальными образованиями. Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2000.-15 с.
  30. . А.В. Программно-целевой подход в экономической политике развития региона / А. В. Истомин. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2001.-210 с.
  31. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. Изд.2-е, стереотипное. М.:Едиториал УРСС. 2004. — 296 с.
  32. А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А. Г. Кобилев, А. Д. Кириев, В. В. Рудой -Ростов/Д: изд-во Феникс, 2007. 608 с.
  33. В.Н., Харченко К. В. Аналитическое обеспечение стратегического планирования развития муниципального образования (опыт г. Белгорода) // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. — № 6. — с. 25−28.
  34. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев А. А. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. СПб., 1994.
  35. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. -143с.
  36. В.Н. Народнохозяйственный подход к развитию минерально-сырьевого комплекса Европейского Северо-Востока // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития 2000 — № 1.
  37. Н.И. Смена парадигм в региональной политике// Регион: экономика и социология. -2000. № 4. с.3−22.
  38. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 томах. М.: УРСС, 2000.
  39. Ю.Г. Цикл работ по исследованию региональных систем: обзор// Региональные системы. 1083. № 3. С.98−102.
  40. О.П., Межевич Н. М. Региональная политика в Российской Федерации: экономические и политико-правовые аспекты. Рецензент: д.э.н., профессор Петров А. Н. ИРЭ РАН, 2000. 121с.
  41. Г. П., Павлов К. В. Особенности формирования рыночных отношений на Севере// Северный экономический район: проблемы, тенденции, перспективы развития. Коллективная монография. Изд-во «Наука». Санкт-Петербургское отделение. — 1992. -183с.
  42. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1998. 192 с.
  43. Местное самоуправление: сравнительно-правовой анализ действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Тюменской области: Сборник нормативных правовых актов. Тюмень. Изд-во ТГУ, 2000.-788с.
  44. Местное самоуправление в сельском районе: тенденции, проблемы, перспективы / Коллектив авторов под рук. В. А. Ильина, В. И. Чиркова. -Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2005.- 196 с.
  45. А.А., Лапыгин Д. Ю. Информационное обеспечение разработки управленческих решений в регионе / А. А. Мироедов, Д. Ю. Лапыгин // Вопросы статистики. 2007. — № 5. с. 57−59.
  46. С. «Местное самоуправление на этапе реформирования: проблемы и перспективы развития» / С Мирошников// Муниципальная власть. 2006. — № 5. — с. 33−35.
  47. Н.Н. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Хабаровск: изд-во РИОТИП, 2000. 400 с.
  48. И.Б. Библиотека. Население. Местная власть. К проблеме информационного сотрудничества. Сборник материалов и документов. Серия «Библиотека муниципального служащего», Вып. 10. М.: Московский общественный научный фонд. 1999. — 126с.
  49. И.Б. Информационный мост нагрузки растут // Муниципальная власть. Сентябрь-октябрь, 1998. — с.78−79.
  50. Многомерный статистический анализ в экономике: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-598с.
  51. Муниципальная собственность и инвестиции: Авторский коллектив. -Москва, ФГНУ РНЦГМУ, 2003. 330с.
  52. Муниципальное управление: Авторский коллектив. Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. 234с.
  53. Мурманская область: тенденции экономического и социального развития на рубеже тысячелетий / Коллектив авторов. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2001. — 340 с.
  54. Настояльная книга консультанта по проблемам местного самоуправления / Под редакцией С. Н. Юрковой, X. Пюндта, Э. Маркварта. СПб.: «Знание», 2000.-200с.
  55. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга. / Под ред. Ивановского J1.B., Рохчина В. Е. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  56. , А.Е. Формирование региональной социально экономической политики на основе синтетического показателя качества жизнинаселения: дис. канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 30.03.06: утв. 14.02.07 /А.Е. Неволин. Апатиты, 2006. — 143 с.
  57. , Н.Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы / Н. Н. Некрасов. М.: Экономика, 1978. — 76 с.
  58. А.А., Володин A.M. Муниципальная служба: Справочное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. — 384 с.
  59. Новый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1088 с.
  60. О стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года: постановление Правительства Мурманской области от 20 декабря 2001 г. № 251- ПП. Режим доступа: http://www. gov-murman.ru
  61. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон: принят 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  62. В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В. Н. Парахина, Е. В. Галлеев, Л. Н. Ганшина. М.: КНОРУС, 2007. — 496с.
  63. А.И. Региональный хозрасчет: содержание. Формы, границы. Л.: Знание, 1991.32 с.
  64. Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. М.: Юрисприденция, 2002. — 160с.
  65. Программа социально-экономического развития российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы): постановление
  66. Правительства РФ: принят 19 января 2006 г. № 38-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru
  67. Программа «Городской барометр» электронный ресурс. Режим доступа http://cb.urbaneconomics.ru/
  68. Развитие депрессивных муниципальных образований: стратегический выбор и механизм реализации. / Под ред. д.э.н., профессора Рохчина В. Е., 2001. 176 с.
  69. Разработка стратегического выбора муниципального образования. Учебно-методическое пособие. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004. 184с.
  70. , Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 479 с.
  71. И.Ф. Особенности развития информационных услуг республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. 2001. № 3.
  72. Регионоведение: Учебник/ под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998. 424 с.
  73. Рейтинговая оценка социально-экономического положения городов и районов Республики Карелия за 1999 г.: Статистический бюллетень / Госкомстат РК. Петрозаводск, 2001.
  74. В.Е. Формирование стратегического выбора региона: методологический аспект // Школа гуманитарных наук. 1997. — № 2.
  75. В.Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 112 с.
  76. В.Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н., Тишин Е. В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 486 с.
  77. В.Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизм ее реализации. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. — 117 с.
  78. Руководитель муниципального образования: Учебное пособие / Под редакцией Конина И. А. М.: АНХ, 2006. — 512с.
  79. А.Н., Таги-заде Ф.Г. Рыночные методы управления жилищно-коммунальным хозяйством (вопросы антикризисного управления): Учебное пособие. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004. — 300с.
  80. Ю.В. Организация реализации Концепции развития Республики Карелия и мониторинг социально-экономических процессов// ЭКОНОМИКА СЕВЕРО-ЗАПАДА: проблемы и перспективы развития. Научный и общественно политический журнал.№ 3(5)/ 2000. с.47−55.
  81. О. Разграничение функций управления// Малые города. -1999.-№ 1−2. С.27−30.
  82. Сборник учебно-тематических планов программ для муниципальных служащих по направлению «Экономика и управление муниципальными образованиями» / Под ред. А. Г. Воронина, Ю. И. Иванова. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. — 144с.
  83. B.C., В.В.Васильев, А. Н. Золотокрылин и др. совершенствование системы государственного экономического регулирования в регионах Севера России. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. — 224 с.
  84. B.C. Экономический инвестиционный потенциал Российского Севера. Природопользование в Евро-Арктическом регионе: опыт XX века и перспективы. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. — С.333−346.
  85. И. «Дорогой наш Север» // Корабельная сторона. 2002. Ноябрь, — № 4.
  86. И.И. Региональная экономика (понятийный аппарат). 2-е изд., испр. и доп. СПб. 2002. — 200с.
  87. Ю.Ф. Экономика города: учебное пособие для вузов / под ред. Докт. Экон. наук, проф. Ю. Ф. Симионова. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 160 с. (Серия экономика и управление).
  88. Социально ориентированное местное управление: Опыт городов Германии для России / Под редакцией Б. М. Грингеля, Н. Е. Костылевой. -СПб.: Наука.-388с.
  89. Социально-экономическое развитие малых и средних городов в среднесрочный период. Проект.// Малые города. Деловой вестник местного самоуправления.- 1999. -№ 3−4. с. 5−9.
  90. Ю.А. Управление социально-экономическим развитием региона. М.: Наука, 2001. — 352 с.
  91. И.В. Муниципальное управление: учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2006. — 688с.
  92. И.В. Муниципальное управление: учебное пособие для преподавателя. 2-е издание, перераб. и допол. М.: АНХ, 2007. -640с.
  93. Статистика: Курс лекций / Харченко Л. П., Долженкова В. Г., Ионин В. Г. и др. // Под редакцией к.э.н. В. Г. Ионина. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1999. — 310 с.
  94. Н.Ф. Город и район: регулирование комплексного развития. М.: Экономика. 1980. 160 с.
  95. Е.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001, 295с.
  96. И. С., Башкеева Н. В. Методические аспекты информационного обеспечения органов местного самоуправления Санкт-Петербурга // Ежегодник Северо-западной академии государственной службы. СПб.: СЗАГС, 2000. — с. 423−434.
  97. А.А. Местное самоуправление в России. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2006. — 320с.
  98. Управление муниципальным имуществом: Учебное пособие для преподавателя. М.: АНХ, 2007. — 944с.
  99. Управление региональной экономикой/Г.В. Гутман, А. А. Мироедов, СВ. Федин- Под. ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002. -176с.
  100. Т.В., Зуев А. Н., Смирнов А.А.- Под науч. Рук. д.э.н. В. А. Ильина. Мониторинг развития муниципальных образований Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2002.-126 с.
  101. Федеральная служба государственной статистики. Территориальное представительство Федеральных органов государственной статистики по Мурманской области Мурманскстат. электронный ресурс. — режим доступа: www.stat.murmansk.ru
  102. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства -М.: Дело, 2000.-264с.
  103. Формирование и развитие рыночных отношений в регионе / под ред. Г. П. Лузина. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 1992. -89 с.
  104. В.А. Пути оптимизации проблемы регулирования предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ иорганов местного самоуправления. // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. — № 9. — с. 6−8.
  105. Цай E. J1. Обеспечение устойчивого экономического развития моногородов севера (на примере Мурманской области) дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. Л. Цай. Апатиты, 2003. — 183 с.
  106. Г. И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов-2- е изд., переработанное и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 175.
  107. B.C. Муниципальное право: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. -183 с.
  108. О.Ф. Индикаторы социально-экономического развития региона / О. Ф. Чистик // Вопросы статистики. 2000. — № 3. с. 71−71.
  109. А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000. — 304 с.
  110. А.И. Мониторинг реализации «Концепции социально-экономического развития РК на период 1999 2002 — 2010 годы» электронный ресурс. — режим доступа http://www.gov.karelia.ru
  111. Г. Н. «Российская региональная статистика: проблемы и причины их существования» // Север и рынок, Апатиты, 2004, № 3, 214с.
  112. В. «Что такое Север для России» электронный ресурс. режим доступа http://www.c-society.ru/wind.php?ID=251 270&soch=:l
  113. Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие М.: Экзамен, 2002. — 640с.
  114. Экономика муниципального сектора: учебное пособие / Под редакцией А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 464с.
  115. Экономическая география России: Учебник. Изд. перераб. И доп. / Под общей ред. Акад. В. И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М. В. Степанова. — М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия, 2006. -568 с.
  116. Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю. Н. Иванова.-М.:ИНФРА-М, 1998.-480 с.
  117. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л. И. Абалкин. М., 1999.
  118. О.П., Картаева Е. А., Родина Н. В. Комплексное территориальное развитие и постановка стратегического управления в администрации муниципального образования. М.: Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2002. 158 с.
  119. Flax, M.J. A Study in Comparative Urban Indicators: Conditions in Eighteen Large Metropolitan Areas, Washington DC, Urban Institute, 1972
  120. Cohn, W. The Quality of Life and Social Indicators, New York: NBER, 1972-
  121. Stuart, D.G. Urban Indicators and their role in planning, 1972.
  122. Hiuz, Urban Indicators, Metropolitan Evolution, and Public Policy, 1974.
Заполнить форму текущей работой