Творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Он считает, что творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная… Читать ещё >
Творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Республики Казахстан Карагандинский университет «Болашак».
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
специальность 5В10 100 — «Дошкольное обучение и воспитание»
Творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Петрушина Ж.О.
Караганда 2013.
Содержание Введение.
1. Теоретические основы исследования проблемы творчества дошкольников в театрализованной деятельности.
1.1 Разработка вопросов исследования проблемы творчества дошкольников в научно-педагогической литературе.
1.2 Особенности организации творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
2. Опытно-экспериментальная работа воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
2.1 Содержание деятельности воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Заключение Список использованной литературы Приложение.
Введение
творчество дошкольник театрализованный Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
На смену парадигме формирования личности с заданными свойствами приходит гуманистическая парадигма, в рамках которой образование рассматривается как личностно-ориентированный, культуросообразный процесс, направленный на формирование базиса личностной культуры. Современный этап развития общества характеризуется недостаточным вниманием к проблеме формирования личности человека, несмотря на то, что в педагогической науке наблюдается тенденция возрастания интереса к проблемам развития творческой личности.
Повышенное внимание к проблемам развития личности дошкольника приобретает сегодня особую актуальность в связи с тем, что происходит формирование и развитие основных качеств ребенка. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней культуры, интеллектуальная свобода, высокий творческий потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Поэтому одной из основных задач современного дошкольного образования является развитие творчества личности.
В Государственной Программе образования Республики Казахстан определены цели развития дошкольного образования: «Обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе. Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни» [1].
Ведущие задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста указаны в Государственном образовательном стандарте Республики Казахстан: развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста; активизация интереса к познанию, любознательности; создание необходимых условий для саморазвития, развития способностей ребенка-дошкольника [2].
Т.Н.Доронова, Б. О. Арзанбаева, Т. А. Левченко в программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» уделяют большое внимание эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. В программе говорится о пробуждении у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности (природе, живописи, декоративно-прикладного искусства, музыке), развития творчества уже со второй младшей группы [3].
Теоретические проблемы обучения и воспитания, развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях Казахстана получили освещение в работах В. Н. Андросовой, Б. Б. Баймуратовой, Л. А. Давиденко, А. Б. Каржаубаева, Т. Ж. Колдыбаевой, А. К. Менжановой, М. Т. Турскельдиной и др. 4].
Художественно — творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных педагогов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность [5].
В педагогической литературе достаточно полно оснащены различные аспекты развития творчества детей. Работы по общим вопросам музыкального воспитания (Б.М.Теплов, Н. А. Ветлугина, С. Т. Шацкий, Б. Т. Лихачев и др.); по разработке понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач музыкального воспитания (Н.Ф.Сорокина, О. П. Радынова, Т. Н. Доронова, Б. М. Неменский, К.С.Станиславский); аспекты театрализованной деятельности (О.В.Гридина, Л.М.Маковцева); концепции развития творчества детей в процессе театрализованной деятельности (Н.А.Ветлугина, А. И. Зимина, Т. С. Комарова, К. В. Тарасова и др.).
Актуальность данной работы определяется необходимостью более глубокого изучения методики по организации театрализованной деятельности как наиболее вариативной системы, позволяющей развивать личность ребенка, его художественные способности, творчество в любой области.
Цель исследования — разработка системы мероприятий по развитию творчества детей в процессе театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-педагогическую и психологическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности организации творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
3. Провести опытно-экспериментальную работу и выявить эффективность разработанной системы работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
4. Разработать практические рекомендации для воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Объект исследования — учебно — воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования — содержание деятельности воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования — если в условиях детского образовательного учреждения осуществлять развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, то это будет способствовать успешности создания музыкально-сценического образа, так как при этом обеспечивается личностное самовыражение ребенка.
Методологической и теоретической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической философии, теории познания, теория формирования личности и ее активности в деятельности, теории развития творческой личности, государственные документы Республики Казахстан в области образования.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, анкетирование; изучение продуктов деятельности дошкольников; педагогический эксперимент.
Научная новизна и практическая значимость дипломной работы заключается в изучении и систематизировании учебно-методического материала по развитию творчества детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, разработке методического пособия «Музыкально-театрализованное воспитание дошкольников».
База исследования: КГКП д/с «Алпамыс» г. Караганды.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи исследования, определяются методологическая основа и методы исследования, характеризуется структура и содержание работы.
В первом разделе «Теоретические основы исследования проблемы творчества дошкольников в театрализованной деятельности» изучается содержание понятия «творчество», рассмотрены особенности организации творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, раскрыты условия возникновения и организации творчества в процессе театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Во втором разделе «Опытно-экспериментальная работа воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» освещается содержание деятельности воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении делаются выводы, полученные в результате педагогического исследования, даются практические рекомендации воспитателю для эффективной работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
В списке литературы дан перечень книг, статей, использованных в процессе работы над выбранной темой.
Список литературы
состоит из 61 источника.
В приложении представлены материалы констатирующего и формирующего этапов исследования. Приложение содержит 9 наименований.
1. Теоретические основы исследования проблемы творчества дошкольников.
1.1 Разработка вопросов исследования проблемы творчества дошкольников в научно-педагогической литературе Анализ проблемы развития творчества во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творчество отождествляется со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Под творчеством следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [6].
Творчество — особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных социально-философских концепций оно признается универсальным способом самореализации личности. По содержанию творчество духовно, а по форме — часто материально, ибо в основе его лежит идеальный образ будущего творения, которое может воплотиться во вполне осязаемые объекты — ноты, слова, машины и т. п. Творчество предполагает глубокие знания, высокую эрудицию не только в той области, в которой творит или собирается творить человек, но и в сопредельных с нею областях, поскольку любой акт творчества означает выход за рамки привычных стереотипов мышления и поведения, но этот выход не должен осуществляться вслепую. Чем шире круг жизненных духовных интересов человека, тем шире его творческие горизонты и возможности.
С точки зрения философии творчество — это в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.
С точки зрения психологии в широком смысле творчество — это всякая практическая или теоретическая деятельность, в которой возникают (по крайней мере для субъекта деятельности) новые результаты (знания, решения, способы действия). В узком смысле творчество — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не существовавшее и имеющее общественно-историческую ценность [7].
Основной критерий, который отличает творчество от изготовления (производства), — уникальность результата. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т. п. Во всех работах такого рода изучаются прикладные аспекты творчества, в них не ставится и не исследуется собственно философский вопрос: как вообще возможно творчество. С точки зрения философии каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Творчество выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения: гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правоты жизни. Гениальность — это прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности [8].
Творчество неотъемлемо присуще человеческой природе, уже ребенок обладает огромными творческими задатками — памятью, воображением, непосредственной яркостью впечатлений. Потом все это уходит, человек «темнеет» и, если ему не удается сохранить в себе это «детское» начало, превращается в обычную заурядную личность. Не прогресс цивилизации, а сама природа заложила в человеке творческое начало, и только это начало отвечает истинно человеческому в нас. Человек лишь тогда и обнаруживает в себе человека, когда начинает творить: прежде всего творить самого себя, творить внешний мир, преобразуя его по человеческим законам [9].
В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.
Одно из лучших определений творчества дал теолог, неоплатоник Николай Кузанский. Человек, по его утверждению, обладает уникальной способностью, сохраняя индивидуальность, ощущать Божественное, абсолютное начало мира. Поэтому и душа, анима личности, может сливаться со всем, ощущать космос, не переставая быть самой собой подобно тому, как окружность или иная геометрическая фигура не перестает быть таковой в беспредельном увеличении. Это свойство теолог называет духовной ассимиляцией. Поэтому творец не изображает, а воссоздает в единичном бесконечное. В то же время творчество человека исключительно в мире идей невозможно, оно требует материализации. Посылаемые в материальный мир души людей крайним напряжением духа и тяжелым, подчас невыносимым, на грани физических возможностей трудом обязаны поддерживать эволюцию материального мира и развитие в нем духовного содержания. Возвращаясь назад, творцы обогащают высший духовный мир собственными идеями и опытом [10].
З.Фрейд в своей «Психоаналитической теории творчества» рассматривает два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Он полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это десексуализация, перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация [11].
Дж. Келли в Когнитивной теории творчества рассматривает творчество как альтернативу банальному. Не используя термин «творчество», он между тем разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Дж. Келли человек — это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека — это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь — это творческий исследовательский процесс [12].
По А. Маслоу, «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»; способность к творчеству является врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование [13].
С.Медник разработал ассоциативную теорию творчества. По его мнению, суть творчества — в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Творческий процесс — это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа [14].
К.Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление: «Нет существенной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии, изобретении новых орудий убийства, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности». Он определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил: экстенсиональность (открытость новому опыту); внутренний локус оценивания; способность к необыкновенным сочетаниям. Внешними условиями творчества являются: психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); психологическая свобода самовыражения. Сопутствующими компонентами творческого акта он считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отъединенности») [15].
Г. С.Альтшуллер в своей «Теории развития творческой личности» рассматривает способность к творчеству не как талант, а как природу человека.
Он считает, что творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства. Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы [16].
О.В.Назаров полагает, что в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств.
Как отмечают Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, рассмотренные теории и концепции, несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, не являются исчерпывающими и полностью охватывающими проблему творчества. Исследователи ставят и разрабатывают проблему с позиций собственной методологии, на вполне определенном специфическом языке и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одном или нескольких ее аспектах [17].
В современной философской и психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к изучению проблем творчества и развития творческих способностей личности. В философии раскрытием сущности творчества занимались Н. А. Бердяев, B.C.Библер, П. Л. Лавров, А. Г. Спиркин и другие; в психологии — Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, A.M.Матюшкин, В. А. Моляко, А. В. Петровский, Я. А. Пономарев и другие; в педагогике — В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, А. В. Хуторской, B.C.Шубинский и многие другие.
Ученые-философы, рассматривая проблему творчества, исходят из признания человека его единственно возможным субъектом. Что же касается изменений, происходящих в природе, то назвать их творческим процессом ввиду отсутствия субъекта созидания нельзя. В природе мы наблюдаем процесс развития, а не творчества.
П.Л.Лавров отмечает новизну и уникальность результата творческого процесса, представляя творчество как «процесс образования форм». Там, где мысль, чувство, решимость находит свою форму, там присутствует творчество. А именно новые формы, по его мнению, и являют собой оригинальность, самостоятельность творчества. C. Библер отождествляет творческий процесс с культурой, определяя последнюю как «изобретение мира впервые», акцентируя, таким образом, особое внимание на новизне результата творчества [18].
Определяя творчество как «создание нового, которое неизбежно связано с отрицанием старого», А. Г. Спиркин отмечает такую характерную черту творческой работы мысли как разрешение противоречий. Что же касается структуры творчества, то она, с его точки зрения, вполне логична и представляет собой цепь логических операций, в которой одно звено закономерно следует за другим:
— постановка задачи;
— предвидение идеального конечного результата;
— отыскание противоречия, мешающего достижению цели;
— открытие причины противоречия;
— разрешение противоречия.
На основе вышеуказанных существенных признаков, определяющих подход к проблеме творчества философов, заключаем, что его характерной чертой является новизна результата деятельности как следствие разрешения противоречия. На наш взгляд, необходимо отметить, что творческая мысль ведет к новым результатам или посредством комбинаций обычных способов, или совершенно новым методом, нарушающим ранее принятые. Именно благодаря творчеству и осуществляется процесс развития в науке, технике, искусстве, политике и во всех других сферах общественной жизни.
В психологии творчество рассматривается двояко: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Творчество, будучи процессом создания новых материальных и духовных ценностей, предполагает «наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [19].
Существуют разные виды творчества: производственно-техническое, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и т. п. Все виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Творчество можно классифицировать по следующим признакам:
— субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, — после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»);
— субъективно индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно коллективное (народное творчество);
— родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок;
— творчество контролируемое и бесконтрольное.
Рассматривая творчество как результат продуктивного мышления, ученые психологи акцентируют особое внимание на создании человеком в процессе творческой деятельности чего-то нового. А. Матейко исходной точкой всякого творчества считает легкость образования неожиданных ассоциаций. Сущность творческого процесса, по его мнению, заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного. Дополняя определение творчества, он характеризует и творца, как человека, своими действиями достигающего чего-то нового и ценного.
Л.С.Выготский определяет творчество как деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или чувством, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творчество включает в свою структуру наличие у субъекта способностей, знаний, умений, навыков, эгомотивировок-эгоинтенций, которые способствуют воссозданию-созданию-продуцированию-производству каких-либо предметов, продуктов, вещей, отличающихся самобытностью-уникальностью-полезностыо-рациональностью в представлениях других субъектов, групп, альянсов [20].
Творчество, с точки зрения Д. Ниренберга, представляет собой процесс, логическое развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое.
Существуют два принципиальных постулата в теории творчества, поддерживаемые подавляющим числом исследователей:
1.С точки зрения академика А. Д. Александрова, творчество есть специфическая видовая особенность человека, самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры.
2. Академик В. В. Шаронов считает, что творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой.
Опираясь на вышеизложенные характеристики творческого процесса, с определенной долей уверенности можно предположить, что специфика результатов творчества заключается в их новизне, оригинальности, а также в преобразовании явлений, вещей, процессов действительности. Необходимо отметить, что помимо новизны результата деятельности как ведущего признака творчества, следует выделить еще целый ряд признаков, характеризующих его оптимальную организацию.
Несмотря на общее понимание значения и важности творчества для успеха, в этой области существует довольно много заблуждений. Творчество — это не поделки или рисунки по образцу, это не хаотичное самовыражение. И самое важное, творческими способностями обладают далеко не единицы. Творчество-это процесс нахождения новых решений в любой области человеческой деятельности. Эти решения или идеи не обязательно должны быть новы для всего человечества, важно, чтобы они были до этого неизвестны создателю решения. При этом они должны эффективно решать какую-либо реальную задачу, например, в области производства, медицины, инвестиций, живописи или менеджмента.
Способность к творчеству свойственна всем с рождения, но теряется большинством под воздействием внешней среды. Именно внешняя среда определяет, сохранит ли человек природную искру творчества. Можно выделить два фактора, имеющих наиболее сильное влияние на формирование творческой личности:
1.Благоприятная среда. Разрешение и даже поощрение множества вопросов. Стимулирование независимости и самостоятельных разработок и решений. Ситуации незавершенности, без готовых ответов. Широкий круг общения и поощрение открытости новому опыту.
2.Неблагоприятная среда. Чрезмерная ориентация на успех, на поражения, страх и избегание риска. Представление окружающих о креативности и независимом мышлении как отклонении от нормы. Требование и желание найти ответ немедленно. Преклонение перед авторитетами и некритичное принятие чужого мнения. Жесткое разделение понятий игры и обучения. Жесткие стереотипы половых ролей. Отсутствие гибкости по отношению к меняющимся обстоятельствам. Внешняя и внутренняя цензура, запрет вопросов и ограничение инициативы. Боязнь выглядеть оригинальным и ориентация на мнение сверстников [21].
Как следствие, творческая личность самостоятельно мыслит, независима, обладает широким кругозором, открыта новому опыту и решениям, не боится пробовать и справляется с неудачами, гибка в связи с меняющимися обстоятельствами и увлеченно занимается любимым делом. Все эти качества не только создают благодатную почву для рождения творческих решений, но и вносят свои весомый вклад в достижение успеха.
Любой вид деятельности человека, в котором проявляется что-то новое, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности.
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
В психологическом словаре деятельность характеризуется как активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности [22].
Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, поскольку сама по себе активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Активность человека не только более многообразна — по формам, видам, сферам проявления, — но многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. А если говорить более точно, то творческая деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.
Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности (создание художественного, музыкального, литературного произведения, а также разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
В педагогическом терминологическом словаре творческая деятельность обозначается как форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т. п. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости [23].
Важнейшие механизмы творческой деятельности:
— комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов, действий;
— воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;
— фантазия — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
— интуиция — знание, условия получения которого не осознаются.
В.Г.Разумовский так определяет условия, способствующие успешному протеканию творческой деятельности:
— наличие ситуации, ведущей к постановке проблемы;
— необходимая информированность, достаточная для решения проблемы;
— необходимые знания и материальные средства для оценки правильности решения проблемы или для ее экспериментальной проверки [24].
Особенности творческой деятельности:
1.Субъективная сторона рассмотрения творческой деятельности заключается в том, что если человек открывает для себя то, что уже известно человечеству, но новое для него самого. С этой точки зрения учение, если это не процесс механического запоминания некого свода знаний, а активная преобразующая деятельность, — тоже является творчеством.
2.Творческий человек, как считают ученые, способен решать нетривиальные, сложные задачи, оперировать противоречивой информацией, усматривать глубокие смыслы воспринятого. Творческие личности, как правило, получают удовольствие от самого процесса решения проблемы.
Поскольку данная работа связана с развитием творчества в процессе театрализованной деятельности, необходимо определить признаки творческой деятельности, формирование которых наиболее существенно. Такие признаки были определены И. Л. Лернером:
— видение новой проблемы в традиционной ситуации;
— структуры объекта;
— видение новой функции объекта;
— видение альтернативного решения проблемы;
— комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
— создание нового подхода (способа, объяснения) [25].
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества — накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского творчества — накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер [26].
Наиболее простое и ясное понимание соотношения понятий творчество и деятельность содержится в трудах Я. А. Пономарева. Он считал основным признаком деятельности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, в то время как для творческого акта более характерно прямо противоположное — цель (замысел, программа и т. п.) и результат рассогласованы. Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества. Таким образом, по Я. А. Пономареву, суть креативности сводится к интеллектуальной активности и синзитивности к побочным продуктам своей деятельности. Эта мысль созвучна утверждениям ряда зарубежных психологов, поставивших во главу угла при изучении творчества проблему латерального мышления. Именно побочные продукты деятельности, по его справедливому утверждению, представляют наибольшую ценность для творческого человека, так как содержат некую новизну. Напротив, для нетворческого человека важны прямые, целесообразные результаты по достижению цели, а вовсе не новизна [27].
Подобный подход к рассмотрению соотношения понятий «деятельность» и «творчество» ставит под сомнение весьма распространенное в отечественной психологии ХХ века понятие «творческая деятельность». Творчество это не деятельность. Творчество и деятельность существуют параллельно, и ни у одного вида деятельности нет монопольного права на творчество. Даже занятия наукой или искусством, с которыми, на уровне обыденного сознания, чаще всего ассоциируется творчество, не могут именоваться ни творческими, ни нетворческими. Творчество может сопутствовать любой деятельности и отсутствовать там, где его непременно ожидают увидеть.
Своеобразно эта идея отразилась в педагогической теории и образовательной практике. Многие педагоги — практики (в особенности это характерно для педагогов дошкольного звена) убеждены, что есть творческие и нетворческие виды деятельности детей. Так, например, рисование, пение, музицирование и другие виды детских художественных занятий ими обычно квалифицируются как творческие. Потому и предполагается, что, занимаясь этим с ребенком, мы обязательно развиваем его творческие способности. При этом, как правило, не принимается во внимание, что эта деятельность часто оказывается предельно алгоритмизированной и лишенной всякого творческого начала. Не следует думать, что любое нанесение линий или красочных пятен на бумагу, картон или холст, любое воспроизведение звуков собственным голосом или извлечение их из музыкальных инструментов следует квалифицировать как творчество. Можно творчески мыть полы или забивать гвозди и совсем не творчески петь, музицировать или писать картины.
Говоря о развитии творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным [28].
Однако возможности развития творчества, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Б. П. Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. По мнению Б. П. Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения [29].
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Творчество — это процесс освобождения внутренней энергии, которая живет в каждом человеке. Эта энергия несет нам состояние гармонии, необходимое и взрослому, и ребенку. Ведь любой человек по своей природе — творец. А что еще более важно для ребенка, его творчество становится важным элементом в собственном самопознании. Он учится видеть красоту мира и, наоборот, его несовершенство, которое ему захочется заполнить своим творчеством, чтобы мир стал чуточку лучше. В процессе творчества ребенок развивается эмоционально и интеллектуально, определяет свое отношение к жизни и ищет свое место в ней, приобретает опыт коллективного общения, взаимодействия и взаимозависимости, совершенствует навыки работы с различными предметами и материалами, учится владеть телом, голосом, речью и т. п.
1.2 Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Творчество детей проявляется и развивается в театрализованной деятельности, которая развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка [30].
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому для успешного развития творчества детей педагог должен придерживаться следующих критериев:
— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых [31].
Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.
Основной целью воспитания детей дошкольного возраста является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Таким требованиям отвечает программа по театрализованной деятельности автора Э. Г. Чуриловой «Арт — фантазия». Она не предполагает буквального выполнения. Она ориентирует взрослых (педагогов, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Программа «Арт — фантазия» состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течении двух лет, т. е. с детьми средней и старшей групп дошкольного учреждения [32].
1."Театрализованная игра" - направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
2."Ритмопластика" - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3."Культура и техника речи" - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
— дыхательные и артикулярные упражнения;
— дикционные и интонационные упражнения;
— творческие игры со словом.
4. «Основы театральной культуры» — обеспечивают условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: «Особенности театрального искусства», «Виды театрального искусства», «Рождение спектакля», «Театр снаружи и изнутри», «Культура зрители».
5. «Работа над спектаклями» — базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: «Знакомство с пьесой», «От этюдов к спектаклю».
Э.Г.Чурилова формулирует общие программные задачи по всем видам деятельности:
1) Активизировать познавательный интерес.
2) Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, подбирать определения к заданным словам, подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
3) Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, культуру поведения в театре.
4) Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, умение согласовывать свои действия с другими детьми, умение общаться с людьми в разных ситуациях, интерес к сценическому искусству, способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), навыки действий с воображаемыми предметами, чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, двигательные способности детей, ловкость и подвижность, умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов.
5) Знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с главными творцами сценического чуда (главными создателями спектакля), с устройством зрительного зала и сцены.
6) Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц.
7) Пополнять словарный запас.
8) Снимать зажатость и скованность.
9) Сочинять этюды по сказкам.
10) Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
Умения и навыки представленные в программе «Арт-фантазия»: