Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественных колледжах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиции орнаментального искусства исторически обусловлены материальной и духовной культурой народа, его национальными особенностями, спецификой конкретного региона. Как педагогический феномен, они имеют воспитательный, обучающий и развивающий потенциал: воспитание творческого отношения к труду, любви и уважения к творчеству народных мастеров, формирование чувства красоты, эстетического… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. Орнаментальное искусство как составная часть художественно-профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах (живописцы, художники, прикладники, дизайнеры).

1.1. Из истории развития декоративно-прикладного искусства (анализ истории развития декоративно-прикладного искусства за рубежом и в России).

1.2. Орнамент как основа декоративно-прикладного искусства, дизайна и оформительской работы. Специфика орнаментального искусства.

1.3. Эстетическое восприятие орнамента в системе художественно-эстетического и профессионального образования.

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы педагогического руководства обучением и воспитанием специалистов художественных профессий в процессе изучения орнаментального искусства

2.1. Место и роль художественных (художественно-промышленных) колледжей в системе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях модернизации образования.

2.2. Личностно-ориентированный подход к художественно-творческому развитию личности студентов в процессе обучения интегрированным курсам предметов искусств и предметов гуманитарного цикла.

2.3. Дидактические принципы изучения основ орнаментального искусства в профессиональной подготовке студентов колледжа.

2.4. Методика активизации обучения студентов художественных (художественно-промышленных) колледжей орнаментальному искусству (опытно-экспериментальная работа).

Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественных колледжах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях модернизации системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и, прежде всего, изобразительное, декоративно-прикладное искусства, охватывающие целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-промышленных колледжей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, при изучении специфики народных художественных ремесел, культурного наследия конкретного региона, то есть проблема успешного художественно-эстетического образования и воспитания будущих специалистов в области художественно-творческой деятельности.

Проблема эстетического воспитания молодежи и, соответственно, его основных структурных компонентов (эстетическое восприятие, вкус, эстетические интересы, потребности и т. д.) давно привлекала внимание философов, искусствоведов, педагогов, психологов, методистов, писателей, художников, музыкантов. Так, в 19−20-е гг. большое внимание проблемам эстетического воспитания и образования уделяют такие известные отечественные ученые и деятели культуры, науки и искусства, как А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Бахтин, П. П. Блонский, Н. Я. Брюсова, Г. П. Рошаль, Н. И. Сац, Н. С. Шер, А. С. Макаренко и др.

Философско-методологическое обоснование рассматриваемой проблемы дано в работах А. И. Бурова, М. Ф. Овсянникова, В. Г. Шестакова, В. К. Скатерщикова, В. А. Разумного, М. С. Столовича, В. А. Щербакова, Р. А. Тельчаровой, А. Я. Зися, Б. Г. Лукьянова, М. Н. Афасижева и др.

Вопросы теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития рассматриваются в трудах Г. В. Беды, Н. Н. Ростовцева, В. Н. Шацкой, О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, В. А. Сухомлинского, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Л. Г. Арчажниковой, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. Я. Шпикаловой, B.C. Кузина, Е. В. Шорохова, Т. Ф. Курдюмовой, В. И. Козлова, СЛ. Ломова, Н. С. Боголюбова, Л. Г. Медведева, В. К. Лебедко, А. С. Хворостова, В.П.Зин-ченко, Н. К. Шабанова, К. Ж. Амиргазина, Е. В. Квятковского, В.В. Корешко-ва, Б. Т. Лихачева, С. Е. Игнатьева, Н. Н. Светловской и других ученых.

Следует подчеркнуть, что сохранение и изучение культуры, создаваемой поколениями людей, обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, играет большую роль в нравственном становлении личности. В современной жизни сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство требует активного и творческого труда.

Как известно, народное искусство, будучи хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, становления ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры и рассматривается как существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Подготовка конкурентноспособных, образованных, творческих специалистов в области художественно-производственной деятельности посредством овладения ими знаниями и умениями в области традиций народных ремесел является важнейшей задачей высших и средних учебных художественно-профессиональных заведений.

Причем в народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами критерий прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры личности современного специалиста и становится действенным средством формирования художественной, технологической культуры студентов.

Общие вопросы подготовки студентов находятся в центре внимания исследователей. Так, изучению общетеоретических основ профессиональной подготовки учителей посвящены труды О. А. Абдуллиной, В. Г. Максимова, С. И. Архангельского, Н. В. Кузьминой, О. Г. Максимовой, В. А. Сластенина и др. В их работах обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, характеризуется система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

Как свитедетельствует анализ специальной литературы и обобщение опыта работы художественных и художественно-промышленных колледжей, одним из эффективных средств в подготовке специалистов в художественно-промышленной деятельности, в декоративно-прикладном творчестве к профессиональной деятельности может стать расширенный и углубленный курс преподавания орнаментального искусства.

Здесь следует отметить, что основополагающее значение для осмысления места и роли народного искусства России, зарубежных стран и конкретно орнаментального искусства в профессиональной подготовке студентов, имеют работы А. В. Бакушинского, Г. К. Вагнера, Т. М. Разиной, В. М. Вашленко, М. А. Некрасовой, К. А. Чекалова, И. Я. Богуславской и др. Имеются и диссертационные исследования, посвященные отдельным вопросам преподавания народного искусства в профессиональной подготовке студентов. В частности, проблемы активного преподавания народного искусства в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических факультетов педагогических вузов исследуются в диссертациях Е. Г. Болотских, Ю. К. Беджанова, Т.А. Та-витовой, Б. И. Ижанова, Т. В. Самойловой, П. Н. Магометовой, В. П. Строковой, И. В. Алексеевой, А. Р. Алиевой, И. Г. Даутовой и др.

В настоящее время наметились новые тенденции в подготовке специалистов: на материале народного искусства России разрабатываются современные, в соответствии с государственными стандартами технологические приемы в курсе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла. Вместе с тем, исследований, связанных с преподаванием орнаментального искусства России в процессе подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства, художественной промышленности, дизайна, практически нет.

Проблема исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективной модели обучения орнаментальному искусству студентов художественных колледжей в процессе их профессиональной подготовки (прил. таб.1).

Цель исследования: внедрение в педагогическую практику разработанной экспериментальной модели обучения орнаментальному искусству студентов художественных колледжей посредством научно обоснованного, педагогического руководства процессом их обучения, значительное повышение эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного, народного искусства, в области художественно-промышленной деятельности.

Объект исследования: процесс обучения студентов художественных (художественно-промышленных) колледжей орнаментальному искусству.

Предмет исследования: педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах.

Гипотезой исследования явилось предположение, что орнаментальное искусство, включенное в учебно-воспитательный процесс в художественном (художественно-промышленном) колледже, может выступать эффективным средством качественного изменения подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства, при реализации следующих условий:

1. определения и научно-теоретического обоснования роли и места преподавания расширенного и углубленного курса орнаментального искусства в подготовке студентов к профессиональной деятельности в художественном (художественно-промышленном) колледже;

2. разработки содержания, эффективных форм и методов преподавания орнаментального искусства, направленных на формирование профессиональных качеств личности будущего специалиста;

3. разработки последовательной системы технологических операций (овладение приемами, способами, подходами) в процессе обучения орнаментальному искусству.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую литературу и методические материалы по проблеме исследования.

2. Изучить опыт обучения орнаментальному искусству в художественных (художественно-промышленных) колледжах.

3. Разработать содержание, эффективные формы и методы комплексного преподавания орнаментального искусства в подготовке студентов к профессиональной деятельности.

4. Разработать учебно-методический комплекс (рабочая программа, методические рекомендации, наглядные пособия, учебно-методические таблицы) преподавания орнаментального искусства (прил. таб.2).

5. Экспериментально проверить содержание форм и методов, эффективность внедрения углубленного и расширенного преподавания орнаментального искусства в учебно-воспитательном процессе художественного (художественно-промышленного) колледжа.

Методологическую основу исследования составляют исследования ведущих ученых по вопросам философских основ теории эстетического воспитания и развития личности, социологии и культурологии, общей педагогики и психологии, методики преподавания изобразительного искусстванаучно-теоретические положения о народном искусстве как феномене духовной и материальной культуры, о специфике орнаментального искусства как базисного компонента в системе профессионально-художественного образования и эстетического воспитания личности студентов художественного (художественно-промышленного) колледжа.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической исторической, этнографической, искусствоведческой литературыоценочные коррекции программ колледжей и общеобразовательных школ по изобразительному и народному декоративно-прикладному искусствуметодических разработок для учителей, воспитателей, студентовнаблюдение за процессом усвоения студентами основ народного декоративно-прикладного искусства, дизайнапсихолого-педагогический экспериментанкетирование, беседы, тестированиеанализ продуктов творческой деятельности студентовэкспертная оценкаматематическая обработка экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Омском художественно-промышленном колледже с 2000 по 2006 гг. в 3 этапа.

На первом этапе (2000 — 2001) изучались теоретические материалы по проблеме исследования, анализировалась практика подготовки студентов к профессиональной деятельности на материале орнаментального искусства, уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проведен констатирующий эксперимент, выявивший исходный уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Разработана экспериментальная программа расширенного и углубленного курса «Методические основы преподавания народного и декоративноприкладного искусства России (на материале орнаментального искусства)» с методическими рекомендациями и серией художественно-дидактических таблиц к ней для художественно-промышленных колледжей.

На втором этапе исследования (2002 — 2005) апробировалась эффективность комплексного преподавания орнаментального искусства, содержащего в себе 3 направления профессиональной подготовки: теоретической, художественно-практической и методической.

Одновременно был скорректирован учебно-тематический план преподавания орнаментального искусства, уточнены содержание, тематика художественно-творческих заданий, компоненты эмоционально-эстетического восприятия, художественного вкуса, воображения, творческой активности студентов экспериментальных и контрольных групп.

На третьем этапе исследования (2005 — 2006) были подведены итоги апробации экспериментального обучения, по результатам которого установлены уровни освоения орнаментального искусства, его роли и места в подготовке будущих специалистов художественно-промышленных колледжей к профессиональной деятельности. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сформулировать выводы. Было осуществлено оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из задач и требований государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, овладение студентами художественно-промышленных колледжей и училищ расширенным и углубленным курсом орнаментального искусства является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего специалиста в области народного, декоративно-прикладного искусства, дизайна в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культуры народов России.

2. Традиции орнаментального искусства исторически обусловлены материальной и духовной культурой народа, его национальными особенностями, спецификой конкретного региона. Как педагогический феномен, они имеют воспитательный, обучающий и развивающий потенциал: воспитание творческого отношения к труду, любви и уважения к творчеству народных мастеров, формирование чувства красоты, эстетического восприятия, воображения, развитие мелкой моторики рук, конструкторских умений и навыков, вооружение студентов знаниями о специфике и традициях различных видов народного творчества (резьба и роспись по дереву, кости, металлу, керамика, ковроткачество, одежда, посуда и т. п.) русского и других народов Российской Федерации. Вооружение соответствующими умениями и навыками конструирования (дизайн) различных объектов, оформление выставочных проектов.

3. Успешное овладение студентами художественно-промышленных колледжей орнаментальным искусством может осуществляться при ясном понимании того, что этот учебный предмет является базовым компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов и, соответственно, тесно связан с другими профессиональными учебными предметами — рисунком, живописью, композицией, черчением, перспективой, историей искусств, психологией художественного творчества.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в том, что в нем разработаны:

— эффективные педагогические условия орнаментального искусства для качественного изменения подготовки студентов художественно-промышленных колледжей и училищ к профессиональной деятельности;

— содержание, формы и методы, направленные на формирование профессиональных качеств будущего специалиста в области народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна;

— применение новых педагогических технологий, связанных с комплексным преподаванием основ народного и декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и изобразительного искусстваразработан УМК преподавания орнаментального искусства, включающий, помимо учебной программы, экспериментальную программу спецкурса, методические рекомендации и серию наглядных художественно-дидактических таблиц в качестве наглядных пособий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке современной методики преподавания орнаментального искусства в профессиональной подготовке специалиста в области декоративно-прикладного искусства и дизайна к профессиональной деятельности, включая возможность преподавать народное и декоративно-прикладное искусство в детских художественных школах, кружках, отраженной в экспериментальной программе спецкурса «Теория и методические основы преподавания народного и декоративно-прикладного искусства (на материале орнаментального искусства)» с методическими рекомендациями и серией художественно-дидактических таблиц.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке новых учебных программ, новых поколений стандартов, методических пособий для преподавания народного и декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования с учетом их многофункционального значения для художественно-промышленных колледжей с целью совершенствования процесса подготовки будущих специалистов в области художественных ремесел, народного искусства, дизайна.

Степень достоверности и обоснованности результатов исследования теоретических положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на результаты современных исследований по педагогике и психологии, культурологии и искусствознанию, адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, подтверждается материалами проведенной опытно-экспериментальной работы, личным опытом преподавания в учебном заведении.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Омском художественно-промышленном колледже.

Материалы и результаты исследования периодически обсуждались, докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях в Омском художественно-промышленном колледже, в Омском государственном педагогическом университете, в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (2001, 2003, 2005), на заседании отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования (2001 — 2004). Материалы исследования внедрены в педагогическую практику также в виде опубликованных научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. На основе теоретического анализа научных трудов по проблеме исследования выявлены одно из ведущих мест и важнейшая роль преподавания орнаментального искусства России в процессе художественно-профессиональной подготовки будущего художника-прикладника, мастера художественных ремесел, дизайнера к профессиональной деятельности в художественно-промышленном колледже.

2. Разработаны эффективные формы и методы комплексного преподавания орнаментального искусства России, направленные на формирование художественно-профессиональных качеств личности будущего специалиста в области декоративно-прикладного, народного искусства, о чем убедительно свидетельствуют данные эксперимента.

3. Разработан УМК комплексного преподавания орнаментальному искусству России в художественно-промышленном колледже, включающий экспериментальную программу спецкурса, методические рекомендации и серию художественно-дидактических таблиц к программе.

4. Проведена экспериментальная работа по проверке эффективности комплексного преподавания орнаментального искусства России в среднем учебном заведении, результаты которой подтвердили гипотезу нашего исследования.

5. Профессиональная педагогическая готовность педагога колледжа на методическом уровне, успешность внедрения ее в учебный процесс возможна при соблюдении следующих условий:

— психологической готовности педагога художественных дисциплин к внедрению орнаментального искусства как базисного компонента художественно-профессионального образования и воспитания в сложившуюся систему работы;

— научной достоверности, доказательства и обоснованности новых приемов и методов преподавания орнаментального искусства, принимаемых к дальнейшему внедрению;

— рациональной организации процесса внедрения орнаментального искусства в целостную систему художественно-профессионального образования и эстетического воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Об управлении процессом воспитания в педагогической системе // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973. — с. 56−58.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1994.-19 с.
  4. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Сов. археология. 1966. 68 с.
  5. К.Ж. Научно-теоретические основы и методика обучения казахскому декоративно-прикладному искусству. Алма-Аты, 1995. I296 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М., 1980. -Т. 2.-125 с.
  7. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. — 296 с.
  8. Л.И. К психологии как развивающейся системе. М., 1981.- 175 с.
  9. Алибек Кажитали улы. Ою и Ой. Алма-Аты, 2004. — 444 с. Ю. Акишев А. К. Искусство и мифология саков. — Алма-Аты., 1984. — 354с.11 .Апраксина О. А. Очерки по методике художественного воспитания в советской школе. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. — 224 с.
  10. Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1971. — 93 с.
  11. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  12. Н.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  13. JI.JI., Дехтеринский Л. Б. Модель подготовки специалиста -основа обоснования обучения и воспитания. М.: 1977. — 31 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труда. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процессов обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  16. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 189 с.
  17. Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1992.- 16,-с. 22.
  18. А. Яко богиню землю нарекла. М., 1991. — 160 с.
  19. А.К. Семантические аспекты функционирования вещей / Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. -112 с.
  20. .Б. Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  21. Н.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Искусство, 1970. — 542 с.
  22. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М: Просвещение, 1979. — 112 с.
  23. Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1991. -113 с.
  24. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
  25. А.С., Жегалова С. К., Лебедева А. Н., Просвиркина С. К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. -М., 1959.-159 с.
  26. В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Современник, 1982.-293 с.
  27. Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир философии, 1991. -Ч. 2.-310 с.
  28. М.С. К методике составления и проверки текстов // Вопросы психологии. 1968. — № 4. -с. 51−66.
  29. В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы, 1988. № 1. — с. 4−8.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1969.
  31. А.А. О некоторых символических этапах, общей первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. -М.: 1902. 156 с.
  32. П.П. Задачи и методы новой народной школы: Избр. пед. и психолог, соч.: В 2 т. М., 1979. — 304 с.
  33. П.П. Избр. психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-547 с.
  34. А.А. Народные русские деревянные изделия. М., 1910−1913.-97 с.
  35. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1970.-642 с.
  36. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 173 с.
  37. АЛ. Русское народное искусство. Л.: 1968.
  38. А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  39. А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  40. Л.И. Психологические проблемы воспитания как управление детским развитием // Проблемы управления процессом воспитания. -М.: 1971.
  41. Ю.Б. Эстетика. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
  42. Т.Н. Творчество и культура: Автореф. дис. канд. философ, наук. Саратов, 1993.
  43. Г. К., Владышская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.-255 с.
  44. В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X XX веков. — М.: Сов. худ-к, 1974. — 294 с.
  45. В.М. Русское прикладное искусство. М.: 1977. — 206 с.
  46. М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1981.- 183 с.
  47. B.C. О крестьянском искусстве: Избр. труды. М.: 1972. -350 с.
  48. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -344 с.
  49. Л.С. История развития высших психических функций. -М., 1983.-304 с.
  50. Г. Д. Жизнь художественного сознания. М.: 1972. — 277 с.
  51. К.К. Геометрическая орнаментация и ее происхождение. М.: Синодал. типография., 1879. — 47 с.
  52. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  53. А.Ю. Психолого-педагогические проблемы систематического приобщения школьников к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991.-с. 77−84.
  54. А.Я. Методика формирования художественного интереса школьников в I-IV кл. на материале русского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1990. -16 с.
  55. Р.А. Творческое развитие личности о художественно-педагогической деятельности. Магнитогорск, 2000. — 221 с.
  56. Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников: Дис. канд. пед. наук. Томск, 1978. — 159 с.
  57. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-237 с.
  58. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
  59. Л.Л. Игрушечных дел мастера. -М.: Просвещение, 1991. 52 с.
  60. А.А. Совершенствование нравственного воспитания старшеклассников средней школы средствами народного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1986. 16 с.
  61. Л.И. Камень, глина и фантазия. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. — 78 с.
  62. В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Сов. археология. -1960.
  63. Л.А. Историческая общность русского и украинского народного искусства. // Сов. этнография. 1941. — № 5. — с. 21.
  64. И.А. Бестарные промыслы Курской губернии. Киев, 1886.
  65. А.Р. Художественный образ. М.: 1961. — 406 с.
  66. П.В., Топоров В. Н. Славянская мифология // народов мира. Т. 2. М., 1992. 242 с.
  67. С.В. Народный орнамент как исторический источник // Сов.этнография. 1958. — № 2. — с. 3−23.
  68. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
  69. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей: 2-е изд. доп. 1961.-223 с.
  70. С.Е. Цвет в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Художественное образование учащихся в процессе обучения изобразительному искусству: Сб. науч. тр. М.: 1983. — с. 62−66.
  71. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников: Сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Кузин. НИИ школ МП РСФСР. М.: 1981.- 120 с.
  72. И.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: 1989. — 167 с.
  73. И.Ф. Дидактическое обеспечение интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе // Интенсификация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Белгород: с. 13−17.
  74. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белгород: 1993.-217 с.
  75. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. // Педагогика и психология. 1979. — № 5.
  76. Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: 1968. -207 с.
  77. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
  78. B.C. Психология. М.: 1974. — 280 с.
  79. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Д.: 1980. — 17 с.
  80. Ю.А. Педагогический анализ. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.-180 с.
  81. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. № 9. -с. 112.
  82. В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: 1965.
  83. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  84. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 208 с.
  85. B.C. Психология живописи. М., 2005. — 256 с.
  86. Н.В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Вып. 1.-JL: 1973.
  87. Н.С. Способности, труд, талант. М.: 1961. — 32 с.
  88. Т.С. Воспитательные функции произведения искусства и нравственные механизмы их деятельности // Проблемы этики и эстетики: Вып. 2 / Под ред. А. И. Имгади. Л.: 1975. с. 174 -180.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1988 — Т. 2. — 317 с.
  91. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  92. И.Я. Проблемное обучение. М.: 1974. — 64 с.
  93. .П. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  94. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  95. А.Ф. Диалектика мира. М.: 1990.
  96. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: 1982. -131 с.
  97. А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А. И. Арсен и др. 1976. — 640 с.
  98. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.- 158 с.
  99. Н.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  100. П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графическом факультете педагогического института (в условиях Дагестана): Автореф.. канд. пед. наук. М.: 1994.-18 с.
  101. Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. -159 с.
  102. Н.В., Тарановская Н. В. Русские прялки. Л.: 1970.
  103. Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. — М.: 1984. — 215 с.
  104. Н.Я. Язык и письмо. Л.: 1930. — 175 с.
  105. М.Н. История русского костюма. М.: Искусство, 1972. -189 с.
  106. И.И. Орнамент сузских ваз первого стиля. Л.: 1927. -427 с.
  107. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  108. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М. А. Некрасовой. -Вып. I. М.: Изобразит, искусство. 1985. — 296 с.
  109. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изо1 бразит. искусство, 1983. 343 с.
  110. М.А. Проблема народного искусства. М.: 1982. — 155 с.
  111. А.В. Белгородская крепость XV—XVII вв.. // Сов. археология. 1962. -№ 3.
  112. М.Ю. Человек и природа в народной культуре. М.: 1994. -25с1270 формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных художественных промыслов.-Л.: 1981.-с. 60−80.
  113. A.M., Смирнов А. С., Сорокин А. Н. Материалы I тысячелетия н. э. на поселении Шоссейное (Белгородская обл.) // Сов. археология. 1987. -№ 4. — с. 174.
  114. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-279 с.
  115. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. — 354 с.
  116. Программа средней общеобразовательной школы (I—IV кл.). Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
  117. Производство ковров в Курском уезде // Курские губернские ведомости. 1890. -№ 62.
  118. Производство кушаков в Курской губернии //Курские губернские ведомости. 1891. — № 15.
  119. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтор, А. А. Пузырея. М.: Моск. ун-т, 1982. — 286 с.
  120. И.Р. Совершенствование обучения школьников основам изобразительного искусства с учетом национально-художественных традиций: Дис. канд. пед. наук. М.: 1987. — 164 с.
  121. П.М. Русское народное творчество. М.: Изобраз. искусство, 1970.
  122. С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. — 200 с.
  123. Рубенштейн C. JL Проблемы общей психологии. М.: 1976. — 276 с.
  124. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. -М.: 2001.-240 с.
  125. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -704 с.
  126. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: 1981. -131с.
  127. .А. Язычество древних славян. М.: 1988.
  128. Л.М. Об изучении народных обрядов //Фольклор и этнография.-Л.: 1974.-с. 98.
  129. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214 с. f
  130. А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. Киев: Вища школа, 1977. — 159 с.
  131. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  132. В.А. Гуманитарная культура специалиста //Магистр. -1991., № 1.- с. 21.
  133. В.А. Формирование личности советского учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -158 с.
  134. В.Г. Художественное краеведение в школе. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
  135. Е.Э. Формирование модели специалиста с высшим образованием. JL: 1977.
  136. Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.: 1934. — 351 с.
  137. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  138. С.Г. Научное управление процессом воспитания важнейшая функция учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. — М.: 1980.-с. 14−18.
  139. Л.Ф. Профессиограмма как примерная программа подготовки учителя воспитателя // Методика оптимального планирования процесса обучения. — М.: 1976. — с. 112−125.
  140. Л.Ф. Теоретико-практические модели поэтапного анализа оптимальности решения воспитательных задач //Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. М., 1984. — с. 36−38.
  141. В.В. Русский орнамент. Шитье, ткани, кружево. Вып. I. -СПб.: 1872.- 147 с.
  142. К.С. Собрания сочинений. М.: 1954. — 515 с.
  143. В.А. Рождение гражданина. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. — 336 с.
  144. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Сов. педагогика. 1977. — № 1.
  145. Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Егоров Б. Ф. М.: Наука, 1978. — 278 с.
  146. А.А. Живопись- Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.- 128 с.
  147. Н.Д. Психология исследования. М.: 1966. — 406 с.
  148. М.Ш. Энциклопедия. Алма-Аты: 2003. — 284 с.
  149. М.Ф. Воспитание специалиста. Казань: 1990. — 31 с.
  150. Фокина J1.B. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: 2005. -176 с.
  151. А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: 1983. — 29 с.
  152. А.К. Народная деревянная скульптура русского Севера. -М.: Искусство, 1974. 284 с.
  153. JI.H. Традиционная женская одежда русских в Белгородской области // Институт этнографии, ролевые исследования. 1977. -М.: 1979.-с. 9.
  154. Н. Народные промыслы Староосколья // Путь Октября. -1987.-25 апреля.-с. 4.
  155. В.Д. и др. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин. М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  156. В.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М.: Педагогика, 1974.
  157. С.Т. Избр. педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-304 е.- Т. 2.-416 с.
  158. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.: Ставрополь, 1991. — с. 85.
  159. Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 303 с.
  160. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. -М.: 1998.
  161. Е.И. Формирование творческой направленности личности учителей в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1984. — 161 с.
  162. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991.- 192 с.
  163. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 87 с.
  164. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
  165. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосфер-ной эпохи // Педагогика. 1996. — № 2. — с. 40−47.
  166. М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества // Научное творчество. М.: 1969. — с. 139.
Заполнить форму текущей работой