Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке теоретических основ исследования мы опирались на работы: отечественных исследователей по инновационному менеджменту и теории управления развитием образования (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, К. М. Ушаков, О. Е. Лебедев, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н! Д. Малахов, С.Г. Вершловский) — по общему менеджменту, посвященных отдельным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИО-НАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПА-ЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТЕМ
    • 1. 1. Профессиональная управленческая компетентность руководителя как объект исследования и формирования
    • 1. 2. Стратегическое управление развитием муниципальной образовательной системы как область проявления профессиональной компетентности руководителя
    • 1. 3. Современные требования к профессиональной компетентности руководителя в области стратегического управления развитием муниципальной образовательной системой
    • 1. 4. Анализ и оценка уровня сформированности профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальной образовательной системой
    • 1. 5. Модель формирования профессиональной компетентности руководителя в области стратегического управления развитием муниципальной образовательной системы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
    • 2. 1. Замысел, программа и организация экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ результатов экспериментальной работы
    • 2. 3. Выводы и практические рекомендации, вытекающие из результатов исследования

Формирование профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено разработке и обоснованию подхода к формированию профессиональной компетентности руководителей образования в области стратегического управления развитием муниципальной образовательной системы (далее МОС). Понятие профессиональной компетентности вместе с понятиями о профессионализме, профессиональном мастерстве, квалификации входит в ряд понятий, связанных с качеством и эффективностью профессиональной человеческой деятельности и рассматривается нами как наиболее значимое в данном ряду.

В данной работе термин «компетентность» употребляется как в единственном (управленческая компетентность как некое сложное целое), так и во множественном (конкретные частные компетентности в качестве составляющих этого целого) числе.

Актуальность исследования данной темы для образовательной практики связана с тем, что растущие требования к компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС существенно превышают соответствующую компетентность действующих руководителей.

Большинство проблем и возникающих трудностей в стратегическом управлении развитием МОС связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности администраторов в этой области. Явный дефицит такой управленческой компетентности зачастую тормозит реализацию конкретных проектов по развитию МОС, проводимых в рамках модернизации отечественного образования и является серьезным препятствием на пути реального развития системы образования.

Несформированность искомой управленческой компетентности, в свою очередь, вызвана отсутствием в системах управления МОС эффективной подсистемы непрерывного профессионального образования. Без моделирования и построения более эффективных систем формирования компетентности управленческих кадров МОС в области стратегического управления развитием образования рассчитывать на улучшение положения дел крайне сложно.

Таким образом, запросы социума, а также стремительно растущие требования, предъявляемые к системе управления развитием МОС делают разработку и практическую реализацию модели формирования профессиональной компетентности администраторов образования в области управления развитием МОС крайне актуальной для практики.

Актуальность исследования данной темы в научном аспекте связана как с недостатками научного обоснования самого содержания понятия профессиональной управленческой компетентности (в том числе — в области управления развитием МОС), так и с неразработанностью модели ее формирования у руководителей образования.

В работах по общему и стратегическому менеджменту, посвященных отдельным вопросам исследования профессиональных компетентностей (Д. Бод-ди и Р. Пэйтон, Ричард Л. Дафт, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, У. Джек Дункан, Дж. Равен), а также в работах отечественных исследователей по инновационному менеджменту и теории управления развитием образования (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, К. М. Ушаков, О. Е. Лебедев, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. Д. Малахов, С.Г. Вершловский) — трудах авторов, занимающиеся анализом профессиональной компетентности вообще (А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Наперов, И.И. Проданов) и профессиональной компетентности в образовании и в управлении образованием (В.И. Франчук, Г. С. Никифоров, Э. А. Уткин) затронуты различные аспекты исследуемой проблемы и созданы определенные предпосылки ее решения.

Вместе с тем, в существующем массиве исследований практически отсутствуют работы, специально посвященные исследованию структуры профессиональной компетентности в области стратегического управления развитием образования и формированию такой компетентности у руководителей МОС, что и обусловливает высокую степень научной актуальности избранной темы исследования.

Таким образом, можно зафиксировать наличие противоречий:

• между растущими практическими требованиями к управленческой компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем — и реальным уровнем такой компетентности;

• между необходимостью целенаправленного формирования управленческой компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем — и несформированно-сти подсистемы непрерывного профессионального образования в системах управления муниципальных образовательных систем;

• между высокой и растущей востребованностью научного обоснования формирования руководителей, компетентных в области стратегического управления развитие муниципальных образовательных систем, — и неразработанностью в педагогической и управленческой науке необходимых компонентов такого обоснования.

Необходимость преодоления данных противоречий актуализирует выбор проблемы исследования: построение эффективной модели формирования у руководителей компетентности в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем.

Объектом исследования является профессиональная управленческая компетентность руководителей образования в области стратегического управления развитием образования МОС.

При этом к руководителям образования отнесены: руководители муниципальных органов управления образованием, их заместители, главные и ведущие специалисты муниципальных органов управления образованием, директора школ.

Предметом исследования является формирование профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем в системе непрерывного образования.

Целью исследования является разработка и обоснование конкретной модели формирования профессиональной компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем в системе непрерывного образования.

Задачи исследования:

1. Выявить существующие подходы к интерпретации понятия о профессиональной управленческой компетентности как объекте исследования и формирования, включая определение ее структуры и динамики развития

2. обобщить теоретические и эмпирические предпосылки научных подходов к управлению развитием муниципальных образовательных систем.

3. Разработать и обосновать структуру и содержание профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием мое

4. Разработать и обосновать принципы создания модели формирования профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем, включая совокупность принципов, требуемых свойств, целей, задач, содержания, методов и средств обучения, критериев оценки процесса и результата такого формирования, а также условий и этапов реализации модели.

5. Проверить опытно-экспериментальным путем предложенную модель формирования профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем.

Гипотеза исследования.

Гипотеза данного исследования опирается на ряд сделанных нами исходных допущений и состоит в предположении о том, что процесс формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем будет эффективным, если:

1. он будет осуществляться на основе предложенной модели с учетом представлений об уровневой структуре профессиональной управленческой компетентности и контекстного способа построения траектории профессионального развития;

2. формирование такой компетентности будет выстроено в соответствии с пониманием роли практической управленческой деятельности как стимула и как развивающей среды формирования компетентностей и будет происходить в системе непрерывного образования;

3. в процесс формирования нужной компетентности будут включены процессы последовательного формирования:

— полной структуры требуемых компетентностей;

— ценностно-мотивационной сферы личности управляющего субъекта на всех обеспечивающих его уровнях (система повышения квалификации, муниципальные образовательные системы, уровень управляющего субъекта в смысле его профессионального саморазвития) в ходе реализации проектной деятельности по развитию муниципальных образовательных систем, включая подготовку и реализацию проекта;

4. будет обеспечено формирование развивающей среды, поддерживающей и обеспечивающей процессы формирования требуемой компетентности, через постоянное уточнение целей управленческой деятельности;

5. будет запущен процесс постоянного обновления всех компонентов требуемой компетентности через инициирование процесса формирования искомой компетентности и его поддержку развивающей средой;

6. специальные компетентности в области управления развитием муниципальных образовательных систем будут формироваться на основе: разработки и использования специальных обучающих модулей в системе повышения квалификации кадроввключения в обучающие модули вопросов, связанных с подготовкой и созданием проектов развития муниципальных образовательных систем, а также организации аналитической деятельности по итогам выполненных работвыполнения работ по подготовке и реализации проекта или ряда взаимосвязанных проектов по развитию муниципальных образовательных систем непосредственно в ходе основной управленческой деятельностиразработки тьюторского сопровождения (практическая часть обучения) проектной и иной инновационной деятельности администраторов образования в ходе реализации инновационных проектов по развитию муниципальных образовательных систем.

Теоретико-методологической основой исследования являются: программно-целевой подход, ориентирующий на разработку модели формирования профессиональной управленческой компетентности в области стратегического управления развитием МОС с учетом намеченных целей и комплекса мероприятий по их осуществлениюкомплексный подход к изучению объекта исследования, ориентирующий на рассмотрение профессиональной управленческой компетентности в области стратегического управления развитием образования муниципальных образовательных систем как целостной структурыкомплексный подход к изучению процесса повышения квалификации как целостного, все элементы которого взаимообуславливают друг другаосновные положения концепции повышения квалификации педагогических кадров, нацеливающей на непрерывное повышение квалификации педагогов в течение всей жизниметодология научного педагогического эксперимента, которая позволяет обосновать сущность и содержание процессов формирования профессиональной управленческой компетентности в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных системучение о единстве теории и практики в процессе человеческого познанияпринципы единства сознания и деятельности.

При разработке теоретических основ исследования мы опирались на работы: отечественных исследователей по инновационному менеджменту и теории управления развитием образования (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, К. М. Ушаков, О. Е. Лебедев, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н! Д. Малахов, С.Г. Вершловский) — по общему менеджменту, посвященных отдельным вопросам исследования тематики профессиональных компетентностей (Д. Бодди и Р. Пэйтон, Ричард Л. Дафт, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, У. Джек Дункан, Дж. Равен) — отечественных исследователей, занимающихся анализом профессиональной компетентности вообще, в образовании и в управлении образованием — В. И. Франчука, Г. С. Никифорова, Э. А. Уткина, И. Н. Дроздова, Ю. В. Варданяна, И. Е. Елиной, И. П. Гомзяковой, И. А. Елисеевойавторов, занимающихся вопросами формирования профессионализма и рассматривающих в связи с этим вопросы, связанные: а) с профессиональной компетентностью (В. В. Буткевич, Т. А. Бенедиктова, В. В. Горбенко, Е. А. Климов, В. С. Калита, М. Н. Карпетова, Н. Е. Костылева, И. Ф. Кривчанский, Ю. Г. Кузнецов, Н. В. Кузьмина, Т. А. Марина, А. К. Маркова, В. Е. Морозова, В. А. Наперов O.A. Овсяник, И. И. Проданов, А. В. Соло-жин, Е. Н. СтарковаА. А. Толмачев), б) с решением проблем формирования профессионального мастерства (Н. К. Бакланова, Т. А. Бенедиктова, А. А. Деркач) — в) с вопросами квалификации (А.Ф. Ануфриев, И. А. Володарская, И. О. Котлярова и Р. О. Орестов).

Данные исследования позволяют подойти к рассмотрению профессиональной управленческой компетентности как образованию, сложно устроенному с точки зрения функций и структуры, а ее формирование рассматривать как процесс профессионального развития субъекта в условиях внешних формирующих факторов и последующего профессионального саморазвития, инициируемого качественными изменениями ценностно-мотивационной сферы личности.

Работы отечественных исследователей по инновационному менеджменту и теории управления развитием образования, являющиеся основой для разработки критериев профессиональной управленческой компетентности в области стратегического управления развитием образования, позволяют определить перечень необходимых компетентностей, рассматривая подсистему управления развитием образования как неотъемлемую часть общей системы управления муниципальными образовательными системами.

Теоретические основы исследования опираются также на идеи программного подхода к развитию МОС, разработанные О. М. Моисеевой, B.C. Лазаревым, А. М. Моисеевым, М. М. Поташником и О. Г. Хомерики.

Эмпирической основой исследования послужили: непосредственный опыт работы автора по реализации Мегапроекта «Развитие образования в России. (Общее образование)» в Московской области (далее — Мегапроект), опыт обучения десяти муниципальных стратегических команд Московской области, опыт экспертизы заявочных материалов на исполнение региональной программы развития образования, проведения семинаров по вопросам проектирования муниципальных образовательных систем и формирования муниципальных программ развития образованиянаблюдение и экспертная оценка процесса реализации областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001;2005 гг.» и результатов реализации конкретных образовательных проектов на муниципальном уровне, а также эмпирические оценки, содержащиеся в публикациях в научной литературе и периодической печати.

Методы исследования. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

1. Анализ и синтез научных источников и литературы в области философии, педагогики, психологи, общего и образовательного менеджментанормативных документов системы повышения квалификации.

2. Проблемно-ориентированный анализ состояния практики управления развитием образования в муниципальных образовательных системах.

3. Социологические методы (беседы индивидуальные и групповые, анкетирование, интервьюирование) — методы оценивания (самооценка, экспертная оценка) — наблюдение за деятельностью администраторов образования муниципальных образовательных систем, изучение и анализ продуктов их деятельности;

4. Управленческое моделирование.

5. Констатирующий и формирующий эксперимент.

6. Методы статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы.

Выбор методов исследования осуществлялся на основе их адекватности цели, задачам и предмету исследования.

Исследование проводилось в 2000;2004 гг. и включало пять этапов.

Первый этап (2000 -2001 гг.) — поисковый. Осуществлялось накопление эмпирических данных по проблеме. Применялись следующие методы исследования: устные и письменные опросы с целью выявления затруднений администраторов образования в управлении развитием образования муниципальных образовательных систем и их причиннаблюдение за деятельностью администраторов образования для уточнения типичных затруднений в управлении развитием образования муниципальных образовательных системэкспертная оценка практики управления развитием образования муниципальных образовательных систем в муниципальных образованиях Московской области.

Второй этап (2001;2002 гг.) — аналитический. Осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, определение его цели и задач, формулировка гипотезы, разработка и обоснование понятийного аппарата, разработка программы констатирующего и формирующего экспериментов. Использовались следующие методы исследования: анализ философской, психологической, педагогической литературы, литературы по общему и образовательному менеджменту (что позволило выявить имеющиеся научные представления о сущности и содержании профессиональной управленческой компетентности) — наблюдение, опросы, изучение и анализ документации муниципальных систем образования, реализующих образовательные проекты по развитию образования, анализ документации Мегапроекта, связанной с его реализацией в девяти пилотных регионах РФанализ документации муниципальных стратегических команд Московской области по проектной деятельности в области развития образования, проблемно-ориентированный анализ деятельности администраторов образования в области управления развитием муниципальных образовательных систем (что позволило выявить состояние и проблемы практики управления развитием образования, выяснить затруднения администраторов в управлении развитием образования и их причины, установить фактическое состояние готовности администраторов к освоению новых управленческих технологий в контекстном освоении управленческими практиками) — анализ нормативных, методических и учебно-программных документов СПК, беседы с методистами института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (что позволило выявить недостатки обучения администраторов образования муниципального уровня в системе повышения квалификации в области управления развитием образования).

Третий этап (2002 г.) — концептуальный. Его содержанием явилась разработка концептуальной модели формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей МОС в области управления развитием образования мое.

Четвертый этап (2002;2003 гг.) — экспериментальный. Обучение руководителей в области управления развитием образования (в условиях реализации Мегапроекта «Развитие образования в России (Среднее образование)» в ходе семинаров — тренингов и реализации проектов по развитию муниципальных образовательных систем) — определение экспериментальной системы мер по формированию профессиональной управленческой компетентности администраторов в области управления развитием образования муниципальных образовательных системразработка критериев оценки процесса и результата формирования требуемых управленческих компетентностейэкспериментальная проверка модели и системы мер. Использовались методы исследования: анкетирование, экспертная оценка, анализ и оценка ряда программ по формированию профессиональной управленческой компетентности для выявления исходного и итогового уровней сформированности требуемых компетентностейформирующий эксперимент для установления характера влияния модели и системы мер на уровни готовности руководителей к управлению образованием МОС в проектной деятельностианализ результатов формирующего эксперимента для выявления условий и границ эффективности модели и системы мер.

Пятый этап (2003—2004 гг.) — заключительный. Осуществлялись систематизация, обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

1. Определена сущность процессов формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей в области стратегического управления развитием образования муниципальных образовательных систем как по преимуществу процессов профессионального развития и саморазвития, протекающих в условиях реальной управленческой деятельности по проектированию развития муниципальных образовательных систем, включая создание и реализацию проектов по развитию муниципальных образовательных систем.

2. Уточнено представление о понятийном аппарате, необходимом для разработки и описания модели формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем (понятия «компетентность», профессиональная управленческая компетентность", «компетентностный подход», «структура компетентности», «универсальные компетентности», «образовательные компетентности», «управленческие компетентности», «сложные специальные компетентности»),

3. Выявлены недостатки формирования требуемой профессиональной управленческой компетентности в системе непрерывного образования (отсутствие в СПК программ обучения требуемым компетентностям, отсутствие института тьюторства для сопровождения проектной деятельности руководителейотсутствие у руководителей опыта, необходимого для: анализа ситуации при планировании управленческой деятельности в области управления развитием муниципальных образовательных системвыявления конкретных проблем, на преодоление которых направлена стратегия проекта по развитию муниципальных образовательных систем, отсутствие целеполаганияотсутствие прогноза возможных негативных последствий проектной деятельности и способов их компенсациипроизвольный выбор средств и методов проектной деятельностиотсутствие разработки последовательности действий в ходе реализации проекта) и установлены причины низкого качества проектной деятельности на уровне конкретного субъекта — руководителя муниципальной образовательной системы (отсутствие теоретических знаний., необходимых для подготовки и реализации проекта, о сущности проектной деятельности, о сущности управления развитием муниципальных образовательных систем и способах выстраивания стратегий по ее развитию, отсутствие практических навыков проектной деятельности, отсутствие мотивации к новому сложному виду управленческой деятельности).

3. Теоретически обоснована и экспериментально проверена концептуальная модель формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей муниципальных образовательных систем в области управления развитием муниципальных образовательных систем и система мер по обучению администраторов образования требуемым компетентностям в условиях системы непрерывного образования.

В концептуальной модели формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем исходным материалом выступают типичные затруднения управленцев в проектной деятельности по развитию МОСцелью обучения является формирование сложных специальных управленческих компетентностей в области стратегического управления развитием образованияв качестве содержания обучения предложено совмещение содержания специально разрабатываемых курсов по ряду тем, посвященных теоретическим аспектам формирования сложных специальных управленческих компетентностей на материале и с привлечением материалов конкретных проектировщиков, являющихся одновременно и исполнителями проектов по развитию муниципальных образовательных систем с содержанием деятельности тьюторов от системы повышения квалификации.

Ведущими выступают методы обучения, направленные на совершенствование теоретических основ управленческой деятельности по развитию муниципальных образовательных систем и методы обучения, направленные на формирование требуемых компетентностейиспользуются разнообразные формы учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, индивидуальные и групповые консультациирезультатом обучения является способность к самостоятельной и мотивированной проектной деятельности у руководителей в области управления развитием муниципальных образовательных систем.

Экспериментальная система мер по формированию профессиональных управленческих компетентностей в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем у администраторов образования, разработанная на основе концептуальной модели формирования требуемых компетентностей, включает в себя следующие компоненты: а) постановку перед слушателями курсов ряда задач: по анализу состояния муниципальной образовательной системы, ее проблем и возможных стратегий развитияпо созданию или коррекции муниципальной программы развития образованияпо подготовке конкретного образовательного или социокультурного проекта, направленного на развитие муниципальной образовательной системыпо овладению способами оценки последствий проектной деятельностиб) реализацию разработанного проекта в сопровождении тьютора или группы тьюторовв) организацию рефлексивной деятельности администраторов образования собственной проектной деятельности непосредственно в ходе реализации проекта и по его завершению.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) разработано понятие профессиональной управленческой компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем, представлена структура понятия, содержательно определены его уровни и сформирован базовый перечень требуемых компетентностей администраторов образования в реальной практике управления развитием муниципальных образовательных систем;

2) разработана модель формирования профессиональной управленческой компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием муниципальных образовательных систем в условиях непрерывного образования, включающая структурные и содержательные основы для организации эффективной деятельности по формированию требуемых компетентностей руководителей образования муниципального уровня.

На защиту выносятся:

1) концептуальная модель профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием МОС;

2) концептуальная модель формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей в области стратегического управления развитием МОС;

3) положение о формировании профессиональной компетентности руководителей в области стратегического управления развитием МОС как целенаправленном и управляемом процессе, составляющими которого являются: разработка программы подготовки администраторов в соответствии с целями развития МОС, включающей анализ эффективности деятельности управленцев по развитию МОС в контексте социально-экономической и образовательной ситуации, выявление проблем деятельности руководителей в ходе управления процессами развития МОСцелеполагание и определение того, что, когда, как и с помощью каких средств должно быть сделано для достижения поставленной цели;

4) положение о готовности руководителей образования к управлению развитием МОС через реализацию конкретных проектов как желаемом результате эффективного формирования профессиональной управленческой компетентности в области управления развитием МОС;

5) модельные представления о сущности и содержании сложных специальных управленческих компетентностей, согласно которым в их составе выделяются следующие компоненты: ценностно-мировоззренческий (оценка значимости приобретаемых компетентностей для управления развитием МОС, оценка собственной роли и значения для развития местного сообщества, убежденность в необходимости профессионального саморазвития для достижения личной успешности и успешности ближайшего социального окруженияубежденность в необходимости выстраивания конкретных проектных шагов для развития МОСпринятие на себя ответственности за конечные результаты проектной деятельностиориентация при определении стратегии развития МОС на решение конкретных проблем практики) — мотивационный (проявление интереса к проектной деятельности как способу управления развитием МОС, потребность в ее качественном осуществлении, стремление добиться успеха при реализации проекта, осуществление дальнейшего профессионального саморазвития) — информационный (знание о способах управления развитием образования МОС как методах научного исследования, сущности понятий «профессиональная управленческая компетентность», «управление развитием МОС», проектная деятельность по развитию МОС", этапов подготовки и реализации проектов, методов и средств проектной деятельности, структуры ее программы, условий эффективной реализации проектов по развитию МОС) — технологический (умения анализировать предпроектную ситуацию, выявлять проблемы практики и определять стратегии развития МОС, определить тему конкретного проектаопределять объект и предмет управленияформулировать проектные цели и задачи каждого этапа проектаосуществлять управление проектом, выбирать критерии оценки ожидаемых результатоввыбирать методы и средства проектной деятельностиопределять сроки проектапрогнозировать предполагаемые промежуточные и конечные результаты, возможные потери и их компенсациюпланировать последовательность действий в ходе проектапроводить мониторинг и экспертизу проекта).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены использованием положений современной психолого-педагогической наукиразнообразием рассмотренных источников информациисочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамцеленаправленным анализом практики управления развитием образования в МОС и ее планированияэкспериментальной проверкой концептуальной модели и системы мерсочетанием качественного и количественного анализа данныхподтверждением гипотезы результатами исследования, востребованностью предлагаемых научно-практических разработок.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем докладов и выступлений автора на международных, межрегиональных, областных и муниципальных научно-практических конференциях и семинарах (Межрегиональный семинар региональных стратегических команд пилотных регионов, организуемого «Институтом Открытое Общество. Фонд Содействия» с 1 по 3 июля 2002 года в Сергиево-Посадском районе Московской областиМеждународную конференцию «Открытое образование для открытого общества: стратегии инновационного управления и развития» 14−16 ноября 2002 г.- рабочие семинары для региональных стратегических команд Мегапроекта «Развитие образования в России (Среднее образование)», организованный Институтом «Открытое общество. (Фонд Сороса)» — Россия совместно с Ивановским государственным университетом в рамках IV фестиваля гуманитарных наук «Иваново-2002» по темам: «Использование технологии планирования и оценки образовательных проектов «МАРА" — «Использование в технологии анализа образовательных проблем и ситуаций в развитии «case-study», июнь 2002 г.- семинар «Стратегическое планирование муниципальных образовательных систем в рамках региональной стратегии системной модернизации управления образованием в Московской области» 14−17 октября 2002 г.- в ходе разработки и оформления сетевого каталога инновационных продуктов Мегапроекта для региональных органов управления образованием, педагогической общественности, возможных инвесторов и образовательных проектов и проведение в рамках проекта таких форм работы как: выставка продуктов региональных проектных командярмарка Мегапроектапроектный семинар: сетевые проектыаналитический семинар «Экспертиза инновационных ресурсов и продуктов», 2002 г.- научно-практической конференция «Проблемы сельской школы и пути ее развития (Реализация Поручения правительства РФ ВМ-П8−15 911 от 09.11.02 г.)» декабрь 2002 г., Серпуховский и Коломенский районы Московской области, а также в ходе обсуждения на семинарах Центра изучения образовательной политики Высшей Школы социальных и экономических наук, Центра обучения администраторов образования Московского государственного областного университета, Центра стратегических разработок развития образования Московской области, в ходе подготовки администраторов образования для создания муниципальных стратегических команд на базе Московского государственного областного университета и десяти муниципальных образований Московской области с 2001 по 2003 гг.

Материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в публикациях автора в научной и периодической печати, использовались в ходе реализации областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001;2005 гг.» и разработке этой программы на 2004;2007 гг.

В настоящее время результаты исследования внедрены в практику работы одиннадцати муниципальных образований Московской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, проведенной в рамках настоящего исследования по формированию профессиональной управленческой компетентности в области стратегического управления развитием МОС, можно сделать следующие выводы.

Анализ существующих подходов к интерпретации понятия профессиональной управленческой компетентности как объекте исследования и формирования, а также существующих в теории управления МОС научных подходов к управлению развитием МОС позволил разработать и обосновать: а) структуру и содержание профессиональной компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОСб) конкретную модель формирования такой профессиональной компетентности.

Экспериментальная апробация предложенной модели формирования профессиональной компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС подтвердила сделанные теоретические допущения и базовую гипотезу исследования и позволила сделать следующие выводы:

1. создание и функционирование в рамках системы управления МОС подсистемы, нацеленной на развитие человеческих ресурсов управления значительно повышает эффективность системы управления развитием МОС;

2. предложенная модель формирования компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС эффективна в качестве основы формирования подсистемы мотивации и профессионального развития управленческого персонала МОС;

3. разработанное представление об уровневой структуре профессиональной управленческой компетентности в области стратегического управления развитием МОС является достаточным с точки зрения его функциональности и обеспечивает эффективную работу модели по Формированию основных ССК и УК в области стратегического управления и метауправления МОС.

4. результативность формирования ССК в области стратегического управления и метауправления МОС и УК, входящих в их состав, в значительной степени определяется конкретными целями развития МОСпоэтому можно говорить о том, что подготовка администраторов образования носит целео-риентированный характер, т. е., является целевой.

5. реальная профессиональная управленческая деятельность, определяемая соответствующими целями, является для формирования ССК контекстом развития или особой развивающей средой и позволяет интегрировать ее различные компоненты — разные УК в сложные образования целостной психологической структуры личности, предъявляемые только в конкретной деятельности по стратегическому управлению развитием МОС. Таким образом, управленческая деятельность является не только развивающей для формирования ССК средой, но и областью их проявления.

6. контекстный способ построения индивидуальной траектории профессионального развития является оптимальным для процессов интеграции различных видов компетентностей в сложные образования целостной психологической структуры личности.

7. основные рассмотренные УК, входящие в состав ССК в области стратегического управления развитием МОС, адекватны как самим ССК, так и целям стратегического управления и метауправления развитием МОСих список не может быть задан в окончательном виде. Жестко задан должен быть только целевой принцип соответствия их друг другу.

8. процесс последующего после организованного обучения постоянного обновления всех компонентов требуемой компетентности в рамках проведения управленцами совместных обсуждений и консультаций по результатам проектной деятельности по развитию МОС, является процессом профессионального саморазвития. Этот процесс инициируется изменениями ценностномотивационной сферы личности, происходящими в результате самоприсвоения ценностных оснований проведенной деятельности по реализации проекта и послепроектной консультационной деятельности, и имеет характер развития по спирали. Совместные обсуждения и консультирование по результатам проектной деятельности по развитию МОС являются особым видом управленческой деятельности, а, следовательно, развивающей средой для профессионального саморазвития, поддерживающей инициирование процесса формирования искомой компетентности.

9. основой формирования ССК и УК в области стратегического управления и метауправления развитием МОС являются: а) в системе повышения квалификации: специальные обучающие модулиподготовка проекта развития конкретной МОС в рамках организации предпроектной деятельности. б) на рабочем месте администратора образования, в конкретной МОС: выполнение работ по подготовке и реализации проекта или ряда взаимосвязанных проектов по развитию МОС непосредственно в ходе основной управленческой деятельноститьюторское сопровождение (практическая часть обучения) проектной и иной инновационной деятельности администраторов образования в ходе реализации инновационных проектов по развитию МОС.

В ходе исследования была определена сущность процессов формирования профессиональной управленческой компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием образования МОС как по преимуществу процессов профессионального развития и саморазвития, протекающих в условиях реальной управленческой деятельности по проектированию развития МОС, включая создание и реализацию проектов по развитию МОС.

Было уточнено представление о понятийном аппарате, необходимом для разработки и описания модели формирования профессиональной управленческой компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС (понятия «компетентность», «профессиональная управленческая компетентность», «компетентностный подход», «структура компетентности», «универсальные компетентности», «образовательные компетентности», «управленческие компетентности», «сложные специальные компетентности»).

Были выявлены недостатки формирования требуемой профессиональной управленческой компетентности в системе СПК и непосредственно на рабочем месте администраторов образования, а именно: а) отсутствие в СПК программ обучения требуемым компетентностям, б) отсутствие института тьюторства для сопровождения проектной деятельности администраторов образованияв) отсутствие необходимого опыта у администраторов образования для: анализа ситуации при планировании управленческой деятельности в области управления развитием МОСвыявления конкретных проблем, на преодоление которых направлена стратегия проекта по развитию МОС, г) отсутствие целеполаганияд) отсутствие прогноза возможных негативных последствий проектной деятельности и способов их компенсациие) произвольный выбор средств и методов проектной деятельностиж) отсутствие разработки последовательности действий в ходе реализации проекта.

Были также установлены причины низкого качества проектной деятельности на уровне конкретного субъекта — администратора образования МОС. К этим причинам относятся: отсутствие теоретических знаний, необходимых для подготовки и реализации проекта, таких как: отсутствие знаний о сущности проектной деятельности, о сущности управления развитием МОС и способах выстраивания стратегий по ее развитию, отсутствие практических навыков проектной деятельности, отсутствие мотивации к новому сложному виду управленческой деятельности.

В ходе работы была теоретически обоснована и экспериментально проверена концептуальная модель формирования профессиональной управленческой компетентности администраторов МОС в области управления развитием МОС и система мер по обучению администраторов образования требуемым компе-тентностям в условиях СПК и непосредственно в ходе реальной управленческой деятельности.

Исходным материалом для концептуальной модели формирования профессиональной управленческой компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС выступили типичные затруднения управленцев в проектной деятельности по развитию МОС. В связи с этим, целью обучения стало формирование сложных специальных управленческих компетентностей в области стратегического управления развитием образования. В качестве содержания обучения выступило содержание, разработанное на основе смещения а) содержания специально разрабатываемых курсов по ряду тем, посвященных теоретическим аспектам формирования сложных специальных управленческих компетентностей по материалам конкретных проектировщиков, являющихся одновременно и исполнителями проектов по развитию МОС б) с содержанием деятельности тьюторов от СПК.

Ведущими методами стали методы обучения, направленные на совершенствование теоретических основ управленческой деятельности по развитию МОС и методы обучения, направленные на формирование требуемых компетентностей. Были использованы разнообразные формы учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, индивидуальные и групповые консультациирезультатом обучения является способность к самостоятельной и мотивированной проектной деятельности у администраторов образования в области управления развитием МОС.

Проверка предложенной экспериментальной системы мер по формированию ССК и УК в области стратегического управления и метауправления развитием МОС, разработанной на основе концептуальной модели формирования требуемых компетентностей также подтвердила основные выводы об эффективности примененной модели, и, следовательно, необходимой достаточности ее теоретических обоснований.

В ходе исследования были разработаны: 1) понятие профессиональной управленческой компетентности администраторов образования в области стратегического управления и метауправления развитием МОС: представлена структура понятия, содержательно определены его уровни и сформирован базовый перечень требуемых компетентностей администраторов образования в реальной практике управления развитием МОС- 2) разработана модель формирования ССК и УК в области стратегического управления и метауправления МОС в условиях СПК и непосредственно на рабочем месте в МОС, включающая структурные и содержательные основы для организации эффективной деятельности по формированию требуемых компетентностей администраторов МОС.

Подводя общие итоги проведенного исследования по формированию профессиональной управленческой компетентности, в ходе которого разработаны, экспериментально проверены и внедрены в практику управления развитием образования ряда МОС Московской области: концептуальная модель профессиональной компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС, включающая определение ее структуры и динамики развитияконцептуальная модель формирования профессиональной управленческой компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС, основанная на анализе концептуальной модели профессиональной компетентности в области управления развитием МОС и включающая в себя совокупность принципов, требуемых свойств, целей, задач, содержания, методов и средств обучения, критериев оценки процесса и результата такого формирования. положение о формировании профессиональной компетентности администраторов образования в области стратегического управления развитием МОС как целенаправленном и управляемом процессе, составляющими которого являются: разработка программы подготовки администраторов образования в соответствии с целями развития МОС, включающей анализ эффективности деятельности управленцев по развитию МОС в контексте социально-экономической и образовательной ситуации, выявление проблем деятельности администраторов образования в ходе управления процессами развития МОСцелеполагание и определение того, что, когда, как и с помощью каких средств должно быть сделано для достижения поставленной целиположение о готовности администраторов образования к управлению развитием МОС через реализацию конкретных проектов как желаемом результате эффективного формирования профессиональной управленческой компетентности в области управления развитием МОСмодельные представления о сущности и содержании ССК, включающие УК, формируемые на основе ценностно-мировоззренческих, мотивационных, информационных и технологических составляющих управленческой деятельности.

Подводя общие итоги и завершая исследование, необходимо отметить, что результаты данной работы имеют определенное значение для стратегического управления развитием областной системы образования, состоящей на муниципальном уровне из 73 муниципальных образовательных систем. Это подтверждается включением вопросов формирования управленческой компетентности администраторов образования муниципального уровня в области стратегического управления развитием МОС в число приоритетных направлений управленческой деятельности регионального уровня, связанной с формированием ресурсного обеспечения предложенной в рамках проведенного исследования модели профессионального развития муниципальных администраторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . В. Возможности школы как образовательной системы в повышении профессиональной компетентности учителя Дис.. канд. пед. Наук — СПб, 1999
  2. P. JI. Общая теория систем и исследование систем как противоположные концепции науки о системах: Пер. с англ. // Общая теория систем. М: Мир, 1966. — С. 66−80.
  3. Акофф P. JI, Эмери Ф. И. О целеустремленных системах: Пер. с англ./ Под ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. — 271 с.
  4. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. — 327 с.
  5. Р. Планирование в больших экономических системах: Пер. с англ.- М.: Советское радио, 1972. 224 с.
  6. В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Дис.. д-ра пед. наук: М, 1998
  7. Алферов Ю. С, Курдюмова И. М, Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом/ Под ред. Ю. С. Алферова и B.C. Лазарева.-М. 1997- 145 с.
  8. Амстронг Майкл. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: Инфра-М, 2002, 327 с.
  9. К. Учителя и инновации. М, 1996. 159 с.
  10. Архангельский С. И, Михеев В. И, Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974.-48 с.
  11. Архангельский С. И, Михеев В. И, Перельцвайг Ю. М. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975.- 43 с.
  12. Т.П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров образования. М., 1996.- 123 с.
  13. Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ./ под ред. М. Калантаровой. М., 1994. 304 с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  15. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. -, М.: «СИН-ТЕГ-ГЕО», 1997.- 187 с.
  16. А. Эффективный менеджмент: управление как специфический тип профессиональной деятельности. M.: АНХ при Правительстве РФ, 1999.-234 с.
  17. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием. Автореферат канд. диссертации, 2001.
  18. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М., 1990. 139 с.
  19. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  20. С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. -1997.-№ 9.-С. 11−15.
  21. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экон. и спец. вузов. М.: МГУ, 1994. — 416 с.
  22. О.С. Метод конкретной ситуации в преподавании управленческих дисциплин // Aima mater. 1997. № 6, С. 45−48.
  23. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под ред. Т. Н. Шамовой. М., 1991. 191 с.
  24. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 315 с.
  25. Э. Культурный аспект управления проектами // Мир управления проектами / Под ред. X. Решке, X. Шелле. М.: Алане, 1994, С. 62−66.
  26. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Нар. образование, 2001.- 240 с
  27. Гуманизация образования. Теория. Практика / Науч. ред. В. Г. Воронцова. СПб.: СПб ГУПМ, 1994. — 96 с.
  28. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интер-пракс, 1994. -464 с.
  29. Н., Ушаков К. Эффективность предполагает адекватность. О стилях профессионального поведения руководителя. //Директор школы. 1995. № 2. С.20−27.
  30. Н. Команда: этапы становления и поведение руководителя. //Директор школы, 1996. № 1. С.30−35.
  31. Н. Команда: внутренний мониторинг эффективности. //Директор школы, 1996. № 2. С. 10−13.
  32. Н. Команда: каждый выполняет свою роль. //Директор школы, 1997. № 2. С.26−35.
  33. Н. Власть: разные уровни и представления. //Директор школы, 1997. Спецвыпуск № 2. С.32−35.
  34. Дизель Пол-М, Мак-Кинли У. Поведение человека в организации: Пер. с анг. -М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. 341 с.
  35. П. Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. -М.: Технол. шк. бизнеса, 1992. 191 с.
  36. И.Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала, автореферат канд. диссертации, 2001.
  37. Л. И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа, гимназии Дис.. канд. пед. наук: Челябинск, 1996
  38. Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. / Пер. с англ. М., 1992.-272 с.
  39. Дж. У. Путеводитель в мир управления проектами. Екатеринбург, 1988 .-247 с.
  40. Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс. 2000.383 с.
  41. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих. Автореферат канд. диссертации, 2000.
  42. И.А. Отношение руководителей школ к повышению собственной управленческой компетентности. Автореферат канд. диссертации, 2001.
  43. В. И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. М.: ИУО РАО, 1994. — 34 с.
  44. A.JI. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования //Психологический журнал, 1993, т. 14, N4. С .4−15.
  45. Закон Московской области «Об областной целевой программе «Развитие образования Московской области на 2001−2005 годы» от 16 января 2002 года // CD-ROM, Consultant+, 25.01.2002, формат документа ТХТ, 02.07.2002 г.
  46. Закон Московской области «Об образовании» от 10 июня 2001 года // CD-ROM, Consultant+, 20.06.2001, формат документа ТХТ, 02.07.2002 г.
  47. О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий Дис.. канд. пед. наук: Армавир, 2002
  48. Зверева В. И, Мартынова Г. А. Деятельность директора по развитию инновационных процессов в школе // Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995.-С. 149−160.
  49. В. И. Диагностика педагогической деятельности учителя. (Фрагменты из будущей книги). М.: Новая школа, 1996. — 68 с.
  50. В. И. Образовательная программа школы. (Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений). Выпуск 1. -М.: Фламинго ЛТД, 1995. 83 с.
  51. В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  52. Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПБ.: Питер, 2003. 368 с.
  53. Карлоф.Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -М.: Экономика, 1991.-239с.
  54. Каспржак А. Г, Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. 144 с.
  55. Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. М.: Айти, 2003. 318 с.
  56. М.В. Инновации в мировой педагогике. М, 1985. 176 с.
  57. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 223 с.
  58. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 189 с.
  59. Клиланд Д, Кинг В. Системный анализ и целевое управление: Пер. с англ. / Под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. радио, 1974. — 279 с.
  60. Т.Е., Шапкина А. П. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в контектсте педагогической культуры. СПб., 1996. 247 с.
  61. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1992. 140с.
  62. Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой (для директоров и замест. директоров школ). Ч. I. М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. — 79 с.
  63. Ю. А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков: ПОИУУ, 1994. — 38 с.
  64. О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании // Директор школы. 1999. № 2. С. 71−76
  65. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Просвещение, 1981. 157 с.
  66. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М., Новая школа, 1997.- 197 с.
  67. А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. М.: Дело, 2003. 942 с. |
  68. А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М., 1999. 346 с.
  69. Е.А. Психология профессионализма. М., 1996. 248 с
  70. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов- на -Дону, 1996. 354 с.
  71. Е.А. Общая психология. М.: ЮНИТИ, 1999. 387 с.
  72. В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Ав-тореф. дис. д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ, 1993. — 36 с.
  73. В. Ю. Управление школьным коллективом. М.: Знание, 1985. — 32 с.
  74. Р. Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. — 352 с.
  75. Кузнецова 0.3. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетенции педагога Дис.. канд. пед. наук: Улан-Удэ, 2000
  76. Н. В. Профтехучилище как педагогическая система // Системный подход в пед. исслед. проблем ПТО: Сб. науч. тр. Л.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1987. — С. 28−42.
  77. Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М.: Высшая школа, 1980. — С. 5−18.
  78. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990. -117с.
  79. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 132 с.
  80. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ 1980. 132 с.
  81. Н.Д., Кочевник Н. И. Научные основы составления программ развития образования. Новгород, 1996. — 32 с.
  82. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983. — 159 с.
  83. А.И. Разработка образовательного проекта как источник педагогического знания: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Д., 1993.- 19 с.
  84. Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  85. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1970. — 104 с.
  86. Ю.Н. Образование взрослых и проблема функциональной неграмотности // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры.- 1997.-№ 9.-С. 3−7.
  87. Г., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — Т. 1. 495 е., Т. 2,512 с.
  88. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М., 1997.- 144 с.
  89. .М. Государственное управление на этапе перестройки. -М.: Юрид. лит., 1988.-318 с.
  90. .М. Управленческие процедуры. М.: Наука, 1988, С. 1317.
  91. В. С. Психология стратегических решений. М.: Голден-Ант, 1994. — 81 с.
  92. B.C. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления // Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С. 25−33.
  93. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. № 5. С. 13−18.
  94. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. // «Педагогика». 1995. № 5. — С. 13−18.
  95. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа. 1993. — 48 с.
  96. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Метод, пособ. для руков. общеобразовательных учреждений. М, 1993.-48 с.
  97. О. Т, Каньковская А. Р. Основы менеджмента. Учеб. пособ. /Под ред. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. СПб.: МиМ, 1992. — 189 с.
  98. O.E. Теоретические основы педагогического целеполага-ния в системе образования: Автореф. дисс. пед наук. СПб, 1992 — 38 с.
  99. O.E. Управление образовательными системами: Пособие. Великий Новгород, 1998 — 91 с.
  100. O.E. Теоретические основы педагогического целеполага-ния в системе образования: Автореф. дис. д.п.н. СПб, 1996.
  101. O.E., Каньковская А. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. СПб.: Издательский дом «МиМ», 1997. 192 с.
  102. Н. А. Педагогические условия формирования у будущего учителя социальной компетентности Дис.. канд. пед. наук: Тула, 2000
  103. З.Ф. Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования: Автореф. дис. д.п.н. М, 1998. 45 с.
  104. Мазур И. И, Шапиро В. Д, Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. М, Экономика, 2001. 574 с.
  105. А. Н, Сахарчук Л. Б, Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб.: СПб ГУПМ, 1992. — 79 с.
  106. А.Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб, 1992 — 78 с.
  107. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992.- № 9−10. — С. 65−67.
  108. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с.
  109. А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования. Спб., 1997. 356 с.
  110. Н. Н. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога Дис.. канд. пед. наук: Уфа, 2000
  111. Межбюджетные отношения в российском образовании. Проблемы модернизации, ГУВШЭ, М., 2002 г. 248 с.
  112. Менеджмент в управлении школой/ Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Магистр, 1992. 223 с.
  113. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. АНХ при Правительстве РФ, М., 1997. 702 с.
  114. Моделирование обучения и поведения. М.: Наука, 1975
  115. Модульная программа для менеджеров. Т. 7. Управление программами и проектами.- М: ГУУ, НФПК, 1999
  116. A.M., Капто А. Е., Лоренсов A.B., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении / Под ред. А. М. Моисеева. М., 1998.
  117. А. М. Давайте проектировать системы управления // Частная школа. 1997.-N 5. — С. 88−101.
  118. А. М., Моисеева О. М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы. Концепция управления развитием школы. Новокузнецк: НГИУУ, 1994. — 63 с.
  119. A.M. Программы развития образовательных учреждений: уроки опыта разработки // Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. М., 1999. — С. 7−26.
  120. A.M. Проектирование систем управления школой: контуры темы // Сибирь. Философия. Образование. Новокузнецк, 1998. — № 2. -С. 95−103.
  121. A.M. Управленческая концепция директора школы: проблемы и перспективы исследования // Проблемы оптимизации управления школой / под ред. М. М. Поташника. М.: Изд-во АПН СССР, 1990 — 122 с.
  122. A.M., Моисеева О. М. Актуальные вопросы управления развивающейся школой. Новокузнецк, 1994. — 63 с.
  123. Дж. Целевое управление организацией./ Под ред. И. М. Верещагина М.: Сов. Радио, 1979. — 144 с.
  124. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе: варианты решения./Под ред. А. Г. Каспржака и Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2004, с. 415.
  125. Н.В. Управление единичным нововведением // Управлениешколой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева.- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. С. 244 260.
  126. Г. С. Психологический менеджмент. СПБ, 1997. 359 с.
  127. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО РАО, 1996. — 130 с.
  128. Новые педагогические и информционные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. М.: Academia, 2000
  129. Нововведения в муниципальном управлении образованием./Под ред. Н. Д. Малахова. М., 1997. 96 с.
  130. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.-423 с.
  131. Правовые проблемы модернизации образования. ГУВШЭ, М., 2002 г. 189 с.
  132. М. М., Моисеев А. М. Диссертации по управлению образованием. Состояние, проблемы, современные требования. Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1997.- 176 с.
  133. М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (в вопросах и ответах). Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образования. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  134. М. М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. — N 5. — С. 27−32,
  135. М.М. Демократизация управления школой. М., 1990.76 с.
  136. М.М. Инновационные школы Рорсии: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / Вступит, ст. В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1996.-320 с.
  137. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: Радянська школа, 1988. — 187 с.
  138. М.М. Право на эксперимент // Народное образование. -1989.-№ 9.-С. 33−38.
  139. Преобразования научно-инновационной сферы в регионе: Понятийный аппарат / Науч. рук. А. А. Румянцев Спб., 1995.-90 с.
  140. А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). M.: Политиздат, 1989. — 271 с.
  141. А.И. Организация: системы и люди. М. 1983.
  142. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. /Под ред. Моисеева A.M. Москва-Тамбов, 2002. — 331 с.
  143. Программно-целевое управление развитием образования: Опыт, проблемы и перспективы / Под ред. А. М. Моисеева. Изд. 2-е. — М, 2001. -189 с.
  144. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 189 с.
  145. И.И. Создание новой структуры управления региональной образовательной системой. Спб, 1992. — 23 с.
  146. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Ав-тореф. дис. докт. пед. наук. Спб, 1998. — 34 с.
  147. И.И. Развитие региональной образовательной системы (наматериале Сочинского региона): Автореф. дис. к.п.н. СПб, 1992.- 23 с.
  148. Психология воздействия: проблемы теории и практики // Под ред. Бодалева A.A., М, 1989. 276 с.
  149. Психология труда / Ред. К. К. Платонов. М.: Профиздат, 1979. 359с.
  150. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. М, Дело, 2003. 159 с.
  151. A.A. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управление. Воронеж, 1995. 195 с.
  152. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. М.: Коги-то-Центр, 2002
  153. Равен Джон. Педагогическое тестирование. М.: Когито-Центр, 2001.-395 с.
  154. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика. /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа 2001. 875 с.
  155. М. Коучинг: эмоциональная компетентность: Направьте свои эмоции (EQ) на успех в работе М. Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003. 98 с.
  156. В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопр. философии. 1984. — № 10. — С. 100 114.
  157. М.В. Ключевые компетенции в стандарте: Возможности реализации // Стандарты и мониторинг качества образования. 1999. № 4. С. 2023
  158. Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Автореф. дис. докт. пед. наук. Спб., 1999. — 36 с.
  159. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 308 с. I
  160. Состояние, тенденции изменения и проблемы управления образованием / Составитель B.C. Лазарев, Т. П. Афанасьева, A.M. Моисеев, О.М. Моисеева- Под ред. B.C. Лазарева. М: ИУО РАО, 1996. 40 с.
  161. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М., 1998. — 440с.
  162. П. И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М.: Юго-Восточное окружное управление Московского департамента образования, ИМЦ МГПУ им. В. И. Ленина, 1995. -204 с.
  163. П.И. Новая модель управления. Московский вариант / Народное образование. 1991. — № 7 — С. 20−24.
  164. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика. 1991. — 187 с.
  165. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1997. 288 с.
  166. П.И. Формирование и развитие системы управления общеобразовательной школы в крупном городе: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01)/ МПГУ М., 1992 — 32 с.
  167. П.И., Куховаренко Н. В., Эрреро В. Е., Церковникова Н.В.
  168. Измайловская гимназия в педагогическом поиске // Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. -М.: Прометей, 1995. С. 143−149.
  169. Управление по результатам: Пер. с фин. / Т. Санталайнен, Э. Во-утилайнен, П. Поренне и др.- общ. ред. Я. А. Леймана. М.: Прогресс Универс, 1993.-319 с.
  170. Управление проектами (зарубежный опыт) / Под ред. В. Д. Шапиро. Спб., 1993. — 250 с.
  171. Управление проектами. Учебник для студентов экономич. направлений и специальностей высших учебных заведений / Н. И. Ильин, И. Г. Лук-манова, А. М. Немчин и др.- под ред. В. Д. Шапиро. М.: ДваТрИ, 1996. — 610 с.
  172. Управление изменениями. Социальное проектирование. Хрестоматия по курсу. 4.1 и 2. Составитель Зуев С. Э., М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук. Центр изучения образовательной политики. 2003
  173. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений / В. С. Лазарев, M. М. Поташник, А. М. Моисеев и др.- под ред. M. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  174. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева.- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 336 с.
  175. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. М.: «Инфра -М», 1999.- 534 с.
  176. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. М., 1995. 217 с.
  177. K.M. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь, 2000. — 140 с.
  178. K.M. Теория и практика повышения квалификации управленческих кадров системы образования в нестабильной ситуации: Авто-реф. дис. докт. пед. наук. Спб., 1998.-72с.
  179. К. М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. — 128 с.
  180. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. -М., 1997. 175 с.
  181. К. Эволюция организации: продолжение становления. //Директор школы, 1998. № 1. С.3−7.
  182. К. Эволюция организации: развитие, расцвет, спад. //Директор школы, 1998. № 2. С. 18−22.
  183. К. Эволюция организации: зарождение и становление. //Директор школы, 1997. № 6. С.3−10.
  184. К., Дерзкова Н. Власть: основные источники и формы. //Директор школы, 1997. № 5. С.3−8.
  185. И.Д. Образовательная политика: практика анализа. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Центр изучения образовательной политики. М, 2002. 168 с.
  186. И.Д. Тайны школы: Заметки о контекстах. Красноярск, 1999.-349 с.
  187. О. Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1996. -20 с.
  188. О. Г, Поташник М. М, Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. -64 с.
  189. О.Г. Оценка и выбор новшеств начало инновационного процесса // Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева. — М.: ЦСиЭИ, 1997. — С. 231−243.
  190. Хомерики О. Г, Поташник М. М, Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. — 62 с.
  191. И.Д. Управление исследовательской работой учителя и ученика. М.: Сентябрь, 1999. — 143 с.
  192. Чечель И. Д Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. № 4. С. 3−16
  193. Р.Х. Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М, 1990. — 208 с.
  194. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. -М.: АПП ЦИТП, 1992. 65 с.
  195. Т. И, Давыденко Т. М, Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы / Научный редактор Т. И. Шамова. -Архангельск: Поморский международный педагогический университет, 1995. -162 с.
  196. Т.И. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М.: МГПИ, 1988. — 66 с.
  197. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.1. М.: АПП ЦИТП, 1992. 64 с.
  198. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998.-354 с.
  199. Шейн Эдгар. Организационная культура и лидерство. Питер, Санкт-Петербург, 2002 г. 335 с.
  200. В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий Дис.. канд. пед. наук: СПб., 1996
  201. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Дело, 2003.-596 с.
  202. Е.А. Школа для всех. М, 1996. 352 с.
  203. Ямбург Е. А Эта «скучная» наука управления. М, 1992. 62 с.
  204. Adorno, Т. and others. The Authoritarian Resonality. New York: Harper & Row, 1950
  205. Barret G.V. and Depinet R.L. A reconsideration of testing for competence rather than intelligence/American Psychologist. 1991, № 46(10), 1012 1024.
  206. , P.F. «Strategic HRM: a beginning, a new theoretical direction"/ Human Resource Management Journal, 1992. № 4 (3), pp.32−35.
  207. Burns T., Stalker G. The management of innovation. L.:Tavistock, 1961
  208. , J. «HR Strategy in Practice», presentation at IPD National Conference, 1998, October.
  209. Fishbein, M. Readings in Attitude Theory and Measurement. New York: — Willey, 1967
  210. Fishbein, M. and Ajzen, L. Belief, Attitude, Intention and Behavior. Reading Mass.: Addison Wesley, 1975
  211. Garrat, R. Creating a Learning Organization/ Institute of Directors, London, 1990
  212. , D.F. «Building a learning organization»/ Harvard Business Review, 1993, July-August, pp. 78−91.
  213. Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. New York: McGraw Hill, 1980
  214. Guest, D.E. and Peccei, R. «The nature and causes of effective human resource management’VBritish Journal of Industrial Relations, 1994, June.
  215. McClelland D.C. Testing for competence rather than for «intelligence"/ American Psychologist, 1973, № 28, 1−14.
  216. McClelland D. The Achieving Society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1961
  217. McClelland D. Power: The inner Experience. New York: Irvington, 1975
  218. , H. «The rise and fall of strategic planning'7 Harvard Business Review, 1994, January- February, pp. 107−114.
  219. , K. «Models of personnel management: a means of understanding the diversity of personnel practices?"/ Human Resource Management Journal, 1992, № 3 (2), pp.29−41. ,
  220. Oppenheim, A.N. and Torney, J. The Measurement of Children s Civic Attitudes. Stockholm: IEA- New York- John Wiley, The Halsted Press, 1974
  221. Pearce II S.A. Robinson R.B. Strategic Management: Text and Cases, 2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983
  222. Porter L.W., Lawler E.E. Managerial Attitudes and performance. Homewood, I.L.: Irvin, 1968
  223. Raven J. Forthcoming. In J. Raven, J. Stephenson and D. O' Reilly (Eds.), Beyond Competence to Capability and the Learning Society. London: Kogan Page, on behalf of Higher Education for capability. 1998
  224. Raven J. On the Components of Competence and their Development in Education. Teachers, College Record, 1977
  225. Raven J. Pupil Motivation and Values. Dublin: Irish Association for Curriculum Development. 1976
  226. Raven J. Education, Values and Society: The Objectives of Education and the Nature and Development of Competence. Oxford: Oxford Psychologist Press, 1977
  227. Ritti, R.R. and Funkhouser, G.R. The Ropes to Skip and The Ropes to Know. Columbus. Ohio: Grid, 1982
  228. Roger Kaufman and Philip Gris. Auditing your Educational Strategic Plan: Making a good thing better. Thousand Oaks, CA: Corwin Press. 1995, pp. 6667.
  229. Smith G.D., Arnold D.R., Bizzell B.G. Business Strategy and Policy. 2nd ed. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1988
  230. Spenser L.M. and Spenser S.M. Competence at Work. New York: Wiley. 1993
  231. Thompson A.A.Sr., Strickland III, A.S. Strategic Management: Concepts and Cases. 3rd ed. Piano, Tex: Business Publications, 1984
  232. Whetten, David A. and Cameron, Kim S. Developing Management Skills. (Fourth Edition) Reading, MA: Addison-Wesley. 1993
  233. Wroom V.H.: Work and Motivation. N.Y.: Wiley, 1964
  234. Wroom V.H., Lago A.G. The New Leadership. Prentice Hall. 1988
  235. Wroom, V.H., and Yetton, P.W. Leadership and Decision Making. Pittsburg, Pa.: University of Pittsburg Press, 1973
  236. Yankelovich D., Zetterberg H., Strumpel B., Shanks M. et al. Work and Human Values. New York: Aspen Institute for Humanistic Studies. 1988.
Заполнить форму текущей работой