Методические основы трудового обучения школьников в образовательной области «Технология» с учетом национально-регионального компонента: На примере Кабардино-Балкарии
Реализации мероприятий по внедрению программы &bdquo-Творческая лаборатория (кружок) &bdquo-Сделай сам" — применения методов агрегатирования при проектировании и изготовлении изделий научно-технического творчестваиспользования результатов исследования по обработке в нестационарных режимах черных и цветных металлов в механических учебных мастерских, что даст экономию затрат за счет сокращения… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Региональные основы содержания технологического обучения и трудовой подготовки в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования
- 1. 1. История развития теории и практики трудового обучения
- 1. 2. Советская педагогика и проблемы трудового обучения
- 1. 3. Национально-региональный в компонент в трудовом обучении
- 1. 4. Народная педагогика как составная часть национальнорегионального компонента
- Глава вторая. Теоретические основы технологического обучения н трудовой подготовки с учетом национально-регионального компонента
- 2. 1. Методические основы и система технологического обучения 50 и трудовой подготовки школьников
- 2. 2. Федеральная составляющая технологического обучения и трудовой подготовки школьников
- 2. 2. 1. Понятия технологического и трудового процессов
- 2. 2. 2. Развитие технологического мышления
- 2. 3. Содержание и структура учебного материала национальнорегионального компонента
- 2. 4. Формирование общетехпических знаний школьников 72 при изучении раздела по металлообработке
- 2. 4. 1. Программа иптегративпого курса &bdquo-Основы организации собственного дела в области металлообработки и ремонта бытовой радиоаппаратуры (РЭА)"
- 2. 5. Развитие творческих способностей учащихся в процессе технологического обучения щ
- Глава третья. Принципы создания системы технологического обучения и трудовой подготовки в национальной школе
- 3. 1. Анализ внедрения предмета &bdquo-Технология" в школах Кабардино-Балкарии (КБР)
- 3. 2. Внедрение предмета &bdquo-Технология" в школах г. Нальчика
- 3. 3. Внедрение предмета &bdquo-Технология" в районах Кабардино- 97 Балкарии
- 3. 4. Методические рекомендации по внедрению образовательной области &bdquo-Технология" в школах Кабардино-Балкарии
- 3. 5. Принципы создания системы технологического обучения и 107 I трудовой подготовки с учетом национально-регионального компонента
- 3. 6. Соотношение репродукционной и творческой деятельности учащихся в учебном процессе
- 3. 7. Методические рекомендации по сокращению расхода 122 режущих инструментов в учебных механических мае терских
- 3. 8. Инструктивно-методические материалы по организации 127 инструментального хозяйства общеобразовательных учреждений
- Организация гибкой инструментальной и технологической подготовки учебного процесса
- 3. 9. Предложения по организация рациональной системы 129 технологического и инструментального обеспечения школ и межшкольных учебных комбинатов (МУК)
- Организация рациональной системы технологического и инструментального обеспечения школ и МУК
- Глава. четвертая. Результаты исследования технологического обучения и трудовой подготовки в национальной школе
- 4. 1. Этапы выполнения работы
- 4. 2. Выполнение школьных проектов
- 4. 3. Опыт проведения технологического обучения и трудовой подготовки в сети дополнительного образования
- 4. 4. Результаты проведения Республиканских олимпиад по &bdquo-Технологии" в школах Кабардино-Балкарии в 1999 и 2000 г
- 4. 5. Повышение квалификации учителей образовательной области &bdquo-Технология" как средство внедрения содержания национально-регионального компонента
- 4. 6. Аттестация учителей на высшую квалификационную категорию как средство проверки внедрения содержания национально-регионального компонента
- 4. 7. Результаты внедрения методических основ и системы технологического обучения и трудовой подготовки в общеобразовательных школах Кабардино-Балкарии
Методические основы трудового обучения школьников в образовательной области «Технология» с учетом национально-регионального компонента: На примере Кабардино-Балкарии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные реформы в системе образования невозможно осуществлять без осмысливания глубоких, глобальных идей, отражающих новую парадигму научной картины мира и переживаемую обществом социокультурную трансформацию к становлению постиндустриальной цивилизации.
На Всероссийском совещании работников образования, прошедшем 14−15 января 2000 года в Московском Кремлевском дворце, была принята Национальная доктрина образования в Российской федерации и Концепция структуры и содержания общего среднего образования.
В Доктрине определены цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования па период до 2025 года.
Стратегические цели образования увязаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление социального, экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни парода и национальной безопасностиутверждение статуса России н мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, высоких технологий и экономикисоздание основы для потенциала устойчивого развития России.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Образование признается приоритетной сферой, отражающей современные условия ее функционирования, определяющей ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения. Доктрина дае т основные направления совершенствования законодательства в области образования н является основой для разработки программ развития образования, технологического обучения и трудовой подготовки, в частнос ти.
Основные цели и задачи образования, определенные в Доктрине, соответствуют целям и задачам образовательной облас ти &bdquo-Технология" .
Концепции структуры и содержания среднего образонаним к 12-легней школе определила глаиной целью образонанин — формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал и динамичных социально-экономических условных, как к собственных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).
Определены цели и задачи школы как социального института в современных условиях, приняты меры по их реализации.
В основе &bdquo-Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" лежит периодизация развития личности, содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.
Образовательная область &bdquo-Технология" определена как курс технологии, синтезирующий научно-технические, технологические и экономические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека. Основу курса составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся.
В содержании образования даны определения федерального, национально-регионального и школьного компонентов.
Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурпого и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.
В концепции структуры и содержания общего среднего образования большое внимание уделено вопросам подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Современная профессиональная педагогическая деятельнос ть требует учителя, ценностными установками которого является приоритет личностного развития школьников, способность свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, готовность участия в инновационных и творческих процессах.
В настоящее время меняется роль системы образования — главного института воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества, его передачи от поколения к поколению.
Современные реформы в системе образования Кабардино-Балкарии невозможно осуществлять без учета региональных особенностей, имевших место в историческом развитии народов республики.
В настоящее время в Кабардино-Балкарии существуют два типа начальных школ: национальные начальные школы с родным языком обучения и национальные начальные школы с русским языком обучения. С пятого класса русский язык становится языком обучения во всех школах.
Одухотворенная, патриотичная, гармонично-развитая личность должна быть неразрывно связана со своим народом, обладать знанием родного языка, обычаев, культуры, являющихся основой мептальности этноса. В связи с этим возникает необходимость в разработке концепции создания теоретических основ технологического образования различных групп населения Российской Федерации с учетом их мептальности. региональных условий проживания и социального положения.
Проблема формирования нового содержания образования рассматривается па различных уровнях. В данном исследовании содержание технологического образования и трудовой подготовки рассматривается па уровне учебного школьного предмета, методических рекомендаций, программ для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Ядро содержания образования включает комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможны взаимопонимание и взаимодействие людей, созидательная социальная деятельность.
Практическое решение проблемы содержания образования находим в концепциях, программах и учебниках по предмету &bdquo-Технология". Анализ содержания концепций и новых программ позволил выявить, что методические основы технологического обучения и трудовой подготовки школьников с учетом требований требований этнопедагогики до сих пор недостаточно разработаны. Это позволяет сделать вывод о наличии противоречия между существующей системой обучения и требованиями современной российской школы. Не разработаны методы использования' элементов этнопедагогики, совершенствования направлений обработки конструкционных материалов, форм, организации дополнительного образования в области научно-технического творчества, повышения квалификации и аттестации преподавателей предмета &bdquo-Технология" в полиэтнических районах России.
Проблема разработки содержания технологического образования связана с рядом частных проблем:
— определение содержания и структуры национально-регионального компонента образовательной области &bdquo-Технология" - корреляция структуры и содержания федеральной составляющей образовательного стандарта с содержанием национально-регионального компонента предмета.
К факторам, определяющим необходимость разработки теоретических основ содержания технологического образования и трудовой подготовки, относятся научные изыскания последних лет в области образования.
Сложившаяся новая социальная, политическая, экономическая ситуация диктует необходимость разработки новой концепции технологического образования и трудовой подготовки в Кабардино-Балкарии в соответствии с реальным состоянием и перспективами развития республики.
Проведенный анализ выявил противоречия технологического образования и трудовой подготовки, что позволило сделать вывод об актуальности исследования и сформулировать его проблему — обоснование методических основ обучения школьников в образовательной области &bdquo-Технология" с учетом национально-регионального компонента (на примере Кабардино-Балкарии).
Наиболее перспективной из разрабатываемых моделей обеспечения гумаиитарности и культуро-диалогической продуктивности представляется модель культуросообразной школы.
Субъекты образования заинтересованы в том, чтобы поддерживать инновационную деятельность, поскольку именно через ее механизмы обеспечивается развитие педагогической мысли и прак тики, образовательных отношений и технологий, культуры и общества в целом.
Образовательная область &bdquo-Технология" представляет собой многоаспектное поле инновационной деятельности в региональных рамках развития самосознания, культуры, языка, менталитета этногрупп населения и является связующим звеном в системе образования.
В этом отношении опыт региональной системы образования Кабардино-Балкарии, его анализ, на наш взгляд, представляет определенный практический и методологический интерес. Республика представляет собой многонациональный регион, с ограниченными энергетическими ресурсами. Имеются проблемы развития горно-добывающего комплекса в сочетании с балансом экологических требований сохранения рекреационного комплекса, а также большое количество социально-экономических проблем.
Эта типичная для многих регионов ситуация предъявляет к технологическому образованию и ее стратегии весьма конкретные требования, которые можно сформулировать как необходимость:
— корреляции структуры и содержания федеральной составляющей со структурой и содержанием национально-регионального компонента школы;
— разработки федеральной составляющей по совершенствованию структуры и форм работы межшкольных учебных комбинатов (МУК), учебных механических мастерских, направленных на сокращение расхода затрат обучения за счет экономии расхода режущих инструментов;
— развития системы дополнительного образования на основе использования содержания образовательной области &bdquo-Технология", применения современных средств и способов обучения ;
— учета общеобразовательной области &bdquo-Технология" как интегратпвной области в рамках регионального, включающего элементы этпокуль туры, национально-прикладного творчества, промыслов и ремесел.
Научные основы методики технологического образования в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования являлись предметом многих исследований. Вопросы воспитания подрастающего поколения можно найти в работах дореволюционных исследователей кавказского этноса А. Ковецкого, Хап-Гирея, Н. Данилевского, Ш. Ногмова [98] и др.
К теме воспитания адыгов (кабардинцев, черкесов) обращались советские исследователи Г. А. Кокиев. Я. С. Смирнова, Ю. К. Намнтоков. В. В. Смирении, И. А. Шоров, Е. Н. Студенецкая, С. С. Киржапов и др.
Вопросы трудовой подготовки рассмотрены в ряде диссертаций. Трудовое обучение в Великобритании изучено М. Б. Павловой (1992). [101. 102. 103].
Развитие технического творчества при конструировании (па примере технической кибернетики) исследовано А. Н. Богатыревым (1967). [29].
Способы активизации технического мышления учащихся при решении коиструкторско-технических задач в процессе трудового обучения в средней школе рассмотрены В. В. Евдокимовым (1969), [47]. Вопросы воспитания у учащихся творческого отношения к труду па занятиях в учебных мастерских изучены Д. И. Куповым (1964), [67]. Социальные аспекты технического творчества рассмотрены Б. И. Еремеевым (1965). [48] .
Вопросы методики занятий в школьных мастерских исследовались многими учеными, однако, наиболее весомый вклад внес Д. А. Тхоржевский.
Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении рассматривались Г. Я. Буш [32] и др.
Концепция внешкольного (дополнительного) образования, методика, программы технического творчества и воспитания школьников и молодежи разработаны В. А. Горским [39]. Развитию самодеятельного технического творчества в клубе посвящена работа Ж. Садыкова (1982). Принципы, формы и методы организации использования свободного времени молодежи рассмотрены в работе Н. П. Пищулина и А. А. Бетуганова (1989), [101].
Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработаны Г. С. Альтшуллером [6,7]. Проблемы технического творчества изобретателей и рационализаторов нашли отражение в работе Ю. А. Дмитриева (1967). [46].
Основы трудового воспитания адыгов в XIX — начале XX века исследовано в монографии С. Х. Мафедзева (1984). [80]. Технология плетения у адыгов исследована А. С. Кишевым (1986).
Возрождение народных промыслов и ремесел (декоративно-прикладное творчество) как средство эстетического и профессионального становления личности на примере системы дополнительного образования Кабардино-Балкарии рассмотрено в диссертации Х. М. Дикинова (1997), [45].
Проблемы развития региональных систем образования нашли отражение в докторской диссертации Х. Г. Тхагапсоева (1997), [142].
Вышеприведенные работы в силу временных факторов не могли рассматривать вопросы технологического обучения и трудовой подготовки.
По мнению Ю. П. Громыко [40] регион можно представить как естественный масштаб функционирования образования в виде развернутой и самодостаточной социокультурной технологии. Известны региональные программы, например, &bdquo-Столичное образование", авторы которой делают упор на специфику, отражающую культурную самобытность г. Москвы. Распространены подходы к анализу регионального образования, когда вся специфика сводится к этническим и этнокультурным аспектам задач «национально-возрожденческого плана» .
В настоящее время необходимы исследования, раскрывающие особенности технологического образования в регионах. Гумерова Г. С. (1999) рассмотрела вопросы разработки методических основ введения элементов национальной культуры в трудовое обучение учащихся в рамках образовательной области &bdquo-Технология" (па примере башкирской культуры) [42]. Однако, в се работе были подняты вопросы по разделам обслуживающего труда. По нашему мнению, дополнительно требуется разработка разделов технического труда и других направлений с учетом национально-регионального компонента.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен, с одной стороны, ее значимостью для повышения эффективности технологического обучения и трудовой подготовки, с другой — наличием противоречий между существующими программами и концептуальными подходами и необходимостью учета региональных особенностей образовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Актуальность темы
исследования определяется ее социальной значимостью и неразработанностью вопросов специфики технологического обучения и трудовой подготовки в конкретных регионах России.
Объект исследования — система технологического обучения и трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования — методические основы технологического обучения и трудовой подготовки.
Цель исследования — уточнить содержание федерального компонента технологического обучения и трудовой подготовки в разделах &bdquo-Технология обработки конструкционных материалов", &bdquo-Техническое творчество, основы художественного конструирования" - определить содержание национально-регионального компонента применительно для школ Кабардино-Балкарииразработать методические основы системы технологического обучения в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образованияразработать методические основы преподавания на курсах повышения квалификации и проведения аттестации преподавателей на высшую квалификационную категорию в условиях полиэтнического региона (на примере Кабардино-Балкарии).
Исследование панравлено па проверку гипотезы, сформулированной следующим образом.
Гипотеза исследования. Если процесс технологического. обучения, и трудовой подготовки строить на основе:
— реализации содержания национально-регионального компонента, основанного па рациональном использовании элементов и методов региональной народной педагогикиизучения и реализации основных научно-технических, народнохозяйственных, социальных, экологических задач региона;
— реализации мероприятий по внедрению программы &bdquo-Творческая лаборатория (кружок) &bdquo-Сделай сам" - применения методов агрегатирования при проектировании и изготовлении изделий научно-технического творчестваиспользования результатов исследования по обработке в нестационарных режимах черных и цветных металлов в механических учебных мастерских, что даст экономию затрат за счет сокращения расхода режущих инструментов, то, возрастет эффективность уроков и занятий в плане формирования патриотично настроенной, гармонично развитой личности, ее этнической культуры, профессионального самоопределения.
При выполнении настоящей работы был сделан анализ технологического обучения и трудовой подготовки, материально-технического обеспечения и технического состояния учебного оборудования, а также квалификации педагогических кадров в Кабардино-Балкарии, что позволило определить постановку и решение теоретических и практических задач.
Задачи исследования в образовательной области &bdquo-Технология" :
1) определить совокупность элементов народной педагогики, которые целесообразно использовать в современных условиях;
2) разработать содержание национально-регионального компонента и методику его преподавания;
3) разработать предложения по совершенствованию содержания федерального компонента и дать методику его преподавания;
4) разработать методику и систему непрерывного образования педагогов в рамках повышения квалификации и аттестации их на высшую квалификационную категорию;
5) осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанных методик.
Поскольку Россия — многонациональное государство, в данной работе невозможно охватить все этнокультуры. Мы ограничились изучением национальной культуры кабардинцев (адыгов).
В соответствии с выявленными задачами исследования в работе использовались следующие методы:
— изучение и теоретический анализ исследований в области педагогики, психологии, технологического образования и трудового обучения;
— применение процедур тестирования (изучение особенностей интеллектуального и личностного развития ученика), наблюдения, экспертиза, анализ документов;
— изучение теории и практики преподавания предмета &bdquo-Технология" в * школах и педагогической работы в учреждениях дополнительного образования.
Этапы выполнения работы:
1 этап (1996 г.) Констатирующий этап был посвящен изучению теоретических исследований по изучаемой проблеме, подходов к проблеме преподавания, анализу учебных программ, изучению передового опыта, разработки плана и методики исследования.
Проводилось изучение опыта работы школ городов Москвы. Нальчика. Прохладного, Нарткалы, Баксана, Тырныауза. Терека, 11 районов Кабардино-Балкарии, что позволило выявить состояние проблемы, а также определить основные направления исследовательской работы.
В качестве основного объекта исследования на данном этапе мы использовали занятия в базовых школах № 6 и 23 г. Нальчика.
2 этап (1996;1998 гг.) включал поисковый и обучающий этапы, создание методики, проведение эксперимента. Выполнялись теоретические обоснования основных идей исследования, анализ внедрения предмета &bdquo-Технология" в школах Кабардино-Балкарии. Осуществлялись: подготовка теоретической базы, материально-технического оснащения и проведение эксперимента: ф уточнение выдвинутой гипотезы на основе анализа процесса обучения де тей и молодежи различных возрастных группизучение влияния занятий па формирование у детей положительного отношения к труду, профессиональной ориентации, этнической идентификации.
В процессе обучения было охвачено 300 учителей из 11 районов Кабардино-Балкарии и 600 учеников школ № 6 и 23 г. Нальчика.
На 3 этапе (1998;2000 гг.) проводились анализ данных эксперимента и оформление результатов исследования.
Экспериментальные работы содержали следующие подэтапы: разработка методик проведения экспериментов, тематических планов и программ, обучение педагогов, подготовка учебного оборудования, проведение и анализ результатов. В отдельный подэтап включены организация и проведение Республиканских Олимпиад, разработка критериев оценки по номинациям творческих и продуктивных проектов.
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследовании состоят в следующем:
— определены содержание и методика национально-регионального ф компонента технологического образования и трудовой подготовки учащихся в образовательной области &bdquo-Технология" в виде сквозных линий предмета:
— определены содержание и методика изучения разделов &bdquo-Технология * обработки конструкционных материалов", &bdquo-Техническое творчество, основы художественного коп струи ро в ания" ;
— определены содержание и методика изучения национально-регионального компонента при проведении занятий с преподавателями в институтах повышения квалификации;
— определена возможность проверки качества внедрения содержания национально-регионального компонента при проведении аттестации преподавателей на высшую квалификационную категорию;
— разработаны подходы, методы и формы работы с учащимися, основанные па использовании проектов по тематике основных направлений развития региона.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— разработаны методические основы и система обучения, ориентированная на решение задач технологического обучения и трудовой подготовки с использованием элементов этнокультуры, прикладного, технического творчества, промыслов и ремесел;
— предложена методика изучения элементов народной педагогики при Ф технологическом обучении и трудовой подготовке (основные положения методики: самостоятельный выбор учащимися тематики проектных работ, материалов по этнокультуре и основным направлениям развития региона, использование рациональных элементов народной педагогики в части игровых, праздничных, обрядовых форм обучения);
— предложены подходы к технологическому обучению и трудовой подготовке учащихся с учетом федерального, национально-регионального и школьного компонентов на двух уровнях: творческого и репродуктивного: внедрение результатов исследования обработки конструкционных материалов в условиях нестационарных режимов резания дае т снижение затрат за счет сокращения расхода режущих инструментов;
— разработана конструкция, изготовлен и внедрен многофункциональный станок &bdquo-Обрабатывающий центр", разработана таблица доверительных диапазонов скоростей и подач. Станок позволяет заменить 5−6 единиц станков (токарных, сверлильных, расточных, шлифовальных, фрезерных) при обработке металлов, древесины, пластмасс. Станок собран на базе комплекта универсальных сборочных приспособлений (УСП), обеспечивает необходимую ф жесткость и виброустойчивость, отвечает требованиям развития современного станкостроения;
— разработаны интеграгивный курс &bdquo-Основы организации собственного * дела в области металлообработки и ремонта бытовой радиоаппаратуры (РЭА) для учащихся 8−9 классов, методические рекомендации по организации &bdquo-Творческой лаборатории (кружка) &bdquo-Сделай сам" и организация проведения республиканских олимпиад под девизом: &bdquo-Школьный проект — республике!" ;
— предложены пути по совершенствованию разделов &bdquo-Технология обработки конструкционных материалов". &bdquo-Техническое творчество, основы художественного конструирования" ;
— создан банк данных, экспонатов республиканских олимпиад школьных проектов, теоретических и практических разработок учителей.
Апробация исследования;
Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались:
1. На международных конференциях в городах Москве (1995, 1999 гг.). в Армавире (1999 г.), Нальчике (1999, 2000 г.).
2. На лекциях и занятиях в г. Назране (Ингушский ИПКРО, 1996 г.) при работе выездной бригады преподавателей Кабардино-Балкарии.
3. На совещаниях руководителей делегаций в г. Волгоионске (12 ф Всероссийский слет-копкурс юных техников, рационализаторов и конструкторов), 1995 г.- в г. Самаре (13 Всероссийский конкурс юных изобретателей), 1997 г.
4. На заседаниях кафедры ОТД и предпринимательства МГПУ 15 1999. 2000 гг.
5. В течение 3 лет (1991—1993) автор читал курс методики преподавания трудового обучения, а в течение 7 лет (1993;2000) — курс методики преподавания предмета &bdquo-Технология" на республиканских курсах повышения квалификации преподавателей школ Кабардино-Балкарии.
Структура диссертации:
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы 185 наименований.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Построение уроков предмета &bdquo-Технология" в 5−9 классах школ Кабардино-Балкарии рассматривается как часть общей системы технологического обучения и трудовой подготовки, построенных па принципах гуманизации, решении проблем социальной и национальной принадлежности ф учащихся в условиях полиэтнического общества.
2. Учебно-воспитательный процесс в школах и учреждениях дополнительного образования Кабардино-Балкарии основывается на концептуальном единстве и дополнении общего (федерального), регионального и школьного компонентов в образовательной области &bdquo-Технология" .
3. Концепция содержания национально-регионального компонента образовательной области &bdquo-Технология" .
4. Методика проведения занятий, основанная на использовании репродуктивных и творческих методов обучения, проектных работ по тематике важнейших направлений развития региона.
5. Уточнение содержания федерального компонента разделов &bdquo-Технолог ия обработки конструкционных материалов" ,"Техническое творчество, основы художественного конструирования" .
Основное содержание диссертации.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, формулируется цель, основные задачи и гипотеза работы, раскрывается научная новизна исследования, указываются пути апробации.
Методологической базой диссертации являются фундаментальные исследования в области современной педагогики, психологии, трудовой подготовки и системы образования [Л.С. Выготский, B.C. Леднев. И. Я. Лернер, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили, И. Ф. Протчспко. В. А. Горский, ГТ.Р. Атутов, Ю. К. Васильев. В. А. Поляков, А. И. Иванов. В. И. Качнев, Д. А. Тхоржевский, ЮЛ. Хотунцев, В. Д. Симонснко и др.].
В первой главе работы &bdquo-Региональные основы содержания технологического обучения и трудовой подготовки в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования" рассматриваются теоретические аспекты технологического образования в Кабардино-Балкарии, определяются подходы исследования теоретических проблем и методического обеспечения преподавания.
Изучены вопросы развития теории и практики трудового обучения в историческом плане и в советской педагогике.
Региональные особенности образования содержат такой специфический аспект, как сложившаяся языковая ситуация и состояние обучения русскому и родным языкам в общеобразовательной школе. В развитии школьников, обучающихся па родном и русском языках, существенных значимых различий пет и можно говорить о возможности проведения образования в начальной школе на родном (кабардинском и балкарском) языке.
При переходе младших школьников на родной язык обучения (адаптация к школе, развитие родной речи, мышления и др.) необходимо решение проблем, а именно:
— внесение изменения в практическую часть содержания программ технологического обучения и трудовой подготовки в соответствии с требованиями национально-регионального компонента;
— пересмотр нормы оценки знаний, трудовых умений и навыков учащихся с учетом новых требований к ним.
Разработка методического обеспечения преподавания па родном языке основана на следующем: подготовка преподавателей, разработка и издание учебников, дидактических материалов, использование средств информации.
В работе рассматриваются вопросы использования народной педагогики в качестве составной части национально-регионально го компонента.
Вторая глава &bdquo-Теоретические основы технологического обучения и трудовой подготовки с учетом национально-регионального компонента" раскрывает основные подходы в разработке методических основ, системы и содержания технологического обучения и трудовой подготовки в Кабардино-Балкарии. Рассмотрены понятия технологического и трудового процессов, даны предложения по уточнению подходов технологического обучения и трудовой подготовки, отражающих современные российские условия развития предприятий малого бизнеса и предпринимательства, которые находят отражение в видах обучения: творческого и репродуктивного.
Сделан вывод, что на высокотехнологическом оборудовании (станки с ЧПУ. участки АСУ, автоматизированные производства) исполнительным действием производственного процесса является мыслительная деятельность человека в виде информационного потока, которая должна стать одной из процессуальных составляющих в системе обучения.
Рассмотрены вопросы формирования общетехнических знаний школьников при изучении раздела по металлообработке, предложен курс &bdquo-Основы организации собственного дела в области металлообрабо тки и ремон та бытовой радиоэлектроаппаратуры (РЭА)" .
Исследованы вопросы развития творческих способностей учащихся в процессе технологического обучения, реализация которых осуществима при выполнении школьниками проектных работ.
Особенности технологического обучения и трудовой подготовки с учетом региональных условий позволили выделить группы задач:
— практические — формирование умений владения приемами ручного труда. умения использования ручных инструментов, средств механизации, управления станками и машинами, умения выполнять необходимую исследовательскую и проектную деятельность;
— развивающие — развитие у школьников способностей теоретического мышления, формирования основ технологической культурыобщеобразовательные — формирование общеучебных умений и познавательных способностейвоспитательные — формирование нравственной культуры и системы моральных ценностей, патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Одухотворенная, патриотичная, гармонично развитая личность должна быть неразрывно связана со своим народом, обладать знанием родного языка, обычаев, культуры, являющихся основой мептальности этноса.
Для определения содержания национально-регионального компонента технологического обучения и трудовой подготовки были проведены:
— анализ существующих концепций и действующих учебных программ:
— сопоставительный анализ общероссийской и региональной народной педагогики трудового воспитания с целью определения базового и вариативного (национально-регионального компонента) содержания.
При определении содержания технологического обучения и трудовой подготовки в школе и учреждениях дополнительного образования были реализованы принципы:
— системности, функциональности;
— комплексности учебного материала, единства теории и практики, учета культуры и обычаев этногрупп населения, практической направленности;
— дидактики (научность, доступность, сознательность, системность, преемственность и др.);
— индивидуальности и непрерывности педагогического образования.
В исследовании отмечаются различные подходы к проблеме стандар тов в системе образования. В работе дается обоснование двух уровней трудового обучения: творческого и репродуктивного, что вызывает необходимость отражения этих уровней в одном или группе различных стандартов.
Национально-региональный компонент понимается как составная часть государственного стандарта, устанавливающего комплекс правил, требований к объекту стандартизации в сфере образования в конкретном регионе.
Национально-региональный компонент содержания образования включает часть содержания образования, в которой отражены особенности национальной культуры и обычаев пародов Кабардино-Балкарии, специфику региона, в котором происходит обучение. В основу работы положена позиция сохранения стандартов в рамках образовательного пространства России и условного разграничения национального и регионального в Содержании национально-регионального компонента образовательной области &bdquo-Технология", в частности.
В настоящее время не исследована совокупность и сочетание дидактических условий, способствующих развитию технологического обучения и трудовой подготовки в сочетании воспитанием на основе ментальности различных этнических групп школьников. Исходя из этого была сформулирована тема нашего исследования: &bdquo-Методические основы трудового обучения школьников в образовательной области &bdquo-Технология" с учетом национально-регионального компонента (на примере Кабардино-Балкарии)" .
В исследовании обосновываются методические основы технологического обучения и трудовой подготовки школьников и раскрываются направления определения содержания национально-регионального компонента образовательной области &bdquo-Технология" .
Содержание культуроведческого компонента включает: выявление инвариантного ядра и расширение его за счет дополнительных сведений о культурах этногрупп путем введения национального и регионально ориентированного этнокультуроведческого материала: совокупности знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, фольклора и национальных культур — кабардинской, балкарской и русской.
В третьей глаие &bdquo-Принципы создания системы технологического обучения и трудовой подготовки в национальной школе" приведены данные по анализу преподавания предмета &bdquo-Технология" в школах Кабардино-Балкарии, разработаны рекомендации по совершенствованию его внедрения.
Исследованы принципы создания системы технологического обучения и трудовой подготовки, дано определение системы, доминантными определены принципы комплексности и единства целей обучения. На основе применения различных методов, форм и подходов предложена система технологического обучения и трудовой подготовки с учетом национально-регионального компонента для национальных школ Кабардино-Балкарии, приведены примеры ее использования, разработаны критерии проверки и оценки знаний, умений и навыков школьников. Рассмотрено соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся в учебном процессе. В работенриведепы методические рекомендации по сокращению расхода режущих инструментов в учебных механических мастерских, ипетрукциопно-методичеекие материалы по организации инструментального хозяйства, сформулированы предложения по организации рациональной системы технологического обеспечения школ и межшкольных учебных комбинатов.
В четвертой главе &bdquo-Результаты исследования эффективности технологического обучения и трудовой подготовки в национальной школе" описаны этапы выполнения работы.
Рассмотрены вопросы проведения педагогического эксперимента по созданию творческой лаборатории (кружка) &bdquo-Сделай сам" в сети дополнительного образования и результаты ее работы. С использованием предложенного метода агрегатирования разработана конструкция, изготовлен и внедрен в учебном процессе школ и учреждений дополнительного образования многофункциональный станок &bdquo-Обрабатывающий центр", который в условиях серийного производства может найти широкое применение в малом бизнесе.
Исследуются вопросы выполнения школьных проектов, состава этапов в зависимости от возрастных особенностей школьников. Приведены результаты проведения Первой и Второй Республиканских олимпиад по &bdquo-Технологии" .
Предложено использование системы повышения квалификации и аттестации на высшую квалификационную категорию учителей образовательной области &bdquo-Технология" в целях сокращения сроков внедрения содержания национально-региоиального компонента.
Приводятся данные внедрения национально-регионального компонента в школах Кабардино-Балкарии по материалам высшей аттестационной комиссии Министерства образования и пауки Кабардино-Балкарской республики, в работе которой автор принимал участие в течение 1994;2000 годов.
В течение 1993;1998 годов в школах № 6, 23 г. Нальчика с целыо проверки части выдвинутых в работе положений осуществлялось экспериментальная работа в &bdquo-Творческих лабораториях (кружках) &bdquo-Сделай сам". Программа, экспонаты воспитанников, подготовленных автором, в &bdquo-Творческой лаборатории &bdquo-Сделай сам" были представлены па Д2-м и 13 т м &bdquo-Всероссийских конкурсах-слетах юных техников, рационализаторов и конструкторов" в г. Волгодонске (1995), г. Самаре (1997), отмечены дипломами победителей и лауреатов, ценными призами, а автор получил благодарность в приказе Министра образования Российской Федерации.
По результатам 3-го Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей автор программы. Творческая лаборатория (кружок) &bdquo-Сделай сам" (1998) стал лауреатом и получил благодарность в приказе Министра образования РФ.
В заключении диссертации приводятся выводы, но результатам работы и проблемам, требующим дальнейшего исследования.
Основные результаты и выводы по диссертации:
1. Разработаны и внедрены методические основы и система технологического обучения и трудовой подготовки школьников в образовательной области &bdquo-Технология" с учетом национально-регионального компонента в общеобразовательных школах Кабардино-Балкарии.
2. Разработаны методы определения и преподавания содержания национально-регионального компонента образовательной области &bdquo-Технология" в условиях Кабардино-Балкарии на основе рационального использования элементов и методов региональной народной педагогики: изучения и реализации основных научно-технических, народно-хозяйственных, социальных, экологических задач региона.
3. Разработаны и реализованы предложения по совершенствованию федерального, регионального, школьного компонентов в разделах &bdquo-Технология обработки конструкционных материалов". &bdquo-Техническое творчество, основы художественного конструирования", уточнены подходы к реализации двух уровней обучения: репродуктивного и творческого.
4. Разработана программа интегративного курса &bdquo-Основы организации собственного дела в области металлообработки и ремонта бытовой радиоэлектроаппаратуры (РЭА) для учащихся 8−9 классов с учетом требований национально-регионального компонента.
5. Разработана программа дополнительного технического. обучения, и трудовой подготовки в &bdquo-Творческой лаборатории (кружках) &bdquo-Сделай сам", проведена се апробация.
6. С использованием метода агрегатирования разработана конструкция и изготовлен учебный многофункциональный станок &bdquo-Обрабатывающий центр", отвечающий требованиям развития современного станкостроенияразработана таблица доверительных диапазонов скоростей и подач при обработке конструкционных материалов в механических мастерских учебных заведений и учреждений дополнительного образования.
7. Разработана система обучения на курсах повышения квалификации и работы с преподавателями в процессе их аттестации на высшую квалификационную категорию.
Проведенное исследование является подтверждением и реализацией выдвинутой гипотезы.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора:
1. Опыт фрагментарного внедрения и подготовки преподавателей программы &bdquo-Технология" в Кабардино-Балкарской республике. // Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы &bdquo-Технология": Тезисы докладов Второй Международной конференции. М.: Московский ин-т повышения квалификации работников образования, 1995. С. 79−81.
2. Вопросы региональности в национальных школах Кабардино-Балкарии.// Тезисы докладов Пятой международной конференции: &bdquo-Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников". М.: Московский ин-т повышения квалификации работников образования, 1999. С. 27−29.
3. Результаты участия сельских школ в проведении Первой Республиканской Олимпиады по &bdquo-Технологии" в Кабардино-Балкарии// Технологическое образование учащихся в современных условиях: Тезисы международной конференции по технологическому образованию 21−24 сентября 1999 года / Под ред. Р. А. Гаусова. — Армавир, АГПИ. 1999. С. 76−82.
4. Программа &bdquo-Технология" в общеобразовательных школах Кабардино-Балкарии. Опыт внедрения. Вып. 1. Коллектив авторов Атутов П. Р., Хотунцев Ю. Л. и др. (авторских-30%). Нальчик. РЦ НТТУ. 1996. — 96 с.
5. Программа &bdquo-Технология" в общеобразовательных школах Кабардино-Балкарии: Опыт внедрения. Вып. 2. Коллектив авторов Хотунцев Ю. Л. Симоненко В.Д. и др. (авторских-25%). Нальчик, РЦ НТТУ 1997. — 70 с.
6. Программа &bdquo-Технология" в общеобразовательных школах Кабардино-Балкарии: «Национально-региональный компонент курса &bdquo-Технология» для общеобразовательных школ Кабардино-Балкарии". Вып. 3. Коллек тив авторов Емузова Л. Х. и др. (авторских-50%). Нальчик. РЦ НТТУ. 1997. — 140 с.
7. Поиск и терпение. Нальчик. // Кабардино-Балкарская правда. 1997, № 104,(19 193). С. 4. '.
8. Компас в мире профессий: На августовский педсовет. Нальчик. // Кабардино-Балкарская правда. 1998. № 148 (19 486). С. 2.
9. Вести с олимпиады по &bdquo-Технологии". Кабардино-Балкария. // &bdquo-Школа и производство", 1999, № 5. С. 15.
Основные положения диссертации, опубликованные автором пашли применение в школьной практике.
Теоретические положения диссертационной работы могут быть использованы при создании вузовских и школьных учебников, учебных пособий по методике преподавания предмета &bdquo-Технология" .
5.3аключение.
Рекомендации по использованию результатов проекта.
Разработка предложений по организации частного предприятия.
6. Список использованной.
Список литературы
- Приведем некоторые примеры из тематики проектов по разделам &bdquo-Технология обработки конструкционных материалов", &bdquo-Художественная обработка материалов", &bdquo-Технология обработки ткани и кулинария.
- По национально-прикладному творчеству можно рекомендовать изготовление поделок из древесины: люлька для ребенка (колыбель), скамейка, посох, чаша для жидких блюд, прялка, сувениры из даров леса. поля.
- По разделу культура дома творческие проекты могут быть следующих направлений: элементы национального интерьера квартиры- национальный орнамент в одежде- национальный праздник байрам.
- Опыт проведения технологического обучения р трудовой подготовки в сети дополнительного образования43.1. Педагогический эксперимент по созданию творческой лаборатории &bdquo-Сделай сам" в сети дополнительного образования.
- Для обучения школьника по интересующим его специальностям служит творческая лаборатория, которая может быть организована па базе школьных мастерских или учебных кабинетов учреждений дополнительного образования.
- Работы выполняются учащимися под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя, как правило, во внеурочное время.
- Режим работы творческой лаборатории определяется преподавателем по согласованию с учащимися и утверждается директором школы или руководителем учреждения дополнительного образования.
- Объем работы руководителя творческой лаборатории может бы ть засчитан как часть кружковой работы. Оплата труда работы руководителя творческой лаборатории проводится по действующим нормативам.
- Руководитель творческой лаборатории обеспечивает выполнение требований производственной санитарии и техники безопасности, отвечает за сохранность оборудования, приспособлений и инструментов.
- Руководитель творческой лаборатории отчитывается на педсовете школы или учреждения дополнительного образования не реже одного раза год.
- Тематический план и программа разработаны на основе изучения опыта работы в школах городов Нальчика, Прохладного, Баксана и сельских школ.
- Одним из принципиальных моментов тематического плана и программы можно отметить проектные работы, которые выполняют учащиеся под руководством преподавателя.
- Расширение знаний, переход от простого к сложному лежит в основе практических работ учащихся, которые занимают примерно 75% учебного времени, остальное на изучение теоретического материала.
- Работа творческой лаборатории проходит в рамках реализации содержания национально-регионального компонента технологического обучении и трудовой подготовки, экологического воспитания учащихся и молодежи.
- Концептуальное обоснование эксперимента.
- По мнению автора, тематический план и содержание программы творческой лаборатории &bdquo-Сделай сам" могут входить как в инвариантную, так и в факультативную часть предмета &bdquo-Технология".
- Акцент в обучении делается на развитие познавательных и- творческих способностей, чему способствует самостоятельное выполнение учащимися их личных или семейных заказов.
- Методическое обеспечение эксперимента.
- На начальной степени необходимо использовать игры и игровые ситуации, стимулировать развитие активности школьников на базе решения их личных предложений по самым разнообразным вопросам.
- В дальнейшем рекомендуется использовать мотивацию обучения, воспитание личной заинтересованности в проведении работ.
- Необходимо нацеливать школьника на решение не отдельных задач, а на получение системы знаний и умений в различных областях производс тва, науки, национального искусства, сферах обслуживания и т. п.
- За счет повышения занимательности обучения, широкого применения идей гуманизации и интеграции удастся осуществить интенсификацию учебного процесса, активизировать внеклассную работу.43.2. Результаты работы &bdquo-Творческой лаборатории &bdquo-Сделай сам".
- С 1994 года в школах № 6, 23 г. Нальчика в рамках педэксперимента созданы творческие лаборатории, в которых ученики выполняют заказы семьи по ремонту радиоаппаратуры, детских игрушек, сувениров и т. п.
- Руководителями кружков были Кулько Б. А., Васильев В. В. Кроленко Е.Н., Богданова И. Н., Диссцкий Г. М. каждый кружок посещали ученики вколичестве до 15 человек.
- Ученик 9 класса нальчикской СШ № 9 Бабий Юра в 1995 году с руководителем Кулько Б. А. разработал конструкцию и собрал многофункциональный металлообрабатывающий станок &bdquo-Обрабатывающий центр", который найдет применение в малом бизнесе, в семье, в кружках.
- На 12 Всероссийском слете-копкурсе юных техников, рационализаторов и конструкторов Юра защитил свой проект, набрал 42 балла и стал победителем по разделу &bdquo-Рационализация".
- Базовые детали (станина, стойки, траверсы, втулки, шпонки) имеют шлифованные поверхности соединений, что гарантирует долговечность станка.
- Конструкция сборного станка позволяет значительно (до 10 раз) сократить расходы на приобретение оборудования.
- Основные технические данные многофункционального станка1. Обрабатывающий центр"
- Станок собирается из набора типовых узлов и деталей. Монтаж производится на плите, имеющей четыре точки опоры, что позволяет, с помощью винтового соединения регулировать горизонтальное положение.
- Широкий диапазон частот (100.3000 об/мин) и мощность силовых приводов позволяет производить обработку различных конструкционных материалов, таких как сталь, чугун, пластмассы, древесина.
- Рабочая подача инструмента или детали осуществляется вручную в зависимости от свойств обрабатываемых материалов.
- Токарный патрон трехкулачковый, самоцентрирующий, прецизионный СТ-80, изготовленный в Польше или аналогичный отечественного производства, позволяет закреплять детали диаметром до 75 мм.
- Для обработки деталей в центрах имеется планшайба. Вращающийся и упорный центра, устанавливаются соответственно на шпинделе и задней бабке.
- Для точной обработки плоских и корпусных деталей имеется прецизионный фрсзерно-сверлильный стол, позволяющий перемещать обрабатываемую деталь в трех координатах с точностью до 0,01 мм.
- Основные технические данные многофункционального станка &bdquo-Обрабатывающий центр" приведены в таблице 4.3.1.149