Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тематическая композиция требует увлеченности темой, напряжения всех духовных сил ребенка, наибольшего творческого усилия использования всего арсенала его представлений и знаний. В связи с этим особое значение приобретают необходимость предварительного, целенаправленного накопления и обострения впечатлений, имеющих отношение к предполагаемой теме. Среди необходимых компонентов методики развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕШКЛАССНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • I. Современные направления развития способностей детей (5−7 лет) на занятиях изобразительным искусством
    • 2. Психолого-физиологические особенности развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников
  • Глава 2. ЭКСПЕШМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАНПИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАССЕЖОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕМАТИЧЕСКИМ РИСОВАНИЕМ
    • I. Констатирующий эксперимент
    • 2. Поисковый эксперимент
    • 3. Методика развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием

Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития способностей старших дошкольников и первоклассников, которые находятся на начальном этапе школьного обучения, является в настоящий период одной из наиболее актуальных, поскольку современное общество нуждается в социально-адаптированной личности. В процессе обучения и воспитания главное значение, на наш взгляд, приобретают задачи формирования таких личностных качеств ребенка, как инициативность, стремление к творческому поиску, — словом, развитие творческих способностей в различных видах деятельности.

Вазвитие творческих способностей в процессе художественной деятельности является не только целью художественного воспитания, но и одновременно средством разностороннего развития личности ребенка. На наш взгляд, особое значение приобретают занятия тематическим рисованием. Представляя собой повествование об окружающей или вымышленной действительности при помощи композиции и цвета, тематическое рисование способно реализовать потребности пяти-семилетних детей в действии. Маленькие авторы преобразуют реальные лица и предметы, игравдие значительную роль в их жизни, в художественные образы, гармонизируя свой внутренний мир.

Возраст пяти-семи лет имеет особую значимость и особую сложность, так как в этот период происходит изменение основного вида деятельности: для старшего дошкольника основной вид деятельности — это еще игра, а для первоклассника — это уже учебная деятельность.

Заметим, что резкая смена основного вида деятельности может породить определенный внутренний дискомфорт. Однако рисование, в особенности тематическое, являясь одним из самых любимых занятий ребенка, позволяет свободно сочетать игровые моменты и учебные задания, подготавливая детей к учебной деятельности.

Тематическое рисование среди других видов изобразительной деятельности уникально, так как является итоговым. Качество выполнения рисунков на теш зависит от знаний, умений и навыков, полученных ребенком на других видах занятий изобразительным искусством. Тематическое рисование позволяет, в свою очередь, воплотить творческое начало: рисунки предоставляют некоторую свободу самовыражения. Художественное преобразование явлений окружающей действительности, фантазии на сшеты известных сказок, песен, литературных произведений, — все это становится возможным благодаря тематическому рисованию.

Тематика работ направляет познавательную деятельность ребенкаон изображает не только знакомые с детства предметы, лица, отношения, существующие между ними, но испытывает потребность знакомиться со всем окружающим миром, создавая свои художественные образы.

Среди большого количества исследований, посвященных вопросам обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, особое внимание было уделено методическим аспектам тематического рисования (Е.В.Шорохов, Т. С. Комарова, Г. А. Назаревская, Н. М. Сокольникова, А. Й. Васильев и др.) — способам развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности (Г.Б.Батоев, С. Е. Игнатьев, Н. С. Боголюбов, А. Н. Лук и др.). Ученые исследовали психологические особенности творческого процесса изобразительной деятельности детей (Б.Г.Ананьев, Д. Б. Богоявленская, О. М. Дьяченко, Л.Б.Ермолаева-Томина, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева и др.).

Отмечая большое значение изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, педагоги и психологи предлагали разнообразные средства и методы активизации творческого начала при работе над рисунками. Однако проблема формирования личностных качеств дошкольника и первоклассника в ходе развития творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью еще не получила специального рассмотрения. Заметим, что творческие способности и их развитие рассматривались с разных сторон. В то же время один из аспектов проблемы, а именно: развитие творческих способностей в указанном возрасте как средство подготовки ребенка, стоящего на пороге школьной жизни, к целенаправленной учебной деятельности, остался в стороне.

По нашему мнению, тематическое рисование наиболее полно позволяет на основе развития познавательных процессов, входящих в структуру творческих способностей, формировать личностные качества ребенка. В рисунках на темы старший дошкольник способен под руководством педагога включиться в осознанную творческую работу над созданием художественного образа. Однако, чтобы это не было именно спонтанным проявлением творчества, что так характерно для детей данного возраста, требуется развитие компонентов, входящих в творческие способности. В первую очередь, помимо личностных качеств, мы выделяем познавательные способности.

Поэтому составной частью занятий должны стать упражнения и задания на развитие следующих качеств познавательных процессов: аналитичности восприятия, образности мышления, воображения и др.

Отметим, что упражнения в изобразительной деятельности детей младшего школьного и дошкольного возраста уже рассматривались исследователями как задания тренировочного характера для отработки навыков и художественных умений (Т.Ф.Беляев, А. А. Баранов, В. А. Хибнере и др.). Мы придаем упражнениям дополнительное значение, используя их с целью подготовки к учебной деятельности в целом.

Использование методики преподавания тематического рисования в комплексе с заданиями на развитие личностных качеств детей, способствует решению проблемы воспитания активной личности, готовой к продуктивной деятельности. Опыт творческой работы, полученный на занятиях тематическим рисованием в начале школьного обучения, понадобится детям для решения задач в различных видах учебной деятельности.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования личности ребенка посредством развития творческих способностей в изобразительной деятельности определили выбор темыРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАНПЙХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕМАТИЧЕСКИМ РИСОВАНИЕМ.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием, как средство подготовки детей к целенаправленной учебной деятельности. Решение этой проблемы составляет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс развития творческих способностей на занятиях тематическим рисованием со старшими дошкольниками и первоклассниками,.

ПРЕДОЗТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ — комплексная система методических средств, позволяющая развивать творческие способности детей 5−7-летнего возраста.

Необходимость развития личностных качеств старшего дошкольника и первоклассника для подготовки их к продуктивной учебной деятельности, творческому отношению к любой деятельности, возникает в данном возрасте с рядом благоприятных факторов, среди которых и проявление спонтанного детского творчества, и достаточно широкая осведомленность ребенка об окружающем мире.

Тематическое рисование становится тем видом деятельности, в котором сочетаются возможности разнообразного подхода к развитию творческих способностей детей.

В ходе исследования была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников будет проходить эффективнее, становясь средством подготовки детей к целенаправленной учебной деятельности, если в основе занятий тематическим рисованием будет лежать комплексная система учебно-творческих и развивающих заданий, направленная на совершенствование основных компонентов творческих способностей детей с опорой на познавательные процессы.

Указанная цель и выдвинутая гипотеза определили конкретные ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ, в которые входит:

1) на основе изучения научных трудов по педагогике, психологии, философии и методике изобразительного искусства рассмотреть особенности развития творческих способностей и познавательных процессов старших дошкольников и первоклассников;

2) проанализировать современное состояние развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях изобразительным искусством (тематическим рисованием, в частности);

3) смоделировать и опытно-экспериментально проверить психоло-го-педагогические условия эффективного развития творческих способностей на тематическом рисовании;

4) выявить критерии по определению уровней развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников и их проявление в практических работах по тематическому рисованию;

5) разработать практические рекомендации по развитию творческих способностей старших дошкольников и первоклассников в процессе занятий тематическим рисованием с опорой на познавательные процессы, как один из компонентов творческих способностей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

— системный анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы по проблеме исследования;

— общий и дифференцированный анализ процесса и продуктов изобразительной деятельности старших дошкольников и первоклассников по тематическому рисованию;

— эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный);

— моделированиетестирование.

Исследование проблемы развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием проходило в два этапа: первым был поисково-подготовительный этап, вторым — опытно-экспериментальный.

Поисково-подготовительный этап проводился в период 1992;1993 годов, когда выполнялась следующая работа: теоретическое исследование проблемывыявление психолого-педагогических закономерностей постановки и решения задачи развития творческих способностейпроведение занятий по выполнению заданий на развитие компонентов творческих способностей.

Опытно-экспериментальный этап исследования проходил в период 1993;1995 годов и представлял собой работу по созданию теоретической модели методической системы развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием и проверку эффективности разработанной системы на практике.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования определяется:

— разработкой методических рекомендаций по развитию творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятия тематическим рисованием, направленных на формирование личностных качеств детей и подготовку их к осознанной учебной деятельности;

— установлением комплексной системы заданий развивающего характера в совокупности с учебно-творческими работами по тематическому рисованию.

ПРАКТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в следующем:

— предложенная методика развития творческих способностей на занятиях тематическим рисованием позволяет организовать целенаправленную работу по подготовке к учебному процессу детей старшего дошкольного возраста и первоклассников и воспитанию их личностных творческих качеств в рамках кружковой работы по изобразительной деятельности или в ходе учебных занятий.

Материалы по результатам исследования прошли апробацию на Всероссийской конференции «Педагогические инициативы и сельская школа», г. Орел (1995), на заседании Совета художественно-графического факультета МПГУ им. В. И. Ленина (1993), на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения в школе МПГУ им. В. И. Ленина (1992;1995).

Основные положения диссертации и материалы проведенного эксперимента внедрены в практику преподавания изобразительного искусства в изостудии «Солнышко» при д/с Л 1367 г. Москвы.

— 10.

Выводы, сделанные по итогам констатирующего и поискового экспериментов, послужили исходными материалами дал составления плана опытно-экспериментальной части исследования. К началу работы была составлена методика проведения занятий тематическим рисованием в комплексе на развитие познавательных и творческих способностей детей. Прошедшие апробацию в ходе поискового эксперимента задания стали стержнем разработанной нами методики.

Формирующий эксперимент содержал обучение тематическому рисованию по двум направлениям. Первое — представляло непосредственно занятия тематическим рисованием с постановкой художественных целей и задач, а второе, являя собой дополнительную ветвь, было представлено в виде заданий на развитие свойств познавательных и художественно-творческих способностей. В целом же эта система обучения рисованию была сведена в комплекс по развитию способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием.

Экспериментальное обучение учащихся строилось с расчетом на широкое использование обучающе-развивающего принципа. Методика, применяемая нами в ходе экспериментального обучения, была составлена с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и первоклассниковобщих закономерностей изобразительной деятельностиразвивающего метода обученияособенностей тематического рисования как вида изобразительной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Основываясь на положениях педагогики дошкольника и младшего школьника, а также данных психологии детей младшего возраста, мы разработали целостную систему развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием, все элементы которой — компоненты учебно-творческого процесса — тесно взаимодействуют и образуют единый механизм.

Особенности этой системы проявляются в следующем:

— рисование включает два рода действий: внешние и внутренние, т. е. движения, воспроизводимые руками при выполнении рисунка, и внутренние1 восприятие предмета, обдумывание образа, представление того, что должно получиться, и т. д., методы обучения в разработанной нами системе направлены на развитие как внутренних, так и внешних действий, обеспечивающих проявление творческого начала в изобразительной деятельности.

— Используемые нами методы обучения (по классификации И. Я. Лернера и М.Н.Скаткина): I) информационно-рецептивный,.

2) репродуктивный, 3) исследовательский, 4) эвристический, 5) ме-тоды проблемного изложения. Исходя из специфики изобразительной деятельности имеют свои формы реализации: наблюдение предметов и явлений, изучение особенностей строения, рассматривание иллюстративного материала, показ способов действия с различными материалами и художественными инструментами, а также способов изображения различных форм, объяснение, использование упражнений разного плана и др.

— Регуляция всех компонентов методической системы развития творческих способностей осуществляется дидактическими принципами, отвечающими основным идеям обучения (принцип деятельности, принцип преемственности, принцип связи чувственного и логического, принцип сочетания разных видов деятельности, принцип вое хождения от абстрактного к конкретному).

— Организационные формы (индивидуальная и групповая, что способствует дифференцированному обучению изобразительной деятельности.

— Одним из необходимых условий успешного функционирования системы является наличие заданий диагностических методик, выпол няющих еле, дующие функции: констатирующую, контрольно-регулиро-вочную, оценочно-результативную.

— Средства обучения (задания на развитие свойств познавательных способностей, на развитие творческих способностей к изо бразительной деятельности, творческие задания, игры).

Необходимость свободного применения в тематическом рисунке навыков, полученных в других видах рисования, требует постановки его на определенное место в методическом процессе. Занятия тематическим рисованием располагаются в плане занятий таким образом, чтобы между ними, на других уроках, дети накапливали новые навыки и умения.

Тематическая композиция требует увлеченности темой, напряжения всех духовных сил ребенка, наибольшего творческого усилия использования всего арсенала его представлений и знаний. В связи с этим особое значение приобретают необходимость предварительного, целенаправленного накопления и обострения впечатлений, имеющих отношение к предполагаемой теме. Среди необходимых компонентов методики развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием мы выделяем не только задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей к изобразительной деятельности, но и работу разными художественными материалами, различ.

— 126 ными способами изображения, что позволяет ребенку расширять возможности выражения своих мыслей об окружающем мире, побуждает к творческим решениям и поискам. Важную роль в подготовительной работе играют занятия рисованием с натуры, декоративные работы и лепка.

Основным из условий создания системы занятий тематическим рисованием мы считаем включение тем из окружающей ребенка жизни (Схема I). Схеш х.

Окружающая среда ребенка и отношения между ее объектами рисование с натуры реальное изображение лепк, а объемн формы ые декоративные работы стилизованное изображение.

Познавательные процессы.

Ребенок — художник.

Творческие способности.

Знания, умения, навыки.

Эмоциональное отношение к теме.

Тематические композиции.

Схема структуры изобразительной деятельности ребенка (старшего дошкольного и младшего школьного возраста) и место тематического рисования в ней.

— 127.

Среда и отношения между ее объектами становятся дш ребенка исходным для работы материалом. При этом, перед тематическим рисованием он изображает окружающий мир в других изобразительных работах. Рисование с натуры позволяет создать реальное изображение предметов и объектов детского окружения, лепка дает возможность создать трехмерную работу, декоративные работы доставляют радость стилизации форм.

Все это происходит из-за знакомства ребенка с окружающим миром, через познавательную сферу, посредством творческого отношения. Центром всех этих отношений становится сам «ребенок-ху-дожник», который получает на занятиях изобразительнш искусством новые знания, умения и навыки. При этом окружающая среда создает и эмоциональное отношение к конкретной теме, что определяется заинтересованностью ребенка в ней. Все это, в конечном итоге, претворяется в тематической композиции.

Работу со старшими дошкольниками и первоклассниками над тематической композицией мы строим на сочетании подготовительной и исполнительской частей.

Подготовительную часть составляет:

— работа по изучению объектов будущего тематического рисунка на занятиях рисованием с натуры;

— выполнение заданий на развитие свойств познавательных способностей и художественно-творческих способностей.

Исполнительская часть состоит в работе, выполняемой непосредственно на занятии тематическим рисованием, поэтому мы выделяем такие компоненты, как:

— постановка проблемных вопросов к теме работы;

— создание мотивационной сферы;

— создание эмоционального настроя к работе.

Система построения работы по выполнению тематической композиции со старшими дошкольниками и первоклассниками с натуры, лепка.

— 129.

Творческое соединение элементов подготовительной и исполнительской части находит воплощение в тематическом композиции (см. схему № 2).

Работа по тематическому рисованию в течение учебного года строилась на основе блочной системы, при этом, варианты развивающих заданий 1-го блока повторялись в виде упражнений в последующих блоках, для закрепления наработанных позиций.

Тематика рисунков (см.приложение) строилась на принципе постепенного освоения ребенком окружающего мира. Блоки тем также чередовались друг за другом, что позволяло с каждым новым обращением к известному блоку тем ставить более сложные учебно-творческие задачи перед детьми.

Таким образом, развитие творческих способностей на занятиях тематическим рисованием со старшими дошкольниками и первоклассниками строилось по своеобразной спирали.

Забота в ходе формирующего эксперимента проводилась как в условиях школьного урока, так и в кружке изобразительного искусства. Вабота в кружке позволила наиболее полно воплотить методику, разработанную нами, на практике и проследить динамику развития творческих способностей одних и тех же детей в возрасте 5−7 лет. Работа осуществлялась по принципам плавного перехода от одного блока заданий в другой, при этом развивающие задания абстрактно-логического характера применялись в такой последовательности:

— серия на развитие конкретности восприятия (2−3 задания),.

— серия на развитие образной памяти (2 задания),.

— серия на развитие аналитичности восприятия (2−3 задания),.

— серия на развитие устойчивости внимания (2 задания),.

— серия на развитие синтетичности восприятия (2−3 задания).

— 130.

При этом в конце каждой серии выполнялись задания на развитие воображения, гибкости, широты мышления.

Задания составлены таким образом, что позволяют постепенно усложнять задачи, выдвигаемые перед детьми, на каждом новом этапе (сначала со старшими дошкольниками, затем с первоклассниками).

Задания предаетно-практического характера применялись по следующему принципу:

— задания на композиционное построение листа;

— задания на выделение композиционного центра;

— работа по созданию сложного цвета и передаче цветом эмоционального состояния;

— задания по передаче смысловых отношений между предметами;

— упражнения на создание нового образца;

Помимо рисуночных заданий использовались игровые моменты и задания-ребусы. При этом на занятиях тематическим рисованием перед детьми ставились учебно-творческие цели, с учетом критериев тематических рисунков (см.§I).

Детские работы периода формирующего эксперимента позволяют пронаблюдать проявляющийся в них художественно-творческий рост маленьких авторов (см.приложение). Если в начале года мы наблюдаем в рисунках лишь отражение имеющихся знаний, умений и навыков, то к концу года рисунки представляют собой творческое решение предложенных тем.

Улучшается и техническая сторона выполнения работ. Все дети справляются с раскрытием сюжета, создают интересные сюжет-но-живописные композиции с использованием сложного цвета и оригинальным решением образов. Если встречается похожий сшет, то он решается совершенно иными способами и приемами, что придает.

— 131 каждой работе индивидуальный почерк.

При выполнении рисунков дети зачастую сами начинают ставить перед собой усложненные задачи и достигать их, что позволяет говорить об интеллектуальной инициативе. Уже дошкольники к концу учебного года самостоятельно решают поставленные перед ними задачи известными им средствами художественной выразительности. В улучшаемом качестве работ проявляются и развитые свойства познавательных процессов, что позволяет детям более точно воспроизводить изображения разных объектов, создавать оригинальные образы в рисунках, вспоминать характерные детали изображаемых предметов.

Использование тематики работ, взятой из окружающей ребенка среды, создает детям наиболее благоприятные условия для передачи впечатлений от окружающей жизни. проведение психолого-педагогических диагностик позволяло не только развивать, но и наблюдать за развитием способностей старших дошкольников и первоклассников. Тематическое рисование проводилось после серии подготовительных занятий в совокупности с работами с натуры, развивающими заданиями и занятиями декоративным рисованием. Такое чередование и составление учебного материала позволяло подготовить детей не только к учебной, но и творческой работе, поскольку многие вопросы, являющиеся трудными для первоклассников, снимались с повестки дня, так как были решены в ходе предварительных занятий. В ходе выполнения работ прослеживалась положительная динамика в развитии способностей и их творческом применении в тематических рисунках.

При этом протоколы исследования давали возможность проследить динамику развития каждого ребенка, что позволяло ориентировать его на достижение новых целей, либо заострять внимание на недостатках. Данные по развитию интересующих нас параметров сводились в таблицы, которые определили зависимость выразительности и техничности выполнения рисунков в зависимости от развитости когнитивной сферы детей, влекущей за собой развитие творческих способностей первоклассников к изобразительной деятельности. На каждого ребенка, участвовавшего в эксперименте, был заведен отдельный протокол по выполнению им практических заданий по тематическому рисованию и заданий развивающего плана (или тестовых методик), что позволило проследить тенденции изменений общих показателей (по разработанной 4-уровневой системе см. § I).

Протоколы.

Задания 112 13 4 5.

§ 4 4 3 4 4 развитость познавательной.

Илья Ч. я——-активности.

8, 4 4 — 4 4 рисунки на темы Спроявн ление творчества).

По данным таблицы видно, что мальчик с начала обучения обладал достаточными способностями и навыками в области изобразительной деятельности. Рисунок, выполненный в начале года, показывал умение творчески подходить к решению задания. На протяжении учебного года состояние творческой активности было как в познавательной, так и художественно-творческой сфере. В третьей позиции не проставлена оценка уровня выполнения тематического рисунка (отсутствовал). В целом видим прямую зависимость вторых параметров от первых (творчества от познавательных).

Задания.

Коля 0.

Я Ен и я я я о со р" а.

I 2 3 4 5.

3 4 3 4 4 развитость познавательной активности.

2 3 4 4 4 проявление творчества в рис. на темы.

В начале экспериментального обучения первоклассник показал неумение обращаться с художественными материалами, невыразительно, скучно композиционно выполнил рисунок — иллюстрацию к сказке «Гуси-Лебеди». Диагностическая методика была выполнена несколько лучше, наблюдался выход за пределы контуров элементов, создавались достаточно сложные, но однотипные изображения. Таким образом, по таблице видим, что в данном случае развитие познавательных способностей опережало творческие и их практическое воплощение в тематических композициях. Однако, к середине года картина стала меняться в сторону прогресса. Уровень развитости познавательных способностей стал соответствовать творческому решению рисунков.

I 2 3 4 5.

3 I 2 4 4.

I 2 2 3 3 я ¡-и «я.

Сережа В. § и.

В отличие от первых двух рассмотренных примеров этот показателен ростом творческой активности и параллельно улучшением развития свойств познавательной сферы. Таких учеников обычно называют «средними». Но «средним» в изобразительной деятельности он оказался и из-за неразвитости познавательных способностей. Прогресс наблюдался параллельно. И так же развитие когнитивной сферы опережало художественно-творческие проявления. Перелом произошел во второй половине года. К первым показателям подтянулись вторые. Рисунки стали более интересными как в техническом, так и творческом плане.

Все данные протоколов, составленных на каждого ребенка I класса, сводились после предварительной обработки в общую таблицу, которая составлялась после каждого выполнения контролирующего задания. В целом таблица класса выглядит следующим образом:

— 139 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщая результаты проведенного нами исследования, можно сделать выводы о том, что.

1) Обучение изобразительному искусству, организованное согласно методической системе, сочетающей в себе комплекс развивающих и учебно-творческих заданий по рисованию на темы, оказало существенное влияние на развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников.

2) Проведенное исследование показало достаточный уровень общей подготовки как старших дошкольников, так и первоклассников для успешной подготовки к целенаправленной и осознанной учебной деятельности посредством развития творческих способностей.

3) В ходе исследования мы нашли подтверждение известных теоретических положений о благоприятных возможностях 5−7-лет-него возраста к развитию творческих способностей. Результаты экспериментального исследования показали возможность достижения детьми указанного возраста новой ступени проявления творчества в изобразительной деятельности, преобразование спонтанного детского творчества в сознательный творческий процесс по созданию чего-либо нового, не существующего ранее.

4) Экспериментальная программа и методика доказали эффективность развития творческих способностей посредством применения системы заданий, направленных на развитие свойств познавательных процессов и художественных способностей в комплексе с учебно-творческими работами по тематическому рисованию.

5) Результаты проведенного исследования по предложенной методике показали высокую эффективность развития творческих способностей старших дошкольников и первоклассников, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.

6) Выработанные в ходе исследования критерии позволяют выявить и оценить уровень проявления творческих способностей детей в процессе выполнения ими учебно-творческих заданий на темы.

7) Развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием будет более эффективным, если процесс обучения будет учитывать следующие методические рекомендации:

— построение работы по изобразительной деятельности в стар шей группе детского сада и I классе школы с опорой на знание ре бенком окружающей среды и отношений между ее объектами;

— целенаправленное руководство детским творчеством с опорой на развитие познавательной активности и личностных качеств детей (инициативности, самостоятельности) — с учетом преемственности между детским садом и школой;

— применение комплекса заданий на развитие воображения, гибкости, беглости, широты мышленияобразности памятианалитичности, конкретности, синтетичности восприятия в совокупности с заданиями на развитие художественных способностей;

— применение в работе диагностирующих методик, позволяющих выявить и оценить уровни развития познавательной активности и творческих способностей на каждом этапе обучения.

В нашей работе затронута актуальная проблема развития твор ческих способностей старших дошкольников и первоклассников, изу чение которой может быть продолжено в дальнейших исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практ. руководство по рисунку и живописи. М.: Сов. художник, 1976. — Вып.1.4 4. Александрович Э. Новая педагогика (Методы М. Монтессори).-СПб.: Вестник знания (В.В.Битнера), 1913. 80 е., с шш.
  2. В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. художник, 1968. — 286 с.
  3. А.Д. Композиция // Юный художник. 1980. — № 5,8.-1982. — № 6.
  4. А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Знание, 1973. — 46 е., илл. 4 8. Аманжолов С. А. Особенности индивидуального обучения младших школьников 1−4 классов на занятиях тематическим рисованием: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1992. — 16 с.
  5. .Г., Сорокина А. И. Подготовительный период в I классе и формирование готовности детей к обучению. М.: АПН РСФСР, 1955. — 48 с.
  6. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с, 1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 с.- 142
  7. А. Психологическое тестирование / Пер. с англ.-Кн.П. М.: Педагогика, 1982. — 295 е., илл.
  8. Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  9. Р.И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной к школе группы и учащихся I класса общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1979. 26 с.
  10. Р.И. Преемственность в изобразительной деятельности // Активизация познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства /Материалы 2-й Всерос. научно-практич.конф. М., 1975. — СЛ23−128
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 128 с.
  12. A.B. Художественное творчество и воспитание // Опыт исследования на материале простр. шк-в. -М.: Новая Москва, 1925. 240 е., ХХП л.табл., илл.
  13. A.A. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в I классе: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1980. — 16с.
  14. A.A. Развитие творческих способностей у младших школьников в изобразительной и игровой деятельности // Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях- 143 изобразительным искусством. Ростов-на-Дону, 1986. — 163 с.
  15. Г. Б. 1&-звитие творческого воображения у учащихся (на материале изобразительной деятельности). Улан-Уде, 1966.
  16. А. Руководство к современному преподаванию графических искусств (рисование и черчение) в народных школах.-М.: Тип.лит.т-ва И. М. Матистова, 1905. 120с., илл*
  17. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987. 231с"
  18. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. — 112 е., илл.
  19. H.A. Смысл творчества. М., 1916. — 388 с.
  20. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб.: Тип.П. П. Сойкина, 1910.50 е., илл.
  21. Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в I классе. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1964. — 184 е., илл. 1 30. Елонский П. П. Память и мышление. М.- Л.: Соцэкгиз, 1935. — 216 с.
  22. Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар- ЦПИ, 1992. — 27 с.- 144
  23. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Бостов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1983. — 173 е., илл.
  24. Д.Б. О диагностике художественного творчества //Сб. «Художественное творчество». Л.: Наука, 1983. -277 с.
  25. D.H. Рисунок ребенка как материал для его изучения // Вестник психологии. 1913. — С.75−83
  26. Е. Давайте рисовать легкие упражнения в рисунках для самих детей и их матерей. 5-е изд. — М.: Тип. Кушнереваи Ко, 1918. 40с."илл.
  27. К. Духовное развитие ребенка /Пер. с нем. /Под ред. и с пред. В. Е. Смирнова. М.: Новая Москва, 1924. — 556 е., с илл.
  28. А. Психическое развитие ребенка /Пер. с франц. -М.: Просвещение, 1967. 196 с.
  29. А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию перв. 6 лет возр. М., 1993.16с.
  30. Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для пед.училшц. М.: Просвещение, 1988. — 335 с.
  31. H.A. Художественное творчество и ребенок / Под.ред.Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 19 72. — 287 е., илл.
  32. Вовчик-Блакитная М. В. Подготовка детей к школе в детском саду. Киев: Б^дянська школа, 1961. — 150с.
  33. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. — 300 с.
  34. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950. — 508 е., илл., табл.- 145
  35. В.К. К психологии детского рисунка.// Вестник воспитания. I9IQ. — № 5. — С.47−51.
  36. Т. Методика к преподаванию рисования /Пер. с нем. Ю. Ф. Брокман. M., 1895. — 2, 1У, 188, УП с черт.22 ст.
  37. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубл. трудов, М.: АПН РСФСР, i960. — 500 с.
  38. Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Хрестоматия по вниманию. M., 1976. — 348с.
  39. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
  40. О.И. Обучение рисованию в начальной школе: Психолого-педагогическое исследование. -М.: АПН РСФСР, 1953. -100 е., илл.
  41. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: МГУ, 1985. — 45 с.
  42. Ф. Творческая работа в школе /Пер.с нем. М.Левитиной. М.: Гос. изд-во, 1920. — 2-е изд., знач.доп. -160 с.
  43. Я.Я. Художественное образование в школе. -Л., 1973. 166с"
  44. Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре) /Под ред. Л. В. Благонадежной. -М.- АПН РСФСР, 196I. 64 е., илл.
  45. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общ.способностей // Вопросы психологии. 1981. — Л 4. — С.21−37.
  46. Э.А. Способности и склонности. M., 1989.
  47. М.К. Творчество и выражение. Т.1−2. М., 1981, 1985.- 146
  48. G.O. Гений и творчество. Л.: Изд-во П. П. Сойкина, 1924. — 231с.
  49. Грюнелиус М.-Э. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста /Пер. с нем. М. В. Тольский. М.: Мир книги, 1992. — 66 е., идя.
  50. В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Тезисы докладов Всесоюзн.конф. 24−26 октября 1979 г. М., 1979. С.51−61.
  51. З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. -Л.: Наука, 1974. 195 е., илл.
  52. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей // Сб.науч.тр. /Под ред.Д. Б. Эльконина. М., 1981. 348с.
  53. А. Руководство для немецких учителей: Избр. пед.соч. /Пер.с нем.А. Ф. Гретман. М.: Книгоизд.К. И. Тихомирова, 1913. -321 с.
  54. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов, 1990. — 4.1,2. — 215с.
  55. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. — 94 с.
  56. Ермолаева-Томина Л. Б. Принцип диагностики и развитие творческих способностей // Творчество и педагогика /Материалы Всесоюз.науч.-практ.конф. М., 1988. — С.43−54.
  57. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (По материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С.166−176.
  58. A.C. Оранжевый лев: Заметки об эстетическом воспитании в США. М.: Педагогика, 1971. — 272 е., илл.- 147
  59. A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовке к школе старших дошкольников /Тезисы Всесоюз.науч.конф. (Минск, 29. Х1.-2.ХП.-1971) (Часть I). С.75−79.
  60. A.B. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Минск: МПИ, 1978. — 101 с.
  61. Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1993. -16с.
  62. В.П., Вергилис Н. Ю. Формирование зрительного образа (исследования деятельности зрительной системы). -М.: МГУ, 1969. 106 е., черт.
  63. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
  64. Е.И. Восприятие и воображение. М., 1963. -368 е., илл.
  65. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М., 1961. 223с.
  66. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1982. -16с.
  67. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга дам воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. М.: Просвещение, 1989.-127 е., илл.
  68. Иллюстрированная история методики рисования и новейшие методы / Сост. М. И. Попов. СПб., 1909. — 290с., илл.
  69. З.М. Развитие памяти: Учеб.-метод.пособие- 148 для студентов заочн.1 и П курсов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  70. И.Е. Г&звитие художественных способностей детей младшего возраста. Киев, 1981. — 180с"
  71. Т.В. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1978. — 215с.
  72. В.Н. Развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе восприятия искусства. М.: НИИ худож.восп., 1990. — 185с., илл.
  73. Ф. Воспитание к свободе /Пер.с нем. М., 1993. -350с., илл.
  74. Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: Тип.И. Д. Сытина, 1914. -214 е., илл.
  75. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности детей. -М., 1959. 304с., илл.
  76. С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников.-М., 1985. -16с.
  77. В.В. Рисование: Книга для учащихся 1-го класса восьмилетней школы. М.: АПН РСФСР, 1963. — 71 е., илл.
  78. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
  79. Т.С. Занятия по изобразительной деятельностив детском саду: Книга для воспитателя д/сада. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991. — 176 е., илл.
  80. Т.С. Обучение детей технике рисования. -2-е изд.перераб.и доп. М.- Просвещение, 1976. — 158 с.
  81. Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. дис.. д-ра пед.- 149 наук. М., 1979. — 35 с. (НИИ общей педагогики).
  82. Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. -М.- Педагогика, 1990. -191с., илл.
  83. Н.П. Альбом логических упражнений дж I класса. М., 1970. -35с., илл.
  84. Р.И. Рисование: Альбом .для учащихся 1-го класса. -М.: Просвещение, 1981. 151 е., илл.
  85. Р.И. Тематическое рисование в школе. -I.: Учпедгиз: Ленингр. отд-ние, 1959. 64 с.
  86. М.Н. Псих, особенности готовности детей к школьному обучению: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1985. 16Со
  87. Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. -48с^
  88. В. Современное рисование в народной школе: (Опыт практического руководства к введению так называемого «свободного» рисования в народных и вообще начальных классах)/ Пер. с хорват. Н.Бахтина. СПб.: Синодальная тип., I9II. — 48 с.
  89. Э.М. Свободные вальдорфские школы /Пер.с нем. -М.: Персифаль, 1993. 40 с.
  90. В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  91. Г. Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста (в помощь психологу детск.учрежд.).-Иркутск, 1993. 108 с.
  92. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. -319 е., илл.- 15 g
  93. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 192 е., ил л.
  94. B.C. Психология: Учебник для худож. училищ / Под ред. чл.-корр.АН СССР Б. Ф. Ломова. 2-е изд.перераб.и доп. -М: Высшая школа, 1982. — 256 е., илл.
  95. B.C. Преемственность в изодеятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей д/садов и учителей нач. классов сред.школы (Сб.статей) /Под ред.В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1974. — 143 с.
  96. Г. В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 160 с.
  97. Г06. Лагутина O.P. Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества. Кострома, 1992. — 16с.
  98. В.А. Ваш ребенок рисует. M., 1979. -324с.
  99. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Учпедгиз, I960, — 428 о.
  100. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. 1974. — № I. — С.97−107.
  101. НО. Лейтес Н. С. Соотношение возрастных и индивидуальных способностей школьника // Вопросы психологии. 1985. -II,-С. 48−56
  102. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 277 с.
  103. Ле-Манн. Преподавание рисования в немецких школах // Художественно-педагогический журнал. СПб. — 1910. — № II.- 151
  104. ИЗ. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. i960. — № I. — С.165−175.
  105. А.Н. Проблемы развития психики. 2-е изд. доп. — М.: Мысль, 1965. — 572 е., илл.
  106. К. Детское творчество, игра, рисование, лепка // Педагогическое обозрение. М., 1914. — 16 с.
  107. К. Рисование и лепка в народной школе. -Пг.: Тип. Б. Д. Брукера, 1916. 80 е., илл.
  108. И. Я, Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. Научное творчество. М.: Наука, 1969. -450с.
  109. Леушина А.М.. Дошкольное воспитание. — 1972. -№ 4. — 1968. — № 8. — С.14.
  110. Либерти Тэдр. Новый путь дом художественного воспитания юношества и детей. М.: типолит. т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1901. — 175 е., илл.
  111. .Ф. К вопросу о физиологическом механизме восприятия рисунка / Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957. — С.53−63.
  112. .Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М.: АПН РСФСР, 1959. — 270 е., илл.
  113. Лук А. Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. -125 с.
  114. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. Научно-аналитический обзор^ М.: ИНИОН АН СССР, 1979. — 37 с.
  115. А.Р. Изменчивость психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии, 1962, — № 3.- 152
  116. Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1979. -16 с.
  117. Э. Лекции по экспериментальной педагогике. T. I-3, I9I4-I9I7. Т.З. /Пер.под ред.Н. Д. Виноградова. 3-е изд. с послед.перераб.и знач.расшир. М.: Мир, 1917. — 253с., иллг
  118. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» № I. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  119. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина и др. /Под ред.Т. С. Комаровой. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 256 е., иля.
  120. Т.Я. Дошкольное воспитание во Франции. -М.: Педагогика, 1984. 65 с.
  121. Мир детства. «Дошкольник», 1979 / Под ред.А.Г.Хрип-кова. Младший школьник. — 1981. -415с., иля.
  122. Морките-Бурокене Я. П. Дидактические основы и воспитательное значение рисования в начальной школе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1958. — 24 с.-132. Мурзаев B.C. Творческое рисование // Педагогическое обозрение. М., 1913. -46 е., илл.
  123. B.C. Творческая сказка. Журн."Малютка", -1917. — Вып.З.
  124. B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. М., 1972. — 39 с.
  125. B.C. Развитие начальных форм изобразительной деятельности детей и ее связь с эмоционально-эстетическим отно- 153 шением к действительности (Результаты экспериментального исследования): Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1965. 24с.
  126. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. 2-е изд.испр.и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  127. Г. А. Рисование на темы в трех первых классах семилетней школы: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1952. — 21 с.
  128. О.И. Исследование психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. — 155 е., илл.
  129. О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С"36−54.
  130. Новая французская программа рисования в средней школе (I.01.1909). Журн. Моск. об-во препод.графич.иск-в, 1907, 1909.
  131. С.Н. Развитие мышления в раннем возрасте.-М., 1978. 159с., илл.
  132. Оборудование педагогического процесса в начальной школе / Сост. и отв.ред. Г. Ф. Суворова. М.: Просвещение, 1975.-203 е., илл.
  133. Обучение в I классе: Пособие для учителей 1−4 кл. начальной школы. М., 1986. -463с.
  134. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста /Под ред.Д. Б. Эльконина, Л.А.Венгера). М.: Педагогика, 1988. — 135 е., илл.
  135. К.В. Особенности изобразительной деятельности детей в I классе. Начальная школа. — 1974. — № I. — С.43−46.
  136. И.П. О художественном и мыслительном типе людей избр.произвел. /Под ред. Коштоянца К. С. М.: Госполитиздат, 1949.- 154
  137. Д.Н. Творческая одаренность как псих.понятие./ Общ. науки за рубежом. Сер. «Науковедение». 1988. —? 4. -С.88−91.
  138. . Генезис восприятия // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1978. -450с.'
  139. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: НИИ дошк. восп. АПН СССР, 1977. — 271 е., илл.
  140. Я.А. Психология творчества: общ., дифференц. прикл. -М., 1990. -358с.
  141. М.М. Иллюстрированная история мет.рис. и новейшие методы обучения искусством в школе. -С-П.:Спб. 1909.-290с."илл.
  142. Практикум по детской психологии /Под ред. Г. А.Урунтае-вой /Пособие для студентов пед.институтов. М.: Просвещение, Владос, 1995. — 291 с.
  143. Л. Элементарный курс преподавания искусства в начальных школах, детских садах и детям дошкольного возраста. -СПб.: Изд.худ.-пед.журнала, 1911. Т.1 и 2 для 1-го и 2-го годов обучения. — 180с., илл.
  144. Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальных школ // Межвуз.сб.науч.тр./ Вологод. гос.пед.ин-т. Вологда, 1990. — 159 с.
  145. Программа и внутренний распорядок детского сада. -М., 1934. 38с.
  146. Программа «Радуга» /Отв.Т. Н. Доронова. -од.: Просвещение, 1992.- 215с.,
  147. Программа «Развитие» /Авт.Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. М.: Новая школа, 1994. — 153сг- 155
  148. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений (Изобразительное искусство и художественный труд 1−8 классов). M., 1992. — 128 с.
  149. В.И., Кириченко H.A. Уроки изобразительного искусства в 1−3 классах. Киев: Г^дянська школа, 1984. -120 е., илл.
  150. Психическое развитие школьников: Экспериментальные психологические исследования / М. Э. Боцманова, В. В. Давыдов, Н. С. Евканова и др. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  151. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред.А. В. Запорожца, Д. Б. Зльконина.-М., 1964. -350с.
  152. Психология младшего школьника: Сб. статей / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: АПН РСФСР, i960. — 336 е., илл.
  153. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис.. канд.пед. наук. M., 1978. — 16 с.
  154. Шбочая программа развивающего обучения (1−3 кл. нач. школы) / Под рук. Л.Б.Ермолаевой-Томиной. M., 1994. -149 с.
  155. Развитие учащихся в процессе обучения (1−2 кл.) /Под ред. действ.чл.АПН РСФСР Л. В. Занкова. М.: АПН РСФСР, 1963.-291 е., илл.
  156. Т. Творческое воображение. СПб.: Тип.Ю.Н.Эр-лих, 1901. — 318 с.
  157. К. Дети художники /Пер.с итал. под ред. и с предисл. Л. Г. Оршанского. -М.- В.: тип. М. Ca блина, I9II. -84 е., илл.
  158. Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6−7 лет (На материале орнаментального творчества): Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., 1969. — 16 с.
  159. H.H., Лошаков H.H. и др. Методика преподавания рисования в I и 2 классах. М.: Учпедгиз, 1958. — 70 с.
  160. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов Х1Ф пед. ин-тов М.: Просвещение, 1974. 244 с.
  161. H.H. Рисование. Первый класс. М.: Учпедгиз, 1957. — 133 с.
  162. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  163. С.Л. Проблема способностей и вопросы психо логической теории // Вопросы психологии. I960. — № 3. — С.
  164. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1938. — 23с.
  165. H.A. Детские рисунки и их изучение. М.- Л. Гос. изд-во, 1926. — 48 с.
  166. Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 1979. -202с.
  167. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. — 214 с.
  168. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред.Н.Н.Под- 157 дьякова, В. Н. Аванесовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 192 е., илл.
  169. A.C. Связь детского сада со школой // Журн. Детский сад. 1866. — Л 4. -С.53−63.
  170. А.Н. Преподавание рисования в США. Курск, 1902. — 15с.
  171. А.Н. Таблицы для начального рисования. Вып. 1−2. СПб.: Типолит.Э.Арнгольда, 1894. -12с.
  172. В.П. Формирование процессов зрительного анализа формы у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед.наук. -М., 1963. -17с.
  173. В.М. Преемственность в обучении рисованию детей старшей группы детского сада и учащихся I класса школы: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1952. 15 с.
  174. В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1976. — 207 е., илл.
  175. .М. Психологические вопросы художественного воспитания /Известия АПН РСФСР. М., 1947. — Вып.II. — С.7−26.
  176. .М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий: Сб.тр. М., 1961. — С. 54−63
  177. Г. П. Психолого-педагогические основы преемственности между детским садом и школой // Вопросы дошкольной педагогики и психологии. Хабаровск, 1974. — С. 23 — 44.- 158
  178. Р. Творчество, гений и другие мифы // Общественные науки за рубежом. И сер. «Науковедение». 1988. -№ 5. — С.64−90.
  179. А.П. Дидактические основания и преемственность в работе между детским садом и школой // Подготовка детей в детском саду и школе /Под ред. А. П. Усовой. М.: АПН РСФСР, 1955. — С.15−32
  180. Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. — 20 с.
  181. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с.
  182. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. действ.чл.АПН РСФСР В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1961. — 334 с.
  183. Л.А. Формирование творческого воображения учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы на тематическом рисовании: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1986. 16 с.
  184. Л.А., Аманис И. К. З&звитие воображения у детей на уроках изобразительного искусства: Метод.разраб. -Рига: Латв. ун-т, 1990. 66 с.
  185. В.А. Формирование навыков рисования путем упражнений у учащихся I класса (На материале школ Латв. ССР): Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., 1969. — 32 с.
  186. Ф.Д., О’Брайен М. Одаренные и талантливые дети: состояние, проблемы и направления исследования // Общественные науки за рубежом. РЖ сер. Науковедение. 1988.1. I. С. 27−45
  187. Ф. Педагогическое значение детских рисунков / Пер. с чешек. Н. Н. Бахтина. СПб.: Синод.тип., 1911. — 43 с.
  188. Я.Я. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников как фактор формирования художественных интересов учащихся I класса: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., 1978. — 20 с.
  189. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М., 1990. 320с *
  190. Шадриков В.Д. .%звитие и диагностика способностей / Отв.ред. Дружинин Л. Н., Шадриков В. Д. -М.: Наука, 1991. 183с.
  191. Е.В. Проблемы композиции в детском изобразительном творчестве и методические обоснования преподавания тематического рисования в школе 5−7 кл. История, теория и методика: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1968. — 18 с.
  192. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1981. -254с.
  193. Е.В. Тематическое рисование в школе. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1975. — 72 е., илл.
  194. Т.Я. Изобразительное искусство в I классе: Учеб. пособие для учителя. М., 1981. — 191 е., илл.
  195. Экспериментальные исследования по проблеме усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах / Материалы Всесоюз, симпозиума. Тбилиси, 1974. — Часть I.
  196. Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школльному обучению // Воспитание и обучение старших дошкольников /Тезисы докладов Всесоюзн.конф. 29. Х1.-2.ХП.71. -Минск, 1971. С. 123 — 131.
  197. . Проблема творчества в американской теории художественного воспитания (Искусство и дети) / Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969. — С.176−219.- I6U
  198. И.О. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  199. И.О. йзвитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240 е., илл.
  200. П.М. Психология художественного восприятия.-М.: Искусство, 1964. 86 с.
  201. П.М. Психология художественного творчества.-М.: Знание, 1971. -380с",
  202. Е. Американская школа: Очерки методов американской педагогики. Изд.7-е. — СПб.: Тип."Копейка", 1919. -193 е., илл.
  203. Н.Ф. Развитие пространственного представления у старших дошкольников в процессе обучения рисовать: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Киев, 1964. — 29 с. 217. «Art Education», Journal. Washington, 1994−1995.
  204. Claude Delaporte. M’sieur tu memmenes! Creation, expression, education. Amiens, CRDP, 1990. — 127 p.
  205. Christiane Cals et Jeanine Blanchard. Galerie des arts plastiques. Orlean, CRDP, 1989. — 127 p.
  206. Eine Zeichenanleitung von Erich Holle. Bo^e-Verlag, Stuttgart, 1986. — 58 S.
  207. Jahres-Zeiten Octern 1994, Rudolf-Steiner-Schule, Villingen-Sch enningen. 58 S.
  208. Hans J.Knopff. Kunstunterricht und Sinnesschulung im Vorschulalter. Donauworth, 1973. — 153 S.
  209. Gilbert Michel. Pedagogie du dessin. Paris: Presses Universitaires de France, 1968. — 178 p.
  210. Plan d’etudes et programmes de l’enseignement secondaire des jeunes filles". «- Paris, 1922. 130 p.225» Rouquette, Michel Louis. Le creativite. Paris: Presses universitaires de France, 1973″ - 123 p.
  211. Waldorfschule heute. Stefan Leber Sonderausgabe. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben GmbH, 1994. 384 S.
Заполнить форму текущей работой