Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика развития коммуникативно-когнитивной деятельности старшеклассников при изучении иноязычных элективных курсов: на примере культуроведения Канады

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система элективных курсов в настоящее время быстро развивается. Появились многочисленные научные исследования в области методики организации, разработки и проведения элективных курсов. Так, например, рассмотрены проблемы: • а) предпрофильной подготовки учащихся (O.E. Аверчинкова, М. П. Бочков, В. Г. Веревкин и др.) — б) управления профилизацией (E.JI. Болотова, Е. В. Гаганова, H.A. Долгова, И. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТШНО-КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ПЕРВОГО ИНОСТРАННОГО
    • 1. 1. Развитие коммуникативно-когнитивной деятельности школьников в контексте современных методических подходов к обучению иностранны языкам.'
    • 1. 2. Когнитивные аспекты развития коммуникативной компетенции
    • 1. 3. Развитие коммуникативно-когнитивной деятельности школьников как одна из задач языкового образования в старшей школе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 2. 1. Назначение, особенности и коммуникативно-познавательный потенциал иноязычных элективных курсов
    • 2. 2. Методические основы создания учебных программ и курсов по культуроведению
    • 2. 3. Комплекс социокультурных заданий в системе развития коммуникативно-когнитивной деятельности старшеклассников
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ ЛИТЕРАТУРЫ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК
    • 3. 1. Поликультурный потенциал детской библиотеки как среды языкового образования при проведении элективных курсов
    • 3. 2. Методическая подготовка педагога к проведению элективных культуроведческих курсов в дидактической среде детской библиотеки
    • 3. 3. Динамика развития коммуникативно-когнитивной деятельности школьников при изучении элективных культуроведческих курсов
  • Выводы по третьей главе

Методика развития коммуникативно-когнитивной деятельности старшеклассников при изучении иноязычных элективных курсов: на примере культуроведения Канады (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Непрерывный информационный поток — один из определяющих вызовов современного мира. Освоить даже небольшую часть накопленного человечеством знания становитсяпрактически невозможно. В то же время его необходимо постоянно использовать в образовательных, профессиональных и личных целях. Такое противоречие ставит сегодня перед человеком сложнейшую проблему. Ее решение лежит в плоскости овладения информационной и коммуникативной культурой, что является обязательным условием социальной и профессиональной реализации человека. Именно поэтому коммуникативно-когнитивное развитие личности можно рассматривать как одну из важнейших задач, стоящих перед российской системой образования.

С начала XXI века в систему среднего образования в России вводится профильное обучение1, главные цели которого — индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Одним из путей их достижения могут стать элективные курсы, т. е. курсы по выбору учащихся, при условии, что они построены в соответствии с современными задачами образования и учитывают психофизиологические возрастные особенности школьников старшей ступени. Среди этих курсов уже положительно проявили себя иноязычные элективные курсы, где коммуникативно-когнитивное развитие осуществляется благодаря изучению иностранного языка как средства общения и познания. Учитывая отмеченные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года такие общие тенденции развития современного мира, как переход к информационному обществу и расширение масштабов межкультурного взаимодействия, значение иностранного языка (ИЯ) для коммуникативного и интеллектуального развития школьников трудно переоценить.

1 См документы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2002), Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002), Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (2004), Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010 годы (2005).

Система элективных курсов в настоящее время быстро развивается. Появились многочисленные научные исследования в области методики организации, разработки и проведения элективных курсов. Так, например, рассмотрены проблемы: • а) предпрофильной подготовки учащихся (O.E. Аверчинкова, М. П. Бочков, В. Г. Веревкин и др.) — б) управления профилизацией (E.JI. Болотова, Е. В. Гаганова, H.A. Долгова, И. А. Казьмина и др.) — в) организации профильного обучения в сельской школе (Е.А. Верби-чева, Е. В. Еремина, Е. С. Касаткина и др.) — г) организации сотрудничества с вузами в системе профильного обучения (М. А. Дмитриева, О. Н. Кандерова и др.) — д) проектирования элективных курсов (В.В. Бесценная, Ю.К. Нимиров-ская, C.B. Студилин и др.) — е) сетевой организации профильного обучения. (Ю.А. Бурдельная, А.Ф. Мазник).

Однако число диссертационных исследований, выполненных на материале иностранного языка, пока ограничено. Ихотя в работах A.A. Колесникова, Е. С. Марковой, Г. Ф. Трубиной рассмотрены вопросы профильного обучения иностранному языку, построения интегративно-модульных курсов для профильной школы и проектирования иноязычных элективных курсов прикладной направленности для филологического профиля, в то же время методика развития коммуникативно-когнитивной деятельности старшеклассников в процессе изучения элективных курсов ИЯ и их проведения в сетевой форме до сих пор не становилась предметом изучения.

За последние несколько лет разработаны и опубликованы многочисленные учебные программы и пособия для иноязычных элективных курсов. Между тем лишь незначительное их число учитывает создаваемые такими курсами возможности для коммуникативного и интеллектуального развития учащихся.

Кроме того, практически отсутствуют учебные программы, использующие возможности сетевой организации, предусмотренной Концепцией I профильного обучения на старшей ступени общего образования. Между тем именно такая форма проведения элективных курсов. может позволить в полной мере реализовать их развивающий потенциал и на практике обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения. При этом базой для сетевых курсов могут стать учреждения дополнительного, высшего и среднего профессионального образования, а также культурно-просветительские учреждения. В частности, представляется перспективным включение в систему профильного обучения культурного пространства детской библиотеки как традиционной среды просвещения и самообразования.

Обращает на себя внимание и тот факт, что при разработке иноязычных элективных курсов практически не учитываются дидактические перспективы привлечения к образовательному процессу современных информационно-коммуникационных технологий. Однако их проникновение во все сферы жизни, в том числе гуманитарные, и развитие социальных сервисов Интернета (Веб 2.0) предъявляют новые требования к содержанию обучения. Компьютер и Интернет как источники получения информации и средства ее обработки становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса.

В связи с этим следует признать, что в настоящее время в методике обучения иностранным языкам остаются не полностью исследованными такие важные вопросы, как: а) когнитивно-развивающий потенциал иноязычных элективных курсовб) методика разработки и проведения иноязычных элективных курсов, нацеленных на коммуникативно-когнитивное развитие старшеклассниковв) перспективы педагогического содружества школ и детских библиотек по организации сетевой формы проведения элективных курсовг) использование информационно-коммуникационных технологий и аутентичных иноязычных источников в учебном процессе в условиях сетевой формы обучения.

Таким образом, проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью формирования коммуникативной и познавательной культуры старшеклассников и недостаточной разработанностью соответствующей методики обучения. Это и обусловливает актуальность данного диссертационного исследования и выбор темы «Методика развития коммуникативно-когнитивной деятельности старшеклассников при изучении иноязычных элективных курсов (на примере культуроведения Канады)».

ОБЪЕКТОМ данного исследования является процесс развития коммуникативно-когнитивной деятельности учащихся 10−11 классов в условиях иноязычного учебного общения.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступают общетеоретические основы, технология разработки и методика проведения культуроведческих иноязычных элективных курсов (на материале культуроведения Канады), обеспечивающих поступательное коммуникативно-когнитивное развитие школьников в условиях взаимодействия дидактической среды школы и культурно-просветительских учреждений (на примере отделов литературы на иностранных языках детских библиотек).

ЦЕЛЬЮ исследования является разработка научно-обоснованной методики построения культуроведческих иноязычных элективных курсов познавательно-развивающей направленности и их организации на базе отделов литературы на иностранных языках детских библиотек.

Для реализации данной цели в диссертации были поставлены следующие ЗАДАЧИ: определить составляющие процесса развития коммуникативно-когнитивной деятельности учащихся и их место в системе современных отечественных методических подходов к обучению иностранным языкамв изучить основные направления стандартизации языкового образования в современных отечественных и зарубежных образовательных документах (Россия, США, Канада);

•1 выявить значение иноязычных познавательных стратегий для интеллектуального развития учащихся и уточнить их классификацию;

• рассмотреть диапазон развивающего воздействия иноязычных элективных курсов на когнитивную сферу личности учащихся;

• определить методические перспективы участия детских библиотек в организации сетевой формы проведения элективных курсовизучить дидактический диапазон использования информационных, кадровых и технических ресурсов детской библиотеки в целях коммуникативного и интеллектуального развития старшеклассников в сотрудничестве со школами;

• создать учебную программу сетевого элективного курса и ее методическое обеспечение в виде учебного пособия на материале культуроведения Канады;

• ' разработать типологию учебных культуроведческих познавательных заданий с учетом специфики сетевой формы проведения элективных курсов и создать комплекс таких заданий на материале культуроведения Канады;

• разработать систему диагностики уровня общекультурной, коммуникативно-когнитивной и культуроведческой подготовки участников сетевого элективного курсаапробировать разработанную систему диагностических и учебных заданий для выявления динамики коммуникативно-когнитивного развития школьников при изучении иноязычного сетевого элективного курса на материале культуроведения Канады.

В данном исследовании выдвигается следующая ГИПОТЕЗА: для эффективного комплексного развития коммуникативно-когнитивной деятельности школьников старшей ступени в условиях культуроведческих иноязычных сетевых элективных курсов необходимо построение такой модели обучения, при которой:

• выдвигаются интегративные цели коммуникативного и когнитивного развития' учащихся с учетом дидшстического контекста^ возрастных особенностей учащихся и их уровня владения иностранньш языком;

• создаются условия для приобретения культуроведческих знаний, развития социокультурных и? коммуникативных способностей и овладения различными типами познавательных стратегий в процессе культур оведческого обогащения учащихсярасширяется информационная база курса за счет использования разнообразных аутентичных иноязычных источников, в том числе ресурсов Интернета, с опорой на современные: информационно-коммуникационныетехнологии;

• оптимально используются информационные, дидактические, материально-технические и кадровые ресурсы детских, библиотек в содружестве со школами;

• учитывается разноуровневость общеобразовательной, когнитивной и языковой подготовки учащихся.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие МЕТОДЫ научного исследования:

• теоретический анализ философской^ педагогической, психологической, методической и учебной литературы и нормативных документов по теме исследования;

• интерпретационные методы (описание, сравнение, обобщение теоретических исследований и практического опыта);

• социологические методы (анкетирование учащихся, беседа с учащимися, учителями. и библиотекарями);

• педагогический эксперимент (опытное обучение);

• эмпирические методы (педагогическое наблюдение, видеои фотосъемка).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по:

• психологическим основам языкового образования (JI.C. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев);

• педагогическим основам профильного обучения (B.C. Гершунский, Ю. И. Дик, A.B. Каспржак, A.A. Кузнецов, П. С. Лернер, В. А. Орлов, A.A. Пинский, И. А. Сасова, Л. О. Филатова и др.), в том числе в языковом образовании (И.Л. Бим, В. В. Сафонова, Г. Ф. Трубина, A.B. Щепилова и др.) — в вопросам проблемного обучения (Е.В. Ковалевская, И .Я. Лернер, М. А. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) — теории и методике преподавания иностранных языков (И.Л. Бим, Г. А. Китайгородская, В. Г. Костомаров, М. В. Ляховицкий, О. Д. Митрофанова, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, С. Ф. Шатилов, Э. П. Шубин, М. Вугаш, M. Fleming, H.H. Stern и др.), в том числе по когнитивным аспектам обучения иностранным языкам (К.Б. Есипович, И. Ю. Мангус, С. Ф. Шатилов, A.B. Щепилова, A. Camilleri, A. Chamot, A. Cohen, J. O’Malley, R. Oxford, J. Rubin) — социокультурным и культуроведческим аспектам обучения иностранным языкам (Г.В. Елизарова, Ю. Е. Прохоров, О. С. Пустовалова, В. В. Сафонова, С. А. Строкова, П. В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова, M. Вугаш, М. Fleming, G. Neuner, В. Tomalin, S. Stempleski, R. Valette и др.);

• использованию компьютерных технологий в обучении иностранным языкам (Е.С. Полат, М. А. Татаринова, C.B. Титова, И. А. Цатурова, М.И. Чет-вернина и др.).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА проведенного с 2001 по 2008 год исследования состоит в том, что впервые раскрыты общетеоретические основы методики проведения иноязычных элективных курсов на базе педагогического содружества средних школ и отделов литературы на иностранных языках детских библиотек, а также предложена научно-обоснованная методика развития коммуникативно-когнитивной деятельности старшеклассников на материале культуроведения Канады.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что:

• установлены общие тенденции в ориентации языкового образования на коммуникативно-когнитивное и культуроведческое развитие учащихся^ средствами иностранного языка (на материале стандартизирующих документов старшей ступени средней школы России, США и Канады);

• выделены и научно обоснованы основные составляющие коммуникативно-когнитивного развития старшеклассников при изучении культуроведческих элективных курсов на ИЯпредложена классификация стратегий, необходимых для использования в иноязычной познавательной деятельности, характерной для со-изучения языков и культур;

• определены дидактико-методические особенности иноязычных элективных курсов и уточнены их дидактические функции;

• разработана типология учебных культуроведческих познавательных заданий для сетевых элективных курсов-на материале культуроведения Канады, сформулированы методические требования к ним;

• раскрыт дидактический потенциал поликультурной иноязычной деятельности отделов литературы на иностранных языках детских библиотек для целенаправленного коммуникативно-когнитивного развития школьников;

• выявлены и описаны условия, формы и принципы проведения сетевых элективных курсов в детской библиотеке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации заключается в возможности использовать ее результаты при:

• создании элективных и факультативных курсов культуроведческой направленностиразработке учебных программ и учебно-методических материалов для изучения иностранных языков и культур в условиях профильной организации обучения;

• организации профильного обучения на основе сетевой модели проведения элективных курсов;

• проведении1 курсов методики, обучения иностранным языкам на языковых факультетах педагогических вузов по теме «Принципы построения содержания профильного обучения. Новые формы организации образовательного процесса в профильной школе» и дриспользовании авторского пособия «Музыкальная культура Канады» в практике работы школ и отделов литературы на иностранных языка детских библиотек.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные теоретические положения диссертации и результаты опытного обучения были представлены и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях и отражены в девяти публикациях автора в материалах, тезисах и сборниках научных трудов:

• международных конференций: «Ломоносов» (Москва, МГУ, апрель 2005; Москва, МГУ, апрель 2007), «Языки мира и мир языка» (Москва, Московская академия экономики и права, апрель 2007), «Языки в современном мире» (Москва, МГУ, июнь 2007; Арзамас, АГПИ, май 2008) — всероссийских и региональных конференций: «Учитель, ученик, учебник» (Москва, МГУ, ноябрь 2004; Москва, МГУ, ноябрь 2006; Москва, МГУ, ноябрь 2008), «Язык и культура в новом образовательном пространстве» (Нижний Новгород, НИРО, декабрь 2004).

Достоверность полученных результатов экспериментально подтверждена опытным обучением, проведенным в 2006/2007 учебном году на базе отдела литературы на иностранных языках Российской государственной детской библиотеки (г. Москва).

На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Эффективной моделью дидактического содружества средних школ и детских библиотек является сетевая форма проведения культуроведческих иноязычных курсов. Данная модель развития коммуникативно-когнитивной деятельности старшеклассников выступает как средство индивидуализации и дифференциации современного языкового образования при условии, что она построена с учетом разноуровневой подготовки учащихся, современных методических принципов их социокультурного и коммуникативно-когнитивного развития, с опорой на обширную информационно-ресурсную базу Интернета и современные информационно-коммуникационные технологии.

2. Обучение школьников метакогнитивным (организационным и самообразовательным), когнитивным (информационно-познавательным и компенсаторным) и социально-аффективным стратегиям является неотъемлемым компонентом процесса обогащения культуроведческих знаний и развития их интеллектуальных и коммуникативных, включая социокультурные, способностей в процессе проведения культуроведческих иноязычных курсов.

3. Основным средством развития коммуникативно-когнитивной деятельности учащихся становится комплекс культуроведческих познавательных заданий, который обеспечивает сбалансированное соединение аутентичных традиционных печатных текстов и материалов Интернет-ресурсов и дидактически целесообразное включение современных информационно-коммуникационных технологий в учебное иноязычное общение. Первостепенное место в этом комплексе иноязычных заданий занимают ориентировочные, лингвокультуроведческие, информационно-культуроведческие, информационно-прагматические и ценностно-ориентационные задания, нацеленные на обучение когнитивным стратегиям поиска, систематизации, обработки и презентации культуроведческой информации на иностранном языке.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и 11 приложений. Текст диссертации содержит 15 схем, 12 таблиц и 1 диаграмму.

Выводы по третьей главе.

Детская библиотека является одним из наиболее дидактически подготовленных потенциальных участников сетевой формы организации ЭК и может функционировать в качестве ресурсного центра или партнера по кооперации благодаря таким особенностям, как:

1) наличие фонда на иностранных языках, удовлетворяющего познавательные и досуговые потребности школьников,.

2) опыт разнообразных форм поликультурной иноязычной деятельности,.

3) материально-техническое оснащение, соответствующее потребностям подготовки школьников к деятельности в условиях современного информационного общества,.

4) психологическая обстановка в библиотеке.

Однако для успешного проведения иноязычных ЭК на базе детской библиотеки необходимо соблюдение некоторых условий, а именно наличие в библиотеке отдела (сектора) литературы на ИЯ, наличие помещения или возможность приспособления читального зала к потребностям курса, наличие соглашения о сотрудничестве со школами и обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами.

Оправданность и эффективность проведения ЭК на базе детской библиотеки обеспечивается системой принципов, которая включает принцип учета разноуровневой подготовки участников курса, принцип опоры на обширную информационно-ресурсную базу, которую обеспечивает библиотека, и принцип опоры на информационно-коммуникационные технологии.

Выдвинутые в диссертации теоретические положения были подтверждены результатами опытного обучения, проведенного на базе Российской государственной детской библиотеки в 2006/2007 учебном году. Так, проведенная в ходе исследования диагностика уровня когнитивного и общекультурного развития участников сетевого ЭК показала, что учащиеся проявляют большой интерес к изучению культуры разных стран, в т. ч. Канады, однако общий уровень междисциплинарных знаний о Канаде недостаточен для изучения избранной культуроведческой темы, поэтому в начале курса потребовалось провести целенаправленную актуализацию необходимых знаний.

Диагностика также показала, что уровень сформированности знаний об источниках культуроведческой информации и умений пользоваться ими позволяет учащимся приступить к изучению культуроведческого ЭК. В то же время зафиксированный уровень владения когнитивными и компенсаторными стратегиями требует целенаправленной работы по их формированию и развитию. На этом основании в учебное пособие были включены памятки по применению стратегий и соответствующие задания.

Опытное обучение показало, что:

1. Элективные, в том числе сетевые, культуроведческие курсы создают благоприятные условия для развития коммуникативно-когнитивной деятельности учащихся 10−11 классов средствами ИЯ и иноязычной культуры в соответствии с их потребностями и интересами и с учетом задач современного языкового образования.

2. Сотрудничество детских библиотек и школ в области организации ЭК способствует интеграции их усилий для решения задач профильного обучения. В этом процессе детские библиотеки могут взять на себя роль ресурсных центров ЭК.

3. Предлагаемая типология культуроведческих познавательных заданий является эффективным дополнительным средством коммуникативно-когнитивного и социокультурного развития учащихся 10−11 классов в рамках культуроведческих иноязычных ЭК. Она построена с учетом дидактических особенностей обучения в библиотеке.

Таким образом, практическая часть исследования подтвердила потенциал иноязычных культуроведческих ЭК для коммуникативно-когнитивного развития учащихся и продемонстрировала, что библиотека может успешно участвовать в организации ЭК как ресурсный центр или партнер по кооперации.

Заключение

.

Выполненное диссертационное исследование посвящено изучению проблемы развития коммуникативно-когнитивной деятельности учащихся средствами ИЯ при соизучении родной и иноязычной культур. В результате анализа теоретических исследований были определены составляющие коммуникативно-когнитивного развития в условиях иноязычных культуроведче-ских элективных курсов: формирование и развитие культуроведческих знаний, формирование и развитие культуроведческих умений и навыков, обучение познавательным стратегиям, развитие социокультурных и интеллектуальных способностей и качеств личности и развитие познавательных процессов. Изучение теоретических и учебно-методических материалов по проблематике профильного обучения, организации и проведению ЭК позволило сделать вывод о недостаточном использовании когнитивно-развивающего потенциала ЭК и сетевой модели их организации. В связи с этим были рассмотрены перспективы сотрудничества школ и детских библиотек для проведения иноязычных ЭК. Анализ поликультурной иноязычной деятельности детских библиотек и опытное обучение подтвердили его целесообразность.

Теоретические и экспериментальные исследования в рамках данной работы позволили выделить и описать этапы подготовки и проведения иноязычных культуроведческих ЭК на примере специально разработанного ЭК «Музыкальная культура Канады» в условиях сетевой формы их организации на базе детских библиотек и создать комплекс культуроведческих познавательных заданий, который включает следующие их виды:

1. Ориентационные и прогнозирующие задания.

2. Познавательные задания: а) лингвокультуроведческие задания, б) информационно-культуроведческие задания.

3. Информационно-прагматические задания.

4. Ценностно-ориентационные задания.

При этом задания комплекса характеризуются полифункциональностью, опорой на аутентичные материалы и современные технологии и личностной значимостью.

Данные типы учебных заданий были использованы при разработке учебного пособия «Музыкальное путешествие по Канаде» для культуровед-ческого иноязычного сетевого ЭК «Музыкальная культура Канады» и апробированы в ходе опытного обучения, которое подтвердило целесообразность проведения когнитивно-развивающих иноязычных ЭК на базе отдела литературы на иностранных языках детской библиотеки, эффективность предлагаемого комплекса заданий и рекомендаций по подготовке и проведению сетевых иноязычных ЭК.

Основные итоги исследования заключаются в следующем: ® установлены общие тенденции в ориентации языкового образования на коммуникативно-когнитивное и культуроведческое развитие учащихся средствами иностранного языка (на материале стандартизирующих документов старшей ступени средней школы России, США и Канады) — выделены и научно обоснованы основные составляющие коммуникативно-когнитивного развития старшеклассников при изучении культуровед-ческих элективных курсов на ИЯпредложена классификация познавательных стратегий, необходимых для использования в иноязычной познавательной деятельности, характерной для соизучения языков и культур;

• определены дидактико-методические особенности иноязычных элективных курсов и уточнены их дидактические функции;

• разработана типология учебных культуроведческих познавательных заданий для сетевых элективных курсов на материале культуроведения Канады, сформулированы методические требования к нимраскрыт дидактический потенциал поликультурной иноязычной деятельности отделов литературы на иностранных языках детских библиотек для целенаправленного коммуникативно-когнитивного развития школьников;

• выявлены и описаны условия, формы и принципы проведения сетевых элективных курсов в детской библиотеке;

• создана учебная программа, учебное пособие, комплекс диагностических заданий и дидактические материалы для самооценки к элективному курсу «Музыкальная культура Канады».

Однако проведенное исследование не исчерпывает всего круга проблем, связанных с процессом развития коммуникативно-когнитивной деятельности учащихся в рамках иноязычных ЭК, поэтому в перспективе дальнейшее изучение данной тематики может быть направлено на:

• создание комплексной модели развития коммуникативно-когнитивной деятельности учащихся 10−11 классов в системе профильного обучения;

• разработку форм контроля и самоконтроля уровня коммуникативной и познавательной подготовки школьников, изучивших ЭК;

• исследование дидактического потенциала различных образовательных и культурно-просветительских учреждений как партнеров при организации профильного обучения и проведении иноязычных и других ЭК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.E., Модель предпрофильной подготовки учащихся: ав-тореф. дис. канд. пед. наук —Мг, 2006. — 26 с.
  2. Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: Златоуст, 1999. — 472 с.
  3. Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты. — СПб.: Наука, 2003. -140 с.
  4. Д.Ф. Проектирование элективного курса по развитию коммуникативных способностей учащихся в условиях профильного обучения : Автореф дис. канд. пед. наук-Казань, 2004. — 18 с.
  5. О.В. Помогаем читать на иностранных языках. М.: РГДБ, 1995.-24 с.
  6. О.В. Книжка не по-русски // Чтение детей и подростков в конце XX века: Сб.науч.трудов. -М.: РГДБ, 1999. С. 126−133.
  7. Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения : лингвистический и дидактический аспекты: автореф. дис.. д-ра пед. наук М., 1997−41 с.
  8. М.А. Креативная личностно и профессионально ориентированная технология профильного обучения математике : автореф. дис.. канд. пед. наук Воронеж, 2004. — 23 с.
  9. В.И. Образовательный стандарт. Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. -440 с.
  10. Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. — 157 с.
  11. В.В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении : автореф.дис. канд. пед. наук Омск, 2006. -20 с.
  12. B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993 — С. 9−106
  13. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: (Опыт системно-структурного описания). М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
  14. Бим И.Л., Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. -М.: Просвещение, 1988.-256 с.
  15. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция программы. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
  16. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.
  17. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе — 2002. — № 2. — С. 11−15.
  18. Бим И. JI. Основные функции профильного обучения в системе общего среднего образования: (на примере иностр. яз.) // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. М.: ИОСО РАО, 2003. -С.14−18.
  19. Бим И.Л., Вайсбурд M.JI. и др. Рекомендации по организации предпро-фильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль: иностранные языки // Иностранные языки в школе. 2003. -№ 6.-С. 2−7.
  20. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе -2004.-№ 6.-С. 8−14.
  21. Бим И. Л. Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Профильная школа. -2004. № 6. — С. 12−16.
  22. Бим И. Л. Иностранный язык // Профильное обучение: состояние, поиск, перспективы. -М.: Новая школа, 2005. С.49−56.
  23. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. — М.: Просвещение, 2007. -168 с.
  24. Е.В. Методика изучения способов интеграции информационных технологий в профильном курсе информатики гуманитарных классов ср. школы: автореф. дис. .канд. пед. наук —М., 1999. 16 с.
  25. Е.Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза : автореф. дис. канд. пед. наук-М., 1999.- 18 с.
  26. М.П. Технология естественнонаучного профессионально-ориентированного адаптивного обучения на предпрофильном этапе общеобразовательной школы : автореф. дис. канд. пед. наук Воронеж, 2004.-23 с.
  27. Ю.А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений : автореф. дис. канд. пед. наук Омск, 2008. — 24 с.
  28. М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001. — 128 с.
  29. .М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. (В 2 т). М.: Academia, 2006.
  30. Е.А. Организационно-педагогические условия перехода сельских школ на профильное дифференцированное обучение : автореф. дис. канд. пед. наук Новокузнецк, 2004.-25 с.
  31. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановеде-ние в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1983.-269 с.32
Заполнить форму текущей работой