Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Академическая публичная речь как объект современной риторики и лингвистики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современную риторику принято считать наукой об убедительной действенной речи в разных ситуациях речевого общения. Современные специалисты в области риторики рассматривают один из традиционных жанров риторического дискурса — академическую публичную речь — как устный речевой дискурс, направленный на воздействие. Академическое красноречие (речь ученого, лектора, учителя), как отмечают специалисты… Читать ещё >

Академическая публичная речь как объект современной риторики и лингвистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отношение современной риторики к академической публичной речи

С древних времен академическая публичная речь является объектом риторической теории и практики. Основы красноречия, которые были заложены древними риторами, по сей день не утратили своей актуальности и обретают свое совершенствование в работах современных исследователей.

Современную риторику принято считать наукой об убедительной действенной речи в разных ситуациях речевого общения. Современные специалисты в области риторики рассматривают один из традиционных жанров риторического дискурса — академическую публичную речь — как устный речевой дискурс, направленный на воздействие. Академическое красноречие (речь ученого, лектора, учителя), как отмечают специалисты, прежде всего, раскрывает такой навык оратора, как умение мыслить публично, оказывая желаемое воздействие на аудиторию, вовлекая ее в этот мыслительный процесс. Это красноречие преимущественно положительное, несмотря на возможный дискуссионный характер изложения, так как ориентировано на пробуждение в слушателях радости узнавания нового, призвано обеспечивать взаимопонимание. Оратор-преподаватель не просто информирует слушателей, путем передачи знаний, а приводит слушателей к познаванию нового и нередко трудного для восприятия объекта или явления, устанавливая с аудиторией диалогические отношения. Лектор обязан использовать приемы и средства популярного изложения. Искусством общения с аудиторией обладали выдающиеся ученые и лекторы М. К. Мамардашвили, Н. Я. Эйдельман, Д. С. Лихачев, Л. Н. Гумилев, Ю. М. Лотман и др. [Введенская, Павлова, 1998: 576].

Рассмотрим основополагающие аспекты современной академической публичной речи. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что современная академическая публичная речь — это устная форма коммуникации, в основе которой лежит письменный подготовленный текст [Е.Л. Фрейдина, Т. М. Пчелина и др., 2013: 10].

По своей форме академическая публичная речь — это «представленный в устной форме текст, написанный таким образом, чтобы быть произнесенным» [Gregory, Carroll, 1981: 42].

Специалисты в области риторики считают, что, поскольку такие тексты направлены на создание и удержание связи с аудиторией, то их можно считать эффективными.

К особенным чертам публичной речи, безусловно, относятся: последовательность и логичность изложения; коммуникативная направленность высказывания; тематичность высказывания; устная форма общения; синтаксическая усложненность; использование различных вербальных и невербальных средств коммуникации [Левчаева Н.В., 2015].

Несмотря на то, что академическая публичная речь является монологом, она в то же время обладает и ярко выраженными характером «диалогизированности», поскольку обращенность к аудитории и необходимость поддерживать с ней обратную связь, как ранее отмечалось, считаются необходимыми и неотъемлемыми характеристиками риторической коммуникации [Е.Л. Фрейдина, Т. М. Пчелина и др., 2013].

Таким образом, это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный многоплановый процесс общения со слушателями, причем процесс, предполагающий диалог. Так как участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, обладающими определенными смыслами, между ними складывается субъект — субъектное отношение, поскольку обе стороны являются энергичными участниками совместной деятельности, и каждая из них выполняет отведенную ей роль в этом сложном многослойном процессе публичного общения [Левчаева Н.В., 2015].

Во время выступления перед публикой, оратор, нередко, отстаивает свою собственную позицию и взгляд на освещаемую им проблему, доказывая ее правильность и актуальность. При этом он часто прибегает к такому способу воздействия на слушателей в процессе коммуникации, как убеждение, которое строится на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от слушателей, которые воспринимают информацию. В этом случае мы имеем дело с убеждающим воздействием [Левчаева Н.В., 2015].

Следует отметить, что доказывание и убеждение — это два разных процесса, неразрывно связанных между собой. Доказательство означает подтверждение истинности какого-либо положения при помощи фактов или доводов, а убеждение — это оказание интеллектуального воздействия на сознание слушателей с целью закрепления у них мысли о том, что истинность тезиса доказана. В этом случае слушатели становятся единомышленниками, разделяющими точку зрения оратора и принимающими ее [Левчаева Н.В., 2015].

С целью убеждающего воздействия в публичной речи применяются логические и психологические приемы.

Логические приемы чаще всего обращены к разуму слушателей. К ним относятся: теоретические обобщения и выводы, уже доказанные законы науки, аксиомы и постулаты, определения основополагающих понятий конкретной области знаний, факты, статистические данные и др.

Психологические приемы влияют на чувства и ощущения слушателей. Если оратор своим выступлением способен вызвать определенные чувства у аудитории, то его речь, несомненно, будет иметь огромное и эффективное воздействие на слушателей, так как ее аудитория сможет запомнить лучше. Учеными-психологами было доказано, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает внутреннее эмоционально-психологическое состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологические приемы могут затрагивать разные чувства, помогая достичь желаемого результата. Например, обращаются к чувству чести и долга, стараются вызвать сочувствие, добиться согласия, осуждения, проронить зерно недоверия, сомнения и т. п. Риторическая этика категорически не разрешает оратору прибегать к использованию низменных чувств, а также эмоций, способных привести к разным конфликтам (злоба, зависть, агрессивность и др.) [Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. 2013: 189].

Публичная речь произносится перед определенной аудиторией, поэтому оратор должен очень тщательно и продуманно подготовиться к предстоящей лекции. Ему необходимо четко понимать, перед какой аудиторией он будет презентовать свое выступление, он обязан учитывать психологическое состояние и настроение своих слушателей. Все это позволит ему лучше подготовиться к презентации своей академической публичной речи и добиться успеха при коммуникации со слушателями.

Основными характеристиками аудитории считаются:

  • — однородность (неоднородность) аудитории (определяется социальнодемографическими признаками слушателей: половая принадлежность, возрастной ценз, национальность, образование, профессиональные интересы и профессиональная деятельность, жизненный опыт и т. д.);
  • — количественный состав слушателей (поведение слушателей и их реакция в большой и небольшой аудитории отличается);
  • — эмоциональный настрой аудитории (возникает под действием таких психологических механизмов, как заражение — бессознательное повторение действий окружающих; подражание — осознанное воспроизведение образцов поведения других людей; конформизм — влияние поведения большинства на отдельного человека);
  • — мотив действия слушателей.

В настоящее время психологами выделяются три группы мотивов, побуждающих к посещению и слушанию публичных выступлений: мотивы интеллектуально-познавательного характера (слушателей заинтересовала тема выступления, поэтому они желают расширить свой кругозор и круг своих познаний по данной проблеме и получить ответы на волнующие их вопросы); мотивы морально-этического характера (слушателям необходимо присутствовать на этом публичном выступлении, поскольку, из-за отсутствия на нем у них могут возникнуть какие-либо неприятности); мотивы эмоционально-эстетического характера (слушатели лично знакомы с оратором, поэтому, посещая его выступления они получают удовольствие и т. д.). Необходимо отметить, что с самого начала слушатели, которые присутствуют в лекционной аудитории, бывают по-разному настроены на выступление оратора [Вердербер Р., Вердербер К. 2003: 233].

Специалисты в области риторики отмечают, что в процессе выступления оратор может использовать следующие методы подачи материала: 1) достижение взаимопонимания с аудиторией, налаживание контакта; 2) привлечение и поддержание внимания у слушателей; 3) приспособление к уровню понимания аудитории; 4) укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или к освещаемой им теме [Левчаева Н.В., 2015].

Налаженный контакт между оратором и аудиторией возникает тогда, когда обе стороны заняты совместной мыслительной деятельностью, т. е. когда их беспокоит обсуждение одних и те же вопросов, решение одинаковых проблем (интеллектуальное сопереживание), и при этом они испытывают похожие ощущения и переживания (эмоциональное сопереживание).

Основным показателем взаимопонимания между оратором и слушателями считается ожидаемая реакция на речь лектора, внешнее выражение внимания у аудитории, рабочая тишина в аудитории, естественное и профессиональное поведение оратора.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют разные факторы. Прежде всего, это актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении выбранной темы, захватывающее внимание содержание выступления. Именно эти факторы в определенной мере и обуславливают успех и эффективность академической публичной речи.

Ученые в области сценической речи для достижения взаимопонимания между оратором и аудиторией рекомендуют чаще использовать в публичной речи личные местоимения, такие как: we (all), us (all) и т. д., ибо данные вербальные знаки красноречиво свидетельствуют о том, что выступление обращено именно к присутствующим в данной аудитории (Сегодня нам с вами предстоит решить ряд важных вопросов…).

Немаловажная роль в достижении взаимопонимания между оратором и слушателями отводится риторическим вопросам, представляющим собой утверждения в форме вопроса. В том случае, если они произносятся естественно и искренне, то способствуют активизации внимания у слушателей и создают определенный эмоциональный настрой (Who wants to protect themselves from the flu?).

Объединяют оратора и аудиторию и общие переживания, испытанные по поводу каких-либо событий (I'll start with an overview of our yesterday’s theme…).

Излагая информацию, оратор должен ее персонифицировать, т. е. приспособить к специфическим представлениям слушателей. Например, рассказывая о достижениях ваших конкурентов в какой-либо области, необходимо соотнести эти сведения с определенными результатами деятельности вашей организации.

Интерес аудитории во многом зависит от того, какое отношение имеет излагаемая информация лично к слушателям, поэтому для поддержания интереса аудитории информация должна отвечать ряду требований, в частности, она должна быть своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности), близкой (касаться личного пространства человека, его «территории», поэтому лучше использовать примеры из жизни коллектива, к которому принадлежит аудитория, или из сферы деятельности слушателей), серьезной (поднимать экономические, психологические и другие вопросы, актуальные для слушателей) и живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей) [Баева О., 2005].

Публичное выступление будет эффективно в том случае, если предлагаемое содержание выступления информация приспособлено к уровню знаний слушателей. Согласно исследованиям специалистов, лучше недооценить знания слушателей, чем переоценить их. В том случае, если есть сомнения в том, что аудитория обладает необходимыми базовыми знаниями, следует выделить дополнительное время и напомнить слушателям основные сведения и факты, касающиеся освещаемой темы. Чтобы не оскорбить слушателей подозрением в невежестве, целесообразно использовать следующие выражения: As you know…; As we understand…; And so you see… и др.

Эффективность академической публичной речи оратора оценивается главным образом доброжелательным отношением к нему аудитории — оратор и его позиция должны быть приняты ею, поэтому выступающему лектору необходимо понравиться слушателям, создать о себе благоприятное впечатление, т. е. повысить уровень доверия, которое слушатели испытывают к нему.

Оратору необходимо продемонстрировать слушателям свои знания и опыт по освещаемой теме, поэтому он должен быть хорошо подготовлен к выступлению, обязан убедить слушателей, что обладает достаточным запасом материала по данной теме и имеет непосредственное отношение к предмету общения.

Более того, необходимо обратить внимание и на то, что оратор, выступая перед аудиторией, обязан стремится и внешне выглядеть достойно и соответствующе, так как внешний облик (прическа, костюм, атрибуты) является своеобразным кодом, свидетельствующим о респектабельности и успешности. Внешний вид лектора должен соответствовать ситуации и характеру общения, вкусам аудитории и не отвлекать внимание слушателей.

Оратор, выступая перед слушателями, обязан не забывать то, что, какой бы интересной ни была его речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают слушать, поэтому выступающему необходимо знать различные приемы управления аудиторией и умело их пользовать в процессе общения [Левчаева Н.В. 2015].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой