Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Национальное своеобразие поэтического творчества: На примере якутской поэзии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты работы были доложены и обсуждены на 2 международных конференциях в г. Якутске («Национальная школа: концепция и технология развития» — 1993 г., «Мультикультурное образование» — 1996 г.), а также на республиканской конференции «Основные направления разработки учебных программ и учебников нового поколения по языкам и литературам» в 1995 г. по теме диссертации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Национальное своеобразие поэтического творчества: предмет изучения и постановка задачи
    • 1. 1. Национальное своеобразие поэтического творчества: из истории вопроса
    • 1. 2. Комплексное изучение поэтического творчества и структурно-семиотический подход к проблеме
  • Глава 2. Ритмическая организация поэтических произведений как отношение, детерминирующее национально-культурное своеобразие поэзии
    • 2. 1. Проблема происхождения музыки и поэзии
    • 2. 2. Стихотворный ритм: эволюция ритмического строя якутской поэзии
  • Глава 3. Концепция эпигенетического развития литературы как условие, детерминирующее эволюцию национального своеобразия художественного творчества
    • 3. 1. Этнологический аспект проблемы как обоснование концепции
    • 3. 2. Диахронические закономерности современного состояния якутской поэзии (на примере сопоставления с «серебряным веком» русской культуры)
    • 3. 3. Концепция эпигенетического развития литературы как условие, детерминирующее эволюцию национального своеобразия художественного творчества

Национальное своеобразие поэтического творчества: На примере якутской поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одна из важнейших характеристик современного состояния мирового сообщества — унификация среды жизнеобеспечения народов. Большинство из них для своего существования и воспроизводства уже не могут обходиться только этнически специфичными способами, сложившимися в условиях традиционного жизнеобеспечения. Их современное жизнеобеспечение стало интегрированным, национально взаимозависимым, причем взаимозависимость продолжает углубляться.

Унификация среды жизнеобеспечения ведет к известной дегуманизации социальной среды. Значительно деформируются традиции уклада жизни, семьи, быта.

Литература

индифферентная в этнокультурном отношении, не учитывающая национально-региональной специфики, способна лишь углубить процесс дегуманизации и деформации общества.

Осваивая мир и его явления по законам красоты, художник неизбежно оценивает их с точки зрения значения для человечества. Общечеловеческое начало оказывается лежащим в фундаменте художественного творчества, обладающего, таким образом, имманентной гуманистичностью и интернационализмом.

Однако эти же фундаментальные образования художественного творчества включают в себя не только интернационализм, но и национальное начало, так как само понимание общечеловеческой ценности исторически и национально обусловлено. И чем самобытнее национальное видение, тем больше оно несет в себе неповторимой общезначимой художественной информации и опыта отношений. Именно в этом заключено важнейшее условие высокой художественности и общемирового звучания произведения [1.20, с. 114−115]. истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной 4 стихии, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами" (Н. В. Гоголь).

Таким образом, возникла потребность в определении и теоретическом обосновании тех аспектов поэтического творчества, которые детерминируют его специфику, в т. ч. и национальную.

Проблема исследования. В литературоведении накоплен определенный научный фонд, содержащий предпосылки для комплексного исследования национальной специфики поэтического творчества. В научной литературе отражены многие аспекты исследуемой проблемы.

Важное значение для решения проблемы имели прежде всего труды: Л. фон Берталанфи, А. А. Малиновского, и т. д. (системы, структуры) — Г. Г. Шпета, Л. Н. Гумилева, А. А. Богданова и т. д. (субъект-субъектные отношения человека и среды) — М. Хайдеггера, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, В. В. Розанова,.

A.Н.Леонтьева, М. М. Бахтина и т. д. (деятельность и развитие личности). Структурно-семиотический подход к анализу художественного произведения (Ю.М.Лотман), возникший на стыке современного структурализма, представлен в трудах представителей русской формальной школы (А.Белый, В. М. Жирмунский, Ю. Н. Тынянов, Б. В. Томашевский,.

B.Я.Пропп), идеях мировой философии (Д.Локк, Т. Гоббс, Дж.С.Милль), логики (Г.Фреге, Ч. Пирс) и теоретической лингвистики (Ф.де Соссюр, Е. Бюиссен, Н. Трубецкой, Р. Якобсон), результатах структуралистских и семиотических исследований (К.Леви-Строс, Р. Барт, А. Греймас, Ч. Моррис, В. Иванов, В. Топоров).

Различные стороны национальной специфики художественного творчества освещались в психологических и психолингвистических исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней, Ю. А. Сорокина, С. В. Лурье, Н. Д. Дьячковского, И. Е. Алексеева и др.

Мы также опирались на труды Ю. Б. Борева (общие вопросы эстетики), А. Н. Веселовского, В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, В. С. Библера, М. Л. Гаспарова, М. А. Красноперовой, Н. Н. Тобурокова, Н. З. Копырина, 5.

Д.Е.Васильевой, П. В. Сивцевой, М. Н. Дьячковской (литературоведение), Г. Спенсера, Б. М. Теплова, С. В. Шервинского, В. Шерстобитова, Э. Е. Алексеева (проблемы музыкального ритма) и др.

К сожалению, изучение национальной специфики поэтических произведений зачастую сводится только к механическому перечислению и идейно-стилистической оценке тех или иных поэтических элементов, которые проявляются в том или ином конкретном тексте. Не стояли в стороне от подобного подхода и якутские литературоведы, хотя уже в первой работе по якутскому литературоведению («Художественные формы якутской поэзии» А. А. Иванова-Кюндэ) [1.81] «. .система якутского народного стиха и современная автору поэзия впервые внимательно рассмотрены в сопоставлении с другими системами стихосложения» (Н.Н.Тобуроков, Г. С.Сыромятников) [1.134, с. 5].

В исследовании проблемы национального своеобразия поэзии якутскими литературоведами просматриваются следующие пути:

1) Аспект изучения тенденций развития национальной образности (Н.З.Копырин, П. А. Слепцов, В. Т. Петров, П.В.Сивцева).

2) Изучение идейно-эстетических истоков якутской поэзии (В.Т.Петров).

3) Исследование ритмической организации якутского стиха (В.Т.Петров, Н. З. Копырин, Н. Н. Тобуроков, М.Н.Дьячковская).

4) Кроме всего прочего отмечается использование фольклорных мотивов и литературная обработка фольклорных произведений. (В.Т.Петров).

5) И, наконец, комплексное исследование системы якутского стихосложения (Н.Н.Тобуроков).

Обзор литературы показывает, что проблема национальной специфики поэтического творчества в исследуемом аспекте может быть отнесена к числу наименее освещенных и спорных. Без привлечения элементов структурно-семиотического анализа невозможно раскрыть сложную природу национального в художественном творчестве.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы: «Национальное своеобразие поэтического творчества (на примере поэзии саха)». 6.

Объектом исследования является специфика (в т.ч. национальная) поэтического творчества.

Предмет исследования — этнический аспект специфически художественного значения поэтического текста, позволяющего ему выполнять эстетическую функцию.

Цель исследования заключается в определении и теоретическом обосновании тех аспектов (уровней текста, условий развития поэзии) поэтического творчества, которые детерминируют его специфику, в т. ч. и национальную.

В основу исследования положена гипотеза (концептуальной системой, используемой для построения гипотезы, послужила теория речевой деятельности по А.Н.Леонтьеву):

Ритмический уровень поэтического произведения как производящее отношение детерминирует структуру текста и тем самым национально-культурное своеобразие поэзии. И если преследуется цель определения и изучения национальной специфики поэтического творчества, то в первую очередь необходимо рассмотреть ритмическую организацию всех уровней и произведений в целом. Т. е. предлагается построить некую модель, основанную на ритмических отношениях компонентов.

В ходе дальнейшего исследования делается попытка обосновать и выдвинуть гипотезу эпигенетического развития литературы как условия, детерминирующего национальное своеобразие художественного творчества.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

— изучить современное состояние проблемы национальной специфики поэтического творчества (на примере поэзии саха);

— выявить особенности (структурные компоненты и уровни) поэтического текста, связанные со спецификой (в т.ч. национальной) лирических произведений- 7.

— определить аспекты (уровни текста, условия развития поэзии) поэтического творчества, детерминирующие его специфику (в т.ч. и национальную), и экспериментально проверить возможные пути (методы) решения исследуемой проблемы;

— разработать теоретические основы эпигенетической теории развития литературы, детерминирующей национальное своеобразие художественного творчества.

В ходе решения поставленных задач применяются методы:

1. эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2. методы теоретического исследования (абстрагирование, сравнительно-исторический, элементарно-теоретический и структурно-генетический анализ и синтез).

Материалом для исследования послужили народные песни и лирические произведения ведущих якутских поэтов 20−30-х, 70-х и 90-х гг. Были отобраны художественные тексты лирического характера (о любви, о родине, о природе), в которых, на наш взгляд, более выражена авторская субъектность.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

1. сделана попытка определения особенностей (структурных компонентов и уровней) лирического текста, связанных с национальной спецификой поэтического творчества;

2. определены структурные уровни лирического текста и условия развития поэтического творчества, детерминирующие его специфику (в т.ч. и национальную), и экспериментально проверены возможные пути (методы) решения исследуемой проблемы;

3. разработаны теоретические основы эпигенетической теории развития литературы, детерминирующей национальное своеобразие художественного творчества.

Практическая значимость исследования: Помимо собственно научного интереса, решение исследуемой проблемы имеет практическое значение в 8 разработке актуальных вопросов литературоведения. Материалы исследования могут быть использованы:

— при разработке специального курса по анализу поэтических произведений, основ структурно-семиотического анализа для студентов филологических ВУЗов;

— при изучении национального своеобразия художественного творчества как в ВУЗах, так и в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Ритмический уровень поэтического произведения как производящее отношение детерминирует структуру текста и тем самым национально-культурное своеобразие поэзии.

2) Для якутского народного стиха характерна относительная акцентировка на конец строки. Если в 20-е гг. эта особенность была резко гипертрофирована в ущерб акцентности второго слога, то к 70-м гг. под влиянием русской литературы акцент постепенно переносится на конец строки.

3) Постепенное «затухание» инерции первоначального толчка и воздействие русскоязычной культуры подводит к выводу и наблюдаемом в настоящее время «смещении» (термин Л.Н.Гумилева) и, как следствие, деформации запрограмированного природой этногенеза.

4) Концепция эпигенетического развития литературы на основании синтеза отдельных компонентов системы детерминирует и национальное своеобразие поэтического (и в целом художественного) творчества.

5) Национальное в художественном творчестве определяется совпадением мнематического поля автора с наибольшим числом читательских мнематических полей. Детерминант — не только специалист по истории литературы, но и массовый читатель. В этом аспекте можно допустить, что современные поэты, ориентирующиеся только на архаические образцы художественного творчества, менее национальны, нежели те, кто подходит к этому творчески, с учетом мнематического макрополя современной стадии этногенеза. 9.

Апробация работы. Основные результаты работы были доложены и обсуждены на 2 международных конференциях в г. Якутске («Национальная школа: концепция и технология развития» — 1993 г., «Мультикультурное образование» — 1996 г.), а также на республиканской конференции «Основные направления разработки учебных программ и учебников нового поколения по языкам и литературам» в 1995 г. по теме диссертации разработаны программа интегрированного курса якутской и русской литературы в контексте мировой для общеобразовательных школ «Уус-уран литература» (1996 г.) и спецкурс по изучению «серебряного века» русской лирики «Магический кристалл в серебряной оправе» (1996 г.). Работа обсуждена на заседании кафедры якутской литературы факультета якутской филологии и национальной культуры Якутского государственного университета и Ученом совете НИИ национальных школ РС (Я). Опубликовано 3 работы:

1. О национальной специфике якутского поэтического творчества (на примере песенных произведений С.А.Зверева-Кыыл Уола). — Якутск, 1999 (в соавторстве). — 25 с.

2. Магический кристалл в серебряной оправе («серебряный век» русской культуры). — Якутск, 1996. — 112 с.

3. Изучение художественной литературы в якутской школе. — Якутск, 1996. -88 с.

Структура и объем работы: Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Результаты исследования в перспективе могут помочь в разработке прогностической модели эволюции как эволюции якутского стиха (в частности), так и литературы саха в целом.

Помимо собственно научного интереса, решение исследуемой проблемы имеет практическое значение в разработке актуальных вопросов литературоведения. Материалы исследования могут быть использованы:

— при разработке специального курса по анализу поэтических произведений, основ структурно-семиотического анализа для студентов филологических ВУЗов;

— при изучении национального своеобразия художественного творчества как в ВУЗах, так и в общеобразовательной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение только идейно-эстетических истоков поэзии, использования фольклорных мотивов и литературной обработки фольклорных произведений, тенденций развития национальной образности или исследование только ритмической организации якутского стиха при всей своей объективности все-таки игнорирует структуру поэтического произведения, представляющую особую организацию взаимосвязанных эстетических знаков, органическое их единство, имеющее сложные внутренние взаимосвязи, отношения, уровни. Подобная точка зрения не позволяет установить реальные значения и функции всех элементов поэтического текста, участвующих в выражении художественной мысли.

Поэтому была предпринята попытка определения путей и методов комплексного исследования системы национального стихосложения. Поэтическое произведение рассматривалось как знаковая система на основании структурно-семиотического подхода. Поэтический текст как структура был разделен на структурные уровни и элементыопределены внутриструктурные связи. Так, были выделены лексический, фонологический, морфологический, синтаксический и ритмический уровни структуры поэтического произведения.

Было обосновано и экспериментально подтверждено, что ритмический уровень поэтического произведения как производящее отношение детерминирует структуру текста и тем самым национально-культурное своеобразие поэзии. На этом основании в ходе исследования в первую очередь изучалась ритмическая организация поэтических произведений.

Материалом для исследования послужили народные песни и лирические произведения ведущих якутских поэтов 20−30-х, 70-х и 90-х гг. Были отобраны художественные тексты лирического характера (о любви, о родине, о природе), в которых наиболее ярко выражена авторская субъектность, а зависимость от диктата социума сведена до минимума. Достоверность выводов подтверждена результатами вычисления коэффициента корреляции по методу Браве-Пирсона.

Экспериментально доказано, что в общих чертах инерция интонационного фона народной поэзии, в произведениях современных якутских поэтов сохраняется. Следовательно, можно говорить об определенной традиции. Но в целом сравниваемые тенденции не столь аналогичны.

Для якутского народного стиха характерна относительная акцентировка на конец строки. Если в 20-е гг. эта особенность была резко гипертрофирована в ущерб акцентности второго слога, то к 70-м гг. в результате влияния русской литературы акцент постепенно переносится на конец строки. Т.о., был сделан вывод о «вынужденных колебаниях» современной якутской поэзии и влиянии русской художественной культуры на изменение этнического ритма саха.

Литература

в философском смысле является отражением действительности. Следовательно, в литературе отражаются в первую очередь этнические процессы. Особенно ярко выражается «отражающая способность» литературы в так называемые моменты фазового перехода.

Удобнее это рассматривать в диахронии, т. е. выбрать аналогичный исторический период в любой другой литературе и сопоставить с исследуемой эпохой. В этом плане современное состояние якутской поэзии было сопоставлено с «серебряным веком» русской культуры. Был доказан тезис: «Формула „серебряного века“ русской культуры и формула сегодняшнего дня якутской поэзии аналогичны». Анализ «синфазных» событий в смежных видах искусства также подтвердил справедливость тезиса.

Постепенное «затухание» инерции первоначального толчка и воздействие русскоязычной культуры подвел нас к выводу и наблюдаемом в настоящее время «смещении» (термин Л.Н.Гумилева) и, как следствие, деформации запрограмированного природой этногенеза. В поисках нового эстетического идеала в начале 90-х гг. была сделана попытка реформации устоявшихся традиций советской культуры. На деле это обернулось попыткой возрождения некогда разрушенных идеалов народных (национальных) традиций художественного (в т.ч. поэтического) творчества.

Основным результатом диссертационного исследования стала предложенная нами общая концепция эпигенетического развития литературы (КЭРЛ), благодаря сравнительно высокой степени общности исходных предпосылок, позволяющая увидеть и понять художественное творчество как целостную систему и на основании синтеза отдельных компонентов системы детерминирующая национальное своеобразие поэтического (и в целом художественного) творчества.

Общий вывод, сделанный с точки зрения КЭРЛ: качественные характеристики национального своеобразия художественного творчества на разных стадиях этногенеза тоже будут разными, отличными как от стадии первоначального толчка, так и от всех остальных стадий. Эти характеристики определяются уровнем соответствия этническому ритму своей эпохи. Иначе говоря, национальное в художественном творчестве определяется совпадением мнематического поля автора с наибольшим числом читательских мнематических полей. Детерминант — не только специалист по истории литературы, но и массовый читатель. В этом аспекте можно допустить, что современные поэты, ориентирующиеся только на архаические образцы художественного творчества, менее национальны, нежели те, кто подходит к этому творчески, с учетом мнематического макрополя современной стадии этногенеза.

Результаты, полученные в ходе исследования проблемы определения и теоретического обосновании тех аспектов (уровней текста, условий развития поэзии) поэтического творчества, которые детерминируют его специфику, в т. ч. и национальную, позволяют утверждать, что гипотеза и положения, вынесенные на защиту, подтверждаются.

Все выдвинутые в соответствии с целью и гипотезой исследования задачи решены. Изучено современное состояние проблемы национальной специфики поэтического творчества (на примере поэзии саха) — выявлены особенности (структурные компоненты и уровни) поэтического текста, связанные со спецификой (в т.ч. национальной) лирических произведенийопределены.

132 аспекты (уровни текста, условия развития поэзии) поэтического творчества, детерминирующие его специфику (в т.ч. и национальную), и экспериментально проверены возможные пути (методы) решения исследуемой проблемыразработаны теоретические основы общей концепции эпигенетического развития литературы, детерминирующей национальное своеобразие художественного творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). Исследование. М., Музыка, 1976. — 288 с.
  2. Н.К. Древнетюркский язык (VI-VIII века). Якутск, 1970. — 84 с. На як. яз.
  3. Н.К. Лекции по тюркологии (Новотюркская эпоха). Якутск, — 1984. — 65 с.
  4. .В. Русская музыка: 19 и начало 20 века. JL, 1968. — 341 с.
  5. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. — 318 с.
  6. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 422 с.
  7. Г. П. Три якутских реалиста-просветителя. Якутск, 1994. — 74 с.
  8. В.Г. Полн. собр. соч. -М., 1955. Т. 6. 799 с.
  9. А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 1929. — 240 с.
  10. Э. Общая лингвистика. М., 1974. — 447 с.
  11. Л.С. Номогенез. Пг., 1922. — 123 с.
  12. Л.С. Климат и жизнь. М., 1947. — 356 с.
  13. БиблерВ.С. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. -М., 1991. 176с.
  14. A.A. О назначении поэта (Статьи, речи, заметки 1918−1921 гг.). М., 1990. — 23 с.
  15. П.П. Память и мышление. М. — Л., 1935. — 320 с.
  16. Бок Ф. К. Начало психологической антропологии. Сан-Франциско, 1980. — 244 с.
  17. Ю.Б. Эстетика. М., 1988. — 495 с.
  18. К. Работа и ритм. М., 1923. — 432 с.
  19. Э.Б. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). -М., 1949.
  20. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.- 338 с.
  21. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. — 404 с.
  22. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. — 240 с.
  23. И. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972. — 423 с.
  24. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982, Т. 2. — 504 с.
  25. Л.С. Лекции по психологии. С-Пб., 1999. — 140 с.
  26. Г. А. Божественное откровение и человеческое познание. М., 1989.- 125 с.
  27. Г. Национальные образы мира. М., 1988. — 479 с.
  28. М.Л. Русские стихи 1890-х 1925-х годов в комментариях. — М., 1993.- 247 с.
  29. А.Д. и др. Логика. М., 1992. — 192 с.
  30. . Что такое психология: В 2-х т., т. 1. М., 1992. — 496 с.134
  31. Р.И. Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1960. — 484 с.
  32. JI.H. Древние тюрки. М., 1967. — 504 с.
  33. Гумилев J1.H. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку, 1991. — 312 с.
  34. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1979. — 637 с.
  35. Гумилев J1.H. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. — 544 с.
  36. Л.Н., Панченко А. М. Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л., 1990. — 123 с.
  37. Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. — 383 с.
  38. Г. П. Очарованная Русь. M., 1990. — 288 с.
  39. Л.Ш. Причины вымирания организмов. М., 1969. — 440 с.
  40. НГ. Границы поэзии. Улан-Удэ, 1962. — 66 с.
  41. С.П. Поющие снега: Из лит.-критич. наследия. М., 1986. — 141 с.
  42. Р. Рассуждение о методе // Избр. произведения. М., 1950. — 656 с.
  43. В. Элементы лексикологии и семиотики. М., 1973. — 286 с.
  44. Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990. — 348 с.
  45. С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1965. — 527 с.
  46. Н.Д. Звуковой строй якутского языка. Якутск, 1971. — 210 с.
  47. Л.С., Мараджян В. А. Курс физики. М., 1971. — 559 с.
  48. Н.И. Механизмы речи. M., 1958. — 370 с.
  49. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 159 с.
  50. М.Н. Музыкальная культура якутского народа. Рукопись, 1950.
  51. В.М. Введение в метрику: Теория стиха. Л., 1925. — 664 с.
  52. А. Стихи нужны. Алма-Ата, 1968. — 270 с.
  53. М.Я. Народные танцы Якутии. М., 1966. — 22 с.
  54. В.А. Семантика и структура словесного художественного образа. Тарту, 1966. — 126 с.
  55. И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М., 1989. — 263 с.
  56. В.А. Секреты вашей бодрости. М., 1988. — 320 с.
  57. В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982.
  58. C.B. Стих и ритм (О закономерностях стихосложения). М., 1978. — 96 с.
  59. C.B., Исаков О. П. Опыт взаимодействия стиховеда с ЭВМ. М., 1993. — 39 с.
  60. C.B. Человек и географическая среда. Л., 1949. — 134 с.
  61. И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. М., 1991.- 159 с.
  62. Фл. и Стродбек Ф. Варианты ценностных ориентаций. Нью-Йорк, 1961. -210с.
  63. Е.А. Основы психологии. М., 1997. — 295 с.
  64. К. Иллюзия и действительность. Пер. с англ. М., 1969. — 365 с.
  65. A.M. Математика и поэзия. M., 1962. — 48 с.
  66. Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. Якутск, 1981. — 192 с. На як. яз.
  67. Н.З. Поэзия Элляя. Якутск, 1964. — 174 с.
  68. С.Ф. Антропология культуры. Нью-Йорк, 1962. — 346 с.
  69. М.А. Модели лингвистической поэтики. Ритмика. Л., 1989. — 86 с.135
  70. Г. В. Шаманизм. Якутск, 1992. — 318 с.
  71. А.Е. Научные труды. Якутск, 1979. — 483 с.
  72. А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск, 1992. — 84 с.
  73. Кулаковский. Сборник докладов к 85-летию со дня рождения А. Е. Кулаковского.- Якутск, 1964. 88 с.
  74. Кюн Г. Искусство первобытных народов. М. — Л., 1933. — 420 с.
  75. Кюндэ. Художественная форма якутской поэзии. Якутск, 1931. — 58 с. На як. яз.
  76. С. Сознание и форма. Лондон, 1953. — 210 с.
  77. Т.Н. Русская музыка начала XX века в контексте эпохи. M., 1991. — 164 с.
  78. Ф.Р. Новое направление в английской поэзии. Лондон, 1932. — 110с.
  79. В.И. Полн. собр. соч., т. 29. М., 1980. — 782 с.
  80. А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. M., 1969. — 307 с.
  81. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. — 572 с.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 584 с.
  83. И.Я. Час книги.-М., 1988.- 140 с.
  84. Д. Избр. филос. произв. В 2-х т. M., 1960, т. 1. — 734 с.
  85. Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. — 244 с.
  86. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964. — 336 с.
  87. Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. Тарту, 1973.- 120 с.
  88. Ю.М. О поэтах и поэзии. С-Пб., 1996. — 848 с.
  89. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. — 384 с.
  90. C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. — 206 с.
  91. Ф.К. Вилюйский округ Якутской области. 1887.
  92. П.В. Якутская поэма. История и типология жанра: Учебное пособие. -Якутск, 1993. 150с.
  93. А.Г. Народность как социальная общность // Вопросы философии, 1965, № 11.
  94. В.П. Человек: биология и социологические проблемы // Природа, 1971, № 8.
  95. И.Е. О. Н. Бетлингк и изучение словесного ударения в якутском языке // О. Н. Бетлингк и его труд «О языке якутов» (Материалы конф., поев. 120-летию выхода в свет труда О. Н. Бетлингка «О языке якутов»), Якутск, 1972.
  96. И.Е. Слова с ударением на первом и серединном слогах в якутском языке // Исследования по якутской грамматике и диалектологии (Сборник научных трудов). -Якутск, 1979.
  97. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии: Сб. статей / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1969.
  98. В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам // Преподавание иностранных языков. Теория и практика: Сб. статей / Отв. ред А. Т. Базиев. М., 1971.
  99. П.П. О новых тенденциях в дальнейшем развитии ударения под влиянием русских слов // Вопросы филологии. Якутск, 1970.
  100. М.М. Искусство и ответственность // День Искусства, Невель, 1919.
  101. Л. Общая теория систем критический обзор. // Исследования по общей теории систем. — М., 1969.
  102. B.C. Понимание J1. С. Выготским внутренней речи и логика диалога: (Еще раз о предмете психологии) // Методологические проблемы психологии личности. М., 1981.
  103. С.М. О ритме // Контекст. М., 1976.
  104. Ю.В. К вопросу о сущности этноса // Природа, 1970, № 2.
  105. Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография, 1969, № 6.
  106. Г. М. Стих Кулаковского // Кулаковский. Сборник докладов к 85-летию со дня рождения А. Е. Кулаковского. Якутск, 1964.
  107. З.М., Николаева Т. М., Сегал Д. М., Цивьян Т. В. Жестовая коммуникация и ее место среди других систем человеческого общения // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем (тезисы докладов). М., 1962.
  108. . Мир маятник // Знание — сила. 1994, № 12.
  109. Гиндин С. И, Пути моделирования ритмической организации текста // Структурно-математические методы моделирования языка: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч. конф. Киев, 1970.
  110. Говоря откровенно: Заметки писателей о межнациональных отношениях / Сост. Иванов Г., Канунникова В. М., 1989.
  111. .Ю. От лингвистики языка к лингвистике общения // Язык и социальное познание. — М., 1990.
  112. Г. А. Музыкальная культура Якутской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957.
  113. Л.Н. Этнос как явление // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Л., 1967, вып. 3.
  114. Иванов Вяч.Вс. Значение идей Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973, вып. VI. Козлов В. И. Что же такое этнос? // Природа, 1971, № 2.
  115. A.A. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнопсихолингвистики // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
  116. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972, № 12. ,
  117. А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологическиепроизведения: В 2 т./Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 2.
  118. А.Н. О социальной природе психики человека.//Вопросы философии, 1961,1.
  119. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии, 1972, № 9.
  120. М.Е. Сигнальная наследственность.//Исследования по генетике, т. 1. Л., 1961.
  121. Тадагава Лео. О японских варганах тысячелетней давности // Хомус. Якутск, 1996, № 1.1. Ф ОЛЬКЛОГ'70 е г7D е гг1. SO е гга еепри
  122. Существ M естоим Прилаг Наречие1. С у"ц в с та1. ГI р *? л :1. H л р е ил ес пух1. Г да гол1. Деелр лV1. Фольклор14.11. Диаграмма 12i о т
Заполнить форму текущей работой