Заключение.
История зарубежной литературы от античности до середины xix века
Романтизм, в основе которого принцип художественной свободы, складывается в полемическом противостоянии классицизму и его эпигонам, пытавшимся «законсервировать» незыблемость литературных правил, законов и форм. В этом романтики опирались на достижения предшествующего литературного развития, на литературу античности и эпохи Возрождения — Сервантеса, Рабле и особенно Шекспира. Романтики видели мир… Читать ещё >
Заключение. История зарубежной литературы от античности до середины xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эпоха романтизма, хронологические рамки которого — последнее десятилетие XVIII и первая треть XIX столетия (в США он начался позднее и продолжался до 1770—1780-х гг.), — яркий и исключительно плодотворный этап в истории мировой культуры, прежде всего литературы, живописи, театра.
Романтизм подарил всемирно известные имена художников слова: Новалиса и Гофмана, Гейне и Байрона, Шелли и Вальтер Скотта, Жорж Санд и Гюго, Мицкевича и Эдгара По, Мелвилла и Уитмена.
Исторической основой романтизма как художественного направления были те глубинные социальные сдвиги и потрясения, войны, национальноосвободительные движения, что по-своему отразились в его художественной философии, эстетике и поэтике, жанровом своеобразии. Рационализм просветительства сменился культом чувства, субъективизмом, вниманием к внутреннему миру романтического героя, обычно пребывающего в конфликте с обществом. Принцип отражения у просветительства сменился эстетической концепцией пересоздания реальности, условности у романтиков. Культ индивида, его самоценности, его переживаний обусловил развитие, прежде всего, поэтической стихии — поэмы, в разных ее разновидностях, других жанров, носящих лирическую окраску, таких как роман, новеллистика, драма. Романтизм характеризуется культом природы, обычно первозданной, на лоно которой устремляется романтический герой, широким использованием всего богатства фольклора, интенсивными межлитературными связями, что вело к развитию художественного перевода. Стало наполняться реальным содержанием понятие «всемирная литература».
Романтизм, в основе которого принцип художественной свободы, складывается в полемическом противостоянии классицизму и его эпигонам, пытавшимся «законсервировать» незыблемость литературных правил, законов и форм. В этом романтики опирались на достижения предшествующего литературного развития, на литературу античности и эпохи Возрождения — Сервантеса, Рабле и особенно Шекспира. Романтики видели мир не застывшим, а пребывающим в движении, развитии, постоянно меняющимся. Именно в эту эпоху произошло становление исторического романа, отцом которого был Вальтер Скотт.
Романтики обогатили мировую художественную сокровищницу, активно используя символику и метафоризацию, гротеск и патетику, придав стилю, поэтическому и прозаическому, красочность, эмоциональность, живописность и музыкальность. При многих общих философско-эстетических особенностях мы не можем не учитывать различия в их общественнополитической позиции, а также своеобразия национальных вариантов или моделей романтизма, обусловленных историческими особенностями и культурными традициями в каждой конкретной стране, будь то Германия, Англия, Франция, Польша, Соединенные Штаты Америки.
В эпоху романтизма в России был широко воспринят опыт художников Запада, таких как Гофман, Гейне, Байрон, Вальтер Скотт, Жорж Санд и др. В свою очередь и русские романтики стали приобретать все большую известность в Европе.
За эпохой романтизма следует эпоха классического реализма. При этом художественные традиции романтизма докажут свою жизненность и значимость. Романтическое начало присутствует в творчестве реалистов Бальзака и Диккенса, романтические импульсы обретают новую жизнь в художественных течениях на исходе столетия, в символизме, неоромантизме. Романтико-символическая образность определяет важные художественностилевые особенности многих выдающихся мастеров уже XX столетия, Джойса и Пруста, Хемингуэя и Фолкнера, Томаса Манна и Германа Гессе и многих других.
Анализ художественных текстов, его методика отрабатываются на практических занятиях по курсу, а также в процессе выполнения писменных заданий и написания рефератов. Методические материалы по курсу содержатся в учебных программах; они входили в учебник Гиленсона Б. История зарубежной литературы XIX века. Книга 2 (М.: МГПУ, 2012) и в УМКД по курсу романтизма (сосг. Я. С. Линковой. М.: МГПУ, 2010). В них имеются планы практических занятий, а также методические указания, но изучению отдельных разделов курса, списки текстов, критические источники. Они имеются и в пособии по курсу: Гиленсон Б. История зарубежной литературы XIX века (М.: Академия, 2012). Стоит обратить внимание на главы по развитию музыкального и изобразительного искусства, что существенно для понимания историко-литературного процесса; есть в ней и синхронистическая таблица. Критическая и учебная литература по курсу обширна. С ней можно познакомиться в справочниках и библиографиях (Зарубежные писатели. Библиографический словарь. М., 2003). Поэтому список литературы краток и может дополняться в процессе самостоятельной работы.