Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типы русского исторического романа 20-30-х годов XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время наблюдается «вспышка» интереса к романтизму, особенно к «второстепенным» фигурам в нем («отодвинутым» на вторые роли в силу идеологических, историко-литературных, эстетических причин) 6 Необходимо осмыслить закономерности развития русской исторической беллетристики, выявить «продуктивные» модели как жанровой структуры в целом, так и отдельных элементов ее, что поможет… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. «Димитрий Самозванец» Ф. Булгарина и традиции западноевропейского исторического романа
    • I. 1. Историческая концепция Ф. Булгарина: феномен 17самозванства
    • I. 2. Автор и герой в романе Ф. Булгарина «Димитрий 29 — 42 Самозванец»: автобиографический подтекст и авторские комментарии
    • 1. 3. Поэтика заглавия романа Ф. Булгарина «Димитрий 42−53 Самозванец»
    • I. 4. «Димитрий Самозванец» Ф. Булгарина: «многоликий 53−71 персонаж» и жанровая модель
  • ГЛАВА II. «Мазепа» Ф. Булгарина: динамика жанра
    • II. 1. «Мазепа» Ф. Булгарина: метафизика истории и 72−84 романная структура
    • II. 2. Исторический персонаж: романтический характер и 85−101 «ролевое» поведение
    • II. 3. Тип казачьего мироустройства и национальный 101−115 характер
  • ГЛАВА III. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» М. Загоскина: «Русская идея в историческом романе
    • III. 1. Историческая концепция М. Загоскина в романе 116 — 130 «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»: идея православной соборности
    • III. 2. Исторический персонаж и идея родовой 131 предопределенности в романе М. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»
    • III. 3. Роман М. Загоскина «Юрий Милославский, или 138−156 Русские в 1612 году»: жанровый генезис

Типы русского исторического романа 20-30-х годов XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Интерес к историческому жанру в отечественной литературе возникает с момента появления первых произведений древнерусской словесности. Постепенно в русской литературе начинают складываться исторические жанры.

Однако ключевую роль в становлении исторического жанра сыграл романтизм, который ввел историзм как важнейший принцип художественного мышления.1 История впервые начинает осмысляться не отвлеченно, а через конкретного человека, личностно, она начинает переживаться. Человек ощущает ритмы истории, ее пульс.

Особо следует оговорить вопрос о романтизме, долгое время достаточно запутанный в науке. Романтизм рассматривается как мироощущение, мировоззрение, как художественный принцип, как эстетическое явление. В. Турчин в книге «Эпоха романтизма в России» романтизм рассматривает гораздо шире, чем обычно принято. Он изучает соотношение искусства и действительности, выясняет социальную природу романтизма, показывает процессы, происходящие в русском сознании, связанные с мифологизацией личности художника. Подобное исследование позволяет судить о романтизме как явлении русской культуры, обнажает неравномерность развития искусства и закономерности художественного процесса 2.

В 20 — 30-е годы XIX века исторический жанр в русской словесности становится фактом литературы и достигает расцвета в творчестве писателей-романтиков: А. А. Бестужева-Марлинского, М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, а также А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

1 См. об этом: Русский романтизм // Под ред. Н. А. Гуляева. М., 1974; Русский романтизм // Под ред. К. Н. Григорьяна. Л., 1978; К истории русского романтизма. М., 1973; Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975; Юсуфов Р. Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М., 1970 и ДР.

2 Турчин В. Эпоха романтизма в России. М., 1981.

Оценка, интерпретация первых русских исторических романов содержатся в рецензиях и критических статьях А. Пушкина, В. Белинского, С. Ак-сакова, Н. Полевого и других современников авторов этих произведений.

К исследованию исторического романа 20 — 30- годов XIX века обращались также литературоведы XX столетия: М. Бахтин, Ю. Манн, С. Петров, В. Кожинов, Н. Воробьева, В. Троицкий и др.4 Однако их интересовал, скорее, теоретический вопрос.

Следует отметить, что попытки рассмотрения данного жанра предпринимались и в XIX, и в XX столетиях, но носили фрагментарный характер, исследователи фокусировали внимание на описании отдельных мотивов и образов, сюжетных ситуаций, касались в своих работах лишь отдельных сторон анализа проблематики и поэтики исторического романа. Например, М. Бахтин в фундаментальном исследовании «Формы времени и хронотопа в романе» обозначил структурные особенности данного жанра. Ю. Манн в работах «У истоков русского романа», «У истоков теории романа в России» систематизировал теоретический аспект исторического романа. Монографическое исследование С. Петрова «Русский исторический роман XIX века» носит социологический характер.

Исследования отдельных авторов исторического романа сводились преимущественно к выявлению тенденции развития этого жанра в России с учетом мировоззренческой позиции писателей.5.

Вопросы структуры исторического романа, генезиса романной формы, особенности историзма, а также специфики художественных концепций поч.

3 См. напр.: Пушкин А. С. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. Сочинение М. Н. Загоскина // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1958. Т. 7- Полевой Н. А. Сочинения Ф. Булгарина // Московский телеграф. 1829. № 13- Белинский В. Г. Русская литература в 1843 году // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М&bdquo- 1956. Т. 8.

4 См.: Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Литературно-критические статьи. М., 1986; Манн Ю. В. У истоков русского романа // Диалектика художественного образа. М., 1987; Троицкий В. Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 — 30-х годов XIX в. М., 1985; Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984; Воробьева Н. Н. Принцип историзма в изображении характера. М., 1978 и др.

5 См. об этом: Петрунина Н. Н. Пушкин и Загоскин // Русская литература. 1972. № 4- Ильинская Н. Г. Цензурная история романа «Последний Новик». М., 1983. С. 551 -565- Петров С. М. «Юрий Милославский» и «Рославлев» М. H. Загоскина. «Рославлев» А. С. Пушкина // Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984. С. 47 — 95- История русского романа: В. 2 т. М.- Л., 1962 — 1964. ти не рассматривались. Изучение исторического романа 20 — 30-х годов XIX века имеет определенные трудности:

1) нет научного издания художественных текстов (прокомментированных, способных классифицировать справочный аппарат);

2) не доступны архивы;

3) не систематизировано творческое наследие писателей-романтиков;

4) отсутствуют научные биографии авторов;

5) до сих пор оказывается непроясненной литературная репутация некоторых из них.

Вследствие этого определенные трудности вызывает прояснение закономерностей развития исторического жанра в 20 — 30-е годы XIX века в России.

Согласно существующей в отечественной историко-литературной науке традиции, исторический роман начинается с А. С. Пушкина. Но одновременно с Пушкиным в области исторической романистики работали его современники — Ф. Булгарин, М. Загоскин, Н. Полевой и другие представители беллетристической литературы первых десятилетий XIX века.

В настоящее время наблюдается «вспышка» интереса к романтизму, особенно к «второстепенным» фигурам в нем («отодвинутым» на вторые роли в силу идеологических, историко-литературных, эстетических причин) 6 Необходимо осмыслить закономерности развития русской исторической беллетристики, выявить «продуктивные» модели как жанровой структуры в целом, так и отдельных элементов ее, что поможет восстановить картину историко-литературного процесса в необходимой полноте. В момент теоретико-литературных споров в 20 — 30-е годы ХЕК века полемика реализма с романтизмом сменялась использованием художественных достижений романтизма.

6 См.: Сорочан А. Ю. Мотивировки в русском историческом романе 1830 — 40-х гг. АКД. Тверь, 2000; Крекина Л. И. Христианско-мифопоэтические традиции в русской литературе 30 — 40-х гг. XIX века. Тюмень, 1997; Христолюбова О. В. Загоскин как исторический романист. Пенза, 1990 и др. в реалистическом методе. Представляется целесообразным исследовать исторический роман указанного периода как роман романтический.

Теория исторического романа в русском литературоведении была раз-работала на основе классических образцов западноевропейской литературы, ее формирование происходило в русской эстетике параллельно с художественной практикой.

Проблема жанровой типологии русского исторического романа рассматривалась многими литературоведами (М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, В. В. Кожинов, Ю. В. Манн и др.).

Исследователями отмечено, что именно в романтический период развития русской литературы появляются самые разнообразные жанровые модификации исторического романа.

По замечанию М. Б. Храпченко, «выдающиеся художники слова часто становятся основоположниками новых литературных направлений, либо вносят в их развитие новые важные черты и начала. Под их творческим взаимодействием происходит трансформация литературных жанров».8.

Исторический роман как жанр имеет в русской литературе свою историю и традицию. Поэтому его жанровую специфику можно понять только с учетом тех политических, социальных и культурных событий, которые происходили в России в первые десятилетия XIX века.

Успешное развитие с середины 20-х годов XIX века повествовательной прозы, по мнению многих критиков, сделало возможным появление исторического романа.9.

7 См.: Вельский А. А. Английский роман 1800 — 1810-х гг. Пермь, 1968; Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960; Долинин А. А. История, одетая в роман. М., 1988; Альтшуллер М. Эпоха Вальтера Скотта в России. СПб., 1996 и др.

8 Храпченко М. Б. Историческая поэтика: основные направления исследований // Вопросы литературы. 1982. № 9. С. 73.

9 См. об этом: Троицкий В. Ю. Указ. соч. С. 172 — 185- Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. M., 1984. С. 30−32.

Повесть и роман вообще становятся непременной принадлежностью литературных журналов и альманахов. Одним из первых отметил успех и необходимость развития в русской литературе исторического романа Пушкин. Причины этого успеха, по мнению С. М. Петрова, Пушкин видел прежде всего в доступности самого жанра для различных кругов читателей, что было в глазах поэта одним из признаков народности самой художественной формы.10 Существенную особенность романа Пушкин видел в принципе историзма. Исторический принцип предполагал изображение жизни общества и отдельной личности в развитии, процессе. Современный роман должен быть историчен по самому своему духу, по характеру и методу изображения действительности. Квинтэссенцией пушкинских высказываний об историческом романе в 1830 году явилась идея об исторических персонажах, которые должны выглядеть в произведении «естественно, непринужденно, просто» 11.

Отечественная словесность тех лет развивалась под воздействием западноевропейской литературы, поэтому появление исторического романа на родной почве было вполне закономерно, ведь на Западе этот жанр приобрел огромную популярность благодаря Вальтеру Скотту. Не случайно именно человек начала XIX века оказался близок «вальтер-скоттовскому» подходу к изображению истории, «домашнее отношение» (термин А. С. Пушкина) к истории.

Развивая традиции шекспировской исторической драмы и английского реалистического романа ХУШ века, используя и поэтику романтизма, Вальтер Скотт создал исторический роман, ставший заметным явлением в миро-12 вой литературе.

Новаторство великого английского романиста проявилось в воспроизведении национального и местного колорита, исторических деталей и обстоятельств жизни его героев. Писатель, по мнению С. М. Петрова, «как бы вжи.

10 Петров С. М. Русский исторической роман XIX века. М., 1984. С. 30.

11 См.: Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 10 т. т. VII. М.- Л., 1949. С. 102.

12 См. подр. об этом: Орлов С. А. Исторический роман В. Скотта. Горький, 1960; Долинин А. А. История, одетая в роман (Вальтер Скотт и его читатели). М., 1988; Альтшуллер М. Эпоха В. Скотта в России. СПб., 1996 и др. вается в старину, в его романах богато представлены археологические и этнографические детали, воспроизведены типические черты национально-исторического пейзажа, Вальтер Скотт щедро вводит в исторический роман фольклор, мотивы и образы народной поэзии, самые образцы ее".13.

Теоретическое осмысление романной поэтики в русской эстетике начала XIX века колебалось между двумя полюсами. Так, по замечанию Ю. В. Манна, построение теории романа на основе «личного элемента. как главной идеи историко-философской системы романа» характерно для концепции В. Титова.14.

С. Шевырев, напротив, считал «решающей идею историзма («вальтер-скоттовского» типа).15.

Вопросу существования исторического романа посвятили свои работы Н. И. Надеждин и А. А. Бестужев-Марлинский. Так, Надеждин вообще оспаривал возможность существования русского исторического романа. .обыкновенной жизни русской не достанет на одну порядочную главу ро.

16 мана".

Против точки зрения Н. Надеждина о невозможности создания исторического романа в России выступил А. Бестужев-Марлинский. Он и Н. Полевой «выдвинули программу отечественного исторического романа, ориентированного на живописную, красочную, вольнолюбивую стихию жизни русского народа».17.

Историческому роману приходилось завоевывать право на существование, преодолевая упорное сопротивление противников, которые находили в нем неоправданное смешение правды и вымысла и были, по словам Белинского, «от души убеждены, что исторический роман есть род ложный, оскорбляющий достоинства и искусства и истории».18.

13 См.: Петров С. М. Указ. соч. С. 33 — 39.

14 См. подр. об этом: МаннЮ. В. Русская философская эстетика. М., 1969., С. 250 — 252.

15 Тамже.С. 254.

16 Телескоп. 1831. Ч. 4. № 14. С. 278.

17 Манн Ю. В. Указ. соч. С. 256.

18 Белинский В. Г. Поли. собр. соч.: В 13 т. т. 9. М, 1955. С. 689.

Не случайно типологические признаки, присущие историческому роману, рассматриваются критиками романтического периода, исходя из синтеза в этом жанре достоверного исторического факта и вымысла художника.

Романтики стремятся доказать, что по отношению к истине и история как наука, и роман как искусство занимают равное положение. Романтики видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенное средство народного самопознания. Согласно широко распространившемуся в те годы взгляду, исторический роман «по самому названию своему должен быть приправлен вымыслом сочинителя» и представлять «тесный союз исторической истины с пылкостью воображения».19 Следовательно, романист вправе нарушать фактическую верность истории в пользу эстетической правды. «Нет сомнения, — писал П. А. Вяземский, — что романтизм дает более свободы дарованию: он покоряется одним законам природы и.

20 изящности, отвергая насильство постановлении условных".

Однако, с точки зрения романтизма, историческая правда не есть правда фактов. Для романтиков именно слияние истории с поэтическим вымыслом как средством художественного обобщения казалось залогом подлинной правды. Они настаивали на том, что исторический роман, как литературный жанр, есть правдивое сочетание истины и вымысла, благородный плод воображения и истории.

Такие писатели-романтики, как Н. Полевой, А. Одоевский, А. Бесту-жев-Марлинский, были сторонниками идеалистической теории интуитивного проникновения в историю, которое должно предшествовать изучению документального материала. А воображение становится доминирующим началом произведения, которое проникает во внутренний смысл фактов и деталей, раскрывает идею события.

По мнению Н. Полевого, русский исторический роман призван выразить «стихию русской народности», способствовать определению националь.

19 Ушаков В. Димитрий Самозванец. Сочинение Ф. Булгарина // Московский телеграф. 1830. № 6. С. 204.

20 Московский телеграф. 1826. № 22. С. 56. ного своеобразия и путей исторического развития русского народа. Не случайно роман Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» явился своего рода манифестом русского романтизма в области изображения исторического прошлого.

Однако если в ранних произведениях русской литературы предпочтение отдавалось изображению внутреннего мира человека и необходимости самовыражения поэта как оригинальной, глубоко мыслящей и тонко чувствующей личности, то в произведениях исторического характера художественный материал обогащается картинами из жизни народа, национально-бытовой действительности. В результате расширяется сама область художественного изображения жизни.

Следующей важной типологической особенностью исторического романа, по мнению романтиков, является его иллюстративное начало. Полевой и Марлинский усматривали народность и историзм в произведениях этого жанра, главным образом, в соблюдении местного колорита, в изображении обычаев и нравов 22.

Воссоздание местного колорита вообще считалось в начале 30-х годов XIX века необходимым в историческом романе. Каждое новое произведение исторической прозы оценивалось критикой прежде всего с той точки зрения, насколько изображенные в нем нравы, бытовые черты и детали соответствуют избранной писателем эпохе.

В первых исторических романах 20 — 30-х годов XIX века («Юрий Ми-лославский, или Русские в 1612 году» М. Загоскина, «Димитрий Самозванец» Ф. Булгарина) критики отмечали верное изображение нравов, домашнего быта, местности, особенностей природы Российского государства. Проблемы исторической живописи, элементы исторической географии, подробное описание обстановки, старинных костюмов, вещей, различного рода примечательные исторические детали и вообще исторические реалии привлекали.

21 Полевой Н. А. О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах // Литературная критика. Л., 1990. С. 95 — 136.

22 См.: Бестужев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. т. 2. М.5 1958. С. 595- ПолевойН. А. Указ. соч. С. 110. внимание авторов любой статьи или рецензии о том или другом историческом романе 20 — 30-х годов XIX века.

По мнению В. Г. Белинского в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», заслуга исторического романа начала XIX века заключается в сближении литературы с действительностью («. всеми силами стремится к сближению с действительностью, к натуралистичности. Вспомните романы и повести Нарежного, Булгарина, Марлинского, Загоскина, Лажечникова, Ушакова, Вельтмана, Полевого, Погодина. Мы говорим об общем им всем стремлении — сблизить роман с действительностью, сделать его верным ее.

23 зеркалом"),.

В XX веке теория романа получила дальнейшее развитие в русском литературоведении в трудах М. Бахтина, А. Веселовского, Б. Грифцова, В. Ко-жинова и др. Теория романа включает в себя разработку нескольких аспектов.

1. Проблема автора. Для русского литературоведения она очень актуальна. В работе М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» выделяется принципиально новая концепция автора как уча.

24 стника художественного события. Сборник статей «Автор и.

О ^ текст", изданный в 1996 году, в очередной раз напоминает, что интерес к проблеме автора, изучение текста с учетом проблемы автора, позволяет приблизиться к самому важному в структуре и смысле изучаемого.

2. Проблема историзма (автобиографический план и проблема автор и герой, соотношение документализма и вымысла, источники исторической концепции, тенденция и художественность). В статье «Будущее литературы как предмет изучения» Д. С. Лихачев акценти.

23 Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. X. М., 1956. С. 291.

24 Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

25 Автор и текст. Сборник статей. Под ред. В. М. Марковича и Вольфа Шмида. Вып. 2. СПб., 1996. рует внимание на возрастании личного начала в литературном твор

26 честве, об углублении историзма художественного сознания.

3. Жанровый генезис, структура и типология. Требуется выявление источников, особенно национальных, что ведет к дальнейшей разработке типов исторического романа. В монографическом исследовании И. А. Есаулова «Категория соборности в русской литературе» особое внимание уделяется осознанию христианского (православно.

27 го) подтекста русской литературы как особого предмета изучения.

Учитывая все вышесказанное, обращение к историческому роману романтической эпохи и исследование первых произведений этого жанра представляется актуальным.

Тема диссертации — «Русский исторический роман 20 — 30-х годов XIX века: типология и динамика жанра».

Основной целью диссертации стало исследование типологии и динамики русского исторического романа 20 — 30-х годов XIX века.

Цель предопределила следующие задачи:

1) выявить наиболее характерные типы русского исторического романа в 20 — 30-е годы XIX столетия;

2) выяснить генезис, установить источники (фольклорные, литературные, исторические и др.) каждого из отмеченных типов романа;

3) показать специфику и особенности реализации исторической концепции в художественном творчестве Ф. Булгарина и М. Загоскина, обусловливающие художественные структуры этой концепции;

4) исследовать и описать структуру двух типов русского исторического романа в отдельных аспектах (поэтика заглавия, роль комментариев, система персонажей и соответствующие им сюжетные линии, авторское повествование и авторская позиция и т. д.);

26 Лихачев Д. С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. Л., 1985.

27 Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

5) исследовать типы исторических персонажей в романах Ф. Булгари-на «Димитрий Самозванец» и «Мазепа», М. Загоскина «Юрий Ми-лославский, или Русские в 1612 году».

Объектом исследования является исторический роман 20 — 30- годов XIX века, который рассматривается как в общекультурном контексте, так и в его связях с западноевропейской и отечественной литературой и национальным фольклором.

Материал работы.

Из обширного историко-художественного материала указанного периода выбраны для исследования романы Ф. В. Булгарина «Димитрий Самозванец» и «Мазепа», а также роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

Предпочтение было отдано этим произведениям по следующим причинам. Указанные писатели создали роман разного типа. Исторические романы.

Ф. Булгарина, замеченные критикой, но обойденные литературоведами из-за.

28 предвзятого отношения к писателю вследствие сложившейся репутации, генетически восходят к западноевропейскому авантюрному типу романа.

Юрий Милославский" М. Загоскина представляет собой трансформацию национальной формы романа, с одной стороны, а с другой — восходит к фольклорным формам.

Методологическая основа диссертации.

Особенностью исторического жанра по сравнению с другими литературными типами является его неизбежная идеологическая «запрограммированность». Поэтому творческая инициатива исторического писателя «ограничивается» документально-событийной основой исторического факта, а также влиянием историософских взглядов, определяющих понимание истории и художественной концепции в исторической «картине мира». Вследствие это.

28 См. подр. об этом: Русские писатели (1800 — 1917). Биографический словарь: В 5 т. т. 1. М., 1989. С. 347 — 351- Рейтблат А. И. Видок Фиглярин (История одной литературной репутации) // Вопросы литературы. 1990. № 3. С. 73 — 102- Янов А. Л. Загадка Фаддея Булгарина // Вопросы литературы. 1991. Сентябрь — октябрь. С. 98 — 126- Литературное новое обозрение. 1999. № 6 (40): Булгаринский номер. го исследование и интерпретация исторического романа необходимо ориентированы на системно-типологический, историко-функциональный, структурно-семиотический, историко-культурный и биографический методы. Также использован синкретический литературоведческий метод («третий подход» в монографии И. А. Есаулова «Категория соборности в русской литературе»), объединяющий компаративный, мифопоэтический и аксиологический подходы к тексту, элементы интертекстуального анализа.29.

Методологическую базу диссертационного исследования составляют труды по теории романа («Формы времени и хронотопа в романе», «Эпос и роман» М. М. Бахтина, «У истоков русского романа», «У истоков теории романа в России» Ю. В. Манна) — историков литературы («Русский исторический роман XIX века» С. М. Петрова, «Художественные открытия русской исторической прозы 20 — 30-х годов XIX века» В. Ю. Троицкого и др.), а также исследователей-культурологов («Человек в литературе Древней Руси» Д. С. Лихачева, «Русская культура в канун петровских реформ» А. М. Панченко и др.).

Научная новизна исследования.

На основании цели и задач диссертационной работы можно заключить, что предпринят целостный опыт исследования русского исторического романа 20 — 30-х годов XIX века в типологическом плане. В рамках данной работы изучена и описана поэтика русского исторического романа указанного периода в его концептуальной динамике («Димитрий Самозванец» и «Мазепа» Ф. В. Булгарина).

Особо выделены и изучены содержание и функция национально-религиозного сознания в эволюции художественной концепции истории в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что проделанная работа дала возможность обнаружить разные типы русского исторического романа 20 — 30-х годов XIX века.

29 См. об этом: Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

Исследование структурных особенностей русского исторического романа в период романтизма позволяет конкретизировать научно-теоретические построения и уточнить представления о данном жанре. Анализ специфики исторического романа дает материал для его характеристики и определения его места в историко-литературном процессе.

Практическая ценность диссертационного исследования определяется возможностью использования основных его положений в учебном процессе, при подготовке общих и специальных лекционных курсов по истории русской литературы, в работе спецкурсов и спецсеминаровкурсов «Поэтики», просеминаров по анализу литературно-художественного произведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы Горно-Алтайского государственного университета, на научных конференциях, семинарах молодых ученых-филологов в БГПУ и ГАГУ. Ее отдельные положения отражены в следующих статьях:

1. Значение комментариев в романе Булгарина «Димитрий Самозванец» // Филологический анализ текста (Сборник статей). Вып. III. Барнаул, 1999. С. 10−14.

2. Поэтика заглавия романа Булгарина «Димитрий Самозванец» // Диалог культур. Литературоведение. Лингвистика (Сборник материалов межвузовской конференции молодых ученых). Барнаул, 1999. С. 36 — 40.

3. Мотив переодевания в романе Булгарина «Димитрий Самозванец» // А. С. Пушкин и культура (Тезисы международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина). Самара, 1999. С. 151 — 153.

4. «Многоликий» персонаж и принципы его раскрытия в романе Булгарина «Димитрий Самозванец» // Культура и текст — 99 (Пушкинский сборник). Санкт-Петербург — Самара — Барнаул, 2000. С. 103 — 108.

5. Идея родовой предопределенности в романе Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» // Барнаул, 2000. В печати.

Роман М. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 го генезис жанра // Барнаул, 2000. В печати. Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введе ния, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Исследование романов Ф. Булгарина «Димитрий Самозванец», «Мазепа», М. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» привело нас к следующему выводу: исторический роман как жанр сочетал в себе установку на достоверность, точность изображения быта и поэтическое освоение исторических фактов. Если Ф. Булгарин в своих романах уделяет большое внимание данному аспекту, при этом учитывая главные достижения европейского авантюрного романа, в том числе и античной эпохи, то М. Загоскин создал тип романа, в котором религиозный и национальный аспекты выдвигаются на первый план.

Писатель Булгарин в первом романе — «Димитрий Самозванец» -проявляет себя в большей степени историком, ценящим исторический аспект, который для него «абсолютен». Ф. Булгарин не увлекается «изящными» концепциями (как у Н. М. Карамзина"), в которых непременно доминирует морально-нравственный аспект, заслоняющий собой объективно-историческое бытие.

Именно с таким подходом связана роль авторских комментариев в романе «Димитрий Самозванец». С их помощью автор устанавливает с читателем контакт для адекватного восприятия.

В следующем романе Ф. Булгарина — «Мазепа» — функцию комментариев берут на себя эпиграфы, ощущается «сдвиг» в сторону поэтических трактовок истории. Писатель более «свободен» в выборе художественного материала для своего произведения.

Задача М. Загоскина в романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» иная — соотнесенность времен: в прошлом он «прозревает» настоящее, а из настоящего «погружается» в прошлое, обнаруживая его ростки в недавнем историческом событии — Отечественной войне 1812 года. Так, опыт «Юрия Милославского» оказывается плодотворным в исторической концепции следующего романа — «Рославлев, или Русские в.

1812 году". Не случайно критики отмечали единую типологическую схему в указанных загоскинских произведениях.

Научность первого романа Ф. Булгарина «Димитрий Самозванец» как ведущая тенденция собственно текста романа сосуществовала с поэтичностью, уходящей в подтекст (автобиографический аспект). Для верной интерпретации и прочтения романа необходимо знание личности, биографии, трудов, литературного окружения и репутации Булгарина.

Представляется продуктивным рассмотрение авторского мировоззрения, на основе которого формируется историческая концепция, в связи с проблемой типологии русского исторического романа.

Поведенческий комплекс Булгарина, предполагающий реализацию его социального статуса, определяемый философией писателя, заключается в стремлении подчинить себе обстоятельства, используя их с максимальной выгодой для себя.

Роман же М. Загоскина не предполагает подобного ассоциативного поляон значим сам по себе и содержателен. Произведение Загоскина представляет собой модификацию исторического романа на основе национальной религиозной идеи.

В русском историческом романе 20 — 30-х годов XIX века прослеживается изменение самой жанровой структуры, типологических особенностей жанра.

Димитрий Самозванец" Ф. Булгарина представляет собой традиционный исторический роман авантюрного типа с сильным влиянием европейских традиций, в центре которого встает волевая личность. Поэтика заглавия романа учитывает этот момент. В «Димитрии Самозванце» опора на документальную основу придает произведению достоверный и научный характер.

Следующий роман Ф. Булгарина — «Мазепа» — это романтический исторический роман, в котором сильны позиции западноевропейской литературы, но при этом выдвигается в центр повествования национальная специфика, связанная с темой казачества. В «Мазепе» особая роль отводится эпиграфам, придающим произведению поэтическое начало. Проблема взаимоотношений славянской и европейской моделей жизни обусловливает тип характера исторического персонажа в этом романе.

В произведении М. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» доминирует «идеалистическое» обоснование исторического процесса, духовный, национально-религиозный аспект. В романе Загоскина принцип единодержавия героя (как у Булгарина) нарушен. Появляется равнозначный персонаж главному, что обусловливает изображение русской жизни в полярности двух ее бытийных начал: драматического и комического. Генезис жанра «Юрия Милославского» предопределяется влиянием древнерусской словесности, с одной стороны, а с другойфольклорными источниками (волшебной сказкой).

Тип исторического романа, близкий загоскинскому, наблюдается в романе Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем», который характеризуется отсутствием главного героя. В центр повествования выдвигаются несколько исторических персонажей, равнозначных по социальному статусу. В произведении Н. Полевого (как и в романистике М. Загоскина) доминирует национальная идея, возрастает влияние фольклорных источников, что становится характерным признаком русского исторического романа последующих десятилетий XIX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.
  2. С. Т. Биография М. Н. Загоскина. М., 1853.
  3. М. Эпоха Вальтера Скотта в России. СПб., 1996.
  4. М. Ф. Запад и Восток: образ жизни и идеалы // Ложные маяки и вечные истины. М., 1991.
  5. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  6. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  7. В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., т. 1.
  8. В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., т. 5.
  9. В. Г. Статьи о классиках. М., 1973.
  10. А. А. Английский роман 1800 1810 — гг. Пермь, 1968.
  11. Н. Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. Т. 2. М., 1971.
  12. Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  13. Бер. Мартин. Летопись Московская // Сказания современников о Димитрии Самозванце. СПб., 1831.
  14. А. А. Взгляд на старую и новую словесность в России // Бестужев А. А. Соч. М., 1958. Т. 2.
  15. А. А. О романтизме // Собр. соч. Т. XII. М., 1936.
  16. С. Г. О художественных мирах. М., 1985.
  17. Е. И. О задачах исторического романиста (Из наследия русской революционной демократической критики) // Учен. зап. Гурьевского пед. ин-та. Вып. 2. Уральск, 1962.
  18. С. Н. Философия имени. Париж, 1953.
  19. Булгарин Фаддей. Димитрий Самозванец. М., 1994.
  20. Ф. В. Воспоминания. СПб., 1847.
  21. Ф. В. Письма Ф. Булгарина к Иоахиму Лелевелю. СПб., 1877.
  22. Ф. В. Сочинения. М., 1990.
  23. К. Московская хроника. М.- Л., 1961.
  24. В. В. Русская средневековая эстетика XI XVII веков. М., 1992.
  25. В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пб., 1916.
  26. В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.
  27. С. А. Булгарин Ф. В // Русские книги. Т. III. Пб., 1898.
  28. Н. А. Русский роман 40 60-х годов XIX века. М., 1980.
  29. В. В. Ф. В. Булгарин // Спутники Пушкина. Т. II. М., 1937.
  30. Н. Л. Русская беллетристика 1830 40-х гг. Псков, 1997.
  31. А. Этюды и характеристики. М., 1912.
  32. Г. О. Биография и культура. М., 1927.
  33. Г. О. Кто был цензором «Бориса Годунова» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.- Л., 1993.
  34. Н. Н. О круге чтения Ф. В. Булгарина (По материалам его библиотеки) // Чтение в дореволюционной России. Вып. 2. М., 1995.
  35. Н. Н. Принцип историзма в изображении характера. М., 1978.
  36. Гиппиус Вас. В. Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830 1831 гг. // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. Т. 6. М., 1941.
  37. Л. Даль и Загоскин // Мир Божий. 1901. № 10.
  38. Н. И. Записки о моей жизни. СПб., 1886.
  39. . А. Теория романа. Л., 1927.
  40. М. С. История украинского казачества. Т. 1. СПб., 1913.
  41. Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.
  42. А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
  43. Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
  44. Динамическая поэтика. М., 1990.
  45. Н. А. О русском историческом романе // Добролюбов Н. А. Полн.собр.соч. Т. I. М., 1934.
  46. А. А. История, одетая в роман. М., 1988.
  47. Н. Ф. Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин и А. Мицкевич (Материалы для их биографий) // Русская старина. 1903. № 11.
  48. Европейский романтизм. М., 1973.
  49. В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. Пб., 1914.
  50. И. Е. Домашний быт русских цариц в VI и XVII столетиях. Новосибирск, 1992.
  51. М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 году. М., 1959.
  52. М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. М., 1991.
  53. С. М. Воспоминания // Исторический вестник. 1900. № 1.
  54. А. А. Смерть царевича Димитрия и «Борис Годунов» // Вопросы истории. 1978. № 9.
  55. Р. В. Повесть 20 30-х годов, ее разновидности и тенденции // Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. Л., 1973.
  56. И. А. Собр.соч.: В 10 т. Т.2. кн.1. М., 1993.
  57. История русского романтизма: В 2 т. М.- Л., 1962.
  58. А. О. История России в рассказах для детей. М., 1995.
  59. А. С. Мифы древних славян. М., 1993.
  60. Л. А. Повествовательная структура русской романтической повести. М., 1994.
  61. М. Н. История государства Российского: В 12 т. СПб., 1843.
  62. Е. В. История костюма. М., 1976.
  63. И. В. Критика и эстетика. М., 1979.
  64. К истории русского романтизма. М., 1973.
  65. В. О. Соч.: В 3 т. Т.З. М., 1957.
  66. В. В. Происхождение романа. М., 1963.
  67. В. П. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  68. Н. К. Очерки по истории русского романтизма. Пб., 1903.
  69. Г. П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX начала XX веков. Самара — Барнаул, 1995.
  70. Г. П. Русская поэзия первой трети XIX века и мифология (Жанр. Архитип и поэтика). Самара Барнаул, 1998.
  71. H. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVII столетиях. М., 1992.
  72. Н. И. Смутное время Московского государства. М., 1994.
  73. В. А. Праведность и греховность // Полярность в культуре. СПб., 1996.
  74. В. А. Славянофилы и официальная народность // Славянофильство и современность. СПб., 1994.
  75. С. Д. Поэтика заглавий. М., 1931.
  76. В. И. Типология русского романтизма. М., 1973.
  77. Культурное наследие Древней Руси. Л., 1983.
  78. Ю. Д. Прижизненная слава В. Скотта в России // Эпоха романтизма. Л., 1975.
  79. Я. Л. Принципы документального повествования в исторической прозе пушкинской поры // Пушкин. Исследования и материалы. Т.6. Л., 1969.
  80. Н. С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.
  81. Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1989.
  82. А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992.
  83. Л. М. и Фомичев С. А. А. С. Пушкин «Борис Годунов». Комментарий. СПб., 1996.
  84. Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII XIX века). СПб., 1994.
  85. Ю. М. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Л., 1983.
  86. Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
  87. И. П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959.
  88. С. Б. Образ человека исключительного в русской романтической прозе 1830-х гг. АКД. Тарту, 1997.
  89. А. Н. Вечное в настоящем. М., 1990.
  90. Е. А. О русском романтизме. М., 1975.
  91. Г. В. Типы исторического повествования. Саратов, 1972.
  92. С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.
  93. Т. Искусство романа // Манн Т. Собр.соч.: В Ют. М., 1961. Т.10.
  94. Ю. В. Динамика русского романтизма. М., 1995.
  95. Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1988.
  96. Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
  97. Ю. В. У истоков русского романа // Диалектика художественного образа. М., 1987.
  98. Р. Состояние Российской империи и великого князя Московии // Россия XI XVII вв. глазами иностранцев. JL, 1986.
  99. В. М. Автор и герой в романе Лермонтова и Пастернака // Автор и текст. Сборник статей под ред. В. М. Марковича и Вольфа Шмида. СПб., 1996.
  100. К. Оправдание романиста Загоскина историческим фактом // Сын отечества. 1847. № 2.
  101. Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
  102. М. Н. История костюма. М., 1972.
  103. В. П., Рейтблат А. И. Булгарин Фаддей Венедиктович // Русские писатели 1800 1917: Биографический словарь. T.l. М., 1992.
  104. О. Славянство и Европа. Статьи и речи 1865 1877. Пб., 1877.
  105. П. Н. Главные течения русской исторической мысли. T.I. М., 1897.
  106. Мордовцев Д. JL К слову об историческом романе и его критике // Исторический вестник. 1881. № 11.
  107. Э. С. Авторский комментарий и его художественные функции в произведениях русских писателей XVIII XX веков. АКД. Волгоград, 1995.
  108. Народные русские сказки под ред. Афанасьева А. Н.: В Зт. М., 1957.
  109. В. С. Поэзия и судьба. М., 1987.
  110. М. И. Структурно-лингвистический подход к определениям и классификации исторического жанра // Очерки по стилистике русского языка. Вып. 1. Курск, 1974.
  111. Т. А. Серебро и золото в фольклоре // Полярность в культуре. СПб., 1996.
  112. С. Н. Мечта об «истинной жизни» в русском славянофильстве // Славянофильство и современность. СПб., 1997.
  113. Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
  114. В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971.
  115. Ю. Г. Булгарин Ф. В. // Пушкин А. С. Полн.собр.соч. Т.6. М.- Л., 1931.
  116. А. С. Вальтер Скотт и Загоскин // Сборник статей. М.- Л., 1934.
  117. М. А. История сношений человека с дьяволом. М., 1992.
  118. С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.
  119. Основы текстологии. М., 1962.
  120. A. JI., Тименчик Р. Д. «Печальну повесть сохранить.» М., 1987.
  121. А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
  122. С. М. Русский исторический роман XIX века. М., 1984.
  123. А. Русский исторический роман // Филологические записки. 1913. № 2−5.
  124. С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени. СПб., 1988.
  125. С. Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.. М., 1937.
  126. С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1997.
  127. М. П. История в лицах о Димитрии Самозванце. М., 1835.
  128. М. П. Об участии Годунова в убиении царевича Димитрия // Московский вестник. 1829. ч.Ш.
  129. Н. А. Избранная историческая проза. М., 1990.
  130. Н. А. История русского народа: В VI т. М., 1829 1833.
  131. Н. А. О романах Гюго и вообще о новейших романах // Московский телеграф. 1832. № 1.
  132. Н. А. Сочинения Булгарина // Московский телеграф. 1829. № 13.
  133. Э. В. Судьбы русской сказки. М., 1965.
  134. Г. Н. Проблема романтизма // Доклады и сообщения филологического факультета Московского института. 1947. вып. 3.
  135. Проблемы романтизма. Вып. I II. М., 1970.
  136. Проблемы романтизма. М., 1967.
  137. В. Я. Исторические корни волшебной сказки. JL, 1985.
  138. В. Я. Морфология сказки. JL, 1995.
  139. Е. Самозванец в «Борисе Годунове» А. Пушкина и «Димитрии Самозванец» Ф. Булгарина: к вопросу об историзме и художественности//Pittsburgh, 1993. V. 11 -12.
  140. И. Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. М., 1977.
  141. . Н. Русский и южнославянский героический эпос. М., 1983.205. Пушкин критик. М., 1950.
  142. А. С. Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем // Телескоп. 1831. № 15.
  143. А. С. О записках Видока // Полн.собр.соч. T.XI. М.- Л., 1949.
  144. ПушкинА. С. Полн.собр.соч.: В Ют. (4). Т.7. Л., 1978.
  145. А. С. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. Соч. М. Н. Загоскина//Пушкин А. С. Полн.собр.соч.: В Ют. Л., 1958. Т.7.
  146. . Г. Французская романтическая историография (1815 -1830). Л., 1956.
  147. . Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.
  148. Русские писатели (1800 1917). М., 1989.
  149. Русские писатели. Библиографический словарь. М., 1971.
  150. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. JL, 1973.
  151. Русский романтизм. Под ред. К. Н. Григорьяна. JL, 1978.
  152. Русский романтизм. Под ред. Н. А. Гуляева. М., 1974.
  153. Русский романтизм. Сборник статей под ред. А. И. Белецкого. Л., 1927.
  154. . А. Язычество древней Руси. М., 1988.
  155. Н. Т. Поэтика романа. Саратов, 1990.
  156. Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж, 1994.
  157. Л. М. Лекции по генеалогии. М., 1994.
  158. М. Неизвестный Фаддей // Радуга (Таллинн). 1991. № 4.
  159. Р. Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988
  160. Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Новосибирск, 1990.
  161. Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина. М., 1987.
  162. И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Избр.ст. о музыке. М.- Л., 1946.
  163. Вл. С. Соч.: В 2 т. М., 1990.
  164. С. М. История России с древнейших времен. Т. IV. М., 1960.
  165. С. М. Мазепа // Чтение и рассказы по истории России. М., 1990.
  166. И. Л. Народная монархия. М., 1991.
  167. О. О романтической поэзии. Опыт в 3-х статьях. Пб, 1823.
  168. Ю. Исторический жанр в прозе 30-х годов XIX в. // Доклады и сообщения филологического факультета Московского университета. 1947. вып. 2.
  169. А. Ю. Мотивировки в русском историческом романе 1830 -40-х гг. АКД. Тверь, 2000.
  170. Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М., 1995.
  171. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.
  172. В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.
  173. В. Ю. Художественные открытия русской романтичной прозы 20 30-х годов XIX в. М., 1985.
  174. H. С. История культуры языка. М., 1995.
  175. В. Эпоха романтизма. М., 1980.
  176. В. Эпоха романтизма в России. М., 1981.
  177. В. Символ и ритуал. М., 1983.
  178. П. С. Ф. В. Булгарин в последнее десятилетие его жизни // Исторический вестник. 1883. № 8.
  179. . А. Поэтика композиции. М., 1970.
  180. . А. Семиотика искусства. М., 1995.
  181. Н. Национальная проблема у первых славянофилов // Русская мысль. 1916. № 10.
  182. В. Димитрий Самозванец. Сочинение Ф. Булгарина // Московский телеграф. 1830. № 6.
  183. В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984.
  184. Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.
  185. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
  186. П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  187. Г. М. Нравописательный роман. Жанр романа в творчестве романтиков 30-х годов // История русского романа. T. I. М.- Л., 1962.
  188. JI. Г., Черный И. В. Проблематика русского исторического романа 1830 1840-х годов // Филологическая наука. 1987. № 3.
  189. В. Е. Драма как явление искусства. М., 1978.
  190. О. В. Загоскин как исторический романист. Пенза, 1990.
  191. О. В. Русская историческая проза 40 50-х гг. XIX века (Проблема стилевой эволюции). Саратов, 1997.
  192. А. В. Русская беллетристика 20 40-х гг. XIX в. Вопросы генезиса, эстетики, поэтики. АДД Новгород, 1997.
  193. И. В. Исторический роман Загоскина. АКД. Харьков, 1990.
  194. И. В. Элементы романтизма в романе Ф. Булгарина «Мазепа» // Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. Тверь, 1992.
  195. А. П. Слово вещь — мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.
  196. Ю. Н. Об авторских примечаниях к «Евгению Онегину» // Болдинские чтения. Горький, 1976.
  197. В. Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.
  198. В. Б. О теории прозы. М., 1929.
  199. И. П. У истоков русского исторического романа. Пенза, 1992.
  200. Н. Я. Пушкин: из биографии и творчества. 1826 1837 гг. М., 1987.
  201. Н. А. Гоголь и Булгарин // Исторический вестник. 1904. № 4.
  202. А. Я. Типология романа. М., 1991.
  203. В. А. Проблемы жанра современного русского исторического романа // Проблема традиций и новаторства русской советской прозы. 1990.
  204. Р. Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М., 1970.
  205. Д. M. Н. Загоскин. Биографический очерк. М., 1902.
Заполнить форму текущей работой