Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Школа диалога культур Библера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе выработанных идей проводилась экспериментальная работа в целом ряде школ России и Украины. Назовем некоторые из них: 106 школа г. Красноярска, учебный центр «Диалог» г. Новосибирска, школа «Зимородок» г. Новосибирска, 7 школа г. Чайковского, в одной из школ Харькова, Киева, московский культурологический лицей № 1310 и др. В настоящее время самые последовательные эксперименты проводятся… Читать ещё >

Школа диалога культур Библера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Школа диалога культур (ШДК) — концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры; это проекция философии диалога культур В. С. Библера на идею школы. В этой системе находят свое воплощение идеи М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), идея Л. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу.

«Культура — это способ самодетерминации индивида, преодолевающей его детерминацию извне». [1; 35]. Культура — это сотворение мира впервые, на грани с варварством — в отличие от цивилизации, которая продолжает и продолжается. Задача школы диалога культур — вводить ребенка, ученика в культуру, формировать человека культуры (не воспитанного, просвещенного, образованного человека). В концепции ШДК слово диалог, однако, тоже имеет особый смысл. Диалог — это не просто разговор нескольких субъектов о чем бы то ни было, это — в пределе — столкновение радикально различных логик, различных способов понимания. Культура — это всегда драма. «Культура, — пишет В. С. Библер, — в ее собственном, существенном для ХХ века, пафосе, — это „наследственность“ увеличивающегося числа самостоятельных, уникальных, сопряженных друг с другом в диалоге (не в „снятии“) типов культуры, „формаций культуры“, не сводимых друг к другу и не снимаемых друг в друге в лестнице просвещенческого восхождения» [1; 32].

Этапы школьного обучения в школе диалога культур:

  • · В 1−2 классах — подготовительных, которые называются «классы точек удивления» — завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, загадки исторического события… Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т. д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения.
  • · В 3−4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т. п.).
  • · 5−6 классы — классы средневековой культуры в соотнесении с Античностью, Новым временем, современностью.
  • · 7−8 классы — культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь осваивается идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли — но в постоянном диалоге с другими идеями.
  • · 9−10 классы посвящены культуре современности
  • · 11 класс выделяется как специально диалогический и в какой-то мере педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур.

Еще в 70-е годы философская идея диалога культур вызвала интерес у ряда творчески работающих учителей, и многие идеи и практические наработки первых учителей-диалогистов — С. Ю. Курганова и В. Ф. Литовского — оказались крайне важными для теоретической разработки концепции. Учителя отнюдь не просто реализовывали на практике теоретические идеи, но были настоящими соавторами концепции. В 1978 г. в Харькове коллектив педагогов под общим руководством В. С. Библера начал разработку и экспериментальное проведение уроков-диалогов в школах №№ 144, 4 г. Харькова. Среди таких учебных диалогов уроки по природоведению в начальной школе («Парообразование», «Какую форму имеет Земля», «О живом и неживом»), по истории на занятиях с семиклассниками («Мог ли Спартак победить»), уроки по внеклассному чтению в 3-м классе, уроки, посвященные античным мифам и т. д.

В январе 1987 г., на Всесоюзной конференции учителей-диалогистов в институте Общей и педагогической психологии АПН был заслушан доклад В. С. Библера «Диалог культур и школа XXI века», в котором подробно был рассмотрен вопрос об исходных позициях ШДК, обоснованы и разработаны программа школы, основные этапы обучения.

На основе выработанных идей проводилась экспериментальная работа в целом ряде школ России и Украины. Назовем некоторые из них: 106 школа г. Красноярска, учебный центр «Диалог» г. Новосибирска, школа «Зимородок» г. Новосибирска, 7 школа г. Чайковского, в одной из школ Харькова, Киева, московский культурологический лицей № 1310 и др. В настоящее время самые последовательные эксперименты проводятся в харьковской гимназии «Очаг» и в новосибирской школе «Умка». В последние годы в харьковской гимназии «ОЧАГ» разработана и экспериментально апробирована концепция подростковой школы диалога культур, выстроена логика перехода от начального диалогического образования — к подростковому, определена возрастная специфика образования в младшем и старшем подростковом возрасте.

Исследования, проведенные в 1989;1999 гг. в красноярской гимназии «Универс» показали, что по мере освоения античной умонастроенности, включающей понимание таких сквозных тем античности, как «рок и характер», «идея и вещь», «герой и хор» и таких античных жанров, как сократический диалог, греческая трагедия, лирика Древнего Рима, учащиеся возвращаются к построению диалогических понятий числа, слова, исторического события и др. Эта работа осуществляется по схеме: что же такое число в понимании Коли, Тани, Андрея. и,… Платона, Пифагора, Евклида??? В ходе этих диалогов обнаруживается, что чем более глубоко мы включаемся в понимание числа античными авторами, тем более проблемным становится сам предмет понимания (число). Предметом учебной деятельности подростков на этом этапе становится ситуация несовпадения предмета понимания ни с одним из авторских пониманий, присущих античным мыслителям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой