Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Систематизация знаний студентов-физиков педагогического института в области учебного физического эксперимента как фактор повышения качества профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучается теоретическая подготовка студентов-физиков педвузов к деятельности в области учебного физического эксперимента. Показателем качества теоретической подготовки студентов выбрана системность знаний. Генетическим ядром целостной системы знаний студентов о деятельности учителя в области учебного физического эксперимента выступает… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ДШТЕШОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОЕЯАСТИ УЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ®-ЗЩ. II
    • I. Анализ теории и практики подготовки студентов-физиков в области учебного физического эксперимента. II
    • 2. Основные аспекты систематизации знаний студентов о деятельности учителя в области учебного физического эксперимента
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ — СТУДЕНТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ УЧЕШОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • I. Состав и структура дидактико-методической системы знаний студентов о деятельности учителя в области физического эксперимента
    • 2. Содержание элементов дидактико-ме тодичес-кой системы знаний студентов о деятельности учителя в области физического эксперимента
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА СИСТЖАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ УЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • I. Комплекс дидактических средств, форм и методов, необходимых для осуществления систематизации знаний студентов о деятельности учителя в области учебного физического эксперимента
    • 2. Методика организации и проведения вводного семинара обобщающего и систематизирующего характера
    • 3. Реализация идеи систематизации знаний в учебном пособии по методике и технике школьного физического эксперимента
    • 4. Методика составления контролирующих программ, ориентированных на систематизацию знаний студентов в области учебного физического эксперимента
    • 5. Планы обобщенного характера как одно из средств систематизации знаний студентов
    • 6. Оценка теоретической и практической подготовки студентов в области учебного физического эксперимента
  • ГЛАВА 1. У. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПБЩАГОШЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • I. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента по осуществлению систематизации знаний студентов
    • 2. Анализ и обсуждение результатов различных видов педагогического эксперимента

Систематизация знаний студентов-физиков педагогического института в области учебного физического эксперимента как фактор повышения качества профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблема совершенствования подготовки студентов-физиков педагогического института в области учебного физического эксперимента обусловлена рядом факторов.

В решениях ХХУТ съезда КПСС перед высшей школой поставлена задача — повысить качество подготовки специалистов высшей квалификации. Применительно к подготовке в педвузах учителей для средней школы, в том числе учителей физики, это требование конкретизировано в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где отмечается, что «неотъемлемая часть реформы системы народного образования — значительное улучшение подготовки учительских кадров» (8).

Одним из важных компонентов деятельности учителя физики является деятельность, связанная с подготовкой и осуществлением физического эксперимента. Учитель физики должен в совершенстве владеть различными видами школьного физического эксперимента. Однако начинающие учителя физики испытывают трудности при применении учебного физического эксперимента в учебном процессе. Это свидетельствует обих недостаточной теоретической и практической подготовке к данному виду деятельности в педагогическом институте.

Проблема совершенствования подготовки студентов в области учебного физического эксперимента рассматривается в диссертациях С. В. Анофриковой (22), Н. Б. Парфентьевой (162), М. М. Черняновской (250) и в работах Л. И. Анциферова (24), Н. П. Ванюшиной и Л.И.Еру-новой (41), Л. А. Ивановой (179), А. Д. Патракова и В. В. Куприной (163), А. А. Покровского (68, 69), М. М. Терентьева (213) и других.

Анализ литературы показал, что ряд аспектов проблемы совершенствования подготовки студентов-физиков в области эксперимента изучен недостаточно. Одним из них является аспект совершенствования теоретической подготовки студентов, систематизации знаний студентов о деятельности учителя в области учебного физического эксперимента.

Роль знаний в осуществлении целенаправленной и осмысленной деятельности человека чрезвычайно велика. «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове, .т.е. идеально» (I, с.189). Это осуществляется наиболее успешно, если знания упорядочены, систематизированы. Характеризуя роль К. Маркса в деле систематизации знаний об обществе, В. И. Ленин писал: «Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий.» (4, с.44).

Проблема систематизации знаний рассматривается в работах философов, дидактов, психологов и методистов Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчинской (33), Ш. И. Ганелина (47), М. А. Даншюва (64), В. Н. Дёмина (70), Б. Д. Есипова (160), В. И. Загвязинского (81), Л.В.Зан-кова (83), А. Н. Звягина (87,88), ЛЛ. Зориной (91), А. С. Казаряна (99), Р. В. Кантора и Е. В. Савёловой (102), Б. М. Кедрова (106), О. И. Кедровского (107), Л. М. Перминовой (164), А. АЛ1инского (169), Н. А. Подгорецкой (175), Р. И. Рявкиной (193), Ю. А. Самарина (197), А .А. Смирнова (204), А. В. Усовой и В. В. Завьялова (228, 230), М. А. Ушаковой (231), А. С. Шепетова (261), Б. П. Эрдниева (268).

Анализ результатов проведенного наш эксперимента показал, что у студентов-физиков в процессе их занятий в институте не формируется целостная система знаний о деятельности учителя в области учебного эксперимента.

Актуальность и недостаточная изученность отдельных аспектов проблемы совершенствования подготовки студентов-физиков в области учебного эксперимента обусловили выбор объекта исследованияпроцесс теоретической подготовки студентов-физиков педагогического института к деятельности в области учебного физического эксперимента.

Предмет исследования — процесс систематизации знаний студентов о деятельности учителя в области учебного физического эксперимента при выполнении ими лабораторных работ по методике и технике шкального физического эксперимента.

Даль исследования заключалась в разработке путей повышения уровня теоретической подготовки студентов-физиков педагогического института в области учебного физического эксперимента посредством систематизации их знаний о возможной и должной деятельности учителя физики в этой области.

При ее достижении мы исходили из следующей гипотезы: качество теоретической подготовки студентов к деятельности в области учебного эксперимента можно улучшить, если в процессе проведения лабораторных занятий по методике и технике школьного физического эксперимента: а) целенаправленно и систематически осуществлять систематизацию знаний студентов об их предстоящей деятельностиб) систематизация знаний студентов будет ориентирована на формирование целостной системы знаний, генетическим ядром которой является понятие «метод» — в) использовать в целях систематизации знаний студентов комплекс дидактических средств, форм и методов, который охватывал бы различные составляющие учебного процесса.

Исходя из сформулированных выше цели и гипотезы, были определены основные задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятий «системность знаний» и «систематизация» применительно к знаниям о деятельности учителя в области учебного физического эксперимента.

2. Выделить генетическое ядро целостной системы знаний о деятельности учителя в области учебного эксперимента.

3. Оцределить дидактико-методическую систему знаний студентов о деятельности учителя физики в области учебного эксперимента и раскрыть ее содержание.

4. Разработать и обосновать комплекс дидактических средств, форм и методов, необходимых для систематизации знаний студентов.

5. Разработать методику применения комплекса дидактических средств, форм и методов для осуществления систематизации знаний студентов.

6. Проверить эффективность разработанной методики осуществления систематизации знаний студентов о деятельности учителя в области учебного эксперимента.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ трудов классиков марксизма-ленинизма в области теории познанияфилософской, педагогической, психологической литературы, связанной с проблемойпедагогический эксперимент, наблюдение за деятельностью учителей и студентов при проведении ими уроков с применением демонстрационного экспериментаинтервьюирование и анкетирование учителей, стажеров, студентов. Результаты педагогического эксперимента обрабатывались методами математической статистики.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, марксистско-ленинская теория познания, ее диалектико-материалистический метод. Программа КПСС, решения съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного образования, труды психологов и дидактов по теории деятельности и развивающего обучения.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучается теоретическая подготовка студентов-физиков педвузов к деятельности в области учебного физического эксперимента. Показателем качества теоретической подготовки студентов выбрана системность знаний. Генетическим ядром целостной системы знаний студентов о деятельности учителя в области учебного физического эксперимента выступает понятие «метод». Систематизация знаний рассматривается в единстве ее результативной, процессуальной и содержательной сторон. Определены условия, необходимые для осуществления систематизации знаний студентов. Разработана методика, позволяющая вооружить студентов системными знаниями в области учебного физического эксперимента, формировать у них определенный стиль мышления, характеризующийся дедуктивным подходом к анализу частных явлений, и овладеть умением самостоятельно добывать знания в этой области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан комплекс дидактических средств, форм и методов, необходимых для осуществления систематизации знаний студентов. Он включает вводный семинар обобщающего и систематизирующего характерапособие по методике и технике школьного эксперимента, в котором реализуется идея систематизации знанийконтролирующие программы, ориентированные на систематизацию знаний студентов. Разработаны также методика оценки деятельности студентов при постановке демонстрационного эксперимента и планы обобщенного характера, применение которых способствует систематизации знаний студентов.

Внедрение разработанного комплекса дидактических средств, форм и методов в учебный процесс способствует совершенствованию теоретической подготовки студентов в области учебного физического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Генетическим ядром целостной системы знаний студентов о деятельности учителя физики в области учебного эксперимента выступает понятие «метод» .

2. Формирование у студентов системных знаний о деятельности учителя в области учебного эксперимента осуществляется при целенаправленной работе преподавателя с применением комплекса дидактических средств, форм и методов систематизации, охватывающих различные составляющие учебного процесса. На защиту выносятся разработанные автором дидактико-методи-ческая система знаний студентов о деятельности учителя в области эксперимента и комплекс дидактических средств, форм и методов, обеспечивающих систематизацию знаний студентов в этой области.

Материалы диссертации неоднократно апробировались. Они докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания физики и сессиях црофесеорско-преподаватальского состава Минского педагогического института им. А. М. Горького (1978;1983 гг.), на научном семинаре кафедры методики преподавания физики Челябинского педагогического института (1979, 1981 гг.), на седьмом совещании-се-.минаре заведующих кафедрами и ведущих лекторов по общей физике высших учебных заведений Белорусской, Литовской, Латвийской, Эстонской ССР и Калининградской области РСФСР (Таллин, 1980 г.), на расширенном заседании Белорусского Республиканского межвузовского объединения по физике (Гродно, 1981 г.), на конференциях молодых ученых Минского педагогического института им. А. М. Горького (1983 г.).

Исследование осуществлялось в течение 1978;1983 гг. и включало в себя четыре этапа.

На первом этапе (1978;1979 гг.) изучалась педагогическая, философская, психологическая литература с целью уточнения роли эксперимента в научном и учебном познании. Был проведен анализ состояния проблемы подготовки студентов-физиков в области учебного эксперимента в методике физики и в практике работы педагогических институтов. С целью выявления качества теоретической подготовки проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (I979-I98I гг.) разрабатывались теоретические основы осуществления систематизации знаний студентов, проводились разнообразные («зондирующие») эксперименты.

В задачу третьего этапа (I98I-I983 гг.) входило уточнение предлагаемого автором подхода к осуществлению совершенствования теоретической подготовки студентов-физиков в области учебного эксперимента и проведение обучающего эксперимента с целью проверки эффективности реализации разработанной автором методики систематизации знаний.

Четвертый этап (1982;1983 гг.) включал теоретический анализ результатов педагогического эксперимента и оформление диссертации.

1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. -М.: Высшая школа, 1981. — с.201−213.

2. Анофрикова С. В. Отбор демонстраций к уроку. Физика в школе, 1978, №-4, с.56−60.

3. Айбиндер А. Б. Как облегчить понимание демонстрационного эксперимента. Физика в школе, 1980, № 3, с.35−38.

4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. с. 126−145.

5. Горячкин Е. Н., Орехов Б. П. Методика и техника физического эксперимента в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1964. -(Плава I).

6. Завьялов В. В. Методическая подготовка студентов к формированию у учащихся экспериментальных умений. В кн.: Формирование творческой активности личности ученика и студента. Омск, 1978, вып.5, с.147−153.

7. Орехов В. П. К вопросу о значении и использовании демонстраций при формировании у учащихся физических понятий. В сб.: Физический эксперимент — средство активизации познавательной деятельности учащихся. Рязань, 1975, с.5−17.

8. Покровский А. А. Учебный физический эксперимент. В кн.: Методика обучения физике в школах СССР и ГДР. М., 1978, с.121−133.

9. Степин B.C., Елсуков А. А. Методы научного познания. -Минск: Вышэйшая школа', 1974. с.112−116.

10. Терентьев М. М, Демонстрационный эксперимент по физике в проблемном обучении. Пособие для учиталей. М.: Просвещение, 1978. — с.4−21.

11. Усова А. В. Учебный эксперимент учащихся как метод обучения. В сб.: Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики. Челябинск, 1970, с.28−40.

12. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. — с.160−168.

13. Шахмаев Н. М. Содержание, роль и место эксперимента в преподавании физики. Физика в школе, 1969, № 3, с.53−57.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой