Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование базовых профессиональных экологический компетенций у студентов — будущих специалистов общественного питания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема качества образования технологов общественного питания сопряжена с более глобальной проблемой повышения качества российского образования. Так, в «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» она соотносится с изменением содержания образования, которое для общего образования выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Теоретико-методологические основы проектирования педагогической технологии формирования базовых профессиональных экологических компетенций у студентов — будущих специалистов общественного питания.

1.1. Анализ состояния экологической подготовки специалистов общественного питания в технических вузах.

1.2. Компетентностный подход как доминанта развития высшего профессионального образования.

1.3. Обоснование совокупности базовых профессиональных экологических компетенций специалистов общественного питания.

1.4. Разработка и обоснование модели формирования базовых профессиональных экологических компетенций у студентов — будущих специалистов общественного питания.

Выводы по 1-ой главе.

Глава 2. Практическая реализация и опытно-экспериментальная проверка эффективности использования педагогической технологии формирования базовых профессиональных экологических компетенций у студентов — будущих специалистов общественного питания.

2.1. Компетентностный подход к отбору содержания экологической подготовки будущих специалистов общественного питания.

2.2. Педагогическая технология формирования базовых профессиональных экологических компетенций у будущих специалистов общественного питания.

2.3. Критерии и диагностический инструментарий контроля уровней сформированности базовых профессиональных экологических компетенций.

2.4. Методика проведения и результаты экспериментальных исследований по выявлению эффективности использования педагогической технологии формирования базовых профессиональных экологических компетенций.

Выводы по 2-ой главе.

Формирование базовых профессиональных экологический компетенций у студентов — будущих специалистов общественного питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие науки и техники привело к тому, что сегодня проблема взаимоотношений человека и природы уже не является сугубо биологической проблемой. Она приобретает методологическое значение как в теоретическом осмыслении человеком перспективы своего взаимодействия с природой, так и в практических выводах этого осмысления: от полного самоуничтожения до достижения благосостояния, до превращения планеты в благоприятное место для жизни.

Основу концепции экологизации образования составляет философско-этически ориентированная социально-психологическая теория личности, которая, фиксируя роль философии, этики и педагогики, создает условия для взаимодействия различных типов научного знания, как при ее обосновании, так и при практической ее реализации.

Во многих странах мира решение проблемы эффективности экологической подготовки будущих специалистов связывается с идеей создания системы непрерывного экологического образования.

Экологический понятийный аппарат каждого человека должен способствовать собственному пониманию и преломлению в сознании представлений о том, что человек постоянно находится в многогранных отношениях с природой. Эти отношения определяют условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также сохранение и воспроизведение объектов природы и их параметров.

Однако, формирование этих отношений в процессе обучения и профессиональной деятельности зачастую оставляет желать лучшего, хотя ситуация позитивно меняется с применением эффективных образовательных методик.

С развитием и использованием инновационных педагогических технологий экологическая подготовка специалистов инженерного профиля приобрела качественно иной ракурс рассмотрения. В рамках традиционной технологии преобладали предметно-ориентированная позиция педагога, информационно-репродуктивные и иллюстративные методы изложения материала, до сведения обучаемых доводилась информация об экологическом кризисе, глобальных экологических проблемах в процессе изучения курсов экологии или концепций современного естествознания, экологические знания не были соотнесены с профессиональной деятельностью будущего специалиста.

Современные педагогические технологии прежде всего ориентированы на личность обучаемого, на использование методов активного обучения, проблемного изложения, исследовательских, рефлексивных методов, активизирующих творческие способности студентов. Экологические знания теперь представлены во многих дисциплинах, они непосредственно связаны с профессиональными задачами деятельности будущего специалиста, а формы учебного взаимодействия ориентированы на решение производственных задач, на развитие их умений организовывать свою деятельность в соответствии с экологическим императивом. Необходимость экологической подготовки инженеров общественного питания объясняется особенностями производственной деятельности специалистов данного профиля, необходимостью предоставления услуги питания, отвечающей требованиям экологической безопасности. Наряду с загрязнением жизненной среды человека следует выделить один из самых значимых факторов, влияющих на состояние здоровья человека и человеческую популяцию — питание, состав пищевых продуктов. Продовольственная безопасность — необходимое материальное условие жизни индивида, любой группы людей и общества в целом, которое обеспечивает функции и возможности развития: демографические, экономические, политические, культурные, интеллектуальные. Также будущим инженерам общественного питания необходимо учитывать принципы экологической безопасности при проектировании предприятий питания.

Проблема качества образования технологов общественного питания сопряжена с более глобальной проблемой повышения качества российского образования. Так, в «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» она соотносится с изменением содержания образования, которое для общего образования выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Обосновывается острая необходимость компетентностного подхода в профессиональном образовании, в том числе и потому, что он соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетенций. Компетентно-стный подход оптимален и для решения задач экологического образования на практике, поскольку в рамках традиционной знаниевой ориентации образования экологическое знание оставалось лишь на теоретическом уровне и не становилось неотъемлемой частью практической деятельности будущего специалиста.

По разрабатываемой проблеме экологической подготовки студентов имеются исследования, посвященные формированию отношения будущих учителей к здоровьесберегающему равновесному питанию (Бурбина Т. С., 2006), формированию эколого-правовой компетенции у студентов педагогического вуза (Гусев О. В., 2008).

Совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов на основе компетентностно-ориентированного подхода рассматривается в последние годы довольно интенсивно. Этой проблеме посвящен ряд работ и статей, среди которых исследования по формированию экологической компетентности учителя химии JI. В. Панфиловой, проектированию технологии компетентност-но-ориентированного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла студентов технических вузов (Палферова С. Ш., 2003), проектированию компе-тентностной технологии общепрофессиональной практической проектировочной подготовки студентов технического вуза (Битюцких О. К., 2006), компе-тентностному подходу в подготовке студентов технических вузов к решению технико-экономических задач (Юрасов А. Б., 2006). Проблема ориентации на новые образовательные стандарты, на формирование у обучаемых компетенций и компетентности рассматриваются в работах Хуторского А. В., Фролова Ю. В. и Махотина Д. А., Татур Ю. Г., Дорофеева А. А., Шадрикова В. Д.

Имеются исследования, посвященные формированию профессионально важных качеств специалистов ресторанного бизнеса (Медянская О. А., 2003;

Рожниковский P. М., 2003). Однако проблема экологического образования и формирования экологических компетенций специалистов данного профиля остается недостаточно исследованной.

Анализ проблем экологической подготовки студентов технических вузов позволил выявить ряд противоречий:

• между возросшей потребностью системы общественного питания в специалистах, обладающих экологическим мышлением, экологической компетентностью и традиционной «знаниевой» системой их подготовки в вузах, не обеспечивающей формирование у студентов целостной совокупности этих профессионально-личностных качеств;

• между назревшей необходимостью развития и формирования у студентов профессиональных экологических компетенций и отсутствием научно-обоснованной совокупности профессиональных экологических компетенций специалистов общественного питания, а также педагогической технологии их формирования в учебном процессе;

• между объективной потребностью в экологизации гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и профессиональных дисциплин учебного плана подготовки специалистов общественного питания и отсутствием методологии их междисциплинарной интеграции и проектирования междисциплинарных дидактических комплексов.

Устранение выявленных противоречий путем формирования экологических компетенций у студентов — будущих технологов сферы общественного питания является актуальной проблемой, поскольку деятельность специалистов этого профиля сопряжена с предоставлением услуги питания и необходимостью безопасности этой услуги.

Актуальность и социальная значимость, недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование базовых профессиональных экологических компетенций у студентов — будущих специалистов общественного питания».

Цель исследования — повысить уровень качества экологической подготовки студентов — будущих специалистов общественного питания, способствовать стать им конкурентоспособными и профессионально-мобильными на рынке труда.

Объект исследования — педагогический процесс экологической подготовки студентов — будущих специалистов общественного питания в техническом вузе.

Предмет исследования — формирование базовых профессиональных экологических компетенций (БПЭК) у студентов — будущих специалистов общественного питания.

Гипотеза исследования — в процессе подготовки специалистов общественного питания в техническом вузе у студентов могут быть сформированы базовые профессиональные экологические компетенции если будет:

1) выявлена и обоснована целостная совокупность БПЭК специалистов общественного питания;

2) разработана модель формирования БПЭК студентов — будущих специалистов общественного питания;

3) создана педагогическая технология формирования БПЭК студентов-будущих специалистов общественного питания;

4) разработан комплект дидактических средств, обеспечивающий формирование базовых профессиональных экологических компетенций будущих специалистов общественного питания, критерии оценки и диагностический инструментарий измерения уровней их сформированности.

Цель, предмет и содержание гипотезы послужили основой разработки задач исследования:

1. Выявить и обосновать совокупность базовых профессиональных экологических компетенций будущих специалистов общественного питания.

2. Разработать модель формирования базовых профессиональных экологических компетенций будущих специалистов общественного питания.

3. Спроектировать содержание экологической подготовки студентовбудущих специалистов общественного питания, и педагогическую технологию формирования у них базовых профессиональных экологических компетенций.

4. Разработать критерии и диагностический инструментарий контроля и измерения уровней сформированности профессиональных экологических компетенций будущих специалистов общественного питания.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности использования педагогической технологии формирования базовых профессиональных экологических компетенций.

Методологической основой и теоретическими источниками исследования являются: 1) философские положения о взаимодействии человека с природой, основанные на идеях и принципах русского космизма, универсальной этики и философии всеединства (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский и др.) — 2) философские, педагогические, нравственные аспекты социальной экологии (В.И. Вернадский, Э. В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, А. Д. Урсул, и др.) — 3) психологические теории о деятельности как активной форме отношений и о человеке как субъекте деятельности и отношений (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, и др.) — 4) психологические предпосылки эффективности экологического образования (С.Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин и др.) — 5) теория образования для устойчивого развития — десмоэкология (А.Г. Бусыгин) — 6) педагогические концепции компетентностного подхода к образованию (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.), 7) педагогические концепции экологического образования (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев, П. М. Мамедов, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина, Н. Ф. Реймерс и др.) — 8) технология системного педагогического проектирования (Ю.Г. Татур, А. К. Маркова и др.) — 9) педагогические основы проектирования и реализации здоровьесберегающих технологий (А.Г. Бусыгин, Т.С. Бурбина) — 10) квалимет-рия образования (В.П. Беспалько, Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов и др.).

В своих дидактических изысканиях мы ориентировались на концептуальные работы Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского по методологии педагогического исследованияа также В. В. Краевского, И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина по содержанию, структуре и логике построения учебного материала.

В работе использованы следующие методы: 1) методы теоретического исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных и программно-методических документов, периодических изданий, сравнение, обобщение, моделирование- 2) эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, диагностирование, педагогический эксперимент- 3) математические методы: статистическая обработка данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились отделение среднего профессионального образования и факультет технологий сервиса филиала ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Самаре.

Этапы исследования.

Исследование проводилось на протяжении четырех лет с 2005 по 2008 гг. в органически взаимосвязанных теоретическом и практическом аспектах и осуществлялось в несколько этапов.

I этап (2005;2006 гг.) — аналитико-проблемный: анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретическое осмысление, определение цели, предмета, объекта, задач и методики исследования, методов экспериментальной работы.

II этап (2006;2007 гг.) — теоретико-проектировочный: моделирование технологии формирования БПЭК у студентов — будущих специалистов общественного питания на основе компетентностно-ориентированного подхода. Определение методики эксперимента.

III этап (2006;2008 гг.) — опытно-экспериментальный: посвящен реализации программы экспериментального исследования, статистической и математической обработке экспериментальных данных и оформлению диссертации.

Достоверность полученных результатов обеспечена использованием логически непротиворечивой методологической и теоретической базы исследованияполнотой информационных источников, включающих в себя актуальный мировой опыт, подтвердивший свою практическую значимость и воспроизводимостькомплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и цели исследованияширокой апробацией материалов диссертации на различных уровнях системы высшего профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в филиале Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Самара.

Основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-технической конференции «Легкая промышленность. Сервис. Научные исследования аспирантов и молодых ученых» (Самара, 2006), первой Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и пер- ' спективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара, 2006), третьей Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и. перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара, 2008), Всероссийской научно-методической конференция «Естественнонаучное образование в вузе: проблемы и перспективы» (Самара, 2006) — второй Всероссийской научно-технической конференции «Современные сервисные технологии. Научные исследования аспирантов и молодых ученых» (Самара, 2007), третьей Международной научно-технической конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов ELPIT 2007» (Тольятти, 2007), V Самарской Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов практиков «Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе» (Самара, 2008), XI Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений» (Самара, 2006), XII Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений» (Самара, 2007), XVI Международной научнометодической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке» (Санкт-Петербург, 2009).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• для повышения уровня экологической подготовки будущих специалистов общественного питания использован компетентностно-ориентированный подход, в основу которого положено формирование базовых профессиональных экологических компетенций, представляющих собой интегральные междисциплинарные образования, характеризующие способность и готовность учитывать в решении производственных задач требования экологической безопасности;

• обоснована совокупность базовых профессиональных экологических компетенций будущих специалистов общественного питания;

• спроектирована педагогическая технология формирования базовых профессиональных экологических компетенций у студентов — будущих специалистов общественного питания;

• определена система критериев сформированности базовых профессиональных экологических компетенций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

• разработанные автором совокупность БПЭК, модель и технология формирования БПЭК вносят существенный вклад в развитие концепции компе-тентностно-ориентированного обучения и способствуют повышению качества экологической подготовки специалистов общественного питания;

• разработанные критерии контроля уровней сформированности БПЭК дополняют существующие положения квалиметрии образовательного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная автором педагогическая технология формирования БПЭК и обеспечивающий ее учебно-методический комплекс (модульные программы дисциплин, системно-моделирующие задания, разноуровневые тестовые задания на проверку сформированности компонентов БПЭК) получили использование в учебном процессе самарского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса и могут быть применены при подготовке специалистов общественного питания в других учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность базовых профессиональных экологических компетенций специалистов общественного питания, полученная на основе многокритериального анализа требований ГОС, требований к качеству профессиональной подготовки инженеров общественного питания, содержания видов профессиональной деятельности и Единого квалификационного справочника, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин специальности «Технология продуктов общественного питания», валидность которой подтверждена результатами экспертных исследований.

2. Модель формирования базовых профессиональных экологических компетенций у студентов, разработанная в соответствии с содержанием видов профессиональной деятельности специалистов общественного питания, в состав которой входят следующие структурные элементы: социальный заказ на подготовку специалиста общественного питания со сформированными БПЭК, содержание и компонентный состав БПЭК, информационно-дидактическая база формирования БПЭК, педагогическая технология формирования БПЭК, критерии и методика оценки уровней сформированности БПЭК, студенты специальности «Технология продуктов общественного питания», процедура контроля и результат.

3. Педагогическая технология формирования БПЭК у студентов, апробированная и внедренная в учебный процесс подготовки инженеров по специальности «Технология продуктов общественного питания» в филиале Российского государственного университета туризма и сервиса, г. Самара.

4. Комплект дидактических средств, обеспечивающих эффективное и устойчивое формирование БПЭК, в состав которого входят: модульные программы курсов «Санитария и гигиена питания», «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания», учебно-методические пособия, системномоделирующие задания, комплект разноуровневых тестовых заданий для определения показателя сформированности БПЭК студентов.

Публикации. По теме исследования опубликовано в журналах, сборниках научных работ и материалах конференций 21 печатная работа, в том числе 4 статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, изложенных на 172 страницах, а также приложения.

Выводы по 2-ой главе.

1. Обосновано, что содержание экологической подготовки специалистов общественного питания должно быть компетентностно-ориентированным. Для каждой из форм учебных занятий с использованием компетентностного подхода произведен отбор содержания и выбор соответствующих видов учебно-профессиональной деятельности студента, установлена преемственность их освоения.

2. Педагогическая технология формирования БПЭК объединяет современные педагогические методы, способы и инновационные средства их реализации. В рассматриваемой педагогической технологии экологической подготовки будущих специалистов применяются активные и проблемные методы обучения, групповые формы работы, интегративный подход, способствующие формированию БПЭК как синтеза когнитивного, предметно-практического и личностного опыта студента. Предпочтительным является модульное формирование курсов дисциплин. Оно дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширять долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Реализация разработанной педагогической технологии формирования базовых профессиональных экологических компетенций была проиллюстрирована на примере дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания».

3. Показана роль и место инновационных педагогических технологий, всех групп методов и средств обучения в системе подготовки будущих специалистов общественного питания, обеспечивающих эффективное формирование базовых профессиональных экологических компетенций. Определены эффективные формы организации обучения, содействующие становлению БПЭК у будущих специалистов общественного питания. Педагогическая технология формирования БПЭК является частью учебного процесса, который согласуется с требованиями к содержанию обучения, определенными Государственным образовательным стандартом, интегрирует межпредметные знания, активизирует самостоятельную деятельность студентов.

4. Предложено диагностировать уровень сформированности БПЭК по трем компонентам: когнитивному, операциональному и деятельностному.

5. Проверка эффективности реализации педагогической технологии формирования БПЭК будущих специалистов общественного питания осуществлялась в ходе педагогического эксперимента в 2006;2008 гг. Экспериментальные группы успешно справлялись с заданиями на когнитивный, операциональный и деятельностный компоненты БПЭК. Особенно высокими были результаты в экспериментальных группах по первой, второй и пятой компетенциям из предложенной совокупности БПЭК, что свидетельствует об эффективности реализации педагогической технологии экологической подготовки будущих инженеров общественного питания.

Заключение

.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований по проблеме формирования базовых профессиональных экологических компетенций студентов специальности «Технология продуктов общественного питания», подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие обобщения:

1. Актуальность проблемы исследования обусловлена новыми повышенными требованиями к экологической подготовке будущих специалистов общественного питания со стороны рынка труда, при котором становится особенно важным не только овладение профессиональными технологическими знаниями, но и готовность организовывать свою деятельность в соответствии с задачами сохранения экосистем.

2. Анализ социального заказа на подготовку специалистов общественного питания, философских, психологических и инженерно-экономических аспектов позволили сформулировать и обогатить понятийно-терминологический аппарат компетентностно-ориентированного профессионального образования термином «базовые профессиональные экологические компетенции специалистов общественного питания».

3. На основании требований Государственного образовательного стандарта, Единого квалификационного справочника, содержания видов профессиональной деятельности, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин, анкетирования преподавателей вузов и работодателей определена совокупность базовых профессиональных экологических компетенций специалистов общественного питания.

4. В соответствии с видами и содержанием профессиональной деятельности специалиста общественного питания, разработана модель формирования БПЭК у студентов по специальности «Технология продуктов общественного питания», ориентированная на формирование базовых профессиональных экологических компетенций. Анализ компонентов модели подготовки специалиста дает возможность для отбора содержания, обеспечивающего формирование БПЭК у студентов в учебном процессе.

5. На основе анализа педагогических методов, средств и форм рациональной организации процесса обучения будущих специалистов общественного питания разработана инновационная педагогическая технология формирования базовых профессиональных экологических компетенций.

6. В процессе реализации разработанной компетентностной педагогической технологии модернизирована программа учебной дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания». При построении модульной структуры содержания курса учтены междисциплинарные связи с дисциплинами «Санитария и гигиена питания», «Физиология питания», «Экологическая экспертиза производства и потребления». Предложены эффективные методы и формы организации учебного процесса будущих специалистов общественного питания, содействующие развитию БПЭК. Разработан комплект критериально-ориентированных разноуровневых тестовых заданий для определения уровня сформированности базовых профессиональных экологических компетенций обучаемых.

7. Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное изложение всех аспектов столь сложной и многоаспектной проблемы, которой является формирование базовых профессиональных экологических компетенций будущих специалистов общественного питания. К числу проблем, нуждающихся в дальнейшем развитии, следует отнести разработку учебно-методического комплекса для дистанционного процесса обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. -1996.-№ 1.-С. 73−79.
  2. С.В. Методика модульного обучения экологии в условиях модернизации образования // Материалы научно-практической конференции «Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования». СПб.: ТЕССА, 2003. — С. 16−18.
  3. С.В. Основные принципы становления и развития непрерывного образования // Межвузовский сборник научных трудов «Экологическое образование: проблемы и перспективы».- Н. Новгород: НГПУ, 1998. С. 68−77.
  4. Ю.Б., Дмитриевская Н. А., Ефимова JI.A. Научное видение модели специалиста // Научно-методический сборник «Научное обеспечение образования» М.: Мое. Гос. Ун-т экономики, статистики и информатики, 2000. -С. 27−33.
  5. . Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 34 с.
  6. A.JI. Знания или компетенции // Высшее образование в России. -2005. № 2.-С. 3−11.
  7. A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа // Педагогика. — 2005. № 4. — С. 19−27.
  8. Л.И., Михелькевич В. Н. Компетентностная технология непрерывного экологического образования // Сборник материалов XII Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». Самара, 2007.-С. 126−127.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1986. — 368 с.
  10. С.Г. Проектирование и реализация компетентностной технологии математической подготовки специалистов по связям с общественностью.
  11. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Самара, 2006. — 26 с.
  12. Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 2004. — 24 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. — № 11.-С. 3−13.
  15. В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист.- 1993.-№ 9.-С. 25−26.
  16. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94 с.
  17. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994. — 152 с.
  18. А.П. Методика и теория профессиональной педагогики. — СПб: Институт профтехобразования РАО, 1999. 480 с.
  19. А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика, 2003. № 6. — С. 21−27.
  20. Н. А. Человек. Микрокосмос и макрокосмос // Русский космизм.- 1993. С. 171−175.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ИРПО Минобразования России, 1995. — 336 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  23. В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. — № 10. — С. 8−14.
  24. Т.С. Десмоэкологический подход к формированию отношения будущих учителей к здоровьесберегающему питанию. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Самара, 2006.-28 с.
  25. Т.С. Экологическое воспитание студентов при преподавании интегрального курса «Здоровьесберегающее (равновесное) питание» // Сборник трудов XII Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». Самара, 2007. — С. 135−136.
  26. А.Г. Педагогика глобальной экологии. Ульяновск: «Симбирская книга», 1996. — 192 с.
  27. А.Г., Бурбина Т. С. Проблема питания с позиций десмоэкологии в системе образования // Сборник трудов XI Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». Самара, 2006. — С. 114 115.
  28. А.А., Мурзин Н. В. Проблемы анализа безопасности человека, общества и природы. СПб.: Наука, 1997. — 198 с.
  29. М.К., Михелькевич В. Н. Творческие задачи по экологии в экологизированных дисциплинах естественно-научного цикла // Сборник трудов XI Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». Самара, 2006. — С. 120−123.
  30. Т.В. Перспективы модульного обучения в вузе // Материалы Международной научной конференции «Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы», Ч. 2. Тольятти: Волжский университет им. Татищева, 2004. — С. 36−40.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. М.: Народное образование, 1996. — 166 с.
  32. В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Наука, 1980. — 258 с.
  33. Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадигмы // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 48−50.
  34. В.Г. Общие основы педагогики. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — 300 с.
  35. О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 34−36.
  36. Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. -М.: Аграр, 1999. 424 с.
  37. JI. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1982. -488 с.
  38. A.M., Зарцына С. С., Зуева С. Б. Экологическая безопасность пищевых производств. СПб: Гиорд, 2005. — 272 с.
  39. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения. 1987.-№ 8.-С. 30−33.
  40. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  41. Э. В., Мамедов Н. М. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995.-246 с.
  42. С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. — М.: Горизонт, 1997.-208 с.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 137 с.
  44. Гребнев JL, Кружилин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. — № 4. -С. 46−56.
  45. М. Конструирование и содержание в инновационной парадигме //Высшее образование в России. 2004. № 10 — С. 155−157.
  46. Г., Груздев В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. -1996. -№ 1. С. 117−121.
  47. Е.Г. Роль междисциплинарных связей в формировании экологических компетенций студентов технологических вузов по специальностям общественного питания // Материалы всероссийской научно-технической конференции. Самара: СамБук, 2007. — С. 229−233.
  48. Е.Г., Михелькевич В. Н. Экологическая подготовка инженеров -технологов пищевых производств // Сборник трудов XII Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». — Самара, 2007. -С. 151−152.
  49. Е.Г. Компетентностный подход в экологическом образовании специалистов сферы общественного питания // Вестник СамГТУ. Серия психолого-педагогические науки № 2(8), 2007. С. 15−22.
  50. Е.Г. Компетентно стная технология экологической подготовки специалистов сферы общественного питания // Вестник СамГТУ. Серия психолого-педагогические науки № 1(9), 2008. С. 25−31.
  51. Е.Г. К вопросу о подготовке специалистов в сфере сервиса // Сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции «Легкая промышленность. Сервис. Научные исследования аспирантов и молодых ученых». Самара: СФ МГУС, 2005. — С. 195−197.
  52. Е.Г. Экологическая подготовка будущих специалистов общественного питания // Известия Южного федерального университета.—Ростов-на-Дону, 2008. —№ 10.— С. 142−151.
  53. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 34−42.
  54. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 480 с.
  55. Л.В., Надыкта В. Д. Безопасность пищевой продукции. М.: ДеЛи принт, 2005. — 539 с.
  56. П.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 30−33.
  57. К.Н., Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза. -М.: Аспект Пресс, 2005. 384 с.
  58. Е.О., Щкаруппа С. П. Экологические проблемы пищевой промышленности. Материалы всероссийской научно-технической конференции «Современные сервисные технологии. Научные исследования аспирантов и молодых ученых». Самара: СамБук, 2007. — С. 233−235.
  59. В.В. Безопасность пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище. Практическое руководство по санитарно-эпидемиологическому надзору. СПб.: ГИОРД, 2004. — 280 с.
  60. В.И., Елисеев К. В. Критерии эффективности педагогических нововведений. Научно-методический сборник № 1. — Тюмень, 1995. — С. 18−33.
  61. А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. — 80 с.
  62. А. Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования. -М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  63. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. М.: Академия, 2001. -192 с.
  64. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно-методическое пособие. — Екатеринбург, Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 1999.-245 с.
  65. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. -М., Изд-во Моск. псих.-соц. ин-т.- Воронеж: МОДЭК, 2003. 480 с.
  66. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособ. — М., Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
  67. И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологичексое образование: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1996.-С. 72−74.
  68. И.А. Воспитание проблема современного образования в России: состояние, пути решения — М., 1998. — 82 с.
  69. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. № 5. — С. 34−42.
  70. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  71. К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика 1991. 240с.
  72. Д. Н. Зачем нам экологическое образование? // На пути к устойчивому развитию. 1997. № 2(6). — С. 38−40.
  73. М. Экологизация как важнейшая инновация // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 84−86.
  74. Ап. Исследование PISA как основания для принятия управленческих решений // Тенденции развития образования: проблемы управления. М.: Университетская книга, 2005. — С. 244−253.
  75. А. Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. — 2003.-№ 2.-С. 3−8.
  76. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  77. И.А. Педагогические проблемы интеграции в образовании // Тезисы международной научно-практической конференции Ч. II. «Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании». Санкт-Петербург, СПГУ педагогического мастерства, 1994. — С. 5−8.
  78. А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. — 218 с.
  79. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. — Распоряжение № 1756-р от 29. 12.2001 г.
  80. В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. — М.: Академия. 2006. — 400 с.
  81. А. Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  82. . Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  83. .Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии. -М.: «Горизонт», 1997. 515 с.
  84. Д.Ж. Социальная экология. М., 1997. — 435 с.
  85. Юб.Мигиренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер: Монография. — Новосибирск, Новосибирский электротехнический ин-т., 1992.- 115 с.
  86. В. Н., Гуреева Е. Г. Компетентностная технология экологической подготовки будущих специалистов общественного питания // Известия Южного федерального университета—Ростов-на-Дону, 2009.—№ 1. — С. 173−180.
  87. В. Н., Кравцов П. Г. Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации. Самара, СамГТУ, 2001. — 112 с.
  88. В. Н., Охтя Н. В. Технология дифференцированного обучения слушателей на подготовительных курсах университета. Монография. -Самара, СамГТУ, 2001. 85 с.
  89. В. Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, СамГТУ, 2000. — 45 с.
  90. В. Н., Радомский В. М. Основы научно-технического творчества / Серия «Высшее профессиональное образование». РнД: Феникс, 2004.-320 с.
  91. JI. В. Время становления экологической педагогики // Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование XXI век). Тольятти, 1996. — С. 105−107.
  92. Н. Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. М.: ЮНИ-САМ, 1996.- 192 с.
  93. А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2004. 560 с.
  94. Т.Т., Лавриненко Ю. И., Ястина Г. М. Проектирование предприятий общественного питания. М.: Колос, 2000. — 272 с.
  95. Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. М., Агентство «ФАИР», 1998. — 320 с.
  96. О. Н., Муравьева А. А. Система квалификаций в странах Европейского Союза. М., 2004. — 64 с.
  97. Основы преодоления правового нигилизма Российского общества образовательными средствами /Под ред. д. п. н., проф. А. Г. Бусыгина — Самара: Изд-во СГПУ, 2008. 228 с.
  98. Основы экологии и экологическая безопасность / Под ред. В. В. Шкари-на, И. Ф. Колпащиковой. Н. Новгород, 1998. — 231 с.
  99. JI. В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: Учебное пособие. — Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 224 с.
  100. Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. — М.: Логос, 1992. С. 18−31.
  101. С.А. Россия экологический кризис // Инженерная экология. -№ 1.- 1995.
  102. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  103. Пищевая химия / Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. и др. Под ред. А. П. Нечаева. СПб: ГИОРД, 2004. — 640 с.
  104. Подготовка специалиста в области образования: Технология образования. Вып. V. / Ред. кол. Г. А. Бордовский, Н. В. Бочкина и др. СПб.: Образование, 1997.-238 с.
  105. В.М. Гигигенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Новосибирск. Сибирское университетское издательство, 2002. — 556 с.
  106. И. Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.-348 с.
  107. И. Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 415 с.
  108. В., Томаков В. Непрерывное экологическое образование // Высшее образование в России. 2005. № 7. — С. 14−17.
  109. В. Р. Междисциплинарные основы базовой лингвистической подготовки специалиста-переводчика: Автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. Казань, 2004. — 36 с.
  110. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  111. , В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / В. Ф. Протасов, А. В. Молчанов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 672 с.
  112. Профессиональное развитие личности: Сборник компетентностно-ориентированных программ ИНПО / Под ред. д. п. н. профессора Ю. К. Черновой и к. п. н., доцента Н. С. Ярыгиной. Вып. 1. Тольятти: ТГУ, 2004. — 389 с.
  113. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация/ Пер с англ. М.: Когитоцентр, 1999. -144 с.
  114. Н. Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. -М.: Наука, 1987. 182 с.
  115. И. А. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 227 с.
  116. М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг. 1999. — № 4. — С. 20−23.
  117. Е.А. Санитария и гигиена питания. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  118. С. JI. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-448 с.
  119. И. М. Развитие экологического образования учащейся молодежи Татарстана во второй половине XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Казань, 2006, — 24 с.
  120. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 212 с.
  121. Е. С. Экогенетика человека: проблемы и факты. Самара: «Универс-групп», 2005. — 104 с.
  122. В., Рязапова Л., Ярошевская X., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 60−64.
  123. М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  124. Т. И., Симонов Ю. В., Гуреева Е. Г. Динамика интенсивности субъективного отношения в экологическом сознании студентов // XI Международная конференция «Окружающая среда для нас и будущих поколений». — Самара, 2006. С. 146−151.
  125. Ю. В., Симонова Т. И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета: Монография. — Самара: Изд-во СГПУ, 2002. 232 с.
  126. Ю. В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание: Учебное пособие для студентов небиологических специальностей высших учебных заведений. Самара: Изд-во «ИНСОМА-ПРЕСС», 2006. — 172 с.
  127. И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. -М., 1991.-248 с.
  128. В. С. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1989. — 549 с.
  129. А. И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 2. «Концепция квалиметрии. Система категорий и понятий». — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1991. 122 с.
  130. Н.Ф. О цикле обучения // Советская педагогика. 1986. — III. — С. 57−61.
  131. В. Высшая инженерная школа в России (некоторые аспекты становления и развития) // Alma mater. — 2001. № 11. — С.30−34.
  132. Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. — 2001. № 3. — С. 27−31.
  133. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения. —М.: Новая школа, 1996. 450 с.
  134. Ю., Евстигнеева Н. Экологическая компонента инженерного образования // Высшее образование в России. 2005. — № 7. — С. 17−21.
  135. Тюмасева 3. И. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию // Народное образование. — 2003. № 2. — С. 50−57.
  136. Тюмасева 3. И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. СПб: Питер, 2004. — 464 с.
  137. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. -М.: Луч. 1993, ч. 1 275 с.
  138. Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00 г. № 29-ФЗ.
  139. И. Проблемы и перспективы подготовки инженерных кадров // Alma mater. 2001. — № 4. — С. 13−14.
  140. Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  141. А. В. Формирование холистичной среды образовательного учреждения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Самара, 2006. 28 с.
  142. П. А. Органопроекция // Русский космизм. М., 1993. — С. 149−162.
  143. , Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю. Г. Фокин.-М., 2002.-224 с.
  144. , Ю. Г. Психодидактика высшей школы /Ю.Г.Фокин. М.: 2000. — 274 с.
  145. . Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. — 2004.-№ 4.-С. 34−41.
  146. Функциональная специализация инженерного труда: Монография / С. Я. Галицков, В. Н. Михелькевич. Самара, 2005. — 166 с.
  147. В. Философия и экология / Пер. с англ. А. К. Судаковой. М.: Наука, 1993.-205 с.
  148. Ю. А. Экологическая составляющая подготовки специалистов как залог прогрессивного и устойчивого развития общества // XI Международная конференция «Окружающая среда для нас и будущих поколений». — Самара, 2006. 164 с.-С. 162−163.
  149. А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. — № 2.-С. 58−64.
  150. А. В. Ключевые компетенции (технология конструирования) // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  151. М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки спец., 2001.-410 с.
  152. Чердымива 3. И. Системный подход к организации экологического образования и просвещения населения в крупном научно-промышленном центре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Самара, 2000, — 26 с.
  153. Т. В. Три стратегии подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2003. — № 2. — С. 9−12.
  154. Ю. К. Интегративный критерий качества усвоения знаний // Интеграция в педагогике и образовании. Самара, СИПК, 1994. — 88 с.
  155. Ю. К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика / Под ред. А. И. Субето. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 250 с.
  156. Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под науч. ред. В. В. Щипанова. -Москва-Тольятти: Издв-о ТолПИ, 2000. 163 с.
  157. Ю. К., Сыротюк С. Д. Конфаймент-моделирование процессов подготовки конкурентоспособного специалиста // Вестник СамГТУ. — Самара: Изд-во СамГТУ, 2006. Вып. 47. — С. 174−180.
  158. О. В. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод, пособие. — М.: Народное образование, 1996. — 166 с.
  159. О. В., Фишман И. С. Классы компетенций как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов. Самара: Изд-во «Профи», 2002. — 42 с.
  160. Ф. Т., В. Г. Иванов Педагогические технологии в инженерном вузе // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 169−172.
  161. В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2001. — № 8. — С. 27−31.
  162. Т.Н. Самостоятельно, по индуализированной программе // Народное образование. 1998. — № 9. — С. 74−78.
  163. В. С. Философия и стратегия образования // Вопросы философии. 1995. № 11. — С. 4−6.
  164. С. Е. Федеральный справочник «Образование в России». М., 2001.
  165. Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -288 с.
  166. Т.В., Журавко Е. В. Санитария и гигиена питания. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: КолосС, 2004. — 184 с.
  167. В. Е., Лозовский В. Н., Буланова-Топоркова М. В., Сучков Г. Университетское техническое образование: концептуальные основы // Высшее образование в России. -2004. -№ 10. С. 19−30.
  168. Г. П. Педагогика и логика: Система педагогических исследований. -М., 1993.-219 с.
  169. В. В. Проектирование квалитативного образования инженера. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997. — 50 с.
  170. Экологическое образование: опыт России и Германии/ Под ред. В. И. Данилова-Данильяна, С. Н. Глазачева, Р. Лоба. -М.: «Горизонт», 1997. 515 с.
  171. А. Б. Компетентностный подход в подготовке студентов технических вузов к решению технико-экономических задач. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Рязань, 2006, — 24 с.
  172. П.А. Методы модульного обучения. — Вильнюс, 1988. 320с.
  173. П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. -№ 1. — С. 55−60.
  174. П.А. Создание модульных программ // Советская педагогика. 1990. — № 2.-С. 55−60.
  175. Benjamin Bloom, М. Engleharz, Е. Furst, W. Hill and David Krathwort, eds. Taxonomy of Educatoinal Objectives: Cognnetive Do main. New York, NY: David McKayCo, 1956.
  176. Hoffman t. The meanings of competency // Journal of European Industrial Training 1999. Vol. 23. № 6. 3. 275−285.
  177. McClelland D. C. Testing for Competence Rather That for «Intelligense» // American Psychologist, 1973. Vol. 28 № 1. P. 1−14.
  178. Schoonover S. C. Implementing Competencies: A Best Practice Approach London: Schoonover Co, 1998.1. Анкета
  179. Экспертных оценок значимости базовых профессиональных экологических компетенций, необходимых студентам технологических факультетов — будущим специалистам общественного питания
  180. Напишите Вашу фамилию, имя, отчество
  181. Укажите Вашу должность, ученую степень1. Уважаемый коллега!
  182. Профессиональные экологические компетенции, связанные с услугами предприятий общественного питания
  183. Оценка Очень важно Желательно Несущественно
  184. Способность идентифицировать и оценить продовольственное сырье п продукцию по показателям экологической безопасности
  185. Готовность разрабатывать собственные экологически безопасные технологии, обеспечивающие высокие потребительские свойства продукции, здоровье людей и сохранение природной среды
  186. Умение учитывать при организации производства предприятий общественного питания требования экологической безопасности
  187. Готовность использовать при проектировании предприятий общественного питания решения, отвечающие требованиям экологической безопасности
  188. Готовность организовывать свою деятельность в соответствии с задачами сохранения устойчивости экосистем
  189. Какие профессиональные экологические компетенции Вы бы добавили к предложенному списку? Оцените их значимость.
  190. Благодарим за участие и помощь!1. Анкета
  191. Экспертные оценки возможности формирования базовых профессиональных экологических компетенций в процессе изучения учебных дисциплин специальности «Технология продуктов общественного питания»
  192. Учебные дисциплины Базовые профессиональные экологические компетенции1. Неорганическая химия1. Органическая химия
  193. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
  194. Физическая и коллоидная химия1. Биохимия1. Экология
  195. Безопасность жизнедеятельности
  196. Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
  197. Процессы и аппараты пищевых производств1. Микробиология1. Физиология питания
  198. Пищевые и биологически активные добавки
  199. Санитария и гигиена питания
  200. Товароведение продовольственных товаров
  201. Технология продукции общественного питания
  202. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания
  203. Холодильная техника и технология
  204. Проектирование предприятий общественного питания
  205. Оборудование предприятий общественного питания
  206. Экологическая экспертиза производства и потребления продуктов питания
  207. Потребительские свойства продовольственных товаров
  208. Технология ресторанного сервиса
  209. Лечебно-профилактическое и диетическое питание
  210. БПЭК-1: способность идентифицировать и оценить продовольственное сырье и продукцию по показателям экологической безопасности-
  211. БПЭК-2: готовность разрабатывать собственные экологически безопасные технологии, обеспечивающие высокие потребительские свойства продукции, здоровье людей и сохранение природной среды-
  212. БПЭК-3: умение учитывать при организации производства предприятий общественного питания требования экологической безопасности-
  213. БПЭК-4: готовность использовать при проектировании предприятий общественного питания решения, отвечающие требованиям экологической безопасности-
  214. БПЭК-5: готовность организовывать свою деятельность в соответствии с задачами сохранения устойчивости экосистем.
  215. Благодарим за участие и помощь!
  216. Фрагмент модульной программы дисциплины «Санитария и гигиена питания»
  217. Содержание курса санитарии и гигиены питания
  218. Рабочая программа теоретических занятийп/п Краткое содержание темы Кол-во, ч. Узловые вопросы профессиональной направленности
  219. Модуль 1. Общие положения санитарии и гигиены питания (2 ч.)
  220. Предмет и задачи дисциплины. Общие положения. 2 Предмет и задачи санитарии и гигиены. Понятие о гигиене и санитарии. История гигиены питания.
  221. Пищевые отравления. 2 Классификация пищевых отравлений. Микробные пищевые отравления. Немикробные пищевые отравления. Миксты.
  222. Острые кишечные инфекции. 2 Характеристика острых кишечных инфекций.
  223. Зоонозные инфекции. Глистные заболевания. Характеристика зоонозных инфекций и глистных заболеваний.
  224. Модуль 3. Санитарно-гигиенические требования к проектированию и строительству предприятий общественного питания (4 ч.)
  225. Гигиенические требования к выбору участка для предприятий общественного питания. 2 Строительные нормы, санитарные правила и нормы, нормы технологического проектирования п.о.п., ГОСТ и другие нормативные документы.
  226. Санитарные требования к генеральному плану участка. СНнП, СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  227. Модуль 4. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию и содержанию предприятий (14 ч.)
  228. Санитарно-гигиенические требования к уборке территории и помещений 2 Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
  229. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре. СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  230. Санитарно-гигиенические СН, СанПиН и другие нормативные документы. требования к транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов. 2
  231. Санитарно-гигиенические требования к обработке сырья и производству кулинарной продукции. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  232. Санитарно-гигиенические требования к производству салатной продукции. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  233. Санитарно-гигиенические требования к производству кулинарных изделий с использованием фритюра. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  234. Санитарно-гигиенические требования к раздаче блюд, отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  235. Сан итарно-гигиен ические требования к выработке кондитерских изделий с кремом и производству мягкого мороженого. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  236. Модуль 5. Санитарно-гигиенические требования к организации питания в различных учреждениях (4 ч.)
  237. Санитарно-гигиенические требоваши к организации питания в детских учреждениях. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  238. Санитарно-гигиенические требования к организации питания в лечебных учреждениях и санаториях. СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  239. Санитарно-гигиенические требования к организации питания на промышленных и других предприятиях. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  240. Санитарно-гигиенические требования к организации питания пассажиров воздушного и железнодорожного транспорта. СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  241. Модуль 6. Санитарно-гигиенические требования к личной гигиене персонала предприятий общественного питания (2 ч.)
  242. Медицинское обследование работников общественного питания и продовольственной торговли. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  243. Обязанности и ответственность персонала. СН, СанПиН и другие нормативные документы.
  244. Рабочая программа практических занятий для студентов ТППдп/п Краткое содержание темы Кол-во ч. Вопросы теории
  245. Модуль 6. Санитарно-эпидемиологическая оценка пищевых продуктов (17 ч.)
  246. Санитарно- эпидемиологическая оценка мяса и мясных продуктов. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  247. Санитарно- эпидемиологическая оценка молока и молочных продуктов. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  248. Санитарно- эпидемиологическая оценка яиц и яичных продуктов. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  249. Санитарно- эпидемиологическая оценка рыбы л рыбных продуктов. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  250. Санитарно- эпидемиологическая оценка нерыбных морепродуктов. СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  251. Санитарно- эпидемиологическая оценка баночных консервов. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  252. Санитарно- эпидемиологическая оценка зерновых продуктов и хлеба. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  253. Санитарно- эпидемиологическая оценка плодовоовощной продукции. 2 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  254. Санитарно- эпвдемиологическая оценка пищевых продуктов, полученных с применением генной инженерии. 1 СН, СанПиН и другие нормативные документы. Устный опрос, тестирование
  255. Фрагмент модульной программы курса «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» 1. Основные положения11. Цели и задачи дисциплины
  256. Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших, поскольку обеспечение населения качественным продовольствием это обеспечение его жизнедеятельности.
  257. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
  258. Связь с предшествующими дисциплинами
  259. Объем и содержание дисциплины 2.1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля
  260. Виды заданий и контроля Очная фо рма обучения Заочная форма обучения
  261. Полный курс Сокращенный курс Полный курс Сокращенный курс1. Всего часов 72 72 72 721. Лекций 17 11 8 6
  262. Практические занятия 17 9 4 21. Лабораторные работы 10 — 1. Консультации по курсу — -
  263. Всего аудиторных занятий 34 30 12 8
  264. Курсовой проект или работа — -
  265. Контрольная работа — к/р к/р
  266. Зачет Зачет Зачет Зачет Зачет1. Экзамен — -
  267. Самостоятельная работа 38 42 60 64
  268. Модуль 1. Пищевая безопасность и основные критерии ее оценки.
  269. Модуль 2. Идентификация и фальсификация пищевой продукции.
  270. Модуль 3. Опасности природных компонентов и чужеродных веществ.
  271. Модуль 4. Концепция безопасности пищевой продукции и питания.
  272. При изучении курса используются различные формы работы со студентами: лекции, практические и лабораторные занятия, индивидуальная работа, работа в парах и командах, групповая работа.
  273. Для оценки результатов применяются тесты, практические работы и т. д.
  274. Модуль 1. Пищевая безопасность и основные критерии ее оценки (8 ч).
  275. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  276. Эколого-социальные аспекты питания Качество жизни. Экология питания. ФАО — (Продовольственная и сельскохозяйственная организация). ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Нарушение пищевого поведения. Соглашения СФС. Соглашение ТБТ.
  277. Международная система обеспечения безопасности пищевой продукции Комиссия Codex Alimentarius. Система анализа опасностей по критическим контрольным точкам (Hazard Analysis and Critical Control Point, HACCP). Основные принципы системы HACCP.
  278. Оценка рисков и безопасности пищевой продукции Социальный и г иг иенический мониторинг. Государственный надзор и контроль.
  279. Практические занятия (4 ч):
  280. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  281. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  282. Практические занятия (4 ч):
  283. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  284. Идентификация и фальсификация пищевой продукции. Фальсификация напитков. Обнаружение фальсификации горячих напитков. Основные способы фальсификации алкогольных напитков. Заполнение таблицы «Средства и способы фальсификации алкогольных напитков»
  285. Наименование Средства и способы
  286. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  287. Практические занятия (4 ч):
  288. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  289. Коллоквиум по теме «Классификация чужеродных загрязнителей»
  290. Модуль 4. Концепция безопасности пищевой продукции и питания (8ч)
  291. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  292. XXI век синтез знаний и технологий в области безопасного питания. Новые стратегии получения пищи.
  293. Функциональные продукты питания. Проектирование, конструирование пищевых продуктов. Функциональные продукты питания.
  294. Основные принципы радиозащитного питания Радиопротекторы. Принципы радиозащитного питания.
  295. Повышение иммунитета и детоксикация организма. Детоксиканты: энтеросорбенты, фитосорбенты. Принципы организации детоксикации питания.
  296. Практические занятия (4 ч):
  297. Содержание темы Узловые вопросы профессиональной направленности
  298. Опасности недостатка или избытка пищевых веществ Питание и пищевой статус человека. Природные компоненты пищи и их действие на организм человека.
  299. Модульная программа занятия «Опасности чужеродных веществхимического происхояедеиия"п/п уч. эл. Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
  300. Группа загрязнителей Представители группы Токсическое воздействие Методы обнаружения
  301. УЭ-5 Подведение итогов занятия Прочитайте цель занятия. Достигли ли Вы цели занятия? В какой степени? Оцените свою работу на занятии: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Сдайте тетради для проверки преподавателю. Домашнее задание.
  302. Технология лекции на основе компетентностного подходап/п Этап лекции Задачи этапа Время, мин Формирование компетенций
  303. Знакомство с темой Актуализация 3 Создание ситуаций, вызывающих познавательные противоречия
  304. Ознакомление с перечнем компетенций Осознание цели лекции 5 Убеждение в практической необходимости компетенций для специальности и интеллектуального развития
  305. Обобщение материала Вовлечение в дискуссию, углубление понимания 5 Устная экскурсия по теме, использование обобщения как фактора развития, формирование ценностной ориентации, проблемно-поисковая ситуация по созданию ситуации применения компетенции
  306. Работа со структурно-логической схемой Закрепление начального уровня компетенций 12 Обеспечение нужного уровня компетенций, работа на будущие цели, удовлетворение познавательных потребностей.
  307. Технология практического занятия на основе компетентностного подходап/п Этап практического занятия Задачи этапа Время, мин Формирование компетенций
  308. Знакомство с темой, перечень компетенций Актуализация, осознание цели занятия 5 Перечисление общетеоретических и специальных дисциплин, использующих означенные компетенции, убеждение в практической значимости для специальности
Заполнить форму текущей работой