Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволяет выявить, что проблема социализации и ресоциализации подростков достаточно полно отражена в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (в том числе в диссертационных работах). В работах Андреевой Г. М., Ананьева Б. Г., Выготского JI.C., Рубинштейна С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты разработки педагогических условий социализации личности в образовательном процессе
    • 1. 1. Педагогический процесс как теоретическая и практическая база исследования условий социальной адаптации
    • 1. 2. Сущность понятий «социальная дезадаптация», «ресоциализация», педагогическая система ресоциализации"
    • 1. 3. Особенности педагогического процесса в специальном образовательном учреждении, работающем с дезадаптированными подростками
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в общеобразовательном процессе
    • 2. 1. Обоснование педагогических условий ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе
    • 2. 2. Модель развития и модель функционирования педагогической системы ресоциализации в образовательном процессе
    • 2. 3. Организация опытно-экспериментальной работы и методика ее проведения

    2.4.Учебно-методический комплекс, обеспечивающий ресоциализирующее педагогическое взаимодействие с дезадаптированными подростками и методические рекомендации по реализации педагогических условий ресоциализации в образовательном процессе.

    Выводы по второй главе.

Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Международное право (Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН — «Пекинские правила» и др.) выступает в защиту права каждого ребенка, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других, содействует выполнению им полезной роли в обществе.

Отечественное законодательство в области образования (Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.) гарантирует всем гражданам создание условий для обучения, воспитания и развития в интересах человека, общества, государства, формирование социально активной личности, адаптированной к меняющимся условиям жизни общества — во всех образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, типов и видов.

Существование таких явлений, как социальная дезадаптация, противоправное поведение детей и детская преступность, свидетельствует о неготовности части учебных заведений к реализации требований международного и отечественного законодательства в области образования в полном объеме. Это относится как к общеобразовательным учреждениям Министерства образования, так и к специальным образовательным учреждениям, работающим с несовершеннолетними правонарушителями (школы воспитательных колоний). Трудности в организации дезадаптированных подростков внутри данных учреждений, снижение возрастного ценза правонарушителей, высокий уровень повторной (рецидивной) преступности молодежи («О положении детей в Российской Федерации: ежегодный государственный доклад») свидетельствуют о несовершенстве научно-методического обеспечения работы по социализации и ресоциализации дезадаптированных подростков. Это определяет актуальность проблемы исследования, которая обусловлена следующими обстоятельствами:

— возросшими потребностями работы с дезадаптированными подростками;

— необходимостью совершенствования педагогических систем различных образовательных учреждений, обеспечивающих успешную социализацию молодежи;

— неразработанностью педагогических условий ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательных учреждениях.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволяет выявить, что проблема социализации и ресоциализации подростков достаточно полно отражена в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (в том числе в диссертационных работах). В работах Андреевой Г. М., Ананьева Б. Г., Выготского JI.C., Рубинштейна С. Л., Кона И. С., Мудрика A.B. и др. исследуются сущность и механизмы социализации человека, биологические, психологические и социальные факторы, определяющие отклонение адаптационных механизмов развивающейся личности в процессе социализации. Современные аспекты социальной дезадаптации, факторы и условия ее проявления определены в исследованиях Беличевой С. А., Братусь Б. С., Григоренко Е. А., Дубровиной И. В., Кагана В. Е., Морозовой Н. В., Райского Б. Ф., Шиловой Т. А. и др. В исследованиях Алмазова Б. Н., Башкатова И. П., Буянова М. И., Заваденко H.H., Игошева К. Е., Личко А. Е. Сувориновой Н.Ю., Успенской Т. Ю. и др. особое внимание уделяется социально-психологическим особенностям дезадаптированных подростков, их межличностным взаимоотношениям. Диагностика, формы и методы профилактики и коррекции социальной.

01 дезадаптации проанализированы в работах Ангуладзе Т. Ш., Валицкаса Г. В.,.

Вострокнутова Н.В., Кочетова А. И., Кумариной Г. Ф., Невского И. А., Фельдштейна Д. И., Эйдемиллера Э. Г., Юстицкого В. В. и др. Социальные факторы, характер проявления и методы преодоления дезадаптации детей отражены в работах зарубежных авторов Боулби Д., Дженкинса Р., Раттера М., Хевитта J1. и др.

Проблемы дезадаптации подростков, являющихся правонарушителями и находящихся в условиях специального (пенитенциарного) учреждения, также представлены разносторонне. Методологические и теоретические основы пенитенциарной педагогики несовершеннолетних заложены в трудах.

Блонского П.П., Макаренко A.C., Познышева C.B., Сороки-Росинского В.Н., Шацкого Т. С. и др. Особенности работы с подростками-правонарушителями в условиях современного пенитенциарного учреждения обоснованы в исследованиях Астемирова З. А., Башкатова И. П., Бочарова В. М., Верина В. В. Высотиной Jl.A.j Данилина Е. М., Ковалева А. Г., Кудимова А. Ф., Ласточкина В. А., Пирожкова В. Ф., Позднякова В. И., Смирнова В. Д. и др.

Несмотря на всестороннее освещение исследуемой проблемы, анализ литературы дает основание утверждать, что большинство практикуемых форм и методов работы с дезадаптированными подростками не является звеньями единой системы психолого-педагогических действий по отношению к ним. В работе с данной категорией подростков преобладают формы и методы воздействия на отклоняющееся поведение, а не на познавательную сферу, которая в первую очередь определяет поведенческие реакции в подростковом возрасте. Практически не рассматриваются механизмы включения дезадаптированного подростка в образовательный процесс. Это вызывает необходимость системного подхода к решению данной проблемы и определяет тему исследования: «Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе».

Цель исследования: Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе.

Объект исследования: Педагогический процесс общеобразовательной школы (в условиях воспитательной колонии).

Предмет исследования: Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: Ресоциализация дезадаптированных подростков в образовательном процессе станет возможной, если будут разработаны и реализованы педагогические условия, включающие:

• модель педагогической системы ресоциализации, разработанную с учетом социально-психологических особенностей дезадаптированных подростков;

• учебно-методический комплекс, обеспечивающий ресоциализирующее педагогическое взаимодействие с дезадаптированными подростками;

• взаимодействие педагогической системы ресоциализации с внешней средой (социумом).

Задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и сформировать представление об объекте и предмете исследования.

2. Разработать концепцию педагогических условий ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе.

3. Экспериментально проверить совокупность педагогических условий, обеспечивающих ресоциализацию дезадаптированных подростков в образовательном процессе.

4. Разработать методические рекомендации по организации ресоциализирующего педагогического взаимодействия с дезадаптированными подростками. ф Теоретико-методологическая база исследования.

Важное значение для разработки основополагающих концептуальных положений нашего диссертационного исследования имеет ряд сложившихся психолого-педагогических теорий: теория развития личности как процесса формирования социального качества индивида в результате его социализации и воспитания (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б. Г., Блонский П. П., Божович Л. И., Выготский J1.C., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Эриксон Э. и др.) — теория системного подхода к развивающейся личности, исследующая взаимоотношения между социальными системами и интегральными качествами отдельного индивида, в процессе развития личности которого сменяется три фазы становления: адаптации /дезадаптации/, индивидуализации /деиндивидуализации/, интеграции /дезинтеграции/ (Анохин П.К., Вяткин Б. А., Мерлин B.C., Русалов В. М., Фельдштейн Д. И. и др-) — теория деятельностного подхода, выявляющая различные аспекты влияния деятельности как динамической системы взаимодействия индивида с окружающим миром и овладения действительностью (Анохин П.К., Божович Л. И., Запорожец A.B., Леонтьев А. Н., Мясищев В. Н., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и др.) — социально-психологические теории и концепции, исследующие условия усвоения и воспроизводства социального опыта и становления человека как субъекта общественных отношений (Ананьев Б.Г., Андреева Г. М, Берн Э., Дюркгейм Э., Келли К. К., Кон И. С., Макаренко A.C., Маслоу А., Мудрик A.B. и др.).

Учитывая специфичность педагогического процесса в условиях учреждения пенитенциарной системы, наши исследования опираются на гуманные принципы классической школы уголовного права, которая отрицает назначение уголовного наказания как кары и страдание за содеянное, отстаивая необходимость создания условий, препятствующих виновному в дальнейшем вновь совершить правонарушение (Беккариа Ч., Кукольник В. Г., Куницын А. П., Таганцев Н. С. и др.) — Эта позиция стала основой в созданий модели педагогической системы ресоциализации, компенсирующей издержки современной правоприменительной системы по отношению к несовершеннолетним.

Работа по моделированию педагогической системы заданных параметров вызвала необходимость изучения теории управления (Альберт М., Конаржевский Ю. А., Мескон М. Х., Поташник М. М., Третьяков П. И., Хедоури Ф. И др.), теории и практики социального проектирования (Батороев К.В., Бестужев-Лада И.В., Пригожин А. И., Щедровицкий Г. П., Урманцев Ю. А. и др.), которые рассматривают процессы управления социальными системами с позиций многофакторности, поликритериальности, динамичности, открытости и субъектности.

Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ учебно-методической документации образовательных учреждений, моделирование, педагогический эксперимент, включенное и невключенное педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка, анализ продуктов деятельности, статистическая обработка данных.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили логику и ход работы по исследованию проблемы, которое проводилось в три этапа (с 1991 по 2002 гг.).

На первом этапе (1991 — 92 годы) изучена философская, педагогическая, психологическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, проведен констатирующий эксперимент: исследование социально-психологических особенностей подростков, обучающихся в школе воспитательной колониианализ имеющейся практики работы с дезадаптированными подростками в образовательных учреждениях различных типов и видов. Собранные материалы легли в основу формулирования гипотезы исследования, создания модели развития и модели функционирования педагогической системы ресоциализации.

Второй этап (1993 — 99 годы) был посвящен организации экспериментального этапа: внедрению модели развития педагогической системы в средней общеобразовательной школе Новосибирской воспитательной колонии и открытой (сменной) средней общеобразовательной школе № 17 г. Новосибирска и внедрению модели функционирования педагогической системы ресоциализации. Одновременно разработаны и апробированы механизмы включения подростков в разнообразные формы продуктивной учебно-познавательной и социальной деятельности, а также формы взаимодействия педагогической системы ресоциализации с внешней средой (социумом). Апробированы методы и формы работы с руководителями и педагогами различных образовательных учреждений по подготовке их к работе с дезадаптированными подростками.

На третьем этапе данных исследований (1999 — 2002 годы) проведен анализ внедрения модели педагогической системы ресоциализации, окончательно определены педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков. Систематизация разработанных материалов стала базой для создания учебно-методического комплекса, обеспечивающего педагогическое взаимодействие с дезадаптированными подростками в образовательном процессе. Создан и внедрен методический комплекс для подготовки педагогов общеобразовательных учреждений к реализации педагогических условий ресоциализации, разработаны и внедрены методические рекомендации по подготовке работников образования к работе с дезадаптированными подростками. Оформлены результаты в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков определены как ведущий фактор в деятельности образовательного учреждения, работающего с данной категорией подростков.

• Разработана модель педагогической системы ресоциализации дезадаптированных подростков, состоящая из трех подсистем: управления, функционального обеспечения и образовательного пространства ресоциализации.

• Раскрыты психологические основы педагогического взаимодействия с дезадаптированными подростками в образовательном процессе.

• Разработано научно-методическое сопровождение деятельности педагогической системы ресоциализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и смысловом расширении понятий, отражающих специфику исследуемых социально-педагогических процессов: «десоциализация», «ресоциализация», «педагогическая система ресоциализации», «ресоциализирующее образовательное пространство», «ресоциализирующее педагогическое взаимодействие" — в определении комплекса модулей как инструмента внедрения педагогической инновации, что является одним из элементов развития теории управления образовательными учреждениями.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Разработан комплекс модулей разработки и внедрения педагогической инновации в образовательном учреждении и модель включения слушателей курсов переподготовки в процесс педагогического проектирования.

2. Создана и внедрена модель педагогической системы ресоциализации дезадаптированных подростков как основа жизнедеятельности общеобразовательной школы, которая реализована в школе Новосибирской воспитательной колонии.

3. Разработан и внедрен учебно-методический комплекс, обеспечивающий ресоциализирующее педагогическое взаимодействие с дезадаптированными подростками, являющийся основой для разработки программ по различным направлениям деятельности в работе с подростками, «имеющими проблемы».

4. Разработаны рекомендации по научно-методическому обеспечению педагогической системы ресоциализации в условиях общеобразовательной школы, которые внедрены в работу школы Новосибирской воспитательной колонии.

Изучение и практическое освоение данных методических материалов включено в работу с педагогами образовательных учреждений в период их обучения на курсах повышения квалификации в Новосибирском ИПКиПРО.

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена: исходными методологическими и теоретическими положениямиприменением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям, задачам и логике построения исследования, длительностью опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью ее результатовконтрольным сопоставлением полученных данных с педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические выводы и практические результаты опытно-экспериментальной работы исследования использованы при составлении методических рекомендаций для работников системы образования и пенитенциарной системы, внедрены в практику работы открытой (сменной) общеобразовательной школы № 17 города Новосибирска, средней общеобразовательной школы Новосибирской воспитательной колонии, использованы в работе с руководителями, психологами, социальными педагогами образовательных учреждений и педагогами дополнительного образования, повышающими квалификацию в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в районном методическом центре Калининского района г. Новосибирска (19 972 002 гг.).

Процесс моделирования и реализации модели ресоциализации осуществлялись диссертантом в процессе управления средней общеобразовательной школой Новосибирской воспитательной колонии в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе в течение всего периода диссертационного исследования (1991;2002).

Материалы исследования использованы в курсовых и дипломных работах студентов-практикантов Новосибирского педагогического колледжа № 3 и Новосибирского Государственного педагогического университета (1997, 2001 гг.), при аттестации руководителей и учителей школы Новосибирской воспитательной колонии (1995;2001 гг.).

Научно-методические материалы исследования представлялись на международной образовательной выставке «УчСиб» — официальной выставке РАО (1998;2002 гг.):

— в 1998 г. получено 2 диплома за программу психологического обеспечения работы с подростками «группы риска» и программу психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса школы воспитательной колонии;

— в 2000 г. получена Большая Золотая медаль за комплекс эстетического воспитания как реализацию регионального компонента «Сибириана»;

— в 2001 г. получен диплом за систему ресоциализации дезадаптированных подростков в условиях специального образования;

Материалы различных этапов исследования докладывались на втором съезде практических психологов образования России (Пермь, 1995), на научно-практических конференциях (Новосибирск, 1995, 1998, 2000, 2002), на совещаниях руководителей воспитательных колоний России (Калуга, 1991; Домодедово, 1992; Москва, 1994; Новосибирск, 2000), на заседании кафедры ЮНЕСКО по проблеме «Пенитенциарная система и права ребенка» (Новосибирск, 2001), отражались в пояснительных записках к ежегодным отчетам школы Новосибирской воспитательной колонии в Министерство внутренних дел РФ (до 1997 г.) и Министерство юстиции РФ. На защиту выносятся:

Педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков в общеобразовательной школе, включающие:

• Модель педагогической системы ресоциализации дезадаптированных подростков, разработанную на основе социально-психологических особенностей подростков;

• Учебно-методический комплекс, обеспечивающий ресоциализирующее педагогическое взаимодействие с дезадаптированными подростками;

• Взаимодействие педагогической системы ресоциализации с внешней средой (социумом), способствующее созданию позитивной общественной позиции по отношению к проблемам дезадаптированных подростков.

Объем и структура диссертации: Содержание диссертационной работы определено целью, гипотезой и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (189 источников) и 7 приложений (23 страницы).

Международное право и законодательство Российской Федерации в области образования гарантирует фажданам создание соответствующих условий для воспитания и обучения «в интересах человека, общества, государства» во всех образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм, типов и видов. Современная социально экономическая обстановка и проблемы развития школьного образования обусловливают возникновение и существование таких явлений, как социальной дезадаптации подростков, противоправное поведение детей и детская преступность. Психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме дезадаптации подростков представляет достаточный материал, позволяющий увидеть исследуемое явление во всем многообразии аспектовот формирующих факторов до признаков и различных вариантов ее проявления. Это касается как начальных стадий дезадаптации подростков, так и такой формы ее проявления, как делинквентное (противоправное) поведение. Исследование данного явления в ряде работ сопровождается рекомендациями по его профилактике и преодолению. Однако, несмотря на всестороннее освещение исследуемой проблемы, анализ литературы дает основание утверждать, что большинство практикуемых форм и методов работы с дезадаптированными подростками не является звеньями единой системы психолого-педагогических действий по отношению к ним. Имеет место преобладающее воздействие на отклоняющееся поведение, а не на познавательную сферу, которая в первую очередь определяет поведенческие реакции в подростковом возрасте. Практически не рассматриваются механизмы включения дезадаптированного подростка в образовательный процесс. Это вызывает необходимость системного подхода к решению данной проблемы. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение социально-психологических особенностей дезадаптированных подростков (несовершеннолетних правонарушителей), изучение практики работы различных образовательных учреждений и экспериментальная работа по реализации целей и задач диссертационного исследования позволили выявить комплекс аспектов, требующих теоретического и практического отражения, что было предпринято в данной работе, и позволяет сделать следующие выводы.1. Анализ степени разработанности в теории и практике исследуемой проблемы выявил противоречия между требованиями законодательства в области образования, требованиями психолого-педагогической науки и реальной общественно-педагогической практикой. Эти противоречия порождают проблему социальной дезадаптации детей, их противоправное поведение, рецидивную преступность среди несовершеннолетних, что требует кардинального решения как на уровне концептуальных подходов к разработке соответствующих педагогических условий, так и на уровне подготовки педагогов к работе с дезадаптированными подростками. Определено, что проблема создания педагогических условий социализации личности имеет непосредственную связь с проблемой определения пределов воспитательного воздействия на формирование человека с учетом двух планов развития: естественного и культурного и двух взаимосвязанных линий развития в онтогенезе: биологической и социально-психологической.Это вызывает необходимость формировать концепцию педагогических условий с позиции психологического обеспечения образовательного процесса, основополагающим направлением которого является учет индивидуальных особенностей калсдого обучающегося. Разработка педагогических условий ресоциализации дезадаптированного подростка потребовала уточнения понятий. Десоциализация — отсутствие в структуре личности системы социальных знаний, социальных навыков и социального прогнозирования, необходимых для успешного функционирования и самореализации в позитивном социуме, и попытка компенсировать это «уходом в себя», социально неодобряемыми или негативными формами коммуникативного взаимодействия либо включенностью в асоциальную среду. Ресоциализация — восстановление в системе личности естественных социальных и психологических процессов, которые позволяли бы ей усваивать систему социальных знаний, норм и ценностей, необходимых для адаптации и успешного функционирования в позитивном социуме, быть невосприимчивой к отрицательному влиянию асоциальной субкультуры. Педагогическая система ресоциализации — социально-педагогическая целостность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, направленная на решение целей ресоциализации дезадаптированных подростков, обусловленная педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса и собственным активным взаимодействием с внешней средой. Ресоциализирующее образовательное пространство — поле развивающего и развивающегося педагогического взаимодействия, включающее в себя организационную и управленческую структуру, гиирокий спектр образовательных услуг и соответствующих благоприятных условий (информационных, психологических, санитарно-гигиенических, эстетических, правовых, научно-методических), способных обеспечить процессы развития подростка в направлении его ресоциализации. Ресоциализирующее педагогическое взаимодействие — организация совместных действий педагога и воспитанника, построенных на двусторонней активности, включающей в себя единство трехкомпонентного (когнитивного, аффективного и конативного) педагогического влияния и его адекватного восприятия, и проявляющихся в двустороннем личностном развитии, способствующем формированию готовности подростка кресоциализации.2. Разработана концепция педагогических условий ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе, учитываюидая результаты исследования социально-психологического портрета дезадаптированного подростка, в том числе подростка-правонарушителя, на формирование личности которого, кроме общих дезадаптационных факторов, влияет использование правоприменительной системы, не адаптированной к его возрастным особенностям (в связи с отсутствием ювенального права).Данные результаты исследования являются основополагающими при создании педагогических условий ресоциализации в специальных образовательных учреждениях. Данные условия должны обеспечить формирование социально-адаптированной личности с адекватной самооценкой, ориентированной на самоактуализацию, саморазвитие личностного потенциала и профессиональное самоопределение как реализацию права на образование, действующей в рамках закона и общепринятых нравственных норм, готовую к определению своего места в э^сизни и способной полноценно включаться в динамичные социально экономические условия социума. На основании данных концептуальных подходов определены педагогические условия ресоциализации дезадаптированных подростков, включающие: •модель педагогической системы ресоциализации, разработанная с учетом социально-психологических особенностей дезадаптированных подростков- •учебно-методический комплекс, обеспечивающий ресоциализирующее педагогического взаимодействия с дезадаптированными подростками- • взаимодействие педагогической системы ресоциализации с внеитей средой (социумом).3. Результаты внедрения всех компонентов педагогических условий ресоциализации (модель развития и модель функционирования педагогической системы ресоциализации дезадаптированных подростков в образовательном процессе, а также учебно-методический комплекс, обеспечивающий ресоциализирующее педагогическое взаимодействие, и формы взаимодействия педагогической системы ресоциализации с внешней.

средой) наряду с учетом социально-психологических особенностей дезадаптированных подростков, подтвердили состоятельность выдвинутой перед исследованием гипотезы. Созданная модель педагогической системы ресоциализации обладают целостностью, открытостью, динамичностью, деятельностью, управляемостьюпо структуре организации и управления, содержанию образовательной политики, стилю взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия ее можно отнести к типу матричных школ с элементами модульных.4. Выявлена актуальность работы с дезадаптированными подростками для педагогов общеобразовательных учреждений, что явилось основанием разработки методических рекомендаций по организации ресоциализирующего педагогического взаимодействия. Разработанные материалы (в виде специальных модулей, образцов и описания моделей, программ, технологий) использованы в системе переподготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Актуальной остается проблема организации социально-психологического сопроволсдения подростков, освободившихся из воспитательной колонии, мониторинг за процессами их реинтеграции в позитивном социуме. А также проблема преодоления дезадаптации педагогов школы, работающих продолжительное время в условиях воспитательной колонии (что выявлено как дополнительный результат исследования).Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Горланова Е. В. Эстетическая система ресоциализации дезадаптированных школьников в условиях воспитательной колонии. //Сибирский учитель, № 5, 2000 г. 13−15.2. Горланова Е. В. Познавательная сфера: развитие и коррекция. Проблема школьной дезадаптации и качество обучения. //Учитель, № 5, 2000 г.

3. Горланова Е. В. Ушел ученик из школы… Почему? Социально психологические аспекты школьной дезадаптации в современных условиях. // Учитель, № 1, 2001 г. 42−46.4. Горланова Е. В. Выставка как инструмент совершенствования педагогической системы образовательного учреждения. // Образовательная выставка: ресурс развития системы образования. Материалы Международной научно-практической конференции 28−29 марта 2001 года. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2001. 58−62.5. Каменшикова Л. А., Горланова Е. В. Психолого-педагогические исследования как материал расширения возможностей образовательных выставок. // Образовательная выставка: ресурс развития системы образования. Материалы научно-практической конференции 28−29 марта 2001 года. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2001. 95−98 (авторский вклад — 50%).6. Горланова Е. В. Система ресоциализации школы воспитательной колонии как условие подготовки несовершеннолетних правонарушителей к жизни в позитивном социуме // Сибирский международный, № 4, 2001 г. 19;

7. Горланова Е. В. Правовой характер образовательного пространства ОУ ;

неотъемлемое условие содействия реинтеграции ребенка в обществе // Образовательная выставка: ресурс развития системы образования: Материалы научно-практической конференции 26−27 марта 2002 года. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. 160 — 166.8. Силкина Н. В., Горланова Е. В. Качество образования: проблемы школьной дезадаптации. // Качество образования: технологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22−24 апреля 2002 г., — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. — 197−206 (авторский вклад — 50%).

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1979.-44 с.
  2. .И. О социальном пространстве реабилитационной педагогики // Вопросы развития качества образования: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 1991. — 36−54.
  3. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. — 334 с.
  4. Т.Ш. Формирование установки социального поведения у несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Дис… канд. психол. наук. — М. , 1980.-25 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1989. — 432 с. И. Андриенко В. К., Гербеев Ю. В., Невский И. А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы: Пособие. Научно-методич. реком. М., 1990. — 275 с.
  6. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 264 с.
  7. Л. Социально-психологические условия исправления и перевоспитания личности несовершеннолетних: Учебное пособие. Ереван: Луйс, 1985. -98 с.
  8. А.Г. Психология личности: Учебник. — М.: МГУ, 1990−367с.
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1980. — 432 с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989.
  11. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев: Рад. Школа, 1986. — 130 с.
  12. Р.А. Основы теории и методологии предупреждения тяжких насильственных преступлений несовершеннолетних: /Уголовно-правовые и криминол. Аспекты/: Автореф. дисс… д-ра юрид. наук. — М., 1996. — 48 с.
  13. Н.П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях: Автореф. дисс… д-ра юрид. наук. — М., 2001. — 60 с.
  14. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: (Социал.-психол. особенности). — М.: 1993. — 253 с.
  15. А. Основы превентивной психологии. — М.: «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
  16. А. Социально-психологические основы предупрежедния десоциализации несовершеннолетних. Автореф. Дис… д-ра психол. Наук. -М.: 1989.-45 с.
  17. А.С. Внимание — ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981. — 128 с.
  18. А.С. Проблема раннего предупреждения отклонений в нравственном развитии и поведении школьников. / Советская педагогика, 1981, № 3 62−67.
  19. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание (пер. с англ). — М.: Прогресс, 1986.-424 с.
  20. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — Т. 1.304 с. Т.2. 400 с. ЗО. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: 1995. — 352 с.
  21. И.В. Диалектика педагогического исследования. — СПб: 2001.
  22. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с. ЗЗ. Бузько Н. М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: /Регион. Аспект/: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. -Краснодар, 1999. — 26 с.
  23. И.Г. Криминологический анализ преступности несовершеннолетних /по мат. Респ. Дагестан/: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. — Краснодар, 2000. — 17 с.
  24. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  25. Г. В. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей: ее формирование и роль в поведении: Автореф. дисс… канд. психол. наук. — М.: 1987. — 24 с.
  26. В. Жестокие игры несовершеннолетних. //Преступление и наказание, 1999, № 2. — 52−59.
  27. В.В. Методологические основы статистического изучения преступности подростков и несовершеннолетних.-М.:Диалог-МГУ, 1998.— 21с.
  28. В.В. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. — М.: Диалог — МГУ, 1999. — 31 с.
  29. И.И. Трудный ребенок. -Минск: Нар. асвета, 1989.-128с.
  30. А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в исправительной колонии: Автореф. дис… канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 18 с.
  31. Н.В. Школьная дезадптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации //Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995.
  32. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
  33. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — 368 с.
  34. ВЯТКИН Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности. // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения. / Отв. Ред. Б. А. Вяткин. — Пермь: ПГПИ, 1992. -С.36−55.
  35. П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. — М.: 1979.- 185 с.
  36. В.И. Проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия: вопросы теории и практики: Автореф. дисс… д-ра юрид. наук. -Екатеринбург, 1995. — 44 с.
  37. Л.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учебное пособие. Свердловск, 1987. — 80 с.
  38. В.В. Проблема развивающего обучения. — М.: 1986. — 236 с.
  39. Е.М. Совершенствование воспитательной работы с осужденными в ВТК: Учеб. пособие / Данилин Е. М., Наумов А., Поздняков В. И. -М., 1995.-48 с.
  40. Е.М., Поздняков В. М., Саблина Л. С. Организационные и психолого-педагогические проблемы исполнения наказания несовершеннолетних осужденных. — М.: НРШ МВД, 1994. — 120 с.
  41. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ./ Под ред. Е. Р. Слободской. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1994. — 266 с.
  42. Диагностика школьной дезадаптации /Под ред. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. — М.: Изд-во Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 127 с.
  43. Р.С. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность: /Криминол. Аспект/: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. — М, 1995.-25 с.
  44. И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: 1991.303 с.
  45. Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения. Автореф. дис. канд. психол. наук.- М.: 1979.— 22с.
  46. К.Е. Личность преступника и мотивация преступного поведения: Афтореф. дисс… докт. педаг. наук — Свердловск: 1975. —43 с.
  47. А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения: (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социал. микросреды) / Гос. учрежд. «Всерос. 1ТИИ». — М., 2001. -86 с.
  48. Индивидуальность человека: условия проявления и развития: Тез. докл. науч. сессии, посвященной 90-летию со дня рожд. В. С. Мерлина. 5−6 февр., 1988/ под ред. Б. А. Вяткина. — Пермь: 1988. — 101 с.
  49. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико- психологические аспекты. — Л., Медицина, 1988. — 157 с.
  50. Исполнение наказаний и социальная адаптация освобожденных: Сб. науч. трудов МВД СССР ВНИИ / Ред. кол. Писарев В. Б. (отв. Ред.) и др. — М.: ВНИИ МВД СССР. — 1990. — 116 с.
  51. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание. // Вопросы психологии. — 1992, № 1. — 14−21.
  52. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы. (Системно-ориентированный подход). Дисс… докт. пед. наук. — СПб: 1995.-34 с.
  53. В.П. Биосистема и адаптация. — Новосибирск: Наука, 1973. — 1 5 9 с.
  54. З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М.: Знание, 1982. — 96 с.
  55. Л.Д., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: Модели и измерения. — Калуга: Калужский институт социологии, 1993. — 240 с.
  56. П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. М. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  57. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. — М.: Прогресс Академия, 1995. — 325 с.
  58. Е.И., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение. Диалог с И. Пригожиным. //Вопросы философии. 1992. № 12. — 3−30.
  59. М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. /Рязань, 1995.-22 с.
  60. Комментарий к Типовому положению об образовательном учреждении: Справлчная книга директора школы. Авт.-сост.: Надвикова В. В. и др. /Рук. авт. кол., отв. ред. проф. Шкатула В. И. — М.: Вентана-Графф, 2000. — 6 7 2 с.
  61. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989- 192 с.
  62. Кон И. С. Социология личности. — М.: Наука, 1967. — 320 с.
  63. Н.Э. Агрессивоное поведение подростков в современной школе. /Дети группы риска: Материалы международного семинара — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 178 с. — 120−127.
  64. В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.- психол. и психиатр, аспекты. Минск: Беларусь, 1988. — 207 с.
  65. И.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности и ее варианты развития. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.-563 с.
  66. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990.-224 с.
  67. А.И. Мастерство перевоспитания. Минск: Нар. асвета, 1981. — 1 5 9 с.
  68. А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  69. Н.К. Педагогические сочинения.: В 6-ти т. Под ред. A.M. Арсеньева и др. — М.: Педагогика, 1980. Т.2. — 512 с.
  70. Е.В. Предупреждение «синдрома дезадаптации»./ Школьные технологии. 1998, № 5, 217 — 220.
  71. В.В. А.С. Макаренко и современная школа. /Школьные технологии. 1998, № 5, 4 — 24.
  72. Лебединская К. С, Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР.-М., 1988.-С. 153−158.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  74. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-496 с.
  75. К. Акцентуированные личности. — Киев: Наукова Думка, 1981.-320 с.
  76. А.С. Сочинения в 7 т. М.: 1958.
  77. А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1977. — Т. 2. 320 с.
  78. М.В. Психологические условия школьной адаптации: Автореф. дисс… канд. психолог, наук. — М.:1994. — 2 4 с.
  79. А.И., Фицула М. Н., Хмурич P.M. Перевоспитание несовершеннолетних в условиях специального учреждения. Киев: Вища школа, 1986 — 152 с.
  80. А.С. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних //Советская педагогика. — 1990. — № 4. — 52−57.
  81. B.C. Психология индивидуальности. — М.: «Модэк», 1996. — 448 с.
  82. И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. -143 с.
  83. Моделирование воспитательных систем: Теория — практике: Сб. научн. ст. — М.: Изд. РОУ, 1995. — 144 с.
  84. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  85. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — М. , 1990.
  86. И.И. Типы неуспевающих школьников. Кн.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. — М.: Педагогика, 1981.-С. 137−157.
  87. Наказание и исправление преступников /Под ред. Ю. М. Антоняна: Пособие. — М.: НИИ МВД РФ, 1992. — 392 с. — 146−159.
  88. Настольная книга социального педагога /Отв. ред. Г. С. Чеснокова. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. — 110 с.
  89. Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся: Пособие для учителей. Кишинев: Лумина, 1980. — 168 с.
  90. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976. — 336 с.
  91. И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М.: 1982.- 46 с.
  92. Л.В. Интеллектуально-пассивные учащиеся //Вопросы психологии. — 1991. — № 6. — 45−49.
  93. И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах // 20-летний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. — М.: Медгиз, 1951. — С 295−301.
  94. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т./ Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. — М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 336 с.-Т. 2. — 4 1 6 с.
  95. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Просвещение, 1982. — 255 с.
  96. Н.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. А. Н. Алексюк, r .F. Савенок. — М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
  97. Д.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. В. В. Большакова. — М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
  98. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 255 с.
  99. В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних как объект криминологического исследования: Учеб. пособие /Акад. Упр. МВД России. — М., 1998. — 90 с.
  100. Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения //Психологический журнал. — 1987. — № 4, Т. 8 — с. 92 — 102.
  101. Г. М., Алемаскин М. А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Учебное пособие. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1987. — 87 с.
  102. Е.Н. К вопросу о стратегиях социально-педагогической превенции девиантного поведения подростков. /Дети группы риска: Материалы международного семинара — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 178 с. — 129−130.
  103. Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи: Материалы межвуз. науч.-практ. конф.- Ростов н/Д, 1996. — 85 с.
  104. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
  105. Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание: Сб. науч. тр. / МВД Росссийской Федерации НИИ /Ред. кол.: Потемкина А. Т. (отв. Ред.) и др. — М.: НИИ МВД Российской Федерации, 1992.-80 с.
  106. Психологическое изучение осужденных несовершеннолетних: Учеб. пособие /Северов А.П., Синев В. Н., Яковенко СИ., Домодедово: ВИПК МВД СССР, 1991. — 171 с.
  107. Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся. // Советская педагогика. — 1990. — № 12. — 42−46.
  108. .Ф. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников: Учебное пособие. Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1986. — 104 с.
  109. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Психолого-педагогический аспект: Пособие для учителя. (Под ред. В. А. Татенко, Т.М. Титаренко), Киев: Рад. шк., 1989. — 128 с.
  110. М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред. А.С. Спиваковской- Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга. — М.: Прогресс, 1987.
  111. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика /под редакцией П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001. -880 с.
  112. Л. Бытие и сознание. — М.:1957. — 328 с.
  113. В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
  114. В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних: Учеб. пособ. для вузов по напр. и спец. «Юриспруденция"/ Иркутск, 1994. — 197 с.
  115. Н.Н. Педагогические заметки: О некоторых проблемах «трудного детства». — Новосибирск, 1999. — 84 с.
  116. Сборник материалов по организации политико-воспитательной работы с осужденными в воспитательно-трудовых колониях. — М.: ГУИТУ МВД СССР, 1985.-210 с. — С. 120−125.
  117. А.И., Тарарухин А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев: Вища шк., 1981. — 238 с.
  118. И.М. Психология поведения, — М.: «Модэк», 1995. — 320 с.
  119. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1995 —226 с.
  120. В.Д. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных с различными типами агрессивного поведения: Автореф. дне… канд. пед. наук. — СПб, 2000. — 27 с.
  121. В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях. — Новосибирск: НГУ, ЮНЕСКО. 1998. — 278 с.
  122. Сорока-Россинский В. И. Педагогические сочинения /Сост. А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  123. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. Науч.-практ. конф., Москва 28 ноября 1996 г./ (Науч. ред. Вострокнутов Н. В. и др. — М., 1996. — 184 с.
  124. Социальная психология: саморефлексия маргинал ьности: Хрестоматия / Рос. Акад. Наук. ИН-т науч. инф (отв. Ред. Гапочка М.Н.). — М., 1995.-252 с.
  125. Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушиний несовершеннолетних. — М.: НИИ МВД России, 1993. — 117 с.
  126. Социальные проблемы молодежи: Социол. очерки / Санкт- Петербург, гос. ун-т, НИИ комплекс, социал. исслед.- Науч. ред-сост.: Лисовский В. Т., Крокинская O.K. — СПб: Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та, 1995.- 199 с.
  127. Социальная работа с детьми и подростками группы риска: Тез. конф. / Под ред. Реана А.А./. — СПб, 2000. — 292 с.
  128. Социальная реабилитация детей в условиях разных образовательных учреждений: Спецкурсы по социальной педагогике. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-200 с.
  129. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
  130. .А., Машкова Л. Т. Семейная драма глазами ребенка. Л.: Знание, 1990.- 17 с.
  131. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. — М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
  132. Трудный подросток. /Под ред. Г. А. Уманова. Алма-Ата: Гаун, 1990. — 9 6 с.
  133. Н.А. Образовательные программы исправления осужденных. — Рязань, 1997. — 108 с.
  134. B.C. Актуальные вопросы разработки общей теории систем. // Система. Симметрия. Гармония./ Под редакцией B.C. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. — М.: Наука, 1988. 10−38.
  135. В.В. Логика организации школы. — М.: Сентябрь, 1998−128с.
  136. У правление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. -М.: 1995.-464 с.
  137. У правленческие аспекты создания в школе системы правового образования учащихся. Ред. Н. И. Элиасберг. — СПб.: 1997. — 87 с.
  138. А.А. Доминанта как фактор поведения. // Собр. Соч. Т. 1. — М.: Наука, 1973.-375 с.
  139. Учитель и психическое развитие школьников /Под ред. А. К. Марковой, Т. А. Шиловой. — М.: 1993. — 89 с.
  140. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2 /Под ред. А. И. Пискунова (отв.ред.), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой.-М.: Педагогика, 1974.-Т. 1.-584 с, Т. 2. -440 с.
  141. Д.И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. -672 с .
  142. Л.И. Теоретические основы управления образовательными системами: Учебное пособие. — Казань: ПО РАО, Самара: СамГПУ -СИПКРО, 1997.- 160 с.
  143. Формы и методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися: Метод, пособие. (Сост. М. А. Алемаскин, И. А. Невский, Л.В. Филонов) М., 1988. — 61 с.
  144. Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков: Метод, рекомендации. (Сост. Г. М. Потанин). М., 1989. — 185 с.
  145. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. Для учителя /Л.М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988.
  146. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  147. Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. — М.: 1995. — 84 с.
  148. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1989.- 192 с.
  149. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971, № 4. — 6−20.
  150. Э. Детство и общество. -Обнинск: МП. «Луч». 1993.- 155с.
  151. Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1990. — 112 с.
  152. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  153. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Заполнить форму текущей работой