Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику спецкурса «Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников и организация поисковой деятельности на уроках физики в начальной школе», который может быть использован в работе педагогических вузов при подготовке учителей или на курсах повышения квалификации учителей, в разработке программы по физике… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Сущность понятия познавательная активность личности
    • 1. 2. Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников

    1.3. Сущность, содержание и критерии профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников. 66 1.4 Современное состояние проблемы формирования профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников 88

    Выводы по первой главе

    ГЛАВА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    2.1 Опытно-экспериментальные исследования уровня сформированности познавательной активности младших школьников в процессе обучения физике.

    2.2 Социально-организационные, психолого-педагогические и методические условия совершенствования профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников.

    2.3 Опытно-экспериментальные исследования уровня профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников

    2.4. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 165

    Выводы по второй главе 172

    Заключение 174 Библиографический

    список используемой литературы 175

    Приложения

Формирование профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хорошо известно, что большинство социологических и экономических процессов и явлений, в частности, образовательный процесс, характеризуются тем или иным временем запаздывания, то есть существует определенное время задержки между моментом принятия решения и его воплощением в реальность. Поэтому одним из основных факторов, влияющих на ситуацию в сфере образования, является ускорение темпов развития общества. С этим фактором связаны два важных следствия.

Время реакции системы образования на общественные изменения должно быть меньше характерного времени, за которое происходят эти изменения, иначе часть даваемых школой знаний и умений могут частично устаревать в период, сравнимый с временем обучения.

Кроме того, выпускник образовательного учреждения должен быть готов адаптироваться к быстроменяющейся реальности и после его окончания. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества, как обучаемость, динамизм, мобильность, конструктивность, активность.

В частности, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся".

В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались задачи определения условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихсяразвития познавательной активности личности в учебной деятельности.

К развитию познавательной активности учащихся и активизации познавательной деятельности школьников обращались A.A. Волчков,

В.З.Коган, А. И. Лозовая, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, Г. И. Муртазин, H.A. Половникова, Ф. И. Харламов, И. С. Якиманская.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, роль учителя в формировании познавательной активности в обучении становится ключевой. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш. А. Амонашвили, концепция творческой деятельности — И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, концепция творчества и природы познавательных процессов — Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова, исследования готовности современного педагога к реализации моделей профессионального саморегулирования — В. В. Сохранов, профессионально-творческой подготовки учителя к реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного обучения — Ю. К. Бабанский, О. С. Газман, В. В. Давыдов, К.М.Дурай-Новакова, В.А.Кан-Калик, А. А. Кирсанов, Х. Й. Лийметс, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, К. К. Платонов, И.СЛкиманская.

Современное общество побуждает личность к социальномобильному и профессиональному самоутверждению, что предполагает у нее наличие активной жизненной позиции. Однако в современной системе образования мы часто сталкиваемся с обучением, которое не всегда обеспечивает формирование познавательной активности у учащихся. У человека, постоянно воспитывающегося в условиях репродуктивной деятельности, формируется инертный тип мышления, он лишен любознательности и творческой активности, у него не формируется умение мыслить самостоятельно, творчески. Он не способен выйти за пределы ситуации, найти нестандартные решения и взять на себя ответственность за их принятие. Инертность мышления, стандартность, шаблонность рождает человека пассивного, равнодушного, безучастного ' к окружающему, человека, теряющего активную жизненную позицию.

Актуальность нашего исследования также обусловлена важностью проблемы формирования познавательной активности личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования познавательной активности младшего школьника, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития познавательной активности младших школьников на уроках физики или естествознания в начальной школе.

Анализ существующей системы подготовки учителей свидетельствует об отсутствии целостного подхода к формированию профессиональных компетенций по развитию познавательной активности. Результатом этого является тот факт, что учителя не всегда понимают сущность процесса развития познавательной активности, зачастую не готовы к использованию технологий ее развития.

Предоставление в последнее десятилетие школьным образовательным учреждениям права выбора работы по вариативным авторским программам, акцентирует внимание на проблеме подготовки учителей, способных управлять развитием познавательной активности учеников. Основная цель педагога, осуществляющего познавательное развитие школьников, состоит в обеспечении внешних и внутренних условий усвоения учеником опыта, накопленного человечеством. Руководствуясь этой целью, учитель раскрывает перед учащимися средства и способы познания мира, формирует основы личностной культуры, в том числе и культуры познания. Исследования Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, С. Л. Рубинштейна и др. показывают, что достичь этой цели можно только при условии правильного выбора средств, позволяющих школьнику в ходе освоения культурно-исторического опыта, стать субъектом собственной деятельности. В данной работе таким средством, обеспечивающим развитие познавательной активности, выступает поисковая деятельность учеников.

Все вышеперечисленное актуализирует проблему формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности, особенно в младшем школьном возрасте.

Понятие профессиональных компетенций рассматривалось в работах Дж. Равена, A.B. Хуторского, В. Н. Веденского, Н. Д. Кучугуровой, М. И. Лукьянова, Л. М. Митина, Т. М. Сорокиной, С. И. Шишова, В. А. Сластенин. Так A.B.

Хуторской под профессиональной компетенцией понимает совокупность знаний, умений, способов деятельности, задаваемых к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно действовать по отношению к ним. Шишов С. Е. разделяет понятия компетенция и умение: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение». JT.M. Митина под компетентностью понимает — знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии. Д. С. Савельв говорит о компетенции как о способности решать задачи, относящиеся к его профессиональной деятельности. Все исследователи дают разные определения понятия профессиональных компетенций учителя, но из их анализа можно сделать обобщенный вывод о том, что профессиональная компетенция, в аспекте изучаемой нами проблемы, должна определяться сформированными качествами личности, умениями, необходимыми для достижения конечных целей развития познавательной активности школьников на определенном возрастном этапе.

Для решения поставленной задачи особый интерес представляют исследования общетеоретических подходов к организации педагогической подготовки учителя, формированию его личности, структуры психолого-педагогической деятельности (С.И.Архангельский, О. А. Абдулина, Е. В. Бондаревская, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Т. И. Шамова, А. И. Щербаков и др.) [1,12,25,179,183,209,215].

В последнее время сложилось несколько направлений исследования проблемы профессиональной подготовки учителя (Н.В. Кузьмина, K.M. Левитан, В. А. Сластенин Н.М. Чегодаев и др.). Отмечено, что процесс профессионального становления личности учителя многоаспектовое, многоплановое и чрезвычайно сложное явление. Оно понимается как индивидуальный, личностный процесс, ведущим элементом которого служит личностный выбор, являющийся выражением противоречия между потребностью быть полезным обществу и потребностью в самореализации.

Становление творческой индивидуальности учителя рассмотрено в работах J1.K. Зубцова [70], Т. М. Калининой [76], Н. И. Пилюгиной [144] и др.

Формирование профессиональных компетенций учителя рассмотрено в работах И.М. Агибовой[2], О. А. Булавенко [29], Н. Д. Кучугуровой [99] В. М. Монахова [127], P.A. Низамов [134]. и др.

Профессионально-педагогическая адаптация молодого учителя к работе в новых условиях рыночных отношений исследовалась И. П. Андриади [9], K.M. Левитан [100], И. Д. Лушниковым [101] и др.

Однако, при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований, их важности в решении первоочередных задач в разработке системы совершенствования качества подготовки современного учителя, следует отметить, что разработка научных основ профессиональной подготовки учителей по конкретным дисциплинам является одной из малоисследованных проблем.

В частности, по проблеме подготовки учителя физики и развития творческих способностей существует ограниченный набор работ: М. В. Алексеева [5], Е. В. Галиевой [39], С. И. Гусевой [47], В. И. Земцовой [74], В. И. Тесленко [189], Е. И. Трофимовой [193]. Указанные работы посвящены в основном формированию отдельных умений будущих учителей физики: планированию уроков, использованию ЭВМ, другим частным аспектам методической подготовки. Теоретические основы методики обучения физике (пропедевтический курс), основы управления познавательной деятельностью школьников на уроках физики в средней школе рассмотрены в работах В. А. Бетева [20,21]

Проводились работы по изучению педагогических умений для развития познавательной активности младших школьников, однако ничего подобного не было сделано для изучения пропедевтического курса физики в начальной школе. Поэтому, необходима разработка теоретических и практических вопросов формирования профессиональных компетенций по развитию познавательной активности младших школьников на уроках физики и естествознания, изучение специфики знаний и умений, необходимых для осуществления данного процесса и т. д.

Анализ современного состояния подготовки учителей к развитию познавательной активности младших школьников и сформированности у них соответствующей компетенции позволил выявить следующие недостатки в существующей системе:

— несовершенство системы формирования профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей по развитию познавательной активности учеников младшего школьного возраста на уроках физики и естествознания, что нередко приводит к интеллектуальной пассивности школьников;

— отсутствие интегративного подхода в методической подготовке будущих учителей физики к интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста затрудняет актуализацию познавательной потребности школьников;

— преобладание традиционных методов обучения в вузе, не позволяющих активизировать познавательную активность будущих учителей, которое препятствует формированию их деятельностной позиции, направленной на установление субъект-субъектного взаимодействия с детьми младшего школьного возраста;

— недостаточная проработка вопросов, связанных с выявлением психолого-педагогических и дидактических условий, способов эффективной реализации педагогических технологий по развитию познавательной активности младшего школьника.

Выше перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий между:

— повышением требований к уровню знаний и познавательной активности младших школьников и существующей организацией учебного процесса начальной школы, не обеспечивающей необходимого уровня развития познавательной активности учащихся;

— потребностью современного общества в активной самореализации подрастающего поколения, способного к творческой деятельности, и отсутствием целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования познавательной активности учащихся при изучении физики или естествознания в начальной школе;

— базовой подготовкой педагога, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных методов обучения, и потребностью современной школы в творческом самовыражении педагога;

— потребностями школы в специалистах, способных к развитию познавательной активности младших школьников и недостаточной теоретической и методической разработкой проблем подготовки таких специалистов;

— между подготовкой студентов педагогических вузов и реальными запросами современной школы к профессионализму учителядело в том, что выпускники факультетов начального образования педагогических университетов не знают методики преподавания элементов физики в начальной школе, а выпускники физико-математических факультетов не готовы к работе с детьми младшего школьного возраста.

Решать возникающие проблемы необходимо уже в начальных классах, так как в младшем школьном возрасте возникают благоприятные возможности для формирования таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, формируются элементы творческого отношения к изучению физики и потребность к самообразованию.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебно-игровая. Именно в процессе учебной деятельности происходит развитие и становление таких личностных качеств младшего школьника, как активное отношение к процессу познания, умение ставить перед собой познавательные задачи, находить пути их решения, творческое отношение к любому виду деятельности, способность контролировать и оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, а также способность находить ошибки и определять способы их исправления.

С учетом этих недостатков и противоречий была сформулирована проблема нашего исследования: «Каковы условия формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младшего школьника в процессе преподавания физики?» .

Цель исследования состоит в повышении уровня профессиональных компетенций преподавателя физики или естествознания по развитию познавательной активности младших школьников.

Объектом нашего исследования выступает система профессиональной подготовки учителей физики или естествознания

Предметом исследования — процесс формирования профессиональных компетенций учителей физики или естествознания к развитию познавательной активности младших школьников, являющийся системообразующим фактором их интеллектуального развития.

Гипотеза исследования — процесс формирования профессиональных компетенций учителей физики или естествознания по развитию познавательной активности младших школьников будет эффективным, если:

— определена специфика профессиональных компетенций учителя физики или естествознания по развитию познавательной активности младших школьников;

— формирование профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младших школьников рассматривать как целостную динамическую систему, включающую в себя социально-организационные, психолого-педагогические, методические условия и необходимые педагогические умения;

— развитие познавательной активности младших школьников осуществлять в интеграции с развитием познавательной активности самого педагога;

— моделировать в процессе подготовки или переподготовки учителя физики или естествознания педагогическую деятельность учителя, направленную на развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа разработки проблемы формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младших школьников на уроках физики раскрыть их сущность и критерии сформированности.

2. Определить социально-организационные, психолого-педагогические и методические условия формирования профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников.

3. Для повышения уровня профессиональных компетенций учителей по развитию познавательного активности младших школьников на уроках физики разработать и апробировать спецкурс.

4. Разработать и апробировать экспериментальную программу и рабочие тетради по физике для младших школьников.

Методологической основой исследования явились научные положения о диалектическом и системном характере социально-педагогических отношенийидеи гуманизации образования, идеи об общечеловеческих ценностях как основе становления личности (В. А. Сухомлинский, Е.В. Бондаревская) — современные труды по проблемам системно-комплексного подхода (Н.В. Кузьмина) — концепции профессионального образования и содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Кустов) — теория деятельностного подхода к формированию и становлению личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) — психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, Д.

Б. Эльконин и др.) концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская).

В исследовании мы опирались на общетеоретические положения о структуре педагогической деятельности и содержании профессионально значимых качеств личности учителя, (О.А.Абдуллина, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Кустов, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, В. И. Щеголь, А. И. Щербаков и др.)], исследования в области технологии обучения (Н.Е.Веракса, А. М. Матюшкин и др.), гносеологические положения об активном, опосредованном характере познания как отражения действительности (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), теории мышления как продуктивного процесса (А.В.Брушлинский, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.), теоретические основы активности (К.А. Абульханова-Славская, М. И. Лисина, А. М. Матюшкин, Г. И. Щукина).

Для проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, сравнение, обобщение, констатирующий, формирующий и контролирующий эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.

Опытно-экспериментальная база:

Программа по физике для начальной школы разрабатывалась и внедрялась на базе Самарского Муниципального Университета Наяновой. В этом университете исследовались уровни познавательной активности младших школьников. Работа с будущими учителями и учителями проводилась на базе Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) и Самарского государственного педагогического университета (СГПУ). Всего в исследовании приняли участие 180 студентов, 101 учитель, 260 школьников и их родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в СИПКРО, на физико-математическом факультете СГПУ, в университете Наяновой. Теоретические положения, методика исследования и результаты обсуждались на семинарах

Самарского государственного аэрокосмического университета,

Самарского муниципального университета Наяновой, на научно-практических конференциях: IV Российская научно-методическая конференция «Пути и методы совершенствования учебного процесса», Самара — 2002; III научно-методическая конференция преподавателей и студентов «Роль самостоятельной работы в развитии конструктивного мышления учащейся молодежи в системе непрерывного профессионального образования», Тольятти 2003; Научно-методическая конференция «Инновации в многоуровневом профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», Самара 2004; Межрегиональная научно-методическая конференция «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России» Самара 2006 г.- Международная научно-практическая конференция/ «Формирование интеллектуального потенциала в профессиональной школе» ИПП ПО РАО Казань 2006 г, Международная научная конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». — Тольятти 2006 г.

В исследовании можно выделить три этапа: 1 этап (2001;2003 гг.) -поисково-аналитический: проводилось изучение состояния проблемы формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младших школьников на уроках физики и естествознания, осуществлялось накопление эмпирического материала уточнялись предмет, объект и гипотеза исследования.

2 этап (2003;2005 гг.) — теоретико-экспериментальный: осуществлялась опытно-экспериментальная работа по разработке программы по физике для начальной школы и учебных пособий, реализующих эту программуразрабатывался спецкурс, и проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций учителей физики и естествознания по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, продолжалось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнялись некоторые теоретические положения, составляющие основу диссертационного исследования.

3 этап (2005;2006 гг.) — экспериментально обобщающий: анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, издавались рабочие тетради по физике для начальной школы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснована сущность и критерии профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста на основе личностно-деятельностного подхода;

— научно обоснованы подходы к рассмотрению теории и практики развития познавательной активности младших школьников на уроках физики;

— спроектирована и реализована адекватная система повышения квалификации учителей, в которой предусмотрено последовательное, систематическое и непрерывное развитие познавательной активности преподавателей физики;

— выявлены социально-организационные, психолого-педагогические и методические условия, способствующие совершенствованию профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младших школьников на уроках.

Теоретическая значимость исследования состоит в: обосновании комплексного подхода к формированию профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младших школьников на уроках физикиразработке теоретических положений, позволяющих на более высоком уровне осмыслить процесс формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности детей младшего школьного возрастаполучении новых данных, характеризующих уровни сформированности профессиональных компетенций учителей в области развития познавательной активности детейвыявлении зависимости между технологически организованным процессом формирования профессиональных компетенций учителей и эффективным развитием познавательной активности у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику спецкурса «Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников и организация поисковой деятельности на уроках физики в начальной школе», который может быть использован в работе педагогических вузов при подготовке учителей или на курсах повышения квалификации учителей, в разработке программы по физике для начальной школы и учебных пособий, реализующих эту программу. Также материалы и результаты данного исследования могут быть рекомендованы для применения в работе учителей физики и учителей начальных классов на уроках естествознания, что позволит решить ряд задач по обучению и воспитанию личности младшего школьника: способствовать развитию и становлению личности, способной к творческому самовыражению в обучении, определению собственного жизненного пути и активной самореализации в жизнедеятельности.

На защиту выносятся

1. Содержательная характеристика и критерии профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников.

2. Комплекс социально-организационных, психолого-педагогических и методических условий, позволяющих эффективно совершенствовать профессиональные компетенции учителей физики по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.

3. Модель формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младших школьников, которая обеспечивает с одной стороны развитие личности школьников, а с другойглубокую педагогическую подготовку учителей.

4. Содержание подготовки учителей в системе повышения квалификации, излагаемое в спецкурсе «Педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников и организация поисковой деятельности на уроках физики в начальной школе».

Структура работы определялась задачами исследования, их логической связью и взаимообусловленностью. Диссертация объемом 200 страниц включает в себя введение, две главы, заключение, 7 приложений библиографический список литературы из 229 источников и содержит 17 рисунков и диаграмм, 28 таблиц.

Выводы по второй главе

Нами разработана программа по физике для начальной школы, главная задача которой развитие познавательной активности младших школьников.

Проведенные исследования среди школьников, позволяют сделать вывод, что уровень познавательной активности младших школьников, после обучения по данной программе, с акцентом на экспериментальную и поисковую деятельность, повысился. Это позволяет сделать вывод о том, что разработанная программа стимулирует развитие познавательной активности младших школьников.

2. Процесс формирования познавательной активности младшего школьника при обучении физике осуществляется успешно, если:

— учителя владеют алгоритмом развития познавательной активности младшего школьника;

— готовы диагностировать уровень развития личности, социальный опыт ученика и уровень овладения им специальными знаниями;

— компетентны в выборе и реализации технологий коррекции и самокоррекции дидактического действия ученика и, следовательно:

— в педагогическом процессе реализуются принципы личностно-ориентированного и дифференцированного обучения и воспитанияиспользуются технологии индивидуально-группового обучения младших школьников;

Использование специального курса в системе повышения квалификации учителей позволило получить высокие показатели уровня профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности детей | младшего школьного возраста на уроках физики.

Следовательно, результаты проведенного нами формирующего эксперимента позволяют говорить об эффективности разработанной и апробированной педагогической системы формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках физики.

Характеристика особенностей развития познавательной активности младших школьников в современных условиях позволила нам выявить специфику формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности, которая дает основание утверждать, что учитель физики должен: понимать значение развития познавательной активности в формировании личности ребенка, его познавательных и творческих способностей на уроках физики в начальной школе;

— признавать ученика субъектом процесса познавательного развития, ориентироваться на его интересы, потребности в выборе содержания, способов, средств познавательной деятельности;

— осуществлять развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированной и деятельностной модели педагогического процесса в школе;

— выбирать такую программу и технологию развития, которая в большей степени отвечает особенностям субъектов системы познавательного развития;

— быть готовым к конструированию собственной авторской методики на основе сложившегося комплекса знаний и умений;

— проявлять исследовательский подход к ученику и к собственной педагогической деятельности, направленный на поиск оптимальных путей развития познавательной активности.

Следует отметить, что опытно-экспериментальная работа не носит рецептурного характера, а является лишь одним из вариантов подготовки учителей к профессиональной деятельности в современных условиях. Ее проведение доказало эффективность выбранной системы формирования 1 профессиональных компетенций по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Заключение

:

В ходе решения поставленных задач получены следующие основные результаты.

1. По результатам экспериментальных исследований проведена оптимизация набора социально-организационных, психолого-педагогических и методических условий, позволяющих формировать профессиональные компетенции учителей по развитию познавательной активности младших школьников.

2. Разработана и апробирована модель формирования профессиональных компетенций учителей физики по развитию познавательной активности младших школьников. Показано, что эффективность формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста повышается при внедрении технологий личностного ориентирования и развития поисковой деятельности на уроках физики, способствующей формированию устойчивого интереса к естественным наукам.

3. В процессе опытно-экспериментальной работы было показано, что спецкурс «Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста и организация поисковой деятельности на уроках физики в начальной школе» оптимизирует процесс формирования профессиональных компетенций учителей по развитию познавательной активности младших школьников. Данный курс направлен на ознакомление обучающихся со спецификой педагогической деятельности, ориентированной на развитие познавательной активности младших школьников на уроках физики.

Таким образом, подтверждена гипотеза, решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования. Однако, следует отметить, что выполненная % работа не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Перспектива дальнейшей работы нам видится в совершенствовании методики формирования познавательной активности школьников на уроках физики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990.- 139 с.
  2. И.М. Формирование профессиональных компетенций прподавателя физики в университете. Стандарты и Мониторинг, 2003, № 5, с.54−59
  3. .Б. Теория обучения: схемы и тесты. М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.
  4. М.В. Методика обучения студентов будущих учителей физики моделированию учебного процесса с использованием ЭВМ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. /Московский педагогический университет. -1998
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск: Университетское, 1990.- 559 с.
  6. Н.М. Моделирование мышления и психики, — Киев: «Наукова думка», 1965.-304 с.
  7. .Г. Психология чувственного познания. — М., 1960. 486 с.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2001.— 376 с.
  9. И.П. Авторитет учителя и процесс его становления: Автореф. дисс. докт. пед. наук. /Московский государственный педагогический институт. -1998.-41 с.
  10. Ю.Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности, — М., 1981.180 с.
  11. П.Архангальский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе/ С. И. Архангельский.- М.:"Высшая школа", 1976.- 200 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные связи и методы. М.: «Высшая школа», 1980.- 368 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект).- М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Посвещение, 1982.- 76 с.
  15. Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2003. — 128 с.
  16. В.А. Личностные ориентации в учебно-познавательной деятельности.-Свердловск, 1996, — 137 с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:"Прогресс", 1986.- 424с.
  18. H.A. О ловкости и ее развитии.- М.:"Физкультура и спорт", 1991.— 287 с.
  19. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. -144 с.
  20. Бетев.В. А. Дидактические основы управления познавательной деятельностью школьников на уроках физики. Учебное пособие по спецкурсу/Под науч.ред.В. М. Митлина.- Куйбышев: Пед. институт 1984 г. 76 с.
  21. В.А. Теоретические основы методики обучения физике (пропедевтический курс). Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: 1996. — 48 с.
  22. Н.И. Формирование познавательных интересов учащихся подготовительных классов в процессе ознакомления с окружающим- Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Киев, 1984. 24 с.
  23. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 347 с.
  24. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования// Педагогика.- 1997.-№ 4.— с. 11−17
  25. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность// Педагогика.- 1999, — № 3.- с. 37 43
  26. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества/ Вопросы психологии, 1976, № 4 с.69−80.
  27. A.B. 0 формировании психического развития личности/Психология формирования и развития личности. М., 1981.- С. 94 -108
  28. JI.П. Социальная среда и сознание личности,-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968, — 268 с.
  29. O.A. Сущностные характеристики профессионаольной компетенции. Школьные технологии. 2005, № 3, с.40−44
  30. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  31. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Вопросы психологии, 1994. № 3. — С.122−129.
  32. Воспитание у учащихся познавательной активности. Волгоград, 1971
  33. Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.- 76 с.
  34. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М., «Просвещение», 1977.- 159 с.
  35. A.A., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии.- 5.- 1999.- С.10−16
  36. Л.С. Полное собрание сочинений. В 6 т. М., 1982- 1984
  37. Л.С. Педагогическая психология, М., 1926.
  38. Гак Г. М. Общественные и личные интересы и их сочетание при социализации//Вопросы философии.- 1955.- № 4.- С. 5 -12
  39. Е.В. Дидактический потенциал физического образования в пропедевтике естественно-научных знаний у младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара, 2004 г.
  40. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / В кн. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1966. С.236−277.
  41. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века.- Новые ценности образования. Вып.6.- М., 1996.- 218
  42. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 256 с.
  43. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев, — М.: Школа- Пресс, 1995, — 448 с.
  44. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., «Педагогика». 1977, 130 с.
  45. JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Монография/ РГПУ.- Рязань, 2000.- 204 с.
  46. JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996.- 19 с.
  47. С.И. Профессиональное становление личности педагога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара. 2002 г.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.240 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1989.- 239 с.
  50. Дидактика средней школы/Под ред. М. Н. Скаткина.-М.: Просвещение, 1982.319 с.
  51. М.В. Проблемы теории личности (Социально-фил. аспект).- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.- 240 с.
  52. Н.В. Проблемы теории деятельности. М.:МГУ, 1977 372 с.
  53. Г. А. Знания «по необходимости» или «по желанию»/ Начальная школа, плюс и минус. 2000, № 1. — с. 17−18.
  54. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. Дис. докт. пед. наук.- М., 1983.- 32 с.
  55. Дурай-Новакова K.M. Профессиональная готовность как подструктура личности будущего учителя / Формирование личности учителя впедагогическом институте. М.: МГПИ, 1980. — 143 с.
  56. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза.- Минск: Изд-во БГУ, 1978, — 319 с.
  57. И.А. Программа по физике для начальной и средней школы. Государственный заказ. № 2495 от 02.12.2002. С. 176 — 190.
  58. И.А. Естествознание: рабочая тетрадь для 2 класса. Самара: Изд-во «Универс-групп». 2004. — 56 стр.
  59. И.А. Естествознание: рабочая тетрадь для 3 класса. Самара: Изд-во «Универс-групп». 2005. — 96 стр.
  60. И.А. Естествознание: рабочая тетрадь для 4 класса. Самара: Изд-во «Универс-групп». 2006. — 78 стр.
  61. А.Н. Природа художественного таланта.- М.: Советский писатель, 1965.— 535 с.
  62. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. С. 224−225.
  63. Э.Б. Курс современной практической педагогики. М.: АПКиППРО, 2005. — 140 с.
  64. М.С. Системный подход и гуманитарное знание.- JL: Об-во «Знание», 1997.- 230 с. к' 75. Кайдаш Е. Г. Развитие познавательного интереса в учебном процессе//Начальная школа.- 1993.- 12.- С. 14 -19
  65. Т.М. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук /Челябинский государственный университет. 1998. — 17 с.
  66. Н. Г. Назарова Г. С. Учебный процесс в младших классах и его принципы. Ленинград, 1973.
  67. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики: Проблемы диагностики умственного развития.- М.:"3нание", 1975.- 129 с.
  68. Кан-Калик В.А. О профессионально-творческой подготовке учителя// Советская педагогика.- М., 1976.- 9.- С. 78 79
  69. П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М.: «Педагогика», 1982.704 с.
  70. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.- 224 с.
  71. А.Г. Психология личности,— М.:"Просвещение", 1965.- 391 с.
  72. Г. М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. — 528 с.
  73. В.З. Понятие «активной личности» как категория социальной психологии//Некоторые проблемы личности: Сб.асп.работ.- М., 1971, — С. 131 -145
  74. Коломенский Я. Л, Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе, — Минск: Народная асвета, 1969, — 193 с.
  75. Я.Л. Психология общения.— Минск: «Знание», 1974.- 96 с.
  76. Г. П. Моделирование физических тел и явлений. Магадан, кн. Изд-во, 1977.-132 с.
  77. Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. Проект//Народное образование. 1, 2001.- с.305 312
  78. Г. П. Теоретические обобщения в методике решения физических задач. — Новосибирск: НГПИ, 1981. —7 с.
  79. И.С., Ротенберг B.C. Поисковая активность: проблемы обучения и v- воспитания / Вопросы психологии, 1988. № 6. — С.60−70.
  80. Костюк.Г.С., Проколинко Л. Н., Синица И. Е. О путях руководства умственным развитием учащихся в процессе обучения. В кн. «Тезисы докладов на II съезде общества психологов». Изд. АПН РСФР, М., 1963, вып.5
  81. А.И. Исследовательская деятельность в школе. Фрагменты из ранее изданных книг 1971 2001 г. — Славянск-на-Кубани: Издательский центр СФ АГПИ.- 2002.- 340 с.
  82. Э.А. Активизация учебного познания.// Сов. Педагогика. 1989, № 5.-с. 10−14.
  83. Краткий словарь по социологии/ Под общ. ред. Д. М. Гвилилани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова.— М.: Политиздат, 1988.— 479
  84. В.И. К анализу понятия активности материальных систем//Вопросы религии.- 1969.-№ 10
  85. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителелй и классных руководителей.- М.: Просвещение, 1976.- 303 с.
  86. Н.В. Научно-практический метод анализа педагогической ситуации.-Л.: ЛГУ, 1970.- 16 с.
  87. Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная деятельность учителя / Вопросы психологии, 1996. № 10. — С.24−29.
  88. Н.Д. Формирование профессиональной компетентности * будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образованияв XXI веке. -М., 2000, с. 360 — 362.
  89. К.М. Профессиональное развитие личности педагога в послевузовский период: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1994. — 36 с.
  90. И.Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1994. 38 с.
  91. А.А. Принципы воспитания в образовательной программе «Школа 2100″/Начальная школа, плюс минус, 2001, № 2.- С. 2р 103. Леонтьев А. Н. Деятельность.Сознание. Личность, — Л.:Политиздат, 1975.- 304 с.
  92. А.Н. Проблема развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  93. И.Я. Дидактическия система методов обучения/ И. Я. Лернер и др.-М.:"3нание», 1976.- 64 с.
  94. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М., Знание, 1978.-48 с.
  95. Х.Й. Групповая работа на уроке.- М.:"3нание", 1975.- 64
  96. М.И. Развитие познавательной деятельности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками//Вопросы психологии.- 1982.- №- 4.- С. 18−35
  97. Лобко-Лобановская H.A. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности школьников: Дисс. докт пед.наук.-Харьков, 1990- 434 с.
  98. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Дисс.докт.пед.н.- Харьков, 1990.- 443 с.
  99. В.И., Тразко A.B. Познавательная активность как педагогическая проблема//Советская педагогика. 1989.- № 11.- С. 27 32
  100. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. -2001. -№ 10. С. 56−61.
  101. В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности.//Активные методы обучения педагогическомуобщению и его оптимизация. Сб. трудов, М., 1983.
  102. А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности.-М.:Просвещение, 1999.- 196 с.
  103. A.M. О структуре адаптации и продуктивной активности//Вопросы психологии. 1988.- № 4. — С.9
  104. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Просвещение, 1972.- 296 с.
  105. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. № 4,1982
  106. М.И. Проблемное обучение.— М.: Педагогика, 1975.- 368 с.
  107. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии.- Казань: Татариздат, 1963.- 80 с.
  108. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников.— М., Педагогика, 1989.- 293 с.
  109. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности/Психология формирования и развития личности.- М.: Наука.- с. 86−106
  110. B.C. Психология индивидуальности/Под ред. Е. А. Климова М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.448 с.
  111. Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979.- 256 с.
  112. Митина JIM. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М.:"Дело», 1994.- 216 с.
  113. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье.- М.: АПН РСФСР, 1961.- 224 с.
  114. Н.Г. Учителю о познавательном интересе.// Новое в жизни науки и техники. Серия педагогики и психологии. М.: Знание 1979, — с.66
  115. В.М., Нижников А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя. Школьные технологии. 2000, № 6, с. 66−81.г>
  116. A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов.- М., Институт практической психологии, 1997.- 365
  117. Г. И. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся/Сб. Активизация познавательной деятельности учащихся. Уфа, 1972.- с.3−24
  118. B.C. Детская психология.— М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000.- 352 с. (Серия «Мир психологии»)
  119. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. -Бодалева/Вступ. статья A.A. Бодалева.- М.: Изд-во «Институт практической психологии»,
  120. Воронеж: Изд-во НПо «МОДЭК», 1998.- 368 с.
  121. .П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Институт общего среднего образования РАО. М., 1998. — 16 с
  122. P.A. Активизация учебной деятельности учащихся.- Казань: Татарское кн. изд-во, 1989. 64 с.
  123. P.A. Психолого- педагогические основы развития познавательной активности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1980. — С.3−58.
  124. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др./ Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. — 272 с.
  125. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории.-М.:"Педагогика", 1978.- 143 с.
  126. В. Введение в общую дидактику.- М.:"Высшая школа", 1990.-381 с.
  127. В. Основы проблемного обучения: Пер. с польского.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.
  128. Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд пед наук. Челябинск, 1999.- 173 с.
  129. А.К. Самореализация деятельности школьника и формирование активной личности.- М.: Знание, 1986.- 80 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 6)
  130. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера.— М.: «Педагогика», 1988— 136 с.
  131. И.П. Полное собрание сочинений. Т. II, кн.2.- М.-Л.:Изд- во Академии Наук СССР, 1952
  132. Педагогика: Учебное пособие/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов.-М., 1997.
  133. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Кочетова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред.С. М. Смирнова.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-512 с.
  134. У 145. Педагогическая диагностика в школе/А.И. Кочетов, Л. Я. Коломенский, И. И. Прокопьев и др.- Под ред.А. И. Кочетова.- Мн., Нар. асвета, 1987.- 223с.
  135. Педагогические технологии: Что это такое и как использовать их в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. — М., 1994. 127 с.
  136. Педагогический словарь/Под ред. Т. М. Воловникова.- М.: АПН РСФСР, I960.- 776 с.
  137. Педагогическая энциклопедия: В 4- х т.т.-М.: Советская энциклопедия, 1964.
  138. В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Белгород, 1997. — 18 с.
  139. И.Б. Коллективная деятельность и ее воспитательные возможности//Теоретические проблемы воспитания коллектива.- Тарту, ТГУ, 1975.- c.140- 142
  140. JI.H. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Дисс. канд.пед.наук, Москва, 1997, — 149 с.
  141. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Знание, 1971.— 180 с.
  142. A.B. О психологии личности.- М.: Политиздат.- 1982.- 255 с.
  143. Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995. — 16 с.
  144. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ структуры процесса воспроизводящего творчества.- М.: В.Ш., 1981.- 423 с.
  145. К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.— 255 с.
  146. К.К. Личностный подход как принцип психологии/ТМетодологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1986 255 с.
  147. Т.М. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. канд. дис. М., 1980. -23 с.
  148. H.A. О воспитании познавательной активности, — Казань, 1968.* 78 с.
  149. Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1976.- 303 с.
  150. Психология формирования и развития личности/Под ред. Анциферовой Л.И.-М.: Наука, 1967 365 с.
  151. Психология. Словарь/Под общей ред. A.B. Петровского,
  152. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1982.-180 с.
  153. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. — 142 с.
  154. Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников// Вопросы психологии, — 1990.-№ 5.- С.81−88
  155. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформнрованностн учебной деятельности.-Томск, 1996
  156. О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов ИФК: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
  157. C.JI. Основы общей психологии.- М.: Госучпедиздат Мин-ва проев., 1946.- 704 с.
  158. C.JI. Проблемы общей психологии/Отв.ред. Е. В. Шорохова.- М.: Педагогика, 1973.-423'с.
  159. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Автореф. дисс. д. псих. наук. Ново- сибирск, 1997. -27 с.
  160. Саморегуляция и психологический прогноз социального поведения личности.- Л.: ЛГУ, 1978.- 158 с. 168.
  161. А.Е. Педагогические условия развития познавательной активностимладших школьников (организационный аспект): Дисс. канд пед. наук.1. Челябинск, 1997.-210 с.
  162. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  163. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-192с.
  164. М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения.- М.:Педагогика, 1971, — 206 с.
  165. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. -М.: ИГП издательство «Магистр», 1997. С.84−92.
  166. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  167. В.А. Формирование социально активной личности учителя в системе высшего педагогического образования / Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. М.: МГПИ, 1980. — С.8−10.
  168. Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина- Нижегородский государственный педагогический университет. Н. Новгород: НГПУ, 2002. -168 с.
  169. Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. -2004.-№ 2.-С. 110−114.
  170. В.В. Теоретические основы профессионально- педагогическогоо саморегулирования учащейся молодежи. Автореф. докт.пед.наук.- Ярославль, 1998.-35 с.
  171. Л.Ф., Фрумкин М. Л. Изучение профессионально- педагогической подготовки студентов к работе в школе / Советская педагогика, 1975. № И. -С.71−79.
  172. В.А. Сердце отдаю детям, — Киев: Радяньска школа, 1988.- 272 с.
  173. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Вестник высшей школы, 1986. № 3. С. 10−14.
  174. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-342 с.
  175. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1988. 173 с.
  176. В.П. Коллективная работа учащихся на уроке как средство развития их познавательной самостоятельности.: Дисс.канд.пед.н. М., 1979.- 166 с.
  177. В.И. Теоретико-методические основы диагностики и прогнозирования процесса обучения будущего учителя физики в педагогическом вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 17 с.
  178. Р.Т. Организация и руководство профессиональным самовоспитанием студентов будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук /Санкт-Петербургский государственный университет. — 1997. — 16 с.
  179. И., Меерзон А. Нужно ли знать элементарную физику учителю начальных классов?//Начальная школа 1988. № 3. — С.60 -63.
  180. Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьника
  181. Ярославль: «Академия развития», 1996, — 192 с.
  182. Е.И. Формирование умения планировать урок физики у студентов педагогического вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: МГТУ, 1995. — 16 с.
  183. Е.Е., Опутникова В. П. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2003. 104 с.
  184. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки.-Тбилиси, 1961.-238 с.
  185. К.Д. Родное слова. Книга для учащихся. К. Д. Ушинский Собр.соч. в 11 томах, т.6, изд. АПН РСФСР, М. — Л., 1948 — 1952.
  186. . A.B., Завьялов В. В., Лырчикова В. И. Развитие у учащихся познавательного интереса к физике. Челябинск, 1979.
  187. Л.М., Волков К.Н Психологическая наука учению.- М.: Просвещение, 1985.- 224 с.
  188. Л.С., Пальчевский Б. П. Учебно-методический комплекс средств обучения.//Сов.педагогика
  189. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.342 с.
  190. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64
  191. Г. А. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
  192. Г. А., Еремина Е. М. Эффективность коллективно-распределительной формы обучения (на материале экспериментального обучения русскому языку в 1 классе)//Новые исследования в психологии.-1979.-№ 2.- С.42−47
  193. Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе/ Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 128 е.: ил.
  194. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе,-М.: Педагогика, 1987.- 150 с.
  195. JI.B. Развитие памяти детей.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 с. у
  196. З.Ф. Формирование познавательной активности младшего подростка в учебно-познавательной деятельности: Дисс.канд.пед.н.- Вильнюс: ВГУ, 1985.- 186 с.
  197. И.М. О дифференцированном обучении на уроках.- Омск.- Зап,-сибирское кн. изд-во, Омское отделение, 1973.- 155 с.
  198. Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательных школ (по предметам естественнонаучного цикла)/Обзорная информация, — М., 1976. ВыпИЛ.
  199. Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 209 с. 1211. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развития личности: Учеб. для студ. высших учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Гума
  200. Т. Социальная психология.- Ростов-на Дону, 1999.- 310 с.
  201. В.И., Медяник Г. А. Творческое саморазвитие студентов в процессе педагогической практики. Тольятти, 2001. — 161 с.
  202. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  203. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя//Вопросы психологии.- М., 1981. № 5.- 20 — 24 с.
  204. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  205. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: «Просвещение», 1979.- 160 с.
  206. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
  207. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  208. Н.Е. Когда урок воспитывает: (Нравственный аспект).- М.: «Педагогика», 1981.- 128 с.
  209. Экспериментальная психология: Учебник для вузов.2-е изд., доп./ В. Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2003.- 320с.: ил. (Серия «Учебник нового века)
  210. . Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В. В. Давыдова, П. П. Зинченко.- М.:"Педагогика», 1989.- 554 с.
  211. Якиманская И. С, Принцип активности в педагогической психологии//Вопросы психологии, — 1989.- № 6.- с. 5 13
  212. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/М.: Сентябрь, 1996 96 с.
  213. М.Г. История психологии.— 3-е изд., дораб.- М.: Мысль, 1985.575 с.
  214. М.А. Привитие поведенческой культуры в период адаптации первоклассников к новой социальной роли ученика/Начальная школа, плюс и минус.- 2001, № 8.- С. 12- 16
  215. Rogers С. R. Freedomto learn for the 80s. №Y. Toronto-Sydney, 1983
  216. Piaget J., Inehelder B. Die Psychologie der fruhen Kindheit Die geistig Entwicklunf von der Geburt bis zum 7 Lebensjahr // Handbuch der Psycholodie / Hrsg.D.u.R.Katz. Basel-Stuttgart, 1960. — s. 275 — 314/
  217. Piaget J. Play, Dreams and Imitation in Childhood. London, 1951
  218. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ
  219. МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Введение в физику» 2 класс Общее количество часов — 32 часа.
  220. Наименование темы Количество теоретических часов практических Общее колич. часов
  221. Земля планета, на которой мы живем 91. Время 6
  222. Полезные богатства Земл. 61. Вода в природе 41. Воздух в природе 41. Масса тел 3
  223. ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН курса «Введение в физику» 3 класс Общее количество часов 32 часа.
  224. Наименование темы Количество теоретических часов практических Общее колич. часов1. Вода в природе 101. Воздух в природе 9
  225. Первоначальные сведена о строении вещества 41. Температура 41. Звук 5
  226. ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН Общее количество часовкурса «Введение в физику» 4 класс 32 часа.
  227. Наименование темы Количество теоретических часов практических Общее колич. часов
  228. Земля планета Солнечно! системы 81. Астрономия 91. Литосфера 5
  229. Атмосфера и гидросфера 31. Свет 5
  230. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» 2 класс.
  231. ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ. (5 часов).
  232. Что такое природа. В чем отличие живой и неживой природы. Предметы созданные человеком. Природные явления.
  233. Практические работы: нахождение горизонта, линии горизонта- устройство компаса, определение сторон горизонта по компасу, природным признакам.1. ТЕМА 2. ВРЕМЯ (10 часов)
  234. Демонстрации: с помощью теллурия наблюдаем смену дня и ночи, смену времен года, смену лунных фаз.
  235. Практическая работа: изготовление модели стрелочных часов, определение времени по часам.
  236. ТЕМА 3. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. (5 часов)
  237. Демонстрации коллекций гранита, минералов и горных пород.
  238. Практическая работа: определение свойств песка, глины, гранита (работа с коллекцией, рассмотреть с помощью микроскопа структуру этих тел, выращивание кристалла соли).
  239. ТЕМА 4. ВОДА В ПРИРОДЕ. (4 часа).
  240. Что такое воздух. Состав воздуха. Как рождается ветер. Меняется ли состав воздуха при дыхании. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха.
  241. ТЕМА 6. МАССА ТЕЛ. (2 часа)
  242. Масса тел, взвешивание на весах)
  243. Практическая работа: определение массы тел с помощью весов.
  244. Демонстрация фильмов по соответствующим темам.
  245. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» 3 класс1. ТЕМА 1: ВОДА. (10 часов)
  246. Демонстрации: Изменение объема воды при нагревании и охлаждении- лед легче воды- как ведет себя водяной пар при нагревании- конденсация водяного пара, фильтрование воды, перегонка воды и др.
  247. Домашний эксперимент: Как меняется объем воды при замерзании- как меняется скорость испарения воды от температуры, от площади поверхности- из смеси соли и песка выделить отдельно песок и соль и др.
  248. Обобщение темы происходит в виде игры викторины «Что? Где? Когда?"1. ТЕМА 2: ВОЗДУХ.(9 часов)
  249. Воздух смесь газов. Состав воздуха. Свойства газов, входящих в состав воздуха. Воздух сжимаем и упруг. Влияние температуры на воздух. Теплый воздух легче холодного. Воздух имеет вес. Давление воздуха Сопротивление воздуха. Теплопроводность воздуха.
  250. Демонстрации: Воздух заполняет предоставленное пространство- воздух сжимаем и упруг- влияние температуры на воздух, давление воздуха, теплопроводность воздуха, сопротивление воздуха и др.
  251. Домашний эксперимент: наблюдение давления воздуха, изготовление игрушечного парашюта и опыты с ним, движение воздуха и др.
  252. Обобщение темы происходит в виде игры викторины «Что? Где? Когда?»
  253. ТЕМА 3: ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА. (4 часов)
  254. Демонстрация явления диффузии.
  255. Моделирование: молекул, расположение частиц в твердых, жидких и газообразных телах.
  256. ТЕМА 4: ТЕМПЕРАТУРА. (4 часа)
  257. Что такое температура. Термометр прибор доя измерения температуры. Принцип действия термометра. Температурные шкалы. Абсолютный нуль Путешествие по температурной шкале.
  258. Демонстрация явления диффузии при разных температурах.
  259. Практические работы: проверка на опыте относительности ощущения человеком тепла и холода- измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра- изготовление простейшего термометра.1. ТЕМА 5: ЗВУК. (5 часов)
  260. Что такое звук. От чего зависит высота звука. Какое отношение к звуку имеет воздух? Можно ли разговаривать на Луне? Что такое эхо? Где можно услышать эхо? Как человек использует звук? Ультразвук. Инфразвук.
  261. Демонстрации: Как издают звуки музыкальные инструменты- изготовление игрушечного телефона.
  262. Изготовление простейших музыкальных инструментов.
  263. Демонстрация фильмов по соответствующим темам.
  264. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ» 4 класс
  265. ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 часов)
  266. Демонстрация работы теллурия.
  267. Домашний эксперимент: приплюснутость земного шара, смена дня и ночи, зависимость температуры поверхности от угла падения солнечногосвета и от расстояния до Солнца, вращение луны вокруг Земли и собственной оси.
  268. ТЕМА 2. АСТРОНОМИЯ (9 часов)
  269. Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники. Астероиды Метеоры. Метеориты Кометы. Солнце -ближайшая к нам Звезда. Отличие звезды от планеты. Все ли звезды одинаковы?
  270. Домашний эксперимент: Как расстояние от Солнца влияет на время обращения вокруг него, воссоздание материала, влияющего на окрашивание поверхности Марса в красный цвет.
  271. Демонстрация фильмов по астрономии.
  272. Каждый учащийся должен по этой теме приготовить небольшой доклад и выступить с ним перед классом.
  273. ТЕМА 3. ЛИТОСФЕРА (5 часов)
  274. Строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосферные плиты и их движение. Горные породы и минералы. Землетрясения и их причины. Вулканы. Причины извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
  275. Домашний эксперимент: Как неоднородность состава Земли влияет на ее движение, выращивание кристаллов медного купороса.
  276. Изготовление модели вулкана.
  277. Демонстрация фильмов о землетрясении и вулканах.
  278. ТЕМА 4. АТМОСФЕРА И ГИДРОСФЕРА (3 часа)
  279. Что такое атмосфера. Состав атмосферы. Различные слои атмосферы. Ветра. Что такое гидросфера. Мировой океан. Связь между гидросферой и атмосферой.
  280. Домашний эксперимент: изготовление простейшего барометра.1. ТЕМА 5. СВЕТ (5 часов)
  281. Демонстрации: Опыты по образованию теней и полутеней, отражение и преломление света- работа с линзами.
  282. Домашний эксперимент: Опыты с зеркалами.
Заполнить форму текущей работой