Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мнемотехника в обучении рассказыванию детей с ОНР старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. 11, с.91−93] В силу этих и других причин… Читать ещё >

Мнемотехника в обучении рассказыванию детей с ОНР старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для обучения дошкольников.

Ввёл термин «мнемотехника» в оборот Пифагор Самосский. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике принадлежат Цицерону и Квинтиллиану.

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

Поэтому вопросы формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР приобретают особую актуальность.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.

Умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений. 4, с.67].

Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. 11, с.91−93] В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. 30, с.49] Поэтому использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.

Проблемой формирования речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствованию речи детей с общим недоразвитием речи с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий.

Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. 24, с.45] Использование мнемотехники для таких детей сегодня становится всё более актуальным.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • — развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  • — перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  • — развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  • — развитие связной речи старших дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с буквами).

Использовать мнемотехнический метод можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети с ОНР придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядят по-разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. 19, с.114].

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц специалистам в логопедии удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • — автоматизация поставленных звуков в связной речи;
  • — расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • — активизируется словарный запас;
  • — свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни;
  • — развивается фантазия и творческое воображение детей;
  • — дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку с общим недоразвитием речи запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. 18, с.72] Мнемотехника помогает при постановке и автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Без специального педагогического воздействия дети с общим недоразвитием речи не могут справиться с этой нелегкой задачей. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей. 20, с.19].

Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи — одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. [29, с.66].

Одним из видов работы по развитию связной речи является проведение занятий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин. Обучение рассказыванию по серии картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. 18, с.53] Методика обучения строится с учетом особенностей психического и познавательного развития и специфики отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений. Обучение детей с ОНР рассказыванию по серии картин логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом). 34, с.52] Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:

  • — расширяет, уточняет и активизирует предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по серии сюжетных картин;
  • — развивает произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
  • — упражняет детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по картинкам.

На основном занятии логопед учит детей:

  • — составлять предложения по опорным словам;
  • — преобразовывать деформированные фразы;
  • — распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно;
  • — составлять повествовательный план рассказа с опорой на картины серии и пиктограммы.

Занятия обязательно должны проводиться логопедом эмоционально. Это поможет поддержать интерес детей к данному виду работы. Количество занятий логопед может устанавливать самостоятельно, ориентируясь на уровень подготовленности детей каждой подгруппы. 32, с. 70].

Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. 12, с.21] При проведении занятий педагог может использовать различные современные средства обучения: — магнитно-маркерную доску, которая позволит достаточно быстро перемещать в пространстве картины каждой серии и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа; - магнитофон и набор кассет с записями различных мелодий и звуков (речевых и неречевых, серия так называемого «Театра звуков»).

Специфика обучения детей рассказыванию состоит в воспитании умений не только последовательно и логично отвечать на вопросы, но и рассказывать выразительно. Работая над интонационной выразительностью речи, логопед учит детей выражать при помощи голоса внутренние состояния героев и свое отношение к изображенным на картинах серии событиям, подводит детей к пониманию того, что необходимо быть чуткими и внимательными к животным и птицам. В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу. [10, с. 104 — 108].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой