Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совместное обучение как педагогическая проблема в России второй половины ХIХ — начала ХХ в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России угнетение женщины, ее правовое и экономическое бесправие ощущалось значительно сильнее, чем в странах Западной Европы. Отчасти поэтому, а отчасти в силу особенностей национального характера, процессы социального, культурного экономического освобождения женщины в России во второй половине XIX столетия приобрели размах и остроту: женщины стали учиться в высших учебных заведениях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы совместного обучения в России второй половины XIX — начала XX вв
    • 1. 1. Социокультурные предпосылки развития совместного обучения в России второй половины XIX -начала XX вв
    • 1. 2. Совместность в жизнедеятельности мужчины и женщины как ценность европейской и русской культурной традиции на рубеже XIX — XX вв. (философский и общенаучный аспекты)
    • 1. 3. Научно-педагогические подходы к проблеме совместного обучения в российской педагогике второй половины XIX — начала XX вв

    Глава 2. Практика совместного обучения в российском образовании конца XIX — начала XX вв. 2.1. Возникновение и деятельность средних образовательных учреждений совместного обучения в России конца XIX — начала XX вв

    2.2 Идея и опыт совместного обучения в оценке педагогической общественности России начала XX в.

    Заключение

    Библиография

Совместное обучение как педагогическая проблема в России второй половины ХIХ — начала ХХ в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для современной образовательной парадигмы характерен интерес к человеку, к его личностным характеристикам, к возможностям его наиболее полного самоосуществления в жизни. Это должно подразумевать полодифференцированные характеристики личности. Полодифференцированные свойства — это те свойства, которые определяют принадлежность человека к мужскому или женскому полу. Учет их определяет специфику решения ряда педагогических задач: особенности педагогического управления, целеполагания, индивидуально-личностного подхода, педагогического влияния и др.

Определяющим мотивом изучения проблемы совместного обучения в историческом аспекте явилось стремление понять проблему дифференциации образования по признаку пола. Частично эту проблему изучали в связи с женским образованием в дореволюционной России Э. Д. Днепров, Н. И. Козлова, Ф. С. Озерская, Э. П. Федосова, Ф. А. Фрадкин и др.

Некоторые стороны этой проблемы освещаются в связи с изучением различных сторон воспитания и образования школьников (в валеологических аспектах, в плане подготовки старшеклассников к семейной жизни, в связи с половым воспитанием): Л. Н. Азарова, В. С. Анисимова, И.В.Бестужев-Лада, Т. А. Берсенева, Л. Я. Верб, А. Ю. Гранкин, И. В. Гребенников, Н. А. Гришанина, М. А. Иванов, Н. Н. Карташев, С. В. Ковалев, Д. В. Колесов, М. И. Крашенникова, Н. М. Певзнер, А. С. Роботова, В. А. Сухомлинский, Л. Г. Татарникова, Л. Н. Тимощенко, А. Г. Хрипкова и др.

Несмотря на проведенные исследования, в проблеме дифференциации образования по признаку пола остается много неизученного. Такое явление наблюдается отчасти потому, что п. 1 Постановления Наркомпроса от 31 мая 1918 года «обязательное совместное обучение» вводилось «во всех учебных заведениях» страны [90,132]. Таким образом, полодифференцированное образование как средоточие педагогических проблем стало терять значимость, интерес к нему постепенно ослабевал, несмотря на то, что в истории образования нашей страны были периоды возвращения к раздельному обучению — это 1943;1954 гг., а также 90-е гг. XX в.

Совместное обучение детей противоположного пола в средней школе как принцип устройства отечественной школы почти не вызывает сомнения у педагогов — ученых и практиков. Более проблематичными представляются области качества знаний, воспитания, методов преподавания, личностного развития школьников в плане проявления их индивидуальности и развития творческих способностей, вариативности образовательных программ и т. д.

Таким образом, реально в практике современной школы мы наблюдаем усиление тенденций нивелирования признаков принадлежности человека к тому или иному полу. Практически не анализируются процессы личностного становления мальчиков и девочек, юношей и девушек. Можно сказать, что процессы половой дифференциации и идентификации воспитанников массовой школы идут самопроизвольно. Видимо, поэтому все менее отчетливо проявляются черты традиционных свойств характера у детей разного пола: мужественности — у мальчиков и женственности — у девочек.

Мы склонны расценивать это явление как противоречащее существующим культурным нормам взаимоотношений полов, а также формировавшимся в течение веков традициям половой дифференциации в жизнедеятельности людей, которые упорядочивают процессы труда, созидания семьи, культурного творчества и т. п. Вот как об этом пишет И. С. Кон: «Противопоставление мужского и женского — лишь одна из длинной серии элементарных бинарных оппозиций», с помощью которых любое сознание пытается «упорядочить свой жизненный мир: счастье-несчастье, жизнь-смерть,. правое-левое, верх-низ, небо-земля.» [61,179]. Что же касается собственно педагогики, то, как утверждает тот же автор, «существует два бесспорных эмпирических факта:

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному.

В любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними" [61, 193].

С целью выявления истоков совместного обучения в средней школе (когда, где, в связи с чем в нашей стране возникли первые совместные средние школы, кто был их организатором, какая научно-педагогическая концепция была взята за основу и т. п.) нами была предпринята попытка исследовать состояние изученности категории совместного обучения в современной историко-педагогической литературе. Так, методом проблемно-тематического и — частично — контент-анализа были изучены работы таких авторов: Т. К. Ахаян, Ш. И. Ганелин, Б. С. Гершунский, Э. Д. Днепров, Р. Л. Доватор, В. И. Додонов, С. Ф. Егоров, Г. Е. Жураковский, Н. С. Зенченко, Н. И. Козлова, Н. А. Константинов, Г. Б. Корнетов, Д. И. Латышина, Ю. М. Лотман, М. В. Михайлова, Л. В. Мошкова, А. А. Никольская, Ф. С. Озерская, Е. Г. Осовский, А. И. Пискунов, М. Г. Плохова, З. И. Равкин, В. З. Смирнов, Э. П. Федосова, Ф. В. Флит, Ф. А. Фрадкин, Н. А. Хроменков, А. Цирульников,.

М.Ф.Шабаева, и др.

В исследованных источниках краткие упоминания о совместном обучении встречаются в четырех смысловых рядах.

Первый подводит нас к мысли о том, что совместное обучениеэто НЕ-проблема, это норма функционирования школ элементарной грамотности и в XII—XIV вв. в Новгороде (Ю.М.Лотман), и в XVIII в. просвещения в Санкт-Петербурге (Ф.С.Озерская).

В другом ключе совместное обучение квалифицируется как открытие дореволюционной педагогики, как смелая новация в практике дореволюционной школы. О совместном обучении упоминают в связи с «новой школой» (или «новым воспитанием», «новым образованием», «новой педагогикой», прогрессивной педагогикой, свободным воспитанием) Э. Э. Днепров, Д. И. Латышина, М. В. Михайлова, А. И. Пискунов, В. З. Смирнов.

В ином смысле упоминают о совместном обучении З. И. Равкин и А.Цирульников. С их точки зрения, совместное обучение полов в средней школе советского периода лучше режима раздельного обучения в дореволюционной гимназии и в отечественной школе 1945;1954 гг.

Противоположную оценочную позицию высказывают Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Осовский. С их точки зрения, советская школа, перейдя в режим совместного обучения, утратила понимание специфики женского восприятия окружающего мира, переживаний, отношения к жизни и что это весьма ощутимая потеря. «Совместное обучение привело к тому, что проблема (особенностей женского образования. — О.Б.) выпала из поля зрения педагогов» [136, 55].

Таким образом, констатируя выявленные разночтения в оценке категории совместного обучения, нельзя не согласиться с мнением Э. Д. Днепрова, определившего совместное обучение как «неисследованную педагогическую проблему» [153, 154].

В основе диссертационного исследования — осмысление социокультурного и педагогического опыта прошлого нашей страны, который поможет решению педагогических проблем современной школы. Как пишется в Комлексной программе «Стратегия развития образовательных систем» РАО, «призвание истории состоит не только в том, чтобы изучать, осмысливать и объяснять прошлое, опираясь на него, анализировать и глубже понимать настоящее, — но в не меньшей мере и в том, чтобы, оперируя этими двумя действительностями, прошлого и настоящего — попытаться ответить на всегда актуальный и волнующий всех людей вопрос: камо грядеши, куда идешь?» [112, 3].

Объект исследования: теория и практика образования в России во второй половине XIX — начале XX в.

Предмет исследования: развитие идеи совместного обучения в России второй половины XIX — начала XX вв.

Цель исследования: доказать, что совместное обучение становится актуальной проблемой теории и практики образования в России второй половины XIX — начала XX вв.

Гипотеза: предполагаем, что социокультурное развитие России второй половины XIX — начала XX вв., развитие российского образования указанного периода привели к осознанию педагогамиучеными и практиками, а также обществом в целом значимости совместного обучения мальчиков и девочек в средней школе, следствием чего стало появление нового типа учебных заведенийсредней школы совместного обучения.

Работа направлена на разрешение противоречия между сложившейся в отечественном образовании советского периода устойчивой традицией совместного обучения и неизученностью вопроса об истории становления и сущности феномена совместного обучения.

Задачи исследования:

1.Выявить социокультурные условия, определившие появление интереса в русском обществе к процессу совместного обучения детей обоих полов в средней школе и обеспечившие практическое осуществление его в ряде образовательных учреждений России в начале XX в.

2.Проанализировать научно-теоретическое знание о родовой сущности мужчины и женщины как взаимосвязанных субъектов жизнедеятельности в качестве основания для педагогического осмысления феномена совместного обучения.

3.Проследить генезис идеи совместного обучения в научном поиске ведущих педагогов России второй половины XIX — начала ХХв.

4.Дать аналитическое описание опыта средних образовательных учреждений совместного обучения в России начала XX в.

5.Раскрыть сущность явления совместного обучения посредством анализа оценок и отношения к нему педагогической общественности России начала XX столетия.

Выбор хронологических рамок исследования. Для исследования нами избран исторический период второй половины XIX — начала XX в. Он завершает дореволюционную историю России и российской школы. Он, несомненно, целостен, несмотря на то, что в нем были периоды подъемов и спада общественной активности, периоды реформ и контрреформ в развитии образования. В эти годы зрели предпосылки революционного переворота 1917 года в стране, который на долгие годы замедлил и ослабил действие одинх культурных традиций и, наоборот, активизировал процесс формирования других, социокультурных качеств и явлений.

Теоретико-методологическая основа исследования. Мы руководствовались идеей о том, что педагогическая наука развивается в контексте философского плюрализма.

Мы основывались в исследовании на взаимосвязи цивилизационного, культурологического, конкретно-исторического, гуманистического и антропологического подходов к изучению педагогических фактов и явлений.

Ведущими теоретико-методологическими принципами данного исследования являлись диалектический подход, целостное изучение историко-педагогических явлений в единстве и взаимосвязи прошлого и настоящего, прошлого и будущего, субъективного и объективного.

Важное значение для определения теоретико-методологических позиций настоящего исследования имели труды современных российских ученых Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. С. Библера, И.В.Бестужева-Лады, Б. С. Гершунского,.

Т.М.Горичевой, Э. Д. Днепрова, В. З. Егорова, И. С. Кона, Ю. М. Лотмана, А. И. Пискунова, З. И. Равкина, В. М. Розина,.

A.Цирульникова, болгарского ученого К. Василева и др.

В работе использовались следующие методы историко-педагогического исследования: изучение исторических источников, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, теоретический анализ, обобщение ил систематизация полученных знаний. Источники исследования:

1 группа — труды, рассматривающие философско-теоретические традиции в культуре и образовании и их влияние на теорию и практику совместного обучения: Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, И.В.Бестужев-Лада, Б.М.Бим-Бад, В. С. Библер, К. Василев,.

B.Ф.Гегель, А. И. Герцен, В. С. Гершунский, Т. М. Горичева, И. Кант, Л. И. Казнин, Э. Кей, И. С. Кон, Г. Б. Корнетов, О. Н-Лосский, Ю. М. Лотман, К. Маркс, М. Л. Михайлов, В. М. Розин, В. С. Соловьев, Г. А. Тищкин, Н. В. Шелгунов, Л. Фейербах, ИГ. Фихте, Ф. Энгельс и др.

2 группа — исследования педагогов, в которых освещались различные аспекты становления феномена совместного обучения в России и в странах Европы второй половины XIX — начала XX веков: Т. К. Ахаян, В. П. Вахтеров, В. А. Веременко, В. И. Герье,.

Н.А.Добролюбов, Э. Д. Днепров, Г. Г. Зоргенфрей, П. Ф. Каптерев, О. Е. Кошелева, Е. И. Лозинский, М. М. Манасеина, М. Г. Мижуев, К. Митягин, М. В. Михайлова, Л. В. Мошкова, М. Морозов, Ф. С. Озерская, А. Н. Острогорский, Н. И. Пирогов, Н. Е. Румянцев, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский, М. Ф. Шабаева и др.

3 группа — исследования, обращенные к сущности и содержанию педагогической деятельности в школах совместного обучения в России начала XX столетия, освещающие разные аспекты процесса обучения, воспитания, организации образования в них: М. Т. Алексеев, Г. Н. Боч, В.Гриневич. О. А. Дернова, Х. К. Иогансон, Е. А. Кирпичникова, Е. С. Левицкая, Е. Соловьева, Н. П. Урсин,.

A.К.Янсон и др.

4 группа — работы по истории России второй половины XIXначала XX веков: Л. Г. Захарова, Ю. М. Лотман, А. Г. Тишкин,.

B.И.Чарнолуский, К. Ф. Шацилло.

5 группа — документы: сборники постановлений по образованию советского и дореволюционного периодов, стенограммы съездов по семейному воспитанию 1911;12 года, по женскому образованию 1913;14 года.

6 группа — произведения художественной, автобиографической прозы, мемуарно-художественной литературы, в которых нашла отражение специфика личностного становления подростков, мальчиков и девочек, а также юношей и девушек того времени в условиях школы и социума. Их авторы: С. А. Аникиева, Е. Н. Водовозова, Л. Медведев, Е. С. Некрасова, В. Набоков, И. И. Попов, Кн.М. К. Тенишева, А. Р. Цебрикова, А. П. Чехов, Л. Чарская, Е. Ф. Юнге.

7 группа — материалы периодических изданий тех лет: газеты «Северная пчела», журналов «Вестник воспитания», «Вестник всемирной истории», «Вестник Европы», «Женское образование», «Нива», «Русский вестник», «Русская мысль», «Русское слово» и др.

Положения, выносимые на защиту:

1.Совместное обучение (совместное воспитание, совместное образование, совместность, со-обучение, со-воспитание, коэдукация) — результат практических усилий педагогов и педагогической общественности России второй половины XIX — начала XX в., направленных на поиск путей обновления образовательного процесса, развивавшегося в общем русле гуманизации и демократизации общества в целом и школы как составного элемента его в России и странах Западной Европы указанного периода времени.

2.Процесс совместного обучения органически связан с традицией полодифференцированного образования, являясь этапом его развития и совершенствования как более естественный путь воспитания мужественности в мальчике и женственности в девочке на основе равенства их человеческой сущности.

3.Совместное обучение — весьма сложное педагогическое явление, оно может иметь положительный педагогический результат только при условии обеспеченности школ достаточной базой научно-педагогических, психолого-педагогических данных и необходимого уровня профессионального мастерства педагогических кадров.

4.Совместное обучение, осуществляемое в логике обыденного сознания, опирающегося только на понимание равенства полов и без достаточной научной обеспеченности как в теоретическом, так и в практическом ключе, — опасный путь, ведущий к нивелированию вторичных, собственно культурных признаков принадлежности личности к тому или иному полу.

5.Российские и европейские педагоги начала XX столетия понимали всю глубину проблематики процесса совместного обучения и призывали к большой осторожности и осмотрительности при использовании его в образовании, так как научная разработанность совместного обучения явно отставала от ей ширящейся практики.

6.Школы совместного обучения были новым типом учебных заведений для своего времени. Их деятельность стала источником понимания и оценки многих сторон феномена совместного обучения, что не потеряло ценности и для образования наших дней.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1.Вскрыты теоретические основания (философские, культурологические, общенаучные) родовой взаимообусловленности Мужчины и Женщины как субъектов бытия, а также совместности как ценности в их жизнедеятельности, какими они оформились к началу XX века.

2,Определены социальные предпосылки возникновения феномена совместного обучения в России периода второй половины.

XIX — начала XX в. Это многообразные социально-политические и экономические процессы, объединенные понятием «эмансипация женщины» .

3.Предпринята попытка раскрыть сущность и характер проявления феномена совместного обучения в теории образования и в образовательной практике России второй половины XIX — начала.

XX в. Установлено, что это многоаспектная и весьма сложная педагогическая категория и педагогическая проблема, отражающая своеобразие российской действительности того периода времени российского образовательного менталитета и — вместе с тем — связи России с европейской культурой и образованием.

4.Выявлены новые для отечественной педагогической науки факты, характеризующие взгляды и деятельность М. М. Манасеиной, Е. Н. Румянцева.

5.Определены новые стороны общественно-педагогических процессов в России в начале XX в. в связи с теорией и практикой образовательных учреждений совместного обучения.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для такой организации образовательного процесса, который осуществлялся бы на основании тех врожденных и приобретенных в процессе длительной социокультурной эволюции человека характеристик, которые определяют принадлежность его к мужскому или женскому полу.

Перспективы дальнейшего исследования этой проблемы направлены на обогащение представлений о школах совместного и раздельного обучения детей разного пола в связи с возрастными этапами развития.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях проблемной лаборатории и заседаниях кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (1994;1998 гг.), на конференции школ Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, посвященной проблемам духовности воспитания (март 1993 г.), на научно-практической конференции «Возрождение традиции женского образования в Санкт-Петербурге» (женская гимназия города октябрь, 1996 г.), на секции «Половое воспитание подростков и молодежи» 5-й международной конференции «СПИД, рак и родственные проблемы» (Санкт-Петербург, май, 1997 г.), при чтении курса «Половозрастные особенности школьников как педагогическая проблема (история и современность)» на филфаке РГПУ им. А. И. Герцена, а также в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по истории педагогики.

Структура исследования: объем i6*f машинописных страницу, состоит из 2-х глав, 5-ти параграфов, введения, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной науке об образовании нет единой точки зрения на совместное обучение мальчиков и девочек в школе Это проявляется в разной трактовке этого явления разными авторамикак нормы функционирования школы элементарной грамотности как инновационного процесса в педагогике конца XIX — начала XX в., как одного из достоинств советской школы, безусловно превосходящее опыт дореволюционной педагогики по дифференциации обучения в зависимости от пола ребенка и наоборот, как проблемы в практике советской совместной школы не учитывающей разницу личностных особенностей мальчиков и девочек, юношей и девушек, их природных возможностей и способностей.

Наше исследование показало, что корни этого педагогического явления — в общекультурном и экономическом развитии европейского сообщества государств того времени, в который была интегрирована и Россия.

Средние школы совместного обучения возникли в первой половине XIX в. в Америке как экономически более выгодный путь образования для всех детей, без различия пола. В Европе первые совместные средние школы возникли в странах Скандинавии как более естественная форма обучения детей в середине XIX столетия.

Материально-технический прогресс, развитие промышленности усложнение производства диктовали изменения общественной жизни и культуры в целом. Более активно эти процессы развивались в странах Запада: Америке и Западной Европе. С некоторым опозданием и в более ослабленной степени они дошли и до России перестраивая ее экономическую и социокультурную сферы.

Так как первоэлемент, первооснова любого общества — семья то со всей очевидностью встал вопрос о проблемах функционирования семьи в социуме. Это сопровождалось осмыслением сущностных черт мужчины и женщины как главных субъектов бытия, с осознанием закономерностей их жизнедеятельности, их взаимных отношений, психологических механизмов их личностного взаимодействия.

Тема мужского и женского начал жизни привлекала многих видных философов и ученых второй половины XIX — начала XX в В логике нашего исследования ценность представляют труды таких ученых и философов, которые рассматривают мужчину и женщину не изолированно друг от друга, а как «двух одинаково равных, и свободных, и одинаково связанных существа» (П.Ф.Каптерев). Это.

И.Кант, В. Ф. Гегель, Г. Фихте, Л. Фейербах, К. Маркс, А. И. Герцен, В. Соловьев и др.

Общеевропейская и русская философская и научная мысль к началу XX столетия доказала и обосновала на широком культурно-историческом материале полную взаимную соотнесенность и взаимную обусловленность процессов эволюционного развития мужчины и женщины. Это именно два взаимотворящих друг друга существа. Особенности черт характера, привычек, поведения мужчины и женщины в процессе многовекового филогенеза формировались, исходя из принципа взаимодополняемости.

Таким образом, идея диалектического единства и равенства полов была полностью обоснована философами и учеными к концу XIX — началу XX в.

В России угнетение женщины, ее правовое и экономическое бесправие ощущалось значительно сильнее, чем в странах Западной Европы. Отчасти поэтому, а отчасти в силу особенностей национального характера, процессы социального, культурного экономического освобождения женщины в России во второй половине XIX столетия приобрели размах и остроту: женщины стали учиться в высших учебных заведениях, участвовать в государственных событиях (война в Крыму 1853−55 гг. война на Балканах в 1877−78 гг.), в политических процессах и организациях (народничество, различные политические акции, легальные и нелегальные революционные организации), трудиться на ниве просвещения и медицины, осваивать иные виды труда.

Одновременно с этим началось педагогическое осмысление вопросов женского образования. Была найдена универсальная форма открытых женских средних школ (Н.А.Вышнеградский.

К.Д.Ушинский, В. Я. Стоюнин и др.). Но развитие обшества способствовало дальнейшему процессу «сближения полов в бразовапии (.Я.Стоюнин, Вначале это достигалось ^ же» &tradeС°ДеРЖаНИЯ °бР~ьнь, х программ мужски Н женских гимназии, но все более интересным стал представляться процесс соединения мужских и женских школ. являться.

Нужно подчеркнуть, что значимые стороны процесса.

ГоТеГдаТ^ °С03НаВаЛИСЬ «~ женского &bdquo-б В СВЯЗИ С РСШеНИеМ ИНЫХ Падаг™ких вопросов: женского образования, семейного воспитания и семейной.

М М Г" ' «» «Г НН0Г° ~я, сексуальной педагог» .

М.М.Манасеина была первой, кто начал разрабатывать собственно вопросы теории совместного обученияг — сооственн0 ооучения. с позиции методологии организационно-педагогической содеожате"кНпй содержательной и методической.

Шиия. «в процессе исследования установлено, что совместное обучение развивалось как составная част, fin™. ооучеяие процессов в образовании Го Р°КИХ ИНН0—>-х к ооразовании, подразумевающих гуманизацию и.

Д мократизацию школы. Он рядоположен с такими явлениями как новая педагогика, новое воспитание, свободное воспитание нова! школа, школа-семья и т. д. В кон&trade-&tradeобучение контексте этих явлений совместное.

Г-ГЛоргенфрей, Н. И. Лозинский, ^^^^^.

Сам термин «совместное обучение» подразумевает более широкии смысл: единство процессов собственно обучения во взаимосвязи с воспитанием и развитием пебенкя R У «» «В° опгянитло,.- р ие, м Реоенка в специально организованной педагогической среде «)г-л ,-«««» сметяниинт F среда предполагает смешанный состав высококвалифицированных преподавателей местоположение за городом, использование пшро^.*^^ в образовательных целях, путешествия, экскурсии, занятияТпортом организацию детского самоуправления и т. д.

Совместное обучение полов в высшей и средней школе rr: rмногим проп, ессивн°мь, с— ~™ наиболее эффективным для общества решением вопросов женского,.

ГвеШе0:уноГОВОГО (ЭКеЙ' М-М'Ма—' М. Л. Михайлов,.

Одновременно с этим, в сознании педагогов, российской педагогической общественности тех лег продолжала cyLcTB0 ат жденносхь в том, что женщину может воспитать только женщи" что жизненные цели мужчин и женщин изначально различны и местность их обучения «воспитания может принести больш вреда, ем пользы (немецкие педагоги, французский ученый Г. Компеире, В. И. Герье и др.).

Педагогическое и общественное осмысление теории и опыта школ совместного обучения в начале XX столетия в Европе происходило очень заинтересованно и активно. Современники отмечают, что практически не было ни одного педагогиГско о нгресса или съезда, где бы ни обсуждался феномен совмесИ иОучения.

Известно&trade-,&trade- «ТоТГ» «ПРаК™Ка С0ВМеС™ЫХ СРЗДНИ* — Известно, что к 1915 г. в России существовало около 150 средних школ с совместным обучением и наблюдалась тендеГиГк увеличению их числа. Это свидетельством о несомненной популярности самой идеи, ее принятии росшйской обществ—школьГи щ ВР6МеНИ- 8 б0ЛЬШИНСТВе СВОеМ были частные Торго ли в ' ВеД°МСТВа Мимс» Р"™ Промышленности и Е A ZL НаШеМ ИССЛеД0ВаН™ визируется опыт гимназии.

Г°ВОИ В, М°СКВе' 3еМСК0Й >&trade-ьской семинарии имени к.Д.УШинского в Санкт-Петербурге А. К. Янсона. (щкола Сан.

Галли), щколы Е. С. Левицкой в Царском Селе, гимназии Общества ихся женщин в Харькое, совместной щколы в Гельсингфорс.

Г®ШК°ЛЫ ИЛ" И Е’А-ПолУбинских в Санкт-Петербурге, пансиона Н. П. Урсин в Санкт-Петербурге самоппГаКО РОСТ &trade-СЛа ШК°Л обучения щел сам^произвольно, в отрыве от процесса его научного обоснования.

Этот факт представители научных педагогических кругов того времени объясняли большой сложностью '.

Указывалось на отсутствие °ЖН°СТЬЮ СЗМ0И проблемы. отсутствие научно-концептуальной бязы исследования области проявлений сравнительной психоло ни полов на неразработанность методологии эксперимента, науч&bdquo-0.

— 1−52 обоснованных параметров и средств измерения, с помощью которых можно было бы оценить всесторонне и обьективно деятельное" первых школ совместного обучения.

Однозначно определено было только то, что девочки в совместных шкодах не только не переутомляются, чего более всего опасались, но не уступают мальчикам в возможностях обучения и понимания изучаемого, что успеваемость их не ниже, а зачастую и выше результатов обучения мальчиков (исследования лаборатории педагогической психологии проф.А. П. Нечаева,. Таким образом, был мужскоГ РЬеР' .Ф°РМаЛЬН° «Р—У-о-шй соединению мужского и женского обучения.

При этом педагогигл начала XX столетия были очень требовательны в оценке кажущегося положительным во многих отношениях опыта совместных школ Помимо отмечаемых ими.

СТВ Г^ ВЫС0КаЯ °бЩаЯ учащихся, более гуманная общая атмосфера школ, более сознательная дисциплина настоящая03' «к поведения, трудолюбие настоящая дружественность и взаимное уважение юношей и.

Девушек), выявлялись и анализировались существенные проблемы совместных школ: неясность образовательных целей в связи дТтГнГГ ЖЮНеНН°Й ПерСП&tradeи профессиональной диГГпе значительное ослабление процесса половой дифференциации в образовании, снижение воспитательных мальчи ' ДеВ°ЧКаМ' УЩеМЛеНИе™™o достоинства мальчиков, которые по своей природе менее расположены к систематическим занятиям, менее прилежны и отстают в омском развития. °Т ЯеВ°ЧеК П° РВДУ П°Ка3аТелей психофизиологического.

УЧеНЫе ТСХ Л6Т С™ТаЛИчто' подкрепленное научно-педагогическим обеспечением, совместное обучение в дальнейшем может принести больше вреда, чем пользы. И тем самым может быть сов—0″ «3 СЭИа ВДеЯ С0ВМ— Новь.

ГяТмГицГГ<<�не демократичны и не могут быть — экономДИчесВРеМеННО С ЭТИМ> С0ВМеСТНЫе средние ШК0&tradeкак более экономически вь, годные для общества, более удобные для учителей, i па tin и О.

— U53не вызывающие вопросов в обыденном сознании большинства.

ВСе ШИре завоевывали российское образовательное пространство.

С победой Октябрьской социалистической революции в нашей стране принцип совместности обучения был узаконен советским правительством как единое основание всех типов школы на всех уровнях образования.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Во второй половине XIX — начале XX в. в русском обществе сложились специфические условия, определившие научный практический интерес к совместному обучению мальчиков и девочек В средней школе. девочек.

2. К этому времени наукой и философией был накоплен фонд и о родовой сущности мужчины и женщины 'как взаимосвязанных субъектов бытия и жизнедеятельности. Эти знания стали обоснованием идеи совместного обучения постепенн! еТН С°ВМеСТН°Г° °б*Чен™ * 'сии развивался посменно Его истоки связаны с функционированием школ «арной с развитием ^^ опытом совместного обучения полов в высшей школе Так обГоГиеИДеЯ С0ВМеСТНЫХ «^.

4. За коротким период с конца XIX в. до 1915 г в России бГиТ™рГьГпо'?астнГГни1″ тЛ"веОВМеСТНОГО °бУЧеНИЯ' ШК°ЛЫ.

Промышленности и Торгов™" 'ТрГбо^ ТаТиТиру^ТЗЛ совместных образовательных учреждений. котоо!,?" &tradeП°Л0ЖИТеЛЬНЫе ст°Р°нь. опыта и проблемы, с которыми столкнулись сторонники совместного обучения в практической деятельности.

5. Феномен совместного обучения предстал как сложное и пол" винГх1Х ЯВЛе™е В РаЗВИТИИ Р0ССИЙСК0Г° °®-Разования второй половины XIX — начала XX в. Совместное обучение связано со многими явлениями педагогической истории России этого периода.

Его сущность — в поиске учеными и педагогами оптимальных возможностей обучения и воспитания мальчиков и девочек.

Дальнейшее изучение этой проблемы может обогатить современную теорию и практику образования в условиях совместного и раздельного обучения, а также осуществления принципов природосообразности и культуроосообразности в образовании. Ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексеев М, Т. Результаты анкеты по совместному обучению в гимназии общества трудящихся женщин в Харькове // Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Т.2. -СПб., 1914. — С.149−154.
  2. А.А. Женщина в общественных движениях России. -СПб., 1907.- 34 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания /проблемы философии психологии/. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  4. С.А. Воспоминания бывшей институтки о Санкт-Петербургском Екатерининском институте С.А.Аникиевой. -СПб., 1899.- 48 с.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в./Сост.В. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  6. Г. И., В.А.Манасеин /Жизнь и деятельность. 1841−1901/, -М.:ГИМЛ, 1951.- 196 с.
  7. В.Я. Активное народничество 70-х гг. М., 1912. -247 с.
  8. Боч Г. Н. О совместном обучении в Петроградском коммерческом училище в Лесном // Труды Перового Всероссийского съезда по образованию женщин. Т.2. СПб., 1915.
  9. Л. Женский вопрос. М., 1922.
  10. Василев К.Любовь./Пер.с бодг. М.: Прогресс, 1982. — 384 с.
  11. В.П. Спорные вопросы образования. М., 1907. — 56 с.
  12. К.Н. Борьба за свободную школу. М., 1906.
  13. В.А. Психоневрологический институт и проблема совместного обучения полов в высшей школе // Из истории отечественного образования /17−20 вв./: Тез.научн.конф.РГПУ им. А.И, Герцена. СПб., Третья Россия, 1997.
  14. Е.Н. На заре жизни. В 2-х т. Т.2. М., 1964. — 590 с.
  15. Вопрос о совместном обучении при свете экспериментальной психологии. /Под ред. А.Нечаева. Петрогроград, 1915. — 85 с.
  16. А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений СПб учебного округа. СПб., 1849.
  17. В.Ф. Философия права. /Пер. с нем. М.:. Мысль, 1990. -466 с.
  18. Г. К. К вопросу о совместном воспитании // Новые идеи в педагогике / Под ред. Г. Г. Зоргенфрея. СПб., 1914. — С. 133- 150.
  19. С.А. Воспитательное дело в совместной школе // Труды первого Всероссийского съезда по образованию женщин. Т.2 -СПб., 1915.
  20. А.И. Былое и думы. Соч. в 30-ти т. Т. IX. М., 1954.-354 с.
  21. А.И. Дневниковые записи. Соч. Т.XX. М., 1954. — 492 с.
  22. А.И. Капризы и раздумья. Соч. Т.П. М., 1954.- С.49−70.
  23. А.И. Письма 1832−1838 гг. Соч. Т.XXI. М., 1954.
  24. А.И. Письма 1838−1850 гг. Соч. T.XXIII. М., 1954.
  25. А.И. Письма 1856−1859 гг. Соч. Т.XXVI. М., 1954.
  26. Герцен А. И, Письма 1860−1864 гг. Соч, Т.XX.VII, кн.1. М., 1954.
  27. А.И. Письма 1860−1861 гг. Соч. T. XXVII, кн.2. М., 1954.
  28. А.И. Порядок торжествует. Соч. Т.XIX. М., 1954.-С.66−200.
  29. А.И. С того и с этого света. Соч. T.XI. М., 1954.-С. 447 464.
  30. А.И. Цветы Минервы. Соч. T.XI. М., 1954. — С.464−467.
  31. Г. Совместное обучение полов // Новые идеи в педагогике / Под ред.Г. Г. Зоргенфрея. СПб., 1914. — С.2−81.
  32. М. Образы прошлого. М., 1912. — 56 с.
  33. .С. Менталитет и образование . М.: ИПП, 1996. -144 с.
  34. В.И. Теория и практика женского образования // Вестник Европы. 1877, кн.4.
  35. Т.М. Дочери Иова. СПб.: Ступени, 1992.-64 с.
  36. В. Новая школа-семья и мотивы ее возникновения. Ольховый Рог, 1900. 56 с.
  37. О.А. Из практики начальной школы с совместным обучением // Совместное образование /Под ред. Н. М. Соколова и Г. Г. Тумима. Петроград, 1914.
  38. О.А. Проект анкеты о постановке совместного обучения в начальной школе // Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Т.2. СПб., 1914.
  39. Н.А. Чему мы, женщины, учились? // Русская беседа. -1859. -№ 3. С.21−50.
  40. Дидро и Екатерина Вторая. Их беседы, напечатанные по собственным запискам Дидро. СПб., 1902. — 120 с.
  41. Э.Д. Женское образование в пореформенной России // Федосова Э. П. Бестужевские курсы первый женский университет в России. — М.: Педагогика, 1980. — С.5−34.
  42. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994. — 241 с.
  43. Н.А. Мысли об учреждении открытых женских школ // Избр.пед.соч. М.: Пед., 1986. — 65−76 с.
  44. С.Н. Из размышлений о совместном воспитании // Совместное воспитание и образование /Под ред. Горбунова1. Пллр ТТ^ЧПО Л/Г 1 Q 1 Яии^ад^/си. XTJL.9 1 у 1 .
  45. .В., Пугачев О. С. Рыцарь Софии Владимир Соловьев. Псков, 1996. — 156 с.
  46. В.К. Ушинский в Петербурге. JI., 1977. — 191 с.
  47. Л.Г. Россия на переломе // Очерки истории России XIX- начала XX вв. М.: Политиздат, 1991.
  48. Г. Г. Вопросы современной школы. СПб., 1907. — 87 с.
  49. П.А. Русская женщина в войну 1877−78 гг. СПб., 1879.- 235 с.
  50. Х.К. Коэдукация в Финляндии // Совместное образование /Под ред.Н. М. Соколова и Г. Г. Тумима. СПб., 1914.
  51. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования: Комплексная программа «Стратегия развития образовательных систем» /Под ред.З. И. Равкина. М.: ИТРТМИО РАО, 1994. — 88 с.
  52. Н.А. Совместное обучение // Совместное образование и воспитание/Под ред.И.Горбунова-Посадова. М., 1913.
  53. Л.И. Проблема эмансипации женщин в социальном учении А.И.Герцена. Диссерт. на соиск.ст.канд.филос.н. Горький, 1989.- 168 с.
  54. И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного. Соч. в 6-ти т. Т.2. М., 1965. — 743 с.-55т~Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. -557 с.
  55. Кей Э. Век ребенка. Изд-е 2-е. 191о. 178 с.
  56. Кирпичникова Е. А. Из опыта совместной школы /наблюдения воспитательницы/ // Совместное образование /Под ред.Н. М. Соколова и Г. Г. Тумима. СПб., 1914.
  57. А. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1910.
  58. Е. Кафедра педагогики /строки из биографии/ // Педагогические вести: 1997. — №№ 48−49. — С.4−5.
  59. Я.А. Великая дидактика \ Каменский Я.А. Избранные пед.соч.в 2-х т. Т. 1. М.: Пед., 1982. — 656 с.
  60. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  61. Г. Совместное обучение в Соединенны Штатах // новые идеи в педагогике /Под ред.Г. Г. Зоргенфрея. СПб., 1914. — С. 110 132.
  62. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТПИМИО РАО, 1993. — 135 с.
  63. Д.И. История педагогики. М.: Изд. дом «Форум», 1998.- 584 с.
  64. К.Ф. Наблюдения над сравнительной работоспособностью учеников и учениц в совместной школе // Совместное образование /Под ред.Н. М. Соколова и Г. Г. Тумима. -СПб., 1914.
  65. Е.И. Проблемы сексуальной педагогии // Вестник воспитания. 1904. — № 1−2.
  66. А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. -720с.
  67. Н.О. История русской философии. М.: Сов.писат., 1991.-479 с.
  68. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства /XVII нач. ХХ в./. — СПб., Искусство, 1994. — 398 с.
  69. М.М. Об общем образовании и женском вопросе // М. М. Манасеина. Основы воспитания с первых лет жизни доокончания университетского образования. Вып. 1−5. Вып.4. -СПб., 1897.
  70. К. и Энгельс Ф. Письмо Л.Кугельману. Соч. Изд-е 2. Т.32.- М.: Госполитиздат, 1955. С. 486 — 487.
  71. К. и Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т.21.- М., 1955. С. 23−178.
  72. К. и Энгельс Ф. Фейербах. Соч. Т.З. М., 1955. — С. 15−78.
  73. К. и Энгельс Ф. Экономические рукописи. Соч. Т.42. М., 1955. -С.41−174.
  74. Л.В. В гимназии. Странички воспоминаний.- М., 1904.- 112с.
  75. П.Г. Совместное образование в Англии и Америке // Труды Первого Всероссийского съезда по образованию женщин. Т.2. Петроград, 1915.
  76. М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. Соч. в 3-х т. Т.З. М.: Гослитиздат, 1958.
  77. М.Л. Парижские письма. Письмо пятое // Современник. 1859. -№ 1. С. 163−182.
  78. М.Л. Женщины в университете // Современник. 1861. -№ 4. <499−507.
  79. М.В. Гуманизация образования // Российское образование: история и современность /Под ред.С. Ф. Егорова. -М.: ИТПИМИО РАО, 1994.
  80. М.В. Общественно-педагогические и просветительские организации дореволюционной России /середина XIX начало XX века/. — М.: ИТПИМИО РАО, 1993. -163 с.
  81. М.В. Педагогические съезды по народному образованию конца XIX начала XX в. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций /Под ред.Э. Д. Днепрова. — М.: АПН НИИОП, 1984.
  82. Д.Л. Замечательные исторические женщины на Руси. -СПб. 1911.-308 е.
  83. М. Общественное и гигиеническое значение совместного образования полов // Совместное образование /Под ред.Н. М. Соколова и Г. Г. Тумима. СПб., 1914.
  84. Л.В. Ценность образования. XIX век // Российское образование: история и современность /Под ред.С. Ф. Егорова. -М.: ИТПИМИО РАО, 1994. 253 с.
  85. Мужчина и женщина, врозь и вместе в различные эпохи их жизнк-СПб., 1859.-98 с.
  86. Мужчина и женщина: Их взаимные отйошения и положение, занимаемое ими в современной культурной жизни /Под ред.А. С. Догеля, Д. С. Клеменца и до. МПб, 1896. — 277 с.
  87. Народное образование и педагогическая мысль России канана и начала империализма: Малоисследованные проблемы и источники /Под ред.Э. Д. Днепрова. М/. АПН СССР НИИ ОП, 1980.
  88. Народное образование СССР. Сб.документов. 1917−1973 гг.
  89. Е.С. Студентка на войне (письма с войны 1877 г.) // Русская мысль. 1898. — № 7.
  90. Некролог И. М. Манасеиной //' Нива. 1903.- № 13.
  91. Н.П. На Новый год // Колокол. 1861. — № 89. — Вып.4.
  92. В. Константин Дмитриевич Ушинский // В. Острогорский, Д. Д. Семенов. Русские педагогические деятели. -М., 1909.
  93. А.Н. По поводу женских характеров в некоторых повестях // Современник. 1862. — № 5. — Отд.2.
  94. А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // А. Н. Острогорский. Избранные педагогич.сочинения. -М.: Педагогика, 1985.-С. 272−305.
  95. Отчет о деятельности женской гимназии Э. П. Шаффе. 1882−1892. -СПб., 1893.-56 с.
  96. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX в. /Отв.ред.М. Ф. Шабаева. — М.,: Педагогика, 1976. — 605 с. в 161
  97. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX начало XX в./Отв.ред.Э. Д. Днепров. — М.: Политлит, 1991.- 445 с.
  98. Педагогическая хроника // Женское образование. 1876. — № 5.
  99. M.JT. Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность. СПб., 1892.
  100. Н.И. Вопросы жизни // Пирогов Н. И. Избранные педагогич.сочинения. М.: Педагогика, 1985. — С.29−52.
  101. Н.И. Воспоминания о Крымской войне // Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М.: АН СССР, 1959.- 652 с.
  102. Н.И. Письма // Пирогов Н. И. Севастопольские письмаи воспоминания. М.: АН СССР, 1959.
  103. Н.и. Программы и правила для женских пансионов // Н. И. Пирогов. Избр.пед.соч. М.: Педагогика, 1985. — С. 192−193.
  104. Полное собрание законов Российской империи. Т.VI. 1881.
  105. И.и. Минувшее и пережитое. Воспоминания за 50 лет.-Л.: Колос, 1924.- 235 с.
  106. А.В. Оздоровление семьи // Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. СПб., 1914.
  107. И. Женщины в университете // Северная пчела. 1861. -№ 60.
  108. В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993. — 174 с.
  109. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.
  110. Российское образование: история и современность /Под ред.С. Ф. Егорова. М.: ИТПИМИО РАО, 1994. — 253 с.
  111. М. Вопрос о совместном обучении в свете современной педагогики \ Вестник воспитания. 1912. — У. -С.59−94.
  112. Н.Е. Борьба за обновление школы. СПб., 1913. — 26 с.
  113. Н.Е. Педология. -СПб. 1910.-74 с.
  114. Н.Е. Совместное обучение с псхологической точки зрения // Труды Первого Всероссийского съезда по семейномувоспитанию. Т.2. СПб., 1914.
  115. Совместное образование /Под ред.Н. М. Соколова и Г. Г. Тумима.-СПб., 1914.
  116. Д.Д. Из пережитого: В Мариинской женской гимназии // Русская школа. 1892. — № 3. — С.21−38- № 4. — С.9−22.
  117. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сборник. В 3-х т. Т.2. /Под ред.З. И. Равкина. М.: ИТПИМИО РАО, 1994. — 273 с.
  118. B.C. Соч.в 10 т. Т.З. СПб., 1911−1914.
  119. Е. Тип новой школы. СПб., 1910.-37 с.
  120. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. мл r-r^uwu R Я Обпячование оусской женщины // Стоюнин В .Я.
  121. Т" A KS ivy iiliii * • v J'--------- х J
  122. Избранные педагогические сочинения. М.: Пед., 1991. — С.209−225.
  123. А .Я. Оченки жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского. М.: Учпедгиз, 1960. — 348 с.
  124. М.К. Впечатления моей жизни. JL: Искусство, 1991. — 287 с.
  125. И.Я. О совместном обучении // Труды Первого съезда по народному образованию в Московском Городском Общественном управлении. М., 1912 — С.49−55.
  126. Г. А. Женский вопрос в России, 50−60 гг. XIX. JL:1. Изд-во ЛГУ, 1984.- 239 с.
  127. Тур Е. Женщина и любовь по понятиям Мишле // Русскийвестник. 1859. — № 6. — Кн. 1.
  128. Н.П. Вопросы совместного воспитания пол данным одного интерната // Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Т.2. СПб., 1914.
  129. Н. Несколько мыслей о воспитании женщины // Мода, журнал для светских людей. 1851. — № 3.
  130. К.Д. Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К.Ушинского. Соч. в 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1988. — С.283−348.
  131. Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения в 2-х т. Т.2. М., 1995. — 424 с.
  132. М.А. Характер специфических женских преступлений и наказаний // Русское слово. 1863. — № 4. — Отд. 1.
  133. Г. Основоположения естественного права согласно принципам наукоучения // Мир и эрос. М., 1991. — С. 133−139.
  134. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. — 158 с.
  135. Л. Совместные школы в Финляндии // Труды Первого Всероссийского съезда по образованию женщин. СПб., 1915.
  136. А.Р. Пятидесятые годы // Вестник всемирной истории. 1901. — № 10.
  137. П. Совместное обучение мальчиков и девочек в Германии и Америке // Новые идеи в педагогике /Под ред.Г. Г. Зоргшенфрея. СПб., 1914. — С.83−110.
  138. Цирульников А. Чему учиться? // Новое педагогическое мышление /Под ред.А.Петровского. М.: Педагогика, 1989. -С.257−278.
  139. В.И. Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906. — 212 с.
  140. Л. Княжна Джаваха. СПб., 1992. 336 с.
  141. Л. Один за всех. М.: Светоч, 1992. — 1 12 с.
  142. Частная учительская школа И.П. и Е. А. Полубинский в Петрограде. Петроград, 1907. — 73 с.
  143. .Н. Воспоминания. Московский университет. М., 1929.- 312 с.
  144. А.А. К вопросу о женских гимназиях // Русская старина. 1886. — № 4.
  145. А.Н. Женские врачебные курсы // Вестник Европы. -1886. -№ 1.
  146. К.Ф. Николай Второй: реформы или революция // Очерки истории России XIX начала XX в. — М.: Политлит, 1911.
  147. Н.В. Воспоминания. М.-П., 1923.
  148. Н.В. Письма о воспитании // Избранные пед.соч. -М.: АПН РСФср, 1954. 403 с.
  149. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций / Под ред.Э. Д. Днепрова. М.: АПН НИИОП РАО, 1984. 256 с.
  150. Школа Левицкой/1900−1911/.-СПб., 1911.-94 с.
  151. Э.Д.Днепрова и Б. К. Тебиева. М.: АПН НИИ ОП, 1985. — 219с.
  152. .Н. Женское образование // Путь к свету и самостоятельности. М., 1916.
  153. И.В. Вопросы психологии и педагогики в работах съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике // Труды третьего Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в Петрограде. Петроград, 1916.
  154. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Т.21. М.: Политлит, 1955.
  155. Е.Ф. Воспоминания. М., 1914.-356с.
  156. А.К. Совместное обучение и воспитание вСанкт-Петербургской земской учительской школе // Совместное образование /Под ред.М. Н. Соколова и Г. Г. Тумима. СПб., 1914.
Заполнить форму текущей работой