Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие памяти дошкольников
При организации работы детей с картинками, воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания дошкольниками тех предметов, которые на них изображены. От того, какую деятельность дети будут совершать с этими картинками, зависит то, сколько дошкольники смогут запомнить непроизвольно. Например, когда дети просто рассматривают картинки, не отыскивая в них сходства и различий, они… Читать ещё >
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие памяти дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Игра как ведущая деятельность дошкольника влияет на формирование произвольности психических процессов. Поэтому, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше.
При организации работы детей с картинками, воспитатель обеспечивает возможность непроизвольного запоминания дошкольниками тех предметов, которые на них изображены. От того, какую деятельность дети будут совершать с этими картинками, зависит то, сколько дошкольники смогут запомнить непроизвольно. Например, когда дети просто рассматривают картинки, не отыскивая в них сходства и различий, они запоминают небольшое количество изображений. Непроизвольное запоминание у детей возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находя в изображенных на них предметах, общие признаки и на этой основе объединяют их. Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем больше возможность непроизвольного запоминания ими этого материала.
В играх с детьми используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети не только знакомятся со свойствами предметов и их признаками, но и учатся запоминать их.
Игры с природным материалом воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Детям необходимо выполнить задание и при этом задействовать свою память, то есть, например, вспомнить, какой лист от какого дерева. Такому запоминанию и воспроизведению способствует раннее наблюдение за деревьями во время прогулки, а так же личный опыт ребенка.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Подбор картинок по парам — самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Естественно, что сначала ребенок будет открывать все карточки подряд, но со временем он поймет определенное расположение нужных ему карточек, запомнит их и откроет при следующей попытке. К этому дошкольник будет идти медленно, но верно.
Игры проводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе.
Слуховую память дошкольников можно развивать с помощью игры «Снежный ком», суть которой состоит в том, чтобы дети поочередно продолжали предложение предыдущего игрока. Например, сначала воспитатель говорит следующую фразу «Папа купил мне новую машину». Затем первый ребенок продолжает «…большую машину», второй ребенок «…зеленую машину». Третий ребенок может видоизменить предложение — «я играю с новой большой зеленой, купленной папой» и так далее. Есть подобная этой игра. Первый ребенок называет любое слово, например «дерево», следующий прибавляет другое слово и так по кругу. Суть игры в том, что детям необходимо запомнить весь ряд слов, названный предыдущими игроками. Подобные игры не только развивают слуховую память, но и заставляют ребенка быть внимательным.
Зрительную память можно развивать, как и в играх, так и в бытовых ситуациях. Дома родители могут спросить ребенка о предметах, находящихся в комнате или кухне, где они лежат и какого цвета. Во время прогулки можно спрашивать о том, как одет тот или иной прохожий. И не просто спрашивать, а добавить элемент соревнований, то есть, кто больше назовет примет человека, тот и выиграл. Как родитель, так и воспитатель очень просто может развивать память дошкольника. Достаточно показать ему картинку с сюжетом на некоторое время, а затем попросить рассказать о том, что он запомнил. С возрастом картинки должны усложняться изменением сюжета и наполнением различными деталями.
Осязательную память можно развить с помощью подручных средств. Например, ребенку завязывают глаза и раскладывают перед ним 5−10 предметов (в зависимости от возраста). Дается время, чтобы дошкольник мог ощупать, потрогать и запомнить, как и где лежит каждый предмет. После взрослый меняет местами все или некоторые предметы, а ребенку необходимо понять и исправить ошибки в их расположении. «Прятки» (Тактильные дощечки). Дети сначала рассматривают, потом ощупывают дощечек, выбирают «свою», а затем рассказывают какая на ощупь. После рассказа педагог прячет дощечку, выбранную ребенком под платком среди других пяти. Задача ребенка — найти ту самую «свою» дощечку, что помогает развить тактильную память и моторику.
Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, ребенок запоминает последовательность упражнений, а танцуя — выучивает комбинации движений, их целые связки. Для этого можно провести следующую игру. Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и выбывают. Так происходит до тех пор, пока не останется победитель. Игру необходимо разбавлять такими вариантами как: показ упражнений можно сочетать с названием движения (в этом случае развивается еще и слуховая память); движения не показываются, а только называются, поэтому ребенок должен вспомнить, как они выполняются.
Игра «Продолжи» хорошо помогает дошкольникам развить память в процессе воспроизведения стихотворений, сказок или басен. Суть игры состоит в том, что педагог начинает читать какое-либо произведение, уже знакомое детям, а их задача — продолжить фразу или отрывок.
Сегодня, как правило, с детьми должны заниматься специалисты, но это не исключает возможности занятий родителей со своими детьми. Для этого можно использовать простую книгу И. Ю. Матюгина «Как развить внимание и память вашего ребенка». Данный сборник является простым и доступным, по нему можно заниматься самостоятельно. В нем содержатся интересные способы и приемы, упражнения и игры для развития памяти. При этом ребенок научится не только ярко представлять, но и увеличит концентрацию внимания. игра память дошкольник педагог На основе вышеперечисленных упражнений и игр, я разработала собственную дидактическую игру на развитие памяти детей дошкольного возраста, которая может иметь несколько вариантов, а при необходимости совмещения всех. Такая игра будет способствовать развитию образной, речевой и зрительной памяти детей. Задачей игры является развитие интереса дошкольников к художественной литературе (сказкам), а также активизация воспроизведения ранее воспринятых литературных произведений. Так как дети читают художественные произведения согласно программному содержанию, то и использовать в игре необходимо уже знакомые им рассказы, сказки, повести. В моей же игре дошкольникам будут предложены только сказки.
Вариант первый. Воспитатель показывает характерные предметы из волшебных сказок. Это может быть как один предмет, так и несколько, но на одном листе, в композиции. В зависимости от возраста и ранее изученных произведений, педагог выбирает предметы и демонстрирует по очереди перед детьми. После того, как ребенок узнает, из какой сказки данный предмет (ы), ему необходимо пересказать эту сказку.
Вариант второй. Здесь используются сказки из первой части игры. Перед детьми раскладывается ряд предметов (изображений) из произведений. Для начала детям предлагается рассказать о том, что перед ними. Ранний пересказ сказки должен помочь детям догадаться, какого элемента не хватает для полноценного сюжета данной сказки. После ответа, ребенку необходимо пояснить его.
Вариант третий. Педагог показывает детям иллюстрации из книг или отрывки из мультфильмов, снятых по сказкам. После просмотра дошкольникам предлагается назвать данные произведения и пересказать их. Также можно провести небольшую викторину или беседу для выявления запоминания определенных из данных сказок.
Вариант четвертый. Воспитателю необходимо заранее изучить пройденные сказки и выделить те, в которых есть похожие герои. Например, в двух-трех сказках есть волк, лиса или другой персонаж. Затем педагог показывает картинки этих «одинаковых» героев. Дети должны назвать эти сказки. После удачного отгадывания, им предлагается обсудить, чем похожи и различны все эти сказки.