Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование творческой активности студентов-дизайнеров в процессе начального обучения живописи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема исследования и ее актуальность. Профессиональное становление будущего дизайнера зависит от начальных стадий художественной подготовки в высшем учебном заведении. Особое значение при этом являются занятия живописью, как отражение целостного мировосприятия, визуализации образов окружающей предметной среды, красоты мира и духовного развития человека, а также комплекса его качеств… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ЖИВОПИСИ
    • 1. 1. Из истории и современное состояние теории и практики обучения живописной деятельности обучающихся
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты формирования творческой активности студентов-дизайнеров в обучении живописи
    • 1. 3. Концептуальная модель педагогической системы формирования творческой активности студентов-дизайнеров на начальных стадиях обучения живописи
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА НАЧАЛЬНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ
    • 2. 1. Особенности организации экспериментального исследования
    • 2. 2. Реализация педагогической системы формирования творческой активности студентов дизайнерских факультетов на начальных стадиях обучения живописи
    • 2. 3. Основные результаты экспериментального обучения и их анализ
  • Выводы по главе II

Формирование творческой активности студентов-дизайнеров в процессе начального обучения живописи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Профессиональное становление будущего дизайнера зависит от начальных стадий художественной подготовки в высшем учебном заведении. Особое значение при этом являются занятия живописью, как отражение целостного мировосприятия, визуализации образов окружающей предметной среды, красоты мира и духовного развития человека, а также комплекса его качеств, способностей, умений и навыков, необходимых для успешной работы по избранной специальности. В решении задач профессиональной подготовки студентов-дизайнеров живописная деятельность формирует основы реалистической изобразительной грамоты, композиционно-творческое мышление, развивает чувство цветовой гармонии, формы, пропорций, способствует усвоению навыков ведения исследовательской работы и последовательного прохождения всех ее этапов.

Следует отметить, что в процессе творческой работы на занятиях живописью у студентов формируются такие способности, как: оперировать изобразительно-выразительными средствамикомбинировать материалы и технологические приемыинтегрировать полученные знания из различных областей знанийразрабатывать концептуально разные варианты композиционного решенияпроявлять гибкость в поиске технического решения живописной работы. Именно живопись предоставляет большие возможности для проявления эмоционально-образного и творческого мышления, которые так необходимы в проектно-творческой деятельности будущего дизайнера.

Формирование творческой активности у студентов-дизайнеров, как научно-обоснованной педагогической системы, является одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед научным и педагогическим сообществом.

Вместе с тем современная методика обучения живописи, особенно на начальной стадии, еще не лишена элементов репродуктивных методов обучения, не требующих напряженной работы мысли студентов, сознательного усвоения знаний и умений. Следовательно, вопросы формирования творческой активностистудентов-дизайнеров на начальной стадии обучения живописи, в, качестве самостоятельной проблемы исследования недостаточно изучены.

Наиболее перспективным решением этой проблемы может являться целенаправленнаяорганизация учебного процесса, построенная на индивидуальной основе изучения теории и практических навыков: живописной деятельности, оказывающая положительное влияние на интенсивность обучения и развития творческой активности студентов-дизайнеровВсе это должно подкрепляться' выполнением системы учебных заданий, творческих работ по живописи оптимальной трудноститребующих высокую активность мышления и интеллектуально-творческий потенциал студентов, в результате которого они приобретают опыт размышлять, анализировать, синтезировать свои наблюденияискать оригинальные пути решения творческих заданий.

На наш взгляд, вовлечение студентов в постепенно усложняющуюся изобразительную деятельность с учетом психологических особенностей художественного мышления обеспечит эффективное достижение намеченного результата обучения. При этом на начальном этапе обученияживописи необходимоопираясь на уже сформированные психические функциии процессы, учитывая накопленныйопыт изобразительной деятельности, организовывать освоение студентами наиболее доступных техник,. средств и способов творческой, реализации живописных идей.

В процессе исследования практики формирования творческой активности студентов-дизайнеров на начальной: стадии обучения живописи были выявлены объективные противоречия:

— между возрастающими требованиями к качественной подготовке специалистов, обладающих творческим потенциалом и отсутствием научно-обоснованной педагогической системы, формирования творческой активности студентов-дизайнеров;

— между информационно-содержательной направленностью содержания обучения живописи и отсутствием дифференциации индивидуально-психологических особенностей студентов, критериев оценок их творческих и психологических возможностей, затрудняющих качественную подготовку к профессиональной деятельности. Без разрешения этих противоречий невозможна эффективная подготовка будущего специалиста в области дизайна.

Внедрение современных педагогических технологий в художественном и художественно-педагогическом образовании на индивидуально личностной основе мы рассматриваем как средство, с помощью которого можно создать комплексную педагогическую систему интенсивного овладения базовыми академическими компетентностями и способствовать формированию творческой активности у студентов-дизайнеров.

В данном исследовании под творческой активностью мы понимаем интеллектуальную способность, которая проявляется в аналитическом и творческом мышлении, в познавательной активности и высокой мотивации, в умении действовать в неопределенной ситуации и находить оригинальные решения поставленных задач обучения. Педагогическая технология в этом случае выступает в качестве определенной педагогической системы, характеризующейся целостностью учебно-образовательного процесса и комплексом методических условий, включающего вариативные формы, средства обучения и методы сотрудничества между преподавателем и студентом. Достижение эффективного результата усвоения знаний, умений и опыта творческой деятельности в процессе обучения живописи осуществляется с опорой на способности и творческий потенциал каждого студента.

Педагогическая система развития творческой активности студентов-дизайнеров в нашем исследовании представляет собой единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития обучающегося.

Заметим, что определение оптимальных методов и средств развития творческой активности обучающихся является не только педагогической, но и психологической проблемой. Изучение этих проблем нашло отражение во многих работах таких ученых, как: Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский,.

B.В.Давыдов, Л.Б.Ермолаева-Томина, Л. В. Занков, Г. Д. Кириллова, В. С. Кузин, И. Я. Лернер, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, В. С. Ротенберг, Р. Д. Рубинштейн,.

C.Л.Стернберг, М. Н. Скаткин, Л. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др. Педагогические технологии обучения и личностно-ориентированный подход, рассматривались в работах: Б. Г. Ананьева, В. П. Беспалько, Б. С. Блума, И. Я. Лернера, Е. А. Певцова, Г. К. Селевко, Е. С. Рубанского, И. Э. Унта, И. С. Якиманской и др.

Проблема развития базового и специализированного обучения живописи на факультете прикладного искусства и дизайна рассмотрены в работах ученых-педагогов: Ф. В. Антонова, Д. Н. Домогацкого, А. М. Дубинчика, Л. А. Корнаухова, В. Я. Кулакова, А. В. Куприна, В. С. Мухина, В. В. Почиталова,.

A.С.Трофимова, О. В. Чистякова, В. М. Шугаева. Они являлись авторами первых программ раздельных курсов «Живопись» и «Декоративная живопись».

Большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов и методики обучения художников-педагогов, в том числе и студентов-дизайнеров, внесли российские ученые-педагоги: Г. В. Беда, Л. П. Ермолаева,.

B.П.Зинченко, С. Е. Игнатьев, Ю. Ф. Катханова, В. И. Козлов, Е. И. Корзинова, Ю. В. Коробко, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, А. И. Масленников, Н. Н. Ростовцев, К. А. Скворцов, И. Н. Стор, А. А. Унковский, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин и др. В их трудах нашли отражение многие вопросы, связанные с методикой преподавания художественно-графических дисциплин и развития творческих способностей обучающихся.

Исследование методики обучения живописи студентов-дизайнеров позволило выявить наиболее значимые проблемы, с которыми приходится сталкиваться сегодня преподавателю, особенно на пропедевтическом уровне. Например, мы обнаружили присутствие стереотипности мышления, которое было сформировано у молодых людей (как результат влияния социального окружения). Большинство студентов недостаточно владеют теорией и практикой реалистического изображения. В их работах преобладает предметность и конкретность мышления, а также определенная зависимость от предметных форм окружающей действительности.

Таким образом, явно обозначилась проблема, заключающаяся в недостаточно полном решении научно-педагогических задач формирования творческой активности у студентов-дизайнеров в процессе начального обучения живописи. Решить ее можно средствами специального научного исследования и разработкой модели педагогической системы обучения студентов-дизайнеров, базирующейся на индивидуально-личностном подходе, обеспечивающей эффективность формирования их творческой активности на начальных стадиях обучения живописи.

Цель исследования: заключается в решении обозначенной проблемы.

Объект исследования — процесс обучения живописи студентов факультета «Дизайн».

Предмет исследования — педагогическая система, направленная на формирование творческой активности студентов-дизайнеров на начальных стадиях обучения живописи.

Гипотеза исследования.

Формирование творческой активности студентов-дизайнеров на начальных стадиях обучения живописи будет эффективным, если:

• на основе ранней диагностики особенностей художественного мышления студентов на пропедевтическом уровне живописной деятельности будет осуществляться прогнозирование возможных путей формирования их творческой активности;

• педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей студентов-дизайнеров, влияющий на проявление их способностей и склонностей, мотивов и интересов к проявлению творчества на занятиях живописью;

• будут использоваться методы педагогического сотрудничества и сотворчества преподавателя с обучающимся;

• будет использоваться комплекс вариативных заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов-дизайнеров;

• применить педагогическую систему, обладающую следующими признаками: учебные занятия по живописи должны рассматриваются как звенья единого педагогического процессасодержание учебного материала, форма организации, средства обучения, методы и приемы формирования творческой активности, гармонично сочетаясь, будут влиять на достижение поставленных целей обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить аспекты формирования творческой активности обучающихся в трудах психологов, философов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству и дизайну.

2. Обобщить накопленный опыт работы ученых-методистов в плане применения индивидуального подхода в обучении живописи с целью развития творческой активности обучающихся.

3. Определить критерии дифференциации индивидуально-психологических особенностей студентов-дизайнеров и оценки их творческой активности на основе анализа живописных работ.

4. Разработать концептуальную модель педагогической системы, способствующую формированию творческой активности студентов-дизайнеров в процессе начального обучения живописи.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогической системы, содействующей формированию творческой активности студентов дизайнерских факультетов на начальных стадиях обучения живописи.

Теоретико-методологической основой исследования выступили: ведущие идеи когнитивной психологии, изложенные в трудах Дж. Гилфорда, Е. П. Торренса, Я. А. Пономарева, В. С. Ротенберга, Р. Д. Стернберга и др.- позиции личностно-ориентированного подхода, изложенные в работах Е. А. Певцова,.

Е.С.Рубанского, И. Э. Унта, И. С. Якиманской и др.- общедидактические основы методов обучения"1 Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, ИЛ. Лернера, М. Н. Скаткинапедагогические технологии обучения, изложенные в трудах Б. С. Блума, В. П. Беспалько, Г. К. Селевко, И. Я. Лернера и др.- научные исследования по теории и, практике обучения художников-педагогов и студентов-дизайнеров Г. В. Беды, А. А. Васильева, Н. Н. Волкова, В. П. Зинченко, С. Е. Игнатьева, Ю. Ф. Катхановой, В. И:Козлова, Е. И. Корзиновой, Ю. В. Коробко, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, А. И. Масленникова, Н. Н. Ростовцева, И. Н. Стора, А. А. Унковского, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина и др.

Методы исследования:

— теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

— обобщение и систематизация существующего педагогического опыта-формирования творческой активности студентов-дизайнеров на начальных стадиях обучению живописи;

— сравнительный анализ параметров креативности в живописной деятельности студентов-дизайнеровсоциолого-педагогические измерения: наблюдение, беседы, тестирование, анализ творческих и учебных работ студентов по живописи, и композиции, педагогический эксперимент;

— в процессе сбора информации в констатирующем и формирующем эксперименте использовались методики: тест Е. Торренса «Диагностика образной креативности» и Р. Б. Кеттелла (16 РБ).

Организация и этапы исследования:

1 этап (2004;2005 гг.) исследования заключался в изучении философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме диссертации. Рассматривались различные педагогические условия индивидуального подхода к обучению изобразительному искусству и дизайну.

Проводилось теоретическое обобщение собранного материала в рамках психолого-педагогических аспектов художественного творчества.

На 2 этапе (2005;2006 гг.) проводился констатирующий эксперимент, в процессе которого осуществлялась подборка диагностических материалов, выявлялся исходный уровень креативности студентов, определялись доминирующие параметры их психолого-педагогических характеристик, влияющих на процесс активизации живописного творчества. На данном этапе определялись также критерии дифференциации индивидуальных особенностей студентов-дизайнеров, оценивалась их творческая активность на основе анализа живописных работ, формировались микро-группы студентов с характерными особенностями творческого мышления, прогнозировались наиболее эффективные подходы в обучении и развитии творческого потенциала студентов-дизайнеров, разрабатывалась система практических заданий, анализировались результаты констатирующего эксперимента.

3 этап Г2006 — 2009 гг.) включал формирующий эксперимент, целью которого было выявление педагогической эффективности педагогической системы на начальных стадиях обучения живописи студентов-дизайнеров. На основе формирующего эксперимента выполнялась корректировка педагогической системы, содействующей формированию творческой активности у студентов-дизайнеров и интенсивности обучения живописи на пропедевтическом уровне. Обобщался полученный экспериментальный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, формулировались выводы диссертационной работы, проводилось литературное оформление материалов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования:

— выявлена зависимость между параметрами креативности и стадиями выполнения студентами-дизайнерами учебно-творческих живописных работ;

— разработаны критерии оценки уровня сформированности творческой активности и художественного мышления студентов-дизайнеров на основе анализа их живописной деятельностипредложена концептуальная модель педагогической системы, включающая: раннюю диагностику особенностей художественного мышления студентов и прогнозирование возможных путей развития их творческой активности на пропедевтическом уровне живописной деятельностидифференциацию учебных задач, откорректированное содержание обучения, форму организации, средства и методы педагогического сотрудничества и сотворчества преподавателя с обучающимсякомплекс вариативных заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов-дизайнеров;

— обозначена роль живописной деятельности в формировании проектно-творческого мышления студентов-дизайнеров, определены ее этапы и структура, включающая личностные и функциональные компонентыопределены педагогические условия, содействующие формированию творческой активности студентов-дизайнеров на занятиях живописью, включающие индивидуальный подход, при котором учитываются личностные особенности студентов, влияющие на проявление способностей и склонностей, мотивов и интересов к проявлению творчества на занятиях живописью.

На защиту выносятся:

1. Модель педагогической системы, способствующая формированию творческой активности студентов-дизайнеров в процессе овладения профессионально-художественными знаниями и умениями, опытом творческой и исследовательской деятельности на начальных стадиях обучения живописи.

2. Критерии оценки уровня сформированности творческой активности и творческого мышления студентов-дизайнеров на основе анализа их живописных работ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором внесен вклад в теорию и практику обучения студентов-дизайнеров с позиции формирования их творческой активности на начальных стадиях обучения живописи, предложены наиболее благоприятные психолого-педагогические условия (индивидуальный подход, система дозированной помощи, направленная на приобщение студентов к решению проблемных ситуаций, комплекс дифференцированных задач и исследовательских заданий, требующих активизации интеллектуального и эмоционально-творческого опыта), использование которых повысит творческую активность участников образовательного процесса.

Практическая значимость результатов исследования состоит:

— в возможности использования результатов исследования в практике преподавания живописи на пропедевтическом уровне обучения студентов-дизайнеров с целью формирования их творческой активности;

— в совершенствовании учебных программ и учебно-методических средств обучения высших и средне-специальных учебных заведений, готовящих специалистов-дизайнеров или художников педагогов.

Достоверность и обоснованность выводов и научных результатов обеспечиваются: научно-теоретическими исследованиями по психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусствуприменением комплекса методов адекватных целям и задачам исследованиявсесторонним анализом данных, полученных опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в процессе начального обучения живописи студентов-дизайнеров, репрезентативностью выборки и достаточным статистическим материалом.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты диссертационного исследования апробированы и внедрены в практику преподавания живописи на факультете дизайна Геленджикского института искусств, на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета и его филиале (г. Новороссийске), в ГОУ СПО Краснодарском педагогическом колледже № 3 КК на художественно-графическом отделении специальности «Дизайн» (среды).

Теоретические положения, материалы, результаты исследования сообщались на заседаниях кафедры дизайна Геленджикского института искусств, на Всероссийских научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов художественных и художественно-педагогических вузов (Краснодар, 2006, Санкт — Петербург, 2008), на краевых научно-практических конференциях преподавателей дополнительного образования (Геленджик, 2003, 2004, Новороссийск, 2004), а также в научно-методических статьях и тезисах.

Материалы диссертационного исследования опубликованы в 5 печатных работах, в том числе 2 — из списка изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Результаты исследования показали, что в процессе применения экспериментальной педагогической системы были достигнуты поставленные задачи и цель исследования и подтверждена правильность выдвинутой гипотезы.

129 *.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско- психологическая концепция Л. Рубинштейна. Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989.-243 с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А. М. Боковикова. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. —291 с.
  3. Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук, М. 1996.
  4. Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е, исправленное и дополненное изд. М.: Советский художник, 1986 — 326с.
  5. Ю.М. Повышение эффективности художественно- творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Автореферат дисс. к.п.н. — М., 1992.
  6. М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. — М., Искусство, 1940. — 132 с: ил.
  7. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  8. . Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, I960.- 486 с: ил.
  9. .Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 1976. 13−35.
  10. Антропова М. В1., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Дифференциация обучения: Педагогическая и- физиолого-гигиеническая оценка. // Педагогика- 1992, № 9−10.
  11. Г. А. Деятельностный подход в обучении. — Донецк: ЕАИ- Пресс, 2001.-160 с.
  12. Афасижев*М.Н. Западные концепции художественного творчества: 2-е изд., перераб.- и доп. — М.: Высш. шк., 1990.
  13. Бабанский' Ю. К. Методы обучения^ в современной общеобразовательной школе-Ml: Просвещение, 1985. — 208 с.
  14. , Ю.К. избранные педагогические труды / Сист. М. Ю: Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560с.
  15. Беда Г. В: Живопись. М., 1986.
  16. Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989. 238 с. ил.
  17. Э.М. Начальные сведенияпо живописи. М., 1955. 19: Бердяев- Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. — М.: Правда, 1989.-608 с.
  18. Н.А. Философияг творчества* культуры, и искусства. — В 2- хт. Т. 1.-М., 1994.
  19. Г. Беспалов Б. И. Действие. Психологический механизм действия визуального мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1984*. — 189 с&bdquo-: ил.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии’обучения. — М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки, специалистов: Учебно-методическое пособие — М.: Высшая* школа^ 1989. — 144 с.
  22. Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология. М. М5. Бахтин и философия культуры XX в. Проблемы бахтинологии. СПб., 1991.
  23. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 167 с.
  24. О. Основы живописи: полный курс живописи и рисунка. М., 1994.
  25. А.А. Акварель (живопись натюрморта). Краснодар, 1999.
  26. А.А. История и теория развития* художественного^ образования. — Краснодар, 2003 —212с.
  27. И.Б. Неформальня*композиция. От образа к творчеству. — М.: 2004'.- 174с.:ил
  28. А.А. Формирование компетентности в области живописи" у специалиста-дизайнера в вузе. Автореферат дисс. к.п.н. — Ульяновск., 2007 — 26с.
  29. Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции — http://www.eidos.ru/conf/
  30. Н.Н. Композиция в живописи. М., 1965.
  31. Н.Н. Цвет в живописи. М., 1965.
  32. Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1981. — 115 с.
  33. Л.С. Психология искусства. 2-е изд. М., 1968.
  34. А.И., Базарнова Н. Г., Миркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения — путь к новому качеству образования // Сб. науч. тр. IV симпозиума «Квалиметрия человека и образования» — М.: Иссл. центр, 1995 — 233 с.
  35. А.И., Базарнова Н. Г., Миркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения — путь к новому качеству образования // Сб. науч. тр. IV симпозиума «Квалиметрия человека и образования» — М.: Иссл. центр, 1995 — 233 с.
  36. Р. Краткая история современной живописи.- М: Искусство- XXI век, 2006.- 320с: Ил.
  37. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций). — М.:Совершенство, 1998 — 608 с.
  38. Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А. М. Матюшкин. — М.: Прогресс, 1965. — 525 с. — 433−456.
  39. Е.Я. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М.-Л., 1940.
  40. О.Л. Основы композиции: Учеб. Особие. — 2-е изд.— М2004.- 120.: ил.
  41. В. Границы архитектуры. М., 1971. 281 с.
  42. В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — 433 с.
  43. А. Развитие творческих способностей студентов на занятиях композиции. Автореферат дисс. к.п.н. — Алмата., 1999- 18с.
  44. B.C. Восприятие цвета/ B.C. Денисов, М.В. Глазова- Часть 1.-М., 2008.-176с.
  45. В.И., Гордиенко А. В. Основы теории изобразительной грамоты/ - КубГУ, 2004. — 58с.
  46. В.И. Теория обучения изобразительному искусству: учеб.-метод. комплекс. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2008. 318с.
  47. Д. А. Учитесь рисовать: Беседа с изучающими рисование., М.:Изд-воАХСССР, 1961.-224 с: ил.
  48. А. А. Из моей рабочей практики.-М.: Изд-во АН СССР, 1961.-174 с.
  49. Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках /Пер.с франц. М.Казениной. Вступит, ст. В.Прокофьева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960,-282 с: ил.
  50. А.Н. История педагогики. — М.: Владос, 1999. — 343 с.
  51. Дизайн в высшей школе ВНИИТЭ, редактор Т. А. Арестова., 1994, 183с.
  52. Н.А. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962.- 314 с.
  53. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. — Саратов: Изд-во СГУ, 1990. — 292 с.
  54. Г. Л. Творческая природа искусства. М. Искусство, 1977 — 320 с.
  55. Г. В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов педагогических вузов. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук, Ташкент. 1993.
  56. В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения композиции. Дис. канд. пед. наук. М.: 1986. — 1977.
  57. Л.П. Основы дизайнерского искусства. — М., 2009- 152с, илл.
  58. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. Вопросы психологии, 1977, № 4 — с. 76−78.
  59. Ермолаева-ТоминаЛ.Б. Психология художественного творчества.* - 2-е изд.-М., 2005. — 304с.
  60. Л.А. Обучение живописи на пленере как процесс развития художественно-творческой- индивидуальности студентов: Диссертация к.п.н. — М., 2007. 180 с.
  61. Зива В: Ф. Инновационное дизайн- образование и процессы' его внедрения в практику //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть г. — Сочи. 2006. 49−52.
  62. В.П. Движение глаз и формирование образа. Вопросы психологии. 1958. — № 5. G.63−76.
  63. В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Дис. канд., пед. наук. М'.:1980.- 187 с.
  64. В.П., Статевич В. Н. Творчество в учебном рисунке: Учебное пособие — Рисунок, н/Д: РГПИИ, 1989. -52с.
  65. В.П., Вергилес Н. 1 Сформирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. — м.: Изд-во МГУ, 1969.-106 с
  66. В.П., Домов Б. Ф. О функции движения руки и глаза в процессе восприятия Вопросы психологии. — 1960. — № I, -С. 29−41.
  67. Т.С. Краскиразных времён М.Советская Россия 1969, 204 с.
  68. В.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека —М., 1968. — 32 с.
  69. Е.И. Психология рисунка и живописи. М., 1952.
  70. СЕ. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов — М., 2007. 208с.
  71. Т.А. Формирование концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. — М.: Знание, 1984. — 34−68.
  72. И. Искусство формы/ Пер: с немецкого и предисловие л. Монаховой-М.:2004.-136с: ил.
  73. А.Н. Многофакторная личностная^ методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2007.-1004с.
  74. Кардовский' Д.Н. Об* искусства: Воспоминания, статьи, письма Сост. Е. Д. Карлович. — М.: Изд-во АХ СССР- 1960.-340 с.
  75. Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера. Автореферат дисс. к.п.н. — Нижний Новгород, 2005−18с.
  76. Ф. И. Педагогическое прогнозирование- личностного развития ребенка. — М.-Вологда: ВРПУ, 1999. — 157 с. 89: Кириенко В. И. Целостное восприятие и художественные способности Вопросы психологии. — 1956, № 5, -С.67−77.
  77. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  78. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222 с.
  79. А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композиции. Монография— М.: МПГУ, 2005.- 120с.
  80. Н.А. Дизайн: история и теория. — М., 2006.
  81. Ковешникова' Е. Н. Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров). /Автореферат Дис. Док. Пед. наук.-М.', 2000.
  82. Константин Коровин вспоминает. М, 1971.
  83. Концепция образования! в России ХХЬ века. — М.: Министерство образования Российской федерации, 2000. — 412с.
  84. П.П. Мысли о художественном творчестве М., 1964.
  85. Корзинова Е. И! Интегрированные задания по*технической графике как средство развития' творческих способностей студентов художественно-графических факультетов: Диссертация к.п.н. — М. 1996, — 197с.
  86. Ю.В. Постановка глаза на живописное восприятие цвета: Монография-Краснодар. 2005. — 187с.
  87. Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописного качества цвет в работе с натуры4 студентов художественно-графического факультета. Диссертация д.п.н. — М. , 2006. 351с.
  88. Н.А. Индивидуальный подход в обучении мастерства акварельной живописи: Диссертация к.п.н. — М., 2003. 158с.
  89. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М.: ИНТЕР, 1995, — 48с.
  90. В.М., Мордвинов В., Трифонов К. Психологическое обеспечение технологий образования // Высшее образование в России. — 1998. -№ 2. — С. 34−41.
  91. B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности Ученые записки № 50 Свердловского гос.пед. ин-та. — Свердловск, 1971. — 52−66.
  92. B.C. Вопросы изобразительного творчества. — М.: Просвечение, 1971.— 142с.
  93. B.C. Психология. — М: Высшая школа, 1982. 256с.
  94. В.К. Об организации экспериментально-творческих мастерских на художественно графических факультетах. / Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. I. — М., Прометей, 1990. 171с.
  95. СП. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Диссертация д.п.н. — М., 2003. 339с.
  96. И. Я Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика. 1981.- 186с.
  97. И. Я Проблемное обучение. — М.: Знания, 1974. — 64с.
  98. И. Я Процесс обучения и его закономерности. — М: Знания, 1980.-95с.
  99. . Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  100. Ю.Н., Токарева B.C., Сухинина М. А. Эффективность образовательных технологий: проблемы и задачи / Обзорная информация. В. 10. — М.: НИИВО, 1999. — 64 с.
  101. Г. М. Декоративная композиция. — М. , 2006- 144с: ил.
  102. А.Ф. Философия, мифология, культура. М. 1983.
  103. В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. -2003. -№З.С117−123.
  104. Максимова С В. Творчество: созидание или деструкция? — М.: Академический проспект, 2006. — 204с. (Психологические технологи).
  105. В. Фактура принципы творчества в пластических искусствах М. 2002. 68 с. ил.
  106. А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с анг— СПб.: Питер, 2006.- 352с.
  107. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.:1975.
  108. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию-М.: Просвещение, 1985−319с: ил.
  109. Мельник-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. К проблемам художественных способностей и их развития / Педагогика искусства и школа. Союз художников СССР. АПН СССР. М. 1982.
  110. Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: — 2-е изд. — Мн.: Беларусь, 2003 — 151с: ил.
  111. Молева Н, Белютин Э. П. П. Чистяков теоретик и педагог. — М.: 1953. -С. 210.
  112. В. А. Психология творческой деятельности. Киев: 1978, 47 с.132
  113. В. А. Социально-психологические условия повышения эффективности творческой научно-технической деятельности. Киев: 1974. с.32
  114. Московская школа дизайн. Костюм и текстиль ВНИТЭ, ред. Л. В. Лысенко., 1994, 104с
  115. Ю.В. Особенности российского дизайн-образования. //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. — Сочи. 2006. 100−110.
  116. О.В. Развитие эмоционально-образного восприятия у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей: Диссертация к.п.н. — М., 2006. 156с.
  117. В.В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. — 1997. — № 1. — 34−44.
  118. О.П. Современные технологии обучения в вузе // Высшее образование в России. — 1994. — № 2. — 45−50.
  119. Ю.Н. Пути освоения ритма живописной композиции. М., 1989.
  120. . Техника живописи. Живописные материалы. М., 1962.
  121. Определения основных терминов дидактики высшей школы / Сост. Фокин Ю. Г. Обзорная информация НИИВО, вып. 4. — М: НИИВО, 1995. — 60 с.
  122. Л.А. Принципы композиции натюрморта (на материале 1−2 курсов в системе подготовки художника-педагога) Автореферат диссертации на соискание уч. степ. канд. пед. наук, — 16 с. М. 1989.
  123. Петров-Водкин К. Пространство Эвклида Петербург Азбука.2000 765.с
  124. В.И. Психология и педагогика художественного творчества. — М., 2006−496с.
  125. Писхологический словарь — 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н.О.-Ростов н/Д: Феникс, 2004. С-205.
  126. Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки: Сб. стат. / АН СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. Б. Ломов. — М.: Наука, 1989. -268 с.
  127. Я. А. Психология творчества. — М.- Наука, 1976. — 303 с.
  128. Понаморев Я. А Пихология творческого мышления. — М., АНП РСФСР, 1960:
  129. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории. и истории/ Отв. ред. А. В. Брушлинский. — М.: ИПРАН, 1997. — 177 с.
  130. Психологический словарь 3-е изд. — Ростов н/Д., 2004. 484 — 485.
  131. Психология* процессов, художественного творчества. Академия наук СССР. Ленинград, 1980: С — 14.
  132. А.С., Триселев А. В. Методика работы, над натюрмортом: М: Просвещение, 1982.-160с.
  133. П.П. Техника акварельной живописи: М., 1959.
  134. Н.К. Рисование с натуры как учебный предмет История, теория и методика Автореф. Дисер. пед. наук, М.: 1965- 33 с.
  135. Н.Н. и др: Рисунок, живопись, композиция. Ml, 1989:
  136. Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пос.-М.: Изобразительное искусство, 1983.-288с.:ил.
  137. Н.Н. Натюрморт. М.', 1974.
  138. B.C. Психофизиологические аспекты v изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного-изучения. М., 1982.
  139. Л. Основы общей психологии: Учпедгиз, 1946, — 704 с.
  140. .М. О психологии импровизации. // Психология процессов художественного творчества. Сборник. — Л., 1980, с.45−57.
  141. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования, в-России // Высшее образование в России. — 1994. — № 2. — 29−37.
  142. Г. К. Технологии развивающего образования.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192с.
  143. Г. С. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  144. Селезнева Н-.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специальностям’с высшим образованием: учебное пособие. — М.: Иссл. центр, 1991. — 61 с.
  145. Сипьвеитров Д. В1 Пропедевтический курс Баухауза. 18.-
  146. В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина- - М: Академия, 2002. — 368 с. 164i Сихаев А. А. Активизация1 формирования художественных интересов студентов. — М, МГПИ, 1967. — 143 -157.
  147. Г. Б. Живопись. М., 1975.
  148. Смирнов-Г.Б. Изобразительное искусство. Учебно-методическое пособие для студентов: 1977. М.,
  149. Д. Педагогика Hi психология высшего* образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
  150. Современная дидактика / Под ред. Лернера И. Я., Журавлева-И.1 К. — М, 1994. -116 с.
  151. В.Н. Учеба, творчество, искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности: Еостов н/Д: Изд-тво Рост. пед. Унта, 2002. — 86с.
  152. Р. Практический интеллект. / Под"ред. Стернберга пер. с англ. Щукиной К, Буткевич-Ю. — СПб., 2002. 272с. 154. Стернберг, Р: Григоренко Е. Л. Модель- структуры интеллекта Гилфорда' // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под. ред. Д. Б. Богоявлинской. — М., 1997.
  153. И.Н. Декоративная живопись. Учебное пособие. М., 2004
  154. И.Н. Система обучения живописи художников стилистов текстильной и легкой промышленности. //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. — Сочи. 2006. 75−81.
  155. М.О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайн». — М., Ростов н/Д., 2003.- 352с.
  156. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М.: МГУ, 1969. — 134 с.
  157. И.Н. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов: Диссертация к.п.н. — М., 2006. 147с.
  158. Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. — СПб.: Речь, 2003.-96с.
  159. Е. Е. Тест Е. Торренса диагностика креативности. Методическое руководство. 2002. СПб.- Стр. 5−195.
  160. А.А. Живопись. Вопросы колорита. — М.: Просвещение, 1983.-47 с: ил.
  161. А.А. Цвет в живописи. — М., Просвещение, 1983.-63с.
  162. Унт И. Э. Ин дивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  163. В. А. О композиции. Искусство. — 1933., — № 1−2-С.1−7.
  164. В.А. О рисунке. О композиции / Вступит, ст. А. Н. Михалева. — Фрунзе: Киргизстан, 1966. — 77 с: ил.
  165. P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. -М.: Совет, художник, 1981 г.- 255 с: ил.
  166. А.Г., Шафранская Н. В. и др. История искусства зарубежных стран 17−18 веков. М., 1988.
  167. Философия и эстетика И. Канта проанализирована в трудах В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги М.Ф. Овсянникова и др. // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.5.
  168. Философский словарь/ И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1991. 449.
  169. Фрейд 3. Опсихоанализе. Пять лекций // История психологии. Период открытого кризиса: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина. — М.: Изд. — во МГУ, 1992.-362 с.
  170. Э. Бегство от свободы. / Пер. с англ. Г. Ф. Швейника- Общ. ред. П. Гуревича. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  171. В.А. Дизайн во благо человека. //Современные технологии в дизайн-образование: материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. — Сочи. 2006. 81−85.
  172. Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998.
  173. А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. — 2001. — № 1. — 4−10.
  174. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции http ://www.eidos .ru/conf/
  175. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. — 1832- 1919. — М. Искусство, 1953. — 594 с: ил.
  176. Г. М. Колорит в живописи: заметки художника. М. Искусство, 1957. — 76 с.
  177. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе /2-е изд. М Проовещение 1974. — 112 с: ил.
  178. Е.В., Композиция: Учебник для студ-тов худож.-графич. факультетов педвузов. -М.: Просвещение, 1986. — 207с: ил.
  179. Юон К.Ф., Об искусстве / В 2-х т. М. Советский художник. 1959 т.1- 384 с: Ил. Т.2. — 285 с., ил.
  180. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под редакцией Л. Батышева. — М., АПО. 1999 — 440 с, ил. Т.2 — М — П -1999. 222
  181. И. Развивающее обучение — М., 1997. — 154 с.
  182. А.П. Живопись. — М. Просвещение, 1985 — 288 с, ил.
  183. А.П. и др. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1986.
  184. Bloom B.S. Handbook on formative and summative evaluation of Students Learning. — N.-Y., 1971.-923 с
  185. Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. III. 1974.
Заполнить форму текущей работой