Экономическая эффективность производства
Объединение крупных производителей в холдинги, а аккумулирование денежных средств в одном расчетном центре, близилось к сырьевым ресурсам, дешевого сырья и производственное техническое перевооружение крупнейших российских предприятий масложировой отрасли привели к снижению затрат на производство маргаринов и жиров, и увеличение сроков годности на российском рынке. Снятие ограничений в 2006 году… Читать ещё >
Экономическая эффективность производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Экономическая эффективность производства
2. Организационно-экономическая характеристика организации ОАО «Минский маргариновый завод»
3. Эффективность производства выпускаемой продукции в организации ОАО «Минский маргариновый завод»
3.1 Рынки сбыта и конкурентоспособность продукции
3.2 Эффективность производства выпускаемой продукции Выводы и предложения Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях рыночной экономики на первое место выходит эффективность производства выпускаемой продукции любого предприятия, в связи продолжающейся интеграцией в мировое экономическое пространство показатель эффективности приобретает первостепенное значение. Важнейшим фактором, влияющим на эффективность производства выпускаемой продукции, является планирование численности работников, фонда оплаты труда и стоимости основных производственных фондов, а также себестоимости продукции, так как именно она отражает конкурентные преимущества того или иного экономического субъекта по сравнению с конкурентами.
Планирование основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Так как это позволяет выяснить тенденции изменения и развития предприятия, выполнения плана по их уровню, определить влияние факторов на их прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения затратных статей предприятия.
Целью данной курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области экономики организации, а также анализ эффективности производства выпускаемой продукции на ОАО «Минский маргариновый завод» и на основании данных сделать вывод об эффективности производства выпускаемой продукции.
В работе были использованы статистический, математический и аналитические методы. В целом при написании работы широко использовалась научная литература и материалы периодической печати, освещающие проблемы эффективности производства выпускаемой продукции.
1. Эффективность производства выпускаемой продукции Экономическая эффективность (эффективность производства) — это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности.
Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.
Эффективность производства — это такая ситуация, в которой при данных производственных ресурсах и существующем уровне знаний нельзя произвести больший объем одного блага, не жертвуя при этом возможностью производства некоторого объема другого блага. Понятие эффективности производства, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя избежание ущерба.
Эффективность производства достигается тогда, когда ресурсы распределяются таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный чистый выигрыш от их применения. Эффективность производства выступает критерием успеха хозяйственной деятельности людей, применяющих ресурсы. Если достигнута эффективность производства, то никакое изменение методов производства или дальнейший обмен благами не приведет к дополнительному выигрышу.
На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал) минус единица.
На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам минус единица. 2]
Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором организация не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.
Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.
Одной из важных составляющих эффективности экономической системы является эффективность капитальных вложений. Она выражается отношением полученного эффекта к капитальным вложениям, вызвавшим этот эффект. Другими словами, это экономический эффект, приходящийся на один рубль инвестиций, обеспечивших этот эффект.
Эффективность капитальных вложений измеряется набором показателей, в который входит общий эффект капитальных вложений, норма их доходности, срок окупаемости, показатель эффективности и др. Показатели экономической эффективности капитальных вложений используются для сопоставления альтернативных инвестиционных проектов и выбора оптимального проекта.
Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, прибыльности, окупаемости и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем.
Структура выпускаемой продукции может измениться из-за неравномерного роста переработки сырья по технологическим процессам и неравномерного изменения выхода целевой продукции. Поэтому анализируют изменение объема переработанного сырья по технологическим процессам. 5]
Оптимизация структуры выпускаемой продукции включает: анализ покупательского спроса на виды продукции, анализ и учет ограничений, связанных с производственными мощностями, оборотными ресурсами и потребностью рынка в продуктах. Изменение структуры выпускаемой продукции (удельного веса отдельных изделий в общем объеме товарной продукции) существенно влияет на себестоимость, особенно при различной их рентабельности.
Причиной ухудшения структуры выпускаемой продукции могут быть недостатки в снабжении предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями. Поэтому банк должен проверить, как выполнен план кооперированных поставок. При анализе структуры выпускаемой продукции должно учитываться количество продукции, выпускаемой с частичной или полной заменой первосортного сырья отходами производства. Сдвиги в структуре выпускаемой продукции ведут как к увеличению затрат на производство продукции, так и к понижению этих затрат в зависимости от рентабельности отдельных видов продукции.
В зависимости от структуры выпускаемой продукции, занимающей то или иное место в процессе расширенного воспроизводства, соотношение между промежуточным и конечным продуктом по отраслям пищевой промышленности в значительных пределах.
Необходимость анализа влияния изменения структуры выпускаемой продукции на производительность труда обусловливается изменениями против плана или предыдущего периода удельных весов различных видов продукции с разной трудоемкостью в общем ее объеме. Это приводит к экономии в затратах труда и наоборот.
Политика предприятия направлена на оптимизацию структуры выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка.
Снижение материальных затрат на производство достигается путем совершенствования структуры выпускаемой продукции, техники и технологии производства. Внедрение в производство новых технологических процессов, конструкций оборудования, снижение веса машин и изделий, сокращение производственных и транспортных потерь и отходов, комплексное использование сырья и отходов производства, внедрение новых экономичных видов сырья и материалов обеспечивают значительное сбережение общественного труда.
Важнейшим элементом производственной политики предприятия является продуманная стратегия совершенствования структуры выпускаемой продукции. Товарная стратегия должна, в первую очередь, основываться на сроке жизни продукции, который определяется от момента ее появления на рынке и до момента прекращения ее производства вследствие значительного падения спроса. Для этого необходимо знать, что, где и на каких условиях можно реализовать и каким образом обеспечить требующиеся условия на предприятии.
К факторам, связанным с изменением объема производства, относится структура выпускаемой продукции, уровень кооперированных поставок. К основным причинам, влияющим на отклонение фондоотдачи, относятся: изменения структуры выпускаемой продукции (ассортиментный сдвиг), уровня кооперации, оценки основных производственных фондов, структуры этих фондов, их состояния и технического уровня, степени использования фондов.
Различные промышленные предприятия даже одной отрасли отличаются друг от друга большим разнообразием структуры выпускаемой продукции. Существуют, например, предприятия, выпускающие постоянно и в значительном количестве одну и ту же узкую номенклатуру продукции или одно изделие. Другие же предприятия, наоборот, выпускают часто меняющуюся номенклатуру продукции. Соответственно различную структуру обрабатываемых изделий имеют цехи и участки разных предприятий, а на рабочих местах осуществляется различное количество операций.
Например, для нормальной работы предприятию (при определенных конкретном объеме производства, структуре выпускаемой продукции, длительности производственного цикла, условиях снабжения и сбыта, уровне цен и на сырье и готовую продукцию и т. п.) требуется объективно необходимый, строго определенный объем оборотных средств, обслуживающих сферу производства и обращения, без которого непрерывность производства в запланированных объемах обеспечена не будет.
Величина заказа предприятия не может быть выше утвержденной производственной мощности арендного коллектива, которая рассчитывается по структуре выпускаемой продукции. Заказ обеспечивается материальными ресурсами.
На величину абсолютных показателей оказывают влияние достигнутый уровень себестоимости продукции, изменение объема производства, сдвиги в структуре выпускаемой продукции, изменение норм расхода материальных ресурсов, совершенствование организации производства и труда и другие факторы.
Изменение среднего уровня материалоемкости продукции обусловлено действием как технико-производственных, ценовых и организационных факторов, так и влиянием изменения структуры выпускаемой продукции. При этом следует иметь в виду то, что колебания в составе совокупности носят двусторонний характер: увеличение доли одного вида продукции в составе общего выпуска приводит к равнозначному уменьшению доли другого вида продукции. Но с точки зрения среднего уровня материалоемкости изменение доли на одну и ту же величину для различных изделий имеет различное экономическое значение.
При этом необходимо иметь в виду, что на него оказывают влияние три главных фактора:
а) изменение структуры выпускаемой продукции (ассортимента);
б) изменение цен на выпускаемую продукцию;
в) изменение себестоимости выпускаемой продукции.
К группе факторов Изменение объема и структуры продукции относятся те факторы, которые влияют на изменение уровня затрат, вызванных определенными сдвигами в структуре выпускаемой продукции, увеличением объема производства. Более того, выявлены факты получения не заработанной прибыли, т. е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низко рентабельной, но имеющий большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции.
Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что на темпы роста любого из показателей эффективности использования затрат на материалы, заработную плату, амортизацию влияет изменение структуры выпускаемой продукции. Это влияние может быть и в сторону повышения, и в сторону понижения индекса переменного состава. Чаще всего изменение структуры выпускаемой продукции (структурные сдвиги) повышает эффективность использования затрат в целом по предприятию.
Важно подчеркнуть, что отклонение от плановой структуры выпускаемой продукции сказывается на выполнении плана по важнейшим экономическим показателям: объему выпуска, производительности труда, себестоимости, прибыли и др. Всякое нарушение установленных пропорций в структуре выпускаемой продукции следует тщательно анализировать. Метод учета переменных затрат и маржинальный подход наиболее часто используются в процессе принятия таких краткосрочных решений, как заменить или оставить старое оборудование, принять или нет специальный заказ, производить или покупать комплектующие изделия, определение структуры выпускаемой продукции в условиях ограниченных ресурсов.
Показатели материалаи энергоемкости, трудоемкости и фондоемкости продукции являются по своему содержанию удельными и структурными и характеризуют затраты и ресурсы в производстве конкретной продукции, на которые не влияют непроизводственные факторы, и важнейший из них — структура выпускаемой продукции.
При сравнении запасов готовой продукции необходимо учитывать, что наибольшее влияние оказывают следующие факторы: длительность складских операций по отгрузке продукции, принятые на предприятии формы расчета с покупателями, структура товарной продукции, а также ритмичность производства. Влияние структуры выпускаемой продукции может быть учтено путем приведения сравниваемых предприятий к структуре выпуска одного из них. Затем определяется последовательно влияние каждого из факторов. Принятые формы расчета имеют финансовое значение и эту часть сравнения производят преимущественно финансисты. Остальные факторы непосредственно связаны с состоянием организации, а также технологии производства, системой хозрасчета и стимулирования на завершающей стадии производства. Выполнение плана по ассортименту вырабатываемой продукции анализируют сопоставлением данных о выработке продукции в натуральном выражении. Для этого определяют изменение структуры выпускаемой продукции.
Величина оборотных средств, авансированных в незавершенное производство, неодинакова по предприятиям и отраслям. Основными причинами различий являются особенности организации, объем производства, структура выпускаемой продукции. 3]
Также для достижения эффективности производства выпускаемой продукции, может использоваться выручка. Выручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое организацией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.
При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:
§ выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
§ выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
§ выручка от финансовой деятельности.
Общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.
Основными принципами формирования экономической эффективности производства является:
· превышение темпов роста результата производства над темпами роста затрат, приведших к его достижению;
· интенсивное (качественное) использование всех ресурсов производственной подсистемы (материальных, капитальных и трудовых), оптимальное взаимодействие оборотных и основных средств, основных средств и трудовых ресурсов, оборотных средств и трудовых ресурсов;
· превышение темпов роста передовых основных средств над темпами роста оборотных средств и численности работающих, что является следствием освоения передовой техники и прогрессивной технологии, изучения потребностей рынка;
· приоритет качественного развития и эффективного использования трудовых ресурсов, так как именно здесь проявляются экономические интересы и собственника капитала, и непосредственных участников (работников) производства и реализации продукции, и менеджеров (руководителей и организаторов производства), что определяет необходимость сочетания темпов роста показателей качества трудовых ресурсов и качества основных средств;
· приоритет улучшения качества продукции по сравнению с количественным ростом объемов производства и реализованной продукции;
· создание современной маркетинговой информационной базы, что обеспечивает формирование товарной и ценовой политики предприятия, адекватной рыночным условиям;
· превышение темпов роста прибыли над темпами роста выручки от реализованной продукции, что свидетельствует о качественном симбиозе маркетинга и производства и в конечном счёте — о повышении экономической эффективности производства и реализации продукции.
В современных условиях все более важную роль не количественные, а качественные факторы экономического роста: увеличение объемов производства продукции на основе повышения экономической эффективности производства путем обеспечения роста рентабельности продукции и активов предприятия, прироста производительности труда, экономического расходования материальных ресурсов, рационального использования основных средств, природных ресурсов прежде всего за счёт активизации инновационно-инвестиционной деятельности и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров.
Экономическая эффективность производства определяется для принятия различного рода управленческих решений, в частности:
· для оценки уровня использования отдельных видов затрат (ресурсов) с целью получения экономического результата производства (в рамках страны, региона, отрасли предприятия);
· для экономического обоснования лучших вариантов производственных решений в области управления процессами активизации инновационно-инвестиционной деятельности, внедрения новой техники, технологий, совершенствования организации производства и труда.
Повышение экономической эффективности производства имеет огромное значение для экономики каждого хозяйствующего субъекта и объясняется тем, что повышение эффективности производства ведет к снижению себестоимости единицы продукции и тем самым создает предпосылки для обеспечения ее конкурентоспособности. Рост конкурентоспособности продукции в свою очередь влечет увеличение объемов продаж и на этой основе — рост прибыли предприятия. Этот фактор увеличивает возможности прежде всего накопления, что способствует расширению, развитию и совершенствованию производства и служит предпосылкой для воспроизводства и нового витка повышения экономической эффективности производства. 1]
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»
ОАО «Минский маргариновый завод» является одним из крупнейших и значимых предприятий — производителей масложировой отрасли Республики Беларусь, история которого начинается более 55 лет. За этот период была сформирована прочная производственная основа и традиции, на которых базировалось развитие завода в последующие годы.
Основная специализация предприятия: выпуск маргариновой продукции (маргарины, жиры кулинарные и кондитерские). Впервые в масложировой отрасли СССР Минский маргариновый завод освоил выработку кулинарных жиров в мелкой расфасовке на импортных линиях. Предприятие поставляло свою продукцию в 26 областей России, Литву и полностью обеспечивало потребности Республики Беларусь. В соответствии с Приказом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 222 от 30 декабря 1993 г. путем преобразования государственного предприятия на базе маргаринового завода было создано открытое акционерное общество «Минский маргариновый завод».
Сегодня предприятие производит более 80 наименований разнообразной продукции, значительная часть которой — новые виды. Вся продукция Минского маргаринового завода выпускается под торговой маркой «Золотая капля» и обозначена слоганом «Золотой запас хозяйки».
С 2006 г. на предприятии внедрена и действует система менеджмента качества с учетом требований СТБ ИСО 001- 2001.
Общая структура предприятия представляет собой состав производственных звеньев (производственная структура), а также организации по управлению предприятием (организационная структура) и по обслуживанию работников, их количество, величину и отношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.
Производственная структура — это часть общей структуры, в частности состав производственных подразделений предприятия (производств, цехов, хозяйств), их взаимосвязь, порядок и формы кооперирования, соотношение по численности занятых работников, стоимости оборудования, занимаемой площади и территориальному размещению.
В состав предприятия выделяют подразделения основного производства и производственной инфраструктуры.
Подразделения основного производства формируются в рамках основного производственного процесса.
В зависимости от уровня специализации и характера кооперирования основных цехов различают три вида производственной структуры: предметная, технологическая и смешанная.
При предметной форме цехи основного производства, а внутри цехов производственные участки, специализированы на выпуске одного или группы однотипных изделий или его частей. В этих условиях в пределах цеха или участка изделие проходит все или почти все технологические процессы. Преимущества этого типа:
· создаются условия для внедрения поточных методов работы;
· сокращается длительность производственного цикла;
· увеличивается производительность труда;
· облегчается перестройка производства при внедрении новых видов продукции;
К недостаткам можно отнести:
· сосредоточение на одном участке большого количества оборудования;
· ухудшение условий труда из-за сосредоточение большого количества оборудования;
· как правило, затрачивается много времени на переналадку оборудования.
При смешанном типе структуры заготовительные цехи строятся по технологическому принципу, а обрабатывающие и выпускающие — по предметному. Такое построение структуры позволяет сократить объем внутрицеховых перевозок, обеспечить лучшую загрузку оборудования заготовительных цехов, улучшить условия труда.
Открытое акционерное общество «Минский маргариновый завод» относится к смешанному типу производственной структуры.
Подразделения производственной инфраструктуры формируется в рамкам вспомогательных и обслуживающих процессов. К вспомогательным производствам относятся: инструментальные, модельные, опытные, ремонтные цехи, а также компрессорные, кислородные, газогенераторные станции, котельные. В состав обслуживающих подразделений входят: складское, энергетическое, транспортное, санитарно-техническое хозяйства, центральная заводская лаборатория. Кроме того, к подразделениям производственной инфраструктуры относят побочное производство, в котором изготавливается продукция из отходов или сопутствующего сырья.
Организационная структура — это организация по управлению предприятия.
Как правило, производственная структура устанавливается при проектировании нового или реконструкции действующего предприятия. При ее построении производственные и складские подразделения располагаются по ходу технологического процесса, что позволяет обеспечивать наименшую протяженность транспортных путей, соответствие правилам и нормам пожарной безопасности, экологическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям.
Схема 2.1. Организационная структура предприятия
Производственная структура не является постоянной и может совершенствоваться при существенном изменении номенклатуры продукции, техники и технологии, форм организации производства, характера специализации цехов. Экономическая эффективность производственной структуры характеризуется рядом показателей:
· состав и размер цехов;
· профиль и уровень специализации цехов;
· длительность производственного цикла;
· коэффициент застройки территории;
· себестоимость и прибыль.
В течении анализируемого периода возрастали объемы производства продукции предприятия, как в фактических ценах, так и в сопоставимых, это видно исходя из данных представленных в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Объем производства продукции в организации ОАО «Минский маргариновый завод»
Наименование показателей | Ед. изм. | Годы | Темп роста в % 2010 г к 2009г | ||
Объем продукции в сопоставимых ценах | млн.руб. | 119,4 | |||
Объем продукции в действующих ценах | млн.руб. | 135,7 | |||
Объем производства потребительских товаров в сопоставимых ценах | млн.руб. | 107,8 | |||
Объем производства продукции в натуральном выражении по видам продукции: | т | 123,4 | |||
Маргариновая продукция | т | 120,9 | |||
Майонез | т | 89,2 | |||
Масло фасованное в бутылке | т | 140,9 | |||
Масло не рафинированное | т | 1376,9 | |||
Кетчуп | т | 81,6 | |||
Горчица | т | 86,5 | |||
Хрен | т | 70,7 | |||
Сырный продукт | т | ||||
Исходя из данных таблицы 2.1., видно, что возрастали объемы производства продукции предприятия, как в фактических ценах, так и в сопоставимых. В действующих ценах объем реализованной продукции в 2010 году возросли на 35,7% по сравнению с 2009 годом, в сопоставимых — на 19,3%.В натуральном выражении темпы роста произведенной продукции в целом возросли и составили соответственно 23,4%. Однако если проанализировать показатели по основным видам продукции, то можно увидеть рост только мо маргариновой продукции, по маслу фасованному в бутылки и по маслу нефасованному, что составило 20,9%, 40,9% и увеличение в 13 раз. По остальным видам продукции наблюдается снижение темпов роста произведенной продукции.
Таблица 2.2. Среднесписочная численность работников организации
Категория работников | Ед. изм. | Годы | Темп роста в % 2010 г к 2009г | ||
Среднесписочная численность работающих, всего: | чел. | 106,2 | |||
Рабочие постоянные | чел. | 108,3 | |||
Служащие всего: | чел. | 100,8 | |||
в т.ч.руководители | чел. | ||||
специалисты | чел. | 101,7 | |||
другие служащие | чел. | ||||
Анализируя данные таблицы 2.2., видно, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло увеличение постоянных рабочих на 8,3%, служащих — на 0,8%, специалистов — на 1,7%, а руководителей и других служащих осталось неизменно. В 2010 году среднесписочная численность промышленно-производственного персонала возросла на 6,2%, причем, за счет прироста численности рабочих.
Таблица 2.3. Финансовые результаты деятельности организации
Наименование показателей | Ед.изм. | Годы | Темп роста в % 2010 г к 2009г | ||
Производительность труда | тыс.руб. | 12,3 | |||
Выручка от реализации продукции | млн.руб. | 135,5 | |||
Прибыль от реализации продукции | млн.руб. | 105,7 | |||
Рентабельность | % | 14,1 | 10,4 | 0,74 | |
Чистая прибыль | млн.руб. | 119,3 | |||
Затраты на производство и реализацию продукции | млн.руб. | 143,8 | |||
Исходя из данных таблицы 2.3., видно, что в 2010 году увеличилась производительность труда на 17,4%.В 2010 году значительно увеличились затраты на производство и реализацию продукции (на 43,8%).В 2010 году на предприятии незначительно возросла прибыль от реализации продукции (на 5,7%), чистая прибыль на (19,3%). Однако рентабельность реализованной продукции снизилась на 3,7 процентных пункта и составила 10,4%.
Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями деятельности предприятия, поэтому можно заключить, что при увеличении затрат на производство и реализацию продукции и незначительный рост прибыли не позволили ОАО «Минский маргариновый завод» увеличить рентабельность, и привели к снижению данного показателя в 2010 году по сравнению с 2009 годом.
Таблица 2.4. Платёжеспособность организации
Наименование показателей | Ед.изм. | Годы | Темп роста в % 2010 г к 2009г | ||
Коэффициент текущей ликвидности К1,7 | 2,6 | 4,53 | 174,2 | ||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К0,3 | 0,35 | 0,41 | 117,14 | ||
Исходя из данных таблицы 2.4. можно сделать следующий вывод, что темп роста коэффициента текущей ликвидности в 2010 году возрос на 74,2%, это непосредственно связанно со степенью покрытия оборотных активов оборотными пассивами, и применяется для оценки способности предприятия выполнить свои краткосрочные обязательства, также это характеризуется платежеспособностью предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных обстоятельств. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. Также наблюдается устойчивая тенденция увеличения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, что характеризуется достаточностью у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости.
Таблица 2.5. Стоимость основных фондов на 01.01.2011 составила 213 140,27 тыс. рублей.
Общая группа ОФ | Кол-во | Стоимость на 01.01.2011 год тыс.руб. | Структура ОФ | |
Здания | 51,9 | |||
Сооружения | 3,02 | |||
Передаточные устройства | 3,2 | |||
Машины и оборудования | ||||
Транспортные средства | 1,02 | |||
Инструмент и производственно-хозяйственный инвентарь | 0,84 | |||
Прочие ОФ | 0,02 | |||
Итого по ведомости | ||||
Исходя из таблицы 2.5., видно, что здания составили 51,9%, сооружения — 3,02%, передаточные устройства — 3,2%, машины и оборудования — 40%, транспортные средства — 1,02%, инструмент и производственно-хозяйственный инвентарь — 0,84%, прочие ОФ — 0,02%.
Данные о коэффициентах обновления и выбытия основных фондов
Основные фонды | |||||
Коб | Квыб | Коб | К выб. | ||
Всего | 4,8 | 1,3 | 0,86 | 1,36 | |
в т.ч. машины и оборудование | 2,3 | 1,6 | 0,81 | ||
продукция основной фонд капитальный Исходя из данных таблицы об коэффициентах обновления и выбытия основных фондов мы видим, что в 2009 году коэффициент обновления значительно выше, чем коэффициент выбытия, а в 2010 году коэффициент обновления — ниже, чем коэффициент выбытия. Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что в 2009 году по сравнению с 2010 годом было введено в действие значительно больше основных фондов, а выбыло практически одинаково.
Таблица 2.6. Основные показатели использования ОПФ в организации
Показатели | Годы | Темп роста в % | ||
2010 к 2009 | ||||
Среднегодовая стоимость основных фондов | 122,4 | |||
Фондоотдача | 1,52 | 1,5 | 98,7 | |
Анализируя данные таблицы 2.6., мы видим, что среднегодовая стоимость основных фондов в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 22,4%, то есть увеличилась производственная мощность предприятия. А фондоотдача показывает, что в 2009 году эффективнее используются основные фонды, на 1,3%.
3. Эффективность производства выпускаемой продукции в организации
3.1 Рынки сбыта и конкурентоспособность продукции В настоящее время постоянно изменяется ассортимент и номенклатура выпускаемой ОАО «Минским маргариновым заводом» продукция, что связана с требованиями покупателя, рынков.
Ассортимент выпускаемой продукции на ОАО «ММЗ» в последнее время значительно расширился. Сегодня выпускается 8 видов маргаринов различной жидкости: «Молочный», «Сливочный», «Солнечный», «Нёман» и др.; 12 видов майонезов от 20 до 75% жирности: «Провансаль», «Люкс», «Юбилейный», «Городской», «Оливковый», «Салатный», «Премиум» (от 200 до 900 г) различной расфасовки и в различной упаковке: ведро, флакон, полиэтиленовая подушечка, пакет «дой-пак», стеклобанка; 6 видов жиров: «Белорусский», «Украинский», жир для шоколадных изделий и др.; 4 вида спредов со смешанным жировым составом: «Крестьянское», «Домашнее», «Шоколадное» и др.; 6 видов кетчупов с расфасовкой от 250 до 900: «Нежный», «Шашлычный», «Острый» и др.; 9 видов масла растительного, фасованного ПЭТ бутылку: подсолнечное, «Люкс», подсолнечно-оливковое, рапсово-подсолнечное, рапсовое масло с ароматом укропа, сливочного масла, и др. Вся продукция производится под брендом «Золотая капля».
Рынок маргариновой продукции, исходя из сферы потребления продукция, может разделится на следующие два подсегмента:
? конечное потребление предприятиями торговли и общественного питания, больницами, армией, исправучреждениями;
? промпереработка предприятиями и хлебозаводами, комбинатами хлебопродуктов, производителями других продуктов питания (ОАО «Коммунарка», ОАО «Слодыч», ОАО «Спартак»).
ОАО «Минский маргариновый завод» в сегменте маргариновой продукции масложирового рынка республики составляет более 30%. Сильную консистенцию ему на этом сегменте составляет Гомельский жировой комбинат, выпускающий практически аналогичный ассортимент продукции. Доля этого предприятия на рынке сбыта составляет более 36%.
Майонез в Беларуси производит более 30 предприятий всех форм собственности, основными из которых помимо «Минского маргаринового завода» и Гомельского жирового комбината являются СПОО «Продукты питания» («Ланна») г. Минск, «АВС» г. Гродно, «Памакс» г. Минск, «Комаколюкс» г. Борисов и др. На рынке широко представлена майонезная продукция производства России и Украины.
Поэтому перед ОАО «Минский маргариновый завод» стоит задача не только повысить конкурентоспособность за счет расширения ассортимента майонезов, совершенствования вкусовых качеств и упаковки, но и построения политики активного продвижения и раскручивания собственной торговой марки.
Основными конкурентами на рынке растительного масла республики являются импортеры данной продукции из России и Украины с торговыми марками «Золотая семечка», «Масло Злата», «Донской янтарь», «Алей», «Масло Славия» и др.
Основными поставщиками сырья являются следующие производители:
· по рапсовому маслу:
ОАО «Витебский МЭЗ», ОАО «Рапс», ООО «Агропродукт», ОАО «Клецк», УКПП «Завод по переработке масличных культур».
· По подсолнечному маслу в зависимости конъюнктуры цен на рынке Российской Федерации и Украины:
ООО «Альфа-Омега», «Инвест», ОАО «Нежинский жирокомбинат», ООО «Агрекс».
· По пальмовому и кокосовому маслу:
ООО «Дельта Вмемар СНГ».
· По саломаслу:
ОАО «Гомельский жировой комбинат».
· По яичному порошку:
ОАО «Барановичская птицефабрика», ОАО «1-ая птицефабрика».
· по животному жиру:
УП «Минский мясокомбинат», ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ОАО «Волковысский мясокомбинат».
· по сухому молоку:
ОАО «Клецкий сыродельный комбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
· по полиэтиленовой пленке для майонеза:
ОАО «Борисовский завод полимерной тары «Полимаз», ОАО «Могилевский ЗИВ».
· по коробам:
ОАО «Светлогорский ЦКК».
· по соли:
ОАО «Мозырсоль», ОАО «Беларуськалий».
· по сахару:
ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат».
· по маслу крестьянскому:
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Березенский сыродельный завод», ОАО «Щутинский маслосырозавод», ОАО «Молочный мир» г. Гродно, ОАО «Любанский сыродельный завод».
Периодичность приобретения основных видов сырья и материалов осуществляется ежемесячно на основании плана производства для обеспечения бесперебойной работы предприятия. При поставке сырья учитывается полная загрузка транспортных средств. В 2011 году планируется снижение импортоемкости продукции с 58% в 2010 г. до 4,5% за счет осуществления части закупки подсолнечного масла у белорусских производителей: ОАО «Витебский МЭЗ», ООО «Агропродукт», ОАО «Рапс».
ОАО «Минский маргариновый завод» занимает лидирующие позиции на внутреннем рынке маргариновой продукции является крупнейшим производителем майонеза. Но на этом рынке также широко представлена продукция многочисленных белорусских и иностранных производителей. Рынок же растительного масла в республике насыщается за счет импортной продукции и доля ОАО"Минского маргаринового завода" очень мала.
Объединение крупных производителей в холдинги, а аккумулирование денежных средств в одном расчетном центре, близилось к сырьевым ресурсам, дешевого сырья и производственное техническое перевооружение крупнейших российских предприятий масложировой отрасли привели к снижению затрат на производство маргаринов и жиров, и увеличение сроков годности на российском рынке. Снятие ограничений в 2006 году на ввоз российского маргарина на территорию Беларуси привело к резкому снижению цен, объем производства и реализации маргариновой продукции Минского маргаринового завода и других белорусских производителей на внутреннем рынке. Политика протекционизма, принятая для белорусского рынка российского производителями по ценам на маргарин: 1650 рублей за 1 кг без НДС по предложениям российских заводов и 2225 рублей за 1 кг без НДС белорусских производителей (разница 35%) не позволяет вести равную конкуренцию борьбу. Российского производители маргариновой продукции и жиров своей агрессивной политикой в борьбе за Белорусский рынок, емкость которого в 2005 году составила 20 142 тонн, привели к сокращению производства маргарина в 2006 году.
Доля ОАО «Минский маргариновый завод» в сегменте маргариновой продукции масложирового рынка республики составляет более 30%. Сильную консистенцию ему на этом сегменте составляет Гомельский жировой комбинат, выпускающий практически аналогичный ассортимент. Доля этого предприятия на рынке сбыта составляет более 36%.
Майонез в Беларуси производят более 30 предприятий всех форм собственности, основными из которых помимо «Минского маргаринового завода» и Гомельского жирового комбината являются «Ланна» г. Минск, «АВС» г. Гродно, «Памакс МКС» г. Минск и др. На рынке широко представлена майонезная продукция иностранного производства.
Основными конкурентами на рынке растительного масла республики являются импотреры данной продукции из России и Украины с торговыми марками «Золотая семечка», масло «Злата», «Донской янтарь», «Алей», масло «Славия».
Объединение крупных производителей в холдинги и аккумулирование денежных средств в одном расчетном центре, близость к сырьевым ресурсам, дешевое сырье и производственное технические перевооружение крупных российских предприятий масложировой отрасли привели к снижению затрат на производство маргаринов и жиров, и увеличению сроков годности на российском рынке.
Таблица 3.1. Основные каналы сбыта продукции
Каналы сбыта | Объём реализованной продукции по годам | Темп роста в % | ||
2010 к 2009 | ||||
Город Минск | 6977,5 | 10 079,4 | 144,5 | |
Брестская обл. | 744,7 | 859,9 | 115,5 | |
Витебская обл. | 1254,5 | 1605,2 | ||
Гомельская обл. | 247,3 | 471,7 | 190,7 | |
Гродненская обл. | 1060,9 | 944,2 | ||
Минская обл. | 2099,1 | 2361,6 | 112,5 | |
Могилевская обл. | 582,8 | 672,8 | 115,4 | |
Экспорт | 20,7 | 32,7 | ||
Итого | 12 987,5 | 17 026,9 | 131,1 | |
Анализируя данные таблицы 3.1., мы видим, что на первое место выходит Гродненская область, в 2010 году по сравнению с 2009 годом объем реализованной продукции увеличился на 90,7%, на втором месте — экспорт и в 2010 году увеличился на 58%, на 13,5% уступает экспорту город Минск. На 28% - Витебская область, Могилевская и Брестская областина 15,4%, 15,5% соответственно, но в Гродненской области наблюдается устойчивая тенденция снижения объема реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11%.
Таблица 3.2. Сырье, основные материалы, побочная продукция и отходы масложировой промышленности
Виды продукции | Сырье | Основные материалы | Попутная продукция | Отходы | |
Растительное масло нерафиниро; ванное | Семена масличных культур | ; | Шрот, жмых | Лузга, шелуха, фуз, МФО | |
Растительное масло рафинированное (полный цикл, включая дезодорацию) | Масло растительное нерафиниро-ванное | Сода каустичесая, кальциниро-ванная, кислота ортофосфорная, кислота лимонная, отбельная земля | Соапсток в жирах, фосфатидные концентраты (пищевые и кормовые) | Жир в жироловушках, жир в промывных водах, жировые погоны | |
Саломас (гидрогениза; | Смесь растительных | Водород, катализатор и | Соапсток в жирах, жир в | ||
ция масел и жиров) | масел и животных жиров (нерафинированных или рафинированных) | другие | ; | жироловушках, жир в отработанном катализаторе, жир в промы-вных водах, жир в крас; ном саломасе, жировые погоны, красный саломас | |
Маргариновая продукция | Саломас пищевой, масло растительное, жиры животные пищевые (нерафиниро-ванные или рафинирован-ные) дезодориро-ванные | Каротин, красители, эмульгаторы, кислота лимонная, молоко (цельное, сухое), сахар-песок, соль поваренная, витамины, вода технологичес-кая и другие. | ; | Жир в жиро-ловушках, жир в сочных водах | |
Майонез | Масло расти; | Яичный | Жир в жиро; | ||
тельное рафинирован-ное дезодори-рованное | порошок, уксусная кислота, соль, сахар-песок, молоко сухое, горчичный порошок, сода пищевая, вода технологичес-кая и другие | ; | ловушках | ||
Мыло : Туалетное | Жиры или жирные кислоты | Судопродукты: сода каустическая, сода кальциниро-ванная, белила татановые или цинковые, антал П — 2, пластифиала-пласт — 3, отдушки, красители, полезные добавки (ланолин, жир норковый, | Глицерин сырой | Подмыльный Щелок | |
масляные экстракты лечебных трав и плодов и другие) | |||||
Хозяйственное | Жиры или жирные кислоты, тропические масла | Судопродукты: сода каустическая, сода кальциниро-ванная, белила татановые или цинковые, соль пищевая | Глицерин сырой | Подмыльный щелок | |
Глицерин дистиллиро-ванный | Глицерин сырой | ||||
Жирные кислоты: | |||||
Недистиллиро-ванных | Саломасе, соапток, жиры и растите-льные масла, жир в жироловушах | Кислота, вода технологичес-кая и другие | Глицерин сырой | ; | |
Соапстоков в жирных | Соапсток в жирах | Вода техноло-гическая, | |||
Кислотах | серная кислота и другие | ; | ; | ||
Дистиллиро-ванных | Недистил-лированные жирные кислоты масел и жиров | ; | Гидрон | ; | |
Олифа | Растительные масла и рафинирован-ные и нерафиниро-ванные | Сиккатив: кобальтовый, свинцовый, марганцевый, уайт-спирт | ; | ; | |
Исходя из данных таблицы 3.2, видно, что в масложировой промышленности производится растительное масло нерафинированное, растительное масло рафинированное (полный цикл, включая дезодорацию), саломас (гидрогенизация масел и жиров), маргариновая продукция, майонез, мыло: туалетное, хозяйственное, глицерин дистиллированный, жирные кислоты: недистиллиро-ванных, соапстоков в жирных кислотах, дистиллированных, олифа. Для производства данной продукции необходимо сырье: семена масличных культур, масло растительное нерафинированное, смесь растительных масел и животных жиров (нерафинированных или рафинированных), саломас пищевой, жиры или жирные кислоты, тропические масла, глицерин сырой, соапток, недистиллированные жирные кислоты масел и жиров. Основные материалы: сода каустичесая, кальцинированная, кислота ортофосфорная, кислота лимонная, отбельная земля, водород, катализатор, каротин, красители, эмульгаторы, кислота лимонная, молоко (цельное, сухое), сахар-песок, соль поваренная, витамины, вода технологическая, яичный порошок, из субпродуктов: сода каустическая, сода кальцинированная, белила татановые или цинковые, антал П — 2, пластифиалапласт — 3, отдушки, красители, полезные добавки (ланолин, жир норковый, масляные экстракты лечебных трав и плодов и другие), сиккатив: кобальтовый, свинцовый, марганцевый, уайт-спирт. Побочной продукцией является шрот, жмых, соапсток в жирах, фосфатидные концентраты (пищевые и кормовые), глицерин сырой, гидрон. Отходами являются лузга, шелуха, фуз, МФО, жир в жироловушках, жир в промывных водах, жировые погоны, соапсток в жирах, жир в жироловушках, жир в отработанном катализаторе, жир в промывных водах, жир в красном саломасе, жировые погоны, красный саломас, а также подмыльный щелок.
3.2 Эффективность производства выпускаемой продукции продукция основной фонд капитальный Эффективность производства продукции важнейшим показателем для любого предприятия, так как исходя из него можно судить о том, выгодно и прибыльно ли производство той или иной продукции и стоит ли её производить в дальнейшем и увеличивать объемы производства или может это убыточно и стоит сменить направление своей деятельности на производство других видов продукции. Для этого необходимо учесть такие показатели как выручка, прибыль, рентабельность.
Также немаловажным качественным показателем является себестоимость, характеризующая эффективность деятельности предприятия. Себестоимость представляет собой сумму затрат на производство продукции.
Таблица 3.2. Плановая себестоимость маргарина «Молочный», фасованного в пергамент, 82% жирности по состоянию на 1 декабря 2009 года
№ п/п | Наименование статей расходов | Сумма, руб/кг | |
Сырье и основные материалы | 1327,8 | ||
Отходы | 5,15 | ||
Вспомогательные и тароупаковочные материалы | 58,52 | ||
Топливо | 56,28 | ||
Вода | 62,7 | ||
Электроэнергия | 57,25 | ||
Оплата труда производственных рабочих | 54,35 | ||
Отчисления на социальные нужды | 19,32 | ||
Общепроизводственные расходы | 225,58 | ||
Общехозяйственные расходы | 145,58 | ||
Прочие производственные расходы | 21,42 | ||
Расходы на реализацию | 51,33 | ||
Инновационный фонд | 20,95 | ||
Полная себестоимость | 2095,73 | ||
1. Затраты на сырье и основные материалы находятся следующим образом:
Расходы на ед. (кг) * стоимость сырья и материалов за кг.
Для производства данного продукта по технологии используются следующие основные материалы и сырье:
· Эмульгатор «DIMODAN HP»;
· Бета — каротин жирораствор;
· Ароматизатор CREAM 14 502/ сливки;
· Жир молока;
· Масло подсолнечное;
· Масло рапсовое;
· Саломас растительный М — 1.
Итого жиров: А
· Вода;
· Молоко сухое обезжиренное;
· Соль вакуумная;
· Сахар — песо;
· Бензоат натрия.
Итого жиров: Б Итого: А+Б=1327,8 руб.
2. Следующим шагом рассчитывается стоимость отходов:
Цена отходов*их количество Итого отходов: В=5,15 руб.
ИТОГО БЕЗ ОТХОДОВ: А+Б — В
3. Затраты на вспомогательные и тароупаковочные материалы находятся следующим образом:
Норма расхода (ед.изм.) * стоимость ед.
В процессе производства данного продукта требуются следующие вспомогательные материалы:
· Гидротропные добавки (кг);
· Соль поваренная пищевая (кг);
· Сода каустическая (кг);
· ТФХЛ/ фильтроткань (м.);
· Кислота ортофосфорная (кг);
· Крахмал (кг);
· Кислота лимонная (кг);
· Наклейки маргарина «Молочный» (шт.);
· Сода кальцинированная (кг);
· Этикетки маргарина столовый молочный (кг);
· Хлорная известь (кг);
· Короб (шт.);
· Лента клеевая 75 мм. (кг);
· Адсорбент (кг);
· Марля (м.);
Итого: Г=58,52 руб.
4. Стоимость топлива рассчитывается следующим образом:
Норма расхода Гкал на тонну продукции*стоимость 1 Гкал=56,28 руб.
5. Стоимость воды определяется следующим образом:
Норма расхода воды на 1 тонну продукции*стоимость за 1 м воды=62,7 руб.
6. Стоимость электроэнергии определяется следующим образом:
Норма расхода КВтч на 1 тонну продукции*стоимость 1 КВтч=57,25 руб.
7. Оплата труда производственных рабочих рассчитывается следующим образом:
Плановый фонд з/п по маргариновому цеху/ на плановый продукт выпуск маргарина=54,35 руб.
8. Отчисления на социальные нужды рассчитывается следующим образом:
54,35 (з/п на 1 тонну) * 35,55% (соцстрах+обязательное страхование)=19,32 руб.
9,10. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы определяются на основании сметы составляемых ежемесячно по финансовому плану. Далее находится процент распределения этих расходов пропорционально оплате труда производственных рабочих цеха, который умножается на з/п на тонне:
54,35*415,05*руб.;
54,35*267,85%=145,58 руб.
11. В прочие производственные расходы включаются проценты по кредиту и налоги (экология и на землю). Далее находится процент их распределения пропорционально оплате труда производственных рабочих, который умножается на з/п на тонне: 54,35*39,41=21,42 руб.
12. Расходы на реализацию определяются на основании сметы, составляемой ежемесячно по финансовому плану. Далее находится процент распределения этих расходов пропорционально производственной себестоимости (без расходов на реализацию и инновационного фонда): 2023,65*2,53%=51,33 руб.
13. Инновационный фонд определяется следующим образом: от полной себестоимости берется 1%: 2095,73*1%=20,75 руб.
По рецептуре на основании норм расхода определяются статьи: Сырье и основные материалы, отходы, вспомогательные и тароупаковочные материалы;
По утвержденной норме определяются расходы на топливо, воду, электроэнергию;
По плану по труду определяются: Оплата труда производственных рабочих;
По сметам определяются: Общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, расходы на реализацию.
Размер инновационного фонда определяется концерном «Белгоспищепром» и составляет 1% от себестоимости производства.
ОАО «Минский маргариновый завод» производит более 130 наименований продукции. Весь ассортимент перечень можно разделить на несколько групп: маргариновая продукция (маргарины и жиры), спреды смешанного жирового состава, майонезы, соусы эмульсионные, кетчуп, хрен столовый, горчица, масло растительное фасованное в ПЭТ бутылку, масло рафинированное налив (для дальнейшей переработки промышленными предприятиями) и новый вид продукции — сырный продукт.
Таблица 3.3. Структура затрат на производство продукции в организации
Статьи затрат | Ед. изм. | Издержки в стоимостном выражении, руб. | Структура затрат, % | |||
Сырье основное | млн. руб. | 43,7 | 56,1 | |||
Материалы основные | млн. руб. | 9,1 | 5,8 | |||
Процессинг | млн. руб. | 36,2 | 32,8 | |||
Вспомогательные материалы | млн. руб. | 6,2 | 5,2 | |||
Топливо | млн. руб. | 3,5 | ||||
Вода | млн. руб. | 1,2 | 1,3 | |||
Электроэнергия | млн. руб. | 2,1 | ||||
Оплата труда производственных рабочих | млн. руб. | 2,5 | 2,1 | |||
Отчисления на социальные нужды | млн. руб. | 0,9 | 0,8 | |||
ТЗР | млн. руб. | 1,6 | ||||
Общепроизводственные расходы | млн. руб. | 10,2 | 8,7 | |||
Общехозяйственные расходы | млн. руб. | 6,8 | 6,4 | |||
Прочие производственные расходы | млн. руб. | 0,4 | ||||
Расходы на реализацию продукции | млн. руб. | 6,1 | ||||
Инновационный налог | млн. руб. | ; | 0,7 | 0,0013 | ||
Полная себестоимость | млн. руб. | |||||
Исходя из данных таблицы 3.1., видно, что издержи на основное сырье в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 12,3%, также увеличились издержки на воду на 0,1%, на 0,6% - прочие производственные расходы. Наблюдается устойчивая тенденция снижения издержек на основные материалы, процессинг, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию, оплату руда производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, ТЗР, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, расходы на реализацию продукции, на 3,3%; 3,4%; 1%; 0,5%; 0,1%; 0,4%; 0,1%; 0,4%; 1,5%; 0,4%; 1,1% - соответственно.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что при снижении оплаты труда производственных рабочих непосредственно связана с уменьшением выплаты премии рабочим и служащим за производственные результаты, а также компенсации в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также снижении компенсации, которые выплачиваются в установленных законодательством размерах женщинам, находящихся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста. Но так как снизились издержки на отчисления на социальные нужды, то снизились обязательные отчисления по установленным законодательством нормам (органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного фонда занятости и т. п.) от сумм затрат на оплату труда .
Важнейшими показателями эффективности производимой продукции являются показатели: прибыли и рентабельности. Для определения прибыли необходимо рассчитать выручку от реализации и себестоимость реализованной продукции. Прибыль определяется как разность между выручкой и себестоимостью реализации продукции. Рентабельность характеризует уровень отдачи прибыли на затраченный рубль. Данные прибыли и рентабельности отражены в таблицах 3.5 и 3.6.
Таблица 3.4. Выручка от реализации продукции в организации.
Показатели | Годы | Темп роста в % | ||
2010 к 2009 | ||||
Выручка | 137,5 | |||
Таблица 3.5. Прибыль от реализации продукции в организации.
Показатели | Годы | Темп роста в % | ||
2010 к 2009 | ||||
Чистая прибыль | 119,3 | |||
Балансовая прибыль | ||||
Таблица 3.6. Рентабельность от реализации продукции в организации.
Показатели | Годы | Темп роста в % | ||
2010 к 2009 | ||||
Рентабельность | 6,1 | 7,9 | 129,5 | |
Анализируя данные таблиц 3.4, 3.5, 3.6, видно, что все показателивыручка, прибыль, рентабельность в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличиваются. Выручка — на 37,5%; чистая прибыль — 19,3%; балансовая прибыль — 57%; рентабельность — 29,5%.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что увеличение выручки от реализации продукции— базовое условие роста финансовых доходов предприятия. Объем выручки от реализации продукции в основном зависит от количества и качества и ассортимента произведенной продукции, а также от уровня цен и тарифов.
За счет поступившей выручки возмещаются денежные средства, израсходованные на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.
При увеличении прибыли увеличиваются бюджеты разных уровней в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и для удовлетворений совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других, принимает участие в бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями также выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научнотехническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценку потенциальным инвестором возможности компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т. е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей в будущем.
Повышение рентабельности производства означает повышение его прибыльности, что благоприятно влияет на производителя и позволяет ему выделять денежные средства на модернизацию и расширение производства, повышать качество продукции и внедрять прогрессивные технологии, улучшать социальную сферу и прибегать к материальному стимулированию работников.
Основными факторами, воздействующими на повышение рентабельности производства, являются: величина прибыли, эффективность использования в процессах производства основных фондов и их стоимость, эффективность использования средств оборота и история их происхождения.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Эффективность производства продукции является важнейшим показателем в процессе деятельности любого предприятия. Исходя из него можно судить о прибыльности и выгодности производимой продукции и о направлении дальнейшей деятельности предприятия.
Проанализировав данные таблиц курсовой работы можно заметить положительную тенденцию в 2010 году по сравнению с 2009 годом, увеличение прибыли, выручки, рентабельности, что эффективно сказывается на предприятии, а именно на повышение его прибыльности, что благоприятно влияет на производителя и позволяет ему выделять денежные средства на модернизацию и расширение производства, повышать качество продукции и внедрять прогрессивные технологии, улучшать социальную сферу и прибегать к материальному стимулированию работников.
При росте прибыли определяется рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научнотехническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценку потенциальным инвестором возможности компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т. е. необходима для оценки деятельности предприятия и ее возможностей в будущем.
Исходя из выше изложенного можно судить о том, что для получения большей прибыли, и увеличения рентабельности необходимы некоторые действия.
Для повышения эффективности производства необходимо:
· снижение расходов, связанных с производством продукции;
· увеличение продаж готовой продукции;
· нанимать высококвалифицированных специалистов, которые могут работать на нескольких должностях;
· применять все более совершенные методы стимулирования труда, а также направить своих работников на курсы переподготовки;
· ввести более совершенную механизацию труда, которая позволяет получить качественный продукт при небольших издержках;
· экономия электроэнергии при работе энергоемких производств, а также более тщательно разработанная технология, которая позволяет существенно снизить брак при производстве.
С точки зрения маркетинговой деятельности большее внимание необходимо уделять рекламе, стимулированию продаж, прямому маркетингу, товарным биржам, брендингу, пиару и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белановский, С.А.;Факторы эффективности управленческого труда в промышленности: пособие/ С. А. Белановский. — Минск: Литература и искусство, 1988. — 167с. ;
2. Головачев, А.С.;Экономика предприятия: пособие/ А. С. Головачев. — Минск: Литература и искусство, 2008. 446с. ;
3. Золотогоров, В.Г.;Организация и планирование производства: пособие/ В. Г. Золотогоров. — Минск: Литература и искусство, 2001. — 527с. ;
4. Кац, И.Я.;Экономическая эффективность деятельности предприятия: пособие/ И. Я. Золотогоров. — Минск: Литература и искусство, 1987. — 65с. ;
5. Конончук, А.Я.;Цены и эффективность производства: пособие/ А. Я. Конончук. — Минск: Литература и искусство, 1989. — 127с. ;
6. Петухов, Р.М.;Оценка эффективности промышленного производства: пособие/ Р. М. Петухов. Минск: Литература и искусство, 1990. — 95с. ;
7. Родионова, В.Н.;Организация производства и управление предприятием: пособие/ В. Н. Родионова. — РИОР: Литература и искусство, 2005. — 127с. ;