Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Операционный менеджмент процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и реализация результатов исследования. В процессе работы основные положения исследования были доложены и получили одобрение на всероссийской научно-практической конференции «Роль маркетинга в повышении эффективности деятельности предприятий» (г.Казань, 2004), на итоговой научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические вопросы управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий нефтехимического комплекса
    • 1. 1. Генезис систем управления промышленными предприятиями
    • 1. 2. Основные направления повышения эффективности управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий
    • 1. 3. Операционный менеджмент процессов коммерческой деятельности в системе управления промышленных предприятий
  • ГЛАВА 2. Анализ управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса
    • 2. 1. Исследование деятельности промышленных предприятий по реализации функций управления процессами коммерческой деятельности
    • 2. 2. Сценарный анализ управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий
    • 2. 3. Современные аспекты использования информационных систем операционного менеджмента коммерческих подразделений промышленных предприятий
    • 2. 4. Исследование возможностей повышения дохода промышленных предприятий посредством внедрения операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности
  • ГЛАВА 3. Совершенствование системы управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса
    • 3. 1. Разработка системы операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий
    • 3. 2. Апробация системы операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности на ОАО «Нижнекамскнефтехим»
    • 3. 3. Оценка эффективности управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий

Операционный менеджмент процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие рыночных отношений в нефтехимической отрасли, капиталоемкость и потенциальная опасность для окружающей среды производственных процессов, специфика производства и сбыта сырьевого товара поставили отечественные промышленные предприятия нефтехимического комплекса в тяжелые условия функционирования, которые осложняются отсутствием государственных гарантий поддержки хозяйственной деятельности, острой конкуренцией, необходимостью установления цен через факторы спроса и предложения. Каждый из перечисленных процессов содержит риск нарушения ресурсообеспечения отечественных промышленных предприятий и ослабления их иммунитета по отношению к многочисленным дестабилизирующим факторам. Поэтому промышленные предприятия вынуждены считаться с экономическими переменами и, поскольку изменчивость конъюнктуры рынка находится вне сферы управления промышленных предприятий, в первую очередь, развивать гибкость и адаптивность собственных подразделений, и, в частности, тех, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Именно о развитии этих качеств говорил Президент РФ Д. А. Медведев на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, проходившего 18 июня 2010 года, противопоставляя их понятиям стабильности и предсказуемости.

В этой связи, процессы коммерческой деятельности стали приобретать особое значение и становиться одним из средств обеспечения эффективного функционирования промышленных предприятий нефтехимического комплекса. Не случайно, характерной особенностью современного менеджмента является признание значимости управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий. Следует отметить, что эффективная система управления процессами коммерческой деятельности представляется исключительно важной и для международных промышленных компаний, т.к. она оказывает влияние на производственный процесс и качество продукции. Статистика свидетельствует, что в условиях индустриальной экономики западных стран процесс производства товаров составляет около 2% от общего времени цикла процессов производственно-коммерческой деятельности, которая завершается доставкой товаров до потребителя. Остальные 98% времени приходятся на процессы, связанные с коммерческой деятельностью. Кроме того, например, в США доля экономической активности, которая приходится на сферу материально-технического обеспечения и сбыта, составляет от 20% до 30%.

Принимая во внимание тот факт, что доминирующие в настоящее время классические концепции, методы и инструменты управления не в достаточной мере позволяют на практике организовать эффективное управление процессами коммерческой деятельности, промышленные предприятия нефтехимического комплекса испытывают постоянную потребность в совершенствовании существующих и разработки новых методов управления структурными коммерческими подразделениями, деятельность которых формирует доходы и прибыль. В этой связи операционный менеджмент представляется обязательным императивом для применения в управлении процессами коммерческой деятельности, поскольку он нацелен на организацию процессов рентабельным способом, позволяет управляющему воздействию глубоко проникать во все аспекты деятельности, а также, благодаря информационным технологиям, предоставляет возможности для оперативного анализа результатов деятельности и возникновению эффекта синергии от интеграции процессов различных видов деятельности.

Степень разработанности проблемы. Анализ работ российских ученых: Е. А. Ананькиной, Е. П. Голубкова, Л. П. Дашкова, В. А. Кабакова, А. И. Кравченко, И. П. Ладанова, Ю. А. Саликова, М. Г. Хазана, А. М. Халитовой и др., посвященных решению теоретических и прикладных задач по управлению деятельностью промышленных предприятий, показал, что в ходе эволюции теории маркетинга, менеджмента и логистики, цели коммерческой деятельности отечественных промышленных предприятий претерпели существенные изменения. В настоящее время они ориентированы на требования рынка, что, в первую очередь, предполагает необходимость организации эффективного управления процессами коммерческой деятельности промышленного предприятия. Однако, в основном, руководство промышленных, а, в частности, нефтехимических предприятий применяет западные методики без оценки их приемлемости к окружающим условиям функционирования и без учета особенностей собственных предприятий. К такому выводу приходили В. М. Бусыгин, Г. Н. Калянов, А. М. Халитова. При этом наибольшее применение получили результаты исследований коммерческих структур и выводы, сделанные следующими зарубежными авторами: Г. Болтом, Ч. Гарфиелдом, Д. Доблером, Ф. Котлером, Т. Левитом, А. Маслоу, Н. Рекрхманом, Ф. Уайтли, Н. Фордом, Г. Черчилем, у которых интерес к исследованию управляемости коммерческих подразделений промышленных предприятий был вызван не с целью сохранения текущих позиций, как у российских нефтехимических предприятий, а с целью экспансии на мировые рынки.

Другие ученые, среди которых Б. Андерсон, Д. Беккер, А. Гараева, М. Джордж, В. Елиферов, Г. Калянов, М. Каменова, Д. Харрингтон, А. Шеер, исследовавшие процессный подход к управлению, в своих работах рассматривали только производственную деятельность или ограничивались общими определениями и выводами без применения к конкретному виду деятельности. В свою очередь, операционный менеджмент, получивший начало как научное направление с начала 1900;х годов и впервые описанный Ф. Тейлором и А. Файолем, также развивался в целях совершенствования производственных систем и даже был синонимом слова «производственный менеджмент». Однако в настоящее время операционный менеджмент приобрел более широкое значение и стал заключаться в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Благодаря трудам В. Володина, А. Желтенкова, Н. Николенко, Ю. Нефедова, О. Огай, С. Пивоварова, Р. Чейза, принципы операционного менеджмента стали применять и по отношению к другим видам деятельности, отличным от производства товаров и услуг. Однако это направление не было развито до процессов коммерческой деятельности промышленных нефтехимических предприятий, несмотря на его возросшую актуальность, а также научную и экономическую значимость, которые обусловили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является расширение области использования операционного менеджмента в целях повышения эффективности управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения нескольких взаимосвязанных теоретических и практических задач, отражающих общую логику исследования:

— изучить генезис систем управления промышленными предприятиями и определить закономерные тенденции их развития;

— исследовать основные направления повышения эффективности деятельности коммерческих подразделений промышленных предприятий нефтехимического комплексавыделить особенности управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса и сформулировать требования к системе операционного менеджмента;

— исследовать операционный менеджмент применительно к процессам коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса;

— выявить недостатки существующих систем операционного менеджмента коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса и разработать рекомендации по их устранению;

— раскрыть современные аспекты использования информационных средств управления для обеспечения эффективного функционирования систем операционного менеджмента промышленных предприятий нефтехимического комплекса;

— исследовать возможности повышения эффективности управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса посредством использования принципов операционного менеджмента;

— усовершенствовать модель системы операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса;

— разработать методику оценки эффективности управления процессами коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса.

Область исследования соответствует разделу «Экономика и управление народным хозяйством» п. 1.1.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов» и 1.1.22 «Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования в электроэнергетике, нефтегазовой, угольной, металлургической, машиностроительной и других отраслях промышленности» специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность) паспорта специальностей ВАК (Экономические науки).

Объектами исследования являются процессы коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса Российской Федерации.

Предметом исследования является система социально-экономических отношений, возникающая в операционном менеджменте процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужили публикации, монографии и сборники научных трудов отечественных и зарубежных авторов. В диссертационном исследовании применены положения действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан.

При осуществлении поставленных задач были использованы следующие методы научных исследований: методы системного анализа и обобщения, абстрактно-логические, монографические, экономико-математические, статистические методы наблюдения и анализа информации на основе применения обобщающих статистических показателей.

Информационная база исследования включает в себя законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, материалы органов государственной статистики Российской Федерации и Республики Татарстан, публикации периодической печати и интернет-сайтов, данные социологического исследования, проведенного на ОАО «Нижнекамскнефтехим» (г.Нижнекамск), показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Нижнекамскшина» (г.Нижнекамск), ОАО «Химпром» (г.Новочебоксарск), ОАО «СНЭМА» (г.Уфа), реферативные обзоры.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Предложен показатель косвенной оценки результативности планирования коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса в системе операционного менеджмента, который отражает долю информации, полученной из заключенных договоров на планируемый период, в общей информации, использованной для целей установления плановых показателей. Предложенный показатель позволит оценивать валидность разрабатываемых планов и обеспечивать приемлемый баланс между стабильностью поставок и максимизацией доходов. Кроме того, предложенный показатель расширит возможности сокращения количества предпосылок, которые могут привести к уменьшению эффективности управления коммерческой деятельностью и снижению мотивации работников материально-технического обеспечения и сбыта промышленных предприятий нефтехимического комплекса.

2. Адаптирован процессный подход к управлению операциями коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса, который включает в себя декомпозицию процесса коммерческой деятельности на операции, влияющие на увеличение прибыли, их представление в виде доминантной иерархии, установление относительной значимости операций и расчет сдельной расценки исполнения одной операции процесса коммерческой деятельности. Предложенный подход позволяет повысить эффективность операционного менеджмента за счет учета фактически исполненных операций, входящих в процесс коммерческой деятельности.

3. Дополнена классификация методов управления коммерческими подразделениями промышленных предприятий нефтехимического комплекса в системе операционного менеджмента путем введения нового признака — фаза экономического цикла развития рынка. В соответствии с этим признаком нами предлагается классифицировать методы управления на удовлетворительные, инерционные, административные и эмоциональные.

4. В качестве дополнительного критерия, отражающего эффективность управления процессами коммерческой деятельности промышленного предприятия нефтехимического комплекса, предложено использовать средний возможный доход с договора, который определяется как средневзвешенная сумма между ближайшими договорными ценами одноименной продукции, приведенных к одним договорным условиям. Этот критерий позволит диагностировать наличие возможностей для повышения дохода и более обоснованно подходить к оценке результатов деятельности работников коммерческих подразделений промышленных предприятий нефтехимического комплекса.

5. Расширена модель системы операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий нефтехимического комплекса посредством включения в нее следующих операций: определение значимости элементов процессов и значимости управления элементами процессов, установление доли от целевых результатов хозяйственной деятельности, автоматический расчет сдельных расценок исполнения операций и управления элементами процессов.

Практическую значимость исследования приобретает возможность использования на промышленных предприятиях разработанных прикладных аспектов системы операционного менеджмента процессов коммерческой деятельности в совокупности с существующими системами оплаты труда работников. Проведенные исследования деятельности коммерческих подразделений ОАО «Нижнекамскнефтехим» (г.Нижнекамск), ОАО «Нижнекамскшина» (г.Нижнекамск), ОАО «Химпром» (г.Новочебоксарск), ОАО «СНЭМА» (г.Уфа) и выявленные особенности организации и управления представляют собой практическую основу для дальнейших исследований. Разработанные и апробированные автором рекомендации направлены на решение практической задачи повышения эффективности систем управления промышленными предприятиями. Представленные в диссертации результаты и выводы могут быть использованы органами государственного управления при разработке и корректировке программ развития нефтехимического сектора экономики, а также руководством промышленных холдингов для повышения эффективности деятельности отдельных предприятий, входящих в холдинги.

Апробация и реализация результатов исследования. В процессе работы основные положения исследования были доложены и получили одобрение на всероссийской научно-практической конференции «Роль маркетинга в повышении эффективности деятельности предприятий» (г.Казань, 2004), на итоговой научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики» (г.Казань, 2009), на заседании Российской региональной группы Глобального индустриального наблюдательного совета нефтедобывающих и химических компанийпользователей SAP (Москва, 2009), на международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии в управлении транспортно-логистическими системами» (г.Казань, 2011), на заседании Российской региональной группы Глобального индустриального наблюдательного совета нефтедобывающих и химических компанийпользователей SAP (г.Альметьевск, 2011), на международной научно-практической конференции «Новости научной мысли» (г.Прага, 2011), а также публиковались в Интернет журналах: «Российский экономический интернет-журнал» и «Социально-экономические и технические системы». Это позволяло проводить дискуссии о применимости результатов на практике и своевременно выявлять и корректировать представления и выводы, противоречащие научному подходу.

Отдельные положения диссертационного исследования внедряются на ОАО «Нижнекамскнефтехим». Материалы и результаты научного исследования могут использоваться в учебном процессе в преподавании курсов «Стратегическое планирование», «Отраслевая экономика (промышленность)», «Экономика фирмы», «Региональная экономика и управление» в «Казанском (Приволжском) федеральном университете» и «Казанском национальном исследовательском технологическом университете».

Публикация результатов исследования. Результаты научного исследования опубликованы в шестнадцати публикациях общим объемом 7,36 печ.л., в том числе, семь статей в изданиях, рекомендованных ВАК, объемом 3,13 печ.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 227 наименований, и приложения. Общий объем работы составляет 162 листа машинописного текста, содержит 5 таблиц и 24 рисунка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой