Развитие стратегического управления современным предпринимательством в регионе
Переориентация стратегического управления предпринимательством региона связана с характером инновационного развития мировой экономики. Крупные транснациональные компании ориентировались, прежде всего, на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт. Особенностями технологической и инновационной политики в этом случае было стремление к снижению затрат и международному разделению труда, при… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Состояние и проблемы стратегического управления региональным предпринимательством
- 1. 1. Проблемы развития регионального предпринимательства и управления им в современных условиях
- 1. 2. Опыт зарубежных государств в стратегическом^ управлении предпринимательством в регионах и возможные варианты его использования в России
- 1. 3. Развитие стратегического управления региональным предпринимательством с учетом зарубежного опыта
- Выводы по I главе
- Глава II. Организационно-экономические инструменты стратегического управления предпринимательством региона
- 2. 1. Системный подход в исследовании процессов развития стратегического управления предпринимательством
- 2. 2. Моделирование процесса развития стратегического управления предпринимательством в регионе
- 2. 3. Целеполагание как функция стратегического управления" системы предпринимательства региона
- Выводы по II главе
- Глава III. Основные направления повышения эффективности стратегического управления предпринимательством в регионе
- 3. 1. Разработка модели регулирования предпринимательства региона
- 3. 2. Стратегическое управление формированием и использованием ресурсного потенциала региона
- 3. 3. Формирование комплексной' стратегической программы развития предпринимательства в регионе
- Выводы по III главе
Развитие стратегического управления современным предпринимательством в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. На современном этапе развитие региональной системы управления предпринимательской деятельностью чрезвычайно важно как. для региона, так и для успешного функционирования-национальной-экономики. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в конце XX — начале XXI столетия, роль современного предпринимательства, коренным образом изменилась. Наряду с решением задач по обеспечению эффективности, (прибыльности) бизнеса, результативность его деятельности оценивается? иего* выгодностью для общества (внешней) эффективностью.
Рост количества и укрепление предпринимательскихструктур, повышение их экономической мощи стало оказывать ощутимое воздействие на национальную экономику, а поскольку современное предпринимательство развиваетсяна определенной территории,. то> и на решение социально-экономических задач региона. В последние годы роль регионасостояние его экономического развития значительно' возросло. Это положение становится* общепризнанным как у нас. В' стране, так и за рубежом. Подтверждением этого является то обстоятельство, что в Европейском Союзе в качестве необходимого условия-успешного экономического развития^ рассматривают именно формирование и. осуществление региональной политики, управления предпринимательской деятельностью. В условиях глобализации для< любой страны важным, условием устойчивости и экономической независимости становитсяспособность как отдельных регионов, так и страны в, целом быстро1 реагировать на изменения, внутренней и внешней конъюнктуры, рынка, осуществлять оперативную адаптациюпредпринимательства к изменившимся условиям за счет арсенала средств инновационного развития.
Именно региональная составляющая > во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке. Наглядным примером могут быть ведущие страны* Организации экономического сотрудничестваи развития (ОЭСР). Около 90% своей продукции производится ими для нужд собственного внутреннего рынка. Национальные инвестиции, осуществляемые компаниями этих стран, много превышают прямые зарубежные инвестиции, а также инвестиции, осуществляемые национальными компаниями за рубежом. Рынки рабочей силы и промышленные связи в странах ОЭСР регулируются особенными национальными механизмами. Национальные границы остаются важным условием сохранения культурной, политической и социально-экономической стабильности.
Переориентация стратегического управления предпринимательством региона связана с характером инновационного развития мировой экономики. Крупные транснациональные компании ориентировались, прежде всего, на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт. Особенностями технологической и инновационной политики в этом случае было стремление к снижению затрат и международному разделению труда, при котором вывоз капитала в страны с меньшими издержками давал дополнительные преимущества. На смену приходит эпоха наукоемкого производства, в котором не масштабы, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения новых технологий играет решающее значение в усилении конкурентных позиций национальной экономики на мировом рынке. Здесь малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку он лучше приспособлен к быстрой смене технологий, ассортимента выпускаемой продукции, способен быстро реагировать на изменение спроса и предпочтений потребителей. В такой экономике локальные альянсы ученых, предпринимателей и местной администрации становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке.
Региональная переориентация системы управления связана с особенностями создания и использования принципиально новых технологий, которые становятся все более затратными ввиду больших расходов на осуществление научных исследований и подготовку высококвалифицированных кадров.
Условием высокой конкурентоспособности и устойчивости предпринимательских структур становится углубление промышленной и торговой специализации. В условиях значительного многообразия направлений экономического развития невозможно достичь высоких результатов по всем товарным позициям. Предпринимательские организации должны искать свою уникальную нишу для достижения высоких конкурентных преимуществ. Это приводит к селекции промышленных отраслей, к появлению новых производств, которые в условиях существующих региональных различий позволяют максимально четко определить специализацию технологической политики, то есть направление концентрации инвестиционного потенциала страны и ее регионов.
С региональной специализацией связано и то, что процесс распространения новых технологий между национальными фирмами, производящими одинаковую продукцию, происходит во* много раз быстрее. Все это значительно сокращает затраты на освоение новых технологий фирмами региона. Как следствие, происходит значительное увеличение совокупного эффекта для региона, поскольку эффект от внедрения новой технологии в одной организации умножается на количество фирм региона, достигших успеха в ее внедрении и продвижении на рынок.
Успех стратегического управления предпринимательства во многом зависит от того, насколько при его осуществлении учитывается состояние и динамика развития внутреннего потенциала организации и перспективные изменения внешней средыа цели развития предпринимательства региона сочетаются с его возможностями.
С учетом территориального разнообразия и существенного потенциала российских регионов развитие в них предпринимательской деятельности может дать весомый социально-экономический эффект. Поэтому региональная стратегия управления предпринимательской деятельностью представляется важным шагом на пути к устойчивому развитию экономики России.
Региональное стратегическое управление в условиях современной России делает только первые шаги. Хотя и явных противников стратегического управления в регионах немного, а многие регионы имеют различного рода, концепции, стратегии, программы, планы и т. д., однако, подавляющее большинство из них имеет определенные недостатки, явную1 незавершенность. Несмотря на уникальность российских регионов, системы управления их развитием, в, том числе и развитием современного предпринимательства должны" опираться". на общую методологию стратегического управления, что1 будет способствовать прорыву в региональном управлении, даст несомненный синергетический эффект.
Региональное стратегическое управление предпринимательством должно строиться с учетом' традиционных отраслевых особенностей развития" и сырьевой обеспеченности: какие-то экономические районы будут специализироваться нафазвитии легкой и пищевой промышленности, другие — на производстве принципиально новой* машиностроительной продукции, третьи- - будут ориентированы на инновации в отраслях, обслуживающих туристический сектор и т. д. Федеральный центр при этом должен осуществлять общее руководство и контроль за развитием технологической инновационной политики на основе привлечения инвестиций. Только при таком подходе возможно в' самые сжатые сроки получить надежную основу для устойчивого экономического роста.
Данное диссертационное исследование призвано обобщить и дать научно-методическое обоснование для решения выявленной проблемы.
Целью диссертационного исследования явилась разработка, методических рекомендаций, развития системы стратегического управления предпринимательством в регионе. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие задачи:
— проведение анализа тенденций развития и проблем стратегического управления предпринимательством в регионе;
— обоснование необходимости и определение сущности, цели, задач эффективного стратегического управления предпринимательством в регионах;
— выработка методических рекомендаций по развитию стратегического управления предпринимательством в регионе;
— предложение механизма стратегического управления развитием предпринимательства региона;
— обоснование предложений по реализации комплекснойцелевой программы развития предпринимательства региона.
Предметомисследования являются управленческие отношения по развитию стратегического управления современным предпринимательством в регионе.
Объектом исследования является система развития предпринимательства в регионе.
Теоретическими и> методологическими основами исследования являлись труды ученых, заложивших научно-методические основы развития предпринимательства и стратегического управления экономическими системами: А. Смита, П. Друкера, М. Мескона, Й. Шумпетера, Г, Минцберга, И. Ансоффа, Д. Рикардо, М. Вебера, Дж. М. Кейнса, Ф. Хайека, А. Хоскинга и др.- изучавших проблемы социально-экономического развития регионов: А. Е. Когута, В'.Е. Рохчина, B.C. Немчинова, JI. Ю. Манюлиса, И. И. Сигова и др.- труды ученых, исследовавших особенности становления и развития предпринимательства и стратегического управления им в России: А. Н. Асаула, Л. В. Ачбы, Г. Л. Багиева, А. Н. Блинова, В. Ф. Богачева, В. А. Гневко, А. Л. Гапоненко, Н. П. Голубецкой, B.C. Кабакова, Б. А. Колтынюка, А. Б. Крутика, А. А. Крупанина, А. И. Муравьева, Г. П. Черникова, Е. В. Шатровой и др.
В основе диссертационного исследования лежит: диалектический метод, системный подход и функционально-параметрическое моделирование исследуемого процессаклассификация и анкетирование, логический и сравнительный анализ и др.
В исследовании используются материалы Росстата РФ и статистических комитетов регионов.
Вкладом^автора в проведенное исследование является то, что автором: проведен анализ тенденций развития и выявлены проблемы стратегического управления предпринимательством в регионеобоснована необходимость осуществления и определена сущность эффективного стратегического управления современным предпринимательством в регионевыработаны методические рекомендации по развитию стратегического управления современным предпринимательством в регионепредложена модель стратегического управленияразвитием предпринимательства регионаобоснованы предложения по реализации комплексной целевой программы развития-предпринимательства региона.
Научная новизна диссертационной работы заключается в* том, что в ней разработаны методические рекомендации развития стратегического управления предпринимательством в регионе, в частности: проведен анализ тенденций развития и определены проблемы стратегического управления предпринимательством в регионе, которое в значительной степени дифференцировано по регионам, не достаточно использует возможности территорий, а стратегическое управление его развитием в недостаточной степени учитывает динамику существенных изменений внутренней и внешней средыпоказано, что стратегическое управление предпринимательством в регионах — это управление, нацеленное на достижение перспективных целей в условиях динамичных изменений во внутренней и внешней среде, позволяющее гибко реагировать на запросы потребителей, создавать благоприятные условия развития предпринимательства, поддерживать и регулировать его в интересах устойчивого развития региона, повышения его конкурентоспособности;
— обоснована, необходимость передачи значительной части функций управления" предпринимательствомв. регионы, чтопозволит обеспечить адресный подход к решению его проблем с учетом местных условийрегиональная, политика по стратегическому управлению-предпринимательством? .должна*, разрабатываться? на основе принципов управлениявытекающих изфедеративногоустройства государства, а стратегическое управление должно, способствовать успешному решению экономических и социальных проблемрегиона;
— предложен механизмстратегического управленияпредпринимательством* в? регионе, представляющий собойсовокупность, форм, методов средств, посредством которых органы управления региона оказывают, воздействиена предпринимательские структурылдля<-достижениям поставленных целей;
— обоснованы этапы разработки, содержание и, предложение по реализации целевой комплексной программы развитияпредпринимательстварегиона-, которые включают анализ социально-экономического положения? регионов-, оценка ресурсного потенциала регионов и возможностей предпринимательских структуропределение, оценка и выбор альтернатив развития предпринимательства региона, обоснование методов, регулирования предпринимательству организация реализации разработанной программы и другие.
Практическая значимость, проведенного диссертационного? исследованиям заключается в томчто выработанные методические: рекомендации позволяют осуществлять стратегическое управление предпринимательством с учетом' целей и потребностей регионов, динамики изменений внутренней и внешней среды, тенденций развития. как национальной, так и мировой экономики.
Основные научные ипрактические результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на научных и научно-практических конференциях, семинарах, а также внедрены в учебный и научно-исследовательский процессы Санкт-Петербургской академии управления и экономики и Магаданского института экономики, при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам: «Менеджмент», «Мировая экономика», «Региональная экономика», «Управление проектами», «Управленческие решения» и др. Автором опубликовано 6 научно-методических статей, касающихся тематики диссертационного исследования и раскрывающих ее содержание.
Глава, I. Состояние и проблемы * стратегического" управления региональным-предпринимательством.
1:1. Проблемы развития регионального предпринимательства и управления им в современных условиях.
— Территория* государства подразделяетсяна отдельные экономические районы (регионы), которые представляют собой^ территориальную социально-экономическую общность людей, формирующую определенные условия их проживания.
Несмотря на расширение экономических связей различных территорий (областей, городов, государств), регионы обладают определенной экономической автономностью и социальными, культурными, демографическимиг и" другими особенностями. Существует зависимость, социально-экономических условий, определяющих жизнь регионакак от внешних, так и от внутренних факторов. Существенное влияние на региональное подразделение общего экономического пространства оказывает мощность и структура производственного потенциала, который сосредоточен, прежде всего, в крупных промышленных центрах и городах. Промышленность, предпринимательство не может существовать без рынков сбыта. Связь между крупными промышленными центрами и. прилегающими территориями в условиях рыночной экономики укрепляется' на основе формирования^ рынка сбыта промышленной продукции (из города) и сельхозпродукции из районов. На этой основе складываются' базовые административно-территориальные единицы областного типа:
Смысл территориально-экономического рассмотрения предпринимательского сегмента народного i хозяйства заключается в ресурсных и экономических возможностях регулировать и осуществлять предпринимательскую деятельность, исходя из локальных конкретных потребностей населения.
Разработанная в период плановой экономики система экономикоматематических и методов выработки планово-прогнозных решений по социально-экономическому развитию республик и областей представляет определенный интерес и в наше время.
Территориальное планирование, как и отраслевое, осуществлялось в рамках системы народнохозяйственного планированиям качестве ее части и поэтому объекты территориального планирования определись какчасть целого: республика — как территориальное звено общесоюзного' уровня управления, область (край) — республиканского и т. д. Централизованное-планирование являлось базовым для отраслевого и территориального планирования, то есть отраслевое и территориальное планирование играло подчиненную роль и должно было отвечать требованиям и соответствовать задачам централизованного планирования.
Одной из основных проблем народнохозяйственного планирования того времени являлись координация и согласование отраслевого и территориального блоков планирования. Как правило, решения, принимались в пользу отраслевых плановой в ущерб региональным интересам.
Противоречия между общегосударственными интересами и потребностями регионов, между отраслевыми планами5 и территориальными, на, которые отрицательно влиялиидеологические установки и интересы* партийных органов, разного уровня, приводили к разбалансированности важнейших народнохозяйственных пропорций.
Сложившаяся система территориального планирования и управления не была эффективна, так как народное хозяйствопредставляет собой, сложную экономическую систему, которая не тождественна простой сумме своих элементов.
Неоднородность российского экономического пространства явилась также негативным фактором перехода страны к рыночным отношениям. Так, Московский регион вступил в постиндустриальную стадию развития с преобладанием сервисной деятельности, а Калмыкия и Тува по структуре производства и занятости еще пребывают в индустриальной или даже в доиндустриальной стадии. Регионы России в значительной степени дифференцированы по экономическому развитию, темпам рыночных реформ, развитию инфраструктуры рынка.
Эти и другие причины привели к тому, что в настоящее время в России сложилась довольно пестрая, картина развития предпринимательства. В' Центральном регионе в 2005 году насчитывалось 267 тысяч МП (в 2004 — 270 тысяч МП), в Западно-Сибирском, соответственно, 101 тысяча и 86 тысяч МПа в Волго-Вятском, соответственно, 27 тысяч и 24 тысячи МП. Значительная' концентрация малых предприятий (около трети общего’количества) находится’в Центральном районе.
Абсолютным лидером в стране по* количеству малых предприятий стала Москва, здесь свыше 20% их общего количества в> России. В Санкт-Петербурге малых предприятий существенно меньше, но высок удельный вес производства -21%, строительства — 20% и науки — 12%. На остальной же российской территории-малый бизнес развивается весьма неравномерно. Если, скажем, в Московской области более 40 тысяч, Краснодарском крае — почти 29, в Тюменской области -27 тысяч малых предприятий, то в Псковской, Костромской, Орловской, СмоленскойТамбовской и многих других областях — в среднем по 2−3 тысячи. А эти территории особенно нуждаются в развитии малого бизнеса, поскольку здесь спад производства примерно в 10 раз превысил общероссийские показатели, подняв уровень безработицы выше 10%. Малый бизнес, быстро' создающий новые рабочие места, наверняка помог бы уйти от серьезных социальных проблем. К сожалению, эта возможность не используется в полной мере.
Самымраспространеннымвидом предпринимательской деятельности является торговля и посреднические услуги. В 2006 году этим видом деятельности занимались 419 тысяч МП, на которых работало. 2,1 млн. человек. Товарооборот этих предприятий составлял свыше 18 трлн. руб., причем более пятой части его приходилось на Центральный район, Москву, Уральский регион. В строительстве работает около 120 тысяч МП. Они выполнили объем работ на сумму 24 трлн. руб., в промышленности — 127,2 тысячи МП (в машиностроении, металлообработке, лесной деревообрабатывающей промышленности и т. д.).
Несмотря на трудности, стоящие перед российскими предпринимателями, следует отметить наличие определенных положительных тенденций:
— сам факт его существования и развития в столь сложных условиях;
— возникновение слоя мелких и средних собственников, создавших свое дело и борющихся за его выживание и развитие;
— наличие предпринимательского потенциала, профессиональных и психологических возможностей для предпринимательской деятельности у значительной части населения;
— осознание обществом того, что проблемы безработицы без развития предпринимательства не решить;
— осознание государством роли и значения предпринимательства для подъема экономики страны.
Итоги развития малого и среднего предпринимательства в России рассматривались на 1-м Всероссийском съезде представителей малых предприятий: 70% опрошенных делегатов съезда отметили, что* темпы развития предпринимательства в стране уменьшаются, а 71% отметил отрицательные финансовые условия для предпринимательской деятельности.
Начинает проявляться тенденция экстенсивного развития малого бизнеса, вызванная тем, что при количественном росте" МП их производственный потенциал почти не увеличивается, и соответственно, не 1 наблюдается значительного прироста рабочих мест.
Наблюдается переход к. коммерческой, посреднической деятельности многих МП, первоначально планирующих заниматься h х производством.
Труднейшая для малого бизнеса проблема финансирования, имеет своим фоном спад производства, чудовищный монополизм и распад традиционной системы как внутреннего, так и международного разделения труда. В этих условиях малому бизнесу, не располагающему, как правило, ни достаточно полной информацией о рынке, ни широкими финансовыми возможностями, подчас трудно осуществлять не только инвестиционную деятельность, но и кредитовать текущие издержки. Отсюда — появление неформального финансового рынка, тесное (по необходимости) переплетение легальных и полулегальных, а подчас и криминальных операций в деятельности малых предпринимательских структур.
В настоящее время * важнейшими' проблемами, стоящими перед малыми предприятиями, можно с уверенностью считать следующие (проблемы ранжированы в порядке их значимости по результатам опроса Мирового Банка):
1. Нестабильная макроэкономика и постоянно меняющееся законодательство.
Эта проблема в высшей степени*, волнует предпринимателей. С другой стороны, в прессе довольно часто можно встретить требования^ предпринимателей откорректировать тот или иной закон, как не соответствующий экономической целесообразности, цивилизованному рынку и т. п.
2. Налогообложение и высокие проценты за кредит.
Предприниматели единодушно отмечают чрезмерно высокий и постоянно растущий уровень налогообложения, что зачастую лишает предпринимателя возможности получить прибыль и толкает к сокрытию доходовпредприятия. В этом же направлении действует порочная практика, когда все налоги взимаются вперед.
3. Проблемы обустройства.
Важнейший аспект проблемы — недоступность зданий, помещений, которая связывается с высокими ценами. Большинство предпринимателей получают рабочую площадь посредством долгосрочной аренды, но этот тип договора не обеспечивает устойчивости. Арендаторов иногда «вытесняют» и предоставляют место тем, кому отдается предпочтение.
4. Найм работников:
Предпринимателям нелегко найти профессионала, к тому же обладающего квалификацией рыночного типа. Это обусловлено отчасти тем, что найм осуществляется через личныеконтакты, и лишь небольшое количество сотрудников берется, «с улицы». Кроме того, надо иметь в виду принципиальные различия*. между квалификацией работника, подготовленного для работы, в плановойэкстенсивной: экономике (навыки в выполнении отдельной частистандартной производственной операции' на основе инструкций, высокие оценки* свободноговремени, социальных гарантий и т. п.), и квалификацией, соответствующей потребностям частного предпринимательства:
5. Падение спроса.
Слабый спрос является^ препятствием развития и* причиной — малого объема продаж и низкой доходности для, многих фирм. Из-за низкого спроса часть фирм работает ниже своих возможностей.
6. Взаимодействие с властными структурами.
Многие предприниматели по данным опроса Мирового Банка, видят в государственных служащих коррумпированных бюрократов. Лишь 19% положительно отзывались о городских чиновниках и говорили* о необходимости «неофициальных взносов». Помимо взяток, личные связи нужны для положительного разрешения просьб. Регистрация кажется более дорогой и долгой, чем-это должно бы быть, но многие фирмы нуждаются в разногорода специальных лицензиях. Многим, хотя не всем, фирмам становится все труднее учредить новое предприятие. Жалобы на услуги касаются, главным образом, телефонной связи и внутригородского транспорта. Предметом озабоченности также является ухудшение криминальной ситуации.
Трудности становления малого бизнеса в России определяются проблемами: экономическими, политическими, правовыми, социальными, моральными, организационными.
Экономические проблемы характеризуются:
— низким уровнем доходов населения, монополизмом;
— поиск финансирования — основная проблема малого бизнеса (57% опрошенных).
Моральные проблемы характеризуются:
— давлением структур организованной преступности — по данным МВД России ими контролируется около 40 тысяч хозяйственных единиц в России, в том числе 7 тысяч МП, 400 банков и бирж, 700 рынков;
— отсутствием деловой этики и морали и, как следствие, — нарушение договоров, контрактов, обязательств.
Политические проблемы характеризуются: отсутствием стабильности в экономической политике правительства;
— правовой и физической незащищенностью предпринимателей и частной собственности;
— недостатком государственной поддержки предпринимательства и малого бизнеса;
— неэффективной финансовой и налоговой политикой государства.
Правовые проблемы характеризуются:
— несовершенством законодательной базы, регулирующей все аспекты предпринимательской деятельности;
— отсутствием законов, эффективно защищающих частную собственность;
Организационные проблемы характеризуются:
— неэффективным государственным регулированием предпринимательской деятельности.
Указанные проблемы свидетельствуют о невозможности выживания и эффективного развития малого предпринимательства без целенаправленной и мощной системы управления.
Развитие предпринимательства в значительной степени обусловлено внешней средой: государственной политикой в данной области, деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти, внешними условиями конкретных регионов.
Анализ развития предпринимательства в стране и регионах показывает, что его неудовлетворительное состояние объясняется как общими недостатками на государственном уровне, так и отсутствием во многих регионах четко сформулированной политики и стратегии развития предпринимательства с учетом своих особенностей и потребностей. Определенные трудности развития предпринимательства в регионах создаются отсутствием теоретических разработок и методических рекомендаций, позволяющих оптимизировать данный процесс.
Ввиду различного уровня развития и степени, комплексации отраслей и производств каждой области необходим индивидуальный подход к решению их социально-экономических проблем. Если для одной из областей характерна сельскохозяйственная, ориентация производства, а, следовательно, важнейшей проблемой комплексного развития ее хозяйства является рациональное использование земельных ресурсов для сельскохозяйственного производства и формирование соответствующих производств по переработке сельскохозяйственных продуктов, то для другой области основой развития хозяйства служат богатые залежи полезных ископаемых и, как следствие этого, выступает проблема эффективного использования минерально-сырьевых ресурсов и создания соответствующих отраслей обрабатывающей промышленности. Для эффективного развития экономики третьей области основную * роль может играть ее выгодное экономико-географическое размещение и т. д. Другими словами, комплекс регионального хозяйства разрастается вокруг основных видов производственной деятельности, которые обуславливаются имеющимися экономическими и природными ресурсами, экономико-географическим положением, исторически сложившимися условиями.
Переход к социально-ориентированной > рыночной * экономике возможен только при децентрализации государственного управления, передаче значительной части функций по управлению развитием территории в регионы.
Процессы управления хозяйственной деятельностью постоянно развиваются и совершенствуются, что порождается, с одной стороны, теми изменениями, которые происходят в экономической жизни общества, с другой — развитием науки управления. В настоящее время выделяют 5 типов хозяйственного управления (см. рис. 1.1).
Традиционное.
Менеджерское.
Системное.
Самоуправление.
Базировалось на обычаях, традициях, слабо регламентировалось, не имело правовых основ. Управленческие функции выполняли вожди, главы семейств. Характерно для докапиталистической эпохи, отличаются низким уровнем развития производительных сил, ручным трудом.
Управление производством осуществляется в основном собственником. Характерно для раннего капитализма.
Управлением хозяйственной жизнью осуществляют специально обученные и подготовленные специалисты (наёмные работники) — менеджеры.
Управленческие функции расширились и усложнились, произошли изменения в структурах управления, к процессам управления широко подключились специалисты, отдельные работники.
Характерно для информационной эпохи.
Рис. 1. 1. Типы хозяйственного управления.
В современных условиях на различных иерархических уровнях национальной экономики хозяйственное управление нацелено на решение не только оперативных (тактических), но и стратегических задач, которые обеспечивают совершенствование и развитие объектов управления, переводя их в количественно и качественно новое состояние с учетом тенденций развития хозяйственной жизни.
Особое значение имеет стратегическое управление развитием предпринимательства в регионах. Противоречия, появившиеся еще в доперестроечное время между общегосударственными интересами и потребностями регионов, между отраслевыми планами и территориальными, на которые отрицательно влияли идеологические установки и интересы партийных органов разного уровня, приводили к разбалансированности важнейших народнохозяйственных пропорций. Сложившаяся система территориального планирования и управления не была эффективна, так как народное хозяйство представляет собой сложную экономическую систему, которая не тождественна простой сумме своих элементов.
Одним из важнейших направлений дальнейшего развития рыночных реформ в России является создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов РФ.
В основе экономического развития регионов лежит инвестиционная политика, определяющая в значительной степени его темпы и направления.
Для российских регионов на реализацию многочисленных и нередко очень перспективных проектов требуется ежегодно около 15 млрд $ (по данным Министерства экономики России). В то же время большая часть регионов не готова принять и освоить поток инвестиций, так как большая часть местных предприятий не удовлетворяет необходимым для этого условиям и критериям. Регионы не готовы к использованию механизмов проектного и корпоративного финансирования, нет механизма мониторинга за состоянием и реализацией проекта. Ряд крупных банков готовы финансировать конкретные крупные проекты, но при условии грамотного бизнес-плана и ясной структуры управления проектом. Базой для этого должна стать региональная программа развития предпринимательства.
Важным элементом социально-экономического развития регионов является рынок труда. В первые годы реформ значительный спад производства по различным объективным и субъективнымпричинам не сопровождался адекватным ростом безработицы. Активизация, его началась еще с 1994 года, однако, и в настоящее время’дифференциация:регионов по уровню' этого показателя, выражены не ярко. Хотя разрыв между максимальной и минимальной долей зарегистрированных безработных в общей численности трудоспособного населения достиг 20 раз (9−3% в Ивановскойобласти и 0,46% в Москве). В основной части субъектов Федерации уровень этого показателясредний: в, 43 регионах он колеблется от 1 до 3%.
Е. Васильчук в статье «Эксперты, подтверждают вероятность осеннего развитияпроизводства» («Финансовые известия» № 46< (397)) рассматривает результаты, оценки социально-экономического положения регионов, проводимой правительственным Центром экономической конъюнктуры (ЦЭК). На, основанииопросов 366 экспертов в 78 субъектах Федерации в первой, половине 2007 года выявился «разброд и шатание» экономической, мысли на местах. Это вызвано недостатками современных методов управления развитием.регионов.
Трудности, переживаемые сегодня региональной экономикой, обусловлены, во-первых, спецификой предшествующего' этапа, хозяйственного развития России, а во-вторых, являются* прямым следствием проводимых реформкоторые неизбежно сопровождаются усилением самостоятельности регионов, в принятии конкретных решений:
Устранение возникших трудностей будет зависеть от конкретной экономической политики в регионе, от способности регионов найти более оптимальные решения. В настоящее время региональная экономика сталкивается’с рядом тесно взаимосвязанных проблем.
Дальнейшая структурная перестройка, предусматривающая повышение эффективности производства и конкурентоспособности, усилит наметившиеся тенденции. В результате местные бюджеты будут вынуждены брать на себя возрастающие расходы, связанные с выплатой необходимых социальных пособий. Существование в локальной экономике преимущественно крупных предприятий усиливает хозяйственную инерционность региона, ограничивает рамки экономического маневрирования. В результате для региона увеличиваются совокупные издержки и время, необходимые для адаптации к меняющимся рыночным условиям. Эти, А проблемы часто связаны с уже рассмотренными аспектами деятельности крупных предприятий. Сегодня многие из них снижают объемы собственного производства и таким образом* стремятся достичь необходимой рентабельности. В подобном случае текущие интересы отдельных крупных предприятий могут не совпадать с целями и задачами региональной экономики.
В последние годы проблемам регионального социально-экономического развития были посвящены многие научные работы. В статье А. Адамеску, В. Киданова «Региональная программа: перспективные вопросы» рассматриваются подходы к разработке целевых программ развития региона в условиях перехода к рыночной экономике. Авторы считают, что в основе регионального регулирования должна лежать целевая федеральная программа, согласованная и увязанная по исполнителям и срокам осуществления. Она должна включать комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационных, хозяйственных и прочих мероприятий. Эти мероприятия должны реализовываться на основе активной поддержки государства. Реализация подобных целевых программ обеспечит эффективное решение задач общенациональных и межтерриториальных и будет способствовать социально-экономическому развитию региона России.
В ряде работ рассматриваются вопросы стратегического планирования развития регионов в условиях рынка. Так А. Н. Петров и Б. С. Жихарев в статье «Основы стратегического планирования регионально-экономического развития» рассматривают методологические аспекты данной проблемы. К основным задачам регионально-экономической политики относятся: а) формирование системы воспроизводства населенияб) обеспечение комплексного развития хозяйства региона, то есть повышения степени соответствия отраслевой структуры его природным и трудовым ресурсам, укрепление взаимосвязей между отраслями специализации регионав) совершенствование охраны окружающей среды, обеспечение экологически устойчивого развития регионаг) обеспечение согласования общегосударственных интересов с региональными, а так же общественных (в рамках регионов), коллективных и личных интересов граждан.
В России в настоящее время формируется схема региональной экономической политики, свойственная государству с федеративным устройством. Представляется во многих случаях целесообразной следующая иерархия:
— стратегия социально-экономического развития региона, охватывающая все стороны региональной жизни;
— концепция экономической политики региональных властей;
— набор проектов (программ) по реализации региональной экономической политики;
— план мероприятий по реализации экономической стратегии.
К основным целям разработки концепции региональной экономической политики относятся:
— выявление проблем экономического развития региона;
— анализ возможностей путей их решения с помощью ресурсов региональной администрации, определение приоритетов, используемых при принятии управленческих решений;
— повышение скоординированности деятельности отдельных подразделений региональной администрации;
— улучшение имиджа региона, консолидация сил частного и общественного секторов в решении экономических проблем региона.
Н.М. Ратнер, О. Н. Нестеренко и другие в работе «Развитие региона: методический подход» рассматривают методические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития региона. Они считают, что в основе модели данной проблемы должна лежать связь между качеством жизни в регионе и степенью реализации его собственного потенциала. Необходимый для этого методический аппарат должен базироваться на анализе всех сторон воспроизводственного процесса по всей территориальной иерархии: государстворегион — его составляющие (область, город, сельский район).
В. В. Жизелев рассматривает проблему вхождения предприятий региона в рынок. При этом он считает необходимым рассматривать регион как целостную социально-экономическую систему и рассматривать возможности ее устойчивого развития на основе формирования экономического механизма рационального природопользования.
В работе «Повышение инвестиционной активности и региональные стратегии структурных преобразований» (авторы К. Гусев, А. Федотов) рассматриваются: основные экономические условия активизации инвестиционной деятельности в регионахусловия мобилизации инвестиционных ресурсовфинансовое положение регионов как фактор инвестиционной активностибазовые стратегии структурных преобразований в регионах.
Отмечается, что уровень инвестиционной активности в регионах складывается под влиянием совокупности экономических, политических, природно-географических факторов, анализ которых должен являться основой государственной инвестиционной политики. Расширение хозяйственной и политической самостоятельности субъектов Федерации требует исследования особенностей их развития, анализа финансового положения регионов с целью оценки их собственных потенциальных возможностей развития.
Авторы считают, что современное состояние российской-экономики позволяет реализовать в большинстве регионов реконструктивную стратегию. В регионах с высоким научным и производственным потенциалом имеются некоторые предпосылки для1 сравнительно. быстрых структурных преобразований.
Проблемам, формирования, реализации, и регулированиям местной социально-экономической политики посвящена' книга «Основы местной социально-экономической политики». Значительное внимание в работе уделяется выбору основных направлений развития территорий (городов) и способам. достижения поставленных целей.
Под местной социально-экономической политикой' авторы понимают взаимосогласованную совокупность социальных, экологических, экономических целей и установок (ориентиров), а так же способов их достиженияреализация которых осуществляется' самим местным сообществом и его органами самоуправления.
Главная и конечная цель местной социально-экономической-политики — улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество и увеличение его вклада в развитие всего общества. Следует согласиться с авторами, что разработку системы ориентиров, развития, территории необходимо строить на всесторонней основе: с учетом* общечеловеческих ценностей, международных и общегосударственных стандартов, реального потенциала и возможностей его использования.
Представляет интерес предложениепо* формированию, экономической политики местных властей: Неверная экономическая' политика местных властейприводит к утрате динамики социально-экономического* развития объекта, консервации устаревшей структуры хозяйства, низкой деловой активности, и, в конечном1 счете, к падению качества жизни. Интенсивное экономическое развитие осуществляется в тех регионах, где активное участие местных властей содействовало формированию разнообразной, целенаправленной и взаимосвязанной системе услуг, инфраструктуры предпринимательства и способствовало развитию деловой активности.
Мировой, да и уже и отечественный опыт показывают, что в качестве основного направления, обеспечивающего интенсивное социально-экономическое развитие, выступает развитие предпринимательства региона (города).
В. Ф. Новиков и JI. Ю. Манюлис в монографии «Территориальное управление: проблемы и пути перестройки» рассматривают территориальное управление как механизм реализации специфических социальных и экономических интересов региона и их согласования с интересами центра.
Представляет интерес методические подходы к анализу объекта управления (региона) — анализ традиционного для социалистической^ России-механизма территориального управления и выявление его недостатков и на основе этого предложения по развитию территориального управления. Авторы-показывают, что у региона, как целого, есть свои общие интересы, в составе которых отдельные групповые интересы переплетаются, взаимодействуют. Реализация этих интересов должна осуществляться через специальное региональное управление. Реализация региональных интересов связана с территориальным хозяйствованием, которое можно условно подразделить на производственную и социальную <�• сферы деятельности. В современный условиях развитие производственной сферы теряет «самодавлеющее» значение и должно рассматриваться как средство обеспечения эффективного социального развития.
Проблемам всестороннего развития регионов посвящается работа Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление" (под общей редакцией профессора Тиханова Р. Е.). Авторы считают, что многосторонний (экономический, политический, социальный и духовно-культурный) подход является базой концепции развития территории.
Социально-территориальное объединение характеризуется многообразными связями (социально-экономическими, производственными, духовно-культурными и т. п.) выступает не" только как определенная целостность, но и расчленяется на отдельныеподсистемы. В работе рассматривается регион как объект исследования в целом и как совокупность взаимосвязанных подсистем (экономических, социальных, политических, духовно-культурных процессов):
Исследуя управленческую ситуацию, авторы предлагают оптимальные структуры и* механизмы федерального и регионального' управления:. В' книге дается комплексный анализ основных сфер-жизнедеятельности региона. Причем, они рассматриваются не изолированноа как органические составные единого процесса возрождениясаморазвития регионального социума как объекта управления.
В работе делается попытка рассмотреть методы оптимизации комплексного развития региона и принципы" построения механизма-управления данным процессом. Дается обоснование необходимости системного-подхода и использования принципа моделирования для изучения проблем многостороннего развития регионального-сообщества. Анализируя современную методологию' экономических реформ, авторы, приходят к выводу, что' для нее характерен «механический» подход ктеории, системности. Он сводится к набору составных элементов «целостности» без учета внутренней взаимосвязи, что вряд ли сможет обеспечить решение глобальной задачи: эффективного <�¦ экономического развития страны и преобразования всего российского общества. Авторы считают, что состояние социосферы является критерием макрои микроклимата в обществе, так. как именно ohi формируется • не столько — материальными, социально-бытовыми и этнокультурнымиотношениями, сколько всейсистемой сложившихся-политических и экономических отношений.
В теории и практике государственной российской1, политики проблема социосферы или реорганизация' системы управленияво-первых, была в значительно степени идеологизирована, а во-вторых, всегда носила опосредованный, остаточных характер. Анализ проблемы социосферы ясно выявил несовершенство управления, координации и регулирования на уровне региона и местного самоуправления. Слабость комплексных планов социально-экономического развития регионов заключалась, а в отсутствии материальных и финансовых средств и в отсутствии! свободы экономической деятельности.
Основной причиной этого было то, что региональные политики центра не находили реальной поддержки из-за отсутствия «регионального аспекта» в общегосударственной политике в условиях жесткого централизма-государственного управления. Другим фактором, обуславливающим слабость региональных планов социально-экономического развития* являлась необходимость изменения в структуре бюджетно-финансового и налогового механизмов в пользу регионов, что противоречило интересам центра.
Во многих странах мира разрабатываются и успешно реализуются управленческие меры по сглаживанию зависимости развития экономики региона от сырьевых ресурсов, по развитию отсталых территорий. Международный опыт показывает, что для реализации накопившихся региональных проблем требуются как в центре, так и на местах принципиально новые управленческие подходы к их решениям. Должны быть разработаны общие принципы федеральной политики регионального возрождения, ее формирования и реализации в различных сферах общественной жизни. Направления политики (проекты, программы) должны сопровождаться структурными преобразованиями и быть подкреплены финансово-экономическими рычагамт.
В качестве причин, вызывающих необходимость сосредоточения экономических реформ на региональном уровне, выделяются следующие:
— необходимость учета специфики регионов в осуществлении общероссийской — структурной, инвестиционной, финансовой политики, особенностей ресурсных возможностей и материально-финансовых источников развития;
— возможности эффективной реализации конкурентных преимуществ конкретного региона путем разработки специальных программ его развития;
— дальнейшее развитие самоуправления регионов и формирование демократических институтов власти в областях, городах, на муниципальном уровне, в общественных организациях и т. д.;
— эффективность развитияпредпринимательства с учетом местных условий, местного рынка, местных ресурсов.
Одним из важных элементов" процесса управления развитием' регионов является информация, характеризующая, объект управления и< происходящие в нем изменения. Этой проблеме посвященакнига А. Е. Когута и В. Е. Рохчина «Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга». Реформирование экономических структур выдвинуло на одно из первых мест проблему информационной жизнедеятельности территории: Необходимым условием эффективного управления" регионом* является! полнаядостоверная и своевременная информация о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах его жизнедеятельности с позиции комплекснойоценки состояния, региона, формирования регулирующего воздействия для его эффективного социально-экономического развития. В книге рассматриваются основные аспекты* создания региональных комплексных систем информационно-аналитической поддержки управленческих решений, так называемого социально-экономического мониторинга.
Особый, интерес представляет раздел, посвященный малоизученной проблеме организации мониторингасоциально-экономического потенциала региона. Сделана попыткауточнить сущность и структуру социально-экономического потенциала регионами рассмотреть проблемьг его оценки. Авторы отмечают, что теоретико-методологический аппарат анализа потенциала территории разработан слабо, что из-за сложности проблемы чаще всего рассматриваются важные, но локальные составляющие территориального потенциала. Несовершенство методологии оценки потенциала территории является сдерживающим фактором в прикладных исследованиях социально-экономического характера и приводит зачастую к выбору неэффективных управленческих решений. Следует согласиться с авторами, которые утверждают, что следует говорить не об экономическом, а о социально-экономическом потенциале региона. Это связано с тем, что исследование тех или иных составляющих экономического потенциала неминуемо приводит к рассмотрению социального аспекта, характеризуемого отношениями между людьми по поводу его создания, поддержания и использования особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения, демографических факторов в интересах повышения качества жизни населения региона и увеличения его вклада в решение межтерриториальных и федеральных проблем.
Достаточно динамичные изменения, происходящие в хозяйственной жизни общества убедительно доказали, что для успешного, управления предпринимательством, повышения его эффективности и выгодности, обеспечения устойчивости и достаточной конкурентоспособности, оперативного (или текущего) управления уже недостаточно*. На всех иерархических уровнях управления (федеральном, региональном, предпринимательском) необходимо определение долгосрочных целей, перспектив и направлений развития, продуманной стратегии в быстро меняющейся внешней среде.
Основные причины возникновения и развития стратегического управления (менеджмента) в рыночной экономике представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2 Необходимость стратегического управления.
Стратегическое управление имеет существенные отличия от оперативного, которые представлены на рис. 1.3.
Оперативное управление Стратегическое управление используется навсех уровнях управления осуществляется на верхних уровнях управления (могут привлекаться консультанты) осуществляется постоянно, задания' носят краткосрочный характер, направлено на решение определенной проблемы осуществляется в условиях значительной неопределенности, характеризуется прерывистостью, длительностью выполнения ориентировано на решение отдельных проблем, меньше степень риска рискованность выше, рассмотрение большего количества альтернатив при принятии управленческого решения < может снизить, степень рискованности источники информации могут быть более стабильными, формализованными, более надежными необходим больший объем информации, степень, ее достоверности менее надежная может осуществляться в, короткий период времени (от нескольких и более месяцев и даже недель) ориентировано, как правило, на 3−5 лет и более направлено на достижение конкретных целей, не противоречащих стратегии фирмы цели могут быть сформулированы в общих чертах может быть ориентировано на решение локальных, частных проблем подчинено корпоративным интересам.
Рис. 1.3- Отличительные черты оперативного и стратегического управления.
Решение задачи по совершенствованию стратегического управления должно исходить из того, что оно отличается от долгосрочного управления, используемого в социалистической плановой экономике.
Долгосрочное управление основывается на устойчивости тенденций развития деловой среды, стабильности, инвестиционных потоков, неизменности хозяйственного права, это являетсяопределяющим! для разработки бюджетов и планирования развития предпринимательства. В действительности, экономическая ситуация в регионах, как и by целом в национальной экономике меняется очень быстро: экономика переходит на инновационный путь развития, появляются принципиально новые средства труда, новые технологии, новые товары и услуги, изменяется федеральное и региональное законодательство, неизбежны инфляционные колебания, усиливается влияние мирового рынка и т. д. Все это требует перехода на стратегическое управление, которое более гибко и оперативно реагирует на изменения внутренней и внешней среды предпринимательства. Оно должно быть направлено на формирование долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях хозяйственного риска и неопределенности, на обеспечение нацеленности предпринимательской деятельности, на удовлетворение региональных потребностей, опору на эффективное использование региональных ресурсов, формирование инвестиционной привлекательности и благоприятного предпринимательского климата.
Таким образом, стратегическое управление предпринимательством в регионах — это управление, нацеленное на достижение перспективных целей в условиях динамичных изменений во внутренней и внешней среде, позволяющее гибко реагировать на запросы потребителей, создавать благоприятные условия развития предпринимательства, поддерживать и регулировать его в интересах устойчивого развития региона, повышения его конкурентоспособности.
Для российских регионов на реализацию многочисленных и нередко очень перспективных проектов требуется ежегодно около 15 млрд долл. (по данным Министерства экономического развития и торговли России). В то же время большая часть регионов не готова принять и освоить поток инвестиций, так как значительное количество предприятий не удовлетворяет необходимым для этого условиям и критериям. Регионы не готовы к использованию механизмов проектного и корпоративного<• финансирования, нет механизма мониторинга за состоянием и реализацией^ проекта. Ряд крупных банков. готовы финансировать конкретные крупные проекты, но при условии грамотного бизнес-плана и ясной структуры, управления проектом. Базой для этого должна стать региональная программа стратегического управления предпринимательством.
Трудности, переживаемые сегодня региональной экономикой, обусловлены, во-первых, спецификой предшествующегоэтапа хозяйственного развития России, а во-вторых, являются прямым следствием проводимых реформ, которые неизбежно сопровождаютсярасширением самостоятельности регионов и недостаточной' их поддержкой со > стороны-центра. Устранение возникших трудностей будет зависеть от конкретной экономической политики в регионе, от способности регионов найти более оптимальные решения.
В качестве причин, вызывающих необходимость сосредоточения внимания стратегическому управлению предпринимательством на региональном^уровне, выделяются следующие: необходимость учета специфики регионовв осуществлении! структурной, инвестиционной, финансовой политики, особенностей ресурсных возможностей и материально-финансовых, источников развитияразличие возможностей эффективной реализации конкурентных преимуществ конкретного регионадальнейшее расширение самостоятельности регионов и формирование демократических институтов1 власти в> областях, городах, на муниципальном уровне, в общественных организациях и т. д.- необходимость повышения! эффективности развития предпринимательства с учетом’местных условий, рынка, местных ресурсов.
Анализ проблем управления социально-экономическим развитием регионов позволяет сделать следующие выводы:
1) основой исследования* проблем региональной экономики становится конкретнаяопределеннаятерриториальная единица, имеющая свои определенные ресурсы и наделенная' правами' стратегического планирования и" регулирования ее социально-экономического функционирования и развития;
2) практика экономического развития регионов показывает прирост производства в регионах, специализирующихся на черной' металлургии и богатых сырьевыми ресурсами. В то же время, в значительной части регионов темпы развития промышленного производства ниже среднероссийского уровня;
3) для эффективного управления социально-экономическим развитием регионов необходима передача значительной части функций управления территорией в регион, что позволит обеспечить индивидуальный подход к решению его проблем с учетом местных условий, а* также финансовое и инвестиционное обеспечение развития регионов;
4) представляется целесообразной следующая иерархия экономической политики, свойственной федеративному устройству страны: экономическая политика и стратегия развития государства на перспективустратегия социально-экономического развития предпринимательства регионанабор программ (проектов) реализации экономической стратегии региона;
5) улучшение социально-экономического положения регионов должно базироваться на научно обоснованной программе развития предпринимательства. Эта программа должна стать основой для многостороннего системного подхода к развитию территории для разработки отдельных проектов, программ, нормативных документов и организационно-управленческих решений, направленных на решение отдельных аспектов общей проблемы. Составным элементом этой программы в обязательном порядке должен быть представлен механизм ее реализации, а также необходимые ресурсы.
Процесс развития системы стратегического управления предпринимательством может осуществляется по следующим основным этапам:
1) определение общего периода формирования стратегии;
2) исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на деятельность предпринимательских структур региона;
3) оценка сильных и слабых сторон деятельности отдельных предприятий;
4) выбор определяющей стратегической модели развития предприятий с учетом стадии их жизненного цикла;
5) формирование системы стратегических целей с учетом избранной определяющей модели развития;
6) конкретизация целевых показателей стратегии менеджмента по периодам ее реализации;
7) формирование политики менеджмента по отдельным наиболее важным направлениям деятельности;
8) разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей и политики менеджмента;
9) оценка разработанной стратегии менеджмента.
Применение той или иной стратегической системы управления определяется целым рядом факторов:
— целями фирмы,.
— стилем (стилями) ее организационного поведения,.
— основными задачами и методами деятельности,.
— исторически сложившимися традициями в фирме,.
— региональными особенностями и спецификой предпринимательской структуры,.
— характером и уровнем изменчивости внешней и внутренней среды и пр.
Наиболее существенными и определяющими факторами стратегического управления являются характер и уровень изменчивости внешней и внутренней среды фирмы и специфика ее деятельности. Задача анализа состоит в установлении соответствия между организационной структурой управления предпринимательской единицы и условиями ее среды. Задача синтеза состоит в определении числа и состава структурных блоков управления, способов их взаимосвязи и взаимодействия (начальный этап — выбор типа организационной структуры управления).
Условиями для успешного регионального стратегического управления предпринимательством являются: осознание специфических (региональных) интересов и оценка возможностей их решения за счет развития предпринимательстваналичие рычагов воздействия на предпринимательские структуры, т. е создание адекватного условиям механизма управленияэффективное использование ресурсного потенциала региона.
Механизм регионального управления предпринимательством представляет собой совокупность форм, методов, средств, посредством которых органы управления региона оказывают воздействие на предпринимательские структуры для достижения поставленных целей.
Управление предпринимательством региона осуществляется на основе: определенной экономической политики государства в" области предпринимательстваразработки целенаправленной экономической политики региона по стратегическому управлению предпринимательством в соответствии с региональными интересамиманеврирования ресурсами региона (их доступностью, достаточностью, ценами и т. п.) — налоговой и таможенной политикойиспользование организационного механизма развития предпринимательствасоздания инфраструктурыинформационного воздействия и поддержки предпринимательства.
В результате стратегического управления предпринимательством региона создаются условия для развития бизнеса в направлении, в наибольшей степени отвечающему интересам региона. С этой целью необходимо знать состояние социально-экономического развития региона, степень удовлетворения его потребностей и возможностей по их удовлетворению. Зная состояние проблемы, потребности региона и его ресурсные возможности* можно выработать рекомендации по предпочтительному развитию предпринимательства.
Управление' развитием предпринимательства региона заключается в выработке и реализации управляющих воздействий, определенным образом влияющих на состояние и развитие бизнеса.
Оптимальное* стратегическое управление предпринимательством региона заключается в создании благоприятных условий для его развития в соответствии с целями и задачами региона-при минимальных затратах на его осуществление. Выбор средств и рычагов воздействия на развитие предпринимательской деятельности определяется состоянием и структурой производства, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих государственных и местных органов.
Приразработке стратегических мероприятий по управлению развитием, регионального предпринимательства необходимо придерживаться следующих принципов:
• системности, то есть предлагаемые мероприятия' должны быть направлены на достижение цели развития всего регионального предпринимательства;
• приоритетной ориентации — предполагает формирование мероприятий по приоритетным направлениям развития* бизнеса, с учетом разной значимости для региона отдельных целей и ресурсной ограниченности;
• комплексности — все предусмотренные меры должны обеспечивать экономическое, организационное и социально-психологическое регулирующее воздействие;
• конкретности, то есть выбор конкретного действия, положения, которое приводит при его реализации к достижению поставленной цели;
• реализуемости, то есть цели и направления их достижения должны соответствовать реальным условиям и ресурсным возможностям;
• сочетаемости — непротиворечивости каждого мероприятия с другими, направленными на решение задач, подчиненных общей цели;
• оптимальности, то есть набор предлагаемых мероприятий по развитию стратегии предпринимательства региона должен в максимальной степени способствовать достижению поставленных целей при минимизации затрат на их разработку и реализацию.
При разработке перечня мероприятий по стратегическому управлению предпринимательством в регионе необходимо:
— провести укрупненный анализ проблем, возникающих на каждой стадии развития предпринимательских структур (создания своего дела, становления, обеспечения устойчивой работы и т. д.);
— сформулировать возможные пути развития предпринимательства и выработать соответствующие мероприятия в условиях изменчивости и неопределенности внутренней и внешней среды;
— дать рейтинговую оценку значимости каждого мероприятия с учетом задач и целей развитияотобрать наиболее значимые и эффективные методы стратегического управления с учетом ограниченности ресурсов.
Предлагаемые мероприятия оцениваются по значимости и степени их влияния на возможность достижения поставленной цели. Их значимость (рейтинг) определяется на основе экспертного анализа. Окончательный отбор реализуемых мероприятий осуществляется с учетом ресурсных возможностей региона.
Выводы по III главе.
Эффективность социально-экономического развития рассматриваемой системы (региона) оценивается соотношением результатов от ее реализации (дохода от предпринимательства) и затрат на развитие системы (то есть на разработку и реализацию ЦКПРПР).
ЗАКЛЮЧЕНИИ.
Дальнейшее развитие стратегического управления предпринимательством в регионе связано с решением стоящих перед ним множеством?- проблем: политических, правовых, экономических, организационных, моральных. Они в-значительной степениобусловлены, государственной поддержкойв данной области-, деятельностью" региональной законодательной: и исполнительной властейсоциально-экономической:ситуациейсложившейся в регионе:
Устойчивость, идальнейшее ' развитие4 стратегического управления предпринимательством в регионе: нуждается в целенаправленном государственномрегулировании и поддержке.
В качестве причин, вызывающих необходимость сосредоточения экономических реформ иих основы — предпринимательства на региональномуровне. — можно выделить следующие:
— необходимость учета спецификирегиона в осуществлении? региональной* структурнойфинансовой и пр: политики;
— возможность эффективнореализовать конкурентные преимущества/ конкретного региона-.
— возможность. эффективно развивать-предпринимательствос учетом: местных условий, местного рынка и местных ресурсов;
В качестве главной цели" развития стратегического) управления предпринимательством в регионе выступает удовлетворение потребностейобществаа ее подцелямиверхнего уровня является удовлетворение потребностей региона (как, административно-хозяйственнойтерриториальной единицы) и удовлетворение потребностей населения и предпринимателей региона-.
Условием: оптимального развития предпринимательства региона является формирование таких рычагов воздействия', на систему, которые обеспечат на планируемый период достижение наилучших параметров ее состояния и позволят получить наилучшие результаты ее функционирования.
В работе дается комплекс целевых функций системы регионального предпринимательства в целом и по отдельным подсистемам. Результаты системного анализа позволили формализовать процесс регулирования регионального предпринимательства и создать методологическую основу для его оптимизации.
Процесс стратегического управления предпринимательством-представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью количественного и качественного изменения, предпринимательского сектора региона.
Таким образом, условиемоптимального стратегического развития предпринимательства региона являетсяформирование таких рычагов воздействия, на систему предпринимательства, которые обеспечат на планируемый период достижение наилучших параметров ее состояния и позволят получить максимальные результаты ее функционирования. Процесс стратегического управления предпринимательством региона представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью количественного и качественного изменения предпринимательского сектора в. регионе, повышение его социально-экономической эффективности и! наиболее полное удовлетворение потребностей населения. Организационно-экономический механизм управления предпринимательством, представляющий собой совокупность форм, методовсредств, посредством которых органы управления региона оказывают воздействие на предпринимательскую среду с целью активизации предпринимательской деятельности и получения желаемых результатов. Оптимальное стратегическое управление предпринимательством региона заключается в создании благоприятных условий для его развития, в соответствии с целями и задачами региона при минимальных затратах на его осуществление.
Предложенная в работе концепция стратегического управления развитием предпринимательстварегиона, включающая принципы, методы, модели, алгоритмы и базирующаяся на целевой направленности решения приоритетных проблем региона с учетом возможностей его ресурсного потенциала, и разработанный организационно-экономический механизм ее реализации создают научно-методическую основу для оптимального развития предпринимательства региона.
Анализ проблем стратегического управления социально-экономическим развитием регионов позволяет сделать следующие выводы:
1. Основой исследования проблем региональной* экономики становится конкретная определенная территориальная единица, имеющая свои определенные ресурсы и наделенная правами планирования и регулирования ее социально-экономического функционирования и развития.
2. Планирование региональной экономики при социализме базировалось на использовании прогрессивного инструментария: экономико-математических принципов и методов выработки планово-прогнозных решений, методов прогнозирования, элементов системного анализа, целевых программах и т. п. В то же время принципы демократического централизма, идеологизация экономических процессов, детерминизм, превалирование отраслевых решений, бесправность регионов приводили к неэффективным экономическим решениям.
3. Опыт экономического развития регионов показывает, что наибольший прирост производства был в регионах, богатых сырьевыми ресурсами и развитыми добывающими отраслями.
4. Недостаточная разработка научно-методических вопросов стратегического управления предпринимательством замедляет процессы сокращения количества дотационных регионов, уменьшения их дифференциации и возможностей решения региональных проблем.
5. Для эффективного управления социально-экономическим развитием регионов необходима передача значительной части функций управления территорией в регион, что позволит обеспечить адресный подход к решению его проблем с учетом местных условий.
6. Представляется целесообразной следующая иерархия региональной экономической политики, свойственной федеративному устройству страны:
— экономическая политика и стратегия развития государства на перспективу;
— стратегия социально-экономического развития региона;
— набор программ (проектов) реализации экономической стратегии региона.
7. Улучшение социально-экономического положения регионов должно базироваться на научно-обоснованной программе развития предпринимательства, которая должна стать основой для многостороннего системного подхода к развитию территории, разработки отдельных проектов, программ, нормативных документов и организационно-управленческих решений, направленных на решение социально-экономических проблем развития регионов, повышение их конкурентоспособности и выравнивания уровня развития.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Россия: Поиск саморазвития. М.: Наука, 2002 г.
- Агафонов Н.Т., Исляев Р. А., Литовка О. П. Государственная стратегия развития России: Смена парадигмы территориальной организации общества. СПб, 1998
- Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации. Проект Развития бизнеса на Дальнем Востоке России. Международная финансовая корпорация, г. Магадан, март 2004 г.
- Ансофф И.Х. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999
- Ардзинов В. Д. Маркетинг трудовых ресурсов в системе предпринимательства // СПб: МФИН, 1999 г.- 12п.л.
- Асаул А.Н. Экономика недвижимости: учебник, СПб, изд. «Гуманистика», 2003 г., 405 с.
- Асаул А.Н., Денисова И. В. Состояние инвестиционного климата региона основа развития строительного комплекса. //www.AUR.ru
- Бадьина С.В. Налоговые льготы как инструмент регионального экономического регулирования (на примере Хабаровского края) // Автореферат. Хабаровск, 2002. С. 2−24.
- Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики. Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. — 480 с.
- Бард B.C., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова С. Е. Предпринимательский потенциал российской экономики. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. 320 с.
- Блэк, Д., Маккейб, Д. Внедрение новой системы управления и организации труда // Проблемы теории и практики управления, 1996, № 1. — С. 78−82.
- Брынцев А.Н. Формирование инвестиционного климата в условиях свободной экономической зоны. М.: ИД «МЕЛАП», 2002. 315 с.
- Буреш О.В., Раимова А. Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. М.: Эдиториал УРСС, 2003
- Василенко Л.В. Правовые аспекты функционирования Особой экономической зоны на территории Магаданской области // Экономика и право. 2003. № 2.
- Веретенникова И.И., Бухонова С. М., Дорошенко Ю. А. Инвестиции как условие экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2005 г. № 11 (44). С. 2−7.
- Воронов А. А. Овчаренко Н.А. Малые предприятия* как важнейший фактор роста инвестиционного потенциала национальной экономики в условиях глобализации // Экономический анализ: теория и практика. 2005 г. № 3 (36). С. 19−20.
- Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, рагион, город. М.: Изд-вл РАГС, 2001
- Гвоздева С. Становление бюджета развития // Экономист. — 1999. № 9.
- Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006 — 396 л.
- Гончаров В.И., Гальцева Н. В., Ядрышников Г. Н. Последняя надежда обнищавшей «Золотой Колымы» (о создании Особой экономической зоны в Магаданской области) // Колымские вести, № 5, 1999 г. С. 2−5.
- Гончарук В. Развитие предприятия, Москва 2000.
- Данько Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М, 1998.-246 с.
- Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере в России // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 7 (22).
- Гневко В. А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. СПб.: ИЭУ, 2004
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФанР-Пресс, 1998
- Жданов С. Экономические модели и методы в управлении, 1998
- Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием. -2000.
- Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 223 с.
- Иванова М. Ю. Понятия инвестиционного климата и его влияние на эффективность инвестиционного взаимодействия партнеров// Сборник методических материалов. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996.
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. — 385 с.
- Илышева Н.Н., Крылов С. И. Анализ финансового состояния как основа целевого прогнозирования финансовых потоков организации // Экономический анализ: теория и практика. 2005. — № 8 (41).
- Имамутдинов И., Медовников Д., Рыцарева Е. Зона особого внимания // Эксперт. № 6. 2005 г. С. 61−63.
- Инновации в стратегическом управлении региональным и муниципальным развитияем / Коллектив авторов: Гневко В. А., Гусаков М. А., Рохчин В. Е., Румянцев А. А. и др. СПб.: Изд-во СПб академии управления и экономики, 2005
- Системный анализ и управление. М.: Дашков и К, 2006. — 288 с.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2000. — 820 с.
- Кабаков B.C., Казанцев А. К. Внутрифирменное управление инновациями. Учебное пособие. СПБ.: Изд-во СПбГИЭА, 1999
- Кабаков B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. СПбГИЭА, 1995
- Кабаков B.C., Шатрова Е. В. Сценарное моделирование предпринимательской деятельности фирмы. — СПбГИЭА, 1994.
- Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М.: Анкил, 2005. — 325 с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982
- Климов С.М., Маценович И. Л., Ходачек A.M. Государственное регулирование экономики в регионе. М.: Финансы и статистика, 2005−315 с.
- Колыма — в аутсайдерах // Аргументы и факты Магадан. № 35 (294). 2005 г.
- Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы: Учебник. СПб. Изд. Михайлова В. А., 2000.
- Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: «ДеКа», 2000
- Кудзиева И. Импульс развития Дальнего Востока // Северная надбавка. № 40(181). 2005 г.
- Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. М.: Экзамен, 2005. — 414 с.
- Княгинин В., Щедровицкий П. От роста к развитию // Эксперт. № 5. 2005. С. 44−50.
- Криворученко, О.Н., Зайцев, А.А., Лобанов, С. Н. Становление предпринимательской деятельности в России. М.: Экономика, 2000. — 206 с.
- Коупиленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 1999.
- Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Едиториал УРСС, 2005.-302 с.
- Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2004. — 288 с.
- Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: право и практика. М.: Книжный мир, 2004. — 127 с.
- Лагоша Б.А. Оптимальное управление в экономике: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.
- Лебедев В. М. Формирование инвестиционного климата в России // Финансы. 1995. — № 4.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1999
- Лопатин А.В. Реструктуризация и формирование рыночных отношений в российской электроэнергетике. Дисс. К.э.н.- СПб., 1998.
- Львов Д.С., Гранберг А. Г., ред. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. -М.: Экономика, 2004. 603 с.
- Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. -М.: ЮНИТИ, 2005. 445 с.
- Любушин Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 471 с.
- Любушин Н.П., Бабичева Н. Э. Анализ влияния «нетрадиционных» технологий в развитии городов // Экономический анализ: теория и практика. -2005.-№ 8 (41).
- Львов, Д.С. Задачи экономической науки и формирования экономической политики государства. // Экономическая наука современной России, 1999, № 2. с. 9−22.
- Маркова М. В зоне экономической свободы // Бизнес-адвокат. -2005- № 4
- May В. Россия перед неизвестностью // Прямые инвестиции. № 11 (31). 2004. С. 20−21.
- Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 341 с.
- Мерзликина Г. С, Шаховская JI.C. Оценка экономической состоятельности предприятия, Волгоград, ВолгГТУ, 1998.
- Мерсер, Д. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира /Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1991.-358 с.
- Минцберг Г. и др. Школы стратегий . СПб, 2000
- Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. Хабаровск: РИОТИП, 2000. — 400 с.
- Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент. М.: Академический проект, 2005. — 271 с.
- Необходимость консультационных услуг для малого бизнеса. Проект Развития бизнеса на Дальнем Востоке России. Международная финансовая корпорация, г. Магадан, апрель 2005 г.
- Носиков И. Н. Еще раз о свободных экономических зонах. // Законодательство. № 6 1998 г. С. 78.
- Обозов С. А. Привлечение инвестиций в экономику города: теория и практика. Нижний Новгород, НИСОЦ — Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1998. — 154 с.
- Организация и финансирование инвестиций. СПб: Питер, 2001. — 224 с.
- Орлова Е.Р. Оценка инвестиций. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2005. — 384 с.
- Осипов А.К. Региональная экономика. Учебное пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. — 124 с.
- Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. -М.: Омега-JI, 2003.-427 с.
- Отчет НИР «Разработка предложений по совершенствованию инвестиционной политики в промышленности Российской Федерации ЦЭМИ РАН, 2004.
- Пилясов А.Н. Закономерности и особенности освоения Северо-Востока России (ретроспектива и прогноз). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1996. 179 с.
- Пилясов А.Н., Голдсмит С., Кнапп Г. и др. Северная экономика и радикальная реформа (американский опыт и российские реалии). Магадан, СВКНИИ ДВО РАН, 1996. 145 с.
- Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
- Поспелов Г. С, Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1976.-440 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // http://www.expert.ru
- Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М'.В, Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с.
- Романова А.И. Экономическая устойчивость производственных предприятий. КГ АСА, 2001
- Рудый К.В. Финансы внешне-экономической деятельности. Минск: Высшая школа, 2004. 268 с.
- Рыбаков С.А., Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006. — 243 с.
- Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов // http://enbv.narod.ru
- Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 564 с.
- Сергеев И.В., Веретенникова И. И., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2003. — 400 с.
- Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия). М.: Финансы и статистика, 2006. — 574 с.
- Сигов И.И. Теоретическине и понятийные основы региональной экономики (Российский опыт). М: ВУЗ и школа, 2004
- Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон // Экономика и жизнь. 1997. -№ 12.
- Современные возможности макроэкономического регулирования инвестиционной активности / Экономика и технология. Вып. РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 2000. — 189 с.
- Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. Пособие/ Кныш М. И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-Пресса», 1998. — 315 с.
- Сырбу А.Н., Немировская Е. А. Стратегия формирования инвестиционного потенциала для расширения и модернизации производственных мощностей предприятий путем проектного финансирования // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 12 (27).
- Сысоева Е.Ф. Анализ инвестиционного потенциала российских компаний на основе выбора источников финансирования // Экономический анализ: теория и практика. 2003. — № 4.
- Танцуно Ш. Стратегия технополисы. — М.: Прогресс, 1989. — 213 с.
- Титов А.Б., Горенбургов М. А., Ивчук Е. В., Крутик А. Б. Малый бизнеси инфраструктура. Учебное пособие// под научной редакцией Крутика А.Б.-СПб, Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
- Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.: Юристъ, 2002. — 496 с.
- Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник. М.: Экономистъ, 2004. — 462 с.
- Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. — М.: Дело, 2002.-256 с.
- Шайбакова Л.Ф. Проблемы управления инновационными процессами в регионе СПб.: СПбГИЭА, 1996.
- Шатрова Е.В., Рудаков Е. А. Инвестиции и финансовое планирование в малом бизнесе //Ученые записки. Институт управления и экономики. № 1, 2000.-е. 70−73.
- Шадрина Г. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. — М.: Благовест, 2004. 184 с.
- Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления / М. 2000. 286 с.
- Шапкин И.Н., Блинов А. О., Кестер Я. М. Управление региональным хозяйством. М.: КноРус, 2005. — 400 с.
- Шатрова Е.В. Жизнеспособность хозяйственных систем, СПБ: Изд-во СПбГУЭФ, 1998
- Шопенко В.Д. Организационно- экономический механизм реструктуризации предприятий. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.:Прогресс, 1983
- Экономическая оценка инвестиций. Теория и практика. М.: Вектор, 2006.-288 с.
- Штульберг Б.М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000
- Экономическая политика на Дальнем Востоке России. Хабаровск: РАН ДОИНЭИ, 2000. 92 с.
- Экономическая стратегия фирмы / под ред. А. П. Градова, 2-е изд. СПб.: Спец. Лит., 1999
- Jung-Dong Park. The Special Economic Zones of China and Their Impact on Its Economic Development, 2004.
- Тухлиев Б.К. Экономическое содержание инвестиционного процесса в рыночной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 9 (42). С. 59.
- Фразье М., Рей Р. Возможности создания зоны свободного предпринимательства в Болгарии // Вопросы экономики. 1991. — № 10.
- Ясин Е. Г. Инвестиционный климат в России // Общество и экономика. 1999. -№ 12.