Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов (на историко-этнографическом материале)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ХХУ1 съезд КПСС уделил особое внимание делу идейно-нравственного и героико-патриотического воспитания подрастающего поколения советских людей цри этом важное значение придается воепитанию советских людей на традициях народов, на героической истории страны. Это выдвигает задачу формирования нового человекачеловека патриота и интернационалиста Идея любви и глубокой преданности Родине и народу нашла… Читать ещё >

Содержание

  • В в е д е н и е .I
  • Глава II. ервая. История записи, публикации и изучения адвгских народных песен
    • I. Запись, публикация и изучение адыгейской народной песни в дооктябрьский период
    • 2. Общая характеристика записей, публикации и изучения адыгской народной песни в советский период
    • 3. Состояние современной музыкальной куль туры адыгов
  • Глава вторая. Героико-патриотические песни адыгов
    • I. Исторические песни (походные, победные)
    • 2. Героические песни (мемориальные).I0I-II
    • 3. Песни — плачи (плачевые-гыбза).II3-II
    • 4. Абреческие песни (песни об одиноких нероях).I
  • Глава третья. О некоторых особенностях структуры адыгской песни
    • I. Формы изложения мелодики и особенности нартских героических песен
    • 2. 0 некоторых особенностях мелодики и гармонии адыгских исторических и героичес ких песен
  • Глава. четвертая Исполнительские традиции. I6I-I
    • I. Народные сказители. I6I-I
    • 2. Исполнительские ансамбли
    • 3. Устные традиции
    • 4. Виды исполнения песен
    • 3. а клю ч е н и е

Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов (на историко-этнографическом материале) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Марксистско-ленинское учение сегодня является незыблемой основой, идейным и методологическим фундаментом всей советской науки. Под непосредственным влиянием и на основе марксизма-ленинизма сложилась и советская этнография, этномузыкология.

Основоположники марксизма-ленинизма придавали огромное значение искусству, художественному творчеству народов, видя в нем отражение их реальной исторической жизни.

Музыка, как художественное творчество, по своей природе глубоко общественна и является категорией исторической. Она, в особых формах и присущими ей свойствами, выражает идеи общества, его историю и психологию.

Еще на заре Советской власти, в строительстве новой социалистической культуры, В. И. Ленин подчеркивал необходимость и важность сохранения памятников, культурных ценностей прошлого1.

Их глубокому изучению В. И. Ленин придавал особое значение, возводя это в ранг объективного закона в художественном прогрессе человечества. В. Бонч-Бруевич вспоминает: «Я понял, что он (Ленин) относится к этнографии весьма положительно и понимает ее смысл и значение и лишь хочет, чтобы весь этот материал всегда обобщался, анализировался и рассматривался с нашей, научно-марксистской точки зрения11^.

Особое значение придавал В. И. Ленин крестьянским, рабочим революционным песням в идейно-патриотическом воспитании людей нового социалистического общества, уделив этим вопросам немало внима.

1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41,с.304 (Речь на третьем Всероссийском съезде комсомола).

2 Сб. «В. И. Ленин о литературе и искусстве’ЧМ., 1957, с. 610. ния i.

На современном этапе, когда обостряется идеологическая борьба, геронко-партлогическое воспитание подрастающего поколения, как неотъемлемой части коммунистического воспитания, является одной из актуальных проблем советского общества.

ХХУ1 съезд КПСС уделил особое внимание делу идейно-нравственного и героико-патриотического воспитания подрастающего поколения советских людей цри этом важное значение придается воепитанию советских людей на традициях народов, на героической истории страны. Это выдвигает задачу формирования нового человекачеловека патриота и интернационалиста Идея любви и глубокой преданности Родине и народу нашла яркое отражение в устном творчестве народов: в песнях, сказках и эпических сказаниях. В этом отношении интерес представляет музыкальное творчество адыгских 4 народов, составляющее целое художественное явление в древней истории всего Северного Кавказа. Накопленный тысячелетиями богатейший народный фольклор — песнетворчество адыгов привлекает внимание исследователей своим художественным совершенством. Особое место в нем занимают эпические народные песни, пщынатли^ (пшыналъэ) и сказания народа, его трудовую деятельность и любовь к родине.

1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 22, с. 273−274- 275−276.

2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.-Политиздат, 1981, с. 57−64.

3 Там же, с. 63.

4 Адыгское — понятие общее, объединяющее в себе адыгские народы: адыгейцев (Адыгейская автономная область — центр г. Майкоп) — кабардинцев (Кабардино-Балкарская АССР — центр г. Нальчик), и черкесов (Карачаево-Черкесская автономная область — центр г. Черкесск).

5 Пщынатль — пщыналъ (адыг.) — эпическая песня, исполняемая в сопровождении музыкального инструмента.

Адыгейский язык и музыка для изучения иберийско-кавказской истории и цивилизации занимает видное место. Адыгейское и абхазекое многоголосие являются связующими звеньями между народами Закавказья и Северного Кавказа.

Поэтому проблема изучения истории, языка и цивилизации является актуальным как для общего языкознания, так и для народов Кавказа.

Абхазско-адыгские языки со своими диалектами выделяются как единая группа из других кавказских языков.

Схематично, с точки зрения лингвистики, их делят так:

АБХАЗСКАЯ.

АДЫГЕЙСКАЯ1 ss к W о.

IS.

9 «чэ.

УБЫХСКАЯ г к «о е< к со W.

IS К к о р< со X В is S.

W о.

Еч DS СО а.

СО ЕЧ I m s.

О C-.5S 9S Р"К s к tа о, а я.

CDE-f я.

5S ss sts.

Я w S2.

W о «о X о и о С-. со >).

§ & О е чэ со.

W а.

ЧЕКСЕЗСКИЙ S ас.

JS *г W.

S 9S *Я Й2 О.

W S К W с* о к W о аз.

S3 о о к я со S к ж о к о W аз со rt ч мз ч Р" чэ со о со СП аз >" о со.

IX) е-" S W.

I Чикобава А. С., История изучения иберийско-кавказских языков. Тбилиси, 1965, с.5−12- Джавахищвили И. А., Первоначальный строй и родство грузинского и кавказских языков. Тбилиси, 1937;

Из памятников духовной культуры адыгов богато представлена песня, в которых ярко отражена жизнь народе Северного Кавказа на протяжении тысячелетий.

Адыгские народные песни явились живыми документами их исторической жизни. В старинных народных песнях адыгов видны страдания, борьба за независимость и свободу, вера в светлое будущее. Они полны грусти и печали и свидетельствуют о духовной мощи народа. Нартские эпические песни и пщынатли, исторические и героические песни адыгов составляют не только духовное богатство культуры народа, но и представляют исключительную научную и познавательную ценность.

Исследователи адыгского фольклорного песнетворчества обращали внимание в основном на тексты песен, с описанием истории, быта, нравов, обычаев и культуры народа. Изучив существующую литературу об адыгской музыке (статьи, очерки, высказывания), мы пришли к вы.

Дешериев Ю.Д., Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов.М., 1963; Ашхамаф Д. А., Краткий обзор адыгейских диалектов. Майкоп, 1939; Хан — Гирей, Морфология кавказских племен. «Кавказ», 1846, Л 35- Данилевский И., Кавказ и его горские жители.М., 1851- Ивановская Т., Материалы к изучению искусства древнего Кавказа.т. I-П, Харьков, 1928; Яковлев Н. Ф., Языки и народы Кавказа. Тифлис, 1930; Сб. Языки народов СССР. тЛУ. Иберийско — кавказские языки.М., 1965; Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа. М., I960. О музыке см.: Лобачев Г. Песни Кавказа. М., 1935; Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Составитель Гребнев А. Ф., М.^Л., 1941; Грабовский Н. Ф., Свадьба в горских обществах Кабардинского ордэуга. ССКГ, 1869, вып. ПГвахария В.А., Развитие грузинских музыкальных систем (Х-Х1Ш вв). Тбилиси, 1962, гл. 1, Гвахария В. А., О древних взаимосвязях грузинской и северо-кавказской народной музыки. Материалы по этнографии Грузии, т. ХП-ХШ, 1963, с. 281−290. АН ГССР. воду, что адыгское песнетворчество рассматривалось исследователями в дореволюционный период в двух аспектах — историческом и литературном. Музыкальный анализ и записи песен представлены крайне незначительно. Ими на профессиональном уровне занимались А. А. Алябьев, М. А. Балакирев, С. И. Танеев и др., начиная с 1830-х годов, во время их посещения Северного Кавказа.

Борьба адыгских народов с экспансионистской политикой Англии и царского самодержавия, продолжавшаяся более полувека, время от времени затушевывала в памяти народа многие периоды его прежнего исторического пути, о чем свидетельствуют дошедшие до нас песни.

Имеющиеся записи адыгской народной музыки и популярные статьи не могут, разумеется, служить опорой для исследований и обобщающих выводов, а также для решения проблем адыгского песенного музыкального творчества и их роли в развитии общенациональной музыкальной культуры и в идейно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Изучение имеющихся в архивах и изданиях нотных записей адыгской музыки привело нас к выводу, что большинство из них были записаны специалистами, не знающими языка и не имеющими навыка и опыта в записи адыгской музыки. Интересным представляется нам в этом отношении примечание, сделанное композитором Г. М.ЕСонцевич в одной из его записей (2 августа 1931 года). Записав песню от Шыблако Магамуда в ауле Хатукай, он пишет: «Чтобы записать не только точно, но хотя бы приблизительно нотными знаками некоторые песни-сказания, подобно данной (за некоторым, конечно, исключением), выразить интонацию (особенности звукового оттенка в пении, в выговоре слов и т. п.), — нужно обладать прежде всего языком, а вернее — быть черкесом (адыгом — Г. Ч.), музыкально образованным и с этнографическим опытом» *.

I Архив Адыгейского научно-исследовательского института (В дальнейшем — АНИИ), ф.1, п. Л 26, Д. Jf 161.

Мы хотели бы кратко изложить в хронологической последовательности историю записи, публикации и изучения адыгских народных песен, а затем осветить героико-патриотические традиции в песенном творчестве.

Исторические и героические песни раннего периода по своей художественной структуре и идейному содержанию, близки нартским эпическим сказаниям. Некоторые исторические и героические песни строятся на конфликтах, где противопоставляются друг другу, например, Айдемьфкан и князья — феодалы, Хатх Кочас и князья — феодалы, «Песнь о битве при Ощнау» — борьба абадзехского племени против кабардинских князей, намеревавшихся захватить абадзехские земли и навязать им феодальный строй.

О времени зарождения адыгских историко-героических песен можно судить лишь приблизительно. Жил народ и во все времена шла борьба за жизнь и свободу, а значит, и выявлялись герои. О них народ слагал легенды и сочинял песни. Одно поколение передавало следующему поколению все свое богатство — духовную культуру — песни, сказки, сказания, легенды, в основном устным путем. В отображении действительности исторической жизни адыгов историко-героические песни обладают своими, присущими им, оригинальными особенностями. Идейная насыщенность и художественное богатство исторических и героических песен дают возможность заглянуть в глубь веков, выяснить многие стороны жизни и деятельности предыдущих поколений, их этические и эстетические нравы. Достоверность, летописность исторических и героических песен характерна не только для адыгов, но и фольклорного наследия других народов Кавказа*. Например, «Ощнэ1у заом иорэд» (Песня о битве при Ощнау), «Бзыикъо заом иорэд» (Песнь о битве при Бзиюке), «Айдэмыркъан иорэд» (Песня об.

I Долгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. Изд-во восточной литературы. М., 1962, с. 127.

Айдамыркане), «Хьатх Къок1асэ иорэд» (песня о Хатхе Кочасе) и многие другие, тексты и музыка которых дошли до нас. В записи, публикации и изучении адыгской песенно-^узыкальной культуры в 18−19 вв. заслуживает внимания деятельность адыгских просветителей Хан-Гирея*, А. Г. Кешева, Ш. Б.Ногмова^, Т. Кашежева^, а также роль певцов и сказителей.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции адыгские народы получили все необходимые условия для развития науки и культуры. Начинается планомерное собирание, изучение и публикация адыгского музыкального фольклора.

Большую работу проводят в этом направлении научно-исследовательские институты Адыгеи (Адыгейский научно-исследовательский институт истории, языка, литературы и экономики (АНШ) — центр г. Майкоп), Кабарды (Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики (ЮБИИФЭ) центр г. Нальчик.

1 Хан Гирей. Елассификация адыгских народных песен — «Русский вестник», 1841, Т. П, Л 4, с. 308−326- см. об этом же: Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX — начала XX в., Нальчик, 1979, с. 314, 325- его же: Записки о Черкесии, Нальчик, 1978, с. II0-II6.

2 Кешев А. Г. Характер адыгских песен. — «Терские ведомости» ,.

Я 13−14, Владикавказ, 1869- с. 1−33- См. об этом же: Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX — начала XX в. с. 326−342- его же: 0 незаметном вымирании горских песен и преданий. -" Терские ведомости", 1871, 20- об этом же: Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, с. I68-I7I.

3 Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1969.

4 Кашежев Т. П. Свадебные обряды кабардинцев. — ж. «Этнографическое обозрение», М., 1892, кн. 15- об этом же: Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, с. 220 — 232- Фольклорные записи СМОМПК, (сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа), Тифлис, вып. 12, 1891- Избранные произведения адыгских просветителей, с. 235−293. и Черкесии (Карачаева-Черкесский научно-исследовательский институт (КЧНИИ) — центр г. Черкесск).

Значительный вклад в дело собирания и изучения адыгского музыкального фольклора вносят и их научные сотрудники: в АдыгееА. Гадагатль, А. Схаляхо, Ш. Шу, Г. Самоговав Кабарде — З. Кардангу-шев, А. Шортанов, 3. Налоев, В. Барагунов, А. Гутовв Черкесии Л. А. Бекизова, М. Мижаев, А. Дауров, Р. Ортабаева, М. Ногайлиев и др.

Заслуживает внимания в изучении адыгского музыкального фольклора в довоенный период также и деятельность композиторов и музыковедов А. М. Авраамова, А. М. Покровского, Т. К. Шейблера, Г. М.Концеви-ча, В. Л. Месмана, К. Мацютина, М. Ф. Гнесина, А. Ф. Гребнева, М. Н. Миронова и других, собравших большое количество образцов народной музыки, часть которых была использована многими из них в качестве народного тематизма в своих сочинениях*.

Научно-исследовательскими институтами Адыгеи, Кабарды и Черкесии собрано большое количество текстов песен, народных мелодий и напевов адыгов. Так, например, в Адыгейском ордена «Знак Почета» научно-исследовательском институте имеется фонотека, в которой насчитывается 1332 записи мелодий, напевов (вокальной и инструментальной музыки).

Кроме того, в архиве института имеются более 600 нотных записей образцов адыгейской народной музыки, записанных в разное вре.

I Мацютин К. Адыгейская песня о партии, «Советский композитор», М., 1958. Месман В. Л. Адыгейская рапсодия (Л 167), увертюра-фантазия (Л 168), Мемуарная рапсодия (Л 190) в исполнении Казахского республиканского симфонического оркестра. Фонд областного комитета по телевидению и радиовещанию г. МайкопаГлинка М. Опера «Руслан и Людмила», из-во «Музыка», М., 1968, с. 195. (используя адыгский напев, М. Глинка создал хор дев (персидский хор). мя, начиная с 1930;х годов.

В послевоенный период появилось ряд работ, статей, сборников об адыгской песенно-музыкальной культуре. Большая заслуга в научном истолковании героического нартского эпоса адыгов принадлежит А. М. Гадагатлю, в монографии* которого в изданном им семитомнике собрания текстов адыгского эпоса «Нарты», имеются нотации образцов сорока песен адыгов о нартских богатырях.

Интерес представляет работа Л. Г. Канчавели «Архаические песни о адыгов и особенности их ладомелодического развития», где автор исследует мелодику архаических напевов, отмечает особенности музыкального мышления, связанные с различными ритуалами и обрядовыми действиями.

В работе «Некоторые наблюдения над адыгской народной музыкой^ Г. Самогова ограничивается общей характеристикой всех жанров.

Советский период ознаменовался большим подъемом и расцветом музыкальной культуры адыгских народов. В Адыгее, Кабарде и Черке-сии подготовлены национальные кадры профессиональных певцов, музыкантов и композиторов. В Адыгее — Г. А. Самогова — народная артистка РСФСР, певица и композитор, У. Тхабисимов — заслуженный деятель искусств РСФСР, Р. Шеожева — заслуженная артистка РСФСР, певица, Р. Панеш — заслуженный работник культуры РСФСР — педагог и.

1 Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар, 1967.

2 Нартхэр. Адыгэ эпос. Томибл хъурэ текст угъоигьэхэр. Зэфэзыхь-ыжьхи зэхэзгъэуцуагъэр, ублэп1э очеркымрэ комментариехэмрэ зытхыгъэр Хьэдэгъэл1э Аскэр, 1-УП томхэр, Мыекъуапэ, 1968;71.

3 Канчавели Л. Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Ленинград, 1974.

4 Самогова Г. Некоторые наблюдения над адыгской народной музыкой. Ученые записки АНИИ, т.18, Майкоп, 1973, с. 246−290. певица, К. Хейшхо — певец и композитор, Ш. Ахиджак — певец и педагог, Ч. Анзароков — заслуженный работник культуры РСФСР — певец и педагог, М. Бесиджев, Г. Чич, Р. Сиюхов, Д. Натхо, В. Бурдеев, К. Туко — композиторы и педагоги.

В Кабардино-Балкарской АССР — Н. Гасташева — народная артистка РСФСР, певица, В. Барагунов — заслуженный артист КБАССР, певец и фольклорист, певцы — С. Багатыжева, Т. Сузаева, А. Пачев, В. Кодзоковкомпозиторы — Х. Карданов, М. Балов, В. Молов, Дж. Хаупа, М. Жатеев и прославленный дирижер Юрий Темирканов.

В Карачаево-Черкесии — А. А. Дауров — заслуженный деятель искусств Абхазской АССР, композитор и педагог, С. М. Крымский — композитор и педагог и др.

Анализ литературы и образцов народной музыки показывает, что основное богатство песен еще не увидело*света. Критически оценивая современное состояние записей, изучения и публикации адыгских народных песен мы приходим к выводу о том, что до настоящего времени исторические и героические песни адыгов не подверглись всестороннему научному исследованию.

Следует сказать также, что современный уровень науки и культуры адыгов выдвигает задачу — о необходимости теоретического исследования и изучения не только героико-патриотических песен, но и всей музыки адыгов. Этими факторами, на наш взгляд, объясняется актуальность взятой нами темы и значимость работы.

Проблема изучения, сохранения ныне бытующих образцов песен (памятников музыкального творчества народа) и дальнейшего развития всей музыкальной культуры адыгов, может быть решена только на основе марксистско-ленинской методологии исследования — широкого показа образцов народных песен адыгов (от начала ее зарождения в сравнении с образцами песен других народов в их эволюции), даю щей возможность поставить адыгскую народную песню в рамки общечеловеческой музыкальной культуры.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Диссертация представляет собой исследование неизученного пласта адыгского музыкального фольклора — исторических и героических песен и их социально-исторической значимости.

2. На основе разрозненных источников дооктябрьского и послеоктябрьского периодов воссоздается более или менее полная картина истории записи, публикации и изучения адыгской народной музыки.

3. В сравнении с образцами песен других народов анализируются наиболее значительные образцы нартских, исторических и героических песен адыгов, где выявляются наиболее характерные особенности структуры, общие тенденции их развития, гармоническая основа, виды многоголосия, формы изложения и характер их мелодии, исполнительские традиции и виды исполнения песен.

4. Делается попытка датировать исторические и героические песни, связанные с наиболее крупными событиями в жизни народа.

Практическая ценность работы заключается:

1) введением в научную музыкальную фольклористику ряда характерных образцов нартских героических и исторических песен адыгов и их текстов, частью неопубликованных доныне в советской музыкальной литературе;

2) материал диссертации поможет: а) заполнить существующий пробел в изучении музыкальной культуры древних адыговб) может быть использован в учебных пособиях по национальной музыке и в сводных трудах по музыке кавказских народовв) песенный материал (героико-патриотические песни) может быть внедрен в репертуар исполнительских коллективовг) может быть использован в лекционной пропаганде — в деле героико-патриотического воспитания.

В работе мы поставили целью — разносторонне изучить героико-патриотический песенный фольклор адыгов. Данная тема вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Изучение истории записи и публикации адыгской народной музыки ХУШ-Х1Х вв. и послеоктябрьского периода.

2. Выявление и, по мере возможности, в полном виде, показ песен историко-героического жанра по материалам исследуемым нами и другими специалистами.

3. Анализ и обобщение особенностей структуры адыгской исторической и героической песни и ознакомление с их спецификой специалистов кавказского и общесравнительного музыкознания.

Выявление и раскрытие патриотически гуманного содержания исторических и героических песен адыгов.

5. Показ и определение роли певцов-сказителей джэгуак1о (джегуако)* и хьак1эщ (хачещ)^ в создании и сохранении исторической и героической песни для последующих поколений.

6. Определение места и социальной значимости исторических и героических песен в песенно-музыкальной культуре народа.

1 Джэгуак1о (джегуако) — играющий артист. Они были распорядителями на всех народных торжествах, собраниях и увеселениях. Выходцы из простого народа, они выделялись своей отличной памятью, знанием жизни и истории народа. Они являлись сочинителями стихов, мелодий и эпических сказаний и их прекрасными исполнителями.

2 Хьак1эщ (хачещ) — кунацкая — помещение, где исполнялись исторические и героические песни, нартские шцынатли и сказания. Хачещ являлся у адыгов своеобразным университетом по идейно-нравственному и героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения адыгов.

7. Показ и оценка роли исторических и героических песен в героико-патриотическом, идейно-нравственном воспитании подрастающего поколения адыгов.

Учитывая имеющиеся материалы и, ограничившись историко-геро-ическим жанром, одним из самых распространенных по своей структуре и выразительными средствами в адыгском музыкальном фольклоре, привлекая, при этом, целый ряд * образцов нотных записей адыгской музыки, сравнивая их с образцами песен других народов, на более широкой основе и полнее раскрываются характерные особенности исторической и героической песни адыгов, прослеживается их эволюция и процесс их кристаллизации.

Материалом исследования в данной работе послужили статьи, очерки, высказывания, сборники песен и отдельные записи исследователей адыгской народной музыки:

1. Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Составитель А. Ф. Гребнев. М.-Л., 1941.

2. Балакирев М. А. Записи кавказской народной музыки. — В кн.: «Воспоминания и письма», М., 1962.

3. Танеев С. И. О музыке горских татар. — «Памяти С.И.Танее-вам, сборник статей и материалов под редакцией В. В. Протопопова, М.-Л., 1947.

4. Шейблер Т. К. Кабардинский фольклор. — ж. «Советская музыка», Я 6, М., 1955.

5. Мацютин К. Адыгейская песня. — ж. «Советская музыка», Л 8,.

1957.

6. Шейблер Т. К. Музыкальная культура Кабардино-Балкарской.

I В качестве примеров в работу включены 68 образцов адыгских исторических и героических песен и песен других народов. Кроме того, имеется приложение (сборник песен), содержащее 60 образцов с их вариантами, составляющее 109 песен адыгов.

АССР. «Музыкальная культура автономных республик РСФСР», М., 1957.

7. Гнесин М. Ф. Черкесские песни. — ж. «Народное творчество», Я 12, 1937.

8. Ижъырэ адыгэ орэдхэр. Адыгейские народные песни. СостаЕитель Шу Ш. С., Краснодар-Майкоп, 1965.

9. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Под редакцией Е. В. Гиппиуса, т. I, «Советский композитор», М., 1980; т. П, М., 1981.

10. Дауров А. А. Музыкальная культура народов Карэчаево-Черкесии, Черкесск, 1974.

11. Материалы нотного архива Адыгейского нэучно-исследоЕательского института (АНИИ).

12. Самогова Г. Некоторые наблюдения над адыгской народной музыкой. Ученые записки АНИИ, т. 18, Майкоп, 1973.

13. Канчавели Л. Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1974 и др.

В работе использованы также материалы, собранные нами во время этнографических экспедиций 1979, 1980;х годах и личный архив, включающий образцы песен, записанных в разное время.

В качестве сравнительного материала и в целях подтверждения общей тенденции развития мелодики песен у разных народов, в работу включены русские, украинские, осетинские и другие народные напевы.

Для данной темы мы предприняли поездки в районы, где проживают адыги, изучили материалы Адыгейского, Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского научно-исследовательских институтов, проанализировали образцы героико-патриотических песен, записанных в разное время в музыкально-этнографических экспедициях в Адыгее начиная с 1930;х годов), а также песни, записанные нами в разное время у разных исполнителей.

В решении поставленных задач в диссертации мы пользовались различными методами и приемами: анализом, сравнением, сопоставлением, описанием и т. д. При выборе методов и приемов в работе мы отталкивались от учения В. И. Ленина, который пцсал: «выбор метода вовсе не дело нашего произвола» — это зависит от формы самих подлежащих познанию предметов" .

Так, при обработке материала и выявлении наиболее характерных особенностей музыки адыгов, мы пользовались методами наблюдения, анализа и описания.

Сходства и различия образцов адыгской народной песни и песен других народов определяются методом сравнения и сопоставления.

Выявляя особенности (типичные для народной песни вообще) ритмической, ладо-интонационной структуры адыгских исторических и героических песен, их гармонии и полифонии, мы пользовались методом анализа и сравнения.

Особенности форм изложения мелодики исторических и героических песен, традиции исполнительства и виды исполнения песен, определялись методами наблюдения, сравнения и сопоставления.

Работа выполнена на основе большого количества фактического материала — образцов песен, устного музыкального творчества адыгов, извлеченных из разных источников и, частично, записанных нами.

Работа прошла апробацию в публикации ряда статей и в выступлениях с докладами по теме диссертации на научных конференциях Адыгейского государственного педагогического института (АГПИ) (Майкоп, 1978, 1979, 1980, 1981), на П Северо-Кавказских психо.

I Ленин В. И. Философские тетради. М., 1973, с. 216. лого-педагогических чтениях (г. Майкоп, октябрь, 1983) и на научно-практической конференции «Проблемы фольклора и этнографии Кубани» (г. Краснодар, декабрь, 1983).

На основе диссертации составлен спецкурс «Музыкальное творчество адыгов» и утвервден на кафедре теории и истории музыки музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного педагогического института.

Кроме того, по проблеме развития адыгейской музыкальной культуры опубликовано ряд статей на страницах областных газет и подготовлены передачи по Адыгейскому областному радиовещанию. Музыкальный материал диссертации находит практическое применение как в концертных программах адыгейского хора и фольклорного ансамбля аула Шовгеновский, так и в репертуарах отдельных исполнителей.

Работа состоит: из введения, четырех глав (первая имеет три параграфа, вторая — четыре параграфа, третья — два параграфа, четвертая — четыре параграфа), заключения, библиографии и дополнения, состоящего, в свою очередь, из чет1фех частей:

I часть — сборник адыгских нартских исторических и героических песен;

П часть — комментарии к песням;

Ш часть — тексты песен на адыгском и русском языках;

1У часть — адыгские народные инструменты, певцы-сказители и исполнительские коллективы (в фотографиях) с пояснениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В своей работе мы подвергли анализу целый ряд образцов песен адыгского нартского героического эпоса и традиционных историко-ге-роических песен, что дало возможность сделать следующие выводы:

1) Главной особенностью нартских песен является тенденция их постепенного развития — от «примитивных ггопевок? «возгласов» до определенно выразительных, социально осмысленных мелодий, доходящих до ясной и стройной музыкальной формы, соответствующих социально-экономическим условиям на ранних этапах развития человеческого общества, уровню первобытно-общииного строя, периоду начала трудовой деятельности человека, его борьбы со стихией природы и борьбы за свободу.

2) Нартские песни адыгов не отличаются большим мелодическим развитием. Им присущ характер речитации, мелодекламации.

3) Сравнительный анализ адыгских (нартских) русских и украинских народных песен, на раннем этапе их жизни показал: близость характера музыки, архаичность звукового состава и крайне узкий диапазон тех и других песен. Это дает нам основание утверждать, что нартские песни адыгов являются частью общечеловеческой культуры.

4) Нартские песни заложили основные формы исполнительства (певец-сказитель пел в сопровождении хора — хор обычно мужскойпел в приму, квинту или октавный унисон). Эта форма исполнительства, став традиционной в адыгском народно-музыкальном творчестве, сохраняется устойчиво и сегодня.

5) Героическое начало и патриотизм, заложенные в нартском эпосе адыгов, становятся традицией в устно-поэтическом и музыкальном творчестве народа для всех последующих эпох. б) Нартские песни носят следы древнего происхождения (предположительно их можно отнести к образованиям раннего периода жизни адыгов).

Изучение состояния записей народных песен адыгов свидетельствует:

1. XIX век характерен тем, что большинство народных песен оставалось неизученными, даже неизвестными музыкальной общественности России. Не было планомерного изучения музыкальной культуры не только адыгов, но и многих малых народов — казахов, узбеков, таджиков, чуваш, мари, коми, бурят, якутов и других, проживавших на окраинах царской России.

2. Несколько ученых и композиторов занимавшихся записью отдельных песен адыгов, естественно, не могли решить проблему изучения всего музыкального фольклора народа. Исходя из этого, можно сказать, что когда в начале нашего века начали собирать и изучать адыгский музыкальный фольклор на научной основе, мы уже опоздали и, вполне вероятно, что многие сотни, а может и тысячи прекрасных образцов народных песен исчезли к этому времени. Ушли из жизни многие певцы и сказители, а с ними многие образцы народных песен и напевов, не «дождавшись» своей записи.

Проделанный анализ исторических и героических песен адыгов дает основание сделать следующие выводы:

I. По характеру и манере исполнения исторические и героические песни близки нартским. Здесь также запев, речитативного характера, исполняет высокий мужской голос, затем вступает хор низ.

I См.: Хан-Гирей, Записки О Черкесии, с. 1Г7- Балакирев М. Записи Кавказской народной музыки. В кн.: «Воспоминания и письма», Танеев С. И. О музыке горских татар," Памяти С.И.Танеева", с.195−212- Алябьев А. Черкесские песни. «Музыкальный альбом», Л 19. ких мужских голосов, поющих выдержанные звуки. Звуки у хора составляют своеобразный «фундамент», на фоне которого солист-певец ведет свой полуречитатив. Басовая партия в хоровом сопровождении обычно движется вниз поступенно на определенный интервал (чаще на терцию) и скачком возвращается к тонике, затем сливается с звуком солиста. В традиционных песнях хоровое сопровождение выполняло не только роль фона — поддержки партии солиста. Во многих народных песнях, особенно исторических и героических, хоровое сопровождение самостоятельно завершает музыкальные мысли;

2. В исторических и героических песнях мелодия более развита. Декламационное и речитативное изложение, характерное для нартских песен отступает (хотя элементы речитации в них встречаются);

3. Мелодия приобретает мужественно-суровый, скорбно-сдержанный эпический характер. Расширяется ее диапазон, усиливается певучесть, ритмическая структура становится сложной. В ней появляются скачки на широкие интервалы.

Мелодические и ритмические фигурации становятся более сложными. Фактура изложения песен усложняется;

5. Выразительные возможности мелодии дополняются хоровым сопровождением, которое, зачастую, не уступает ей в своей певучеети;

6. Встречающийся гармонический минор не является характерным для адыгской народной музыки. Его надо считать образованием новейшего времени, т. е. под влиянием современной европейской музыкальной культуры.

I См.: «Ощнэ1у заом иорэд» (Песнь о битве при Ощнау), Сб.: Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии, с. 13- там же: Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт (Коджебердыко Мыхамет), с. 21- там же: «Мафэкъо Урсыбый» (Мафоко Урсбий), с. 35.

7. Для исторических и героических песен адыгов характерным являются элементы подголосочной, имитационной и имитационно-вариационной полифонии.

8. Наиболее распространенным видом многоголосия является бурдонное двухголосие как результат разрушения джегуаковского классического трехголосия. Джегуаковское трехголосие встречается и сегодня, но реже. Развитое же многоголосие, в широком смысле этого слова, в адыгской народной музыке в прошлом, не имеет места.

9. Изучая народно-музыкальное творчество адыгов, мы выявили, что народные музыкальные инструменты, сопровождающие исполнение песен, восходят к далекому прошлому их истории Подробное описание древнейших адыгских музыкальных инструментов шичепщин и пхачич дает в своей работе и талантливый грузинский ученый-исслер дователь И. М. Хашба .

10. Мы выявили также, что в адыгском музыкальном творчестве имеет место несколько видов исполнительства народных песен, но наиболее распространенным и устойчивым видом исполнения является певец, ведущий основную (партию) мелодию на фоне хорового сопровождения и национального инструмента шичепщин (шык1эпщын), сохраняющийся сегодня устойчиво в быту у адыгов.

11. Анализ традиционных песен адыгов показал, что в исторических и героических песнях мы обнаруживаем большое мелодическое развитие и широкий диапазон, доходящий иногда до дуадецимы (квинта через октаву).

12. В ходе анализа выявилась и особая роль квартовых ингона.

1 Дюбуа де Монпере Ф. Указ. работа, с. 48- Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера, — «Русский вестник», т. 54,? II-12, гл. X, с. 405.

2 Хашьа И. М. Абхазские народные музыкальные инструменты, издательство «Алашара», Сухуми, 1979, с. 189−190. ций, являющихся неотъемлемой частью адыгской народной музыки, придающих песне (в зависимости от ее содержания) особую мужественность, торжественную эпичность, энергичные волевые возгласы, гневные призывы, переходящие в эмоционально-напряженное звучание глубоко гнетущей скорби, в интонации, зовущие к борьбе за свободу Родины.

13. Одновременно мы выявили огромную роль хачещ (хьак1эщ) этого своеобразного университета по идейно-нравственному героическому и художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения адыгов, его роли по увековечению исторических традиций народа. Проделанная работа дает нам основание сказать также о величайшей роли безымянных певцов-сказителей, создавших и сохранивших уникальные памятники устно-поэтического и музыкального творчества адыгов.

14. Анализ исторических песен показал, что они отличаются высоким духом патриотизма, имеют ярко выраженное идейное содержание и идейную направленность.

15. Они (исторические песни) — многогеройны, отличаются масштабом и охватом территории. В них большая любовь народа к Родине. В них звучит гневный, решительный протест против социального неравентсва.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод:

Сила народной музыки адыгов заключена в ее чрезвычайно богатой, гибкой и выразительной мелодии, передающей неудержимое стремление народа к свободе, всю полноту его психического склада, душевной теплоты и огненный темперамент, — все богатство его духовного мышления, где *фко преломляются вся социально-историческая жизнь народа в прошлом.

Сравнивая адыгские народные исторические и героические песни с песнями других народов Кавказа, в частности, осетинскими и абхазскими, мы обнаруживаем черты общности в манере сольно-хорового исполнения, в их музыкально-интонационном строе, форме изложенияпевец-солист и хоровое сопровождение, речитативно-декламационном характере мелодии с певучим хоровым сопровождением унисонного и кварто-квинтовых интонационных сочетаний. Исторические и героические песни народов Северного Кавказа, да и некоторых народов Закавказья сходны также — в мелодике, ритмической структуре, сложных метроритмах, их содержании и исторической основе. Сближает их и сила героического пафоса. Сравнение показывает также, что исторические и героические песни исполняли и исполняют, как правило, высокие мужские голоса — тенора (очевидно этим можно объяснить характерную особенность мелодий исторических и героических песен, звучащих в напряженном высоком регистре).

Исполнение исторических и героических песен в высоком регистре, наблюдаемое равно как в творчестве адыгов, так и в творчестве других народоа Кавказа, диктовалось, на наш взгляд, стремлением певцов-сказителей усилить эмоциональное воздействие песни, тем самым передавая характеры исторических событий и образы народных героев. Манера исполнения исторических и героических песен в высоком регистре не только у народов Кавказа, но и у других, например, у башкир: «При исполнении орнаментированных узун-кюй, посвященных теме народного героя („Буранбай“, „Сибай“, „Армия“, „Тяфтеляу“, „Колый“ и др.) заметно, что содержание этих песен находит свое выражение. в длительных, берущихся на большом дыхании напряженных звуках, исторгаемых из груди исполнителя подобно крику, стону, плачу.» 1.

I Лебединский Л. И. Башкирские народные песни и наигрыши, М., 1962, с. 30.

В результате наших наблюдений мы находим, что адыгской народной песне (музыке) присущ принцип мелодико-орнаментального варьирования, являющийся ярким средством музыкальной выразительности. Анализируя адыгские исторические и героические песни мы находим также присущее им ораторское искусство, имеющее большую силу эмоционального воздействия.

Автор видит перспективную необходимость постановки решения следующих задач, как:

1. Глубокое научно-теоретическое исследование жанров музыки адыгов.

2. Исследование: а) особенностей мелодико-интонационного склада адыгской народной музыкиб) ладовой и ритмической организации музыки адыговв) особенностей ладо-мелодики адыгов.

3. Исследование и выявление характерных особенностей музыкальных форм адыгских песен всех жанров.

Исследование композиционных особенностей народных песен адыгов.

5. Исследование и выявление метро-ритмических закономерноетей адыгских народных песен.

6. Теоретическое исследование особенностей строения мелодии и баса, форм многоголосия и др.

Содержание работы вызвало также необходимость затронуть и проблему ораторского искусства в адыгском музыкальном фольклоре, (особенно в исторических и героических песнях), требующее специального исследования и изучения.

Некоторых из этих вопросов диссертант коснулся лишь в той мере, в коей оно было необходимо по характеру работы. Кроме того, диссертация может иметь практическую ценность: теоретический материал работы может быть использован в музыкальных учебных заведениях в курсе истории музыки, как дополнительное руководство по истории музыки Адыгеи Музыкальный материал диссертации может служить учебным репертуаром исполнительских коллективов. Так, в репертуаре адыгейского хора (г. Майкоп) находятся народные песни: Ощнэ1у заом иорэд (Песнь о битве при Ощнэу), Айдамыркан иорэд (Песня об Айдамыркане), Нарт Ащэмэз иорэд (Песня о нарте Ащемезе), Адыиф, Сэрмафэ (Сармаф) и др.- в репертуаре фольклорного ансамбля аула Шовгеновский находятся: Хьатх Къок1асэ иорэд (Песня о Хатх Кочасе), Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт иорэд (Песня о Коджебердыко Мыхамете), Хьатх Мыхьамэт-Гъуазе (Песня о Хатх Мыхамет-Гуазе) и др.

Следует сказать, что данной работой не исчерпывается проблема изучения адыгского музыкального фольклора. Решение поставленных вопросов выдвигает задачу всестороннего научно-теоретического исследования как исторических и героических песен, так и всего музыкального фольклора адыгов.

Распространенность исторических и героических песен в музыкальном фольклоре у народов Кавказа и Закавказья, вызывает необходимость дальнейшего изучения адыгских исторических и героических песен в сравнительном плане, выявления общих закономерностей и тенденции их развития, раскрытия идейного, патриотически гуманного их содержания, выявления их художественных особенностей и, наконец, их социально-исторической значимости в идейно-патриотическом воспитании народа в прошлом и сегодня.

I Автором данной работы составлен спецкурс «Музыкальное творчество адыгов», обсужденный на кафедре теории и истории музыки Адыгейского государственного педагогического института. 19 апреля 1982 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды основоположников марксизма-ленинизма
  2. К., Энгельс Ф. Об искусстве в 2-х томах, т. I, М., «Искусство», 1976, с. 247−250- 300−301- т. П, М., «Искусство», 1976, с. 525−532.
  3. В.И. Полн.собр.соч., т. 41 (Речь на третьем Всероссийском съезде комсомола), с. 304.
  4. В.И. Полн.собр.соч., т. 22, с. 273−276.
  5. Памятники мировой эстетической мысли, т. 5, издательство «Искусство», М., 1970.
  6. Абхазские песни. Составитель В. Ахобадзе и И.Кортуа. М., 1957.
  7. В. Самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Издательство ВЦСПС, Профиздат, 1952.
  8. Адыгейские народные песни (На адыгейском языке). Составитель
  9. Шу Ш. С., Краснодар-Майкоп, 1965.
  10. Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодни. Составитель А. Ф. Гребнев, М.-Л., 1941.
  11. Азербайджанская музыка. Сборник статей. М., 1961.
  12. Э.Е. Проблемы формирования лада, М., 1976.
  13. А. Черкесская песня. «Музыкальный альбом,''' й 19, СПб, 1831.
  14. Э.Е. О динамической природе лада. „Советская музыка“, 1969, Л II.
  15. А.К. Грузинские народные песни, Тб., 1971. Махарадзе В.И.
  16. Аракишвили (Аракчиев) Д.И. „Грузинское музыкальное творчество“ (оттиски из У т. „Трудов музыкально-этнографической комиссии ИОЛЕА и Э при Московском уни -верситете“, М., 191б).
  17. Аракишвили (Аракчиев) Д. И. Музыкальное творчество Юго-Осетии.1. Пламя», 1923, Л 12−15.
  18. Аракишвили (Аракчиев) Д. И. Народное музыкальное творчество
  19. Юго-Осетии. «На рубеже Востока», 1929, Л I.
  20. Аракишвили (Аракчиев) Д. И. Краткий очерк развития грузинской
  21. Карталино-Кахетинской народной песни." М., 1905.
  22. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов. Л., «Музыка», 1980.
  23. .В. Русская музыка от начала XIX столетия, М.^Л., 1930.
  24. .В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971.
  25. Ш. С. Грузинская народная песня, т. I, Тб., 1954.
  26. Ш. С. Гармония в народных хоровых песнях Картли и1. Кахетии, М., 1978.
  27. Ш. С. Очерки о народных грузинских песнях, т. П, 1. Тбилиси, 1956.
  28. АфанасьеваЛ., Звучавшие на баррикадах песни (из истории песентрех русских революций), «Молодой коммунист», 1970, Л 7.
  29. В., Сборник грузинских (сванских) народных песен.1. Тбилиси, 1957.
  30. В., Грузинские (аджарские) народные песни. Батуми, 1961.
  31. М.А. Записи Кавказской народной музыки. В кн.:
  32. Воспоминания и письма", Л., 1962.24. Барток Б., 25.26. 27.28. Бершадская Т.
  33. Г. Бражников М. Браудо И.1. Бюхер К.,
  34. Зачем и как собирать народную музыку. М., 1952.
  35. В., Гармония, ч. I, М., 1962.
  36. В., Гармония, М., 1970.
  37. Г. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961.
  38. Принципы ладовой классификации. «Советская музыка», 1971,? 8. С. И. Танеев. М.-Л., 1950. Древнерусская теория музыки, Л., 1972. Артикуляция (о произношении мелодии). Под редакцией Х. С. Кушнарева, Л., 1973. Работа и ритм. М., 1923.
  39. Е. От Зауралья до Закавказья. «Кавказ», Л 30,1855.
  40. В. Осетинский музыкальный фольклор. «Советскаямузыка», 1949.
  41. Вопросы музыкальной формы. Сборник статей под редакцией В.
  42. Протопопова, вып. I, М., 1966.
  43. Вопросы теории музыки (Сборник статей), М., 1968.
  44. Уз. Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945.
  45. Осетинская народная песня (Ред. Е.В.Гиппиус), М., 1964.
  46. Развитие грузинских музыкальных систем (X -ХУШ вв.), гл. I, Тбилиси, 1962. О древнейших взаимосвязях грузинской и севе -ро-кавказской народной музыки. Материалы по29.
Заполнить форму текущей работой