Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов (на историко-этнографическом материале)
ХХУ1 съезд КПСС уделил особое внимание делу идейно-нравственного и героико-патриотического воспитания подрастающего поколения советских людей цри этом важное значение придается воепитанию советских людей на традициях народов, на героической истории страны. Это выдвигает задачу формирования нового человекачеловека патриота и интернационалиста Идея любви и глубокой преданности Родине и народу нашла… Читать ещё >
Содержание
- В в е д е н и е .I
- Глава II. ервая. История записи, публикации и изучения адвгских народных песен
- I. Запись, публикация и изучение адыгейской народной песни в дооктябрьский период
- 2. Общая характеристика записей, публикации и изучения адыгской народной песни в советский период
- 3. Состояние современной музыкальной куль туры адыгов
- Глава вторая. Героико-патриотические песни адыгов
- I. Исторические песни (походные, победные)
- 2. Героические песни (мемориальные).I0I-II
- 3. Песни — плачи (плачевые-гыбза).II3-II
- 4. Абреческие песни (песни об одиноких нероях).I
- Глава третья. О некоторых особенностях структуры адыгской песни
- I. Формы изложения мелодики и особенности нартских героических песен
- 2. 0 некоторых особенностях мелодики и гармонии адыгских исторических и героичес ких песен
- Глава. четвертая Исполнительские традиции. I6I-I
- I. Народные сказители. I6I-I
- 2. Исполнительские ансамбли
- 3. Устные традиции
- 4. Виды исполнения песен
- 3. а клю ч е н и е
Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов (на историко-этнографическом материале) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Марксистско-ленинское учение сегодня является незыблемой основой, идейным и методологическим фундаментом всей советской науки. Под непосредственным влиянием и на основе марксизма-ленинизма сложилась и советская этнография, этномузыкология.
Основоположники марксизма-ленинизма придавали огромное значение искусству, художественному творчеству народов, видя в нем отражение их реальной исторической жизни.
Музыка, как художественное творчество, по своей природе глубоко общественна и является категорией исторической. Она, в особых формах и присущими ей свойствами, выражает идеи общества, его историю и психологию.
Еще на заре Советской власти, в строительстве новой социалистической культуры, В. И. Ленин подчеркивал необходимость и важность сохранения памятников, культурных ценностей прошлого1.
Их глубокому изучению В. И. Ленин придавал особое значение, возводя это в ранг объективного закона в художественном прогрессе человечества. В. Бонч-Бруевич вспоминает: «Я понял, что он (Ленин) относится к этнографии весьма положительно и понимает ее смысл и значение и лишь хочет, чтобы весь этот материал всегда обобщался, анализировался и рассматривался с нашей, научно-марксистской точки зрения11^.
Особое значение придавал В. И. Ленин крестьянским, рабочим революционным песням в идейно-патриотическом воспитании людей нового социалистического общества, уделив этим вопросам немало внима.
1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41,с.304 (Речь на третьем Всероссийском съезде комсомола).
2 Сб. «В. И. Ленин о литературе и искусстве’ЧМ., 1957, с. 610. ния i.
На современном этапе, когда обостряется идеологическая борьба, геронко-партлогическое воспитание подрастающего поколения, как неотъемлемой части коммунистического воспитания, является одной из актуальных проблем советского общества.
ХХУ1 съезд КПСС уделил особое внимание делу идейно-нравственного и героико-патриотического воспитания подрастающего поколения советских людей цри этом важное значение придается воепитанию советских людей на традициях народов, на героической истории страны. Это выдвигает задачу формирования нового человекачеловека патриота и интернационалиста Идея любви и глубокой преданности Родине и народу нашла яркое отражение в устном творчестве народов: в песнях, сказках и эпических сказаниях. В этом отношении интерес представляет музыкальное творчество адыгских 4 народов, составляющее целое художественное явление в древней истории всего Северного Кавказа. Накопленный тысячелетиями богатейший народный фольклор — песнетворчество адыгов привлекает внимание исследователей своим художественным совершенством. Особое место в нем занимают эпические народные песни, пщынатли^ (пшыналъэ) и сказания народа, его трудовую деятельность и любовь к родине.
1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 22, с. 273−274- 275−276.
2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.-Политиздат, 1981, с. 57−64.
3 Там же, с. 63.
4 Адыгское — понятие общее, объединяющее в себе адыгские народы: адыгейцев (Адыгейская автономная область — центр г. Майкоп) — кабардинцев (Кабардино-Балкарская АССР — центр г. Нальчик), и черкесов (Карачаево-Черкесская автономная область — центр г. Черкесск).
5 Пщынатль — пщыналъ (адыг.) — эпическая песня, исполняемая в сопровождении музыкального инструмента.
Адыгейский язык и музыка для изучения иберийско-кавказской истории и цивилизации занимает видное место. Адыгейское и абхазекое многоголосие являются связующими звеньями между народами Закавказья и Северного Кавказа.
Поэтому проблема изучения истории, языка и цивилизации является актуальным как для общего языкознания, так и для народов Кавказа.
Абхазско-адыгские языки со своими диалектами выделяются как единая группа из других кавказских языков.
Схематично, с точки зрения лингвистики, их делят так:
АБХАЗСКАЯ.
АДЫГЕЙСКАЯ1 ss к W о.
IS.
9 «чэ.
УБЫХСКАЯ г к «о е< к со W.
IS К к о р< со X В is S.
W о.
Еч DS СО а.
СО ЕЧ I m s.
О C-.5S 9S Р"К s к tа о, а я.
CDE-f я.
5S ss sts.
Я w S2.
W о «о X о и о С-. со >).
§ & О е чэ со.
W а.
ЧЕКСЕЗСКИЙ S ас.
JS *г W.
S 9S *Я Й2 О.
W S К W с* о к W о аз.
S3 о о к я со S к ж о к о W аз со rt ч мз ч Р" чэ со о со СП аз >" о со.
IX) е-" S W.
I Чикобава А. С., История изучения иберийско-кавказских языков. Тбилиси, 1965, с.5−12- Джавахищвили И. А., Первоначальный строй и родство грузинского и кавказских языков. Тбилиси, 1937;
Из памятников духовной культуры адыгов богато представлена песня, в которых ярко отражена жизнь народе Северного Кавказа на протяжении тысячелетий.
Адыгские народные песни явились живыми документами их исторической жизни. В старинных народных песнях адыгов видны страдания, борьба за независимость и свободу, вера в светлое будущее. Они полны грусти и печали и свидетельствуют о духовной мощи народа. Нартские эпические песни и пщынатли, исторические и героические песни адыгов составляют не только духовное богатство культуры народа, но и представляют исключительную научную и познавательную ценность.
Исследователи адыгского фольклорного песнетворчества обращали внимание в основном на тексты песен, с описанием истории, быта, нравов, обычаев и культуры народа. Изучив существующую литературу об адыгской музыке (статьи, очерки, высказывания), мы пришли к вы.
Дешериев Ю.Д., Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов.М., 1963; Ашхамаф Д. А., Краткий обзор адыгейских диалектов. Майкоп, 1939; Хан — Гирей, Морфология кавказских племен. «Кавказ», 1846, Л 35- Данилевский И., Кавказ и его горские жители.М., 1851- Ивановская Т., Материалы к изучению искусства древнего Кавказа.т. I-П, Харьков, 1928; Яковлев Н. Ф., Языки и народы Кавказа. Тифлис, 1930; Сб. Языки народов СССР. тЛУ. Иберийско — кавказские языки.М., 1965; Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа. М., I960. О музыке см.: Лобачев Г. Песни Кавказа. М., 1935; Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Составитель Гребнев А. Ф., М.^Л., 1941; Грабовский Н. Ф., Свадьба в горских обществах Кабардинского ордэуга. ССКГ, 1869, вып. ПГвахария В.А., Развитие грузинских музыкальных систем (Х-Х1Ш вв). Тбилиси, 1962, гл. 1, Гвахария В. А., О древних взаимосвязях грузинской и северо-кавказской народной музыки. Материалы по этнографии Грузии, т. ХП-ХШ, 1963, с. 281−290. АН ГССР. воду, что адыгское песнетворчество рассматривалось исследователями в дореволюционный период в двух аспектах — историческом и литературном. Музыкальный анализ и записи песен представлены крайне незначительно. Ими на профессиональном уровне занимались А. А. Алябьев, М. А. Балакирев, С. И. Танеев и др., начиная с 1830-х годов, во время их посещения Северного Кавказа.
Борьба адыгских народов с экспансионистской политикой Англии и царского самодержавия, продолжавшаяся более полувека, время от времени затушевывала в памяти народа многие периоды его прежнего исторического пути, о чем свидетельствуют дошедшие до нас песни.
Имеющиеся записи адыгской народной музыки и популярные статьи не могут, разумеется, служить опорой для исследований и обобщающих выводов, а также для решения проблем адыгского песенного музыкального творчества и их роли в развитии общенациональной музыкальной культуры и в идейно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Изучение имеющихся в архивах и изданиях нотных записей адыгской музыки привело нас к выводу, что большинство из них были записаны специалистами, не знающими языка и не имеющими навыка и опыта в записи адыгской музыки. Интересным представляется нам в этом отношении примечание, сделанное композитором Г. М.ЕСонцевич в одной из его записей (2 августа 1931 года). Записав песню от Шыблако Магамуда в ауле Хатукай, он пишет: «Чтобы записать не только точно, но хотя бы приблизительно нотными знаками некоторые песни-сказания, подобно данной (за некоторым, конечно, исключением), выразить интонацию (особенности звукового оттенка в пении, в выговоре слов и т. п.), — нужно обладать прежде всего языком, а вернее — быть черкесом (адыгом — Г. Ч.), музыкально образованным и с этнографическим опытом» *.
I Архив Адыгейского научно-исследовательского института (В дальнейшем — АНИИ), ф.1, п. Л 26, Д. Jf 161.
Мы хотели бы кратко изложить в хронологической последовательности историю записи, публикации и изучения адыгских народных песен, а затем осветить героико-патриотические традиции в песенном творчестве.
Исторические и героические песни раннего периода по своей художественной структуре и идейному содержанию, близки нартским эпическим сказаниям. Некоторые исторические и героические песни строятся на конфликтах, где противопоставляются друг другу, например, Айдемьфкан и князья — феодалы, Хатх Кочас и князья — феодалы, «Песнь о битве при Ощнау» — борьба абадзехского племени против кабардинских князей, намеревавшихся захватить абадзехские земли и навязать им феодальный строй.
О времени зарождения адыгских историко-героических песен можно судить лишь приблизительно. Жил народ и во все времена шла борьба за жизнь и свободу, а значит, и выявлялись герои. О них народ слагал легенды и сочинял песни. Одно поколение передавало следующему поколению все свое богатство — духовную культуру — песни, сказки, сказания, легенды, в основном устным путем. В отображении действительности исторической жизни адыгов историко-героические песни обладают своими, присущими им, оригинальными особенностями. Идейная насыщенность и художественное богатство исторических и героических песен дают возможность заглянуть в глубь веков, выяснить многие стороны жизни и деятельности предыдущих поколений, их этические и эстетические нравы. Достоверность, летописность исторических и героических песен характерна не только для адыгов, но и фольклорного наследия других народов Кавказа*. Например, «Ощнэ1у заом иорэд» (Песня о битве при Ощнау), «Бзыикъо заом иорэд» (Песнь о битве при Бзиюке), «Айдэмыркъан иорэд» (Песня об.
I Долгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. Изд-во восточной литературы. М., 1962, с. 127.
Айдамыркане), «Хьатх Къок1асэ иорэд» (песня о Хатхе Кочасе) и многие другие, тексты и музыка которых дошли до нас. В записи, публикации и изучении адыгской песенно-^узыкальной культуры в 18−19 вв. заслуживает внимания деятельность адыгских просветителей Хан-Гирея*, А. Г. Кешева, Ш. Б.Ногмова^, Т. Кашежева^, а также роль певцов и сказителей.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции адыгские народы получили все необходимые условия для развития науки и культуры. Начинается планомерное собирание, изучение и публикация адыгского музыкального фольклора.
Большую работу проводят в этом направлении научно-исследовательские институты Адыгеи (Адыгейский научно-исследовательский институт истории, языка, литературы и экономики (АНШ) — центр г. Майкоп), Кабарды (Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики (ЮБИИФЭ) центр г. Нальчик.
1 Хан Гирей. Елассификация адыгских народных песен — «Русский вестник», 1841, Т. П, Л 4, с. 308−326- см. об этом же: Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX — начала XX в., Нальчик, 1979, с. 314, 325- его же: Записки о Черкесии, Нальчик, 1978, с. II0-II6.
2 Кешев А. Г. Характер адыгских песен. — «Терские ведомости» ,.
Я 13−14, Владикавказ, 1869- с. 1−33- См. об этом же: Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX — начала XX в. с. 326−342- его же: 0 незаметном вымирании горских песен и преданий. -" Терские ведомости", 1871, 20- об этом же: Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, с. I68-I7I.
3 Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1969.
4 Кашежев Т. П. Свадебные обряды кабардинцев. — ж. «Этнографическое обозрение», М., 1892, кн. 15- об этом же: Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, с. 220 — 232- Фольклорные записи СМОМПК, (сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа), Тифлис, вып. 12, 1891- Избранные произведения адыгских просветителей, с. 235−293. и Черкесии (Карачаева-Черкесский научно-исследовательский институт (КЧНИИ) — центр г. Черкесск).
Значительный вклад в дело собирания и изучения адыгского музыкального фольклора вносят и их научные сотрудники: в АдыгееА. Гадагатль, А. Схаляхо, Ш. Шу, Г. Самоговав Кабарде — З. Кардангу-шев, А. Шортанов, 3. Налоев, В. Барагунов, А. Гутовв Черкесии Л. А. Бекизова, М. Мижаев, А. Дауров, Р. Ортабаева, М. Ногайлиев и др.
Заслуживает внимания в изучении адыгского музыкального фольклора в довоенный период также и деятельность композиторов и музыковедов А. М. Авраамова, А. М. Покровского, Т. К. Шейблера, Г. М.Концеви-ча, В. Л. Месмана, К. Мацютина, М. Ф. Гнесина, А. Ф. Гребнева, М. Н. Миронова и других, собравших большое количество образцов народной музыки, часть которых была использована многими из них в качестве народного тематизма в своих сочинениях*.
Научно-исследовательскими институтами Адыгеи, Кабарды и Черкесии собрано большое количество текстов песен, народных мелодий и напевов адыгов. Так, например, в Адыгейском ордена «Знак Почета» научно-исследовательском институте имеется фонотека, в которой насчитывается 1332 записи мелодий, напевов (вокальной и инструментальной музыки).
Кроме того, в архиве института имеются более 600 нотных записей образцов адыгейской народной музыки, записанных в разное вре.
I Мацютин К. Адыгейская песня о партии, «Советский композитор», М., 1958. Месман В. Л. Адыгейская рапсодия (Л 167), увертюра-фантазия (Л 168), Мемуарная рапсодия (Л 190) в исполнении Казахского республиканского симфонического оркестра. Фонд областного комитета по телевидению и радиовещанию г. МайкопаГлинка М. Опера «Руслан и Людмила», из-во «Музыка», М., 1968, с. 195. (используя адыгский напев, М. Глинка создал хор дев (персидский хор). мя, начиная с 1930;х годов.
В послевоенный период появилось ряд работ, статей, сборников об адыгской песенно-музыкальной культуре. Большая заслуга в научном истолковании героического нартского эпоса адыгов принадлежит А. М. Гадагатлю, в монографии* которого в изданном им семитомнике собрания текстов адыгского эпоса «Нарты», имеются нотации образцов сорока песен адыгов о нартских богатырях.
Интерес представляет работа Л. Г. Канчавели «Архаические песни о адыгов и особенности их ладомелодического развития», где автор исследует мелодику архаических напевов, отмечает особенности музыкального мышления, связанные с различными ритуалами и обрядовыми действиями.
В работе «Некоторые наблюдения над адыгской народной музыкой^ Г. Самогова ограничивается общей характеристикой всех жанров.
Советский период ознаменовался большим подъемом и расцветом музыкальной культуры адыгских народов. В Адыгее, Кабарде и Черке-сии подготовлены национальные кадры профессиональных певцов, музыкантов и композиторов. В Адыгее — Г. А. Самогова — народная артистка РСФСР, певица и композитор, У. Тхабисимов — заслуженный деятель искусств РСФСР, Р. Шеожева — заслуженная артистка РСФСР, певица, Р. Панеш — заслуженный работник культуры РСФСР — педагог и.
1 Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар, 1967.
2 Нартхэр. Адыгэ эпос. Томибл хъурэ текст угъоигьэхэр. Зэфэзыхь-ыжьхи зэхэзгъэуцуагъэр, ублэп1э очеркымрэ комментариехэмрэ зытхыгъэр Хьэдэгъэл1э Аскэр, 1-УП томхэр, Мыекъуапэ, 1968;71.
3 Канчавели Л. Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Ленинград, 1974.
4 Самогова Г. Некоторые наблюдения над адыгской народной музыкой. Ученые записки АНИИ, т.18, Майкоп, 1973, с. 246−290. певица, К. Хейшхо — певец и композитор, Ш. Ахиджак — певец и педагог, Ч. Анзароков — заслуженный работник культуры РСФСР — певец и педагог, М. Бесиджев, Г. Чич, Р. Сиюхов, Д. Натхо, В. Бурдеев, К. Туко — композиторы и педагоги.
В Кабардино-Балкарской АССР — Н. Гасташева — народная артистка РСФСР, певица, В. Барагунов — заслуженный артист КБАССР, певец и фольклорист, певцы — С. Багатыжева, Т. Сузаева, А. Пачев, В. Кодзоковкомпозиторы — Х. Карданов, М. Балов, В. Молов, Дж. Хаупа, М. Жатеев и прославленный дирижер Юрий Темирканов.
В Карачаево-Черкесии — А. А. Дауров — заслуженный деятель искусств Абхазской АССР, композитор и педагог, С. М. Крымский — композитор и педагог и др.
Анализ литературы и образцов народной музыки показывает, что основное богатство песен еще не увидело*света. Критически оценивая современное состояние записей, изучения и публикации адыгских народных песен мы приходим к выводу о том, что до настоящего времени исторические и героические песни адыгов не подверглись всестороннему научному исследованию.
Следует сказать также, что современный уровень науки и культуры адыгов выдвигает задачу — о необходимости теоретического исследования и изучения не только героико-патриотических песен, но и всей музыки адыгов. Этими факторами, на наш взгляд, объясняется актуальность взятой нами темы и значимость работы.
Проблема изучения, сохранения ныне бытующих образцов песен (памятников музыкального творчества народа) и дальнейшего развития всей музыкальной культуры адыгов, может быть решена только на основе марксистско-ленинской методологии исследования — широкого показа образцов народных песен адыгов (от начала ее зарождения в сравнении с образцами песен других народов в их эволюции), даю щей возможность поставить адыгскую народную песню в рамки общечеловеческой музыкальной культуры.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1. Диссертация представляет собой исследование неизученного пласта адыгского музыкального фольклора — исторических и героических песен и их социально-исторической значимости.
2. На основе разрозненных источников дооктябрьского и послеоктябрьского периодов воссоздается более или менее полная картина истории записи, публикации и изучения адыгской народной музыки.
3. В сравнении с образцами песен других народов анализируются наиболее значительные образцы нартских, исторических и героических песен адыгов, где выявляются наиболее характерные особенности структуры, общие тенденции их развития, гармоническая основа, виды многоголосия, формы изложения и характер их мелодии, исполнительские традиции и виды исполнения песен.
4. Делается попытка датировать исторические и героические песни, связанные с наиболее крупными событиями в жизни народа.
Практическая ценность работы заключается:
1) введением в научную музыкальную фольклористику ряда характерных образцов нартских героических и исторических песен адыгов и их текстов, частью неопубликованных доныне в советской музыкальной литературе;
2) материал диссертации поможет: а) заполнить существующий пробел в изучении музыкальной культуры древних адыговб) может быть использован в учебных пособиях по национальной музыке и в сводных трудах по музыке кавказских народовв) песенный материал (героико-патриотические песни) может быть внедрен в репертуар исполнительских коллективовг) может быть использован в лекционной пропаганде — в деле героико-патриотического воспитания.
В работе мы поставили целью — разносторонне изучить героико-патриотический песенный фольклор адыгов. Данная тема вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучение истории записи и публикации адыгской народной музыки ХУШ-Х1Х вв. и послеоктябрьского периода.
2. Выявление и, по мере возможности, в полном виде, показ песен историко-героического жанра по материалам исследуемым нами и другими специалистами.
3. Анализ и обобщение особенностей структуры адыгской исторической и героической песни и ознакомление с их спецификой специалистов кавказского и общесравнительного музыкознания.
Выявление и раскрытие патриотически гуманного содержания исторических и героических песен адыгов.
5. Показ и определение роли певцов-сказителей джэгуак1о (джегуако)* и хьак1эщ (хачещ)^ в создании и сохранении исторической и героической песни для последующих поколений.
6. Определение места и социальной значимости исторических и героических песен в песенно-музыкальной культуре народа.
1 Джэгуак1о (джегуако) — играющий артист. Они были распорядителями на всех народных торжествах, собраниях и увеселениях. Выходцы из простого народа, они выделялись своей отличной памятью, знанием жизни и истории народа. Они являлись сочинителями стихов, мелодий и эпических сказаний и их прекрасными исполнителями.
2 Хьак1эщ (хачещ) — кунацкая — помещение, где исполнялись исторические и героические песни, нартские шцынатли и сказания. Хачещ являлся у адыгов своеобразным университетом по идейно-нравственному и героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения адыгов.
7. Показ и оценка роли исторических и героических песен в героико-патриотическом, идейно-нравственном воспитании подрастающего поколения адыгов.
Учитывая имеющиеся материалы и, ограничившись историко-геро-ическим жанром, одним из самых распространенных по своей структуре и выразительными средствами в адыгском музыкальном фольклоре, привлекая, при этом, целый ряд * образцов нотных записей адыгской музыки, сравнивая их с образцами песен других народов, на более широкой основе и полнее раскрываются характерные особенности исторической и героической песни адыгов, прослеживается их эволюция и процесс их кристаллизации.
Материалом исследования в данной работе послужили статьи, очерки, высказывания, сборники песен и отдельные записи исследователей адыгской народной музыки:
1. Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Составитель А. Ф. Гребнев. М.-Л., 1941.
2. Балакирев М. А. Записи кавказской народной музыки. — В кн.: «Воспоминания и письма», М., 1962.
3. Танеев С. И. О музыке горских татар. — «Памяти С.И.Танее-вам, сборник статей и материалов под редакцией В. В. Протопопова, М.-Л., 1947.
4. Шейблер Т. К. Кабардинский фольклор. — ж. «Советская музыка», Я 6, М., 1955.
5. Мацютин К. Адыгейская песня. — ж. «Советская музыка», Л 8,.
1957.
6. Шейблер Т. К. Музыкальная культура Кабардино-Балкарской.
I В качестве примеров в работу включены 68 образцов адыгских исторических и героических песен и песен других народов. Кроме того, имеется приложение (сборник песен), содержащее 60 образцов с их вариантами, составляющее 109 песен адыгов.
АССР. «Музыкальная культура автономных республик РСФСР», М., 1957.
7. Гнесин М. Ф. Черкесские песни. — ж. «Народное творчество», Я 12, 1937.
8. Ижъырэ адыгэ орэдхэр. Адыгейские народные песни. СостаЕитель Шу Ш. С., Краснодар-Майкоп, 1965.
9. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Под редакцией Е. В. Гиппиуса, т. I, «Советский композитор», М., 1980; т. П, М., 1981.
10. Дауров А. А. Музыкальная культура народов Карэчаево-Черкесии, Черкесск, 1974.
11. Материалы нотного архива Адыгейского нэучно-исследоЕательского института (АНИИ).
12. Самогова Г. Некоторые наблюдения над адыгской народной музыкой. Ученые записки АНИИ, т. 18, Майкоп, 1973.
13. Канчавели Л. Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1974 и др.
В работе использованы также материалы, собранные нами во время этнографических экспедиций 1979, 1980;х годах и личный архив, включающий образцы песен, записанных в разное время.
В качестве сравнительного материала и в целях подтверждения общей тенденции развития мелодики песен у разных народов, в работу включены русские, украинские, осетинские и другие народные напевы.
Для данной темы мы предприняли поездки в районы, где проживают адыги, изучили материалы Адыгейского, Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского научно-исследовательских институтов, проанализировали образцы героико-патриотических песен, записанных в разное время в музыкально-этнографических экспедициях в Адыгее начиная с 1930;х годов), а также песни, записанные нами в разное время у разных исполнителей.
В решении поставленных задач в диссертации мы пользовались различными методами и приемами: анализом, сравнением, сопоставлением, описанием и т. д. При выборе методов и приемов в работе мы отталкивались от учения В. И. Ленина, который пцсал: «выбор метода вовсе не дело нашего произвола» — это зависит от формы самих подлежащих познанию предметов" .
Так, при обработке материала и выявлении наиболее характерных особенностей музыки адыгов, мы пользовались методами наблюдения, анализа и описания.
Сходства и различия образцов адыгской народной песни и песен других народов определяются методом сравнения и сопоставления.
Выявляя особенности (типичные для народной песни вообще) ритмической, ладо-интонационной структуры адыгских исторических и героических песен, их гармонии и полифонии, мы пользовались методом анализа и сравнения.
Особенности форм изложения мелодики исторических и героических песен, традиции исполнительства и виды исполнения песен, определялись методами наблюдения, сравнения и сопоставления.
Работа выполнена на основе большого количества фактического материала — образцов песен, устного музыкального творчества адыгов, извлеченных из разных источников и, частично, записанных нами.
Работа прошла апробацию в публикации ряда статей и в выступлениях с докладами по теме диссертации на научных конференциях Адыгейского государственного педагогического института (АГПИ) (Майкоп, 1978, 1979, 1980, 1981), на П Северо-Кавказских психо.
I Ленин В. И. Философские тетради. М., 1973, с. 216. лого-педагогических чтениях (г. Майкоп, октябрь, 1983) и на научно-практической конференции «Проблемы фольклора и этнографии Кубани» (г. Краснодар, декабрь, 1983).
На основе диссертации составлен спецкурс «Музыкальное творчество адыгов» и утвервден на кафедре теории и истории музыки музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного педагогического института.
Кроме того, по проблеме развития адыгейской музыкальной культуры опубликовано ряд статей на страницах областных газет и подготовлены передачи по Адыгейскому областному радиовещанию. Музыкальный материал диссертации находит практическое применение как в концертных программах адыгейского хора и фольклорного ансамбля аула Шовгеновский, так и в репертуарах отдельных исполнителей.
Работа состоит: из введения, четырех глав (первая имеет три параграфа, вторая — четыре параграфа, третья — два параграфа, четвертая — четыре параграфа), заключения, библиографии и дополнения, состоящего, в свою очередь, из чет1фех частей:
I часть — сборник адыгских нартских исторических и героических песен;
П часть — комментарии к песням;
Ш часть — тексты песен на адыгском и русском языках;
1У часть — адыгские народные инструменты, певцы-сказители и исполнительские коллективы (в фотографиях) с пояснениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В своей работе мы подвергли анализу целый ряд образцов песен адыгского нартского героического эпоса и традиционных историко-ге-роических песен, что дало возможность сделать следующие выводы:
1) Главной особенностью нартских песен является тенденция их постепенного развития — от «примитивных ггопевок? «возгласов» до определенно выразительных, социально осмысленных мелодий, доходящих до ясной и стройной музыкальной формы, соответствующих социально-экономическим условиям на ранних этапах развития человеческого общества, уровню первобытно-общииного строя, периоду начала трудовой деятельности человека, его борьбы со стихией природы и борьбы за свободу.
2) Нартские песни адыгов не отличаются большим мелодическим развитием. Им присущ характер речитации, мелодекламации.
3) Сравнительный анализ адыгских (нартских) русских и украинских народных песен, на раннем этапе их жизни показал: близость характера музыки, архаичность звукового состава и крайне узкий диапазон тех и других песен. Это дает нам основание утверждать, что нартские песни адыгов являются частью общечеловеческой культуры.
4) Нартские песни заложили основные формы исполнительства (певец-сказитель пел в сопровождении хора — хор обычно мужскойпел в приму, квинту или октавный унисон). Эта форма исполнительства, став традиционной в адыгском народно-музыкальном творчестве, сохраняется устойчиво и сегодня.
5) Героическое начало и патриотизм, заложенные в нартском эпосе адыгов, становятся традицией в устно-поэтическом и музыкальном творчестве народа для всех последующих эпох. б) Нартские песни носят следы древнего происхождения (предположительно их можно отнести к образованиям раннего периода жизни адыгов).
Изучение состояния записей народных песен адыгов свидетельствует:
1. XIX век характерен тем, что большинство народных песен оставалось неизученными, даже неизвестными музыкальной общественности России. Не было планомерного изучения музыкальной культуры не только адыгов, но и многих малых народов — казахов, узбеков, таджиков, чуваш, мари, коми, бурят, якутов и других, проживавших на окраинах царской России.
2. Несколько ученых и композиторов занимавшихся записью отдельных песен адыгов, естественно, не могли решить проблему изучения всего музыкального фольклора народа. Исходя из этого, можно сказать, что когда в начале нашего века начали собирать и изучать адыгский музыкальный фольклор на научной основе, мы уже опоздали и, вполне вероятно, что многие сотни, а может и тысячи прекрасных образцов народных песен исчезли к этому времени. Ушли из жизни многие певцы и сказители, а с ними многие образцы народных песен и напевов, не «дождавшись» своей записи.
Проделанный анализ исторических и героических песен адыгов дает основание сделать следующие выводы:
I. По характеру и манере исполнения исторические и героические песни близки нартским. Здесь также запев, речитативного характера, исполняет высокий мужской голос, затем вступает хор низ.
I См.: Хан-Гирей, Записки О Черкесии, с. 1Г7- Балакирев М. Записи Кавказской народной музыки. В кн.: «Воспоминания и письма», Танеев С. И. О музыке горских татар," Памяти С.И.Танеева", с.195−212- Алябьев А. Черкесские песни. «Музыкальный альбом», Л 19. ких мужских голосов, поющих выдержанные звуки. Звуки у хора составляют своеобразный «фундамент», на фоне которого солист-певец ведет свой полуречитатив. Басовая партия в хоровом сопровождении обычно движется вниз поступенно на определенный интервал (чаще на терцию) и скачком возвращается к тонике, затем сливается с звуком солиста. В традиционных песнях хоровое сопровождение выполняло не только роль фона — поддержки партии солиста. Во многих народных песнях, особенно исторических и героических, хоровое сопровождение самостоятельно завершает музыкальные мысли;
2. В исторических и героических песнях мелодия более развита. Декламационное и речитативное изложение, характерное для нартских песен отступает (хотя элементы речитации в них встречаются);
3. Мелодия приобретает мужественно-суровый, скорбно-сдержанный эпический характер. Расширяется ее диапазон, усиливается певучесть, ритмическая структура становится сложной. В ней появляются скачки на широкие интервалы.
Мелодические и ритмические фигурации становятся более сложными. Фактура изложения песен усложняется;
5. Выразительные возможности мелодии дополняются хоровым сопровождением, которое, зачастую, не уступает ей в своей певучеети;
6. Встречающийся гармонический минор не является характерным для адыгской народной музыки. Его надо считать образованием новейшего времени, т. е. под влиянием современной европейской музыкальной культуры.
I См.: «Ощнэ1у заом иорэд» (Песнь о битве при Ощнау), Сб.: Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии, с. 13- там же: Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт (Коджебердыко Мыхамет), с. 21- там же: «Мафэкъо Урсыбый» (Мафоко Урсбий), с. 35.
7. Для исторических и героических песен адыгов характерным являются элементы подголосочной, имитационной и имитационно-вариационной полифонии.
8. Наиболее распространенным видом многоголосия является бурдонное двухголосие как результат разрушения джегуаковского классического трехголосия. Джегуаковское трехголосие встречается и сегодня, но реже. Развитое же многоголосие, в широком смысле этого слова, в адыгской народной музыке в прошлом, не имеет места.
9. Изучая народно-музыкальное творчество адыгов, мы выявили, что народные музыкальные инструменты, сопровождающие исполнение песен, восходят к далекому прошлому их истории Подробное описание древнейших адыгских музыкальных инструментов шичепщин и пхачич дает в своей работе и талантливый грузинский ученый-исслер дователь И. М. Хашба .
10. Мы выявили также, что в адыгском музыкальном творчестве имеет место несколько видов исполнительства народных песен, но наиболее распространенным и устойчивым видом исполнения является певец, ведущий основную (партию) мелодию на фоне хорового сопровождения и национального инструмента шичепщин (шык1эпщын), сохраняющийся сегодня устойчиво в быту у адыгов.
11. Анализ традиционных песен адыгов показал, что в исторических и героических песнях мы обнаруживаем большое мелодическое развитие и широкий диапазон, доходящий иногда до дуадецимы (квинта через октаву).
12. В ходе анализа выявилась и особая роль квартовых ингона.
1 Дюбуа де Монпере Ф. Указ. работа, с. 48- Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера, — «Русский вестник», т. 54,? II-12, гл. X, с. 405.
2 Хашьа И. М. Абхазские народные музыкальные инструменты, издательство «Алашара», Сухуми, 1979, с. 189−190. ций, являющихся неотъемлемой частью адыгской народной музыки, придающих песне (в зависимости от ее содержания) особую мужественность, торжественную эпичность, энергичные волевые возгласы, гневные призывы, переходящие в эмоционально-напряженное звучание глубоко гнетущей скорби, в интонации, зовущие к борьбе за свободу Родины.
13. Одновременно мы выявили огромную роль хачещ (хьак1эщ) этого своеобразного университета по идейно-нравственному героическому и художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения адыгов, его роли по увековечению исторических традиций народа. Проделанная работа дает нам основание сказать также о величайшей роли безымянных певцов-сказителей, создавших и сохранивших уникальные памятники устно-поэтического и музыкального творчества адыгов.
14. Анализ исторических песен показал, что они отличаются высоким духом патриотизма, имеют ярко выраженное идейное содержание и идейную направленность.
15. Они (исторические песни) — многогеройны, отличаются масштабом и охватом территории. В них большая любовь народа к Родине. В них звучит гневный, решительный протест против социального неравентсва.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод:
Сила народной музыки адыгов заключена в ее чрезвычайно богатой, гибкой и выразительной мелодии, передающей неудержимое стремление народа к свободе, всю полноту его психического склада, душевной теплоты и огненный темперамент, — все богатство его духовного мышления, где *фко преломляются вся социально-историческая жизнь народа в прошлом.
Сравнивая адыгские народные исторические и героические песни с песнями других народов Кавказа, в частности, осетинскими и абхазскими, мы обнаруживаем черты общности в манере сольно-хорового исполнения, в их музыкально-интонационном строе, форме изложенияпевец-солист и хоровое сопровождение, речитативно-декламационном характере мелодии с певучим хоровым сопровождением унисонного и кварто-квинтовых интонационных сочетаний. Исторические и героические песни народов Северного Кавказа, да и некоторых народов Закавказья сходны также — в мелодике, ритмической структуре, сложных метроритмах, их содержании и исторической основе. Сближает их и сила героического пафоса. Сравнение показывает также, что исторические и героические песни исполняли и исполняют, как правило, высокие мужские голоса — тенора (очевидно этим можно объяснить характерную особенность мелодий исторических и героических песен, звучащих в напряженном высоком регистре).
Исполнение исторических и героических песен в высоком регистре, наблюдаемое равно как в творчестве адыгов, так и в творчестве других народоа Кавказа, диктовалось, на наш взгляд, стремлением певцов-сказителей усилить эмоциональное воздействие песни, тем самым передавая характеры исторических событий и образы народных героев. Манера исполнения исторических и героических песен в высоком регистре не только у народов Кавказа, но и у других, например, у башкир: «При исполнении орнаментированных узун-кюй, посвященных теме народного героя („Буранбай“, „Сибай“, „Армия“, „Тяфтеляу“, „Колый“ и др.) заметно, что содержание этих песен находит свое выражение. в длительных, берущихся на большом дыхании напряженных звуках, исторгаемых из груди исполнителя подобно крику, стону, плачу.» 1.
I Лебединский Л. И. Башкирские народные песни и наигрыши, М., 1962, с. 30.
В результате наших наблюдений мы находим, что адыгской народной песне (музыке) присущ принцип мелодико-орнаментального варьирования, являющийся ярким средством музыкальной выразительности. Анализируя адыгские исторические и героические песни мы находим также присущее им ораторское искусство, имеющее большую силу эмоционального воздействия.
Автор видит перспективную необходимость постановки решения следующих задач, как:
1. Глубокое научно-теоретическое исследование жанров музыки адыгов.
2. Исследование: а) особенностей мелодико-интонационного склада адыгской народной музыкиб) ладовой и ритмической организации музыки адыговв) особенностей ладо-мелодики адыгов.
3. Исследование и выявление характерных особенностей музыкальных форм адыгских песен всех жанров.
Исследование композиционных особенностей народных песен адыгов.
5. Исследование и выявление метро-ритмических закономерноетей адыгских народных песен.
6. Теоретическое исследование особенностей строения мелодии и баса, форм многоголосия и др.
Содержание работы вызвало также необходимость затронуть и проблему ораторского искусства в адыгском музыкальном фольклоре, (особенно в исторических и героических песнях), требующее специального исследования и изучения.
Некоторых из этих вопросов диссертант коснулся лишь в той мере, в коей оно было необходимо по характеру работы. Кроме того, диссертация может иметь практическую ценность: теоретический материал работы может быть использован в музыкальных учебных заведениях в курсе истории музыки, как дополнительное руководство по истории музыки Адыгеи Музыкальный материал диссертации может служить учебным репертуаром исполнительских коллективов. Так, в репертуаре адыгейского хора (г. Майкоп) находятся народные песни: Ощнэ1у заом иорэд (Песнь о битве при Ощнэу), Айдамыркан иорэд (Песня об Айдамыркане), Нарт Ащэмэз иорэд (Песня о нарте Ащемезе), Адыиф, Сэрмафэ (Сармаф) и др.- в репертуаре фольклорного ансамбля аула Шовгеновский находятся: Хьатх Къок1асэ иорэд (Песня о Хатх Кочасе), Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт иорэд (Песня о Коджебердыко Мыхамете), Хьатх Мыхьамэт-Гъуазе (Песня о Хатх Мыхамет-Гуазе) и др.
Следует сказать, что данной работой не исчерпывается проблема изучения адыгского музыкального фольклора. Решение поставленных вопросов выдвигает задачу всестороннего научно-теоретического исследования как исторических и героических песен, так и всего музыкального фольклора адыгов.
Распространенность исторических и героических песен в музыкальном фольклоре у народов Кавказа и Закавказья, вызывает необходимость дальнейшего изучения адыгских исторических и героических песен в сравнительном плане, выявления общих закономерностей и тенденции их развития, раскрытия идейного, патриотически гуманного их содержания, выявления их художественных особенностей и, наконец, их социально-исторической значимости в идейно-патриотическом воспитании народа в прошлом и сегодня.
I Автором данной работы составлен спецкурс «Музыкальное творчество адыгов», обсужденный на кафедре теории и истории музыки Адыгейского государственного педагогического института. 19 апреля 1982 г.
Список литературы
- Труды основоположников марксизма-ленинизма
- Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве в 2-х томах, т. I, М., «Искусство», 1976, с. 247−250- 300−301- т. П, М., «Искусство», 1976, с. 525−532.
- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 41 (Речь на третьем Всероссийском съезде комсомола), с. 304.
- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 22, с. 273−276.
- Памятники мировой эстетической мысли, т. 5, издательство «Искусство», М., 1970.
- Абхазские песни. Составитель В. Ахобадзе и И.Кортуа. М., 1957.
- Авскентьев В. Самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Издательство ВЦСПС, Профиздат, 1952.
- Адыгейские народные песни (На адыгейском языке). Составитель
- Шу Ш. С., Краснодар-Майкоп, 1965.
- Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодни. Составитель А. Ф. Гребнев, М.-Л., 1941.
- Азербайджанская музыка. Сборник статей. М., 1961.
- Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада, М., 1976.
- Алябьев А. Черкесская песня. «Музыкальный альбом,''' й 19, СПб, 1831.
- Алексеев Э.Е. О динамической природе лада. „Советская музыка“, 1969, Л II.
- Андриашвили А.К. Грузинские народные песни, Тб., 1971. Махарадзе В.И.
- Аракишвили (Аракчиев) Д.И. „Грузинское музыкальное творчество“ (оттиски из У т. „Трудов музыкально-этнографической комиссии ИОЛЕА и Э при Московском уни -верситете“, М., 191б).
- Аракишвили (Аракчиев) Д. И. Музыкальное творчество Юго-Осетии.1. Пламя», 1923, Л 12−15.
- Аракишвили (Аракчиев) Д. И. Народное музыкальное творчество
- Юго-Осетии. «На рубеже Востока», 1929, Л I.
- Аракишвили (Аракчиев) Д. И. Краткий очерк развития грузинской
- Карталино-Кахетинской народной песни." М., 1905.
- Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов. Л., «Музыка», 1980.
- Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия, М.^Л., 1930.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971.
- Асланишвили Ш. С. Грузинская народная песня, т. I, Тб., 1954.
- Асланишвили Ш. С. Гармония в народных хоровых песнях Картли и1. Кахетии, М., 1978.
- Асланишвили Ш. С. Очерки о народных грузинских песнях, т. П, 1. Тбилиси, 1956.
- АфанасьеваЛ., Звучавшие на баррикадах песни (из истории песентрех русских революций), «Молодой коммунист», 1970, Л 7.
- Ахобадзе В., Сборник грузинских (сванских) народных песен.1. Тбилиси, 1957.
- Ахобадзе В., Грузинские (аджарские) народные песни. Батуми, 1961.
- Балакирев М.А. Записи Кавказской народной музыки. В кн.:
- Воспоминания и письма", Л., 1962.24. Барток Б., 25.26. 27.28. Бершадская Т.
- Бернадт Г. Бражников М. Браудо И.1. Бюхер К.,
- Зачем и как собирать народную музыку. М., 1952.
- Берков В., Гармония, ч. I, М., 1962.
- Берков В., Гармония, М., 1970.
- Бершадская Г. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961.
- Принципы ладовой классификации. «Советская музыка», 1971,? 8. С. И. Танеев. М.-Л., 1950. Древнерусская теория музыки, Л., 1972. Артикуляция (о произношении мелодии). Под редакцией Х. С. Кушнарева, Л., 1973. Работа и ритм. М., 1923.
- Вердеревский Е. От Зауралья до Закавказья. «Кавказ», Л 30,1855.
- Виноградов В. Осетинский музыкальный фольклор. «Советскаямузыка», 1949.
- Вопросы музыкальной формы. Сборник статей под редакцией В.
- Протопопова, вып. I, М., 1966.
- Вопросы теории музыки (Сборник статей), М., 1968.
- Гаджибеков Уз. Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945.
- Осетинская народная песня (Ред. Е.В.Гиппиус), М., 1964.
- Развитие грузинских музыкальных систем (X -ХУШ вв.), гл. I, Тбилиси, 1962. О древнейших взаимосвязях грузинской и севе -ро-кавказской народной музыки. Материалы по29.