Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обработки народных песен для хора a cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчество А.В. Михайлова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Долгое время перечень соответствующей литературы практически исчерпывался обзорными главами в четырехтомной «Истории русской советской музыки», издававшейся в 1953;1963 годах. И хотя указанные разделы были написаны такими авторитетными специалистами, как В. Васина-Гроссман (т.1, гл.2), В. Протопопов (т.2, гл.2), С. Скребков (т.З, гл.2), А. Хохловкина (т.1, гл.2), Т. Попова (т.З, гл.2), Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обработка народной песни в контексте отечественной музыкальной культуры XVIII-XX столетий
    • 1. Термин «обработка» и его историко-культурная интерпретация. Проблемы генезиса хоровых обработок без сопровождения в русской музыке XIX века
    • 2. Обработка народной песни для хора a cappella в контексте отечественной хоровой культуры конца XIX — начала XX столетий
  • Глава II. Отечественная хоровая обработка a cappella в XX столетии (1900−1970-е гг.): типология, особенности эволюционного развития
    • 1. Обработки — хоровые «миниатюры»
    • 2. Обработки — театрализованные «сценки»
    • 3. Обработки — масштабные хоровые композиции
    • 4. Циклические композиции на основе нескольких обработок
    • 5. Обработки — «фантазии на темы» народных песен
  • Глава III. Обработка для хора a cappella в творчестве А. Михайлова (1940 — 1970-е годы)
    • 1. Хоровая обработка a cappella как составляющая творческой деятельности А. Михайлова
    • 2. Ранние обработки А. Михайлова: от вокально-оркестровых партитур к хорам a cappella
    • 3. Особенности внутрижанровой дифференциации в обработках 1950-х годов
    • 4. 1960 — 1970-е годы: «диалогические сопряжения» традиционного и новаторского

Обработки народных песен для хора a cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчество А.В. Михайлова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. «Хоровое искусство составляет в истории русской музыкальной культуры одну из самых драгоценных и обширных частей. Возможность его всестороннего, глубокого изучения и освоения в исполнительской, композиторской и учебной практике не подлежит сомнению» (Паисов 1991, с.4). Процитированное положение, принадлежащее Ю. Паисову, в полной мере можно отнести и к отечественному хоровому искусству XX века. На протяжении указанного исторического периода роль и значение хоровых жанров в музыкальной культуре России неуклонно возрастали, к концу 80-х годов эти жанры «. заняли прочное положение одной из приоритетных областей, порой идя вровень с инструментальными жанрами по количеству и качеству созданного, порой и опережая их» (Степанова 2001, с.318). Исходя из сказанного, представляется закономерным неуклонно возрастающий интерес исследователей к отечественной хоровой музыке XX столетия.

Так, если к середине 70-х годов ощущался дефицит серьезных и обстоятельных работ, посвященных данной тематике1, то в дальнейшем в значительной степени положение изменилось. Вышли в свет книги К. Дмитревской (Дмитревская 1974), В. Ильина (Ильин 1985), Г. Григорьевой (Григорьева 1991), Ю. Паисова (Паисов 1991). С новых исторических позиций развитие кантатно-ораториального и хорового творчества (включая духовные жанры) рассматривается И. Степановой, Н. Парфенть-евой и Н. Парфентьевым в новейшем учебном пособии для музыкальных вузов (Степанова 1995, 1999,2001, Парфентьева, Парфентьев 2001).

Данный перечень может быть дополнен рядом диссертационных исследований, а также монографиями и разделами из них, посвященными хоровому творчеству отдельных композиторов — Г. Свиридова, Р. Щедрина, С. Слонимского, Ю. Фалика, В. Салманова, А. Шнитке, Н. Сидельникова и др. (Коловский 1969, Гаврилова 1972, Христиансен 1972, Тевосян 1982, Рубцова 1979). Выпущено немало тематических сборников, в той или иной мере раскрывающих различные аспекты исторического.

1 Долгое время перечень соответствующей литературы практически исчерпывался обзорными главами в четырехтомной «Истории русской советской музыки», издававшейся в 1953;1963 годах. И хотя указанные разделы были написаны такими авторитетными специалистами, как В. Васина-Гроссман (т.1, гл.2), В. Протопопов (т.2, гл.2), С. Скребков (т.З, гл.2), А. Хохловкина (т.1, гл.2), Т. Попова (т.З, гл.2), Н. Туманина (т.З, гл.2), И. Вершинина (т.З, гл.2), особенности издания и время его публикации во многом предопределили известную ограниченность научных обобщений и выводов, содержащихся в упомянутом коллективном труде. развития отечественной хоровой музыки XX столетия: «Национальные традиции русского хорового искусства» (Светозарова 1988, Ардентов 1988, Коловский 1982), «Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве», «Проблемы истории и теории русской хоровой музыки» (Ильин 1984, Соколов 1984, Белоненко 1984), «Русская хоровая культура» — 2 выпуска (Васильев 2000, Ильин 2000, Виханская, Гулеско1995). Вместе с тем, в современной исследовательской литературе сохраняются и существенные пробелы, связанные с недостаточным вниманием к так называемым «периферийным» сферам хоровой музыки. К числу таких сфер, сравнительно мало изученных нашим музыкознанием относится обработка для хора a cappella. Обработки народных песен занимают одно из ведущих мест в отечественной хоровой музыке a cappella. К указанной сфере обращались М. Мусоргский и Н. Римский-Корсаков, А. Лядов и А. Глазунов, П. Чесноков и С. Василенко, А. Кастальский и А. Никольский, С. Рахманинов и А. Гречанинов, Вик. Калинников и В. Шебалин, Д. Шостакович и В. Салманов. Весомым вкладом в данную область хоровой музыки является творчество выдающихся хоровых дирижеров XX века: А. Свешникова, А. Александрова, А. Егорова, О. Коловского, В. Соколова, А. Юрлова. Однако до сих пор проблемы развития указанной жанровой, сферы рассматривались только в учебном пособии М. Ивакина «Русская хоровая литература» (Ивакин 1965), выпущенном около четырех десятилетий назад и к настоящему времени уже значительно устаревшем. Более современные статьи, посвященные соответственно хоровым обработкам М. Климова, А. Свешникова, В. Соколова, А. Юрлова (Ардентов 1988, Шереметьева 1983, Леонов 1988, Попов 1983), носят узко направленный характер, не претендуя на широту исторических обобщений. Жанровая специфика и важнейшие тенденции исторического развития отечественной хоровой обработки до сих пор остаются не выявленными.

Объектом исследования выступают обработки народных песен для хора a cappella в контексте русской музыкальной культуры XX века.

Предмет исследования составляют исторически обусловленные композиционные и драматургические особенности обработок народных песен для хора a cappella в творчестве отечественных мастеров XX столетия.

Цель работы заключается в выявлении сущностных черт хоровой обработки как автономной жанровой сферы, а также закономерностей ее эволюции на протяжении 1900 — 1970;х годов. Поставленная цель предполагает необходимое совмещение различных подходов. Первый из них связан с рассмотрением важнейших исторических тенденций в области композиционного строения хоровых обработок, поскольку именно композиционный аспект позволяет наиболее рельефно выявить особенности взаимоотношений того или иного автора с избранным фольклорным первоисточником. Другой подход сопряжен с выбором показательной творческой фигуры, чье наследие с достаточной полнотой и рельефностью отражает исторические особенности развития данного жанра, охватывая при этом сравнительно протяженный промежуток времени. Такой фигурой, по нашему мнению, является Авенир Васильевич Михайлов (1914 — 1983) — выдающийся хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградской консерватории2, в чьей многогранной творческой деятельности важную роль играли обработки для хора a cappella (предположительно их насчитывается около сотни). Михайловские обработки, датируемые 1940 — 1970;ми годами3, существенно обогатили репертуар отечественных хоровых коллективов. При этом наследие А. Михайлова множеством нитей связано с развитием указанной жанровой сферы и может быть в полной мере воспринято только в контексте соответствующей эпохи.

Отсюда проистекает необходимость провести определенные параллели между творчеством А. Михайлова и его современников-композиторов (Д. Шостакович, В. Салманов, А. Колосов, А. Ленский, И. Ельчева, В. Калистратов, А. Г. Новиков, Ф. Рубцов) и хоровых дирижеров (А. Свешников, А. Александров, А. Егоров, О. Ко-ловский, И. Полтавцев, В. Соколов). Вместе с тем в наследии А. В. Михайлова обнаруживается фундаментальная опора на традиции русской хоровой классики, что предопределило необходимость расширить исторический контекст исследования, включив в него наиболее интересные произведения в сфере хоровой обработки, относящиеся к первой трети XX столетия (А. Никольский, А. Кастальский, Г. Лобачев, А. Глазунов, А. Гречанинов, П. Чесноков, А. Пащенко, С. Василенко). Таким образом,.

2 В течение почти трех десятилетий Авенир Васильевич руководил факультетским хором консерватории, в 1940;1950 гг. являлся художественным руководителем Ансамбля пограничных войск ЛВО, в 1943;1953 гг. руководил хором Ленинградского радио, в 1952 -1955 гг. — оркестром русских народных инструментов им. Андреева, с 1950 по 1961 г. был главным хормейстером Кировского театра оперы и балета, в 1972 — 1974 гг. возглавлял Ленинградскую академическую капеллу им. М. Глинки.

3 Общее число обработок А. Михайлова (для вокального ансамбля, для голоса в сопровождении фортепиано, для женского, мужского или смешанного хора a cappella, для различных хоровых составов с сопровождением фортепиано или оркестра народных инструментов и т. д.), по самым приблизительным оценкам составляет 400 500 наименований. выбор хоровых обработок А. Михайлова в качестве репрезентативного художественного явления, рассматриваемого в настоящей работе, представляется обоснованным.

Исходя из вышесказанного, в диссертации предполагается разрешить следующие задачи:

1) охарактеризовать важнейшие принципы трактовки фольклорного первоисточника, получившие преломление в хоровых обработках отечественных мастеров XX столетия;

2) определить магистральные тенденции развития данной жанровой сферы на протяжении 1900 — 1970;х годов;

3) предложить и обосновать в историко-генетическом и теоретико-аналитическом аспектах внутрижанровую типологию обработок для хора a cappella;

4) исходя из индивидуальных черт хоровых обработок А. Михайлова, оценить его вклад в названную жанровую сферу, воздействие на творчество ряда отечественных композиторов и дирижеров-хормейстеров 70 — 90-х годов XX в.;

5) наметить пути дальнейшего освоения соответствующего музыкального материала — как теоретического (хороведческого), так и практического, — опираясь на детализированные аналитические разборы многочисленных художественных образцов.

Методологическим фундаментом данной работы явились труды и исследования отечественных ученых по нескольким направлениям.

Во-первых, рассмотрение проблемы «фольклор и академическая традиция хорового музицирования» повлекло за собой обращение к трудам Б. Асафьева, А. Кастальского, Г. Головинского, И. Земцовского, Е. Гиппиуса, С. Евсеева, Т. Поповой, JI. Ивановой.

Во-вторых, исторический аспект работы формировался с учетом исследований В. Протопопова, Ю. Паисова, В. Ильина, Г. Григорьевой, Н. Романовского, А. Хакимовой, И. Усовой, Д. Смирнова.

В-третьих, при выявлении жанровой специфики хоровых обработок были учтены результаты исследований П. Левандо, Е. Светозаровой, М. Медведевой, О. Коловского.

В-четвертых, автор опирался на работы ведущих отечественных специалистов в области теории музыкальной формы и анализа вокально-хоровых произведенийВ. Васиной-Гроссман, В. Холоповой, Е. Ручьевской, И. Лаврентьевой, Т. Кюрегян, П. Чеснокова, О. Коловского, К. Дмитревской, В. Живова.

В-пятых, при рассмотрении тех или иных музыкальных образцов использовались положения и выводы, содержащиеся в трудах по хоровой аранжировке Г. Дмитревского, А. Егорова, М. Ивакина, А. Ленского, В. Семенюка, В. Самарина.

На защиту выносятся следующие положения:

— обработка для хора a cappella является важной составной частью жанровой «панорамы» отечественной хоровой музыки XX века;

— своеобразие внутрижанровых «ответвлений» хоровой обработки предопределяется интенсивным воздействием таких областей композиторского творчества, как хоровая миниатюра, масштабная хоровая пьеса, оперно-хоровая сцена;

— эволюция обработки в XX столетии характеризуется приоритетной ролью «диалогических сопряжений» традиционного и новаторского;

— в ряду вышеупомянутых «сопряжений» наиболее показательной тенденцией следует признать «межвидовой синтез», обуславливаемый многообразием авторских подходов к фольклорным первоисточникам и поисками индивидуальных композиторских решений.

Научная новизна исследования предопределяется обращением к жанровой сфере, до сих пор находившейся на «периферии» отечественного музыкознания. Хоровая обработка a cappella впервые рассматривается в историко-эволюционном аспекте с учетом основных тенденций, характеризующих взаимоотношения композиторского и народного творчества на протяжении XIX — XX столетий. Впервые выявляются и подвергаются анализу наиболее существенные композиционные особенности хоровой обработки указанного периодаисходя из этого, предлагается опыт авторской типологии по отношению к соответствующему корпусу произведений. Также впервые обстоятельно характеризуется творческое наследие А. Михайлова, трактуемое как репрезентативный художественный феномен в свете сформулированных выше цели и задач работы.

Теоретическая значимость диссертации предопределяется возможностью использования ее результатов для фундаментальных изысканий, посвященных «диалогу» композитора и фольклора в отечественной хоровой музыке XX столетиядля изучения проблемы внутрижанровой дифференциации в указанной сфере музыкальной культурыдля формирования универсального понятийно-терминологического аппарата, устанавливающего четкие градации между «обработкой» и другими родственными терминами.

Практическая значимость. Нотный материал, помещенный в Приложениях 1 и 5 к диссертации и включающий в себя многочисленные образцы хоровых обработок XIX — XX столетий (как ставших библиографической редкостью, так и не публиковавшихся ранее), может быть использован в современной концертно-исполнительской практике. Большинство указанных образцов найдут применение в учебном процессе дирижерско-хоровых факультетов и отделений музыкальных вузов, вузов искусств, музыкальных училищ, лицеев, колледжей.

Материалы диссертации положены в основу методического пособия «Хоровые обработки народных песен в отечественной музыке: классические традиции и современность (на примере обработок А. Михайлова)», которое находит применение в учебных дисциплинах «Методика работы с детским хором» в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова (РГК) и «Хороведение» в Азовском областном музыкально-педагогическом колледже. Проблематика настоящего исследования развивается в дипломной и ряде курсовых работ, выполненных на кафедре хорового дирижирования под руководством автора и посвященных роли и значению обработок для хора в творчестве отечественных композиторов XX века.

Материал исследования охватывает большое количество обработок для хора, а cappella отечественных мастеров XX века — более 200 произведений, из которых примерно половина подвергается детальному анализу. Кроме того, в ходе экскурса в историю данного жанрового направления привлекаются обработки и оригинальные сочинения для хора без сопровождения русских композиторов-классиков второй половины XIX — начала XX веков.

В процессе изучения творчества А. Михайлова использовались результаты архивных изысканий, проведенных автором диссертации и позволивших объединить опубликованные и оставшиеся неизданными Михайловские обработки (соответственно 19 и 49 наименований). При этом проводилась работа по редактированию значительной части неизданных обработок, сохранившихся только в виде хоровых партий.

Дополнительным материалом послужили разнообразные мемуарные источники (интервью, очерки, заметки) о жизни и творчестве А. Михайлова, часть которых объединена в сборнике «Весна в декабре» (СПб., 2004), а также записи личных бесед исследователя с А. Михайловым, стенограммы ряда уроков Мастера, его исполнительских комментариев к отдельным обработкам, датированных 1978; 1983 годами.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. Некоторые положения отражены в текстах докладов на международных и региональных конференциях: «Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему» (Ростов-на-Дону, 1998), «Искусство на рубежах веков» (Ростов-на-Дону, 1999), «Музыка. Образование. Культура» (Таганрог, 2000), «30 лет консерваторской науки» (Ростов-на-Дону, 2000), «Музыкальное образование: проблемы и перспективы» (Азов, 2002), «Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования» (Таганрог, 2003), «Рахманинов и его современники» (Ростов-на-Дону, 2003). Отдельные идеи и наблюдения автора получили практическое воплощение в процессе редактирования и подготовки к печати репертуарного сборника хоровых обработок и переложений Ю. Васильева (Ростов-на-Дону, 2001), лекциях, мастер-классах и открытых уроках для преподавателей и учащихся музыкальных и музыкально-педагогических училищ, музыкальных школ и школ искусств.

По теме диссертации опубликовано десять статей общим объемом 4,6 п.л.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического и нотографического списков, а также пяти Приложений. В Приложении 1 помещен нотный материал, рассматриваемый в первой и второй главах диссертации (78 обработок народных песен отечественных композиторов XIX — XX веков). Приложения 2−5, связанные с творчеством А. Михайлова, включают соответственно хронологическую таблицу обработок для разных исполнительских составов, список опубликованных обработок для хора a cappella, полный алфавитный перечень обработок для хора без сопровождения, нотные тексты 16 обработок, характеризуемых в третьей главе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Опыт исследования отечественной хоровой обработки a cappella, предпринятый в данной работе, представляется заслуживающим внимания по нескольким причинам. Он способствует, прежде всего, корректировке жанровой классификации, сложившейся в советском и постсоветском хороведении, где обработка либо не фигурирует вообще (см. Светозарова 1988, с. 73- Коловский 1982, с. 144), либо причисляется к «вспомогательным жанрам,. не являющимся. результатом оригинального хорового творчества» (Левандо 1974, с.79). Наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют нам утверждать, что обработка должна рассматриваться как автономная жанровая сфера с довольно сложной структурой и ярко выраженной ролью индивидуального авторского начала.

Далее, фундаментом соответствующего структурирования призвано стать изучение специфики жанровых взаимодействий в русской хоровой культуре «классической» эпохи (вторая половина XIX — начало XX вв.), а также исторической эволюции фольклоризма в эстетико-художественных воззрениях отечественных музыкантов. Учитывая отмеченный «универсализм», мы полагаем возможным акцентировать роль обработки для хора a cappella в качестве репрезентативного явления, своеобразно отражающего наиболее существенные тенденции в развитии «академической» ветви русского хорового искусства.

Еще один немаловажный аспект обуславливается принципиальной многовариантностью «диалогов», традиционного и новаторского в рассматриваемой сфере обработки. Подтверждением сказанному, в частности, служит анализ творческого наследия А. Михайлова. Целенаправленное обновление и переосмысление внутрижан-ровых традиций сочетается в обработках названного автора с постепенно усиливающимся тяготением к «межвидовому синтезу».

Указанная тенденция, по нашему мнению, приобретает особый размах в художественных исканиях отечественных мастеров 1980;1990;х годов. Кратко охарактеризуем важнейшие типы «межвидовых сопряжений» на примере обработок для хора, а cappella, датируемых последними десятилетиями XX века.

Первый из упомянутых типов складывается в рамках циклических произведений на основе нескольких обработок, испытывающих воздействие со стороны других внутрижанровых групп — театрализованных «сценок» и «фантазий». Разумеется, в данном случае обнаруживается бесспорная преемственность подобных циклов с такими сочинениями, как «Солдатские песни» А. Г. Новикова, «Две обработки русских народных песен» А. Ленского или «Три хора по мотивам русских народных песен» Ф. Рубцова. Однако в современных условиях театрализация фольклорного материала предполагает, наряду с использованием специфических средств музыкальной выразительности, активное внедрение приемов сценического движения, актерской игры, световых эффектов, костюмов, реквизита и т. п.

Кроме того, в рассматриваемых циклах обработок нередко возрастает удельный вес авторского начала — благодаря углублению концепционности, усложнению драматургических «сцеплений» между частями, проникновению новаторских черт в композиционное развитие отдельных номеров. Отсюда проистекает варьирование жанровых определений соответствующих опусов: помимо привычной «сюиты», в партитурах фигурируют и «концерт по мотивам фольклора», и «кантата» (или «театрализованная кантата») для хора a cappella. При этом напрашивающаяся параллель с «неофольклористской» трактовкой упомянутых жанров представляется справедливой лишь отчасти. Авторы циклов хоровых обработок не склонны, при всем многообразии индивидуальных подходов к интерпретации фольклорного материала, трактовать напев и поэтический текст народной песни в качестве автономных художественных явлений. Стремлением сохранить целостность первоисточника зачастую объясняется «вуалирование» общей концепции сочинения при явной отграниченное&tradeдруг от друга завершенных «самодостаточных» номеров. Кроме того, трактовка оркестровой либо ансамблевой партии как симфонически-обобщающего фактора в равной степени чужда указанным «кантатам» и «концертам». Применяемый в них инструментарийза редким исключением, речь идет о разнообразных ударных, тесно связанных с «внемузыкальным» уровнем театрализации, — «рассредоточивается» в партитуре и выполняет сугубо локальные (интермедийные, колористические и т. п.) задачи. Таким образом, упомянутая «дифференциация» хоровых циклов обработок должна пониматься в значительной степени условно.

Как отмечает А. Тевосян, «на фоне изменения условий бытования хоровой музыки на концертной эстраде, при котором заметно сблизились фольклор и академическое хоровое искусство, все явственнее становится противоречивость их отношений со статичной формой хорового концерта. Отсюда осознание многими авторами и исполнительскими коллективами проблемы сценической жизни народной песни. Но приближением к народному искусству значение театрализации не исчерпывается. Подчас она оказывается единственным точным и мощным средством выявления поэтической и даже философской идеи сочинения» (Тевосян 1988, с.88).

Наглядным подтверждением сказанному являются «Русский концерт», «Сибирские песни», «Русская свадьба» В. Калистратова, «Рождественские колядки» А. Ларина, «Русские страницы» А. Кулыгина, «Старинные напевы России» В. Булю-кина — этим сочинениям присущи замкнутость и обособленность отдельных частей54, «скупые, но точно найденные инструментальные краски», предельная обобщенность авторского замысла, дополняемые «сценическим оформлением условного театра» «(Тевосян 1988, с.88). Приведет ли дальнейшее углубление рассматриваемого внутрижанрового синтеза к достижению принципиально иного уровня музыкально-драматической организации в циклах подобного рода — покажет будущее.

Другой тип «межвидовых сопряжений» характеризуется взаимодействием композиционных и драматургических закономерностей, присущих обработкам — хоровым «миниатюрам» и «фантазиям». Специфика названных взаимодействий обуславливается, как правило, внедрением «фантазийных» приемов развития в лаконичную пьесу с четким синтаксическим членением (ясно выраженная куплетность или строфичность), структурной «закругленностью» (трехчастная репризная «форма высшего порядка»), опорой на «классические» принципы варьирования народно-песенного материала. Способы такого внедрения, естественно, могут быть различными:

— целенаправленный стилистический «сдвиг» посредством использования оригинального тематизма — с последующим «возвращением к фольклору» в репризе («Ты река ли, моя реченька», «Как за речушкой огонюшек горит» В. Булюкина);

— постепенный «уход от первоисточника» — гармоническое и фактурное «осовременивание» при сохранении ключевых параметров народно-песенной мелодии («Три песни народов Чехословакии» М. Алексеева: моравская «Груша ветки склонила», чешская «Не торопимся под венец», словацкая «Гуси плавают на речке»);

— «обновление» тематизма на волне интенсивного разработочного развития (секвент-но-модуляционного, контрапунктического и т. п.), существенно воздействующего на характер изложения фольклорного напева в «репризе» («По лугам, лужочкам» С. Грибкова, «За рекой, за быстрой», «Все кусточки, все пруточки» Вал. Мартынова).

Противоположная тенденция связана со структурным «упорядочением» драматургических процессов, характерных для обработки — хоровой «фантазии», а также композиционным «акцентированием» репризного раздела (благодаря кульминацион-h ной либо «резюмирующей» роли последнего — «Мы пройдем, млады», «На угоре».

Вал. Мартынова). Как видим, «диалог» традиционного и новаторского, фольклорного.

54 Единственное исключение — «Коляда» (№ 6) из «Рождественских колядок», где господствует сквозное развитие и создается эффект «размыкания» формы. первоисточника и композиторской индивидуальности нередко становится ключевым элементом интерпретаций народно-песенного материала в обработках для хора, а cappella 80−90-х годов — здесь, безусловно, проявляется воздействие, «пограничного» периода рубежа веков и тысячелетий.

Следует подчеркнуть, что современная ситуация в рассматриваемой жанровой среде далеко не исчерпывается описываемыми процессами, названными именами и произведениями. В частности, к числу интересных примеров современной обработки-«миниатюры» относятся «Ой, да ты калинушка» и «Ничто в полюшке не колышется» Вл. Васильева, «В сыром бору тропина» Я. Дубравина, «Прощай, радость, жизнь моя» Д. В. Смирновагруппа обработок — театрализованных «сценок» 80−90-х годов включает в себя произведения В. Жубинской (украинские песни «Ой, noixaB за снопами» и «Ты куда 1деш, Явтуше?») и В. Гончарова («Ой, да калитвенцы-молодцы», «Две воинские песни» — «Из-за леса копий и мечей» и «В 93-ем годе») — в ряду обработокмасштабных хоровых сочинений — заслуживают внимания «Как по морю, морю синему» А. Мурина и «Алая ленточка» (коми народная песня) Р. Губайдуллина и т. д. Этот список, разумеется, востребует продолжения, равно как и более глубокого, многостороннего исследования.

Нам же представляется более существенным другое. Вопреки пессимистическим прогнозам некоторых музыковедов относительно безоговорочного «снижения роли хоровой обработки», «умаления ее значения. в музыке для академического хора» (Паисов 1991, 129) современная эпоха преподносит убедительные свидетельства подъема творческой активности в указанной жанровой сфере. Выход из печати авторских сборников хоровых обработок Вал. Мартынова, Ю. Васильева, В. Гончарова (в 2 выпусках), подготовка к публикации аналогичных изданий А. Михайлова, Д. В. Смирнова, антологии обработок и переложений крупнейших дирижеров-хормейстеров Петербургской-Ленинградской консерватории (в 3 выпусках)55, присутствие новых сочинений данного жанра в репертуарных сборниках авторитетных отечественных хоров. Развитие, а сарреИ’ной обработки как неотъемлемой составной части отечественной хоровой культуры продолжается, и вероятно, российскому хоро-ведению в ближайшем будущем предстоит активизировать работу по изучению и осмыслению указанного феномена.

35 Первый из них, посвященный М. Климову, А. Егорову, В. Степанову, Г. Дмитревскому и Н. Михайлову, увидел свет в 2004 году.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Оперное творчество А.Н.Серова. СПб.: Канон, 1998. — 172 с.
  2. Г. Русская опера первой трети XIX века. М.: Музыка, 1971. -80 с.
  3. О. Обработка // Восточнославянский фольклор: Словарь науч. и нар. терминологии / Под ред. К. Кабашникова. Минск: Наука и техника, 1993. — С.169−170.
  4. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие / Под ред. О. Коловского. JL: Музыка, 1988.-352 с.
  5. А. Хоровое творчество русских советских композиторов. // Хоровое искусство: Сб. статей. <Вып.1.> JI.: Музыка, 1967. — С.5−28.
  6. В. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам. Аннотированный указатель // Наследие М. П. Мусоргского: Сб. материалов. -М.: Музыка, 1989. С. 63−148.
  7. Д. Мастер хоровой аранжировки (Обработки и переложения М.Г.Климова) // Национальные традиции русского хорового искусства (творчество, исполнительство, образование): Сб. науч. трудов. JI.: ЛГК им. Н. Рим-ского-Корсакова, 1988. — С. 126−139.
  8. . Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
  9. . О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. — 248 с.
  10. . О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. — 215 с.
  11. . Русалка <Даргомыжского> // Асафьев Б. Критические статьи, очерки, рецензии. М. — Л.: Музыка, 1967. — С. 89−98.
  12. . Русская музыка (XIX и начало XX века). Л.: Музыка, 1968. -324 с.
  13. . Симфонические этюды. М. — Л.: Музыка, 1970. — 264 с.
  14. В. Усовершенствование курса «Хоровая аранжировка» // Совершенствование хорового образования в сфере реформы высшей школы: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 107. М., 1989. — С.89−98.
  15. М. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано / Под ред. Е. Гиппиуса. М.: Музгиз, 1957. — 376 с.
  16. Д. Рабинович Б. Русская народная музыка: нотографический указатель (1776−1973): В 2 ч. -М.: Сов. композитор, 1981 1984. — 344+568 с.
  17. А. О современном состоянии изучения русской хоровой культуры // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: Сб. науч. трудов. JL: ЛГК им. Н. Римского-Корсакова, 1984. — С.96−108.
  18. А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60 70-х годов для хора a cappella // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. 15.-Л.: Музыка, 1977.-С. 139−152.
  19. В. А. Д. Кастальский и его работа «Основы народного многоголосия» // Кастальский А. Основы народного многоголосия. М.- Л.: Музгиз, 1948. -С. 3−25.
  20. В. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование. -М.: Музыка, 1978.-332 с.
  21. В. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование. -М.: Музыка, 1978. 332 с.
  22. Е. О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М.Матинского «Санктпетербургский гостиный двор» (На основе анализа сцены девичника) //Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. I. М., 1959.
  23. М. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб пособие для вузов: В 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. — 208 с.
  24. С. Обновление народно-певческих традиций в обработках народных песен // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 86. -М., 1986. С. 52−61.
  25. Н. Д.С.Васильев-Буглай // Сов. музыка. 1948. — № 2. — С. 97 — 100.
  26. Н. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. М.-Л.: Музгиз, 1948. 136 с.
  27. В. С.В.Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976. — 648 с.
  28. В.Н.Салманов Материалы, исследования, воспоминания / Сост. С. Салманова, Г. Белов. Л.: Сов. композитор, 1982. — 280 с.
  29. В. О выдающихся хоровых деятелях // Выдающиеся хоровые деятели и педагоги. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства: Сб. науч. трудов СПбГУКИ. Т. 153. СПб., 2000. — (Русская хоровая культура. Вып.2). — С. 9−13.
  30. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. В 3 ч. Ч. 1: Ритмика. М.: Музыка, 1972.- 152 с.
  31. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. В 3 ч. Ч. 2: Интонация. М.: Музыка, 1978.-368 с.
  32. Васина-Гроссман В., Попова Т. и др. Песенно-хоровое творчество // История русской советской музыки: В 4 т. / Под ред. Д. Кабалевского, В. Васиной-Гроссман, А. Соловцова, Б.Ярустовского.-М.: Музгиз, 1956- 1963.-Т. 1.:1917 1934.- 1956.-С.78−133.
  33. Г. Яворский-педагог // Яворский Б. Избр. труды. Т. 1. М.: Сов. композитор, 1972.-С. 110−114.
  34. Весна в декабре: А. В. Михайлов в воспоминаниях и архивных документах / Ред. сост. Т.Хитрова. — СПб.: Сударыня, 2004. — 276 с.
  35. К. <Вступительная статья> // Колосов А. Старинные русские народные песни: В обработке для смешанного хора. М.: 1963. — С. 3−4.
  36. А., Гулеско И. Современные принципы воплощения фольклора в хоровом композиторском творчестве // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы: Сб. науч. трудов. СПбГАК. Т. 145. СПб, 1995.-С. 88−104.
  37. П. К истории музыкальной фольклористики // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / Сост. П. Вульфиус. М.: Музыка, 1979.-10−72 с.
  38. П. У истоков лирической народной песни // Вульфиус П. Статьи, воспоминания, публицистика. Л.: Музыка, 1980. — С. 101−124.
  39. А. Новые хоровые сочинения В.Салманова // Музыка и жизнь. <Сб. статей и материалов. Вып. l.> M.-JL: Сов композитор, 1972. — С. 40−49.
  40. Е. Обзор важнейших сборников музыкальных записей русских народных песен с 60-х годов XVIII века до начала XX века // Материалы и статьи к 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса / Ред.-сост. Е. Дорохова, О.Пашина. -М.: Композитор, 2003. С.59−109.
  41. Е. Сборники русских народных песен М.А.Балакирева // Балакирев М. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано / Под ред. Е.Гиппиуса. -М.: Музгиз, 1957. С. 193−281.
  42. А. Музыкальный театр в России : От истоков до Глинки. JI.: Музгиз, 1959.-783 с.
  43. Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX XX веков: Очерки.-М.: Музыка, 1981.-279 с.
  44. Г. Мусоргский и фольклор. М.: Музыка, 1994. — 220 с.
  45. Г. Русская хоровая музыка 1970 80-х годов. — М.: Музыка, 1991. — 80 с.
  46. Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 50 80-е годы. — М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
  47. В. Фольклоризм // Восточнославянский фольклор: Словарь науч. и нар. терминологии / Под ред. К Кабанникова. Минск: Наука и техника, 1993. — С. 406- 07.
  48. К. Анализ хоровых произведений. М., Сов. Россия, 1965. — 172 с.
  49. К. Русская советская хоровая музыка:<�Очерки.>. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1974. — 128 с.
  50. К. Хоры, а капелла В. Шебалина в свете традиций русской хоровой классики // Музыка и современность: Сб. статей. Вып. 7. М.: Музыка, 1971.-С.88- 121.
  51. Г. Хороведение и управление хором. М.Л.: Музгиз, 1948. -108 с.
  52. М. Русская революционная песня: Исследоват. очерк. М.: Музгиз, 1954.- 164 с.
  53. Е. Вокальная и инструментальная музыка популярных жанров // История современной отечественной музыки: Учеб. Пособие. Вып. 2: 1941 1958. — М.: Музыка, 1999. — С.82−95.
  54. С. Римский-Корсаков и народная песня. М.: Музыка, 1970. — 176 с.
  55. А. Основы хорового письма. Л.-М.: Искусство, 1939. — 172 с.
  56. И. Песни Палеха // Сов. музыка. 1966. — № 5 — С. 119−123.
  57. В. <Вступительная статья> // Песни народов СССР в обработке Вл. Соколова: Для хора без сопровождения. М.: Музыка, 1988. — С.2.
  58. Д. Идеи и искания А.Д.Кастальского // А. Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. -М.: Музгиз, 1960. С.49−84.
  59. В. Музыкальная форма. В 2-х вып. Вып. 1: Учебник для вузов. -М.: Музыка, 1995.-544 с.
  60. Е. Русские народные песни в обработке С.В.Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873 1993): Материалы науч. конференции. — М.: МГК им. П. Чайковского, 1995. — (Науч. труды МГК: Сб. 7). — С.161−172.
  61. С. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба. М.: Вузовская книга, 1999.-240 с.
  62. С. Жанр историко-этнографического действа в музыке А.Д.Кастальского // Гимнология: Материалы Междунар. науч. конф. «Памяти прот. Димитрия Разумовского». М.: МГК им. П. Чайковского — Композитор, -2000. — С.638−648.
  63. П. Тембровая драматургия оперно-хоровой музыки М.П.Мусоргского: Опыт хороведческого исследования. М.: Междунар. пед. академия, 1997. — 172 с.
  64. И. Фольклор и композитор. М.-Л.: Сов. композитор, 1978. -174 с.
  65. М. Хоровая аранжировка: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1980. — 216 с.
  66. Иванова J1. Решение проблемы народности в произведениях русских советских композиторов на фольклорные тексты (60 70-е годы) // Современные проблемы советской музыки: Сб. статей. — JL: Сов. композитор, 1983. — С.119−143.
  67. Иванова J1. Содержательный аспект музыкального фольклоризма // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. -Астрахань: Волга, 2002. С.69−76.
  68. В. И.В.Немцев и музыкальная самодеятельность Ленинграда // Проблемы музыкальной самодеятельности: Сб. статей. М.-Л.: Музыка, 1965. — С. 21— 44.
  69. В. Искусство миллионов. Из истории музыкальной самодеятельности Петрограда Ленинграда. — М.-Л.: Музыка, 1967. — 200 с.
  70. В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVIII -начала XX века. М.: Сов. композитор, 1985. — 232 с.
  71. В. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. СПб.: Композитор, 2003. — 120 с.
  72. В. Проблемы советского хорового исполнительского искусства // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: <Сб. науч. трудов.> Л.: Музыка, 1984. — С.87−96.
  73. В. «Взирай с прилежанием.» <беседа с А. Тевосяном> // Муз. академия. 1994. — № 4. — С. 16−22.
  74. А. Основы народного многоголосия. М.: Музгиз, 1948. — 363 с.
  75. А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М. -Пг.: Музгиз, 1923. — 59 с.
  76. Ю. А.Н.Верстовский // История русской музыки: В 10 т./ Под ред. Ю. Келдыша, О. Левашовой, А.Кандинского. М.: Музыка, 1983 — 1995. — Т.5: 1826- 1850.- 1988.-С. 97−131.
  77. Ю. А.С.Даргомыжский // История русской музыки: В 10 т./ Под ред. Ю. Келдыша, О. Левашовой, А.Кандинского. М.: Музыка, 1983 — 1995. -Т.6: 50 — 60-е годы XIX века. — 1989. — С. 83−133.
  78. Ю. Е. Фомин. Начало русской оперы // История русской музыки: В 10 т. Т. З: XVIII век. 4.2. -М.: Музыка, 1985. 5−45 с.
  79. Ю. К.А.Кавос и русская опера // История русской музыки: В 10 т. Под ред. Ю.Келдыша, О. Левашовой, А.Кандинского. М.: Музыка, 1983 — 1995. -Т.4: 1800- 1825.- 1986.-С. 123−144.
  80. Ю. Опера «Ямщики на подставе» и ее авторы // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 6: Фомин Е. «Ямщики на подставе»: Опера / Публ. И. Ветлициной- исслед. Ю. Келдыша и И.Ветлициной. М.: Музыка, 1977.-С. 193−204.
  81. О. Анализ хоровой партитуры // Хоровое искусство: Сб. статей. Вып. 1. Л.: Музыка, 1967. — С. 29−42.
  82. О. О песенной основе хоровых форм в русской музыке // Хоровое искусство: Сб. статей. Вып.З. Л.: Музыка, 1977. — С. 46−67.
  83. О. Русская хоровая песня // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве (творчество, исполнительство, образование): Сб статей. Л.: ЛГК им. Н. Римского-Корсакова, 1982. — С.22−34.
  84. О. Хоровые циклы В.Салманова // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9.-Л.: Музыка, 1969.-С. 167−188.
  85. М. Творческая деятельность Оркестра народных инструментов им. В. Андреева в послеоктябрьский период // Оркестр народных инструментов и проблемы воспитания дирижера: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 85. -М., 1986. С.65−78.
  86. Г. Некоторые тенденции развития советской музыки 60 70-х годов // Музыкальная культура братских республик СССР: Сб. статей, Вып. I. -Киев: Музична Украша, 1982. — С. 3−29.
  87. А. Николай Васильевич Михайлов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории: <Сб. статей и воспоминаний.> СПб: СПбГК им. Н. Римского-Корсакова, 1993. — С. 103−136.
  88. Кулаковский J1. О русском народном многоголосии. M.-JL: Музгиз, 1951. -116с.
  89. JI. Песня. Ее язык, структура, судьбы. М.: Сов. композитор, 1962.-343 с.
  90. Т. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 344 с.
  91. И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1978.-80 с.
  92. Л. Народная музыкально-поэтическая миниатюра: Метод, пособие. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1984. — 59 с.
  93. Л. Старая революционная песня // Сов. музыка. 1941. — № 5. -С.36−47.
  94. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. — 284 с.
  95. П. Хоровая фактура: Монография. Л.: Музыка, 1984. — 124 с.
  96. Е. В.А.Пашкевич // История русской музыки: В 10 т. // Под ред. Ю. Келдыша, О. Левашевой, А.Кандинского. М.: Музыка, 1983 — 1977 — Том. 3: XVIII век. Часть 2. — 1985. — С.46−83.
  97. О. Начало русской оперы // История русской музыки: В 10 т. М.: Музыка, 1985. -Т.З: XVIII век. Часть 2. — С.5−45.
  98. А. Искусство хоровой аранжировки: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1980.-544 с.
  99. Э. Многосторонний музыкант // Владислав Соколов: Дирижер, педагог, композитор / Сост. М.Садовский. М.: Музыка, 1988. — С. 83−102.
  100. Е. Ю.Н.Мельгунов как новатор-исследователь народной песни // Муз. академия.-2003.-№ 4.-С. 136−139.
  101. И. Практическое руководство по хоровой аранжировке: Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. М., Музгиз: 1965. — 296 с.
  102. Д. С. Васильев-Буглай. М.: Сов. композитор, 1958. — 56 с.
  103. Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. Изд. 2-е, доп. — М.: Музгиз, 1963.-215 с.
  104. Д. Традиции русской хоровой культуры и наши задачи // Сов. музыка. 1948.-№ 6.-С. 13−21.
  105. Н., Прач И. Собрание русских народных песен с их голосами/ Под ред.
  106. B.Беляева. М.: Музгиз, 1955. — 352 с.
  107. А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М.: Музгиз, 1959.-384 с.
  108. Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. — 752 с.
  109. М. Аранжировка как вид творческой деятельности (к проблеме обучения) // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1989. — (Фольклор и фольклоризм. Вып.2).1. C.47−61.
  110. М. Аранжировка как один из способов творческого освоения песенного фольклора // Сохранение и развитие русских народно-песенных традиций: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 86. М., 1986. — С. 69−89.
  111. А. <3аметки к передаче Ленинградского радио, посвященной 65-летию дирижера: Рукопись.> Л., 1979.- 10 с.
  112. Музыка в дни блокады: Хроника / Автор-сост. А.Крюков. СПб.: Композитор, 2002. — 544 с.
  113. Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет: Музыкально-исторические очерки. Л.: Музыка, 1967. — 488 с.
  114. Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.
  115. В. Русская песня и русские хоры: взгляд в прошлое // Муз. академия. 2003. — № 2. — С.154−158.
  116. им. В.В.Андреева: <Альбом.> / Сост. А. Коннов, Г. Преображенский. -Л.: Музыка, 1987.- 160 с.
  117. Е. Лекции по истории русской музыки. М.: Музыка, 1979. — 384 с.
  118. Ю. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве // Новая жизнь традиций в советской музыке / Сост. и ред. Н. Шахназаровой, Г. Головинского.-М.: Сов. композитор, 1989. С. 115−156.
  119. Ю. Современная русская хоровая музыка. 1945−1980: Исследование. -М.: Сов. композитор, 1991.-277 с.
  120. Ю. Хоровая музыка А.Г.Новикова // Анатолий Григорьевич Новиков. Статьи, воспоминания, материалы / Сост. И.Ромащук. М.: Композитор, 1988. -С. 20−55.
  121. Н., Парфентьев Н. Русская духовная музыка XX века // История современной отечественной музыки: Учеб. Пособие. Вып. 3: 1960 1990. — М.: Музыка, 2001. — С.398−452.
  122. М. Даргомыжский и русская народная песня. М.-Л.: Музгиз, 1951. -212 с.
  123. М. Оперное хоровое творчество русских композиторов XIX века. -Орел: ОГИК, 1992.- 184 с.
  124. Н. Принципы обработки древних роспевов в творчестве А.Д.Кастальского // Гимнология: Материалы Междунар. науч. конф. «Памяти прот. Димитрия Разумовского». М.: МГК им. П. Чайковского — Композитор, 2000. — С.600−609.
  125. Г. А.В.Александров. М.-Л.: Музгиз, 1948. — 100 с.
  126. Г. С.Н.Василенко. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1964. -276 с.
  127. В. А.А.Юрлов и народная песня // А.А.Юрлов. Сб. статей, материалов, воспоминаний / Сост. И.Марисова. М., Сов. композитор, 1983. — С.40−45.
  128. Т. И.А.Рупин и его сборники народных песен // Рупин И. Народные русские песни, аранжированные для голоса с аккомпанементом фортепиано и для хора. М.: Музгиз, 1955. — С. 10−22.
  129. Т. Русское народно-музыкальное творчество: В 2 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Музыка, 1962 — 1964. — 384−343 с.
  130. В. Вариации в русской классической опере. М.: Музгиз, 1957. -128 с.
  131. В. История полифонии. Вып. 5: Полифония в русской музыке XVII начале XX в. — М., Музыка, 1987 — 176 с.
  132. В. Обработки народных песен // История русской советской музыки: В 4 т. / Под ред. Д. Кабалевского, В. Васиной-Гроссман, А. Соловцова, БЛрустовского. М: Музгиз, 1956 — 1963. — Т. II.: 1935 — 1941. — 1959. — С.83−111.
  133. Пятьдесят русских революционных песен: свободная обработка А. Александрова и Б. Шехтера для хора без сопровождения. / Сост. и ред. М.Друскин.-Л., 1938.-С. 44−49.
  134. А. Русская опера до Глинки. М.: Музгиз, 1948. — 271 с.
  135. Н. Художник и гражданин <об А. В. Михайлове> // Музыкальные кадры (ЛГК им. Н. Римского-Корсакова). 1977. — № 12. — С.2.
  136. М. А.Т.Гречанинов // История русской музыки в Ют. / Под ред. Ю. Келдыша, О. Левашевой, А.Кандинского и др. М.: Музыка, 1983 — 1997. -Т. 10А: 1890- 1917 годы.- 1997.-С.170−216.
  137. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен для голоса с фортепиано. -М.-Л.: Музгиз, 1951.- 183 с.
  138. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1982. -440 с.
  139. Н. Владимир Павлович Степанов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории: <Сб. статей и воспоминаний.> СПб.: СПбГК им. Н. Римского-Корсакова, 1993. — С.49−62.
  140. Н. Воспоминания о дирижерско-хоровом факультете //Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2 кн. Книга 2. Изд. 2-ое, доп. — Л.: Музыка, 1988. — С.140−145.
  141. Н. Хоровой словарь. Изд. 4-е, доп. и испр. — М.: Музыка, 2000. -231 с.
  142. Н. Хоровые сочинения М.Глинки // Хоровое искусство: Сб. статей. Вып.З. Л.: Музыка, 1977. — С. 99−113.
  143. В. Вадим Николаевич Салманов. Л.: Музыка, 1979. — 88 с.
  144. Т. О песенной традиции родины А.М.Листопадова (К вопросу о многоголосии донской казачьей песни) // Традиционное и современное народное музыкальное искусство: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXIX. М., 1976.-С. 205−225.
  145. И. Народные русские песни аранжированные для голоса с аккомпанементом фортепиано и для хора. М.: Музгиз, 1955. — 100 с.
  146. Русская духовная музыка в документах и материалах. T. I: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М.: Языки славянской культуры, 1998. — 682 с.
  147. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Сост. П. Вульфиус. М.: Музыка, 1979. — 368 с.
  148. Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание Л., 1987. С. 69−96.
  149. Е. Слово и музыка. Л.: Музгиз, 1960. — 56 с.
  150. Л. Оперное творчество М.И.Глинки. М.: Музыка, 1979. — 88 с.
  151. В. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -352 с.
  152. В. Хороведение: Учеб. пособие. М., 1998.
  153. Е. Взаимовлияние исполнительского стиля и типа хорового письма в русской хоровой культуре XIX начала XX в. // Профессиональная подготовка руководителя самодеятельного хорового коллектива: Сб. науч. трудов ЛГИК. Т. 124.-Л., 1988. -С.72−82.
  154. Е. Дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища при Консерватории в воспоминаниях педагогов и выпускников. СПб.: Роза мира, 1999.-168 с.
  155. Е. Русская светская хоровая музыка a cappella XIX начала XX века: Нотографический справочник. — СПб.: СПбГПУ, 2004. — 160 с.
  156. Е. Русская светская хоровая музыка a cappella: Метод, разработка. Вып.1. Л.: ЛГИК, 1988.-35 с.
  157. Е. Русская светская хоровая музыка a cappella: Метод, разработка. Вып.2 Л.: ЛГИК, 1990. — 32 с.
  158. Е. Хоровые сочинения А.П.Гречанинова // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы: Сб. науч. трудов. СПб, 1995.-С. 28−44.
  159. В. Заметки о хоровой фактуре. МГИМ им. Шнитке. — М., 2000. -176 с.
  160. А. «Гроза». Опера в четырех действиях. Либретто А. Н. Островского, музыка В. Н. Кашперова // Серов А. Избр. статьи: В 2 т. Т.П. М.: Музгиз, 1957. -С. 72−78.
  161. А. Русская народная песня как предмет науки // Серов А. Избр. статьи: В 2 т. T.I. М.-Л.: Музгиз, 1950. — С. 81−108.
  162. Ю. «Музыкант Божьей милостью / Сост. Е. Киянова. СПб.: Композитор, 2004. — 196 с.
  163. Д. «Эта поездка может быть началом большого дела.» (Отмечая 150-летие со дня рождения Е. Линевой) // Муз. академия. 2003. — № 4. — С. 129−135.
  164. Д. К вопросу о ладовой концепции Е.Э. Линевой // Гимнология: Материалы Междунар. науч. конф. «Памяти прот. Димитрия Разумовского». М.: МГК им. П. Чайковского — Композитор, — 2000. — С. 652−662.
  165. Д. Музыкально-этнографическая комиссия. История создания и основные направления деятельности // Традиции художественной культуры.
  166. . сб. науч. трудов. Вып. 3. М.-Волгоград: ВНИИ им. П. Серебрякова, 2000. — С.213−232.
  167. Д. Пути становления и развития отечественной музыкальной форльк-лористики в начале XX века: Деятельность музыкально-этнографической комиссии: Автореф. Дис. канд. иск. М.: МГК им. П. Чайковского, 2000. — 26 с.
  168. Н. Русская хоровая культура в первые годы советского музыкального строительства // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: Сб. науч. трудов. JL: ЛГК им. Н. Римского-Корсакова, 1984. — С. 58−72.
  169. О. Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова. -М.: Музгиз, 1963.- 152 с.
  170. А. О взаимодействии вокальных жанров в творчестве советских композиторов // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып.1. Л.: Музгиз, 1962.-С. 186−218.
  171. И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество // История современной отечественной музыки: Сб. статей. Вып. 1: 1917 1941. — М.: Музыка, 1995.-С. 268−296.
  172. И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество // История современной отечественной музыки: сб. статей. Вып. 2: 1941−1958. -М.: Музыка, 1999.-С. 287−331.
  173. И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество // История сове-менной отечественной музыки: Учеб. пособие. Вып. 3: 1960 1990. — М.: Музыка, 2001.-С.318−364.
  174. М. Музыкальная культура страны в годы Великой Отечественной войны и в первый послевоенный период (1941 1958). Общий обзор // История современной отечественной музыки: Учеб. пособие. Вып. 2: 1941 — 1985. — М.: Музыка, 1999.-С.5−61.
  175. М. О методологии анализа музыкального произведения (к проблем соотношения типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. М.: Музыка, 1987. — 231 с.
  176. А. Валерий Калистратов // Композиторы Москвы: Сб. статей. Вып. 3. -М.: Сов. композитор, 1988. С. 83−104.
  177. А. Современные проблемы хорового искусства (1965−1995 гг.): Дис. в виде науч. доклада. канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. — 51 с.
  178. А. Хоровое искусство России 70-х годов (1967−1980). М.: Знание, 1982.-40 с.
  179. В. Гармония русской песни: Исследование. М.:Музыка, 1981. -224 с.
  180. Труды Музыкально-этнографической комиссии. М., 1911.- Т.Н.
  181. А. Основы хорового письма.- М.: Музыка, 1982. 323 с.
  182. А. Хор a cappella (Историко-эстетические и теоретические вопросы жанра). Ташкент: Фан, 1992. — 160 с.
  183. Т. Авенир Васильевич Михайлов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории: <Сб. статей и воспоминаний.> СПб.: СПбГК им. Н. Римского-Корсакова, 1993. — С. 153−163.
  184. Т. Один из немногих // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2 кн. Кн.2. Изд. 2-е, доп. — Л.: Музыка, 1988. — С. 145−148.
  185. Ю. Принцип классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей. М.: Музыка, 1971. -С.65−94.
  186. В. Фактура: Очерк. М.: Музыка, 1979. — 88 с.
  187. В. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. СПб.: «Лань», 1999.-496 с.
  188. Хоровая самодеятельность Российской Федерации: Хроника. Документы. Материалы: 1917−1940 / Сост. Н. Волькович, Л.Шамина. М.: Сов. композитор, 1989.-280 с.
  189. Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып.1. М.: Сов. композитор, 1972.-С. 198−218.
  190. В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. -М.: Музгиз, 1957.-498 с.
  191. В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974.-244 с.
  192. В. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы. М.: Музыка, 1980. — 296 с.
  193. М. Историческая опера эпохи романтизма. Киев: Музична YKpai-на, 1986.- 152 с.
  194. Т. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984. -144 с.
  195. П. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. М.: Музгиз, 1961.-240 с.
  196. Н. О хоровом творчестве А.Ленского // Ленский А. Хоры без сопровождения. М., Сов. Композитор, 1977. — С. 4−5.
  197. Е. Примечания // Римский-Корсаков Н. Поли. Собр. Соч. Том 46 б: Произведения для хора a cappella. М.: 1954.
  198. Н. М.Г.Климов дирижер Ленинградской академической капеллы. — Л.: Музыка, 1983. — 136 с.
  199. Юрий Славнитский. Музыкант Божьей милостью / Сост. Е.Киянова. СПб.: Композитор, 2004. — 196 с.
  200. А. Хоровые переложения. М.: ЦДНТ им. Н. Крупской, 1960. — 141 с.
  201. А. В. Избранные хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано / Сост. Е. Тытянко. М.: Музыка, 1975. — 72 с.
  202. А. Русские народные песни в обработке для смешанного хора. Партитура. М.: Музгиз, 1937. — 30 с.
  203. Антология советской хоровой музыки без сопровождения. Вып. 2 / Сост. Ю. Бибин. М.: Сов. композитор, 1990. — 66 с.
  204. М. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано / Под ред. Е. Гиппиуса. М.: Музгиз, 1957. — 376 с.
  205. Библиотека студента-хормейстера. Вып. 13. Избранные обработки и переложения для хора М. Климова без сопровождения / Сост. П. Григоров. М.: Музыка, 1976.-46 с.
  206. Библиотека хормейстера. Вып. 48. Произведения для смешанного хора, женского и мужского хоров без сопровождения и в сопровождении фортепиано / Сост. Б. Ляшко. М.: Музыка, 1983. — 48 с.
  207. В. Хоры без сопровождения. М.: Дека, 1996. — 17 с.
  208. Валерий Мартынов. Русские народные песни Красноярского края в обработке для академического хора. Красноярск: Буква, 2001. — 80 с.
  209. С. Избранные хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано.-М.: Музыка, 1981.-66 с.
  210. В. Сборник обработок и переложений для хора a cappella. Учебный репертуар хорового класса, вокального ансамбля и хоровой практики. СПб.: СПбГАК, 1993.- 112 с.
  211. Ю. Обработки и переложения для хора без сопровождения. Ростов-на-Дону: РГК, 2001.-72 с.
  212. А. Вниз по матушке по Волге. М.: Музгиз, 1953. — 132 с.
  213. А. Избранные хоры без сопровождения. М.: Музыка, 1989. — 80 с.
  214. Донские казачьи песни в обработке Виктора Гончарова. Для хора без сопровождения и в сопровождении баяна (фортепиано), ударных. В. 2-х вып. Ростов-на-Дону: РГК им. С. В, Рахманинова, 1999. — 68+44 с.
  215. А. Избранные хоры для смешанных голосов (a cappella). Партитура. -М.-Л.: Музгиз, 1940. 72 с.
  216. И. Деревенские сценки: Шестнадцать хоров без сопровождения для мужского и женского составов на материале народных песен ивановской области (слова народные). Л.: Сов. композитор, 1979. — 44 с.
  217. Золотые страницы хоровой музыки (обработка и переложения профессоров кафедры хорового дирижирования). Вып. 1. / Сост. А. Павлов-Арбенин, 3. Мас-сарский. СПб.: СПГК, 2004. — 56 с.
  218. Избранные хоры советских композиторов без сопровождения. Вып. 3 / Сост.
  219. A. Колосов. -М.: Музыка, 1966.-48 с.
  220. Избранные хоры советских композиторов без сопровождения. Вып. 6 / Сост. Г. Брук. М.: Сов. композитор, 1974. — 74 с.
  221. Избранные хоры советских композиторов без сопровождения. Вып. 7 / Сост. Г. Брук. М.: Сов. композитор, 1974. — 70 с.
  222. В. Русский концерт: Для хора без сопровождения. Слова народные. М.: Сов. композитор, 1979. — 36 с.
  223. А. Избранные хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано / Сост. Э. Леонов. М.: Музыка, 1981. — 72 с.
  224. А. Старинные русские народные песни в обработке для смешанного хора. М.: Сов. композитор, 1963. — 81 с.
  225. А. Сюита на темы белорусских народных песен для смешанного хора, а cappella. М.-Л.: Музгиз, 1940. — 19 с.
  226. А. Хоры без сопровождения. М.: Сов. композитор, 1977. — 80 с.
  227. Н., Прач И. Собрание русских народных песен с их голосами / Под ред.
  228. B. Беляева. М.: Музгиз, 1955. — 352 с.
  229. А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. -М.: Музгиз, 1959.-384 с.
  230. Народные песни в обработке А. Свешникова для жора без сопровождения / Сост. С. Калинин. М.: Музыка, 1990. — 64 с.
  231. Народные песни в обработке для смешанного хора А. Егорова / Сост. Л. А. Анисимова. Л.: Музыка, 1975. — 56 с.
  232. А. Избранные хоры / Сост. Вл. Соколов. М.: Музыка, 1974. — 68 с.
  233. А. Русские народные песни в обработке для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано. М.: Музыка, 1981. — 64 с.
  234. Песни народов мира. В 2-х вып. Вып. 1 / Сост Г. Шнеерсон. М.: Музгиз, 1955. -331 с.
  235. Песни народов СССР в обработке Вл. Соколова: Для хора без сопровождения. -М.: Музыка, 1988.-64 с.
  236. Поет Детский хор «Преображение»: Репертуар для хорового коллектива старшего возраста: Учеб.-метод. пособие / Сост. М. Славин. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. — 120 с.
  237. Поет Московский хор молодежи и студентов. Хоры без сопровождения / Сост. Б. Тевлин. М.: Сов. композитор, 1977. — 102 с.
  238. Полифонические произведения для детского хора в сопровождении фортепиано и без сопровождения / Сост. Б. Тевлин. М.: Музыка, 1985. — 48 с.
  239. И. Обработки и переложения для хора. JI.: ЛГИК, 1969. — 117 с.
  240. Праздничный концерт: Переложение и обработки для хора без сопровождения. <Вып. 1> / Ред.-сост. К. Ольхов и О. Коловский. Л.: Музгиз, 1957. — 647 с.
  241. Произведения советских композиторов для женского хора. Вып. 4 / Сост. Ю. Евграфов. М.: Сов. композитор, 1992. — 80 с.
  242. С. Хоровые произведения без сопровождения и в сопровождении фортепиано / Сост. А. П. Александров. -М.: Музыка, 1976. 120 с.
  243. Римский-Корсаков Н. Избранные хоры без сопровождения / Сост. Г. Савельев. -М.: Музыка, 1977.-72 с.
  244. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен для голоса с фортепиано. -М.-Л.: Музгиз, 1951.- 183 с.
  245. Римский-Корсаков Н. Хоры без сопровождения. Партитура. П.СС. Том 46 |Б| / Под ред. М. Щелкова. М.: Музгиз, 1954. — 196 с.
  246. Родина моя: Хоры советских композиторов без сопровождения и в сопровождении фортепиано. М.: Музыка, 1980. — 64 с.
  247. И. Народные русские песни, аранжированные для голоса с аккомпанементов фортепиано и для хора. М.: Музгиз, 1955. — 100 с.
  248. Русские народные песни в обработке для хора без сопровождения О. Коловско-го.-Л.: Музыка, 1982.-56 с.
  249. Русские народные песни в обработке советских композиторов для смешанного хора без сопровождения / Сост. Н. Котикова. Л.: Музыка, 1970. — 72 с.
  250. Сборник произведений для детского или женского хора. Вып. 1. / Сост. С. Прокопов. М.: Фолио, 2000. — 74 с.
  251. А. Народные песни в обработке для хора без сопровождения. М.: Сов. композитор, 1977. — 64 с.
  252. Хоры без сопровождения / Сост. Н. Котикова. Л.: Музыка, 1972. — 64 с.
  253. Хоры советских композиторов без сопровождения. Вып. 15 / Сост. Е. Кудрявцева. Л.: Сов. композитор, 1978. — 79 с.
  254. Хоры советских композиторов без сопровождения. Вып. 19 / Ред. Н. Савинцева. М.: Сов. композитор, 1983. — 487 с.
  255. Хоры советских композиторов без сопровождения. Вып. 19. -М.: Сов. композитор, 1983.-48 с.
  256. Хоры советских композиторов без сопровождения. Вып. 22 / Сост. Е. Кудрявцева. Л.: Сов. композитор, 1984. — 80 с.
  257. П. Избранные хоры (a cappella) / Сост. и общ. ред. С. Казанского М.-Л.: Музгиз, 1948.-44 с.
Заполнить форму текущей работой