Методические основы обучения бурятскому языку как государственному при дифференцированном обучении
Изучив состояние изучения бурятского языка как государственного, мы теоретически обосновали и экспериментально доказали, что использование на практике уровневой дифференциации отвечает принципам гуманизации и позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности, потребности и возможности детей, то есть осуществить личностно-ориентированный подход в обучении. Именно с ней связана… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ГОСУДАРСТВЕННОМУ
- 1. 1. Состояние преподавания бурятского языка как государственного в средней школе
- 1. 2. Дифференцированное обучение учащихся в науке и практике
- 1. 3. Уровневая система требований к знаниям и умениям учащихся при обучении бурятскому языку как государственно- 50 му
- Выводы по I главе
- Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
- 2. 1. Технология организации эксперимента
- 2. 2. Организация учебного процесса в условиях уровневой дифференциации
- 2. 3. Результаты экспериментальной работы
- Выводы по II главе
Методические основы обучения бурятскому языку как государственному при дифференцированном обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Политические и социально — экономические изменения, происходящие в нашей стране и в Бурятии, привели к необходимости изучения бурятского языка на всех ступенях общеобразовательных учреждений. Так в законе Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» бурятский и русский языки были объявлены государственными, предопределены права граждан по использованию языка. Принятие данного закона скорректировало назревшую проблему языковой политики, четко определило ее контуры и перспективы. Этот факт способствует кардинальному улучшению преподавания бурятского языка.
Поэтому, в условиях повышения роли и функций бурятского языка в жизни республики совершенствование содержания образования, методов и форм обучения приобретает первостепенное значение. Преподавание бурятского языка в школах бурятских сел и города существенно отличается. Если в бурятских селах преподавание родного языка идет в сочетании разговорного и литературного языков, то в процессе преподавания бурятского языка как государственного встречается ряд особенностей: а) если учащимися усвоение бурятского языка как родного идет неосознанно с момента рождения, то бурятский язык как государственный ребенок осваивает осознанноб) если бурятский язык как родной для детей является средством познания окружающей действительности и средством общения, то бурятский язык как государственный не служит в полной мере этим целямв) изучение бурятского языка как государственного является одновременно целью и средством обучения учащихся в отличие от других предметов, что создает больше трудностей.
Ведь овладение языком как средством общения неравноценно овладению языковыми средствами. Оно включает помимо владения языковыми средствами еще умение воспринимать и порождать тексты на изучаемом языке.
Следовательно, в задачи современной методики преподавания бурятского языка как государственного входит установление соответствия между целью, содержанием и способами обучения. Целью обучения бурятскому языку как государственному является свободное владение языком, т. е. формирование способности решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в определенных сферах и ситуациях общения при создании условий для самореализации и саморазвития школьника. И это ставит школу перед необходимостью существенного обновления содержания и методов обучения бурятскому языку как государственному, что делает актуальным создание новых программных документов, стимулирующих развитие вариативности обучения бурятскому языку.
Исходя из вышеизложенного, одним из возможных путей решения проблемы преподавания бурятского языка как государственного мы считаем введение уровневой дифференциации, поскольку уровневая дифференциация предполагает разный, но не ниже минимальных требований стандарта, уровень требований к ученикам по овладению бурятским языком в общеобразовательной школе и деление класса на группы с учетом индивидуальных особенностей и уровня владения языком.
Изучение научной литературы по проблеме свидетельствует о том, что в последние годы данная проблема не получила должного рассмотрения.
Принципиальные подходы к обучению бурятскому языку разработаны Б. Б. Батоевым, У-Ж.Ш. Дондуковым, Д. Д. Ошоровым, Э. Р. Раднаевым, Ц. Ц. Цыдыповым и др. В своей работе мы опирались на диссертационное исследование С. М. Бабушкина, который рассмотрел вопрос русско-бурятского двуязычия. В исследованиях Д. М. Бурхинова, Г. Ц. Молонова, С. Д. Намсараева, М. Н. Очирова и др., раскрыты национально-региональные компоненты в управлении учебно-воспитательным процессом.
Большой интерес для нас представляют труды по методике преподавания иностранных языков И. Л. Бим, И. Н. Верещагиной, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой и др., где конкретизированы цели и задачи обучения языкам.
Проблеме дифференцированного обучения посвящен ряд научных работ. Опыт осуществления дифференциации в истории отечественной школы дан в исследованиях ИД Бутузова, Р. Б. Вендровской, Н. П. Гузика, Г. К. Селевко, ВВ. Фирсова, Н. М. Шахмаева и др., в которых описана классификация различных форм и видов дифференцированного обучения. Вопросы индивидуализации обучения исследованы АА Кирсановым, Е. С. Рабунским, И. Э. Унт.
Учитывая, что обучение детей бурятскому языку в городской школе представляет определенные особенности, мы в своей работе рассматриваем возможности преподавания бурятского языка как государственного при уровневой дифференциации.
Таким образом, недостаточная разработанность проблем методики преподавания бурятского языка как государственного, необходимость создания методически завершенной системы обучения бурятскому языку обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Методические основы обучения бурятскому языку как государственному при дифференцированном обучении» .
Цель исследования заключается в разработке методических основ обучения бурятскому языку как государственному в общеобразовательной школе при дифференцированном обучении.
Объектом исследования является процесс обучения бурятскому языку как государственному в общеобразовательной школе при дифференцированном обучении.
Предметом исследования выступает методика обучения бурятскому языку как государственному в общеобразовательной школе при дифференцированном обучении.
Гипотеза исследования: дифференцированное обучение бурятскому языку как государственному, будет успешным, если учитель: построит учебно-воспитательный процесс с учетом уровня владения языкомспособствует развитию функциональной многоязыковой грамотности, навыков самообразования и самоорганизации, саморазвития каждого ребенкабудет учитывать интересы и индивидуально-психологические особенности детей.
Цель и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:
— Показал, состояние обучения бурятскому языку как государственному в школе.
— Обосновал, значение дифференциации в преподавании бурятского языка.
— Разработать методическую систему обучения бурятскому языку как государственному при дифференцированном обучении.
— Провести опьпно-экспериментальное обучение.
— Внедрить методическую систему в практику школы.
Методологической основой исследования является системно-струюурный подход к изучению предмета исследования (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, ИЯ. Лернер, Н. Ф. Талызина, МН. Скаткин, Н. М. Шахмаев и др.). В основу исследования положены научные исследования бурятского языка (И.В. Баранников, Т. А Бертагаев, У-ЖШ. Дондуков, В Л Рассадин, ЛД Шагдаров и др.) и методики его преподавания (Б.Б. Батоев, ДД Ошоров, ЭР. Раднаев, ТЩ Цыдыпов и др.).
Методами исследования явились анализ научной и научно-методической литературыизучение и обобщение педагогического опытанаблюдение, анкешрование, беседы, опросыопьпно-экспфиментальная работа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в.
— анализе состояния преподавания бурятского языка как государственного в школе;
— выявлении путей реализации дифференцированного обучения бурятскому языку как государственному;
— разработке методической системы уровневой дифференциации обучения бурятскому языку, включающей цели, содержание, принципы, методы и различные формы организации учебной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что на основе разработанной методической системы составлены рекомендации для учителей, разработаны критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся.
Достоверность исследования обеспечивается разнообразием используемых методик адекватно задачам каждого этапа исследования (анализом теоретической педагогической, психологической, методической литературы и реальной практики на этапе выделения предпосылок выбора вида дифференциациииспользование разнообразных методов исследованияэкспериментальным подтверждением его основных положений).
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (1991;1996 г. г.) изучалась литература по проблеме, методам педагогических исследований, а также опыт организации учебной деятельности в школе, определилась предварительная гипотеза, наметились цели и задачи исследования, изучались возможности дифференцированного обучения с использованием наблюдения, анкетирования учителей и школьников, бесед, изучения педагогической документации.
На втором этапе (1996;1997г.г.) проводилась констатирующая опьпно-экспериментальная работа в школе с использованием наблюдения, анкетирования учащихся, учителей и родителейорганизация бесед и опросовпродолжение изучения педагогической документации.
На третьем этапе (1997;1999 г. г.) проводился формирующий этап эксперимента с определением эффективности уровневой дифференциации в преподавании бурятского языка как государственного, а также включал в себя анализ, обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования.
Апробация и внедрение в практику' результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования внедрены в практику лингвистической гимназии № 3, школ № 17, № 29, № 56 города Улан-Уда и других школ Республики Бурятия, в практику подготовки и переподготовки учителей бурятского языка в форме методических рекомендаций: «Учебно-методические рекомендации к преподаванию бурятского языка. 1−6 классы». Материалы исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры бурятского языка, заседаниях научно-методического совета лингвистической гимназии № 3 г. Улан-Удэ, на традиционных августовских совещаниях учителей города, также ежегодно проводились открытые уроки перед учителями города и республики с 1992 года, перед руководителями школ республики (1996г., 1998 г., 1999 г.,). Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях: «Состояние преподавания бурятского языка в городских школах» (1996г., 1997 г.), «Совершенствование гуманитарного образования на современном этапе в средней школе» (1998г.), «Проблема бурятской филологии на современном этапе» (1999г.), «Проблемы воспитания на рубеже веков» (2000г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. При дифференцированном обучении бурятскому языку как государственному создаются более благоприятные условия для самореализации и саморазвития школьника.
2. Реализация уровневой дифференциации требует комплекса методических условий, претворение которых связано с изменениями в организационном, технологическом обеспечении образовательного процесса в учебном заведении.
3. Эффективность процесса обучения бурятскому языку как государственному возрастает при осуществлении уровневой дифференциации в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей, способностей и уровня владения языком ученика.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Итак, результаты исследования позволяют рекомендовать для использования в практике преподавания бурятского языка, наряду с другими формами и видами, уровневую дифференциацию.
Уровневая дифференциация обучения позволяет: — обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
— приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
— разработать основные требования к составлению заданий разного уровня сложности;
— получать результаты успеваемости, сравнимые с показателями при обучении в обычных условиях;
— проводить уроки в темпе, удобном для всех детей, ориентироваться на весь класс и на отдельных учащихся;
— применение некоторого специального набора приемов и методов, эффективных для каждой категории школьников;
— предоставление учащимся возможности повышенной подготовки, определяющейся глубиной овладения содержанием учебного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящее время в системе образования в Республике Бурятия происходят кардинальные изменения, идет интенсивный процесс обновления школы. В этом процессе значительное место занимает обучение бурятскому языку, особенно, в связи с получением юридического статуса государственного языка. Ныне бурятский язык активно выполняет свои функции, обслуживает многие сферы жизни населения республики. Как самостоятельный предмет он изучается в общеобразовательных средних учебных заведениях, в вузах, совершенствуется методика его преподавания, проводится значительная работа и по исследованию научно-методических проблем его преподавания.
Изучив состояние изучения бурятского языка как государственного, мы теоретически обосновали и экспериментально доказали, что использование на практике уровневой дифференциации отвечает принципам гуманизации и позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности, потребности и возможности детей, то есть осуществить личностно-ориентированный подход в обучении. Именно с ней связана реализация базового уровня содержания образования, на основе которого создаются вариативные программы, пособия, дидактические материалы, учебники.
Уровневая дифференциация предполагает' различный уровень предъявления требований к усвоению содержания образования учащимися. Нижняя граница требований — базовый уровень образовательного стандарта. Задача учителя — не только достижение всеми учащимися базового уровня, но и создание условий для обучения .на более высоких уровнях. Поэтому одной из важнейших задач уровневой дифференциации является разработка уровневой системы требований к качеству знаний, умений и навыков.
Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы позволил сделать вывод об эффективности применения уровневой дифференциации при преподавании бурятского языка как государственного. Мы считаем, что уровневая дифференциация приемлема для любого класса, так как не исключаем возможности применения нашей методики и для работы в национальной бурятской школе. Это также актуально сейчас, когда в преподавании бурятского языка активно ищут новые методы и формы обучения.
Многие ученые, писатели, учителя, работающие над данной проблемой, стремятся поднять престиж бурятского языка и привить детям любовь к родному языку.
В целом, подтвердив гипотезу, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
— реализация закона «О языках народов Республики Бурятия» позволила создать инновационное движение в школе, связанное с актуальными проблемами методики преподавания, позволяющие применение выделенных форм и методов обучения;
— изучение бурятского языка как государственного позволяет выработать новое в преподавании предмета, что выразилось в создании стандарта и разработке программно-методических рекомендаций, вариативности обучения;
— научно-обоснованные требования уровневой дифференциации позволяют сформулировать методические цели процесса усвоения конкретного учебного материала, обеспечить их достижение с помощью специально составленных заданий, определить критерии проверочно-оценочной деятельности.
Для эффективного внедрения дифференцированного подхода к обучению бурятскому языку как государственному прежде всего необходимо наладить систему методической поддержки с обеспечением учителей, участвующих в эксперименте, необходимыми дидактическими материалами, которые они могут использовать по своему усмотрению. К ним прежде всего мы относим:
1) открытые листы учета достижений;
2) дидактический раздаточный материал;
3) методическое руководство и рекомендации.
В идеале следовало бы разработать или адаптировать учебники с акцентом на уровневую дифференциацию, что позволило бы упростить ее внедрение.
К отрицательным последствиям уровневой дифференциации можно отнести некоторое увеличение нагрузки учителя.
Для уменьшения отрицательных последствий внедрения метода можно предложить следующие меры:
— дать возможность учителям и администрации формировать группы с оптимальным числом учащихся для каждого уровня дифференциации;
— продумать материальное стимулирование учителей, занятых в эксперименте;
— обеспечит всех учителей необходимыми материалами тиражами, достаточными для всех учеников.
Наше исследование — одна из первых попыток методического решения проблемы обучения бурятскому языку как государственному. Оно было подготовлено всем ходом предшествующего исторического развития республики, обусловлено современными общественно-политическими условиями. В то же время его методическая сторона находится на стадии первоначальной разработки. Еще нет единого взгляда на методическое обеспечение изучения, не до конца обоснованы формы и методы обучения.
Проведенное исследование определило перспективные, на наш взгляд, направления изучения данной проблемы: учителя в преподавании предмета, широкое применение народных традиций и обычаев в воспитании детей, дальнейшие разработки форм и методов дифференциации и индивидуализации в обучении бурятскому языку, подготовка студентов к преподаванию бурятского языка как государственного.
Список литературы
- АКУЛОВА М.К., КОЗЛОВА В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. — М: Просвещение, 1984.-176с.
- АМАГОЛОНОВ Д.Д. -Современный бурятский язык. Улан-Уде, 1985.- 154с.
- АНДРЕЕВ В. И. История бурятской школы. Улан-Удэ, 1964.- 568с.
- АШУРОВА С.Д., Ефремова Е. В. Состояние обучения русскому языку в 4 -10 классах национальных школ РСФСР. М., 1985. — 77с.
- БАБАНСКИЙ Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М: Педагогика, 1977. — 254с.
- БАБУЕВ С. Д. Магтаал. Уреэл. Соло. Улан-Удэ, 1993. — 80с.
- БАБУШКИН С.М. Русско-бурятский словарь. -Улан-Удэ, 1993. 160с.
- БАБУШКИН С. М. Формирование и развитие бурятско-русского двуязычия у учащихся средней школы. Улан-Удэ, 1993. — 330с.
- БАБУШКИН С.М. Русско-бурятский, бурятско-русский словарь. В 2 частях. Улан-Удэ, 1999. с.354
- БАЗАРОВА Д. Б. Лингвометодические проблемы обучения фонетике бурятского языка в 5 классе средней школы. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1998. -23с.
- П.БАРЫШНИКОВ Н. В. Обучение французскому языку в средней школе. М: Просвещение, 1992. 128с.
- БАРХУДАРОВ С. Г. Методика преподавания русского языка иностранцам. Москва, 1967. 54с.
- БАТОЕВ Б. Б. Буряад монгол хэлээр Ьурагшадай орфографическа грамотностиие дээшэлуулхэ тухай. — Улан-Удэ, 1957.
- БАТОЕВ Б. Б. Основы методики правописания бурятского языка в средней школе. Улан-Удэ, 1974.
- БАТОЕВ ББ., ШЕПЕЛЕВА ИД Русско-бурятский словарь Улан-Удэ, 1981. — 192с.
- БАТОЕВ Б. Б. Бурятский язык (графика, орфография, пунктуация). Улан-Удэ, 1992.
- БЕСПАЛБКО В. П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989. 192с.
- БИМ И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). М: Вентана-Граф, 1997. 40с.
- БЛОНСКИЙ П.П. О фуркации на втором концентре школы второй ступени. Избр. пед.произ. М: Просвещение, 1962.
- БОГОЯВЛЕНСКИЙ Д.Н., МЕНЧИНСКАЯ Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М: Просвещение, 1959. — 180с.
- ЮДИЕВА НФ. Национальная школа: теория и практика. Улан-Удэ, 1996. -113с.22БОДИЕВА Н.Ф., БУДАЕВ ЦБ. Учу бурятский и английский. -Улан-Уде, 1996.
- БУДАЕВ Ц. Б. Русско бурятский разговорник.- Улан-Удэ, 1990, — 144с.
- БУДАЕВ Ц. Б. Самоучитель бурятского языка. Улан-Удэ, 1993. — 132с.
- БУДАЕВ Ц. Б. Шэдитэ угэнууд.- Улан-Удэ, 1992.
- БУДАИН Б. Б. Лингвометодические основы обучения лексике бурятского языка в 5−6 классах. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Улан-Удэ, 1998.
- БУРЯАД ЬУРГУУЛИИН ПРОГРАММАНУУД. 1−4классууд. (Под редакцией Д. Д. Ошорова и др. Улаан — Удэ, 1993.
- БУТУЗОВ И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Учебное пособие Новгород, 1972.-72с.
- ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. Учебник Вузов. В 2-х частях (Под редакцией И. Т. Фролова и др.- М: Политиздат, 1989. -639с.
- ВЕНДРОВСКАЯ Р. Б. Уроки дифференцированного обучения // Советская педагогика.- 1990.-№ 11.- С.78−86.31 .ВЕРЦИНСКАЯ Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися, — Минск: Народная асвета, 1983. 143с.
- ВИШНЯКОВА Т.А., Леонова Э. Н. Сборник ситуативных упражнений по русскому языку.- М: Русский язык, 1983. 158с.
- ВОЛЬТЕР М. Проблема дифференциации обучения в советской педагогике и практике общеобразовательной школы: Автореферат дисс. канд. пед. наук.-Минск, 1977. 25с.
- ВОПРОСЫ РУССКО-БУРЯТСКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ // Сборник научных трудов под ред. Ошорова Д. Д. -Улан-Удэ, 1996.35ГАСБКОВАНБ. Специфика групповой работы в условиях дифференцированного обучения: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М, 1995.- 21с.
- ГАСЬКОВА Н.В. и др. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе. Улан-Удэ, 1997.
- ГАРУНОВ Э. Г. Особенности учебного процесса в школах смногонациональным составом учащихся. -Ростов, 1986.
- ГИЛББУХ Ю. З. Идеи дифференцированного обучения в общественной педагогике // Педагогика, 1994.- № 5. С. 80−82.
- ГОМБОЕВ Б. Б. Буряад хэлээр 5 класста хэрэглэхэ дидактическа материалнууд. Улаан-Удэ, 1988.- 160н.
- ГОМБОЕВА В. Ц. Буряад хэлэн. 5 кл. Туршалгъш ном.- Улаан-Удэ, 1993. 64н.
- ГОРБАТОВ Д. С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика.- 1995.-№ 4.- С.38−42.
- ГОРЕЦКИЙ В.Г., ТИКУНОВА Л. И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. М: Новая школа, 1994. 48с.
- ГУРЕВИЧ П. С. Индивидуально психологические особенности школьников. -М: Знание, 1988.-80с.
- ДАВЫДОВ В. В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1986.-240с.
- ДАМДИНОВА Х.Д., ЦЫРЕМПИЛУН Е. Д. Буряад хэлээр 5 класста хэрэглэхэ дидактическа материалнууд. Улаан-Удэ, 1992. — 112с.
- ДАРИЖАПОВА Д. Д. Бурятский язык в школе. Улан-Удэ, 1972. 95с.
- ДАХИН А.Н. О разноуровневом обучении школьников // Педагогика. -1993.-№ 2. С.48−51.
- ДЕРКАЧ А.А., ЩЕРБАК С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М: Педагогика, 1991. 224с.
- ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Под ред. В. Д. Шадрикова.-Саратов, 1989. -218с.
- ДЖУРИНСКИЙ А. Н. Сравнительная педагогика. М, 1998. -176с.
- ДОНДУКОВ У-Ж.Ш. Влияние русского языка на развитие и обогащение лексического состава бурятского языка. -Улан-Удэ, 1974.
- ДОНДУКОВ У-Ж.Ш., ПАХУТОВА Е. Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык. Улан-Удэ, 1990.
- ДОНДУКОВ У-Ж.Ш., ЛХАСАРАНОВА Б. Б. Учебник бурятского языка (Самоучитель) Улан-Удэ, 1998. — 210с.
- ДЬЯЧЕНКО В. К. Общие формы организации процесса обучения. -Красноярск, 1984.
- ЗАКОН «О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ» от 10.06.92. -Бурятия, 23.06.92.59.3АКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» М: Новая школа, 1992. — 56с.бО.ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
- ЗОРИНА Л. Я. Дидактический подход к изложению учителем учебного материала// Советская педагогика,-1982.-№ 5.- С.53−58.
- ИНДИВИДУАЛБНЫЙ ПОДХОД К ШКОЛЬНИКАМ (Под ред. Е. С. Рабунского.- Горький: ГКПИ, 1977.- 93с.
- ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ (Под ред. Г. Д. Глейзера.- М: Просвещение, 1985.-143с.
- КАБАРДИН О.Ф., ЗЕМЛЯКОВ А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся//Советская педагогика.-1991.-№ 12.- С.27−33.
- КАВТАРАДЗЕ Д. Н. Обучение и Игра. Введение в активные методы обучения (Под ред. Т.Н. Кострель). М: Флинта, 1998.- 192с.
- КАЛАШНИКОВА Т. А. Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового возраста. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Москва, 1994.-16с.
- КАПИНОС В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения- 5−7 класс. Книга для учителя. 2-е изд. М: Линка -Пресс, 1994.
- КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М: Педагогика, 1978.-208с.
- КИРСАНОВ А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань, 1978
- КОСТОМАРОВ В.Г., МИТРОФАНОВА О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам, — М, 1984.
- КОРОТАЕВА Е. Уровни познавательной активности // Народное образование.-1995 .-№ 10.-С. 156−16-.
- КУДРЯВЦЕВ В. Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспективы.-М: Знание, 1991.-80с.
- КУХАРЕВ Н. В. На пути к профессиональному совершенству. -М: Просвещение, 1990.-159с.
- ЛЕДНЕВ B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М: Высшая школа. — 1991. — 223с.
- ЛЕОНТЬЕВ А.Н., ЛУРИЯ А.Р., СМИРНОВ А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников //Советская педагогика. 1968.-№ 7.-С.65−77.
- ЛЕРНЕР И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М: Педагогика, 1981.-186с.
- ЛЕРНЕР И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М: Знание, 1988. -80с.
- ЛЕРНЕР И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика .-1996, — № 2. С.7−11.
- ЛИЙМЕТС Х. Й. Групповая работа на уроке. -М: Просвещение, 1975.
- ЛИНДА А.С., ЖИЛЬЦОВ П.А., ЩЕРБОВ Н. П. Педагогика. М.:Высшая школа, 1973.
- ЛЫСЕНКОВА С. Н. Методом опережающего обучения. М: Просвещение, 1988. — 192с
- МАЛЬКОВ, А З. А. Последствия дифференцированного обучения в США // Народное образование.-1971. № 2. — С. 99−101.
- МАЛЬКОВ, А З. А. Дифференциация в буржуазной школе // Учительская газета. -1972, 17 августа.
- МАРКОВА А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М: Просвещение, 1990.- 192с.
- МАСЛОВА Н. Ф. Педагогическая диагностика личности школьника. Орел, 1991.-32с.
- МАХМУДОВ М. И. Современный урок. М: Педагогика, 1985. -184с.
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Книга для учителя. Под ред. Т. А. Ладыженской.- 2-е издание, испр. и доп. М: Просвещение, 1991.91 .МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУСКОГО ЯЗЫКА (Под ред. М. Т. Баранова., М: Просвещение, 1990. 368с.
- МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учебное пособие для учащихся нац. групп педучилищ (Под ред. Л. З. Шакировой. -Л.-1990.
- МОЛОНОВ Г. Ц. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе.-Улан-Удэ, 1993.- 126с.
- МОНАХОВ В.М., ОРЛОВ В.А., ФИРСОВ В. В. Дифференциация обучения в средней школе //Советская педагогика, 1990.-№ 8.
- НАМЖИЛОН Л. Н. Оюун тулхюур. Улан-Удэ: Гуламта, 1993.-152с.
- НАМСАРАЕВ С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. -Улан-Удэ, Бэлиг, 1996,-240с.
- НАМСАРАЕВ С. Д. Теория и практика становления и развития национально-региональной системы образования Республики Бурятия. Автореферат дисс. доктора пед. наук. -М., 1996.-81с.
- НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: справ, пособие /Е.А. Маслыко и др. -Минск.: Высшая школа, 1996. -522 с.
- НОМТОЕВ Ц. Н. Шагай наадан. Улан-Удэ, 1996. -72 н.
- ЮО.ОКУНЕВ А. А. Спасибо за урок, дети. -М.: Просвещение, 1988. -128с.101 .ОНШЦУК В. А. Урок в современной школе. -М. Просвещение, 1986. -160 с.
- ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ И
- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ /Под ред. И. А. Канарской. -М., 1983.-144 с.
- ОРЛОВ, А Л. М. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников. -Пенза, 1975. -34 с.
- Ю4.0Р0ДЬУРГУУЛИДАБУРЯАД ХЭЛЭ ЗААХА ПРОГРАММА (Под. ред.
- Д.Д. Ошорова и др. Улаан-Удэ, 1991. -32 с. 105. ОСМОЛОВСКАЯ И. М. Организация дифференцированного обучения всредней школе.-Москва-Воронеж, 1998 г.- 155с. 1 Об. ОТСТАЮЩИЕ В УЧЕНИИ ШКОЛЬНИКИ /Под. ред. З. И. Калмыковой,
- Ю.ОШОРОВ С. Г. Развитие речи учащихся шестого класса бурятской школы в процессе изучения имен прилагательных. Автореферат дисс.канд. пед.наук.-Улан -Удэ, 1998.-20с.
- ПАРШИНА-ШИЛЯЕВА И.Н., ЭЙДЕЛЬМАН Н.Ю., КУЗНЕЦОВА И. В. Ваш уровень английского (тесты). Новосибирск, 1996.- 64с.
- ПАССОВ Е. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи.- Воронеж, 1976.- 164с.
- ПАССОВ Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М: Просвещение, 1985.-208с.
- ПАССОВ Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. -М: Просвещение, 1988.- 223с.
- ПАССОВ Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М: Русский язык, 1989.- 276с.
- ПЕДАГОГИКА (под ред. Щукиной Г. И. М: Просвещение, 1977. — 384с.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ (Под ред. А. И. Кочетова.-Минск, 1987. -223с.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, в 4 т.т. (гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М: Советская энциклопедия, 1965.
- ПИДКАСИСТЫЙ П.И., КОРОТЯЕВА Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М: Знание, 1985.-80с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и псхология» № 3.
- ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (Под ред. Кирсанова А. А. Казань, 1978. -123с.
- ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Иностранные языки. (1−11 классы) Москва, 1994.-166с.
- ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (Система Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) 1 этап (1−5 классы). Русский язык. Математика. Москва, 1992. — 50с.
- РАБУНСКИЙ Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М: Педагогика, 1975.- 182с.
- РАДНАЕВ Э. Р. Буряад хэлэнэй орфоэпидэ Ьургалга. Улан-Удэ, 1976.
- РАДНАЕВ Э. Р. Бурятский язык в школе. Улан-Удэ, 1979.
- РАЧЕНКО И. П. Диагностика и технология выбора методов педагогической деятельности учителя.- Иркутск, 1984.-22с.131 .РОГОВА Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М: Просвещение, 1991.-287с.
- РОГОВА Г. В., ВЕРЕЩАГИНА И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях.-М: Просвещение, В. В. Давыдов. -М: Большая Российская энциклопедия, 1993.
- РУБЦОВ В. В. Организация и развитие 1998.-232с.
- Рональд де Гроот. Дифференциацая в образовании // Директор школы.-1994.-№ 5,6.135 .РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: В 2 т. (Гл.ред. совместных действий у детей в процессе обучения.- М: Педагогика, 1987.-160с.
- РЯБЦЕВА С. Л. Диалог за партой. -М: Просвещение, 1989.-96с.
- САЛБНИКОВА Т. П. Методика обучения чтению. М.- Воронеж, 1996.- 188с.
- САЖИНОВ Ж. С. Методика преподавания русского языка в 5−9 классах бурятской школы.- Улан-Удэ, 1990.
- СЕЛЕВКО Г. К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 1998.-256с.
- СКАТКИН М. Н. Методология и методы педагогического исследования,-М: Педагогика, 1986. 150с.
- СКУЛБТЭ В. Английский язык для детей. М., 1996, — 255с.
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Материалы республиканской научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1998.143 .СОРОКИН Н. А. Дидактика. М: Просвещение, 1974. -222с.
- СТРЮКОВ Т. А. Стандартизация уровня подготовки и оценивание знаний учащихся // Педагогика, 1995.- № 6 с. 12−17.
- ТАЛЫЗИНА Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М: МГУ, 1984.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ (Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М: Педагогика, 1989. -316с.
- ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ШКОЛЬНИКОВ (Под ред. А. А. Кузнецова.- М: Педагогика, 1987. 176с.
- УМАН А. И. Учебные задания и процесс обучения.- М: Педагогика, 1989.
- УНТ И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М: Педагогика, 1990. -192с.
- УШИНСКИЙ К. Д. Избранные педагогические произведения. М: Просвещение, 1988. — 556с.
- ФЕДИНА М. Ф. Проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения в истории советской педагогики (1960- 1980) Автореферат дисс. канд. пед.наук. -Минск, 1985. -16с.
- ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. «Круглый стол» журнала // Педагогика.-1995.-№ 4. С. 3−28.
- ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ (Под ред. И. Т. Фролова. Изд.5.- М., 1985.-500с.
- ФИРСОВ В. В. Базисный уровень образования // Вечерняя средняя школа. -1994.-№ 3 С.5−9.
- ФИРСОВ В.В. О разработке образовательных стандартов. Уровневая дифференциация. (Сост. О. Б. Логинова. Вып.2.-М., 1994.-125с.
- ФРИДМАН Л.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М: Просвещение, 1988. -207с.
- ХУСАЕВА А. Ц. Обучение русской монологической речи при работе над учебным текстом нелингвистических дисциплин.-Улан-Удэ, 1987.
- ЦАРЬКОВ П. Личность и индивидуальность // Свободная мысль. 1995.-№ 6.- С.84−93.
- ЦЫДЕНЖАПОВ Ш-Н.Р. Буряад-монгол-ород тобшо толи. Улан-Удэ, 1991.- 144с.
- ЦЫДЕНЖАПОВ Ш-Р.Р. Научные основы преподавания бурятской фразеологии в школе. -Улан-Удэ, 1989.
- ЦЫДЫПОВ Ц. Ц. Буряад хэлэнэй методика.-Улан-Удэ, 1980.
- ЧУПРИКОВА Н. И. Система обучения Л. В. Занкова и современнаяпсихология // Педагогика, 1993.-№ 2. -С.16−19.
- ШАХМАЕВ Н. М. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. -М: Педагогика, 1987. 162с.
- ШАХМАЕВ Н. М. Учителю о дифференцированном обучении, (методические рекомендации).-М., 1989.-65с.
- ШЕВЧЕНКО С. Д. Школьный урок: как научить каждого. -М: Просвещение, 1991.- 175с.
- ЭЛБКОНИН Д.Б., ДАВЫДОВ В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование.-1996.-№ 1.-С.42−45.
- ЯЗЫКОВА Н. В. Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков. -Л: Просвещение, 1977.-263с.
- ЯЗЫКОВА Н. В. Об исследовательской деятельности учителя иностранного языка средней школы // Иностранные языки в школе. 1980.- № 3.- С.81−84.
- ЯЗЫКОВ, А Н. В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. -Улан-Удэ, 1994.-23 8с.
- ЯЗЫКОВА Н. В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. Автореферат дисс. доктора пед. наук. -М., 1995. 42с.
- ЯКИМАНСКАЯ И. С. Развивающее обучение. -М: Педагогика, 1979.-144с.
- ЯКОВЛЕВ Н.М., СОХОР A.M. Методика и техника урока в школе. -М: Просвещение, 1985.-208с.