Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов технических вузов к инновационной профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный подход к проектированию педагогического процесса подготовки инженеров к инновационной деятельности предполагает преобразование всех общепедагогических и специфических принципов, определяющих и регулирующих функционирование исследуемого процесса в соответствии с системообразующим фактором — принципом профессиональной направленности в обучении инноватике, тем самым обеспечивается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методический основы проектирования инновационной педагогической деятельности в сфере инженерного образования
    • 1. 1. Анализ современных концепций научно-методической системы подготовки щ инженеров
    • 1. 2. Содержание и структура современного состояния обучения в техническом вузе
    • 1. 3. Инновации как объект педагогического менеджмента
    • 1. 4. Психолого-педагогические условия проектирования инновационной подготовки инженеров
  • Выводы по первой главе
  • Г л, а в, а 2. Научно-методическое обеспечение проектирования, реализации и экспериментальной проверки формирования инновационных качеств у студентов технического вуза
    • 2. 1. Методика разработки теоретической модели процесса профессионально ^ направленного инновационного обучения будущих инженеров

    2.2. Информационно-методическое обеспечение проектирования процесса обучения техническому творчеству, основам научно-технической информации и охране интеллектуальной собственности, инновационному менеджменту на базе системного подхода.

    2.3. Содержание, структура и критерии отбора материала при формировании дисциплины «Инновационный менеджмент» в процессе подготовки инженеров.

    2.4. Оценка активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучения студентов технического вуза в процессе освоения дисциплин инновационного блока.

    Выводы по второй главе.

Подготовка студентов технических вузов к инновационной профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена масштабом развития образования и осознанием его жизненно важной роли в обеспечении устойчивого экономического и социального развития России, укрепления ее позиций в мировом сообществе. Ключом к экономической, социальной и политической мощи любого государства являются в настоящее время современные технологии, и важна не только способность общества непрерывно их генерировать, но и умение передать их на рынок, быстро превращать в нужные потребителям продукцию и услуги. Центр тяжести в научно-технической сфере перемещается с процесса на результат, то есть на конечные изменения в технике, экономике, социальной сфере, которые происходят под воздействием нововведения.

Понятие «инновационная деятельность» (далее ИД) приобретает всё более актуальное значение. Остановимся на определении этого понятия. По мнению авторского коллектива под руководством С. Д. Ильенковой, ИД — это «деятельность по доведению научнотехнических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании» [57, с.318]. Р. А. Фатхутдинов определяет ИД как «процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию), распространению в другие сферы (диффузия)» [198, с.552].

Авторы учебного пособия «Основы инновационного менеджмента: Теория и практика» под редакцией П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели определяют ИД как «деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках» [126, с. 12].

По мнению названных авторов, данное определение понятия «инновационная деятельность» очень близко к аналогичным определениям, представленным в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998;2000 годы» [78].

В данном исследовании под ИД понимается один из интеллектуальных видов деятельности, направленный на получение, распространение и потребление любых нововведений, который в настоящее время становится одним из ведущих компонентов системы профессионального образования страны и мира. Коренные преобразования в обществе актуализировали вопрос о специальной подготовке к инновационной деятельности выпускников технических вузов. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности исследуются в трудах Б. С. Гершунского [33, 144], В. И. Загвязинского [50, 51], В.А. Кан-Калика [70], Н. В. Кузьминой [87, 88], Н.Д. Никандро-ва [70], Л. С. Подымовой [169], Н. А. Селезневой [163, 164], В. А. Сластенина [169], Ю. Г. Татура [184] и других учёных. Проблематика нововведений в области образования представлена в работах М. С. Бургина [21], М. В. Кларина [74, 75], В .Я. Ляудис [201], М. М. Поташника [139,140], А. И. Пригожина [141,142], О. Г. Хомерики [139, 204], Т.И. Ша-мовой [194, 215, 216], Н. Р. Юсуфбековой [221, 222] и других учёных.

В последнее время в педагогической инноватике внедрение и распространение передового опыта стали рассматриваться как вид инновационных процессов. Значительное место отводится изучению жизненного цикла инноваций, актуализируется важность нормативно-правового обеспечения инноваций. Вводится понятие педагогического менеджмента (В.П. Симонов, 1999) как комплекса принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленного на повышение эффективности их функционирования и развития.

В работах зарубежных авторов рассматриваются отдельные теоретические и практические аспекты инновационных процессов как процессов изменения в системе образования на основе различных педагогических новшеств. В исследованиях американских и английских педагогов (X. Барнет [227], Дж. Бассет [228], Р. Моррис [236], Б. Санто [161], Б. Твис [185] и др.) анализируются вопросы управления инновационными процессами, организации изменений в образовании, условия, необходимые для «жизнедеятельности» инноваций. Достаточно глубоко разработан социально-психологический аспект распространения нововведений в инноватике (Э. Роджерс [238, 239] и др.), типология участников нововведенческого процесса, их отношение к новшеству, готовность к восприятию и т. д.

Современные методы и технологии обучения в техническом вузе исследованы в работах B.C. Безруковой [14, 69], О. В. Долженко [42, 143], О. В. Крыштановской [86], Г. С. Мигиренко [109], В. Л. Шатуновского [42] и др. В методологическом плане проблему инновационной подготовки специалистов правомерно рассматривать в параметрах творчества и инноваций. Насущная необходимость формирования новых инновационных качеств у современных специалистов привела к тому, что в последние годы выполнено немало диссертационных исследований, посвященных различным вопросам педагогического проектирования процесса подготовки специалистов, соответствующих потребностям общества и производства (Н.Ш. Валеева [22], С. П. Дырин [44], З. С. Лукина [100], А. С. Мещеряков [108], А. К. Орешкина [127], B.C. Суворов [178] и др.).Вопросам развития творческих способностей преподавателей и обучающихся посвящены исследования В. П. Кваши [73], Н. В. Коноплиной [79], З. Ф. Мазура [101], С. А. Новоселова [115], Т. П. Паршиной [128], Т. Г. Пронюшкиной [146], Л. Г. Родионовой [157], В. Н. Соколова [174] и др. Анализ работ ряда авторов: В. И. Андреева [2, 3], С .Я. Батышева [8, 145], B.C. Безруковой [14], В. П. Беспалько [17,19], В. Г. Кинелева [76], В. И. Подобеда [134], А.Н. Субет-то [176, 177], Ю. К. Черновой [209, 210], В. Е. Шукшунова [218, 219], В. В. Щипанова [220] -свидетельствует о том, что приоритетным направлением развития современного образования является проектирование качественного обучения, с гарантированным успехом и гибкими технологиями.

Анализ и изучение учебных программ, учебников, методических пособий, фундаментальных трудов и опыта работы вузов показал, что в педагогических исследованиях в недостаточной мере находит отражение формирование инновационной культуры, особенно при подготовке специалистов инженерных специальностей. К сожалению, почти отсутствуют работы, посвященные решению проблемы архитектоники единого и целостного процесса инновационной подготовки технических специалистов в вузе. Имеющийся опыт представлен пока только на эмпирическом уровне. Недостаточно проработан вопрос практической подготовки инженеров к внедрению инноваций в производство. Разработка вопросов, связанных с выявлением сущности и структуры процесса управления инновационной подготовкой студентов, его спецификой, на сегодняшний день остается во многом на уровне самых общих подходов. Вместе с тем следует отметить, что вопросы, связанные с исследованием условий и факторов, влияющих на инновационную деятельность студентов, находятся в центре внимания педагогической мысли представителей высшей школы, однако своего должного освещения в целостном виде пока не получили. В связи с этим назрела принципиальная необходимость исследовать процесс подготовки будущих инженеров к потребностям современного производства, существенно влияющий на качество подготовки специалистов.

Как показывает педагогическая практика, любое новшество в процессе обучения студентов приводит к существенным изменениям в планировании и организации учебного процесса. Нужен не отдельный метод или средство обучения, а целостная система организации учебного процесса: совокупность методов, средств и форм организации обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.

Таким образом, обнаруживается главное противоречие — между объективной потребностью в расширении профиля подготовки будущих специалистов, формировании у них готовности к решению широкого круга инновационных задач, выходящих за рамки традиционного представления об инженерной подготовке, и ранее сложившейся системой обучения, ориентированной преимущественно на конкретную узкопрофильную область профессиональной деятельности, слабо направленную на приобретение инновационных качеств в процессе подготовки инженеров.

Это основное противоречие конкретизируется в противоречиях более частного характера:

• между изменившимися требованиями к подготовке социально и профессионально мобильных инженеров, подготовленных к инновационной деятельности, и отсутствием адекватных для этого социально-организационных и психолого-педагогических условий;

• между сложившейся в вузах практикой инновационной подготовки студентов, реализуемой на эмпирическом уровне, и слабой разработанностью теоретического и методического обоснования реализации соответствующего педагогического процесса.

Обозначенные противоречия определяют основную проблему исследования: каковы условия организации процесса подготовки будущих инженеров к инновационной профессиональной деятельности во время обучения в техническом вузе?

Необходимость преодоления указанных противоречий и решения названной проблемы определила выбор темы научно-педагогического исследования: «Подготовка студентов технических вузов к инновационной профессиональной деятельности».

Целью исследования является повышение качества подготовки инженеров на основе проектирования педагогических и организационных условий, разработки содержательных и процессуальных аспектов обучения инновационной деятельности в техническом вузе.

Объект исследования — процесс профессионально направленного обучения инновационной деятельности в сфере высшего технического образования.

Предмет исследования — содержание, структура, формы и методы организации процесса обучения инновационной профессиональной деятельности в высшем техническом учебном заведении.

Гипотеза исследования — эффективность процесса подготовки инженеров к инновационной деятельности можно обеспечить при реализации следующей совокупности дидактических условий:

• использовании теории педагогического проектирования при разработке модели процесса подготовки инженеров к инновационной профессиональной деятельности, теоретической модели специалиста, обладающего инновационными качествами, конструкта процесса инновационного обучения;

• организации проблемного обучения, ориентации на непрерывное и целостное становление и развитие личности будущего специалиста как активного субъекта изучения и внедрения инноваций;

• практической реализации спроектированного педагогического процесса инновационной подготовки студентов высшей технической школы на основе инновационной педагогики, теоретических основ инновационной деятельности, менеджмента.

Разностороннее изучение проблемы нашего исследования наглядно свидетельствует о том, что наиболее адекватной современным задачам активизации подготовки специалистов в высшей школе является теория проблемного обучения, а с позиции организации обучения — модульная система, существенной характеристикой которой является.

• пребывание студентов в постоянном состоянии поиска, включающего разрешение проблемных ситуаций. Таким образом, из предмета научных дискуссий проблемное обучение и модульная система его организации сформировались в перспективное направление активизации учебного процесса. Вместе с тем, несмотря на заметные успехи теории и отдельные примеры успешного ее использования, проблемное обучение и принципы модульной организации конкретных дисциплин в вузе еще не имеют обстоятельно разработанной методики, пригодной для внедрения в учебный процесс. Разрешение проблем активизации инновационного обучения в высшей технической школе должно быть неразрывно связано с реализацией всех задач профессиональной подготовки студентов. В этом плане можно отметить такое мощное явление в современной технологии.

• подготовки специалистов, как активное применение в учебном процессе игровых методов обучения, дискуссий, моделирования производственных и практических ситуаций.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние процесса подготовки инженеров к инновационной деятельности в системе высшего технического образования.

2. Определить теоретико-методические основы и психолого-педагогические условия проектирования процесса профессионально направленного обучения инновационной деятельности в вузе.

3. Спроектировать педагогический процесс подготовки студентов технических вузов к инновационной деятельности и определить методику его реализации.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности спроектированной модели процесса профессионально направленного обучения студентов инновационной деятельности в системе инженерной подготовки.

Методологической основой исследования являются диалектический метод познания как основа научной педагогикиположение философии о непреходящей ценности познания и о сущности деятельности, участие в которой преобразует и личность, и окружающий миртеория системно-комплексного и личностно-ориентированного подходов к изучению педагогических явленийидеи формирования личности, становления про.

• фессионала, связи теории с практикойтеория систем и системного анализатеория педагогической интеграциисовременных образовательных технологий обучениятеория моделирования и конструирования учебного процесса и содержания образования.

Теоретическую базу исследования составляют теория системного подхода к содержанию образования (Б.Г. Ананьев, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, В.А. Якунин), теория педагогической интеграции (А.П. Беляева, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев, В. В. Щипанов, А.Н. Ярыгин), концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Чернова, П.А. Юцявичене), теории творческого развития и саморазвития (В.И. Андреев, М. А. Галагузова, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Т. И. Шамова, В.И. Щеголь), теория отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, С. Я. Батышев, Г. Л. Ильин, Г. П. Корнев, Ю. А. Кустов, В.В. Мултанов-ский, В. Г. Разумовский, М.Н. Скаткин), методология квалиметрии развития человека (Ю.П. Адлер, В. М. Полонский, В. М. Соколов, А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур, В.Д. Шадриков), теория мотивации (А.А. Вербицкий, Л. С. Выготский, О. С. Гребенюк, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. Пиаже, С.Л. Рубинштейн). Реализация проблемы основана на методологических подходах отечественных и зарубежных авторов к инновационным процессам в системе образования и практике обучения научно-техническому творчеству (Г.С. Альтшуллер, Г. Я. Буш, А. В. Гордеев, У. Гордон, М. В. Казаков, Ю. В. Казаков, З. Ф. Мазур, М. Тринг, Ф. Цвикки и др.), на инновационных подходах к подготовке преподавателей научно-технического творчества (О.Л. Берак, Ю. А. Карпова, В. Я. Ляудис, А. И. Половинкин и др.), на современном подходе к стратегическому и инновационному менеджменту (И. Ансофф, П. Н. Завлин, С. Д. Ильенкова, А. К. Казанцев, Б. Карлов, Л. Э. Миндели, А. А. Томсон, А.Дж. Стрикленд, Р. А. Фатхутдинов и др.).

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования:

• методы анализа содержания научных источников — монографий, статей, диссертаций по проблемам, примыкающим к проблеме данного исследованиязаконодательных и нормативных актовпрактического отечественного и зарубежного опыта современного профессионального образования;

• методы педагогической диагностики — анкетный опрос, интервью, тестирование;

• методы педагогического исследования — системный анализ профессиональной деятельности, профессиография, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент;

• методы обработки результатов исследования: первичная статистическая обработка, корреляционный анализ.

Методы теоретического анализа использовались на всех этапах исследования, начиная с изучения литературных источников. Методы педагогической диагностики применялись на последнем этапе для обработки результатов опытно-экспериментальной работы. Метод моделирования использовался для объяснения и воспроизведения изучаемого объекта — педагогического процесса профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности в следующей логической последовательности: модель процесса обучения — модель специалиста — модель содержания обучения. Методы анализа инструкций, квалификационных характеристик, государственных образовательных стандартов и других документов применялись для изучения характера и содержания деятельности специалистов, уточнения требований к их знаниям и умениям. Изучение педагогического опыта осуществлялось с целью ознакомления с практикой работы российских и зарубежных вузов по современной профессиональной подготовке студентов. С целью экспериментальной проверки проектируемого педагогического процесса проводилась опытно-экспериментальная работа.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения в Тольяттинском политехническом институте. В опытно-экспериментальную базу исследований входила система повышения квалификации руководителей: Школа менеджеров, Бизнес-школа, Волжская академия бизнеса и менеджмента, Центр инновационного образования при Институте повышения квалификации работников АО «АВТОВАЗ», а также совместный российско-американский Центр развития конкурентоспособности компаний (CBSD — Center of Business Skill Development, г. Москва), Региональный учебный центр и учебный центр «Жигули» (г. Тольятти), Толь-яттинский филиал Международного института рынка (ТФ «МИР»),.

Научная, методическая и опытно-экспериментальная работа проходила в сотрудничестве с консалтинговой компанией ABU CONSALT (Германия, г. Берлин), Институтом повышения квалификации концерна ФИАТ (ISVOR FIAT, Италия, г. Турин), консалтинговой компанией «Обучение технологиям» (FOR-TECH, Италия, г. Турин), Центром по обучению инновационному менеджменту (МАСО INTERNATION, Бельгия, г. Лёвен) и консультационной американской фирмой SMG (Strategic Management Group, Inc.) «Группа стратегического менеджмента», имеющей представительство в России (г. Москва).

В опытной и экспериментальной работе на разных этапах приняли участие 2364 преподавателей, инженеров и студентов образовательных учреждений по подготовке и переподготовке инженерного корпуса г. Тольятти.

Исследование велось с 1989 по 2000 гг., состояло из трех этапов и включало: этап (1989;1995 гг.) — организационно-педагогический — изучение состояния сложившейся практики обучения техническому творчеству и патентоведению в системе высшего технического образования, разработку и апробацию учебно-методических пособий по этим курсамобучение в вузах России и зарубежных стажировках содержанию и методике преподавания дисциплин «Общий менеджмент», «Многофункциональный менеджмент», «Менеджмент изменений».

II этап (1995;1998 гг.) — опытно-экспериментальный — подготовка теоретической базы исследования: анализ фундаментальных трудов по профессиональной педагогике, управлению, менеджменту, экономике, психологии управления, разработка педагогической концепции инновационной подготовки инженеров, отбор фактического материала, адаптация теоретического западного материала к российским условиям, накопление опыта ведения инновационных курсов на разных уровнях высшего инженерного образованияпроектирование педагогического процесса развития инновационных навыков у технических специалистов в вузе, её апробацию в процессе обучения.

III этап (1998;2000 гг.) — научно-обобщающий — научное обоснование модели специалиста — выпускника технического вуза и экспериментальная проверка эффективности педагогического проектирования содержания процесса формирования инновационных качеств при подготовке инженеров в вузе, апробация его на практике, экспериментальная проверка достоверности полученных выводов, публикация результатов исследования, подготовка и оформление диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались:

• выбором методологических подходов, основанных на современных представлениях о процессе формирования личности специалиста, содержании профессиональной подготовки;

• использованием комплекса теоретических и практических методов, адекватных его предмету и цели;

• длительным и целенаправленным изучением педагогического опыта в области инновационного профессионального образования;

• тщательной проработкой методологических, психологических и дидактических предпосылок выполненного проектирования;

• долговременностью использования разработанных материалов, повторением их в сходных условиях;

• решением поставленных в исследовании задач;

• репрезентативностью 10%-й выборочной совокупности количественного состава обучаемых, участвующих в проведении опытно-экспериментальной работы;

• научной апробацией исследования, ход и материалы которого обсуждались на международных, всероссийских и внутривузовских конференцияхпубликациями в изданиях различного уровня;

• использованием методов математической статистики и современного аппарата при обработке полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации процесса подготовки студентов технических вузов к инновационной профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1. Постановлена и разработана на теоретико-методологическом и практическом уровнях проблема профессиональной подготовки будущих инженеров к инновационной деятельности в стенах технического вуза.

2. Обоснованы концептуальные положения и методологические подходы к проектированию педагогического процесса инновационной профессиональной подготовки студентов:

• личностно-деятельностный, направленный на формирование личности современного специалиста, заинтересованного в подготовке к инновационной деятельности;

• профессиографический, предполагающий выделение ориентировочной основы инновационной профессиональной деятельности специалиста и на этой основе разработку модели специалиста, обладающего инновационными качествами;

• интегративный, позволяющий гармонизировать содержание подготовки будущего инженера на основе выделения и сопряжения программ инновационного блока;

• дифференцированный, способствующий развитию индивидуально-личностных особенностей и способностей студентов и созданию условий для их реализации, повышению их творческого потенциала и познавательной активности, формированию способности к самоуправлению и потребности в постоянном саморазвитии, самосовершенствовании.

3. Разработан педагогический процесс подготовки инженеров к инновационной деятельности на основе системного анализа данной области профессиональной деятельности.

4. Предложена методика эффективного функционирования разработанного педагогического процесса профессионально направленного обучения будущих инженеров инновационным качествам в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• разработан комплекс из трех экспериментальных учебных программ, предполагающих целенаправленную подготовку будущих инженеров к инновационной деятельности в условиях современного производства;

• внедрены в педагогическую практику программы интегрированного блока дисциплин «Основы технического творчества» (ОТТ), «Основы научно-технической информации и охрана интеллектуальной собственности» (ОНТИ и ОИС), «Инновационный менеджмент» (ИМ) в системе подготовки студентов технического вуза;

• составлены диагностические материалы и анкеты по определению качества подготовки будущих инженеров к инновационной деятельности;

• доказана эффективность реализации впервые разработанного педагогического конструкта процесса формирования инновационных качеств во время обучения в техническом вузе, обеспечивающего повышение качества подготовки инженеров в соответствии с потребностями современного производства.

Основные идеи и положения исследования внедрены в практику обучения студентов-электриков специальности 10.04.00 «Электроснабжение промышленных предприятий» ТолПИ, Тольяттинском институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов при АО «АВТОВАЗ», Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, Школе менеджеров ВАЗа, в системе получения второго высшего образования в Тольяттинском филиале Международного института рынка.

Результаты исследования были доложены и обсуждены на Российской научно-технической конференции «Проблемы технического управления в региональной энергетике» (Пенза, 1998), Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества в инновационных системах профессионального образования» (Тольятти, 1999), Международной конференции «Образование взрослых — шаг России в XXI век» (Импульс V Гамбургской конференции по образованию взрослых, Нижний Новгород, 1999), VII Внутривузовской научно-методической конференции «Современные интенсивно развивающиеся технологии обучения в высшем образовании» (Тольятти, 1999), II Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1999), III Международной научно-методической конференции «Университетское образование» (Пенза, 1999).

Результаты проведенного исследования докладывались на научно-методических семинарах кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» ТолПИ (1998, 2000) и на объединенном научно-методическом семинаре кафедр «Педагогика» и «Методика преподавания физики и физической электроники» Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (2000), где получили положительную оценку.

• Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция подготовки будущих инженеров к инновационной профессиональной деятельности во время обучения в вузе, которая обеспечивает их качественную подготовку, позволяющую решать сложные комплексные проблемы современного производства.

2. Модель специалиста, включающая следующие компоненты: компетенцию, мотивацию, индивидуальный стиль познавательной деятельности.

3. Спроектированный и реализованный дидактический комплекс подготовки инженеров к инновационной деятельности, реализующий потребность современного общества в широкопрофильной и гибкой инновационной подготовке специалистов.

4. Педагогический конструкт комплекса инновационных образовательных программ «Основы технического творчества», «Основы научно-технической информации и охрана интеллектуальной собственности», «Инновационный менеджмент».

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, семи приложений, библиографического списка литературы, включающего 244 наименования отечественных и зарубежных источников. Работа содержит 20 рисунков и 13 таблиц.

Выводы по второй главе.

1. Содержание профессионально направленной подготовки к инновационной деятельности студентов политехнического вуза определяется видами деятельности и качествами специалиста, заданными современным обществом и ориентированными на саморазвитие личности. Основой для разработки такого содержания подготовки является теоретическая модель процесса профессионально направленного обучения инновационным качествам студентов технического вуза и модель такого специалиста.

2. Методика профессионально направленного обучения инновационному блоку программ студентов политехнического вуза основана на моделировании как качеств специалиста, так и процесса обучения этим качествам. Моделированию подлежат цель, содержание, организационные формы поведения, методы и средства, деятельность преподавателя и управление познавательной деятельностью студентов, компетентность будущего специалиста, учебная мотивация, индивидуальный стиль познавательной деятельности.

3. Концептуальными составляющими проектирования процесса формирования инновационных качеств будущего инженера являются принципы системности, профессиональной направленности, гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования, прогностичности, профессиональной мобильности, модульности профессионального обучения.

4. Будущая профессионально-трудовая сфера деятельности является ведущей и основополагающей для определения содержания профессионально направленного обучения дисциплинам инновационного блока технического вуза. Выделяются интегративные компоненты содержания, отражающие взаимосвязь и взаимообусловленность содержания профессионально направленной подготовки к инновационной деятельности будущих инженеров с содержанием их профессионального обучения. Профессионально направленный компонент содержания реализуется постепенно, поэтапно, усложняясь от курса к курсу и реализуется комплексом дисциплин: «Основы технического творчества» — 1-й курс, «Основы научно-технической информации и охрана интеллектуальной собственности» — 4-й курс, «Инновационный менеджмент» — 5-й курс. Разработаны и согласованы схемы представления информации, рабочие программы по названным дисциплинам.

5. Для реализации процесса профессионально направленного обучения дисциплинам инновационного блока необходимо педагогическое проектирование соответствующей организации и структуры учебного процесса, разработка его конструкта, составляющего центральное звено обучения.

6. Опытно-экспериментальная проверка и апробация профессионально направленной подготовки студентов к инновационной деятельности доказала общую эффективность, подтвердила выдвинутую гипотезу.

7. Общая эффективность обучения дисциплинам инновационного блока студентов технического вуза выявлена путем анализа контрольных тестов, итогов научно-технической конференции студентов, анкет, защиты курсовых и самостоятельных работ, зачетов и экзамена, самооценки результатов формирования инновационных качеств выпускниками вуза, отзывов работодателей. Наиболее эффективными методами профессионально направленного обучения инноватике студентов вуза является моделирование типичных профессиональных ситуаций, деловые игры, система презентации работы команды, тренинги. ft Aui/otulim nnnnr гттаитго d/oq nnmnonniMv пгчпгптпот/ i/ muuadoi imauuam поптотил.

W. / Л1 II4S I I IU>irl V-/I I W W W I jr fi-^l I I I I IVj^l I JUty l Ml II IVjUUL^nWI II IWKI Л1 I V-/J IUI IU сти, подтвердил соответствие профессионально направленного обучения их личным потребностям и интересам, обнаружил достаточно выраженную мотивацию и интерес к изучению дисциплин инновационного блока, удовлетворенность содержанием предлагаемого курса обучения, его доступность и соответствие потребностям подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая настоящее исследование, посвященное решению проблемы подготовки инженеров к инновационной деятельности во время обучения в современном техническом вузе, подведем итоги решения поставленных в нем задач.

1. На основании анализа состояния вопроса подготовки инженеров к инновационной деятельности в условиях современного производства, определения уровня его актуальности, выявлена насущная необходимость специального педагогического исследования данного вопроса. Анализ исследований ученых-педагогов показал приоритетность направления современного образования в области развития и использования современных методов и технологий обучения в системе высшего, в том числе и политехнического образования. Результаты проведенного исследования дают основание утверждать, что в отечественной дидактике недооценивается значение процесса проектирования подготовки инженеров к инновационной деятельности в процессе обучения в вузе. В отсутствие дидактической концепции применения системного подхода в проектировании процесса формирования инновационных качеств будущих специалистов в вузе нельзя получить гарантированных результатов.

На сегодняшний день отсутствуют работы по осуществлению практической подготовки инженеров к внедрению инноваций в производство, разработке системной и целенаправленной организации учебного процесса формирования инновационных качеств будущих инженеров. В данной работе впервые в педагогической практике исследованы проблемы проектирования и конструирования модели процесса инновационного обучения технических специалистов в вузе, практической подготовки инженеров к внедрению инноваций в производство, конкретизированы вопросы и структуры процесса управления инновационной подготовки студентов в вузе посредством разработки конструкта комплекса из трех инновационных дисциплин: «Основы технического творчества», «Основы научно-технической информации и охрана интеллектуальной собственности» и «Инновационный менеджмент».

2. В результате проведенных исследований определены социальноэкономические и психолого-педагогические основы и условия проектирования процесса профессионально направленного обучения студентов политехнического вуза инновационной деятельности.

В качестве научных основ проектирования системы профессионально направленного обучения студентов выступали: методология системного подхода, проявление закона диалектики о всеобщих связях и зависимостях, сочетание антропоцентрической и со-циоцентрической моделей воспитания, развитие требуемых современным производством качеств и видов инновационной деятельности будущих специалистов.

Системный подход к проектированию педагогического процесса подготовки инженеров к инновационной деятельности предполагает преобразование всех общепедагогических и специфических принципов, определяющих и регулирующих функционирование исследуемого процесса в соответствии с системообразующим фактором — принципом профессиональной направленности в обучении инноватике, тем самым обеспечивается высококачественное усвоение комплекса инновационных дисциплин и их эффективное использование в предстоящей профессиональной деятельности. Осуществляется взаимодействие принципа профессиональной направленности с другими принципами обучения. Программно-целевой подход обеспечивает соответствие цели, содержания, методов, средств обучения инновационным дисциплинам ориентации преподавателей и ступл11тлг" I ю плпrrT^ni// |/ ппаплтлпшлГл пплгКлллмли^апьилм по^гмл, А пйм пл пог/лгмилгч/гчггч (Ц^П I UD па I J I JO\y Г I I ЧУ/И-ЦОМ | I^WV^/OOVKIWI LAi IUI IWKI puuu I w. Г IfJ^ri I Sl rriV^VIWI W проектирования и моделирования реализуются в условиях обучения, непрерывного и целостного становления и развития личности будущего специалиста как активного субъекта изучения и практического использования инноватики.

Педагогический процесс инновационной подготовки студентов имеет структурную организацию, состоящую из целевого, содержательного и управляющего компонентов. Ее направленность определяется параметрами внешней среды (тенденциями социального развития и потребностями общества и производства), а также параметрами внутренней среды вуза (образовательными потребностями студентов и образовательными возможностями вуза). Процессуальная модель педагогического процесса включает в себя проектировочный, гностический, конструктивный, организационный и коммуникативный компоненты. Импульс подсистеме задает компонент, отражающий социальный заказ, социально-экономические и научные требования к специалисту определенного профилярезультатом являются инновационные знания, умения и качества студентов.

Психологическим обоснованием системы профессионально направленного обучения студентов послужили: сочетание теории поэтапного формирования умственных действий, ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности, личностно-деятельного подхода, взаимосвязи предмета деятельности, его цели, мотива и осознанности. Дидактическими предпосылками явились теория и практика проблемного обучения, развития и саморазвития личности.

3. На основе научных предпосылок и теоретических положений определены концептуальные основы и спроектирована теоретическая модель процесса профессионально направленного обучения инновационным качествам студентов технического вуза.

Сущность модели процесса профессионально направленной подготовки студентов технического вуза к инновационной деятельности составил последовательный переход от анализа социально-экономического заказа общества на специалиста, обладающего инновационными качествами, учета личных интересов и потребностей студентов к проектированию педагогического процесса формирования востребованных знаний и умений в области инноватики. Затем на основе принятых концептуальных положений осуществлено поеобоазование всех компонентов педагогического пооиесса сЬоомиоования инноit ¦ • i t I I I вационных качеств в вузе в соответствии с требованиями и правилами принципа профессиональной направленности. В результате функционирования спроектированной модели процесса профессионально направленной подготовки студентов к инновационной деятельности общество получает современного конкурентоспособного специалиста. Целью осуществления спроектированного педагогического процесса является разработанная модель специалиста, обладающего прочными знаниями в инновационной области, сформированным отношением к такой деятельности в условиях современного производства, имеющего навыки регуляции собственного самообразования и развития.

В процессе решения третьей задачи исследования была разработана методика организации процесса получения совокупности знаний, умений, навыков и качеств при инновационной подготовке инженера в вузе, в основу которой взяты следующие методические положения:

• включение блока инновационной подготовки как важной составной части общей профессиональной подготовки специалиста;

• взаимосвязь и осуществление дидактических принципов обучения при формировании содержания дисциплин «Основы технического творчества», «Основы научно-технической информации и охрана интеллектуальной собственности» и «Инновационный менеджмент»;

• активный, деятельностный, мотивированный подход к обучению;

• системность в процессе формирования знаний, умений, навыков и инновационных качеств;

• единство учебной, профессиональной и игровой деятельности в процессе обучения. Моделирование процесса подготовки к инновационной деятельности в процессе производства составляет основу методики реализации профессионально направленного обучения студентов технического вуза. В исследовании разработана и реализована модель организации учебного процесса профессионально направленной подготовки студентов к инновационной деятельности.

Экспериментальная проверка методики реализации процесса получения совокупности знаний, умений, навыков и качеств при инновационной подготовке инженеров и студентов показала ее эффективность.

4. Опытная проверка и серия экспериментов подтвердили общую эффективность разработанного процесса профессионально направленного обучения инноватике студентов технического вуза. Она показала, что 87% студентов-выпускников, прошедших обучение инновационному блоку дисциплин, высоко оценивают применимость полученных навыков в будущей деятельности, 92% считают освоение инновационных дисциплин соответствующим своим интересам и потребностям профессиональной подготовки.

Экспериментальная проверка доказала правильность сформулированной гипотезы, всей совокупности разработанного процесса профессионально направленного обучения инноватике студентов технического вуза и методики ее реализации.

Продолжение исследования автор диссертации видит в детальной разработке вопросов становления системы подготовки современных инженеров к инновационной деятельности, включающей в себя не только обучение студентов в вузе, но и непрерывное обучение, повышение квалификации инженеров-руководителей в области инновационной деятельностисовершенствования межпредметных связей в процессе обученияразвития и более широкого использования самых современных технологий обучения: модульных, информационных и коммуникационныхоптимизацию проектирования учебного процесса формирования инновационных качеств и технологий его реализации, гарантирующих цепочку «цель — результат" — совершенствования системы оценки качества обучения инновационным дисциплинам, осуществление квалиметрического подхода, системы комплексной диагностики сформированности у инженеров совокупности интеллектуальных и личностных инновационных качеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Вклад в будущее: приоритет образования/Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993.- 164с.
  2. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. -Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1996. 568с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. -Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1998. 318с.
  4. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 199с.
  5. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987. — 256с.
  6. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 196с.
  7. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 249с.
  8. С.Я. Блочно-модульное обучение. М.: Домодед. произв. комп., 1997. -258с.
  9. Н.П., Овчинникова Г. М. Обучение в техническом вузе как процесс изменения// Педагогические, экономические и социальные аспекты учебной, научной и производственной деятельности: Межвуз. сб. научн. трудов. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 1998. -С. 4−6.
  10. И.Безлепкин В. В., Власов В. В., Мисеюк Р. Е. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра// Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 134 142.
  11. А.П. Интегративная модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 226с. л 1~71. I I• 13. Белов В. Л., Шумянкова Н. В. Модульное обучение студентов// Социально-политический журнал. 1994. — № 7,8.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344с.
  13. А.Н., Михелькевич В. Н. Многоуровневая структура высшего технического образования: проблемы и решения// Вестник Самарского технического университета. -1995.-№ 3,-С. 7−25.
  14. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. — 304с.
  15. В.П. Слогаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.• 190с.
  16. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 143с.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института проф. образ. Мин. образ. РФ, 1995. — 336с.
  18. .П. Методологические вопросы измерения свойств личности учащихся/ В сб.: Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов. М.: 1973. — С. 92−93.
  19. М.С. Инновации и новизна в педагогике// Советская педагогика. 1989. -№ 12.-С. 36−40.•
  20. Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1998. -40с.
  21. Введение в научное исследование по педагогике/ Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 237с.
  22. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991 -207с.
  23. Вершловский С. Г, Эффективная школа. СПб.: Центр педагогической информации, 1995.-107с.
  24. Влияние развития науки, техники, экономики, культуры на содержание высшего профессионального образования// Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор информации НИИ ВШ, Вып. 4. М.: 1996.
  25. Г. В., Тепикина Г. М., Яценко А. А. Непрерывная профессиональная подготовка студентов-электриков// В сб.: Передовой опыт в рамках комплексной программы целевой интенсивной подготовки специалистов. М.: 1988. — С. 254.
  26. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999.-208с.
  27. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер/ Пер. с англ. М.: Дело, 1991. -313с.
  28. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 150с.
  29. В.П. Организация управления предпринимательской деятельностью в системе дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -СПб., 1996. -41с.
  30. B.C. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990.-224с.
  31. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608с.
  32. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования- М.: Госкомитет РФ по высшему образованию. 1995. 384с.
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 650 900 Электроэнергетика. М.: Мин. обр. РФ, 2000. — 45с.
  34. М.В., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136с.
  35. В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управления развитием организации"/ Модуль 7. М.: ИНФРА — М, 1999. — 328с.
  36. Г. Управление персоналом/ Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997. — 432с. а -гг1.t1.I J
  37. Т.П. Проектирование педагогической подсистемы дополнительной подготовки инженера как фактор расширения его профессиональной стабильности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 23с.
  38. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999. -200с.
  39. .И. Структура и динамика мотивов деятельности// Вопросы психологии. -1984.-№ 4.
  40. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 192с.
  41. О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования// Вестник высшей школы. 1996. — № 1. — С. 21−27.
  42. С.Г. Базовая подготовка будущих специалистов по управлению персоналом: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1996. -21с.
  43. В.Н. Проблема формирования индивидуальных качеств коллективного работника в современной педагогике США. М.: Знание, 1992. — 162с.
  44. В., Приходько В., Федоров И. Высшая техническая школа на рубеже веков// Высшее образование в России. -1999. № 1. — С. 3−11.
  45. В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда// Высшее образование в России. 1999. — № 2. -С.3−6
  46. В.М., Приходько В. М., Луканин В. Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. М.: РИК Русанова, 1997. — 200с.
  47. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. — 432с.
  48. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.-160с.
  49. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой М.: Знание, 1991.-62с.
  50. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Высшее образование в России.1992.-№ 3,-С. 5−31.
  51. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб.: Просвещение, 1995. -324с.
  52. С .И. Основы андрагогики: Учебное пособие. М.: Флинта Наука, 1999. — 152с.
  53. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 384с.
  54. ПЛ. Теоретические основы проектирования образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1995. — 38с.
  55. Инновационный менеджмент/ Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи: ЮНИ-ТИ, 1997. -327с.
  56. Инновационный менеджмент: Справочное пособие/ Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: ЦИСН, 1998. — 568с.
  57. Инновационное обучение и наука/ Под ред. В. Я. Ляудис. М.: РАН ИНИОН, 1992. -51с.
  58. Инновационные методы обучения в вузе: Сб. научных трудов/ Под ред. Л. С. Беляевой, Г. Г. Хамова. Мурманск: Мурм. гос. пед. ин-т, 1993. — 198с.
  59. Инновационные подходы к науке. Теоретические и методологические проблемы со-циогуманитарного познания: Сб. статей. / Под. ред. Ю. Г. Волков. Ростов-н/Д.: ИППК приРГУ, 1995.-224с.
  60. Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации профессионального и бизнес образования: Матер. Межд. научно-практ. конф. — Красноярск, 1995/ Под ред. И. Н. Семенова, А. И. Субетто. — Тамбов, 1996. — 54с.
  61. Инновационные процессы в образовании: Сб. статей / Под ред. Г. А. Бордовского. -СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1997. Т.1 — 204с.- Т.2 — 285с.
  62. Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии/Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. -112с.
  63. Инновационные образовательные технологии: Тезисы докл. научно-практ. семинара/ Под ред. А. С. Борщева. Саратов: Изд-во Сар. гос. техн. ун-та, 1998. — 125с.
  64. Инновационное образование на рубеже XX XXI веков: Матер. Межд. научно-практ. конф. — Казань: Унипрес, 1998. — 4.1 — 192с.- - 4.2 — 180с.
  65. Инновационные контуры мировой экономики. Прогноз развития на 2000 2015 гг./ Под. ред. М. В. Грачева. — М.: Изд-во РАН, Ин-т мир. эконом, и межд. отношений, 1999. см -О II/.
  66. Интеграционные основы проектирования педагогических технологий/ Под ред. B.C. Безруковой. Екатеринбург: СИПИ, 1993. — 164с.
  67. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М: Педагогика, 1990. -72с.
  68. С.Ф. Гибкие образовательные структуры в системе непрерывного образования/ Обзор по обеспечению гос. целевых программ и по проблемам КП НТП стран-членов СЭВ.-М., 1989.-52с.
  69. Качество, содержание и технологии образования: Тезисы докладов// Седьмой симпозиум «Квалиметрия человека и образования». Кн. 2 Ч. IV/ Под ред. А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 140с.
  70. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Автореф, дис.. канд. пед. наук. Минск, 1994. — 20с.
  71. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Центр «Эксперимент», 1995. -171с.
  72. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели.: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 222с.
  73. В.Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. -328с.
  74. Ю.Я. Образовательный императив. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 368с.
  75. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 24 июля 1998 г.// Российская газета. 1998,19 авг.
  76. Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 19с.
  77. Ю.А. Анализ урока. М.: Пед. поиск, 1999. — 335с.
  78. Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИП КРО, 1996. -439с.• 82. Концепции, структуры и содержания многоуровневой системы высшего технического образования России. СПб.: Изд-во СПб ГТ’У», 1993. 210с.
  79. Комментарий к Федеральному Закону «О Высшем и послевузовском профессиональном образовании"/ Под ред. В. М. Серых, Е. В. Буслова. М.: Инф-изд. дом «Филин», юрид. дом «Истицинформ», 1998. — 355с.
  80. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера/ Под ред. Э. С. Чугуевой. -Л.: ЛГУ, 1991. 182с.
  81. Г. П., Давыдов В. А. Физический мир и его математическое описание. Тольятти, 1999.- 295с.
  82. О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы.• -М.: Наука, 1989. 142с.
  83. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Педагогика, 1990 — 132с.
  84. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, Рыбинск: Изд-во НИИ профтехобраз., 1993. — 53с.
  85. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. 274с.
  86. Ю.А. Взаимосвязь профессионального образования и производства. Толо-ятти: Изд-во ТолПИ, 1996. — 158с.
  87. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Изд-во СамГУ, 1993. -112с.
  88. Н.И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой B.C. Нововведения в организациях// Структура инновационного процесса М.: ВНИИСИ, 1981. — 144с.
  89. ЭЗ.Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание/ АПН СССР. М.: АПН СССР, 1988.-282с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Наука, 1983. — 392с.
  91. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства. М.: Высшая школа, 1989. — 129с.
  92. Н.П. Образование в условиях интенсификации в экономике. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  93. З.С. Комплексный подход к проектированию спецкурса в техническом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 24с.
  94. З.Ф. Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий• интеллектуальной собственности в сфере образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М.: 1997.-41с.
  95. Макарова Л. В, Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 161с.
  96. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-168с.
  97. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с=
  98. Менеджмент организации/ Под. ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ф ИНФРА-М, 1997.-432с.
  99. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 1996.-704с.
  100. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие/ Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172с.
  101. А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб, 2000. — 40с.
  102. Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер: Монография. Новосибирск: НЭТИ, 1992. -115 с.
  103. В.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара: СГТУ, 1998. — 172с.
  104. Н.А. Научно-методическое обеспечение дополнительного педагогического образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 159с.
  105. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: ЧИРПРО, 1998. — 261с.
  106. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. -М.:ИЦП НПО РАО, 1997.-254с.
  107. Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280с.
  108. С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждениях профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.-47с.
  109. Образование взрослых и прогресс. Институт международного сотрудничества. -Бонн, 1994.-432с.
  110. В. Введение в общую дидактику/ Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990. -382с.
  111. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз/ Под ред. С.Г. Вершлов-ского. СПб.: ГУПМ, 1998.-161 с.
  112. Г. М., Тарабрин О. А. Подготовка проект-менеджеров для ВАЗа//Сб. научных трудов МИРа. Самара: Изд-во КуАУ, 1998. — С. 396−399.
  113. Г. М., Бахарев Н. П. Новые технологии подготовки технических спе-циалистов//Сб. научных трудов ПТИС. Вып. 4. Ч. 2. Тольятти: Изд-во ПТИС, 1998. — С. 135−139.
  114. Г. М., Тарабрин О. А. Педагогические аспекты постдипломного обра-зования//Сб. научных трудов МИРа. Самара: Изд-во СГАУ, 1999. — С. 490−494.
  115. Г. М., Бахарев Н. П. Инновационный подход к непрерывному образованию инженеров-управленцев// Наука, техника, образование г. Тольятти и Волжского региона: Сб. научн. трудов. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 1999. — С. 316−319.
  116. А.К. Проектирование содержания базового профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.- 1997.-22с.
  117. Т.П. Технология повышения квалификации учителей в процессе инновационной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, — 1998. — 30с.
  118. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе/ Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. Москва-Тюмень: Изд-во МГПУ-ТИПК, 1994. -277с.
  119. Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640с.
  120. Педагогика/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
  121. Ю.В. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития/ Ю. В. Перевалов, О. Н. Нестеренко, В. А. Ятнов. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1998. — 191с.
  122. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432с.
  123. В.И. Системное управление образованием взрослых: Автореф. дис. .• д-ра пед. наук. Ярославль, 2000. — 38с.• 135. Полонский В. М. Народное образование. Педагогика: Рубрикатор. М.: Наука, 1QQR 150с1. JJy, I V/VVI
  124. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 142с.
  125. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований// Советская педагогика. 1988 — № 11. — С.48−53.
  126. М. Международная конкуренция/ Под. ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1998. — 895с.
  127. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 270с.
  128. А.И. Современная социология организаций. М.: Фирма «Интерпракс», 1995.-295с.
  129. Проблемы развития современных педагогических систем: (Межвуз. сб. научных трудов)/ Под ред. В. П. Беспалько. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1980. — 130с.
  130. Прогнозирование в образовании: теория и практика/ Под ред. Б. С. Гершунского. -М.:ИТПИМПО, 1993.-209с.
  131. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/ Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904с.
  132. Т.Г. Управление исследовательской деятельностью студентов в процессе обучения в техническом вузе: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 199с.
  133. Психология и педагогика/ Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 256с.
  134. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. В. М. Николаенко. М.: ИН-ФРА-М, 1999.-174с.
  135. Развитие образования и науки на пороге XXI века: Сб. научн. сообщений № 4. -СПб.: ГУЭФ, 1997.- 128с.
  136. Разработка пороговых оценочных средств для оценки общей образованности учащихся в системе непрерывного образования/ Под ред. Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 60с.
  137. М.Л. и др. Управление программами и проектами: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. — М.: ИНФРА-М, 1999. -392с.
  138. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие. СПб.: Изд. центр СПбГТУ, 1996. — 140с.
  139. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304с.
  140. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205с.
  141. Л.Г. Проблемы управления инновационными процессами в системе образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 177с.
  142. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие/ Под ред. А. И. Рофе. М.: МИК, 1998. — 160с.
  143. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2000. — 712с.
  144. Т.М. Профессионально направленное обучение иностранному языку студентов экономических специальностей колледжа: Дис. канд. пед. наук. Тольятти, 1998.-229с.
  145. . Инновация как средство экономического развития/ Пер. с венгерского. -М.: Прогресс, 1990.-295с.• 162. Саймон Б. Общество и образование/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 197с.
  146. Селезнева НА Смена стратегий в развитии высшего образования и научных исследований/'/' Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе. Горький: ГГУ, 1989.-С. 5−11.
  147. Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1991.-61с.
  148. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. М.: Пед. общество России, 1999. -430с.
  149. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 96с.• 167. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.- 150с.
  150. В.Х. Методика согласования экспертных оценок образовательных концепций// Педагогика. 1994. — № 4. — С.39−43.
  151. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.-224с.
  152. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  153. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образовани-ем.-Л.: Изд-во Л ГУ, 1977.-136с.
  154. Современная дидактика: Теория практика/ Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: ИТПИМИО, 1994. — 288с.
  155. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 275с.
  156. Социальные и психологические проблемы интенсивной подготовки специалистов.• -Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 127с.
  157. А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Кн. 1. -Тольятти, 1999.-208с.
  158. А.И. От квалиметрии человека к квалиметрии образования (генезис). -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. -242с.
  159. B.C. Формирование конкурентноспособного специалиста в профессиональной школе (на примере подготовки специалистов для сферы торговли и общественного питания): Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1999. — 16с.
  160. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. -344с.
  161. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — 108с.
  162. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. — 173с.
  163. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник. М.: Академия, 1998. — 287с.
  164. Д.В., Воровщиков С. Г. Консалдинговая служба в образовании. М.: Новая школа, 1997. -80с.
  165. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов., 1994. — 60с.
  166. . Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1989.-271с.
  167. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207с.
  168. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995. -336с.
  169. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 1998. -272с.
  170. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.27П"1.?Х,.
  171. Ю.С. Интегративная сущность профессионально-педагогической подготовки учащихся и проблемы педагогического проектирования// Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Технологический аспект. Свердловск: СИПИ, 1991.-С. 3−8.
  172. Ю.С. Взаимосвязь педагогической интеграции и проблемного обучения// Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: СИПИ, 1992. — С.107−120
  173. Ю.Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, 1998.-528с.
  174. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы/ Т. И. Шамова, Т.М. Да-выденко, Н. А. Рогачева. Архангельск: Изд-во Помор, междунар. пед. ун-та, 1995. -161с.
  175. Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993. — 144с.
  176. Управление проектами/ Под ред. В. Д, Шапиро. СПб.: Два Три, 1998. -610с.
  177. Управление персоналом/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-423с.
  178. Р.А. Инновационный менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.-600с.
  179. В. Образование для новой России// Высшее образование в России. -2000. -№ 1.-С. 7−13.
  180. Т.Ю. Программно-целевой подход к формированию и развитию интеллектуального потенциала в образовательной системе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб, 1996.-19с.
  181. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В .Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989.-239с.
  182. Э. Иметь или быть?/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 330с.
  183. Э. Бегство от свободы/ Пер с англ. М.: Прогресс, 1995. — 251с.
  184. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1996. -20с.
  185. Целевая интенсивная подготовка специалистов/ Под ред. A.M. Липанова, А.П. Лу-кошкина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 184с.
  186. Н.К. Фактор и средства взаимосвязи педагогического и технического знания в дидактике профтехобразования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1989. -16с.
  187. Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1992. — 224с.
  188. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989.-150с.
  189. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 121с.
  190. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1998. — 149с.
  191. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. — 160с.
  192. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 315с.
  193. В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие. М.: Логос, 1999. -199с.
  194. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  195. Т.И., Малинин А. Н., Тюло Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М: Изд-во МГПУ, 1993. -123с.
  196. В.И., Загорец И. В. Выбор учащимися педагогической профессии// Советская педагогика, 1991. № 4. — С. 94−98.
  197. В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994. -37с.
  198. B.E., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романкова Л. И. Инновационное образование (парадигмы, принципы реализации, структура научного обеспечения)// Высшее образование в России. -1994. № 2. — С. 13−28.
  199. В.Е. О проблемах реформирования образования в Российской Федерации. М.: МАНВШ, 1997. — 32с.
  200. В.В. Проектирование квалитативного образования инженера. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1997. — 50с.
  201. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1991.-91с.
  202. Н.Р. Методологические знания и их роль в развитии педагогической науки и практики обучения и воспитания: Метод, пособие. М.: ЦСПО РСФСР, 1988. -79с.
  203. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. -272с.
  204. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998. — 639с.
  205. А.Н. Теория и практика интегративного подхода к обеспечению качества подготовки абитуриентов технических вузов: Дис.. д-ра пед. наук. Тольятти, 1999. -391с.
  206. Angel! О., Smithson S. Information System Management: Opportunes and Risks, Chap. 9, Macmillan, Basingstoke, 1997.
  207. Bamett H. Innovation: The Basis of Cultural Change. N.Y., 1983.
  208. Basset G. Innovation in primary education. Lnd., 1972.
  209. Beverly D., Shaklee D., Cushner K. Inquiry Based Teacher Education// Педагогическое образование для XXI века. М., 1994.
  210. Byars Lloyd L., Rue Leslie W. Human Resource Management. IRWIN Inc. Homewood, Boston, 1991.
  211. Cassels John. Britain’s real skill shortage and what to do about it. London: Policy Studies inst., 1990.
  212. Cornwall Jeffrey R., Pereman B. Organization entrepreneur ship. IRWIN Inc, Homewood, Boston, 1990.
  213. Griffin M.P. The teacher artist// The education digest. -1989. — Vol. 54. — № 8.
  214. Jessup F. The Idea of Lifelong Learning. A Symposium on Continuing Education. Oxford Pergamon Press, 1969.
  215. Kelley R.F. The Gold Collar Worker. New York, 1985.
  216. Morris P.G. Managing Project Interfaces Key Points for Project Success// Project Management Hand BookI Eds. Clealand D., King W. — N.Y., 1995.
  217. Operation Management. Appendix: Project Management/ Sectorial Management Course. Trainer’s teaching material. ISVOR-FIAT, 1994.
  218. Rogers E.M. Diffusion of innovation. № 4. — Free Press, 1983.
  219. Rogers E.M., Shoemaker E.F. Communication of innovation. Across-cultural approach. -№ 4. Free Press, 1971.
  220. Roberts E.B., Fusfeld A.R. Critical functions: Needed roles in innovation process in career issues in human resource management, ed. R. Kutz. N.Y.: Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1993.
  221. Statistical Year book. Paris, UNESCO, 1997.
  222. Thamhain H.J., Wileman D.L. Criteria for Controlling Project Accounting to Plan, Project Management Journal. 1986. — June. — P. 75−87.
  223. Trends and development of technical and vocation education. Paris: UNESCO, 1990.
  224. Vocational Training in the countries of Central and Eastern Europe: What course of action for the Europe Community? Thessaloniki, Greece, 1992. — Paris: Assemblee des cham-bres fr. de commerce et d’industrie, 1992.
Заполнить форму текущей работой