Правило проверки безударного гласного в корне
Учитель рассказывает историю о том, как Незнайка капнул вареньем на карточку, где было написано предложение, и теперь неизвестно, какую букву надо написать в этом слове. Обобщая свои действия, ученики по-своему, как могут, сформулируют правило проверки, а затем сравнят то, что они сказали, с тем, что написано в учебнике. Далее в течение всего периода обучения в начальных классах школы дети будут… Читать ещё >
Правило проверки безударного гласного в корне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривая в процессе обучения на уроках весь материал, содержащийся в предшествующих пунктах технологического плана, ученики, по сути, знакомятся со всеми ключевыми понятиями и действиями, связанными с выделением и проверкой орфограммы, и усваивают их. Таким образом, они готовы к тому, чтобы самостоятельно сформулировать правило проверки, не прибегая к помощи учебника.
Для этого важного момента учитель приберегает корень, который ранее в предварительных упражнениях не использовался, например корень -крив-. ^___^.
Детям предъявляется предложение: На краю болота росла крФвая осинка.
Учитель рассказывает историю о том, как Незнайка капнул вареньем на карточку, где было написано предложение, и теперь неизвестно, какую букву надо написать в этом слове.
— Давайте поможем ему. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы определить букву гласного звука в корне?
Ученики читают предложение, уточняют значение слова кривая, находят слово, связанное с ним по смыслу, — кривая березка, выписывают оба слова, оставив пропуск на месте орфограммы.
Затем начинаются рассуждения. Прежде всего, устанавливается, какой звук может прятаться под кляксой. Ученики ставят ударение, произносят слово, вслушиваясь в звучание гласного в корне. Выясняется, что в нем слышится нечто среднее между [и] и [э]. Согласно сделанным раньше наблюдениям, этот звук может быть обозначен буквами и, е, я. Как же выбрать правильную букву?
В поисках ответа на этот вопрос ученики, наверняка, предложат подобрать однокоренные слова и найти среди них проверочное. Чтобы подбор однокоренных слов не затянулся и не утомил детей, учитель может заранее написать на доске предложения со схемами нужных слов:
На кочке росла енькая березка.
Лента была отрезана о. да правду не поборет.
Повариха побледнела, обмерла и о ела.
Указывая детям на последнее предложение, учитель может напомнить, из какой сказки оно взято, и произнести предшествующие строчки:
…И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
После того как ученики скажут, что гласный корня в слове кривая обозначается буквой и, учитель спрашивает:
— Так что же надо сделать, чтобы проверить безударный гласный в корне?
Обобщая свои действия, ученики по-своему, как могут, сформулируют правило проверки, а затем сравнят то, что они сказали, с тем, что написано в учебнике.
Далее в течение всего периода обучения в начальных классах школы дети будут продолжать упражняться в правописании безударного гласного в корне.