Формы и приёмы работы воспитателя по адаптации детей
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбираются разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества и др… Читать ещё >
Формы и приёмы работы воспитателя по адаптации детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.
Первоочередным является сбор сведений о ребёнке и его семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, сформированности его навыков, об интересах и т. п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей — дать квалификационные рекомендации по подготовке ребёнка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, наличие необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми и т. п.). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребёнка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбираются разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества и др. Используются различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Также для того, чтобы прошла успешная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей.
Рекомендации для воспитателей:
- — любите детей и относитесь к ним как к своим;
- — помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- — приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- — необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- — проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребёнку;
- — по возможности посетите семью ребёнка, узнайте о привычках и интересах детей;
- — проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребёнка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- — любите своего ребёнка таким, какой он есть;
- — радуйтесь своему ребёнку;
- -разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном;
- — слушайте ребёнка, не перебивая;
- — установите четкие и определенные требования к ребёнку;
- — не устанавливайте для ребёнка множество правил;
- — будьте терпеливы;
- — каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное;
- — в разговоре с малышом называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
- — поощряйте в малыше стремление задавать вопросы;
- — чаще хвалите ребёнка;
- — поощряйте игры с другими детьми;
- — интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребёнка в детском саду;
- — не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребёнка;
- — помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- — прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
- — посещайте групповые собрания.
Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.