Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование инновационного потенциала промышленного предприятия на принципах бенчмаркинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная экономика и региональное инновационно-устойчивое развитие» (Чебоксары, 2006) — на Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука, технологии, инновации» (Новосибирск, НГТУ, 2004) — на Межвузовском… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы использования бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала промышленного предприятия
    • 1. 1. Управление инновационной деятельностью как форма предпринимательской активности современного предприятия
    • 1. 2. Понятие и структура инновационного потенциала промышленного предприятия
    • 1. 3. Бенчмаркинг как инструмент управления и его классификация
  • 2. Методический подход к использованию бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала предприятия
    • 2. 1. Использование бенмаркинга для формирования инновационного потенциала промышленного предприятия
    • 2. 2. Методика оценки инновационного потенциала как этап бенчмар-кингового процесса
    • 2. 3. Оценка инновационного потенциала предприятия как этап бен-чмаркингового процесса
  • 3. Апробация методики использования бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала НПО «ЭЛСИБ» ОАО
    • 3. 1. Характеристика инновационной деятельности НПО «ЭЛСИБ»
    • 3. 2. Основные инновационные проекты, реализуемые НПО «ЭЛСИБ»
    • 3. 3. Комплексная оценка инновационного потенциала НПО «ЭЛСИБ» ОАО как этап бенчмаркингового процесса

Формирование инновационного потенциала промышленного предприятия на принципах бенчмаркинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост и увеличение валового внутреннего продукта возможно только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений, а так же на способности к инновационной деятельности и нововведениям.

В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям. Возможность перехода российских предприятий в режим устойчивого развития определяется их способностью осуществлять инновационную деятельность, под которой понимается освоение и выпуск принципиально новой продукции, соответствующей требованиям мирового рынка.

Эта проблема является особенно актуальной для нашей страны, находящейся в переходном периоде к рыночным отношениям. Сегодня для большинства промышленных предприятий способность адаптироваться к быстро меняющейся экономической и политической ситуации является насущной задачей.

В связи с этим резко встает вопрос о выборе наиболее эффективного инструментария управления инновационной деятельностью предприятия, оценки инновационного потенциала, разработки путей повышения инновационной активности. Это позволит повысить конкурентоспособность предприятия, оперативно определить внутренние возможности инновационной деятельности, обнаружить скрытые резервы развития организации в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью разработки научно-обоснованных подходов к формированию инновационного потенциала промышленных предприятий, а также его комплексной оценке. Причем, качество инновационного потенциала определяется не только величиной тех или иных ресурсов, но и их сбалансированностью, наличием оптимальных пропорций между ними.

Существующие методы оценки инновационного потенциала не предлагают решения проблемы формирования инновационного потенциала, поэтому появилась необходимость рассмотреть возможность применения новых инструментов управления для формирования и оценки инновационного потенциала, в частности, бенчмаркинга.

Степень изученности проблемы. Научный интерес к проблеме управления инновационной деятельностью промышленного предприятия заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

Проблемы инновационной деятельности предприятий проанализированы в работах российских и зарубежных ученых Й. Шумпетера, И. Ансоффа, Н. Тер-пецкого, А. П. Пригожина, И. В. Бойко, Ф. Ф. Глисина, Л. М. Гохберга, А. И. Николаева, С. В. Валдайцева, И. П Завлина, Ю. Морозова, А. Б Титова, С. В. Силкина, Л. П. Пачиковой, JI.H. Оголевой, Х. Нойбауэра, П. Друкера, Р.А. Фат-хутдинова, Э. А. Уткина, Г. И. Морозова, Н. И Морозовой, А. И. Пригожина, В. Г. Медынского, С. В. Ильдеменова, И. Т. Балабанова, В. Багова, А. И. Басова, О. В. Васюхина, Т. А. Филипповой и ряда других.

В России также создан определенный теоретический фундамент оценки инновационного потенциала и уровня его использования. Так, исследованию понятия инновационного потенциала посвящены работы В. И. Кушлина, Г. И. Жица, Г. Доброва, В. Е. Тонкаева, А. А. Савельева, Н. Н. Ахметовой, О. А Ги-ренко-Коцубы., О. П. Коробейникова, И. А. Коршунова, О. В. Косолапова, А. И. Николаева, Г. А. Паламаренко, Е. Н. Сафонова, А. А. Трифиловой, А. Румянцева, М. Минтаирова, А. Г. Поршнева, З. Б. Румянцева, Н. А. Соломатина, В. Н. Гунина и Др.

Практические аспекты использования бенчмаркинга для совершенствования деятельности предприятий рассматриваются в трудах зарубежных ученых, таких как: Р. Кэмп, М. Спендолини, Дж. Харрингтон, Г. Ватсон, Дж. В. Альстет, Дж Уилли, Дж. Роберт, Дж. Боксвел и др. В последние годы проблемы использования бенчмаркинга для совершенствования деятельности отечественных предприятий вызывают интерес и у российских ученых, таких как: И. А. Аренков, Г. Л. Багиев, Д. Маслов, Е. А. Михайлова, И. П. Данилов и др.

Вместе с тем, проблема использования бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала промышленного предприятия пока не нашла достаточно полного отражения в литературе и нуждается в углубленном исследовании. На сегодняшний день необходима методика использования бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала и комплексной оценки инновационного потенциала как этапа бенчмаркингового процесса.

Выбор темы и цели диссертационного исследования обусловлен актуальностью решения данной задачи.

Цель исследования — разработка методических основ использования бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала промышленного предприятия и методики комплексной оценки инновационного потенциала как этапа бенчмаркингового процесса.

В соответствии с целью исследования в работе потребовалось решение следующих задач:

•проанализировать существующие в зарубежной и отечественной науке теоретические положения и подходы к понятиям «инновация» и «инновационный потенциал» и выявить их сущность;

•уточнить сущность понятия «бенчмаркинг» и проанализировать существующие методические подходы к проведению бенчмаркинга;

•разработать методический подход к использованию бенмаркинга для формирования инновационного потенциала предприятия;

•определить направления и показатели оценки инновационного потенциала;

•исследовать методы комплексной оценки инновационного потенциала;

•разработать методику оценки инновационного потенциала как этапа бенчмаркинга;

•апробировать методику на предприятиях г. Новосибирска.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методических подходов к формированию и оценке инновационного потенциала промышленного предприятия.

Объектом исследования являются процессы инновационной деятельности промышленных предприятий.

Область исследования соответствует специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)», области исследования 4.2 «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в данной объектно-предметной области, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии.

В качестве инструментов исследования используются следующие методы: системно-интеграционный подход, включающий в себя комплексный и системный подходы, а также методы сравнительного анализа и синтеза, группировки, экспертных оценок, балльных оценок по шкале желательности, попарных сравнений, анализа иерархий и интегральных оценок.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации, опубликованные в экономической литературе и периодической печати, а также внутренняя отчетность предприятий г. Новосибирска.

Научная новизна выводов и результатов, полученных в диссертационной работе и выносимых на защиту, состоит в следующем:

•в результате анализа сущности понятий «инновации» и «инновационный потенциал» было доказано, что только применение современных инструментов управления позволяет улучшить состояние инновационного потенциала предприятия, было предложено использовать бенчмаркинг для формирования инновационного потенциала и его оценки;

•предложена комплексная система классификации инноваций, основанная на пятнадцати признаках, а также классификация бенчмаркинга, охватывающая все его виды, выделены семь компонентов структуры инновационного потенциала и систематизированы показатели, характеризующие каждый компонент;

•разработана методика поэтапного проведения бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала промышленного предприятия и его оценки, в которой объединены три взаимосвязанных аспекта: 1) систематизация и группировка показателей, характеризующих компоненты структуры инновационного потенциала- 2) сравнительный анализ показателей (метод попарных сравнений Т. Саати) — 3) ранжирование показателей по степени их воздействия на перспективу развития направлений исследования (метод оценок по шкале желательности С. Харрингтона);

•разработана и апробирована методика интегральной оценки инновационного потенциала промышленных предприятий, как этапа бенчмаркинга;

•предложены практические рекомендации для проведения бенчмаркинга с целью формирования инновационного потенциала предприятия.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования создают научно-методические основы для использования бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала и его комплексной оценки как этапа бенчмаркингового процесса, что способствует обоснованному принятию управленческих решений. Результаты могут использоваться для обоснования эффективности инвестиций в инновационную деятельность всех уровней. Научные результаты целесообразно использовать в образовательных программах экономического профиля различного уровня.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная экономика и региональное инновационно-устойчивое развитие» (Чебоксары, 2006) — на Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука, технологии, инновации» (Новосибирск, НГТУ, 2004) — на Межвузовском научном семинаре «Экономические проблемы реализации стратегического плана развития промышленных предприятий г. Новосибирска» (Новосибирск, НГТУ, 2004 — 2006), на Межкафедральном научно-методическом семинаре «Современные проблемы экономики и менеджмента» (Новосибирск, СГГА, 2004).

Результаты, полученные в исследовании, нашли практическое применение при формировании инновационного потенциала НПО «ЭЛСИБ» ОАО и в учебном процессе НГТУ.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в пяти печатных работах общим объемом 2,1 п.л. (1,7 п.л. — авторские), в том числе 1 научная статья в рецензируемом издании, входящем в перечень изданий, рекомендованном ВАК РФ, 2 научных статьи в сборниках научных трудов, 1 научная статья в научном журнале, 1 доклад на Всероссийской научно-практической конференции.

Структура диссертации. Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам исследования и отражает логику рассматриваемых вопросов. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, двух приложений. Объем работы — 141 страница основного текста, она содержит 8 рисунков и 30 таблиц.

Заключение

.

В сжатом виде результаты выполненного диссертационного исследования состоят в следующем:

1. Возможность перехода российских предприятий в режим устойчивого развития определяется их способностью осуществлять инновационную деятельность, под которой понимается освоение и выпуск принципиально новой продукции, соответствующей требованиям мирового рынка.

Автором рассмотрены различные подходы к определению понятия «инновация», проведен анализ существующих классификаций инноваций и предложена собственная классификация, основанная на пятнадцати признаках, которая конкретизирует структуру всех видов инноваций, и дает возможность идентифицировать их более точно, а также определяет возможности и ограничения их внедрения предприятием.

2. Способность предприятия осуществлять инновационную деятельность определяется его инновационным потенциалом, который представляет совокупность различных видов ресурсов. Анализ отечественной и зарубежной литературы, позволил выявить, что инновационный потенциал, являясь частью каждого компонента структуры общего потенциала, определяет возможность развития за счет инновационной деятельности. В работе исследована структура ИП промышленного предприятия, состоящая из семи компонентов. Практически все методы оценки ИП, предложенные в научной литературе, рассматривают диагностику ИП как этап деятельности по его формированию. Однако они не исследуют возможность использования современных инструментов управления, позволяющих эффективно улучшить состояние инновационного потенциала. Автором предложено использовать бенчмаркинг для достижения этой цели.

3. В работе проанализирована сущность бенчмаркинга, предложена его классификация, которая охватывает все описанные виды бенчмаркинга, а также рассмотрены существующие подходы к методике бенчмаркинга.

4. Разработана методика использования бенчмаркинга для формирования инновационного потенциала предприятия, который включает в себя шесть этапов, представляющих цикл непрерывного совершенствования.

5. Обоснован методический подход к комплексной оценке инновационного потенциала как этапа бенчмаркингового процесса, в котором объединены пять взаимосвязанных аспектов: 1) систематизация и группировка показателей оценки по структурным компонентам ИП- 3) сравнительный анализ показателей- 4) компонентов структуры ИП- 5) интегральная оценка инновационного потенциала предприятия.

6. Предложена общая схема комплексной оценки инновационного потенциала предприятия, включающая оценку следующих структурных компонентов ИП предприятия: научно-исследовательскогоинтеллектуальногофинансовогомаркетинговогопроизводственно-техническогоорганизационно-управленческого и информационно-методического.

7. Автором проведена группировка и систематизация иерархии показателей по направлениям, составляющим комплексную оценку инновационного потенциала, а также определены приоритеты показателей оценки с помощью метода анализа иерархий Т. Саати.

8. Разработаны шкалы оценок показателей, характеризующих компоненты структуры инновационного потенциала, на основе шкалы желательности Хар-рингтона.

9. Апробирована методика комплексной оценки инновационного потенциала предприятий как этапа бенчмаркингового процесса, направленного на формирование ИП.

10. В результате проведенных расчетов предложены практические рекомендации по проведению бенчмаркинга инновационного потенциала промышленного предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А., Мордвинцев А. И., Полонский А. М. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. Волгоград: ТОО «Принт», 1998.- 108 с.
  2. Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Изд-во «Наука», 1976. 180 с.
  3. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: Пер. с англ. / Науч. ред. Ю. П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 272 с.
  4. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 662 с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  6. И.А. Теория и практика принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга / И.А. Аренков- под науч. Ред. акад. Г. Л. Ба-гиева. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 1998. 263 с.
  7. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / Под науч. Ред. акад. Г. Л. Багиева. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 144 с.
  8. Г. Л., Аренков И. А., Соловьева Ю. Н. Бенчмаркинг как функция и инструмент предпринимательской деятельности // Международная конференция «Маркетинг и культура предпринимательства»: Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. Ч. 1. — С. 157−160.
  9. Н.М., Овчарова Г. П. Экономические основы технологического развития. СПб.: СПб Государственный университет экономики и финансов. 2001, 181 с.
  10. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 207с.
  11. А.И., Кожевников Н. Н. и др. Экономика промышленности. М.: МЭИ, 2000.-Т. 1 695 с.
  12. А. И. Инновации главное направление инвестиционного процесса // Финансы и кредит. — 2003.- № 5- С. 28−34.
  13. Ю.Н. Государственная политика инноваций //Экономист. 2004.-№ 9.-С. 64−70.
  14. М.А., Фролов И. Э. Инновационный потенциал и модернизация экономики: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — № 1. — С. 17−37.
  15. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. 158 с.
  16. Д.М., Русинов Ф. М. Управление научно-техническими разработками в машиностроении. М.: Машиностроение, 1976. 236 с.
  17. И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. 2003. № 2. — С. 141−144.
  18. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Адрулияна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Ин-т новой экономики, 1997. 864 с.
  19. В.А. Стратегия управления инновационной фирмой. Монография. Новосибирск: Изд-во «ЭКО», 1996. 164 с.
  20. П.И. Методологические проблемы управленческих инноваций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 178 с.
  21. С.В. Коммерческая реализация новых технологий. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 156 с.
  22. С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 163 с.
  23. О.В. Анализ и оценка внешних факторов развития инновационной деятельности предприятия. СПб.: Изд-во «Нестор». 2002 128 с.
  24. О.В. Управление инновационной деятельностью предприятия в условиях переходной экономики. СПб.: Изд-во «Нестор», 2001 182 с.
  25. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития. // Вопросы экономики. 1999. — № 1, — С.48−53.
  26. А. Кадровое обеспечение инновационного механизма управления экономикой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятский АТС, 2000. -222 с.
  27. М.М. Диагностика предприятий: новые решения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 253 с.
  28. М.М. Функциональная диагностика в управлении деятельностью предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 325 с.
  29. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993.-310 с.
  30. Ф.Ф. Инновационная деятельность в России // Инвестиции в России. 2000. № 3. — С. 108 -112.
  31. А.А. Совершенствование и повышение эффективности основных производственных фондов. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1977.-208 с.
  32. Т.Г., Елисеев О. Н. Бенчмаркинг, как эффективный инструмент управления организацией // Качество. Инновации. Образование. 2002. -N1.-C. 60−62.
  33. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М.: МНИИПУ, 1998.-304 с.
  34. Н.И., Мухин В. И. Управление инновационным предприятием в рыночных условиях. М.: Национальный институт бизнеса, 2004. 198 с.
  35. В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2000. 272 с.
  36. М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. 1999.- № 2. — С. 24 — 29.
  37. И. Инновация как универсальный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия //Стандарты и качество. 2004.- № 1. — С. 70−72.
  38. П. Создание новой теории производства // Проблемы теории и практики управления. -1991. № 1. — С.131−136.
  39. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Международная книжная палата, 1992. 351 с.
  40. А.В., Унтура Г. А. Научно-технический комплекс региона: Анализ и прогнозирование: (На примере Сибири). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.-241 с.
  41. Жиц Г. И. Инновационный потенциал и экономический рост. Саратов: Саратовский ГТУ, 2002. 164 с.
  42. А.А. Методические подходы к оценке инновационного потенциала и региональной устойчивости // Экономика и управление. -2005.-№ 1.-С. 132−134.
  43. Инновационный менджмент: Справ. Пособие / под ред. И. П. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э Миндели. 2-е изд., прераб. и доп.- М.:ЦИСН, 1998. -567 с.
  44. Инновационный менджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С. Д., Гох-берг Л.М., Ягудин С. Ю. и др. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 327 с.
  45. Инновационный менджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой М.: ИНФРА-М, 2001. — 238 с.
  46. Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной макроэкономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. П. Тамбовцев, P.M. Качалов- Под общ. ред. С. А. Панова. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. 288 с.
  47. Ю. Инновации условие конкурентоспособности // Экономист. -2004.-№ 12.-С. 23−29.
  48. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. -240 с.
  49. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.-523 с.
  50. Концепция инновационной политики Российской федерации на 1998 -2000 годы // Рос. Газ. 1998. — 18 авг.
  51. О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия //Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С 29 — 43.
  52. Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение и контроль СПб.: Питер, 1998.-887 с.
  53. С. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий // Экономист. 2006. — № 5. -С. 34−38.
  54. В.И. Научно-технические нововведения: Организационно-технический механизм управления в условиях перехода к рынку. Минск: Университетское, 1993. 232 с.
  55. И.Ю. Планирование и прогнозирование инновационного потенциала как условие обеспечения устойчивого функционирования предприятия // Теория и практика антикризисного менеджмента: Сб. ст. Междунар. Науч.-практ. Конф. Пенза, 2003. С. 34 — 47.
  56. В.И., Фольмьев A.M., Селезнев А. З., Смирницкий Е. К. Иннова-ционность хозяйственных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 208 с.
  57. Р. Бенчмаркинг — обзор опыта достижения делового совершенства//Европейское качество. 2004. — № 2. — С. 234−156.
  58. Е. А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. 2004.- № 3. — С. 22−26.
  59. . Инновационное развитие предприятий // Журнал для акционеров. 1998. — № 5. — С. 89 -96.
  60. Д.В. Управление экономикой инновационного предприятия / Под науч. ред. Мирзоева Р. Г. СПб.: Питер, 2003 96 с.
  61. О.В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности города // Сборник научных трудов НГТУ. Новосибирск: Изд-во НГТУ 2005 № 4 (42). — С. 141 -146.
  62. О.В. Инновационный потенциал промышленного предприятия: понятие, структура // Доклады Академии наук высшей школы РФ. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. № 2 (7) С. 109−104
  63. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ.: в 2-т. М.: Республика, 1993. Т. 2. — 400 с.
  64. В.Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. А. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999. 414 е.
  65. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 1997 237 с.
  66. М.С. Региональная научно техническая политика: проблемы формирования и реализации. СПб: ИСЭП РАН, 1996, — 82 с.
  67. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 336 с.
  68. B.C. Управление инновационной деятельностью промышленных предприятий на основе функциональных концепций: Монография. Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2004. 1- 77 с.
  69. О. И. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Финансы и кредит. 2004.- № 13. — С. 69−74.
  70. Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№ 1.- С. 134−139.
  71. Е.А. Основы бенчмаркинга.М.: Юристъ, 2002. 176 с.
  72. Е.А. Основы бенчмаркинга: внешний сопоставительный анализ. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5.- С. 121−36.
  73. Е.А. Основы бенчмаркинга: внутренний сопоставительный анализ. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 4.- С. 121−133.
  74. Е.А. Основы бенчмаркинга: использование методов бенчмаркинга и TQM в сфере творческого труда. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6.- С. 18−21.
  75. Е.А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенчмаркингового проекта. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 3.- С. 126−133.
  76. Е.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества. //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 7.- С. 45 -56.
  77. М.Р. Бенчмаркинг универсальный инструмент управления качеством.//Методы менеджмента качества. — 2003.- № 5-С.18—21. 2003. С. 18—21
  78. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 192 с.
  79. Ю.П. Технологические инновации и их роль в современных экономических условиях России // Инновации. 1999. № 1−2.- С. 59−62.
  80. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность / Г. М. Добров, В. Е. Тонкаев, А. А. Савельев. Киев: Наук, думка, 1987. -346 с.
  81. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд эконом. книги «Начала», 1997. 336 с.
  82. Оголева J1.H. Инновационная составляющая экономического роста. М.:ФА, 1996. 236 с.
  83. В.В., Капустина Н. А., Одиноченкова Н. В. Иновационно-промышленный потенциал и инвестиционный ресурс: Основы эффективного управления: Монография. Брянск: Изд-во БГТУ, 2001 184 с.
  84. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учеб. пособие / под ред. П. Н. Завлина и др. М.: Экономика, 2000. 475 с.
  85. Оценка эффективности инноваций. / Н. П. Завлин, А. В. Васильева. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 1998. 216 с.
  86. С.А., Потемкин В. К. Инновационная деятельность: организация, технология, проектирование. СПб: ИРЭ РАН, 2001. 106 с.
  87. O.JI. Экономика инновационных процессов на промышленном предприятии // Экономическая наука современной России. 2005. — № 2. — С. 89−95.
  88. В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2005.-220 с.
  89. Пилчер Терри. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности // Европейское качество. 2004. — № 1. — С. 40 — 46.
  90. Постановление Правительства РФ от 24.07.98 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 2000 гг.».
  91. А.А. Формирование стратегического управления иновацион-но-инвестиционной деятельностью: монография. УХТА: УТГУ, 1999. -208 с.
  92. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. 270 с.
  93. Приоритеты управления научно-инновационной деятельностью в территориальных образованиях / Гусаков М. А, Замятин М. Ф. и др.- под ред. А. А. Румянцева. СПб.: РАН. ИСЭПД997. 179 с.
  94. Проект Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» // Инновации. 1998. — № 2−3. — С. 4−9.
  95. С. П., Радионова Н. В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий инновационный аспект. М.: Изд-во «Альфа», 2001. — 208 с.
  96. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Экономика, 2002.- 646 с.
  97. Т. Принятие решений: метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-315 с.
  98. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. 346 с.
  99. A.M. Научно-технический потенциал научной организации. М.: РАГС, 1994. 170 с.
  100. С.В., Пачикова Л. П. Управление научно-инновационным потенциалом: региональный аспект. Екатеринбург: УрО РАН, 2003. -234 с.
  101. Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбГИЭА,. 2000. 152 с.
  102. Словарь современной экономической теории Макмилана. М.: ИНФРА-М, 1997.-304 с.
  103. Е.К. Экономические показатели промышленности: Справ. М.: Экономика, 1974.- 383 с.
  104. И.М. Управление инновациями: использование инновационного потенциала в промышленности. М.: Физматлит, 2001. 234 с.
  105. Н. Инновационная модель системы управления качеством продукции // Стандарты и качество. 2004. — № 6. — С. 58−61.
  106. Т. Саати, К. Керне Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. 224 с.
  107. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 271 с.
  108. Н. Управленческие нововведения: характеристика, планирование, внедрение. Вильнюс: ЛитНИИТНИИ, 1985. 168 е.
  109. А.Б. Характеристика и принципы классификации инноваций: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 25 с.
  110. В.А., Цой М.Е., Мамонова Е. В. Управление маркетингом. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. 484 с.
  111. В.А., Макаренко О. В. Бенчмаркинг как инструмент формирования инновационного потенциала предприятия // Инновации. 2006 -№?.- С. 104 -110.
  112. А.В. Управление инновационным предприятием. Учеб. пособие. М.: ЭКОС, 2000 160 с.
  113. А.А. Управление инновационным развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
  114. В.В. Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 4. — С. 35−42.
  115. Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука. 1993, 144 с.
  116. Управление организацией: Учеб. / Под ред. А. П. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. П. Соломатина. 2-е изд., доп. и прераб., М.: ИНФРА-М, 1999.-669 с.
  117. Э.А., Морозов Г. И., Морозова Н. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996. 77 с.
  118. Р. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности // Управление персоналом. 2000. — № 1.1. С. 59−68.
  119. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998, — 600 с.
  120. С. Инновации в реальном секторе // РИСК. 2003.- № 1. -С. 21−30.
  121. Т.А., Чернов С.С» Дронова Ю. В., Матицин А. А. Стратегический менеджмент в энергетике: принципы, цели, методы управления: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. 422 с.
  122. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2001.- 255 с.
  123. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1987. 272 с.
  124. Херберт Нойбауэр. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях//Теория и практика управления. 2002,-№ 3.1. С. 132−139.
  125. В. О внутренних источниках инновационного развития // Экономист. 2005. -№>11.-С. 56−62.
  126. Г. Инновации и конкурентоспособность // Экономист. -1998.-№ 2.-С.45−49.
  127. М. Инновации на предприятии и их внедрение. М.: Луч, 1992. -147 с.
  128. У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М.: ИН-ФРА-М, 1998.- 1028 с.
  129. С.Ю. Стратегия инновационного развития предприятия: учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 139 с.
  130. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.455 с.
  131. В.Н. Инновационная деятельность: Экономика, организация управление: учеб. пособие. Иваново. 1996. 90 с.
  132. Ян. Д. Будущие 10 лет: экономические циклы определят динамику фондового рынка // Рынок ценных бумаг. 2000. — № 3. — С. 134- 159.
  133. Camp R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989
  134. Carol J. McNair, Kathleen H. J. Leibfried Benchmarking: A Tool for Continuous Improvement. NY: Wiley- 1 edition. 1997, 368 p.
  135. Gregory H. Watson Strategic Benchmarking: How to Rate your Company’s Performance Against the World’s Best. New York: John Wiley, 1993.
  136. H. James Harrington, James S. Harrington High Performance Benchmarking: 20 Steps to Success. NY: McGraw-Hill- 1 edition. 1995, 173 p.
  137. Jeffrey W. Alstete Benchmarking in Higher Education: Adapting Best Practices to Improve Quality (J-B ASHE Higher Education Report Series (AEHE))/ Sydney: Jossey-Bass. 1996, 156 p.
  138. Michael J. Spendolini The Benchmarking Book. NY: American Management Association. 1992, 256 p.
  139. Robert J., Jr. Boxwell Benchmarking for Competitive Advantage. London: McGraw-Hill Professional Publishing. 1994, 224 p.
  140. Total Quality Management: A Gross Functional Perspective. John Wiley & Sons, Inc. — 1996. — 654 p.
  141. Zairi M. Benchmarking for Best Practice. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1992.-345 p.
Заполнить форму текущей работой