Обеспечение экономической стабильности развития региона и контрольные механизмы ее регулирования (на примере г. Москвы)
Проблема обеспечения стабильного и устойчивого развития в новейшей истории России и ее регионов возникла с начала 1990;х годов в связи с масштабными реформами в экономике и социальной сфере. Различия географического, ресурсного, исторического, политического, экономического характера регионов России актуализировали и определили необходимость выявления и классификации факторов и угроз… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В
- 1. 1. Цели и задачи контрольной деятельности как элемента обеспечения экономической стабильности развития региона
- 1. 2. Инструменты государственного управления и регулирования стабильного и устойчивого развития региона
- 1. 3. Международные аспекты и зарубежный опыт обеспечения экономической стабильности развития региона
- ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ
- 2. 1. Факторы и угрозы экономической стабильности и их влияние на экономическое развитие регионов России
- 2. 2. Особенности управления экономической стабильностью на региональном уровне
- 2. 3. Опыт столичного мегаполиса по достижению экономической стабильности развития города
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 77 3.1 .Современные критерии и требования к контрольной деятельности на региональном уровне
- 3. 2. Применение системного подхода к организации контрольной деятельности в регионе
3.3. Рекомендации по формированию единого организационно-функционального, правового и информационного механизма контроля и мониторинга в системе управления экономической стабильностью на уровне региона
Обеспечение экономической стабильности развития региона и контрольные механизмы ее регулирования (на примере г. Москвы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена исключительной важностью поиска путей совершенствования методов и механизмов контроля как функции государственного управления в регионах России в целях достижения экономической стабильности и устойчивости их развития.
Проблема обеспечения стабильного и устойчивого развития в новейшей истории России и ее регионов возникла с начала 1990;х годов в связи с масштабными реформами в экономике и социальной сфере. Различия географического, ресурсного, исторического, политического, экономического характера регионов России актуализировали и определили необходимость выявления и классификации факторов и угроз их экономической стабильности. Масштаб таких явлений, как экономическая преступность, коррупция в сфере государственного управления, уход от уплаты налогов, «отмывание» преступных доходов и другие, безусловно, ставят под угрозу экономическую стабильность всех стран и их регионов. Все это обусловливает необходимость своевременного выявления и предупреждения таких явлений.
Кризисы в XXI веке еще более обострили перечисленные деструктивные явления, ставшие глобальными и обусловившие то, что международное сообщество все более принимает согласованные решения, разрабатывает комплексные программы по предупреждению угроз экономической стабильности стран и регионов.
В России, которая присоединилась к международным конвенциям по указанным проблемам, в последние годы активно на государственном уровне принимаются меры по решению названных проблем. Органы исполнительной власти в РФ наделены контрольными и надзорными полномочиями, правда отсутствие координации и системности государственного контроля в стране, подчас приводит к дублированию контрольных действий на разных уровнях государственной власти, разбалансированности социально-экономических процессов, снижает ожидаемый государством эффект от контрольной деятельности. В этих условиях поиск финансовых, управленческих, иных ресурсов по обеспечению экономической стабильности, совершенствование контрольной деятельности в регионах становится актуальным и необходимым условием обеспечения целостности страны и ее регионов. Именно государственная власть в регионах обязана более активно реализовать контрольную функцию управления для выполнения своих прямых полномочий.
Все это предопределяет актуальность темы исследования, посвященного совершенствованию методов и механизмов контроля на региональном уровне, адекватных целям и государственным задачам социально-экономического развития регионов России.
Цель настоящего исследования состоит в разработке организационно-экономических механизмов контрольной деятельности как неотъемлемой составляющей системы обеспечения экономической стабильности развития субъекта Российской Федерации (на материалах города Москвы).
Цель работы определила необходимость решения следующих задач: — обосновать концептуальные подходы к определению сущности обеспечения экономической стабильности развития региона;
— выявить квалификационные признаки и представить на их основе группировку факторов и угроз экономической стабильности в регионе;
— конкретизировать особенности государственного контроля в системе обеспечения экономической стабильности в регионе на основе анализа зарубежного, российского и регионального (на примере г. Москвы) опыта государственного регулирования и контроля;
— проанализировать наиболее значимые условия и факторы возникновения угроз экономической стабильности в регионе (нормативно-правовые, социально-экономические, технологические, демографические);
— разработать предложения по совершенствованию контрольной деятельности в системе управления экономической стабильностью на региональном уровне- - обосновать группу показателей, позволяющих более полно характеризовать экономическую стабильность региона.
Объектом исследования является контрольная деятельность в системе управления региональной экономикой в крупнейшем субъекте РФ — городе Москве.
Предметом исследования выступают организационно-экономические методы, механизмы и инструментарий контрольной деятельности в регионе с позиций обеспечения его стабильного и устойчивого развития.
Методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области макрои региональной экономики А. Г. Аганбегяна, Л. И. Абалкина, А. Г. Гранберга, В. Н. Лексина, П. А. Минакира, Н. Н. Некрасова, А. И. Татаркина, В. А Шульги и др.
Научные взгляды на проблемы экономической стабильности изложены в работах В. С. Загашвили, В. К. Сенчагова, Л. С. Черного и др. Вопросы устойчивого развития территорий отражены в публикациях К. С. Лосева, М. А. Мунтян, А. Д. Урсула. Различные аспекты государственного регулирования региональной экономики и управления развитием отраслевых социально-экономических систем региона изложены в работах П. И. Бурака, Е. Н. Богачева, Н. С. Зиядуллаева, М. В. Климовича, С. Б. Пахомова, А. В. Рябинина. Роль контроля в управлении социально-экономическим развитием страны исследовали В. А. Двуреченских, В. В. Бурцев, В. Б. Ияшвили, Г. Б. Поляк, М. В. Радионова, С. В. Степашин., В. М. Черник, Ю. А. Чиханчин и др.
Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются тем, что в работе использованы системный анализ и синтез, балансовый, нормативный и другие методы. Информационной базой исследования выступили официальные документы: указы, распоряжения, решения, постановления законодательных и исполнительных органов власти РФ, г. Москвы, министерств и ведомств РФ, материалы, опубликованные в монографиях и периодической печати, представленные на конференциях и совещанияхматериалы международных организаций, международные конвенции, данные специализированных источников об опыте в области управления собственностью, официальные данные о социально-экономическом развитии города Москвы, отчеты рейтинговых агентств, ведомственные источники.
Научная новизна исследования состоит в развитии методического обеспечения и обновлении инструментария контрольной деятельности в регионесовершенствовании форм, методов и механизмов контроля для предупреждения угроз и обеспечения стабильного и устойчивого развития региона. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, имеющие элементы научной новизны:
• сформулированы теоретические положения, уточняющие трактовку сущности обеспечения экономической стабильности развития региона и позволившие представить новую группировку видов экономической стабильности по масштабам и сферам обеспечения;
• выявлены наиболее значимые факторы возникновения угроз экономической стабильности в регионе и определена группа показателей, характеризующих устойчивое и стабильное развитие региона;
• выработаны предложения по формированию нового организационно-функционального механизма контрольной деятельности региона, основанного на упорядочении функций субъектов контроля, разделении сфер их ответственности;
• представлен алгоритм организации мониторинга социально-экономических процессов и создания информационного механизма контрольной деятельности в регионе на основе межведомственной кооперации;
• определены современные критерии и требования к контрольной деятельности на региональном уровне.
Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические положения автора, разработанные им методические подходы и рекомендации по совершенствованию контрольной деятельности в регионе могут быть использованы в процессе стратегического управления развитием экономики региона в условиях стабильности, в кризисный и в посткризисный периоды.
Основные научные положения и выводы диссертации целесообразно использовать в деятельности законодательных и исполнительных органов власти РФ, ее субъектов и муниципальных образований в ходе государственного регулирования и управления социально-экономическим развитием территорийв системе подготовки специалистов и переподготовки управленческих кадров по специальностям и курсам «Региональная экономика», «Экономическая и социальная политика», «Государственное и муниципальное управление».
Апробация результатов исследования. Результаты работы использованы в процессе подготовки итоговых документов по ряду контрольных мероприятий, проведенных в 2007;2008 гг. Комитетом государственных заимствований города Москвы Правительства Москвыв учебном процессе в Московском Государственном Университете инженерной экологии по программам высшего образования для студентов по специальностям «Экономика», «Менеджмент».
Результаты исследования докладывались на 15-ом Всероссийском семинаре «Проблемы управления» (М., 2006), XXI Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления -2006» (М., 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия и тактика России» (М., 2006), межрегиональном научном семинаре «Проблемы и методы управления экономической безопасностью регионов» (Коломна, 2007), а также на научных конференциях и семинарах Института региональных экономических исследований (2005;2007) и Института экономики и социальных отношений (2007;2008).
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что государственное участие в формировании механизма управления экономической стабильностью региона нацелено, в первую очередь на достижение ее социально-экономических целей.
Автор акцентирует внимание на том, что идея государственного регулирования представляет собой систему определенного воздействия на участников социально-экономической деятельности с целью ограничения или мотивации той или иной их деятельности путем изменения условий хозяйствования.
В третьей главе диссертации данные выводы и заключения были использованы при подготовке предложений по формированию современных подходов к построению контрольной деятельности на региональном уровне.
2.3.Опыт столичного мегаполиса по достижению экономической стабильности развития города.
Столица России — город Москва одновременно регион и субъект РФ. Город занимает часть территории РФ, обладает общностью природных, социально-экономических, культурных, деловых условий, совпадает с границами территории субъекта РФ по уровню государственного районирования и является субъектом права. Москва входит в состав Центрального экономического района, является объектом статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования, частичного государственного регулирования в форме координации. Москваодновременно имеет статус субъекта РФ и столицы. В экономической и финансовой международной интеграции и глобализации город участвует всеми своими ресурсами — политическими, институциональными, экономико-финансовыми, географическими, социальными, научными, технико-технологическими. Столица РФ является членом ряда межрегиональных и международных ассоциаций, в том числе МАГ (международной ассоциации городов), МАЭВ (межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия).
Москва как экономическое пространство, будучи насыщенной территорией, имеет множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные сети, инженерные сети, информационные сети и пр., имеет внутреннее и внешнее пространство.
В ходе исследования сделаны выводы, что интегрированными показателями экономической стабильности региона в периоды кризисов могут быть следующие: доходы бюджетаобъем долгаваловый региональный продуктотношение долга к доходамотношение долга к валовому региональному продукту.
В последние годы город развивался достаточно стабильно, о чем демонстрируют официальные показатели, представленные в таблице 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1.Сущность экономической стабильности региона определяется устойчивой способностью экономики региона к простому и расширенному воспроизводству при динамичном равновесии между ростом валового регионального продукта, внутренней гармонией природы и социальной среды. В современных условиях для обеспечения экономической стабильности в регионе необходим действенный и эффективный контроль, мониторинг, которые призваны: а) выявлять возникающие отклонения от программ, инвестиционных проектов, плановб) делать оценку отклонений и устанавливать их влияние на экономические процессы и субъектыв) определять причины возникновения негативных отклонений, выявлять ресурсы в ходе позитивных отклоненийг) устанавливать ответственных за возникшие отклонения от плановых целей и задачг) находить действенные пути устранения негативных и закреплять позитивные отклоненияд) предупреждать нарушения законодательства и должностные злоупотребления.
2. Диссертационное исследование выявило первоочередные проблемы, решение которых весьма необходимо для обеспечения экономической стабильности регионов России. Среди главных отмечаются: выравнивание социально-экономического развития регионов страныборьба с теневой экономикой и коррупциейсовершенствование законодательной базы налогового контроляэффективное управление государственным долгомразработка организационно-практических мер по раннему выявлению, предупреждению событий и пресечению действий, провоцирующих экономические угрозы.
В процессе работы обосновано, что вышеназванные задачи потребуют подготовки адекватных управленческих механизмов, разработанных на основе принципов: 1) единства нормативно-правовой базы- 2) сочетания государственного регулирования и договорных отношений- 3) равенства перед законом всех экономических субъектов независимо от их статуса и места в социальной и экономической иерархии- 4) преемственности перспективных и текущих целей задач контрольных и надзорных органов- 5) межрегиональной интеграции и соблюдении региональных интересов- 6) объединении функций контроля и мониторинга.
3. Решающими условиями успешной контрольной деятельности на уровне региона, обеспечивающими экономическую стабильность его развития выступают: • проверка соответствия достигнутых результатов поставленным целям, законности, целесообразности действий по формированию, распределению и использованию федеральных, региональных, муниципальных ресурсов- • подготовка механизмов выявления отклонений от законодательства- • разработка и применение показателей экономической стабильности- • получение своевременной и достоверной информации об экономических процессах и экономических субъектах в регионе и подготовка на ее основе программы с комплексом корректирующих мероприятий.
4. В диссертации изложен авторский взгляд и высказаны предложения по формированию адекватного современным реалиям единого организационно-функционального механизма контрольной деятельности региона, основанного, в первую очередь, на упорядочении функций субъектов контроля в соответствии с их правовым статусом и разграничении сфер ответственности.
Даны практические рекомендации по развитию нормативно-правового регулирования контрольной деятельности на уровне законодательной и исполнительной власти, а также специализированных контрольных органов в целях планомерности управления рисками в этой сфере, предотвращения угроз экономической стабильности, дефолта и поддержания платежеспособности органов власти региона.
5. Автором всесторонне обоснован и представлен алгоритм совершенствования контрольной деятельности на региональном уровне включающий следующие основные этапы: 1) целеполагание- 2) формирование информационного обеспечения- 3) реформирование существующей системы планирования, учета и анализа в регионе- 4) опережающее развитие нормативно-правовой базы, налаживание документооборота- 5) кадровое обеспечение- 6) формирование стабильно функционирующего организационного механизма контроля.
6. Повышение эффективности использования контрольных механизмов в деятельности по управлению экономической стабильностью в регионе может быть достигнуто путем: о уточнения системы показателей, характеризующих уровень экономической стабильности регионао определения порядка информационного обмена между субъектом контроля и региономо внедрения новых программных продуктов, позволяющих осуществлять сбор, обработку информации, представление ее по иерархии системы, обмен сведениями, аккумуляцию информационных потоков обо всех объектах контроля и мониторингао создания электронной базы данных и технических условий по приему и передаче информациио определения информационного объема публичного пользования и состава информации по пользователям, представляющую налоговую и коммерческую тайнуо установления субординации и иерархической соподчиненности субъектов контроля, наделив их соответствующими полномочиямио выделения соответствующих вышеназванным задачам финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов. 7. Совершенствование контрольной деятельности на региональном уровне может быть достигнуто путем объединения усилий ряда федеральных и региональных ведомств и создания системы специализированных контрольных органов, которые обеспечат информационную межведомственную интеграцию субъектов контроля. Все это, безусловно, будет иметь консолидированный эффект. Административный эффект состоит в обеспечении контроля за целевым использованием государственных бюджетных средств, возможности управления рисками для обеспечения экономической стабильности развития региона и предотвращения угроз. Экономический эффект появляется в случае пополнения бюджета за счет недополученных финансовых средств, выявленных в ходе контрольных мероприятий. Социальный эффект заключается в информировании общества о положительных результатах деятельности субъектов и объектов контроля и определяется фактом формирования в сознании населения позитивной модели расходования бюджетных средств, выработки доверия к местной власти. Инвестиционный эффект состоит в повышении инвестиционной привлекательности конкретного региона Российской Федерации.
Список литературы
- Официальные и нормативные документы
- Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».
- Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943−1 «О государственной налоговой службе» // Российская газета. -1991. -20 апреля.
- Закон РФ от 5.03.1992 № 2446−1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.).
- Закон РФ от 28 августа1995 г. № 1117 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».
- Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2000 г., 18 июля 2001 г.).
- Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.).
- Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» (с изменениями от 21 сентября 2004 г., 26 апреля 2005 г., 30 марта 2006 г.).
- Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изменениями от 1 декабря 2004 г., 27 мая, 21 декабря 2005 г., 26 июля, 11 ноября 2006 г.).
- Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) (сизменениями от 1 декабря 2004 г., 27 мая, 21 декабря 2005 г., 26 июля, 11 ноября 2006 г.).
- Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278).
- Приказ МВД РФ от 13 августа 2003 г. № 634 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации».
- Приказ МНС РФ от 8 октября 1999 г. № АП-3−16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок» (с изменениями от 7 февраля 2000 г.).
- Письмо Министерства по налогам и сборам от 3 августа 2000 г. № БГ-6−19/5 88а «О завершении работы по подготовке соглашений о взаимодействии МНС России и администрации субъектов РФ».
- Комментарий к письму Минфина РФ от 7 июня 2006 г. № 03−02−07/1−141 «Об участии милиции в налоговых проверках».
- Концепция национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности» // Российская газета. 2000. — 18 января.
- Новая структура государственных органов экономической и социальной сферы // Российский налоговый курьер. 2004. № 20 (октябрь).
- Закон города Москвы от 1 ноября 1995 г. № 23−73 «О контрольно-счетной палате Москвы» (в ред. Законов города Москвы от 10.06.1996 № 19, от 17.07.1998 № 18, от 15.03.2000 № з, 0 т 21.02.2001 № 6, от 11.05.2005 № 15).
- Постановление Правительства Москвы от 22 апреля 2003 г. № 290−1111 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы» (с изменениями от 11.04.2006 г.).
- Постановление Правительства Москвы от 29 августа 2006 г. № 640−1111 «Об утверждении Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы».
- Распоряжение Мэра Москвы от 13 июля 2001 г. № 690-РМ «О создании Совета по совершенствованию государственного финансового контроля».
- Распоряжение Мэра Москвы от 14 июля 2003 г. № 267-РМ «О Совете по координации работы контролирующих органов города Москвы» (с изменениями от 19 мая 2006 г.).
- Распоряжение Мэра Москвы от 17 ноября 2005 г. № 377-РМ «О Совете по аудиторской деятельности при Мэре Москвы» (с измен, от 5 марта 2007 г.).1. Международные документы
- Борьба с коррупцией на высоком уровне (принято лидерами Группы восьми" в Санкт-Петербурге по итогам саммита 16 июля 2006 г.).
- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.).
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.).
- Абалкин Л.И. Избранные труды. Том 4. — М.: Экономика, 2000. С. 332.
- Абалкин Л.И. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методические размышления).// Экономист № 7, 2003.
- Аганбегян А. Г Социально-экономическое развитие. М.: Дело, 2004.-271с.
- Агеев С.В. Экономические последствия отмены налога с продаж для региональных бюджетов // Актуальные проблемы развития экономики России. М.: ИЦ «МАТИ" — РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2004.
- Агеев С.В. Основные функции экономической безопасности // Устойчивое развитие России: проблемы и перспективы. Вольное экономическое общество России. Московское экономическое общество М., 2005.
- Агеев С.В. Некоторые аспекты формирования системы управления экономической стабильностью субъекта РФ-Вестник университета (ГУУ), 2007, № 2(2).
- Агеев С.В. Экономическая стабильность страны: межгосударственное регулирование и государственное управление. Ежемесячный научнопрактический журнал «Российское предпринимательство». М. 2007, № 4.
- Ануприенко В.Ю., Рождественская И. А., Бурак П. И. Основы экономики столичного мегаполиса. М.: Экономика, 2006. — 575 с.
- Архипов А.И., Багудина Е. Г., Сенчагов В. К., Чубаков Г. Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Издательство Проспект, 2007.
- Богомолов В.А. Экономическая безопасность: пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2006.
- Бурак П. И. Рождественская И.А., Ростанец В. Г. Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики. 2000.
- Бурак П.И. Коллектив авторов. Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты. -М.: «Экономика», 2005.
- Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.
- Гембрейт Дж. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
- Гладский Д.Г., Богачев Е. Н., Клыков В. В. Система муниципальных займов: экономическая безопасность. 4.1. Общие вопросы.
- Гохберг М.Я. Федеральные округа РФ: анализ и перспективы развития. -М.: Финансы и статистика, 2002.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.-М., 2000.
- Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. -М.: Дело, 1996.
- Загашвили B.C. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. 1995. — № 2., с. 15−24.
- Загашвили B.C. Независимость в условиях взаимозависимости // Общественные науки и современность. 1995, № 5, с. 14−25.
- Загашвили B.C. Экономическая безопасность России. М.: Гардарика, 1997, с. 23.
- Золотарев В. Налоговый паспорт региона проходит апробацию // Налоговый вестник. 2000, № 7, с. 15−17.
- Исправников В.О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.
- Ияшвили В.Б., Мазанова М. Б. Регулирование перехода субъектов Российской Федерации к устойчивому развитию.-М.:Политбюро, 2006,-188с.
- Караваева И. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации // Финансы. 2001, № 8.
- Клячко T. JL, Рождественская И. А. Направления политики реформирования образовательной сферы. М., 2000.
- Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части второй. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог (взнос) / Под ред. к.ю.н. Брызгалина А. В. и Головкина А. Н. — М.: «Аналитика-Пресс», 2001.
- Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юрист, 1997.
- Корнилов М.Я. Экономическая безопасность. Основы теории и методология исследования: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство РАГС, 2006.
- Косоуров B.C. Стратегическое планирование устойчивого развития городов в условиях реформы местного самоуправления.//Экономический вестник, РАЕН № 6,2004.
- Кураева А.В. Бум, крах и будущее. Экономический цикл. Анализ австрийской школы. Челябинск: Социум, 2005.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Издательство: Эдиториал УРСС, 2003. — 368 с.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5-ти томах. Том 1−5.73,74