Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование систем менеджмента качества на основе отраслевой стандартизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим анализ и применение универсальных требований различных стандартов отраслевой направленности является полезным для данных организаций при создании систем менеджмента качества с тем, чтобы они в значительной степени были готовы к требованиям потребителей из различных отраслей и к сертификации на соответствие различным стандартам отраслевой направленности. Для решения этой проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ тенденций развития отраслевой стандартизации в области систем менеджмента качества на международном, региональном и национальном уровнях
    • 1. 1. История развития отечественной и зарубежной отраслевой стандартизации в области систем менеджмента качества
    • 1. 2. Состав и содержание дополнительных требований различных стандартов отраслевой направленности на системы менеджмента качества
    • 1. 3. Исследование тенденций развития отраслевой стандартизации в области систем менеджмента качества и определение новых сфер применения требований различных стандартов отраслевой направленности
  • Глава 2. Разработка методического подхода к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества на основе анализа стандартов отраслевой направленности
    • 2. 1. Определение критериев выбора дополнительных требований стандартов отраслевой направленности
    • 2. 2. Статистический количественный анализ распределения дополнительных по отношению к ИСО 9001 требований стандартов отраслевой направленности в соответствии с пунктами ИСО
    • 2. 3. Исследование идентичных требований различных стандартов отраслевой направленности
  • Глава 3. Оценка рисков и трудоемкости их снижения при формировании дополнительных требований к системам менеджмента качества
    • 3. 1. Методика оценки степени снижения рисков по результатам реализации требования
    • 3. 2. Исследование трудоемкости реализации требования и оценка целесообразности его применения на основе матрицы принятия решения

    Глава 4. Внедрение подходов к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества в целях совершенствования систем менеджмента качества организаций и разработки стандартов на системы менеджмента качества.

    4.1 Разработка программного обеспечения для внедрения методических подходов к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества.

    4.2 Выбор требований различных стандартов отраслевой направленности в целях совершенствования системы менеджмента качества

    ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ».

    4.3 Формирование дополнительных требований к системам менеджмента качества при разработке ГОСТ Р 54 338−2011 «Системы менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования».

Совершенствование систем менеджмента качества на основе отраслевой стандартизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

В условиях современной динамики рынка многие организации совершенствуют свои системы менеджмента качества (СМК) с целью снижения собственных рисков и рисков потребителей, связанных с качеством производимой продукции. В этой работе организации применяют требования стандарта ИСО 9001, а также дополнительные по отношению к ИСО 9001 требования соответствующих стандартов в области систем менеджмента качества, направленных на снижение рисков организаций в определенных отраслях (ИСО/ТУ 16 949 (автомобилестроение), TL 9000 (телекоммуникации), AS 9100 (авиастроение) и др.).

Анализ различных стандартов отраслевой направленности позволяет увидеть близость, а иногда и полное совпадение некоторых дополнительных требований, что свидетельствует о наличии общих рисков. Поскольку у любой организации потенциально могут быть такие же риски, как и в отраслях, для которых разработаны стандарты, она может проанализировать их требования и выбрать для реализации в своей СМК требования, снижающие ее риски. Однако задача такого анализа является весьма трудоемкой. Возникает потребность в разработке методического подхода к решению этой задачи наименее затратным методом.

В последние годы в тех отраслях, где риски особенно высоки, наблюдается тенденция увеличения (как на международном, так и региональном и национальном уровнях) числа стандартов отраслевой направленности, содержащих дополнительные требования по отношению к ИСО 9001. Большое количество действующих стандартов отраслевой направленности позволяет разработчикам стандартов для других отраслей учитывать накопленный в различных отраслях опыт применения требований к системам менеджмента качества. У них есть возможность проанализировать, выбрать и включить в разрабатываемые стандарты такие требования уже существующих стандартов отраслевой направленности, которые снижают риски, связанные с качеством продукции. Это создает возможности для снижения трудоемкости и сроков создания новых стандартов, повышения уровня проработанности их требований. В связи с этим существует потребность в определении и обосновании методического подхода к анализу и выбору таких требований.

Появление многочисленных стандартов отраслевой направленности облегчает задачу внедрения стандартов для предприятий конкретных отраслей, поскольку такие стандарты отражают накопленный в мировой экономике опыт и делают его общедоступным. Однако для организаций, поставляющих свою продукцию в разные отрасли, увеличение количества стандартов отраслевой направленности приводит к необходимости последовательного внедрения разных стандартов и сертификации на соответствие разным требованиям. Для многих организаций затраты по внедрению и сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям разных стандартов отраслевой направленности являются существенным барьером для взаимодействия с частью потребителей.

В связи с этим анализ и применение универсальных требований различных стандартов отраслевой направленности является полезным для данных организаций при создании систем менеджмента качества с тем, чтобы они в значительной степени были готовы к требованиям потребителей из различных отраслей и к сертификации на соответствие различным стандартам отраслевой направленности. Для решения этой проблемы в рамках программы национальной стандартизации РФ на 2010 год была предусмотрена разработка национального стандарта РФ «Системы менеджмента качества. Межотраслевые требования». С целью решения данной задачи возникла необходимость разработки методического подхода к анализу и выбору требований из различных стандартов отраслевой направленности на системы менеджмента качества.

В связи с вышеизложенным правомерно заключить, что избранная тема диссертации является актуальной, а проведение диссертационного исследования практически востребованным.

Степень разработанности научной проблемы.

Разработкой научно-методических основ стандартизации в области систем управления качеством, а также разработкой подходов к совершенствованию систем менеджмента качества организаций занимались многие отечественные и зарубежные ученые и специалисты. Среди них в первую очередь целесообразно выделить работы Ю. П. Адлера, В. Я. Белобрагина, А. И. Берга, В. В. Бойцова, В. Г. Версана, В. И. Галеева, A.B. Гличева, Е. А. Горбашко, С. Я. Гутника, Б. А. Дубовикова, Н. В. Злобиной, Г. Н. Ивановой, Т. И. Леоновой, В. В. Окрепилова, И. Г. Окрепиловой, K.M. Рахлина, Т. Ф. Сейфи, И. И. Чайки, а также работы таких зарубежных ученых, как В. Арманда, Э. Деминга, Дж. Джурана, П. Друкера, Т. Ватсона, К. Исикавы, Ё. Кондю, Т. Конти, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона.

Следует отметить, что в рамках существующих отечественных и зарубежных научных исследований в области стандартизации и совершенствования систем менеджмента качества не решены задачи разработки подхода к анализу и выбору требований из различных стандартов отраслевой направленности в целях совершенствования систем менеджмента качества организаций и разработки стандартов на системы менеджмента качества.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является исследование теоретических основ и разработка методических рекомендаций по формированию 1 дополнительных по отношению к стандарту ИСО 9001 требований к системам менеджмента качества на основе анализа требований стандартов отраслевой направленности для совершенствования систем менеджмента качества организаций и разработки стандартов на системы менеджмента качества.

Для достижения поставленной цели в работе рассматривались и решались следующие задачи:

1. Анализ тенденций развития отраслевой стандартизации в области систем менеджмента качества на международном, региональном и национальном уровнях;

2. Разработка методического подхода к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества на основе анализа стандартов отраслевой направленности;

3. Оценка рисков и трудоемкости их снижения при формировании дополнительных требований к системам менеджмента качества;

4. Внедрение подходов к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества в целях совершенствования систем менеджмента качества организаций и разработки стандартов на системы менеджмента качества.

Объектом исследования являются требования существующих стандартов отраслевой направленности в области систем менеджмента качества.

Предметом исследования являются теоретические и методические подходы к анализу и выбору требований стандартов отраслевой направленности в области систем менеджмента качества в целях совершенствования систем менеджмента качества организаций и разработки стандартов на системы менеджмента качества.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в областях управления качеством, экономической теории, теории управления и организации хозяйственной деятельности, международные, региональные и национальные документы по стандартизации, отчеты международной организации по стандартизации, законодательные требования в сфере технического регулирования.

Для решения поставленных задач в основу исследования положены общенаучные методы и приемы: принципы системного подхода и методы системного анализа, процессный подход к управлению качеством, анализ Парето, причинно-следственный анализ с использованием диаграммы Исикавы, БМЕА анализ, метод принятия решения на основе матрицы принятия решения, анкетирование.

Информационную базу исследований составили материалы специальных и периодических изданий, информационные ресурсы сети Интернет, результаты авторских исследований.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 13.4. «Организационно-экономические проблемы формирования и мониторинга систем менеджмента качества предприятия (организации)» и п. 13.11. «Организационно-экономические проблемы стандартизации на международном, национальном, межотраслевом и региональном уровнях управления» Паспорта научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений, методических и практических рекомендаций по анализу и выбору дополнительных требований к системам менеджмента качества из различных стандартов отраслевой направленности в целях совершенствования систем менеджмента качества организаций и разработки стандартов на системы менеджмента качества.

Наиболее существенные, выносимые на защиту научные результаты, полученные автором в ходе диссертационного исследования:

— выявлены и обоснованы новые сферы применения дополнительных требований различных стандартов отраслевой направленности и перспективы развития стандартизации в области систем менеджмента качества по отраслевому направлению на основе результатов анализа различных стандартов отраслевой направленности;

— разработан методический подход к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества на основе статистического количественного анализа распределения дополнительных требований различных стандартов отраслевой направленности в соответствии с пунктами ИСО 9001 и анализа повторяемости требований различных стандартов отраслевой направленности;

— разработана методика оценки степени снижения рисков по результатам реализации требования к системе менеджмента качества на основе анализа последствий неприменения требования;

— предложен метод оценки трудоемкости реализации требования к системе менеджмента качества на основе оценки затрат по элементам процесса реализации требования;

— разработан подход к оценке соотношения степени снижения рисков по результатам реализации требования и трудоемкости реализации требования с целью определения целесообразности применения требования в системе менеджмента качества на основе использования матрицы принятия решения.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы как в рамках совершенствования систем менеджмента качества организаций специалистами организаций и сотрудниками консалтинговых организаций, так и разработчиками стандартов в рамках разработки новых стандартов для разных отраслей и межотраслевых стандартов на системы менеджмента качества.

Результаты диссертационного исследования с целью определения дополнительных требований к системам менеджмента качества могут быть использованы как при выборе требований из различных стандартов отраслевой направленности на системы менеджмента качества, так и при разработке специалистами организаций и/или разработчиками стандартов новых собственных требований к системам менеджмента качества.

Практическое использование полученных результатов и выводов позволит организациям и разработчикам стандартов выбрать для дальнейшего анализа из любого стандарта отраслевой направленности или из совокупности собственных требований наиболее значимые требования в отношении снижения общих рисков для разных отраслей экономики и далее провести оценку степени снижения рисков и трудоемкости реализации выбранных требований, учитывая специфику деятельности организаций и область применения разрабатываемых стандартов, с целью окончательного определения и применения наиболее оптимальных дополнительных требований к системам менеджмента качества.

Использование полученных результатов диссертационного исследования при выборе дополнительных требований к системе менеджмента качества из различных стандартов отраслевой направленности позволит организациям обеспечить высокую степень готовности своих систем менеджмента качества к сертификации на соответствие требованиям разных стандартов отраслевой направленности, снизить риски, связанные с качеством продукции, за счет использования лучшего опыта применения требований к системе менеджмента качества в различных отраслях, а также создать методическую основу для следующего пересмотра основополагающего стандарта ИСО 9001.

Программное обеспечение, разработанное для внедрения предложенных в данной работе подходов к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества, позволит существенно сократить объем работ при совершенствовании систем менеджмента качества организаций и разработке стандартов на системы менеджмента качества.

Апробация результатов исследования.

В целях совершенствования систем менеджмента качества организаций результаты исследований были апробированы в ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ»,.

I 1 ^ **,.

ЦКБ РАН, ООО «НПО «Промкомпозит», ЗАО «ФП «Оболенское», ЗАО «НеоКорм».

Результаты исследования использованы при разработке национального стандарта ГОСТ Р 54 536−2011 «Системы менеджмента качества. Межотраслевые требования», при разработке стандартов отраслевой направленности, таких как ГОСТ Р 54 338−2011 «Системы менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования», проект ГОСТ Р «Системы менеджмента качества. Рекомендации при разработке и освоении инновационной продукции», а также при экспертизе проекта ГОСТ «Арматура трубопроводная и приводы. Разработка, изготовление, поставка, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, утилизация. Общие требования к субъектам рыночных отношений».

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе на кафедре менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ».

Реализация результатов исследования подтверждена соответствующими актами внедрения.

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на 9 международных и всероссийских конференциях, симпозиумах, форумах, в том числе на X Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством» (г. Москва, 2011), Международной молодежной научной конференции «XXXVII Гагаринские чтения» (г. Москва, 2011), Третьем Всероссийском научно-практическом форуме «Менеджмент качества в производственно-технологических, социально-экономических и экологических системах» (г. Тюмень, 2011), Международной молодежной научной конференции «XIX Туполевские чтения» (г. Казань, 2011), Международном симпозиуме «Надежность и качество — 2011» (г. Пенза, 2011). В рамках Международной молодежной научной конференции «XXXVII Гагаринские чтения» доклад автора высоко оценен грамотой за II место в работе секции «Управление качеством и сертификация».

Публикации результатов исследования.

По теме диссертационной работы опубликовано 15 печатных работ общим объемом 4,29 п.л. (вклад автора — 3,59 п.л.), в том числе 4 в ведущих рецензируемых журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации.

Структура диссертации сформирована согласно поставленным целям и соответствует содержанию задач диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

1. Выявлены и обоснованы новые сферы применения дополнительных требований различных стандартов отраслевой направленности и перспективы развития стандартизации в области систем менеджмента качества по отраслевому направлению на основе результатов анализа различных стандартов отраслевой направленности.

Динамика развития стандартизации в области систем менеджмента качества по отраслевому направлению показывает, что тенденция появления новых стандартов отраслевой направленности развивается и поэтому важно понять общие подходы к формированию дополнительных требований к СМК для того, чтобы использовать их при разработке новых стандартов, а также в целях совершенствования СМК организаций.

С целью определения общих подходов к формированию дополнительных требований к СМК был проведен анализ состава и содержания дополнительных требований девяти наиболее широко применяемых и популярных стандартов отраслевой направленности: ИСО/ТУ 16 949:2009, ИСО 22 000:2005, РАМ1-(^8:2009, ИСО 13 485:2003, ИСО 15 378:2011, Ш8:2009, ИСО/ТУ 29 001:2010, ТЬ 9000:2009, А8 9100:2009 (геу.С).

Проведенный анализ позволил сделать следующие основные выводы:

— Часть требований являются, по сути, повторяющимися, имеющими идентичное смысловое содерэюание. Это означает, что для соответствующих отраслей имеются общие риски, на снижение которых направлены такие требования. Разработчикам стандартов отраслевой направленности целесообразно проверить, нет ли аналогичных рисков в их отраслях.

Большинство дополнительных требований стандартов отраслевой направленности являются, тем не менее, универсальными и могут быть применимы для внедрения в любой отрасли. Под универсальностью требования понимается возможность применения требования организациями любой отрасли. При этом универсальность не означает целесообразность применения данного требования для любой отрасли.

— Часть дополнительных требований содерэюит отраслевую специфику. В целом под отраслевой спецификой следует понимать не наличие в требовании специальных терминов, используемых в определенных отраслях, а собственно такое содержание требования, которое ограничивает возможность применения требования в любой отрасли в связи с исключительной целесообразностью его применения в одной или нескольких отраслях.

— Представляет интерес распределение дополнительных требований по пунктам ИСО 9001:2008. Дополнительные требования распределяются неравномерно по пунктам ИСО 9001. Оценка неравномерного распределения требований по пунктам может позволить выявить наиболее критичные объекты стандартизации, требующие первоочередных мер по снижению рисков.

Результаты анализа состава и содержания дополнительных требований стандартов отраслевой направленности позволили определить и обосновать новые сферы применения требований существующих стандартов отраслевой направленности:

— при разработке новых стандартов отраслевой направленности;

— при разработке состава межотраслевых требований к СМК;

— в целях совершенствования СМК организаций.

Анализ распределения действующих стандартов отраслевой направленности в соответствии с разделами общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволил сделать вывод о том, что, несмотря на активное развитие отраслевой стандартизации в области систем менеджмента качества, для 13 из 31 разделов ОКВЭД не разработаны соответствующие стандарты отраслевой направленности. В связи с этим были выделены возможные перспективы развития стандартизации в области систем менеджмента качества по отраслевому направлению в отношении стандартов, содержащих требования.

2. Разработан методический подход к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества на основе статистического количественного анализа распределения дополнительных требований различных стандартов отраслевой направленности в соответствии с пунктами ИСО 9001 и анализа повторяемости требований различных стандартов отраслевой направленности.

В целях совершенствования СМК организаций и разработки новых стандартов в рамках диссертационного исследования был разработан методический подход к формированию дополнительных требований к СМК, который заключается в последовательном применении различных критериев отбора наиболее значимых в отношении снижения общих рисков требований существующих стандартов отраслевой направленности по результатам анализа содержания данных стандартов.

В качестве первого критерия отбора наиболее значимых требований были рассмотрены пункты ИСО 9001, к которым разработано наибольшее количество требований различных стандартов отраслевой направленности. Таким образом, требования, которые относятся к пунктам ИСО 9001, для которых разработано наибольшее число дополнительных требований, являются потенциально наиболее важными и с большей вероятностью могут снижать риски во многих отраслях экономики.

В качестве второго критерия отбора значимых в отношении снижения рисков требований была рассмотрена повторяемость требований стандартов отраслевой направленности. Требования, повторяющиеся в различных стандартах, свидетельствуют о наличии общих рисков в разных отраслях экономики и направлены на снижение этих общих рисков.

На основе выделенных критериев отбора значимых требований стандартов отраслевой направленности был сформирован следующий методический подход к данному выбору: ' «' I ' V, I vi 5 1 J. JI ' I-» 'v I 1 jj «л trii U w.

— Определение количества дополнительных требований различных стандартов отраслевой направленности к каждому пункту ИСО 9001 и выбор пунктов ИСО 9001, к которым разработано наибольшее количество требований, на основе статистического количественного анализа распределения данных требований в соответствии с пунктами ИСО 9001;

— Выбор повторяющихся требований из требований, установленных к наиболее значимым пунктам ИСО 9001, на основе анализа повторяемости требований различных стандартов отраслевой направленности.

С целью получения наиболее объективных результатов статистического анализа в качестве требования стандарта было рассмотрено положение стандарта, описывающее неделимый критерий, которому должен удовлетворять определенный объект стандартизации, и который должен быть выполнен.

Для проведения количественного анализа распределения дополнительных требований стандартов отраслевой направленности в соответствии с пунктами ИСО 9001 были выбраны девять стандартов в области СМК. По результатам анализа построена диаграмма распределения требований в соответствии с пунктами ИСО 9001. С целью выделения наиболее значимых пунктов ИСО 9001 был применен анализ Парето. Анализ диаграммы Парето показал, что наиболее значимыми для дальнейшего анализа пунктами ИСО 9001 являются пункты, к которым установлено число требований от 450 до 54. Таким образом, с целью определения значимых в отношении снижения общих рисков требований к СМК следует в первую очередь анализировать и выбирать требования из данных пунктов стандартов отраслевой направленности.

С целью отбора из наиболее значимых пунктов стандартов отраслевой направленности требований, снижающих общие риски в разных отраслях экономики, был проведен анализ повторяемости требований стандартов, которые были использованы при статистическом анализе требований. Для отбора значимых в отношении снижения рисков требований были выбраны идентичные и близкие по смыслу требования, которые повторяются в трех и более стандартах отраслевой направленности. В результате была сформирована таблица, содержащая 43 повторяющихся требований. Последовательный анализ отобранных требований может быть полезным для организаций и разработчиков стандартов с целью их включения соответственно в СМК организации и разрабатываемые стандарты.

3. Разработана методика оценки степени снижения рисков по результатам реализации требования к системе менеджмента качества на основе анализа последствий неприменения требования.

Оценка степени снижения рисков определяется на основе количественной оценки риска, связанного с качеством продукции, возникающего в случае неприменения анализируемого требования. Риск, связанный с последствиями неприменения требования, целесообразно определять с использованием причинно-следственной диаграммы на основе оценки рисков, связанных с различными элементами процесса: с технологией, оборудованием, оснасткой и инструментом, персоналом, документацией, сырьем, материалами, комплектующими, вспомогательными материалами, производственной средой, контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, энергоносителями, программными средствами.

С каждым элементом процесса может быть связано несколько неблагоприятных последствий неприменения требования. По каждому выявленному последствию неприменения требования следует оценить приоритетное число риска (OTPij), которое определяется на основе баллов значимости (Sij), вероятности возникновения (Оу), вероятности обнаружения (Dij) последствия неприменения требования, связанного с элементом процесса. С целью оценки значимости, вероятности возникновения и обнаружения последствий неприменения требования для каждого элемента процесса были установлены шкалы для выставления баллов Sij, Oij, Dij. Специалисты организаций и разработчики стандартов на основе оценки приоритетных чисел риска неприменения требования (ПЧРу) могут оценить степень снижения рисков по результатам применения требования.

В качестве первого критерия оценки степени сниэ/сения рисков рассматривается максимальное значение приоритетного числа риска (ПЧРутах) из всех значений приоритетных чисел риска для элементов процесса (ПЧРу).

Поскольку значение каждого приоритетного числа риска (ПЧРу) для каждого последствия может быть близким к установленной критической границе, при оценке степени снижения рисков целесообразно также учитывать на сколько высокими являются значения всех приоритетных чисел риска для всех элементов процесса. В связи с этим в качестве второго критерия оценки степени снилсения рисков целесообразно рассматривать среднее значение всех приоритетных чисел риска, связанных с последствиями неприменения требования для всех элементов процесса (ПЧРср.).

Оценка степени снижения рисков определяется в соответствии с матрицей принятия решения на основе значений ПЧРцтах и значений ПЧРср.

4. Предложен метод оценки трудоемкости реализации требования к системе менеджмента качества на основе оценки затрат по элементам процесса реализации требования.

Оценка трудоемкости реализации требований осуществляется на основе оценки затрат на реализацию требования. С этой целью процесс реализации требований рассматривается по основным его элементам и проводится оценка затрат для каждого элемента процесса: технологии, оборудования, оснастки и инструмента, персонала, документации, сырья, материалов, комплектующих, вспомогательных материалов, производственной среды, контрольного, измерительного и испытательного оборудования, энергоносителей, программных средств. Важно отметить, что затраты при применении требования для выделенных элементов процесса могут быть единовременными (Те1) и постоянными (Тшобщее). С целью оценки постоянных и единовременных затрат при применении требования для выделенных элементов процесса установлена десятибалльная шкала для выставления баллов затрат.

Оценка трудоемкости реализации требования рассчитывается на основе баллов общей оценки затрат на реализацию требования.

5. Разработан подход к оценке соотношения степени снижения рисков по результатам реализации требования и трудоемкости реализации требования с целью определения целесообразности применения требования в системе менеджмента качества на основе использования матрицы принятия решения.

Подход к оценке соотношения степени снижения рисков по результатам реализации требования и трудоемкости реализации требования разработан на основе применения матрицы принятия решения. В соответствии с матрицей принятия решения данная оценка определяется посредством перемножения уровней (1,2,3)) соответствующих значению степени снижения рисков (высокая, средняя, низкая), и уровней (1,2,3), соответствующих значению трудоемкости реализации требования (низкая, средняя, высокая). Полученный в матрице принятия решения балл позволяет оценить степень снижения рисков.

6. Разработано программное обеспечение для внедрения методических подходов к формированию дополнительных требований к системам менеджмента качества.

С целью сокращения трудоемкости анализа и выбора требований из различных стандартов отраслевой направленности было разработано специализированное программное обеспечение. Данное программное обеспечение разработано в приложении Microsoft Office Access и содержит базу, включающую порядка 200 повторяющихся требований из 9 стандартов отраслевой направленности на системы менеджмента качества. Требования, представленные в базе данных, упорядочены по значимости в отношении снижения общих для разных отраслей экономики рисков.

Пользователи имеют возможность просмотреть все требования из базы повторяющихся требований и выбрать любое из них для проведения анализа.

После выбора требований для анализа специалисты организаций и разработчики стандартов имеют возможность оценить степень снижения рисков, а также трудоемкость применения требования. По результатам оценки в отдельном окне появляется вывод о целесообразности или нецелесообразности включения требования в СМК организации и стандарты на СМК.

7. Проведена апробация результатов диссертационного исследования, на основании которой сделан вывод о целесообразности применения предложенных подходов к формированию дополнительных требований к СМК.

Разработанные в данной работе подходы к формированию дополнительных требований к СМК были использованы в ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ». С целью оценки эффективности применения выбранных дополнительных требований было проведено анкетирование персонала ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ», участвовавшего в реализации требований. Результаты анкетирования позволили сделать вывод об эффективности подходов к формированию дополнительных требований к СМК.

Внедрение результатов диссертационного исследования, проведенное в целях совершенствования СМК в ЦКБ РАН, ЗАО «Фармацевтическое предприятие «Оболенское», ООО «НПО «Промкомпозит», ЗАО «НеоКорм, а также при разработке ГОСТ Р 54 338−2011 «Системы менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования», ГОСТ Р 545 362 011 «Системы менеджмента качества. Межотраслевые требования», проекта ГОСТ Р «Системы менеджмента качества. Рекомендации при разработке и освоении инновационной продукции» и при экспертизе проекта межгосударственного стандарта ГОСТ «Арматура трубопроводная и приводы. Разработка, изготовление, поставка, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, утилизация. Общие требования к субъектам рыночных отношений» также позволило сделать вывод о целесообразности применения разработанных подходов для выше названных целей и эффективности реализации выбранных для использования требований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Гарант: Электронный ресурс.: справочно-правовая система.
  2. AS 9100:2009 Quality management systems Requirements for aviation, space and defense organizations (Системы менеджмента качества — Требования к организациям авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности).
  3. FAMI QS:2009 European code of practice for feed additive and premixture operators (Свод правил для производителей кормовых добавок и премиксов стран Европы).
  4. IRIS:2009 International Railway Industry Standard (Международный стандарт железнодорожной промышленности).
  5. ISO 9000:2008 Quality management systems Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь).
  6. ISO 9001:2008 Quality management systems Requirements (Системы менеджмента качества. Требования).
  7. ISO 13 485:2003 Medical devices Quality management systems — Requirements for regulatory purposes (Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования).
  8. ISO 22 000:2005 Food safety management systems Requirements for any organization in the food chain (Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции).
  9. ISO/IEC Guide 73:2002 Risk management. Vocabulary. Guidelines for use in standards (Менеджмент рисков. Словарь. Руководящие указания по использованию в стандартах).
  10. TL 9000:2009 Quality Management System Requirements Handbook (Руководство по требованиям к системе менеджмента качества).
  11. ГОСТ 1.1−2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
  12. ГОСТ 27.310−95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения.
  13. ГОСТ Р 51 814.2−2001 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов.
  14. ГОСТР 51 897−2002 Менеджмент риска. Термины и определения.
  15. ГОСТ Р 52 380.1−2005 Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс.
  16. ГОСТ Р 52 380.2−2005 Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения оценки и отказов.
  17. ГОСТ Р 54 338−2011 Системы менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования.
  18. ГОСТ Р 54 536−2011 Системы менеджмента качества. Межотраслевые требования.
  19. ГОСТ Р ИСО 9000−2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  20. ГОСТ Р ИСО 9001−2008 Системы менеджмента качества. Требования.
  21. ГОСТ Р ИСО 10 014−2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества.
  22. ГОСТ Р ИСО 13 485−2004 Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования.
  23. ГОСТ Р ИСО 22 000−2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.
  24. ГОСТ Р ИСО/ТУ 16 949−2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.
  25. ГОСТ Р ИСО/ТУ 29 001−2007 Менеджмент организации. Требования к системам менеджмента качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности.
  26. Проект ГОСТ Арматура трубопроводная и приводы. Разработка, изготовление, поставка, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, утилизация. Общие требования к субъектам рыночных отношений.
  27. Проект ГОСТ Р Системы менеджмента качества. Рекомендации при разработке и освоении инновационной продукции.
  28. РК СМК-4.2.2−01−2012 Система менеджмента качества. Руководство по качеству Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ».
  29. Ю.П., Щепетова С. Е. Расчет себестоимости, основанный на деятельности // Методы менеджмента качества. 2002 — № 9. — С. 4−8.
  30. C.JI. Для всех или для отрасли? // Стандарты и качество. 2006. -№ 11. -С. 26−29.
  31. А.Н., Версан В. Г., Гутник С .Я. и др. Опыт внедрения систем управления качеством в отраслях промышленности: Обзорная информация. М.: Госстандарт, ВНИИС, ВНИИКИ, 1977. — 60 с.
  32. Н.В., Бакштеева H.A. Особенности построения и оценки интегрированных систем менеджмента с учетом бизнес-рисков // Стандарты и качество. 2009. — № 12.
  33. И.З., Белов Е. В., Версан В. Г. Техническое регулирование: Учебник / Под ред. В. Г. Версана, Г. И. Элькина. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 678 с.
  34. Ю. В. Показатели процесса в СМК // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — № 1. — С. 92−94.
  35. И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 2006. 192 с.
  36. Т., Шеппир У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься. Пер. с англ. М.: ИД «Вильянс», 2003.
  37. В.Я. Системы управления и их эволюция // Стандарты и качество. -2007.-№ 4.-С. 16−19.
  38. А.И. Системе бездефектного труда силу закона // Стандарты и качество. -1967.-№ 4.-45 с.
  39. Большой экономический словарь: 24 800 терм. / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-ое изд., доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  40. В. В. Эффективность производства, стандарты и качество // Стандарты и качество. 1977. — № 11. — С. 3−8.
  41. .З., Бунин Г. П. Формирование методологии стандартизации как науки // Стандарты и качество. 2012. — № 2. — С. 56−59.
  42. В.Г. Стандарт ИСО 9001: его роль в стандартах ИСО 9000 версии 2008 года // Стандарты и качество. 2006. — № 7. — С. 66−68.
  43. В.Г. К позиции России по развитию стандартов ИСО серии 9000: Тезисы к выступлению на НТС 2009- 4 с.
  44. В.Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода // Стандарты и качество. 2009. — № 3. — С.78−83.
  45. В.Г., Чайка И. И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988. 104 с.
  46. В.И. Стандарты могут выполнять роль моделей поведения только при условии их периодической актуализации: Интервью // Методы менеджмента качества. 2009. — № 6.
  47. В.И. Системы менеджмента новые горизонты // Сертификация. — 2010. -№ 2.
  48. В.И., Екатеринин М. В. Разработка национального межотраслевого стандарта с дополнительными требованиями к системам менеджмента качества // Стандарты и качество. 2011. — № 9. — С. 30−33.
  49. В.И., Екатеринин М. В. Национальные стандарты на системы менеджмента для организаций, выпускающих нанопродукцию: успешная апробация // Сертификация. 2011. — № 3. — С. 12−14.
  50. В.И., Екатеринин M.B. О разработке национального стандарта на системы энергетического менеджмента // Сертификация. 2012. — № 2. — С. 2−5.
  51. В.И., Курицына В. В., Сульповар Л. Б. Комплексные системы управления качеством в сфере обслуживания: Обзорная информация. -М.: ВНИИКИ, 1983. — 56 с.
  52. A.B. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ, 1998. -356 с.
  53. A.B. КС УКП, ИСО 9000 и TQM вехи мирового опыта управления качеством продукции. // Стандарты и качество. — 2001. — № 5−6. — С. 80−86.
  54. A.B., Круглов М. И., Крыжановский И. Д., Лосицкий О. Г. Принципы построения системы управления качеством продукции на базе стандартизации // Стандарты и качество. 1975. — № 9. — С. 29.
  55. Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2001.
  56. В.Г. Системы качества от Петра I до XXI века. 2005. — 164 с.
  57. С .Я., Спиваковская H.H., Коптев Е. Ф. и др. Опыт промышленных министерств по разработке и внедрению отраслевых систем управления качеством продукции: обзорная информация. -М.: ВНИИКИ, 1983. 56 с.
  58. Д.С., Балашов О. В. Затраты на качество и их влияние на финансовые показатели предприятия: Ученые записки СПбГУЭФ. С-Петербург: Изд-во СпбГУЭФ, 2000. — с. 67−69.
  59. Э. Выход из кризиса. Тверь: «Альба», 1994. — 498 с.
  60. Дж. М. Все о качестве: зарубежный опыт. Вып. 2. Высший уровень руководства и качество. М., 1996.
  61. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: «Уильяме», 2000. — 272 с.
  62. .А. Передовому опыту силу закона // Стандарты и качество. -1965.-№ 1.-45 с.
  63. Г. Н. Перспективы включения аспектов менеджмента рисков в семейство стандартов ISO серии 9000 // Мир стандартов. 2009. — № 10.
  64. М.М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
  65. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация // Стандарты и качество. 1977. -№ 8.-С. 27−29.
  66. P.M. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002. — 192 с.
  67. JI.A. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой // Методы менеджмента качества. -2001. -№ 10. С. 12−18.
  68. Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция по TQM // Стандарты и качество. 1997. — № 4. — С. 76−80.
  69. Т. Кризис в стандартизации СМК должен быть преодолен // Стандарты и качество. 2009. — № 9. — С. 78−79.
  70. Т., Ватсон Т., Кондю Ё., Ватсон Г. / пер. с англ. Раскина А. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 280 с.
  71. И.Б., Родина O.A. Оценка экономической эффективности внедрения системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 2002. — № 7. -С. 9−13.
  72. Ю.А., Хачатуров А. Е. Экономические аспекты систем качества // Методы менеджмента качества. 2001. — № 5.
  73. Н.И. Анализ рисков предприятий, связанных с качеством продукции // Качество науки — качество жизни: сб. науч. ст. / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2005. — с. 167−171.
  74. Т.И. Управление затратами на качество продукции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 135 с.
  75. Т.И. Процессная модель управления затратами в системе менеджмента качества: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 48 с.
  76. Д.С. Экономика качества продукции. М.: Экономика, 1972. — 255 с.
  77. С. и др. Экспертные оценки затрат на качество // Стандарты и качество.-2001.-№ 7−8.-С. 79−81.
  78. Ю.А. Отраслевая система управления качеством промышленной продукции // Стандарты и качество. 1974. — № 11. — 48 с.
  79. И.В., Курдюк Н. И. Порядок приемки и регистрации отраслевых систем управления качеством в Белорусской ССР // Стандарты и качество. -1982.-№ 1.-С. 50−51.
  80. Р. Взгляд на стандартизацию в историческом аспекте // Стандарты и качество. 2000. — № 9. — С. 40−43.
  81. В.А., Зубков IO.IL Отраслевые производные стандарты ИСО 9001 // Компетентность. 2007. — № 9−10. — С. 54−63.
  82. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: ОК 029−2007 (КДЕС Ред. 1.1): утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст//Гарант: Электронный ресурс.: справочно-правовая система.
  83. В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и менеджмента качества. Спб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2007. — 216 с.
  84. В. В. Менеджмент качества: в 2 т. Учебник. СПб.: Наука, 2007. -Т.1.-505 е.- Т.2. — 654 с.
  85. В.В. Эволюция качества. Монография. СПб.: Наука, 2008. — 744 с.
  86. В.В. Экономика качества. Монография. СПб.: Наука, 2011.
  87. И.Г. Организация менеджмента качества в отраслях экономики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 76 с.
  88. От ИСО 9000 к международным отраслевым стандартам на менеджмент качества // Сертификация. 2003. — № 2. — С. 24−27.
  89. Официальный сайт Австралийской ассоциации стандартов (Standards Australia): www.standards.org.au.
  90. Официальный сайт Американского национального института стандартов (American National Standards Institute): www.ansi.org.
  91. Официальный сайт Британского института стандартов (British Standards Institution): www.bsigroup.com.
  92. Официальный сайт Итальянской национальной организации по стандартизации (Ente Nazionale Italiano di Unificazione): www.uni.com.
  93. Официальный сайт Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization): www.iso.org.
  94. Официальный сайт Немецкого института стандартов (Deutsches Institut fiir Normung): www.din.de.
  95. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СтандартИнформ»): www.standards.ru.
  96. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: www.gost.ru.
  97. С.М., Адлер Ю. П., Загребельный В. Н. Англо-русский словарь по менеджменту качества и оценке соответствия. 15 000 терминов. / Под ред. кандидата экономических наук И. И. Чайки. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.-352 с.
  98. C.B. Управление качеством продукции. Инструменты иметоды менеджмента качества: учебное пособие / C.B. Пономарев, C.B.
  99. , В.Я. Белобрагин и др. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 248 с.
  100. C.B., Трофимов A.B. Управление качеством продукции: учет затрат на качество: учебно метод, пособие. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 48 с.
  101. Программа разработки национальных стандартов на 2010 год // STAND ARD.GOST.RU: информационный портал по стандартизации. URL: http://standard.gost.ru/wps/portal/pages.standardizationplan2010 (дата обращения: 22.02.2012).
  102. Разработка стандартов и сводов правил как доказательной базы технических регламентов. Рекомендации по выбору процессов, влияющих на выполнение обязательных требований к продукции, и установлению требований к ним. М.: ВНИИС. — 2008. — 15 с.
  103. K.M., Скрипко JI.E. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество. 1997. — № 3. — С. 49−51.
  104. K.M., Чайка В. А. Механизм непрерывного улучшения // Стандарты и качество. 2006. — № 1. — С. 80т85.
  105. Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие Таганрог: Изд-воТРТУ, 2004.-174 с.
  106. Г., Михеева С, Сурсяков В., Басаргин В. Методический подход к оценке затрат на качество // Стандарты и качество. 2004. — № 7. С. 58−60.
  107. А.Н., Лопаткин Ю. В., Павловский В. В. Комплексная система управления качеством продукции в отрасли приборостроения. М.: Заоч. ин-т повышения квалификации ИТР Центр, правл. НТО приборпром, 1980. -56 с.
  108. Т.Ф., Ярошенко А. И., Бакаев В. И. Система КАНАРПСИ -гарантия высокого качества. -М.: Издательство стандартов, 1968. 147 с.
  109. JI.E. Экономическое управление качеством: теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. — 203 с.
  110. Статистические методы повышения качества / Под ред. Хитоси Кумэ. -М.: Финансы и статистика, 1990. 76 с.
  111. О.В. Стандартизация требует научного подхода // Стандарты и качество. 2012. — № 2. — С. 46−49.
  112. Управление качеством продукции: Справочник / Под ред. В. В. Бойцова, А. В. Гличева. М.: Издательство стандартов, 1985. — 464 с.
  113. А., Арманд В. Контроль качества продукции / Авт. предисл. науч. ред. A.B. Гличев- Сокр. пер. с англ. Л. И. Павлова и др. М.: Экономика, 1986.-471 с.
  114. Дж. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Авт. вступ. ст. и науч. ред. Л. А. Конарева. М.: Экономика, 1990.-272 с.
  115. И.И. Новое в стандартах ИСО серии 9000 и некоторые кризисные моменты в стандартизации систем менеджмента качества // Стандарты и качество. 2007. — № 11. — С. 30−34.
  116. И.И., Галеев В. И., Аванесов Е. К. Вглядываясь в будущее ИСО 9001 // Стандарты и качество. 2012. — № 2. — С. 82−85.
  117. И.И., Пенькова Т. Н. ВНИИС: от КС УКП до ИСО 9000 // Сертификация. 2005. — № 2. — С. 8−12.
  118. М. Отраслевая политика ИСО / ТК 176 // ИСО 9000+14 000+: Ежемесячное приложение к журналу «Стандарты и качество». 2006. — № 1.
  119. А.П. Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества: перспективы развития // Стандарты и качество. 2006. — № 5. — С. 62−64.
  120. В.Е. К вопросу определения результативности и эффективности системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 2004. — № 6. -С. 4−8.
  121. Экономика качества. Основные принципы и их применение / под ред. Дж. Кампанеллы- пер с англ. А. Раскина- науч. ред. Ю. П. Адлер и С. Е. Щепетова. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 232 с.
  122. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под. ред. проф. В .Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -608 с.
  123. Экономика предприятия. / Под ред. А. Е. Карлика. М.: ИНФРА-М, 2001. -232 с.
  124. Экономика предприятия. / Под ред. проф. H.A. Сафронова. М.: Юристъ, 2002. — 608 с.
  125. Design Specification for an Amendment to ISO 9001:2000: ISO/ТС 176/SC 2/N 730 // WWW. TC176.ORG: официальный сайт ИСО/ТК 176.
  126. Guidance and criteria for the development of documents to meet the needs of specific product and industry/economic sectors: ISO/TC 176 N845 // WWW. TC176.ORG: официальный сайт ИСО/ТК 176.
  127. Ishikawa К. Guide to Quality Control. Asian Productivity Organization. Tokyo, 1976.
  128. List of ISO 9001 Sector Applications: ISO/TC 176 № 881R3 // WWW. TC176.ORG: официальный сайт ИСО/ТК. 176.
  129. Norris L. The Pros and Cons of Sector-Specific Standards Paperwork nightmare, or increased benefits? // Quality Progress. 1999.
  130. Robitaille D. The future of ISO 9001. // Quality Digest. 2008.
  131. Role of standards: A guide for small and medium-sized enterprises. Working Paper. United Nations Industrial Development Organization. Vienna, 2006.
  132. Status of the ISO 9000 Family of Standards: ISO/TC 176 N817R8 // WWW. TC176.ORG: официальный сайт ИСО/ТК 176.
  133. The ISO Survey of Certifications, 2010.
  134. Verman L. Standardization, a new discipline. // Affiliated East-West Press. -1973.
Заполнить форму текущей работой